Тихеева развитие речи детей читать. Детская речь от рождения до школы и способы её развития

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Н. В. Новоторцева Развитие речи детей 2 - (формат: 60x90/16, 220 стр.) 1997
    270 бумажная книга
    Развитие речи детей дошкольного возраста Развитие речи детей дошкольного возраста - Просвещение, (формат: 60x90/16, 220 стр.) 1979
    180 бумажная книга
    Ушакова О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. Пособие для дошкольника Развитие речи детей 6-7 лет. Пособие для дошкольника - (формат: 60x90/16, 220 стр.) 2016
    136 бумажная книга
    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет. Методическое пособие Развитие речи детей 3-4 лет. Методическое пособие - (формат: 60x90/16, 220 стр.) 2016
    214 бумажная книга
    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты образовательной деятельности. Игры и упражнения. Методическое пособие Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты образовательной деятельности. Игры и упражнения. Методическое пособие - (формат: 60x90/16, 220 стр.) 2016
    214 бумажная книга
    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Дидактические материалы Развитие речи детей 4-5 лет. Дидактические материалы - (формат: 60x90/16, 220 стр.) 2016
    146 бумажная книга
    Бутусова Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. Учебно-методическое пособие Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. Учебно-методическое пособие. Предназначено логопедам и педагогам ДОУ - Детство-Пресс, (формат: Твердая глянцевая, 304 стр.) 2012
    414 бумажная книга
    Громова О.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Часть 1. Осень-зима. Демонстрационный материал. ФГОС ДО 2018
    248 бумажная книга
    Громова О.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Часть 3. Весна-лето. Демонстрационный материал. ФГОС ДО Предлагаем вашему вниманию комплект пособий, предназначенных для проведения занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста и закрепления лексического материала в ходе индивидуальных… - Сфера, (формат: Твердая глянцевая, 304 стр.) Беседы по картинкам. Демонстрационный материал 2018
    248 бумажная книга
    Соломатина Г., Рукавишникова Е. Развитие речи детей 5-6 лет. Часть 1. Демонстрационный материал. 16 рисунков Вашему вниманию предлагается демонстрационный материал "Беседы по картинкам. Развитие речи детей 5-6 лет. Часть 1" - ТЦ Сфера, (формат: Картон, стр.) 2018
    282 бумажная книга
    О. С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации Пособие предлагает примерный вариант планирования работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время. Состоит пособие из четырех разделов: "Воспитание звуковой… - Сфера, (формат: 60x90/16, 176 стр.) Детский сад с любовью 2009
    57 бумажная книга
    Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности… - Сфера, Развиваем речь 2017
    233 бумажная книга
    Развитие речи детей 5-7 лет 2014
    119 бумажная книга
    Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. ФГОС ДО Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности… - Сфера, (формат: 60x90/16, 272 стр.) Развиваем речь 2019
    205 бумажная книга
    Ушакова О. Развитие речи детей 5-7 лет Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности… - ТЦ Сфера, (формат: Мягкая бумажная, 272 стр.) Психомоторика: cловарь-справочник

    РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ - (англ. memory development) происходит в связи с общим развитием ребенка. Уже на 1 м мес жизни обнаруживаются условные рефлексы, в которых закрепляются еще в нерасчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные… …

    Соц. поведение занимает в жизни людей наиважнейшее место, и потому его развитие требует внимания. Соц. поведение включает не только взаимодействие чел. с др. людьми, но и с миром вещей, к рые приобрели свое смысловое значение и статус благодаря… … Психологическая энциклопедия

    развитие психическое: отклонение - неадекватное формирование психологического опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или поражениями системы нервной центральной (отсталость умственная, задержки развития психического, нарушения… … Большая психологическая энциклопедия

    развитие детей двигательное - (развитие движений ребенка, двигательное развитие ребенка) процесс качественного видоизменения системы движений ребенка по мере его роста и накопления индивидуального опыта. В момент рождения ребенок не имеет вполне готовых механизмов… … Большая психологическая энциклопедия

    развитие психическое: задержка - парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом. Причинами задержки развития психического могут … Большая психологическая энциклопедия

    Развитие интеллектуальной сферы - Одна из важнейших задач школы развитие интеллектуальной сферы. При этом надо занять ум чем то интересным и направить энергию на созидание, а не на разрушение. Интеллектуальные умения включают в себя: развитие мышления (логического, критического,… … Энциклопедия педагогических технологий

    Речи развитие - процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. Первый этап довербальный. Это первый год жизни ребенка. Хотя ребенок еще не умеет говорить, в этот период складываются… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Речи нарушения - разл. отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо распад уже сложившейся речи. Р.н. возникают под влиянием многообразных причин органического и/или функц. характера, имеющих врожденную или приобретенную природу и связанных с … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

    К. Д. Ушинский

    ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ДЕТСКОГО САДА

    Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

    „Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры.

    Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов жизни.

    Способность членораздельной речи является одним изнаиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

    Роль речи в умственном развитии ребенка, единство сенсорного и лингвистического воспитания.

    Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством н их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

    Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.

    Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли.

    Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представление, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.

    Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств - из окружающего его вещественного мира.

    Материал с сайта pedlib.ru

    Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью.

    Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить.

    Ребенок родится с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:

    1) новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;

    2) у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;

    3) ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;

    4) речь связана с проявлениями мышления и обусловлена ими;

    5) язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.

    Руководство развитием речи детей должно вестись в этих направлениях. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился.

    Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи - накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения по возможности совершенными формами структуры речи; надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно развивающаяся речь будет облекаться мыслью, и мысль будет питать язык. В этих направлениях должна развертываться вся методика по развитию речи, начиная со дня рождения ребенка.

    Подробней pedlib.ru

    Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . – М.: Просвещение, 1981

    Всесторонняя подготовка к основательному знанию языка проходит постепенно. У самых маленьких детей - через наблюдение вещественных предметов, созерцание внешнего мира далее через наблюдение предметов и языка в неразрывном единении. Это та ступень, про которую Фребель сказал, что «слово, как нечто противоположное внешности, должно постоянно наподобие тени следовать за внешним обликом, чтобы способствовать прочному усвоению этого облика внутренним миром, а равно и органами внешних чувств ребенка».

    И наконец, ступень, на которой предполагается, что ребенок овладел уже речью настолько, что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему обращенную речь, язык фигурирует уже без непосредственной связи с окружающим его, внешним миром, а опирается уже и на представления, ранее приобретённые и отвлеченные. На этой ступени, которая начинается приблизительно на третьем году жизни ребенка, выступает во всем значении и силе новый фактор духовного развития детей - живое слово, опирающееся на сформировавшийся уже к тому времени достаточно сложный мир их внутренних восприятий.

    Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием «занятия по живому слову» подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим:

    Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . – М.: Просвещение, 1981

    Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении - таковы требования, которые должны быть предъявлены к воспитателю.

    Ощущения и восприятия - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств - орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль.

    Правильное восприятие предметов является глазной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

    Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.

    Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком найдет свое словесное выражение; обеспечить этот процесс, ему содействовать- основная цель школы речи.

    Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова. От пустых слов мы должны оберегать детей всеми мерами.

    Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять.

    Подробней на сайте pedlib.ru

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Е. И. ТИХЕЕВОЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Е. И. ТИХЕЕВОЙ - раздел Педагогика, Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) Была Талантливым Педагогом И Крупным О...

    Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России.

    Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихе-евой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.

    Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь “Русская грамота”, а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.

    В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом “Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания”.

    Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

    В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой “домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы.

    Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории “свободного воспитания и “новой свободной школы”. В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, “потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся”.

    В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914) , доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания.

    В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа. -

    Развернуть

    Конец работы -

    ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Е. И. ТИХЕЕВОЙ

    Источник allrefs.net

    Развитие речи детей

    Развитие речи детей - раздел Педагогика, ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Центральное Место В Педагогической Теории Е. И: Тихеевой Занимает Методика Ра...

    Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время.

    В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой “Родная речь и пути ее развития”. Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.

    Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К. Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом.

    Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: “Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа... Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека”. Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что “на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания”.

    Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: “Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности.

    Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: “Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное-говорить медленно, ясно и громко”. Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей.

    У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева,- это детский сад, который “по возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более широких условиях общественности все методические приемы.... “Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду”,- писала она.

    Опираясь на знание языка, полученное детьми в семье, воспитательница в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: “Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме.

    Е. И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи.

    Одним из методов обучения детей родному языку Е. И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово. Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно.

    В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей.

    Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время.

    В 1937 г. она издала книгу “Развитие речи дошкольника”

    Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду нс утратили своей ценности и в наше время.

    Развернуть

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

    А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие речи детей

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Подробней allrefs.net

    Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . – М.: Просвещение, 1981

    Ребенок придет к нему со всеми своими радостями и горестями, расскажет обо всем пережитом, виденном и слышанном, покажет что угодно, каждое творение рук своих: работу, рисунок, и опытный воспитатель отнесется ко всему с любовным интересом, использует все в естественной беседе, полной для обеих сторон захватывающего интереса, в целях развития духовных сил и неразрывно с ними связанного языка ребенка. Такой умный и вдумчивый воспитатель не разовьет ни в ком наклонности к пустой бессодержательной болтовне. Речь, из жизни рождающаяся, служит целям жизни прежде всего, а такое служение не является ли основой и целью всякого воспитания?

    СВЯЗЬ РЕЧИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

    Творческая деятельность ребенка проявляется прежде всего в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра - первая ступень трудового воспитания.

    Игра и труд, протекающие в коллективе, предоставляют исключительна благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой.

    Неисчислимы те знания, умения, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка.

    Самодеятельность в области языка детей ни в чем не проявляется так ярко и интенсивно, как в игре и через игру - в труде. К организации игры и изобразительной деятельности детей главным образом сводятся методические мероприятия по развитию языка детей дошкольного возраста.

    Забота эта должна предусматривать интересы организации обоих основных разделов игры - игр самостоятельных и игр дидактических, организованных. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства игрой, виды и формы вмешательства в нее должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.

    Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . – М.: Просвещение, 1981

    Овощи, плоды, грибы и т. п.

    Орудия труда.

    Дидактические игры с мелкими игрушками ведутся главным образом с детьми младшего и среднего возраста. Они предусматриваются недельным планом. Педагог заранее намечает игрушки для очередного занятия и метод ведения этого занятия.

    Личным участием в игре, своим примером он вводит детей в понимание того, чего от них ждут.

    В основу всех видов занятий по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Но есть дети, которые еще не говорят.

    Игры и занятия с такими детьми содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов и ведутся соответствующим образом. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи.

    Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. А потому совет «веди счет словам своим» должен быть продуман: педагог не должен произносить лишних, ненужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обусловливающего развитие их собственной активной речи.

    Рекомендуемые нами игры и занятия преследуют не только цель развития речи детей. Значение их шире. Живое участие в них нескольких детей дисциплинирует, развивает коллективистические навыки; упражняются память, внимание, воля.

    Дети запоминают и усваивают быстро, но при условии сосредоточенного внимания. По существу их внимание слабо, неустойчиво, его надо воспитывать. В игре внимание детей сосредоточивается на определенном предмете приемами, поддерживающими интерес и активность.

    Играя с ребенком, мы заставляем его «учиться» при себе, руководим его учением. Если дети деятельны, подвижны, непринужденно спрашивают и отвечают на обращенные к ним вопросы, интерес их поддерживается и они не утомляются.

    Материал с сайта pedlib.ru

    Тихеева Елизавета Ивановна - Сайт программы Детство и кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена

    Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943)

    Известный талантливый педагог и крупный общественный деятель в области просвещения и образования, один из первых специалистов по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада и заведующая кафедрой при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена.

    Тихеева Е. И. стояла у истоков оформления педагогики дошкольного детства, теории и методики дошкольного воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего учреждения и других детских садов России и других стран мира.

    I. ВЕХИ ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ. Биоргафия. Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля 1867 года в городе Ковно (ныне это город Каунас, Литва) на территории Российской империи.

    Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в . на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.

    В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию . Неутомимый пропагандист идей дошкольного воспитания Е.

    И. Тихеева с 1913 по 1917 год занимала пост вице-президента Общества содействия дошкольному воспитанию, работает председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

    Благодаря ее усилиям состоялся 1 Всероссийский съезд по семейному воспитанию (1913 год) , где она выступила с резкой критикой существующей системы воспитания, призывала к ее рациональной постановке начиная с дошкольного периода. В годы первой мировой войны возглавляемое ею общество открывает детские очаги и площадки, курсы по подготовке воспитателей.

    В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах.

    Е. И. Тихеева, как и некоторые другие педагоги, не сразу приняла идеи социалистической революции, но, увлеченная деятельностью Советского государства в близкой ей области воспитания, она одной из первых откликнулась на призыв Наркомпроса и приняла активное участие в строительстве советской системы дошкольного воспитания. После октябрьских событий 1917 года Е. И. Тихееву привлекают к работе дошкольного отдела Наркомпроса.

    В 1920 - 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования (затем Ленинградского государственного педагогического института) , где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928) .

    В 30-40-е годы работая в ПИДО, вела активную преподавательскую деятельность как со студентами, так и с педагогами детских садов Петрограда-Ленинграда, заведовала кафедрой. Кафедра ПИДО, возглавляемая проф. Е. И. Тихеевой, обеспечивала курсы по организации дошкольного воспитания: «Современный Петроградский детский сад» или детский сад по методу Е. И. Тихеевой.

    В предвоенные годы активно разрабатывала вопросы воспитания и развития ребенка раннего возраста.

    Е. И. Тихеева умерла в блокадном Ленинграде в 1943 году .

    II. КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИСоздала целостную педагогическую систему дошкольного образования и воспитания детей. Разработала авторскую концепцию организации «современного петроградского детского сада».

    Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе .

    Е. И. Тихеева считала, что детский сад должен быть «подобием семьи» , что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, «семейные» отношения.

    По мысли Елизаветы Ивановны: в детском саду дети должны жить полной жизнью, и воспитательнице следует поддерживать у них радостное настроение.

    Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. Методика развития речи и мышления детей основывалась на систематических занятиях с использованием лексических упражнений, живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства.

    В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника». Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду не утратили своей ценности и в наше время.

    ? Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания развитие у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка. Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей.

    Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы.

    Оборудование дидактической куклы Е. И. Тихеевой (кукла, мебель, посуда, одежда, постельные принадлежности и т.д.) на протяжении полувека использовалось в отечественных детских садах для организации игр-занятий с дошкольниками. Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю .

    Тихеева разработала метод «игры-труда» , в котором обосновывалась взаимосвязь этих видов деятельности. Технология его реализации в детском саду потребовала создания для детей «кухни», «прачечной». «столярной и слесарной мастерской» и пр., основу самобытного оснащения этих уголков составляли мебель и оборудование «под рост ребенка».

    Важное значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы .

    «Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы,- писала она. - Каждый детский сад должен иметь садик или хотя бы двор. Нужно организовать выращивание цветов, овощей, уход за птицами, животными, завести аквариумы и террариумы.

    Эти работы и занятия, сопровождающиеся поучительными беседами, способствуют уточнению и расширению кругозора детей. В ознакомлении детей с природой и ее явлениями большую роль играют прогулки-экскурсии. Они должны заранее намечаться и методически разрабатываться воспитательницей детского сада»

    III. НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ.Научное наследие Е. И. Тихеевой составляют: 15 монографий, 30 работ учебно-методической и воспитательной направленности, 50 статей в периодических изданиях.

    В них впервые обосновывались идеи организации вариативной системы отечественного дошкольного образования с учетом как российского, так и европейского опыта.

    Основные работы:

    Букварь «Русская грамота»;1905 г.

    «Современный детский сад, его значение и оборудование», С.-Петербург, 1914.

    «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, 1928.

    «Родная речь и пути к ее развитию», СПБ, 1913.

    Е. И. Тихеева «Развитие речи дошкольника», Ленинград - Москва, 1937.

    Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) » Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.

    Игры и занятия малых детей. Пособие для работников городских и колхозных детских садов и яслей. М.-Л.

    Учпедгиз. 1935г.

    Игры и занятия малых детей. 2-е изд. М., Просвещение, 1965.

    Книга Е. И. Тихеевой «Современный детский сад, его значение и оборудование» , в которой изложена ее теория дошкольного воспитания, заканчивается приложением справочного характера по организации и оборудованию детского сада. Книга Тихеевой получила большое распространение еще в дореволюционной России (выходила в двух изданиях) , после Великой Октябрьской социалистической революции она была переработана автором и служила учебным пособием для практических работников и учащихся педагогических учебных заведений.

    В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника» , которая многократно переиздавалась и была основным источником для обучения студентов в педагогических училищах и колледжах вплоть до самого последнего времени.

    Идеи имеющие сегодня особое значение:

    В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика - словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. «Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели - стройному развитию всех способностей ребенка».

    Тихеева подчеркивала, что детский сад ценен не только тем, что служит делу воспитания и обучения детей дошкольного возраста: он является в то же время местом пропаганды передовых идей по дошкольному воспитанию, “лабораторией мыслей и теории”, в которой могут учиться все, кто интересуется дошкольными вопросами. Она рекомендовала при детских садах проводить беседы по дошкольному воспитанию с родителями, устраивать периодические выставки детских работ.

    Е. И. Тихеева говорила, что воспитателям детских садов нужна специальная широкая педагогическая подготовка, которая должна включать в возможно полном объеме все научные дисциплины, без знания которых невозможно заниматься изучением и воспитанием ребенка. Нужно широкое общее образование, чтобы воспитатель мог отвечать на различные детские вопросы, удовлетворять их запросы и интересы. Такую подготовку могут обеспечить лишь специальные государственные и общественные педагогические учебные заведения.

    «Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста»

    Подготовила: воспитатель

    Черных Валентина Михайловна

    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………….3

    Глава 1. Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………….4

    Заключение……………………………………………………………………….13

    Список литературы………………………………………………………………14

    Введение

    Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

    Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

    На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.

    Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. Е. И. Тихеева, посетившая в 1913 г. дома ребенка в Италии, весьма критически относилась к этому методу за его отсутствие внимания к родному языку, к роли языка как средства социального воспитания, к влиянию речи окружающих, противопоставляя ему метод воспитания, развития речи и мышления на естественном материале, на ознакомлении с природой и окружающей жизнью. Методы развития речи по системе Монтессори Тихеева считала искусственными, далекими от интересов детей.

    Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста

    В настоящее время в связи с поисками новых путей организации дошкольных учреждений, содержания и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори.

    Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.

    Е. И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже впервые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

    Первые публикации Тихеевой касались детского чтения, роли родного языка, методики обучения грамоте детей в школе, а с 1913 г. стали выходить статьи и книги по вопросам речевого развития дошкольников: «Родная речь и пути к ее развитию» , «Несколько слов о развитии речи детей» , «Культура речи» и др., в которых она обсуждает роль родного языка в воспитании, вопросы создания условий для речевого развития, соответствия речи взрослых пониманию ребенка и др.

    Много лет Е. И. Тихеева преподавала курс методики развития речи детей в Педагогическом институте дошкольного образования (позднее Педагогический институт им. А.И.Герцена) и одновременно руководила базовым детским садом (Современный петроградский детский сад, или Детский сад по методу Е.И.Тихеевой), где создавала и проверяла вместе с коллективом педагогов систему работы по развитию речи детей. Результаты этой работы нашли отражение в книге «Развитие речи дошкольника» (1937).

    Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

    Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка; руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни; обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников; развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.

    Е.И.Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.

    Е.И.Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка (См. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.)

    Е.И.Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.

    Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного возраста, а также словарные упражнения для детей 5 – 7 лет.

    Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала (по «живому слову»), в словарных упражнениях.

    Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.

    Большой вклад Тихеева внесла в становление методики как учебной дисциплины. Разработанная ею система речевого развития детей нашла отражение в программе курса «Развитие речи в дошкольном возрасте» для студентов . Большое внимание в программе уделяется теоретическому обоснованию проблем развития речи, анализу методической теории и практики.

    Взгляды Е.И.Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой и широко используются в отечественной системе дошкольного воспитания. Работы Е. И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы.

    Е.И. Тихеева ставит перед детским садом актуальную и сложную задачу – создать условия для интенсивного развития всех способностей детей, в том числе и способности, владеть речью.

    Е. И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению педагога, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и языку – план – программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.

    Е. И. Тихеева внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основы методики развития речи детей, разработанные ею, представлены в книге «Развитие речи детей» (1961 г.), и сегодня не утратили своей актуальности.

    Развитие речи детей Е. И. Тихеева тесно связывала с сенсорными умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития детей первых трех лет жизни, определила основные условия речевого развития маленьких детей:

      индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их интересов;

      постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;

      развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия внимания);

      стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;

      создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);

      планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;

      грамотная, правильная речь воспитателя;

      использование игры как основного средства развития речи;

      поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;

      помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.

    Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:

      грамотность, соответствие литературным нормам;

      культура речи, вежливость, этика;

      соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;

      соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;

      точность, ясность, простота речи;

      эмоциональность, выразительность речи;

      не допускаются ярко выраженные недостатки речи.

    Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.

    Е. И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, он называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово – понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (экскурсии в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа – комментарий воспитателя.

    Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложила серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать).

    Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд».

    Дидактические игры – занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Ею разработаны следующие варианты и методы проведения игр:

    * номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);

    * описание предмета;

    * сравнение предметов;

    * составление и отгадывание загадок о предмете;

    * нахождение игрушки по стихотворению;

    * составление фраз об игрушках;

    * составление рассказов по игрушкам, наборов игрушек.

    От игр с игрушками педагог рекомендовала переходить к рассматриванию картин. Большую роль картины играют в развитии способностей к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения), речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинками, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).

    Своеобразием отличаются занятия по «живому слову», разработанные Е. И. Тихеевой. К ним относятся:

    Разговор с детьми;

    Беседа;

    Поручения и задания;

    Рассказывание;

    Чтение;

    составление письма;

    заучивание стихотворений.

    Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.)

    Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.

    Большое значение в развитии речи, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой, она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, П.П Ершова, стихи В. А. Жуковского, А. А. Фета, Н. А. Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.

    Рекомендации Е. И. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используют по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.

    Заключение

    Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.

    Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

    Список литературы

      Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 412с.

      История педагогики: Учеб. пособие для пед. институтов/ под ред. М.Ф. Шабаевой. - М.: Просвещение, 1981. - 367 с.
      Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей детских садов / под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159с.

      Тихеева Е.И. Несколько слов о развитии речи детей. // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. высшее пед. учеб. заведений/ сост. П.А. Лебедев. - М.: Академия, 2001. - С. 360-362.

      Тихеева Е.И. Родной язык в семье и школе. // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Академия, 2001. - С. 352-354.
      Тихеева Е.И Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Изд.4. - М., 1972, - с. 212

    1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.24.

    2. Тихеева Е.И. Родной язык в семье и школе. // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Академия, 2001. - С. 352-354

    3. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: дис. док.пед.наук. –М., 1996.

    4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240с.

      Ушинский К.Д. Родное слово. // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Академия, 2001. - С. 348-352.

    1. Вклад Е.И. Тихеевой в создание программы речевого развития дошкольников.

    2. Условия развития речи детей раннего возраста.

    3. Задачи, содержание и методы работы по развитию речи детей в детском саду.

    4. Своеобразие занятий по «живому слову».

    1. Идеи К.Д. Ушинского легли в основу методики развития речи детей, научные основы которой разработала Е.И. Тихеева. Опираясь на принципы дидактики (последовательность, систематичность, учет возрастных особенностей) она впервые составила программу обучения детей родному языку в детском саду. В программе развития речи изложены следующие основные положения:

    Развитие речи детей необходимо осуществлять в единстве с другими видами деятельности (игра, труд, ознакомление с окружающим);

    Развитие речи детей тесно связано с умственным и психическим развитием ребенка;

    Развитие речи детей происходит в процессе духовного и словесного общения со взрослыми и сверстниками;

    Большая роль в речевом развитии детей принадлежит речевому окружению.

    Е.И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению педагога, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и язы- ку – план-программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.

    Е.И. Тихеева внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основы методики развития речи детей, разработанные ею, представлены в книге «Развитие речи детей» (1961 г.), и сегодня не утратили своей актуальности.

    2. Развитие речи детей Е.И. Тихеева тесно связывала с сенсорным и умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития речи детей первых трех лет жизни, определила основные условия речевого развития маленьких детей:

    Индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их взрослым;

    Постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;

    Развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия и внимания);

    Стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;

    Создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);

    Планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;

    Грамотная, правильная речь воспитателя;

    Использование игры как основного средства развития речи;

    Поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;

    Помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.

    Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:

    Грамотность, соответствие литературным нормам;

    Культура речи, вежливость, этика;

    Соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;

    Соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;

    Точность, ясность, простота речи;

    Регулирование темпа речи и силы голоса;

    Эмоциональность, выразительность речи;

    Не допускаются ярко выраженные недостатки речи.

    Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.

    3. Е.И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, она называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово-понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (экскурсии в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа-комментария воспитателя.

    Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложили серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать).

    Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей: «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд» .

    Дидактические игры-занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Ею разработаны следующие варианты и методы проведения игр:

    Номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);

    Описание предмета;

    Сравнение предметов;

    Составление и отгадывание загадок о предмете;

    Нахождение игрушки по стихотворению;

    Составление фраз об игрушках;

    Составление рассказов по игрушкам, наборам игрушек.

    От игр с игрушками педагог рекомендовала переходить к рассматриванию картин. Большую роль картины играют в развитии способности к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения), речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинами, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).

    4. Своеобразием отличаются занятия по «живому слову», разработанные Е.И. Тихеевой. К ним относятся:

    Разговор с детьми;

    Беседа;

    Поручения и задания;

    Рассказывание;

    Чтение;

    Составление письма;

    Заучивание стихотворений.

    Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.)

    Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем развивать их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.

    Интересен метод «письма», который способствует развитию у детей навыков составления предложений и текста в ситуации письменной речи.

    Большое значение в развитии речи детей, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой, она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, П.П. Ершова, стихи В.А. Жуковского, А.А. Фета, Н.А. Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.

    Рекомендации Е.А. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используются по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.

    Развитие речи детей дошкольного возраста нельзя пускать на самотек, ведь этот период жизни является... Ребенок эффективно воспринимает и «впитывает»...

    Совершенная и красивая речь сегодня и для взрослых редкость, что уж говорить о детях. Лишённые нормального общения, они растрачивают свое внимание на просмотр телевизора и просиживание за компьютером. Развитие речи детей дошкольного возраста нельзя пускать на самотек, ведь только этот период жизни является тем самым дарованным природой временем, когда человек наиболее эффективно воспринимает и «впитывает» родной язык.

    Особенности развития речи дошкольников

    Формирование речевых навыков происходит индивидуально, при этом каждый ребёнок последовательно и планомерно осваивает умение говорить, не перескакивая ни через один этап.

    Тематический материал:

    Подготовительный этап (0 – 12 месяцев)

    Названный так не случайно, данный период будет базой для дальнейшего развития речи малыша. В это время происходит формирование речевого аппарата и его подготовка для нормального членораздельного говорения.

    Крик и плач (первый месяц) – со временем приобретает смысловое наполнение, связанное с потребностями новорождённого. По характеру звуков можно понять, что его тревожит. На смену требовательного плача приходит «комплекс оживления», сопровождающийся приветливой улыбкой.

    Гуление (2 – 7 месяцев) – первые «разговоры» младенца, которые представляют собой гласные звуки и их сочетания с горловыми согласными (агу).

    Это интересно! На интонацию и характер гуления оказывает влияние принадлежность к определённой нации. Это значит, что уже в несколько месяцев грудничок осваивает эмоционально-выразительную специфику родной речи.

    Лепет (4 – 7,5 месяцев) – повторяемые слоги уже эмоционально окрашены, появляются губные и переднеязычные согласные (ма-ма-ма).

    Первые слова (11 — 12 месяцев) – короткие простые слова и их упрощенные копии (мама, ам), употребляются с их значением и сопровождаются жестами.

    Взрослый лексикон (1 год – год и 7-9 месяцев) – обычно дети выделяют ударные или последние слоги, но эти слова уже вполне разборчивы.

    Раннее детство (1 – 3 года)

    От первых слов, в основном глаголов и существительных, кроха переходит к фразовой речи (год и 9 месяцев). Например, «хочу кашу», «мама ам». К двум годам многие ребята начинают оперировать простыми предложениями.

    Если развитие речи детей раннего возраста происходит правильно, то в 3 года они используют довольно сложные предложения с распространением и придаточными частями. Возникают первые вопросы «почему?» и «когда?».

    Дошкольный возраст (3 – 7 лет)

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, который соответствует 3 – 5 годам, также зависит от индивидуальных особенностей. Обычно малыши уже используют предлоги и союзы, согласуют слова по числам, спрягают глаголы.

    В дальнейшем (старший дошкольный возраст) оценивание речевых способностей происходит не столько по количеству употребляемых слов, сколько по умению чётко и развернуто отвечать на вопросы, оперированию диалогическим и монологическим разговором. Ребята старшего дошкольного возраста должны уметь составлять рассказы по картинке, пересказать сказку или поведать о каком-то событии.

    Какие проблемы с речью обычно возникают?

    Как это ни странно, но главным показателем качества речи детей, перешагнувшим этап младенчества, является вовсе не правильность слов в звуковом плане, а умение использовать это слово в своем лексиконе, встраивать его предложения и фразы.

    Чем больше активный словарь ребёнка, тем меньше он содержит правильно произносимых слов. Это объясняется несовершенством пока ещё только развивающегося артикуляционного аппарата.

    Что делать, если малыш коверкает слова? Постарайтесь не исправлять его на каждом шагу, а спокойно повторите его просьбу или фразу правильно, медленно и чётко проговаривая звуки.

    Материал по теме:

    Типичные ошибки звукопроизношения дошкольников:

    • смягчение твёрдых согласных («толь» — стол);
    • замена шипящих согласных на свистящие («каса» — каша);
    • неправильное произношение звука [р], его выпадение или замещение на другие звуки;
    • замена [л] на [й] или на другой звук, смягчение [л];
    • отсутствие звуков [х], [г], [к] или их замещение;
    • пропуск неударных слогов.

    Данные недостатки речи обычно проходят до 3-4 лет или успешно исправляются логопедом в младшем и старшем дошкольном возрасте.

    Когда пора беспокоиться, и что такое ЗПР

    Оценка коммуникативных способностей происходит уже на первом году жизни. Стоит насторожиться, если грудничок совсем не реагирует на звуки и сам их не произносит. К 12 месяцам он должен использовать в общении жесты (показывать пальцем на нужный предмет, «прощаться», махая ручкой).

    При нормальном развитии полуторагодовалый малыш уже умеет имитировать звуки животных, понимает простые просьбы.

    К двум годам крохи взрослые должны понимать значение половины его слов.

    Уже в этом возрасте решением психолого-педагогической комиссии в ДОУ малышу могут поставить ЗРР, что означает «задержка речевого развития». Она вовсе не является нарушением, обычно данный диагноз автоматически снимается уже к 4-5 годам. Еще недавно такой временный вердикт ставили всем двухлеткам, словарный запас которых был менее 200 слов. Сегодня ребёнок этого возраста должен говорить всего 50 слов, среди них вполне допустимы звукоподражания и лепет. Также о нормальном развитии свидетельствует наличие двухсоставных конструкций.

    В помещении, где живет малыш, не должен беспрерывно работать телевизор или другая аудио аппаратура. Подобный звуковой фон оказывает негативное влияние на коммуникативные навыки. Лишние звуки мешают крохе разговориться, ведь вместо активизации собственной речи он занят слушанием.

    Особенности речи аутичных детей

    Иногда расстройство речи говорит о наличии такого заболевания как аутизм. Причем данный признак является лишь одним из целого «спектра» симптомов и проявляется у каждого ребёнка индивидуально. Один малыш с аутизмом может нормально общаться в раннем и старшем дошкольном возрасте и в один момент утратить речевые навыки, у другого данное явление может проявиться лишь к школьным годам.

    Зачастую именно нарушения в раннем возрасте заставляют родителей детей с аутизмом насторожиться и впервые обратиться за помощью к специалистам.

    Речь ребёнка с аутизмом может отсутствовать полностью или быть ограниченной и сведенной лишь к простым словам и жестам. Как и у остальных ребят, у малыша с аутизмом слово несёт какое-то значение. Но если оно ему не интересно или непонятно, он перестаёт его использовать в речи. Остаются лишь те слова и звуки, которые ему близки, их малыш может повторять целый день, но не применяет для общения. Так с потерей общения пропадает и навык говорения.

    Что делать родителям, чтобы стимулировать развитие речи ребёнка, страдающего аутизмом:

    • Ищите способы подтолкнуть его к общению. Людям с аутизмом обычно сложно подобрать нужные слова и выразить свои мысли. Предлагайте крохе картинки, которые подскажут ответ. Или задавайте такие вопросы, ответы которых могут звучать по-разному.
    • Если дитя затрудняется с ответом, учите использовать фразу «я не знаю». Так он не станет нервничать и беспокоиться, что не может подобрать слова.
    • Детям с аутизмом сложнее расширять словарный запас. Им необходимы наглядные пособия и карточки, отражающие значения слов.
    • Очень помогает совместное пение. Оно дается ребёнку с аутизмом гораздо легче, чем речь, к тому же оказывает влияние на развитие рецептивных и экспрессивных навыков.
    • Еще одной особенностью речи людей с аутизмом является эхолалия. Если просто, то это неконтролируемое повторение услышанных где-то слов. Задача родителей – «достать» из сознания крохи эти слова и научить их использовать при общении.

    Как развивать речевые способности

    То, что не стоит равнодушно ждать, когда малыш сам «разговорится» — понятно каждому родителю. Но как действовать, и какие методы и средства помогут развить коммуникативные способности?

    Изучите методическую литературу

    Развитие речи ребёнка – работа непростая, в процессе которой возникает много вопросов и «подводных камней». Если родители решили отнестись к ней со всей серьёзностью, хорошо бы изучить методическую литературу.

    Среди многочисленных научных и популярных книг лучше всего обратиться к классикам педагогики. Развитие речи у детей дошкольного возраста подробно и чётко описала в своих трудах Е.И. Тихеева. Несмотря на то, что первая программа обучения родному языку в детском саду была разработана ею ещё в 1934 г., идеи Тихеевой и ныне не потеряли своей значимости и широко применяются воспитателями.

    Главным принципом её методики является единство и взаимосвязь воспитания детей дома, в саду и в школе. Тихеева видела детский сад, как подобие семьи, где между воспитателем и воспитанниками тёплые и доброжелательные отношения, а развитие речи детей младшего дошкольного возраста и старше происходит посредством систематических занятий. Живое слово, лексические упражнения, изучение фольклорных произведений и поэзии – вот, какие средства обучения в ДОУ предлагала Тихеева.

    Зная, что голое слово не так поймется ребенком, как слово, закрепленное личным опытом и наблюдениями, Тихеева предложила игры-занятия, которые помогут уяснить его значение. Это номенклатура (уточнение качеств и предназначения объекта), описания и сравнения предметов, составления о них загадок и рассказов, поиск игрушки из стихотворения и др.

    Тесно связывая интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие, она разработала свою оригинальную методику с огромным количеством дидактических материалов. Например, серия игр с дидактической куклой Тихеевой, где дети её одевали, кормили, катали в коляске, пересекаются с трудовыми процессами – приготовлением еды, стиркой, шитьём и др.

    Понимая, какое влияние оказывает метод беседы на развитие речи, Тихеева дала подробные методические рекомендации: не уклоняться от темы, не перебивать и не прерывать речь ребёнка, побуждать к вопросам и комментированию высказывания и др.

    Е.И. Тихеева выступала против изучения маленькими детьми грамоты и иностранных языков, объясняя, что вначале нужна основательная подготовка. При этом если ребёнок хорошо овладел родной речью, Тихеева вполне допускала изучение иностранного языка и в старшем дошкольном возрасте.

    Играйте в театр

    Самым любимым видом деятельности дошколят является игровая. Она может быть обучающей или творческой. Говоря о творческой игре, способствующей развитию речи, наиболее популярной является театрализованная. Это настольный театр, фланелеграф, марионетки, театр теней и др.

    Развитие речи детей через театрализованную деятельность происходит в лёгкой непринужденной форме: обогащается словарный запас, оттачивается диалогическая речь, улучшается дикция.

    В домашних условиях довольно трудно организовать театральную игру (только если не подключить всех родственников и соседей!). Обычно данная деятельность широко применяется в проектах ДОУ.

    Что такое проект? Если вкратце, то это организованная творческая работа, в которой сотрудничают педагоги, дети и их родители. Реализация проекта обычно длится довольно долгое время, в ходе которого решаются заранее поставленные задачи и распределяются роли.

    Участниками театрального проекта могут быть и самые маленькие воспитанники сада, и дети старшего дошкольного возраста. Они анализируют с воспитателем литературное произведение, характеры персонажей. Кроме совершенствования речевых навыков, участие в театральном проекте помогает детям преодолеть собственные страхи, побороть стеснение и неуверенность. Родители же помогают подготовить реквизит, костюмы и праздник, которым заканчивается работа над проектом.

    Конечно, представление организовать дома трудно, а вот разыгрывать сказки при помощи пальчиковых или перчаточных кукол понравится любому ребенку. Детей старшего дошкольного возраста уже можно повести в театр и познакомить с детскими постановками.

    Пальчиковые игры как средство развития речи

    Ещё один прекрасный способ влияния на речевые функции ребёнка – стимулирование мелкой моторики. Среди множества приёмов воздействия на руки крохи (перебирание круп, ощупывание фактурных поверхностей, шнуровка, мозаика, раскрашивание) особое место занимает пальчиковая гимнастика. Она рекомендована всем малышам – от младенцев до старших дошкольников.

    Формирование языковых навыков происходит под влиянием двигательных импульсов, которые передаются от пальчиков. А значит, чем активнее и ловчее движения рук, тем скорее он «заговорит».

    Пальчиковая гимнастика начинается и заканчивается лёгким массажем кисти руки. Проводится она ежедневно, по 2-3 минуты за занятие. Сами упражнения и игры для гимнастики подбираются с учётом возраста малышей, но все они носят игровой характер.

    До двух лет

    Происходит знакомство с ладошкой, в ходе гимнастики дети учатся выполнять самые простые движения – похлопывания, постукивание по ножкам, прятанье ручек за голову или спину. Например, «ладушки», «зайка».

    2 — 3 года

    Усложняется: более энергичные движения, составление несложных фигур.

    3 — 4 года

    В упражнениях участвуют обе руки, причём каждая выполняет свои движения, осваиваются фигуры животных, с которыми можно разыграть сценки.

    4 – 5 лет

    Движения правой и левой руки разные и выполняются одновременно, пальцы могут поочередно сжиматься и разжиматься.

    5 – 7 лет

    При систематических занятиях дети старшего дошкольного возраста выполняют довольно сложные комбинации: составляют фигурки животных с применением дополнительных предметов (платок), рассказывают стихи, часто меняя положение рук и пальцев.

    Пальчиковой гимнастикой можно заниматься везде – в транспорте, очереди, поликлинике. Некоторые пальчиковые игры даже помогут уложить непоседу спать.

    Составляйте рассказы по картинкам

    Ещё одним эффективным способом развития речи является составление историй по сюжетным картинкам. Дошкольнику предлагается серия карточек, которые необходимо расположить в определённом порядке и составить по ним рассказ.

    Из-за бедности словарного запаса справиться с подобным заданием на «отлично» бывает сложно даже некоторым взрослым детям. Поэтому перед занятием лучше подготовиться и заранее составить простой, но лаконичный рассказ. Так, если история малыша получится скудной, вы предложите свой вариант, чтобы показать крохе, как может отличаться текст по одной и той же картинке.

    Вначале малыш внимательно рассматривает материалы и раскладывает их в правильной последовательности. Потом крохе предлагается ряд вопросов, ответив на которые, дитя сможет составить логичную историю.

    Работа над речью дошколёнка должна проводиться не от случая к случаю, это планомерный и последовательный процесс, требующий регулярных занятий. Скорее всего, он отнимет много сил и времени, но кто, если не родители сможет помочь крохе усвоить сложнейшую систему родного языка.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: