Во сколько новорожденный начинает говорить. Пассивный запас слов

Первый год маленького ребенка - один из самых важных периодов в жизни. Первая улыбка, первые шаги, первые слова... Умение говорить значительно упрощает процесс общения с маленьким ребенком. Родителям становится понятно, чем вызвано недовольство малыша и чего он на самом деле хочет. Именно поэтому всех новоиспеченных родителей волнует вопрос о том, во сколько начинает говорить ребенок, когда должны появиться первые слова и что делать, если чадо длительное время не предпринимает попыток заговорить с окружающими. Каждому родителю очень важно знать ответы на поставленные вопросы. Каждые мама и папа должны четко знать, во сколько ребенок должен начать говорить, чтобы в случае наличия каких-либо отклонений своевременно обратиться к специалисту для решения проблем.

Особенности развития речи малыша

Говоря о развитии речи маленького ребенка, необходимо упомянуть о возникновении процесса общения как такового. Сразу после рождения и по истечении нескольких дней малыши крайне слабо реагируют на аудиальные раздражители. Молодые мамы еще в стенах роддома пытаются установить с крохой контакт посредством колыбельных и ласковых слов.

Научно доказано, что уже будучи в утробе матери, ребенок способен распознавать эмоциональную окраску звуков, различать голоса своих родителей. К слову сказать, именно поэтому многие врачи настоятельно рекомендуют во время беременности заниматься прослушиванием спокойной музыки, которая будет благоприятно влиять на центральную нервную систему малыша.

Только что появившийся на свет новорожденный ребенок отлично слышит и распознает звуки окружающего мира, однако ответную реакцию произвести не может.

Так во сколько дети начинают говорить слова и связные предложения? При нормальном развитии малыша становление речи происходит постепенно. К четырем годам ребенок обладает развитой, эмоционально насыщенной речью, в которой преобладают сложные предложения и длинные фразы.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Достижения малыша до 6 месяцев

Самой первой реакцией малыша на окружающие раздражители является крик. Стадия крика длится с момента рождения младенца до 6-8 недель жизни новорожденного. В полтора месяца ребенок начинает произносить свои первые звуки, агукать и гулить. Малыш произносит негромкие, певучие звуки и слоги. Наиболее часто встречаются гу, агу, ва. Стадия гуления считается важнейшим этапом, так как является началом становления коммуникации.

В возрасте 5-6 месяцев появляется такое явление, как детский лепет. "Словарный запас" малыша пополняется новыми слогами ба, па, ма, дя и т. д. Кроха неосознанно начинает соединять их в слова. Как правило, в это время лепет младенца сопровождается определенными интонациями. Помимо этого малыш во время своеобразного разговора с окружающими может улыбаться, смеяться и выражать другие эмоции посредством мимики.

Развитие речи в период от 6 до 12 месяцев

В период с 6 месяцев до одного года речь малыша претерпевает значительные изменения. С 6 до 10 месяцев ребенок начинает довольно четко повторять слоги по несколько раз. К запасу младенца добавляются новые звуки: к, и, э. Артикуляционный аппарат становится более совершенным.

За полтора-два месяца до наступления долгожданного "годовасия" малыш начинает совершенно осознанно произносить простейшие слова: мама, папа, баба, на, дай и т. д. К концу первого года жизни в запасе младенца имеется около двадцати слов. Все они состоят из одинаковых слогов. В этот период малыш начинает соотносить лепетные комплексы с существующими на самом деле словами.

Маленький ребенок понимает обращенные к нему слова. Он поддерживает эмоциональный контакт со взрослыми людьми через предметно-действенные средства. В этот период происходит активное пополнение пассивного словаря малыша. Стоит отметить, что если родители активно общаются с ребенком, малыш к концу первого года жизни приобретает навык произношения простейших фраз: "Мама, дай", "Папа, дай", "Баба, на" и т. д.

Развитие речи от года до двух

Дать точный ответ на вопрос о том, во сколько лет дети начинают говорить, нельзя. Все индивидуально. Но существуют среднестатистические показатели. В период от одного до двух лет происходит активное пополнение словарного запаса малыша. На данном этапе очень важно уделять младенцу достаточно времени, чтобы способствовать лучшему развитию коммуникативных способностей крохи.

Педагоги и специалисты в области раннего развития настоятельно рекомендуют в это время проводить с ребенком различные игры на развитие интонации, читать книги с крупными яркими картинками, проговаривать вслух название тех предметов и явлений, которые изображены. Детские книжки не только помогают значительно расширить словарный запас ребенка, но и обогатить эмоциональное восприятие младенца.

Очень важно во время чтения литературы, предназначенной для маленьких ребятишек, менять интонации в зависимости от сюжетных ситуаций, изображать животных, принимающих участие в развитии сказки, а также пробовать изменять голоса.

В период от одного года до полутора лет ребенок начинает произносить простые предложения, в состав которых входят существительное, глагол или прилагательное. Младенец начинает использовать различные предлоги. С полутора до двух лет кроха учится сам задавать вопросы и самостоятельно формулировать ответы на заданные ему вопросы.

Как развивается речь малыша после двух лет

После двух лет задача родителей заключается в регулярном проведении развивающих занятий с малышом, которые будут способствовать обогащению словарного запаса маленького ребенка. К этому возрасту лексикон крохи включает в себя порядка 200-300 слов.

Период от двух до трех лет крайне важен для любого малыша, поскольку именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. Способность разговаривать значительно упрощает процесс коммуникации между ребенком и другими малышами, помогает установить контакт в кратчайшие сроки.

Игры для развития речи малыша

Новоиспеченных маму и папу волнует не только, во сколько лет дети начинают говорить, но и как способствовать развитию речевых способностей маленького ребенка. Процесс речевого развития будет происходить эффективнее, если он будет протекать в игровой форме. Специалисты рекомендуют использовать также детские песенки, потешки, считалочки. Очень важно вовлекать в процесс упражнения на развитие мелкой моторики.

На развитие детской речи положительно влияет подражание голосам животных, которое делает занятия с малышом интересными и увлекательными, а также благотворно влияет на усовершенствование артикуляционного аппарата маленького ребенка.

Как помочь ребенку

Главной задачей молодых родителей является создание благоприятного эмоционального фона для развития речи малыша. Помимо этого мама и папа, а также другие родственники должны регулярно общаться с маленьким ребенком, проводить ознакомление с окружающими явлениями посредством рассказов, песен, стихотворений.

Лучшему развитию речи крохи будут способствовать развивающие занятия. Однако стоит учитывать, что они должны носить регулярный характер.

Как правило, у большинства маленьких детей первым словом становится мама. Именно поэтому многих молодых мамочек интересует, во сколько дети начинают говорить мама. Первые попытки назвать самого дорого человека младенец предпринимает примерно в 7 месяцев. Однако это происходит неосознанно. Это слово является звукоподражанием. Если малыш начинает произносить слова мама и папа в контексте, это означает, что младенец овладел осознанной речью.

Чтобы ребенок быстрее начал называть маму осознанно, нужно разыгрывать различные ситуации. Например, прятать свое лицо за ладонями и спросить у крохи: "Где мама?" Затем нужно открыть лицо и сказать: "Вот мама!"

Нужно проговаривать свои действия:

  • "Мама готовит кушать".
  • "Мама варит суп".
  • "Мама одевает доченьку (сыночка)".
  • "Мама чистит носик".
  • "Мама гладит животик и т. д.".

Таким образом можно научить произносить слово мама, а затем и другие наименования предметов и явлений.

Причины задержки речевого развития

Бывают случаи, когда маленький ребенок ко второму году жизни не овладевает речью на достаточном уровне или и вовсе молчит. Причины задержки речевого развития малыша могут быть биологического и социального характера. Медицинские проблемы могут заключаться в наличии аномалий внутриутробного развития. Кроме того, причинами ЗРР могут стать родовые травмы, генетические отклонения, а также проблемы со слуховым анализатором и артикуляционным аппаратом.

Причины могут иметь и психологический аспект. Задержка в развитии речи может стать следствием двуязычия или недостатка свежих впечатлений и общения и эмоционального контакта со взрослыми, в особенности с родителями.

Стоит учитывать, что на развитие речи и скорость появления новых слов могут повлиять индивидуальные особенности характера малыша, а также его темперамент. Известно, что дети-флегматики начинают разговаривать несколько позже, чем детки такого же возраста, относящиеся холерикам или сангвиникам. В этом случае стоит внимательно понаблюдать за поведение малыша.

Если ребенок молчит

Если ребенок достиг двухлетнего возраста, а его словарный запас гораздо меньше двухсот слов или же малыш и вовсе не разговаривает с окружающими, необходимо обратиться к специалистам, неврологу и педиатру. Они проведут тщательный осмотр и назначат дополнительные исследования для выявления причины задержки речевого развития. Бить тревогу можно начинать и раньше, если ребенок своевременно не начал агукать, гулить или у него не появился лепет, а затем и первые слоги и слова. Стоит учитывать, что развитие каждого малыша сугубо индивидуально и отклонение в большую или меньшую сторону от среднестатистических показателей не является патологией и не требует медицинского вмешательства (при отсутствии заболеваний).

Вместо заключения

Теперь вы знаете, во сколько дети начинают говорить первые слова. Развитие речи малыша является важным этапом в жизни крохи. Способность говорить значительно упрощает процесс коммуникации взрослого и младенца, помогает родителям лучше понимать потребности своего ребенка. Именно поэтому новоиспеченных маму и папу очень волнует вопрос о том, во сколько дети начинают говорить первые слова и как происходит развитие речи у маленького ребенка.

Специалисты утверждают, что каждый ребенок индивидуален. Именно поэтому невозможно дать четкий ответ на вопрос о том, во сколько начинает говорить ребенок. Малыш произнесет первое слово только тогда, когда развитие его головного мозга достигнет достаточного уровня. По мнению специалистов, это происходит на 10-12-м месяце жизни малыша. Стоит отметить, что родителям нужно не только активно общаться со своим ребенком, но и создавать благоприятный эмоциональный фон для развития крохи. Изучение родителями вопросов о развитии речи малыша и понимание того, во сколько ребенок должен начать говорить, крайне важно.

Любые достижения ребёнка – огромная гордость для его мамы и папы. Желание родителей поскорее услышать первые слова своего малыша вполне объяснимо, но важно не подгонять его и не заставлять просто копировать произнесённые вами слова.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Если правильно подойти к развитию малыша, вы сможете услышать его первые слова уже в 12 месяцев.

Когда же дети начинают говорить

Не существует единой возрастной нормы, к которой ребёнок должен начать говорить. Большинство врачей считают, что здоровый ребенок, которому уделяют достаточно внимания, начинает говорить с 14 по 18 месяц со дня рождения.

Многие ошибочно принимают лепет малыша или отдельно произнесённые звуки за разговор. Когда, на самом деле, ребёнок только имитирует услышанную речь, но с возраста 6 месяцев он делает это крайне умело, совмещая лепет с активной жестикуляцией. В это время ребёнок уже уверенно произносит вслух отдельные согласные (б, п, д, т и т.д.) и постепенно учится соединять их с гласными (ма, да, ла). Очень важно внимательно слушать малыша, пытаться разобрать что он говорит и отвечать ему. Так вы будете стимулировать ребёнка и вскоре услышите его первые слова.

Активный словарь полуторагодовалого человечка включает уже 30-40 простых слов и постоянно пополняется, потому что сейчас малыша интересует абсолютно всё в окружающем его мире, и он постоянно мучает окружающих вопросом “что это?”.

В два года словарь ребёнка достигает уже 300 слов. Он пытается строить предложения и уже использует не только существительные, но и глаголы. С трёх лет начинается усвоение грамматических форм и таких сложных конструкций, как причастные обороты. Основное формирование речи к 4 годам обычно заканчивается, и в дальнейшем ребёнок только совершенствует уже наработанные навыки.

Желая поскорее услышать первые слова малыша, многие родители совершают одну и ту же ошибку. Конечно, прекрасно понимать ребёнка с полуслова, не дожидаясь, когда он попробует закончить своё объяснение. Но немедленное выполнение всех желаний ребёнка просто отбивает у него всякую необходимость начинать говорить. Старайтесь каждый раз выслушать малыша и только тогда брать его на руки или давать игрушку, которую он просит. Так он поймёт важность общения и будет стремиться к нему.

Также попробуйте использовать технику комментирования. Выполняя домашние дела или гуляя, комментируйте всё что видите и старайтесь заинтересовать ребёнка. Читайте ребёнку интересные сказки и разные книжки с картинками. Конечно, интереснее всего развивать речь во время игры. Устраивайте с малышом спектакли, разыгрывайте какие-нибудь сценки. Всё это не только сблизит вас с ребёнком, но и поможет ему быстрее заговорить.

Почему малыш не говорит

Небольшая задержка развития речи является нормой и встречается у совершенно здоровых малышей, у которых нет проблем со слухом и поражений центральной нервной системы. Не стоит беспокоиться и задавать себе вопрос, во сколько месяцев ребенок начинает говорить! Ведь развитие речи происходит по двум направлениями – активно, то есть путём освоения новых звуков и складывания их в слова и пассивно путём запоминания новых слов и выражений.

Поэтому если вы замечаете, как малыш внимательно следит за речью взрослых, понимает её и эмоционально реагирует, то можете не беспокоиться. Часто двухлетние молчуны начинают говорить очень неожиданно и сразу выдают длинные и осмысленные предложения, при этом опережая детей, которые начали говорить в год.

Обычно на втором году мало говорят дети, находящиеся в детских домах или круглосуточных яслях. Это объясняется тем, что им не уделяется достаточно внимания со стороны взрослых и они не чувствуют потребности говорить. Чем можно объяснить задержку речи у здорового ребёнка, с которым много времени проводят родители? Такие случаи ставят под сомнение идею о том, что развитие речи зависит только от того, много или мало времени уделяют развитию способностей ребёнка и сколько с ним общаются.

Дело в том, что развитие речевого центра мозга напрямую связано с мышечными ощущениями. Это важное открытие было сделано в начале XX века русскими физиологами. Если малыш никак не хочет начинать говорить, но при этом никакие другие отклонения или проблемы со здоровьем не были обнаружены, ежедневно уделяйте время пальчиковой гимнастике или народным играм – пальчиковым сказкам. Импульсы, поступающие от задействованных пальчиков, будут активно воздействовать на речевые центры мозга.

Что должно вызвать беспокойство

Обычно специалисты бьют тревогу, если ребёнок не начинает говорить до 4 лет. При этом он может изъясняться жестами и лепетать, но вычленить из потока звуков отдельные слова невозможно. Такая ситуация является причиной незамедлительного визита к врачу и логопеду.

Если у ребёнка нет отставания в развитии или проблем со здоровьем, то причины задержки речевого развития могут скрываться в наследственности, стрессах матери во время беременности, осложнениях во время родов или плохой экологической обстановке. Все эти факторы влияют на состояние и развитие головного мозга и нервной системы малыша. Поэтому показать молчуна невропатологу стоит в любом случае. Только врач сможет окончательно развеять ваши сомнения или при необходимости подобрать правильное лечение и терапию.

Речевые успехи и во сколько месяцев ребенок начинает говорить, в первую очередь зависят от его родителей. Ваше отношение к малышу, а также время, которое вы проводите вместе, прекрасно стимулируют его развитие. Превратите ежедневное общение и гимнастику в приятный ритуал, и уже совсем скоро вы увидите результат.

До полного «взаимопонимания», когда ребёнок начинает говорить, пройдёт ещё немало времени, где за первыми «агу» последует первое «мама», и речь оформится...

С первых минут жизни новорождённого мама учится понимать его желания. Они пока ещё очень просты и предсказуемы, но и сейчас угадать, что беспокоит малютку, бывает непросто. Уже спустя пару недель родителей ждёт достойная награда за свои труды – первая улыбка и стремление к общению. До полного «взаимопонимания», когда ребёнок начинает говорить, пройдёт ещё немало времени, где за первыми «агу» последует первое «мама» , и речь оформится в предложения. Во сколько дитя заговорит, не скажет ни один педиатр, а вот как ускорить этот процесс, должен знать каждый родитель.

Еще не речь, но уже пора заниматься

Первые звуки, издаваемые малышом, являются важной частью подготовки голосового аппарата к речи. Это гуление, свирель и лепет. Они скорее носят рефлекторный характер и связаны с потребностями младенца. Во сколько должно появиться то самое «агу»?

Вспомогательные упражнения:

Гулить малютка начинает примерно с 1,5 месяцев. Вначале это протяжно произносимые гласные звуки (а-а-а, у-у-у), ближе к 3 месяцам появляются сочетания «абу» , «агу» и др. Потом крошка порадует своих родителей «песнями», в которых эти слоги и сочетания будут произноситься нараспев (7 месяцев). И к 8-9 месяцам появится лепет и долгожданное «мама».

Услышать «агу» можно лишь, когда грудничку комфортно. Убедившись, что он сыт, ему тепло и сухо, наклонитесь над ним и чётко произносите звуки. Чадо с радостью вам ответит!

Сколько общения, столько должно быть и улыбок. Какому ребёнку захочется гулить, если мама хмурая и не отвечает ему. Откликайтесь на любое желание пообщаться, даже если вас ждут важные дела. Повторяйте «агу» и другие сочетания вместе с крошкой, вставляйте новые легко произносимые звуки.

Почему именно «агу»

Из-за несовершенства артикуляционного аппарата гласные [а], [э], [у] похожи скорее на «г-гу» или «г-ха» . Так рождаются первые гортанные звуки. Их воспроизведение даётся легче всего малышу, потому что участвует только гортань. Вот и получается у него на выдохе непроизвольное «агу» . Вначале карапуз сам не понимает, как это выходит, но после продолжительных тренировок, он учится придавать своему «агу» эмоциональную окраску и вставляет его в разговоры с мамой.

Мама – первое слово

Этого слова мамы ждут особенно сильно. В каком возрасте ребенок начинает произносить долгожданные 4 буквы? Первое лепетное «мама» дети воспроизводят уже после 7 месяцев. Пока это слово ничего не значит, просто эти сочетания звуков малышу даются проще.

Осознанно карапуз позовёт маму лишь после года и даже 1,5 лет. Хотя большинство детей начинают со слова «дай» . Оно и понятно. Уметь говорить «дай» гораздо важнее и полезнее, а мама с папой подождут!

Чтобы чадо поскорее осознанно обратилось к вам, его надо этому учить. Выполняя какие-то действия комментируйте: «Мама идёт на кухню» , или «Мама варит кашу» . Помогут и игры в прятки. Спрятавшись за пелёнку или прикрыв лицо руками, спросите малыша: «Где мама?».

Становление осознанной речи

Единых календарных сроков и норм, которые гласят, во сколько месяцев должен говорить ребёнок, не существует. Однако формирование речи обычно у всех происходит поэтапно: каждый малыш начинает с забавного «агу» и, в конечном счете, приходит к правильно оформленным предложениям.

До 2 – 2,5 лет дитя обычно понимают только родственники, в более старшем возрасте (около 3 – 4 лет) малыш становится полноценным собеседником, использует распространённые предложения, правильно согласовывает слова, неустанно задает вопросы «Почему?», «Когда?» .

Почему ребенок молчит

Многие родители наверняка слышали о таких случаях, когда ребёнок начинает говорить сразу предложениями. При этом до определенного возраста кроха совсем молчал. Это скорее исключение из правил.

Если малыш до 3 лет так и не заговорил, надо искать причины «молчания», чтобы вовремя их исправить. Среди них совсем не обязательно будут проблемы медицинского характера – отстающее созревание нервной системы, родовые травмы, нарушения слуха и т.д. Существуют и другие факторы, от которых дети поздно начинают говорить.

Недостаточно развита мелкая моторика

Рука – второй орган речи, и от того, как много работают детские пальчики, напрямую зависит, во сколько ребенок заговорит. Уже с первых месяцев нужно делать карапузу массаж, потом можно играть в пальчиковые игры (например, в «сороку» ). С 1,5 лет осваивайте творческую деятельность – лепку, рисование, аппликации.

Отсутствие мотивации

Иногда родители чересчур опекают свое чадо, на лету угадывая его желания. А зачем учиться говорить, если тебя и так все понимают! Когда крошка указывает пальчиком на предмет, не торопитесь его сразу подавать. Пусть у него возникнет потребность в умении говорить, и даже, если не всё будет сразу получаться правильно, в скором времени он научиться называть необходимые ему предметы.

Настойчивое обучение

Некоторые родители уж очень упорно учат свое чадо говорить. Неустанно требуя повторить за ними слово, они раздражаются, когда малыш не произносит его правильно, и исправляют его. Подобные методы могут лишь замкнуть кроху.

Переизбыток эмоций

А бывает обратная ситуация. Кроха произнёс слово, мама с папой счастливы. Он заметил их реакцию и снова повторяет слово, а значение его так и не закрепилось в сознании карапуза. Чтобы оно запомнилось, нужно связать название с предметом.

Недостаток внимания

Занятые работой родители совсем забывают о ребёнке, откупаясь игрушками и предоставляя его самому себе. А если малыш ещё и не ходит в сад, дефицит общения ведёт к отставанию в речевом развитии.

Если ребёнок левша

Почему не стоит переучивать левшу и как это может отразиться на его речи? Заставляя кроху работать правой рукой, мама с папой перекладывают врожденные функции «командующего» правого полушария мозга на левое, которое к этому не готово. В итоге воспринимающаяся на слух речь «не знает», в каком полушарии должна «осесть». Переученные левши не только позже заговорят, но и другие их способности развиваются не в полной мере.

Когда пора волноваться

Затрагивая тему — когда ребенок начинает говорить, Комаровский, как и другие педиатры, допускает, что до 3 лет дошколёнку позволено развиваться без оглядки на своих сверстников. Но если к этому возрасту дети так и остаются «молчунами» или имеют проблемы в звукопроизношении, стоит обратиться к неврологам и логопедам, чтобы как можно раньше исправить проблемы.

Сам Комаровский считает, что надо думать не о том, сколько и как правильно дитя говорит на данном этапе, а о том, как формируется этот навык в динамике. Если дитя в 2 года знает лишь 10 слов — это не так страшно, как, когда и в 3 года его словарный запас так и не пополнился.

И, прежде чем бить тревогу, призывает Комаровский, следует адекватно оценить развитие крохи.

Что делать, чтобы карапуз заговорил вовремя

Большинство родителей слишком поздно одумываются и начинают искать способы «разговорить» своё чадо. Между тем работу надо начинать с самого рождения. Какие рекомендации дают психологи и логопеды?


Любимое занятие мам, говорит Комаровский, это постоянное выискивание несуществующих «неправильностей» у своего ребёнка. Позвольте ему развиваться своим путем и вы не успеете заметить, как он заговорит и догонит своих сверстников.

Ликбез для родителей

Задача родителей не только организовать благоприятные условия для успешного овладения речью ребёнком, но и следить, чтобы она была грамотной. Кроме художественной литературы, эталоном языка является собственная речь родителя. Вот тут и возникает много вопросов, ведь чтобы научить чадо говорить правильно, нужно самому знать, как употребляются слова.

Тематический материал:

«Пропылесошу» или «пропылесосю»?

Маленький «почемучка» обязательно задаст этот вопрос, не сомневайтесь. А как ответить, когда и сам сомневаешься в обоих вариантах?

И «пропылесошу» , и «пропылесосю» будет ошибкой. Глагол «пылесосить» ограничен в образовании некоторых личных форм. В русском языке он такой не один, например, слова победить, чудить и др. также нельзя спрягать подобным образом.

Правильно сказать: «Хочу пропылесосить», «Хочу победить» и т.д.

Надо или нужно?

«Надо» и «нужно» являются синонимами. Есть лишь небольшая разница в их употреблении. «Надо» говорит скорее об обязанности и связано с действием, а «нужно» — это желание или потребность (нужда). «Надо» – более жесткое и сильное, «нужно» — менее настоятельное.

Это лишь несколько примеров. В любом случае никогда не бойтесь показаться ребёнку незнающим чего-то. Просто надо (или нужно!) всегда иметь под рукой орфографический и толковый словари, где вы вместе со своим любознательным отпрыском сможете найти, как правильно и грамотно говорить.

А когда ваш ребёнок начал говорить? Делитесь своим опытом в комментариях!

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

– мама варит супчик

– сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

– вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

В возрасте ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, .
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если и не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и

А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!

Речь, мышление и психика развивают одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка. Но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько ребенок начал говорить - важно. Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.

Во сколько дети начинают говорить и как интенсивно развивается их речь?

Речь ребенка до года

Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам.

Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно- и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

Речь ребенка до двух лет

Период с года до двух - время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы.

Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

Речь ребенка до трех лет

Период с двух до трех лет - время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями - должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

К году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

К полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов - не может их принести и вообще не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

К двум годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;

К двум - двум с половиной годам ребенок не знает части тела, не различает цвета;

К трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на задержку речевого и психического развития.

Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, покажите ребенка неврологу, психологу и дефектологу. Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: