Подготовка к пересказу, близкому к тексту. Пересказ на уроках литературного чтения (2-й класс)

Пересказ – вид речевой деятельности или её продукт. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Пересказ - это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного в устной или письменной форме. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (развитие речи, памяти, мышления), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке чтения.

Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения. Пересказ является и предметом, и средством обучения. Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений и сочинений).

Виды пересказов:

  • естественный (свободный рассказ не по заданию педагога);
  • пересказ, организуемый учителем на уроке.

Условия для успешного пересказа:

Классификации пересказов

Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:

  • пересказ прослушанного текста, воспроизведённого учителем, или заранее подготовленного учеником, или в звукозаписи;
  • пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
  • пересказ прочитанного длительное время назад (несколько дней, неделя) проводится на обобщающих уроках (уроках внеклассного чтения).

В основе второй классификации лежит полнота передачи содержания исходного текста:

  • близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
  • подробный пересказ;
  • выборочный;
  • сжатый (краткий) пересказ.

Творческие пересказы:

  • пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
  • с изменением лица рассказчика;
  • с различными творческими дополнениями (диалог, место действия, финал и т.п.).

Подробный пересказ – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом педагог может предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.

Порядок действий при подготовке к подробному пересказу

  1. Прочитать рассказ.
  2. Разделить его на части.
  3. Прочитать первую часть, выделить в ней главное.
  4. Озаглавить эту часть.
  5. Озаглавить другие части рассказа.
  6. Прочитать план и решить, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста.

Выборочный пересказ:

  • выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
  • пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
  • пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.

Краткий пересказ (сжатый) – вид пересказа, предполагающий конспективную передачу содержания текста, лишённую деталей и подробностей. Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Степень сжатия может быть различной – несколько предложений, тезис, одно предложение. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.

Способы сжатия (сокращения) текста:

  • исключение подробностей, деталей;
  • обобщение конкретных единичных явлений;
  • сочетание исключений деталей и обобщений.

В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:

  1. Сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании.
  2. Составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Памятка для обучения краткому пересказу

  1. Прочитать текст и определить его главную мысль.
  2. Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
  3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).
  4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
  5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.

Приёмы обучения краткому пересказу

  1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов.
  2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
  3. Использование картинного плана.
  4. Пересказ по рисункам детей.
  5. Использование слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими учащимися).

Приёмы подготовки к пересказу:

  • постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться);
  • повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана;
  • беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана);
  • отработка выразительного чтения;
  • пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление;
  • обращение к аналогичным случаям из жизни детей.

Ряд основных правил, которые помогут добиться успеха в учебе.

Методики подготовила Соколова О.А. - Заслуженный учитель России, учитель начальных классов общеобразовательной школы № 712 г.Москва

1.КАК СЛУШАТЬ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ.

Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний. Сведения, получаемые с помощью зрения и слуха, обеспечивают слаженную работу зрительной и слуховой памяти.
Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль возникает при контакте с мыслями других людей. При слушании объяснения учителя создаются самые благоприятные условия для лучшей работы собственного мышления. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель. К словам, которые надо запомнить полезно придумывать СИНОНИМЫ.
Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Вопрос говорит об активности мышления. В случае сомнения не бойтесь обратиться к учителю.

2. ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ.

Поставь цель запомнить надолго.
Прочитав, прежде всего, обдумай текст, выдели трудные места и пойми их. Затем отметь главную мысль данной статьи или параграфа.
Мысленно разбейте текст на части. Установите логическую связь между ними.
В каждой части выделите главную мысль, определение, формулу. Работая над частью текста, находите сходство и различие, привлекайте изученный ранее материал. Думайте, как применить данное положение на практике, приведите примеры.
Формулировки и правила повторяйте без изменений, остальной текст пересказывайте своими словами.
Заучивайте не числом повторений, а умением повторять. Не заглядывайте без нужды в текст, старайтесь воспроизвести его по памяти.
После работы над частями пересказать весь текст.

3. ПРАВИЛА СПИСЫВАНИЯ.

Внимательно прочитай предложение.
Запомни написание всех слов.
Записывай его, диктуя себе.
Сверь списанное с текстом.

4. ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ.

Вспомни рассказанное учителем на уроке.
Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарём.
Читай внимательно и старайся запомнить основное.
Для лучшего запоминания записывай в черновик даты, названия и имена.
Закрой книгу и мысленно представь части прочитанного. Перескажи прочитанное.
Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.
Расскажи прочитанное про себя и вслух.
Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и перескажи по нему.
Запомни план.

5. ПРАВИЛО БЫСТРОГО И ПРОЧНОГО ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

При заучивании отрывка прозы, цитаты: прочти и пойми содержание, смысл, прочти повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести. Большой текст раздели на смысловые части, прочитай и, закрыв текст, рассказывай про себя или вслух; перескажи несколько раз, следя за выразительностью; перед уроком снова перескажи с учебником в руках.
При заучивании стихов пользуйся теми же принципами, что и при заучивании прозы. Читай выразительно сразу. Если трудно запоминается, запиши текст.
При заучивании правил, определений, законов, продумай смысл правила, определения, закона; сравни с известными тебе правилами, определениями; подбери пример; прочитай медленно, два-три раза, расскажи; заглядывая в книгу, расскажи без книги.

6. СОСТАВИТЬ КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ. ПОРЯДОК РАБОТЫ.

Составь план.
По первому пункту плана и первой части рассказа выделить дополнительные важные мысли (2-3 предложения).
То же сделать по другим частям рассказа.
Пересказать рассказ, используя план.
Проверь себя (попытайся сделать рассказ понятнее и короче).

7. ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ. ПОРЯДОК РАБОТЫ.

Составь план.
Читай рассказ по частям; составить мысленно картины по его содержанию.
Пересказать каждую часть по плану и картине (при затруднениях можно заглянуть в книгу).
Самоконтроль (пересказать подробно рассказ в целом при закрытой книге).

8. КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАССКАЗА. ПОРЯДОК РАБОТЫ.

Прочитай рассказ (наметь его части).
Раздели его на части (одна часть отличается от другой содержанием).
Прочитай первую часть, выделяя в ней главное.
Озаглавь эти части (нужно выразить эту часть одним словом или предложением).
То же (3, 4 пункты) проделать с другими частями рассказа.
Провести самопроверку (прочитать план в целом и решить, отражает ли он и поможет ли вспомнить содержание текста). Посмотреть для этого ещё раз рассказ.

9. КАК ГОТОВИТЬСЯ К УРОКАМ ИСТОРИИ.

Садясь учить урок, постарайся сосредоточиться на этой работе, не отвлекайся посторонними вещами (не слушай радио, разговоры посторонних).
Старайся усвоить урок так, чтобы запомнить его навсегда, а не только к завтрашнему ответу.
Положив перед собой книгу, постарайся как можно полнее припомнить рассказ учителя. Потом медленно и вдумчиво прочитай статью учебника. Читая, старайся всё понять, каждое слово. Прочитав один раз, выдели самое основное, главное в этой статье. Основное лучше записать в виде краткого плана. Потом прочти ещё раз статью. Если статья большая или состоит из самостоятельных разделов, то можно прочитать её по частям, но никогда нельзя делить статью на случайные отрывки. Каждый отрывок должен быть лексически закончен.
Если чувствуешь, что урок выучен, проверь себя. Закрой книгу и постарайся пересказать. Если рассказ идёт гладко, урок выучен.
Выпиши даты в хронологическую таблицу.
Подумай, как связать выученный урок с пройденным ранее материалом.
Вспомни, что ты читал по этой теме в литературе или смотрел в кино и в театре.
Очень полезно утром, перед приходом в школу хотя бы бегло просмотреть выученный урок.
ЧТОБЫ УСВОИТЬ И ЗАПОМНИТЬ ПРОЧИТАННЫЙ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМО ВЕСТИ ЗАПИСИ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ:
ПЛАН - отражает круг вопросов, затронутых автором в произведении, но не раскрывает их.
КРАТКИЙ ТЕЗИС - формулирует основное содержание прочитанного, передавая то, о чём говорится и что говорится о том или ином лице, событии, предмете, без доказательств основного положения. Распространённый тезис разъясняет кратко сформулированное основное положение. Тезисы следует нумеровать.
ВЫПИСКИ - При изучении материала можно выписывать наиболее важные места текста, цитаты, отдельные факты, даты. Выписки делаются в тетради или на отдельных листочках (карточках). На каждой карточке рекомендуется записывать только один ответ на вопрос. После того, как сделаны выписки из нескольких источников, карточки группируются по отдельным вопросам в определённой последовательности.

10. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ПИСЬМЕННЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.

Внимательно прочитать задание и уяснить его.
Прочитать текст упражнения, повторить грамматические правила, необходимые для его выполнения, а затем уже приступить к самому выполнению; точно выполнить все требования, которые содержатся в условии упражнения.

11. КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ.

Одним из требований, которые предъявляются ученикам при изучении физики, истории, химии, биологии, литературы, является умение писать рефераты. РЕФЕРАТ
- ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
- ИЗЛОЖЕНИЕ СУЩНОСТИ КАКОГО-ЛИБО ВОПРОСА

Для написания реферата необходимо:

Подобрать литературу по теме, используя систематический каталог в библиотеке.
Прочитать отобранные книги и постараться разобраться в сущности вопроса.
Если ты не всё понял из прочитанного, обратись за помощью к учителю.
Составь план реферата, подумай об объёме реферата.
Покажи план учителю.
Написать реферат и хорошо оформить его.

12. ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ ПЬЕСЕ ИЛИ ФИЛЬМЕ.

Расскажите содержание пьесы или фильма.
Какие эпизоды особенно интересны?
Какие персонажи вам понравились?
Какие герои не понравились?
Что говорит автор зрителям своим фильмом или пьесой?
Какие чувства вызвали пьеса или фильм?
Ваши замечания об игре актёров.
Отзыв о пьесе или фильме пишется от первого лица.

13. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ.

Закончив работу над рекомендуемой литературой, начинай готовить выступление.
Подумай, чтобы в твоём выступлении была обоснованность рассуждения - доказательность мысли.
Помни, что доказательство имеет три элемента:
- тезис (то, что доказывается),
- аргументы (то, с помощью чего ведётся доказательство),
- логическая (смысловая) связь между тезисом и аргументами.
Выдели тезис. Продумай аргументы и смысловую связь между ними.

МЕТОД ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - ДИСКУССИЯ.

Выступай кратко, чётко, по существу вопроса. Излагая мысль, определи, какой метод ты изберешь: можно идти от фактов к тезису (от частного к общему), либо от тезиса к фактам (выдвижение и подтверждение его фактами). Пользуйся аналогией: умей провести параллель, сравнить события, факты, опереться на исторический опыт.

14. КАК ПОДГОТОВИТЬ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

Прочитай вопросы.
Прочитай рассказ.
Найди ответ на каждый вопрос в Т Е К С Т Е.
Проверь себя (ответь про себя на все вопросы, не глядя в текст).

15. КАК ПОДГОТОВИТЬ ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ НЕБОЛЬШОГО ТЕКСТА.

Прочитай рассказ (внимательно, не торопясь, несколько раз).
Представь одну или несколько картин по содержанию прочитанного текста.
Перескажи (представляя картины, заглядывая в книгу).
Проверь себя (перескажи весь рассказ без подглядывания в книгу).

16. ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ЗАДАЧЕЙ.

Внимательно прочитай сам условие задачи и вопрос.
Представь то, о чём говорится в задаче.
Анализируя условие задачи, рассуждай от вопроса к данным, но можно и наоборот. Когда рассуждаешь, думай о вопросе.
Изобрази задачу графически или краткой записью.
Найди рациональный ход решения и составь его план.
Запиши решение задачи, объясняя каждое действие (устно или письменно).
Запиши ответ.

1.Начните с чтения текста и составления плана.

2.Определите тип речи в разных частях текста (повествование, описание или рассуждение).

3.Дайте стилистическую характеристику текста (художественный текст; разговорная речь; научный, официально-деловой, публи цистический стиль).

4.В рассказе выделите его композиционные части (вступление,

завязку, кульминацию, развязку, заключение).

Составление плана прочитанного текста

1.В первый раз внимательно прочитайте текст, проверьте по тол ковому словарю значение непонятных слов.

2.Определите тему, ответив на вопрос: о чём говорится в тексте?

3.Сформулируйте основную мысль ответом на вопрос: что говорится о теме текста?

4.Если текст не озаглавлен, озаглавьте его. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.

5.Повторно перечитайте текст, разделяя его на смысловые части.

6. Определите микротему и основную мысль каждой части.

7. Озаглавьте по порядку каждую смысловую часть текста, фор мулируя микротему или основную мысль. Запишите заголовки как пункты плана. Так вы составите простой план.

8.Если в одной смысловой части объединено несколько микро-

тем, выделите их и озаглавьте, добавляя подпункты к каждому пункту плана. Так вы составите сложный план.

9.Перечитайте свой простой или сложный план, убедитесь, что он соответствует тексту.

Всем известно, что существует несколько видов пересказа и обычно они проходят в такой форме. Учитель выбирает текст и просит детей ознакомиться с ним дома, а затем на уроке ученики передают содержание прочитанного либо по вопросам, либо пересказывают подробно. Выслушивание на уроке одного и того же текста, исполняемого разными детьми у доски, утомляет учеников. Такой пересказ волнует только самого читающего, да и то с точки зрения получение отметки. Часто можно наблюдать, что ученик, пересказывая текст или отрывок из него, не понимает содержания, а его ответ лишь заученные дома фразы.

Как сделать данный вид деятельности интересным, как вовлечь всех детей в классе в творческую работу?

В своем уроке я попробую ответить на данные вопросы, которые волнуют многих учителей.

Чтобы урок прошел успешно необходимо выполнить следующие условия при его подготовке :

  1. Предварительное чтение текста дома.
  2. Знание детьми схем авторской работы. (Приложение 1)
  3. Знание способов творческой работы, которые были введены учителем постепенно.
  4. Сформированность умения учащихся оценивать работу своих товарищей.
  5. Групповая форма работы.

Способы творческой работы при пересказе текста

2. Использование схем. Дети схематично зарисовывают основные моменты текста. Данный вид деятельности рекомендую для той категории учеников, у которых есть проблемы с памятью.

3. Инсценирование. Этот вид деятельности направлен на развитие воображения, формирование установки на чтение не как на развлечение, а как на труд души.

Исходя из этих способов, в классе формируются три группы.

Таким образом, на данном уроке ученики выступают в роли:

Читателя - прочитали произведение дома и пред выполнением работы просматривают текст снова.

Слушателя- выслушивают ответы своих товарищей.

Актера - проигрывают сюжет произведения.

Критика - оценивают работу своих товарищей.

Тема: Николай Носов «Фантазеры» (пересказ художественного текста)

Цель: учить школьников пересказывать художественное произведение, выбирая при этом доступный своим способностям вид деятельности. Учить детей обращать внимание на автора произведения, на название рассказа и на смысл этого названия.

Помочь детям осознать нравственный смысл произведения: кого из героев можно назвать «фантазерами», а кого «врунами».

Развивать интерес к творчеству писателя, развивать речь, воображение, навыки чтения, навыки работы со словарем.

Форма работы : групповая

Ход урока

1. Оргмомент

Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Посмотрите на меня, я хочу увидеть ваши глаза, понять как вы готовы к уроку, какое у вас настроение.

2. «Мозговой штурм»

  • Как называется рассказ, который вы прочитали дома? («Фантазеры»)
  • Кто автор рассказа? (Николай Носов)
  • Кто рассказчик: РГ или РП. (РП)
  • Какая из схем, представленных на доске, подходит к данному произведению? (Приложение 1)
  • Докажите, что в этом произведении РП. (рассказчик не называет себя, он как бы наблюдает со стороны за происходящими событиями)

3. Постановка учебной задачи

Сегодня на уроке нам необходимо пересказать все три части рассказа «Фантазеры». Я предлагаю вам следующие виды работы: работа с памяткой, составление схем, инсценирование. Выберите тот вид работы, который вам больше нравится.

Дети объединяются в группы, в зависимости от вида деятельности.

Учитель каждой группе дает задание.

1 группа: раздаются памятки, толковые словари

В 1 части рассказа найдите непонятные вам слова, попробуйте объяснить их значение, составьте план этой части.

Расскажите, как составить план? (выделить главное в абзаце)

2 группа: прочитайте еще раз 2 часть, а затем схематично зарисуйте ее. Вы будете рассказывать по своим зарисовкам.

3 группа: вам предстоит инсценировать 3 часть рассказа. Прочитайте, распределите роли. Подумайте, какие предметы вам помогут в работе.

4. Проверка выполненной работы

Дома при чтении произведения, в какой роли вы выступали? (читателя)

Кто вы на уроке? (читатели, слушатели, актеры)

Совершенно верно. Но я хочу напомнить вам, что вы будете оценивать работу своих товарищей. Приготовьте черные и белые кружки. Что они означают? (белый цвет - понравилось, черный - не понравилось).

Ребята, при оценивании не забудьте сказать, что именно вам понравилось или почему вы считаете, что кто-то из товарищей выступил неудачно.

1 группа.

Значение непонятных слов. В первой части нам было непонятно значение слов: «небылицы», «фантазеры», «космическое пространство». Мы нашли значение этих слов в толковом словаре.

Небылицы - неправдоподобные истории, фантазеры - от слова фантазия, что означает способность к творческому воображению, мечта, нечто надуманное, несбыточное. Пространство от слова «простор» - свобода, раздолье. А космическое пространство - это простор за пределами земной атмосферы.

План 1 части.

1. Возраст.

2. Фантазии о море: как переплывали, встреча с акулой.

3. Встреча с крокодилом.

4. Фантазии о транспорте.

Итоговые вопросы учителя:

Чему позавидовал Стасик?

Можно ли таких врунов назвать «фантазерами»? Почему? (ребята врут для удивления, придумывают что-нибудь «небывалое», развивают свою фантазию)

Класс оценивает работу 1 группы.

2 группа: представляют схематичную зарисовку 2 части рассказа и передают по схеме содержание 2 части. (Приложение 3)

Итоговые вопросы учителя:

Почему Стасик считал, что врать не стыдно? («Мы же никого не обманываем»)

Когда, с точки зрения Игоря, есть смысл врать? («.. а я вчера соврал, мне от этого польза»)

Почему Мишутка и Стасик отказались сидеть на лавочке с Игорем? (Игорь рад, что из-за него «другому досталось»)

На чьей стороне вы в этой ссоре?

Оценка классом.

3 группа: инсценировка эпизода на лестнице: диалог героев.

Роли: Мишутка, Стасик, Ира.

Предметы: сделали из бумаги макет мороженого.

Мимикой и жестами дети подчеркивают настроение девочки в начале встречи.(грустное, потому что ее наказали несправедливо) и в конце, когда мальчики поделились с ней мороженым.

Итоговые вопросы учителя.

Зачем Стасик врет, что они не хотят мороженого? (Чтобы Ира не отказалась есть мороженое)

Как отнеслась Ира к выдумке Мишутки, что он один раз «съел целое ведро мороженого»? (Засмеялась)

На чьей стороне, по вашему мнению, симпатии рассказчика? (На стороне Мишутки и Стасика)

Оценка классом..

5. Итог урока

Какая форма работы на уроке вам понравилась?

Что хотели бы рассказать родителям о нашем уроке?

Мне тоже понравилось с вами работать. Я благодарю вас за урок.

6. Домашнее задание

Сделайте небольшие зарисовки к этому рассказу, еще раз подумайте, почему Н. Носов назвал свой рассказ «Фантазеры»?

Добрый день дорогие друзья! Рада видеть вас на страницах блога. Сегодня решила вспомнить как мы с моей дочерью Сашулей пересказывать учились. Думаю, что у многих младших школьников возникают проблемы с такого рода заданиями. Они вместо того, чтобы пересказывать начинают зубрить наизусть, при этом совершенно не понимая о чем речь, и нередко доводя себя до слез. Ведь выучить текст не так-то просто!

Сейчас моя Александра уже в четвертом классе, и с пересказами она справляется самостоятельно, легко и просто. Но по-началу, мы с ней закрывались в комнате, просили, чтобы нас не беспокоили и учились пересказывать. Думаю, что наш опыт будет полезен тем, кто в данный момент задается вопросом, как подготовиться к пересказу? Как научить ребенка работать с текстом?

Хочу представить вам наш пошаговый план подготовки пересказа. План рабочий. Проверено! Так что пользуйтесь на здоровье.


Итак, для того чтобы подготовить пересказ нужно предпринять следующие шаги:

  1. «Первое чтение»
  2. «Ловец слов»
  3. «Немое кино»
  4. «Борьба с неизвестностью»
  5. «Мы делили апельсин»
  6. «Иллюстраторы»
  7. «По кочкам»
  8. «Что? Где? Когда?»
  9. «Как вы лодку назовете…»
  10. Пересказ по частям
  11. Полный пересказ

У некоторых шагов необычные названия, это сделано для того, чтобы ребенку было интереснее заниматься.

Да, не короткий план. Согласна. Но, вполне возможно, что когда вы доберетесь до шестого пункта, текст уже будет в голове у ребенка. Но для надежности советую идти до конца.

Этот план работает не только в отношении уроков чтения, но и окружающего мира, где также приходится многое пересказывать.

Руководствуясь предположением, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, предлагаю прямо сейчас поработать по этому плану с вполне конкретным текстом. Мне кажется, так будет понятнее. Вы с нами? Тогда начинаем.

План урока:

Образец текста


Юные спасатели

Наступило лето. В школе начались длинные каникулы. Бывший второклассник Димка начал собираться в дорогу. Каждый год в начале июня он уезжал в деревню Давыдово к своей бабушке Клаве. Отвозила Димку мама. Сначала они целый день ехали на поезде, а потом еще 2 часа на автобусе и еще полчаса шли пешком. Потом мама отправлялась обратно в город, а Димка оставался в деревне до середины августа.

Бабушка очень любила своего внука. Всегда старалась накормить его чем-нибудь вкусненьким и многое ему позволяла. А Димка помогал бабушке в огороде и в саду. А когда было свободное время, мальчик вместе со своим деревенским другом Васькой ходил на речку купаться. Речка называлась Ягодка. Она была неглубокая, тихая и теплая.

Как-то раз, вдоволь накупавшись, мальчишки валялись на берегу и загорали. Вдруг они заметили, что по речке плывет полено, а на нем сидит маленький котенок. Димка и Васька тут же бросились в воду и поплыли к полену. Котенок изо всех сил цеплялся за дерево коготками и тоненько пищал.

Друзья вытащили полено на берег. Котенок был весь мокрый и сильно дрожал. Димка завернул кроху в футболку и со всех ног бросился домой. Васька едва за ним поспевал. Дома мальчики напоили котенка теплым молоком. Скоро он перестал дрожать, замурчал, лег на кресло и уснул.

Бабушка Клава похвалила друзей за такой геройский поступок и даже назвала их юными спасателями. Она разрешила оставить котенка у себя. Васька предложил назвать нового лохматого жителя Матросом. Потому что он был весь полосатый и плавал по реке. Димка возражать не стал.

«Первый шаг»


Первый наш шаг – это первое чтение. Прочитайте рассказ ребенку, а он пусть послушает. Пусть поймет, о чем вообще речь. Читайте с выражением, постарайтесь заинтересовать. Поскольку намного легче запоминается то, что вызывает эмоции.

«Ловец слов»


«Ловец слов» — это такое упражнение, которое рекомендуется выполнять . Задача ребенка поймать в тексте определенные слова.

Скажите ребенку, что сейчас вы еще раз ему почитаете, а он пусть внимательно слушает и постарается поймать имена всех героев рассказа, а также географические названия и запомнить их.

Теперь читайте. После выясните, что удалось поймать. Если ребенок что-то пропустил, скажите ему об этом.

Димка. Давыдово. Клава. Васька. Ягодка. Матрос.

Этот шаг ценен тем, что он аккуратно вынуждает ребенка не просто слушать, а слушать внимательно.

Теперь переходим к шагу номер три. Он самый веселый.

«Немое кино»


Вы снова читаете текст. А ребенок текст показывает. То есть, если вы читаете, про то, что Димка помогал бабушке в огороде, то ребенок должен это изобразить. Если мальчики плавают, то и ребенок как будто плывет. Если котенок дрожит, то это тоже нужно показать.

Этот шаг только на первый взгляд кажется легкомысленным. На самом деле мы включаем в процесс запоминания двигательную память ребенка.

«Борьба с неизвестностью»


Дорогие родители, поздравляю, вам больше читать не придется! Теперь будет читать ребенок. Вслух! Но не просто банально, бездумно читать. У него будет задача. Нужно обнаружить в тексте незнакомые слова.

Если таковые найдутся, то нужно с ними познакомиться, то есть объяснить школьнику, что они обозначают. В нашем примере такими словами могут оказаться, например, «вдоволь» или «возражать».

«Мы делили апельсин»


Как апельсин делится на дольки, так и текст делится на части.

Задача: разделить рассказ на смысловые части. Тут важно объяснить ребенку, что чаще всего текст уже разделен автором. Если видишь, что предложение начинается с красной строки, значит здесь начало новой смысловой части.

Если посмотреть на наш пример, то легко заметить, что он состоит из пяти частей.

«Иллюстраторы»


А теперь поработаем художниками-иллюстраторами и заодно включим в процесс запоминания нашу .

Задача: к каждой смысловой части, которые мы определили еще в прошлом пункте нарисовать иллюстрацию. Ну как иллюстрацию… Скорее схему. То есть не нужно брать краски и прорисовывать каждый цветочек и облачко. Нужна простая примитивная схема. Рисунок, который будет понятен тому, кто собирается пересказывать.

Схемы к каждой части рисуйте на отдельном листочке.

Вот какие схемы получились у меня. Сразу предупреждаю, котенок не удался)

абзац № 1


абзац № 2


абзац № 3


абзац № 4


абзац № 5


«По кочкам»


Как болото можно перейти, прыгая по кочкам, так и с текстом можно справиться, опираясь на ключевые слова. Подробно о том, как их искать, я писала .

В каждой смысловой части ищем ключевые (опорные) слова.

У меня получились такие:

в первой:

Лето. Димка. Давыдово. Бабушка Клава. Поезд. Середина августа.

во второй:

Вкусненьким. Помогал. Васька. Речка Ягодка.

в третей:

Загорали. Полено. Котенок. Поплыли.

в четвертой:

На берег. В футболку. Теплым молоком. Уснул.

Геройский поступок. Оставить. Матрос.

Нужно отметить, что у вас могут получиться совсем другие ключевые слова. Здесь нет единственно верного ответа, как в математике. Все люди мыслят по-разному. Так что выбирайте те слова и словосочетания, которые вам кажутся правильными. Ключевые слова к каждой части запишите на листочках, на которых вы рисовали схемы.

«Что? Где? Когда?»


Это самый «вопросительный» шаг нашего плана.

Нужно задать вопросы к каждой части текста. Вопросов может быть несколько. И задавать вопросы будете не вы, это задача ребенка. Пусть он вас поспрашивает, а вы будете, как прилежный ученик отвечать. Если будет ну очень трудно, покажите как надо. Придумывайте вопросы вместе. И ищите ответы на них в тексте.

В нашем случае вопросы могут быть такими:

к первой:

В какой класс перешел Димка?

Когда он уезжал к бабушке?

Кто ехал вместе с ним?

Сколько часов нужно было ехать на автобусе?

Как долго Димка будет в деревне?

ко второй:

Бабушка любила Димку?

Как он ей помогал?

Как звали друга Димки?

Как называлась речка?

к третьей:

Что мальчики делали на берегу?

Что они заметили в речке?

Кто сидел на полене?

к четвертой:

Как чувствовал себя котенок?

Во что завернул котенка Димка?

Чем накормили котенка?

Где он заснул?

Как назвала бабушка ребят?

Как назвали котенка?

Кто придумал котенку имя?

Какого цвета был котенок?

«Как вы лодку назовете...»


… так она и поплывет. Сейчас будем давать названия нашим смысловым частям. Но только прежде обсудите, почему автор так назвал свой рассказ? И объясните, что заглавие передает основной смысл всего написанного.

В нашем случае заглавие – «Юные спасатели». Так как текст о том, как два маленьких мальчика спасли котенка.

Теперь озаглавим части.

  1. В дорогу.
  2. Жизнь в деревне.
  3. Странная находка.
  4. Спасение котенка.
  5. Кот Матрос.

Примерно так. Это опять же моя версия. У вас может быть другая. Главное чтобы эти названия указывали ребенку, о чем идет речь в той или иной части рассказа. Заголовки разместите на листочках со схемами и ключевыми словами.

Пересказ по частям


Ну вот, основная работа выполнена. Скорее всего ребенок уже запомнил текст. Сейчас это и проверим.

Будем пересказывать рассказ по частям. Чтобы было проще возьмем листочек, где нарисована схема, написаны ключевые слова и заголовок.


С такой мощной, самостоятельно сделанной шпаргалкой, пересказать текст труда не составит.

Пересказываем все части, одна за другой.

Пересказ полный


Выходим на финишную прямую!

Выписываем на отдельный листочек заглавия наших частей.

Поздравьте своего маленького школьника с тем, что он успешно составил план пересказа! Теперь, опираясь на составленный план, можно приступать к полному пересказу.

Получилось? Замечательно! Для того, чтобы закрепить результат в памяти, повторите пересказ перед сном.

Вот и все. Оказывается, работать с текстом можно весело и интересно. Побольше творчества, друзья, и все получится! Это умение пригодится школьникам и сейчас, на этапе начальной школы, и в будущем на уроках истории, географии да и на всех остальных уроках тоже.

Если у вас есть свои способы подготовки к пересказам, то, пожалуйста, напишите о них в комментариях.

Благодарю вас за внимание, надеюсь, что статья окажется полезной)

Всего вам доброго!

Евгения Климович!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: