Разработка урока письма мое рецепты счастливой семьи. Мой рецепт счастливой семьи

Понятие личности находит свое определение во многих сферах жизни и науках, даже каждый человек, не владеющий академическими знаниями, может сформулировать собственное обозначение этого понятия. Но все-таки для того, чтобы грамотно использовать любой термин, необходимо разобраться в его значении. Научное определение выглядит так: личность — это отображение волевой природы человека, ее социальные и личностные роли, стойкая система определенных характеристик человека, выражающихся в первую очередь в социальной сфере жизни. Если выражаться популярной речью, то можно сформулировать определение так: личность — это человек, который обладает набором сильных и стойких качеств, умеет использовать их для достижения целей, уверенный в себе, умеет использовать полученный опыт, способен контролировать жизнь и отвечать за свои поступки перед обществом, и всегда его поступки соотносятся с его словами.

Часто можно услышать, что в одном контексте используют понятие индивид личность индивидуальность, поскольку многие считают их тождественными. На самом деле это не так, и нужно разобраться, в чем же разница.

Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и им приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.

Здесь понятие личность и индивидуальность пересекаются, ведь человек, обладая сильно выраженными уникальными свойствами характера, приобретенными в процессе проблемы неблагополучного детства – быстро становится личностью, чем закрепляет эти черты. Также бывает, когда есть несколько детей в семье, тогда самый старший ребенок тоже будет отличаться волевыми, стойкими качествами характера.

Понятие личности в психологии

В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.

Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.

Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.

В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям. Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть , то есть направляющими ее деятельности. То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.

Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление. Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, .

Понятие личности в социологии

Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.

Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права. Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется. Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.

Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа. В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план. Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.

Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее. Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам. Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.

Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.

По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления. Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание. Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.

Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.

Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.

Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.

Понятие личности в философии

Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.

Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.

Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм. Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми. Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.

Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.

Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров. Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом. Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.

Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.

Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.

Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.

Мы с детства мечтаем о том, что наша семейная жизнь будет идти по принципу «долго и счастливо» - как в сказке. Но для поддержания гармонии в браке одной мечты мало. Каждая успешная семья знает, что отношения - это обоюдная работа, которой нужно посвящать свое время изо дня в день.
Мы открыли карту мира и подсмотрели рецепты семейного счастья у жителей разных стран. И вот что выяснилось.

Франция: Наслаждайтесь красотой

В том, что французы - большие ценители эстетики, сомневаться не приходится. Между «надо» и «хочу» они, как правило, выбирают второе и наслаждаются своим выбором. Это может быть выход в ресторан вместо ужина дома или посещение выставки вместо запланированной уборки. Умение скрашивать будни и наслаждаться жизнью - вот чему стоит поучиться во Франции.

Финляндия: Сохраняйте спокойствие и не спешите с выводами


«Посидим, подождем, пока спешка пройдет», - говорят финны. Эта нордическая особенность менталитета проявляется во всем, включая семейные отношения. Свои проблемы финны решают с трезвым спокойствием: без битья тарелок, истерик и скандалов. Умение владеть своими эмоциями - важная составляющая успешного брака в Финляндии.

Индия: Не допускайте мысли о разводе

В Индии до сих пор почитаются традиционные семейные ценности. Здесь не бывает импульсивных браков на пару лет. Нередки случаи, когда родители сами ищут мужей и жен для своих детей. При этом семьи выглядят гармонично и счастливо, поскольку муж и жена с уважением относятся друг к другу. Разводов в Индии практически не бывает - на протяжении всей жизни пары учатся любить и принимать друг друга, а не искать счастье на стороне.

Германия: Принимайте пищу вместе

Немцы очень трудолюбивы и много времени уделяют работе. Порой в ущерб близким. Однако в Германии есть одна семейная традиция, которая передается из поколения в поколение - совместные приемы пищи. Особенно это касается больших праздников и выходных дней. Немцы считают, что семейные вечера за беседой и любимой едой укрепляют взаимоотношения. Такого же мнения придерживаются итальянцы и испанцы.

Израиль: Любите детей и соблюдайте традиции

В Израиле очень любят детей, а их отсутствие вызывает общественное недоумение и даже порицание. Нет ничего удивительного в том, что отец в Израиле сам меняет памперсы своему ребенку, присутствует при родах и проводит с детьми все свободное время. К воспитанию жители этой страны относятся очень серьезно и обсуждают все нюансы еще до свадьбы. Родители считаются неоспоримым авторитетом, так как они передают младшему поколению вековые традиции. Почитание истории предков и создание собственной большой семьи - вот то, что делает семью сильной, по мнению израильтян.

Южная Корея: Уважайте старшее поколение

В семьях Южной Кореи не понаслышке знают, что такое четкая иерархия в отношениях. Младшие дети выполняют просьбы старших, старшие - почитают мать и отца, женщина уважает мужа и родителей. Безропотное служение друг другу не оставляет почвы для конфликтов в корейских семьях. Более того, дисциплина в вопросе родственных связей распространяется и на другие сферы жизни. Так, готовность безусловно выполнять требования старших делает корейцев особенно эффективными в работе.

CША: Не пренебрегайте психологами

В Америке ценят квалифицированную психологическую помощь. Нередко у семьи есть свой личный психолог, который помогает супругам на протяжении десятилетий. Такая особенность американцев обусловлена менталитетом. В США не принято жаловаться на жизнь друзьям и коллегам - так семья может выглядеть слабой и недостаточно успешной. Все свои страхи и опасения супруги оставляют на приеме у специалиста, не рискуя ухудшить отношения внутри семьи и в глазах других людей.

ОАЭ: Все лучшее отдавайте друг другу

Никто из случайных прохожих не сможет узнать, что скрывается за длинной паранджой женщин в Объединенных Арабских Эмиратах. Свои лучшие наряды и украшения жена показывает только мужу - это ее святая обязанность. Что восточной женщине нельзя работать и учиться - лишь стереотип. Если она хочет - пожалуйста. Ей также необязательно заниматься домашним хозяйством и выполнять функции горничной или повара. Мужчина в ОАЭ готов полностью содержать и оберегать свою жену взамен на ее преданность и красоту, которую она бережет для него.

Мексика: Веселитесь и будьте проще

Отличительной чертой мексиканских семей можно назвать расслабленность, жизнерадостность и умение принимать обстоятельства. Мексиканцы никогда не будут делать сегодня то, что подождет до завтра, и не будут ждать этого от других. Нередко можно наблюдать, как они всей большой семьей эмоционально смотрят сериалы, футбол или громко и долго отмечают праздники. В эти моменты их совершенно не волнуют проблемы и поиски их решения. Они счастливы здесь и сейчас.

Дания: Позаботьтесь об уюте

В Дании есть популярное слово «hygge», аналог которого встречается не во всяком языке. Суть жизни в стиле hygge - это окружение себя комфортом, начиная от теплого свитера и шарфа, до обилия свечей и мягких пледов в интерьере. По мнению датчан, философия hygge делает семьи крепче и счастливее, потому как возвращает людей к главным человеческим ценностям.

Публикую это интервью не только для того, чтобы, как пишут начальству взрослые дяди с тётями: «Отчитаться о проделанной работе», а ещё раз обратить внимание родителей на одну из граней жизни ребёнка. На его тайные мысли, выслушать которые не все родители не то, что времени не находят, а иногда и желания не испытывают. И отдают ребёнка на откуп улицы, школы, интернета, а потом ищут оправдание своей бездеятельности. Какой-то ребёнок доверяет свои секреты дневнику, кто-то копит свои проблемы в душе, потому что родители не хотят слушать или не так поймут. А когда ребёнок при живых родителях попадает в детский дом, то это вообще за гранью моего понимания. Даже самая падшая мама для такого ребёнка из детдома - идеальная мама.

- Мама! Я очень хочу найти тебя. Я не буду разбираться, почему ты меня бросила, а только хочу посмотреть тебе в глаза и знать, что у меня есть мама. Пусть ты меня не признаёшь, пусть ты меня бросила, но я очень хочу увидеть тебя, чтобы я мог произнести слово мама.

- Здравствуй, моя любимая мама, самая лучшая, но пока неизвестная мне моя единственная мама!... Это нам рассказывал наш учитель Андрей Семёнович. Он говорит, что все мы когда-нибудь найдём своих родителей, а я хочу найти тебя – мою настоящую маму.
Жаль, я пока не знаю, где ты живёшь, поэтому это письмо я пошлю главному почтальону, может он сможет тебе его передать, ведь он знает все адреса, и тогда мы обязательно встретимся.

Тяжело слушать мечту детдомовцев о мамах с папами, но слава Богу, что для потомков остаются их мысли в письмах. Но вернусь к 8 июля, к которому центр города полностью поменял внешний вид. О переезде терема Петра с центральной площади на стоянку к ледовому дворцу я сообщал в прогулке по перекрытым для капитального ремонта дорогам и строящемуся стадиону. О красоте и размахе подготовки города к празднику я услышал от приехавших в гости родственников, которые прогулялись по городу накануне праздника.

Сложностями установки декораций под непрекращающимися дождями поделилась художник ДК 1100-летия Марина Борисовна Добролюбова. И я, пройдя сквозь поток ручейков и рек воды и людей на площадях и вдоль ярмарочных рядов, не мог не свернуть на «Муромский Арбат». Очень хотелось своими глазами увидеть подтверждение слухов.

Очереди к входу в Выставочный центр, какая была в «Ночь музеев», не заметил. Экскурсоводы водили по залам две группы, а моё внимание переключилось с икон о Петре и Февроньи на перетаскивание стульев в зал, в котором обычно проходят встречи с интересными людьми. А когда услышал, что зал готовится к презентации книги Носова «Рецепты счастливой семьи», то не мог отказать себе в удовольствии встретиться с автором похождений Незнайки и рассказами «Огурцы» и «Честное слово».

Разочарования, что передо мной появился другой Носов, конечно же, не было. Интересный, эмоциональный собеседник. Полное единодушие мыслей про отношение к детям и их проблемам. Двадцать лет проработал редактором газеты «Пионерская правда» до перестройки, сейчас занимается детскими проектами. А про однофамильца Вадим Васильевич объяснил, что я не единственный, кто перепутал его с Николаем Николаевичем Носовым. Однажды в пионерлагере «Орлёнок» к нему выстроилась целая очередь за автографами. Отказывать ребятам не в его правилах, а позднее выяснилось, что ребята тоже приняли его за популярного среди детей однофамильца.

Диалог с Носовым В.В.

- Вадим Васильевич! Как я понял, это уже третья книга «Рецепты счастливой семьи». Этот проект веяние времени или подарок к «Дню семьи, любви и верности» нашему городу?

Когда мы начинали конкурс «Лучший урок письма», задача стояла немного другая. Вернуться к эпистолярному жанру. Ведь до мобильников с планшетами писали все. А открытки к праздникам от пионеров до пенсионеров пачками покупали. И подписывали обязательно рукой, это хороший тон.

- Но прогресс не остановишь. Раньше писали на камне, на коже, на бересте. Сейчас нажал на кнопку телефона и информация полетела на другую сторону планеты.

- И все письма о семье?

Конечно, нет. Когда письма поплыли мешками, то пришлось сортировать их по темам и «Лучший урок письма» подсказал другие номинации, для объявления других конкурсов. «С чего начинается Родина». «Служу отечеству». «Есть такая профессия». «Рецепты счастливой жизни». Так что стараемся предлагать детям темы. Этот год объявлен годом экологии. Только что с фондом «Амурский тигр» выпустили интересную книгу на тему детских фантазий: «У меня дома живёт амурский тигр». Дом и тигр – ситуация нереальная, но мы и предложили детям не тигров у родителей в подарок требовать, а включить свою фантазию, а с этим вопросом у детей проблем не бывает. В письмах преимущественно звучат такие строки: «Прекратите убивать животных».

С темой «С чего начинается Родина» мы обратились в Министерство обороны. Много мальчишек и девчонок хотят служить в армии. Они поддержали эту инициативу и вышла книга «Есть такая профессия – Родину защищать».

- Вадим Васильевич! Насколько я понял, на издание книг деньги выделяют разные фонды. А кто обрабатывает эту массу писем?

Учредителями конкурсов являются Фонд социально-культурных инициатив, МГУ имени Ломоносова, Почта России и «Учительская газета». На сайтах наших партнёров объявляем конкурс и начинается работа для учителей, библиотекарей, краеведов, волонтёров на местах. Районные и областные почтовые отделения поднимают эту массу писем до Москвы и эти мешки я везу в МГУ. Там аспиранты, педагоги, психологи, кандидаты наук, начинают работать с этой массой. У них глаз намётан. Бац! Удачная фраза или оригинальная мысль. И из океана писем остаются только оригинальные, свежие, родниковые письма. В прошлом году получили 147 000. Отобрали порядка 45 000. Подкупает то, что родители порой не знают, о чём пишет ребёнок, поэтому из этических соображений не все письма пропускаем в обработку.

- А почему в сборниках только детские письма? Кроме вступительного обращения Светланы Медведевой и Вашего послесловия ни единого слова взрослых.

В чём и уникальность этого проекта. Рецепты дают не педагоги, социологи, терапевты, психологи и т.д., а дети. Они видят отношение папы с мамой, пишут о своём видении построения семейных отношений. В каких-то письмах боль и отчаяние, но мы отбираем те письма, в которых дети рассказывают, как с папой и мамой идут в походы, как с дедушкой идут на рыбалку или в спортзал. И вот такие счастливые письма ребят, для которых отношение взрослых к ним привычная, ежедневная семейная практика, а не теория, не боль с мечтой иметь таких родителей, и становятся авторами книги «Рецепты счастливой жизни». Как создаётся семья, какие в ней должны быть взаимоотношения. И вот ребятишки пишут об этом. Талантливо, искренне, и по-детски мудро.

Есть письма очень печальные, они приходят из детских домов. Ребёнок просит отозваться мать, хочет с ней встретиться, посмотреть в глаза. Такие письма читать тяжело. Или ещё такое письмо:

« Я хочу, чтобы никогда не было детских домов. Чтоб у каждого были родители, чтоб все жили счастливо, чтобы солнце светило»

«Мы живём на берегу Тихого океана. Моя мама может кому-то показаться несовременной. Она работает уборщицей. Но если бы знали, сколько в ней тепла и доброты! А папа у нас дворник и отвечает за чистоту улиц. Мама с папой взяли в нашу большую семью мальчишку из детского дома. Он мне теперь как брат…»

Но есть у меня и любимые письма. Было такое, что я бы себе не простил, если бы его не прочитал. Номинация была о ветеранах.

«Моему прадеду 41-й год. Здравствуй дорогой прадедушка Николай Иванович! В июле 41 года ты добровольцем ушёл на фронт, а в декабре тебя не стало. Поэтому многие события ты не застал. Но я тебе расскажу, не переживай. Войну мы выиграли, наши взяли Берлин. Мы победили, значит и ты победитель. А победители всегда возвращаются. Я тебя очень жду. Я знаю, что ты вернёшься. Мы накроем стол. Я уже самостоятельный. Мама меня одного в магазин отпускает. Твой правнук Сашок. Город Москва».

Я прочитал и ориентир потерял. Прошло 70 лет, а он от него не ушёл. И вот это маленькое письмо становится камертоном для взрослого человека. Когда я стал читать это письмо на телевидении, хорошо запись передачи была, а не прямой эфир, сначала ведущая заплакала. Записываем по новой, а у неё опять слёзы. И только с третьего раза удалось записать.

В этом году победители экологического конкурса полетели во Владивосток на праздник тигра.
Чувственные темы обязательно. Письмо про сорок первый год обязательно, чтобы не забывалось.
Потрясающая номинация «Легенды и история моей семьи». А там такая глубина открылась. Раньше история семьи начиналась с революции, а тут такой шквал пошёл! И какие традиции были, и кем служили. Белый офицер, учитель, шофёр царя, и про икону, которой ещё пра-пра-прадеда благословляли. Поэтому тема «История и легенды моей семьи» - это очень нужная тема. И была бы моя воля, работай я в Министерстве образования, я бы вместе с учебниками ежегодно издавал «Легенды семьи». И тогда на уроках истории дети изучали бы не даты каких-то событий, а участие семьи в этих событиях. А так чего-то там было в 1812 году или на Куликовом поле, и попробуй запомнить. Приходит ко мне одна тётя, приносит карту.

– Я пра-пра-пра… друга Дмитрия Донского, который одел кольчугу Дмитрия Донского и его убили…

Я не буду перепроверять это. Живёт семья этой легендой, и пусть живёт, передаёт её из поколении в поколение, и слава Богу!

- Согласен, что история для меня становится историей, когда в ней участвует мой род. Вынули с антресолей семейные альбомы, родился «Бессмертный полк»…

В «Пионерской правде» лет 30 назад была акция «Полк сынов полка», который вёл наш молодой журналист. Журналиста из Томска я тоже хорошо знаю. В письмах этот «Бессмертный полк» живёт давно. Может и из ваших ребят кто-то будет автором какой-то Всероссийской акции, писатели среди них есть. Я давно работаю во Владимирской области, но Муром впервые вошёл таким мощным косяком. 17 человек стали соавторами сборника.

Диалог прерывает сопровождающим, из-за обильной программы встреч Вадима Васильевича, а я погружаюсь в строки писем о детском понятии счастливой семьи.

Письма ребят о семейном счастье

Я хочу рассказать о замечательной традиции нашей семьи – ходить летом в поход на байдарках… Каждое утро начинается с завтрака. Вы представляете себе: запах костра, журчание воды и кружка с горячим чаем… Ну, позавидуйте мне, потому что я с удовольствием ем ужин, приготовленный на костре, особенно если это уха из моих судаков…
Александр Ершов, 5 класс

Мой дедушка в молодости был не очень добропорядочным человеком. Как-то раз он шёл по улице. Дедушка увидел, что у девушки украли сумку. Недолго думая, он догнал вора и отобрал сумку. Так мой дедушка познакомился с моей бабушкой. И он понял, что лучше делать добрые дела.
Акинцева Софья, 12 лет.

Необычная и редкая профессия у моей прабабушки. Она печник… А в свои восемьдесят шесть лет ей пришлось осваивать кладку печей под газовое отопление…
Виктория Жужукина, 7 класс.

В школе дедушка выучил не одно поколение учеников…
Кристина Кондакова, 13 лет.

День семьи. Это наш праздник.
Ирина Чмсталёва, 13 лет.

Настоящее счастье, когда ты возвращаешься домой из школы, а тебя ждёт мама.
Илья Яковлев, 7 класс.

Стараюсь помогать маме по хозяйству и привлекаю к этому младшего брата. Стараюсь не шуметь, когда родители отдыхают после тяжёлого рабочего дня. Но как это объяснить младшему брату? Пока не знаю.
Ксения Никитина, 7 класс.

Мой папа – идеальный вдохновитель нашего туристического проекта… В нашей семье уже три поколения туристов… Самое важное – это то, родители не ставят себя выше нас. Наоборот, они нам друзья.
Вероника Лапик, 12 лет.

В моей семье существует много замечательных традиций. С папой мы любим ездить на зимнюю рыбалку. С вечера готовим снасти, а рано утром отправляемся на речку… И вот клюёт первая рыбка! Я радостный вытаскиваю её на лёд. К вечеру усталые, но довольные мы возвращаемся домой. Мама нас всегда встречает, хвалит за удачный улов… Потом все вместе садимся ужинать. Здорово чувствовать, что ты добытчик и умеешь радовать близких. И рыба здесь не при чём.
Анатолий Тельнов, 5 класс. Муром.

У каждого ребёнка своё представление о семейном счастье. Кто-то пишет о семейных увлечениях, семейных традициях, о профессиях родителей, о семейных реликвиях и истории семьи, но всех счастливых детей объединяет одно обстоятельство – неравнодушие, забота и любовь семьи. И я хочу завершить нашу беседу с автором проекта и просмотра двух сборников «Рецепты счастливой семьи» фрагментами из письма 14-летней Елизаветы Шумкиной из Клина.

Я хочу взять из детского дома ребёнка. Пусть мне не повезло, я с сестрой выросла без папы. Но, несмотря на это, любовью меня окружали всегда… Я, конечно, могу банально пожелать себе большой дом, машину, деньги, но разве это главное? Наверное, единственное, что мне хотелось бы, так это почувствовать папины руки на плечах… Я бы запрыгнула к нему на колени, как в детстве. Ведь каждому ребёнку хотелось бы почувствовать мужскую поддержку… Все, кто живёт без отца, прекрасно понимают, как это тяжело. Именно поэтому мой главный герой в жизни – это мама. Ведь она отодвигает свои проблемы ради нас с сестрой…

А какой бы я хотела видеть собственную семью? Я думаю, заботливый, верный муж и любимые дети. Я действительно хочу, чтобы у моих детей был папа, самый настоящий отец. И мои дети будут по-настоящему счастливы, если я буду хоть чуть-чуть похожа на свою маму. Ну и теперь, когда я понимаю, каково жить без одного из родителей, у меня есть мечта. Я хочу взять ребёнка из детского дома, чтобы показать ему, что такое настоящая семья.

Наверное многие из нас, если вообще не все на свете, ищут рецепт семейного счастья. Ведь не бывает на свете людей, равнодушных к себе, своим близким. Тема поиска ключа к счастью была и будет оставаться вечной. Но, попробуем хотя бы приблизиться к тому, чтобы взять его в руки.

Делюсь с вами, дорогие читатели, рецептом, который попал на мою страничку в социальных сетях. Надеюсь, он пригодится, согреет, поднимет настроение…

Чтоб дом был счастливым, наполненным лаской,
Я дам вам рецепт под названием «Сказка».
Не сложный, но верный, его соблюдайте.
Согласны? Ну что же, тогда приступайте.

Шесть чашек ЛЮБВИ вы смешайте с ЗАБОТОЙ,
Три ложки ДОВЕРИЯ, чашку РАБОТЫ,
Две чашки ПРОЩЕНЬЯ и горсть ДОБРОТЫ,
Добавьте чуть ВЕРНОСТИ, нежной МЕЧТЫ.

Три чашки НАДЕЖДЫ и ДРУЖБЫ пол миски,
Стакан УВАЖЕНИЯ к старшим и близким.
Две ложечки СМЕХА, немного УДАЧИ,
Щепотку ТЕРПЕНЬЯ. И ваша задача
Всё сдобрить УЛЫБКОЙ сердечной и ЛАСКОЙ,
И с утренним кофе подать эту «Сказку».

В курсе «Педагогика семейного воспитания» мои студенты, будущие социальные педагоги, получили задание написать эссе. С темой я не ограничивала. Главное, чтобы о семье… Позволю себе привести некоторые выдержки из работы, которая порадовала меня.

Семья в жизни каждого человека играет огромную роль. Если она есть — он счастлив, нет - человек несчастен.

Семья – это самые дорогие и близкие люди. Для меня семья начинается с мамы. Мамина ласка, нежность, тепло окружают нас с первых дней жизни. Говорят, что женщина может добиться блестящих результатов на любом поприще. Она может принести немало пользы обществу, но самый важный и самый тяжелый труд ее жизни – это создание семьи. Мама – хранительница домашнего очага. На ее хрупких плечах держится весь дом: ей после работы нужно приготовить, накормить, убрать и еще сделать много дел. Иногда удивляюсь, как мама все успевает! В нашем доме всегда тепло, уютно и мне, и папе, и гостям, и даже животным. Я, конечно же, понимаю, что одна мама не сможет создать хорошую семью, ведь семья – это коллектив, и климат в семье должен создаваться всеми ее членами. Взаимопомощь, забота о каждом, доброта создают в нашей семье тепло, уют и благополучие. «…»

Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге, радости от совместных действий. Здесь мы можем услышать о себе то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, но здесь нас никогда не разлюбят. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных. Без семьи человек не может жить. Для меня семья – это место, куда я всегда буду с нетерпением возвращаться. Мои родные и близкие всегда меня ждут и любят.

Семья подарена человечеству Богом. Ведь не зря он создал Адама и Еву и спослал их на планету Земля. Наверно, для того, чтобы они создали семью, а все остальные потомки продолжили их род. Человечество должно быть благодарно Богу за это!!! Ведь без семьи не было бы современного общества, в котором мы живем.

Как сказал Джордж Сантаяна: «Семья — один из шедевров природы».

Баклушина Оксана, студентка 36 СП группы

А вот еще одно, «свеженькое»:

«Дитинство як промінчик – сонячний, радісний,

Дитинство як світ – непростий і загадковий,

Дитинство як казка – залишся зі мною!»

Дійсно, дитинство – це та пора, котру ми усвідомлюємо найнеповторнішою, по-справжньому, коли стаємо дорослими. Саме тоді приходить незабутній присмак того, про що в дитинстві годі було й думати.

Дитинство, начебто берег…такий близький і рідний, але водночас такий далекий з кожним днем. Кожна людина має в своєму житті два береги: від одного вона змушена відпливати, а до другого має неодмінно пристати. І звісно, залишаючи один берег, ми сумуємо, та з невідомістю чекаємо на долю в іншому березі.

Мені вже прийшлося попрощатися з Берегом дитинства, відпустити ті щасливі роки, незабутні моменти життя та рухатись далі – до Берега дорослого життя. Але попрощатись – не означає забути, стерти з пам’яті для мене, – це означає зберегти усе те світле, невгасиме, постійно пам’ятаючи та відтворюючи в своїй уяві.

Моє дитинство – це ласкава посмішка мами, її мудрі вказівки, що й зараз постійно потрібні в нагоді; це сильні батьківські руки та захисне плече, за яким почуваєш себе в безпеці та до якого іноді палко хочеться линути, просто, без зайвих слів та пояснень; це чудові бабусині казки на ніч, від яких міцно заплющувались очі, проти власної волі, її неперевершені пиріжки та інші кулінарні шедеври, які мають той незрівняний смак чудес…смак мого дитинства. Це і мої друзі, такі безпосередні й щирі.

Особисто я не знаю кращої країни мрій і чудес, аніж «дитинство». І коли воно крадькома завітає хоча б уві сні, мені на душі стає спокійніше і легше, а серце сповнюється любові і щастя, пригадуючи ті сокровенно-важливі, найкращі часи мого життя.

Потрібно цінувати такі моменти, берегти спогади та враження, брати з нього тільки хороше, світле, і неодмінно відтворити схожу казку ще раз, але вже своїм діткам!

Полежака Тетяна, студентка 32 СП групи

Будьте счастливы!

Вконтакте

Мамедова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5, с. Новоблагодарное, Предгорного района, Ставропольского края

Творческая мастерская письма «Рецепты счастливой семьи»

Аннотация: урок-мастерская предназначен как для учителей русского языка и литературы, так и для учителей, занимающихся внеклассной работой. Нестандартная форма позволяет развивать творческий потенциал учащихся, а простые и интересные упражнения способствуют снятию эмоционального дискомфорта.

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Задачи: развивать речевые навыки; расширить представление учащихся о роли письма в жизни человека; воспитывать любовь к родному языку; воспитывать нравственные качества учеников; научиться ценить и беречь семью.

Аудитория: ученики 5 - 6 класса

Оборудование : мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point , картонные заготовки, цветные карандаши.

Тип урока: урок применения знаний и умений

Форма урока: урок-мастерская

Ход урока

1)Организационный момент

Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение? (Дети с помощью смайлов на карточках показывают свое настроение). Прежде чем приступить к уроку, давайте проведем разминку для ума.

2) Разминка

Подберите к слову «счастливый» как можно больше синонимов (Успешный, радостный, везучий и т.д.). А теперь к слову «умный»? (Разумный, понятливый, рассудительный, смышленый и т.д.)

Желаю вам сегодня, ребята, быть умными, смышлеными, успешными и радостными!

Сегодня у нас не просто урок, сегодня у нас урок-мастерская. Ребята, а как вы думаете, что такое мастерская? Обсуждаются ответы детей. (MACTEPCKAЯ 1. Небольшое производственное или ремонтное предприятие 2. Помещение, где работает живописец или скульптор)

3) Вступительное слово учителя.

Итак, ребята, сегодня мы будем мастерами. Мастерами слова: мы будем учиться писать письмо!

А вы знаете, что письмо – это самый древний вид коммуникации? Древние люди использовали для передачи информации друг другу условные знаки, рисунки, иероглифы. Канадские индейцы, например, использовали для этого костры, дым которых был далеко виден и многое сообщал людям на расстоянии. Сейчас же письмо – это особый вид письменного текста, который имеет форму монолога. Мы с вами уже писали письмо и помним, что оно предназначается читателю – адресату. Так, с помощью письма мы ведем беседу, поэтому наша речь должна быть краткой, точной, яркой и понятной.

А чтобы узнать тему нашего письма, надо определить известные пословицы, где все слова фразы «перевёрнуты», то есть заменить антонимами.

4) Определение темы письма

На слайде представлены пословицы-«перевертыши». Дети отгадывают пословицы.

Перевернутые пословицы

Ответ

В дружной семье зло бывает

В недружной семье добра не бывает

Несогласие и вражда в семье потеря

Согласие да лад в семье клад

В гостях плохо, а дома хуже

В гостях хорошо, а дома лучше

В чужом доме и стены мешают

В своем доме и стены помогают

О чем говорят нам пословицы? Правильно, ребята, это пословицы о семье, о доме. Запишите понравившиеся в тетрадь. А как вы понимаете слово «семья»? (Обсуждение ответов учеников)

Итак, о чем будет наше письмо?

Правильно, о семье, а точнее о рецептах счастливой семьи. Запишите в тетрадях тему: «Рецепты счастливой семьи»

5) Творческая мастерская письма

А сейчас, ребята, мы с вами окажемся в творческой мастерской письма. Сядьте удобно и закройте глаза, расслабьтесь и скажите про себя: «Мне хорошо и спокойно». Подумайте о своей семье, вспомните свое детство (включается запись с голосами взрослых и смехом детей или успокаивающая музыка). С каким цветом у вас ассоциируется семья и почему? (Каждый называет цвет) Что надо делать, чтобы семья была счастливой?(Поддерживать друг друга, любить и уважать)

Теперь, дети, на листочках нарисуйте свой дом. Разделите его на две части: в одной части напишите тёплые слова, которые связаны с вашей семьёй, а в другой – холодные, неприятные для вас.

Давайте прочитаем, что у вас получилось. Называем тёплые слова. Чувствуете, как эти слова согревают нас? От них веяло добром и светом. Вы сразу их вспомнили? А горькие слова также быстро вспомнили? Так давайте же вспоминать горькие слова как можно реже.

А теперь вспомните свой альбом с фотографиями. Мысленно перелистайте его, найдите свою самую любимую фотографию. Кто с вами на этой фотографии? Где она была сделана? Счастливы ли вы были в тот момент, когда она была сделана? Запишите свои чувства в тетрадь.

Теперь загляните вглубь себя, почувствуйте свою душу. Запишите краткие ответы на вопросы:

    Дружите ли вы со своими родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками?

    Как вы проводите время со своей семьёй?

    В чём помогает вам ваша семья?

    Какие ваши детские радости?

    Дарите ли вы подарки своей семье? А они вам?

    Какой ваш любимый подарок?

Затем звучит музыка. Учитель читает стихотворение «Семья».

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Какие советы-рецепты счастливой семьи вы бы дали друг другу? Запишите в тетрадь понравившиеся рецепты.

А теперь составьте из букв слова «счастливый» новые слова. Например: слива, ива, ил и т.д. Запишите их в первый столбик. А во второй столбик запишите слова, которые ассоциируются у вас со словом «СЧАСТЛИВЫЙ».

Давайте прочитаем слова и дополним список. Какие слова-ассоциации нам встречались чаще всего и почему?

6) Рефлексия

Итак, понравилось ли вам занятие? Что именно понравилось? Изменилось ли ваше настроение? (Ученики показывают карточки-смайлы). Поблагодарим друг друга за урок.

7) Домашнее задание.

Чтобы получить домашнее задание, вам нужно разгадать шифр!

Н п а и а ь т с п ь о м с и (написать письмо)

Написать письмо другу о рецептах счастливой семьи.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: