Понятие сущность развитие мелкой моторики старших дошкольников. Игра, как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Специфика.

Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:

Формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;

Развивается ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками;

Формируются когнитивные процессы;

Происходит овладение пассивной и активной речью;

Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

РАННИЙ ВОЗРАСТ

стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации от 1 г. до 3 лет. Микропериодизация Р. в.: 1) этап доречевого развития (1-1,5 лет); 2) этап речевого развития (1,5-3 г.). Син. преддошкольный возраст, раннее детство. (Эквивалентный термин в англоязычной психологической литературе не обнаружен. - Прим . ред .)

В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. На 2-м г. ребенок ежемесячно прибавляет в весе на 200-250 г, в росте - на 1 см; в течение 3-го г. жизни вес ребенка увеличивается на 2-2,8 кг, рост - на 7-8 см. Совершенствуется деятельность органов чувств и систем организма: костной, мышечной, ц. н. с. Происходят качественные изменения в развитии функций коры больших полушарий (см. ). Увеличивается предел работоспособности н. с. Формируются способность подражания , ходьба, развиваются различные движения рук, усваиваются правила общения .

Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями ; аффективный характер направленности на познание окружающего мира.

в Р. в. - предметно-манипулятивная , в процессе которой происходит овладение детьми предметными действиями с культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое общение .

Р. в. - период бурного развития речи ребенка. Прежде всего интенсивно развивается понимание речи: на 2-м г. ребенок начинает понимать названия предметов, непосредственно его окружающих, содержание речи, направленной на выполнение им практических действий. Вначале понимание речи осуществляется в пределах знакомой, часто непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации общения со взрослым. На 3-м г. понимание ребенком речи взрослого распространяется на предметы, недоступные его непосредственному опыту. На фоне развивающегося понимания речи происходит овладение словарем: в 1 г. дети знают 10-12 слов, в 1,5 г. - 30-40 (до 100), в 2 г. - 200-300, в 3 г. - 1200-1500 слов. Начиная с конца 2-го и на протяжении 3-го г. усваивается грамматический строй речи. На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игр и самостоятельной деятельности (см. , ), а также в процессе общения со взрослыми.

Под влиянием развития предметной, игровой деятельности и речи происходят качественные изменения в формировании восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.

Главные направления психического развития детей в Р. в.: 1) развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира; 2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми; 3) развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличения объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов (таких, как геометрические формы, цвета спектра); совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; овладение пассивной и активной речью; 4) формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры; 5) развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, стремлении достичь в ней результата; 6) становление общения со сверстниками; 7) формирование самосознания : появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки , гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентичности .

Овладение предметной деятельностью, речью, общение со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, воображения (фантазии), овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствует формированию более глубоких знаний о себе. См. , , , . (Л. Н. Галигузова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ранний возраст" в других словарях:

    ранний возраст - детские годы, младенчество, нежный возраст, детство, малолетство Словарь русских синонимов. ранний возраст сущ., кол во синонимов: 5 детские годы (6) … Словарь синонимов

    Ранний Возраст - стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального … Психологический словарь

    Ранний возраст - (синоним: преддошкольный возраст) стадия психического развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет. Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной …

    Возраст выхода на пенсию в России, странах Европы, США - Россия Возраст выхода на пенсию для мужчин составляет - 60 лет, для женщин - 55 лет. Трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В соответствии с пенсионным… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ, ОБЫЧНЫЙ - В практике обеспечения льгот для служащих: возраст, указанный в схеме пенсионного страхования как самый ранний возраст, по достижении которого служащий может выйти на пенсию без сокращения пенсионных льгот. Чтобы получать максимальные пенсионные… …

    - (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… …

    Стадия развития психического ребенка от одного года до трех лет, характерная качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий мозга головного. На ней стадии происходят следующие события индивидуального развития: 1) формируется… … Большая психологическая энциклопедия

    возраст - Бальзаковский, внушительный (разг.), златой (устар.), золотой, зрелый, критический, младой (устар), молодой, нежный, незрелый, неопреоделенный, опасный, пожилой, поздний, почтенный, преклонный, прелестный, ранний, солидный, счастливый, трудный,… … Словарь эпитетов

    ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ, РАННИЙ - В практике обеспечения льгот для служащих: возраст более ранний, чем обычный возраст выхода на пенсию, который указан в схеме пенсионного обеспечения и по достижении которого участник схемы пенсионного обеспечения может получать пенсионные льготыСтрахование и управление риском. Терминологический словарь

    Ранний алкоголизм - развитие симптоматики алкогольной зависимости в возрасте до 18 лет. Омоложение алкоголизма отмечается в последние десятилетия во многих странах мира. Обычно считается, что незрелость личности и молодой возраст (особенно подростковый и детский)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Ранний возраст - особая забота детского сада. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста , Корнилова Татьяна Геннадьевна, Кострыкина Людмила Юрьевна, Удалова Роза Таяровна. В пособии отражен опыт работы Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 2087`Открытие`(директор - Спиридонова Е. С.) структурного подразделения…

Ранним возрастом называют период от года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, возникают первые устойчивые качества личности.

Ведущей в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипу- лятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам (например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди).

Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить эти свойства с определенными операциями, которые он совершает, открывая, какие операции лучше удаются с конкретным предметом. Таким образом дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались исходя из логики самого предмета, т. е. из того, что им лучше делать. Этапы формирования таких закрепленных за предметом-орудием действий были исследованы П. Я. Гальпериным.

Он показал, что на первой стадии - целенаправленных проб" ребенок варьирует свои действия, исходя не из свойств орудия, которым он хочет, например, достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии - подстерегания - ребенок случайно находит в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремится повторить его. На третьей стадии, которую Гальперин назвал стадией навязчивого вмешательства, ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ дей^ ствия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия -объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования \ изменения действия, исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять.

Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же ^оказывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб ^ ошибок минуется, а дети начинают действовать со второго этапа.

При диагностике развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного действия исторически закреплен за данным предметом. Так, ложкой можно копать, пересыпать содержимое из одной емкости в другую, есть суп и совершать другие орудийные действия, но только последний способ использования является еще и предметным, исторически закрепленным за этим орудием. В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут служить показателем интеллектуального развития детей, в то время как предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. Выше говорилось о том, что исследования многих ученых показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и др. Ведущая роль восприятия, по мнению А. В. Запорожца, объясняет особенности развития образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде. Он также доказывал, что существуют определенные виды деятельности, к которым сензитивно восприятие (рисование, конструирование), и показал, как их формирование влияет на динамику становления когнитивной сферы детей.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами - перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых Ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены все психические процессы. Поэтому, Как правило, коррекция одной из сторон помогает скорректировать всю Деятельность восприятия.

Перцептивные действия позволяют изучать основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделяя в них главные и второсте пенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информа. тивные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать ЭТОТ предмет, отнеся его к определенному классу - кукла, машинка, тарелка и т.д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов - вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном - цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

Соотнесение предмета с эталоном помогает систематизировать те знания, которые получают дети при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти различия между конкретным предметом и эталоном (например, сказав, что яблоко - это неправильный круг).

Благодаря тесной связи восприятия и мышления некоторые тесты используются в диагностике детей этого возраста для изучения обоих процессов.

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Поскольку мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, А.В. Запорожец и Л. А.Венгер разработали методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может происходить через непосредственные действия с предметами, их зрительное изучение или словесное описание, определяя тем самым и вид мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, словесно-логическое. Нагляднодейственное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет, наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и остается основным до 6-6,5 лет, наглядно-схематическое мышление появляется в 4,5-5 лет и остается ведущим до 6-7 лет; наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5,5-6 лет, становится ведущим с 7-8 лет, оставаясь основной формой мышления у большинства взрослых людей. Таким образом, в раннем возрасте основным и практически до конца этого возраста един сТВенным видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Как и в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, который показывает ребенку, на какие параметры ситуации необходимо обратить внимание, чтобы правильно сориентироваться и правильно решить задачу, помогает развитию мышления и переходу его на более высокий, образный уровень. В то же время при решении простых, связанных с прошлым опытом задач к концу раннего возраста все дети уже должны ориентироваться практически мгновенно, без пробных действий с предметами, т. е. опираться на образное мышление.

Изучая развитие мышления в раннем возрасте, Ж. Пиаже исследовал процесс перехода от внешних операций к внутренним, логическим, а также формирование обратимости. В своих экспериментах с маленькими детьми он анализировал их способность находить спрятанные вещи, в том числе те, которые пропали на их глазах. Особое внимание он обращал на открытие ребенком того факта, что исчезнувший из поля зрения предмет может быть обнаружен при помощи внешних операций, придающих ситуации обратимость (например, при открытии ящика, в который был спрятан платок). Интерес представляют и данные Пиаже о накоплении у детей знаний, опыта действия с предметами, который позволяет ребенку перейти от сенсомоторного мышления к образному.

Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм (нерасчлененность) - ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена прежде всего на анализ и разделение деталей, из которых потом ребенок (может быть, при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные. Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей; недаром М. И. Лисина назвала ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловым.

Важное значение для психического развития в этот период приобретает становление речи. Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые провел систематическое наблюдение за формированием речи. Выделив несколько периодов в этом процессе, он подчеркивал, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн Детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он также выделил основные тенденции, определяющие ЭТО развитие, главными ИЗ которых ЯВЛЯЮТСЯ переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению.

Развивая эти идеи Штерна, Л. С. Выготский показал, что переход 0т слова к предложению характерен для внешней речи ребенка, в то время как внутренняя речь, напротив, развивается от предложения к слову Это связано с тем, что во внутреннем плане произнесенное ребенком слово для него обозначает целую фразу, например, слово «мама» ребенок может связывать с просьбой что-то дать ему или помочь. Как правило, близкие взрослые по жестам и интонации, которые сопровождают эти первые слова, угадывают желания детей, приходя к ним на помощь. Со временем, научившись строить предложения во внешнем плане, дети и во внутренней речи отводят каждому слову его собственное значение, не расширяя его до целой фразы.

Несколько иная трактовка развития речи дана в концепции Бюле- ра. Связывая речь с процессом творчества, что, по его мнению, является ведущей линией становления психики, он выдвинул эвристическую теорию речи. Бюлер считал, что речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от других психологов, Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи - это цепь открытий.

На первой стадии ребенок открывает значение слов путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Манипулируя взрослым при помощи вокализации, ребенок осознает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т.д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно. На второй стадии ребенок открывает, что каждая вещь имеет свое имя, чем расширяет свой словарный запас, так как он уже не только изобретает сам названия для вещей, но и начинает задавать взрослым вопросы о названиях. На третьей стадии ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. Путем наблюдения он приходит к пониманию того, что отношения между предметами и их число могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол - столы).

Большое внимание изучению развития речи уделял Л. С. Выготский. В своих работах он доказывал, что соединение двух различных процессов - становления мышления и становления речи, происходит у детей в полтора года. В этом возрасте резко увеличивается словарный запас детей, появляются вопросы о названии предметов, т. е. происходит, как писал Штерн, «открытие ребенком значения слов». Выготский объяснял это открытие тем фактом, что речь соединяется с мышлением, и, таким образом, ребенок начинает осмыслять те звуки, которые произносит взрослый. С точки зрения Выготского, слово является для мышления тем знаком, который превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию.

Психологи разных направлений показали существование связи между формированием мышления и знаковой функции сознания. Это проявляется не только в становлении речи, как было показано выше, но и в развитии способности к рисованию. Работы Штерна, посвященные исследованию генезиса детского рисунка, выявили роль схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Штерна, развитая впоследствии К. Бюлером, помогла открыть новую форму мышления - наглядно-схематическое, или модельное, мышление, на основе которого разработаны многие современные концепции развивающего обучения детей.

Анализируя связь мышления с творчеством, Бюлер пришел к мысли о том, что рисование оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Он считал, что рисунок - это графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т. е. рисунок ребенка не копия действия, а рассказ о нем. Поэтому, отмечал Бюлер, дети так любят рассказы в картинках, любят рассматривать их и самостоятельно рисовать.

Анализ детских рисунков привел Бюлера, как и Штерна, к понятию «схемы» и ее значения в становлении психики. Он говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке - схемой, которая представляет собой обобщенный образ предмета, а не точную его копию. Таким образом, схема является как бы промежуточным понятием, облегчая детям усвоение абстрактных знаний. Эти положения Бюлера используются в современных развивающих программах (прежде всего рассчитанных на 3-6-летних детей).

Общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время есть, на самом деле, интериоризо- ванная оценка взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование, пусть даже не всегда успешных, попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка его стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности.

Об этом говорил и Э. Эриксон, доказывавший, что в раннем возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности от взрослого, либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от него. Доминирование одного из двух вариантов связано, по его мнению, с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии. Так, в исследованиях Д. Б. Элъконина, Л.И.Божович и других психологов подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий.

В это же время у детей возникают первые признаки негативизма упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса 3 лет Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. Фиксация на негативном этапе этого кризиса, помехи, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (высокая степени опеки - гиперопека, авторитарность, завышенные требования, излишняя критика со стороны взрослых), не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия, так же как и тревога, отгороженность, становятся устойчивыми свойствами личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей (их общение с окружающими, учебу) и могут привести к серьезным отклонениям в школьном и особенно подростковом возрасте.

К важным характеристикам этого возрастного этапа относится лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Фиксация на запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку и другие показатели ригидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательных эмоциях, являются серьезными показателями отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, но и в общем психическом развитии в этом возрасте. 8.3.

Зарождение новых видов деятельности в раннем детстве. В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная . У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная . Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии. Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Когнитивные особенности

Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами-обрывками. К 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово для него приобретает для него предметное значение. С появление предметных значений слов связаны первые обобщения.В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К 2 годам ребенок понимает объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Позже, в 2-3 года возникает понимание и речи-рассказа. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К 3 годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения в 1,5 года состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идет»), действия и объект действия («хочу конфету»), действие и место действия («книга там»). К 3 годам усваиваются основные грамматические формы и синтаксические конструкции родного языка. Речевая активность обычно резко возрастает между 2 и 3 годами, расширяется и круг общения.



Восприятие. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией – тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации, их не привлекает.

Воображение. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Память. В этот процесс активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя и ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше – ему что-то вспоминается. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество («амнезия детства»). Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение.

Действия и мышление. Мышление в этот возраст принято называть наглядно действенным. В это время в совместной деятельности со взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Действия с предметами зависят от их функциональных особенностей и условий их использования. Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Особенно хорошо это видно, когда ребенок сталкивается с задачей, способам решения которой его не обучали взрослые.Не только мышление развивается благодаря внешней деятельности. Совершенствуются и сами предметные действия. Кроме того, они приобретают обобщенный характер, отделяясь от тех предметов, на которых они были первоначально усвоены. Происходит перенос освоенных действий в другие условия. Вслед за этим у ребенка появляется способность соотносить свои действия с действиями взрослых, воспринимать действия взрослого как образцы. Совместная деятельность начинает распадаться. Взрослый задает ребенку образцы действий и оценивает их выполнение.

Помимо собственно предметных действий для развития ребенка важны и такие, как рисование и игра. Рисунок ребенка до 2 лет – каракули, на 3 году появляются формы, сходные с изображаемым объектом, в 2,5 года вполне отчетливый рисунок человека. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. В конце раннего возраста в своих первоначальных формах уже проявляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. На следующем возрастном этапе она станет одним из источников сюжетно-ролевой игры. Для развития игры важно проявление символических или замещающих действий (кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати).

Особенности Я-концепции. Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я, одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой. Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "Я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя. Половая идентификация. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие. Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит впервые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола. Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Аффективная сфера. У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

С 2-х лет у ребенка начинают формироваться и моральные переживания т.е. эмоции начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей. Развитие чувства юмора. В конце 3-го года жизни можно отметить и понимание комического детьми – в этот период у них появляется чувство юмора. Происходит это в результате возникновения необычной комбинации знакомых ребенку предметов и явлений.

В конце раннего детства ребенок может проявлять эмпатические переживания по отношению не только к близким людям. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет. 1) негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек, ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т. е. прямо противоположное тому, что ему сказано. Но это не непослушание. 2) упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. 3) обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. 4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков); 5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла. 6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними" 7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу". Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью).

Психологические особенности детей раннего возраста

На этапе раннего возраста (от 1 года до 3 лет) начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «мы» и наступает психологическое отделение от матери, которое связано с тем, что возникают не только новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает, слова схожи со взрослой речью, но переход речевого развития на новый уровень возможен только в благоприятных условиях – при полноценном общении ребенка со взрослыми. Самое важное изменение в речи – то, что слово приобретает предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-либо признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значение слов связаны, поэтому первые обобщения. В раннем детстве растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. Позже, в 2-3 года возникает понимание речи-рассказа. Интенсивно развивается и активная речь, но количество произносимых слов всегда меньше количества понимаемых. Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг общения – он уже может общаться не только с близкими людьми, но с другими взрослыми, с детьми. В основном проговариваются практические действия ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение.

Восприятие . В раннем возрасте развиваются психические функции – восприятие, мышление, память, внимание, но доминирует восприятие, т.е. от него зависят остальные. Поведение ребенка максимально связано с наличной ситуацией, оно полевое, импульсивное, действия определяются тем, что он видит. Важная характеристика восприятия – аффективная окрашенность, т.е. наблюдаемые предметы притягивают ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсорному единству, ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память . В процесс активного восприятия включается память, в основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше – ему что-то вспоминается. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Действия и мышление. Мышление в этот период является наглядно-действенным, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. На протяжении всего раннего возраста важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность, в это время в совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами, взрослый учит как держать ложку или чашку, карандаш, совочек, возить машину, укачивать куклу и т.п. Мышление первоначально появляется в самом процессе практической деятельности, совершенствуются и сами предметные действия. Ребенок уже может переносить свои действия, усвоенные с одним предметом на действия в других условиях. У ребенка появляется возможность соотносить свои действия с действиями взрослого и воспринимать их как образцы. Совместная деятельность, в которой первоначально были слиты, переплетены действия взрослого и ребенка, начинает распадаться. У ребенка появляется новое отношение к своим действиям как к собственным, он вычленяет их, что отражается в речи (« Я иду гулять», «Вова дает кушать»). Действия становятся личными, что является одной из предпосылок самостоятельности. Этим предопределяется новый переходный момент – кризис 3 лет.

Помимо предметных действий, также важны рисование и игра . Рисунок 2-х летнего ребенка похож на каракули, но на 3-м году появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом. В 2,5 года дети способны нарисовать человека. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная . Ребенок не играет, а манипулирует предметами, сосредотачиваясь на своих действиях с ними. Но в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется – режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в машину. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий. Например: кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати – это замещение.

Эмоциональное развитие неотделимо от развития психических функций – поскольку восприятие аффективно окрашено, ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает, он радуется или огорчается ситуативно. Желания ребенка неустойчивы, быстро преходящи, он не может их сдерживать, все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми преобладают мотивы сотрудничества, помимо безусловной любви, эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого участия во всех его делах. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка, аффективные реакции на трудности, когда что-то не получается и некому ему помочь, вероятна эмоциональная вспышка.

Развитие эмоциональной сферы тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавания себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, потом к 3-м годам появляется «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознавание того, что «я хороший». Сознавание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития – кризис 3 лет.

Кризис 3 лет – это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, выделения своего «я». Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности и, если самостоятельность ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления.

Характеристики кризиса 3 лет:

1) негативизм – ребенок дает негативную реакцию не само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главное, сделать с точностью наоборот тому, что ему сказали, даже если ему что-то хочется и ему разрешают это сделать, он тут же выражает свое нежелание.

2) упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с ним считались.

3) строптивость – она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системе отношений, против принятых в семье норм.

4) своеволие – гипертрофированная тенденция к самостоятельности;

5) протест-бунт – регулярные конфликты ребенка с родителями, состояние войны.

6) деспотизм – чаще в семье с 1-м ребенком, жестко проявляющий свою власть над окружающими, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти или нет и т.д.; ревность – чаще в семье с несколькими детьми;

7) обесценивание – обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше, ребенок может сломать любимую игрушку, начать ругаться и т.п. Все эти явления говорят, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от взрослого.

Введение

Раннее детство (период от года до трех лет) - это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны.

Актуальность исследования психологии ребенка раннего возраста обусловлена важностью периода детства для формирования личности и способностей взрослого человека. Современные изменения в экономической и культурной жизни, а так же изменения в обществе, требуют от психологов и педагогов разработки новых концепций воспитания личности и развития умственных способностей ребенка начиная с самого раннего возраста. В настоящее время подобных разработок, на высоком научном уровне, явно не достаточно.

Объект: психологическое развитие ребенка раннего возраста.

Предмет: факторы развития ребенка в период раннего детства.

Цель исследования: на основе изучения специальной монографической литературы, статей в периодической печати, применения собственного практического опыта воспитания ребенка, сформировать научно обоснованное представления о психологии ребенка раннего возраста.

Задачи по изучению особенностей развития ребенка в период раннего детства:

Изучить особенности психологического развития ребенка раннего возраста;

Выявить проблемы в воспитании «нельзя и надо» у ребенка, и значимость воспитания волевой компоненты;

Показать важность развития мышления у детей раннего возраста;

Проанализировать особое значение речи и ее формирования в развитии

Ребенка раннего возраста

Гипотеза исследования состояла из следующих предположений: период раннего детства является важным в развитии умственных способностей и личности ребенка, развитие речевых способностей ребенка раннего возраста способствует развитию эмоционально-волевой сферы, психическому и физическому развитию ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.

Особенности и проблемы развития ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Особенности психологического развития ребенка раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания .

Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.

Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Развиваясь, ребенок не просто овладевает разнообразными действиями, не только учится видеть мир, мыслить. Он еще и усваивает, что такое хорошо и что такое плохо, привыкает подчинять свои желания необходимости, впитывает в себя правила поведения, свойственные людям... Начинает складываться личность ребенка, его внутренний мир .

Малышам 2 - 3 лет в значительной степени свойственна непосредственность, импульсивность поведения, что они действуют под влиянием своих чувств и желаний, причем не осознают их, не выделяют главное - для них важно то, что заботит их именно в данный момент.

Взрослый человек в подавляющем большинстве случаев поступает так, а не иначе, потому что в результате долгого и целенаправленного воспитания у него сложилась совершенно определенная, отвечающая общественным нормам система мотивов поведения. Одни мотивы он считает более важными, другие - менее. И когда два мотива сталкиваются, он поступает по велению более важного. В обыденной жизни мы видим это на каждом шагу. Хотелось бы в выходной день развлечься, но товарищ попросил помочь в неотложной работе. Тянет пойти в тренажерный зал, но необходимо готовиться к экзамену. Предлагают отправиться в увлекательное путешествие, но надолго отлучаться из дома нельзя: больны родители. Собственно, об уровне развития личности человека мы и судим как раз по тому, насколько он умеет соразмерять свои желания и стремления с более важными в глазах общества мотивами необходимости, долга, способен ли он поступиться своими интересами ради блага других.

Ребенку только предстоит овладеть всем этим. В первые годы жизни не приходится ожидать, что он осознает мотивы своего поведения и выстроит их по степени значимости. Лишь постепенно такой социально-нравственный каркас личности обретает необходимый вид и достаточную устойчивость .

Но ведь ребенок живет уже сейчас, сегодня. И уже сегодня мы требуем от него «нравственного поведения». В общем, это правильное требование - важно лишь найти верный способ сделать его понятным и доступным малышу. И здесь на помощь вам придут именно те психологические особенности ребенка, которые, казалось бы, должны мешать вам, - непосредственность и импульсивность поведения. Раз уж мы знаем, что поведение малыша складывается под влиянием его чувств и желаний, то постараемся обратить особое внимание на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей - близких, сверстников. Двухлетний малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребенком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребенку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Он легче будет слушаться маму и бабушку, если он научился любить их и видит, что его послушание доставляет им радость, а непослушание - огорчение.

Вот почему так важно добиваться, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции - радость, сочувствие, доверчивость, а проявления отрицательных эмоций, таких, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: