Основные характерные для современной российской семьи. Особенности семейных отношений в разных странах мира

Семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина.

Семья это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, но в то же время семья - это социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

В настоящее время этот институт переживает глубокий кризис. И причиной его, если рассматривать проблему в широком плане, являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут к расшатыванию семейных устоев. Эти и ряд других факторов обусловили падение значимости семьи как социального института, изменение ее места в ценностных ориентациях. На сегодняшний день оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, роста престижа одиночества и независимости и др..


За последние 15-20 лет произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в довольно позднем возрасте. В общей совокупности одиноких людей преобладают женщины. Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Сегодня российская семья выглядит так: семьи с одним ребенком составляют 34%, с двумя детьми -15%, а многодетные -2,7%. Почти половина семей вообще не имеют детей. Поэтому российская семья стала традиционно однодетной. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Прогнозы специалистов показывают, что в ближайшие десятилетия, несмотря на предпринимаемые попытки государства улучшить демографическую ситуацию в стране, действующая ныне тенденция уменьшения численности населения в целом по России сохранится.

На основании различных критериев выделить и разные виды семей:

1) Исходя из характера супружества, выделяют:

a) Моногамные (брак одного мужчины и одной женщины);

б) Полигамные (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

2) По критерию власти различают:

a) Патриархальная семья (глава семьи - отец);

в) Эгалитарные семьи (ситуативное распределение власти между родителями, равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями);

3) По социально-демографическому положению:

a) Гомогамные (семьи, в которых супруги одной национальности, с одинаковым уровнем образования, нет большой разницы в возрасте и т.д);

б) Гетерогамные (супруги различны по социально-демографическому положению);

4) По количеству поколений:

a) Нуклеарные - семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми, которые никогда не состояли в браке.. Название образовано от «нуклон», ҹто с латинского переводится как «ядро». В такой семье так же, как и в расширенной,

создается собственная субкультура, закрытая для интеграции различных культурных ϶лементов из вне.

б) Расширенная (семья с тремя и более поколениями, которые объединяют в себя родителей, их уже взрослых детей с детьми-внуками);

5) Исходя из брака, первый либо второй, выделяют повторные семьи. В такую семью могут входить дети уже от эҭого брака, а также дети от первых браков. В данное время число таких семей увеличивается в связи с тем, ҹто неумолимо растет число разводов. Ранее они появлялись только в случае смерти одного из супругов.

6) Исходя из количества родителей в семье:

a) Неполные (семья, в которой детей воспитывает один родителей, как и повторные семьи, образовываются чаще всего в результате развода, реже в результате смерти одного из супругов);

б) Полные (семья в которой детей воспитывают оба родителя);

7) По количеству детей::

a) Малодетные (с 1 - 2 детьми);

б) Среднедетные (3 - 4 ребенка);

в) Многодетные (более 4 детей);

8) По материальному положению:

a) Обеспеченные

б) Малообеспеченные (семьи, у которых уровень доходов не превышает потребительский минимум);

9) Семьи благополучные и неблагополучные, которые не выполняют своих функций, подвержены действию негативных факторов в социальной среде.

Благополучная семья это такая семья, где добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям. Поддерживаются моральные основы и общепризнанные ценности общества, поддерживается система отношений с минимальным принуждением; это обязательно миролюбивая семья, способная к материальному обеспечению, к деторождению и воспитанию. Это семья, воспроизводящая человеческую культуру, сохраняющая ее и умножающая. Модель благополучной семьи варьируется в зависимости от уровня развития общества и особенностей конкретной страны.

Семья, в современном обществе, максимально важный социальный институт с уникальными функциями и предписаниями. В связи с этой уникальностью функции не подразделяются на главные и второстепенные, они все являются важными в равной степени.

Не может не тревожить большое количество разводов. Основными причинами разводов являются: злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность семей, супружеская неверность, проблема распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Сегодня все меньшему числу пар удается сохранить в неприкосновенности свой брак. По статистике на 34 млн. супружеских пар приходится 3 млн. незарегистрированных браков. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 18 лет. Увеличение числа разводов в комплексе с внебрачной рождаемостью приводит к росту неполных семей.

Угроза семье остаться без отца также велика из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей в 4 раза смертность среди женщин. В последнее время резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков без дедушек и бабушек. Кризис в российском обществе затронул и нравственные устои семьи. Это напрямую отразилось на увеличении числа детей, нуждающихся в особой защите и поддержке государства. Катастрофически растет число детей, отобранных у родителей по причинам неисполнения ими своих обязанностей, пренебрежения интересами и потребностями детей, жестокое обращения.

Так, в 2013 г. жертвами насилия в России стали 126 тысяч детей, в результате 1914 детей погибли; 12,5 тысяч детей числятся в розыске. По данным Министерства внутренних дел в социально опасных условиях живут 760 тысяч детей.

В системе воспитания наметились негативные тенденции. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию. Платное образования и образовательных услуг, коммерциализация культурно-досуговых и спортивных учреждений, уменьшение количества дошкольных учреждений привели к уменьшению возможностей получения детьми качественного образования, затруднили их приобщение к культурным ценностям.

Среди семейных проблем, жилищная проблема занимает одно из ведущих мест. Для основной части молодых семей собственное жилье является недостижимой роскошью. Высокие цены на жилье, рост цен на коммунальные услуги способствуют ухудшению условий жизни детей и стимулируют серьезные нарушения их права.

В России усилились тенденции к ухудшению выполнения семей своих функций, поэтому многие ученые говорят о кризисе или даже деградации семьи как социального института. Функции семьи представляют собой способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Они описывают роль, которую семья играет в обществе, и последствия ее деятельности для индивида и общества

Исходя из определения функций, выделяются функции общества по отношению к семье и семьи по отношению к обществу, а также функции семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Согласно приведенному делению функции семьи рассматриваются как социальные (общественные) и индивидуальные.(табл.1)

Специфика современной семьи определяется 4 особенностями:

1. Важная роль отведена родительству. Психологами было выделено 6 исторических стадий развития детско-родительских отношений – инфантицид (аборт), бросающий стиль воспитания (пристраивание в чужие руки), амбивалентный (жесткая лепка характера), «навязчивый» стиль (полный контроль воли и чувств), социализирующий (подготовка к самостоятельности) и свободный (взаимопонимание, индивидуализация ребенка).

2. основой супружеского союза является любовь, поддержка и эмоциональное принятие

3. открытость семейной системы – в современном мире достаточно легко как заключить брак, так и расторгнуть его.

4. современная семья претерпела изменения по составу – переход от расширенной (супруги, дети, прародители, родственники) семьи к нуклеарной (родители и дети)

Тенденции развития:

      Увеличение продолжительности жизни привело к росту числа пожилых людей

      Рост числа разводов – примерно 1/3 всех семей пережили развод

      Рост числа детей, воспитывающиеся без семьи или при минимальном общении с родителями

      Рост числа несовершеннолетних родителей

      Рост числа семейно-бытовых преступлений

      Рост числа бездетных семей

      «Двухкарьерная семья» (оба супруга ставят перед собой цели «карьерного роста» и в быту происходит распределение ролей).

С точки зрения функционирования современной семьи как системы рассматриваются проблемы:

      несоответствие общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

      противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

      падение престижа традиционного брака.

Проблемы современной семьи

    урбанизация – горожане не заточены на укрепление былых семейных традиций, эмансипация женщин – ненужность мужчины как добытчика, падение культуры, эгоизм -> семья как ячейка теряет свою ценность -> растет количество разводов

    отодвигается возраст вступления в брак -> большинство семей останавливаются на одном ребенке -> вымирание нации

    материальная проблема: родители вынуждены больше времени уделять работе, - дети предоставлены сами себе -> самоубийства, пьянство и наркомания, травматизм, компьютерная зависимость

    разобщенность в семье, бытовое пьянство, инфантилизм и безответственность родителей

    растет культ потребления -> проблемы со здоровьем

31. Религия как социальный институт, её структура и функции. Специфика социологического анализа религии.

Религия является сложным социальным явлением, имеющим разнообразие форм, культов, функций, методов влияния на социальную жизнь. Религия - исторически сложившийся комплекс верований, ритуалов, обрядов, символов, заповедей и норм поведения, обусловленных верой в сверхъестественные силы, проявляющиеся в сознании, стандартах поведения, социальных позициях, религиозной деятельности лиц, признающих свою принадлежность к данной религиозной системе.

Организационный уровень религии связан с образованием религиозных организаций. Все религиозные организации можно разделить на три группы - церкви, деноминации и секты

Церковь: имеет четкую внутреннюю организационную структуру, включающую духовенство (клир) и мирян, характеризуется массовостью, тесно связана с обществом и действует внутри него.

Клиром считаются лица, которые посвятили свою жизнь религиозному культу, имеют право организовывать и проводить его. В традиционном христианстве клир делится на церковнослужителей, не имеющих духовного сана, и священнослужителей - лиц, имеющих духовный сан (по рангам они делятся на диаконов, священников и архиереев). Мирянами считаются простые верующие. Они не могут проводить религиозные обряды, однако имеют право и должны участвовать в них.

Церковь возникает в процессе развития определённого вероучения, имеет стабильные связи с основными сферами общественной жизни и ведущими социальными институтами - политикой, идеологией, культурой и т.д.

Церковь является универсальной организацией, поскольку в неё входят лица разных полов, возрастов и статусных групп, она удовлетворяет большинство основных запросов ее участников.

Деноминацией считается организация, которая поддерживает социальные связи с обществом и нормальные отношения с церковью, но не имеет такой широкой социальной базы, как церковь, чёткой внутренней структуры, не делится на духовенство и мирян, сплачивает вокруг себя незначительные группы сторонников, которых не удовлетворяют постулаты ортодоксальной церкви.

Деноминации возникают в результате плюрализации религиозных систем в обществе. Они должны конкурировать между собой, доказывая потенциальным сторонникам правильность, истинность учения, которое несёт деноминация. Если церковь требует безусловной преданности своих сторонников, то деноминация пытается привлечь как можно больше последователей, независимо от чистоты их верований. К основным деноминациям в нашей стране можно отнести баптистов, адвентистов седьмого дня, евангелистов.

Секта - религиозная организация, которая отвергает любые связи с обществом и церковью. Она как правило, возникает на оппозиции к официальной церкви.

Секты зачастую характеризуются такими чертами как:

Слепая вера последователей в идеалы секты;

Самоизоляция и обособленность от других общин;

Противопоставление собственного религиозного учения всем остальным, действующих в обществе;

Признание исключительности своей религиозной системы, избранности её Богом;

Принцип вождизма, основанной на беспрекословном признании авторитета руководителей секты;

Отсутствие чёткой разветвлённой внутренне организационной структуры;

Противодействие многим социальным нормам, действующим в обществе;

Строгая регламентированность внутри секты и исключительно строгая дисциплина.

Сектантство часто расшатывает устои не только религиозного, но и всей общественной жизни, поскольку, как было сказано, оно отвергает значительную часть социальных норм. Все это, умноженное на слепую веру адептов и строгую дисциплину в выполнении решений руководителей секты, делает последние негативным явлением общественной жизни. Иногда секты ведут себя крайне агрессивно, угрожая общественному порядку. Типичным примером может служить деятельность таких сект, как "сатаниты", "белое братство", "Аум Сенрикё". Они опасны тем, что глубоко проникают в психику и сознание индивида, заставляют его полностью подстроить своё поведение под агрессивные идеалы секты, требуют слепого поклонения руководителям секты и безоговорочного выполнения их приказаний.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Современная модель семьи и её особенности

Введение

1. Современная модель семьи: понятие, характерные черты и функции

2. Возрастные особенности поведения членов семьи

3. Основные методики решения проблем в современной семье

4. Разработка социально-психологического тренинга

4.1. Обоснование идеи тренинга

4.2. Описание психологического тренинга

4.3. Результативность проведенного тренинга

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время отмечается повышение интереса к проблемам, связанным с семьей, ее становлением и эволюцией. Интерес к профилактической работе и изучению процесса эволюции семьи многими авторами объясняется теми трудностями, которые в современном обществе испытывает огромное количество семей: высокими показателями уровня разводов, все возрастающим числом семей с одним родителем и семей с приемными детьми.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время в нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в современной семье;

Рассмотреть возрастные особенности поведения членов семьи;

Дать характеристику основным методикам профилактики и решения семейных проблем;

Объектом исследования является современная модель семьи, а предметом исследования - психологические проблемы в семейных отношениях между родителями и детьми.

В процессе курсовой работы использованы комплексы общенаучных методов, таких как анализ и синтез, сравнительный и системный подходы, исторический и логический анализ, а также элементы статистических методов обработки данных и психологический эксперимент.

Методологической и повествовательной основой работы послужили теоретическая и профессиональная литература ведущих российских специалистов в области психологии. Среди них следует отметить, прежде всего, работы Карцевой Л.В., Волкова А.Г., Осиповой А.А., Смирновой Е.О. и многих других.

В соответствии с целью и задачами исследования, а также логикой изложения его результатов определилась структура курсовой работы, которая состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.

1. Современная модель семьи: понятие, характерные черты и функции

В классических подходах в работе с семьей предполагается существование некоторой «нормативной» модели, к которой консультант пытается приблизить семью. Однако за полвека, прошедшие со времени их становления, произошли значительные социокультурные изменения. Изменения в обществе (макросистеме) ведут за собой и изменения в укладе жизни семей (микросистемах). Раньше старшее поколение семьи было более уважаемым и облеченным большей властью; заметной особенностью современной семьи является детоцентризм. Изменение установок приводит к тому, что семья сталкивается с большой сложностью в осуществлении присущих ей функций в обществе. Процесс воспитания ребенка, как его понимали несколько десятилетий назад, перестает быть эффективным; детско-родительские отношения уже не подкрепляются неоспоримым авторитетом родителей, ориентацией на взрослое население. Воспитание сильно осложняется вследствие стремительности происходящих в обществе изменений .

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа или система взаимоотношений.

Семья - это, прежде всего, явление культурно-историческое и социально-психологическое, а не физиологическое. Существует множество различных определений семьи. Так, Анна Яковлевна Варга выделяет понятие «семейная система», которая определяется ею как группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. По мнению Алексея Владимировича Черникова семья -- самоорганизующаяся система, и источник преобразований системы лежит внутри нее самой.

По определению Анатолия Викторовича Мудрика, семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, поколений с их детьми; не лимитируемый характер репродуктивного поведения, рождаемость на уровне естественной фертильности, осуждение всех мер по ограничению деторождения и даже порой наказание за них.

Для модели современной семьи, согласно А.К. Дзагкоеву, характерно следующее:

· стирание границ между социально-половыми ролями, вариабельность выполнения семейных функций, в том числе связанная со структурной неполнотой или деформацией семьи (семья с одним родителем, семья, состоящая из прародителей и внуков без среднего поколения, и т. д.);

· преимущественно нуклеарный тип семьи, состоящей из одной пары родителей и их несовершеннолетних детей. Данный процесс может выражаться в «вылете птенцов из гнезда», то есть отделении детей от родителей после окончания школы и их самостоятельном проживании, как принято в ряде западных культур, или в отделении от родителей вновь образовавшейся молодой семьи, как было принято еще недавно в нашей стране;

· симметричная модель семьи, в которой мужчина и женщина равноправны в распоряжении семейными средствами, воспитании детей, решении всех других вопросов;

· профессиональная занятость всех взрослых трудоспособных членов семьи, постоянная работа женщин вне дома, мотивированная не только необходимостью дополнительного дохода, но также и стремлением женщин к самореализации, успеху, признанию;

· функциональная дифференциация жизнедеятельности семьи в обществе, разделение функций между семьей и многочисленными другими институтами;

· регулируемый характер репродуктивного поведения, снижение рождаемости. Планирование семьи становится общепризнанным типом репродуктивного поведения, неотъемлемой принадлежностью социально ответственной прокреативной этики .

Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер и Виктор Викторович Юстицкий (1999) выделяют отличительные признаки, характерные для семей, проживающих в России:

1) Сохраняется патриархальная воспитательного воздействия и возможности адаптации детей из семей в обществе Марина Юрьевна Арутюнян выделяет следующие типы семьи:

1. Традиционная семья - в ней воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.

2. Детоцентрическая семья - в ней главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. В целом семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от детей к родителям). В результате у детей формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но увеличивается вероятность конфликтов с социальным окружением за пределами семьи.

3. Супружеская семья - в ней главной целью является взаимное доверие, принятие и автономность ее членов. Воспитательное воздействие - горизонтальное, на равных: родители и дети. Как правило, у детей, воспитанных в таких семьях, отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление.

2) Функция передачи социального статуса - семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям.

3) Функция поддержания благосостояния членов семьи .

Автор полагает, что во все времена у всех народов главной и единственной специфической функцией семьи была и остается социализация ребенка, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Современная жизнь переворачивает многое в социальной реальности вокруг нас. Технологическая революция, автоматизирующая нашу жизнь, делая ее удобной, а самые далекие уголки мира доступными для нас, вместе с тем и сильно меняет социальную жизнь. Понятие детства во многом основывается на возможности контролировать информацию, которую получает ребенок. В наше время - в эпоху телевидения и Интернета - контроль становится абсолютно невозможным.

Важной вехой в размывании границы между взрослым миром и миром детей сыграло телевидение. Так, если раньше информация черпалась из книг, то теперь она все больше перемещается на экран. Буквы стали заменяться образами, что несет в себе целый ряд кардинальных особенностей восприятия. Так, буквы абстрактны, что приводит к тому, что человек сам совершает некоторую активность по созданию образа на основе прочитанной информации. Иначе дело обстоит с визуальными образами. В телевидении образ уже закончен, сотворен, он просто поглощается зрителем, роль которого здесь абсолютно пассивна. Таким образом, запускается процесс инфантилизации взрослого человека, собственное развитие которого, наличие своих идей и мнений не является необходимым атрибутом зрелости.

С другой стороны, засилие визуальной информации приводит к противоположному процессу - все более раннему взрослению детей. Информацию, передаваемую по телевидению, невозможно дозировать, контролировать, в ней невозможно соблюдение границ, охрана тайн. Перед экраном все равны, ребенок постигает картинку с тем же успехом, что и взрослый, понимает в ней столько же, для него не остается тайных мест для взрослой жизни .

Визуаль любой возрастной категории, а максимально упрощенный язык и применение специального сленга не позволит никому догадаться о реальном возрасте человека по ту сторону экрана. В интернет-пространстве все абсолютно равны, а чаты и игры, как правило, объединяют людей самого разного возраста . семья тренинг психологический

Сложность и противоречивость родительства в современную эпоху также объясняются во многом отсутствием возможности предсказать будущее подрастающего поколения, а значит, сделать выводы о необходимых актах воспитания для обеспечения «правильной» взрослости (успешной, счастливой и т д). Это также перемешивает детей и взрослых, лишая возможности взрослых осуществлять функцию «правильных» родителей, лишая ориентиров и эталонов.

Все это накладывает целый ряд особенностей на истории и проблематику клиентов семейных консультантов и психотерапевтов. В таких семьях часто:

· детям тяжело находить общий язык со сверстниками;

· детям сложно проходить подростковый кризис вследствие отсутствия навыков самостоятельного функционирования;

· дети проявляют сложности в установлении границ (асоциальное поведение, нецензурная лексика в присутствии взрослых);

· дети ощущают собственную некомпетентность и неуверенность, что приводит к депрессивности, переживанию собственной никчемности за рамками семьи и величия внутри нее;

2. Возрастные особенности поведения членов семьи

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. В частности, рядом авторов выделяются следующие фазы развития семьи:

1.Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу, романтизация отношений.

2. Фаза без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка).

3. Экспансия (от рождения первого до рождения последнего ребенка, семья с маленькими детьми).

4. Стабилизация (фаза зрелого брака, период воспитания детей до того момента, когда первый ребенок покидает дом).

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.

6. «Опустевшее гнездо» (супруги остаются одни после ухода всех детей).

7. Фаза, в которой кто-то из супругов остается один после смерти другого .

Существуют, однако, семьи, в развитии которых не прослеживаются четко указанные фазы. Тем не менее, такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений. На каждой из указанных стадий жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы внутреннего и внешнего порядка, что, конечно, нарушает функционирование семейной системы.

Интересно отметить, что некоторые ученые делают соотнесения возрастных особенностей развития семьи и функций членов семьи.

1. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

Родительские функции:

· поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;

· дальнейшее развитие взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;

· развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;

· сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);

· выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.

Функции ребенка:

· преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;

· привыкание к самостоятельности;

· выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);

· приспособление к запретам со стороны родителей;

· проявление интереса к товарищам по играм;

· стремление быть как мама или папа.

3. Семья школьника

Функции семьи и родителей:

· воспитывать у детей интерес к научным и практическим занятиям;

· поддержка увлечений ребенка;

· дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

· забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;

· сотрудничество с родителями других школьников.

Функции ребенка:

· получение навыков, необходимых для школьного образования;

· стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

· постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

· включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

· знакомство с правилами поведения и моралью группы;

· расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои независимости;

· подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;

· постепенное формирование собственного мировоззрения .

Подробно рассмотрим проблемы взаимоотношений родителей с детьми-подростками. Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 9-11 классах средней школы. За эти три года бывший ребёнок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях "переходный", "трудный", "критический" возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций.

Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых. Серьёзные изменения претерпевают отношения подростка с взрослыми (родителями, учителями). Свои претензии на новые права подросток, прежде всего, распространяет на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они и не всегда достаточно разумны и зрелы, проявляет обострённое чувство собственного достоинства. Формирование личности подростка процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками. Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополняющими.

Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Семья остается тем местом, где подросток чувствует себя наиболее спокойно и уверенно. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и отменить эффект прошлого опыта невозможно. Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

· родители регулярно указывают детям, что им делать;

· ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

· ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

· решение часто принимает сам ребенок;

· ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Отсюда возникают ссоры, причинами которых могут быть самыми разными. Но результат всегда один: и родители не довольны, и дети чувствуют себя подавленными. Этот вопрос всегда особо остро встаёт, когда дети достигают подросткового возраста, однако, не всегда родители и дети осознанно подходят к этой проблеме .

3. Основные методики решения проблем в современной семье

Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон - и родителей, и ребёнка .

Неконструктивные способы разрешения конфликтов «Выигрывает родитель». Родители, склонные использовать этот способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет». Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения «всегда добивайся своего, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок и тогда «коса находит на камень».

Есть и другой вариант этого способа разрешения конфликтной ситуации: мягко, но ненастойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако, если такой нажим - постоянная тактика родителей, с помощью которой они добиваются своего, ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы, желания и потребности не в счет». В некоторых семьях дети годами бывают побежденными. Они растут либо агрессивными, либо пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление, обида, отношения нельзя назвать близкими и доверительными.

«Выигрывает только ребенок». По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов, либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка». В таких случаях дети растут эгоистами, не умеющими себя организовать. Дома это

1. Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

2. Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

3. Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?».

Проблемы «отцов и детей» избежать возможно. Для этого необходим вдумчивый подход к взаимоотношениям с ребенком. Необходимо ценить ребенка как личность. Взвешенный и конструктивный подход к самым сложным конфликтам интересов детей и взрослых приносит только положительные результаты.

4. Разработка социально-психологического (проекта) тренинга

4.1 Характеристика социально-психологического тренинга

Психологический тренинг - это особое групповое занятие, направленное на психологическую помощь людям.

Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие испытывают сходные чувства.

Цель социально-психологического тренинга - выявить психологические проблемы взаимоотношений между детьми и родителями и разрешить их наиболее рациональным методом.

Задачи психологического тренинга:

· овладение определенными социально-психологическими знаниями;

· коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;

· осознание целостности социально-психологического бытия людей;

· развитие способности адекватно и понимать себя и других;

· овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;

· обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;

Правила при проведении психологического тренинга:

1. Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившейся до группы, субординации. Каждый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.

2. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.

На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.

Психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не дается. Если обсуждаются взаимоотношения в многопоколенной семье, тогда количество фотографий увеличивается.

На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье. Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение имеют они для него и какие чувства вызывают.

Это упражнение интересно, не вызывает тревожности и служит целям стимулирования воспоминаний, вытесненного эмоционального опыта и эмоциональных переживаний. Во время обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи.

2. "Семейная скульптура" и "Семейная хореография". Эти методики относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. Они представляют психологу следующие возможности:

· Уводят коррекционный процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Это увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает спонтанность и уменьшает сопротивление клиента, в основе которого лежит интеллектуальная сфера.

· Помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в операциональную систему "здесь и сейчас". Клиент может помнить о прошлом, но не в состоянии его изменить. Клиент может предвидеть будущее, но не в состоянии жить в нем. Помещая все это в "здесь и сейчас" клиенты могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и с будущим, изменяя при этом свое поведение, межличностное и в семье.

· Рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение. Члены семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие - отвергаются.

· Привлекают внимание и интерес клиента, представляя собой своеобразную форму метакоммуникации. Новые сообщения формулируются, выражаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных обсуждений.

· Фокусируют внимание на социальной системе и процессе социального взаимодействия. Чувство изоляции и одиночества, возникающее у идентифицированного клиента, у того, кто, по мнению семьи, "болен", подвергается вызову по мере того, как семья как бы смотрит на себя со стороны. На основе социометрических методик можно наблюдать и изучать такие факторы, как индивидуализация, навыки разрешения конфликтов, регуляция близости, отдаленности и т.д.

Один из вариантов методики семейной скульптуры заключается в следующем: после того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете психолога. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

Методика "Семейная хореография" является вариантом методики "Семейная скульптура". Она направлена на перестройку взаимоотношений в нуклеарной семье; отслеживание негативных образцов поведения и остановку их действия, последовательно изображая поведенческие акты, ведущие к усилению конфликта.

Объединение симптомов детей и образцов взаимоотношений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства.

Если термин "скульптура" скорее относится к статике внутрисемейных взаимоотношений (а эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении), то термин "хореография" больше подходит для описания динамичного процесса.

Эффективность "семейной хореографии" связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их решения могут быть представлены в движении и визуально.

Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы картина отражала внутренние семейные отношения в контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.

Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем члены семьи должны показать сцену без слов, оживить ее и проиграть. После того как сцена проиграна, членам семьи предлагается изобразить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какая она видится в данный момент. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психолог работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.

После того как сцены проиграны, происходит обсуждение. Для того чтобы более четко сформулировать проблему семьи, психолог может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: "Каково быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?" Данная процедура довольно гибкая и может быть изменена в зависимости от конкретных образцов взаимодействий, существующих в данной семейной системе.

4.3 Результативность проведенного тренинга

В ходе проведения психологического тренинга все участники настроились на положительный результат. Поэтому очень важно в данном случае позитивное отношение к проводимым играм. После проведения тренинга родители и их дети-подростки стали лучше понимать друг друга, а именно: подростки проявили большее уважение к родителям, а родители стали относится к детям

· рассмотрены возрастные особенности поведения членов семьи;

· дана характеристика основным методикам профилактики и решения семейных проблем;

В практической части курсовой работы представлен социально-психологический проект (тренинг), направленный на решение психологических проблем в семье, установление доверительных взаимоотношений между родителями и детьми-подростками. Данный тренинг имеет положительный результат и помог в решении поставленных задач. В целом, можно сказать, что основная цель курсовой работы достигнута и все стоящие задачи выполнены.

Список использованной литературы

1. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. - 160 с.

2. Волков А.Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. - 1999. - № 4. - С. 47-57.

3. Гафизова Н.Б., Королева Т.В. Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье // Женщина в российском обществе. - 2001. - № 3-4. - С.23-29.

4. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат-лы межд. конгр. / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. - М.; Кострома, 2001. - С.355-358.

5. Сапоровская М.В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - Вып 1. - С.102-120.

6. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения.//Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С.3-14.

7. Трапезникова Т.М. Психологические аспекты семейных отношений // Вестник СПб. ун-та. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. - 1992. - Вып.2 (№13). - С.106-111.

8. Харчев А.Г., Мацковский М.Г. Современная семья и её проблемы. - М., 1982. - 217 с.

9. Хорни К. Конфликты материнства // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001. - С.105-113.

10. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни / Сост. И.В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М., 1986.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности современной семьи, признаки и формы. Функционально-ролевой аспект современной семьи. Специфика распределения ролей и функций в семье. Психологические факторы благополучия современной семьи. Понятие и критерии "психологической совместимости".

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Социально-психологическая сущность семьи. Здоровые отношения в семье. Понятие "институт здоровой семьи", критерии понятия "здоровая семья". Психологическое здоровье семьи. Активизация личностного взаимодействия членов семьи. Распределение ролей в семье.

    реферат , добавлен 30.08.2011

    Социально-психологические проблемы молодой семьи. Студенческая семья как особая категория молодых семей. Проблемы студенческой семьи, особенности ее психосоциального сопровождения. Отношение к проблеме создания семьи студентов, не вступивших в брак.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2013

    Семья как социальное образование, ее регулирование нормами морали и права. Типология семьи, ее структура, форма, стиль воспитания и проблемы. Функции семьи, параметры социальной группы. Типы нарушения поведения. Задачи социально-психологической работы.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2012

    Рассмотрение проблемы "образа семьи" в современной психологии. Трансформация образа родительской семьи на семью реальную. Изучение диагностических методик для исследования образа родительских взаимоотношений и своей семьи, удовлетворенности браком.

    реферат , добавлен 16.10.2014

    Психология семьи - отрасль психологического знания. Классификация стадий жизненного цикла семьи. Изучение семьи во время трудностей, стрессов и кризисов. Основы сплоченности семьи, процессы социализации. Взаимоотношения матерей и сыновей разного возраста.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Особенности молодых семей; проблемы, характерные для них в современной России. Содержание термина "сопровождение". Анализ опыта психосоциального сопровождения молодой семьи в условиях "Центра планирования семьи и репродукции" города Екатеринбурга.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Современная семья, ее функции и причины неблагополучия. Понятие конфликта и различные подходы к его изучению. Экспериментальное исследование психологического климата семьи и возможности его психологической коррекции. Уровневые характеристики эмпатии.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2014

    Семейная психотерапия как направление современной психологии. Общий психологический анализ семьи, особенности положения, взаимосвязи всех ее членов. Характер деятельности лидера, его влияние на домочадцев. Проблемы и рекомендации по их разрешению.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2013

    Периодизация жизненного цикла семьи. Принятие и освоение супружеских ролей. Появление в семье детей. Уход молодых людей из семьи. Средний возраст родителей. Старение членов семьи. Социологический и психологический подходы к периодизации отношений.

Психологические особенности семьи

Семья - основообразующий элемент человеческого сообщества. Сама форма семейной жизни естественна: так живет большинство животных видов на Земле. Что же собой представляет семья, в чем особенности этого понятия, каковы функции семьи в социуме?

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер семейно-брачных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В своих проектах «Идеального государства» для достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей, имущества. Эта идея не была новой. Ещё древнегреческий историк Геродот в знаменитой «Истории» отмечал, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, развивая идеи Платона о семье как исходной и основной ячейке общества, полагал, что семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство. Подобная точка зрения на семью господствовала длительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья… Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей…».

Существует большое количество определений понятия «семья». Проанализируем несколько из них.

Семьей в социологии называют «социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» .

По мнению Т.В. Андреевой семья представляет собой «систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию» .

Согласно В.Н. Дружинину семья - это «основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» .

В основе семьи лежат брачные отношения. Брак Э.Г. Эйдемиллер определяет как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» .

На основании данных определений можно выделить следующие основные признаки семьи:

Брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами;

Совместное проживание;

Общий семейный бюджет .

Говоря о семье, упоминают и другие признаки - не всегда четкие, уловимые и постоянные, такие как юридическое оформление отношений, временная длительность совместного проживания, духовная близость членов семьи и т.д. «… именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно… составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья», - считает В. Сатир .

Принято выделять несколько видов семей:

1. По семейному стажу супругов:

Семья молодоженов;

Молодая семья;

Семья, ждущая ребенка;

Семья среднего супружеского возраста;

Семья старшего супружеского возраста.

2. По количеству детей:

Бездетные семьи;

Однодетные семьи;

Малодетные семьи;

Многодетные семьи.

3. По составу семьи:

Неполная;

Нуклеарная (родители и дети, от них зависящие);

Сложная;

Большая.

4. По типу главенства в семье:

5. По качеству отношений в семье:

Благополучная;

Устойчивая;

Проблемная;

Конфликтная;

Социально неблагополучная;

Дезорганизованная.

6. По типу потребительского поведения:

С физическим уклоном;

С интеллектуальным типом поведения;

Смешанная.

7. По особым условиям семейной жизни:

Студенческие семьи;

Дистантные .

Подобные классификации помогают ориентироваться в многообразии и разновидностях человеческих отношений внутри такой группы, как семья. Так же есть возможность увидеть основных субъектов семейных отношений - членов семьи: родители - мать, отец и дети; большое количество факторов сопровождающих семейные отношения и оказывающих влияние на них.

Параллельно любым классификациям существует разделение семей на основании ценностей и моральных норм, принятых в обществе. В таком случае семью разделяют на «нормальную» и «аномальную». Как это ни странно, нормальной считается семья, не подходящая под «положительные» типы из каждой классификации, а подходящая под традиционные для общества представления. Так М. Мид нормальной определяет семью, где ответственность за всех остальных членов несет отец . И действительно в нашем обществе сильны такие ярлыки как «глава дома», «хозяин в семье» и пр. Все остальные члены семьи остаются «неполноценными», то есть их ценность значительно меньше, чем ценность отца.

Заканчивая тему классификаций семьи, нужно упомянуть такие определения как патриархальная и матриархальная семья. В первой доминирующую роль играет отец, во второй - мать. Возможны случаи, когда в семье никто из родителей не доминирует, а главенствующую роль принимает ребенок. Такую семью называют детоцентричной.

Титоренко В.Я. схематизировал возможные способы развития отношений в семьях с позиций члена, занимающего доминирующую роль. Стрелками на схеме показан порядок лидерства одного члена семьи над другим. Так, например, в патриархальной семье в первом случае отец в большей степени управляет матерью, а мать - ребенком.

Таблица 1

Модели семьи по В.Я. Титоренко

Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных условиях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

Семья в системе социальных отношений занимает важное место, потому что выполняет целый ряд функций :

§ материально-производственная функция, направленная на производство в обществе материальных благ - товаров и услуг, интеллектуальных продуктов, которые в совокупности создают условия для комфортного существования человека в обществе и само общественное развитие;

§ репродуктивная функция - функция по деторождению, воспроизводству населения;

§ воспитательная функция - семья обеспечивает условия для первичной социализации ребенка - процесса вхождения нового человека в систему социальных взаимоотношений;

§ рекреативная функция - функция обеспечения членов семьи ресурсами для восстановления физической работоспособности, психической разгрузки;

§ коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в общении и уединении - обеспечении близости с приятными для человека людьми;

§ экономическая - распределение доходов, заработанных членами семьи вовне;

§ гедонистическая функция, согласно которой семья должна нести радость и счастье ее членам.

Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла семьи.

Наиболее известна система «стадий» Е. Дюваля, где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. В жизненном цикле семьи им были выделены следующие стадии:

1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внутрисемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис выделили следующие фазы супружеских отношений:

1. Выбор партнера. Основными факторами являются социокультурные, социальные и психологические. К первым относят принадлежность к одним и тем же или различным расам, этническим группам. К социокультурным факторам относятся факторы близости (соседства) и гомогамии - тенденции схожести по возрасту, образованию, интеллекту и т.д. Важнейшую роль играют психологические факторы - любовь, подобие с родителем противоположного пола, личностные характеристики и др. Вместе с тем, вопрос о причинах выбора не имеет однозначного ответа, проблема выбора партнера остается сугубо личной для каждого, кто вступает в брак.

2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга сквозь «розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. В случае если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера - психологические, физические и другие, которые в начале как бы не замечались, могут восприниматься гипертрофированно.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие кто, каким образом, в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

4. Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, отвечая на вопросы каждый день: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы - решение вопроса о том, был ли брак подлинным (желанным и гармоничным) или случайным.

Широко известна периодизация Э.К. Васильевой, выделившей пять стадий жизненного цикла:

§ зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка;

§ рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка;

§ окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;

§ дети живут с родителями, хотя бы один из детей не имеет собственной семьи;

§ супруги живут с детьми, имеющими общие семьи.

Согласно Е.Г. Силяевой, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов :

§ эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

§ сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;

§ сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

§ сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

§ общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

Семья является первой в жизни человека социальной группой или общностью. Именно благодаря ей происходит его приобщение к ценностям культуры, осваиваются первые социальные роли, приобретается опыт поведения в обществе. Именно в семье делаются первые шаги, переживаются первые радости и разочарования. Из этой социальной группы человек выходит в большой мир, и всегда может вернуться в нее обратно, если в этом мире ему по каким-либо причинам становится неуютно.

Что такое семья?

Под семьей понимают социальную общность людей, основанную на браке или же на кровном родстве. Это небольшая группа людей, связанных между собой взаимной помощью, общим бытом, а также правовой и моральной ответственностью.

Под семьей подразумевают также лиц, которые проживают вместе, ведут совместное хозяйство и имеют отношения родства или же опекунства. Но в то же время данная ячейка - вовсе не простой набор индивидуумов. В этом сложном социальном образовании каждый из его членов является не только частью группы, но и неповторимой личностью. Не такой уж и простой является и сама семья. И не случайно ее проблемы являются темой исследования социологов и философов, правоведов и демографов, экономистов и историков, медиков и педагогов.

Эталон семьи

По мнению социальных психологов, столь важная ячейка общества выступает основным регулятором отношений, складывающихся между людьми. Те моральные и этические нормы, которых придерживается та или иная этническая группа, задают определенные эталоны мужа и жены, отца и матери по отношению к своим детям, а дочери и сына - по отношению к родителям.

С точки зрения социальных психологов, семья - это социальная группа, которая соответствует ценностям современного общества. При этом она объединяется в процессе совокупных отношений, которые проявляются в любви, интимности и привязанности.

Основные функции семьи

Ведущую роль в этой социальной ячейке общества играют супруги. Со временем они становятся родителями. В связи с этим особенности современной семьи состоят в том, что ее функции социологи условно делят на две группы. Первая из них включает супружеские обязанности, а вторая - родительские. Что они представляют собой?

В группе супружеских функций находятся духовные (культурные) категории отношений, а также хозяйственно-бытовые. Особенности современной семьи заключены и в том, что оба супруга принимают самое активное участие в организации жизнедеятельности своей малой общности. В этом заключается управленческая функция. Помимо этого социологами выделен еще целый ряд видов участия супругов в жизни созданной ими семьи. Оно заключается в функции по осуществлению первичного социального контроля, эмоциональной, сексуально-эротической и т.д. Специалистами выделены и другие особенности современной семьи - ее функции представительского характера. Они заключаются в том, что оба супруга представляют свою общность в учреждениях, организациях, других семьях и т.д.

В группу родительских функций входят функции продолжения рода и воспитания своих детей, опеки и содержания несовершеннолетних, а также недееспособных или нетрудоспособных членов семьи.

Жизнь в новых условиях

На сегодняшний день наша страна находится под воздействием кризиса. Падение экономического уровня затронуло не только самые важные системы, позволяющие нормально функционировать обществу.

Кризис напрямую отразился и на российских семьях, выступающих одним из важнейших социальных факторов при определении жизнестойкости государства, общества и нации. И этой проблеме уделяется большое внимание, ведь от того, какими будут психологические в современном обществе, зависит, прежде всего, характеристика того поколения, которое будет жить и трудиться в 21 веке.

Глобальные изменения

В современном обществе затронуты во многих публицистических изданиях. В них говорится о том, что в течение последних десятилетий основная ячейка социума претерпела ряд серьезных изменений. Причем это касается не только нашей страны, но и большинства других государств.

Если описать особенности современной семьи кратко, то они касаются таких черт:

Падения рождаемости;
- усложнения межличностных отношений;
- постоянного роста разводов, что является причиной существования семей неполных или с неродными родителями;
- постоянное распространение внебрачных отношений.

Особенности современной российской семьи состоят в снижении ее материального достатка, ухудшении психического и физического здоровья родителей и детей, а также в росте числа одиноких женщин и мужчин.

Формирование нового типа семьи

В прежние времена эта малая общность людей объединялась посредством чисто формальных внешних факторов. Ими служили такие категории, как нравы и закон, традиции и общественное мнение. Особенности современной семьи состоят в том, что ее единство, как правило, зависит только от личных отношений между всеми ее членами, а именно от их взаимопонимания и привязанности, уважения и взаимного участия, преданности, любви и симпатии. Эти чувства укрепляют прочность малого социума.

Необходимость семейных отношений

В настоящее время нередко высказывается мнение о том, что социальная ячейка общества является пережитком прошлого, и ее следовало бы заменить на что-либо другое. Однако, несмотря на кризисные ситуации и потери, психологические особенности современных семей заключены в том, что они начинают приспосабливаться ко все изменяющимся условиям общества.

При этом их значение вовсе не исчезает, а можно даже сказать о том, что возрастает. Именно семья является самой лучшей средой, позволяющей воспитать подрастающее поколение. Часто она выступает своеобразным эмоциональным убежищем, в котором могут найти моральное удовлетворение взрослые люди. Именно поэтому приложение усилий в оказании помощи семьям, а также в решении их социальных, экономических и прочих проблем, является уместнее разговоров, осуждающих этот якобы устаревший и изживший себя институт.

Актуальная задача государства

Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что существующие проблемы современной семьи и особенности современной семьи свидетельствуют о наличии подлинного кризиса в малой ячейке общества. Причем подобный кризис становится все отчетливее и ярче при росте социально-экономического развития общества. Особые трудности испытывают молодые семьи. Именно они на сегодняшний день нуждаются в поддержке и во внимании не только со стороны государства, но и со стороны социально-психологической практики и науки.

Выполнение родительской функции

Многие специалисты подчеркивают такие особенности современной семьи, как ее шаткость и ранимость. В стране наблюдается много разводов. Но даже в сохранившихся семьях порой не утихают внутренние конфликты и коллизии. И влияние этих негативных явлений на является достаточно сильным. Это особенно проявляется в тех случаях, когда родители не пытаются уберечь своего ребенка от взаимных обид и ссор.

Особенности семьи современной России состоят в сложности выполняемого ею воспитательного процесса. Он значительно усложнился в связи с резкими изменениями, которые коснулись всех областей нашей жизни. За сравнительно небольшой период произошло коренное изменение образа жизни людей. Каковы в связи с этим особенности воспитания в современной семье? Если в прежние времена родители готовили своих дочек и сыночков со встречей с большим миром, который был им хорошо знаком, то сегодня это далеко не так. Современная жизнь диктует свои законы и выдвигает все новые требования, о которых прежнее поколение не имеет никакого понятия. Это приводит к тому, что сегодня подрастающему поколению недостаточно дать только одни готовые знания. Вполне возможна такая ситуация, что спустя два-три десятилетия они не будут представлять никакой ценности. Вряд ли выручат человека и те умения и привитые навыки, которые были даны ему родителями. Ведь, скорее всего, коренным образом изменится все производство, а с ним и образ жизни.

Понятие современной семьи

Всем нам хорошо знаком традиционный гендерный стереотип малой ячейки общества. Согласно ему мужчина является кормильцем и главой семьи, а женщина - хранительницей очага, женой, матерью и воспитательницей детей.

Однако особенности современной семьи состоят в том, что она далека от этого идеала. На сегодняшний день можно отметить тот факт, что в обществе существуют нежелательные тенденции, касающиеся взаимоотношений между полами. Причем начинаются они еще в школьные годы. Специалисты полагают, что серьезными недостатками обладает принцип совместного обучения. Это объясняется существенными различиями психики женщин и мужчин. Девочка как личность формируется намного раньше по сравнению с личностью мальчика. И уже в первый класс она идет, будучи более зрелой. Большая развитость женской половины человечества дает приоритет в вопросах учебы и в моральном отношении. Определенную роль играет при этом и тот факт, что основной контингент учителей - женщины. Это сближает их с ученицами.

В итоге у человека создается женское окружение. Оно состоит из мамы, бабушки, няни, воспитательницы, одноклассниц и учительниц. Образуется своеобразный перекос. Женщины оказывают постоянное давление на взрослеющих мужчин. Результатом этого становятся такие негативные явления, как неполные семьи, неуважение к родителям, утрата родственных связей с двоюродными сестрами и братьями и т.д.

Лидерство

В каждой семье существует определенное распределение функций и ролей. Все это тесно связано с таким понятием, как лидерство. В настоящее время главой семьи считают того из супругов, чье психологическое влияние было признано в добровольном порядке. В связи с этим психологи выделяют три формы семьи, которые имеют место в современном обществе:

1. Симметричная. Это семья, в которой оба супруга обладают равноправием и не подчиняются друг другу. Все возникающие проблемы они решают согласованно, идя по пути компромисса или обмена мнениями.
2. Комплементарная. В такой семье существует единовластие. Другими словами, один из супругов отдает распоряжения, а другой слепо ему подчиняется.
3. Мегакомплементарная. В семье подобного типа один из супругов добивается своей цели благодаря манипулированию другим при подчеркивании своих слабостей, бессилия и неопытности.

Факторы благополучия

При определении особенностей современной семьи психологи выделяют некоторые стороны ее благополучия. К ним относят:

Психобиологическую совместимость, включающую в себя взаимное влечение и взаимоуважение, готовность обоих супругов к созданию семьи, ответственность и долг, самообладание, гибкость и т.д.;

Образование, которое должно быть примерно одинаковым у мужа и жены, так как уровень интеллекта у партнеров не должен иметь существенных отличий;
- трудовая стабильность, которая явно указывает на характер партнера (считается, что человек, часто меняющий место своей работы, не способен наладить длительные семейные отношения);
- возраст, который считается наиболее оптимальным для вступления в брак (он составляет 20 лет для девушек и 24 года - для юношей, при более раннем брак повлечет за собой длительную адаптацию супругов);
- продолжительность периода ухаживания (при коротких знакомствах невозможно узнать характер будущего партнера).

При рассмотрении всех вышеперечисленных факторов может быть определена или несовместимость супругов.

Будущее семьи

Каковы, по мнению психологов, перспективы существования малой ячейки общества? Особенности развития современной семьи позволяют рассматривать ее будущее вполне позитивно. И это несмотря на существование целого ряда негативных явлений и тенденций, обусловленных наличием кризисного состояния.

Специалисты отмечают, что в обществе наблюдается появление некоторых позитивных изменений, которые станут опорой для малой социальной группы. К таким изменениям можно отнести:

Рост равноправия супругов;
- расширение свободы выбора как для мужчин, так и для женщин;
- утверждение равенства во взаимоотношениях;
- увеличение возможности контактов между различными поколениями;
- ориентация людей на создание семьи.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: