Что делать, если вы не можете заставить себя учиться? Кто виноват и что делать, если ребенок не хочет учиться

Обычно мы говорим о лени, когда не в состоянии заставить себя делать то, что следует делать. При этом мы можем быть чрезвычайно трудолюбивыми людьми. Но вот приступить к конкретному делу, отказаться от конкретной вредной привычки, изменить то, что давно пора изменить, - для многих из нас становится почти непреодолимой проблемой.

Как выучить иностранный язык? Как начать новый проект? Как повысить свою активность на рабочем месте? Как бросить курить? Как избавиться от лишнего веса? Как преодолевать ежедневную «бытовую лень»? - каждый из нас может добавить в этот список свою проблему, которая, бывает, не решается месяцами и даже годами.

Автор предлагает простой и эффективный способ борьбы с собственной пассивностью, инертностью, бесконечным откладыванием дел на потом, который поможет даже самому безвольному человеку стать деятельной и успешной личностью.

Самое замечательное в предлагаемом методе заключается в том, что вам не придется собирать волю в кулак или изменять свой характер. Ваши планы и дела станут «самореализуемыми»; вы их выполните, потому что не выполнить их будет невозможно.

ЧАСТЬ III

КАК СДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ДЕЛАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ?

«ЖЕЛАТЕЛЬНО» И «НЕОБХОДИМО»

С вынужденными и необходимыми делами все ясно. Мы их делаем, потому что не можем не делать.

Гораздо сложнее проблема с делами «желательными», «нужными», «полезными», но выполнять которые нет острой необходимости. А необходимость, тем более острая, возникает не всегда. И многочисленные цели под грифом: «Хорошо бы это запустить в работу», «Очень перспективный и прибыльный проект», «Когда я это наконец закончу, успех мне гарантирован» - годами или даже всю жизнь остаются невыполненными - в отличие от задач, относящихся к категориям: «Или я это решу, или все пропало» (потеряю заказ или рабочее место, получу выговор, останусь без оплаты), «Завтра последний день!».

Выбор необходимых дел из числа желательных происходит чаще всего на бессознательном уровне.

Например, хорошо бы:

Отремонтировать люстру (вот уже полгода комната освещается только торшером);

Подвесить книжные полки (купленные еще в прошлом году);

Пойти к окулисту и проверить зрение;

Переустановить операционную систему на своем раздражающе медленном ноутбуке (есть вероятность, что после этого он станет работать быстрее);

Поставить полезную программу, которая вычистит компьютер от ненужных файлов;

Встретиться со школьным приятелем, который давно приглашал в гости (уже год собираюсь).

Несрочные дела и «терпимые» проблемы всегда будут откладываться в долгий ящик. Действовать мы начнем только тогда, когда они станут необходимыми, срочными и безотлагательными.

Ноутбуком займемся, когда он перестанет включаться. А зависания и медленную работу будем терпеть.

Люстру отремонтируем, когда в дополнение к ней перестанет включаться и торшер.

С приятелем встретимся, когда понадобится кредит, и мы вспомним, что он ведь работает в банке.

Стиральная машина в моем доме куплена два года назад. И все эти два года она очень правдоподобно изображает старт тяжелого ракетоносителя «Протон». Кроме грохота и вибрации, машина при отжиме еще сильно подпрыгивает и ее надо придерживать, чтобы она не перемещалась по всей ванной комнате.

Что мешает от нее избавиться?

Одно-единственное обстоятельство. К сожалению, несмотря на описанные шумовые эффекты, она работает , т. е. выполняет основную функцию, ради которой и была куплена - делает вещи чистыми.

Поэтому я жду. Я жду, когда она наконец сломается и у меня больше не будет причин тянуть с заменой. Вот тогда я буду вынужден - в течение двух дней - купить новую машину.

И в ванной комнате станет наконец тихо.

Но, вообще говоря, это не так плохо, что у нас не хватает времени (и силы воли) на ВСЕ дела, которые желательно сделать. Иначе наша жизнь свелась бы к непрерывному решению непрерывно размножающихся вопросов и проблем.

Однако есть дела, которые надо сделать без всяких оговорок - хотя бы для того, чтобы реализовать свои долгосрочные цели. Например, повысить квалификацию, закончить MBA, написать серию статей для журналов, принять участие в конкурсе дизайнерских работ, получить сертификат Microsoft.

Если вы ничего этого не сделаете - ни завтра, ни через месяц - ничего страшного не произойдет. Вас не уволят, не накажут, никто не скажет ни одного слова порицания.

Вы не сможете претендовать на работу в престижной компании;

Вы будете всегда получать скромную зарплату;

Вы останетесь рядовым преподавателем в университете;

У вас не будет конкурентных преимуществ.

Можно ли без этого обойтись? Можно. Большинство людей обходится без высокой зарплаты и солидного статуса. И при этом они даже не чувствуют себя ущербными.

Но если вы месяцами или годами откладываете дела, которые считаете очень важными для своей жизни и успеха, и при этом по-прежнему ругаете себя за проволочки, тогда вы еще не готовы поставить на себе крест.

И значит, вам еще рано отказываться от попыток преодолеть лень и слабоволие.

Делать то, что нельзя не сделать, не так уж трудно. Обстоятельства и крайняя необходимость - прекрасная замена силы воли. И если мы не можем изменить себя и свой характер, почему бы нам не изменить обстоятельства так, чтобы «желательные» дела перешли в категорию «необходимых»?

Переведем «Желательно» в «Необходимо», или Провоцирование кризисов

Буря, пусть сильнее грянет буря!

М. Горький


Есть люди, которые раскрывают свой потенциал именно тогда, когда судьба прижимает их к стенке. Трудности побуждают их выявить лучшее в себе, превзойти собственные ментальные и физические барьеры.

Дж. Биасиотто


Нехватка времени, жесткие обязательства, крайняя нужда, необходимость отдавать долги вынуждают нас забыть о лени и резко активизироваться.

Так почему бы собственноручно не создать критическую ситуацию, которая принудит нас к необходимой активности?

Все знают хрестоматийную историю о том, как, высадив свою армию на вражеском берегу, полководец отдал приказ сжечь корабли. После чего объявил войскам, что, поскольку отступление теперь невозможно, им можно выбирать только между победой или смертью. Солдатам, разумеется, ничего не оставалось, как воодушевиться и разгромить превосходящие силы противника.

Такие искусственные кризисы организовали Александр Македонский в битве при Гранике, Вильгельм-Завоеватель после высадки в Англии, Дмитрий Донской перед Куликовской битвой (разрушив переправы через Дон) и другие столь же решительные военачальники.

К сожалению, сжигание кораблей и мостов не гарантирует победу. В истории хватает примеров полного уничтожения войск, оказавшихся в собственноручно устроенной западне.

Ведь перед лицом опасности люди не всегда демонстрируют стойкость и мужество. Гораздо чаще они поддаются панике, теряют самообладание и способность принимать адекватные решения, особенно если размер угрозы превышает их силы.

Создавать радикальные кризисы - это то же самое, когда вы, желая поскорее научиться плавать, сами прыгаете в глубокую реку. Время обучения плаванию действительно сокращается - при условии, что вы не утонете.

Крупный кредит (ипотечный, на покупку автомобиля или дорогой мебели) - отличный способ долговременной самомотивации. Но он подходит только людям, для которых это лишь еще один вызов, еще трудная, но вполне решаемая задача.

Не все могут эффективно действовать в условиях стресса. И, вместо того, чтобы работать энергичнее и думать интенсивнее, другой человек будет в оцепенении ждать дня очередной выплаты.

Кроме того, велика вероятность ошибиться в оценке своих реальных финансовых возможностей. Ведь можно работать 48 часов в сутки и не отработать даже половины долга.

Но это все крайности.

А в повседневной жизни каждый из нас время от времени сам создает для себя проблемы, или, выражаясь иначе, ситуации необходимости.

Например, мой знакомый, понимая, что не сможет заставить себя пойти к врачу (нет времени, нет желания - а нужно!), просил жену или секретаря записать его на прием. После чего, будучи человеком обязательным, он уже не мог отказаться от посещения врача.

В ежедневной и многотрудной борьбе мы постоянно загоняем себя в угол, организуем искусственные кризисы, атмосферу необходимости и безотлагательности.

Намеренное создание заведомо решаемых проблем принципиально отличается от экстремальных вариантов в стиле «Или грудь в крестах, или голова в кустах».

Мы отдаем себе отчет в том, что в состоянии решить проблему и только лень мешать нам это сделать. Мы загоняем себя в угол, из которого можем выйти, как только выполним запланированную задачу - напишем статью, начнем давно откладываемый ремонт, проведем деловую встречу, подготовим портфолио.

Управляемый кризис с предсказуемым результатом - отличный стимул для активизации.

Если цейтнот помогает успешно закончить дело, так почему бы не устроить себе запланированный цейтнот?

Если вы действуете наиболее эффективно, когда вас подгоняют надсмотрщики, так почему бы не задействовать начальника, жену, приятеля, любого другого человека, который, возможно, не подозревая об этом, станет вашим кнутом?

Обещания и пари, или Назначьте себе контролера

Полны чудес сказанья давно минувших дней

Про громкие деянья былых богатырей.

Про их пиры, забавы, несчастия и горе

И распри их кровавые услышите вы вскоре.

«Песнь о Нибелунгах»


В десятом классе я решил провести эксперимент. Цель: понять, на что способен человек, если его прижмет к стенке.

Я заключил стимулирующее пари с приятелем на то, что мне удастся выучить наизусть десять страниц из эпоса «Песнь о Нибелунгах». Срок - с семи вечера до восьми утра. Одна ночь.

Эту книгу я выбрал потому, что, в во-первых, в силу возраста меня привлекало все романтически-героическое, а во-вторых, стихотворный слог был с виду простым и мне казалось, что с заучиванием больших проблем не будет.

В случае проигрыша я обязался выплатить двадцать пять рублей. Для школьника это были немалые деньги. Стандартная студенческая стипендия в те времена составляла сорок рублей в месяц.

Но увы. Несмотря на все мои старания, к концу бессонной ночи я сумел продекламировать только пять страниц - сорок пять четверостиший.

Из проигранного спора я извлек два важных урока.

1. Надо правильно оценивать свои силы.

Я назначил себе задание, которое нельзя выполнить за такой короткий срок, не обладая феноменальной памятью.

2. Этот способ стимуляции работает!

Ведь пытаясь выиграть пари, я всего за несколько часов смог выучить сорок пять (!) четверостиший. Совсем неплохо. И, значит, этот подход сработает и в следующий раз, в более практических и приземленных ситуациях.

Когда во времена моей журналистской молодости от меня требовалась статья, то, исчерпав весь лимит отсрочек, я в пятницу (обязательно в пятницу! ) заявлял главному редактору журнала, что статья наконец готова.

На вопрос: «И где же она?», я бестрепетно отвечал, что за выходные хотел бы навести на нее последний лоск, но в понедельник утром она будет лежать на его столе.

Загнав себя в угол, я со стонами и проклятиями прибивал свое тело к стулу и все выходные писал обещанный материал. Зато к понедельнику он был действительно готов.

Обещания и пари как крайняя форма обещания - это жесткий, но многократно опробованный и исключительно эффективный способ принудить себя к действию.

Многие тексты на моем личном сайте появлялись только потому, что я размещал на главной странице анонс: «Такого-то числа появится такая-то статья».

Это объявление гарантировало, что, невзирая на отсутствие времени или желания, статья действительно появится к обещанному сроку.

Конечно, никто из посетителей сайта не бросил бы в меня камень, если бы я не выполнил обещание. Но мне было бы неловко перед самим собой. Хотя я обычный человек с обычным уровнем лености, я стараюсь выполнять свои обещания (самое трудное в таких ситуациях - это дать такое обещание).

Именно таким образом я написал и эту книгу - заключив с издательством договор, в котором была поставлена дата сдачи рукописи. Только жесткое обязательство смогло вытащить меня из десятков нескончаемых текущих дел и заставило каждый день писать по несколько страниц текста.

А обязательство было по-настоящему жестким. При заключении договора я заявил редактору, что книга готова на 80 % и мне требуется полтора месяца на окончательную доводку. Между тем, по самой оптимистической оценке, реальная готовность была не больше 15 %. Но, раз вы сейчас читаете эту книгу, мне все же удалось уложиться в срок.

Как правильно спорить

Ни в коем случае нельзя играть с собой в поддавки. Ставка должны быть значимой, ее должно быть чертовски жаль потерять.

Вам не хочется учить стихотворение, но еще больше не хочется терять деньги.

Вы подавляете одно нежелание другим - более сильным.

Заключать пари надо с теми, кто вас потом не пожалеет и не скажет, улыбаясь: «Да ладно, старик, какие могут быть счеты».

Именно поэтому следует отдавать деньги вперед - чтобы не надеяться в глубине души, что вам удастся разжалобить своего знакомого или что он проявит великодушие и вернет ставку.

Если результат поставленной задачи может иметь разные толкования, желательно заключать пари в письменной форме (расписка превращает пари из дружеского спора в серьезное испытание без обратного хода).

Давайте обещания, которые придется выполнить

Давая обещание, вы ставите на кон не только деньги, но также самоуважение, репутацию, дружеские или партнерские отношения.

Вам не хочется выполнять обещание, но вы рискуете приобрести репутацию бесчестного человека.

Вам не хочется выполнять договор, но вы можете лишиться партнера.

Когда наемный дизайнер сегодня говорит мне: «Рекламный модуль? Конечно, уже сделал. Завтра завезу!», - я знаю, что, скорее всего, он и не думал приступать к работе.

Но это ничего не значит, потому что не позже чем через 24 часа он действительно все сделает. Теперь у него просто нет другого выхода. Ведь в противном случае он останется без денег и без заказчика.

Связать себя обещанием - это хороший способ перевести желательное дело в разряд необходимых и неотложных. Очень важно, чтобы обещания были конкретными и обязательно устанавливали твердый срок выполнения (завтра, через три дня, 5 октября).

Есть принципиальная разница между: «Надо бы встретиться и обсудить эту проблему» и «Жду вас завтра в 14.30». В первом случае это ни к чему не обязывающие слова, буквально провоцирующие на проволочки и откладывания, во втором - четкая договоренность, что встреча состоится завтра в 14.30.

Устанавливая крайние сроки, надо хорошо представлять, сколько времени объективно необходимо, чтобы выполнить задачу.

Предположим, вы пообещали своему начальнику сдать отчет через три дня. Не исключено, что благодаря напряжению всех сил, вам удастся сделать это. Однако из-за спешки и нехватки времени отчет получится сырым и недоделанным. И вместо похвалы вы получите выговор и требование переделать работу.

Иллюстрация

Как повысить свою профессиональную ценность?

Вот объявление (одно из тысяч подобных):

Требуется программист, зарплата от 80000 руб.

Требования:

- знание РНР5 + MySQL, HTML, CSS, РНР5 +, MySQL, JavaScript + jQuery (mootools - приветствуется) AJAX-технология, Joomla 1.5, NET Framework 3.5, 4.0;

- знание HTML5/XHTML, CSS3;

- опыт работы с API популярных сервисов (Facebook,

VK etc.);

- знание *nix систем на уровне опытного пользователя;

- хорошее знание и понимание концепций ООП и шаблонов проектирования;

- умение пользоваться англоязычной документацией;

- знания HTML5/XHTML, CSS3;

- опыт использования библиотеки BOOST;

- знание как шаблонов, так и антишаблонов разработки;

- умение грамотно оформлять исходный код и разбираться в чужом исходном коде .


Вы - программист и вам хотелось бы получать такую зарплату. Однако проблема в том, что из этого списка знаний и умений вы знаете и умеете примерно половину. А следовательно, в настоящий момент можете рассчитывать только на вакансии, где платят не больше половины желаемых денег.

С другой стороны, задача предельно ясная: надо изучить и освоить недостающее и ваша зарплата почти автоматически вырастет как минимум в два раза в сравнении с нынешней.

Мне, как неспециалисту, трудно сказать, сколько времени на это потребуется, но обычно выполнение подобной задачи облегчается тем, что полный набор знаний требуется не везде. И можно продвигаться к высшей квалификации и высшей зарплате постепенно, шаг за шагом.

Итак, вы решили, что надо начать с изучения AJAX-технологии.

Когда начать? - Да хоть завтра! Есть учебники, есть знакомые профессионалы, с которыми можно консультироваться, а главное - есть желание!

И вот тут в дело вступает лень. Точнее, она препятствует выполнению дела.

Утро назначенного дня

Как назло, начальство загадало вас срочной работой и в этот день нет никакой возможности выкроить даже полчаса на самообразование.

Ладно, это уважительная причина и жизнь пока не закончилась.

Послезавтра нет никакого аврала, но зато есть то, что еще хуже - масса текучки, которая накопилась, пока вы были в отпуске. И вам придется не меньше трех дней разбирать завалы.

Конечно, можно было бы поработать в выходные, но вы обещали жене отвезти ее в торговый центр, а детям - сводить в парк на аттракционы.

Да и вообще, надо отдохнуть. Какая может быть продуктивность у человека, если он устал?

Приходит другая неделя, а с нею приходят другие заботы. Желание повысить квалификацию становится слабее, чувство вины постепенно исчезает, мысли о новой работе и зарплате куда-то исчезли.

Все это безошибочные симптомы лени. Вам не хочется работать, вам лень осваивать AJAX-технологию. И лень услужливо подбрасывает отличные оправдания вашей инертности.

Вы печально разводите руками и говорите себе (другим людям ваши цели и оправдания абсолютно безразличны): «Поверьте, я бы давно начал, я очень хочу начать, но вы же видите, что все складывается так, что начать никак не получается».

Подход прежний: надо найти способ превратить желательность в необходимость.

Искусственное стимулирование типа пари здесь не подойдет. Слишком неясны критерии, особенно для непрофессионалов, по которым можно оценить, освоили ли вы эту тему или нет.

Кроме того, пари подходит только для относительно простых и краткосрочных задач, на выполнение которых нужно не больше трех-четырех недель.

Решения могут быть разными и зависят от конкретных условий работы в конкретной компании. Для примера приведу один вариант.

Дело в том, что в повышении квалификации сотрудников заинтересованы не только сами сотрудники, но и руководство компаний. Если вы убедите начальство, что без использования AJAX-технологии (HTML5/XHTML, CSS3… - поставьте нужное) дальнейшее развитие бизнеса будет тормозиться, начальство приказом отправит вас на соответствующие курсы.

Причем за казенный счет.

Сделайте повышение личной квалификации частью своих штатных обязанностей. Объясните руководству, что ваш профессиональный рост выгоден компании.

Умные сотрудники так и поступают. Я постоянно получал служебные записки от своих подчиненных, которые просили направить их на семинар, стажировку, тренинг, курсы.

Учёба – это полезно, необходимо, а иногда и очень интересно! Но что делать, если учиться совсем не хочется? Как заставить себя?

В правильном ли направлении вы двигаетесь?

Правильную ли профессию вы выбрали? Если да, то обучение навыкам, связанным с профессиональной деятельностью, должно быть интересным для вас. Если же выбор за вас сделал кто-то другой (скорее всего, родители), или же вы поняли, что совершили ошибку и уже не желаете быть тем, кем хотели, то, несомненно, интерес потеряется. Найдите то, что будет вам нравиться и доставлять удовольствие!

Правильная мотивация

Как можно заставить себя учиться? Очень важна правильная мотивация. Вы должны понять, зачем вам это нужно. Например, учёба поможет вам получить профессию, стать успешным человеком, состояться в жизни, обеспечить себя и своих близких, совершенствоваться и развиваться, доказать свои способности или стать знаменитым. Найдите свой собственный стимул, который будет вас вдохновлять.

Не тратьте своё время зря

Устраните все отвлекающие факторы, которые порой так мешают любому студенту. Это могут быть социальные сети, видеоигры, пустая болтовня по телефону или частые перекусы. Помните пословицу: «Делу время, а потехе – час».

Планирование и правильный режим

Соблюдение режима и планирование – это верный путь к достижению целей. И особенно это важно для занятых людей. Если вы учитесь и параллельно работаете, то после работы у вас наверняка не остаётся времени ни на что. И таких, как вы, много. Но зачастую нехватка времени – это следствие неправильного его планирования. Попробуйте, во-первых, наладить режим.

Вставайте раньше, причём желательно каждый день в одно и то же время, чтобы ваш организм привык, быстрее пробуждался и начинал полноценно работать. Ложиться тоже желательно в одно время и как можно раньше, чтобы отдыхать и набираться сил. А ещё соблюдайте режим труда и отдыха, устраивайте перемены и передышки, причём порой они требуются даже в разгар учебного или трудового дня.


Во-вторых, составляйте планы, причём как долгосрочные, например, на месяц или даже на год, так и краткосрочные, то есть всего на один день. В плане также указывайте время, которое вам потребуется для выполнения тех или иных заданий. Не отступайте от важных пунктов, и вы научитесь успевать всё, причём делать всё качественно.

Умейте отдыхать

Не стоит нагружать себя «по полной», это не приведёт ни к чему хорошему. Усталость будет копиться, словно снежный ком, раздражая вас и ухудшая настроение, и в один прекрасный момент вы можете вдруг подумать, что вам всё это надоело, и бросить то, что начали. Но если вы будете давать себе отдыхать, это даст возможность набраться сил, а они понадобятся для новых открытий и освоения полезных навыков.

Награждайте себя

Своеобразным стимулом может стать и награда, причём даже самая мелочь. Например, вы можете пообещать себе, что если закончите семестр без троек и получите стипендию, то купите себе новое платье или какой-нибудь полезный гаджет. Также не забывайте и о маленьких призах.

Например, за каждую хорошую оценку позволяйте себе посмотреть интересный фильм, почитать журнал или полакомиться чем-нибудь вкусным.

А вам слабо?

Удивительно, но многие учатся не столько для достижения цели, сколько для того, чтобы доказать себе что-то, как бы взять себя на «слабо». И часто это действительно работает! Поэтому если у вас нет никакого желания учиться, то попробуйте поспорить с кем-нибудь, причём на что-то стоящее и важное для вас. Тогда у вас точно будет стимул стараться, ведь на кону ваш авторитет.

Полезные советы:

  1. Обустройте своё рабочее место. Этот совет может показаться странным и бесполезным, но на самом деле неправильная обстановка многих отвлекает от учёбы. Ваш кабинет (или хотя бы уголок) должен быть таким, чтобы вам ничего не мешало. Обеспечьте тишину, комфорт и достаточное освещение.
  2. Научитесь абстрагироваться, то есть не обращать внимания на мелочи и отвлекающие факторы. Это пригодится не только в учёбе, но и в жизни.
  3. . Если вас в разгар сессии позовут на вечеринку друзья, то вы должны будете отказать им, хотя это будет сложно. Но если вы научитесь находить в себе силы отказываться от чего-то приятного, это пойдёт вам только на пользу.
  4. Найдите единомышленников! Поверьте: учиться вместе гораздо веселее и интереснее. Товарищ всегда поддержит, поможет найти ответы и подбодрит, вы просто не сможете отступиться.
  5. Наладьте отношения с одногруппниками, тогда учиться будет намного приятнее и проще. А ещё вы научитесь работать в команде, в жизни это очень пригодится.
  6. Учиться можно интересно, если разнообразить учёбу и использовать современные методы усвоения информации. Например, вместо пресловутых и таких утомительных конспектов можно составлять ассоциативные карты или понятные только вам схемы. Также вы можете не читать лекции, а, например, прослушивать их в свободное время (этот способ подойдёт тем, у кого развита слуховая память).
  7. Относитесь ко всему проще и легче, и жизнь покажется весёлой и удивительной, как и учёба.
  8. Не откладывайте на потом то, что можно сделать сейчас. Например, если сегодня у вас есть время, то используйте его продуктивно, выполните домашнее задание по какому-то предмету. Кроме того, желательно выкладываться по максимуму в учебном заведении, чтобы иметь возможность расслабляться и заниматься чем-то другим дома.
  9. Устраивайте соревнования. Например, попробуйте выполнить какое-нибудь задание на время или лучше всех, это будет подзадоривать вас.
  10. Начните учиться прямо сейчас. Не стоит делать поблажки и давать себе время на «раскачку» или обещать взяться за ум со следующей недели (месяца, семестра и так далее).
  11. Не запускайте тот или иной предмет. Если вам что-то не понятно, разбирайтесь в этом сразу, иначе в дальнейшем вы совсем ничего не поймёте.
  12. Ставьте цели и достигайте их. Сначала они могут быть маленькими (например, получить хорошую оценку), потом повышайте их значимость, а затем ставьте перед собой глобальные цели (окончить университет, получить профессию, стать отличным специалистом).
  13. Не стоит заниматься в возбуждённом или, наоборот, подавленном состоянии. Спокойствие, трезвость мыслей и позитивный настрой – вот ваши главные друзья в учёбе.
  14. Не ждите, когда всё это кончится. Наслаждайтесь самим процессом, ведь так интересно узнавать что-то новое.
  15. Используйте качественные и современные предметы и приспособления, необходимые для учёбы. Например, вам пригодятся планшет, электронная книга, органайзер, удобная папка для документов и вместительная комфортная сумка. Также всегда имейте при себе несколько ручек, карандашей и тетрадей.

Пусть учёба будет только в радость!

Подобно остальным родителям, наверняка у вас есть желание видеть своих детей с удовольствием, даже охотой ходящих в школу? При этом чтобы постоянно приносили прекрасные отметки, всегда были послушными. Тогда как на самом деле всё обстоит с точностью да наоборот - дети не хотят учиться. А как заставить ребенка учиться или точнее настроить на учебу, например, подростка? Что делать если деточка не хочет учиться или выполнять домашние задания? Как научить его учиться с удовольствием, привить желание к процессу обучения? Обо всем этом вы узнаете из данной статьи.

Очень многие родители школьников сталкиваются с тем, что их чада отказываются учиться, естественно, это не может не беспокоить. Мамы и папы очень волнуются по этому поводу, ведь всем хочется, чтобы у ребёнка была хорошая успеваемость и его хвалили учителя. Сначала, конечно, родители пытаются справиться с проблемой самостоятельно. Пытаются рассказать ребёнку о том, что нужно учиться, стыдят его, ставят кого-то в пример, но обычно эти попытки заканчиваются очередной неудачей. После чего им приходится признаться в собственном бессилии.

Психологами было замечено, что единственно верный способ как заставить ребенка учиться или замотивировать его к получению знаний - научить его получать удовольствие от обучения. Заняться этим процессом желательно с раннего возраста - дошкольного. Общеизвестный факт: чем младше дитя, тем проще его научить чему-то новому, привить необходимые навыки, выработать полезные, положительные привычки, а также заинтересованность к учёбе. Потому гораздо проще научить чему-то принципиально новому человека 7 лет, чем, например, 14. Хотя данный возраст - не помеха, если найти подходящий способ.

В детстве каждого человека наступает время крайней заинтересованности, когда наиболее часто произносимым словом является слово «почему». На такие детские вопросы стоит отвечать, ведь это поддерживает в них любопытство, любознательность, радость от получения новой информации. Благодаря этому малыш понимает, что его природный интерес к желанию разобраться в устройстве мира поощряется.

Кроме того, ни в коем случае не стоит игнорировать интересы ребёнка. Напротив, любой его интерес нужно поддерживать и развивать. Если заметите интерес, например, к рисованию - лучше отправить его на кружок рисования. Интересуется историей - стоит подарить ему энциклопедию или книгу истории для детей. Также немаловажно не только позволить ему развиваться в этом направлении, но и участвовать в процессе обучения вместе с ним.

Нужно ли заставлять ребенка учиться? Важно мотивировать своего школьника, а не пугать. Ведь куда лучше действует фраза: «Посмотри, этот человек добился в жизни многого, он успешен, известен, занимаясь любимым делом. Ты сможешь также, если будешь усердно и старательно трудиться». Чем фраза «не станешь учиться - будешь дворником».

Не стоит также забывать, что ребёнок неотделим от общества. Вряд ли школьник научится усердно трудиться окруженный двоечниками, лентяями, не интересующимися ничем в жизни, кроме компьютерных стрелялок - своего рода будущих маргиналов. Куда больше шансов преуспеть у ребёнка, окружённого умными, старательными и заинтересованными в обучении детьми.

Такое окружение способно зародить желание ровняться на успеваемость своих товарищей. Отчего появляется желание стать на них похожим, а это положительно отразится на его школьной успеваемости. Тогда вряд ли родителям придется ломать себе голову тем как научить ребенка учиться?

Нельзя сильно отчитывать детей за плохие отметки или прочие учебные неудачи. Необходимо помнить, что отметки - далеко не всегда объективная оценка уровня знаний человека. Даже плохие отметки далеко не всегда зависят от недостатка знаний школьника. Поэтому руганью можно лишь понизить его самооценку, отбив тем самым желание учиться.

Вместо этого лучше спокойно обсудить причины неудачи, успокоить свое чадо, если тот сильно переживает по этому поводу. А затем постараться устранить причины неудачи. Поддержка и понимание родителей много значат. Также вряд ли будет лишней их помощь.

Запомните : заключаться помощь должна ни в коем случае не в решении задачки по арифметике за деточку, а в объяснениях или подсказках правильного пути решения. Это поможет детям научиться справляться с подобными заданиями.

Правильное отношение к учебе ребенка. Школа должна стать для вашего ученика радостью, а не трудной повинностью. Поэтому встречайте своего школьника словами, что ты узнал сегодня нового, интересного? Что тебе понравилось или запомнилось. Чему ты порадовался? Что интересного вам рассказал сегодня учитель? А не словами, какую отметку ты сегодня получил, как себя вел или покажешь мне свой дневник?

Как заставить ребенка учиться по возможности с удовольствием

Ваш юный школьник отказывается учиться, делать домашнюю работу, особенно на каникулах? Как же научить его учиться с удовольствием, привить желание к учебе, превратив школьный процесс обучения в увлекательное занятие? Согласитесь, как дошкольники, так и дети первых классов хорошо воспринимают информацию в игровой форме. Поэтому с ними лучше всего - конечно же, играть. Рассмотрим несколько фундаментальных правил, которые помогут достичь желаемого.

  • Распределите планомерно все домашние задания на весь период каникул.
  • Не стоит заставлять ребенка заниматься каждый день. Но дети обязаны знать график, по каким дням им предстоит выполнять домашние задания. Например, через день по полтора-два часа, с такого-то по такое-то время. Тогда для них учеба или домашние задания вряд ли станут наказанием, если дети четко сами знают свой график что, к примеру, после завтрака у них сегодня уроки.
  • Предоставляйте время для отдыха. Ведь ребенок должен делать то на что ему не хватало времени во время учебы. Важно то, как будет проходить его ритм жизни. Пусть ваш ученик не просыпается во время каникул или выходных по звонку будильника, при этом никуда не торопится.
  • Готовьте ему любимые блюда, чтобы дни каникул были особенно приятными и вкусными для вашего чада.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться? Старайтесь по возможности делать задания вместе. Ведь школьник делает с удовольствием только то, во что его родители сами вовлечены. Если родитель вместе с ним заинтересуется темой какого-то урока, а затем совместно в обнимку будет ее делать, то для него это станет приятным досугом.

Предостережение!

Важно избегать раздражающих факторов типа: торопить, кричать, обзывать.

  • Начинайте от большего к меньшему. Начав выполнение самых сложных заданий, ребенку будет легче справиться и со всеми оставшимися уроками. Распределите задания по следующему образцу: математика, письмо, чтение, делая их при этом в игровой форме. К примеру:

Математику можно решать с помощью чудесных разносов с мукой или песком, где маленький ученик может решать примеры, написав их пальцем на муке. На летних каникулах это можно проделывать на пляже с песком.


Запомните: у детей нет любви к математике, потому что она им кажется скучной, неинтересной. Но им нравится, если математические примеры решать с помощью игры с их любимыми игрушками. Они играючи решают примеры, даже не замечая, что тем самым учатся. После того, как ваш ученик решит во время игры все задания, не забудьте записать их в тетрадь.

Чтобы заняться письмом купите школьнику ручку с его любимым героем. Затем сыграйте в игру «учитель-ученик» с написанием диктантов (заданных заданий по письму) или конкурс «на лучший кариграфический почерк за каникулы или прошедшую неделю». После чего судьи (отец, друзья, другие родные дети) смогут выставить балы за выполнение диктанта, определив, чей диктант и почерк лучше, а затем вручить призы.

Для задания по чтению используйте игру «радиодиктор и зритель». Пусть маленький ученик станет радиодиктором, которому на студию звонит человек с вопросом или просьбой в прямом эфире. Спрашивая, не мог бы тот прочитать ему отрывок из книги (учебник с заданием по чтению)? Записывайте всё на диктофон, после чего вместе слушайте, что с этого вышло. Детей так увлекает данная игра, что часто они даже не замечают, как читают школьный учебник.


Как привить желание учиться взрослому ребёнку

Если с детьми первых классов всё понятно, то, как заставить подростка учиться? Необходимо донести до подростка, что учиться может быть здорово, при том не только из-за результата, но также из-за самого процесса обучения. Желательно избегать забивать ему голову пустыми разговорами, а практиковаться вместе с ним. Прививая ему любопытство, пытливость, жажду знаний, занимаясь, например, вместе с ним. Это включает не обычное штудирование учебников, а просмотр хороших фильмов, походы на выставки и экскурсии, игровую подачу материала.

Например, подросток интересуется компьютерами, играми. Постарайтесь разглядеть в его увлечении привязку к какому-либо школьному предмету: математике, информатике, химии, физике, литературе, подготовив информацию о новинках или успешных людях в этой сфере. Тихонько намекая, что известные компьютерные корпорации охотятся за успешными студентами, приглашая их к себе на работу. Таким образом, через интерес старайтесь формировать его внутреннюю мотивацию. Так обходными путями, а не лобовой атакой можно смотивировать подростка к учебе.

Предостережение!

Категорически не рекомендуется заставлять силой подростков учиться или запугивать тем, что якобы те не смогут поступить в хороший институт. Будут жить нищими и вряд ли когда-либо смогут завести здоровые отношения из-за своей невежественности. Запомните, положительные эмоции гораздо более продуктивны, чем негативные.

Любое дело должно начинаться с воодушевления, вдохновения, а не из страха перед страданиями оставшейся жизни, если вдруг чего-то не сделает. Безусловно, этот метод может сработать, даже принести определённые плоды. Но прежде чем пойти по этому пути, родителю необходимо спросить себя - он хочет, чтобы его дитя жило в гармонии с самим собой? Или каждую минуту своей жизни боялось быть неудачником, тратя на это невообразимое количество сил?

Почему ребенок не хочет учиться

Согласитесь, сегодня мало найдется людей, которые с радостью и удовольствием отучились в школе. Стоит ли нам тогда злиться или удивляться тому, что наши детки не хотят учиться? Для начала нужно разобраться, почему вообще у ребёнка вдруг пропадает тяга к учебе?

Причин, конечно, может быть много, но обычно выделяют наиболее основные. Поэтому если родители вдруг заметили, что их чаду учёба становится абсолютно неинтересной, стоит проанализировать ситуацию и попытаться понять причину нежелания учиться.

Проблема может быть в том, что ответственность за учебу полностью взяли на себя родители. Данная причина очень распространена, ведь мамы и папы после появления на свет малыша начинают его опекать и с каждым годом их опека становится все сильнее. Хотя необходимо наоборот давать своему чаду больше самостоятельности.

Когда ребёнок только поступает в школу, вместе с ним начинает учиться и его мама. Которая буквально выполняет за него домашние задания, сама собирает портфель, старается быть в курсе абсолютно всех школьных дел. К сожалению, в этом нет ничего хорошего, ведь из-за такого поведения родителей дитя лишается права голоса, перестаёт проявлять инициативу и больше не хочет учиться.

После чего мама начинает ещё больше его контролировать или опекать, усугубляя ситуацию. Это чревато тем, что воля ее деточки будет сломлена, после чего ребенок не хочет учиться. Поэтому нужно взять себя в руки, перестав столь сильно контролировать своё чадо.

Обычно выдающиеся способности видны у ребёнка сразу, поэтому родители буквально с пелёнок начинают пророчить ему блестящее будущее, надеясь, что тот оправдает все их ожидания. Но гении вовсе не всегда хорошо учатся, наоборот, ими может овладевать лень. «Гений» ходит на уроки из-под палки, вследствие чего страдает его успеваемость.


Отсутствие опеки и внимания со стороны родителей тоже приводят к проблемам с учебой. Дети, которые растут буквально на улице, нуждаются в родительской любви, их тепле, но не получают этого. Потому что, например, родители заняты собственной карьерой и на свое чадо у них просто не остаётся свободного времени. Из-за недостатка родительского внимания дети теряют познавательный интерес, то есть пропадает потребность в том, чтобы узнать что-то новое, соответственно учиться совсем не хочется.

Отказ учиться может быть связан с тем, что в школе у ребёнка имеются конфликтные ситуации, например, с одноклассниками или даже учителями. Тут стоит поговорить со своим чадом максимально откровенно. Так, чтобы тот смог раскрыться, рассказав о своих проблемах, тогда в дальнейшем их можно будет решить.

Не все дети абсолютно здоровы, есть дети, у которых есть различного рода заболевания, которые, например, знает только классный руководитель. Так вот такой ребёнок может симулировать приступы и недомогание. Понимая, что в таком случае его оставят дома или разрешат не делать домашнее задание, и поэтому с успехом пользуется этой ситуацией.

В начальных классах отбить охоту ребенку учиться может разница между темпом обучения учителем и его модели отношений со своими родителями. К примеру, родитель флегматик, а учитель холерик тогда маленькому школьнику будет очень трудно.

Предостережение!

Родителям из-за этого обязательно нужно избегать в присутствие ребенка ругать или осуждать учителя, который должен стать для него авторитетом. Ведь если учитель для него таковым не станет, разве захочет дитя ходить к нему на уроки?

Еще одной причиной, почему дети не хотят учиться в школе - это то, что школьные требования не соответствуют их способностям. Сегодня многие родители руководствуются желанием отдать свое чадо в супер школу, чтобы сделать с него гения. А там дитятко встречается с элементарными перегрузками, к которым он физиологически просто не готов.

Если дома его еще ругают за неуспеваемость в учебе, то у него пропадает всякая охота к ней. Ведь страх тормозит все желания. Умные родители отдают своих детей в простую начальную школу, которая раскроет потенциал ребенка. После чего в переходном классе они могут перевести его на более престижное обучение.

Заключение

Ответственное отношение ребёнка к учёбе - редкий и ценный дар, гарантирующий прилежную учёбу в школе, самостоятельную подготовку домашнего задания, успешное написание самостоятельных и контрольных работ. А также избавление родителей от хлопот в виде контроля выполнения домашних работ. Так ли сложно этого добиться? Запомните, жажда новых знаний - неотъемлема для человеческого мозга. А потому способы мотивировать свое чадо к учёбе также не должны отличаться особой сложностью.

Кроме того, мотивируя ребенка к учебе, ответьте себе на самый важный вопрос: «Чего вы сами хотите от своих детей? Что для вас важнее - иметь хороший аттестат или чтобы дитя нашло свое настоящее призвание, раскрыв полностью свой внутренний потенциал, развиваясь и продвигаясь вперед»? Правильный ответ гарантирует заинтересованность ребенком в учёбе, его концентрацию и ответственность.

А, по-вашему, какими методами еще можно мотивировать детей к учебе, как заставить ребенка учиться? Поделитесь своим мнением в комментариях.

С уважением, Андроник Олег/Анна.

Посмотрите короткое видео, что нужно делать, если ваше чадо не хочет делать уроки?

Двоечники и не желающие учиться дети были во все времена и во всех поколениях. Ну, не каждому дано быть вундеркиндом с IQ = 210 (как кореец Ким Унг Йонг), или отличником, как А. Грибоедов, Д. Менделеев, М. Ломоносов.

Интересно, что среди знаменитых людей двоечников все же больше: А. Пушкин, Л. Бетховен, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Т. Эдисон… Да, у них впоследствии получилось раскрыть свои таланты и пробиться вперед. Но есть тысячи способных людей, которые так и не смогли реализовать себя, удовлетворившись посредственной ролью в жизни.

Раскрыть талант ребенка, заинтересовать учебой - задача не из легких. Дети учатся тем успешнее, чем интереснее им учебный процесс.

Что же делать, если ребенок не хочет учиться? Как пробудить в нем интерес и не отбить совсем желание ходить в школу? Ответ на этот вопрос знает кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ Светлана Месникович.

Светлана Месникович

кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ

Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?

У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip - фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть.

Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов. На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.

Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.

Почему современные дети не хотят учиться, и что делать взрослым, чтобы заинтересовать их?

Младшие школьники

Первый класс

Согласно мнению психологов, основная причина, почему первоклассник не хочет идти в школу, - низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Этот термин включает в себя:

  • мотивационную готовность (желание учиться, приобретать знания),
  • интеллектуальную готовность (определенный уровень развития памяти, внимания, мышления),
  • коммуникативную готовность (умение общаться с детьми и учителем не так, как в детском саду),
  • эмоционально-волевую готовность (способность к произвольному поведению на уроке, способность эффективно работать в течение всего урока).


Рекомендации: определить в сотрудничестве со школьным психологом, какой вид готовности необходимо развивать (иногда сразу несколько). Подобрать специальные упражнения для развития, которые не перегружают, а облегчают учебу. Отнеситесь серьезно к выполнению этих упражнений, ведь нерешенная проблема с годами может расти как снежный ком.

Возможные причины низкой мотивации и что с этим делать:

Не сформированы приемы учебной деятельности: «не знаю, как учиться»

Первоклашку нужно обучать специальным навыкам и приемам. Помогите ему (ей) научиться составлять план, выделять главную мысль, работать по образцу, вначале вникать в правило, а потом выполнять задание, четко слушать инструкцию и т.д. Не заставляйте зубрить: лучше покажите, как при заучивании применять ассоциации.

Недостаточно развиты психические процессы ребенка (в первую очередь мышление).

Мышление состоит из различных процессов, причем многие из них происходят неосознанно.

Поэтому некоторым мыслительным операциям необходимо обучать, доводя до осмысления, чтобы ученик мог не только заучивать материал, но и применять его на практике.

  • Упражнение-игра «Что общего?» (на развитие мышления). Предложите ребенку назвать, что общего у тех или иных предметов. Например: Что общего у стола и шкафа? (Ответ: они деревянные, у них есть ножки, они твердые и т.д.).Что общего у лягушки и воробья? (Ответ: они живые, они питаются насекомыми, они живут на улице, они маленькие и т.д.).
  • Упражнение-игра «Назови одним словом» : дуб и берёза (ответ: деревья), воробей и ворона (ответ: птицы), тумбочка и шкаф (ответ: мебель), помидор и картофель (ответ: овощи).
  • Для развития навыков классификации и сериации (прим.: сериация – это способность располагать предметы по возрастанию или убыванию в соответствии с заданным признаком) – упражнение-игра «Третий подходящий» . На первой карточке два рисунка, имеющие общий признак, и на второй два рисунка. Нужно определить общий признак на первой карточке и подобрать по этому же признаку третьего подходящего со второй карточки. Пример: на первой карточке изображены мальчик и рыбка. На второй - удочка и собачка. Что подберем? Опыт моей работы показывает, что дети часто выбирают правильный ответ «собачка», а родители - неправильный ответ «удочка» («мальчик на рыбалку идет»…). Нужно было найти общий признак между рыбкой и мальчиком (это одушевленные предметы). Собачка тоже одушевленная, а удочка нет, значит, правильный ответ - собачка.
  • Упражнение на развитие внимания: методика «Корректурная проба» (или ее аналоги). Распечатайте небольшой текст из детской книжки и попросите ребенка зачеркнуть, к примеру, букву «к» и подчеркнуть «р». Сначала без учета времени, потом – на время.

Ребенок не умеет адекватно использовать свои индивидуально-типологические особенности для познавательной деятельности.

Так, в процессе обучения крайне важно учитывать темперамент школьника.

Холерики наиболее работоспособны в начале и в конце урока. А флегматики, наоборот, в середине.


Флегматику нельзя задавать неожиданные вопросы. Ему необходимо дать время собраться с мыслями. А холерик выполняет задания сразу.

Родителям необходимо принять индивидуальные особенности ребенка. Поговорить с ним о его темпераменте, чтобы избежать развития комплексов и научить его работать в соответствии с особенностями характера (темперамент не корректируется). Поговорите об этом и с учителем.

Прислушайтесь к интересам ребенка. Обсудите его страхи, сомнения, радостные моменты в школе. Задания должны быть посильными. Обращайте в первую очередь внимание на то, что сделано хорошо, а не на ошибки. Поощряйте успешные действия и решения!

Создание ситуации успеха - лучший способ повысить мотивацию!

Как повысить коммуникативные способности первоклассника, если он не хочет учиться?

Попробуйте упражнения на развитие навыков общения. Например, игру «Волшебный ящик» .

Взрослый - детям: «Перед вами невидимый волшебный ящик. (Нужно поставить перед детьми воображаемый «ящик», «открыть» и «закрыть» крышку). В этом волшебном ящике есть все, что только можно представить».

Один ребенок должен подойти к «ящику» и молча «вытащить» из него какую-то вещь. Затем нужно, не говоря ни слова (только движениями, жестами и мимикой), объяснить, какой предмет он вытащил, что с этим можно делать или как с ним играть.

Кто первый догадается, о каком предмете шла речь, может сам стать ведущим.

Еще пример на развитие способности понимать состояние других. Покажите ребенку картинки с изображением эмоций на лицах людей и у животных. Спросите: «Как ты думаешь, что он (она) сейчас чувствует?».

Коммуникативная компетентность закладывается в семье. Родителям важно обратить внимание на себя: как вы общаетесь в семье друг с другом и с детьми? Как общаетесь с родственниками и соседями? Видит ли ребенок сотрудничество в общении родителей или родственников?

Есть ли у ребенка собственное личное пространство? С кем у него доверительные отношения? О чем он мечтает? С кем хотел бы подружиться? Какие у него любимые герои сказок, фильмов и т.д., и почему они любимые?

2-4 класс

Младшие школьники чаще добиваются успехов в учебе, чем старшие дети. Происходит это из-за желания не ударить в грязь лицом перед одноклассниками, стремления заслужить похвалу учителя, который является авторитетом, и которого любят ученики.

Младшеклассники в силу возраста не могут долго работать над сформированным намерением, и это важно учитывать. Главный смысл обучения для них не в результате, а в самом процессе учебы.

Причинами снижения мотивации могут быть:

  • непонимание учебного материала по отдельным предметам,
  • скука («все ясно»),
  • негативное отношение учителя к ученику или демонстрация учителем неравного отношения к детям (есть любимчики),
  • неумение учиться (неправильный режим дня, неверная организация учебы и отдыха, незнание приемов работы с учебным материалом).

Важно помнить, что между возникновением у детей нужного намерения и его исполнением не должно пройти много времени, иначе стремление может угаснуть. Перед учениками младших классов целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а небольшие, близкие и понятные.

А если педагог негативно относится к вашему ребенку? Стоит ли сходить к учителю? Поможет это или навредит?

Да. Стоит. Но приходить нужно не с претензией и упреком, а с желанием сотрудничества. Начните с выражения благодарности учителю за… (скажите не общие фразы, а конкретно - за творческие домашние задания, например). Вспомните индивидуальные особенности учителя, за которые его можно поблагодарить. Если же сомневаетесь, поговорите с психологом и вместе выработайте стратегию беседы с учителем.

Что делать, если ребенку скучно на уроках:

  1. Скука возникает в ситуациях монотонности. Чтобы заинтересовать ребенка учебой, можно как минимум постараться разнообразить выполнение домашних заданий. Поищите разные формы выполнения: пропеть, проговорить… Предложите пофантазировать, примерить на себя разные роли: если б ты был летчиком, как бы выполнял это задание? А если бы был учителем?
  2. Скучно бывает и тогда, когда все слишком просто и понятно. В таком случае побеседуйте с учителем на предмет индивидуальных заданий. Может быть, нужно усложнить материал по некоторым темам с учетом индивидуальных особенностей ученика.
  3. Скучно, когда совсем ничего не понятно. См. выше: либо ребенок не умеет учиться (значит, нужно отработать приемы выполнения заданий - план и т.д.), либо нужно развивать познавательные способности.

Проявляете ли вы как родители интерес к учебе ребенка?

Только не путайте страх неуспешности ребенка и интерес к его учебе. Когда родитель боится за низкую мотивацию ребенка – это минус. Когда верит в чадо, проявляет подлинный интерес к его успехам и поддерживает в случае неудач – это плюс.


Как вы, родители, относитесь к своей работе, показываете ли пример увлеченности делом? Что ребенок слышит в семье о работе родителей? В каком эмоциональном состоянии родители приходят домой?

Режим дня

Важно предусмотреть чередование физических и умственных нагрузок. При составлении режима дня обсудите с ребенком каждый пункт, учтите его личное время. Помните об индивидуальных особенностях сына (дочери), подберите оптимальную, посильную нагрузку, не перегружая его (ее), но и не оставляя слишком много времени для безделья.

Школьники средних классов

5-9 классы

Причины
, по которым подросток не хочет учиться:

  • чувство взрослости,
  • сепарация (отделение) от взрослых (родителей, учителей),
  • важность мнения сверстников.

Приемы, которые применяли раньше, не работают! Подростки ищут самоутверждения и общения, на этом и нужно строить систему мотивации.

Нередко можно услышать от родителей, что неглупый и способный ребенок, который показывал хорошие результаты в младшей школе, в средних классах стал учиться хуже, чем мог бы.

В одной из школ Октябрьского района Минска было проведено анкетирование шестиклассников. На вопрос, зачем нужно хорошо учиться, школьники ответили так (ответы даны в порядке убывания популярности):

  1. чтобы получить хорошее образование,
  2. чтобы получать хорошие оценки,
  3. чтобы получить аттестат,
  4. чтобы иметь в будущем хорошую работу,
  5. чтобы поступить в вуз (колледж) и приобрести желаемую профессию,
  6. чтобы узнавать новое, неизвестное,
  7. чтобы стать состоявшимся человеком,
  8. чтобы вместе с друзьями получать новые знания.

Лишь единицы написали, что домашние задания для них интересны, или что они любят такой-то предмет, или что учитель такой-то увлекательно преподает материал.

Результаты опроса показали, что подростки в большинстве своем осознают общественную важность учебы и четко видят отдаленную перспективу (поступление, выбор профессии).

Причины, по которым подросток не хочет учиться (по убыванию популярности):

  • мешают увлечения помимо учебы (на школу не хватает времени),
  • стало неинтересно («Как раньше учиться не хочу, а как хочу – не знаю»),
  • не хочется рано вставать на занятия,
  • лень либо усталость,
  • сложно усваивать учебный материал,
  • взрослые слишком давят, заставляя учиться,
  • низкие отметки отбивают охоту что-либо делать,
  • домашние задания воспринимаются как рутина («Зачем писать в тетради, если разумнее было бы набрать на компьютере?»).
  • вместе формулируйте цели (и учите распределять внимание между несколькими целями),
  • учите расставлять приоритеты, достигая цели в разумной последовательности
  • учите ребенка организовывать свое время,
  • помогайте вырабатывать силу воли.
  • дайте знать подростку, что вы обеспокоены ситуацией,
  • расскажите о похожей ситуации в своей жизни и предложите помощь,
  • содействуйте его загруженности в течение дня, поручите ему ряд обязанностей (но не переусердствуйте).

Такие причины, как лень, усталость, нежелание рано просыпаться обусловлены психофизиологической перестройкой организма либо нерациональным распределением энергии. В пубертатном возрасте нередко происходит чередование периодов активности с усталостью, снижением работоспособности.

Научите подростка рационально организовывать режим дня, расскажите об особенностях пубертатного периода.

Сложность усвоения учебного материала вызвана существенными возрастными изменениями в умственном развитии школьников. Учителям крайне важно практиковать индивидуальный подход к ученикам средних классов, добиваясь усвоения материала.

Чрезмерный контроль со стороны взрослых, предвзятость учителя, нежелание увидеть потенциал отстающего ученика, «бессмысленные» домашние задания - все это говорит о проблемах с доверием между взрослыми и подростком, неадекватности поощрений и наказаний, а также о необходимости чаще давать творческие, неординарные задания, через которые ребенок учится добывать знания и сможет выразить свою индивидуальность.

  • показывайте ребенку свое позитивное отношение к школе, без чтения моралей и нотаций,
  • поощряйте самостоятельность и самоорганизацию, стимулируйте самоконтроль,
  • помогите ребенку увидеть себя успешной личностью,
  • не перегибайте палку в поощрениях и наказаниях,
  • научите подростка адекватно реагировать на неудачи,
  • будьте примером в стремлении учиться и развиваться.

Старшеклассники

10-11 классы


Старшеклассники в первую очередь интересуются предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии, самоопределения.

Причины снижения мотивации:

  • поддержать старшеклассника в его собственном выборе, даже если вы на его месте сделали бы по-другому.

Чего делать нельзя?

Вы однозначно навредите своему ребенку, если будете:

  1. Заставлять учиться угрозами, запугиванием, внушением чувства вины,
  2. Высмеивать его, сравнивать с другими детьми,
  3. Требовать от него совершенства и безупречности.

Никогда не опускайте руки!

Всегда верьте в своего ребенка. Даже если он не родился вундеркиндом, в ваших силах помочь ему реализовать его потенциал.

Вспоминайте мать Томаса Эдисона: когда ее глуховатого гиперактивного сына отчислили из школы за хроническую неуспеваемость, она помогла ему увидеть себя самодостаточным человеком, отказавшись принять клеймо умственно отсталого. Ее многолетние усилия и вера в собственного ребенка, любовь и принятие его таким, как есть, принесли удивительные плоды.

Тот, на ком в детстве общество поставило крест, впоследствии получил 1093 патента на свои изобретения в США и еще около трех тысяч патентов других стран мира; стал обладателем высшей американской награды - Золотой медали Конгресса. Томас Эдисон вошел в число самых уважаемых ученых умов мира, принеся человечеству изобретения, которыми пользуются во всех концах планеты.

Кем станет ваш ребенок? Помогите ему поверить в свои силы!

В статье вам будет предложено одно простое и красивое решение, как избежать страдания и заодно решить многие проблемы.

Эта статья адресована тем людям, кто продолжает испытывать страдания. В конце статьи будет дан практический способ, как уничтожить все страдания в своей жизни уже сегодня.

Страдания — сигнал к тому, что пора что-то менять

Если вы не пьете и не курите, но у вас остались внутренние страдания, — это верный сигнал к тому, что пора что-то менять.
В трезвости больше нет возможности бежать в алкогольный мир и применять другие зависимости. Поэтому вы начинаете четче и острее чувствовать, что вас не устраивает в жизни, поэтому испытываете страдания.

Осознание источника страданий.

  1. Первое, с чего стоит вам начать – это понять: какие события и аспекты жизни вызывают внутренний дискомфорт и страдания.
  2. Второе – вам нужно придумать, как избежать этих вещей в своей жизни, которые вызывают страдания. Именно придумать и составить конкретный план, как это можно сделать.
  3. Третье — начать постепенно предпринимать действия по изменению своей жизни.

Если вам не нравится работа – нужно придумать, как сменить работу или как не работать вообще.
Если вам не нравится место, где вы живете – нужно придумать как жить там, где хочется.

Перестать делать то, что вы не хотите делать.

Главная цель заключается не в том, чтобы найти, что вы хотите. А в том, чтобы постепенно переставать делать то, что вы не хотите делать. Начать можно с, казалось бы, незначительных вещей:
перестать оправдывать ожидания близких людей,
перестать казаться быть хорошим,
перестать делать то, что вам не нравится.
Это позволит вам минимизировать страдания в своей жизни.

Если вам что-то не нравится, вам нужно стараться это не делать. Я не знаю как, но это нужно вводить в свою жизнь, чтобы стать настоящим.

Страдания, которые вы испытываете сейчас вызваны тем, что вам НУЖНО делать то, что вы не хотите делать, — и это снижает вашу чувствительность.

Вы даже не можете почувствовать, что вы действительно хотите.
Поэтому нужно избавиться от страданий и постепенно переставать делать то, что вы не хотите делать.
Когда вы «страдаете », терпите те условия, которые вам противны, ваша чувствительность находится на низком уровне, и все хорошие возможности, которые поступают к вам (а они к вам поступают, будьте уверены), вы с успехом пропускаете.

Слушайте свою душу

Старайтесь четче слушать свою душу. Именно она знает, что вы действительно хотите.
Если вы будете просто игнорировать позывы души — ваша трезвость будет не будет качественной и страдания никуда не денутся.
Путь трезвости – это путь души.
Слушая свою душу, вы делаете свою жизнь лучше.

Страх мешает избавиться от страданий

У вас появится страх изменений, ведь вы не привыкли что-то менять. Вы привыкли делать что угодно: убегать, игнорировать, но не менять свою жизнь. Изменения – это всегда страшно, но они необходимы. Изменение – это рост.

Кто-то подумает, на что я буду жить? Ведь я могу умереть с голоду?
Ничего подобного.
Человек, который ведет полностью трезвый образ жизни, не имеет других зависимостей, у него нос идет строго по ветру, и никогда он не обеднеет, потому что он будет чуять и использовать любую возможность, так как каждый раз советуется с душой.

Иллюзорные ценности

Нужно отказываться от внешних ценностей таких как:
деньги,
тачки,
шмотки,
смартфоны,
понты.

Рисунок: Девушка гналась за иллюзорными ценностями и очень устала

В погоне за иллюзорными ценностями, вы растеряете себя и свое счастье. И страдания никуда не денутся.
Я рекомендую ставить в центр своей жизни истинные ценности:
самореализация,
свобода,
любовь,
счастье,
здоровые отношения (с любимым человеком, обществом, с самим собой).

Никакая материальная ценность не даст вам душевного удовлетворения и избавления от страданий. Никакие карьерные достижения, успехи на работе, большие суммы денег, статус не закроют вашу внутреннюю боль. К тому же вашей душе, которой исчисляется миллионы лет, абсолютно не интересны эти внешние безделушки.

Работа – как источник страданий

Например, вы работаете и, возможно, даже хорошо зарабатываете.
Если при этом работа приносит вам радость и удовлетворение, вы можете быть вполне счастливым человеком.
Но если вы чувствуете ежедневные страдания, и работа вас сильно не устраивает, с этим нужно что-то делать.
Конечно, не стоит завтра же бросать заявление на стол начальнику. Но спланировать изменения необходимо.

Автоулучшение других сфер

Если вы постепенно перестанете делать то, что не хотите, это решит многие ваши проблемы.
За счет того, что ваша чувствительность увеличиться, вы будете лучше слышать свою душу. И принимать наилучшие решения, как по своей жизни, так и в сфере финансов, постановке целей и выборе решений.

Собственная ценность

Если вы не занимаетесь тем, что вам не нравится, это повышает вашу самооценку.
А здоровая самооценка – это основа отношений.
Чтобы построить хорошие отношения, нужно уважать и ценить себя.

Отказ от страданий ведет к тому, что:

1. Вы постепенно начинаете любить себя, потому что не будете самовольно унижать себя;
2. Вы полюбите себя, автоматически полюбите других людей;
3. И тогда вас смогут полюбить другие;
4. Если вы цените себя, вы без труда сможете найти вторую половинку и построить здоровые отношения.

Свое увлечение

К тому же отказ от страданий является фундаментом, если вы хотите заниматься и развивать то, что вам нравится. Вы сможете развивать свое хобби и увлечения, которые по умолчанию требуют высокую чувствительность.

С чего начать, чтобы избавиться от страданий

Начните с мелочей:
не хотите мыть посуду – не мойте,
не хотите убираться- не убирайтесь!
хотите поспать подольше в выходные – спите хоть до самого вечера!

Не думайте, что вы можете превратиться в ленивого человека. Это только кажется. Когда вы насытитесь первостепенными желаниями, вы будете делать, творить, создавать, добавиться, но на гораздо более эффективном уровне, чем если бы это делали на фоне страданий.
Это самый короткий и прямой путь к счастью.

Люди, которым удалось выбраться из страданий, смогли по-настоящему реализовать себя в жизни. К ним относятся великие ученые и поэты, художники и изобретатели.
Люди, которые четко слышали свою душу.

Вы можете забыть все, что было написано в этой статье, но запомните хотя бы эти 2 вещи:

Чтобы избавиться от страданий и достичь комфортного состояния, нужно сделать следующее:

  1. Избавиться от всех зависимостей (алкоголь, курение, переедание, игровая зависимость),
  2. Не делать то, что вы не хотите делать.

Очень простая формула.
Почему так много людей испытывают страдания и не получают удовольствия от жизни? Потому что мало кто выполняет эти 2 простых шага.
Так что ведите трезвый образ жизни и слушайте свою душу. И будет вам счастье!

Арсений Кайсаров,



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: