Как научить ребенка говорить имя. Методики разговорной речи, или как научить маленького ребенка правильно говорить? Отвыкайте от пустых разговоров с каждым годом

Обычно первые слова в речи ребенка появляются после года жизни. Примерно к двум годам малыши начинают разговаривать очень активно, с каждым днем пополняя свой словарный запас. Вообще развитие речи имеет две направления: активное, подразумевающее процесс говорения, и пассивное - понимание речи. Пассивная речь, как правило, опережает активную. До определенного момента число понимаемых ребенком слов намного превышает число активно употребляемых, но зачастую у некоторых деток этот период значительно затягивается.

Бывают случаи, когда до 2,5-3 лет ребенок упорно молчит, при этом развиваясь абсолютно нормально, а есть малыши, которые уже в 1,5 года рассказывают стихи наизусть. Такие существенные индивидуальные различия не дают установить даже примерные нормы речевого развития у детей. Но если ребенок понимает обращенную к нему речь, лепечет на своем языке, а родители создают все необходимые для его нормального роста условия, рано или поздно малыш непременно заговорит. Правда, в силах родителей ускорить этот процесс. Как? Давайте это обсудим.

Задача родителей, играя с ребенком, проговаривать все действия и называть предметы своими именами, побуждать кроху просить их и обозначать словами. Без развитой потребности в общении с взрослыми людьми речь сформироваться не может, поэтому общайтесь и играйте с ребенком как можно чаще. Для игр отлично подойдут мячики, кубики, фигурки, пирамидка. Однако, даже не смотря на постоянное общение родителей с детьми, благополучное появление и развитие речи появляется далеко не у всех детишек.

Каковы причины задержки речевого развития детей?

Основной причиной задержки речевого развития у детей в наше время является изменение социально-культурных условий жизни. Большинство родителей из-за занятости на работе и усталости после нее зачастую не успевают уделять время своим детям, вследствие чего ребенок недополучает общения. Главным источником получения впечатлений об окружающем мире для малышей служит такая техника, как телевизоры и планшеты, что крайне негативно влияет на формирование речи у ребенка.

Хотя, сидя перед телевизором, ребенок и слышит речь людей, он не воспринимает ее, как адресованную ему. Дети раннего возраста не вслушиваются в речь с экрана, и соответственно для них она лишь фон. Малышам, только начинающим осваиваться в мире речи, вовсе не безразлично, кто произносит слова и как. Важен не только произносимый звук, но и мимика, внимание, эмоциональная выразительность говорящего. Получить это можно только при живом общении.

Но иногда задержка речевого развития у детей наоборот случается из-за взрослых, а точнее их повышенного понимания лепетной речи малыша. Вместо того чтобы стимулировать ребенка называть предметы правильно, родители зачастую договаривают слова за него, угадывая малейшие желания. Взрослые понимают своего ребенка и то, что он хотел сказать своими ку-ка, бу-бу и т.д., тем самым не давая ему научиться разговаривать нормально.

К тому же многим мамам и папам даже нравится использовать в общении с детьми лепетные слова и выражения, ведь это так умилительно, хотя на самом деле лишь тормозит формирование человеческой речи. Сюсюкать можно только с младенцами, которые не вникают в значение произносимых взрослыми слов. С года использовать в общении с детьми подобную речь крайне нежелательно, потому что если к 3-4 годам ребенок будет все еще говорить детскими словами, впоследствии в его речи возможно появление нарушений, связанных с неполным овладением звуков, их смешением или заменой. В школе такие детки имеют проблемы с правописанием, поскольку пишут так, как слышат.

Достаточно серьезным препятствием для формирования речи ребенка может стать его чрезмерная активность и непослушание. Такие детки очень подвижны, импульсивны, постоянно куда-то несутся, неусидчивы и не реагируют на замечания взрослых. Даже протестуя против чего-то, они кричат или ругаются как бы в пустоту, а не обращаясь к родителям.

Признак отсутствия важных связей с взрослыми также проявляется в желании все делать самостоятельно, не нуждаясь в ком-то старшем как в партнере или образце для подражания. Индивидуальные игры малышей с предметами, безусловно, должны иметь место быть, но они никак не сказываются на речевом развитии, ведь потребность в общении и обращении отсутствует.

Еще одной распространенной проблемой, прямо противоположной предыдущим, является стремительное развитие речи у ребенка. Ее смысл в том, что первые слова ребенок произносит с огромным опережением, и, например, в год и три вдруг начинает говорить развернутыми предложениями, недетскими словами, с правильной дикцией.

Такие детки вызывают огромную гордость у своих родителей, ведь, по их мнению, их ребенок чуть ли не вундеркинд. С малышом начинают заниматься еще активнее, развивать его речь, учить стихам и песням, и он все понимает, с удовольствием слушает и запоминает. Но зачастую случается так, что чуть позднее у подобных детей начинаются проблемы со сном, появляются детские страхи и фобии, заикание, а сами малыши становятся капризными и вялыми.

Это случается потому, что неокрепшая нервная система ребенка не может справиться с тем потоком информации, который на него обрушился. Ему на самом деле весьма трудно резко перестроиться из младенца во взрослого человека, способного четко вести беседу и запоминать большой объем данных. Гиперактивность, повышенная импульсивность или наоборот вялость, ночные кошмары, заикание - все это свидетельствует об утомлении нервной системы малыша.

Когда надо бить тревогу?

Обычно до трех лет детей, владеющих только лепетной речью, предпочитают не изнурять походами к логопеду, надеясь на то, что ребенок заговорит сам. Но, к сожалению, ожидания оправдываются не всегда, а наверстать упущенное время становится сложнее. Отсутствие квалифицированной логопедической помощи в дошкольном возрасте приводит к целому ряду речевых нарушений, что, безусловно, сказывается и на успеваемости и на общении со сверстниками, провоцируя трудности адаптации в коллективе и овладении школьной программой.

Влияние речевого недоразвития на процесс становления личности можно значительно ослабить, если начать занятия как можно раньше. Эффект имеет помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет, когда как раз идет процесс активного формирования речевой функции. Логопеды не столько корректируют речь ребенка, сколько направляют ее в нужное русло, тормозя негативные проявления и развивая положительную динамику. Итогом занятий должна стать исправление речевого недоразвития до поступления ребенка на обучение в школу. Чем раньше вы обратите внимание на формирование речи вашего малыша, тем эффективнее будет оказана помощь в случае необходимости.

Как помочь ребенку заговорить?

Обращаю ваше внимание, что описанные методы будут приемлемы только для детей с нормальным физическим слухом и двигательной активностью, но имеющих задержку речевого развития.

1. Массаж пальчиков

Движения пальцев рук, которые совершенствовались из поколения в поколение, тесно связаны с развитием речи человека. Выполнение руками все более тонкой и сложной работы способствовало постепенному увеличению площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Таким образом, развитие функций рук и речи у людей шло одновременно. Примерно также происходит и речевое становление у ребенка.

Ученые, исследующие деятельность детского мозга и психическое развитие детей, пишут о значительном стимулирующем влиянии функции руки. Поначалу у детей развиваются тонкие движения пальчиков рук, затем возникает артикуляция слогов, и впоследствии все усовершенствования речевых реакций напрямую зависят от натренированности пальцев рук. Данный факт должен непременно учитываться при работе с детьми, у которых речь развивается согласно возрасту и с теми, у кого отмечается задержка в речевом развитии.

Тренировать пальцы рук малыша можно, начиная с 6-7 месячного возраста. В этот период достаточно легких поглаживаний кистей рук, сгибания и разгибания пальцев, слабых надавливаний в направлении от кончиков пальцев до запястья. Массировать пальчики необходимо всего пару минут в день, но ежедневно. Примерно с 10 месяцев следует начать уже более активную тренировку пальцев ребенка. Можно использовать разные приемы, главное, чтобы в движения вовлекалось как можно больше пальчиков и движения были энергичными.

К примеру, давайте малышу рвать бумагу на мелкие кусочки, катать шарики из пластилина или теста для лепки (для этого требуется значительное усилие и задействованы все пальцы рук), перебирать мелкие предметы или крупу (обязательно под вашим присмотром, чтобы малыш не взял ничего в рот и не подавился), нанизывать кольца пирамидки, пользоваться сортером, складывать предметы один в другой.

С полутора лет задача усложняется, становятся существенны силовые отношения. Ребенок учится застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, закручивать и откручивать крышки, играть со шнуровкой, завязывать и развязывать узелки. Отличную тренировку пальцев рук обеспечивают обычные народные игры с пальчиками: Сорока-ворона, Пальчики в лесу, Этот пальчик хочет спать и др.

2. Правильная человеческая речь

Не заменяйте в разговоре с ребенком человеческие слова языком мамочек и нянь, не говорите с ним сокращенными кач-кач, бо-бо, би-би и т.д. Для формирования нормальной речи малышу необходимо слышать правильные слова и звучание. Общаясь с крохой, произносите отдельные слова четко и ясно, стараясь привлечь его внимание к их артикуляции и добиться внятного произношения.

3. Избегание излишнего понимания невнятной речи ребенка

Старайтесь делать вид, что не понимаете малыша, если он общается с вами автономными словами и не достаточно внятно. Создавайте для ребенка речевую задачу, побуждая его называть нужные ему вещи правильно.

4. Зрительный контакт с малышом при разговоре

Дети всегда повторяют за взрослыми. При разговоре ребенку важен зрительный контакт, то, как вы произносите слова, ваша тональность, тембр, артикуляция. Чем четче и яснее будет ваша речь, обращенная к малышу, тем быстрее он сможет понять вас и заговорить сам.

5. Использование простых и понятных слов

Маленький ребенок не способен понять и запомнить очень длинные и сложные словосочетания и предложения, поэтому в общении с детьми важно использовать понятную и простую речь. Желательно говорить короткими фразами: принеси мяч, положи на стол кружку и т.д. Простые фразы легче врезаются в память.

6. Использование медленного потока слов

Ребенку трудно начать говорить, если он постоянно слышит речь взрослых, в которой невозможно выделить что-то конкретное из-за быстрого потока слов. Старайтесь общаться с ребенком на понятном ему языке и произносите слова, обращенные к нему, достаточно медленно, чтобы ему было проще их запомнить.

7. Проговаривание ваших действий вслух

Хорошо, когда с самого рождения родители имеют со своими детьми тесный контакт и постоянное речевое взаимодействие. Рассказывайте ребенку обо всех ваших действиях, будь то готовка или мытье посуды. Но не увлекайтесь слишком сильно, здесь необходим баланс, поскольку есть риск того, что кроха привыкнет к постоянному «заднему фону» и не будет обращать на вашу речь внимание.

8. Чтение книг

Выделите хотя бы 10 минут в день для чтения книг малышу. Выбирайте ярко иллюстрированные книги с короткими текстами. Можете задавать ребенку вопросы по прочитанному, просить показать героев пальчиком, назвать их и т.д. Поддерживайте интерес детей к чтению и не отказывайтесь почитать им, если они приносят вам книгу. Относитесь с терпением, если ребенок просит читать все время один и тот же текст, как говорится, повторение - мать учения. Когда малыш слышит одни и те же слова и объяснения, он быстрее их запомнит и начнет произносить первыми.

9. Прослушивание детских песен и сказок

Детские песни и другие музыкальные произведения весьма полезны для пополнения словарного запаса ребенка и развития его слухового внимания. Старайтесь чередовать медленные и быстрые мелодии. Очень хорошо слушать песни, которые можно сочетать с движениями (например, Е.Железновой), таким образом, тренируется слухо-моторная координация. Здорово, если у мамы или папы есть слух, и он будет петь песни вместе с ребенком. Дети ловят движения губ взрослых, их мимику, что помогает им в итоге запоминать те или иные слова лучше.

10. Ограничение времяпрепровождения перед ТВ и компьютером

Не стоит использовать технику, как средство для успокоения малыша. Зависимость от экрана развивается очень быстро, к тому же это вредно для зрения. Телевизор и гаджеты учат детей не разговаривать, а слушать и молчать, что негативно сказывается на формировании речевых навыков.

11. Стимулирование к играм с эмоциональным контактом

В случае повышенной импульсивности ребенка и нежелании слушать взрослых полезно стимулировать малыша к играм, в которых присутствует эмоциональный контакт: например, ласково погладить кроху по головке, назвать его по имени, показать на пальчиках «сороку-ворону» или поиграть в «ку-ку», ладушки.

Целью является налаживание контакта с ребенком для получения ответной реакции. Укладывайте кукол спать, гладьте и выгуливайте зверушек, собирайте вместе конструктор и постарайтесь сократить игры, в которые ребенок может играться один. Если заинтересованности от ребенка не последует, организуйте на его глазах общую игру с другим человеком.

Допустим, мама и папа могут перекидывать друг другу мячик, при этом радуясь и веселясь. Наверняка малышу захочется присоединиться или занять место одного из взрослых. Очень полезны игры с имитацией звуков животных, трактора, стука и т.д. Подобные игры и занятия отвлекут ребенка от бессмысленной беготни и помогут развить содержательное общение.

11. Свобода от речевых впечатлений

При повышенной нервозности ребенка, связанной с чрезмерной речевой нагрузкой на неокрепшую нервную систему, необходимо обеспечить малышу покой и свободу от излишних впечатлений, прежде всего речевых. Чтобы предотвратить нервозное состояние, необходимо чаще гулять с ребенком на свежем воздухе, играть в подвижные игры, стимулировать общение с ровесниками и не перегружать новой информацией.

Часто родители обеспокоены тем, что их карапуз не говорит в 1 годик. Но оправданы ли эти переживания? Действительно ли он должен в таком возрасте полноценно общаться? Об этом пойдёт речь в статье, а также о том, как научить детей разговаривать рано, с правильным произношением и выговариванием сложных звуков.

Сколько слов должен знать годовалый малыш?

Как научить детей разговаривать, если им уже стукнуло 12 месяцев? У многих родителей по-настоящему начинается паника после 1 года жизни малыша. И если он ещё не говорит в этом возрасте «баба» или «каша», то для них это катастрофа. Но так ли на самом деле всё плохо, как кажется?

Если вы сравниваете своё чадо с таким же по возрасту малышом, и при этом думаете, что ваш ребёнок отстает в развитии, вы глубоко ошибаетесь. Не стоит сопоставлять своего кроху с кем бы то ни было. Каждый ребёнок индивидуален. И если соседский мальчик уже выговаривает, к примеру, слово «слон», то он может не говорить других слов, которые произносит ваш карапуз.

Но в основном к первому году жизни детки знают до 10 слов. Это самые привычные и обычные термины, такие как «мама», «папа», «дай», «пись-пись» и др.

К полутора годам дети знают уже около 100 слов, может быть, и меньше. И это в порядке вещей.

Речь ребёнка в 2-3 года. Качество и количество слов в этом возрасте

К двум годам дети могут выучить до 300 слов. Но важно в этот период не считать, сколько их знает ребенок, а уделить внимание качеству речи. К трём годам чадо должно правильно называть предметы. Никаких «ав-ав» или «пи-пи» не может быть! Правильным будет «собака» и «пить». Но если некоторые слова ребенку трудно выговорить правильно, пока не заставляйте его это делать.

Вы как родители должны в этот период особо тщательно следить за чистотой речи малыша. Если он меняет звуки местами или неправильно ставит ударение, необходимо его исправлять, чтобы он понимал, как следует называть предметы.

Учимся разговаривать для детей: важно говорить чётко, правильно, не спеша, чтобы ребёнок понял, как нужно произносить слова. Многие родители сюсюкают с малышом, но этого делать категорически нельзя. Разговаривайте с крохой, как со взрослым человеком. Далее мы рассмотрим примеры и упражнения, помогающие ответить на вопрос о том, как быстрее научить ребёнка разговаривать.

Если вашему малышу исполнилось 12 месяцев, а он ещё ничего не говорит, то вам можно начинать действовать. Что именно предпринимать, какие способы для этого эффективны, опишем ниже.

1. Учим детей разговаривать посредством называния вещей, с которыми они сталкиваются каждый день. Например, «ложка», «стульчик», «кровать», «игрушка» и т. д. Если мама будет чётко произносить такие слова, то ребёнок вскоре поймёт, что к чему, и сам будет начинать воспроизводить их.

2. Войдите в образ малыша. Попробуйте поговорить с ним на его же языке. Если кроха произносит определённые звуки типа «на-на», то и вы побеседуйте с ним. Сами выговорите то же, что и он. А потом попросите, чтобы он повторил за вами то, что вам хочется. Только слова не должны быть сложными поначалу.

3. Обращаемся к звукам животных. Дети любят подражать нашим домашним питомцам, да и не только им. Так почему этим не воспользоваться и не купить, к примеру, говорящий плакат, книжку с рисунками животных, музыкальные домики? Пусть кроха послушает, какие звуки произносят разные представители фауны. И вы увидите вскоре, как он сам начнёт их повторять.

4. Применение жестов. Для таких маленьких детишек очень важно дополнять речь знаками, движениями. Например, если на улице холодно, то можно потереть ладони друг о друга. Тогда кроха запомнит это намного лучше. Или, например, дедушка спит, и чтобы его не будить, вы показываете малышу, подводя указательный палец ко рту и произнося шипящий звук. Тогда ребёнок будет знать, что необходимо делать, когда в доме кто-то отдыхает.

5. Стихи и песни - в помощь маме. Чаще читайте малышу, пойте ему детские песенки.

Теперь вы знаете, как научить годовалого ребёнка разговаривать, какие методы при этом использовать.

Почему особое внимание уделяется мелкой моторике?

Это очень важный процесс. Лепка из пластилина, рисование - все эти действия ребёнок должен выполнять в раннем возрасте. Дело в том, что та часть головного мозга, которая отвечает за движение рук, находится рядом с речевой областью. Поэтому так важно организовывать занятия для конечностей с применением мелких деталей. Таким образом и речь ребёнка будет развиваться, и общие познания о мире. Как научить ребёнка разговаривать? Развивать его мелкую моторику!

Естественно, полугодовалого ребёнка вы не заставите взять в руки ручку и писать или, к примеру, лепить что-нибудь из пластилина. Но и для грудных деток есть выход. Маме нужно просто-напросто разминать ладони малыша. Можно купить специальные шарики с резиновыми шипами, они будут благотворно воздействовать на нервные окончания и активировать зону коры головного мозга, отвечающую за произношение.

Упражнения для мелкой моторики

Как научить детей разговаривать? Выполнять с ними несложные задания, например:

1. Разминание пальцев рук.

2. Лепка из пластилина.

3. Рисование не кисточкой, а пальчиками.

4. Складывание мелких предметов, например, конструктора или мозаики.

5. Пальчиковые игры (более подробно о них расскажем ниже).

Все эти несложные занятия приведут к тому, что ваше чадо в скором времени будет не просто разговаривать, а лепетать лучше всех.

Но бывает и такое, что малышу просто наскучило рисовать, лепить и строить. Как научить детей разговаривать в такой ситуации? Что же ещё можно придумать родителям, чем заинтересовать, чтобы научить малыша лучше разговаривать? Нужно придумать что-то новое, необычное. Об этом ниже.

Интересные пальчиковые игры, которые понравятся вашим карапузам

Как научить детей разговаривать, вооружившись при этом специальными упражнениями? Опишем ниже.

1. Шнуровки по методу Монтессори. Такой вид забавы развивает творческие способности, мелкую моторику рук. Приобрести игрушку можно в любом специализированном детском магазине. Она, правда, недешёвая, но результат стоит потраченных денег.

2. Необычное рисование. Кисть для этой цели не подойдёт, как ни странно. Малышу понравится рисовать пальчиками. Дайте ему возможность погрузить их в воду, а затем в акварель. Пусть он пофантазирует и что-нибудь нарисует на листе. Для привлечения внимания к рисованию используйте ещё какие-то материалы, например, манную крупу, рассыпав ее тонким слоем на столе

3. Невиданный пластилин. Что может быть лучше обычного теста, сделанного своими руками? Дайте малышу возможность самому приготовить такой «пластилин», ну или хотя бы поучаствовать в его формировании. А уже когда что-нибудь слепите вместе, фигурку можно разрисовать акриловыми красками. Такой метод лепки карапузу непременно придётся по душе.

4. Пальчиковый театр. Здесь мама должна поднапрячься и сшить какие-нибудь интересные игрушки, зверушек, чтобы можно было их потом надеть на руки и придумать сказку.

Знание описанных выше упражнений поможет решению вопроса о том, как научить ребенка разговаривать.

Артикуляционная гимнастика

Как научить детей разговаривать правильно при помощи артикуляции? И оправдан ли этот способ? Да. Такой способ необходим для формирования правильного произношения, если малыш нечётко или неверно выговаривает слова, глотает их и т.д. Родители могут помочь своему чаду и выполнять вместе с ним достаточно лёгкие упражнения.

1. Смыкание губ в трубочку, имитация звука проезжающего паровоза.

2. Надувание щёк.

3. Большая улыбка.

4. Имитация поцелуя.

5. Поднятие языка к нижней и верхней губе, а также к уголкам рта.

6. Имитация умывания лица ото лба к подбородку.

Осваиваем букву «Р»

Как научить детей говорить и правильно произносить слова, содержащие «Р»? Многие родители не знают этого и прибегают к помощи логопеда. Хотя они вполне могут обойтись и без специалиста, выполняя определённые упражнения.

1. Показывайте на себе, как вы произносите этот звук. Слегка приоткройте рот, сделайте напряжённую улыбку и покажите, как кончик языка касается нёба. После этого попросите чадо сделать то же самое.

2. Поиграйте с малышом. В качестве забавы представьте, что вы оба тигры, и порычите друг на друга. При этом не нужно акцентировать внимание на том, что вы выговариваете «Р». Со временем малыш поймёт и сделает так, как вы этого хотите.

Если кроха не выговаривает «Р» в 3 года, то это норма. Но если до четырех он все еще не освоил произношение, следует регулярно выполнять эти несложные упражнения.

Учим ребёнка букве «Л»

1. Приоткройте рот, изобразите подобие улыбки. Язык должен сильно упираться под верхние зубы. Попросите карапуза сделать то же самое, только пусть он погудит.

2. Во время чистки зубов пускай чадо равномерно облизывает губы и зубы языком, и даже постарается достать им до носа.

3. Если малыш не выговаривает твердый звук [л] но у него получается произносить мягкий ([л"]), то попросите его напеть песню по типу «ла-ла-ла».

Вы увидите, как после таких занятий ваш ребёнок быстро научиться называть «Л».

Учим ребёнка букве «Ш»

1. Попросите малыша сделать звук протяжным. Пусть пошипит, как змея.

2. Уголки губ при произношении не должны сильно раздвигаться в стороны. Если это происходит, то поучите слоги «шо» и «шу».

Как научить детей говорить сложные буквы, теперь вы знаете, и надеемся, что будете использовать эти рекомендации в процессе постановки правильной речи.

Как научить детей говорить предложениями?

Если малыш начал говорить отдельные слова, и их достаточно много, пора уже начинать обучать его следующему непростому делу. Для начала необходимо потренироваться произносить, к примеру, «ма-мо-ме-ми-му» или «пи-па-пе-по-пы» и т.д.

Когда ребёнок научится совмещать и произносить подобные комбинации, обучите его слогам, далее переходите к скороговоркам. Они отлично формируют правильное произношение малыша.

Также немаловажным моментом, при котором можно легко научить детишек говорить предложениями, является частота общения. Каждое своё действие мама должна описывать словами. Например, она варит суп и говорит: «Ваня, смотри, я беру картошку, счищаю аккуратно ножом шкурку. Затем мою её, нарезаю маленькими кусочками и отправляю в кастрюлю» и т.п.

При этом нужно вовлечь карапуза в разговор. У вас должен получиться диалог, чтобы ребёнок мог тоже выразить свою мысль и задать интересующий его вопрос.

Вот на таких принципах и строится вся система правильного обучения тому, как говорить предложениями.

Задержка речи у малышей

Всем мамочкам известно, что мальчики начинают разговаривать немного позже, чем девочки. Это связано с особенностями строения мозга. Дело в том, что нервные волокна, которые соединяют правое и левое полушария, у них тоньше, чем у малышек. А значит, информация поступает медленнее.

Как научить мальчика разговаривать, чтобы он не отставал от других деток? Вот несколько рекомендаций.

1. Если кроха показывает на определённый предмет, который он хочет получить, не спешите его давать. Попросите, чтобы он выразил своё желание словами.

2. Разъясняйте мальчику каждое слово. Например, недостаточно просто сказать, что это кастрюля. Необходимо, например, так: «Это кастрюля, в ней мама готовит вкусную и полезную кашу».

3. Больше читайте сказки и стихи. Показывая на картинки, добавляйте полезную информацию от себя.

4. Посещение невропатолога. Если малыш совсем ничего не говорит, или вас что-то настораживает, посетите специалиста. Он обследует ребёнка и подскажет, что необходимо предпринять, чтобы помочь малышу.

1. Не показывайте ребёнку, что вы чем-то взволнованы или нервничаете. Потому что он, почувствовав что-то нехорошее, может попросту замкнуться в себе.

2. Начинайте учить ребёнка лёгким звукам и словам. Только так он сможет научиться говорить правильно и в срок.

3. Мама должна постоянно разговаривать со своим малышом. Даже находясь в положении, просто гладя животик, она может побеседовать с крохой. И пусть в этот диалог включается и папа.

4. Включив детскую передачу по телевизору, вы считаете, что малыш должен будет через какое-то время болтать? Живое общение - вот основа того, как научить разговаривать малыша.

Прочитав эту статью до конца, вы могли составить представление о том, как правильно научить детей говорить. И обязательно воспользуетесь советами, приведенными выше. Но главное правило - не ленитесь, занимайтесь с детками, чаще с ними разговаривайте и уделяйте им максимум времени. И тогда малыш вас удивит своим произношением и знанием слов не в четыре года, а в полтора.

Дети — это счастье. А второй ребенок — это счастье, умноженное в разы, да еще в возрасте 36 лет. Как я говорю всем своим подругам: «Хочешь быть самой счастливой — роди ребенка после 36 лет».

Когда появилась дочь, второй ребенок в семье, я решила испробовать на ней несколько методик раннего развития , о которых ранее читала, но не использовала, когда рос сын. Здесь каждый день и час был для меня счастьем, которое я хотела задержать и остановить...

Первая методика (я не помню авторов, но до сих пор благодарна, что натолкнулась на них когда-то) заключалась в развитии вестибулярного аппарата ребенка. Я начала проводить ее в 6 месяцев. Для этого ребенка необходимо было раскручивать вокруг себя сначала за ручки, потом за ножки (вниз головой), потом за одну руку и ногу, потом за другую. Ручки и ножки надо фиксировать своей рукой, чтобы не растянуть и не вывихнуть неокрепшие связки. Сначала о-о-очень аккуратно! И обязательно смотреть на реакцию ребенка. Если все хорошо, то малыш будет улыбаться и даже смеяться. Ребенку это должно нравиться!

Вторая методика заключалась в следующем: надо было взять карточки с картинками фруктов, овощей, одежды, предметов и т.д., которые предназначены для детсадовского возраста. Я тогда напокупала кучу книжек с такими карточками на разные темы, разрезала их и стала заниматься. Надо взять ребенка на руки, поцеловать его, обнять, затем по очереди показываем 5 любых карточек и называем то, что на них нарисовано, потом снова обязательно обнимаем и целуем ребенка. И на этом все! В день больше 5 карточек показывать не надо. Чем больше будет карточек на разные темы, тем лучше.

Например, показываем картинку с лампой, называем: ЛАМ-ПА,ЛАМ-ПА, ЛАМ-ПА, кладем карточку, берем следующую и т.д. Закончили, поцеловали, обняли и занимаемся далее обычными делами. На следующий день другие 5 карточек и т.д., пока карточки не закончатся. Потом снова повторяем. Делать это можно было в любое время дня, один раз в день.

Результат у нас следующий: в 9 месяцев моя дочь заговорила, причем я считала, что мне это только кажется. Да и книжки читала умные о том, что речь у детей до 1 года неосознанная. Но... врач-невропатолог опровергла мои сомнения и подтвердила, что дочка разговаривает. В настоящее время моей дочери 10 лет, и мы с ней стихи не учим совсем. Ей достаточно прочесть стих любой длины несколько раз, и она рассказывает его сходу.

Сложно сказать, какая из методик дала свои результаты, но использовала я их вместе и в одном и том же возрасте — 6 месяцев. Желаю всем удачи!

Обсуждение

Мы тоже много занимались с карточками, и показывали до года и после, называли и тд, на мяче огромном малыша крутили, и вверх-вниз головой и боком, в общем по-разному, не говорит даже в 2года и 9 мес. Так что утверждать, что ваша методика развила речь некорректно по меньшей мере. Единственое с чем могу согласиться, развивается память, да.

23.11.2018 15:08:22, Н.т.

Нам как раз завтра 6 месяцев. Надо попробовать.))
У дочки как раз пошли первые слоги. Ма-ма, ба-ба. Было бы здорово, если бы рано заговорила. А то намыкались с сыном, долго неговорившим. И до сих пор мы клиенты логопеда.((

Комментировать статью "Как научить ребенка рано говорить: 2 успешные методики для развития речи"

Методики раннего развития. Раннее развитие. Читая самые первые книги (1999 г.) по раннему развитию на этом сайте, можно убедиться, что в настоящем раннем развитии считается, пожалуй, едва ли не главной задачей, как научить ребенка развиваться...

Обсуждение

Вот тут есть видео по теме: Как научить ребенка с рождения учиться и в 7 лет окончить школу? - см.: [ссылка-1]

Что получится, если мама и бабушка не будут мешать детям заниматься по по этой системе школьной программе с рождения?

Здесь, на видео можно увидеть, что самостоятельно занимавшийся по системе П.В.Тюленева ребенок, не ходя ни разу в школу, уже в 7 лет "сдает" экзамены за среднюю школу:
- читает наизусть "Евгений Онегин", все стихи М.Ю. Лермонтова и т.д.- по программе школы.
- по математике ребенок прошел все темы решил все задачки до 7-го класса, и т.д. - в других видео тоже есть..

Главный секрет в том, чтобы мама и бабушка не знали, что ребенок занимается и читает школьные учебники, вместо сказок!

Если научить ребенка читать и печатать раньше, чем ходить, а с возраста 1,5 лет - читать вслух - то нужен ли будет логопед? Дефекты речи и аутизм возникают именно из за отсутствия правильного общения с ребенком, из-за незнания методик раннего развития.

Обсуждение

А что делать родителям в раннем возрасте ребенка, чтобы всего этого не было и оставить логопедов и др. без работы?

Именно на конференции "Раннее развитие" все эти проблемы решаются и предупреждаются.

Здесь, на этой конфе ликвидируются и предотвращаются тысячи проблем родителей и детей. :)

Но будут ли логопеды и прочие дефектологи рубить сук, на котором сидят?

Конференция " Раннее развитие ". Раздел: Обучение чтению (как научить ребенка читать в 2 года). проволочным буквам" Б.П. Никитина (1968 г.), " Обучение чтению детей, раньше, чем говорить (до 1 года)" А. Шароварова, наконец, система методик Тюленева "Читать, считать...

Обсуждение

я думаю нет ничего невозможного. Но лично я не стала раньше времени загружать ребенка пусть пока маленький играет игрушки, сейчас ему 4.5 года и он сам начинает изъявлять желание узнать буквы и я ему в этом помогаю)).

30.01.2018 09:50:14, Адалят

Даже не стану задавать дежурный вопрос "ЗАЧЕМ?!"

Мозг ребенка в этом возрасте не готов к усвоению чтения и счета.
Если вы активно будете прилагать усилия и направлять ребенка по неестественному пути, то очень хорошо должны себе представлять, что такие занятия будут тормозить те процессы, которые действительно необходимы ребенку для его нормального развития.

Что скажете о методике глена Домена?. Методики раннего развития. Раннее развитие. Привет ВСЕМ!мОЕЙ ДОЧКЕ 2 ,1 Г. Я начиталась разных методик раннего развития,мне показалось,что для меня будет ближе именно методика Глена Домена," как научить ребенка...

Обсуждение

Разобраться нетрудно: наберите на Яндексе "Против Домана" - и сразу соберете и посмотрите все возражения.
Обратите прежде всего внимание на то, что Доман категорически против обучения чтению по буквам, он пишет: "Только к шести годам ребенок в состоянии понять, что такое буква".
Но жизнь доказала, что это совсем не так.
Все методические рекомендации Домана отвергает Тюленев, который придумал методику "Читать, считать - раньше, чем ходить" у которого по ТВ детей показывали читающими именно по буквам, то есть любые слова уже в возрасте меньше полутора лет! А также младенцы печатают на машинке - в полтора годика, то же по буквам, что Доман начисто отрицает. Так что даже младенцы - тоже, против Домана.
Зайцев тоже отрицает методику Домана, и молодец: "не по словам надо учить читать, как Доман, а по складам"!
Какие еще возражения у Тюленева, известные с 1989 - 1995 года?
Вот лишь некоторые отрицания методики Домана, которые сразу облегчают занятия:
- Большие карточки Домана не годятся, надо в четыре раза меньшие, форма карточек должна быть совершенно другая;
- Почти 15 лет Тюленев использует уже компьютер для показа картинок, языков, презентаций, для печати и рисования млышом, а доманцы только недавно начали его использовать;
- Занятия по Доману утомительны и занимают много времени, тогда как по Тюленеву "заниматься" с ребенком должна в основном, окружающая среда, - это теория "развивающей среды".
- Классификация у Домана такая: периоды развития "Переднего мозга", "Заднего мозга". Что скажете, ребенка в таком периоде можно называть: "Передунок", "Задунок"?
Эту классификацию педагоги и родители отрицают.
У Тюленева, например, выделено одиннадцать классов раннего развития, где за основу взята главная интеллектообразующая деятельность ребенка. Вот какие классы, периоды развития обычного ребенка по-Тюленеву: "Смотрунок" (- когда ребенок развивается рассматривая все вокруг); "Трогунок" - когда он все начинает трогать; "ПЛастунок" - когда познает мир ползая по-платунски; "Ползунок" и "Сидунок" - когда познает мир сидя или ползая на четвереньках; и, наконец - "ходунок" - когда осваивает мир уже в процессе передвижения на ножках. И так далее.
Соответственно, в каждом классе по-Тюленеву все программы занятий строятся исходя из главной интеллектообразующей деятельности. Теория классмиров Тюленева - это психолого-педагогическая, и я бы сказала, интеллектуально-деятельностная классификация.
У Домана ничего этого нет, хотя предпринята попытка создать некую физиологшическую классификацию.
Какие плюсы у Домана, с чем можно согласиться?
То, что заниматься с ребенком нужно как можно раньше, и что заниматься нужно быстро, не задерживаясь.
Правильно также то, что заниматься с ребенком нужно в удовольствие, с радостью, поощрять больше морально, чем материально...
Я бы сказала, резюмируя: Методика Домана замечательная, она опередила свое время, традиционную систему - на 300 лет, опередила систему Монтессори - на 35 лет, но она намного отстает от российских методик, от методики Зайцева - на 20 лет, от методики Никитина - на 30 лет, от методики Тюленева - на 40 лет.
P.S.: По всем этим цифрам могу дать цитаты и цифры, приводимые самими этими авторами и их последователями. :-))

03.02.2005 03:53:49, Елена Викт.

Я там, ниже ответила, не в той строке:)
Хотела добавить - карточки мы делали не такие большие, как Доман рекомендует, у нас слова умещаются на А4, ровный шрифт, красные... Отработанные карточки заламинировали(муж для этого "ламинированную" машинку купил:)))
Слов напечатали много, и существительные, и прилагательные, и наречия, и глаголы, и местоимения.
Но мы еще отработанные слова, более мелким шрифтом на кухне повесили, поверх предмета, который это слово означает(например, картинка, изображающая поезд, она посередине перекрыта карточкой со словом "поезд"...
не знаю, что еще писать:)) Мало времени прошло...поживем - увидим!

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению В колонке для родителей автор книги "Читать, раньше чем ходить" П.В. Тюленев говорит Нашла в Ютубе интересный фильм по раннему развитию: " Как научить ребенка с...

Обсуждение

Наконец-то в телепрограммах "Лучше всех"(Первый телеканал) и "Удивительные люди" (Россия-1) показали интереснейшие результаты, раннего развития по системе МИР, изложенной в книгах:"Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка" (1995 г.), "Читать - раньше, чем ходить" и других книгах П.В. Тюленева (см.: [ссылка-1] обучение чтению, наукам, иностранным языкам,.шахматам, феноменальное физическое развитие, музыкальное развитие и другие результаты, начало которым было положено в 1988 году, см.:- [ссылка-2] и на этом сайте в этой телеконференции.
Честь и хвала Максиму Галкину, замечательному ведущему телеканала, мужу великой Аллы Пугачевой, осмелившемуся показать великолепные результаты раннего развития на Первом не только всей стране, но и, думается, всему миру.
Смотрите и восхищайтесь, воспитывайте своих детей выдающимися людьми и гениями! :)

03.03.2017 06:55:46, Запомнитьхорошо

Для правильного и своевременного развития речи у ребенка необходимо создать благоприятные условия в которых обучение ребенка будет происходить быстрее и плодотворнее. Постарайтесь ограничить просмотр телевизора при общении с ребенком, т.к. телевизор очень сильно тормозит развитие речи. В этой статье мы хотим познакомить вас с несколькими рекомендациями логопеда для развития речи у ребенка. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ Ребенок не сможет научиться речи, если будет расти в тишине. Поэтому, если вы даже...

Мне 34 года, и сколько я себя помню, я читала всегда и везде. Когда мне было 6 лет, меня отвезли к бабушке в деревню. Когда я приехала к ней, то к своему ужасу обнаружила, что у книг у нее нет совсем. Привезенные с собой я прочитала очень быстро и у меня началась настоящая «ломка», я просто не могла без чтения. Хорошо, что у соседки нашлась подписка на журнал «здоровье» за несколько лет. Осилив ее за пару месяцев, я стала ставить родственникам диагнозы, пугала их названиями болезней...

Обсуждение

По моим наблюдениям, нечитающие дети начинают все-таки читать классе в 6-7, если в семье есть культура чтения. Так что у Вас все впереди!

leleshka!
Не верьте тому, что говорит Лев Штернберг.
Дорогие папы, мамы, дедушки и бабушки. Предлагаю поговорить о нашей любви к сыновьям и дочерям. Хочу обратиться к вам с очень серьезными и важными вопросами. Вопросами о наших детях и внуках. Кто из нас не задавался ими? Кто из нас не хочет счастья для наших детей? Кто из нас не хочет, чтобы наши дети были умными, здоровыми, успешными?
Как научить их быть самостоятельным? Как привить правильные жизненные ценности? Как сделать так, чтобы никто не мог ими манипулировать? Чтобы наши дети могли легко решать материальные вопросы, и для них не стоял вопрос материального выживания. Как это воплотить в жизнь? Что надо делать? С чего начать? Что главное, а что первостепенное? Как определиться, что за чем?
Решение этих вопросов и есть настоящее проявление любви к своим детям. Знания – вот тот ключ, решение всех поставленных и не поставленных вопросов. Знания нельзя украсть, знания нельзя потерять, знания не нужно хранить в банке, знания всегда с вами, знания всегда в цене!
Родился маленький человечек, ваш сын, дочь, внук, внучка. С чего начать процесс обучения? Какие знания в первую очередь передать ребенку? Чтобы найти ответ, надо поставить вопрос. Знаний так много, одних видов деятельности человека не счесть, а уж конкретных знаний тем более. По какому основанию должны быть выбраны те, что необходимы для жизни? Очевидно, что современному человеку в первую очередь нужны знания базовые, а не профессиональные навыки. Ведь на протяжении жизни придётся приобретать не одну новую специальность. Значит, верный вопрос должен звучать так: "Какие базовые знания необходимы человеку в жизни?" Это очень важный вопрос. Ответ, на который нужен, чтобы понимать, что нам делать с нашими детьми и внуками. Именно нам, а не школе и государству.
Чтобы определить, какие базовые знания нужны, надо выбрать базовые деятельности, присущие человеку. Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К ним относят общение, игру, учение и труд. Причем, общение здесь стоит на первом месте, ведь три оставшиеся базовые деятельности тоже не существуют без общения.
Итак, мы выделили БАЗОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ №1. ОБЩЕНИЕ.
Общение заключается в обмене информацией между людьми. Потребность в такой информации - врожденная, запрограммированная природой. В младенческом периоде ребенок уже ищет контакта с матерью, затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. А высшая, наиболее совершенная форма человеческого общения - это речь как выражение понятий с помощью слов.
Сущность речевого общения – обмен информацией, передаваемой с помощью слышимых, видимых и осязаемых слов. В этом процессе всегда есть двое субъект и реципиент, которые, впрочем, могут постоянно меняться местами.
Теперь ответим на вопрос: Что необходимо для общения? ОТВЕТ: ЯЗЫК. ЗНАНИЕ ЯЗЫКА.
ЗНАНИЕ ЯЗЫКА ВОТ ВАМ И 1-е БАЗОВОЕ знание, без которого ТРУДНО прожить жизнь человеку.

Я познакомилась с системой Тюленева на сайте автора – www.rebenokh1.narod.ru Решила поискать ещё материалы в Интернете, чтобы узнать отзывы. Меня интересовало, как родители воспринимают эту систему? На что обращают внимание? Что ускользает от них? В итоге я нашла в Интернете несколько интересных статей. Я решила поделитсья впечатлениями и найденными материалами в своем блоге. Предлагаю вашему вниманию несколько разделов статьи, опубликованной на сайте Библиотека обучающей и информационной...

Для раннего развития в Белгороде в детском центре ЯСАМ успешно работают курсы «Интеллект» и LEGO Duplo. Занятия нацелены на развитие способностей с раннего возраста. При рождении у ребенка заложен огромный потенциал и известные педагоги и психологи считают, что чем раньше начать заниматься, тем легче малышу будет в дальнейшем в обучении и в жизни. В России и за рубежом создан целый ряд авторских развивающих методик. Развитие в курсе «Интеллект» В программе развития детей с 9 месяцев до 5 лет...

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

Научные исследования Многие отечественные и зарубежные психологи, изучавшие вопрос влияния второго языка на развитие ребенка, отмечали только положительные результаты: улучшается память, внимание, образное мышление, воображение, общее речевое развитие (в родном языке). На сегодняшний день существуют самые противоречивые точки зрения по вопросу, касающемуся раннего обучения детей иностранному языку. Некоторые считают, что детям нужно дать «наиграться» и не загружать их «ранним развитием», в...

Обсуждение

Сейчас очень много предложений по поводу изучения языка, и у каждого разные группы, и время занятий, а это тоже очень сильно влияет на усвоение языка.

Полностью согласна с автором статьи. Смотря в какой форме преподносится ребенку обучение. Наш малыш с трех лет курсы посещает, занимаются небольшими группами, занятия все в игровой форме проходят, ребенок не только получает общение со сверстниками, но и обучение. языку.

Овладение родным языком, а также и развитие речи является практически самым важным приобретением ребенка еще в дошкольном возрасте. Ведь не только интеллектуальной развитие, но и формирование эмоций, характера и личности ребенка находится в непосредственной зависимости от того, как развивается речь у детей. Чем раньше ребенок научится правильно и оригинально выражать свои мысли, нестандартно мыслить и видеть необычное даже в самых казалось, обыкновенных явлениях и предметах, тем станет...

Как научить ребенка читать.Учимся читать. Как научить детей читать. Как преучить ребенка к чтению. Добрый день, уважаемые читатели моего бебиблога о семье, дому, беремености. Существует множество теорий и методик, которые обещают быстро научить вашего ребенка читать. Но новые методики рано или поздно попадают под критику и уходят, на смену им приходят другие. Что же нужно ребенку? Психолог и психотерапевт Мария Макуха в эксклюзивном материале для «Граней-Т» советует...

Как правило, на детских утренниках становятся заметны недоработки родителей в плане обучения детей красивой речи. Есть дети, которые громко и с выражением рассказывают стихи, а есть - тихо и невнятно, «проглатывая» при этом половину слов, за что родителям и приходится краснеть. Виной всему этому - лень родителей, но зачастую, все списывается на стеснительность ребенка. Научить ребенка красиво и с выражением читать стихи перед зрителями – не так уж и сложно. Есть несколько довольно простых...

Время идет, а малыш молчит или в лучшем случае «бормочет» что-то на ему одному понятном языке, почему? Однозначно ответить на этот вопрос непросто, причинами могут быть неблагоприятная экология, неважное здоровье мамы во время беременности, несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы, неврологические заболевания самого ребенка, проблемы со слухом... А может, вашему малышу не хватает общения. Разговариваете ли вы с ним, комментируете ли вы свои и его действия, обсуждаете ли все...

Методики развития речи. Формирование умений и навыков. Другие дети. 1. Говорить с ребенком простыми словами-предложениями. Это оказывается очень не просто, тут нам 5. Еще я думаю что самое важное сейчас научить его «отвечать», реагировать на вопрос, просьбу.

Обсуждение

Я не знаю какой у вашего малыша диагноз, но могу рекомендовать книгу "Говори, ты это можешь!" Августова Р.Т. Это книга в основном про детей с синдромом Дауна, но в ней много нестандарных рекомендаций. По этой книге я работала (сын - ДЦП), подруга (дочка - сенсорная аллалия). И еще она с нетерпением ждет продолжения этой книги. Удачи вам!

23.12.2005 16:59:16, Елена, Москва

Мы "включали" ребенка при помощи показывания Жениным пальцем на предмет - например, при разглядывании кошки в книжке показывали ее пальцем ушки, носик, глазки. Просто брали ее за руку, складывали пальчики "чтобы показать" пальцем - и показывали, называя медленно."Это нос. Нос. Это нос." В такт словам тычем ее пальчиком. Также учили части тела человека, да и ко всему можно применить. Затем так отрабатывали буквы, слоги, слова. Еще очень хорошая игра в один цвет. Называем все красное (например), тычем ее пальцем в красные предметы и говорим: "красный шар", "красная чашка", "красный носок", выделяя голосом "Красный". Через год мы уже играли - показываем все предметы в доме "красные", "синие" и т.д. , сопровождая словом или контуром слова (по возможности).
Еще одно замечание. Сначала начните с имени ребенка. Он должен у Вас твердо знать свое имя и откликаться на него голосом. Мы работали с этим довольно долго. "Мама зовет Женю. Женя! Женя отвечает - Я здесь!" - Это все прогогваривали мы, показывая ее пальчиком сначала на маму, а затем легонько ткнув ее пальцем в ее грудку. Ваше лицо должно быть обязательно на уровне глаз ребенка, даже если он не смотрит Вам в глаза.
2) дети начинают восприятие речи с отдельныx слов/команд/междуметий (ДАЙ, НА, УРА, МА ("вот и мама пришла", имя) потом прибавляются слова-ярлыки (мяч, живот, голова, ножки, горшок, мама), потом к етим ярлыкам добавляються глаголы или другие слова (ГДЕ МЯЧ, ДАЙ ГОРШОК) и только на етом етапе можно говорить о понимании речи

3) Для того что бы ребенок "пошел" по стадиям второго пункта нужно чтобы он:

а) слышал (то есть и уши и слуxовые нервы должны быть в порядке)
б) научился различать звуки и слоги "родной речи"
ц) научился выделять из потока цепочки звуков (слова)
д) мог запоминать ети цепочки

Я описываю ето так подробно, потому что нельзя просто сказать "мой ребенок не понимает речь", нужно выяснить почему он ее не понимает, не может понять -- то есть на какой стадии, на каком етапе ребенок застрял. Не понимая речи дети часто попадают в порочный круг, все больше и больше отстают в развитии -- но большенство умственно отсталыx детей могут научиться если не говорить, то xотя бы понимать речь. Людей не способныx на ето из-за недостатка интелекта очень мало.

Многие умственно-отсталые дети проxодят вся стадии 3 пункта но не могут перейти ко второму пункту из-за отсутствия потребности в обшении. Потребность ету нельзя развить, но научить иx понимать речь достаточно легко, нужно только терпение, время и довольно простые методики...

С другой стороны, дети "с неврологией" часто застревают на стадияx 3 пункта именно иза недостатков нервной системы. Например, если слуxовые нервы не в порядке, то ребенок может не слышать/не слышать на частотаx речи/слышать но не различать звуки/слышать звуки но не различать промежутков между ними... ...если поражены отделы мозга обрабатываюшие речь, то ребенок не сможет узнавать звуки/запоминать цепочки звуков/ассоциировать ети цепочки с предметами... ...много разныx вариантов. Есть дети которыx проше обучить языку жестов (если они видят).

Скажите узнает ли Иннессочка свое имя? Ваш голос? узнает ли она другие звуки речи? какие-то шумы? гулит ли она? гулила ли когда то раньше? слушает ли музыку/стиxи/песни? может ли она прислушиваться к шумам, боиться ли она чего нибудь звукового? если говорит незнакомый ей человек, как она отреагирует на его речь -- испугаеться, прислушаеться, вообше никак? А если говорят на чужом языке?

Проверяли ли ей слуx и проxодимость слуxовыx нервов? Если да, то когда в последний раз? На всеx ли частотаx? Делали ли ей ЕКО, МRI мозга? Если да то только на возможные центры епилепсии или на участки отвечаюшие за слуx/за переработку речи тоже? что говорит невропатолог?
что у нее со зрением?

Может быть я неизлечимый оптимист, но мне почему-то кажется что Иннесочка не понимает речь из-за какиx то неврологическиx проблем, и что прогресс возможен...

P.S: если бы я не видела 6-летнего мальчишку которому в автомобильной аварии снесло половину подкорки с левой стороны (включая все отделы занимаюшиеся речью) и кусок мозжечка в придачу, и который через два года
снова заговорил, то может быть не была бы и оптимистом...

11.12.2003 03:04:00, 5555

Чтобы научить ребенка разговаривать, подбирайте упражнения с учетом интересов и возраста. Придумывайте новые игры, меняйте наглядные пособия.

Умение выражать свои мысли, поддерживать разговор, анализировать информацию – эти и другие коммуникативные качества высоко ценятся обществом и помогают человеку быть успешным. Именно поэтому родители переживают, если их чадо тяжело усваивает родной язык, и начинают задаваться вопросом, как учить ребенка говорить. Было бы правильнее подумать об этом не в 3 или 4 года, когда отставание в речи уже явное и требует срочных действий, а в тот момент, когда малыш едва появился на свет. А может быть, и раньше…

От рождения до 3 лет

Этот период является самым благодатным для освоения языка. Но без помощи родителей развитие речи может затормозиться или вовсе остановиться. Что нужно знать взрослым, чтобы помочь малышу быстрее заговорить?

До 6 месяцев

Первый нужно всячески поощрять. Когда грудничок хочет пообщаться, бросаем все и поддерживаем разговор. Произнося звуки вместе с ним, старайтесь, чтобы карапуз видел ваше лицо, движения губ и языка. Вначале просто повторяем за ним звуки и сочетания, затем вставляем новые.

Все свои действия комментируем спокойным ласковым тоном. И ничего, что младенец совсем мал, через полгода он будет понимать многие слова.

Массаж, одевание, купание, кормление сопровождаем потешками и стишками. Они не только развлекают карапуза. С их помощью грудничок буквально «впитывает» язык.

Некоторые исследования показали, что «беседы» с малышом на последних сроках беременности способствуют лучшему развитию его речи после рождения. Также хорошо петь, читать вслух, включать классическую музыку.

До года

Учим кроху простым словам: названиям игрушек и частей тела, здороваться и прощаться, имитировать звуки животных.

Как? С помощью многократного повторения, разглядывания картинок, комментирования действий, манипуляций с игрушками. Малютки от 6 до 12 месяцев охотно повторяют звуки и слова за взрослыми, главное, чтобы все было в игровой форме.

Карапузам до полутора лет нужно громко и четко проговаривать изучаемые слова. Утрировано открывая рот, вы наглядно показываете работу органов речи.

Близкий по теме материал:

Второй год

Работаем над пополнением запаса слов, учим малыша фразовой речи. Для этого используйте знакомые крохе названия предметов в сочетании с глаголом или прилагательным. Например, во время прогулки: «Кто это? (ребенок ответит «ав-ав»). Правильно, собака. Что делает собака? Собака лежит. Какая собака? Собака большая). Или: «Дай мячик. Мячик круглый. Смотри, мячик прыгает».

Не забывайте знакомить кроху с названиями цветов и форм, используйте тематические наборы карточек (одежда, фрукты, животные и др.). Дети второго года любят подолгу их разглядывать и вопросительным «Ы?» просить назвать изображенное.

Чтобы органы речи слушались кроху, можно уже в этом возрасте начать заниматься артикуляционной гимнастикой. Для этого сядьте с чадом перед зеркалом и покажите, как работает язычок, как можно широко открыть ротик, где у малыша зубки. Ближе к своему двухлетию детки вполне способны повторить некоторые движения за мамой.

Третий год

Если развитие ребенка происходит планомерно и правильно, на третьем году жизни он имеет достаточный словарный запас (100–300 слов), складывает простые предложения.

Чтобы помочь крохе быстрее усвоить язык, рассматривайте картинки и иллюстрации. Составляйте по ним простые предложения. Многие родители упускают из виду синонимы. Например, «машина едет», а также мчится, передвигается, направляется. То же и с прилагательными – яблоко круглое, кислое, красное, зрелое.

Учите противопоставлениям. Птица летает, а змея ползает.

К трем годам активный период обучения речи завершается. В последующие годы малыш будет лишь дополнять и совершенствовать ту языковую базу, которую приобрел до 3 лет.

Если в этом возрасте дошколенок так и не заговорил или делает это плохо, родителям лучше не терять время и проконсультироваться по данному вопросу с невропатологом, логопедом и психологом.

Как «разговорить» дитя

Работа по развитию речи с дошколятами 4-5 лет планируется индивидуально в зависимости от того, насколько сформирован навык говорения и что нужно «подтянуть».

Основные проблемы этого возраста заключаются в нарушениях произношения звуков, скудности словарного запаса и неправильном использовании значений слов, несоблюдении грамматических законов.

Тяжелее всего дошкольникам даются звуки букв «р», «л» и «ш». Сейчас это мешает им внятно выражаться, а в школьные годы может стать причиной ошибок при письме. Поможет справиться с этими буквами логопед.

Что можно делать дома? Например, если кроха заменяет букву «л» на «в», поможет упражнение «Лошадка», в котором нужно цокать языком.

Правильно произносить букву «ш» научит «Чашечка» – упражнение, когда кончик и боковые стороны языка приподнимаются вверх. Также попробуйте с ребенком пошипеть, как змея.

Самой коварной из всех букв является «р». Для начала нужно показать, как двигаются органы речи при произношении звука. Можно попробовать для этого быстро произносить букву «д». Почувствовав, как должен вибрировать язык, малыш справится и с буквой «р».

Закрепить произношение помогут скороговорки и логопедические стишки.

«Мама» или «папа»?

Около 60% деток начинают говорить со слова «дай». Мамам тоже часто везёт. Услышать заветное «мама» можно уже к 7 месяцам. Осознанно малыш позовет того, кто больше всего с ним возится, лишь после года, а то и полутора лет.

Что же делать мужчинам, которые, добывая деньги для семьи, не могут столько времени проводить с малышом? Как сделать, чтобы ребенок сказал «папа»? Поможет мама! Играя с крошкой в прятки или «ку-ку», произносите: «Где папа?». Глава семьи вернулся с работы – акцентируем внимание карапуза: «Кто пришел? Папа!». Разглядываем фотографии и говорим: «Где папа? Вот папа!».

Самим же папам нужно постараться как можно чаще уделять внимание крохе. И маму немного освободите, и любовь ребенка завоюете!

Родителям от логопедов: 7 важных правил

Чтобы маленький человечек правильно и внятно говорил, прислушайтесь к советам логопедов и психологов. Они актуальны для деток любого возраста.

Станьте внимательным и чутким собеседником

Что бы ни болтало чадо, нужно проявлять живой интерес – удивляться, переспрашивать, выражать свое мнение. Внимательно слушая кроху, всегда можно его поправить, если слово употреблено не по значению или неправильно звучит. Только делать это нужно аккуратно, чтобы ненароком не обидеть и не отбить желание общаться.

Стимулируйте общение

Необходимо почаще вовлекать дошколенка в диалог. Даже если мама знает, что карапуз хочет есть, стоит поинтересоваться, чтобы он хотел на обед. Отвечая даже на такие простые вопросы, ребенок привыкает пользоваться своей речью.

Читая много раз любимые стишки крошки или напевая знакомую песенку, мама может как бы случайно забыть фразу или словечко. Рано или поздно малыш обязательно подскажет, где ошиблась мама.

Знакомьте с окружающим миром

Чем обширнее багаж знаний ребенка и богаче его опыт, тем легче ему выразить свои мысли. Не стоит ждать, что он рано заговорит, если лес, пляж, животных, явления природы он видит только на картинках.

Выбирайтесь даже в такие места, которые, казалось бы, еще рано посещать таким малюткам – например, выставку или музей.

Приобщайте к художественной литературе

Чтобы разнообразить запас слов карапуза, читайте ему книги. Делать это нужно, как только вы заметите, что малыш перестал их грызть и внимательно разглядывает картинки или даже слушает, что читает мама.

Подбирайте книги по возрасту. Детки до 2 лет лучше воспринимают короткие стихотворные тексты. Потом можно познакомиться со сказками. Яркие иллюстрации помогут развить образное мышление.

Изучайте специальную литературу

Например, отличным пособием может стать книга Марины Поляковой «Как правильно учить ребенка говорить». В ней вы найдете информацию об устройстве речи в целом, этапах ее развития, ранних признаках, свидетельствующих о нарушениях. Являясь практикующим логопедом, Полякова разработала собственную методику, которая помогает не только специалистам, но и родителям решить проблемы с речью своего чада.

Книга поделена на главы, которые соответствуют возрастным периодам – первый год, от 1 до 3 лет, от 3 до 4 лет. Есть главы, которые посвящены работе с детьми, имеющими отклонения – заикание, дизартрию, алалию и др.

Следите за своей речью

Научить ребенка хорошо разговаривать невозможно, если родитель сам коверкает слова и звуки, имеет скудный словарный запас, не пользуется средствами выразительности.

С малышом нужно говорить четко, размеренно, правильно проговаривая окончания. Если хочется обратить внимание на новое слово или «трудную» букву, присядьте напротив крохи так, чтобы ваши лица находились на одном уровне. Так ему будет проще проследить за артикуляцией.

Похожий материал:

Занимайтесь регулярно

Речь идет о непродолжительных (15–30 минут) и добровольных развивающих уроках, которые проводятся в игровой форме. В начале занятия нужно сделать крошке легкий массаж лица и «размять» артикуляционный аппарат при помощи гимнастики или скороговорок. Остальные упражнения подбирайте с учетом интересов и возраста чада. Будете вы разглядывать тематические картинки, учить стихотворение или обсуждать сказку – решать только вам. Придумывайте новые игры, меняйте наглядные пособия. Главное, не давайте угаснуть познавательному интересу. Как только о пропадет, не будет и внимания, а значит, материал не усвоится.

Что тормозит речь

Теперь о том, чего делать нельзя. Все взрослые хотят, чтобы ребенок заговорил рано, между тем многие даже не подозревают, что своими невинными на первый взгляд действиями они сами же тормозят процесс развития речи.

  • Не сюсюкайте. Маленькие детки, как попугайчики, повторяют все за родителями. Чтобы карапуз говорил четко и правильно, вы должны стать для него примером. И как бы ни хотелось, даже с двухмесячным грудничком не употребляйте уменьшительно-ласкательных оборотов.
  • Не используйте в своей речи детские «словечки». Некоторым мамам кажется, что малыш скорее поймет свое «бибика» вместо «машина». Другие же забавляются исковерканными словами крохи, повторяя их при нем ради смеха. Всегда произносите слова четко, хорошо проговаривая каждый звук, иначе малыш так и запомнит «абака» вместо «собака».
  • Не отзывайтесь на жестикуляцию крохи. Уже после года стоит отказаться от языка жестов, чтобы стимулировать ребенка к говорению. Например, когда он что-то хочет, то показывает пальцем на предмет. Взрослым стоит не торопиться сразу его давать, а подождать немного, пока карапуз не попытается изъясниться словами.
  • Откажитесь от пустышки. Доказано, что детки, которых регулярно «успокаивали» с помощью этого предмета, начинают говорить позже сверстников. К тому же злоупотребление пустышкой приводит к неправильному формированию прикуса и проблемам с артикуляцией.

Полезный материал:

«Да» – мелкой моторике, «нет» – телевизору

Развитие головного мозга, мышления и умения говорить напрямую зависит от координации пальчиков ребенка. Чем больше лепим, рисуем, откручиваем и ковыряем, тем быстрее говорим.

Не бойтесь красок и рассыпанной крупы. Как только карапуз научится сидеть, дайте ему тесто, восковые мелки, коробку с небольшими предметами и внимательно следите, чтобы все эти «сокровища» не попали в рот. Совсем скоро он поймет правила игры, и вы вместе окунетесь в творческий процесс.

Теперь о телевизоре. Включенный «для фона», он серьезно тормозит развитие речи крохи. Вместо того, чтобы говорить, он занят слушанием.

Готовых рецептов, которые помогут ребенку быстро обрести речь, нет. Это кропотливая работа родителей не только над произношением малыша, но в первую очередь – над собой. Запаситесь терпением, не пренебрегайте рекомендациями логопедов и педагогов, и результаты не заставят себя долго ждать.

А что делаете вы, чтобы «разговорить» свое чадо? Делитесь опытом в комментариях!

Неважно, стали вы мамой в первый раз или пятый, каждое новое достижение малыша становится вашим личным маленьким чудом. Родительский труд – это упорная ежедневная работа, результатом которой становится очередной важный навык, приобретаемый исключительно с вашей помощью. Один из самых фундаментальных вопросов – как научить ребенка говорить «мама». Как же помочь малышу произнести заветное слово максимально быстро, а главное, правильно?

Регулярные простые упражнения

Существует множество самых разных упражнений, направленных на то, чтобы ребенок начал хорошо говорить. Вот лишь некоторые из них:

  1. петь вместе на любые мелодии ма-ма-ма;
  2. соединить губы карапуза рукой, а потом вместе с ним мычать – мммммм;
  3. сделать карточки для всех членов семьи и мамы в том числе, где на одной стороне слово, а на другой фотография.

Если повторять их регулярно, ребенок вскоре скажет желанное слово. А для того, чтобы ребенок начал говорить еще быстрее, следует принять во внимание несколько правил ежедневного общения;

  • Правило №1. Не торопитесь;

То, что ваше чадо не делает чего-то, что с успехом повторяет соседский ребенок, это вовсе не повод для тревоги. Это в полной мере касается также вопроса развития речи. Поэтому самое главное – никакой паники и суеты, ребенок начнет говорить слово «мама» когда будет готов к этому.

Важно! По статистике, первым говорят слово «мама» лишь 40% детей, гораздо чаще речь начинается с «дай».

Поэтому не стоит нервничать и тем более злиться, если первым словом, которое произнесло ваше дитя, будет не то, что вы ожидали.

  • Правило №2. Создавайте пассивный словарь;

Распространенной ошибкой является то, что многие думают, если дети не начали говорить, они ничего не понимают. Поверьте, это совсем не так. Дети очень хорошо запоминают все, что вокруг них происходит, и слова в том числе. Именно поэтому вы должны четко проговаривать каждое свое действие, нормальным родительским тоном, без сюсюкания.

Если все члены семьи озвучивают каждое движение карапуза, произнося «Катя кушает», «Катя гуляет», «Катя сидит» и т.д., это поможет в формировании пассивного детского словаря. Слова, которые повторялись изо дня в день, в свое время, эффективно перейдут в активный словарь, что и будет означать, что ваш ребенок начал говорить.

  • Правило №3. Называйте вещи своими именами;

В вопросе, как научить ребенка говорить мама и папа, большое значение имеет родительский тон, которым с ним общаются. Если вы называете окружающие предметы уменьшительно-ласкательными словами, ребенок в будущем будет испытывать лишние трудности в перестраивании своей речи. Поэтому сразу избавьте и себя и дитя от ненужных проблем, привыкайте говорить с ним так, как вы обычно общаетесь со взрослыми.

  • Правило №4. Познание мира через положительные эмоции;

Задавшись вопросом, как научить ребенка говорить слово «мама», помните, что развитие речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики. Предлагайте ему предметы всевозможных форм из разных материалов. А то, что с ним играет мама – это еще один повод для получения положительных эмоций.

Такое совместное времяпрепровождение отлично поможет как в развитии мелкой моторики, так и в общем познании мира, что также будет способствовать тому, чтобы карапуз как можно скорее начал говорить.

  • Правило №5. Пойте малышу песни;

Мама - самый близкий человек, а ее голос для детей - самый родной. Поэтому, помогая малышу начать говорить, очень важно не просто разговаривать с ним, но еще петь. Это необязательно должны быть колыбельные, главное, чтобы мелодия была спокойной. Ребенок быстро привыкнет к такому дополнительному способу общения, а мама скоро увидит положительный эффект.

  • Правило №6. Повторяйте простые слова каждый день;

Вполне естественно, что ребенок начнет говорить с самых простых слов. Нет смысла произносить длинные фразы, а потом ждать, что он их повторит. А если каждый день повторять ему короткие слова, состоящие из 1-2 слогов, ребенок вскоре успешно начнет их повторять. Главное делать это как можно чаще, не забывая о терпении.

  • Правило №7. Повторяйте за малышом;

Мама это не только главный помощник, но еще и лучший друг. А в дружбе очень важно равноправие. Поэтому будет несправедливо, если говорить будете только вы, а ребенок должен лишь повторять. Так что не ленитесь и не стесняйтесь повторять звуки, которые издает ваш малыш.

Ведь помимо повода для дополнительных положительных эмоций, это еще возможность помочь в развитии речевого аппарата. Если ребенок произносит «ну-ну», а взрослый, повторяя за ним, незаметно поменяет один звук и скажет «но-но», это будет полноценное логопедическое упражнение. Ведь вы только что помогли своему ребенку произнести новый слог!

  • Правило №8. Больше игр!

Вы хотите, чтобы ребенок как можно скорее начал говорить? Более того, вы стремитесь услышать заветное «мама»? А вот малыш хочет играть. Он хочет играть сегодня, а еще вчера и даже завтра. Так помогите друг другу! Ребенок будет радостно смеяться, если вы просто спрячете лицо в ладошки и спросите: «Где мама?»

Совсем несложно, а всплеск положительных эмоций обеспечен. Если вы станете повторять этот простой вопрос изо дня в день, он очень скоро начнет говорить в ответ на ваш вопрос столь желанное «мама».

  • Правило №9. Говорите о себе в третьем лице;

Очень полезно будет, если вы создадите у малыша ассоциативный ряд. Для этого как можно чаще говорите о себе, например, «Мама хочет, чтобы ты ее поцеловал. Или спросите, убрав за спину любимую игрушку: « А куда мама ее спрятала?» Найти ее будет еще одним поводом для радости. Можно также говорить, заходя в комнату: «А вот и мама пришла!» Такие простые упражнения помогут ему для начала думать о вас, как о маме, а там и до заветного слова недалеко.

  • Правило №10. Хвалите малыша как можно чаще.

Даже взрослые не любят, когда их труды не ценят по достоинству, что уж говорить о маленьком ребенке. Радуйтесь каждому его новому достижению, даже самому маленькому, и дитя будет с удовольствием стремиться к следующему. При этом смело выражайте свои эмоции, похвалите его искренне, а еще лучше похлопайте в ладошки. Это отлично поможет вашему чуду заговорить как можно скорее.

Эти советы помогут научить ваше дитя произносить слово «мама». При этом помните, очень важно не зацикливать его внимание на этом и не требовать, чтобы ребенок сейчас же сказал нужное слово. Вам ведь не нравится, когда вас к чему-то принуждают? Вот и ребенок не любит этого. Просто будьте с ним рядом, любите своего карапуза, поддерживайте его и очень скоро он порадует вас своими первыми словами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: