Дипломная работа: Профориентационная работа со старшеклассниками. Профориентационная работа психолога со старшеклассниками

Термин «профессиональная ориентация» впервые вошел в употребление в начале ХХ века во Франции и Бельгии. Идея профориентации получила широкое признание в мире, стала важным элементом государственной политики развитых стран. Однако попытки найти наиболее оптимальное решение вопросов распределения людей по различным сферам деятельности возникли задолго до этого. Платон писал: «Каждый отдельный индивид должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно государству, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен» 25. Таким образом, почти за 2,5 тысячелетия до наших дней, Платон верно подметил неизбежность разделения труда, качественной дифференциации деятельности людей в процессе развития общества, использование индивидуальных особенностей каждого человека.

В нашей стране профессиональная ориентация как научная проблема и определенная совокупность практических мероприятий имеет глубокие исторические корни. Она привлекала внимание многих поколений ученых и вызывала живой интерес у психологов и педагогов.

В 1918 году заведующий Педологическим Музеем Н.А. Рыбников в книге «Психология и выбор профессии», оценивая состояние профориентационной работы в России на тот период, отмечает: «Выбор занятия, профессии в современном обществе исключительно дело случая. В этой области царит полнейший хаос, объясняющийся тем, что необходимость заработка заставляет браться за первое подвернувшееся под руку дело. При таком положении вещей общество не получает и доли того, что могла бы дать личность при более правильной организации распределения труда. Еще больший терпит ущерб сама личность, … ибо труд без творчества есть рабство. Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию» 31.

Особенностью нынешних задач профориентационной работы стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профориентации.

В психолого-педагогическом словаре понятие «профориентационная работа» определено как «обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развитии природных дарований, а также проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуацией на рынке труда».

В этом же словаре определены и цели профориентационной работы:

1) обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

2) достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

3) прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

4) содействие непрерывному росту профессионализма личности, как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала.

Профориентационная работа составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах.

С.Н. Сазонов выделяет ряд принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) старшеклассники, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества. Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором личностные и общественные потребности. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностями личности. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства .

Р.В. Овчарова отмечает, что успешность выбора профессии означает оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития учащихся. Поэтому, чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась профориентационная работа .

Общая цель системы профориентационной работы - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Система профориентационной работы является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых в концепции модернизации Российского образования определена следующим образом: создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

В концепции также отмечается, что современное общество нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для решения этой основной цели профессионального образования необходимо уже в школе создать условия для профессионального самоопределения старшеклассников, усилить профориентационную работу.

Профориентационная работа, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных институтов, ответственных за подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Личностная подсистема - личность старшеклассника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремление к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентационной работы, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по ее совершенствованию. Программа управления профориентационной работы школы является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.

Все подсистемы профориентационной работы со старшеклассниками взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Профориентационная работа выполняет диагностическую, обучающую. формирующую и развивающую функции.

В настоящее время профориентационная работа со старшеклассниками включает в себя следующие направления:

1. Профессиональная информация снабжает старшеклассника сведениями о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, реальном и ожидаемом спросе на конкретные профессии к личности и организму человека.

2. Профессиональная диагностика, которая направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

3. В процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания старшеклассника с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностными качествами с целью выработки рекомендаций о наиболее предпочтительных путях профессионального самоопределения.

4. Профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности.

5. Социально-профессиональная адаптация, приспособление старшеклассника к содержанию и условиям конкретного вида деятельности.

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Данные свидетельствуют о повышении уровня профессиональной ориентации старшеклассников входящих в экспериментальную группу.

Помимо количественных показателей нами были выделены также и качественные, поэтому целесообразно сделать анализ проведенной работы и по этим показателям. Наблюдения на организованных занятиях показали, что многие учащиеся вначале не проявляли активности в процессе работы. Однако спустя некоторое время эти ребята начали более активно включатся в общую деятельность, участвовали в профориентационных играх, дискуссиях, с интересом выслушивали предложенную им информацию, задавали вопросы. В процессе бесед они показали свой интерес к своему профессиональному определению. Многие учащиеся стали самостоятельно искать информацию о различных профессиях, об учреждениях профессионального образования. Практически все учащиеся показали свою готовность работать совместно с социальным педагогом над профессиональным самоопределением. И, наконец, некоторые старшеклассники изменили свои представления о будущей профессии – они стали стремится не только и не столько к престижной профессии, но прежде всего интересной для них профессии, к той профессии, к которой у них есть способности. Другие же учащиеся сумели доказать своим родителям свой собственный выбор.

В контрольной группе результаты анкетирования претерпели незначительные изменения. Это произошло за счет самостоятельной деятельности респондентов по профессиональному самоопределению и поиску необходимой информации. Итак, получены следующие результаты:

Выбор профессии:

35% школьников уже сделали выбор конкретной профессии;

25% школьников выбирают между 2–3 профессиями;

40% школьников еще не выбрали себе профессию.

Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):

высокий уровень знаний у 25% детей;

средний уровень знаний у 38% детей;

низкий уровень знаний у 37% детей.

Причина выбора профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):

для 40% детей причина выбора – интерес к выбранной деятельности;

для 35% детей главное в выбранной профессии – престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен;

25% детей выбрали себе профессию на примере или по совету родителей.

Разница в результатах анкетирования старшеклассников в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах хорошо видна на графиках (Рис. 5).





Рис. 5. Результаты анкетирования старшеклассников на контрольном этапе. Контрольная группа


Таким образом, анализ данных дает основание для оптимистичного вывода о том, что реализация предложенной программы профессиональной ориентации старшеклассников способствует повышению уровня последней.


3.2 Социально-педагогические условия эффективности профориентации старшеклассников


Проведенное нами исследование показало, что современные старшеклассники сталкиваются с множеством проблем при профессиональном самоопределении. Эти проблемы связаны с недостаточными знаниями учащихся о мире профессий, о своих личностных особенностях, с неумением отстаивать свой выбор перед родителями или друзьями и т.д. Именно поэтому социальному педагогу необходимо осуществлять деятельность по профориентации старшеклассников. Но для того чтобы какая-либо деятельность была эффективной, для нее нужно создать определенные условия. Это касается и деятельности социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Для того чтобы она была эффективна, необходимо создать соответствующие социально-педагогические условия.

Для эффективности деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников целесообразно ориентироваться на формирование личностных качеств учащихся: способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, самокритичности, компетентности, коммуникабельности, самостоятельности, мобильности, волевых качеств.

Профориентационная деятельность социального педагога будет эффективна при условии ее системности, комплексности и непрерывности. Данная деятельность должна включать следующие направления:

предоставление учащимся глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии: знаний о мире профессий, знаний о самом себе, знаний о путях получения профессионального образования, знаний о потребности в кадрах.

предоставление старшекласснику возможностей для глубоко самопознания: своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.д.

формирование потребности самоопределения с учетом уже возникших у подростка образовательных и профессиональных интересов и склонностей, убеждений и установок, идеалов и представлений о жизненных ценностях;

способствовать активизации учащихся в поиске собственного пути освоения профессии;

создание условий для моделирования своего будущего, для построения эталонов в виде идеального образа профессионала, для создания профессиональных интересов и планов.

Необходимым условием для эффективной профориентационной работы является также взаимодействие социального педагога, образовательного учреждения в целом с учреждениями профессионального образования. Также необходимо взаимодействие социального педагога и образовательного учреждения со специалистами различных областей профессиональной деятельности, а также различными предприятиями и организациями, в целях обучения (экскурсии) и трудоустройства учащихся. Это обеспечит учащихся более широкой информацией о мире профессий, о том, как можно получить ту или иную профессию. Экскурсии на предприятия и организации позволит старшеклассникам взглянуть на ту или иную специальность с практической стороны. Трудоустройство же желающих учащихся в какую-либо из организаций является логическим завершением все профориентационной работы.

Также важным условием эффективности профориентационной работы является совместная деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников социального педагога, педагогов образовательного учреждения, а также родителей учащихся. Это обеспечит целостность и непрерывность работы и позволит социальному педагогу отслеживать результаты своей деятельности за рамками проводимых им профориентационных мероприятий.

Профессиональное самоопределение является центральным механизмом становления личности старших подростков и результатом личностного развития: только достаточно зрелая личность может принять самостоятельное решение, сделать выбор, найти свое место в системе социальных и профессиональных отношений.

Чтобы молодой человек мог самоопределится в профессиональном плане, он должен обладать высоким уровнем личностного развития – комплексом личностных качеств и определенными ценностными ориентациями, потребностями и т.п.

Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации. Необходимо включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе. Задача социальных педагогов – помочь подросткам найти смысл в жизни сегодняшней и будущей.

Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода. Это предполагает последовательное отношение социального педагога к воспитаннику как к личности. Необходимо развивать следующие личностные качества учащихся: способность к познанию себя и окружающего мира, к осознанию и изменению той или иной ситуации, независимость, умение делать выбор, нести за него ответственность и др. Необходимо создавать условия для проявления активности самого учащегося, для осознанного, самостоятельного выбора вида образования в соответствии со своими ценностными ориентациями, личностными возможностями и способностями. При этом у старшеклассника должно формироваться чувство ответственности за этот выбор и психологическая гибкость. Социальному педагогу нужно уметь видеть в воспитаннике личность, понимать, что подросток вполне может стать сознательным, ответственным субъектом собственного развития.

Таким образом, для эффективности работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников необходимы определенные социально-педагогические условия. Проведенное нами исследование показало, что это следующие условия:

Системность, комплексность, целостность и непрерывность профориентационной деятельности социального педагога.



Действующая в настоящее время система профессиональной ориентации плохо приспособлена к функционированию в современных условиях. Для решения этой проблемы исключительно важно на основе научных исследований разработать ряд приемлемых научно-практических рекомендаций по ее совершенствованию

Как показало проведенное исследование, многие выпускники сталкиваются с трудностями профессионального самоопределения в связи с отсутствием в образовательном учреждении профессиональной информационной базы. Если такая база и имеется, то, как правило, она очень мала и охватывает лишь наиболее часто встречающиеся профессии. К тому же часто такая база не содержит информации о потребностях общества в тех или иных специалистов на данный момент. То есть многие старшеклассники попросту не знают, какие есть профессии, востребованы ли они и где и как их можно получить. В связи с этим социальному педагогу целесообразно создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу и обеспечить к ней свободный доступ для учащихся. Такая база должна включать:

перечень учреждений профессионального образования с координатами связи, а также с требованиями для поступления для каждого учреждения;

перечень возможных организаций и предприятий с координатами для связи, куда могли бы устроится выпускники, не поступившие в учреждения профессионального образования;

состояние рынка труда (наличие должностей, потребность в кадрах);

базу профессиограмм (кратких описаний профессий).

Другим направлением совершенствования профориентационной работы социального педагога может быть взаимодействие социального педагога с представителями различных профессий, а также с представителями учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Координация деятельности образовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования и предприятий позволит расширить возможности профориентационной работы. Как показывает практика, социальные педагоги имеют хорошие возможности для изучения и развития интересов, склонностей и способностей школьников, для выявления и формирования мотивов профессионального выбора. Однако познакомить с содержанием определенной профессии или специальности, с ее специфическими особенностями, с требованиями, которые предъявляются к уровню подготовки работника, лучше смогут представители профессий с многолетним стажем работы. Их знания и опыт целесообразно использовать в школе при проведении профессиональной ориентации учащихся, Рассказать о путях и способах получения этой профессии более полно смогут представители профессиональных учебных заведений. Таким образом, разумно совместное проведение профориентации работниками образовательных учреждений, учреждений профессионального образования и предприятий. Общую часть профориентации (знакомство с системой разделения труда в обществе, системой оплаты и т.д.) рационально проводить социальному педагогу. Специальную часть (рассказать о различных профессиях) – специалистам, людям напрямую связанным с этими профессиями, (о возможностях получения профессионального образования) – представителям профессиональных учебных заведений.

В этой работе можно использовать разнообразные формы и методы:

шефство преподавателей профессиональных заведений, специалистов предприятий и организаций над образовательными учреждениями;

организация экскурсий учащихся в профессиональные учебные заведения и на предприятия;

помощь профессиональных учреждений и предприятий образовательным учреждениям в организации учебно-методических кабинетов, в пополнении материальной базы профориентации в школах;

проведение дней открытых дверей на предприятиях и в учебных заведениях.

Совместная деятельность школы, профессиональных заведений и предприятий имеет ряд положительных последствий: значительно расширяется профессиональный кругозор учащихся, углубляются представления о профессиях; изменяется отношение учащихся к профессиональным учебным заведениям; происходит подготовка к комплектованию профессиональных заведений; способствует организации производственной практики и обеспечивает трудоустройство учащихся на период каникул.

Для эффективности любого взаимодействия необходимы активные действия не только организующего это взаимодействие, но и действия тех, на которых это взаимодействие направлено. То есть, если рассматривать этот вопрос применительно к профориентации старшеклассников, а профориентация, безусловно, является взаимодействием, для эффективности последней необходима активная деятельность не только социального педагога, но и старшеклассников. При этом это активность не должна ограничиваться участием старшеклассников в мероприятиях, организуемых социальным педагогом. Необходимо стимулировать самостоятельную деятельность учащихся. Например, это может быть самостоятельный поиск необходимой им информации, подготовка различных профессиограмм, выбор учреждения профессионального образования или профессии, с представителями которых они желали бы встретиться, выбор предприятия, где они хотели бы побывать на экскурсии.

Для того чтобы какая-либо деятельность имела хорошие результаты, необходимо прежде всего донести объектам этой деятельности о том что она проводится. Это применимо и для профессиональной ориентации. Для того чтобы такая работа действительно имела смысл, необходимо чтобы учащиеся знали что такая работа проводится в их образовательном учреждении. Для этого разумно будет оформление социальным педагогом. «Профориентационного стенда». Стенд должен быть ярким, заметным, привлекающим внимание. На стенде может содержаться следующая информация:

расписание профориентационных консультаций и тренингов;

объявления о встречах со специалистами различных сфер профессиональной деятельности, представителями учреждений профессионального образования;

объявления об экскурсиях на предприятия и в учреждения профессионального образования;

информация о наличии вакантных мест на различных предприятиях, в фирмах и учреждениях;

перечень средне-специальных и высших учебных заведений с координатами для связи.

Таким образом, для совершенствования работы по профориентации старшеклассников социальному педагогу необходимо:

Создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу.

Таким образом, был проведен эксперимент по реализации модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Эксперимент был проведен на основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа. Данные показали, что многие старшеклассники еще не выбрали себе профессию, а из тех, кто выбрал, многие мало знают о ней, о том, где и как ее можно получить. Необходимо также отметить, что многие ребята выбрали профессию исходя не из интереса к той или иной деятельности, а по причине только лишь престижности профессии или желания родителей продолжать семейную традицию. Все это подтвердило необходимость проведения профориентационных работ среди старшеклассников.

На формирующем этапе была реализована программа, предложенная автором во второй главе. Она включала в себя следующие части: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, тренинговые занятия и профессиональная консультация.

Контрольный этап эксперимента показал, что уровень профессиональной ориентации старшеклассников, входивших в экспериментальную группу, повысился. Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная программа эффективна и должна реализовываться в образовательных учреждениях.

В итоге, исследование позволило выделить социально-педагогические условия эффективности профориентации старшеклассников: ориентация на формирование личностных качеств учащихся; Системность, комплексность, целостность и непрерывность профориентационной работы социального педагога; взаимодействие социального педагога, образовательного учреждения в целом с учреждениями профессионального образования, со специалистами различных областей профессиональной деятельности, а также с различными предприятиями и организациями; совместная деятельность по профориентации старшеклассников социального педагога, педагогов образовательного учреждения, а также родителей учащихся; включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе; учет актуальных возрастных потребностей учащихся и противоречий, возникающие при их реализации; личностный подход в работе.

Также были сформулированы несколько методических рекомендации по социальному обеспечению профориентации: создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу; организовывать экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования, а так же встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности; стимулировать самостоятельную деятельность старшеклассников по профессиональному самоопределению; оформить «Профориентационный стенд», на котором будут вывешиваться расписания профориентационных консультаций и занятий, объявления о встречах со специалистами различных сфер профессиональной деятельности, представителями учреждений профессионального образования и т.п.


Заключение


Изучение научно-методической литературы показало, что элементы профотбора в России проявились еще в XVII веке, когда в возникшие навигацкие школы отбирали сильных здоровьем молодых людей. Далее под влиянием индустриализации общества профессиональная ориентация начала формироваться и развиваться.

Вопрос о выборе профессии молодежью впервые был поднят в 90-е года XIX века. В 1897 году русский либерально-буржуазный историк нового времени профессор Петербургского университета Н.И. Кареев опубликовал книгу «Выбор факультета и прохождение университетского курса», которая предназначалась для гимназистов старших классов, затруднявшихся в выборе факультета для дальнейшего своего образования. Однако ее оказалось недостаточно. Молодежь ждала помощи в выборе будущей профессии.

В 1908 г. профессор Гарвардского университета Ф. Барсонс основал в Бостоне (США) «Бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в определении их жизненного пути. В это же время в России некоторыми вопросами профессиональной ориентации учащихся стали заниматься отдельные энтузиасты-педагоги. Они не только пропагандировали идеи профориентации и зарубежного опыта в этой области, но и исследовали профессиональные интересы и склонности молодых людей, профессиональные идеалы учащихся и мотивы их выбора.

Развивалась также и практика профессиональной ориентации. Появляются статьи по вопросам подготовки учащихся к выбору профессии. Среди таких статей – статья М.А. Рыбниковой «Тема для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы». Статья освещает опыт работы в 7–8 классах женской гимназии по проведению бесед о выборе профессии во внеурочное время.

Следует также отметить работы Н.К. Крупской. В своих статьях она изложила пути ознакомления школьников с трудом и производством в профориентационных целях. А в книге «Народное образование и демократия» (1915 г.) она положительно оценивала тот факт, что в американской школе есть «особые» советчики по выбору профессии, «которые наблюдают детей в школе, узнают их склонности, определяют, к какой профессии наиболее пригоден выходящий из школы подросток, и дают ему соответствующие указания» .

Накануне Октябрьской социалистической революции в печати начали выходить работы, в которых рассматривались профессиональные интересы учащихся, их идеалы и мотивы выбора профессии. Однако революция помешала выполнению намеченных целей.

После Октябрьской революции в организацию образования в нашей стране были внесены коренные изменения. 30 сентября 1918 года ВЦИК, приняв декрет о школе, утвердил разработанное Государственной комиссией по просвещению «Положение о единой трудовой школе РСФСР», согласно которому в школе вводилась политехнизация, предусматривалась связь обучения с жизнью, с производительным трудом. Таким образом, были заложены основы для осуществления профессиональной ориентации с учащейся молодежью.

Политехнизацию образования поддерживали Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, а также А.В. Луначарский, А.С. Макаренко. Политехнизм, по их мнению, – это не только изучение материально-технической базы производства и его экономики, но и средство всестороннего развития школьника и подготовки его к выбору будущей профессии. В последующее время эта идея реализовалась как одна из закономерностей профессиональной ориентации школьников.

В начале 20-х годов Ф.Р. Дунаевский поднял в проблемном плане вопросы определения закономерностей профессионального подбора и профессиональной ориентации, использования методов наблюдения и тестов для выявления способностей человека в целях профориентации. Ему принадлежит идея классификации человеческих способностей и ихразвития, а также попытка разобраться во внутренней структуре человеческой личности. Также Дунаевский затрагивает вопрос профессионального прогноза и делает попытку произвести классификацию профессий.

В это же время в теории и практике профориентационной работы определяются некоторые методы изучения профессии и профпригодности (анкетный метод, метод наблюдения, метод самонаблюдения, метод эксперимента, статистический и др.). В 1925 году появился сборник
«Трудовой метод изучения профессий», один из авторов которого – И.Н. Шпильрейн. Предпринимаются попытки найти новые пути, формы и методы профессиональной ориентации учащихся. Так, в 1959 году была опубликована статья Чебышевой В.В., Галкиной О.И. и Зюбиной Л.М. «О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии». В ней были намечены некоторые исходные положения и принципы профориентации в советской школе. Профориентация рассматривалась как составная часть учебно-воспитательного процесса школы.

В первой половине 60-х годов во многих школах продолжает складываться определенная система профессиональной ориентации учащихся. В некоторых городах и районах эта работа целенаправленно организуется органами народного образования. В 80-е годы появляется профессиональная адаптация – важное звено системы профориентации молодежи.

Однако в 90-е года XX века ситуация изменилась. В 1991 г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. В 1992 г. вышел закон «Об образовании» и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации. В результате школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»).

В настоящее время в связи с реформой образования, ядром которой является профильное обучение, наблюдается некоторое возрождение интереса к школьной профориентации. В ряде школ по инициативе родителей, директоров, педагогов и психологов возобновляется профориентационная работа.

Однако профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков, становящихся самоцелью. Остро стоит проблема профориентационной работы в образовательных учреждениях: отсутствует прочная нормативно-правовая база такой работы; профессиональная ориентация если и проводится, то фрагментарно и эпизодично, а профессиональная диагностика не дает четких, понятных результатов; закрываются кабинеты и уголки профориентации. В результате – ошибочный выбор профессии, разочарование в ней в процессе профессионального образования. Это приводит к понижению самооценки человека, в некоторых случаях угрожает его физическому и психическому здоровью, а также наносит огромный ущерб обществу и государству (затраты на бесплатное обучение в профессиональных учебных заведениях не окупаются, наблюдается текучесть кадров).

В настоящее время существуют некоторые теоретические и нормативно-правовые основы профориентации, предпринимаются некоторые практические шаги. Однако сегодня вопросы профориентации рассматриваются преимущественно со стороны психологической науки. Для работы социального педагога по профориентации старшеклассников пока нет прочной методической и нормативно-правовой основы.

В связи с таким положением вещей, нами была разработана модель работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Модель включает в себя четыре составляющих: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), коррекционно-развивающие занятия и профессиональную консультацию. Первые три части проводятся в группе, консультация проводится индивидуально. Программа реализуется через следующие методы: тестирование, лекция, групповая и индивидуальная беседа, диспут, игра. Таким образом, функции социального педагога как профориентатора: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая и консультативная.

Для оценки эффективности модели были выделены такие группы критериев как: выбор профессии, уровень знаний о профессии, причина выбора профессии. Определены также количественные (соотношение количества учащихся по каждому из критериев; количество проконсультировавшихся старшеклассников за год; удельный вес тех или иных форм работы количество клиентов, последовавших рекомендациям социального педагога) и качественные (появление новых ценностных ориентаций и смыслов в выборе профессии формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы; готовность работать совместно с социальным педагогом в процессе профессионального) показатели оценки.

Для подтверждения эффективности модели на базе ГОУ Центр внешкольной работы был проведен эксперимент по реализации модели профессиональной ориентации. Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе с помощью анкетирования были получены данные, которые свидетельствуют о низком уровне профессиональной ориентации старшеклассников: многие еще не выбрали себе профессию, а из тех, кто выбрал, большинство мало или вовсе не знают о ней, о том, где и как ее можно получить. Необходимо также отметить, что многие ребята выбрали профессию исходя не из интереса к той или иной деятельности, а по причине только лишь престижности профессии или желания родителей продолжать семейную традицию. Все это подтвердило необходимость проведения профориентационных работ среди старшеклассников. Для следующих этапов эксперимента были сформированы две группы старшеклассников: экспериментальная и контрольная. Группы были организованы таким образом, чтобы результаты анкетирования были примерно одинаковые.

На формирующем этапе была реализована модель, описанная во второй главе. Работа проводилась только с экспериментальной группой. Согласно предложенной модели работа проводилась в четырех направлениях: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, коррекционно-развивающие занятия и профессиональная консультация. Профессиональные диагностика, просвещения и коррекционно-развивающие занятия имели групповой характер. Первая включала в себя проведение ряда тестов и диагностических методик на определение профессионального типа личности, склонностей, интересов и предпочтений старшеклассников. В ходе просвещения ученикам была предоставлена информация о профессиях, образовательных учреждениях города и страны, состоянии на рынке труда и потребности общества в кадрах, были организованы встречи со специалистами различных областей профессиональной деятельности. В процессе коррекционно-развивающих занятий были проведены групповые беседы, диспуты и тренинги, направленные на повышение уровня профессиональной ориентации учащихся. Консультирование проводилось индивидуально. Ученикам была оказана помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, предоставлена вся необходимая информация.

В результате, как показал контрольный этап эксперимента, уровень профессиональной ориентации старшеклассников, входивших в экспериментальную группу, повысился, при том, что в контрольной группе количественные показатели практически не изменились.

Таким образом, гипотеза о том, что уровень профессиональной ориентации старшеклассников повысится при условии организации в образовательных учреждениях социально-педагогической деятельности по данному направлению, подтвердилась.

На основании полученных данных были выделены социально-педагогические условия эффективности профориентации старшеклассников:

Ориентация на формирование личностных качеств учащихся (способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, коммуникабельности и т.д.).

Профориентационная деятельность социального педагога должна быть системной, комплексной, целостной и непрерывной.

Взаимодействие социального педагога, образовательного учреждения в целом с учреждениями профессионального образования.

Взаимодействие социального педагога и образовательного учреждения со специалистами различных областей профессиональной деятельности, а также различными предприятиями и организациями, в целях обучения (экскурсии) и трудоустройства учащихся.

Совместная деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников социального педагога, педагогов образовательного учреждения, а также родителей учащихся.

Включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе.

Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации.

Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода

Также были сформулированы следующие методические рекомендациипо социально-педагогическому обеспечению профессиональной ориентации старшеклассников:

Социальному педагогу целесообразно создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу.

Организовывать экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования, а так же встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности.

Стимулировать самостоятельную деятельность старшеклассников по профессиональному самоопределению.

Оформить «Профориентационный стенд», на котором будут вывешиваться расписания профориентационных консультаций и занятий, объявления о встречах со специалистами различных сфер профессиональной деятельности, представителями учреждений профессионального образования и т.п.

Профориентационная работа как естественное продолжение всей педагогической работы с учащимися и являющееся ее логическим завершением. Направления деятельности в данной сфере и оценивание ее практической эффективности, главные субъекты и объекты.

Понятие профориентации, ее сущность и особенности, основные цели и задачи, характеристика работы в школе. Сложности профессионального самоопределения учащихся, их причины и пути преодоления. Порядок формирования у старшеклассников навыков целеполагания.

Теоретические основы проблемы выбора профессии у школьников через мотивационные факторы. Понятие "мотивационные факторы" в психолого-педагогической литературе. Анализ результатов исследования мотивационных факторов выбора профессии у школьников.

Способы повышения качества профориентационной работы. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии. Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы. Составление с учащимися плана самоподготовки.

Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования как психолого-педагогическая проблема. Деятельность педагога дополнительного образования по организации профессиональной ориентации школьников, их формы и методы.

Проблемы профессиональной ориентации и воспитания, их сущность и особое место в процессе формирования самоопределения. Основные направления и формы работы социального педагога по профориентации. Диагностические методики по профориентации и их применение.

Сущность и компоненты профессиональной ориентации, цели, задачи и принципы развития данной системы, существующие проблемы и пути их разрешения. Специфика деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.

Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников с учетом их личностных качеств.

Порядок разработки и внедрения программы формирования нравственных и коммуникативных отношений среди учащихся 9-го класса средней школы. Методика воспитания свободной личности, готовой к нравственному поведению и творческой деятельности после школы.

Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Профессиональное самоопределение старшеклассника. Социальная практика, принципы построения работы. Психология самоопределения учащихся на уроках технологии в рамках предпрофильной подготовки.

Одним из центральных и судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодёжи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся не соответствуют потребностям общества в кадрах определённой профессии.

Актуальность профориентации как общественной проблемы вызвана необходимостью преодоления противоречия между потребностями общества и сложившимися профессиональными устремлениями молодёжи.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется разрушением связей между профессиональным обучением и профессиональным трудом. Изменилось психологическое отношение к труду, как взрослого населения, так и молодёжи. Значительно возросло ощущение личностной и ситуативной неопределенности, снизилась уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, профессиональное самоопределение является серьёзной жизненной проблемой для большинства людей.

Мы убеждены: чтобы вызвать активную готовность к профессиональному самоопределению, необходимо ставить школьников в определённые условия, организовывать их активную деятельность, индивидуальную и коллективную. Ведь воспитание – процесс двусторонний, соединяющий в себе деятельность педагога и деятельность учащегося.

В воспитательный компонент работы по профориентации школьников входят:

  • беседы о выборе профессии,
  • читательские конференции,
  • обзорные экскурсии на предприятия города,
  • тематические экскурсии в учреждения профессионального образования города,
  • участие в конкурсах мастерства,
  • родительские собрания по проблемам профессиональной ориентации школьников,
  • индивидуальные консультации учащихся и их родителей по оказанию помощи в формировании обоснованных профпланов.

Игра «Выжившие профессии»

За основу взята ролевая игра «Бункер» Грецова А.Г. Смотреть Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2007. С. 147-150

Психологический смысл игры заключается в отработке умений отстаивать свои интересы, развитии навыков группового взаимодействия. Кроме этого, данная игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями, осуществляя своё профессиональное и личностное самоопределение.

Оснащение: компьютер, проектор, экран, стулья по кругу, столик, в центре которого карточки ролей, бейджи, булавки, реквизит для создания сценического образа.

Ход сценария

Включается музыка (Приложение 1 ). Участникам игры предлагается сесть на стульчики, стоящие кругом. Выключается музыка и свет.

Включается видеозапись (Приложение 2 ): «Передаём специальный выпуск новостей. На планете Земля разразилась ядерная война. Произошёл мощный взрыв. Всё разрушено. В живых никого не осталось. Уровень радиации на Земле таков, что человек гибнет в течение нескольких минут. Есть версия учёных, что только через год уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что жизнь на Земле возобновится».

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Вам повезло. В момент бомбардировки вы случайно оказались в бомбоубежище – герметичном бункере. Взрыв произошёл совсем недалеко от вас. Однако ваш бункер уцелел и в нём есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Вполне возможно, что погибло всё человечество, а значит именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».

Участникам раздаются карточки (Приложение 3 ): «Получите перечень ролей тех, кто оказался рядом с вами. Самостоятельно распределите их».

Затем участникам предлагается создать сценический образ и выступить с самопрезентацией.

Звучит музыка (Приложение 1 ), участники расходятся за ширмы, переодеваются. После этого каждый выходит на сцену, выступает с самопрезентацией и садится в круг на стульчик.

Теперь даётся вторая часть инструкции: «Вы чувствуете резкую нехватку кислорода? Вам становится тяжело дышать? Дела в вашем бункере не так уж хороши. Система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нём оказались! Значит, кем-то придётся пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все… Выберите тех, кому придётся выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните, что в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для того, чтобы человечество в вашем лице смогло построить новую цивилизацию. Однако, каждый из вас, естественно, хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а, наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако, если убедить в этом группу не удастся – он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 15 минут для принятия решения, потом запасы кислорода исчерпаются, и вы начнёте задыхаться»…

При определении того, сколько мест будет в бункере и соответственно сколько человек должны быть исключены, следует руководствоваться таблицей.

Во время обсуждения и принятия решения ведущий дополнительно «нагнетает обстановку», например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось»).

Примерный диалог участников

Профессор: Я, как самый старший здесь мужчина, к тому же профессор ядерной физики – этим всё сказано – считаю, что нас должна покинуть женщина в возрасте, (обращаясь к ней) извините.

Агроном: Позвольте, вы так просто от меня не отказывайтесь. Подумайте, чем вы будете питаться, выйдя на землю после радиации. А я единственная среди вас знаю, как подобрать и вырастить устойчивые сорта культурных растений, применить безопасные биологические средства их защиты. Чтобы вырастить урожай, надо знать, когда рыхлить почву, когда поливать, когда применять химикаты. Кроме того, я хорошо готовлю и буду кормить вас кулинарными изысками. На мой взгляд, именно Вам, профессор, надо нас покинуть, поскольку Ваше сердце долго не выдержит экстремальных условий.

Механик: Я согласен с мнением агронома. Сам же я техник – новатор. Хоть ещё и не достиг учёных степеней, всё впереди. Могу придумать новые типы инструментов, приспособлений, улучшить технологию обработки изделий.

Психолог: Так, необходимо помнить, что у тебя неуживчивый характер…

Дизайнер: Хочу обратить внимание, что нельзя придумывать такие технические объекты, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. (Обращаясь к механику и подсаживаясь к нему) Конструкторы-механики должны сотрудничать с дизайнерами и стремиться, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

Спортсмен: Пожалуйста, не отказывайтесь и от меня. У меня отменное здоровье. Я молодой, сильный, ловкий. Я вам пригожусь в новой цивилизации везде, где нужна сила.

Пожарный: Так я тоже силён. К тому же умею справляться с пожарами любой степени сложности, готов экстренно отвечать на внезапные сигналы.

Психолог (обращаясь к пожарному ): Да, но у тебя конфликтный характер. Здесь в условиях закрытого пространства твоя неуравновешенность способна провоцировать драки.

Боевой офицер (обращаясь к пожарному ): А с пожарами и я умею справляться. Кроме того, знаю сам и научу вас всех приёмам выживания в экстремальных ситуациях.

Врач: Но не забывайте, что наш боевой офицер скрытый алкоголик!

Боевой офицер: А где в этом бункере алкоголь? И вообще, в сложившейся ситуации я готов отказаться от своей вредной привычки.

Актриса (обращаясь к врачу ): А вот вы, уважаемый врач, плохо учились в мединституте, и нам не понятно, можете ли Вы оказывать медицинскую помощь? Я обеспокоена, потому что жду ребёнка. К тому же я актриса. А искусство тесно сплетается с миром труда, проникает в быт, вносит в общее дело эстетические ценности. Значительная доля моих трудовых затрат остаётся скрытой от посторонних. Я ежедневно работаю над совершенствованием уровня своего мастерства, строго соблюдаю специальный режим…

Психолог (обращаясь к актрисе и подсаживаясь к ней ): Чтобы такой напряжённый труд приносил удовлетворение, важно воспитывать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание. Этого нелегко достигнуть, но я буду помогать.

Врач: Я плохо училась в мединституте. Больше мечтала о крахмальном халате, открытии новых лекарств (достаёт из карманов лекарства и даёт их актрисе) . А тут пролежни лежачего больного, неукротимая рвота, необходимость успокоить больного, объяснить родным безысходность положения близкого им человека, выслушивать справедливые жалобы больных. Но я не потеряла человеколюбия, душевной щедрости, бескорыстия!

Учительница: А я буду воспитывать, и учить подрастающее поколение!

Психолог: Следует учесть, что наша учительница по состоянию здоровья не может продолжить человеческий род. А я тоже педагог, плюс обладаю знаниями детской и возрастной психологии…

Ведущий напоминает, что дышать становится всё труднее, потому что воздух в убежище заканчивается. «Вы определились, кому следует покинуть бункер?» Если группа так и не определилась, даётся ещё 2–3 минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путём открытого голосования.

Боевой офицер: Давайте подведём итог. Наверное, я выскажу мнение большинства, что нас должны покинуть пожарный, у которого конфликтный характер и которого смогу заменить я, профессор, страдающий сердечным заболеванием, и учительница по состоянию здоровья, её сможет заменить психолог.

Профессор (и другие ): Нам неприятно, но мы вынуждены подчиниться общему решению (покидают бункер) .

Обсуждение

Ведущий: Наша игра завершена. Я прошу вернуться покинувших нас игроков. Теперь Вы вновь ученики. Выскажите свои впечатления об игре, мнение о своём герое. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать.

Следует делать акцент на том, что в игре оценивается не личность участников, а умение отстаивать свою позицию на примере абстрактных ролей и «обрекаются на гибель» не участвующие в игре подростки, а придуманные персонажи, интересы которых они представляют.

Пожарный: Мне жаль, что мой герой вынужден был покинуть бункер только из-за конфликтного характера. На будущее надо иметь в виду, что всем необходимо быть доброжелательными.

Профессор: Надо следить за своим здоровьем. Не допускать перегрузок организма.

Боевой офицер: Я согласен с этим мнением. И из опыта моего героя хочу добавить, что надо отказываться от вредных привычек.

Врач: Следует всегда и везде хорошо учиться!

Фото Марии Абросимовой,
ученицы 10-го «А» класса
МБОУ «СОШ № 37»

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук,

преподаватель высшей

квалификационной

ГБПОУ города Москвы

«Московский технологический колледж»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В статье речь идет об основных направлениях профориентационной работы. Представлен многолетний опыт работы ГБПОУ города Москвы «Московский технологический колледж» по профориентации старшеклассников общеобразовательных школ Москвы.

С каждым годом на рынке труда возрастают требования к специалистам в любой области. Становятся значимы такие профессионально-деловые качества как компетентность в соответствующей и смежных профессиях на основе высокого уровня образования, практического опыта работы; гибкость, нестандартность, оригинальность мышления; оптимальное сочетание рискованности и ответственности; физическая и психологическая выносливость; постоянное стремление к самосовершенствованию в процессе трудовой деятельности. Для достижения успешности и результативности в профессиональной деятельности будущим специалистам необходимо сделать правильный выбор профессии и получить достойное образование. Это возможно, начав с профориентационной работы. Так в колледже на протяжении многих лет постоянно проводится профориентационная работа со старшеклассниками общеобразовательных школ Москвы.

Основными направлениями профориентационной работы, проводимой со старшеклассниками являются:

Профессиональное информирование - ознакомление учащихся с профессиями, специальностями по которым обучают в колледже; требованиями, предъявляемыми к специалистам той или иной профессии, специальности; возможностями профессионального роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная диагностика - исследование индивидуально-психологических особенностей; выявление способностей; определение склонностей, интересов; направленности личности; профессиональных намерений;

Профессиональная консультация - оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии, специальности с целью принятия осознанного решения о дальнейшем профессиональном пути с учетом его способностей, склонностей, интересов, намерений;

- профессиональный практикум - включение старшеклассников в практическую деятельность в процессе проведения мастер-классов на базе колледжа для возможности получения первоначальных профессиональных навыков в профессии.

В ходе проведения профессиональной диагностики используются различные анкеты, опросники, методики, такие как «Профориентационный опросник для старшеклассников» О.Л. Гончаровой, «Анкета старшеклассника» О.Л. Гончаровой, «Личностный опросник» О.Л. Гончаровой, методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, методика Дж. Голланда «Определение профессиональной направленности личности», и др. . Результаты диагностика учитываются при проведении профессиональной консультации со старшеклассниками и их родителями. Ниже представлен профориентационный опросник для старшеклассников, который применяется в профориентационной работе при проведении профессиональной диагностики.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ОПРОСНИК

ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

(автор О.Л. Гончарова)

Инструкция: ответьте на следующие вопросы.

1. Какие предметы в школе ты изучаешь с большим интересом?

2. Какие предметы в школе тебе не совсем интересны?

3. Как ты относишься к профессиям, связанным с интеллектуальной деятельностью?

4. Как ты относишься к профессиям, связанным с математическими расчетами?

5. Как ты относишься к профессиям, связанным с обслуживанием,

общением с людьми?

6. Как ты относишься к профессиям, связанным с животными, природой?

7. Как ты относишься к профессиям, связанным со спортом?

8. Как ты относишься к профессиям, связанным с управленческой деятельностью?

9. Как ты относишься к профессиям, связанным с практическим трудом?

10. Как ты относишься к творческим профессиям?

11. После окончания школы ты хотел бы пойти учиться в колледж? Почему?

12. После окончания школы ты хотел бы пойти учиться в институт? Почему?

13. После окончания школы ты предпочел бы пойти учиться сначала в колледж, а потом в институт?

14. Кем тебя видят в будущем твои родители?
15. Кем бы ты хотел стать в будущем?

Спасибо за ответы!

Таким образом, профориентационная работа , проводимая со старшеклассниками общеобразовательных школ Москвы, дает возможность учащимся школ сделать осознанный выбор профессии, спроектировать дальнейшую траекторию обучения и быть успешными в профессиональной деятельности в будущем.

Список используемых источников:

1. Гончарова О.Л. Диагностический инструментарий педагога-психолога: практические материалы по психодиагностике подростков // Учебно-методическое пособие. - М.: PRONDO , 2015. - 160 с.

2. Гончарова О.Л. Работа классного руководителя с подростками и их родителями: методические материалы для классных руководителей // Учебно-методическое пособие. - М.: PRONDO , 2013. - 136 с.

В период обучения в старших классах будущему выпускнику очень важно понять и определиться, по какой дороге он хочет пойти в дальнейшем. Безусловно, в первую очередь это зависит от того, какой склад ума имеет школьник, а также от его склонностей, предпочтений и интересов.

Вместе с тем, девушки и юноши должны обязательно понимать, в каких профессиях они могут состояться, и какая работа принесет им истинное удовлетворение. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо многократно взвесить все «за» и «против» и очень хорошо подумать.

В силу возрастных особенностей старшеклассник может сделать неправильный что непременно отразится на качестве его дальнейшей жизни. Чтобы такого не произошло, и родители, и педагоги обязательно должны принимать посильное участие и помогать детям определяться со своим предназначением. Именно с этой целью в большинстве школ сегодня проводится профориентационная работа со старшеклассниками, о которой мы расскажем вам в данной статье.

Программа профориентационной работы со старшеклассниками в школе

Организация профориентационной работы со старшеклассниками в школе осуществляется психологом, заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями и другими педагогами. Кроме того, нередко для знакомства ребят с определенными профессиями и сферами деятельности привлекаются и родители учеников.

Поскольку для таких не выделяется отдельных уроков, у многих мам и пап возникает вопрос, как провести профориентационную работу в школе. В большинстве учебных заведений лекции, игры и занятия по профориентации проводятся в рамках классного часа, предназначенного для решения организационных вопросов.

Безусловно, любые подобные мероприятия лучше всего проводить в форме деловой игры, которая заинтересует ребят и наглядно продемонстрирует им то, что пытаются донести взрослые. Также широко распространены различные тесты, групповые обсуждения, моделирование идей и ситуаций. Хотя старшеклассники и считают себя взрослыми, все же не стоит забывать, что они являются детьми, поэтому длительные лекции могут их утомить и не принесут желаемого результата.

Цель профориентационной работы родителей и педагогов в школе сводится к следующему:

Как правило, в результате проведения подобных мероприятий подавляющее большинство детей к моменту окончания школы прекрасно понимают, чем они хотят заниматься в дальнейшем и совершенно осознанно выбирают учебное заведение для получения профильного образования.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: