Современный ребенок в современном доу. Современный дошкольник - какой он? Социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора

Фонд профилактики рака совместно с НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова запускает систему оценки риска рака SCREEN. Чтобы узнать об индивидуальном риске заболеть, достаточно пройти онлайн-тест и получить рекомендации по его результатам. Также сразу после тестирования в случае необходимости можно будет записаться на обследование. Исполнительный директор Фонда профилактики рака онколог Илья Фоминцев подробно рассказал The Village, почему тест может помочь достаточно точно оценить риски, какие обследования для раннего выявления рака необходимы, а какие бесполезны, и как результаты тестов станут основой для новых научных исследований.

Илья Фоминцев

исполнительный директор Фонда профилактики рака

Пройти тест. «На нашем сайте любой желающий может пройти тест, который определит факторы риска конкретно для этого человека. При бессимптомном заболевании нужно иметь чёткие показания к обследованию. Когда что-то болит - это симптом, нащупал опухоль - тоже. А когда нет симптомов, какие показания? В этом случае надо определить факторы риска. Именно их мы и измеряем при помощи теста.

Есть огромное количество исследований, которые говорят, что относительный риск заболеть раком повышается в зависимости от тех или иных факторов, и факторы эти можно установить: около 90 % из них определяются в разговоре с человеком. Я могу спросить, сколько вам лет и какой у вас пол, - это уже факторы риска. Если вам 70 лет, вы мужчина и последние 40 лет курите по две пачки сигарет в день, я могу предположить, что у вас высокий риск рака лёгких. Также огромную роль играет наследственность. Допустим, я спрошу: «Есть ли у вас родственники первой линии, которые болели раком?» Первая линия - это мама, папа, сестра, брат, сын и дочь. Подавляющее большинство людей знают, кто из родственников чем и когда болел.

Большая проблема в том, что и у пациентов, и у врачей ложные представления о том, как надо обследоваться и надо ли обследоваться вообще. Мы проводили предварительные социологические опросы, и результаты это подтвердили. Например, был опрос среди женщин, в нём приняли участие более 3 600 респондентов, из них 92 % - образованные люди: 84 % уже имеют высшее образование, а 8 % пока только получают его. Когда мы спросили „Знаете ли вы, что нужно делать, чтобы обследоваться для раннего выявления рака именно в вашем случае?“, 60 % ответили, что знают, но не уверены, 26 % сказали, что не имеют представления об этом, а 14 % уверены, что знают.

Потом выяснилось, что и эти 14 % опрошенных зря уверены: на тестовые вопросы правильно не ответил почти никто. Например, мы спросили: „Какие из представленных методов вы считаете целесообразными для общего обследования на рак?“ Правильный ответ такой: общее обследование рака вообще делать не нужно, и так сказали только 7 % опрошенных. Зато анализ крови на онкомаркеры как метод обследования выбрали более 70 % респондентов, а это грубейшая ошибка. Эти 70 % не увидят в наших рекомендациях анализ крови на онкомаркеры. Люди не знают, что онкомаркеры - чистая разводка частных клиник. Этот анализ не даёт ответа ни на один вопрос, и я вас уверяю, что частные лаборатории великолепно об этом осведомлены, но они продолжают поддерживать миф об эффективности анализа, в том числе среди врачей. Мы провели исследование и в медицинском сообществе: 46 % опрошенных врачей убеждены, что онкомаркеры нужны для раннего выявления рака, хотя это совершенно не так. Если доктор отправляет вас сдать анализ на онкомаркер для раннего выявления рака, скорее всего, он безграмотен в чём-то ещё, кроме этого. Это маркер безграмотности самого доктора. Не существует единого анализа для всех видов рака. Если бы он был, можно было бы поставить рамку-ракоискатель в аэропорту и проводить там скрининг. Но диагностика - процесс очень непростой.

Ещё один распространённый миф - о необходимости для диагностики рака УЗИ всех органов. На деле это обследование не выявляет онкологию на ранних этапах развития заболевания, зато нередко по результатам УЗИ подозрением на рак называют совершенно безобидные штуки. Это приводит к ненужным биопсиям, операциям, нервотрёпке и не приносит никакой пользы. УЗИ как метод скрининга на рак может применяться только в очень узких группах риска рака яичников, но люди этого не знают».

Получить рекомендации. «По результатам теста люди получат рекомендации. В большинстве случаев это будет рекомендация ничего не делать, потому что, как я полагаю, 70 % потенциальных пользователей - достаточно молодые люди, у которых риск рака ниже, чем риск осложнения от диагностического вмешательства. Кто-то, у кого обнаружатся серьёзные факторы риска и плохая наследственность, получит рекомендации по профилактике конкретных видов рака.

Наша система скрининга работает по алгоритмам, которые мы разработали вместе с сотрудниками НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова. Мы изучили много исследований на эту тему, проанализировали гайдлайны наиболее авторитетных онкологических обществ, в том числе Международного агентства по изучению рака, а также использовали рекомендации Всемирной организации здравоохранения - все эти материалы адаптированы для российских реалий. Что такое относительный риск заболеть раком? Если очень упрощённо - чтобы рассчитать его, отобрали людей с определённым фактором риска и без него и сравнили в перспективе их заболеваемость раком и смертность от него. При этом в каждую группу вошли несколько тысяч человек. Разница между двумя группами по каждому фактору - это и есть коэффициент относительного риска.

Не существует единого анализа для всех видов рака. Если бы он был, можно было бы поставить рамку-ракоискатель в аэропорту и проводить там скрининг

Например, если у человека папа или мама болели колоректальным раком до 60 лет, это значит, что ему надо начинать скрининг раньше, чем всем остальным, и проводить его другими методами. Или, например, есть исследования о влиянии лучевой терапии в анамнезе на риск развития рака молочной железы, и это влияние огромно. Если женщина в детстве получала такую терапию выше диафрагмы в возрасте до 30 лет (например, у неё в детстве была опухоль, а это нередкая ситуация), то у неё очень высокий риск развития рака молочной железы, и наблюдаться ей нужно не с 50 лет, как всем, а с 30 лет и с использованием совершенно других методов.

Есть и обратные примеры, которые важны для оценки рисков: исследования показывают, что каждый полный год кормления грудью снижает риск рака молочной железы примерно на 7 %, а каждые роды снижают этот риск примерно на 9 %».

Записаться на приём . «Человек, который получил рекомендацию пройти обследование, сможет записаться к врачу в два клика. Мы не можем повлиять на то, запишется он или нет, но мы постараемся убедить его сделать это. Мы подключили к нашей программе несколько сетей клиник и сейчас тестируем их. В Москве и Петербурге у человека с высокими рисками сразу будет возможность записаться на приём и пройти необходимое обследование. Ещё в 35 городах пока можно будет выполнить лишь часть возможных рекомендаций: сделать низкодозную КТ лёгких, МРТ молочной железы и маммографию. Процесс подключения клиник по всей России будет достаточно долгим, но в течение года-двух мы рассчитываем охватить все города-миллионники.

Почему вообще мы подключаем клиники? Во-первых, потому, что человеку, который прошёл наш тест, нужно мгновенно предоставить возможность записаться к специалисту, а то он забудет пройти обследование или отложит его. Во-вторых, подключая клиники, мы контролируем качество обследований. Потому что если контроля качества нет, все наши усилия коту под хвост.

Могу привести пример: мы проводили акцию по раннему выявлению рака молочной железы в одном из российских регионов. Доктор из Петербурга, который сидел на приёме, руками нащупал здоровенную опухоль груди и отправил женщину на маммографию. Как вы понимаете, это не был бессимптомный рак, ведь уже проявился симптом - опухоль. Но местный врач-рентгенолог сказал пациентке: «У вас всё прекрасно, попейте какие-нибудь травки». Тогда петербургский доктор пришёл к этому специалисту и попросил его показать все онкологические исследования, которые он делал. И выяснилось, что из 20 случаев пальпируемого рака рентгенолог пропустил 17. Причём этот же рентгенолог занимался и диспансеризацией.

Настоящий контроль качества - это достаточно сложно: он включает в себя математику, статистику, интеграцию с медицинскими информационными системами, IT-разработку, привлечение большого количества экспертов, обучение и семинары, разработку стандартов и их контроль. Этой работой будут заниматься НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова и Ассоциация онкологов Северо-Запада, а Фонд профилактики рака будет искать средства для неё - всё очень недёшево. Если клиники начнут отходить от нашего стандарта, то рискуют отключиться от системы скрининга и перестать получать от нас пациентов для обследования.

Нас часто спрашивают: «А где мне обследоваться?» А я не знаю где. Нигде нет контроля качества. Даже я, зная всех и вся, при необходимости не смогу отвести в «правильное» учреждение своего отца. Я, конечно, отведу его к хорошему специалисту, но даже этот специалист с высочайшей долей вероятности не будет знать, что делать с тем или иным результатом скрининговых обследований, а это одна из самых главных проблем. У каждого обследования есть предполагаемый исход, и в большинстве случаев результат находится в пределах нормы. Но есть и нетипичные случаи, и как грамотно поступить с ними, часто никто не знает.

Есть Всемирная организация здравоохранения, которая разработала алгоритмы для работы по каждому исходу обследований. К сожалению, с ними мало кто знаком, а это один из элементов контроля качества.

Нас часто спрашивают: «А где мне обследоваться?» А я не знаю где. Нигде нет контроля качества. Даже я, зная всех и вся, при необходимости не смогу отвести в «правильное» учреждение своего отца

Само тестирование - полностью бесплатное, но к работе мы пока подключаем только частные клиники. Во-первых, большинство необходимых обследований невозможно сделать бесплатно и по ОМС. Исключение составляют лишь маммография и цитология шейки матки, но даже маммографию больной без симптомов может выполнить только в рамках диспансеризации - раз в три года, а надо чаще. Во-вторых, государственные поликлиники не могут оплатить весь необходимый объём работы: время экспертов, которые будут приезжать и проводить семинары, IT-разработку, анализ данных. Всё это стоит больших денег, и нам их неоткуда больше взять. Но человек может использовать наши рекомендации и найти бесплатный способ обследоваться.

Однако даже платный скрининг - без лишних обследований - будет очень дешёвым. Бесконечные чекапы с заоблачной стоимостью, которые предлагают частные клиники, не нужны, они вероятнее даже принесут вред, чем пользу. То, что действительно имеет показания и не имеет противопоказаний, стоит недорого.

Если, например, взять небольшую группу сотрудников завода и попросить их пройти наш тест, то, скорее всего, большинству по результатам опроса обследования вообще не понадобятся. Те, кому нужно будет пройти что-то ещё, смогут уложиться в 2–3 тысячи рублей в год. Редкая птица вылетит за 10–15 тысяч рублей в год - такая сумма может понадобиться одному проценту протестированных с особыми факторами риска. Например, женщине в возрасте от 25 до 65 лет может раз в три года потребоваться цитология или раз в пять лет - тест на вирус папилломы человека. Эти анализы стоят около 800–1 000 рублей. Если человек курит, мы можем порекомендовать ему пройти курс отказа от курения, который стоит 5–8 тысяч рублей. Или пациент может попробовать бросить сам.

Кроме того, в будущем мы хотим запустить систему пожертвований вроде «подвешенного кофе». У людей, которые будут проходить тест, мы начнём спрашивать, могут ли они заплатить за свой скрининг. У тех, кто может, будем интересоваться, могут ли они заплатить и за кого-то другого. Тем, кто ответит положительно, мы предложим заплатить за неимущего, тогда у последнего появится возможность пройти тест бесплатно.

Государство в нашем проекте финансово никак не участвует, но мы получаем административную поддержку от государственных клиник и от некоторых региональных органов здравоохранения. Разработку мы осилили с помощью проекта «Такие дела», а дальше продолжим сбор средств через саму систему. Я имею в виду и возможность оплатить скрининг для того, у кого на это нет средств, и деньги частных клиник, которые оплачивают расходы по контролю качества. Изначально мы планировали, что веб-версия проекта обойдётся в 200–300 тысяч рублей, но нам пришлось несколько раз переделать техническое задание, и в итоге мы потратили больше 500 тысяч рублей».

Что даёт исследование

«Это первая подобная система индивидуальной профилактики рака не только в России, но и в мире. Главное, что она даёт, - возможность пройти обследование тем, кому это необходимо. Аудитория теста зависит от методов, которыми мы будем его продвигать. Пока, по нашим данным, больше половины пользователей - старше 30 лет, а рассчитываем мы на средний возраст в районе сорока. Мы будем стараться продвигать наше исследование среди родственников больных раком, потому что они находятся в группе риска. Их места скопления вполне ясны: онкодиспансеры и кабинеты районных онкологов.

Сами результаты теста дадут нам информацию для новых научных исследований. Мы получим распределение факторов риска по возрастам и по регионам. Это очень интересные сведения, из которых могут родиться новые гипотезы. Мы хотим создать математическую модель, которая позволит рассчитать абсолютный риск заболеть раком, учитывая все, даже мелкие, факторы риска. Для этого с полученными данными будут работать прикладные математики и дата-аналитики. Это позволит нам уточнить группы риска и настроить критерии показаний к скринингу более точно.

Например, для раннего выявления рака молочной железы ВОЗ рекомендует делать маммографию раз в год только после 50 лет, при этом есть люди, которые болеют раком молочной железы до 50 лет. Кто они? Их относительно немного, от силы - 1,5 тысячи в год на всю популяцию женщин до 50 лет в России, но всё-таки они заболевают. Выясняется, что примерно половина из них имела факторы риска, говорившие о том, что скрининг нужно было начинать раньше 50 лет: это наследственность, лучевая терапия, что-то ещё. Остаётся ещё около 700–800 человек в год, которые не имели ни одного известного фактора риска и всё-таки заболели раком молочной железы до 50 лет. Здесь невероятно маленький риск, но это произошло. Мы не можем ради этих людей рекомендовать десяткам миллионов женщин проходить ненужную им процедуру. Вопрос: как выявить эти 750 человек? Возможно, с помощью результатов нашего исследования мы сможем ответить на этот вопрос».

Инструкция

Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели.

Многочисленные изменения в обществе привели к изменения и в поведении детей дошкольного возраста. В настоящее время родители серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста. Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.

Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Уже с малых лет ребенок окружен телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.

Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Их взгляды во многом шире, чем у детей их возраста раньше, они рано начинают размышлять на серьезные темы. Но вместе с тем могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель. Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.

Психологические особенности современных детей-дошкольников

Дети, появившиеся на свет в конце XX - начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения. Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран.

Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее буквально на глазах разрушение традиционных форм детского бытия - исчезновение так называемого детского сообщества, рост приоритета раннего обучения в ущерб свободной детской игре, распад самой игры.

Для нашей страны эти перемены во многом связаны со сменой общественно-экономической формации, переходом от социализма и соответствующих ему экономических и социальных общественных отношений к рыночной экономике, которой сопутствуют значительное материальное расслоение населения, индивидуализация социальной жизни, меньшая регламентированность частной жизни граждан со стороны общественных институтов. Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жестко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования.

Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На все это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребенка все чаще передается профессиональным педагогам - няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования, школьным учителям или частным гувернерам.
Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь - информационных. Передовые информационные технологии, позволяющие людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к существенным изменениям одной из важнейших сфер человеческого бытия - коммуникативной.

Современный мир - это единое информационное пространство, не имеющее государственных и даже языковых границ. Любое событие, происшествие, достижение, новшество сразу же становится достоянием мирового сообщества.

Все это в полной мере относится и к детской культуре. Все меньше места в ней остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Подавляющее большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, оружие, машинка, конструктор, электронная игрушка. Кстати, то же самое относится и к детской одежде.
Унификация детского имущества формирует унифицированные эталоны восприятия, единые стандарты и ценности. Процесс экономической глобализации, охвативший цивилизованный мир, с неизбежностью затронул и детство. Продукция для детей, как материальная, так и духовная, успешно реализуется не только там, где ее производят, но и в других странах.

Наряду с определенными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Многочисленными исследованиями показано, что уровень психологической зрелости современных дошкольников, стоящих на пороге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 30 лет назад. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. По-видимому, мы имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни современного дошкольника создают модель социализации, несовпадающую с моделью социализации, задаваемой школой как социальным институтом.

Сегодня существуют два практически противоположных мнения о том, что представляет собой современный дошкольник.
Современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника. Дети располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле- и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более богатый, нежели многие взрослые. Конечно, их мало занимают сюжетно-ролевые игры, но разве могут эти бесхитростные игры соперничать по своей занимательности с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации.

Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты - чтением, письмом, счетом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы. Сегодня их внуки знают и легко делают то, что сами они освоили недавно и с большим трудом, например, навыки пользования электронной техникой. Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое время пользоваться электроприборами. Своеобразный язык, на котором электроника «общается» с нами, труден для освоения только взрослым людям, а дети овладевают им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.

Наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие, слабость произвольной сферы, недостаточное развитие связной речи, неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого. Воспитатели с большим стажем работы более скептично относятся к осведомленности современных детей: «Много знают, но не того, что нужно».
Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий - школьный - этап жизни.

Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад.
Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Речевое развитие. Психологи, педагоги, логопеды, педиатры отмечают стабильно высокий уровень темповых задержек речевого развития у детей от 1 года до 5 лет, причем проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание в развитии речевых компонентов. Если в середине 70-х годов ХХ века дефицит речи наблюдался только у 4% детей среднего дошкольного возраста, то сегодня специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.

Развитие воображения. Воображение является главным новообразованием дошкольного детства, ответственным, по словам Л.С.Выготского, за специфическое для данного возраста отношение между ребенком и социальной действительностью.
Воображение задает социальную ситуацию развития, именно оно определяет дальнейший характер познавательного и личностного развития ребенка. Появление у ребенка способности к созданию мнимых ситуаций, ситуаций «как будто» свидетельствует не только о его готовности к игре, но, в первую очередь, о начале активного познания и освоения окружающего мира в доступных, максимально адекватных его познавательным возможностям формах. Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

Однако сегодня практически всеми психологами и педагогами фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.

Чем поддерживается свойственное детям стремление к игре, возникающее в определенном возрасте как насущная потребность детства? Только ли социальная мотивация, то есть желание приблизиться к недоступному миру взрослых, делает игру той самой ведущей деятельностью дошкольного возраста, которая создает наилучшие условия для психического и личностного развития ребенка? По-видимому, для этого игра должна отвечать не столько исторически переменчивым социальным мотивам, сколько конкретной задаче психического развития ребенка на данном возрастном этапе, сензитивности этого периода жизни к развитию той или иной психической функции. Это, в свою очередь, определяется как общим уровнем психического развития ребенка, так и востребованностью данной психологической способности в конкретных культурных условиях.

Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира и отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует.

То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя цивилизация.

Другим фактором, препятствующим полноценному развитию воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Современные родители легко поддаются рекламной информации о возможностях и преимуществах раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки. Дошкольники быстро осваивают и несложные манипуляции с компьютером: научаются включать его, находить «свои» игрушки, запускать их, управлять с помощью нескольких клавиш действиями компьютерных персонажей. Вся эта видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем вербальная. Она не требует работы воображения, более того, эти готовые образы, яркие и разнообразные, превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Учителя начальной школы отмечают, что современные первоклассники слабо знакомы со сказками, особенно русскими: от них остались лишь смутные воспоминания раннего детства. Реалии, в которых проистекают эти сказочные события, далеки от нынешних детей, а волшебства по сегодняшним меркам весьма скромны.

Другим последствием широкого внедрения компьютерных технологий в жизнь маленьких детей становится искажение их сенсорного опыта, формирование неверных сенсорных эталонов. Повседневная жизнь естественным образом ограничивает возможности ребенка познакомиться со всем чувственным многообразием окружающего мира. Высокие технологии позволяют восполнить этот пробел, предоставляя в распоряжение ребенка электронные имитации разнообразных звуков, цветов, предметов, животных и пр. Например, компьютерная программа познакомит малыша со звучанием не только пианино, гитары или барабана, но и скрипки, флейты, органа, виолончели, контрабаса, волынки.

Педагогическая готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счета также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными буквами, а некоторые даже и курсивными.
Социальное взаимодействие. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми.
Компьютерная программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь лишь на подкрепление правильных шагов или невозможность продвигаться дальше в случае неверных решений. Конечно, раскладывание последовательности картинок и рассказ по ним - не слишком интересное задание для малышей, однако гораздо более полезное, чем молчаливое раскладывание тех же картинок на экране компьютера, подкрепляемое не устным откликом или похвалой взрослого, а бесхитростной анимацией.
Перед ребенком не стоит задача вычленить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении данного задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведет молчаливый диалог с «умной» машиной, делая верные или неверные выводы относительно принимаемых решений.
Между тем важнейшим условием благополучного психического развития ребенка является его совместная со взрослым деятельность. Именно взрослый знакомит ребенка с предметным содержанием окружающих его вещей и явлений, именно взрослый открывает ребенку способы взаимодействия с окружающим миром, именно ко взрослому обращено развитие познавательной потребности ребенка.

Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Многозначность и многовариантность современной жизни привели к размыванию нравственных ориентиров: дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Другой особенностью современных дошкольников, отмечаемой воспитателями, является повышенный эгоцентризм. В определенной степени эгоцентризм характерен для детей дошкольного возраста, однако к 7 годам многие из них уже способны преодолеть эгоцентрическую позицию и принять во внимание точку зрения другого человека. Преодоление детского эгоцентризма является одним из важнейших механизмов социализации в дошкольном возрасте.

Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе), причины которых видят в неправильной, неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

Ранний возраст: для детей характерна повышенная по­требность в получении информации; больше объем долго­временной памяти; с момента рождения начинает функци­онировать смысловое восприятие мира и речи, основанное на образах.

Дошкольный возраст: комплексное развитие мыслительных опе­раций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); выше уровень интеллекта: дети 2-3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, по­стоянно ищут возможности ее удовлетворения, если не по­лучают необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информа­ционный перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет воспринимать и перера­батывать большое количество информации за короткий про­межуток времени. Не испытывают стресса при контакте с техникой, компьютером, мобильным телефоном.

Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «поче­му?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей пре­обладает рефлекс свободы - они сами выстраивают страте­гию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отме­чается их врожденное стремление к самореализации, к про­явлению своей деятельной натуры:

    современному дошкольнику интересен не только мир предметов, игрушки. Дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, при­роде. Человек интересен ребенку со всех сторон: как биологическое и со­циальное существо, как созидатель и носитель культуры;

    современный ребенок - это граж­данин, осознающий себя не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, семью, свер­стников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее;

    современный дошколь­ник хорошо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, сво­ем настоящем и будущем. Он готов оценивать разные явления и события;

    современные дети в большей степени ориентированы на будущее, легко рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, в каких условиях они будут жить и как отдыхать;

    старшие дошкольники не только принимают учебную зада­чу, но и осознают ее смысл для себя. Как правило, он связан с успешным будущим ребенка: научусь читать - буду хорошо учиться в школе - по­ступлю в институт - получу отличную работу - буду хорошо жить!

    современный ребенок раду­ет, с одной стороны, своей активностью, подвижностью, инициативностью и целеустремлен­ностью, с другой - развитым воображением, склонностью к фан­тазированию и творчеству;

    дети способны самостоятельно мыс­лить и действовать, живут с ощуще­нием внутренней свободы, жизнера­достны и оптимистичны, отличаются позитивизмом, развитостью интел­лектуальных процессов, направлен­ностью на познание окружающего мира;

    сегодняшний дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает ос­воить мобильный телефон и компью­тер, телевизор и магнитофон, ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, названиях производителей одежды и т.д.;

    дети любят играть, со­чинять, фантазировать, т.е. активно ориентированы на самоценные, дет­ские виды деятельности;

    в поведении детей наблюдаются некоторые проявления взрослости, зрелость в суждениях, ориентация на будущее, понимание самого себя, своих инте­ресов, потребностей, возможностей;

    дети живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Компьютер явля­ется не роскошью, а средством труда, познания, досуга;

    современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощен­ными, открытыми, проявляют большую самостоятель­ность, инициативность, они проявляют чувства свободы и не­зависимости;

    любимыми героями со­временных детей являются герои детской мультипликации;

    изменения происходят и в интеллек­туальной сфере детей, им присуща большая информированность они стали бо­лее развитыми, любознательными, легко и свободно ориентируются в современной технике и во взрослой жизни; что самолет приземляется на шасси, а в галактике, кроме нашей планеты, есть и другие...», «С ними можно поговорить, поспорить, такого не было раньше...»;

    предпочтения, инте­ресы, суждения детей о жизни в зна­чительной степени зависят от уровня жизни и возможностей родителей и изменяются от района проживания (в столичном городе, областном цен­тре, провинции, пригороде, том или ином районе города и т.д.);

    дети стали более живыми, шум­ными, эмоциональными. Они лучше воспринимают разную информа­цию, быстрее запоминают стихи, песни;

    дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, обусловлен­ные комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, гипоактивностью, пассивностью ребенка и пр.);

    дети с трудом усваивают те или иные нрав­ственные нормы.

Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современ­ные дошкольники продолжают оста­ваться детьми. Они любят играть, только содержание игр, игровые ин­тересы несколько изменились. На­ряду с сюжетно-ролевыми играми, дети выбирают игры с современ­ными конструкторами, различные головоломки, знают и увлекаются компьютерными играми;

Таким образом, при организации образовательной работы с детьми необходимо учитывать (с поправкой на индивидуаль­ные особенности, уникальность личного социального опыта, социокультурной ситуации), что современный ребенок-дошкольник обладает:

    достаточно развитым восприятием многофакторных ка­честв и отношений объектов, явлений и ситуаций;

    памятью достаточно развитой для удержания, сопостав­ления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте;

    мышлением, достаточным для осознания, установления связей между сложными многоуровневыми многофактор­ными явлениями и событиями;

    речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что по­зволяет ребенку вступать в отношения разного уровня и на­правленности;

    исследовательской инициативой, побуждающей ребен­ка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и соци­альные объекты и явления, выявляя их скрытые сущност­ные характеристики и сети внутренних причинных взаи­модействий;

    сложившейся «субъектностью», позволяющей ему дей­ствовать самостоятельно и автономно не только как субъек­ту деятельности, но и как субъекту социальных отношений;

    внутренней позицией, которая, в основном, будет сфор­мирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться к событиям и явлениям происходящим в жизни ребенка.

В этой статье:

Современные дети отличаются от воспитанников советского времени. Во всем. От потребностей и интеллекта до психологических особенностей. В чем причина? В первую очередь в измененных условиях обитания, к которым приложили руку человек и прогресс. И не менее важная причина – культивация новых форм воспитания, основанных на принятии ребенка и любви. Три главных кита такого воспитания – мотивация, сотрудничество и контроль. Все то, чего современные дети имеют намного больше, чем советские и постсоветские.

Особенности современных деток

Нормальное развитие детей требует полноценных условий развития. Большинство родителей ограждает малышню от проблем, стрессовых ситуаций, огорчений, боли и прочих негативных факторов, которыми наполнена жизнь. В результате этого вырастают ни на что не способные дети, трясущиеся от страха при виде любых проблем, ведь они не только не умеют их решать, но и не знают, как себя вести в подобных ситуациях.

Также у современной детворы нет чувства вины. Они невосприимчивы к тактике ее внушения, к которой часто прибегают в семьях и общественных учреждениях на ранних этапах развития. Современные отпрыски плохо реагируют на нотации, наказания, принуждение и прочие общепринятые методы воспитания и приемы, используемые педагогами и родителями.

Этим детям не страшны даже телесные наказания. Их практически невозможно «поставить на место». Это удается немногим и при помощи ограниченного количества мер.

Наиболее важным для современных чад является уважение. Только на него они реагируют и откликаются. Взрослые должны уважать не только мелких карапузов как разумных личностей, но и их проблемы, которые они считают не менее сложными, чем родительские трудности.

Большинство этих детей ведут себя не очень хорошо. Многих можно даже назвать неблагополучными. При этом каждый из них нуждается в шансе получить от взрослых те советы, которые смогут поощрить лучшее, что есть в каждом отдельном ребенке.

Эти малыши приходят в наш несовершенный мир совершенными. Внутри у них есть стержень и интуитивное ощущение хорошего и правильного. Поэтому они легко и четко определяют плохие слова и поступки, совершаемые другими. Вы спросите: почему они тогда сами говорят и поступают плохо? Да потому, что так делают другие. Раз это позволено одним, почему нельзя другим? Почему нельзя этому конкретному ребенку, который, как и другие современные дети, не любит запретов, даже если они не произносятся вслух? Это бунтари, требующие от нас выполнения правил их же нарушением. Так они указывают нам на наши ошибки. Не зря говорят, что воспитывать следует не детей, а себя, ведь они все равно вырастут похожими на нас.

Кроме уважения, у современных детей остро развита потребность в любви. А еще они ни при каких обстоятельствах не одобрят ложь, манипуляции и насилие. Им нужны объяснения, и отговорки типа «потому что я так сказал» их не устраивают.

Растить полноценную личность нет смысла – она перед нами. Ей только следует помогать совершенствоваться и «обрастать» новыми знаниями и опытом. Для этого всего лишь нужно серьезно относиться к собственному ребенку, его мнению, желаниям и жизненной позиции. Не стоит менять кроху – стоит изменить себя, свое мышление и ожидания относительно поведения любимого чада. Только таким сложным путем можно достичь желаемого. В помощь родителям в воспитании современных отпрысков направлена позиция мира и согласия.

Особенности воспитания

Воспитывать нынешнее поколение нелегко. Это становится понятно в результате общения с представителями современной детворы. Для воспитания ребенка 21 века специалисты рекомендуют использовать следующие принципы.


Современные дети и дисциплина

Многим родителям кажется, что современные дети и дисциплина – это несовместимые понятия. Однако это не так. Даже самого неуправляемого ребенка можно дисциплинировать. Для этого всего лишь необходимо:

Личностные качества

Зная личностные качества детей нового поколения, вам легче будет найти с ними общий язык. Итак, по мнению многих педагогов и родителей, большинство современных детей:

Достаточно специфические личные качества, но при этом легко объясняемые и закономерные для сегодняшнего дня, в котором у родителей имеется большой запас времени для работы и увлечений и почти не остается времени для детей. Но если у одних нет времени для ребенка, то у других нет желания с ним общаться, тем более что часто это более многогранный, совершенный, занимательный и глубокий представитель человечества, чем его родитель.

Проблемы современных детей

Современные родители болеют двумя крайностями. Одни вообще не участвуют в жизни ребенка, доверяя его личностный рост саду, школе, репетиторам и няням, а другие чрезмерно их
контролируют, опекая и ограждая от реальной жизни.

Таким образом, у детей 21 века имеется ряд серьезных проблем. Они:

Каждая из этих проблем имеет решение. Главное – не выявить эту проблему, а видеть ее, хотеть решить и решать. В первую очередь это задача неравнодушных родителей. Все, что им следует сделать, – уделить ребенку внимание, научить его жить здесь и сейчас, общаться с людьми, наслаждаться простыми вещами, любить и быть любимым людьми, а не гаджетами и виртуальными друзьями и подругами.

Что делать родителям?

Как понятно из вышенаписанного, жизнь современного дитяти не так проста и безоблачна, даже если она заполнена ноутбуками, планшетами, приставками, смартфонами и прочими благами современной цивилизации. Вместе с ними они обзаводятся уймой психологических проблем, которые могут помочь решить только родители. Однако хотелось бы отметить, что проблемы лучше не решать, а предотвращать.

Первое и самое главное правило в воспитании современных детей – жесткий контроль «гаджетомании»! Контролировать необходимо не только компьютеры и планшеты, но даже телевизоры. Если правило ввести до того, как ребенок станет зависим от гаджетов, то проблем не возникнет. При введении ограничения уже во время «заболевания» у крохи может начаться своеобразная «ломка», как у любого другого зависимого человека, проявляющаяся припадками ярости, истериками, скандалами, попытками шантажа. Но как только малыш привыкнет к новым правилам, он сразу изменится. Станет более спокойным, у него разовьются навыки игры, он заинтересуется окружающим миром.

Специалисты рекомендуют проводить больше времени с сыном или дочерью – гулять, путешествовать, посещать музеи, театры, зоопарки, ходить в подходы, по грибы и ягоды. Отпрыска следует учить доброте, любви ко всему живому – от растений и животных до себе подобных представителей человечества. Какие бы ценности не навязывало детям общество, главные из них могут привить только родители. Все, что для этого нужно, – любить своего малыша, желать находиться рядом с ним, уделять ему время и внимание, а также быть примером для подражания.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: