Работа по театрализованной деятельности старшей группе. Конспект занятие по театрализованной деятельности в старшей группе

Разработала и провела: воспитатель подготовительной к школе группы МБДОУ детский сад «Родничок» Степаненко Лариса Александровна, май 2014г.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье» , «Физическая культура» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Цель: формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Задачи: - учить беречь своё здоровье;

  • учить активному отдыху;
  • расширять представления о рациональном питании;
  • знакомить с целебной силой цвета;
  • формировать представления о значении движения в жизни человека;
  • расширять представления о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье;
  • обогащать двигательный опыт детей;
  • развивать физические качества;
  • воспитывать культурно – гигиенические навыки.

Материал: магнитофонные записи, иллюстрация радуги, полка с полезными и вредными продуктами, коробка ощущений (принадлежности для личной гигиены) , зонты, шапочки (витамины А В С) , 2 стола, витамины для угощения.

Ход мероприятия:

Под марш дети входят в зал. Говорят речёвку:

1, 2, 3, 4 - кто шагает дружно в ряд? - это наш детский сад!

Кто шагает дружно в ногу? - уступите нам дорогу!

Я, ты, он, она! - вместе дружная семья!

Всех приветствуем, друзья! – здравствуйте!

Здравствуйте, говорим мы человеку. Здравствуйте, отвечает он в ответ.

И, наверно не пойдёт в аптеку и здоровым будет много лет.

Алиса:

Спроси у друга: как здоровье? И он ответит не тая.

Здоровье главное для человека, ведь это точно знаю я.

Лиза:

Здоровье каждому дано, но потерять его легко, не безграничное оно.

Воспитатель:

Каждый день мы с вами, ребята, идем вперед по пути здоровья. Разные учителя здоровья помогают нам на этом пути. У каждого из них свой цвет, а когда они вместе, тогда появляется разноцветная РАДУГА Здоровья. Главный секрет Учителей в том, что они находятся внутри человека, внутри каждого из вас и только когда они вместе - человек здоров.

Ритмический танец «Разноцветная игра» .

Воспитатель:

Что за чудо – чудеса! В гости радуга пришла.

Семь дорожек принесла. Все дорожки не простые.

А волшебные такие. По дорожкам кто пойдёт,

Тот и пляшет и поёт, веселится и играет.

Как здоровым стать узнает!

В: Предлагаю вам отправиться в путь по радуге здоровья.

Ритмическая гимнастика под песню «Вместе весело шагать»

В: - Ребята, первый цвет РАДУГИ какой? (КРАСНЫЙ)

Правильно, красный! Это цвет мужества, силы и отваги. Красная дорожка дружит с солнцем, которое будит нас по утрам.

Упражнение «Просыпайся, глазок!»

Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза и далее выполняют действия по тексту.

Затем встают на ноги и тянутся руками вверх.

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться солнышко вышло с тобой1

Посмотри, как оно улыбается.

Новый день, новый день начинается!

Это кто уже проснулся, кто так сладко потянулся?

Потягуни – потягушечки от носочков до макушечки.

Мы потянемся, маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём!

В:- Второй цвет…какой. (ОРАНЖЕВЫЙ)

Оранжевый цвет – цвет сновидений, сказки, цвет творчества и фантазии.

Как проснулись, что нужно сделать? (умыться) .

Массаж рук «Мыло» (по китайской методике)

Каждый день я руки мою

Под горячею водою

И в ладонях поутру

Сильно – сильно мыло тру.

Мойся, мыло! Не ленись!

Не выскальзывай! Не злись!

Массаж лица «Умывалочка»

Надо – надо нам умыться.

Где тут чистая водица?

Кран откроем – ш – ш – ш..

Лобик моем, глазки моем,

Щёчки, шейку мы потрём.

И водичкой обольём!

В: Молодцы, нам микробы не страшны, мы от них избавились.

В: Третья радужная дорожка – ЖЕЛТАЯ. Это цвет радости, веселья счастья.

Чтоб здоровье было в порядке, по утрам мы делаем ЗАРЯДКУ!

Ритмическая гимнастика «Ну – ка, дети, не ленись! На зарядку становись!»

Звучит аудиозапись (движения выполняются согласно тексту песни) .

В: По жёлтой дорожке скачут солнечные зайчики. Что они нам помогут выполнить?

(гимнастику для глаз) .

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик» .

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять

По плечам давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

Отдыхаем не спеша…

Глазки открываются, миру улыбаются!

(Голова всё время находится в фиксированном положении, упражнения выполняются только лишь для глаз)

В: А мы с вами оказались на – ЗЕЛЕНОЙ дорожке. Зеленый цвет успокаивает, он считается самым целебным, так как это цвет живой природы, цвет травы, листьев.

Ребята, как вы понимаете выражение «рациональное питание» ? (есть разнообразную, полезную пищу, не переедать)

Ксюша нам расскажет стихотворение С.Маршака«Про девочку, которая плохо кушала»

Раз бабулю Люсю посетила внучка

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладости,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

Кушай, Варечка скорей

Будешь крепче, здоровей.

Вырастешь такая умная, большая.

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.

Скушай, суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.

Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет угодить малышке хочет

Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Варя носик – есть она не хочет.

Не сердись, бабуля, ты готовишь вкусно,

Но компот, конфеты, мороженое –

Это главная еда.

Остальные все продукты – ерунда.

В: Можно ли есть только сладости? (Нет. Еда должна быть разнообразной и полезной, и содержать витамины.)

ДЕТИ: 1.Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок черничный пьёт.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

2.Чёрный хлеб полезен нам и не только по утрам.

От простуды и ангины помогают апельсины,

Ну а лучше съешь лимон очень – очень кислый он.

Никогда не унываю и улыбка на лице,

Потому, что принимаю витамины АВС.

А сейчас я вам расскажу кто придумал слово «витамин» и что оно значит? (учёный Казимир Функ, «вита» - жизнь, «амин» - маленькая частица)

В: А вот и сами витамины пожаловали к нам в гости. (Дети в шапочках АВС читают по очереди)

1.Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть

И иметь красивые зубы, вам нужен я!

В каких овощах есть витамин А?

(капуста, морковь, помидор)

2.Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит,

И не хотите огорчаться и плакать по пустякам,

Вам нужен я!

В каких продуктах есть витамин В?

(свекла, редис, яблоки, зелень)

3.Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми,

Быстрее выздоравливать при болезни.

Вам нужен я! В каких продуктах содержится витамин С?

(в чёрной и красной смородине, лимоне и луке)

В: Молодцы! А сейчас, друзья поиграть пришла пора.

Эстафета - игра «Полезно – вредно»

(на витрине лежат сок, молоко, йогурт, чёрный хлеб, овощи, фрукты, вода, чипсы, сладкая газировка, жвачка, шоколад и т.д., дети делятся на 2 команды.

Каждый из детей выбирает один продукт с витрины и определяет его на стол или в мусорную корзину и передаёт эстафету следующему игроку)

В: Молодцы. Пятая дорожка здоровья – ГОЛУБАЯ. Голубой цвет – цвет прохлады, чистого неба, свежего дыхания.

Ответьте, ребята, что такое гигиена? (от греческого слова «здоровье» . Это правила, выполнение которых, способствуют укреплению и сохранению здоровья)

В: Есть у нас одна игра, вам понравится она.

Игра «Чудесный мешочек»

Играющие (все по очереди дети) , на ощупь определяют предмет личной гигиены человека и называют его.

(зубная щетка, расчёска, мыло, паста, мочалка, носовой платок, полотенце, ватные палочки и т.д.)

В: Шестой цвет – СИНИЙ. Это цвет глубины моря, цвет безграничных возможностей. По синей дорожке мы отправимся на прогулку.

Мы сейчас пойдём гулять.

Ты в окошко погляди

На погоду посмотри.

Ты подумай что надеть,

Чтобы только не вспотеть,

Чтоб не зябнуть, не дрожать.

Думай, что же надевать.

Дети рассуждают как нужно одеваться по погоде и высказываются.

Подвижная игра «Спрячься от дождя»

По залу раскладывается несколько зонтов. Под весёлую музыку дети поскоками двигаются врассыпную («радуются солнышку» ) , с изменением характера музыки они должны спрятаться под зонтами. Если воспитатель называет число 2 – под зонтом могут спрятаться двое детей, если 3 – трое и т.д. Кому не хватило места под зонтом поднимает руки вверх («растёт под дождиком» ) .

В: ОСТАЛАСЬ ФИОЛЕТОВАЯ дорожка здоровья. Это цвет Виолетты дочери музыки. Это цвет мечты, цвет будущего, веры в чудо, волшебства.

А всё ли вы знаете о здоровом образе жизни, мы сейчас проверим.

Речевая игра «Это правда или нет» . (дети отвечают «правда» или «нет» )

В: Вас прошу я дать ответ это правда, или нет.

Чтоб с микробами не знаться надо, дети, закаляться?

Если хочешь сильным быть

Со спортом надобно дружить?

Чтоб зимою не болеть, на улице надо петь?

И от гриппа, от ангины нас спасают витамины?

Будешь кушать лук, чеснок, тебя простуда не найдёт?

Хочешь самым крепким стать, сосульки начинай лизать?

Ешь побольше витаминов, будешь сильным и красивым?

Реб. Запомните, ребята, безволие, неряшливость и лень

К заболеваниям первая ступень.

Гуляй на воздухе, не ешь ты перед сном,

А летом спи с распахнутым окном.

Дружи с водой, купайся, обтирайся.

Зимой и летом физкультурой занимайся!

Упражнение на расслабление

В: Все умеют танцевать, прыгать, бегать и скакать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье.

И становится понятно

Расслабление приятно!

Дети садятся ближе к краю стула, опираются на спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку.

В: А когда мы открыли глаза, оказались у себя в саду.

Вам понравилось гулять по радуге? (понравилось играть, танцевать, отгадывать, соревноваться и узнавать новое)

Настроенье каково? (Во – о – о!)

Дети, как вы думаете, какое настроение, плохое или хорошее помогает нам сохранить здоровье?

Хорошее настроение, улыбки, смех – вот чего боятся болезни. А что еще нужно для здоровья? Конечно ДВИЖЕНИЕ!

Получите витаминки – радостинки! (угостить участников и гостей витаминами) !

Елена Фадина
Конспект занятия «Радуга здоровья»

«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ »

Конспект открытого занятия по физической культуре подготовительной группы (5.09.2016г.)

Инструктор по физической культуре Фадина Е. И.

Цель : Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью .

Задачи :

Развивающие

Развивать умение правильно дышать, используя дыхательную гимнастику. Развивать коммуникативные качества, умение преодолевать барьеры в общении.

Развивать логическое мышление, воображение.

Воспитательные

Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью .

Воспитывать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе;

Воспитывать чувство сопереживания к герою

Оздоровительные

Учить детей приёмам массажа биологически активных точек.

Упражнять детей сохранять правильную осанку и равновесие.

Профилактика плоскостопия.

Развивать умение правильно дышать, используя дыхательную гимнастику.

Оборудование : дорожка «здоровья » , гимнастическая скамейка фонограмма песен Шаинского «Вместе весело шагать» , «От улыбки» , большой резиновый мяч, разноцветные шары для радуги , гимнастический мат, поворотные стойки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас оздоровительное занятие . РАЗДАЁТСЯ СТУК В ДВЕРЬ.

Воспитатель : Кто стучится в нашу дверь. Посмотрю-ка, я скорей!

В группу входит НЕЗНАЙКА.

Воспитатель : Ребята, в гости к нам пришёл Незнайка. А почему, ты, такой грустный?

Незнайка : Я всё кашляю, чихаю,

Как здоровым стать не знаю .

Воспитатель : Незнайка, а ты знаешь на какое слово похоже слово Здоровье ?

Незнайка : Нет, не знаю.

Воспитатель : Ребята, помогите Незнайке. Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, дети, слово здоровье похоже на слово

«Здравствуй» . Когда люди здороваются , они желают друг другу здоровья . Давайте и мы поздороваемся друг с другом и с Незнайкой.

ПРОВОДИТСЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ» .

Дети встают в круг и поочередно говорят фразу, называя имя ребенка, которому передают мячик : «Здравствуй, Саша! и т. д.)

(Незнайка начинает хныкать, шмыгать носом, жалуясь на простуду) .

Воспитатель : Не плачь Незнайка, даже дождику тебя жалко- вон он как звонко закапал по дорожкам.

(Песня про дождик)

Посмотрите ребята после дождика в небе засияла радуга .

Что за чуда чудеса в гости радуга пришла ,

7 дорожек принесла,

Все дорожки не простые,

А волшебные такие

По дорожке кто пойдет,

Тот и пляшет и поет,

Веселиться и играет,

Как здоровым стать узнает .

Если хочешь узнать, как никогда не болеть, отправляйся с нами в путь. И тогда ты поймёшь, почему у нас дети такие здоровые .

Под фонограмму песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» дети идут в колонне по-одному.

Ходьба на высоких носках, пятках, внешних сводах стопы с разными положениями для рук, бег с заданиями. Переходят на дорожку «здоровья » .

Воспитатель Первая дорожка красная выглянуло солнышко.

ПРОВОДИТСЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» .

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргаем глазами)

Ну-ка лучик повернись,

На глаза мне покажись.

(Круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводим глаза влево)

Теперь вправо посмотрю

Снова лучик я найду.

(Отводим глаза вправо)

Воспитатель :. Где у нас оранжевая дорожка? (ориентиры- шарики по цвету) - она научит тебя делать зарядку.

(ребенок показывает одно из упражнений, все дети за ним повторяют)

Незнайка присаживаясь : «Ох, устал я, посижу. Мне бы поспать.»

Прыгаем в высоту

Воспитатель : Ребята смотрите, какой луч оставило солнышко, а давайте мы через него попрыгаем

Дыхательное упражнение «Ветер»

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, не напряженный.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф.

И качает так листок – ф-ф-ф… Активный выдох.

Дует ветерок, качает листочки и они поют свои песенки :

Кленовый листочек –а-а-а…

Дубовый листочек – о-о-о.

Осиновый листочек – и-и-и…

Березовый листочек –у-у-у…

(дети хором пропивают эти звуки)

Воспитатель : По голубой дорожке мы пойдем в игру с вами поиграем

«Рыбаки и рыбки»

Воспитатель : А на синей дорожке мы будем умываться.

ПРОВОДИТСЯ МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ «УМЫВАНИЕ» .

Знаем, знаем -да-да-да Поочерёдно массируют каждый палец.

Где ты, прячешься вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться. Энергично растирают ладони и кисти рук.

Нет, не понемножку ПОСМЕЛЕЙ!

Будем умываться, веселей!

Воспитатель : А по фиолетовой дорожке катится мяч, весёлый и звонкий, он хочет играть.

Игра с мячом «я умею –я не умею» . (дети стоят по кругу, воспитатель - в середине круга бросает каждому ребенку мяч ребенок говорит я умею –я не умею).

Воспитатель : Ну а сейчас мы с вами немного отдохнем и отправимся домой. ПРОВОДИТСЯ РЕЛАКСАЦИЯ «ОСАНКА» под медленную спокойную музыку :

Хватит спинушку тянуть,

Надо лечь и отдохнуть.

Ну-ка, правильно лежим?

Мы на это поглядим!

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая!

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Все присели, потянулись,

Встали, дружно улыбнулись.

Воспитатель : Вот и закончилось наше оздоровительное занятие . Понял, Незнайка, что нужно делать, чтобы не болеть и чувствовать себя всегда хорошо?

Незнайка : Раздевается, снимает лишнюю одежду. Чтобы не болеть, надо закаляться и спортом заниматься, а ещё надо улыбаться и быть как дети весёлыми.

Воспитатель : Запомните, ребята, запомни Незнайка, что.

Безволие, неряшливость и лень

К заболеваниям первая ступень.

Гуляй на воздухе, не ешь ты перед сном,

А летом спи с распахнутым окном,

Дружи с водой, купайся, обтирайся

Зимой и летом физкультурой занимайся!

Закаляйся, детвора, в добрый час - физкульт-

ДЕТИ : УРА!

Незнайка : Спасибо, ребята, что вы мне помогли справиться с ленью и хандрой. Теперь я знаю, что надо делать. Я тоже всегда буду делать зарядку и заниматься физкультурой. А вам для хорошего настроения я дарю вам вкусные и полезные подарки. (раздает детям груши)

Конспект открытого занятия в старшей группе по театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии»

Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»

Тема : «Путешествие в страну сказок и фантазии»

Цель :

Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев, отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жест, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Задачи:

Обучающие : Обучать правильному подбору слов при описании характера и внешности героя сказки. Уметь составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке.

Развивающие : Развивать познавательный интерес желание участвовать в театрализации.

Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию воображение, образное мышление. Развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные: Воспитывать эмоционально- положительное отношение детей к театрализованной деятельности, дружеским отношениям между собой. Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку.

Предварительная работа:

Чтение и анализ сказки Ш. Перро «Красная шапочка»;

Упражнения на развитие интонационной выразительности;

Обыгрывание и распределение ролей;

Работа над сценической речью;(ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой)

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование:

Макет дерева;

Воздушные шары с прикрепленными на них записками- заданиями;

Костюмы героев сказки;

Декорации; стол, игрушечная посуда, угощение -пироги;

Музыкальное сопровождение

Игра «Волшебные превращения»

Презентация «Эмоции»

1. Организационный момент:

(Дети проходят под песню «Улыбка» заходят в группу, становятся полукругом)

ФОНОГРАММА №1

Воспитатель:

Ребята обратите внимание сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними, а мне скажите вы любите сказки (ответы)

Я тоже их очень люблю. Какие сказки вы знаете (Кот в сапогах, Гуси- лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Волк и семеро козлят, Три поросёнка, Красная шапочка)

А кто из вас хотел- бы сыграть роль в постановке какой- нибудь сказки (Ответы детей) .

Как называются люди, которые играют в театральных постановках? (Актёры)

Для того, чтобы стать хорошим актёром нужно много знать и уметь. И сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебную страну «Сказок и фантазии», в которой живут знания и умения, которыми должны обладать актёры.

Как вы думаете, почему эта страна так называется?

(Там играют и поют, там все мечты сбываются)

Да, вы правильно думаете, а еще в этой стране много забавных, интересных игр. Чтобы попасть в эту страну, нужно взять с собой фантазию, воображение и произнести волшебные слова:

(Дети отворачиваются к гостям и произносят слова)

Топни, хлопни

Вокруг себя обернись

в волшебной стране окажись!

ФОНОГРАММА №2

(Дети открывают глаза - звучит музыка, появляется чудо- дерево)

2. Основная часть:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались в волшебной стране. Обратите внимание, как тут красиво. Смотрите какое- то дерево перед нами появилось (Показывает на макет дерева с прикреплёнными воздушными шарами)

Это дерево не простое, это чудо- дерево! На нём растут волшебные плоды (показывает на воздушные шары) На верхушке дерева плод с сюрпризом. А добраться до него очень не просто. Надо сначала собрать все плоды, которые растут внизу. Все плоды с секретом- с интересным заданием. И если мы их выполним, станем настоящими актёрами.

Начнём. Срываем первый плод

Задание: «Покажи мимикой и жестами».

Актёры умеют изображать мимикой и жестами различные действия.

Воспитатель:

И сейчас, я попрошу вас изобразить настроение, которое вы услышите в стихотворении,

А вы, настроение попробуйте показать

(воспитатель читает стихотворения, дети с помощью мимики и жестов изображают настроение)

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Ой-ой-ой! Как мне страшно!

Ой-ой-ой! Как ужасно!

Я боюсь, боюсь, боюсь,

Лучше я притаюсь!

Какой чудесный день!

Работать мне не лень!

Со мной мои друзья

И песенка моя!

Вы всё правильно показали. А какое настроение вы показывали?

Воспитатель:

А теперь ребята, покажите жестами следующие действия «иди сюда», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю».

Дети изображают жестами действия.

Воспитатель:

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! А значит мы можем подойти к чудо- дереву. Посмотрите на чудо- дереве ещё есть плоды с заданиями. Давайте сорвём второй плод.

Задание: «Произнеси чистоговорку»

Вы знаете, ещё актеры должны четко и быстро проговаривать слова.

А для чего актёрам следует правильно выговаривать слова?

… Чтобы было понятно)

А теперь послушайте чистоговорку:

«От топота копыт, пыль по полю лежит».

Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить. (заучиваем чистоговорку)

А теперь я предлагаю произнести чистоговорку с заданием.

1. Произнести всем вместе с разной силой голоса: медленно и быстро.

Молодцы ребята, все постарались! Ребята скажите, вам было легко или сложно выполнять эти задания? (ответы детей)

Да, трудно было выполнять задание, но мы справились.

Воспитатель:

Предлагаю вам сорвать третий плод.

Задание: «Волшебные превращения»

Мы с вами будем изображать лесных животных. А какие животные живут в лесу? Как еще называют лесных животных? (дикие животные) .Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить.

ВКЛЮЧИТЬ БЕЗ ЗВУКА МИНУСОВКИ ЖИВОТНЫХ №3, 4, 5.

(Звучит музыка.Дети имитируют движения медведя, волка, лисы)

Вы правильно все изобразили животных. Я даже поверила, что попала в настоящий лес. И с этим заданием вы тоже справились.

Предлагаю вам сорвать четвёртый плод.Давайте посмотрим. Что же за задание в нём?

Задание: «Живой оркестр»

Ребята, как вы думаете какие звуки могут издавать наши руки и ноги (Топать, хлопать,

Правильно. И я вам, сейчас предлагаю изобразить «Живой оркестр». Сначала мы определим, кто будет хлопать в ладоши, кто будет хлопать по коленкам. Кто будет топать ногами.

(Воспитатель распределяет детей)

Воспитатель: Приготовились, как только зазвучит музыка начинаем выполнять движения

ФОНОГРАММА№6 «Живой оркестр»

Молодцы! Какой замечательный у нас с вами получился «Живой оркестр»

Оказывается, все эти задания были разминкой перед самым главным заданием.

Срываем последний плод.

Задание: «Покажи сказку».

Отгадаем какую? Слушайте загадку!

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое

А ну подскажите. Как зовут ее?

(Красная шапочка)

Покажем драматизацию сказки про

«Красную шапочку на новый лад».

Ребята, а что значит на новый лад?

(другие персонажи, меняется сюжет)

Кто хочет сыграть роль Красной шапочки? А кто сыграет роль волка, белочки. Лягушки? Ну вот, роли мы определили, актёры пойдут в гримерную переодеваться

А остальных ребят я приглашаю в наш уголок театра, проходите занимайте места.

ФОНОГРАММА№7

Инсценировка сказки:

«Красная шапочка на новый лад»(Звучит фонограмма музыки начало сказки)

Сказочница:

Лес дремучий сладко спит

На холмах подушки,

Домик маленький стоит

На его опушке.

В доме девочка живет, и поверьте,

Что прелестнее её, нет на целом свете.

(Заходит красная шапочка с коляской и катает её, мама идёт к столу накрывает.)

Красная шапочка: Баю, баю, баюшок

Ляжет дочка на пушок

На пуховую кровать

Будет дочка крепко спать.

Доченька, иди сюда моя родная

Садись чайку попьём.

Садятся за стол пить чай.

Мама: Доченька, наша бабушка

Очень по тебе заскучала

Надо к бабушке пойти

Пирожков ей отнести

Красная шапочка:

Хорошо мамочка, к бабушке схожу и гостинцы отнесу.

Встаёт, идёт к своей куколке и говорит ей.

Тут тихонько посиди

И меня здесь подожди

Мне надо к бабушке сходить

Дорогую навестить.

Возвращается к маме, берёт у неё корзинку с пирожками.

Мама: Вот, доченька возьми и бабушке отнеси,

В дороге будь осторожна.

Красная шапочка: Хорошо, мамочка, не волнуйся.

(Мама садится, а красная шапочка уходит.)

ФОНОГРАММА№8

(Выходит волк.)

Волк: Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

До чего она глупа

Сейчас её поймаю и сильно напугаю

Ох, зачесались руки я весь чешусь от скуки!

ФОНОГРАММА№9

(Играет музыка входят белочки.)

(Уходит, выходит красная шапочка а навстречу ей белочки.)

Красная шапочка:

Ой, мои хорошие, здравствуйте, белочки

Как у вас тут дела?

Белочки: Хорошо мы живём и орешки всё грызём!

С ветки на ветку прыгаем

За порядком в лесу смотрим

Грибочки и ягоды собираем,

На зиму сушим!

Красная шапочка: Молодцы мои подружки белочки,

Вы - настоящие лесные хозяюшки

Рада встрече я была

А теперь идти пора.

(Уходит, выходит волк и идёт за красной шапочкой, белочки не пускают.)

Ах проказник, вон ступай

Красную шапочку не пугай

Мы тебя злодея знаем

Шишками закидаем!

Кидают в волка шишками и убегают.

Волк: Ой-ой-ой, как больно мне

Попала шишка по спине

Лучше сяду на пенёк

Отдохну один денёк

Шишки, раны подлечу

И девчонку проглочу.

ФОНОГРАММА№9

(Под музыку выпригивают лягушата)

Лягушки: Волка будем мы лечить

Микстурой горькою поить

Мухомором смажем шишки,

Злому серому волчишке

Лучше ты не болей,

Заведи себе друзей!

Волк: Уходите вы отсюда

Кабы не было вам худо р-р-р!

(Лягушата убегают)

Волк: Потерял я сон, покой

Я же волк я – очень злой!

Девчонку я поймаю и очень напугаю!

А вот кажется и она!

(Появляется красная шапочка волк крадётся за ней, подходят к домику бабушки.)

Бабушка: Внучка, моя милая рада видеть я тебя

Вижу здесь ты не одна

С собой друга привела?

(Красная шапочка оглядывается видит волка и говорит «ой»)

Проходите за ограду видеть вас я очень рада

Да за стол присядьте с нами

Ешьте пироги с грибами.

Садятся за стол все, едят,

потом волк встает и выходит на серединуи одновременно говорит слова:

Волк: Вот обида, вот досада

Съесть обеих? Нет, не надо!

Меня в гости пригласили

Пирогами угостили

Стыдно, стыдно мне друзья

Больше так не буду я!

(Выходит бабушка и красная шапочка и становятся рядом с волком.)

Будем мы теперь дружить

С другом веселее жить!

(Выходят артисты кланяются, зрители хлопают)

Рефлексия:

Молодцы актёры, А вам зрители понравилась сказка?

Как поступил волк?

Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну «Сказок и фантазии» Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова

(Дети произносят волшебные слова

Хлопни, топни

Вокруг себя обернись

в детском саду окажись!

Вот мы и вернулись в детский сад!

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в волшебной стране)

Какую сказку мы драматизировали?

Сложно вам было быть артистами?

(Проговаривать чистоговорку. Играть роль в сказке. Изображать животных)

Для подтверждения теоретического изложения приведём материалы, полученные на преддипломной практике в период с 26.01.05. по 22.02.05. в ДОУ № 108, в старшей группе.

Практическая работа по теме выпускной квалификационной работы осуществлялась в соответствии с программой «Арт-фантазия», описанной выше. План работы по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста строился в соответствии с основными разделами программы:

Театральная игра.

Культура и техника речи.

Основы театральной культуры.

Работа над спектаклем.

Деление программы «Арт-фантазия» на разделы, ориентируясь на психологические особенности возраста, весьма условно, поскольку не всегда возможно определить границы перехода от одного к другому.

Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.

Театральная игра.

Общеразвивающие игры.

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театрализованные занятия, не только готовят ребёнка к художественной деятельности, но и способствует более быстрой и лёгкой адаптации детей в школьных условиях, и создают предпосылки для успешной учёбы в начальных классах - в первую очередь за счёт актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению (приложение № 1).

Проводя коллективные развивающие игры, мне приходилось создавать весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными, почти во всех играх мы делили детей на несколько команд или на исполнителей и зрителей. Причем роль ведущего во многих играх выполнялась ребёнком.

Специальные театральные игры.

Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы, как мы их условно назвали, специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел -- отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолета, мамино платье -- в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то, выходя на сцену перед зрителями, дети как бы утрачивают свои способности, превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным кривляньем.

Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача -- сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Мы знакомили детей со сценическим действием с помощью упражнений и этюдов, построенных на материале хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Сделать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. «Вы по опыту знаете, -- говорил К.С. Станиславский, -- что такое для актера голый, гладкий, пустынный пол сцены, как трудно на нем сосредоточиться, найти себя даже в маленьком упражнении или простом этюде». Для того чтобы дети действовали естественно и целенаправленно, им необходимо было найти или придумать ответы на наши вопросы: почему, для чего, зачем он это делает? Помогают развить эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т. е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами)

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, мы предлагали детям искать на ковре потерянную бусинку, которая действительно там находилась. А затем предлагали искать воображаемую бусинку.

Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры (приложение № 2).

Также мы предлагали детям следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь нести ведро с водой или песком, подметать пол, есть яблоко, вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь от маленькой машинки.

Нафантазировав к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети переходят к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд -- это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.

Для этюдов мы предлагали темы близкие и понятные детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания», «Покупка театрального билета» и т.п.).

Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, кто, зачем?

Также мы предлагали детям придумать этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Те же способности, а также логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по-разному. Различно поведение человека смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по-разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога. Дети и самостоятельно и с нашей помощью придумывали место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывали свои этюды.

Следующий этап -- это сочинение этюдов по сказкам. Дети выбирали эпизод из сказки и сочиняли по нему этюд. Например: «Колобок и лиса», «Красная шапочка у бабушки», «Дюймовочка -- невеста Жука», «Возвращение медведей» (сказка «Три медведя»).

Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, мы перешли к импровизационным играм-драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Дети делились на 2-- 3 творческие группы и получали задание сыграть сначала одну и ту же, а в дальнейшем -- разные сказки. Участники мини-спектакля должны были самостоятельно распределить роли, уточнить развитие сюжета и нафантазировать предлагаемые обстоятельства. Мы поощряли попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами, например: какой герой? (Ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный.)

Работа над этюдами и играми-импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.

Культура и техника речи.

Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи помогают детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), учат точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представить то, о чем говорится, расширяют словарный запас, делают их речь ярче и образнее.

Для многих детей, с которыми мы работали, характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

В старшем дошкольном возрасте еще неокончательно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры мы включали в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми (приложение № 3).

Прежде всего, мы учили детей делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленных задач на занятии акцент делался то на дыхание (упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики », «Колыбельная »), то на артикуляцию (игры «Летний день», «В зоопарке», «В лесу»), то на дикцию (упражнения «Дрессированные собачки», «Птичий двор»), то на интонацию (игра «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка) или высоту звучания («Самолет», «Чудо-лесенка»).

Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки -- это веселая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д. (приложение № 4).

Разучивали скороговорки с детьми коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно убыстряли темп. Также проговаривали скороговорки преувеличенно четко, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Для активизации речевого аппарата предлагали детям произносить скороговорки беззвучно, энергично шевеля губами.

Разученные скороговорки, особенно диалогические, мы использовали в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц («Небылицы», «Встретились два друга», «Ярмарка»).

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезны на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников мы старались научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, мы не просто просили детей произнести фразу, например, жалобно или восхищенно, а поощряли у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», мы стремились к тому, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предлагали произносить выученную детьми скороговорку, выделяя в ней разные слова: «Гравер Гаврила выгравировал гравюру». «Гравер Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. после таких упражнений детям было легче выделять главные (ключевые) слова в более крупных стихотворных текстах.

Так же работая над культурой и техникой речи детей, в свою работу мы включали творческие игры со словами («Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Вопрос - ответ»). Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Основы театральной культуры.

Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1--2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз. Основной задачей по ознакомлению детей с основами театральной культуры является знакомство детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

Реализация этой задачи носила практический характер, т.е. происходила во время театральных игр, упражнений, работы над этюдами, посещения театра в форме диалога в виде вопросов и ответов. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас (приложение № 5).

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре по темам:

Особенности театрального искусства,

Виды театрального искусства,

Рождение спектакля,

Театр снаружи и изнутри,

Культура поведения в театре. (приложение № 6).

Работа над спектаклем.

В вечернее время мы проводили с детьми кружковую работу, целью которой являлась подготовка к показу спектакля по мотивам сказок Г. Х. Андерсена «Сказочные сны» (приложение № 7).

Создание спектакля с детьми -- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы старались соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

В результате этого дети ждали каждой репетиции с нетерпением, работали с желанием и радостью.

Всю работу с дошкольниками над спектаклем мы разделили на девять основных этапов:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и

реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Для того чтобы пробудить интерес у детей к предстоящей работе, первая встреча детей с пьесой была эмоционально насыщенна: рассказ сказок вошедших в основу сценария, показ художественных иллюстраций в книгах, прослушивание музыкальных произведений, используемых в будущем спектакле, просмотр художественных фильмов по мотивам сказок. Всё это помогло почувствовать атмосферу сказочных событий, расширить кругозор детей, активизировать познавательный интерес.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. После прочтения детям сценария дети пересказывали каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывали им названия. Например: «Возвращение принца», «Встреча с принцессой», «Путешествие принца» и т.д.

Третий этап -- это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов были самые активные дети, но постепенно мы стремились, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Использовали упражнения с куклами, в которых дети импровизировали поступки и диалоги героев. В таких упражнениях детям мешал сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняло свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя нашу поддержку, они стали действовать более естественно и уверенно, а их речь стала разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап -- знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизировали движения под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учились создавать эскизы декораций и костюмов, делали рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап -- это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторялся разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучал много раз, это позволило детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяли отдельные эпизоды. В этот период уточнялись предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркивались мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, оценивали, у кого это получается естественнее и правдивее.

Мы со своей стороны, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, наметили по 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.

Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» -- или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Мы не предлагали детям заранее придуманные мизансцены и старались не устанавливать линию поведения каждого персонажа, они возникали по инициативе детей, опирались на их творческое воображение и корректировались нами. Разные составы исполнителей предлагали свои варианты, и наиболее удачные мизансцены мы закрепляли для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, мы выявляли речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой -- очень быстро, эмоционально, третий -- медленно, уверенно, четвертый -- сварливо, пятый -- сердито и т.д.

Седьмой этап -- репетиция отдельных картин в разных составах. На этом этапе работы мы следили за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Мы учили детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение мы с теми детьми, которые в данный момент не были заняты в репетиции, отмечали и поощряли.

Восьмой этап -- самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь мы стали использовать подготовленные для спектакля декорации, бутафорию и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогали в создании образа.

Репетиции проходили с музыкальным сопровождением, в этом момент происходило уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закреплялись обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

Девятый этап -- премьера спектакля -- является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями стали педагоги, которые, очень строго, но объективно оценили выступление детей.

Премьера -- это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.

Отвечая на наши вопросы, что было хорошо, а что -- нет, дети учились оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечали выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Мы, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старались указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Наверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера. Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога -- раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Прасковья Каурова
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну Театралию»

Цель : создавать условия для развития творческой активности детей в

театрализованной деятельности .

Задачи : Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Развивать артистические способности детей, способность к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.

Формировать умение взаимодействовать в коллективе.

Оборудование : таблички с названием городов «Говорунов» , «Фантазёров» , «Актёров» , заготовки для создания игрушек из пластмассовых яиц, «волшебная» палочка, маски для игры имитации.

Ход занятия:

Фея : - Здравствуйте, ребята! Я -Театральная Фея ! Давайте с вами познакомимся, вставайте в круг, возьмитесь за руки. Сейчас каждый из вас должен будет громко назвать своё имя, итак раз, два, три, громко имя назови.

Ответ детей.

Фея : Молодцы, а теперь прошепчите свои имена.

Ответ детей :

Фея : Ребята, вы любите путешествовать ?

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную , сказочную страну , в страну , где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить животные. А называется она Театралия !

Фея : Хотите отправиться в эту волшебную, сказочную страну ?

Как вы думаете, кто живет в этой стране ?

Дети : Куклы, сказочные герои, актёры.

Фея : Да, ребята. Вы правильно сказали. Попасть в эту страну могут только актёры ! Вы хотите стать актёрами? Как вы думаете, что нужно, чтобы стать актёрами?

Ответы детей : (уметь правильно говорить, изменять свою походку, движения и даже голос) .

Фея : Я уверена что из вас получатся отличные актёры. Вы всё правильно сказали.

А теперь с помощью моей волшебной палочки и заклинания, мы отправимся в волшебную страну :- «Крибле! Крабле! Бумс!» . Ребята у меня одной не получается попасть в волшебную страну , пожалуйста помогите мне.

(Вместе с детьми проговариваем слова, кружимся на месте) .

Вот мы и очутились в прекрасной стране Театралия ! Тут живут весёлые сказочные жители, у них всегда хорошее, весёлое настроение. Ребята, а вы любите веселиться. (Ответ детей) . Давайте с вами немного поиграем я буду задавать вам вопросы, а вы будете ответы показывать жестами, я буду вам помогать.

Как живёшь? – Вот так! (С настроением показ большой палец)

А плывёшь? – ВОТ ТАК! (Любым стилем)

Как бежишь?- Вот так! (Бег на месте)

В даль глядишь?- Вот так! (Руки к глазам «козырьком» или «биноклем» )

Ждёшь обед?-Вот так! (Поза ожидания)

Машешь в след?- Вот так!

Утром спишь?- Вот так! (Ручки под щёчку)

А шалишь?-Вот так (Надули щёчки и хлопнуть по ним кулачками) .

(Подходим к столу на столе лежат рисунки с грустными гримасами)

Ребята а первыми нас встречают жители города «Говорунов» !

Ребята у жителей нашего города разные характеры (обращает внимание ребят на)

Ребята! Посмотрите вот это житель города по имени …

Давайте покажем как он выглядит. Какие гримасы у него на лице?

(Дети показывают гримасы, постепенно на мольберте переворачиваются все рисунки).

Ребята жители этого города любят общаться скороговорками

Давайте мы произнесём скороговорку для жителей этого города.

Котик ниток клубок укатил в уголок,

Укатил в уголок котик ниток клубок.

Молодцы ребята, вы научились разговаривать как жители этого славного города.

А нас ждёт путешествие по стране Театралии . Давайте жестом попрощаемся с жителям города Говорунов.

Вместе скажем наше заклинание : - «Крибле- Крабле –Бумс!»

(Взмах палочки)

Подходим к столику. Ребята, а мы оказались в городе «Фантазёров» . В этом городе живут кукольные мастера посмотрите жители этого города предлагаю нам самим по участвовать в создании кукол.

(Объясняю задание)

«Крибле-Крабле-Бумс!» (взмах волшебной палочкой)

Ребята, а следующий город, который нам встретился на пути называется город «Актёров» .

Здесь живут жители, которые умеют фантазировать, правильно говорить, умеют перевоплотится в разных сказочных героев.

Нам они тоже предлагают попробовать себя в роли актеров и показать сказку которая называется «Зайчик и Ёжик» .

Начнем! Ярко светит солнце.

(Фея приглашает исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко све-тить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружит-ся на месте.)

Фея : Неожиданно подул ветер.

(Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце)

Фея : На солнце набежала маленькая тучка.

(Выбегает девочка и заслоняет Солнце) .

Фея : Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают де-ревья.) К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик.) Он встална задние лапки и весе-ло замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное ябло-ко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик угостил зайчи-ка. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец.) Весе-лые снежинки кружились в воздухе и садились наземлю. Вскоре снег засыпал зай-ца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.) Но вот снова выг-лянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает отСолнца) . Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.) И снежинки растаяли. А друзья, освобо-дившись от снега, отряхнулись, обрадовалисьсолнцу, запрыгали и побежали каждый сво-ей дорогой.

(Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.)

Фея : Ну, молодцы, со всеми заданиями справились.

Какое задание показалось наиболее трудным?

А какое понравилось больше всех?

Ребята, теперь я могу сказать, что вы стали настоящими актёрами, и я всем вам выдаю дипломы актёров из сказочной волшебной страны под названием «Театралия » . На этом наше увлекательное путешествие закончилось , и нам пора прощаться. Я бы очень хотела встретиться ещё раз! До свидания!

(Дети под музыку выходят из зала.)

Публикации по теме:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛЯЧОК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ "Сказочный.

Конспект интегрированного занятия по театрализованной деятельности в старшей группе Цель Формировать у каждого ребенка опыт социальных навыков поведения: выражать свое собственное отношение к добру и злу, преодолевать робость,.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну Здоровья» Цель: способствовать становлению интереса детей к здоровому образу жизни. Задачи: Образовательные: ; закреплять умение считать до 10, состав.

Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: образовательные - продолжать.

Конспект по театрализованной деятельности в старшей группе детского сада «Путешествие по сказкам» Цели: Развивать устойчивый интерес детей к театрализованной деятельности. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, инициативу.

Конспект театрализованного представления «Путешествие в страну Театралию» для детей подготовительной группы Конспект театрализованного представления «Путешествие в страну Театралию» (для подготовительных групп)

Конспект театрализованной деятельности в средней группе. Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» Тема: «Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом»» Цель: Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности. Задачи:.

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию» Все мы знаем, что каждый день на дорогах,улицах и в быту гибнут и попадают в опасные ситуации дети. Задача взрослых, а именно педагогов.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну веселья» «Путешествие в страну веселья» Конспект музыкального (доминантного) занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Ритм - сердце.

Библиотека изображений:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: