Организация музыкально театрализованной деятельности в доу. Проект по музыкально – театральной деятельности старших дошкольников «Сказка

Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния театрализованной деятельности на музыкальное развитие детей

1.2 Творческие игры дошкольников

2. Музыкальное развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

2.1 Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

2.2 Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

2.3 Анализ программ, сочетающих театрализованную деятельность и музыкальное воспитание

Заключение

Список литературы

1.1 Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

В отечественной педагогике система эстетического воспитания рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и искусстве, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.).

В процессе эстетического восприятия произведений искусства у ребенка возникают художественные ассоциации; он начинает осуществлять оценки, сравнения, обобщения, что ведет к осознанию связи между содержанием и средствами художественной выразительности произведений. Деятельность дошкольников в том случае становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, облеченные в своеобразные и доступные для ребенка формы. Это изобразительная, театральная, музыкальная и литературная (художественно-речевая) деятельности.

Н.А. Ветлугина вычленила в художественной деятельности дошкольников следующие особенности: реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, выражение его интересов и эмоциональных переживаний, активное художественное освоение окружающей жизни. Она рассматривала художественно-творческие способности (процессы восприятия, творчества, исполнительства и оценки) в комплексе.

Все виды художественной деятельности, которые формируются в дошкольном детстве, по мнению Н.А. Ветлугиной, отличаются непринужденностью, эмоциональностью и обязательно осознанностью. В процессе этой деятельности у ребенка ярко проявляется творческое воображение, он сознательно передает игровой образ и вносит в него свое толкование.

Искусство как своеобразное отображение жизни дает возможность раскрыть жизненные явления в художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества в разных видах художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной), неизменно подчеркивается необходимость формирования эстетического отношения к произведениям искусства (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Т.И. Алиева, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, Е.В. Савушкина).

Проблема взаимодействия искусств рассматривалась в разных аспектах: как влияние взаимосвязи музыки и живописи на и творчество детей (С.П. Козырева, Г.П. Новикова, Р.М. Чумичева); развитие музыкального восприятия дошкольников в условиях взаимодействия разных искусств (К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан).

Большинство отечественных психологов подчеркивает образный характер творческих процессов.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основоположников кукольного театра в нашей стране - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, СВ. Образцова, и музыкального театра для детей - Н.И. Сац.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В педагогических исследованиях (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина) показано, что игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. При этом подчеркивается роль игры-драматизации в переходе к театральной деятельности (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина).

Анализ детского творчества в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.А. Пеньевской, А.Е. Шибицкой, Л.С. Фурминой, О.С. Ушаковой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов.

Различные аспекты театральной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах В.И. Ашикова, В.М. Букатова, Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, О.А. Лапиной, В.И. Логиновой, Л.В. Макаренко, Л.А. Никольского, Т.Г. Пени, Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др.

Возможности обучения театральной деятельности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А. Тарасовой (социальные отношения), И.Г. Андреевой (творческая активность), Д.А. Стрелкова, М.А. Бабаканова, Е.А. Медведевой, В.И. Козловского (творческие интересы), Т.Н. Поляковой (гуманитарная культура), Г.Ф. Похмелкиной (гуманистическая направленность), Е.М. Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).

В области музыкального образования проблема развития ребёнка через театральную деятельность нашла отражение в работах Л.Л.Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников), И.Б.Нестеровой (формирование социокультурных ориентации), О.Н. Соколовой-Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании), А.Г. Гениной (формирование музыкальной культуры), Е.В. Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы).

Однако возможности театральной деятельности детей в музыкальном развитии детей до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Анализ литературы позволил предположить, что музыкальному развитию способствует специальная организация условий целенаправленного обучения детей разным видам художественной деятельности в их взаимосвязи.

Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников


Эффективно развивать музыкальные способности ребенка помогает театрально-игровая деятельность. Это совокупность отдельно взятых видов искусств. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир ребенка, вызывает яркие эмоции.
В своей профессиональной практике я широко использую театрально – игровую деятельность. Причем, эту игру ввожу в каждый вид музыкальной деятельности. Через творческую игру дети раскрепощаются, фантазируют, сочиняют. У них развивается речь, воображение, снимается зажатость.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, решаются следующие задачи:
Воспитательные - направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка.
Образовательные задачи - связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
На своих музыкальных занятиях с дошкольниками я применяю следующие этапы обучения театрально-игровой деятельности.

1.Движения -
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Сначала учимся ходить по одному, затем в группах, и постепенно переходим к ходьбе по кругу, соблюдая расстояние и «не ломая круг». Самым маленьким воспитанникам показываю и прошу повторить образы
«мишки», «зайки», «лисы», «собачки», «кошечки» и другие. Здесь уместны такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Воспитанники учатся бегать в рассыпную и собираться «кучкой».
Дети постарше закрепляют умение ориентироваться в пространстве:
ходить и бегать «змейкой», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место, делать перестроение в колоны.

Начиная со средней группы, воспитанники обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мишка собирает малину, «зайка испугано убегает от волка», «лисичка танцует» и др.
2.Слушание-
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т.п.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки.
Часто старшим группам даю творческое задание, например: прогуляться по лесу, понаблюдать за лесными зверями, звуками и движениями изобразить птиц, поиграть в воображаемый мяч, радоваться, грустить.
Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и другие. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
3. Выразительное чтение-
Большое место в музыкальных занятиях занимают речевые упражнения. Это считалки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика. Мои воспитанники очень любят инсценировать различные детские стишки. Когда заучиваем их, распределяемся по ролям, и у нас получаются мини-спектакли. Например, «Как у бабушки Наташи, ели вкусную мы кашу», «Робин-Бобин-Барабек», «Ах, как страшно трусливому зайке» и т.п.
4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен-
При разучивании песен, дети лучше запоминают слова, если к ним подобраны движения. Причем воспитанники сами подбирают эти движения. Конечно, дети младших групп не смогут этого сделать. Они повторяют все жесты педагога, и тем самым учатся в дальнейшем придумывать свои движения. Начиная со средней группы перед детьми можно ставить задания: "давайте подумаем, как мы можем дальше показать движения этого хоровода?", "А я бы сделала бы вот так".
Ярким примером может быть песня «Два веселых гуся». Воспитанники сами додумывают движения –«спрятались в канавке», «кричит бабуся», «кланялись бабусе», «вытянули шеи» и другие.
В старших группах дети уже без подсказки педагога придумывают движения хороводов или танцевальные элементы под различную музыку.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
5. Игра-импровизация на музыкальных инструментах-
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах?
Я, применяю эту методику, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
6.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок-
Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей. В старшей и подготовительных группах мои воспитанники – самостоятельные актеры.

В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Березка»

« Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду »

Подготовила: Ермакова С.И. воспитатель

группы общеразвивающей направленности

от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»

г. Радужный

Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду.

Всё новое некогда забытое старое, гласит народная мудрость. «Век живи -век учись.»
Так что же в наше стремительно развиваюшиеся время помогает развитию личности ребёнка?
Именно музыкально - театральная деятельность, прививая устойчивый интерес к музыке, театру,
литературе, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Способствует умственному и физическому развитию, вырабатывает активное отношение к жизни, искусству воспитывает целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания.
Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1.Инсценировка песен;

2. Развлечения;

3. Фольклорные праздники;

4. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Основная цель, которую я ставлю занимаясь с детьми музыкально- театрализованной деятельностью - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства, к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности у детей.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, музыке, живописи. Знакомлю детей с театрализованной игрой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают. (« Курочка ряба», « Колобок», «Кисонька мурысонька» и так далее)

Дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения организовывается так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Использую игровые приемы и доступный материал для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры с куклами, инсценировки с игрушками, которые дают возможность в игровой форме обучать детей и закреплять художественно-эстетические приемы.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, так как оно не опирается ни на какой веществленный образец.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить. Цель работы в направлении музыкально - театральной деятельности - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: формировать у детей простейшие образно -выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных пер сонажей - животных); На занятиях, во время игр и развлечений постепенно даю детям различные материалы, музыкальные инструменты, игрушки и так далее, чтобы под руководством воспитателя они осваивали их. Например, в театрализованной деятельности ребята овладевают приемами действия пальчиковыми куклами, бибабо, во время музицирования - различными приемами игры на металлофоне, бубне, ложках и т. д. Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя восприятие музыки, песенно-игровое творчество, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, художественное слово, театрализованные игры, сценическое действие с единым художественным замыслом. Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и так далее). Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.
Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет. Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

ольга кравченко
«Музыкально-театрализованная деятельность». Консультация для воспитателей

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности . В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность- это деятельность , рождающая нечто новое; свободное отражение личностного «Я» . Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлунина, Б. М. теплов и многие другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Поэтому в свою работу по музыкальному воспитанию я включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки.

На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей у детей.

Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности . Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время НОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей , они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах . Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях. В процессе музыкального воспитания детей , постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка . Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие дошкольника, его открытость, раскрепощенности, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира» . Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное в выполнении действие, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театрализации расширяет развивающие и воспитательные возможности театра , усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных) .

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д., все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов :

Основы кукловождения,

Актерское мастерство,

Игровое творчество,

Имитирование на музыкальных инструментах ,

Песенное и танцевальное творчество детей,

Проведение праздников и развлечений.

Основные задачи

1. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам

2. Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии )

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Виды театра в детском саду :

Настольный театр

Книжка-театр

Театр пяти пальцев

Театр масок

Театр ручных теней

Пальчиковый теневой театр

Театр «живых» теней

Магнитный театр

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи : Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи : Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал , готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи : Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи : Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи : Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.) .

Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке располагаются :

- различные виды театров : бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений , афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал :

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей , театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность , театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных

деятельности в 1 мл . группе

Побуждать интерес к театрально - игровой деятельности , поощрять участие детей в этом виде деятельности

Обучать ориентироваться в групповой комнате и в зале.

Формировать умение и передавать мимикой, жестом, движения, основные эмоции

Начинать знакомить детей с театром можно с 1 мл. группы

Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди,развивая воображение ребенка

В средней группе – переходим- к более сложному театру : Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами. Но прежде, чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой

В старшей группе следует знакомить детей с марионетками Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги (т. е деревянной крестовиной) Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности Подводить детей к созданию выразительного игрового образа в этюдах.

Основные задачи организации театральной деятельности в старшей и подготовительной группе

Расширять представление детей об окружающем мире

Пополнять и активизировать словарь

Поддерживать инициативу в импровизации

Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть

Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать

По способу управления – куклы делятся на два вида :

Верховые - куклы, которыми управляют из-за ширмы : перчаточные и тростевые

Напольные – работают на полу – на глазах у детей

Так же подойдут «исполнители» , вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу Богородской игрушки. Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, коробочек различной высоты.

В благотворном влиянии кукольного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто занимается этим радостным и полезным делом.

Музыкальное образование

детей старшего дошкольного возраста

в музыкально – театрализованной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них имеет свои специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.

Музыкальное образование в детском саду – это

    приобщение к миру прекрасного;

    развитие музыкальных способностей;

    овладение азбукой музыкальной культуры;

    воспитание эмоциональной чуткости;

    укрепление здоровья детей;

    раскрытие индивидуальных творческих способностей.

Но до недавнего времени, музыкальное образование носило преимущественно репродуктивный характер, а включение элементов театрализации в музыкальную деятельность ограничивалось лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства. Театрализованная деятельность приведет к повышению качества музыкального образования дошкольников.

Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, В.И. Логиновой, Л Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Эти исследования показывают, что музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Все эти положения помогли сформулировать цель и задачи работы.

Цель: Повысить качество музыкального образования в музыкально – театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивать способности целостного восприятия художественного произведения (музыки, поэтического творчества, театрального спектакля)

2. Содействовать развитию музыкального мышления (репродуктивного и творческого)

3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

4. Формировать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.

Ведущая педагогическая идея в контексте ФГОС заключается, в том, чтобы поднять на новый уровень качество музыкального образования через оптимизацию взаимодействия в системе «Педагог – ребенок».

На рисунке 1 представлена модель системы музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности, в ней отражены способы реализации, формы организации, методы и приемы.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

В немалой степени музыкальному образованию способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

Согласно положениям ФГОС, деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

1. Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки.

2. Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе).

3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством).

Основными направлениями работы с детьми по музыкальному образованию в музыкально –театрализованной деятельности являются:

    Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

    Задания для развития речевой интонационной выразительности;

    Игры-превращения, образные упражнения;

    Упражнения на развитие детской пластики;

    Ритмические минутки;

    Пальчиковый игротренинг;

    Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

    Театральные этюды;

    Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

    Просмотр кукольных спектаклей.

    Постановка спектакля.

Для осуществления этой работы заранее продумывается дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в музыкально – театрализованной деятельности. Работа по подготовке проводится совместно с воспитателями групп и с привлечением родителей. Выдумка и творчество всех участников процесса проявляются в изготовлении декораций. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. В такой совместной работе родители сами осваивают педагогические умения и навыки.

Для реализаций этих направлений используются:

    беседы с родителями;

    консультации для родителей:

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;

    «Здравствуй, театр!»;

    «Театр дома»;

    «Театр для малышей»;

Для реализации задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в системе музыкального образования ДОУ необходимо создание педагогических условий:

    Применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;

    Накопление впечатлений от восприятия искусства;

    Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

    Развитие основных музыкальных способностей;

    Оснащение музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами,

Литература

1. Э.П.Костина «Камертон».

2. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика».

3. О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей».

4. А.Е.Антипина «Театрализованное представление в детском саду».

5. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной детельности дошкольников и младших школьников».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: