Одни проблемы что делать. Что делать когда все плохо? Советы семейного психолога

Виды и формы психотерапии

Психотерапия (от греч. «душа», «дух» + греч. «лечение», «оздоровление», «лекарство») - это система лечебного воздействия на психику и через психику, адресованная организму человека. Часто она определяется как деятельность, направленная на преодоление различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных и т. п.) или хотя бы изменение отношения к ним.

Психотерапию проводят специалисты-психотерапевты при установлении глубокого личного контакта с пациентом (в основном путем бесед обсуждений), а также в зависимости от специфики его состояния - применяя различные психотерапевтические методики.

Основная задача любой психотерапии - это повышение качества жизни человека. И главное лечебное средство при этом - беседа, которая ведет пациента к пониманию истинного смысла имеющихся у него симптомов в атмосфере личностной поддержки и доверительности, что способствует обретению человеком нового опыта - принятия и понимания еще и такого себя. Это не так просто, как может показаться поначалу.

Главная цель психотерапевта - расширить диапазон доступных человеку форм поведения и глубинных ресурсов личности с целью облегчить симптомы болезни и, в меру возможности, устранить их причины.

На сегодняшний день в мире не существует единого взгляда на определение понятия «психотерапия», и слово «психотерапевт» часто используется в разных смыслах. Не претендуя на роль носителей истины в последней инстанции, мы хотим предложить вашему вниманию подходы и техники психотерапии, проверенные опытом нашей многолетней работы в современной России - стране, где всем нам некогда было суждено родиться и где продолжается наша с вами жизнь.

ВИДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Индивидуальная психотерапия - при ее проведении в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в системе отношений «врач-пациент». В отличие от индивидуальной существуют такие виды психотерапии, как групповая (где инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа), коллективная и семейная. Индивидуальная психотерапия используется в рамках практически всех направлений психотерапии.

Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапевтом, изредка - двумя (т. н. биполярная терапия) или же несколькими терапевтами. Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, а также - с фармако-, физио- или социотерапией. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

Следует отметить, что индивидуальная психотерапия лежит в основе всех видов современной психотерапии, во многом ориентирующейся на воззрения основоположника психоанализа З. Фрейда и его первых последователей, впервые поставивших во главу угла проблемы и интересы отдельно взятой личности. Их наиболее известные предшественники (Ф. Месмер, Ж.-М. Шарко и др.), наоборот, прежде всего апеллировали к массовым процессам, таким как психическая индукция, массовый гипноз и т. п.

А. Адлер выделил три основных этапа индивидуальной психотерапии: 1) понимание психотерапевтом специфического для пациента жизненного стиля; 2) помощь больному в понимании себя и своего поведения; 3) формирование у него повышенного социального интереса.

Преимущества индивидуальной психотерапии

Индивидуальная психотерапия – это шанс для человека измениться в лучшую сторону. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту определиться в своих жизненных целях и найти наиболее краткий путь к достижению желаемого. В зависимости от интересующих клиента проблем часто рекомендуют сочетать индивидуальный психотерапевтический формат с групповым.

Главное преимущество индивидуальной психотерапии – это интимность атмосферы её проведения, благодаря которой легче установить доверительные отношения между пациентом и психотерапевтом. Раскрыться один на один на консультации психотерапевта легче, нежели в группе. Однако при проведении групповой психотерапии положительный эффект умножается благодаря получению обратной связи от каждого участника группы и всей группы в целом.

В рамках индивидуальной психотерапии пациенту помогают пережить утрату, исправить недовольство собой, наладить семейные и личные отношения. Основная задача любой психотерапии – это повышение качества жизни человека. Индивидуальную форму работы с пациентом можно применить в рамках практически любого психотерапевтического подхода – психоанализа, гештальта, когнитивно-поведенческого и других. В зависимости от того или иного подхода варьируются основные мишени психотерапии, способы воздействия на пациента, длительность и особенности отношений между психотерапевтом и его пациентом.

Основные факторы лечебного воздействия индивидуальной формы психотерапии – это доверие и сотрудничество между пациентом и терапевтом, снятие напряжения при обсуждении клиентом своей проблемы, обучение пациента психотерапевтом с помощью подаваемой информации, коррекция поведения клиента благодаря поощрению или осуждению врача, а также обучение клиента на основе подражания психотерапевту.

И. п. представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. При И. п. особенно важна роль психотерапевта. Согласно исследованиям Бютлера (Beutler L. E. et al., 1994), характеристики психотерапевта, влияющие на процесс психотерапии, могут разделяться на объективные: возраст, пол, этнические особенности, профессиональная основа, терапевтический стиль, психотерапевтические техники и субъективные: личностные копинговые особенности, эмоциональное состояние, ценности, отношения, убеждения, культурные взаимоотношения, терапевтические взаимоотношения, характер социального влияния, ожидания, философская терапевтическая ориентация.

По срокам проведения И. п. может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей, психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и методических направлений является стремление к краткосрочности, базирующееся на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от развития «психотерапевтического дефекта», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы И. п. наиболее характерны для психодинамической (психоаналитической) психотерапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2-3 раза в неделю. Продолжительность лечения зависит, в частности, от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса (краткосрочная психодинамическая психотерапия фокусируется на разрешении главного конфликта). Частые встречи с пациентом позволяют психотерапевту проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полному развитию переноса, а также поддерживают больного на протяжении всего периода лечения. В ходе долговременной психотерапии расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутриличностные бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов психической деятельности, что позволяет завершать процесс лечения. Урсано, Зонненберг, Лазар (Ursano R. J., Sonnenberg S. M., Lazar S. G., 1992) выделяют следующие критерии окончания терапии. Пациент:

1) чувствует ослабление симптомов, которые воспринимаются как чуждые;

2) осознает свои характерные защитные механизмы;

3) способен принять и признать типичные для себя реакции переноса;

4) продолжает самоанализ в качестве метода разрешения своих внутренних конфликтов. Вопрос о завершении лечения поднимает пациент, но его может поставить и психотерапевт в результате анализа рассуждений и переживаний пациента по этому поводу. Дата завершения лечения устанавливается заранее по взаимному согласию психотерапевта и пациента.

Долговременная И. п. используется в рамках и других направлений, помимо психодинамического. Так, при наличии сложной, множественной симптоматики или выраженных личностных нарушений наиболее склонная к краткосрочности поведенческая психотерапия может продолжаться до 80-120 занятий в попытках достижения желаемого эффекта. Не редкостью является длительность лечения при психотерапии экзистенциально-гуманистической направленности, представители которой иногда считают необходимым оказывать пожизненную помощь и поддержку пациентам.

При проведении длительной психотерапии необходимо иметь в виду зависимость скорости улучшения состояния пациентов от числа психотерапевтических занятий. Как показали современные, выполненные на большом материале исследования Ховарда (Howard K. I., 1997), в общем, скорость такого улучшения быстро нарастает лишь до 24-го занятия, а затем резко замедляется. Психотерапевт должен быть готов к такой динамике и при необходимости последовательно продолжать выполнение намеченных и обоснованных психотерапевтических планов.

Выбор конкретных форм и методов психотерапии для индивидуальной помощи пациенту является непростой задачей. Не прекращаются споры о преимуществах и возможностях того или иного психотерапевтического направления или «школы». Современные научные достижения позволяют рассматривать психотерапию не просто как собрание методов, основанных на личных свидетельствах или системе убеждений, созданной той или иной «школой», что больше характерно для религиозных культов, чем научного подхода. Создаются критерии научности психотерапии, а научный анализ (например, метаанализ) позволяет реально предсказывать эффективность конкретного метода психотерапии при той или иной патологии, требующей психотерапевтического вмешательства (Perrez M., 1989), показателями научной обоснованности того или иного метода психотерапии являются прежде всего:

1) доказательства эффективности;

2) обоснование предположениями, которые не противоречат современным научным данным.

При выборе методов психотерапии целесообразно учитывать данные Граве и соавт. (Grawe K. et al., 1994). Применительно к индивидуальной психотерапии метаанализ эффективности различных видов психотерапии показал, что многие методы не исследовались научно приемлемым образом, а эффективность других существенно различается. Достаточно убедительными были результаты интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман (Klerman G. L., Weissman M. M.) у пациентов с депрессией и нервной булимией. Клиент-центрированная психотерапия Роджерса эффективна при невротических расстройствах, а также показана для лечения алкоголизма и даже шизофрении, при этом часто в комбинации с методами поведенческой психотерапии. Высокую эффективность, но при ограниченном спектре патологии, показали методы когнитивно-поведенческого направления. Специфические фобии хорошо поддаются лечению систематической десенсибилизацией. При полиморфных фобиях, включавших и панические атаки, наиболее эффективными оказались методики конфронтации с ситуациями, которых боялись пациенты. Когнитивная психотерапия (Бек (Beck А. Т.)) была успешной при лечении депрессий, а также страхов и личностных расстройств.

Требов-я к личности индивид. п/терапевта. Во всех п/тер-х подходах в той или иной форме исп-ся модельный эффект личности п/терапевта. Сторонники социального научения пользуются этим эффектом для запуска процессов заместительного научения. В поведенч. п/терапии с его пом. подкрепляется науче-ние путем подражания. Психоаналитики делают акцент на процессах идентификации, кот. происходят в рамках позитивного переноса. Когнитивные п/тер-ты демонстрируют варианты внутреннего монолога (self-talk), а экзистенциальные терапевты раскрывают перед клиентами собственную индивидуальность. Если клиенты общаются с п/терапевтом в теч. прод-ного времени, это происх. не тол. потому, что их устраивают рез-ты терапии, т. е. изменения, кот. они набл-ют в себе, но и из-за притягат-ти личности п/терапевта. П/терапия опирается на эффект специфич. влияния повед-я терапевта, вызыв-го у клиента стремление ему подражать.

При сравнении работы выдающихся п/терапевтов психоаналитич. и поведенч. направл-й было обнаружено значит. сходство. Исследователи пришли к выводу, что клиенты счит. п/терапевтов – представителей обоих направлений – облад-ми сходных кач-в и находят эти качества обязательными предпосылками успешной п/терапии. По мнению клиентов, эффективные п/терапевты: 1) привлекательны как люди (что психоаналитики считают совер-шенно неважным), 2) помогают клиенту понять самого себя (чему не придают знач. сторонники поведенч. подхода). Кроме того, для хорошего п/терапевта важно быть понимающим, уверенным в своих силах, квалифицир. специалистом, способным помочь клиенту постепенно обрести уверенность в себе.

Исходя из всего этого, а также учитывая результаты других исследований, которые свидетельствует в пользу существования универсальных терапевтических принципов, действующих в рамках всех теоретических подходов, Бергин (Bergin, 1980) пришел к выводу, что психотерапевты придают особую важность используемым техникам, в то время как клиентов гораздо больше привлекают личные качества психотерапевта.

Больш-во эффективно работающих п/терапевтов предстают перед клиентом в образе чрезвыч. привлекат-го, уверенного в себе, контактного чел-ка. Стремление клиентов подражать своим п/тер-там позвол. объяснить, почему такие разные клиницисты, как, например, З. Фрейд и Ф. Перлз, работали одинаково успешно. Эллис, Сатир, Роджерс или Франкл также добивались хороших результатов, хотя, на первый взгляд, между ними нет ничего общего. Выдающихся п/терапевтов объединяет то, что все они явл-ся сильными личностями. Они отн. к тем людям, кот. буквально излучают положит. энергию. Они активны, полны энтузиазма, обладают острым умом и высокой подвижностью, умело пользуются своим, как правило, красивым голосом. В обществе большинства хороших клиницистов находиться одно удо-вольствие. Они облад. теми кач-ми, кот. другие люди желали бы иметь.

Рез-ты практических наблюдений позволяют утверждать, что эффективно работающие п/терапевты, как правило, облад. хоро-шим душевным здоровьем и успешно разрешают собственные проблемы. Эти кач-ва хороши не только для того, чтобы иметь возможность демонстрировать их клиентам в кач. образца д/подражания. Уверенный в себе, уравновешенный человек лучше контролирует собственное поведение, что так важно во время сессий. К качествам эффективных п/терапевтов относят: влияние сильной личности, силу убеждения и влияния в терап-ких отно-шениях, заразительность энтузиазма, чувства юмора, заботу и сердечность, надежность и доверие.

Групповая терапия – форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно и под руководством психотерапевта встречается для достижения таких целей, как разрешение внутренних конфликтов, снятие напряжения, коррекция отклонений в поведении и пр.

Принципиально групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт. Наряду с другими психотерапевтическими методами групповая психотерапия (точно так же, как и индивидуальная) применяется в рамках различных теоретических ориентаций, которые и определяют ее своеобразие и специфику: конкретные цели и задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику психотерапевта, психотерапевтические мишени, выбор методических приемов и пр. Все эти переменные во многом объясняются также нозологической принадлежностью контингента больных, принимающих участие в психотерапевтической группе.

В качестве самостоятельного направления групповая психотерапия выступает лишь в том смысле, что рассматривает пациента в социально-психологическом плане, в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы психотерапевтического процесса и фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной проблематике, но и на индивиде в совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель реальной жизни, где индивид проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции.

Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Одним из ключевых понятий групповой психотерапии является групповая динамика. Групповая динамика - это совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая также и группового психотерапевта.

К процессам групповой динамики относятся:

    руководство,

    лидерство,

    формирование группового мнения,

    сплочённость группы,

    конфликты между участниками группы,

    групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей человеку адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Психотерапевтическая группа как живой организм, единое целое проходит в своей работе несколько фаз развития :

    Фаза ориентации и зависимости. Участники присматриваются друг к другу и к ведущему, ориентируются в новой для себя обстановке. Группа ориентирована на ведущего и ждёт от него конкретных указаний и инструкций

    Фаза конфликтов. Начинается активное распределение основных ролей в группе, возникает напряжение и агрессия. Участники начинают относиться друг к другу враждебно и слабо ориентированы на конструктивную помощь друг другу.

    Фаза сотрудничества и целенаправленной работы. У участников появляется чувство принадлежности к группе, вырабатываются общие ценности. В группе появляется доверие и искренность в выражении собственных мыслей и чувств. Именно на этом этапе группа обретает способность обеспечивать развитие личности её членов.

    Фаза завершения (умирания) группы . После того как группа выполнила свою задачу её работа подходит к логическому завершению. Группа распадается или может продолжить работу в другом составе и с другими задачами.

Длительность групповой терапии зависит от потребностей группы и теоретической ориентации терапевта. В среднем курс групповой терапии составляет 15–25 встреч (длительность одной встречи от 1,5 до 3–4 ч). По количеству участников оптимальной считается группа 8–12 человек .

Групповая психотерапия позволяет решить многие проблемы, среди которых:

    проблемы взаимоотношений (с родителями, детьми, с противоположным полом, коллегами и т.д.);

    депрессии, тревожность, страхи, одиночество;

    психосоматические заболевания;

    различные кризисные состояния

    и многое другое.

Опыт, полученный в ходе работы психотерапевтической группы, участник легко включает в повседневную жизнь. Человек становится более раскрепощённым, уверенным в себе и в своих силах. Участие в групповая психотерапии может стать первым шагов в новую и осознанную жизнь.

РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП

Исходя из основной цели, направляющей работу психотерапевтической группы, среди разнообразия существующих групп, можно выделить 3 типа групп.

    Группы совершенствования личности и обучающие группы (участники – здоровые люди).

    Группы решения проблем (участники – люди, имеющие жизненные и личностные трудности).

    Лечебные группы (клиническая психотерапия) (участники – люди с различными психическими расстройствами, проявляющимися в поведении и эмоциональной сфере).

Группы первого типа лучше всего представляют так называемые группы встреч и Т-группы.

Группы встреч (encounter)

Это наиболее распространенный тип групп совершенствования личности. Их еще называют группами роста личности. Эти группы возникли и достигли пика распространения и популярности в 60-70-х годах нашего столетия и были важнейшим стимулом движения гуманистической психологии, призывающей к реализации человеческого потенциала. Это движение особо подчеркивало раскрытие потенциальных возможностей человека, спонтанность жизни, преодоление барьеров, мешающих самовыражению и открытости личности в отношениях с другими, искренность в межличностных отношениях. Группы встреч возникли в США, но потом получили распространение во всем мире.

Эти группы предназначены для здоровых людей, стремящихся с помощью группового опыта лучше познать себя, завязать более тесные и искренние отношения с другими людьми, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовать свои возможности в жизни. В работе группы особенно подчеркивается спонтанность поведения, выражение всех чувств, а также поощряется конфронтация между участниками группы. Процесс группы встреч развивается в пространстве "здесь и теперь", т.е. обсуждаются появляющиеся в группе отношения, возникающие чувства, непосредственный опыт. Продолжительность групп встреч обычно бывает ограничена несколькими десятками часов.

Группы встреч неоднородны – их характер различается в зависимости от теоретической ориентации, установок, ценности терапевта. Так, например, по мнению одного из самых основных теоретиков и практиков групп встреч C.Rogers (1970), ход работы, содержание группового процесса должны определяться самими участниками. Будучи терапевтом группы, он не указывал никакого направления группе, не определял правил работы, а заботился лишь о создании атмосферы взаимного доверия и заботы друг о друге. C.Rogers никогда не использовал упражнений и техник для повышения интенсивности жизни группы, полагаясь на "мудрость" группы и способность творить жизнь и направлять ее в конструктивное русло.

Другой классик групп встреч, W.Schutz (1971, 1973), наоборот, был сторонником более строгого руководства группой. Для интенсификации групповых процессов и поощрения интенсивных чувств и столкновений участников между собой он широко использовал различные групповые игры и приемы.

G.M.Gazda (1989) выразил мнение, что опыт групп встреч, способы повышения интенсивности жизни могут успешно применяться и в терапевтических группах других типов.

Т-группы

Это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их еще называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности (sensitivity training). Группы такого типа возникли под непосредственным влиянием теории групп K.Levin"a. В этих группах, как и в группах встреч, также не ставятся лечебные цели. Но в отличие от групп встреч в Т-группах акцентируется не столько совершенствование личности (хотя это может быть одним из результатов работы группы), сколько анализ развития группы – что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-группы указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредственно в свою жизненную среду.

R.T.Golembiewski и A.Blumberg (1977) выделяют три основные черты Т-групп.

    Т-группа – это учебная лаборатория. Ее цель – помочь участникам понять, могут ли изменения, происходящие в группе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали в общении с другими людьми. Т-группа:

    создает миниатюрную модель общества.

    подчеркивает постоянное стремление искать новые способы поведения;

    помогает участникам понять, как учиться.

    создает безопасную атмосферу, благоприятную для обучения.

    ответственность за то, чему хочется научиться, перелагает на самих участников группы.

Обычно в Т-группу приходят с неопределенным желанием стать более чуткими в общении. Т-группа предоставляет возможность узнать, как этому научиться. Участникам показывают, что каждый член группы, помогающий учиться, является учителем.

В Т-группе дискутируют только о "здесь и теперь" происходящих процессах. Участникам не рекомендуется говорить о происходившем в прошлом за пределами группы. Важно говорить лишь о том, что происходит в группе в настоящее время и какие чувства это вызывает у участников.

Опыт Т-групп также можно успешно применять в группах решения проблем и в клинических группах.

Группы решения проблем (консультирования )

Их выделение связано с происходящим в последние десятилетия отделением психологического консультирования от психотерапии. В группах консультирования решаются различные психологические проблемы, а психотерапия понимается как лечение эмоциональных и поведенческих нарушений.

В данных группах обсуждаются личные, социально-психологические и профессиональные проблемы. Обычно они организуются в определенных учреждениях, например, в школах, центрах консультирования и т.п. Группы решения проблем отличаются от клинических психотерапевтических групп тем, что в своей работе они не стремятся к структурным изменениям личности, работают с осознанными проблемами, решение которых не требует продолжительного времени (например, года или более). В них ставятся больше профилактические и восстановительные цели. Проблемы, "приносимые" участниками в группы такого рода, чаще всего касаются трудностей в личной или профессиональной жизни, кризисных ситуаций. Многие проблемы такого рода, как правило, имеют межличностный контекст, и группа является идеальным местом для их обсуждения и решения. В группе словно воссоздается жизнь участников вне ее, так как участники приносят и реализуют в ней стиль своей жизни, и в особенности – стиль общения, попадают в конфликтные ситуации, аналогичные встречающимся в повседневной жизни. Участники группы, реагируя друг на друга, помогают друг другу в контексте группы заново пережить свою реальную жизнь, ошибки общения, конфликты с близкими и значимыми людьми в жизни вне группы. Тем самым в группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержке группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми.

К сожалению, не всегда жизненные обстоятельства складываются так, как этого хочет человек. В связи с этим может начаться депрессия или стресс. Лучше не допускать такого состояния и постараться вывести себя на позитивный настрой.

Что делать?

Что делать, когда в жизни все плохо? Не каждый человек легко может преодолеть жизненные трудности и решить какие-либо проблемные ситуации. Некоторым людям нужно практическое руководство, поясняющее, что делать, когда в жизни все плохо. Иногда человек пережидает такие периоды, когда ему кажется, что все настроены против него. В этих ситуациях важно помнить, что мысли людей имеют такое свойство, как реализация в реальность. Поэтому, когда человек думает, что у него все плохо, так и происходит на самом деле. Даже погода может быть ненастной в эти жизненные периоды. Неурядицы преследуют человека везде: дома, на работе и даже на отдыхе.

Для того чтобы выйти из данного состояния, необходимо сделать паузу и поразмышлять над тем, так ли все плохо на самом деле. В идеале нужно посмотреть на себя со стороны. Также следует помнить о том, что Поэтому можно обратить внимание на жизненные трудности других людей. Тогда, возможно, свои проблемы покажутся не такими значительными и масштабными.

Как бороться и что делать, когда в жизни все плохо? Для начала необходимо понять, какая жизненная ситуация спровоцировала плохое настроение и депрессивный настрой. Как правило, все происшествия, которые приводят к упадку сил, давно известны. К ним относятся: личные переживания к противоположному полу, материальные трудности, конфликты на работе. Конечно, этот перечень неполный. Например, депрессия может начаться из-за ухода из жизни близкого человека. Но здесь мы не касаемся такой серьёзной проблемы, а затронем более простые переживания людей.

Что делать, когда все плохо? Секреты успеха в личной жизни и карьере

Итак, сейчас поговорим о личных переживаниях, связанных с противоположным полом. Как мужчины, так и женщины могут переживать из-за разрыва отношений. В этом случае следует отнестись к данной проблеме философски и подумать о том, что было бы лучше: продолжать конфликтные отношения и находиться в некомфортном для себя состоянии или отпустить человека и попробовать наладить свою личную жизнь самостоятельно. Также необходимо знать о том, что жизнь настроена по принципу маятника, то есть нужно помнить, что если сейчас человек переживает кризис, то через небольшой промежуток времени Вселенная подарит ему положительные моменты, от которых ему будет радостно и светло на душе. Нередко встречаются случаи, когда проблемная ситуация оборачивается хорошей развязкой. В этот момент стоит подумать о том, что если бы ее не было, то и не случилось бы дальнейшее благоприятное развитие событий.

Материальные трудности также являются одним из наиболее часто встречающихся источников плохого настроения у людей. Особенно из-за этого переживают мужчины. Они думают, что не в состоянии обеспечить семью. Жена также может «подлить масла в огонь». Вместо поддержки супруга начинает требовать от мужа денег на семью, детей и бытовые расходы. Не стоит винить женщин в данной ситуации, так как они по своей природе хотят, чтобы дети ни в чем не нуждались, были красиво одеты, обуты, посещали хорошие школы и секции. Мужчинам необходимо успокоиться и подумать о возможности сменить сферу реализации своих профессиональных навыков. Либо поменять завести новые знакомства и прочее.

Профессиональная среда

Как себя вести, если наступила чёрная полоса в жизни? Что делать, когда все плохо в профессиональной сфере? Если говорить о конфликтных ситуациях, которые происходят на работе, то здесь следует придерживаться такого правила: не стоит принимать их близко к сердцу. Все, что случается в рабочем коллективе, следует оставлять там же. Нужно искать пути решения, а не углубляться в конфликт и саму ситуацию. Не следует стремиться к тому, чтобы угодить всем в рабочем коллективе.

Люди приходят туда для того, чтобы зарабатывать деньги. Поэтому общение с коллегами должно строиться в деловом русле. Конечно, встречаются дружные коллективы, которые переходят на более близкий уровень общения. Но все-таки будет лучше, если отношения с сотрудниками останутся нейтральными.

Поразмышляйте над происходящим

Что делать, когда в жизни все плохо? Сейчас дадим практические советы. Прежде всего следует разложить свои переживания, то есть разобраться, что является причиной депрессивного состояния, и что делать, если все плохо. Далее нужно подумать о том, существует ли возможность разрешения данной ситуации. Если да, то нужно осуществить действия для того, чтобы решить эту задачу. Если возможности развернуть ситуацию в свою сторону нет, то лучше отказаться от ее решения и отпустить.

Например, когда у человека случается личный конфликт с каким-то сотрудником в коллективе, то следует рассмотреть вариант увольнения и смены рабочего места. Не стоит думать о том, что, уволившись из одной крупной компании, нельзя будет устроиться в другую. Лучше подумать о том, что найдётся более выгодное предложение для реализации профессиональных навыков. И тогда не нужно будет задумываться о том, что делать, когда в жизни все плохо.

Позитивное мышление

Нужно учиться то есть смотреть на все жизненные неурядицы через призму улыбки и хорошего настроения. Любую проблему необходимо уметь переворачивать в свою пользу и извлекать из неё положительные моменты.

Например, если у человека возникли материальные трудности, и ему на жизнь, стоит задуматься о том, что возможно ему следует поменять сферу деятельности и заняться чем-нибудь другим. Существует вероятность того, что он не в своей нише, и нынешний труд не приносит ему ни морального, ни материального удовлетворения.

Забудьте о вредных привычках

Не стоит попадать в зависимость от вредных привычек. Распространённым является такое поведение людей, как злоупотребление алкоголем и табаком в период переживания каких-либо трудностей. Не стоит этого делать! Так как вредные привычки не решат тех задач, которые требуют внимания. К тому же они отнимут у человека жизненные силы и здоровье. Также будет упущено время, которое было бы лучше потратить на решение нужных задач.

Спорт

Спорт является отличной поддержкой для выхода из депрессии. Во-первых, физические упражнения способствуют улучшению кровообращения в человеческом организме. А это напрямую связано со стимуляцией работы головного мозга. Во-вторых, нагрузки на организм позволяют отвлечься от накопившихся переживаний. Люди могут здраво посмотреть и оценить ту ситуацию, в которой они оказались. Помимо этого, отличная физическая форма позволит чувствовать себя уверенно и свободно в любой ситуации.

Добрые дела

Добрые дела также помогают избавиться от депрессивного или стрессового состояния. В настоящее время есть множество благотворительных фондов и волонтерских организаций, которые оказывают помощь нуждающимся людям. Присоединиться к таким движениям довольно просто.

Они будут рады любой помощи, которая будет им предложена. Как говорилось выше, все познаётся в сравнении. Когда человек увидит своими глазами, в каких жизненных ситуациях находятся другие люди, то их проблемы покажутся ему смешными и ничтожными.

Сожгите плохое

Следует заставить себя избавиться от негативных мыслей. Не стоит постоянно думать о том, как все плохо. Для того чтобы настроиться на позитивное восприятие, можно написать на листке бумаги то, что приносит вам неудовлетворение, а затем сжечь этот листок. Также нужно научиться не цепляться за плохие мысли. Но и отталкивать от себя их тоже нет смысла, так как в этом случае на них также делается акцент. Нужно просто не обращать внимания на негатив, пропустить его мимо. А вот если в голову пришла позитивная мысль, от которой появляется улыбка, то можно покрутить ее в своём воображении, представить себя в разных ситуациях, которые приносят удовлетворение, дарят гармонию и радуют.

Обратитесь к профессионалу

Что делать, если все плохо? Рекомендации психолога должны помочь в решении данной задачи. Если не получается справиться с проблемой самостоятельно, то стоит рассмотреть возможность того, чтобы обратиться за помощью к профессионалам. Помочь могут как психологи, священники, духовники, так и друзья, родственники. Следует выбрать того, от разговора с кем станет лучше на душе. Необходимо поверить в то, что если разделить свои переживания с другими людьми, то они уменьшатся. Возможно, кто-то поможет хорошим советом или действием.

Позитивные мысли помогут быстрее выйти из сложной ситуации, поэтому заставляйте себя думать, что завтра все будет хорошо. Тогда не будет возникать вопроса о том, что делать, если в жизни все плохо. Существует практика, которая сводится к тому, что нужно научиться думать о хорошем так, как будто бы оно уже произошло с вами. Можно потренироваться на простых желаниях, осуществить которые не составляет большого труда, а затем перейти к более сложным задачам. Первое время будет уходить больше времени на осуществление задуманного. Зато в дальнейшем применение подобной практики даст положительные результаты в более короткие сроки.

Действуйте

Как быть, если в жизни все плохо? Действие приведёт к быстрому разрешению проблемы. Не стоит ждать у моря погоды и думать, что все разрешится само собой. Лучше предпринять все возможные действия по разрешению конфликта. Это касается как рабочих моментов, так и личных переживаний. Следует сделать все возможное для выхода из сложившейся ситуации.

Примите происходящее

Если происходит ситуация, повлиять на которую невозможно, то нужно с ней смириться и принять ее. Здесь речь идёт об уходе близкого человека из жизни. Также стоит научиться относиться к жизни философски, не следует винить кого-либо или что-либо в своих проблемах. Если так происходит, значит, так надо. Мы не можем влиять на какие-то ситуации, которые с нами происходят. Поэтому будет лучше научиться преодолевать испытания, которые нам приготовила судьба.

Заключение

Периодически у каждого человека возникает ситуация, когда происходит разочарование в окружающем мире и переоценка ценностей. Когда все, что было важным, исчезает и жизнь катится под откос. Когда все плохо в жизни и нет никакого просвета. В такой период исчезает все, на чем держался целый мир, а вместе с этим и некоторые люди, которые были дороги.

Происходит такой своеобразный индивидуальный армагеддон, который давит на сознание, вследствие чего появляется душевная боль, одиночество, проблемы с финансами и здоровьем, а затем и отделение себя от мира.

Все плохо в жизни. Что делать?

В такие моменты кажется что в жизни совершенно не осталось ничего святого и светлого, простого и радостного, все покрыли тучи и кажется что выхода нет (даже несмотря на то, что когда то вы были жизнерадостным и оптимистичным человеком). И вы понимаете, что никому нет до вас никакого дела, и никого не волнует, что скрывается за вашей дежурной улыбкой. И люди вокруг кажется бездушными, которые только потребляют и потребляют, ничего не отдавая взамен.

И вы всегда и всем что-то должны, ведь вокруг только и слышно «женщина должна», «от женщины зависит мир в семье», «женщина сама виновата, если мужчина ей изменяет или даже бьет», «женщина должна всех обогреть и накормить», и все в том же духе. Отовсюду только и слышно, что женщина – это цветок, это луч света, который украшает и обогревает мир, и она должна быть наполнена любовью и счастьем.

Но как быть этим цветком, как быть этим светом, когда все вокруг кажется пустым и бессмысленным? Как постоянно пребывать в состоянии счастья, если на душе боль и тоска? Когда всегда все плохо и выхода как будто нет. Когда много раз предавали и не ценили, когда отвергали и не любили. Когда все плохо и накатывает боль и отчаяние. И в порыве такого отчаяния, женщина говорит: «Меня никто не любит, я никому не нужна, никому нет до меня никакого дела, я одна».

Что делать, когда все плохо

Самое главное – это понять, что все в вашей жизни зависит от вас. И как раз именно в такие моменты вы можете осознать, что все действительно в ваших руках. И что если в вашей жизни сейчас происходит что-то неприятное, то вы на подсознательном уровне сами захотели, чтобы все так было. Причина может быть разной, например, чтобы вы выросли духовно, чтобы вы осознали какие-то истины, чтобы вы трансформировались в другую себя, более счастливую и успешную.


Одним словом, чтобы изменилась вся ваша жизнь, и вы сделали некий скачок в другую, более лучшую, реальность. Надо только захотеть это сделать. И понять, что все, что вы видите, это всего лишь ваше представление о мире. И вы используете исключительно только лишь свою фантазию для видения мира и ощущения себя в нем. И даже людей вы сами сначала рисуете в своем воображении, и только потом они материализуются в вашем реальном мире. Но часто вы просто не ставите свой мозг в известность о том, что же именно должны эти люди изображать в вашем мире, как они должны относиться к вам, и для чего они вам вообще нужны.

Потому что на уровне сознания вы не можете этого понять, так как этот уровень составляет всего лишь 3%, а остальные 97% – это наше подсознание, которое и правит балом под названием «моя жизнь». И когда вы прекратите обижаться, страдать и жаловаться и вместо вопроса «Почему» станете задавать вопрос «Зачем» – в вашей жизни все изменится. Не «Почему ОН так поступил со мной?», а «Зачем Я сделала так, чтобы он так поступил со мной?». Не ПОЧЕМУ эти события происходят в моей жизни, а ЗАЧЕМ они в ней происходят.

На одну ситуацию может быть несколько установок, когда вы спросите себя «зачем», они начнут выходить наружу, и к вам будет приходить понимание. Ваше подсознание будет давать вам сигналы и указывать на ключевую точку, с которой пошли негативные изменения. Вы обязательно получите ответ на вопрос «зачем», это может произойти и как в течение 1-2 минут, так и в течение нескольких часов. А затем придет облегчение и изменение ситуации к лучшему.

И так во всех сферах жизни – не ищите виноватых, ищите причину. Вашу личную причину. И тогда вам многое станет понятным. И любую свою проблему или неудачу, любой свой провал, любую неприятную ситуацию рассматривайте не как подножку от мира или плохих людей, которые якобы желают вам зла, а как повод пересмотреть свои взгляды на жизнь и изменить свое поведение.


Если эта статья была полезна для Вас, и Вы хотите рассказать о ней своим друзьям, нажмите на кнопочки. БОЛЬШОЕ Спасибо!

Если сейчас, по вашему мнению, у вас в жизни все плохо, послушайте одну историю, которая произошла со мной несколько лет назад и которая перевернула мою жизнь.
Долгое время я считала, что моя жизнь уже заранее запрограммирована на определенную долю успеха и неудач, причем второй составляющей в ней гораздо больше.И с эти уже ничего не поделаешь, кроме как смириться и научиться выживать – другого выхода я не видела.

Однажды я встретила свою давнюю знакомую, с которой не виделись уже много лет. Несмотря на череду трагических обстоятельств в ее жизни, она выглядела молодо и счастливо, вела активный образ жизни, была полна оптимизма.
Мне интересно было узнать секрет ее счастливой жизни. Он оказался очень простым, но сложным в исполнении - каждое утро благодарить Вселенную за все то, что имеешь в жизни и искренне верить в то, что с каждым днем все твои дела идут все лучше и лучше. На тот момент мне показался странным ее секрет "счастливой жизни". Тем более, если постоянно возникают проблемы на работе, со здоровьем, хронически не хватает денег, не ладятся отношения, да и вообще – это не та жизнь, о которой я мечтала. Но решила попробовать и записалась в коучинговую группу на обучение.
Так начиналось мое новое возрождение к совершенно другой жизни - осмысленной и наполненной чудесными превращениями и сюрпризами в окружении позитивных и успешных людей.

Что же делать, если в жизни все плохо?

Теперь я с полной уверенностью могу утверждать, что чёрная полоса, которая часто присутствует в жизни, на самом деле является взлетной полосой. И чтобы взлететь, нужно как следует разогнаться по ней, и набрать нужную для взлёта высокую скорость. И всегда ставить свои паруса так, чтобы они ловили попутный ветер.
А это означает, что необходимо брать ответственность за все происходящее в жизни, в свои руки.
И начинать надо с контроля своих мыслей - энергии, которая материализуется в реальном мире. О чем думаем - то и получаем.
Для этого есть отличное упражнение - "Свеча". Каждый вечер по 10 минут просто смотреть на свечу ни о чем не думая.Так вырабатывается привычка контроля над мыслями и умение концентрироваться на главном.

Во-вторых , каждое утро начинать со . Это огромный поток живительной энергии, которая удивительным образом трансформирует все проблемы, неудачи и провалы в новые способы решения, новые возможности и новые достижения.
И случается чудо - все вокруг начинает меняться в лучшую сторону.

В - третьих , постоянно наполнять свою жизнь любовью, добром и позитивом. Уволить из нее нытиков, негативщиков и пессимистов, а окружить себя позитивными, светлыми, добрыми и успешными людьми. Они будут поддерживать, и придавать дополнительный стимул двигаться вперед.

В - четвертых , обязательно верить в то, что все, что задумано, обязательно получится. И не впускать в свое сердце даже тени сомнения. Если повторять много раз: "Бог - это добро. Добро - это Бог", - появляется уверенность, и открываются новые пути решения жизненно важных задач.

И всегда помнить, что в любой момент можно изменить свою жизнь, но для того, чтобы она изменилась - ее нужно захотеть и начать менять. Начать делать это осмысленно, задавая себе правильные вопросы: " Для чего я это делаю?" Не все сразу получается, но при определенном старании, настойчивости и упорстве результат не заставит себя долго ждать. И он превзойдет все ожидания, я это точно знаю, потому, что проверено жизнью.

Представляю вашему внимания 10 действующих советов о том, что же делать, когда все плохо. Вперед и с песней!

Бывают в жизни моменты, которые даже неисправимые оптимисты и несгибаемые железяки не могут вынести стойко.

Кажется, что все на свете ополчилось против тебя: семья, начальство, незнакомые люди в маршрутках и магазинах, даже природа уже который день поливает противным холодным дождем.

Кажется, что отвратительнее уже быть не может и ты просто не находишь ответа на вопрос, что делать, когда все плохо .

Даже если сегодня у вас все плохо, то нужно думать, что завтра все обязательно наладится, а не: «Я умру уродливой, больной, никому не нужной старой девой».

Помечтайте о хорошем и Вселенная обязательно отзовется на ваш призыв.

Действуйте.

Проблемы редко решаются сами по себе.

Прежде чем опустить руки, вы должны быть уверены, что сделали все от вас зависящее, чтобы разрулить конфликт.

От того, что вы сядете и будете целыми днями ныть, какая же вы несчастная и почему столь несправедлива жизнь, ваша ситуация к лучшему не изменится.

Смиритесь.

Есть трагедии, повлиять на которые мы не в силах.

Я говорю, прежде всего, о смерти близких людей.

Да, вам очень больно, да, вы считаете, что это несправедливо, однако есть испытания, которые мы обязаны выдержать с честью, чтобы при встрече с любимыми и родными в ином мире нам не было стыдно.

Все уясняли? А теперь «сдайте» свою депрессию в ломбард Станиславу Бодягину! 🙂

Сколько он готов заплатить за нее?

Смотри видеоролик:


«Что делать, когда все плохо ?», – спросите вы.

Я отвечу: «Не унывать, не опускать руки и надеяться на лучшее!».

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: