Методы убеждающего воздействия. Основные способы психологического воздействия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра общей и профессиональной педагогики

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Выполнил:

Студент гр. ПОС-301

Ляпина О.В.

Научный руководитель:

Профессор кафедры общей и профессиональной педагогики,

Мартынова Е.А.

Челябинск - 2013

Введение

1. Психологическое воздействие: определение, цели

2. Вербальные средства психологического воздействия

2.1 Ложь как средство речевого воздействия

3. Невербальные средства психологического воздействия

3.1 Знак и сигнал как средства невербального воздействия

4. Информационные средства психологического воздействия

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек хоть раз в жизни поддавался какому-либо психологическому воздействию: будь то воздействие родителей, преподавателей, друзей или даже воздействие абсолютно незнакомых людей. На самом деле, умение воздействовать на людей - это огромное искусство, которому может научиться не каждый человек.

Многие специалисты считали, что личность и коллектив всегда развивались неразрывно друг от друга. Но сейчас люди перестали себя комфортно чувствовать в коллективе из-за перемен в общественных отношениях, поэтому каждый стал бороться только за личное благополучие.

Поэтому в последние годы резко возросла важность знания методов психологического воздействия, и каждый человек пытается по-своему ответить на вопрос, как нужно вести себя в каких-то конкретных ситуациях. А между тем существует огромное количество конкретных технологий, но в нашей работе мы рассмотрим только некоторые из них.

Целью данной работы является выявление основных способов психологического воздействия.

1 . ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ

В последнее время такая наука как социальная психология подчеркивает, что необходимо активнее разрабатывать методы психологического воздействия затем, чтобы управлять деятельностью различных групп, коллективов и отдельных личностей.

Согласно Г.А. Ковалеву, психологическое воздействие - процесс, который реализуется в ходе взаимодействия двух и более равноупорядоченных систем и результатом которого является изменение в структуре (пространственно-временных характеристиках), состоянии хотя бы одной из этих систем.

По В.Н. Куликову, психологическое воздействие - это осуществляемое с помощью речи и неречевых средств воздействие одного индивида на психику другого индивида или группы.

В процессе психологического воздействия задействованы две субъектные стороны - оказывающая воздействие и подверженная воздействию.

Главной целью воздействия является побуждение людей к выполнению определенных действий. Но Д.В. Василенко считает, что, для того, чтобы люди стали выполнять эти действия, они должны видеть в них выгоду или личностный смысл.

В нашей работе мы рассмотрим вербальные, невербальные и информационные способы психологического воздействия на личность.

2 . ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Вербальные средства воздействия - это в основном речевые воздействия. Речевое воздействие - это влияние, оказываемое субъектом на реципиента с помощью лингвистических, паралингвистических и нелингвистических символических средств в процессе речевого общения, отличающееся особыми предметными целями говорящего, которые включают изменение личностного смысла того или иного объекта для реципиента, перестройку категориальных структур его сознания, изменение поведения, психического состояния либо психофизиологических процессов.

Как мы видим из определения, целями такого воздействия можно считать изменение личностного смысла, перестройка сознания и изменение поведения. Обычно к способам речевого воздействия относят убеждение и внушение.

Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. В.Н. Панкратов говорит, что основой этого метода является отбор, затем логическое упорядочивание фактов и выводы. Результатом такого процесса воздействия может стать формирование знания, которое становится мотивом поведения человека, устойчивым свойством его личности. Обычно у человека убеждения формируются исходя из личного опыта. Когда человек в чем-то убежден, то он готов не только согласиться с определенной точкой зрения, но и защищать эту точку зрения, действовать в соответствии с ней.

Что касается внушения, Е.В. Шелестюк также ссылается на В.Н. Панкратова, говоря, что это воздействие на подсознание личности, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю и поведение и осуществляющееся за счет ослабления контрольно-регулятивной функции сознания, снижения сознательности. Внушение достигается словами, интонацией, мимикой, действиями. В дальнейшем имеет навязчивый характер и практически не поддается осмыслению и коррекции.

Различие между двумя этими видами воздействия в том, что внушение может быть осуществлено в отношении лиц, которые находятся в состоянии бодрствования и в гипнозе, естественном сне или по выходу из гипноза; а убеждение эффективно только в состоянии бодрствования.

Некоторые исследователи (такие как Е.Ф. Тарасов, М.Р. Желтухина и др.) к способам воздействия относят заражение и подражание.

Заражение - это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта.

Подражание - это следование некоторому примеру или образцу, которые можно рассматривать как внутренний голос либо отсроченное следствие более раннего внушения.

Обычно заражение рассматривается как подвид внушения, а подражание - как его следствие. Ссылаясь на В. Сергеечеву, Е.В. Шелестюк утверждает, что воспитание основано на речевом воздействии, но носит комплексный характер, включая всю совокупность способов воздействия с помощью речи.

2.1 Ложь как средство речевого воздействия

Отходя от традиционных видов речевых воздействий, можно сказать, что ложь тоже является своеобразным средством манипуляции людьми.

Еще со времен Аристотеля и Платона, философы делали попытки разобраться как в сущности лжи, так и в ее морально-психологических аспектах.

Словари русского языка трактуют ложь как неправду, обман, искажение истины, также как выдумку, фантазию, розыгрыш. Т.В. Сахнова пишет, что с психологической стороны ложь - это сознательное создание ложного представления о тех или иных обстоятельствах действительности в сознании другого объекта. Целью лжи обычно является достижение или, наоборот, избегание каких-либо последствий.

Причины лжи нужно искать в истоках формирования личности. У детей это обычно страх перед наказанием, а родители используют ложь в качестве способа оказания влияния на ребенка. Но так как дети часто берут пример с родителей, они ни в коем случае не должны включать обман в структуру обычного поведения.

В.В. Знаков отмечает, что ложь иногда является следствием проявления защитных реакций личности, которые способствуют устранению дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью отношениями с окружающими.

Ж. Дюпра считает, что ложь связана с некоторыми культурными особенностями определенных этнических групп. Он говорит, что для некоторых стран ложь - это неизбежное явление. Дюпра объясняет это воспитанием и национальными традициями, которые оказывают влияние на характеристики межличностного общения.

Использование лжи с целью манипулирование другими людьми получило название «макиавеллизм» - по имени философа, который оправдывал любые способы достижения цели.

3 . НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Что же касается невербальных средствам психологического воздействия на людей, то к ним принято относить паравербальные характеристики речи и выразительные движения.

Начнем с того, что именно благодаря невербальному общению человек развивается психологически до того возраста, как он научился говорить. То есть до 2-3 лет. Также можно сказать, что невербальное общение помогает развивать и совершенствовать коммуникативные возможности человека, вследствие чего он открывает для себя более широкие возможности для развития.

Следует начинать рассмотрение невербальных компонентов как средства психологического воздействия с паравербальных характеристик речи. Нужно отметить, что паравербальные характеристики речи выступают как средство отражения состояния говорящего, уровня его эмоциональной напряженности, специфики переживаемых эмоций. К таким характеристикам относятся скорость речи, громкость, артикуляция, высота голоса, режим речи.

В.А. Лабунская утверждает, что невербальное поведение является средством идентификации собеседников, поддерживает оптимальный уровень психологической близости междуобщающимися и является индикатором актуальных психических состояний.

Именно то, что невербальные компоненты могут выражать, обозначать, олицетворять, воздействовать на чувства, вызывать образ, служить средством реагирования и является основой психологических эффектов, которые используют в целях воздействия.

Невербальные средства используются только в сознательном состоянии, то есть когда участники коммуникации осознают их коммуникативные функции.

Также невербальные средства используют в целях смягчить эффект от вербального воздействия, заместить речевое средство, уточнить или изменить смысл сообщения, усилить эмоциональную насыщенность сказанного (Например, известно, что втелекоммуникации зрительный ряд всегда превалирует над звуковым).

3.1 Знак и сигнал как средства невербального воздействия

Рассмотрим сигнал и знак как средства психологического воздействия.

Чем выше уровень психического развития индивида, тем больше ему необходим процесс обмена информацией и тем эффективнее он должен быть. Таким образом, сигнал имеет двойственную функцию. С одной стороны он замещает некоторый предмет, с другой - выступает как регулятор поведения.

Б.Ф. Поршнев считает, что с увеличением сложности психической организации, реакция на сигнал уже не носит автоматический характер и зависит от индивидуального развития интеллекта.

Л.С. Выготский утверждал, что знак - это психологическое орудие. Через его значение осуществляется управление поведением.

Специалисты считают, что сила слова - явление теоретически малоизученное. Поэтому, следуя за Выготским, следует о принципе сигнификации, т.е. введении знака как средства обозначения и регуляции человеческих отношений. Знаки возникают, когда нужна фиксация идеального содержания человеческой деятельности и регуляции отношений между индивидуумами в соответствии с этим содержанием, т.е. с разумным смыслом.

Сигнальный аспект знака, т.е. его прямая связь с раздражителем, способность вызывать те же реакции, что и сам первосигнальный раздражитель, используются, например, при внушении.

4 . ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Весьма актуальным является изучение психологических последствий применения информационных технологий.

Информационные средства воздействия - специфическая форма социальной активности одного индивида (или группы), направленная на психику другого индивида или группы, которая в своей произвольной форме (т. е. при намеренном воздействии) исходит из определенного мотива и преследует цель изменения или укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и др. психологических явлений.

Объединяющим началом в процессе оказания психологического воздействия выступает информация. При подаче информации нужно учитывать эмоциональный настрой объекта и также вызывать именно те переживания, которые обостряют восприятие. Эмоциональная сфера человека, готовая к восприятию информации, выглядит следующим образом: интерес - любопытство - удивление - недоверие - сомнение. Возникающее в процессе психологического воздействия эмоциональное напряжение должно быть разряжено получаемой информацией, поэтому она должна быть построена правильно. Это способствует формированию доверия у объекта к субъекту воздействия .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы изучили вербальные, невербальные и информационные методы психологического воздействия на людей. Оказывается, что воздействовать на человека можно не только словами, но и движениями и самой подачей информации.

Чтобы психологически повлиять на личность, скорей всего подойдет приятная расслабленная атмосфера и перед началом общения нужно избавиться от напряжения, найти «общий язык тела» и возможно даже подстроиться под дыхание партнера.

Еще необходимо отметить, что исключительно важна как правдоподобность рассказа, так и ее аргументы. Не нужно приводить в пример много аргументов, иногда достаточно всего одного, но достаточно веского.

Нужно сказать, что проявить воздействие можно не на любого человека. Обычно влиянию поддаются люди с заниженной самооценкой, нежели сильные натуры. Поэтому необходимо быть внимательным в выборе того, на кого нужно оказать влияние.

ЛИТЕРАТУРА

психологический воздействие информационный вербальный

1. Василенко Д. Психологическое воздействие как объект научного изучения / Д. Василенко.

2. Грачев Г.В. Манипулирование личностью [Текст] / Г.В. Грачев. - М.: «Эксмо», 2002. - 182 с.

3. Духовской Т. Общая характеристика невербальных средств коммуникации / Т. Духовской.

4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия [Текст] / Т.С. Кабаченко. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 511 с.

5. Куликов В.H. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования [Текст] / В.Н. Куликов. - Иваново, 1982.

6. Психологическое воздействие на личность и группу [Текст]: Межвуз. сб. научн. тр. / Ивановский гос. университет, ответственный В.Н. Куликов. - Иваново: ИвГУ, 1989.

7. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: Монография [Текст] / Е.В. Шелестюк. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2008. - 232 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психологическое воздействие - механизм управления массовым сознанием и поведением: понятие, особенности, защитные техники. Убеждение и внушение как приемы психологического воздействия СМИ на массовую аудиторию; подражание и заражение в обществе и мода.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2012

    Психологическое воздействие как возможность влиять на поведение людей, их чувства и умы путем устно-публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей. Проблемы исследования механизмов психологического воздействия в России и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2013

    Общая характеристика рекламной деятельности, изучение ее влияния на выбор потребителем товара. Рассмотрение основных механизмов психологического воздействия и манипулирования. Внушение, подражание, заражение и убеждение как основные методы воздействия.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2014

    Проблемы, связанные с характером психологического воздействия одного человека на другого в процессе непосредственного межличностного общения. Диалогическая природа общения. Диалог как форма психологического воздействия. Контакт на психологическом уровне.

    доклад , добавлен 13.12.2010

    Характеристики манипуляции как метода духовного и психологического воздействия на партнера. Рассмотрение организационно-процедурных, психологических и логических манипуляций. Методы нейтрализации приемов психологического воздействия в деловом общении.

    презентация , добавлен 27.05.2014

    Эмпирическое исследование методов воздействия в деятельности у сотрудников пограничной службы. Интерпретация результатов исследования методов психологического воздействия. Структура трудовой мотивации. Боязнь неудачи и готовность персонала к риску.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2013

    Цели и результаты проникновения в чужую психику. Виды психологического воздействия: заражение, внушение, подражание, убеждение. Подготовительные действия манипулятора. Представление о манипулятивных технологиях. Анализ воздействия рекламы на человека.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Сущность, характеристика, структура, способы, психотехника и проблематика социально-психологического воздействия как одного из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Исследования эмпирических разработок ученых-психологов.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2010

    Характер, структура и возможности психологического воздействия в процессе непосредственного межличностного общения. Диалог: определение, цель, специфика; природа и роль общения в развитии характера и других психических образований в личности человека.

    доклад , добавлен 17.12.2010

    Теоретические аспекты проблемы психологии - психологического консультирования. Цели психологического консультирования, характеристика его технологии. Эффективность внедрения психологического консультирования в практику работы школьного психолога.

Убеждение это способ воздействия, который в отличие от разъяснения затрагивает не только познавательную, но и эмоциональную и рациональную сферы личности. Другими словами, убеждение - это аргументированное воздействие одного или нескольких человек на критическое мышление другого человека или группы людей, для того, чтобы достигнуть определенной цели. Целью является принятие собеседником или собеседниками наших взглядов, точек зрения.

Процесс убеждения представляет собой скрытую или явную дискуссию двух или нескольких лиц, цель которой, как говорилось выше, состоящей в достижении единства понимания и переживания, то есть убеждение не может быть монологом, это обязательно диалогический процесс. 3

Является дискуссия скрытой или явной зависит от социальных статусов убеждающего и убеждаемого. Если они не равны, например, преподаватель - студент, последний, скорее всего не будет спорить открыто, но возражения иметь может, и дискуссия, соответственно, будет скрытая; и наоборот, если статусы равны, то - явная.

Степень эффективности воздействия убеждением зависит от нескольких факторов:

1. Авторитет убеждающего (лектора перед аудиторией, учителя в глазах учеников и др.), так как чем выше авторитет, тем менее критично воспринимается информация. На этом и основаны некоторые приемы рекламы на радио и телевидении: чтобы сообщение о каком-либо новом виде товаров или услуг было принято с меньшей долей скептицизма и для большей эффективности оно должно быть персонифицировано, вложено в уста конкретного человека, обладающего доверием, престижем и симпатией в глазах аудитории. 4

2. Важную роль играет отношение убеждающего к тому, в чем он хочет убедить. Обязательным является эмоциональное переживание, т.к. чтобы убедить другого, нужно самому глубоко переживать это, и конечно, вера убеждающего в то, о чем он говорит.

3. Третьим фактором является то, что убеждающий должен чувствовать небольшое психологическое превосходство над убеждаемым.

Это чувство возникает в том случае, если говорящий больший специалист, чем его слушатели; если умеет делать то, чем занимается; должен быть знаком с известными людьми, работающим в этой области, хотя это имеет незначительный фактор воздействия.

4. Важным аспектом является уверенность убеждающего в том, что он достигнет цели, т.к. астенические чувства (сомнение, неуверенность) отрицательно воздействуют на эффективность убеждения, парализует силы человека.

Объяснением этого является идеомоторный акт - появление нервных импульсов, обеспечивающих действие, как только возникает представление о нем.

5. Необходимо учитывать отношение убеждаемых к убеждающему и тому, в чем их хотят убедить.

Здесь большую роль играет предрасположенность (в данном случае конформизм) или сопротивляемость личности (негативизм, предубеждения).

Предубеждение - установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. 5

Для большей эффективности программы воздействия должны быть дифференцированы, должны учитывать интересы и взгляды разных людей, не быть стереотипными, т.к. у каждого человека может быть своя точка зрения, недаром говорят "сколько людей - столько мнений".

Так же сюда можно отнести то, что А. А. Леонтьев называет "предречевым компонентом" - ориентировка в собеседниках. Это значит, что когда вступаешь в общение, уже кое-что знаешь о своем собеседнике, имеешь представление об особенностях его личности и характера, объеме его знаний, круге интересов и мотивах поведения.

Если рассматривать убеждение, как способ психологического воздействия на группу, можно придти к следующему выводу: в результате воздействия убеждением на группу, например в ходе лекции или какого-нибудь агитационного собрания, срабатывает "механизм взаимного заражения". (А. А. Леонтьев). Вызываемая реакция может быть обоюдоостра: если слушатели начинают зевать, зевота мгновенно охватывает весь зал, но если убеждающему удалось заинтересовать аудиторию, эта заинтересованность мгновенно передастся тем, кто в других условиях вел бы себя индифферентно.

В едином коллективе слушателей каждый из них как бы подвергается групповому давлению, его индивидуальное критическое отношение к происходящему снижается, он поддается общему настроению.

В большинстве случаев достаточно подчинить себе часть аудитории, чтобы заставить всю аудиторию согласиться со своим мнением.

Для устного воздействия в этом случае нужно принять во внимание следующие факторы:

1. Соответствие настроения аудитории интересам и мировоззрениям конкретного слушателя.

2. Психологическую зрелость слушателей, т.е. возраст, уровень образования.

3. Личностные и профессиональные особенности слушателей.

Внушение.

Внушение - это психологическое воздействие одного человека на другого или на группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, и сопровождается той или иной степенью автоматизма.

Суть внушения, как подчеркивал Б. Ф. Поршнев, в том, что если имеется полное и безоговорочное доверие слушающего к говорящему, то слова второго вызывают у первого те самые представления, образы и ощущения, какие имеет в виду говорящий, а полная ясность и безоговорочность требуют действий, как будто эти представления были получены прямым наблюдением или познанием самого слушающего, а не посредством другого лица.

Внушение настолько специфический способ воздействия, что заслуживает более пристального и детального анализа. Психологический анализ внушения можно производить с позиций социальной психологии.

Общепсихологическая характеристика внушения.

Внушение, как способ воздействия отличается рядом характерных особенностей. Явление внушения представляет собой сложную систему "суггестор-суггеренд". В этой системе можно выделить 3 взаимосвязанных элемента:

1) операционный (представляет собой внушающее воздействие суггестора на суггеренда), который в свою очередь можно разделить на 2 этапа:

  • подготовительный - психологическая и фактическая подготовка суггеренда к принятию внушения, т.е. снижение контрсуггестивности;
  • исполнительный - суггестор, в соответствии со своими целями и намерениями используя определенные приемы, влияет на использование суггерендом потенциальных психических возможностей 6 .

На этом этапе в психику человека вводятся какие-либо установки направленные на изменение его потребностей и т.д.

2) процессуальный (принятие воздействия суггерендом).

3) результативный (ответные реакции суггеренда, которые являются и каналами обратной связи).

Основным средством внушающего воздействия является слово , но только при соблюдении ряда специфических условий.

Вопрос о внушающих возможностях неречевых средств (жестов, мимики) является спорным. Некоторые ученые полагают возможным внушение с помощью неречевых средств.

В связи с этим были произведены опыты, подробно описанные В. Н. Куликовым в книге "Психология внушения", результата которых показали, что невербальные средства обладают ограниченными возможностями, а основываясь на анализе высказываний испытуемых стало возможным предположение, что внушают не сами жесты и мимика, а то словесно-смысловое содержание, что в них закодировано.

Чаще словесные и неречевые средства действуют вместе, причем последние выступают в помощь словесным для усиления воздействия, но так же они могут и ослабить суггестивное воздействие.

Особенности внушающего воздействия.

1. Ряд опытов, проведенных Куликовым В. Н., показал что "в общем виде внушение следует рассматривать как воздействие со сниженной аргументацией, также было установлено, что в разных случаях требуется разная степень снижения аргументации, иногда ее можно заменить простой констатацией.

2. Процесс принятия суггерендом внушения характеризуется сниженным уровнем осознанности, который тоже может быть разным, в зависимости от вида воздействия (в состоянии естественного сна, гипноза, в бодрствующем состоянии).

3. Принятие суггестивных воздействий характеризуется снижением степени критичности . Но нельзя считать, что внушение принимается некритически, т. к. суггеренду невозможно внушить то, что противоречит его моральным, этическим и другим убеждениям.

4. Ответные реакции суггеренда обязательно характеризуются разной степенью автоматизма.

Степень автоматизма зависит:

1) от характера воздействия, насколько оно конкретно и элементарно;

2) от того, в каком состоянии находится суггеренд (в гипнотическом состоянии степень автоматизма выше, чем в бодрствующем);

3) насколько оно во времени отстоит от суггестивного воздействия. Чем меньше интервал, тем выше степень автоматизма.

В социальной психологии внушение как психологическое явление нужно рассматривать сначала с точки зрения суггестора, а потом суггеренда.

Суггестивное воздействие могут оказать как отдельные личности, так и целые социальные общности. Но и принимать его могут как отдельные личности, так и социальные общности. Таким образом, суггеренд может быть как индивидуальным, так и групповым. Причем и тот и другой принимают внушения с учетом влияния своих групп и коллективов и более широкого социального окружения. Социальное окружение может санкционировать, а может и запрещать принятие внушений. 7

Суггестивное воздействие имеет двусторонний характер. Воздействие на суггеренда осуществляется по прямой связи, а информация о том насколько правильно суггеренд принял и выполняет внушение суггестора по обратной.

Связь между суггестором и суггерендом более всего выражена в бодрствующем состоянии и совсем отсутствует в состоянии естественного сна.

Классификацию видов внушения можно представить следующим образом:

  1. Внушение в бодрствующем состоянии.
  2. В гипнотическом состоянии.
  3. В состоянии естественного сна.

Внушение в бодрствующем состоянии - это явление, с которым каждый имеет дело, т. к. внушаемость - одно из присущих человеку свойств его психики; при этом наиболее высокая внушаемость у детей.

При умелом использовании внушение в бодрствующем состоянии может быть сильным воспитательным средством.

Гипноз (греч. - сон) - искусственно вызванное сноподобное психическое состояние, сопровождающееся связью между суггестором и суггерендом в результате их взаимодействия. Физиологически раппорт определяется наличием в коре головного мозга сторожевого пункта, обеспечивающего повышенную внушаемость. 8

Это состояние отличается от обычного сна тем, что последний вызван естественными причинами, а гипнотический - внушающим воздействием. Кроме того, это сон "порциальный", т. к. весь мозг переходит в состояние торможения.

Состояние мозга во время гипнотического сна может быть следующим:

  • уравнительная фаза - в этом состоянии раздражители разной силы дают одну и ту же реакцию;
  • парадоксальная фаза - сильные раздражители вызывают слабую реакцию, и наоборот.

Ультрапарадоксальная фаза - в этом состоянии те воздействия, которые в нормальном состоянии вызывали какую-либо реакцию, начинают удерживать от действия, и наоборот.

Каталептическая фаза - самое сильное состояние в гипнозе, характеризуется понижением чувствительности, способностью непроизвольно, без усилий сохранять позу.

Гипноз применяется в медицине для лечения хронического алкоголизма, наркомании, курения, в качестве средства обезболивания в хирургии. В психотерапии используется метод гипноанализа конфликтов и установок личности.

Внушение в состоянии естественного сна выглядит так: человек спит и решает мыслительные задачи.

Примерами спонтанных проявлений этого явления может быть то, что Пушкин писал во сне стихи, а Менделеев "Периодическую систему элементов" тоже увидел во сне. Ученых интересует возможность управлять этим явлением.

Под руководством В. Н. Куликова на базе Ивановского госуниверситета проводились опыты, которые выглядели следующим образом:

человек засыпает, когда он вступает в определенную фазу сна, с ним устанавливается контакт, делается проверочное внушение, и, если есть реакция, то проводится установочное внушение, и, наконец, констатирующее внушение.

Результаты воспроизведения были: от 60 до 90%.

Так же суггестивное воздействие мы можем рассматривать и по следующим категориям:

1. преднамеренное и непреднамеренное .

Преднамеренное внушение - предполагает наличие цели и прилагаемых усилий для достижения этой цели.

Непреднамеренное - суггестор не ставит перед собой цель внушить суггеренду какую-либо мысль, действие, поступок; это внушение без прилагаемых усилий. Суггестор может даже не знать, что произвел внушение.

2. специфическое и неспецифическое .

Специфическое - воздействие, которое внушает конкретные идеи, мысли, поступки.

Неспецифические - воздействия, внушающее психические состояния: плохое или хорошее настроение, эмоциональный подъем и др.

3. положительное и отрицательное .

Положительное внушение - "прививает" личности и социальной общности положительные психологические качества, свойства и состояния.

Отрицательное - своим содержанием сознательно или несознательно, намеренно или ненамеренно "прививает" людям отрицательные, с точки зрения морали, психологические качества; но, как правило, это непреднамеренное внушение.

4. Прямое и косвенное .

Прямое внушение отличается определенностью того, что суггестор хочет внушить суггеренду, а так же своей прямой направленностью на конкретного суггеренда и внушается конкретное содержание.

В ходе опытов В. Н. Куликова было установлено, что отрицательное прямое внушение обладает большей силой воздействия, чем положительное. 9

Косвенное внушение имеет иные характеристики. Бехтерев В. М. назвал его "опосредованным воздействием", так как мы не действуем непосредственно самим внушением, а связываем его с определенным предметом, благодаря чему внушение и осуществляется в связи с данным предметом.

Оно характеризуется тем, что цель воздействия закрыта , например рассказом, суггеренду не говорится открыто то, что хотят внушить. Иногда воздействие является своего рода намеком.

Часто косвенное внушение не имеет прямой и непосредственней направленности на того, кто является объектом воздействия. Это может быть рассказ о ком-то другом, в котором суггеренд может увидеть себя и сможет отождествить.

5. Внушение через противопоставление .

Суггеренд противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в каком-либо деле. Делается ставка на то, что суггеренд не желает уступать в соревновании.

Эффективность этого способа зависит:

  1. Суггеренд не должен знать истинных целей и намерений суггестора.
  2. Суггеренд должен верить в то, что тот, кто ему противопоставляется, действительно может сделать то, о чем говорит суггестор.
  3. Для противопоставления нужно брать того, с кем суггестор действительно соревнуется.

6. Внушение через запрет выглядит как необоснованный, неаргументированный запрет на какое либо действие.

В этом случае запрет, преломляясь через особенности личности суггеренда, может получить значение стимула к совершению действия, о котором идет речь. 10

При этом обязательно полностью исключить аргументацию запрета.

7. Внушение доверием выглядит примерно следующим образом:

Опорой для внушения доверием являются личные и общественные чувства чести и долга, и ответственности перед людьми, которые оказали доверие.

8. Непосредственное и отсроченное внушение.

Непосредственное внушение характерно тем, что действие, внушенное суггеренду выполняется сразу же после его проведения, а при отсроченном между воздействием и ответной деятельностью имеется временной разрыв.

Эффективность суггестивного воздействия зависит от следующих аспектов:

1. Является ли суггестор отдельным индивидом или целой группой.

Экспериментально доказано, что групповой суггестор обладает большей силой внушающего воздействия, причем установлено, что с увеличением числа членов группового суггестора растет эффективность внушающего воздействия.

2. Является ли суггестор авторитетом для суггеренда. Объясняется это тем, что у суггеренда вера в профессиональные качества авторитетного суггестора выше, чем в неавторитетного, суггеренд больше ему доверяет, и, следовательно, относится с меньшей степенью критичности.

Но добиться эффекта внушения может и суггестор с небольшим авторитетом - он может использовать авторитет другого человека и внушать от имени другого лица.

Если же суггестору приходится иметь дело с суггерендом, который о нем ничего не знает, а, следовательно, не может быть для суггесгора авторитетным. В этом случае суггестору нужно создать первоначальный престиж. В связи с этим был произведен ряд сравнительных экспериментов. В них на испытуемых действовало одно и то же внушение, исходящее от одного и того же суггестора. Но в одних группах - экспериментальных, суггестора представляли как опытного психолога и большого специалиста по внушению, а в контрольных просто называли его. В итоге в экспериментальных группах испытуемые приняли и выполнили в среднем 78% внушений, а в контрольных только 35%. 11

3. Эффективность внушения во многом зависит от отношения суггесгора к суггеренду:

1) Желательным является наличие общей доброжелательности, т.к. если воспитатель делает внушение воспитаннику и обнаруживает при этом доброжелательное отношение, то это воздействие будет гораздо эффективнее, чем при недоброжелательном отношении.

2) Суггесгор должен испытывать психологическое превосходство над суггерендом, т.к. суггестор, превосходя суггеренда в воле, характерологическом плане, должен испытывать уверенность в достижении поставленной цели. Уверенность, являясь стеническим чувством, мобилизует суггестивные силы и способности суггестора и тем самым положительно влияет на эффективность внушения.

Так же уверенность суггестора зависит от того, насколько он владеет методиками и техникой внушения, набором способов и приемов, каков его личный опыт практического использования внушения и др.

4. Успех внушения зависит от отношения суггестора к тому , что он внушает.

Этот аспект содержит:

  1. веру суггестора в то, что он внушает;
  2. эмоциональное отношение суггестора, переживание того, что внушает.

5. И, наконец, успешность внушения во многом зависит не только от суггестора, но и от тех влияний, которые он испытывает со стороны своего социального окружения.

Доказано, что социальное окружение влияет на содержание и характер внушений суггестора, т.е. его внушения соответствуют политике, идеологии, морали той социальной общности, к которой суггестор принадлежит.

Также социальное окружение влияет на силу внушения. Оно может быть положительным, а может и отрицательным, парализующим потенциальные возможности суггестора.

Если рассматривать внушение как воздействие на личность и группу, то можно заключить следующее: что в зависимости от типа суггеренда можно разделить и внушаемость (степень восприимчивости к внушению) на индивидуальную и групповую.

В первом случае имеется в виду внушаемость отдельной личности, а под групповой - внушаемость социальной общности.

Исследования показывают, что социальная общность более внушаема, чем отдельный индивид. Это связано с тем, что между членами группового суггеренда происходит взаимовнушение. На групповую внушаемость влияет численный состав социальной общности.

Также мы различаем групповую и индивидуальную контрсуггестию (сопротивляемость внушаемому воздействию). Социальные общности могут влиять па индивидуальную контрсуггестивность своих членов путем усиления или ослабления авторитета суггестора, и посредством дополнительных внушений.

III. Сферы приложения способов психологического воздействия и практические рекомендации.

Вышеперечисленные способы психологического воздействия давно нашли приложение в жизни людей, и в реальных человеческих взаимоотношениях обычно взаимосвязаны и переплетены, но ведущую роль играет, конечно, убеждение. 12 Убеждение считается основным методом в научной полемике, в воспитании и педагогике.

Успешность применения этого метода заключается в следующем: речь человека, убеждающего кого-либо в чем-либо, должна быть рассчитана, чтобы вызвать сложную ответную реакцию, в которой можно выделить интеллектуальную и волевую составляющие.

Воздействие на интеллект достигается путем использования логических доводов. Доказательства должны быть увлекательны логикой своего обоснования и простотой изложения.

Достичь этого можно при использовании примеров, суждений, статистических данных, компетентных мнений, цитирования авторитетных авторов.

Успех воздействия убеждением напрямую зависит от того, насколько хорошо убеждающий представляет, каких именно результатов хочет добиться, т.е. характер и направление своего воздействия.

Психолог А. Г. Ковалев, предупреждает, что "убеждение нельзя смешивать, отождествлять с морализированием". При убеждении положение доказывается, а при морализировании - декларируется.

Как правило, все то, о чем говорится при морализировании, хорошо известно тем, к кому оно обращено, и поэтому, собеседники могут относиться к такому воздействию иронически, а может и презрительно, т.к. сообщение, не несущее в себе повой информации, может не только не восприниматься, но и вызывать негативную реакцию.

Внушение играет несколько иную роль. На внушении (в большей степени, чем на убеждении) основано воздействие некоторых средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев.

Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного; делаются попытки использования в педагогике - так, например, суггестопедия.

Исходя из сферы применения способа, можно дать ряд общих практических рекомендаций.

Успешность воздействия зависит во многом от того, насколько внимательно слушатели готовятся к речи говорящего.

В психологии различаются 3 вида внимания - непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание можно вызвать у собеседника необычным началом разговора, можно надеть что-то вызывающе яркое, неожиданно хлопнуть по плечу и т.д., но это внимание исчезнет, как только тот "придет в себя". Гораздо устойчивей произвольное внимание. Для того чтобы оно возникло, нужно поставить перед собой четкую цель, программу воздействия.

Если удастся поддержать интерес к теме, то у собеседника постепенно произвольное внимание перейдет в самое устойчивое -послепроизвольное.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: