Лего конструирование детском саду фешина. Методическое пособие "лего-конструирование в детском саду"

Назарова Виктория
Лего-конструирование в детском саду

«Конструируя, ребёнок действует,

Как зодчий, возводящий здание

Собственного интеллекта.»

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего . Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Её можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет.

Цель :

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO -конструированием.

Задачи обучающие :1. Учить сравнивать предметы по форме,размеру,цвету,закономерности,отличия и общие черты в конструкциях.

2. Учить создавать различные конструкции по образцу, по модели, по условиям, по чертежам и схемам, по замыслу, по теме.

Задачи развивающие :

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать память,внимание,умение сравнивать.

Развивать фантазию,творческое мышление.

Задачи воспитательные :

Воспитывать у детей умение выполнять постройку аккуратно.

Воспитывать стремление к активной деятельности, общению.

Этапы реализации проекта

1. Постановка цели

2. Планирование деятельности

Выбор деятельности

Выбор материала

Выбор способа деятельности

3. Реализация плана

4. Презентация проекта

5. Анализ.

9 слайдСвою работу я начала с создания лего –центра в группе . В этом мне помогли родители. В начале родители приобрели нам простой конструктор лего , а затем лего «Дупло. Также д/с был подарен конструктор «Кликс» . Для того, чтобы помочь родителям в конструктивной деятельности в домашних условиях и подготовке проектов я разработала памятки с методическими рекомендациями.

Игры ЛЕГО могут по-настоящему заинтересовать ребенка любого возраста. Они развивают детское воображение и любознательность. Как показали исследования, конструкторы ЛЕГО стимулируют детский мозг к обработке и усваиванию информации из окружающей среды, а также эффективно развивают моторику ребенка. Игры ЛЕГО развивают детский интеллект , помогая лучше понять окружающий мир и взаимодействие с ним. Кроме того, они развивают в ребенке чувство ответственности за свои творения, стимулируют детское творчество , дают понимание более широкой картины (и мира в целом) . Подбирая блоки, ребенок научится цветам, формам, счету и т. д

Детки, играющие с конструкторами ЛЕГО , также развивают уверенность в себе и лучше приспосабливаются к окружающему миру, включая физический, культурный и социальный аспекты. Они учатся взаимодействовать с другими людьми и правильно вести себя в различных ситуациях, которые могут возникнуть в повседневной жизни.

DUPLO - наборы из простых блоков, которые в два раза больше обычных, стандартных блоков конструктора LEGO и предназначены для детей младшего возраста.

Кликс – уникальный инновационный конструктор, созданный для всестороннего развития ребенка. Эта развивающая игрушка бросает вызов детскому воображению и креативности, развивает логическое мышление и мелкую моторику.

Отличительная особенность конструктора Кликс заключается в том, что он позволяет ребенку строить бесконечные забавные модели : от космической ракеты до пиратского корабля, от маленькой птички до мощного слона. Фантазии вашего ребенка не будет предела.

Все наборы совместимы и взаимодополняемы, так как состоят из основных блоков, которые при достаточном их количестве позволяют строить все на что только хватает воображения.

Яркие разноцветные детали из прочного гигиенического пластика будут соединяться и разъединяться руками ребенка тысячи раз, издавая при этом характерный звук – «клик!» . Именно поэтому игрушка и получила свое название.

Развивающий деревянный конструктор для детей сейчас есть в большинстве семей с малышами. Такая игрушка имеет немало преимуществ.

Экологичная безопасность предметов. Дерево - это один из самых востребованных материалов. Древесина не только экологична и безопасна, но даже во многих случаях полезна. Для конструкторов обычно используются краски без вредных веществ, поэтому в целом такие игрушки подходят для детей разных возрастов и для ребят, склонных к аллергиям;

долговечность и прочность. Если уронить пластиковую игрушку с большой высоты, она может разбиться или сломаться. Деревянные детали конструктора обычно более прочные. Дети их бросают, роняют, но ничего не происходит. Это особенно важно, когда играют малыши.

Принципы LEGO – конструирования

От простого к сложному;

Учет возрастных особенностей детей

Учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

Активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

Комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности : игровой, познавательной, речевой;

Результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Формы организации обучения дошкольников конструированию

Конструирование по образцу

2. Конструирование по модели

3. Конструирование по условиям

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

5. Конструирование по замыслу

6. Конструирование по теме

16слайдКонструирование по образцу, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения.

В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

17слайд Конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.

18 слайд Конструирование по условиям.

Оно заключается в следующем : не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым пост­ройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.).

19 слайд Конструирование по замыслу,по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности : они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников : их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

20 - 21 слайд

В течении года мы с детьми создавали

различные проекты.

Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру ООД по «Речевому развитию» , «Чтению художественной литературы» , «Развитию элементарных математических представлений» , и др.

Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные Лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.

Лего - элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например :«Чудесный мешочек» , «Запомни и повтори» и др.

23 слайд Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.

24 слайд С детьми 3-4 лет используются LEGO - наборы, преимущественно крупного размера, имеющие несложные соединения деталей.

На первом этапе необходимо провести знакомство с лего -деталями . Далее научить детей классифицировать элементы конструктора, показать варианты скрепления, совмещения, пространственного расположения деталей. Дети в этом возрасте должны уметь выполнять словесные инструкции педагога в процессе действия с лего - конструктором . Определенная постройка может быть не всегда результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на этом этапе.

На втором этапе, акцентируя внимание детей на процессе конструирования, необходимо формировать у них умение выделять в предметах пространственные характеристики : "высокая башенка - низкая башенка", "толстый кирпичик - тонкая пластинка", а также цвет деталей, построек (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый и др) и форму (квадрат, прямоугольник) .

Конструирование детьми 3-4 лет осуществляется по образцу педагога, по теме. Организовывая продуктивную (конструктивную) деятельность с дошкольниками по принципу возрастной адекватности, можно провести развивающие игры такого характера, как «Разложи по цвету детали конструктора» , «Найди деталь такого же цвета, как у меня на карточке» , «Найди по описанию деталь конструктора» , «Передай по кругу деталь такой формы и такого цвета» и др.

Результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на втором этапе будет несложная лего - постройка (герой или неодушевленный предмет) . Конечно, любая лего - постройка должна обыгрываться. Чаще всего она может служить началом сюжетно-ролевой игры. Обыгрывание лего - постройки будет способствовать формированию у детей субъектной позиции и творчества.

С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности работа с лего - конструктором усложняется. Используются конструкторы среднего размера, с усложняющимися соединениями деталей. В этом возрасте детям уже можно предложить карточки с цветным изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить, что способствует развитию мышления у детей. Также дети могут конструировать по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными будут игры : “Найди такой же”, “Угадай на ощупь”, “Строим башню”, “Разные дорожки”, “Забор” и т. д.

В старшем дошкольном возрасте используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу возрастных особенностей детей этого возраста можно использовать графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по условиям, по замыслу, по теме.

Дети 5-7 лет в лего - играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера «Чья команда быстрее построит…» , «Строим лего - постройку по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе созданных построек.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с программируемыми мини-роботами «Умная пчела» . Используют в образовательной деятельности интерактивное оборудование, микроскопы, фотоаппараты, видеокамеры.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности и в выставках творческих работ обучающихся.

Лего конструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Работа с родителями

Выставки совместных работ

Участие в интернет конкурсах

Оформление материала по данной теме на стенде, в буклетах

Консультации

Пополнение ЛЕГО-уголков в группе

Я посетила московский международный салон образования и меня там впечатлин конструктор «Фанкластик»

Фанкластик. Уникальный конструктор российского производства.

Мы можем гордиться нашими производителями : блочный конструктор Фанкластик™ – это уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов. В отличие от классических детских конструкторов , в этом конструкторе используется оригинальный трёхмерный способ соединения элементов, безгранично расширяющий возможности сборки. 3D модели - легко!

Детали немного гнутся, поэтому есть возможность сделать даже гибкие конструкции : вы можете собрать из конструктора большое колесо!

Фанкластик обеспечивает самое прочное соединение деталей среди всех пластиковых конструкторов, что даёт возможность создавать объёмные модели высотой до 3 метров! Более того, собранные модели отличаются не только высокой прочностью, но и мобильностью : берите и играйте.

Результаты работы

Объём программы рассчитан на 32 недели,с нагрузкой –1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4-5 лет – не более 20 мин.

В результате освоения программы дети научились называть строительные детали (пластина,кирпичик,колесо,спецыальные элементы :рамы,двери,оградки).Узнали о конструктивных свойствах строительных деталей (устойчивость,форма,величина) .Они умеют выделять части разных видов транспорта,называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. Умеют анализировать образец постройки, самостоятельно изменять постройки. Дети имеют представление о различных зданиях и сооружениях вокруг их домов,детского сада , о простейших архитектурных формах.

Используемая литература

1. Е. В. Фешина «Лего- конструирование в детском саду »

2. «Справочник старшего воспитателя» 2012-№2

3. Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию

из строительного материала»

Наша команда

«Эколята» заняла 4 место!


Ребята, поздравляем, вы большие молодцы!!!













Как хранить L E G O в доме с маленьким ребенком.

Как хранить ЛЕГО. Сортировать надо по форме, но не по цвету. Очень трудно найти нужную деталь, если смешаны детали разного размера. А если они еще и «сливаются в глазах«, так как одного цвета — задача усложняется в разы. Итак, теперь расскажу (или скорее покажу) как мы рассортировали наш ЛЕГО. Некоторые советы о хранении ЛЕГО в книгах ЛЕГО-идей. В продуктовом магазине, можно купить много мелких(и крупных) пластмассовых баночек. Теперь осталось все разложить по ним. Кстати, разложив однажды, поиграв, можно подумать: «а удобно ли все разложено для игры и конструирования?» Может быть стоит изменить что-то. Менять раскладку, ориентируясь на ваши потребности и потребности ребенка можно и нужно! Поэтому не стоит бояться ошибиться — разложили, поиграли, подумали, чего не хватает и исправили.

Вот что получилось у нас:

Коробочка с пластинами. Все пластиночки, размер которых больше 4 (имею виду, больше 4 «пупырышек«). Те, что меньше хранятся в мелких деталях с фарами и рулями.

Коробочка с толстыми деталями — кубиками. Все толстые детали, начиная от 4, но исключая палочки.

Коробочка с вышеупомянутыми «палочками«, начиная с размера 3

Коробочка с «единичками«, «двоечками» и «троечками«.

Коробочка с мелкими деталями, начиная от фар и решеток, заканчивая кепками и рюкзаками для человечков.

Коробочка с колесами и осями для них.

Коробочка с дверьми и окнами.

Коробочка со скошенными углами.

Коробочками с необычными деталями. Вообще в ЛЕГО много «необычных деталей«, так что если например раскладывать каждый тип в свою коробочку, просто запутаешься в коробочках. Мне кажется у нас количество коробок уже достигло предельной величины. В эту же коробку мы кладем детали от цистерны, крючки для крана и так далее.

Вот такой вот нехитрый способ.


Развитие речи детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования

Одним из современных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников, освоения ими речетворческой деятельности, может быть использование конструкторов «ЛЕГО».

В результате работы по конструированию дошкольники:

-могут создать красочные, привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у них навыков;

-учатся конструировать по образцу, по моделям и самостоятельно;

-получают опыт анализа конструкций, идей;

-учатся описывать модели по алгоритму и сочинять загадки, сказки, рассказы.

Воспитатель или родитель можут вместе с ребенком вести «ЛЕГО-книгу», в которой хранятся лучшие рассказы, загадки, придуманные совместно с ребенком в процессе конструирования.

Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика.

Пособия, оборудование и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов. Для удобства строительный материал и конструктор расположен по коробкам разной величины.

Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях с ними нужно рассматривать картинки, иллюстрации, слайды, используя для более яркого восприятия художественное слово: стихи, песенки.

Например:

С ЛЕГО легче все уметь,

С ЛЕГО легче поумнеть!

Детали, детали, вы спать не устали?

Сегодня с утра нам строить пора!

Было много кирпичей,

Каждый был совсем ничей.

А теперь детали

Крепкой стенкой встали.

В процессе наблюдений за конструктивной деятельностью детей следует задавать вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

В ходе лего-конструирования с детьми используется определенный алгоритм, при котором постоянно ведется речевая работа:

Знакомство с новым материалом (детали строительного материала). Предлагается детям назвать знакомые детали строительного материала - кубик, кирпичик, сапожок, клювик, пластина, юбочка, голова, познакомиться со способами соединения кубиков (соединение стопкой, внахлест, cтупенчатое).

На основе их фантазий можно разработать ЛЕГО-словарь. На этом этапе детям предложить игры: "На что похоже?", "Назови детальки"

Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно). Самостоятельное выполнение детьми (помощь).

Идентификация с образцом.

Обыгрывание постройки - использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности (подведение итога на основе результата).

Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а так же физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.

Сооружая постройку, нужно всегда комментировать свои действия, обращать внимание на новые конструктивные приемы, предлагать рассмотреть получившееся сооружение, привлечь детей к его анализу, затем предложить воспроизвести такую же постройку. Это способствует формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков.

Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, совершенствуется грамматическая речь, связная речь, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Какие же дидактические игры и упражнения с использованием лего-элементов можно применять для развития речи детей?

Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятие формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.

Для коррекции звукопроизношения можно использовать такую дидактическуюигру:

Дидактическая игра «Чудо-Дерево»

Цель игры: закрепить правильное произношение звуков в словах;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие зрительной памяти;

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал. Конструктор ЛЕГО, картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Северяночка»

Принято на педсовете

Протокол № ___________

от «____» ____________ г.

Утверждено:

Заведующий МБДОУ

«ДСОВ «Северяночка»

Е.В.Корякова «___»____________года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кружок "Лего-конструирование"

Обучение конструктивной деятельности

детей среднего и старшего дошкольного возраста

Программа разработана:

Педагогом дополнительного образования Темиргазиевой Т.М.

г.п. Приобье

Содержание

I .Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка....................................................................................3

1.2.Цель и задачи программы........................................................................ ....... 4

1.3.Ожидаемые результаты освоения программы...............................................5

1.4. Возрастные особенности детей 5-6 лет........................................................6

II . Содержательный раздел

2.1.Содержание программы...................................................................................8

2.2.Формы организации работы............................................................................8

2.3.Календарно-тематическое планирование.......................................................9

2.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников.....................................20

III .Организационный раздел

3.1. Материально-техническое оснащение.........................................................21

3.2.Список литературы.........................................................................................21

I .Целевой раздел

Пояснительная записка

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Образовательная деятельность в детском саду строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. С учетом особенностей образовательного учреждения – дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами общеразвивающей направленности. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования(далее ФГОС ДО). В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование по ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего- конструирования. Конструктор Лег o - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность не только собирать игрушку, но и играть с ней. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, то есть занимается творческой деятельностью. Основной образовательной деятельностью с использованием конструктора является игра -ведущий вид детской деятельности. Конструктор Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3.СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

Программа кружка "Лего- конструирование" составлена на основе учебно-методических рекомендаций Куцаковой Л.В. «Конструирование в детском саду» и методического пособия Е.В. Фешиной «Лего- конструирование в детском саду», с дополнением регионального компонента.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и реализует интеграцию образовательных областей"Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие",Физическое развитие","Художественно-эстетическое развитие".

Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного образования. Срок реализации программы 3 года. Кружок организован для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю по подгруппам, по 20-30минут.

Данная программа актуальна тем, что позволяет лучше познать современный окружающий мир, развивать образное и техническое мышление. Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание творить, учиться. Занятия с конструктором - это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей.

Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Цель программы : создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе лего– конструирования.

Задачи программы:

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

Обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Ожидаемые результаты освоения программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
знает правила безопасности на занятиях по конструированию с
использованием мелких предметов;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Возрастные особенности детей 4-6 лет

К 4 годам любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм, все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.
В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов способен придерживаться определенной последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем – дополнительные части. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. Особенности образов воображения зависят от опыта ребенка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Элементы продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре, рисовании, конструировании.
Пятилетние дети лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие и сложные движения пальцами. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. И хотя до серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать. Дети в этом возрасте с удовольствием решают разные задачи, что помогает развитию творческого мышления и стимулирует желание учиться. У пятилетних детей активное воображение, и учебные материалы должны давать им простор. Что касается развития речи, это период преувеличений. Мысли у детей постоянно перескакивают с одной темы на другую, и им необходимо "выговориться". Необходимо создать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее и рассказывать друзьям о том, что делали и что из этого вышло. Развитие социальных навыков. Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с помощью слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры - дети с удовольствием играют в "настоящую жизнь", которая становится для них интереснее. Они переносят в игру свои представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий. Развитие творческих способностей пятилетним детям нравится чувствовать себя большими и умеющими что-то делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми.

Дети 6 лет могут манипулировать мелкими предметами и это очень полезно для развития детей. Дети этого возраста могут рассуждать логически и устанавливать закономерности, могут классифицировать предметы, планировать свою деятельность. Дошкольники могут договариваться и сами организуют совместные игры. Дети проявляют интерес к устройству окружающего мира.

II .Содержательный раздел

Содержание программы

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие ».

Формы организации работы

Конструирование выполняется в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

1.Конструирование по образцу - прямая передача готовых знаний, способов действия основанная на подражании. Детям дается образец постройки и способы воспроизведения.

2.Конструирование по модели. Детям дается модель, но не даются способы решения. Конструирование по модели это усложненная разновидность конструирования по образцу.

3.Конструирование по условиям - образца нет, схемы тоже нет и нет и способов возведения. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение. Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по схемам. В результате такого обучения - формируются мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и

проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности позволяющая самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные заранее.

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, создает образ будущего сооружения и воплотит его. Этот тип конструирования лучше других развивает творческие способности.

На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы: 1- восприятие, 2- мышление, 3- действие, 4- результат. По окончании каждого занятия ребенок видит результат своей работы.

Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Дети постройки используют в сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях, используют в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению в школе.

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей; беседа, рассказ.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение вариативных заданий

Календарно-тематическое планирование

Средняя группа

Тема

Задачи

Знакомство с конструктором

Познакомить с деталями конструктора и способами их крепления. Закреплять знания цвета и формы. Рассмотреть технику безопасности на лего- занятиях.

Постройка башен разных по высоте

Учить составлять простейшие постройки разных по высоте. Знакомить со способами соединения деталей. Закрепить детали конструктора, цвета и форму деталей. Развивать пространственную ориентировку.

Постройка лесенки

Продолжать учить составлять простейшие постройки. Знакомить со способами соединения деталей. Закрепить название деталей, пространственную ориентировку, чередование по цвету.

Постройка мостика, ворот и гаражей

Моделирование осеннего дерева

Закрепить детали конструктора. Учить анализировать образец, повторить части дерева. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук.

Моделирование великанов.

Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образец постройки, выделяя основные части, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки.

Моделирование репки

Учить детей располагать детали в порядке возрастания и убывания, подбирать необходимые цвета. Развивать пространственную ориентировку, творческое мышление.

Улитка

Учить детей располагать детали в порядке убывания величины. Закрепить умение точно соединять детали в сооружении. Развивать воображение и фантазию, худ- эстетический вкус.

Моделирование собачки по образцу

Учить строить собаку по образцу. Развивать творческое воображение и фантазию. Закрепить навыки конструирования.

Моделирование лошадки по образцу

Учить строить лошадку, анализируя образец. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования.

Моделирование жирафа

Учить строить жирафа по схеме, развивать мелкую моторику рук, творчество, умение подбирать цвета. Закрепить отсчет предметов.

Моделирование оленя

Конструирование по замыслу.

Учить строить по своему замыслу, планировать последовательность работы. Развивать фантазию и творческое мышление. Закрепить навыки конструирования.

Игрушка пирамидка

Учить детей располагать детали в порядке убывания величины. Закрепить умение точно соединять детали в сооружении. Развивать воображение и фантазию, худ. -эстетический вкус.

Ёлочка пушистая

Учить строить елочку. Закрепить название деталей. Развивать фантазию, мелкую моторику рук

Гирлянда(бусы для елочки)

Учить строить гирлянду по образцу, по схеме и по замыслу. Развивать худ. -эстетический вкус, творческое мышление, моторику рук, навыки чередования конструктора.

Конструирование легковой машины

Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части машины, их пространственное расположение. Развивать воображение и фантазию, худ. -эстетический вкус.

Конструирование грузовой машины

Моделирование крана

Учить строить по образцу. Развивать творческое мышление, моторику рук. Закрепить навыки конструирования.

Трактор

Рассмотреть образец постройки и анализировать основные части и детали. Учить анализировать образец. Развивать творчество мышление и фантазию.

Моделирование цыпленка и курочки

Учить анализировать образец и находить в них основные части.Развивать пространственную ориентировку, худ -эстетический вкус, умение правильно подбирать цвета.

Моделирование утенка и уточки

Учить строить по образцу. Развивать творческое мышление, моторику рук, навыки конструирования.

Моделирование по замыслу.

Конструирование по собственному замыслу, учить планировать свою работу и осуществить свой замысел. Развивать фантазию, пространственную ориентировку.

Самолет

Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки

Танк

Расширить представления о военном транспорте. Продолжить учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Развивать творческую инициативу.

Цветочек

Учить строить цветочек. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования. мелкую моторику рук, художественно-эстетический вкус.

Домик

Познакомить с основными частями конструкции. Планировать этапы постройки. Продолжать учить творческому конструированию, самостоятельно находить детали для украшения

Мебель для комнаты

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части Учить строить по образцу, планировать последовательность работы. Развивать творческие способности. Воспитывать уважение к профессии строителя.

Дракон

Конструирование по собственному замыслу, учить планировать свою работу и осуществить свой замысел. Развивать фантазию, пространственную ориентировку

Ракета

Познакомить с космическим транспортом. Учить находить конструктивные решения, развивать творчество и фантазию.

Кораблик

Дать представление о водном транспорте. Продолжить учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Развивать творческое начало.

Моделирование по замыслу

Учить планировать свою работу и осуществить свой замысел. Развивать фантазию, творческое мышление.

Старшая группа

Тема

Задачи

Знакомство с конструктором

Повторить детали конструктора, название деталей и их особенности (форма, цвет, размер).

Рассмотреть возможные способы соединения деталей (стопкой, внахлест, ступенчатое)Повторить технику безопасности на лего - занятиях.

Город мастеров - мебель для кукол

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. Развивать творчество. Закрепить название деталей.

Лесенки разные

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. Развивать творчество.

Яблоко, груша, слива

Учить строить фрукты передавая характерные особенности. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования, мелкую моторику рук.

Репка и свекла

Учить строить овощи передавая характерные особенности. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования, цветовое решение и речь.

Осенний лес

Учить строить разные виды деревьев, различать их. Закрепить способы скрепления деталей. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику рук.

Конструирование по замыслу

Мост

Продолжать учить самостоятельно строить мосты, анализировать образец, уметь преобразовывать его в длину и ширину. Вызвать интерес к творческому конструированию

Дом одноэтажный

Познакомить с основными частями конструкции. Планировать этапы постройки. Продолжать учить творческому конструированию, самостоятельно находить детали для украшения. Воспитывать уважение к профессии строителя.

Дом многоэтажный

Продолжить знакомить с работой архитектора и строителя. Учить анализировать образец постройки. Знать название основных конструкций. Развивать интерес к строительству домов.

Дома сказочных

героев

Учить обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закрепить полученные навыки для строительства домов.

Детская площадка.

Развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки построения устойчивых моделей. Учить создавать сюжетные композиции. Воспитывать бережное отношение к труду людей.

Ёлочка

Учить составлять простейшие постройки. Знакомить со способами соединения деталей. Закрепить пространственную ориентировку.

Снеговик

Учить анализировать образец. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования.

Домашние животные- кошка, собачка и лошадка

Вспомнить умение составлять простейшие постройки. Закрепить способы соединения деталей. Развивать творческие способности, художественно-эстетический вкус, пространственную ориентировку.

Животные жарких стран -верблюд, жираф, слон,

Обезьянка, лев, бегемот, носорог, страус

Учить находить и выделять характерные особенности объекта. Рассмотреть и проанализировать образец постройки. Развивать интерес к конструированию разных животных.

Животные живущие на суше и на воде. (крокодил, змея, черепаха, улитка)

Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования. Рассмотреть и проанализировать образец постройки. Развивать интерес к конструированию разных животных.

Животные Севера- пингвин, медведь, олень

Учить находить и выделять характерные особенности объекта. Рассмотреть и проанализировать образец постройки. Развивать интерес к конструированию разных животных.

Зоопарк- конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть тему и давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Воздушный транспорт - самолет

Расширить представления о воздушном транспорте. Продолжить учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Воздушный транспорт -вертолет

Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки. Развивать творческое мышление.

Танк. Выставка военной техники

Продолжить развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить планировать работу, находить интересные конструктивные решения. Развивать творческое мышление, мелкую моторику рук

Цветик -семицветик

Учить строить цветочек. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования, мелкую моторику рук

Заюшкина избушка

Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить планировать свою работу. Развивать творческое мышление и фантазию.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть тему и давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Грузовая и легковая машины

Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части машины, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки.

Трактор с прицепом

Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части машины, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки.

Космическое путешествие

Познакомить с космическим транспортом. Учить находить конструктивные решения, развивать творчество и фантазии

Морское путешествие -выставка водного транспорта

Дать представление о водном транспорте. Продолжать учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Развивать творческое начало.

Железнодорожный вокзал нашего поселка

Уточнить представления детей о деталях конструктора, о способах их соединения.

Познакомить с конструкцией вокзала. Учить разбираться в схемах. Творчески подходить к решению конструктивных задач. Развивать самостоятельность, умение рассуждать, делать выводы и находить собственные решения.

Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки. Развивать пространственное мышление, фантазию и самостоятельность.

Подготовительная к школе группа

Тема

Задачи

Знакомство с конструктором

Вспомнить основные детали конструктора, вспомнить способы крепления. Развивать творческое мышление, речь. Конструирование по замыслу. Рассмотреть технику безопасности на лего - занятиях.

Моделирование бабочки

Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях. Расширить знания о бабочках. Развивать речь и пространственную ориентировку

Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид.

Закрепить навыки соединения деталей. Научить детей умению располагать детали в рядах в порядке убывания, строить прочную устойчивую постройку. Учить слушать инструкцию педагога. Познакомить с видами и историей пирамид.

Урожай с огорода

Развивать фантазию и воображение детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей. Обучить созданию сюжетной композиции

Урожай с сада

Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей конструктора.

Конструирование по замыслу

Учить планировать свою работу. Закрепить полученные навыки. Развивать фантазию и творчество.

Наш двор- детские площадки

Развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Учить созданию сюжетной композиции. Воспитывать бережное отношение к труду людей

Домашние животные

Учить строить модели домашних животных по схеме и по образцу. Развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, творчество.

Дикие животные.

Учить строить модели хищников и травоядных животных по схеме и по образцу. Развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию.

Подарок Карлсону от ребят (постройка моделей машин).

Развивать фантазию и воображение детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления. Обучить созданию сюжетной композиции. Познакомить детей с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами.

Улица полна неожиданностей

(светофор)

Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления, повторить правила дорожного движения.

Моделирование фигуры мальчика и девочки

Познакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

Петушок с семьей

Учить строить по словесной инструкции, по образцу и самостоятельно. Развивать пространственное воображение, фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность, старательность.

Терем для деда Мороза и Снегурочки

Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть тему и давать общее описание, учить работать подгруппами, договариваться, помогать друг другу .Развивать фантазию, творческую инициативу и самостоятельность

Снеговик

Закрепить моделирование человеческой фигуры. Учить анализировать образцы. Развивать фантазию, художественно-эстетический вкус.

Ёлочка

Развивать конструктивные способности, пространственное мышление и фантазию. Воспитывать взаимопомощь. Развивать моторику рук, глазомер, речь

Символ Нового года

Учить строить по образцу без предварительного анализа Развивать воображение, умение анализировать и самостоятельно строить свой план работы. Развивать мелкую моторику рук.

Динозавры

Развивать фантазию и воображение детей, закрепить навыки скрепления, расширить знания о динозаврах. Воспитывать интерес к лего - конструированию

Персонажи любимых книг.

Развивать фантазию, воображение, речь детей; учить передавать форму объекта средствами конструктора; закрепить навыки скрепления; учить планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев

Олененок и девочка

Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей. Расширить знания о жизни и быте коренных народов округа.

Конструирование по замыслу

Змей Горыныч

Учить обдумывать содержание будущей постройки. Закрепить полученные навыки и умения. Развивать творческую инициативу и фантазию.

Военная техника

Развивать конструкторские способности, фантазию и воображение детей, расширить знания детей о военной технике, учить конструированию танка.

Воздушный транспорт самолет и вертолет

Расширить представления о воздушном транспорте. Продолжить учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Водный транспорт

Дать представление о водном транспорте. Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки

Сказка народов ханты и манси "Лиса и гуси"

Познакомить с сказкой народов ханты и манси. Закрепить навыки конструирования. Развивать диалогическую речь, творческое начало.

Весенние цветы

Развивать творческую фантазию и воображения детей; учить передавать свои замыслы средствами конструктора; воспитывать желание делать приятное своим близким.

Дом одноэтажный

Закрепить основные части конструкции дома– стены, пол, крыша, окна, дверь, фундамент, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга. Развивать умение следовать инструкциям педагога. Воспитывать взаимопомощь, умение договариваться, эстетический вкус в архитектуре

Конструирование многоэтажного дома по замыслу .

Познакомить с основными этапами разработки конструктивного замысла. Развивать конструктивное воображение, пространственное мышление, речь. Закрепить навыки соединения деталей.

Конструирование квартиры и ее комнат.

Познакомить с основными этапами разработки конструктивного замысла. Развивать конструктивное воображение детей, пространственную ориентировку, речь. Воспитывать взаимопомощь

Космические корабли. Мы летим на Марс

Развивать творчество, пространственное мышление, фантазию и воображение детей, учить передавать форму объекта средствами конструктора; закрепить навыки скрепления, расширить знания дошкольников о видах космических кораблей

Наш садик

Расширить знания о родном поселке. Развивать пространственное мышление, фантазию детей; учить передавать форму объекта средствами конструктора; закрепить навыки скрепления деталей.

Конструирование по замыслу

Закрепить полученные навыки и умения. Развивать творческую инициативу и фантазию.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. В основу совместной деятельности с семьями положены следующие принципы:
-родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
-помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
-максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
-постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на презентации технических изделий,мастер-классы, развлечения, подготовка фото-видеоотчетов создания приборов, моделей в как в детском саду, так и дома, оформление буклетов, консультаций, обмен опытом семейного моделирования через интернет ресурсы. Привлечение родителей к совместному конструктивно-модельному творчеству повышает мотивацию и интерес детей.

III .Организационный раздел

Материально-технические оснащение :
1. Кабинет укомплектованный необходимым инвентарем;
2. Ковер;
3. Подборка специальной литературы;
4. Шкафы, ящики; столы;
5. Компьютер;
6. Магнитная доска;
7.Наборы лего- конструкторов;

8.Схемы построек лего- моделей.

9.Мелкие игрушки для обыгрывания.

Список литературы:

        1. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с

2.Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

3.Куцакова Л.В. «Конструирование в детском саду» », М.,: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.-80с.

4.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

5.Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

6.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

7.Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.


Причины внедрения ЛЕГО в образовательный процесс 1.МДОУ является участником областного проекта «Малая академия наук» 2. Введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в основу которых положен: -системно-деятельностный подход; -интегративный подход






Цель программы: Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон речи; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения. Задачи: 1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество. 2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение. 3. Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек. 4. Закреплять знания детей об окружающем мире. 5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. 6. Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одарённым, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.


Коррекционные задачи: развитие лексико-грамматических средств речи в рамках определенных лексических тем; развитие сенсорных представлений; овладению звуко-буквенным анализом слов; формирование пространственной ориентации; развитие и совершенствованию высших психических функций; тренировка тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук; формирование и закрепление определенных «саногенных состояний»


Ожидаемый результат: 1. Формирование конструкторских умений и навыков у детей. 2. Воспитание творческой личности. 3. Развитие речи и коммуникативных умений детей. 4. Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.









Программа предполагает проведение 12 занятий в год. Содержание программы включается в блоки «Совместная деятельность с педагогом», «Самостоятельная деятельность детей», реализуется через следующие формы: -Индивидуальные с педагогом; -Спонтанные коллективные ЛЕГО- игры; -Самостоятельное конструирование по замыслу, по схемам, по чертежам; -Дидактические игры.





1.Разработаны методические рекомендации по организации работы с детьми средней, старшей и подготовительной групп. 2. Составлено перспективное планирование работы с детьми по ЛЕГО-конструированию для всех возрастных групп. 3. Разработаны конспекты занятий по ЛЕГО- конструированию для всех возрастных групп. 4. Составлена диагностика конструктивной деятельности детей для всех возрастных групп, в которой выделены уровни освоения и критерии обследования развития конструктивной деятельности детей с ЛЕГО.




III блок Взаимодействие с родителями Составлен перспективный план взаимодействия с родителями Формы работы с родителями: Открытые меропрития; Выставки совместных работ; Участие в интернет-конкурсе; Игротеки; Оформление стендового материала; Консультации; Пополнение ЛЕГО-уголков в группах.

Сардана Андреева
Лего-конструирование и образовательная робототехника в ДОУ

«Легоконструирование и образовательная робототехника в доу »

Цель : создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по , развитие конструктивного мышления средствами робототехники .

Задачи :

Познавательная задача : развитие познавательного интереса к робототехнике .

Обучающие : - сформировать навыки и умения конструирования по схеме, рисунку, самостоятельно подбирать необходимый материал;

Развивающие : - развивать у дошкольников интереса к моделированию, стимулировать детское творчество;

Воспитательные : - воспитать социально-трудовые компетенции : трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, умение работать в коллективе.

Робототехника позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть цель конструирования, развить умения и навыки, необходимые в жизни. Так же открываются возможности для реализации новых проектов дошкольников, приобретение новых навыков и умений и расширения круга интереса.

Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. С помощью конструктора детям предоставляется возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышение самооценки, позитивный настрой, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение, умение пользоваться схемами, формирование логического мышления, исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

Актуальность внедрения значима в свете внедрения ФГОС ДОУ, так как :

Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,

Позволяет педагогу сочетать образование , воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре) ;

Позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию , ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как .

Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Применение конструкторов во внеурочной деятельности в дошкольном образовательном учреждении , позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Проблема

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания , пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т. д.

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.

Для дошкольников – это пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить почему так нельзя. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.

Введение

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения , умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме. Основная идея внедрения легоконструирования и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO.

Конструкторы LEGO построены по принципу от простого к сложному, обладают свойствами такими как : стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания.

Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом , чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Какими критериями должен отвечать конструктор, чтобы считаться образовательным ?

Во - первых конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, он не должен ограничивать воображение .

Во - вторых в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая как правило обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.

В – третьих набор для конструированию должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования.

В четвертых нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.

В результате чего дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно – чувственного опыта.

Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным, полноценным развитием ребенка.

С одной стороны ребенок увлечен творческо – познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. В старшей возрастной группе (с 5 до 6 лет) свои замыслы и проекты моделей дети могут создать роботы , которые при помощи адаптера ребенок может двигать. В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать азы робототехники в компьютерной среде LEGO WeDO.

Существуют разновидовые и разновозрастные Лего конструкторы (Лего DUPLO , Лего WEDO , Лего-Конструктор «Первые конструкции» , Лего-Конструктор «Первые механизмы» , Тематические Лего конструкторы – аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие животные и др., что позволяет дать возможность желающим активным и творческим педагогам попробовать применение легоконструкторов в воспитательно– образовательном процессе

Список использованных источников и литературы :

1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС : пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска» .- 2013.-100 с.

2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М : МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.

3. ПервороботLegoWeDo (Электронный ресурс) .

Основная часть.

Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъякова, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

«Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации » дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогической работы с дошкольниками в использовании конструкторов «Лего » и конструктора нового поколения «ПервороботЛегоВедо » .

Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы , которые спроектированы таким образом , чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики

Так как, начиная с младшего дошкольного возраста, систематическая работа позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять активный словарь дошкольников.

Приемы и методы организации деятельности.

Для эффективной организации занятий по конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора - в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать конструктор на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке

1. Методы организации и осуществления занятий

Словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы) ;

Наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии) ;

Практические методы (упражнения, задачи) ;

Иллюстративно- объяснительные методы;

Репродуктивные методы;

Проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

Частично-поисковые - большая возможность выбора вариантов;

Исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

Индуктивные методы;

Дедуктивные методы;

Продуктивные методы.

2. Методы стимулирования и мотивации деятельности

Познавательные задачи;

Создание ситуации новизны;

Ситуации гарантированного успеха и т. д. ;

Стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений дети осваивают понятия баланса конструкции, ее формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию. Обучающая среда позволяет воспитанникам использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В ходе обучения повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к познанию. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и следовать по схеме. У детей, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении мелкой моторики рук (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику, речь становится более логической. Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Воспитанники испытывают удовольствие подлинного достижения и охотно демонстрируют свои изобретения сверстникам.

Ведется 3 вида конструирования :

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема ) .

Конструирование по условиям;

Конструирование по замыслу - этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.

Подготовительный этап ознакомления детей с конструктором происходит в следующей последовательности :

– спонтанная коллективная игра детей и взрослых с конструктором;

– ознакомление с содержанием и правилами работы с наборами;

– с цветом, формой и размером деталей, их названиями;

различными способами скрепления деталей;

Лего-конструирование и образовательная робототехника в ДОУ составлена с учетом следующих принципов :

Принцип личностно-ориентированного подхода;

Принцип доступности;

Принцип наглядности;

Принцип развивающего обучения.

Для успешной работы по данному направлению необходимо учитывать ряд условий :

Наличие «Мини-центра конструирования» , который содержит конструкторы различной модификации (от простых кубиков, до конструкторов с программным обеспечением, схемы легоизделий . Нашим ДОУ были приобретены легоконструкторы для детского творчества :

Конструктор LEGO CLASSIK;

Конструктор LEGO MY ROBOT TIME MRT 2 (3 вида)

Конструктор LEGO MY ROBOT TIME EXCITING (2 вида)

Конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9335;

Конструктор FUN@BOT sensinq /HUNO.

Организация деятельности с обязательным включением различных форм организации обучения по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

Проведение работы осуществляется по алгоритму :

1. Рассматривание образца , схемы, чертежа, рисунка, картинки.

2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

3. Сборка частей модели.

4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

5. Сравнение своей собранной модели с образцом , схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции ) .

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дети учились производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения. В этом возрасте преобладает такая форма организации обучения как «конструирование по образцу » , «конструирование по замыслу» , которая ограничена возведением несложных построек.

«Конструирование по образцу » заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

«Конструирование по замыслу» обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать.

В процессе реализации психолого – педагогической работы, у детей второй младшей группы формируются знания :

Знать, называть и правильно использовать детали конструктора.

Уметь располагать кирпичики вертикально.

Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

В старшем дошкольном возрасте работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н. Н. Поддьяковым) . Не давая детям образца построек , рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

Дети, которые систематически занимаются легоконструированием второй год , в данное время ходят в старшую группу и по сравнению с детьми не посещающими легоконструирование ,

Умеют выделять основные и характерные части постройки;

Анализируют образец постройки ;

Создают постройки по схеме, по замыслу;

Осваивают основные компоненты конструкторов ЛЕГО , конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

Работают в коллективе, распределять обязанности, в соответствии с общим замыслом.

Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует :

Реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики ;

Обеспечению работы в рамках ФГОС;

Формированию имиджа дошкольной образовательной организации ;

Удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;

Повышению профессионального уровня педагогов;

Участию педагогов в конкурсах различных уровней;

Важной задачей является создание условий для самовыражения личности ребёнка и определения его потенциала и способностей.

Планируемые результаты работы по робототехнике :

Ребенок овладевает приемами робото-конструирования ;

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;

Ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике , создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов .

Со следующего года планирую начать работу кружка по робототехнике .

Планирование деятельности кружка

Продолжительность проекта : Данный проект рассчитан на три года

обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы. Для детей с 4-х до 7

Первый год обучения (средняя группа) – 36 занятий по 15-20 минут (один раз

в неделю);

Второй год обучения (старшая группа) – 36 занятий по 20-25 минут (один раз

в неделю);

Третий год обучения (подготовительная группа) –36 занятия по 25-30 минут

(один раз в неделю) .

В последние годы стали появляться книги и статьи, которые дают нам информацию о лего-конструировании и образовательной робототехнике .

В современной литературе, на сайтах педагогических сообществ, представлены методические разработки по лего-конструированию и образовательной робототехнике .

Однако, реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. И каждая из них должна соответствовать своему возрасту.

Поэтому возникает необходимость создать методическую разработку по теме «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольном образовательном учреждении », в которой описана система работы с воспитанниками, начиная с младшего дошкольного возраста.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: