Игра занимательная грамматика для дошкольников. Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст. Игры и упражнения с грамматическим содержанием

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.
Материал. Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор. Мешочек.
Организация. Воспитатель обращается к детям:
- К нам в детский сад пришел Заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно
посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Она длинная, красная.)
Морковь кладут на стол.
- А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Он длинный, зеленый.) А это. .. (помидор) . Какой помидор? (Он круглый, красный, большой.) А это... (яблоко) . Оно какое? (Красное, круглое, большое.)
- Заяц хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешок. Зайка опустит лапу, возьмет предмет и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у него в лапе. Внимательно слушайте:

Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Заяц «достает» морковь.
- Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.)
- Оно круглое, красное. (Яблоко.)
- Он круглый, красный. (Помидор.)
Если дети неправильно отвечают на последние два вопроса, воспитатель выделяет голосом местоимение.
- Послушай хорошо. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
- Найдите и положите в мешок овощи. Что осталось? {Яблоко.) Яблоко - это фрукт.
- Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания.

Разноцветный сундучок

Цель. Ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материал. Шкатулка. Предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, матрешка и другие предметы, обозначаемые словами среднего и женского рода, - по числу детей.
Организация. На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Воспитатель читает стихотворение:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля (Маша и т. д.), загляни,
Вынь картинку, назови.
По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?». Вопросительное слово согласуется с существительным и помогает ребенку правильно сориентироваться в его родовой принадлежности.
В том случае, если на картинках будут изображены 2-3 предмета, игра приобретает новый смысл: это упражнение в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

Теремок

Цель. Ориентироваться на окончание при согласовании в роде существительного и глагола прошедшего времени.
Материал. Деревянный теремок. Игрушечные звери: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Организация. Воспитатель ставит (строит) на ковре теремок. Возле теремка рассаживает зверей. Дети стайкой размещаются рядом. Воспитатель рассказывает сказку, побуждая детей принять участие.
- Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку... кто? Правильно, мышка.
Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.

Кто в теремочке живет? Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к
теремочку... лягушка.
И так далее. В рассказывании используются слова: прибежала, прибежал, прискакала, прискакал, притопал. После чтения сказки воспитатель обращает внимание детей на глаголы:
- Кто прискакал к теремку? Кто прибежал? Кто притопал? Послушайте, как
мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а
волк прибежал.
Чего не стало?


Материал. Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), разноцветные ленточки (длинные и короткие), лошадки, утята. Мешок. Буратино.
Организация. Воспитатель вносит в группу Буратино. У Буратино мешок.
- Что у тебя в мешке, Буратино?
Буратино «говорит», что принес ребятам игрушки.
- Вам интересно, какие игрушки у Буратино в мешке?
Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
- Что это? Матрешка? Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка.
Поставим их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще
пирамидка есть?
Так достают и рассматривают все предметы.
- Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидрси, матрешки, утята.
Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны сказать, каких
игрушек не стало.
На столе у воспитателя остаются три пары предметов: две матрешки, две пирамидки и две лошадки. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на их место кладет ленточки.
Чего не стало? Затем прячет ленточки, на их место ставит пирамидки. Чего не стало? и т. д.
В конце воспитатель, убрав все игрушки, спрашивает: «Каких игрушек не стало?»

Где наши ручки?

Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Организация. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель обращается к ним, приглашая интонацией к игре, шутке:
- Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами.)
- Где же наши ножки? Нет наших ножек? (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки. (Топают ножками.)
- Где наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки.
- Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки.
Повторить два-три раза.

Цель. Упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падеже).
Материал. Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка-матрешки, ведро-ведра, колесо-колеса, кольцо-кольца и т. д.).
Организация. Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя пары к ним. Обращается к детям.
- Игра на внимание. Я буду показывать картинки, а тот, у кого такие же игрушки,
должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера
должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Обязательно
надо назвать игрушку.

Тот, кто замешкался, отдает свою картинку воспитателю. Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, воспитатель отдает свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет или меньше всех картинок) дают шуточные задания: попрыгать на одной ноге, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. д. Задания придумывают вместе с детьми.

Мишка, поезжай

Цель. Упражнять в образовании форм глаголов скакать, ехать (поскачи, поезжай).
Материал. Грузовик, мышка, мишка.
Организация. Воспитатель вносит в групповую грузовик, на котором сидят мишка и мышка. Дети с интересом обступают их.
- Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Если хотите, надо их попросить,
сказать: «Мишка, поезжай». А еще можно зверей попросить поскакать: «Мишка,
поскачи». (Слова сопровождаются действиями с игрушками.) Олег, кого ты хочешь
попросить, - мышку или мишку? Какое задание им дашь?
Игра проводится до тех пор, пока не иссякнет интерес детей.

Мишка, ляг!

Цель. Упражнять в образовании форм глаголов лечь, петь (ляг, спой).
Материал. Плюшевый мишка (озвученная игрушка).
Организация. В гости к детям приходит медвежонок. Дети окружают его. Воспитатель:
- Медвежонок умеет выполнять поручения. Его можно попросить: «Мишка, ляг на
бочок», «ляг на спинку», «ляг на животик». А еще он умеет петь. Попросите:
«Мишка, спой». Вот как поет медведь. Понравилось? (Слова сопровождаются
действиями с игрушкой.)
По желанию детей мишка выполняет разные задания. Если ребенок молчит, воспитатель задает наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай попросим вместе: «Мишка, ляг на животик».
Можно мишке давать и другие задания: поезжай, поскачи, попляши и т. д.

Цель. Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Материал. Грузовик, мишка, мышка.
Организация. В гостях у детей снова Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной. Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вот он куда забрался! Закройте глаза, мышонок снова будет прятаться. (Мышонок залезает на кабину.) Где же мышонок?» и т. д.

Потерялись

Цель. Соотносить название животного и его детеныша (у т к а - у т е н о к, курица-цыпленок, коза-козленок, корова-теленок, лошадь-жеребенок).
Материал. Игрушечный домик, игрушечные животные: утка-утенок, курица-цыпленок, коза-козленок, корова-теленок, лошадь-жеребенок.
Организация. Воспитатель расставляет в разных местах животных. На ковре игрушечный домик, в нем детеныши. Воспитатель:
- Давайте посмотрим, кто в теремочке живет? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка?
Правильно. (Достает утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это,
ребята, утенок. Маленький утенок. А утка - его мама. Помогите утенку найти его
маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.
Ребенок ходит по группе, ищет.
- А это чей голос? «Пи-пи-пи» - кто это? (Достает цыпленка) . Кто мама у
цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу - маму
цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда все малыши найдут своих мам, их сажают вместе. Дети рассматривают их, называют: утка-утенок, курица-цыпленок и т. д. Зверей сажают в машину и увозят в гости к другим детям.

Цель. Различать животных и детенышей по звукоподражанию. Соотносить названия животных и их детенышей (мышка-мышонок, утка-утенок, лягушка-лягушо¬нок, коро в а -телено к) .
Материал. Игрушки: мышка-мышонок, утка-утенок, лягушка-лягушонок, корова-теленок.
Организация. В гости к детям приходят (приезжают) звери. Звери хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.
- Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А тоненько кто мычит? (Теленок.)
- Ква-ква - чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок.)
Лягушка большая, квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто
детеныш у лягушки? (Лягушонок.)
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы это сделать, надо правильно позвать: «Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, иди ко мне».

На прогулку

Цель. Активизировать наименования, обозначающие детенышей животных.
Материал. Поднос с игрушками, изображающими детенышей животных: бельчат,
зайчат, утят, мышат и т. д. - по количеству детей. Строительный материал.
Организация. Воспитатель вносит поднос с игрушками. Дети окружают его.
Воспитатель:
- К нам в гости пришли зверята. Мы сегодня будем строить для них домик.
Выберите, для кого будете строить домик, и попросите правильно: «Дайте мне,
пожалуйста, утенка» или «Дайте мне, пожалуйста, бельчонка».
- Кого тебе дать, Оля? А тебе?
Ребенок получает игрушку, если правильно называет детеныша. В случае необходимости воспитатель подсказывает слово или его начало, просит повторить наименование.
На ковре располагается строительный материал. Дети строят для своих зверят домики, играют с ними.

Поручения

Цель. Активизировать наименования, обозначающие детенышей животных. Упражнять в образовании форм глаголов.
Материал. Игрушки: бельчонок и котенок. Организация. Раздается мяуканье. Воспитатель:
- Кто это мяукает? Где он?
Выходит в раздевалку вместе с детьми:
- Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок.
- Зверята хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. «Бельчонок, поскачи!» Вот как скачет! А котенка можно попросить: «Котенок, спой!» Вот как поет котенок. Кого хотите попросить? О чем?
После игры зверята прощаются с детьми и уходят (уезжают).

Дружные ребята

Цель. Соотносить названия животных и их детенышей. Активизировать наименования детенышей животных.
Материал. Белка и лиса.
Организация. Воспитатель объясняет детям содержание игры:
- Сейчас поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь
в две колонны. Первая колонна - бельчата, вторая - лисята. Вот ваши дома (ставит
в разных концах зала стулья, на которые сажает белку и лису) . Когда услышите
танцевальную музыку, будете танцевать и бегать - резвиться на лужайке. При
команде «Опасно!» все бегите к своим мамам. Выигрывает та команда, которая
скорее соберется.
Игра повторяется три-четыре раза. Активизации наименований детенышей животных, соотнесению их с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Педагог принимает на себя роль взрослого животного, дети - детеныши. Например, педагог - курица, а дети - цыплята. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» все дети-цыплята бегут под крыло к маме-курице.

Будут на зиму дрова
(Физкультминутка)

Цель. Соотносить глагол, его формы с собственными движениями.
Организация. Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки (подав правую руку один другому). С началом стихотворения изображают, будто пилят дрова.
Мы сейчас бревно распилим, Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова.

Качели
(Физкультминутка)

Цель. Соотносить производное слово (глагол и имя существительное) и выразительные движения.
Организация. Проводится стоя. Воспитатель читает стихотворение, которое дети сопровождают ритмическими движениями.
Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.
Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях.
Настали осенние дни. Качели остались одни.
Уменьшая ход качелей, пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до остановки.
Лежат на качелях Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка.
Выполняют легкое покачивание.

Волк и зайцы
(Подвижная игра)

Цель. Понимать и соотносить с движением глагольные формы
(спрячься спрячемся, попрячемся).
Организация. Воспитатель читает стихотворение. Дети выполняют
согласованные со словом.
Раз, два, три, четыре, пять Негде зайчику скакать: Всюду ходит волк, волк, Он зубами щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты, Ты, волчище, погоди! Как попрячемся, иди!

Дети-зайцы прыгают на двух ногах, согласовывая движения с текстом стихотворения. Остальные стоят по кругу и хлопают в ладоши. Волк ходит за кругом, щелкает зубами. Затем все прячутся за спинки стульев, стоящих по кругу. Заранее назначенный ребенок-волк ищет зайцев, забирает тех детей, которые пошевелились (в течение двух-трех минут). Побеждают дети, которые не двигались.

Ежик и мыши
(Подвижная игра)

Цель. Активизировать формы повелительного наклонения глаголов (беги, лови).
Организация. Все дети вместе с игроками-мышами встают в круг. Ежик в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова:
Бежит ежик - тупу, туп. Весь колючий, остер зуб! Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда?
После этих слов все останавливаются и тихо продолжают:
Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп! Слышит ежик - всюду тишь, Чу, скребется в листьях мышь!
Ежик имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Дети продолжают:
Беги, беги, ежик! Не жалей ты ножек, Ты лови мышей, Не лови наших детей!
Мышки бегают по кругу, выбегают за круг. Еж их ловит (пятнает). Пойманная мышка выходит из игры и становится в круг. Игра повторяется несколько раз.

Делай сам
(Подвижная игра)

Цель. Соотносить собственные движения с глагольными формами (командами).
Организация. Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет по кругу и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу - беги!

Здравствуйте!

При подготовке к школе необходимо заниматься с детьми развитием речи. Уже с 3-4 лет можно играть с детьми в грамматические игры. Вы можете задать мне вопросы. Зачем грамматика таким маленьким детям? Может она и не нужна? Зачем так рано забивать детям голову разными склонениями, спряжениями, приставками и суффиксами, зачем знать про падеж, род, число и т.д?

Конечно, изучать все правила, Ваш ребёнок будет на уроках русского языка в будущем. Но и начиная с 3-4 лет, Ваш малыш обязательно должен научиться строить свою устную речь правильно. Он должен научиться говорить в соответствии с нормами и правилами родного языка. И этому легко можно научиться в игре.

Вы же обязательно будете обращать внимание на правильность построения речи Вашего малыша, будете исправлять ошибки. А чтобы не делать формальных замечаний, что так не говорят. Именно в этот момент предложите Вашему малышу поиграть в грамматические игры.

Такие игры помогут Вашему малышу развить «чувство языка» и предупредят возникновение новых ошибок. Во время игры Ваш малыш с большим удовольствием будет экспериментировать, и открывать для себя всё новые и новые закономерности родного языка.

Предлагаю Вам следующие игры.

ИГРА 1. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

В этой игре Вашему малышу необходимо назвать, то есть создать новые слова из предложенного слова, используя ласкательно-уменьшительные суффиксы.

Начните с имени своего ребёнка. Спросите, как его называют все члены Вашей семьи. Например, Вашего малыша зовут Ваня. Его в семье ласково могут называть все по-разному: Ванечка, Ванюшка, Ванятка, Ванюшечка, Иванушка. Так же можете поэкспериментировать с именами мамы, папы, бабушек, дедушек и т.д.

Гуляя на улице, можно всё, что Вы видите тоже называть ласкательно-уменьшительными словами. Например, дом – домик, трамвай – трамвайчик, солнце – солнышко и так далее.

Если у Вас есть животные, то тоже им можно дать и ласкательные имена. Можно использовать не только имена собственные животные. Например, собака – собачка, кошка – кошечка, хомяк – хомячок и т.д.

ИГРА 2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

Эта игра разовьёт у Вашего малыша «языковое чутьё» и внимание к слову, он научится точно подбирать слова по смыслу.

Эта игра из серии «Грамматика для дошкольников» научит Вашего ребенка различать смысловое значение приставок в словах. Например, налить (чай в чашку), полить (цветы), вылить (грязную воду), пролить (нечаянно кофе).

Попробуйте поиграть со своим малышом в такую игру. Просто, чтобы Вы ни делали, начните проговаривать: — Я бельё… Ваш малыш пусть добавит: — глажу. Мы с тобой в лифте… (поднимается или опускаемся). Конечно, первое время Вам придётся подсказывать ребёнку Ваши действия.

В эту игру можно играть даже на кухне. Например, Вы накрываете с ним вдвоём стол к обеду. Попросите Вашего малыша озвучивать все Ваши и его действия. Тарелки… (расставляем), ложки … (раскладываем), хлеб… (режем) и т.д.

Попросите ребёнка помочь Вам, что он уже умеет делать? Подметать пол, пылесосить ковёр, убирать свои игрушки, кормить Ваших домашних животных и т.д.

Рассмотрите картинки и пусть Ваш малыш скажет, что делает гномик Шляпсик.

ИГРА 3. КТО ОТКУДА И КУДА

Эта игра поможет Вашему малышу правильно подбирать предлоги. Например, за углом детская площадка, под стулом ботинки, на тумбочке шкатулка и т.д. Попробуйте со своим малышом ставить/класть игрушки/предметы: на, около, за, перед, (рядом) с и т.д.

Посмотрите с ребёнком картинки:

ИГРА 4. КТО КЕМ РАНЬШЕ БЫЛ

Эта игра поможет Вашему малышу узнать грамматически правильные названия животных при рождение. Например, кошка – котёнок, собака – щенок, волк – волчонок и т.д. Рассмотрите со своим ребёнком картинки ниже:

ИГРА 5. ДВА В ОДНОМ

Эта игра поможет Вашему ребёнку из двух слов составить одно.

Посмотрите вместе с малышом картинки и пусть он попробует по подобию придумать свои слова.

ИГРА 6. КТО В КАКОМ ДОМИКЕ ЖИВЁТ

Эта грамматическая речевая игра поможет Вашему ребёнку правильно определить род предметов на картинках. В домиках «он», «она», «оно» живут слова мужского, женского и среднего рода. Пусть Ваш малыш «расселит» слова по домикам – интуитивно определив их род без названия терминов. Называйте слова, показывайте картинки или сами предметы своему малышу, а он пусть расселяет их по домикам.

ИГРА 7. ЗАГАДКИ

Эта игра поможет Вашему малышу овладеть очень важным, но довольно сложным умением логично, выразительно и последовательно описывать предложенные ему картинки или предметы.

Предложите своему малышу придумывать самим . Сначала вспомните с малышом загадки, которые уже знаете. Напомните ему, что такое загадка. Для начала можно придумывать загадку по картинкам или, например, по любому фрукту или овощу.

1. Допустим, Вы взяли грушу.

Показываете грушу и не называя её, говорите:
– похожа … (…»на лампочку», — говорит ребёнок).
— она …. (сочная, вкусная, сладкая).
— Что это? (Груша)

2. Картинка – морковь.

«Она длинная как……………(карандаш, указка, палочка и др.) Она оранжевая, как……………..(апельсин, солнышко, майка Вашего ребёнка). Её любят… (зайчик, лошадка, кролик). Она вкусная как……………..(любимое блюдо ребенка).Что это? (Морковь)

Если Ваш ребенок, играя в грамматические игры и проявляя словотворчество, вдруг придумал слово, которого не существует в языке (например, детёныша коровы назвал «коровёнок» или дерево назвал ласково «деревьеце»). Вы скажите ему: «Возможно, такие слова могли бы существовать, но люди договорились, что будут говорить по-другому: корова – телёнок, дерево - деревце»

Игры со словами – очень важный вклад в развитие Вашего дошкольника. Такие игры развивают у Ваших детей языковые способности. А значит - помогут Вашему малышу не только легко освоить родной язык, но и в дальнейшем без проблем освоить иностранные языки.

Понравились игры — расскажите друзьям. Нажмите на кнопочки ниже.

А Вы в какие грамматические игры играете со своим ребёнком. Поделитесь с нами в комментариях. Нам всем очень интересно.

Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.

Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.

Спасибо Вам за понимание.

С уважением - Лидия Витальевна.

Чтобы говорить на иностранном языке правильно, необходимо знать грамматику этого языка. Это верное утверждение, но верно оно в большей степени для взрослых, изучающих иностранный язык. Дети могут не знать грамматику с точки зрения теории, но они могут «чувствовать» и интуитивно говорить грамматически правильно. Ведь ребенок до школы или соответствующих занятий дома не знает, что такое будущее время, что такое глагол и существительное, не знает, как правильно склонять существительные и прилагательные, но при этом без проблем может сказать на родном языке: «Мы завтра пойдем на детскую площадку». Он просто знает, что нужно сказать именно так.

Как маленькие дети осваивают грамматику родного языка?

Все очень просто. Дети постоянно слышат, как употребляются разные слова в реальной жизни, как они соотносятся друг с другом и как согласовываются между собой. Дети видят применение одних и тех же грамматических структур в похожих жизненных ситуациях тысячи раз. Мозг человека активнее всего развивается до 6-7 лет. В этом возрасте мозг ребенка в состоянии анализировать бесконечные объемы информации, выявлять логические закономерности и запоминать исключения. Дети анализируют речь взрослых и сами пытаются по аналогии говорить фразы, которые они раннее не слышали. Если они ошибаются, то взрослые поправляют их. Так ребенок узнает об исключениях и о новых для себя правилах. Таким образом основной принцип изучения грамматики родного языка для маленьких детей это многократное повторение правильных грамматических структур в устной речи.

Что же такое грамматика?

Знание грамматики любого языка означает знание закономерностей построения правильных осмысленных фраз на этом языке.

Грамматика включает в себя:

  • знание разницы между частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), их правильное применение и согласование между собой (с использованием окончаний, приставок. предлогов, частиц или артиклей)
  • знание порядка слов в предложении (в русском языке нет строгого порядка слов, но во многих языках порядок довольно строгий и, переставив слова местами, можно изменить смысл фразы)
  • знание временных категорий глагола (как передать будущее, настоящее, прошедшее время)
  • знание принципов словообразования (например, переходы из одной части речи в другую за счет окончаний, частиц или предлогов (на основе глаголов формируются инфинитив, герундий, причастие))

Чтобы Ваш ребенок освоил все эти области грамматики иностранного языка, нужно постепенно включать их все в Ваши занятия. Это значит, что сначала Вы будете говорить с ребенком самими простыми фразами из 2-3 слов, потом количество слов в одном предложении будет увеличиваться, появятся прилагательные, наречия и служебные части речи. Сначала Вы будете говорить только в простом настоящем времени, а постепенно подключать к речи все остальные времена. Важно постепенно включить в речь все основные грамматические структуры языка, а не ограничиваться только самими простыми. Не нужно недооценивать своего ребенка, детям процесс изучения грамматики дается намного проще, чем взрослым.

Как заниматься с детьми дошкольного возраста грамматикой иностранного языка?

Чтобы изучение иностранного языка было для ребенка естественным процессом, при его изучении нужно использовать такой же принцип как и при изучении родного языка. Повторение-повторение-повторение. Причем не отдельных слов, а фраз, и эти фразы должны быть привязаны к реальным ситуациям. Поэтому обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста должно строиться только на играх. Так как для ребенка создать реальные ситуации применения устной речи на иностранном языке можно только в играх (если нет возможности долго и часто путешествовать). Обыгрывайте любые сценки из жизни Вашего ребенка. Например, чтобы изучить прошедшее время, вспомните, что ребенок увлекательного делал в прошлом, и сделайте такую сценку с его игрушками, проговаривая все на иностранном языке в прошедшем времени.

Однозначно Ваш ребенок сначала будет говорить грамматически неправильно. Но это нестрашно. Пусть говорит с ошибками. Главное, чтобы он говорил. В основном ошибки будут потому, что он будет переводить дословно с родного языка на иностранный. Поэтому чтобы он начал говорить правильно, нужно стараться избегать перевода на родной язык. Не стремитесь объяснять правила на родном языке с примерами на иностранном языке. Ребенку будет скучно и неинтересно это слушать. Он намного быстрее заговорит правильно, если будет слышать правильную речь. Он быстрее проанализирует ее сам и начнет говорить правильно.

Поэтому никаких специальных занятий грамматикой с дошкольниками и даже младшими школьниками не нужно. Минимальное количество объяснений на родном языке, да и то только в том случае, если ребенок Вас спрашивает.

Просто говорите больше, читайте больше, учите стихи.

Боитесь учить ребенка грамматике и говорить с ребенком, потому что сами не знаете грамматики?

Не стоит этого боятся. Если Вы сами начинаете заниматься иностранным языком с ребенком с нуля, то сначала Вы будете говорить с ребенком самими элементарными фразами, где сложно ошибиться (см.статью ). То есть первые занятия будут состоять с фраз на иностранном языке «я бегу», «я иду», «я стою» и т.д. При этом Вы будете вместе ребенком бежать, ходить и стоять. Постепенно фразы будут усложняться, но и Ваши собственные знания будут увеличиваться. Вы будете постоянно практиковаться с ребенком в устной речи, постепенно переходя от простого к сложного. Поэтому и Ваши познания в грамматике быстро окрепнут.

Дети дают нам уникальную возможность, освоить то, что мы сами в детстве или юности по каким-то причинам упустили. Воспользуйтесь этим! Работайте над собой!

В чем подход при изучении грамматики взрослыми отличается от детей?

Взрослые, начиная изучать иностранный язык, уже обладают большим количество шаблонов грамматики родного языка (или изучаемых раннее других иностранных языков). Обладая этими знаниями, мы по аналогии начинаем использовать их в других языках. Где-то это облегчает процесс обучения, если правила в языках похожи. Например, мы знаем, чем глагол отличается от существительного. Зная корень одного иностранного слова, мы быстро понимаем смыл однокоренных с ним слов из других частей речи.

английский: to read – reading – reader – read

немецкий: lesen – das Lesen – der Leser – gelesen

Нам не нужно учить каждое слово по отдельности. А для малыша каждое слово будет уникальным.

С другой стороны дети легче чем взрослые осваивают те шаблоны другого языка, которых нет в родной речи. Ребенку все равно учить китайский или английский.

Когда начинать заниматься с детьми грамматикой иностранного языка?

Переходить к изучению грамматических правил в теории иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста стоит:

  • если ребенок уже начал понимать теорию грамматики родного языка (неважно в школе или дома) и
  • если ребенок уже слышал и начал использовать эти грамматические структуры в своей речи на иностранном языке.

Первый пункт важен, чтобы не тратить время дважды на изучение одних и тех же понятий. К тому же на примере родной речи грамматические правила освоить намного проще.

Второй пункт взрослым переварить бывает сложно. Как это начать говорить в прошедшем времени, не зная правил образования глаголов в прошедшем времени? Но ведь дети именно так начинают говорить на родном языке.

Чем старше становится ребенок, тем раньше нужно начинать с теоретических правил грамматики. Чем мы старше, тем больше мы хотим понимать, почему нужно говорить так, а не иначе. Меняется психика, меняется подход к обучению.

В любом случае при изучении грамматики с более старшими детьми и взрослыми желательно использовать учебники отечественных авторов. То, что легко понять англичанину, опираясь на шаблоны английского языка, бывает сложно понять русскому. И наоборот. В русском нет артиклей и строгого порядка слов, поэтому частые ошибки у русских именно в этих областях грамматики. Англичанам же крайне тяжело даются русские падежи, которых нет в английском.

Но в любом возрасте обучение грамматике должно строиться на многократном применении правил. Правила нужно «чувствовать», а не только знать. То есть их применение должно быть уже на уровне рефлексов, а не на уровне воспоминаний таблички из учебника. Для этого нужно не бессмысленные письменные упражнения делать, а нужно либо много говорить, либо много читать. Только тогда правила из теории перейдут в рефлексы.

Грамматику учить скучно, и тем более к этому не готовы маленькие дети. Но чтобы говорить понятно, хотя бы основы грамматики знать нужно обязательно. Мы все смогли освоить грамматику родного языка, и если сделать для ребенка этот процесс максимально естественным, он сможет освоить без особых сложностей грамматику любого иностранного языка. Говорите, читайте, учите стихи, играйте! Грамматика освоится постепенно сама.

Примеры занятий на 5 языках, отвечающих этим принципам, Вы можете найти

Фируза Рамазанова
Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Предисловие

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

На основе выше сказанного для выявления уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста нами был осуществлен подбор игр для более успешного его развития.

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка и непосредственно в становлении личности дошкольника . Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. При формировании словоизменения ребёнок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения , но прежде чем начать использовать языковую форму , ребёнок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребёнку необходимо усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих , выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи .

Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по определенной грамматической категории или категориям, которые называются словоизменительными для данного класса слов. Например, словоизменение существительных состоит из изменения по падежам и числам : сад-сада-саду и т. д., сады-садов-садам и т. д.

Словоизменение существительного иногда называется также склонением :

В именительном падеже отвечает на вопросы кто? что? (есть) . Пример : Высоко в небе летит самолет. летит (что) самолет (ИП) ;

В родительном падеже отвечает на вопрос кого? чего? (нет, употребляется с предлогами от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме. Пример : Трудно жить без друга. жить без (кого) друга (РП) ;

В дательном падеже отвечает на вопрос кому? чему? (дать, употребляется с предлогами к, по. Пример : К причалу подошло парусное судно. судно подошло к (чему) причалу. (ДП) ;

В винительном падеже отвечает на вопрос кого? что? (вижу, употребляется с предлогами через, про, в, на, за. Пример : Сорвет дятел шишку на ели, принесет её на березу. дятел сорвет (что) шишку. (ВП) ;

В творительном падеже отвечает на вопрос кем? чем? (доволен, употребляется с предлогами над, между, с, за, под. Пример : Шевельнул бородкой гном. гном шевельнул (чем) бородкой. (ТП) ;

В предложном падеже отвечает на вопрос о ком? о чем? (думать, всегда употребляется с предлогами при, о, об, в, на. Пример : И в ельнике грустно, и в поле так пусто. грустно (в чем) в ельнике. (ПП) .

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги : в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

1. Игра «Один –много»

Цель : Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование : картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня…Дом…Цветок…Огурец… Помидор…Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик….

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

2. Игра «Почини сломанные игрушки»

Цель : Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Оборудование : картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части : без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

Ход игры:

Взрослый : Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

Дети : Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

3. .Игра «Накорми животное»

Цель : Закрепление форм дательного падежа

Оборудование : картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

Ход игры:

Взрослый : Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

(Демонстрация двух видов картинок : 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных).

Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

ВАЖНО : обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Зебре – траву. Или : Трава- зебре. И т. д.

4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный» .

Цель : закрепление форм винительного падежа .

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал :

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

5. Игра «Подскажи Незнайке»

Цель : Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование

Ход игры:

Воспитатель : Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать…., строгать… ., сверлить…., резать…., копать…., подметать….,

А когда дом для друзей был построен , Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

6. Игровое упражнение «Забота» .

Цель : научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа .

Оборудование : сюжетные картинки.

Ход игры : детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос : «О ком (чем) заботятся дети?».

7. Игра «Что делают птицы»

Цель : Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.

Оборудование : картинки ласточки и скворцов.

Ход игры:

Воспитатель : Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

8. Игра «Моркие сокровища»

Цель : развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование : предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель :На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме ; по размеру.

9. Игра в лото «Два и пять»

Цель : закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.

Оборудование : карточки лото с изображением двух т пяти предметов.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

10. Игра «Займи свой домик»

Цель : закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными

Оборудование : картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.

Ход игры:

Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками.

11. Дидактическая игра «Три рейки» .

Цель : определение рода имени существительного.

Оборудование : предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Ход игры:

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

12. Игровое упражнение «Закончи предложения» .

Цель : формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах : 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь) . – Он (идет) ;

Я стою. – Ты (стоишь) . – Он (стоит) ;

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять) . – Он (идет гулять) ;

Я строю дом . – Ты (строишь дом ) . – Он (строит дом ) ;

Я сплю. – Ты (спишь) . – Он (спит) .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: