Как объяснить ребенку что такое пестушки. Короткие потешки и пестушки для малышей

Вам понадобится

  • 1) Источник информации (текст)
  • 2) Ручка и бумага (тетрадь, блокнот) - в случае конспектирования от руки
  • 3) Персональный компьютер - в случае конспектирования в электронном виде

Инструкция

Подготовка к конспектированию
Настройтесь на процесс и подготовьте рабочее место. Написание потребует от вас концентрации внимания и аналитической деятельности.

Способы конспектирования
Выберите способ конспектирования, ответив : для чего конспектируется текст. Непосредственное конспектирование (прочитал – записал, услышал - записал) больше подходит для записи за устным сообщением в режиме он-лайн. Чтобы качественно законспектировать текст, воспользуйтесь опосредованным способом.

Опосредованный способ
Прочтите текст. Не стесняйтесь это сделать несколько раз, чтобы понять общий смысл текста и увидеть логическую последовательность мысли автора. На этом этапе может возникнуть соблазн перейти к конспектированию после каждого абзаца, чтобы не тратить время на текста . Но это неизбежно отразится на качестве работы.
При конспектировании после каждого абзаца нарушится логика , которая не всегда совпадает с изложением текста . Делая записи после каждого абзаца, вы забудете, о чём шла речь выше, и начнёте повторяться. Таким образом, реально время вы не сэкономите, а после конспекта ваше представление о теме не изменится. Такой вид конспекта можно «реанимировать», прочитав его и уже по нему составить опосредованный .

План конспекта
Выстроив логическую последовательность в голове, приступайте к её изложению на бумаге – составьте план конспекта.
Вы можете не включать в план и не описывать некоторые вопросы, если у вас есть цель осветить определённые моменты.
Если логическая цепочка в голове пока не выстроилась и составить план сложно, то выпишите основные мысли, проходя взглядом по . Когда они будут записаны, структурируйте их в план.
Критически оцените полученный план конспекта, добавив, убрав или переместив его пункты, если требуется.

Конспектирование
Далее работайте с планом и текстом. Исходя из цели составления, конспект можно сделать плановым, текстуальным, свободным или тематическим.
Пишите плановый конспект? Тогда подробнее раскройте каждый пункт составленного плана. Текстуальный конспект в основном состоит из , взятых из текста . Свободный конспект – это синтез первого и второго, он считается наиболее полным видом конспекта. Тематический конспект используется для освещения поставленных вопросов. Он хорошо подходит для работы с несколькими источниками.

Правила
1) Идеи, изложенные в конспекте, должны отвечать цели работы и быть логически взаимосвязаны
2) Избегайте многословности и переписывания текста , старайтесь формулировать мысли своими словами
3) Применяйте красивую и функциональную систему конспектирования. Для этого используйте выделение цветом, подчеркивание, а также структурную запись текста – выделяйте заголовки, абзацы, оставляйте место на полях для заметок.

Видео по теме

Полезный совет

1) Конспектирование вручную при помощи бумаги и ручки даст возможность запомнить материал лучше, при этом вы тренируете руки, что активизирует умственную деятельность, и тренируете грамотность.
2) Конспектирование текста в электронном виде сэкономит много места при хранении и позволит дальше работать с текстом (копировать, пересылать и т.п.)

Источники:

  • Большой толковый словарь русского языка, Ушаков Д.Н., 2009г., Скоростное конспектирование, Штернберг Л.Ф., 1988г., Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения, Минько Э.В., 2001г.

Правильно законспектированная лекция – это ключ к успеху на экзамене. Важно не просто успевать записывать всю нужную информацию, которую диктует преподаватель в аудитории, но и правильно её структурировать и оформлять – тогда и писать придётся меньше, и пользы конспект принесёт больше. К тому же такую лекцию читать гораздо проще и приятнее, чем неряшливо оформленные записи. А когда лекция – единственный источник информации по теме, грамотное её оформление – вопрос первейшей важности.

Вам понадобится

  • Тетрадь в клетку, набор разноцветных ручек и карандашей.

Инструкция

Оставляйте поля шириной не менее 2 сантиметров (или 4 клетки). Можно прочертить их с помощью линейки либо купить тетрадь с уже оформленными полями. На полях вы можете проставить дату, обозначать значками особо важные места лекции, приводить список условных сокращений, оформлять пункты плана.

Пишите через клетку! А ещё лучше – через две. В таком случае вы всегда сможете дополнить ваш конспект новыми сведениями, либо исправить допущенные ошибки. В конце концов, лекция, записанная через клетку, читается лучше, а глаза устают меньше.

Пишите крупным , не мельчите! Это, конечно, немного замедлит скорость написания лекции, но для увеличения скорости следует пользоваться другими методами. Вам же важна разборчивость почерка. Не пишите как курица лапой. Важно же не только записать лекцию, но потом и прочитать её.

Оставляйте в начале лекции немного строчек, чтобы записать туда план. Бывает, что преподаватель сам диктует в начале пары план. Обязательно его записывайте. Это гораздо важнее, чем кажется поначалу. Дело в том, что лекция может охватывать несколько вопросов, которые потом будут разбросаны по всему экзаменационному вопроснику. Например, тема «Существительное» может включать в себя подпункты «Род», «Падеж», «Число», которые в вопроснике превратятся в вопросы: «Что такое ?», «Что такое ?» и т.д. Подпункты плана помогут вам сориентироваться и выделить главное. Может быть, и всю лекцию целиком читать не придется.

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Что такое конспект?

Слово «конспект » пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла .

«Рациональное» (скоростное) конспектирование

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1 .

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2 . Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3 .

Рисунок 3. Оболочка план – конспекта

В процессе обучения студенты постоянно что-то конспектируют и пишут лекции. По сути, это является их основным занятием и первостепенной обязанностью. Однако далеко не каждый умеет правильно выполнять эту работу. В вузах преподают многие дисциплины, но не предусмотрены никакие вводные курсы, где научили бы грамотно писать конспекты. В этом есть определенная несправедливость. Правильное написание конспекта является наиболее важным умением студентов. Хорошее конспектирование лекций - почти половина успеха на экзамене/зачете.

Из-за такого неверного подхода к устройству рабочего процесса, большинство обучающихся попросту не готово к выполнению своих прямых обязанностей. Бывшие школьники, привыкшие работать по учебникам, начинают теряться в длинном монологе лектора. Им не хватает времени, чтобы осмыслить и тут же записать услышанное. В итоге, лекции пишутся наскоро, неаккуратно и неразборчиво, в них много бессвязного, а ценность такого труда практически сводится к нолю.

Безусловно, не существует четкой техники правильного составления конспектов. Возможно, по этой причине и нет вводных курсов по их написанию. Тем не менее, решить проблему все-таки можно. Мы подготовили ряд советов, в которых каждый найдет для себя что-тоновое и полезное.

Самое главное правило - материал должен быть четко структурирован. Согласитесь, если известно место какой-то вещи, то найти ее проще. Возьмем за основу структурирование текста и теперь более подробно рассмотрим общие положения успешного составления конспекта.

Занимайтесь только одним делом

Человек - не Юлий Цезарь и не может делать несколько дел одновременно. Если студент сидит на лекции, параллельно с этим разговаривает с соседом, периодически берет в руки телефон, чтобы зайти в интернет, и при этом еще пишет конспект, то ничего хорошего из этой затеи у него не выйдет.Дело в том, что человеческое внимание очень нестабильно. Уделяя свое внимание разным вещам, человек не может должным образом сфокусироваться на чем-то одном. Получается, что энергия на все эти дела будет израсходована впустую, ведь результат будет нулевым.В механическом бездумном записывании нет никакого смысла. Здесь можно привести в пример ситуацию, которая будет знакома многим. Когда школьный учитель во время урока неожиданно спрашивал болтливых хулиганов о том, что было только что сказано. Обычно ответом было молчание и потупленный взгляд. Наверняка, и вы хоть раз, но попадали в такое положение.

Скорее всего, такой ситуации не возникнет в стенах высшего учебного заведения, ведь подразумевается, что студент - взрослый и самостоятельный человек, который пришел сюда получать образование. Тем не менее, недавние школьники по-прежнему нуждаются в присмотре, но преподавателям до этого нет никакого дела, а зря. Студенты чувствуют свободу и отсутствие тотального контроля, поэтому начинают халатно относиться к учебному процессу, им становится не до лекций.

Все хотят хорошей жизни, но не все осознают, что успех зависит только от нас самих. Длятого, чтобы достичь желаемого необходимо прилежно учиться. Безусловно, хорошую подготовку строят не только на конспектах. Нужно собственное размышление, анализ, активность на парах, работа с литературой. Все это поможет стать ближе к высоким успехам в учебе. Главное, чтобы в голове был четкий порядок. То же самое можно сказать и про конспекты. В них все должно быть разложено по полочкам. Поверьте, это очень выручит вас на ближайшей сессии и в дальнейшем.

Конспектирование помогает закреплять информацию в памяти и развивать ум. Внимательно слушая и записывая лекцию, у человека активизируется умственная деятельность. Сосредоточенность невозможна без усилий воли. Важно, чтобы студент периодически контролировал и проверял уровень своей сосредоточенности во время лекций. Если студент потерял концентрацию на теме и начал просто писать все, что диктуют, то это можно назвать деградацией.

Вывод: Для хорошего ведения конспекта важно внимательно слушать лекцию преподавателя и не отвлекаться на что-то постороннее. В таком случае информация будет усвоена в голове и грамотно записана в тетради.

Записывайте только самое важное

Многие студенты часто допускают ошибки при конспектировании. Одна из таких - писать абсолютно все, что было услышано. Это приводит к тому, что лекцию прерывают на повторы. Как следствие, отведенного времени может не хватать для того, чтобы донести до аудитории всю информацию. Записывать нужно только ключевые моменты. Представим, что конспект - фундаментдома или компас, ведущий на путь овладения знаниями. На лекциях дается общая и важная информация, которую надо фиксировать. Все остальное студент должен черпать из учебников, чтобы достроить «дом» самостоятельно и таким образом освоить дисциплину.

Вывод: Не старайтесь успеть записать каждое слово из лекции преподавателя. Выделяйте суть и тезисно отмечайте главные моменты.

Придумайте свою систему сокращений

В предыдущем пункте мы говорили, что конспектировать нужно только ключевые моменты. Может показаться неразумным, использовать еще и сокращения. Впрочем, бывают случаи, когда одна лекция преподносит очень большую порцию информации. Студенты довольно сильно устают морально и физически, когда всю пару только и делают, что работают ручкой. Есть способ, который может значительно сократить нагрузку на руку и позволит усвоить весь материал, не упустив ничего важного. Помимо известных сокращений, типа «сантиметры - см», «год - г.», «область - обл.», можно создать собственную систему. Однако не перестарайтесь, иначе ваш конспект будет выглядеть, как шпионская шифровка. Плюс, не всегда можно вспомнить обозначения всех, записанных вами ранее, сокращений.

Есть несколько правил сокращения слов:

  • Они должны быть широко распространенными и общеизвестными,
  • Сокращать - значит делать слова максимально возможно короткими («классический - классич. - клас.»);
  • Не стоит сокращать слова и словосочетания, входящие в состав заглавия;
  • Нужно быть уверенным в том, что спустя время удастся расшифровать сокращение;
  • Если тема о глаголах, то не обязательно каждый раз писать это слово. Вместо этого можно воспользоваться сокращением до первой буквы и писать ее заглавной («глагол - Г»);
  • К примеру, в скорописи слово «который» заменяют значком «альфа».

Вывод: Используя свою систему сокращения слов можно успеть конспектировать за лектором, при этом экономя место в тетради и не нагружая руку.

Ключевые положения - в цвете

Выделение цветом основных моментов текста является одним из важных правил составления конспектов. Представьте ситуацию начала сессии, когда студент достает тетрадь по предмету. Он начинает долго вычитывать и искать необходимую часть среди многочисленных рукописных листов. С учетом стресса и нехватки времени, эти поиски превратятся в нудное и лихорадочное занятие. Чтобы избежать таких неприятностей и упростить себе подготовку к экзаменам, нужно выделить главные моменты. Причем, лучше всего это сделать в тот день, когда была проведена лекция. Во-первых, вы не запутаетесь в том, что конкретно надо выделить. Во-вторых, перечитывая дома текст, материал будет повторяться, а значит, лучше усвоится в голове.

Не стоит брать фломастеры и цветные карандаши для выделения, иначе можно превратить свою тетрадь в художественную галерею. Тем более, фломастеры имеют свойство отпечатываться на других страницах, что может подпортить аккуратность. В идеале, это должны быть маркеры-выделители одного или двух цветов. Они оставляют текст читабельным, не закрашивая лишнего.

Вывод: Главные моменты (тема, определения, формулы, тезисы) выделяйте маркерами-выделителями, но не перестарайтесь, а то получите обратный эффект.

Четкая структура материала

Вернемся к структурированию конспекта. Оно важно для того, чтобы написанное полностью раскрывало тему лекции и было доступно для понимания.Разбивайте текст на абзацы и подпункты, поскольку сплошной текст сложно воспринимается человеческим мозгом. Чтобы что-то разобрать/найти в большом куске текста придется вдумчиво его читать. Для успешного формирования абзацев непосредственно во время лекции, прислушивайтесь к интонации и паузам лектора. Обычно это выделяется голосом. Правильно структурировать текст лекции можно и с помощью оформления. Вот несколько советов по оформлению конспекта:

  • Используйте тетрадные поля (если их нет - начертите сами) для проставления даты, обозначения сокращений, отмечания важных мест лекции, оформления пунктов плана;
  • Лучше писать через клетку. Это дополнительное место для новых сведений или исправления ошибок. При чтении такого текста глаза будут меньше уставать;
  • Старайтесь не писать мелко. Крупные буквы немного замедлят скорость написания, но разборчивость важнее. Мало написать конспект, надо суметь потом его разобрать.

Вывод:Хорошо структурированный и оформленный текст быстро читается и легко откладывается в памяти. На сессии это сэкономит драгоценное время и упростит процесс подготовки.

Аккуратность и понятный почерк

Наверное, не стоит подробно объяснять, почему это важно. Во-первых, это упрощение подготовки самому себе. Согласитесь, читать конспект, который написан разборчивым почерком, гораздо приятнее и проще, чем разбирать каждое кривое слово. Во-вторых, аккуратное ведение тетради складывает положительное мнение об ее обладателе. Это будет очень кстати, если у вас попросят переписать лекции или преподаватель на сессии будет проверять вашу посещаемость.

Конспекты очень много значат для студентов. Теперь вы знаете, как правильно их писать. Желаем удачи в учебе!

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Каждый студент должен писать конспект. Это одна из главных обязанностей студента. Это его работа, если хотите. Однако часто бывает так, что молодые люди не могут успеть за лектором, из-за чего их конспект выглядит как набор несвязных отрывков фраз.

Студентов учат разным наукам, но одной из самых важных наук -правильном написании конспекта почти никогда никто нигде вас не научит. Естественно, не существует единственно правильного способа записывать лекции. Однако мы постарались подобрать для вас самые ценные рекомендации, которые позволят вам облегчить написание конспекта.

Для того чтобы у вас в голове информация, полученная из данной статьи, лучше отложилась в памяти, мы распишем каждую рекомендацию под отдельным пунктом.

Кстати, это одна из главных хитростей в написании конспекта - правильное структурирование материала. Ведь всегда проще найти вещь, когда она лежит на своем месте, где она и должна лежать, чем ту вещь, которая заброшена черт, знает куда.

Список хитростей при написании конспекта

1. Человеку не дано делать несколько дел одновременно.

Когда вы сидите на лекции и записываете новый материал и при этом параллельным ходом разговариваете с другом и сидите с телефона в Интернете, то тогда забудьте о добротно написанном конспекте. Человек не может делать несколько дел одновременно.

Нет, конечно, может, но некачественно. Что происходит, когда вы делаете несколько дел в одно и то же время? Вы распыляете внимание на всё сразу. Это приводит к тому, что вы как бы находитесь везде (слушаете и записываете лекцию, беседуете с соседом по парте, общаетесь в Интернете), но на самом деле вы находитесь нигде.

В школе часто бывают случаи, когда учитель просит встать и повторить, что он только что сказал. Наверняка у вас была подобная ситуация.

В ВУЗе, конечно, вас вряд ли заставят повторить материал лекции, в высшей школе учатся люди взрослые, самостоятельные, за ними не нужно приглядывать.

Хотя как показывает практика, нужно, да ещё и как нужно.

Вам дана внешняя свобода для того, чтобы вы становились быстрее взрослыми, а не для того чтобы делать то, что вам хочется. Пока вы студент, будьте добры учится. И причём учится не шаляй-валяй, а отдавая себя полностью процессу обучения.

Только так можно получить необходимые знания для того, чтобы потом всё было дольче вита (сладкая жизнь). Об этом же многие мечтают. Только немногие знают, чтобы в будущем всё было в порядке, нужно, чтобы уже сейчас в голове был порядок и соответственно порядок в конспекте.

Делаем вывод : Для того чтобы добротно вести конспект, нужно концентрировать своё внимание на том, о чём повествует преподаватель.

Всё посторонние дела оставьте на потом. Это краеугольный камень правильного написания конспекта .

2. Пишите только то, что считаете нужным.

Очень часто студенты совершают грубейшую ошибку - стараются записать всё дословно. При этом они естественно прерывают преподавателя, просят его повторить ранее проговорённый материал.

Скажем вам по большому секрету - от того, что у вас будет больше написано в конспекте, в голове не прибавиться. Если вы любите вникать в подробности, лучше прочтите книгу по интересующему вас вопросу. Зачем изобретать велосипед в стотысячный раз?

Главный вывод, который вы должны сделать - лекция вам дана для того, чтобы вы поняли законы и принципы функционирования изучаемого предмета, а не для того, чтобы вы в подробностях разобрали различные следствия явления.

Всегда старайтесь понять причину (почему он болеет? почему он богатый?), а не следствие (откуда у него такая дорогая машина?)

Законов много, суть (причина) у них всех одна и та же - люди должны жить быть счастливыми.

Делаем вывод : Не старайтесь записать всё подряд, что говорит преподаватель.

Пытайтесь уловить суть сказанного, и тезисно записывайте основные мысли лекции. У вас всегда есть возможность восполнить недостающие (не столь важные) факты, прочитав парочку учебников по нужному вам учебному предмету.

3. Создайте собственную систему сокращений.

Хотя мы в предыдущем пункте и говорили о том, что нужно записывать только самое необходимое, однако всё же бывают ситуации, когда стоит записать очень большой объём информации за одну лекцию.

Когда перед студентами встаёт такая проблема, часто они не способны поспевать за диктовкой преподавателя. Что же делать? Как же быть?

Тут большого секрета нет. Вам просто стоит создать свою собственную систему сокращений, которой вы будете пользоваться на всех предметах.

Как сокращать слова? Да как хотите, главное, чтобы а) слова реально становились короткими и б) вы смогли бы разобрать, что стоит под тем или иным сокращением. Старайтесь сокращать самые часто употребимые слова и словосочетания.

Приведём несколько примеров. Слово «который» вполне можно сократить до «к-й», «самостоятельно» до «сам-но», «государство» до «г-во», «через» до «ч/з», словосочетание «друг за другом» до «д/за/д» и т.д.

Скорее всего, у вас будут собственные варианты по сокращению слов. Мы тут не претендуем на роль первой инстанции. Каждый по-своему привык сокращать слова, это понятно.

Делаем вывод : Старайтесь как можно часто использовать сокращения. Это, во-первых, позволяет успевать записывать за преподавателем, во-вторых, не так сильно устаёт рука, и, в-третьих, вы экономите место в тетради. Оно вам ещё может пригодиться - учебный год долгий. Вот вам ещё один секрет того, .

4. Выделяйте основные моменты лекции цветом.

Это не пожелание, это реальная необходимость, скажем вам. Вот представьте, до сессии осталось несколько дней, а вам нужно найти какой-то сложный момент, который вы не поняли на лекции.

Вы помните, что вы не помните, но найти именно то, что вам нужно доскональнее изучить, вы не можете. Время ограничено, а ещё и другой материал стоит повторить.

Начинается паника, стресс и т.д. Зачем доводить себя до подобного состояния. Помните, мы вам говорили в своей предыдущей статье Непредвиденная ситуация: к этому должен быть готов любой человек! , что люди сами по большому счёту создают себе проблемы.

Поэтому не наступайте на одни и те же грабли - выделяйте цветом самые главные моменты лекции. Как выделять? Выделять нужно так, чтобы вы потом легко смогли найти тему лекции и интересующий вас момент в этой теме (который вы бы в панике искали, не будь выделен цветом).

Однако, лучшее враг хорошего, поэтому не утруждайте себя в изрисовывании конспекта цветными ручками и карандашами. Вам потом будет очень трудно найти нужный материал.

Выделено должно быть всё САМОЕ ОСНОВНОЕ, а именно: тема лекции (обязательно), определения, формулы, тезисы и т.п. Не делайте из своей тетради радугу-дугу.

Не стоит заниматься художествами в своём рабочем документе. Для этого есть другие места.

Делаем вывод : Выделяйте в конспекте цветными ручками и выделителями самые главные вещи, а именно тема лекции (обязательно), определения, формулы, тезисы и т.п.

Только не перестарайтесь Сделайте свою собственную систему выделений на подобие той, которая у вас есть при сокращении слов. В любой тетради выделяйте по одному и тому же принципу.

5. Структурируйте материал.

Ваш конспект должен чётко показывать, о чём в нём идёт речь. Нет ничего проще, чтобы сделать ваш конспект более наглядным, чем структурировать материал лекции.

Когда вы пишете всё слитно, не разделяя текст лекции на параграфы, подпункты и т.д., то в итоге у вас получается бесформенная каша из слов. Попробуйте быстро найти необходимую информацию через месяц - замучаетесь искать!

Поэтому старайтесь всегда записывать лекцию, руководствуясь хоть какой-нибудь логикой. Разбивайте текст на параграфы. Для того чтобы правильно определить момент, когда стоит делать новый параграф, прислушивайтесь к интонации голоса преподавателя.

Делаем вывод : Пишите конспект не «сплошняком», а с определённой структурой. В то время, когда вам предстоит готовиться к экзаменам, подобным образом структурированная информация вам очень сильно пригодится!

6. Пишите аккуратно и разборчиво.

Помните, мы в самом начале статьи говорили вам о том, что человек не может качественно делать несколько вещей одновременно.

Это заявление очень хорошо иллюстрирует корявый почерк того, кто хочет объять необъятное за один промежуток времени. Что получается в итоге?

Это называется «да я всё успевают делать, профессор». Конечно, если вы учитесь для того, чтобы получить корочки, то вам просто наличие конспекта будет вполне достаточно для того, чтобы к вам не смог придраться преподаватель.

Однако мы очень надеемся на то, что наш читатель приходит каждый день в университет за знаниями. Поэтому не усложняйте свою собственную студенческую жизнь, пишите конспекты аккуратно и разборчиво. Ведь для студента конспект - это его хлеб. А хлеб, как известно, всему голова.

Делаем вывод : «Растите» качественный «хлеб», т.е. пишите конспекты как можно более аккуратно и разборчиво.

Общий вывод:

В рамках данной статьи мы рассмотрели вопрос, как правильно писать конспект студенту. Надеемся, что вы почерпнули для себя что-то новое и полезное для того, чтобы применить полученные знания на практике.

Пишите конспекты, ведь они вам очень пригодятся при подготовке к экзаменам!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: