Россия: жизнь лгбт через личные истории. «в семье тому, что я гей, просто не поверили»: истории российских лгбт-подростков

Движение ЛГБТ - это общественно-политическое движение представителей сообщества лесбиянок, геев, бисексуальных и трансгндерных людей (ЛГБТ). Его целью является равноправие граждан вне зависимости от их различных признаков и характеристик, соблюдение прав человека, борьба с дискриминацией иксенофобией.

Во второй половине 19 века начали появляться первые общественные активисты и группы, выступающие за права гомосексуалов. Особенно выраженно эти процессы происходили в Германии.

Немецкий юрист Карл Ульрихсв серии книг «Исследование загадки любви между мужчинами», написанной в 1860-х годах, разработал теорию сексуальности человека и ввёл термин «уранизм» . В 1867 году на заседании юристов в Мюнхене он впервые предложил не рассматривать гомосексуальные отношения с позиции правонарушений. Он также создал организацию «Союза уранистов», за что был осуждён на два года, а позже был вынужден эмигрировать.

В 1869 году публицист Карл Мария Кертбени, занимавшийся вопросами прав человека, анонимно издал листовку, в которой высказывался против прусского «антисодомитского» уголовного законодательства. В своих исследованиях Кертбени в 1886 году впервые ввёл термин «гомосексуал» .

В 1897 году усилиями врача Магнуса Хиршфельда был основан Научно-гуманитарный комитет. Одной из целей Комитета была отмена175 параграфа (антигомосексуальное положение уголовного кодекса Германии, действовавшее с 1871 по 1968 годы). В 1901 году Хиршфельд опубликовал предназначенную для широких масс статью «Что должен знать народ о третьем поле». В 1919 году Хиршфельдом был основан Институт сексуальных наук. Институт активно контактировал в своих исследованиях с гомосексуалами и трансгендерами. В исследованиях института гомосексуалы рассматривались как представители третьего пола наряду с мужчинами и женщинами, поэтому они не должны быть преследуемы из-за наличия у них определённого врождённого качества. В этом же году режиссёром Рихардом Освальдомв соавторстве с доктором Хиршфельдом был снят фильм «Не такой как все» , считающимся сегодня первым в мире фильмом, затрагивающим тему гомосексуальности.

В 1923 году Фридрих Радсцувайт основывает «Союз за права человека», который находит множество сторонников в обществе. Кроме того, Радсцувайт в 1920-1930-е годы издаёт лесбийский журнал «Подруга» и альманах «Третий пол».

Похожие процессы происходят и в других странах. Так, писателем Джорджем Сесилем в 1897 году было создано общество «Орден Херонее». В 1924 году в Чикаго в США основывается «Общество за права человека» по примеру немецких организаций, однако через несколько месяцев оно закрывается американской полицией, а все его члены арестовываются.

Вторая мировая война значительно изменила уклад жизни и идеологии в обществе, что дало толчок развитию ЛГБТ-движения, наиболее важные процессы в котором происходили в США. После войны вследствие ряда объективных причин начали образовываться гей-кварталы и сети гей-баров .

Стоунволлское восстание - серия беспорядков и спонтанных демонстраций против полицейского рейда, которые начались в ночь на 28 июня 1969 года в гей-баре Стоунволл-инн. Эти столкновения часто приводятся в качестве первого случая в истории, когда представители ЛГБТ оказали сопротивление узаконенной государством системе преследования сообщества. Считается, что бунты стали определяющим событием, ознаменовавшим начало массового движения за соблюдение прав человека в отношении ЛГБТ в США и во всём мире.

В 1960-х годах полицейские рейды на гей-бары в США являлись обычным делом. Но в июне 1969 года полиция быстро потеряла контроль над ситуацией, так как около Стоунволл-инн собралась толпа, неожиданно оказавшая сопротивление. Это столкновение в последующие дни продолжилось в массовых протестах и беспорядках. В течение нескольких недель жители гей-квартала быстро организовались в группы активистов, концентрирующих усилия на создании мест для геев и лесбиянок, где можно было бы открыто говорить о своей сексуальной ориентации, не боясь при этом быть арестованными.

После Стоунволлских бунтов геи и лесбиянки Нью-Йорка преодолели гендерные, классовые и поколенческие различия, став сплоченным сообществом . В течение шести месяцев были сформированы две правозащитные гей-организации, концентрировавшиеся на активной протестной тактике, и учреждены три газеты для поддержки прав геев и лесбиянок. В течение нескольких лет организации по защите прав гомосексуалов были основаны в США и во всем мире. 28 июня 1970 года в память о бунтах проведены первые манифестации гей-прайда в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Сан-Франциско, Атланте и Торонто. Позднее подобные марши были организованы в других городах и странах.

Гомомонумент - мемориал в историческом центре Амстердама, сооруженный в память обо всех геях и лесбиянках, которые подвергались угнетению и преследованию из-за своей сексуальной ориентации. Монумент был создан, чтобы поддержать и вдохновить гомосексуальных мужчин и женщин в их борьбе против дискриминации и репрессий. Памятник, построенный по проекту нидерландской художницы Карин Даан, был торжественно открыт 5 сентября 1987 года на площади Вестермаркт. Он представляет собой абстрактную композицию из трёх треугольников розового гранита. Данная символика имеет исторические предпосылки - розовый треугольник служил меткой узников-гомосексуалов в нацистских концлагерях . Причём, в отличие от аналогичных знаков других категорий заключенных, он был бо́льшим по размеру, чем остальные - чтобы всем издалека была видна принадлежность к одной из самых презираемых групп. Смертность гомосексуалов в концлагерях превышала среднюю на 60 %, по разным оценкам в ходе политики истребления погибло до 50 тысяч геев. Впоследствии розовый треугольник стал символом эмансипации ЛГБТ-сообщества и его борьбы за свои права .

Была зарегистрирована в 1946 году в Амстердаме, Королевство Нидерландов. Полное название Центр культуры и отдыха (гол. CultuurenOntspanningscentrum ). Организация поддерживает сообщество ЛГБТ в сфере прав человека, сексуального и репродуктивного здоровья как внутри страны, так и за рубежом. COC Нидерланды одна из немногих организаций ЛГБТ в мире, которая имеет специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций.

Символика ЛГБТ

Сообщество ЛГБТ имеет свою собственную символику . Эти знаки, имеющие разное происхождение и смысловое наполнение.

Они демонстрируют единение сообщества, его открытость и гордость.

До второй половины XX века во многих обществах полагали, что сексуальная ориентация, отличающаяся от таковой у большинства, является признаком греха или болезни. Часто такие люди преследовались по закону. Гомосексуалы были вынуждены скрывать свою природу, чтобы избежать издевательств, заключения или даже убийства. Движение ЛГБТ создало официальную систему символов для самоидентификации и манифестации своего единства.

Символика ЛГБТ со временем претерпевает изменения. Некоторые старые символы уступили место более универсальным новым. Сегодня самые известные из них - радужный флаг, розовый треугольник и лямбда .

Розовый треугольник

Старейший и один из наиболее узнаваемых символов сообщества ЛГБТ. Своим происхождением он обязан нацистской Германии, где гомосексуалы стали одними из жертв Холокоста. По разным оценкам, в Третьем рейхе по 175-му параграфу в тюрьму было отправлено от 50 до 100 тысяч гомосексуальных мужчин, а от 5 до 15 тысяч человек было депортировано в концентрационные лагеря. В них на одежде таких заключённых делалась нашивка в виде розового треугольника. Согласно исследованиям, более 60 % из осужденных гомосексуальных мужчин погибло, поскольку они испытывали жестокое обращение не только со стороны охранников и администрации, но и со стороны других заключённых.

В начале 1970-х годов ЛГБТ-организации Германии и США начали популяризировать розовый треугольник как символ движения. Таким образом они проводили параллель между преступлениями нацистов и продолжающимися притеснениями, и дискриминацией гомосексуалов в современном мире. Сейчас розовый треугольник используется для увековечивания памяти о трагическом прошлом, манифестации борьбы заправа человека и выражения надежды на новую эру свободы, открытости и гордости.

Традиционно его полотно состоит из шести продольных полос, цвета которых идут в соответствии с природным порядком радуги, сверху вниз: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий и фиолетовый. Флаг призван отображать единство и разнообразие, красоту и радость сообщества ЛГБТ. Он является олицетворением гордости и открытости.

Радужный флаг был разработан художником Гилбертом Бейкером специально для гей-прайда в Сан-Франциско в 1978 году. Этот год стал для сообщества ЛГБТ в США историческим - впервые в Калифорнии открытый гей Харви Милк был избран на политический пост (в качестве члена городского наблюдательного совета). Затем шестицветный флаг распространился из Сан-Франциско в другие города и стал широко известным символом сообщества ЛГБТ во всем мире. В 1985 году Международная ассоциация лесбиянок и геев официально признала его в этом качестве.

В 1970 году строчная греческая буква лямбда по предложению графического художника Тома Доэрра была выбрана в качестве символа организации «Альянс гей-активистов», являющейся одной из самых активных групп освободительного движения геев.

Активисты пояснили выбор символа тем, что лямбда, обозначающая в физике «покоящийся потенциал», «изменение энергии» и «длину волны», является удачным олицетворением грядущих перемен с положением гомосексуалов в обществе, перспектив гей-движения. По их мнению, она была призвана стать символом «обязательства мужчин и женщин как гомосексуальных граждан добиваться и защитить свои права человека».

Лабрис (др.-греч. λάβρυς) - топор с двумя лезвиями, использовавшийся в качестве оружия всредиземноморском регионе. Он был известен вДревней Греции как символ ряда негетеронормативных божеств: Зевса Лэбрэндеуса (изображающегося в виде андрогина с бородой и несколькими грудями), Деметры (её культ включал обряды лесбийского характера) и минойской богини-женщины. Согласно античной мифологии, двусторонний топор также был оружием женщин-воительниц амазонок, которые жили матриархальной общиной и славились однополыми связями.

В 1970-х годах лабрис был принят лесбийскими феминистками как символ силы, самостоятельности и солидарности. Он также обозначает неоднозначную сексуальность и гендерную принадлежность.

Гендерные символы применялись для схематического обозначения биологического пола с XVIII века. Начиная с 1970-х годов наложенные гендерные знаки используются ЛГБТ-активистами. В лесбийском значке совмещаются два «зеркала Венеры» (♀), а в гейском - два «щита и копья Марса» (♂). Используются также фигурные гендерные знаки.

Аналогичный трансгендерный символ представляет собой совмещенные воедино «зеркало Венеры» и «копье и щит Марса», иногда к этому добавляются совмещённые стрелка и крест. В 1999 году был создан трансгендерный флаг , полотно которого состоит из продольных полос голубого, розового и белого цвета. Его автор, транссексуалка Моника Хелмс объясняет, что голубые и розовые полосы символизирую мужской и женский пол соответственно, тогда как белый - другие состояния (интерсексуальность , трансгендерность , неопределенный гендер). Флаг призван обозначить равноценность всех гендерных форм.

В 1970-х годах большой популярностью в качестве гей-символа пользовалось изображение отпечатка ладони фиолетового цвета («пурпурная рука»). Являющийся одной из самых активных групп освободительного движения , «Фронт освобождения геев » сделал его своей эмблемой.

Данный символ обязан своим происхождением одному происшествию в Сан-Франциско, когда работники выпускавшей гомофобные материалы типографии, вылили чернила на головы протестующих рядом с ней гей-активистов, а те в свою очередь оставили следы своих ладоней на здании конторы.

ЛГБТ , гарантированы равные права и уважение, и где эти люди могут быть открытыми в своём самовыражении, свободными и чувствовать себя в безопасности и дома, и на работе, и в обществе». Логотип организации, представляющий собой синий квадрат с жёлтым знаком равенства на нём, является популярным символом равноправия для ЛГБТ.

Флаг бисексуалов был разработан художником Майклом Пэйджем в 1998 году и с тех пор приобрел популярность по всему миру. Он представляет собой прямоугольное полотно из трёх горизонтальных полос: широкой розовой полосы в верхней части, символизирующий гомосексуальное влечение, широкой полосы синего цвета снизу, означающей гетеросексуальное влечение, и полосы пурпурного цвета, занимающей центральную часть как слияние двух областей, которая символизирует бисексуальность.

Некоторые символы имеют историческое значение. Например, благодаря Оскару Уайльду зелёная гвоздика использовалась в качестве символа гомосексуалов в викторианской Великобритании. Красный галстук или шарф стали таковыми в связи с творчеством художника Паула Кадмуса, а аир - поэта Уолта Уитмена.

Существует целый ряд других символов (например, пурпурный носорог, единорог, бабочка) и флагов, но они не получили широкой известности.

Гетеронормативность – это мировоззрение, при котором гетеросексуальность понимается как социальная норма сексуального поведения человека.

Во многих странах мира в июне проходят гей-парады и празднования сексуальных меньшинств. Большинство из них проходит примерно в годовщину Стоунволлских бунтов 1969 года, когда постоянные посетители гей-бара «Stonewall Inn» в Нью-Йорке устроили серию демонстраций против полицейского рейда и ввели моду на движения за права геев. Но есть страны, где жить, открыто заявляя о своей нетрадиционной сексуально ориентации, сложно или даже опасно. Эти три человека из сегодняшнего поста на себе испытали, что значит минимальное принятие. Их истории рассказывают три фотографа Али Сонг рассказывает историю Сяо Као – артиста из Шанхая, Аднан Абиди – историю Симы, проститутки из Нью-Дели, а Тобин Джонс – историю Морин, парикмахерши из Найроби.

(Всего 33 фото)

1. Сяо Као, 57-летний гей, в образе красного гвардейца времен Культурной революции. Сообщество геев в Китае всегда находилось в тени, но постепенно становится все более открытым. Безработный Као – один из тех, чья жизнь приподнимает завесу тайны над далеко не романтичным взглядом на китайское гомосексуальное сообщество. Он живет в центре Шанхая, в комнатке в 8 кв.м., расположенной за общественным туалетом. Сяо Као получает социальное страхование в размере 500 юаней (79 долларов США) в месяц, выступает с танцами на публике и сидит с друзьями в гей-клубах. (Aly Song/Reuters)

2. Сяо Као переодевается в своей комнатке в центре Шанхая. (Aly Song/Reuters)

3. Сяо Као разговаривает по телефону у себя дома. (Aly Song/Reuters)

4. Старые фотографии Сяо Као в его квартирке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

5. Сяо Као переодевается в пустой комнате для собраний в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

6. Сяо Као наносит макияж перед тем, как выступить на публике в общественном парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

7. Сяо Као готовится к танцевальному выступлению в парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

8. Сяо Као меняет костюмы между выступлениями. (Aly Song/Reuters)

9. Сяо Као выступает в парке Шанхая в образе феи из китайского фольклора. (Aly Song/Reuters)

10. Выступление Сяо Као в парке в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

11. Сяо Као поет в гей-клубе в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

12. Сяо Као танцует в шанхайском гей-клубе. (Aly Song/Reuters)

13. Сяо Као смотрит телевизор в своем доме в Шанхае. (Aly Song/Reuters)

14. Сима, 33 года, в местном офисе неправительственной организации, которая помогает сексуальным меньшинствам в Нью-Дели. Сима – транссексуал, один из сотен тысяч хиджр в консервативной Индии. Их часто обижают, позорят и вынуждают заниматься проституцией, ведь их позиция жизни не признана законом. (Adnan Abidi/Reuters)

15. Сима танцует в офисе неправительственной организации. (Adnan Abidi/Reuters)

16. Сима сидит дома со своей женой и детьми в Нью-Дели. (Adnan Abidi/Reuters)

17. Сима выщипывает щетину с подбородка, пока его жена готовит обед. (Adnan Abidi/Reuters)

18. Сима кормит свою дочь. (Adnan Abidi/Reuters)

19. Сима со своей фотографией в женском образе. (Adnan Abidi/Reuters)

20. В офисе неправительственной организации, где висит ящик с презервативами, Сима готовится выйти на улицы Нью-Дели на работу. (Adnan Abidi/Reuters)

21. Сима на лестнице офиса неправительственной организации. (Adnan Abidi/Reuters)

22. Автомобили проносятся мимо, пока Сима ждет клиентов. (Adnan Abidi/Reuters)

23. Сима ждет клиентов на улице в Нью-Дели. (Adnan Abidi/Reuters)

24. Если в западном сообществе люди стали более терпимы к нетрадиционной сексуальной ориентации некоторых своих сограждан, то в большинстве стран Африки люди все еще не принимают тех, кто не выбирает для себя традиционные ценности. Однако в некоторых городах власти разрешили проживать сообществам геев. Транссексуал Морин живет в Найроби, Кения. (Tobin Jones)

25. Мало кто признает себя транссексуалом. Кенийское правительство до сих пор считает Морин мужчиной, хотя он сам с детства считал себя девушкой. (Tobin Jones)

26. Хотя Морин не может иметь собственных детей, он чувствует материнский инстинкт. На этом фото его (или ее?) племянник смотрит, как Морин наносит макияж. (Tobin Jones)

27. В отличие от таких стран, как Индия, в Кении нет истории транссексуалов. В результате то, как их видит сообщество и то, как они сами себя ощущают, - все это новая территория. Морин наносит воск на лицо, чтобы удалить ненужные волосы. (Tobin Jones)

28. Морин – владелица салона красоты, так что на работе она спокойно может быть женщиной. (Tobin Jones)

29. У Морин отличная репутация по всей Найроби, и женщины со всей столицы приходят к ней, чтобы сделать прическу. (Tobin Jones)

33. Хотя благодаря своему салону красоты, Морин и смогла выбраться из нищеты, она все равно живет недалеко от трущобного района, в котором родилась. (Tobin Jones)

12 июня в галерее Red Square на Электрозаводе должна была открыться фотовыставка «Будь собой: Истории ЛГБТ-подростков». После того как арендатора пространства вызвали на допрос в УВД, о запланированной площадке пришлось забыть, но организаторы решили во что бы то ни стало провести выставку и использовали для этого стенды на Гоголевском бульваре. Мы решили также представить фотопроект на нашем сайте.

Как появилась идея сделать выставку? То есть практика анонимных признаний ЛГБТ-подростков уже не так нова, этим занимается, например, группа «Дети-404». Почему вы решили посвятить этому фотопроект?

Мария Гельман, организатор: Изначально планировалось провести выставку, посвящённую ЛГБТ-подросткам, 1 июня, в День защиты детей. Таким образом хотелось напомнить о тех детях, которых не существует ни для депутатов, ни для социальных работников и о которых не принято говорить в обществе. Государственная политика направлена на стимулирование гомофобных настроений. От этого страдают и подростки. Они не находятся в безопасности. Дома, в школе, в обществе. В 2013 году приняли «Закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». С этого момента вне закона стали горячие линии помощи ЛГБТ-подросткам, помощь психологов и любая общественная дискуссия о проблемах гомосексуалов.

«Дети-404» - это группа для самих подростков, группа помощи и взаимопомощи, это очень важно. Наш фотопроект - попытка вынести эти истории из виртуального пространства с помощью фотографии. Для этого проводилась фотовыставка, чтобы в реальном времени обсудить увиденные истории и тем самым начать общественную дискуссию. Она только усилилась при перенесении выставки на бульвар. Это было политическое высказывание, акт интервенции в пространство города.

Фотопроект обращён не просто к другим таким же подросткам, а ко всему обществу. Мы хотели дать возможность ребятам рассказать о своих проблемах, желаниях и мечтах, показать их всем.

Выставить проект на Гоголевском бульваре было смелой идеей. Как реагировали прохожие? Быстро его свернули?

После двух сорванных полицией открытий нашей выставки было решено: если они не дают нам провести выставку в галерее, мы сделаем весь город нашей галереей. Это было вынужденное решение организаторов, которое связано с давлением со стороны властей.

Выставка продлилась около четырёх часов, люди оживлённо реагировали, обсуждали, интересовались и фотографировались. Всё было мирно и спокойно. Одна женщина, проходя мимо, выразила благодарность и сказала, что это очень интересный фотопроект. Через четыре часа «православный» активист на роликах вызвал полицейских, и они забрали все фотографии.

НАСТЯ, 14 ЛЕТ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Меня часто называют глупой, шлюхой или вообще „девочкой, идущей против природы“.

На сегодняшний день всё хорошо, так как я гуляю в компании и с гетеро вообще не контактирую.

Мечтаю, что когда-нибудь все мы сможем рассказать о своей ориентации и никто не будет нас за это судить».


Кит, 17 лет, Санкт-Петербург

«В семье довольно патриархальных взглядов в то, что я гей, просто не поверили. Вот так мы и зависли в положении мирного нейтралитета: никто не начинает об этом разговор, все молчат и делают вид, что ничего не происходит.

С учителями сложнее - они в большинстве своём закалены огнём красной революции, и убеждать их в чём либо я не берусь и не собираюсь - не их дело в конечном итоге. Не раз слышал что-то вроде „Вот ты не мужчина“ или „Я знаю, что предмет ты знаешь, но как человек ты мне не нравишься“.

Каким трогательным было то время, когда ты был просто малышом, когда мир был такой добрый, сказочный и каждый день встречал тебя бурей новых эмоций и открытий; когда не было в нашей жизни ненависти. Увы, всё меняется - мы растём, и всё сложнее становится сопротивляться стене непонимания и слепой би-/гомо-/трансфобии».


Софья, 17 лет, Санкт-Петербург

«Замечала, что папа подозревает - иногда он странно шутил, задавал наводящие вопросы, но меня мало что выдаёт. Как-то попросил посмотреть мою страницу во „ВКонтакте“ - как же я испугалась! Заставила подругу зайти и всё поудалять.

Папа начал заливать про парней, которых я якобы водила бы к нему домой, и, не в силах это слушать, я коротко отрезала: „Парни меня не интересуют“. И выдала историю своей на тот момент влюблённости в одну замечательную девушку. Папа замолк. Вы не представляете, как надолго затянулось молчание с его стороны. Всё перебила его жена, начав говорить, что чувства - это прекрасно, какими бы они ни были. Мы ехали и молчали. Выйдя из машины, папа подошёл, обнял меня и сказал только одно: „Ты моя дочь, и я буду любить тебя всегда, несмотря не на что“, а я расплакалась.

Мне невероятно повезло с родителями. Очень жаль, что не все дети с нетрадиционной сексуальной ориентацией могут этим похвастаться. Эти люди понимают и уважают меня, ценят и любят. И огромное им спасибо за это. После мы с папой говорили на эту тему лишь раз, он на самом деле ещё постоянно говорит про то, каким должен быть мой муж и всё в этом роде, но я считаю, это нормально.

Как-то раз моя девушка забирала меня с учёбы, и при встрече мы поцеловались. Некие барышни это увидели, и на следующий день прямо во время урока прозвучал заветный вопрос - ну а мне нечего скрывать, я не боюсь этого и не стесняюсь. Все стали бурно это обсуждать, говорить глупости, обвинять меня. А я сказала только одно: „Пока я вас не трогаю, это вас не касается“».


Матвей, 14 лет, Санкт-Петербург

«Мама сказала, что примет меня любым и что любит меня. Но где-то через две недели прошерстила всю мою комнату в качестве уборки, а, найдя листовки со дня молчания, выкинула, порвав их перед этим.

Некоторые приняли меня таким, какой я есть. Другие до сих пор пытаются меня поменять и не понимают, что я - это просто я, тот же самый парень.

Есть люди, которые меня поддерживают и любят, за что я им благодарен. Мечтаю, чтобы все были равны между собой и чтобы никто никого не дискриминировал».


Ева Пьерова-Ленская, 18 лет, Москва

«Встреча лицом к лицу с обществом, которое не то что не признаёт меня, но и старательно пытается сделать вид, что меня вообще не существует, поражает.

Я просто мечтаю быть собой, ничего не скрывая и ничего не опасаясь, в стране, которую я люблю.

Когда мне было 13 лет, я влюбилась. В то время я не задумывалась о поле и возрасте человека, для меня это никогда не имело значения».


Антон Тёмный, 16 лет, Москва

«В один прекрасный день я рассказал друзьям о своей ориентации. Меня побили и сказали, что я ошибка этого мира. Я замкнулся в себе и в то лето ни разу не вышел из дома. В первый месяц я просто резал свои руки. Заживало - снова резал. Пока на них не осталось живого места.

Своей подруги детства я лишился, так как она по нелепой ошибке судьбы умерла. Понял, что я более не хочу жить без неё... Я раздобыл таблетки, алкоголь и умер ровно на семь минут. Проснулся в реанимации.

Мои родители никак не могут принять то, что я не натурал. Мне наплевать, я понимаю, что это не столь важно, главное - оставаться самим собой».


Аким, 15 лет, Санкт-Петербург

«Понял, что меня привлекают мальчики, ещё в детстве, года в три-четыре. Я этого не боялся и считал это нормальным. Потом я понял, что это не очень хорошо, и перестал общаться с мальчиками - чтобы они не заметили, что я не просто так с ними общаюсь.

Каминг-аута не было: знакомая рассказала всей школе о моей ориентации. Реакция окружающих была негативная, ситуация на сегодня не изменилась».


Галина, 17 лет, Санкт-Петербург

«У меня много друзей и приятелей, которые готовы встать за меня горой и даже пойти со мной на ЛГБТ-митинг, зная, какая общественная реакция их может ожидать. Однако два года назад произошло событие, которое дало мне ясно понять: не всё так безоблачно. Мой каминг-аут перерос в аутинг. В течение примерно получаса в присутствии учителя мне пришлось выслушать ряд оскорбительных высказываний в свой адрес».

Предупреждение 18+. Статья содержит материалы, не предназначенные для просмотра несовершеннолетними.

История третья. Ник, 18 лет, гомосексуал

Я идентифицирую себя как сознательный гражданин, гомосексуал, волонтер, дизайнер, студент. Нельзя считать себя кем-то одним, вся твоя идентичность – это части тебя.

Я понял, что мне нравятся парни лет в 13. Хотя нет, еще в первых классах, у нас были такие дневники-анкетки. Там нужно было отвечать на вопросы, и был вопрос «девочка, которая тебе нравится». Вот мне было очень сложно на него отвечать. Тогда я уже начал задумываться.

Я вырос в эпоху интернета, так что я просто гуглил много по этой теме. Конечно, влюблялся в школе, была любовь «по интернету». Но это все мимолетное, а потом я уже встретил человека, с которым мы прожили год. Мы встретились на КиевПрайде в 2015 году, разобщались и влюбились.

У меня есть сестра, у нее инвалидность, она не верит в себя и не хочет искать работу, потому, что думает, что ее не возьмут из-за инвалидности. Страх, что тебя не примут, потому, что ты отличаешься – он универсален

Конечно, у меня была в голове куча непоняток. Я думал, что это нужно скрывать, и не надо никому говорить. Принятие не приходит за один день. Никто не просыпается с мыслью, что все в порядке. Есть стадия непонимания, потом какого-то анализа и сравнения с другими. Потом уже ты чувствуешь себя равным с другими и принимаешь себя. Меня мама так воспитывала, что мы все равные, и что мы должны друг другу помогать. Общество работает так. Поэтому у меня не было жесткого непринятия себя.

У нас в Запорожье есть каскад «Радуга» — я не выбирал его специально, там просто хорошо и зелено – я там гулял с подругой. Я ей рассказал о себе, она была в шоке и даже немного расстроилась, потому, что ее подруга была в меня влюблена. Потом эта подруга рассказала всему нашему классу, в итоге вся школа узнала. Но все было в порядке. Я никакого буллинга не ощущал – может мне повезло. Я знаю, что в других школах было по-другому – например, одного мальчика били мячом в спортзале. Он не хотел ничего об этом рассказывать, хотел уехать из Запорожья и не возвращаться. Я считаю, что это неправильно – нужно идти в полицию и заявлять.

У меня в школе были друзья, которые меня поддерживали. В целом, мне кажется, украинское общество тоже зрелое и толерантное. Мы внутри себя думаем, что к нам негативно относятся. Внутренняя гомофобия как состояние может быть применима не только к ЛГБТ-сообществу. У меня есть сестра, у нее инвалидность, она не верит в себя и не хочет искать работу, потому, что думает, что ее не возьмут из-за инвалидности. Страх, что тебя не примут, потому, что ты отличаешься – он универсален. На самом деле, ты можешь идти, целоваться и все будет нормально, если не наткнешься на это агрессивное меньшинство радикалов.

Маме я открылся еще в школе. Она разрыдалась, сказала: «Ой, а что, это теперь у меня не будет внуков?». Но потом она поняла, что есть другие методы образования семьи и больше переживала за мою безопасность. Но это тоже все индивидуально – у кого-то родители не принимают детей годами.

Буду помогать волонтерским организациям, оставаться в Украине и делать ее лучше. Я уверен, что у нас тоже легализуют однополые браки. Все к этому идет, и любая страна это проходит

Конечно, мне бывает страшно. Меня уже один раз побили после прайда в 2015 году, хотя я никого за руку не держал. Наши знакомые разбежались по городу, а мы шли, увидели ларек с печеньем и водой, остановились там. И тут на нас накинулись трое парней, начали нас бить, подруга начала кричать «Помогите!», потом нападающие убежали. У меня разбились очки, а потом оказалось, что у меня сломан нос. Я приехал домой и в тот же день моя мама вернулась с фронта – она волонтер в АТО. Первым делом она спросила, что с моим носом.

Я хотел обратиться в полицию, но мне еще не было 18-ти, я не мог подать заявление от своего имени. Мама была против, потому, что, если мы бы подали заявление, это привлекло бы внимание СМИ и было бы опаснее.

Я думаю, еще будет несколько лет борьбы, будут гомофобные гонения в стране. Я буду помогать волонтерским организациям, оставаться в Украине и делать ее лучше. Я уверен, что у нас тоже легализуют однополые браки. Все к этому идет, и любая страна это проходит.

«Бумага» выбрала несколько историй ЛГБТ-подростков и записала мнения экспертов о том, что делать с российской гомофобией и «детьми-404», когда принимают федеральный закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних. Сегодня президент Путин заявил, что подпишет закон о запрете на усыновление для однополых семей, если его примет парламент. Также Путин сказал , что в России нет дискриминации людей нетрадиционной ориентации. “У нас законодательство весьма либеральное в этом плане. Меньше агрессии, выпячивания этих проблем. Будет лучше для всех”, - сказал Путин. На выходных в Петербурге прошла первая конференция, посвященная защите детей от гомофобии - эксперты и активисты обсуждали, что делать подросткам, осознавшим свою гомосексуальность, когда их не принимают ни в обществе, ни в семье. Об этом - и проект журналиста Лены Климовой «Дети-404 »: ЛГБТ-подростки присылают свои анонимные или полуанонимные истории, фотографируются с табличками «Я есть» и недоумевают, почему к ним относятся иначе, чем к ровесникам-гетеросексуалам.


Встреча петербургских ЛГБТ-активистов со Стивеном Фраем в марте этого года. Фото из архивов ЛГБТ-организации “Выход”

Дарья, 20 лет. Иркутская область

Я знаю того, кого убила гомофобия. Это мой друг Андрей. Мы с ним познакомились, когда нам было лет по девять. Сколько его знала - он был застенчивый, добрый, милый мальчик, правда, закрытый. В четырнадцать лет я ему призналась, что мне нравятся не только парни, но и девушки. Он, в свою очередь, доверился мне и рассказал, что его всегда привлекали только парни… В школе никто ничего не знал. Но Андрея все равно дразнили: он был скромным, мало с кем общался и не встречался с девочками. В десятом классе один из одноклассников решил подшутить. Создал страничку в соцсети от имени, скажем, Алексея. Писал знакомым и начинал «приставать»: мол, он гей и ищет свою любовь. Следил за реакцией и веселился. И вот он решил написать Андрею. Мой друг не сразу, но все-таки ответил взаимностью. На следующий день об этом узнала вся школа. Андрей перестал ходить на учебу, его не было недели три. Потом он появился. Одноклассники молчали, улыбались - и все. После уроков они позвали Андрея покурить за гаражи. Не знаю, заставили или он сам пошел. Там они его избили. Сильно. Мы с одноклассницей ходили курить за эти гаражи и там нашли Андрея. Вызвали скорую. Его увезли. Тяжелое сотрясение мозга, переломы нескольких ребер, гематомы по всему телу. Нас первое время к Андрею в палату даже не пускали, только родственников. Где-то через неделю разрешили. Я ходила к нему каждый день. Мне было так его жалко. Примерно через месяц Андрея выписали. Он сказал, что родители перевели его в другую школу. Пообещал: увидимся вечером. Когда я пришла к нему, мама Андрея открыла мне дверь вся в слезах и сказала, что он утром спрыгнул с 14-этажного дома.

Девяносто шесть из ста пятнадцати опрошенных в социальных сетях подростков, то есть 83,5 %, ответили, что постоянно сталкиваются с дискриминацией разного рода: с физическим насилием, побоями, ограничением свободы, оскорблениями, насмешками, угрозами, презрением, отвращением, унижением. Дискриминации подвергаются не только те, кто совершил каминг-аут, но и те, кого подозревают в нетрадиционной сексуальной ориентации, те, кто словом и делом заступается за ЛГБТ

Лена Климова , журналист

Ксения, 14 лет


Не хочу слышать восклицания, что я еще не нашла своего парня, что это по дурости, по молодости, что это из-за того, что меня не любили мальчики из-за фигуры. Я хочу любить и больше не бояться. Я, как и многие, так же понимала, что нет во мне этой заложенной «правильности», а в прошлом году полюбила и поняла, что только такие чувства мне близки. Я им этого не говорю, может, где-то глубоко в душе думаю, что меня и правда «переклинит», и мне больше не будут нравиться девушки. Просто я БОЮСЬ. Боюсь не найти поддержки в будущем, боюсь остаться одна, наедине с влечением к своему полу. Пока я не наткнулась на сообщество детей-404, я не думала, что нас так много. То, что нам меньше 18 лет, не значит, что мы не понимаем жизни, что мы глупы и неумелы. У нас есть свои чувства, свои мысли, мы можем принимать решения.

Мы обращаемся не к Кремлю, а к государству, у которого до сих пор есть обязательства в отношении всех граждан; та политика, которая проводится по отношению к ЛГБТ-людям, является политикой растления несовершеннолетних. У государства есть обязательства, в том числе международные по защите прав детей - например, права на получение информации, права на развитие. Есть большая группа несовершеннолетних ЛГБТ-подростков, которым эти права не гарантированы

Игорь Кочетков , председатель Российской ЛГБТ-сети

О.К., 15 лет

Гомофобия тянет нашу страну вниз. Я часто сталкиваюсь с ней. Без наездов сверстников не обходится ни один день в школе. Обычно это просто какие-то грубые слова, брошенные в спину, но иногда доходило и до избиений. Очень жаль, что гомофобия исходит еще и от взрослых. Как-то у нас с учительницей был разговор о моем внешнем виде, и от нее я услышал: «Ты представь, что с тобой в армии делать будут, тебя там перевоспитают». Я сказал, что в армию не собираюсь и что ничего со мной не сделают… Своими действиями учитель показывает детям, что гомофобия - это норма, что можно унижать и оскорблять человека, если он отличается от тебя. Хорошо, что мои родители хорошо ко мне относятся. Они не знают о моей ориентации, но я думаю, что по мне все видно. Я считаю, что государство лучше забудет про детей-сирот, живущих на улице, чем про нас - «больных» людей, которые в их помощи не нуждаются. Мы тоже хотим жить, а не прогибаться под рамки «здоровых». Запретив пропаганду ЛГБТ, государство не добьется того, чтобы нас стало меньше! Как вы не можете понять, что это гены, а не воспитание! Мне не стыдно за себя, мне стыдно за наше дремучее правительство, погрязшее в ханжестве и лицемерии, и гомофобное общество.

Так как средства массовой информации сегодня потеряли способность доносить факты - новости делаются людьми с айфонами, а блогеры пользуются своей безответственностью, это приводит нас к печальным обстоятельствам: мы, журналисты, не можем рассказать правду об ЛГБТ. Мы можем лишь сообщить мнение, предложить некую модель. Модель нам не нравится, но есть довольно большое количество людей, которым, судя по всему, она нравится. На мой взгляд, главная задача заключается не в замене одной матрицы на другую, а в равном сосуществовании идеологических матриц рядом. Мое православное вероисповедание никак не противоречит тому, что я пришел на ЛГБТ-конференцию, совет нечестивых. И тут мы приходим к парадоксальной вещи. ЛГБТ-сообщество должно выступить за уроки религии в школе. Нужно, чтобы детям в течение одного учебного дня предлагали разные модели: вот научная модель мира, вот модель религиозная - и ребенок, который воспринимает многоголосие этих мнений

Валерий Панюшкин , журналист

Влад, 17 лет. Самара


Всю жизнь мне нравились парни. Внутренне отрицал и не принимал даже мысли, что я гей. В пять лет лез целоваться к мальчику из детского садика, но это увидела моя мать и отругала меня. Стал осознавать, кто и что мне нравится, лет в двенадцать. Смотрел гей-порно, но геем себя вовсе не считал. Страдал от одиночества и пытался искать себе девушку, как все. Но в то же время понимал, что девушки меня нисколько не возбуждают. В пятнадцать предложил одной девушке встречаться, но мы разругались через день. Депрессия за депрессией. <...> За две недели до 16-летия я принял себя таким, какой я есть. Я впервые мысленно назвал себя геем. И мне не было стыдно или страшно, я не испытывал отвращения к себе. Как будто гора с плеч свалилась. А через два месяца я пошел на свидание с парнем и впервые влюбился. Два месяца счастья пролетели незаметно. А потом декабрьским утром меня разбудили родители и повели на кухню на важный разговор. Пока я спал, пришло смс от парня с пожеланием доброго утра. Родители давно интересовались: «Кто это тебе все время пишет?». Поинтересовались они и в этот раз, прочитав всю нашу с ним переписку. Первым вопросом был: «Кого ты любишь?». Вторым: «А ты о нас подумал? Что про нас скажут, если узнают?». Что бы я ни говорил в тот день и во все последующие - все принималось в штыки и обращалось против меня. В одной из смс мой парень написал свой адрес. Родители не обошли это вниманием и заявили, что поедут к нему и расскажут все его родителям. Мать показушно плакала. Отец показушно зачитывал вслух «понравившиеся» сообщения. А я сказал, что если они поедут к нему, то дома меня больше не увидят. Подействовало. Но видеться я с ним больше не мог. Что дальше? Дальше депрессия, растянувшаяся на год, бессмысленные разговоры с родителями, бесплодные попытки начать нормальный диалог. Парню написал, что мы, скорее всего, увидимся очень нескоро и что ему стоит найти себе кого-то. <...> История не очень печальная и совсем не трагичная. Я понимаю: то, что произошло в моей жизни, - мелочь по сравнению с тем, что происходит в жизнях многих других. Что бы я хотел сказать им? Да ничего особенного: завтра будет лучше, чем вчера. Не отчаивайтесь и не сдавайтесь. Не бойтесь быть теми, кто вы есть. Всегда будут те, кто вас поймет, кто подаст вам руку, кто вас полюбит.

Нет смысла обращаться к государству, имеет смысл обращаться к обществу и доносить информацию до него. Я все время открещиваюсь от того, что я занимаюсь политикой, - я занимаюсь благотворительностью, а в благотворительности высшей ценностью является жизнь каждого частного человека. Но в этой войне мирные методы борьбы не работают. Да, пострадает много людей, которые решатся совершить каминг-аут, и к этому нужно быть готовыми - по-другому в войне победить. Гомофобное большинство желает ЛГБТ смерти, и я не понимаю, почему нужно действовать розовыми методами. Мы, гетеросексуалы, должны проповедовать, что в Освенциме сидели ЛГБТ и евреи, и у евреев теперь есть права, а у ЛГБТ - нет. И это должна быть четкая политика по промыванию мозгов от гомофобии неопределившимся людям и тем, кого еще можно спасти. Сотни ЛГБТ-детей должны совершать каминг-аут

Дмитрий Алешковский , блогер, общественный деятель



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: