Итоговая аттестация по русскому

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 10

Часть 1.

________________________________________________

С1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – вариант сжатого изложения.

_________________________________________________

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком.

Часть 2.

____________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау* успешно сдал

экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-

естественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл

с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.

(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале

это его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.

(6)Вокруг столько весёлых, жизнерадостных юношей, так хочется

подружиться с ними, но он не смеет даже мечтать об этом: для них он – странный ребёнок, непонятно как здесь очутившийся. (7)Так продолжалось весь первый семестр, пока однокурсники не узнали, какой он замечательный математик и как охотно помогает товарищам.

(8)Однажды на лекции по математике Лев задал профессору вопрос.

(9)Пётр Петрович Лукин знал математику прекрасно и лектором был

превосходным. (10)Ходили, однако, слухи, что на экзаменах он отличался свирепостью. (11)Студенты заранее боялись сессии, поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.

(12)Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос.

(13)В аудитории стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. (14)Лукин попросил Льва подойти к доске. (15)Вмиг доска покрылась математическими знаками.

(16)Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!

(17)Лицо у Льва было серьёзное и сосредоточенное, у Петра Петровича – взволнованное и несколько обескураженное. (18)Ландау написал вывод и положил мел. (19)Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:

– (20)Поздравляю, молодой человек. (21)Вы нашли оригинальное

(22)Лев смутился. (23)От неловкости он не знал, куда деваться.

(24)С этого дня гроза отделения, профессор Пётр Петрович Лукин,

встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку, а друзья-однокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем.

(25)Студенческие годы, конечно, меняли Ландау: сказалось влияние

коллектива и преподавателей, но главное – та огромная борьба, которую принято называть работой над собой и которая по плечу лишь сильным натурам. (26)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

(27)Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, только близкие

друзья по отдельным репликам могли догадаться, чего ему стоила эта борьба.

(28)Но с каждым днём он становился взрослее, целеустремлённее.

(29)Ландау много читал. (30)У него была любимая книга – «Красное и

чёрное» Стендаля. (31)Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого! (32)Но на него сильное впечатление произвела трагедия героя романа, осознавшего, что цель, которой он добивался всю жизнь, не стоит затраченных усилий. (33)И тогда для себя Ландау решил, что важнее всего – не просто сильный характер, а достойная цель. (34)Для него эта цель – наука, физика. (35)Ей он отдавал все силы и научился ограждать себя от любых помех, которые мешали работе.

(36) Каждый человек хочет стать счастливым. (37)Была и у Ландау своя формула счастья, которая содержала три составляющих: работу, любовь, общение с людьми. (38)Именно в такой последовательности: наверное, для всех творческих людей любимая работа – основа жизни.

(39)Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и

ненавидел хвастовство. (40)Однажды один из знакомых неосторожно заявил, что стоит на пороге большого открытия. (41)Ландау улыбнулся:

никогда не следует хвастать будущими успехами.

*Лев Давидович Ландау – выдающийся советский физик-теоретик,

академик, лауреат Нобелевской премии.

(По М. Бессараб)

(1925) – русская писательница, прозаик,

переводчик. Собственные воспоминания и воспоминания учеников академика легли в основу её книги «Страницы жизни Ландау».

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны

4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ландау постоянно работал над собой?»

1) Первокурсник Ландау был моложе всех в университете.

2) Ландау стремился завоевать уважение профессора Лукина и

однокурсников.

3) Ландау не умел чётко организовать свою учёбу и работу.

4) Ландау считал, что ему нужно воспитать в себе сильный характер.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «угнетало» (предложение 4).

1) ограничивало чью-либо свободу

2) вызывало мрачные, тяжёлые мысли

3) задерживало, тормозило

4) эксплуатировало

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему

казалось, что так он выглядит гораздо старше.

2) Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!

3) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего

недостижимого!

4) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и

ненавидел хвастовство.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВЫМ (предложение 36) согласный звук [т]

является непроизносимым.

2) В слове СЧАСТЬЯ (предложение 37) первый звук – [щ’].

3) В слове СТАТЬ (предложение 36) мягкость согласного

[т "] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4) В слове ЕЙ (предложение 35) звуков меньше, чем

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) загорелся 2) укреплялись 3) вливая 4) стоят

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом:

«Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С ».

1) расстраиваться 2) смутился 3) покрылась 4) разбудила

А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из

1) нитяную 2) выскобленную 3) деревянной 4) обиженно

Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «разбазаривать» в предложении 26

стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «знал прекрасно» (предложение 9), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 42.

Ответ: ___________________________.

В4. Среди предложений 36–43 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений.

Ответ: ___________________________.

В5. Среди предложений 12–16 найдите предложение с обособленным

обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В 1922 году,(1) когда ему было 14 лет,(2) Лев Ландау успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет , сразу на два отделения – математическое и естественное. Его очень интересовала химия,(3) но вскоре он ушёл с естественного отделения,(4) поняв, (5) что физика и математика ему больше по душе.

Ответ: ___________________________.

В8. Среди предложений 24–27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В9. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» .

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера ). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл финала текста: «…никогда не следует хвастать будущими

успехами».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Изменения в проекте модели экзамена 2010 г. Все основные характеристики работы в целом сохраняются. Сокращено количество заданий с выбором ответа (исключено задание А6 – лексический анализ слова: роль номинации героев в выявлении авторского отношения к ним). Расширена тематика задания С2.1 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С1 с развёрнутым ответом (ИК2. Сжатие исходного текста). Изменено максимальное количество баллов за выполнение работы в целом (44 вместо 45).








Сжатие исходного текста 3 балла 2009 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.


Сжатие исходного текста 2 балла 2009 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 3 микротем текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.


Сжатие исходного текста 1 балл 2009 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 2 микротем текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.


Сжатие исходного текста 0 баллов 2009 Экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия текста и использовал его для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста, или экзаменуемый неправильно использовал приёмы сжатия текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста,


Часть 1 Сжатое изложение Для части 1 отбираются чётко структурированные тексты публицистического или научного стиля речи (научно-популярного подстиля), содержащие 4 – 5 микротем. Тексты для сжатого изложения носят обобщённо-отвлечённый характер. Тип речи таких текстов – рассуждение. Объём текстов – 250 слов.


Степень сжатия текста В изложении должны быть отражены все основные микротемы текста. Необходимо учитывать при этом, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел. Минимальный объем изложения – 90 слов. Оптимальный объем изложения – 115 – 120 слов.





Основные содержательные приёмы сжатия текста 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений); 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).


Основные языковые приёмы сжатия исходного текста (ФИПИ) 1. Исключение: исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений.


Основные языковые приёмы сжатия исходного текста (ФИПИ) 2. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена гипонимов гиперонимом; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.


Основные языковые приёмы сжатия исходного текста (ФИПИ) 3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением.


Порядок подготовки к написанию сжатого изложения 1. Составление плана сжатого изложения: составить подробный план; выделить пункты, отражающие основное содержание текста; исключить пункты, которые касаются деталей, второстепенных моментов; записать сжатый план.





Порядок подготовки к написанию сжатого изложения 3. Работа над формой выражения мыслей: замена сложных предложений простыми, нескольких предложений, выражающих одну сложную или несколько близких по смыслу мыслей, одним; введение в предыдущее предложение одного-двух слов, заменяющих целую фразу; исключение отдельных слов, имеющих второстепенное значение.


Приемы сжатого воспроизведения: пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями; сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную;


Упражнения для подготовки к сжатому изложению - Выделение главной информации предложения (простого или сложного). - Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца). - Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста. - Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей. - Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений. - Подбор обобщающего слова к ряду слов. - Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.


Тексты для чтения Для 2 и 3 части отбираются тексты из художественной литературы, тематически связанные с текстом для изложения. Тексты для чтения раскрывает тему на живом, жизненном материале. Основной тип речи таких текстов – повествование. Объём текста для чтения составляет 310 – 320 слов. Текст для чтения снабжён факультативной ссылкой – краткими сведениями об авторе, позволяющими экзаменуемым избежать однообразия речи при его наименовании.


Часть 2 Семь заданий с выбором ответа (А1 – А7) Проверяемые элементы содержания (уровень сложности – базовый) А1 Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. А2 Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. А3 Извлечение информации из различных источников. А4 Синонимы. Антонимы. Омонимы. А5 Лексическое значение слова. А6 Выразительность русской речи.


Задания А1 – А6 Анализ содержания текста Задания А1 –А5 проверяют глубину и точность понимания содержания текста: его основной проблемы или её аспектов (А1), позиции автора или героя (А2); характеристики героя (А3); важных для содержательного анализа отношений синонимии и антонимии как на лексическом, так и на текстовом уровне (А4 и А5). Задание А6 проверяет умение опознавать изученные средства выразительности речи.





Обратите внимание на изменение формулировки заданий А2 Было: Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»? Стало: В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?»


Обратите внимание на изменение формулировки заданий А5 Было: В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого? Стало:Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению (17): «И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество»?


Четырнадцать заданий с кратким ответом (В1 – В14) Проверяемые элементы содержания В1 Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. В2 Правописание корней. В3 Правописание приставок. В4 Правописание суффиксов. В5 Знаки препинания в простом осложнённом предложении. В6 Знаки препинания в сложносочинённом предложении. В7 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.


Четырнадцать заданий с кратким ответом (В1 – В14) Проверяемые элементы содержания В8 Словосочетание. В9 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. В10 Простое осложнённое предложение. В11 Простое осложнённое предложение. В12 Синтаксический анализ сложного предложения. В13 Сложные бессоюзные предложения. В14 Сложные предложения с разными видами связи.


Часть 3 Уровень сложности – высокий. Содержит два альтернативных творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Сочинение-рассуждение. Объем 50 – 140 слов. С2.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. С 2.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста.








Обратите внимание на задания, вызывающие затруднения у учащихся: А5 – отношения антонимии на уровне текста; А7 – опознавание средств выразительности русской речи; В9 – грамматическая основа предложения; В11 – простое осложненное предложение; В13 – сложное бессоюзное предложение.








Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ ГИА Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс/ ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова - М.: Астрель, Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/ ФИПИ авторы-составители: Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Русский язык/ ФИПИ авторы-составители: Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева – М.: Эксмо, 2009.


Использованные материалы Материалы, размещенные на сайте ФИПИ: - документы, регламентирующие разработку КИМ для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2010 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы); -учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2009 г.; - методическое письмо об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях.


Использованные материалы Толмачева В.Ф. Сжатое изложение. Взаимосвязь изложений с другими видами работ по развитию связной речи. Черемисина Н. А.Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьниковв процессе обучения сжатому изложению. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Баринова Е. А., Баженова Л.Ф., Лебедева В.И. Методика русского языка. М.: Просвещение, Белицкая С.П. Изложение в 5 – 8 классах. М. – Л.: Просвещение, 1965.

I вариант

1.

Г. чайник

2. В каком слове есть [т"]?

Г. приторный

3. Из приведённых ниже слов выберите числительное:

А. первостепенный

Б. первичный

Г. первый

4.

  • 1 - существительное
  • 2 - прилагательное
  • 3 - глагол
  • 4 - числительное
  • 5 - междометие
  • 6 - наречие
  • А. вверх
  • Б. вязкий
  • В. кралька
  • Г. ух!

5.

А. в… сна, пл… чистый, затр… сла

В. под… ехал, тон… ше, з… ря

Г. пр… ход, р… жок, мор… з

6.

А. готовить

Б. быстро

Г. грошовый

7.

А. (не)уклюжий малыш

Б. (не)кого спросить

В. (не)видимый глазу пейзаж

Г. (не)хороший гриб

8. В какой строке все слова пишутся через дефис?

9. Укажите ошибку в утверждении: «Орфография - это система правил о:

А. написании слов и их значимых частей

Б. правильном произношении слов

В. написании прописной и строчной букв

Г. переносе слов с одной строки на другую»

10. Какой раздел языкознания занимается изучением значения слова?

А. синтаксис

Б. морфемика

В. лексика

Г. орфоэпия

11. Укажите простое предложение:

Б. Куртки, брюки, шапки - всё было свалено в кучу.

12. Какие из предложений осложнены деепричастным оборотом?

А. Вытяни руки, глядя только вперёд.

Б. Настроение, приподнятое и праздничное, давало о себе знать.

13. Укажите предложение с ошибкой?

А. Мы катались на велосипеде, часто падали и разбивали себе коленки.

Б. Базаров, прочитав роман, мне понравился.

В. Коллекция пополнена восемью десятью пятью новыми экземплярами.

14.

Припускаемый на масле (1) лук (2) должен быть вымыт (3) мелко нарезан и приправлен специями.

15.

В коробке(1), украшенной(2) красивым бантом(3), было(4) много(5) конфет(6).

16. Прочитайте текст.

Из приведённого выше текста выберите сложноподчинённое предложение:

17.

18. Объясните постановку тире в 10 предложении:

В. Быстрая смена действия.

19.

20.

21.

22.

23.

24. Установите тип текста:

А. рассуждение

Б. описание

В. повествование

25.

А. научный

Б. официально-деловой

В. публицистический

Г. художественный

2 вариант

1. В каком слове количество букв не соответствует количеству звуков?

А. скалка

Б. графин

2. В каком слове есть [л]?

А. галета

В. котлета

Г. па́льты

3. Из приведённых ниже слов выберите местоимение:

А. сковорода

4. Установите соответствие (слово - часть речи):

  • 1 - существительное
  • 2 - прилагательное
  • 3 - глагол
  • 4 - числительное
  • 5 - междометие
  • 6 - наречие
  • А. бегает
  • Б. калач
  • В. два
  • Г. резко

5. В какой строке во всех словах пропущенные гласные проверяются ударением?

А. под… ехал, тон… ше, з… ря

Б. бел… ми, л… дони, уд… влённо

В. в… сна, пл… чистый, затр… сла

Г. пр… ход, р… жок, мор… з

6. Какое слово в своём составе имеет приставку, корень, суффикс и окончание?

А. вымесил

Б. продан

Г. закипели

7. В каком случае НЕ со словами пишется раздельно?

А. он (не)раскрыл банку

Б. (не)сваренный борщ

В. разбил (не)чаяно

Г. (не)чего ожидать

8. В какой строке все слова пишутся раздельно?

А. (из)под, (на)право, (в)итоге

Б. как(будто), (не)разглядел, я(же)говорил

В. (не)искренний, где(либо), (полу)обхват

Г. (красно)коричневый, какой(то), (пол)лимона

9. Укажите ошибку в утверждении: «Простое предложение может быть осложнено:

А. однородными членами

Б. причастным оборотом

В. деепричастным оборотом

Г. придаточным словосочетанием»

10. Какой раздел языкознания занимается изучением звуков, звучащей речи?

А. морфология

Б. орфография

В. фонетика

Г. орфоэпия

11. Укажите простое осложнённое предложение:

А. Я пришёл, но никого здесь уже не было.

Б. Тесто, высоко поднявшись, должно приподнять крышку.

В. Куртки, брюки, шапки - всё было свалено в кучу.

Г. Словно в сказке, у нас всё получалось, а он по-прежнему оставался недоволен.

12. Какое из предложений осложнено деепричастным оборотом?

А. Настроение, приподнятое и праздничное, давало о себе знать.

Б. Шедевр кулинарии, искусный и редкий, пропал впустую.

В. Довести до кипения, постоянно помешивая.

Г. Пар из чайника, давно кипящего, вырывался наружу.

13. Укажите предложение, которое не содержит ошибки?

А. Мы смогли полюбоваться всеми семьюдесятью пятью кристаллами.

Б. Подсолив суп, кастрюля должна быть наполнена.

В. Фартук, придя на кухню, должен быть надет.

14. Укажите правильную расстановку запятых в предложении:

Картофель (1) отваренный в подсоленной воде (2) не должен быть ни крупным (3) ни порезанным.

15. Главными членами предложения являются:

Он(1), широко раскрыв(2) глаза(3), смотрел(4) куда-то вдаль(5).

16. Прочитайте текст.

1. Почта и банк, магазины и офисные здания - всё это составляет улицу, замечательную тем, что именно здесь расположено любимое кафе. 2. Может, заглянем внутрь, чтобы окунуться в его атмосферу. 3. Мягкий свет и пастельные тона интерьера, словно дополняют друг друга. 4. Здесь непременно хочется остаться и заказать что-нибудь. 5. Сидя за небольшим уютным столиком, приятно наблюдать за аккуратными официантками, радушно принимающими посетителей. 6. Они всегда носят одежду в ирландском стиле. 7. Недорогое меню очень разнообразно и необычно. 8. Мы, как всегда, заказываем коктейль, незатейливый салат и картофель фри. 9. И даже за то недолгое время, что мы обычно бываем в кафе, становится так хорошо, благодаря обстановке и вкусной пище. 10. Вы, ребята, тоже загляните в это кафе - не пожалеете.

Из приведённого текста выберите простое двусоставное предложение:

17. Какое из указанных предложений осложнено причастным оборотом?

18. Объясните постановку тире в 1 предложении:

А. Вторая часть предложения содержит следствие из того, о чём говорится в первой его части.

Б. Тире стоит перед обобщающим словом при однородных членах предложения.

В. Быстрая смена действия.

Г. В первой части предложения есть указание на время или условие того, о чём сказано во второй его части.

19. В каком из указанных предложений нет заимствованных слов (иноязычного происхождения)?

20. Какое из предложений осложнено однородными членами?

21. Укажите предложение, осложнённое деепричастным оборотом:

22. В каком из предложений есть вводное слово?

23. Какое из указанных предложений является сложноподчинённым?

24. Установите тип текста:

А. рассуждение

Б. повествование

В. описание

25. Установите, к какому стилю относится данный текст?

А. официально-деловой

Б. научный

В. художественный

Г. публицистический

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (на базе 9 классов):

I вариант II вариант
1 В В
2 А Б
3 Г Б
4

А 6, Б 2, В 1, Г 5

А 3, Б 1, В 4, Г 6
5 А В
6 В Г
7 В А
8 Г Б
9 Б Г
10 В В
11 Б Б
12 А, В В
13 Б А
14 В Д
15 Г А
16 В Г
17 Б А
18 А Б
19 Г В
20 В Г
21 А А
22 А А
23 Б Б
24 Б В
25 В Г

Современные подходы к итоговой аттестации по русскому языку в контексте ФГОС Цыбулько Ирина Петровна, главный научный сотрудник ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании» РАО; председатель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по русскому языку; кандидат педагогических наук Информация о выступлении Специфика основных подходов к оценке результатов обучения русскому языку в соответствии с ФГОС 2. Планируемые результаты ФГОС по русскому языку: традиционные и новые подходы 3. Государственная итоговая аттестация по русскому языку и требования ФГОС 1. Виктор. Мысль приписывать все изобретения древним очень стара, о ней написаны сотни книг. Фауст. Стало быть, в ней есть нечто справедливое; вам известно мое убеждение: я не могу поверить, чтобы наука могла продвинуться далеко, когда ученые ее тянут в разные стороны! В этом путешествии они могут наткнуться на новое, но только наткнуться… Виктор и Вячеслав. Доказательства! Доказательства! Фауст. Вы знаете книгу, над которой я теперь тружусь; ее цель – напомнить о позабытых знаниях. В.Ф.Одоевский. Русские ночи (эпилог) 3 Традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, в гармоничном взаимодействии. Никто из исследователей не оспаривает факта, что основой любой инновации является традиция. Благодаря этому образование даже в эпоху социальных потрясений и реформ остаётся относительно стабильным. (Е.В. Бондаревская, Э. Д. Днепров, В. И. Загвязинский и др.). «Великая дидактика» Я.А. Коменского «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». 5 50-е годы: закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»; бывшая 10-летка стала 11леткой; соединение обучения с общественно полезным трудом учащихся объявляется обязательным принципом школьного образования. 70-е годы: изучение советскими учеными зарубежного опыта в области образования (программированное и проблемное обучение, тестирование, использование технических средств в учебном процессе и др.) ; это также оживляло поисковую работу ученых педагогов в области форм и методов обучения. использование технических средств в учебном процессе. 80-е годы: педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений (В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин и др.) 90-е годы: информатизация образования; создание новых учебно-методических комплектов; введение профильного обучения в старшей школе. Особенности инновационных подходов: не все находки новаторов были “революционными” и глобальными; поиски велись в русле обогащения методики, а не содержания обучения и контроля; минимум социальных последствий; нет масштабности внедрения; обусловленнность социальным заказом; формы итоговой аттестации оставались прежними. Изменение итогового контроля 2001 год Изменения итогового контроля – эксперимент по введению ЕГЭ 2008 год Внедрение новой модели проведения ГИА выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Четыре стадии развития инновации (по С.А. Арутюнову) 1. Селекция заключается в отвержении одних инноваций (и в отборе других для последующего усвоения или переработки. 2. Воспроизведение (копирование) - это ранняя, «пробная» стадия вхождения инновации в культуру, образование. 3. В том случае, если инновация не воспринимается, что называется, «в штыки», начинается процесс ее модификации. Этот процесс двусторонний: в нем изменяется не только сама инновация, но и традиционные элементы культуры, вступающие с ней в контакт. Традиционная методика /итоговая аттестация / новый ФГОС 4. Последний этап в усвоении инновации, связанный с тем периодом, когда она уже не воспринимается как инновация, а превращается в часть традиции - это этап структурной интеграции, который преобразует инновации во что-то «свое». Государственная итоговая аттестация по русскому языку: стабильность, прозрачность, предсказуемость Единый государственный экзамен (11 класс) (2001-2012 годы) Назначение работы – оценить подготовку выпускников средней школы по русскому языку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в вузы и ссузы. Государственная (итоговая) аттестация за курс основной школы (9 класс) (2008 год) Назначение работы –оценить подготовку выпускников IX классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы. Введение нового государственного образовательного стандарта по русскому языку будет проходить в условиях уже апробированной и ставшей традиционной модели государственной итоговой аттестации. Возникает необходимость определения соответствия ГИА-9 и ЕГЭ требованиям ФГОС. 1.Вопрос взаимодействия ГИА, методики преподавания русского языка и нового образовательного стандарта должен стать не предметом споров, а задачей научного анализа. 2.Изменение контрольных измерительных материалов должно быть прозрачным и предсказуемым. Отличительные особенности стандарта второго поколения 1. Смена образовательной парадигмы в преподавании предмета. Системообразующей доминантой курса становится не только система языка, но и речевая деятельность во всём её многообразии. Каждый урок русского языка – это урок развития речи. 2. Особенно важными в этом смысле оказываются умения, обеспечивающие овладение речемыслительными способностями метапредметного уровня (например, способностью организовывать свою речемыслительную деятельность, направленную на полноценное получение и понимание информации). 3.Развитие функциональной грамотности. 4.Изучение основ лингвистики на деятельностной основе. 5. Самоконтроль учащегося. НО отсутствует содержательный блок (дидактические единицы) Требования к результатам освоения основных образовательных программ Объекты Портрет выпускника Основные результаты ступени образования Планируемые результаты ступени образования ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов Система и модели оценки Система оценки: основные особенности критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход: использование как стандартизированных работ (устных, письменных), так и нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации Русский язык (основная школа). Родной язык: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; 4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. «Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г. «Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное». М.М. Сперанский (Под ред. И.И. Мартынова) Объекты, базовые показатели (индикаторы) и уровни оценки результатов и качества основного общего образования Образовательные результаты по русскому языку: предметные, метапредметные и личностные. Представленные «Предметные результаты освоения основной образовательной программы» представлены в общих формулировках («…сформированность представлений…», «…сформированность понятий…» и т.д.). Отсутствует содержательный блок (дидактические единицы). Дифференциация результатов образования. Базовый, уровень достижений («Выпускник научится…»). Повышенный уровень достижений («Выпускник получит возможность научиться…»). Операционализация результатов обучения по русскому языку. 21 22 Основные принципы оценки освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренных ФГОС: соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся; сбалансированность процедур внешнего и внутреннего оценивания (самооценивания); открытость процедур и результатов оценки для профессионального и общественного обсуждения, с одной стороны, и высокой степенью защиты информации частного характера, – с другой; прозрачность критериев оценки; гибкость системы оценивания, комбинирующей разные формы контроля; направленность оценки на развитие подростка, образовательного учреждения; переход от оценки результатов образования к действию по совершенствованию этих результатов; соблюдение равновесия между стандартами образования (ФГОС ООО) и личной (школьной) автономией (школьный экзамен). Достижение планируемых результатов по овладению основными видами речевой деятельности Достижение планируемых результатов основным разделам науки о языке по 24 Виды речевой деятельности Коммуникативные навыки продуктивные говорение рецептивные письмо чтение аудирование Виды речевой деятельности Чтение Выпускник научится: адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка; проводить речеведческий анализ текста; владеть навыками различных видов чтения; владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями. 1. Планируемый результат: адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка. Умения, характеризующие достижение этого результата формулировать в устной и письменной форме цель автора прочитанного текста; владеть приёмами работы с заголовком текста и оглавлением книги; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; передавать в устной и письменной форме главное в содержании прочитанного текста; определять временные, причинно-следственные и логические отношения в тексте; выделять основную и дополнительную информацию в тексте; находить явную и скрытую информацию в тексте; пользоваться словарём с целью уточнения непонятного значения слова; перерабатывать найденную в тексте информацию в зависимости от цели её дальнейшего использования. Примеры заданий (базовый и повышенный уровень) Умение: 1)владеть приёмами работы с заголовком текста и оглавлением книги Задание базового уровня сложности Прочитайте текст газетной статьи. Как вы понимаете смысл заголовка статьи? Нам любые дороги дороги… Всемирный банк, изучив состояние российской экономики, опубликовал доклад, в котором назвал автомобильные дороги страны "чрезвычайно" дорогими и некачественными. Исследователи организации подсчитали, что ежегодно на содержание дорог (текущий и капитальный ремонт) в пересчете на один километр Россия тратит от 27 до 55 тысяч долларов. Для сравнения, в Финляндии (стране со схожими климатическими условиями), где качество трасс заметно выше, этот показатель в 2007 году составил чуть менее 10 тысяч долларов. Однако выводами Всемирного банка россиян вряд ли удивишь. О дороговизне российских дорог раньше говорили и отечественные специалисты. Так, по словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, строительство 10 километров дорог обходится столице в один миллиард долларов. Это совершенно баснословная сумма, которую не могут себе позволить даже куда более богатые города, чем Москва. При этом сами дороги в России и федерального, и местного значения качественными не являются – и об этом тоже знает каждый водитель. Недавно это, наконец, стало известно и Генпрокуратуре, которая провела собственное исследование состояния дорог в России. Правильный ответ: состояние любых дорог в России (и федерального, и местного значения) не соответствует тем денежным затратам, которые на них выделяются. Критерий достижения планируемого результата: верно данный ответ Повышенный уровень сложности задания может быть обеспечен многомерной моделью задания; насыщенностью задания (текста) лингвистическим материалом; сложностью лингвистического материала, отобранного для задания; лингвистической спецификой текста для чтения или слушания (количество микротем, соотнесённость с тем или иным функционально-смысловым типом речи и стилем, эксплицитность или имплицитность предъявления информации и т.д.). Задание повышенного уровня сложности Прочитайте текст газетной статьи (см. текст предыдущего задания). По мнению журналистов, заголовок статьи является очень удачным. Заполните пропуски в таблице и сделайте вывод о том, использование каких языковых средств способствует удачному заголовку. Анализ языковых средств, использованных в заголовке 1. Слова песни из известного мультипликационного фильма – «Бременские музыканты», в котором бродячие музыканты путешествуют по … . 2. Многозначность слов в заголовке 3. Употребление омонимов Пример из заголовка Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу свету. Тем, кто дружен, не страшны тревоги, Нам любые дороги дороги. Слово … может означать как нечто близкое сердцу, так и дорогое в материальном плане. … Правильный ответ: В заголовке в образной форме обыгрывается мысль о том, что состояние любых дорог в России (и федерального, и местного значения) не соответствует тем денежным затратам, которые на них выделяются. Содержание заголовка готовит читателя к прочтению статьи, привлекает его внимание. Этот заголовок – слова песни известного из мульфильма, хорошо знакомого читателям. Многозначность слова дороги и употребление его с омонимом (дороги дороги) позволяют в заголовке метафорично передать основную мысль статьи. Критерий достижения планируемого результата: верно заполненная таблица и сформулированный ответ. Достижение планируемых результатов по основным разделам науки о языке оценивается на основе базовых для этого раздела умений: опознать языковое явление; провести анализ; указать особенности функционирования в речи. При этом учитывается то, что каждый из разделов описывает язык с разных сторон, т.е имеет свой объект изучения. Морфемика и словообразование Выпускник научится: выделять в словах морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова; Примеры заданий (базовый и повышенный уровень) 33 2.Измерительные процедуры Уровни проведения Федеральный Региональный Муниципальный Образовательные учреждения Коммерческие организации, частные лица Ф.И. Буслаев: «Предмет предметов» В новом образовательном стандарте русский язык приобретает статус метапредметной дисциплины. 10-11 классы РУССКИЙ ЯЗЫК РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Обоснование невозможности проверки в рамках одного экзамена содержания двух предметов: русского языка и русской литературы Научно-методические Организационные Этические (политические) Нарушается статус каждой из дисциплин Редукция содержания предметов приведёт к снижению валидности теста как измерителя Редукция экзаменов полностью снимает возможность влияния на систему Возврат к сочинению невозможен: он полностью нивелирует то, что сделано в рамках развития каждого из предметов Временя проведения экзамена Шкалирование результатов Подготовка по двум (неизбежно предметам сразу приведёт к перегрузке экзаменуемых Переключение с одного предмета на другой при выполнении теста создаст психологический дискомфорт на экзамене Уровень квалификации педагогов в ситуации отсутствия мониторинговых исследований будет оцениваться сразу по двум предметам Что делать? Компетенции, обеспечивающие Компетенции, раскрытие проверяемые в личностного ЕГЭ по литературе смысла учения Русская литература как обязательный школьный экзамен ЕГЭ по литературе проверяющий углублённый уровень в Компетенции в обеспечении мотивации Компетенции, проверяемые поведения ЕГЭ по русскому языку и учебной деятельности ЭГЕ по русскому языку в его нынешнем статусе ЕГЭ по русскому языку, проверяющий углублённый уровень Изменить статус программы: «Инвариант» ? Национальный «Кодификатор» ? Благодарю за внимание!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: