Если никто не нравится из мужчин. Семь причин ста лет одиночества

Причем это касается не только выбора будущей профессии и жизненных целей, но и осознания своей сексуальной ориентации.

Мы с подругой давно не виделись и, наконец-то, встретились в кафе. Поговорили о том о сем, а потом перешли на детей. Ее дочь и мой сын - ровесники, обоим по 15 лет. Я стала рассказывать про подружку сына, с которой мой парень уже целый год встречается. Слушая меня, подруга на глазах мрачнела.

Наконец, рассказала мне под большим секретом, как однажды, придя с работы раньше обычного, она застала свою дочь в постели с одноклассницей. Обе были без одежды и лежали, обнявшись. Ошарашенная мать устроила скандал.

Дочь молчала, как партизан, а после этой истории с матерью перестала разговаривать вовсе. Подруга всплакнула: «За что мне это? Вырастила лесбиянку!». Потом стала сетовать, что жизнь кончена и у нее никогда не будет внуков. Я успокаивала, как могла: «Да брось ты, все это возрастное. Наиграется твоя девчонка и будет, как все».

Эге, гей!

Долгое время ученые спорили по поводу гомосексуализма, решая, что это: норма или аномалия. Например, З. Фрейд считал тягу к своему полу неврозом. А в СССР этот «грех» и вовсе приравнивался к преступлению. Однако с 1974 года мировая медицинская общественность признала гомосексуальность естественным явлением. А с 1999 года и в России ее перестали считать болезнью. Сейчас в некоторых странах официально разрешены однополые браки, а отношение к гомосексуализму стало более лояльным. Но легко быть толерантным, если дело касается кого-то другого, а не твоего собственного ребенка.

По мнению психологов и сексологов, абсолютно все дети экспериментируют во время полового развития, при этом в партнеры они могут выбирать как мальчиков, так и девочек. Сверстники своего пола обычно более доступны, они легче идут на контакты. Поэтому, увидев двух девушек, слившихся в страстном поцелуе, не стоит делать поспешных выводов: скорее всего, подружки просто тренируются в умении целоваться или просто подражают известным персонам шоу-бизнеса.

По статистике, в Америке каждая 12‑я женщина имела гомосексуальный опыт. Однако лесбиянками большинство из них не стали. В России подобной статистики нет, но вряд ли она принципиально отличается от американской.

Среди юношей-подростков тоже могут происходить гомосексуальные контакты. Это явление носит название временного, или транзиторного (переходного) гомосексуализма. Особенно сильно оно проявляется в закрытых учебных заведениях, вроде военных училищ. Но чаще подростки не заходят так далеко, а ограничиваются лишь эротическими фантазиями, которые могут быть окрашены и в «голубые» тона.

И если в мыслях подросток представляет себе близость с человеком своего пола, это еще не значит, что он гей. У большинства молодых людей со временем природа возьмет свое, и они выберут себе в партнеры людей противоположного пола.

В отличие от транзиторного, при истинном гомосексуализме полностью отсутствует эротическое влечение к лицам другого пола. Истинных гомосексуалистов среди подростков, переживавших платоническую (или не совсем невинную) влюбленность в человека своего пола - единицы (всего 2% среди женщин и 4% - среди мужчин).

Нас не найдут. Нас не изменят

Среди специалистов долгое время не было единодушия в определении причин, приводящих человека к выбору нетрадиционной сексуальной ориентации. Одни исследователи считают определяющим фактор генетический (итальянские ученые высказали предположение, что «ген гомосексуализма» может передаваться по материнской линии). Другие «винят» биологию (например, гормональный сбой в период внутриутробного развития). Третьи называют эндокринные причины (избыточную или недостаточную выработку половых гормонов). Многие основным фактором считают влияние среды, в которой развивается ребенок.

Немалую роль отводят и воспитанию. Бытовала теория, что гомосексуалисты чаще появляются в неблагополучных или неполных семьях. Также считалось, что развитие у юношей «голубых» наклонностей связано с воспитанием в семьях с чрезмерно ласковой и опекающей матерью и безразличным отцом или, наоборот, с авторитарной матерью и отцом-тряпкой.

Но впоследствии оказалось, что гомосексуалисты одинаково часто рождаются как в благополучных, так и в неблагополучных семьях. И темпераменты, и характеры родителей, и даже их отношение к детям в этом плане тоже большой роли не играют. Как и особенности личности самих детей, такие как недостаточная мужественность мальчиков и недостаточная женственность девочек. Девчонки-сорвиголовы, вырастая, не реже, чем «хорошие девочки», заводят мужей и детей. А из слабохарактерных и изнеженных маменькиных сынков впоследствии чаще получаются подкаблучники или, наоборот, домашние тираны, а вовсе не геи.

Другое дело, если родители сознательно пытаются вырастить из девочки подобие мальчишки и наоборот. Так, увы, бывает, когда рождается ребенок не того пола, который «заказывали». Тогда мама, так и не дождавшаяся дочки, начинает наряжать сына в платья и банты, а папа, мечтавший о наследнике, не позволяет дочке играть в куклы и носить юбки, а покупает ей только мальчиковую одежду и учит разбираться в технике.

По-видимому, более значимым для формирования гомосексуальной ориентации является факт совращения ребенка в детском возрасте человеком его пола. Но говорить об одной какой-то ведущей причине гомосексуальности специалисты не берутся. По мнению Американской академии педиатрии, сексуальная ориентация определяется не каким-либо единственным фактором, а непостижимой комбинацией генетических, гормональных и средовых влияний. При этом она, как правило, устанавливается в раннем детстве, а вовсе не в подростковый период. Однако осознание своей «инаковости» приходит позже. По данным наблюдений, юноши осознают себя геями в 14-16 лет, а девушки - в 18 лет.

Ситуация help. Ситуация SOS

Для самого гомосексуалиста факт осознания своей нетрадиционной ориентации редко переживается как трагедия. Проблема возникает, когда об этом узнают окружающие. Подростки часто сталкиваются с оскорблениями и насилием. У них появляются мысли о самоубийстве. Нередки злоупотребления наркотиками. Исследования показывают, что только родительская поддержка помогает избежать этих опасных последствий.

Мамы и папы на это неожиданное известие могут реагировать по-разному. Одни устраивают скандалы и применяют наказания (в том числе физические), чтобы выбить из ребенка «дурь». Другие уговаривают лечиться, воспринимая гомосексуализм как болезнь.

Третьи игнорируют опасную тему, надеясь, что проблема исчезнет сама собой со временем. А некоторые даже отказываются от своих детей, выгоняют их из дома.

Все эти меры жестоки и бессмысленны. «Вылечиться» от гомосексуализма невозможно. Раньше предлагались такие методы лечения, как кастрация, электрошок, гормонотерапия, аверсивная терапия (с вызыванием тошноты, рвоты при показе «голубых» и «розовых» картинок)…

Были даже попытки хирургических вмешательств - разрушались области головного мозга в месте предполагаемых сексуальных центров.

Сегодня используется репаративная психотерапия, которая заключается в осознании «больным» своего истинного пола, но и этот метод редко приносит положительный эффект, зато впоследствии приводит к серьезным проблемам с психикой.

Поэтому, если уж так вышло, что ребенок выбрал для себя нетрадиционную ориентацию, лучше всего принять это как данность. Конечно, смириться с тем, что твой ребенок - не такой, как все, трудно. Но это лучше, чем потерять его вовсе.

До сих пор, обсуждая сексуальное поведение, мы не задавались вопросом о том, почему сексуальное влечение обычно направлено на человека другого пола. Это воспринимается как нечто само собой разумеющееся, естественное, правильное, заданное самой природой. С точки зрения воспроизводства, отражающей глобальные цели человека как вида, все так и есть. Но признание этого факта еще не отвечает на вопрос о том, как эта глобальная цель вида становится внутренней установкой индивида, для которого роль и значение сексуально-эротического поведения представлены гораздо более широким спектром мотивов и смыслов. Ряд сведений, содержащихся в предыдущих главах и разделах этой главы, наводит на мысль о том, что путь к «естественному» и «нормальному» - это отнюдь не идеально ровное и прямое шоссе, непременно доставляющее всех в одно и то же место. Сексуальное влечение может быть гетеросексуальным - направленным на людей противоположного пола - и гомосексуальным - направленным на людей того же пола. Критическим периодом формирования той или другой направленности, «выбора» вектора направленности считается подростковый возраст. В конечном итоге это вопрос о том, войдет ли человек в число ведущих свойственный большинству сексуальный образ жизни или будет относиться к сексуальному меньшинству, чья сексуальная жизнь формулируется понятием «гомосексуальность», либо, наконец, его сексуальная ориентация будет двойственной, неопределенной - бисексуальной.

Проблемы эти никогда не были для человека безразличными, но решались очень по-разному. Научное их изучение началось в XIX в. с исследования причин гомосексуального поведения. Этому способствовали наряду с прогрессом науки два обстоятельства. Во-первых, формирование гетеросексуальной ориентации еще не казалось проблематичным. Во-вторых, изменилась система понятий и их содержание. Раньше понятие «гомосексуальный» было широким и многозначным, описывало не людей, а их сексуально-эротические переживания, предпочтения и поведение: это было описывающее прилагательное. Теперь же понятие перешло в разряд существительных: появились слова «гомосексуализм» - как обозначение отклонения в сексуальном поведении - и «гомосексуалист» - как обозначение человека, ведущего определяемый этим отклонением сексуальный образ жизни. При этом предполагалось, что гомосексуалисты - какой-то особый разряд людей, по всем главным характеристикам отличающихся от остальных. В этом слове теснейшим образом переплелись понятия о болезни и преступлении. Французский психиатр того времени А. Тардье считал, что гомосексуализм - проявление вырождения, природное физическое и моральное уродство, единственный метод борьбы с которым - карательный, вплоть до кастрации. Примерно в то же время немецкий юрист К. Ульрихе настаивал на том, что это не более патологическое явление, чем дальтонизм, а преследование гомосексуалистов, которые являются в социальном и плане нормальными людьми, неразумно и жестоко.

Несмотря на упорные поиски, которые велись и ведутся по самым разным направлениям, никто еще не нашел причину гомосексуализма. Ясно, пожалуй, только одно: он не передается по наследству. Да и можно ли найти какую-то единую причину, когда речь идет о столь многообразном явлении? В самом деле, что стоит за этим словом? Влечение к людям своего пола может не проявляться в поведении, прорываясь лишь в сновидениях, фантазиях и т. д. Следует ли считать такого человека гомосексуалистом? Ответив «нет», мы тем самым заявим, что определить гомосексуализм можно только по поведению. Но достаточно ли только факта поведения? Например, хастлеры - гетеросексуальные проституирующие мужчины - могут допускать (за деньги!) гомосексуальные контакты (фелляцию) и даже переживать при этом сексуальные ощущения, но испытывают к своим партнерам-«заказчикам» презрение и отвращение, сами же никогда не ищут гомосексуальных контактов. Но и когда направленность влечения реализуется в поведении - все далеко не однозначно. Различают две формы гомосексуального поведения. Активная предполагает исполнение в сексуальном взаимодействии мужской, пассивная - женской роли. A. М. Свядощ считает, что несовпадение сексуальной роли и паспортного пола указывает на врожденные, а совпадение - на средовые причины гомосексуального поведения. Эту точку зрения разделяют не все, но для нас сейчас важно другое: даже в сугубо сексуальном плане «гомосексуалист» далеко не однозначное понятие. Еще больше у него различий в и социальном плане. Пока выводы опираются на исследование небольших специфических групп (например, пациентов психиатрических больниц или заключенных), кажется, что гомосексуалисты не такие люди, как все. Но когда М. Скоффилд сравнил три группы мужчин-гомосексуалистов (заключенных, пациентов психиатрических больниц, а также тех, кто никогда не обращался к психиатрам и не привлекался к уголовной ответственности) с аналогичными группами гетеросексуальных мужчин, то оказалось, что гомосексуальные группы так же отличаются между собой, как и гетеросексуальные. Какой-то единый тип гомосексуалиста предполагает существование такого же единого типа гетеросексуалиста, но ни один, ни другой не существуют, и гомосексуалисты по всем основным характеристикам (будь то критерии психологические, социально-психологические или социальные, творческая одаренность, профессиональные предпочтения и т. д.) разнятся ничуть не меньше, чем все остальные люди. Другое дело, что, будучи меньшинством, да еще подвергающимся остракизму, они достаточно часто страдают расстройствами невротического типа и склонны вырабатывать защитные и компенсирующие формы группового поведения. В этом плане они напоминают национальные группы, живущие в стране, которая «не принимает» их.

В поисках причин гомосексуального поведения ученые обращались к детству, но и там находили не меньшее разнообразие, чем присущее детству людей гетеросексуального типа. Если исходить из характеристик «сексуального сценария», то на одном полюсе окажется гомосексуальность как единственно возможный или безусловно предпочтительный способ удовлетворения сексуального влечения (строго говоря, только это явление и может называться гомосексуализмом), а на другом люди, вовлекаемые в гомосексуальное взаимодействие время от времени - вынужденно или случайно. Где-то между этими полюсами расположится бисексуальность, при которой возможно сочетание гетеро- и гомосексуальных контактов либо их периодическое чередование.

Медицине, особенно психиатрии, хорошо известно, что гомосексуальность часто сопровождает нервно-психические расстройства. Но равным образом известно, что сочетание их отнюдь не обязательно: множество психически больных людей ведут исключительно гетеросексуальную жизнь и множество людей, ведущих гомосексуальную жизнь, психически здоровы. Считать гомосексуализм диагнозом - примерно то же самое, что считать диагнозом кашель, рвоту или сердцебиение. В социальном плане гомосексуальность связана со множеством ограничений и трудностей как сугубо личного (комплекс отличия, невротизация, трудности поиска сексуального партнера), так и социального свойства. Среди последних надо назвать связанное с особенностями сексуального общения (нередко в анонимном круге партнеров) распространение в гомосексуальной среде передающихся половым путем заболеваний, в частности СПИДа. В этом плане чрезвычайно показательна история Геэтана Дугаса, которого считают «отцом СПИДа» в Канаде, если не на всем североамериканском континенте. Это был гомосексуальный «спортсмен», гордившийся тем, что ежегодно меняет около 300 партнеров. В течение 7 лет, сначала не зная о своей болезни, а потом уже зная и идя к гибели, в порыве мрачной озлобленности он был источником заражения множества людей. Но с той же степенью безответственности может действовать и гетеросексуальный «спортсмен». Это полностью относится и к сексуальным правонарушениям, в том числе в отношении детей, содержание которых (развращение, совращение, насилие) не зависит от сексуальной ориентации. Но сама по себе гомосексуальность не болезнь и не преступление.

Этот очень беглый очерк не преследует цели исчерпывающего освещения проблемы гомосексуальной ориентации. Его задачи в другом. Во-первых, показать, что за понятием «гомосексуальности» скрывается широчайший круг самых разнообразных проблем и феноменов. Во-вторых, напомнить, что любой человек вне зависимости от его сексуальной ориентации не только несет обязанности и ответственность перед обществом, но и вправе рассчитывать на понимание, сочувствие и помощь с его стороны. В-третьих, подчеркнуть предпочтительность термина «гомосексуальность» и производных от него прилагательных, описывающих явления и процессы, и вместе с тем объяснить, почему в дальнейшем изложении мы не будем пользоваться терминами «гомосексуализм» и «гомосексуалист», выражающими преимущественно отношение к явлению и человеку. Не понимающий или не принимающий все сказанное воспитатель рискует подходить к проблеме формирования сексуальной ориентации с той предвзятостью, которая будет придавать его диктуемым самыми благими побуждениями влияниям как раз тот смысл, которого он стремится избежать.

Хотя критический период формирования сексуальной ориентации приходится на подростковый возраст, сам процесс формирования начинается много раньше. Существуют две модели этого процесса.

Первая - медико-биологическая. Она опирается на теорию полоролевой инверсии. В ней гомосексуальность рассматривается как девиация, обязанная прежде всего внутриутробным гормональным нарушениям, несоответствию физического облика половым стереотипам. Критическим периодом считают раннее детство, когда в родительской семье разворачиваются процессы идентификации со своим или противоположным полом.

Вторая модель - социально-психологическая. Она опирается на теорию сексуальной ориентации. В ней рассматривается уже не гомосексуальность, как в первой модели, а нормальный процесс психосексуального развития, предполагающий в качестве своей составной части сексуальную ориентацию. Предпосылки видятся в нормальной неравномерности и неодновременности физического, полового и социального созревания. Критический период приходится на возраст полового созревания, когда в общении со сверстниками формируются и осознаются эротические предпочтения.

Однако, как и психосексуальная дифференциация в целом, сексуально-эротическая дифференциация не биологический или социальный, а биосоциальный процесс, стороны которого и отражаются этими моделями. Их можно соотнести и во времени: первая передает сексуальную ориентацию как часть полоролевого развития ребенка, вторая служит ее продолжением и описывает формирование сексуально-эротических предпочтений у подростка.

Для развития ребенка большое значение имеет поведение родителей, и Д. В. Колесов справедливо подчеркивает необходимость избегать всего того, что способствует возникновению и закреплению негативизма по отношению к другому полу. Например, мальчик может оказаться единственным «светом в окне» для одинокой матери, отдающей ему всю свою любовь. Она старается, чтобы он как можно меньше общался с девочками, так как уверена, что для воспитания у сына мужественности он должен все время общаться с мужчинами, которые и мужественности научат, и в какой-то мере заменят отца, и к дурному не подтолкнут. Итогом может стать «замыкание» сексуальных чувств на образе человека своего пола, т. е. сексуальная переориентация. Другой вариант: бесконечно любящий дочь отец, внушающий дочери, что от мужчин и мальчишек надо держаться как можно дальше, потому что ничего хорошего от них ждать нельзя. Кажется понятным, что примеры описывают не абсолютные правила, а ситуации риска. Многое зависит и от ребенка. Далеко не каждый мальчик станет безоговорочно подчиняться требованиям с кем-то играть, а с кем-то нет. И результатом действий ласкового отца может оказаться совсем не сексуальная переориентация дочери, а предпочтение, которое она будет оказывать похожим на отца представителям мужского пола. Здесь многое зависит от врожденных особенностей маскулинности и фемининности - сексуальную дезориентацию скорее воспримут мальчик с достаточно выраженными фемининными свойствами и девочка - с маскулинными. Это еще раз подчеркивает значение предостережений Д. В. Колесова, так как особенности ребенка могут способствовать родительским влияниям или поддерживать их. Предостерегать тех, чей ребенок не воспринимает или не позволяет такого обращения с собой, не приходится. Но там, где ребенок восприимчив к родительским влияниям, идет им навстречу или по крайней мере не избегает их, предостережения должны звучать особо громко и убедительно.

В детстве роль сверстников не так велика, как родителей, однако пренебрегать ею нет оснований. Мы уже говорили, что у дошкольников соответствие или несоответствие половой роли является одним из основных регуляторов отношений. Мальчик, по тем или иным признакам фемининный и не умеющий изменить свое поведение, рискует, так и не добившись расположения сверстников, еще больше увеличить свою привязанность к матери и восприимчивость к ее влияниям.

Отдельно отметим роль отца для мальчиков. Нередко отцы ярко выраженного маскулинного типа бывают разочарованы недостаточной, на их взгляд, мужественностью сына. Одни, исполненные любви, другие с оттенком отвергания, непринятия стремятся исправить этот недостаток своего чада. Первые действительно могут помочь мальчишке, вовлекая его в свои занятия, не отказывая себе в удовольствии поиграть или повозиться с ним и постепенно закрепляя и развивая навыки маскулинного поведения. Вторые же обычно предъявляют к сыну максималистские требования и добиваются их исполнения в очень жестком стиле; результатом становится нарушение у мальчика эмоциональной связи с отцом и возрастание контактов с матерью и другими женщинами в семье. Дело может принимать еще более тяжелый оборот при наличии старшего брата, разделяющего взгляды отца. В общении с женщинами, которые к тому же жалеют мальчика и проявляют особую ласковость, мальчик больше или меньше феминизирует поведение. Это в свою очередь провоцирует реакцию отвергания со стороны сверстников и т. д.

Сходные процессы могут продолжаться в младшем школьном возрасте. Но здесь группа риска шире. Как уже отмечалось, для части детей начало школьного обучения - это первый «выход в свет». Чересчур «домашние» (но вовсе не обязательно фемининные) мальчики могут трудно входить в новую для них жизнь и казаться сверстникам «девчонками». Это предъявляет особые требования к педагогам и родителям, которые должны предотвратить негативизацию его представлений о других людях своего пола и помочь мальчику в адаптации.

Примерно до 10-летнего возраста сексуальное поведение еще не сопровождается эротическими переживаниями, связываемыми с представлениями о партнере. Когда же они возникают, то, по теории М. Стормса, их направленность определяется средой. М. Стормс считает, что при раннем половом созревании, когда общение происходит в преимущественно однополой среде, создаются условия для гомоэротической ориентации, которая будет тем сильнее, чем дольше длится период половой гомогенизации.

Выводы М. Стормса опирались на данные, полученные от гомосексуальных людей, об их развитии в подростковом возрасте. И. С. Кон в этой связи замечает, что в их воспоминаниях неизбежны ретроспективные искажения реальности, что однополое общение далеко не всегда приводит к гомоэротизму и не ясно, почему у одних людей он закрепляется, а у других - нет. Можно заключить, что гомоэротизм возникает и закрепляется скорее у тех, кто в ходе предшествующего развития обнаруживал предрасположенность или формировался в искажающих сексуальную ориентацию условиях. Но в таком объяснении не будет ответа на главный вопрос: почему в подростковом возрасте так распространены гомосексуальные контакты?

По данным разных авторов, исключительно гомосексуальная ориентация зафиксирована у 1-6%; мужчин и 1-4% женщин. Обследуя студентов колледжа и исключив из рассмотрения лиц с явной гомосексуальной ориентацией, А. Кинзи нашел, что гомосексуальные контакты имели 36% мужчин и 15% женщин. Но, во-первых, признание наличия в жизненном опыте гомосексуальных контактов не означает признания в гомосексуальной внутренней мотивации этих контактов. А во-вторых, анализ данных А. Кинзи и многих других исследователей показал, что львиная доля гомосексуальных контактов приходится на возраст до 15-16 лет. В дальнейшем большинство их прекратили.

В педагогической литературе преобладает мнение, что втягивание в гомосексуальные контакты происходит через взрослых. На самом деле это случается не так часто. Больше 60% лиц в «гомосексуальной» выборке А. Кинзи пережили первый гомосексуальный контакт в 12-14 лет: при этом в 52,5% случаев партнеру было 12-15 лет, в 8% - партнер был младше, в 14% - это были 16-18-летние юноши и лишь в 25,5% - взрослые. Сходные данные приводят и другие авторы. И хотя роль взрослых исключить невозможно, особенно при указаниях на более ранние контакты (Р. Соренсен, например, нашел, что больше половины имеющегося в 13-19 лет гомосексуального опыта приходится у мальчиков на 11-12, а у девочек - 6-10 лет), все же не вызывает сомнений то, что гомосексуальные контакты складываются преимущественно в общении сверстников. Что же происходит?

Интерес к половым органам связан с психосексуальным развитием и проявляется уже в раннем детстве. Но подросток впервые воспринимает свое тело как эротический объект. Неравномерность полового созревания и культурные запреты придают интересу к телу и его интимным частям эротическую окраску, причем это относится к людям не только противоположного, но и своего пола. В этом возрасте, особенно мальчиков, подростков, может возбуждать едва ли не всё: транспортная теснота или тряска, рассказ о тычинках и пестиках, случайная мысль, книга и т. д. и т. п., тем более телесная обнаженность. А. Е. Личко в одной из своих лекций ссылался на примеры того, как эротически окрашенные переживания возникают у подростков, впервые в жизни оказавшихся в мужской бане.

Где и как может быть удовлетворен острый интерес к сексуальности? Ни с мамой, ни с папой об этом не поговоришь (в этом утверждении нет осуждения: между родителями и детьми существует некий эмоциональный барьер, мешающий достаточно откровенно обсуждать сексуальные темы, который, по мнению чехословацкого психолога В. Главенки, восходит к древним табу на кровосмешение). С учителем - тоже. Обсуждение, сопоставления, испытания возможны лишь в среде сверстников. Но - вспомним - это возраст половой гомогенизации и сегрегации: игры и общение преимущественно однополы. К тому же сверстник своего пола физически доступнее, у него те же интересы и проблемы, а запреты обнажения при однополом общении гораздо менее строги, чем при разнополом. Поэтому неудивительно преобладание сексуальных игр с однополыми сверстниками. Такие игры, как бы ни был широк диапазон их содержания, если в них не вовлечены взрослые, не считаются в мальчишеской среде зазорными. Поскольку в женском общении проявления нежности, объятия, поцелуи вообще не ограничиваются, то возможная эротическая окраска такого поведения часто не замечается. К концу пубертатного периода такие игры обычно прекращаются, так что основания для беспокойства возникают лишь при их продолжении после 15-16 лет.

Формирование сексуально-эротической ориентации можно сравнить с восприятием расфокусированного изображения. На самых первых порах вообще непонятно, что изображено. Затем постепенно проступает нечто впечатляющее и яркое, но что это означает? Можно только догадываться, спрашивать, выяснять. И лишь когда изображение, наконец, хорошо сфокусировано, становятся различимыми и понятными все его детали, картина обретает свои настоящие смысл и значение. Но что управляет ручкой фокусировки?

И. С. Кон объединяет принятые в сексологии и социальной шкалы, описывающие поведение людей в связи с полом:

1. Гетеро-гомосоциальность описывает ориентацию на общение и совместную деятельность преимущественно с людьми своего или противоположного пола.

2. Гетеро-гомофилия характеризует способность и потребность личности в тесном психологическом контакте, интимности, дружбе с людьми противоположного и своего пола.

3. Гетеро-гомосексуальность описывает половую принадлежность реальных сексуальных партнеров.

4. Гетеро-гомоэротизм характеризует эротические предпочтения личности, ее осознаваемые и неосознаваемые эротические реакции на лиц противоположного и своего пола, связываемые с ними установки.

Понимание этих измерений как сторон единого процесса предполагает возможность не сводить процесс сексуальной ориентации лишь к некоторым из них и не путать их между собой. Хорошо известная гомосоциальность мужчин и особенно мальчиков-подростков никоим образом не вытекает из гомосексуальности, а отражает особенности половой социализации. Гомофилия не идентична гомоэротизму: людям свойственно (в переходном возрасте - особенно сильно) стремиться к эмоциональной, душевной близости с теми, кто похож на них самих. У мальчика-подростка, уже воспринимающего женщину как сексуальный объект, но именно поэтому еще не способного к психологической близости с ней, особенно высока потребность в друге своего пола: гетероэротизм успешно сочетается с гомофилией. Гомосоциальная среда (закрытые учебные заведения) может способствовать гомосексуальным контактам, но вместе с тем стимулировать гетероэротические интересы. Наконец, подтверждение своей гетеросексуальности и маскулинности (юноша) и фемининности (девушка) личность получает в гомосоциальных обсуждениях. Скоропалительные и упрощенные обобщения на этот счет опасны, особенно когда речь идет о дружбе: сексуализировать ее - значит жестоко обидеть подростка.

Формирование сексуальной ориентации - сложный и длительный психологический процесс. Применительно к гомосексуальности в нем выделяют три основных этапа: 1) от первого осознанного интереса к представителю своего пола до первого подозрения о своей гомосексуальности (медианный возраст у мужчин 14,6 года и женщин - 18,2 года); 2) от первого гомосексуального контакта (медианный возраст у мужчин - 16,7 и женщин - 19,8 года); 3) от первого контакта до уверенности в своей гомосексуальности и выработки соответствующего стиля жизни (медианный возраст уверенности у мужчин - 19 и женщин - 20,7 года).

Первые два этапа связаны с острым внутренним конфликтом. Подросток подозревает, что с ним происходит нечто необычное, приближающее его к тем, о ком он слышал так много плохого и страшного. Он не хочет в это верить и не может не верить, - словом, не знает, каким он будет. Многие пытаются защититься от возникающего внутреннего конфликта гетеросексуальными связями, но они не приносят удовлетворения, а только обостряют конфликт. Эта неопределенность столь тягостна, что может подталкивать к самоубийству. Осознание и принятие своей гомосексуальности, как бы они ни были мучительны, воспринимаются большей частью с облегчением уже постольку, поскольку даже плохая определенность лучше неопределенности. Если сексуальные игры разворачиваются в препубертатном и младшем подростковом возрасте, то внутренние конфликты присущи среднему и старшему подростковому возрасту. Те, у кого гомосексуальные контакты по каким-то причинам затягиваются, даже в отсутствие врожденных и раноприобретенных предпосылок гомосексуальной ориентации, переживают сходные с описанными внутренние конфликты. Поэтому навешивание взрослыми «гомосексуальных» ярлыков может иметь столь же сильное, сколько нежелательное влияние: «диагноз» снимает неопределенность и подталкивает к изменению образа жизни, круга общения и др.

Можно выделить несколько основных направлений помощи детям и подросткам в формировании сексуальной ориентации.

1. Наиболее раннее выявление детей, чье физическое, психическое и психологическое развитие не сосоответствует половым стереотипам, и окружение их вниманием, направленным не на выделение из числа прочих детей, как это часто случается, а на повышение у них самоуважения и улучшения коммуникативных навыков.

2. Систематическое, а не от случая к случаю половое воспитание родителей, в котором основное внимание должно быть уделено предупреждению негативизации установок на общение с людьми своего пола. Делать это следует, не прибегая к медицинской аргументации, которая может «запугать» родителей. Лучше опираться на необходимость развития у детей навыков самостоятельности и общительности, воспитания маскулинности и фемининности, повышения адаптивных возможностей ребенка. Все воспитатели должны быть осведомлены о том, что предрекание реальных и мнимых последствий «гомосексуализма» может становиться одним из условий формирования у подростков гомосексуальной ориентации. Для этого и сами воспитатели должны выработать более здравую и гибкую систему взглядов, обеспечивающую тактическую и стратегическую мобильность их поведения.

3. Необходима подготовка воспитателей к практической встрече с различными проявлениями сексуального экспериментирования и поведения подростков. Пока же педагогическая беспомощность в этом плане компенсируется лишь сверхбдительностью, имеющей преимущественно отрицательные последствия в виде навешивания диагностических ярлыков и воспитательных репрессий. Оберегая детей и подростков от контактов с гомосексуальными личностями (а для этого надо позаботиться и о том, чтобы среди самих воспитателей в школах, а особенно интернатах и разного рода лагерях, не было лиц с гомосексуальными склонностями и другими необычными сексуальными предпочтениями), нельзя забывать и о бережном, щадящем отношении к самим детям и подросткам. Если вскрываются те или иные тревожащие воспитателей ситуации, то разрешать их нужно тактично, в самом узком кругу лиц - без публичных обсуждений и широкой огласки. Встреча с сексуальными играми подростков не оставит воспитателя безучастным, как бы хорошо он ни понимал происходящее: молчание может быть воспринято подростками как соучастие. Если воспитатель не выслеживал и тем самым не провоцировал подростков, то у него всегда оказывается возможность высказаться по поводу происшедшего в процессе нормального человеческого общения. Его здравая позиция, не провоцирующая реакция эмансипации и группирования со сверстниками, групповой психологической защиты, а, напротив, апеллирующая к самостоятельности подростков и демонстрирующая уважение к ним самим и их проблемам, открывает наиболее эффективные пути педагогического воздействия.

В ряде случаев может потребоваться консультация с врачом. Лучше, если воспитатель найдет возможность предварительно встретиться с ним, чтобы вместе обдумать, каким образом при встрече врача с семьей и подростком максимально пощадить его чувства, а также обсудить тактику дальнейшего поведения воспитателя.

Одной из самых непростых тем в области детской сексуальности является вопрос формирования половой ориентации. Об этом мы решили поговорить с Марией Тихоновой , психологом, психотерапевтом, ведущей тренингов и руководителем образовательного проекта МОСТ, и обсудили, как происходит выбор в пользу гетеро- или гомосексуальных отношений у подростков, а также какой должна быть позиция родителей, если всё складывается не так, как они ожидали.

Почему появляется интерес к сверстникам своего пола?

Подростковый период – это время поиска себя. Кроме серьезных психологических изменений, это еще и физиологические, гормональные перестройки. У подростка начинается период вхождения в сексуальность, который длится, примерно, с 11 до 18 лет: в этом возрасте подросток интересуется своим телом, телами сверстников, у него появляются новые импульсы, просыпается либидо.

В этот момент не всегда способен до конца осознать, что с ним происходит и почему он так реагирует на происходящее вокруг. Например, если девочка в душевой бассейна почувствовала импульс влечения к другой девочке, она не понимает, что это просто ее либидо, которое ищет какой-то выход. Это совсем не означает склонность к гомосексуальности. Но поскольку сексуальная идентификация только начинает формироваться, подросток задает себе множество вопросов, среди которых может появиться и этот: «А что, если я нетрадиционной ориентации?».

Именно в этот период очень важна поддержка, чтобы подросток мог разобраться в происходящем. Ведь если ребенок замечает в себе склонность к однополым отношениям и от этого страдает, то ему фактически некуда обратиться – у нас нет институтов, которые с этим работают. Тема гомосексуальности в нашем обществе табуирована, но, вопреки ожиданиям, это приводит к обратному эффекту – всё больше детей делают выбор в пользу нетрадиционной ориентации. Из-за резко негативного отношения к гомосексуальности подростки чувствуют себя запутанными и испуганными, а значит, делают преждевременные выводы – «наверное, я другой» и пытаются проживать с этим всю жизнь. А ведь сексуальность только формируется, в подростковом возрасте невозможно ответить на данный вопрос окончательно.

Что такое нетрадиционная ориентация?

О гомосексуальной ориентации мы можем говорить только тогда, когда ребенок уже живет отдельно и строит отношения с представителями своего пола. В психологии нет общего мнения, что же такое гомосексуализм: нечто врожденное, поведенческий выбор или влияние социума и окружения, когда дети перенимают модель поведения? У каждого человека это происходит на стыке всех трех компонентов. Вопреки распространенному в последнее время мнению, что гомосексуальность 100% врожденная, убедительных данных на этот счет нет. Ориентация может меняться с течением жизни, это не приговор.

Когда человек говорит категорическое «нет» традиционным отношениям (например, со стороны женщины: «Я никогда не позволю мужчине прикоснуться к себе»), это «звоночек» для психолога – в чём дело? Почему такое резкое отрицание? Что произошло в жизни человека?

Что влияет на выбор однополых отношений?

Когда подросток постепенно входит во взрослый мир, он психологически готовится к первому сексуальному опыту – это период внутреннего, интимного выстраивания «психологического кокона» вокруг вопросов сексуальности. Он понимает, что сексуальность есть, но что с этим делать? С одной стороны, есть влечение, с другой стороны – понимание, что этот процесс очень волнительный и непростой.

К этому возрасту мальчики больше общаются с мальчиками, а девочки с девочками. Как подступиться к противоположному полу – тоже вопрос. Подойти и пообщаться – настоящее преодоление, ведь не понятно чего они хотят, как отреагируют. Со сверстниками своего пола намного проще, с ними хотя бы можно договориться. Поэтому иногда первые околосексуальные эксперименты случаются с представителями своего же пола, особенно у девочек. Например, девочки могут учиться целоваться друг на друге. В компаниях мальчиков такое происходит гораздо реже из-за резкой общественной нетерпимости (женская пара вызывает меньшее негодование, чем мужская), но тем не менее это происходит. Для большинства такой опыт становится проходящим, «учебным» событием.

Именно в этот момент очень важно, что происходит вокруг ребенка. К сожалению, если детей застали за такими экспериментами и предали это огласке, последствия бывают очень печальными. Взрослые (и непосвященные сверстники) часто принимают это за гомосексуальность и ставят на ребенке клеймо, от которого потом практически невозможно избавиться. Таким образом, человек вынужден проживать с ним всю свою жизнь.

Также важно, как к ребенку . Если дома обстановка тяжелая, подросток не чувствует поддержки и принятия со стороны родителей, если ребенок в принципе считает, что он плохой и к нему огромное количество претензий (не убирается в комнате, не следит за вещами, плохо учится и т.д.), то он для себя подсознательно выискивает дополнительное подтверждение своей «некачественности». Поэтому если в его жизни случается «однополый эксперимент», а обсудить переживания не с кем, он решает, что «я из этих» и продолжает себе искать неправильные похожие отношения. Второй момент, это протестное формирование у подростков. В тех семьях, где присутствует насилие, где подросток чувствует себя задавленным, он реагирует острым сопротивлением на происходящее. «Я – гомосексуалист» – может стать очередным протестом, желанием идентифицировать себя с меньшинством. Фактически, это как заявления «Я – эмо», «мы гонимые, не такие как все». Подростка здесь привлекают страдания, возможность выделиться, объединиться с аутсайдерами.

Еще одна причина – резко негативный посыл от матери (отца) в сторону противоположного пола. Ребенок начинает думать, что с мужчинами (женщинами) не всё в порядке, и это влияет на его выбор. Однако негативный посыл может привести как к гомосексуальности, так и к обратному. Например, девочка, может решить: «Я тебе докажу, что мужчины нормальные, я не проживу свою жизнь такой несчастной как ты!». Но как в голове у ребенка сложится этот пазл, мы заранее знать не можем.

Что делать родителям?

Когда формируется сексуальность ребенка, полезно время от времени задавать себе вопрос: «Какую модель парных отношений я как родитель передаю?».

Когда у мамы и папы много любви и нежности, ребенок на подсознательном уровне считывает, что в гетеросексуальных отношениях можно быть очень счастливым. Если ребенка воспитывает один родитель, важно отслеживать как с его стороны транслируется отношение к отцу (матери) и вообще противоположному полу – есть ли рядом партнер, который может выступать примером. Это важно для психологически нормального формирования ребенка.

Также необходимо дать своему ребенку хотя бы базовое сексуальное образование. Если родители готовы говорить на эту тему – хорошо, не готовы – есть возможность найти обучающую литературу, фильмы. или обратиться к специалисту.

Родителям нужно обращать внимание, чтобы в окружении ребенка были и мальчики, и девочки. Например, если девочка занимается балетом и у нее кроме подружек больше никого нет, а мальчик играет целыми днями в футбол в мужской компании, родителям под силу создать вокруг своего подростка доброжелательное окружение и противоположного пола тоже. Подросткам иногда бывает сложно сделать это самостоятельно.

И, конечно же, внимание к ребенку и к тому, что с ним происходит. За все истории, связанные с принуждением со стороны других взрослых и сверстников, с изнасилованиями и другими подобными ситуациями, родители несут свою ответственность. Необходимо отслеживать измененные состояния ребенка, замечать их, оказывать своевременную помощь и обращаться к специалистам. Если ребенок стал слишком замкнутым, безрадостным, большую часть времени проводит у себя в комнате, мало разговаривает – всё это говорит о том, что он страдает. Период формирования сексуальности очень сложный для подростка, его психика фактически обнажена – это очень хрупкий и чувствительный момент. Если что-то идет не так, если о чем-то знают одноклассники и дразнят его – это всё очень тяжело переживается. Подростку важно, чтобы было с кем поговорить. Какая бы у него ни была сексуальность – необходимо ее защитить.

Как правильно построить разговор с ребенком?

Если у вас появились подозрения относительно нетрадиционной ориентации ребенка, то, в первую очередь, необходимо задать себе вопрос: «Как я отношусь к гомосексуальности?». Если вы понимаете, что это настолько неприемлемо, что вы готовы выгнать ребенка из дома или «лечить его электрошоком», не пытайтесь начинать разговор. Отсутствие принятия, резко негативная реакция могут серьезно осложнить ситуацию вплоть до появления разных перверсий. Сначала самостоятельно побеседуйте со специалистом-психологом. Одного мотивирующего разговора может быть достаточно, чтобы понять, 1) гомосексуализм – это не патология, а выбор сексуальности, 2) этот выбор может быть не окончательным, 3) наша первая родительская задача – принимать ребенка таким, какой он есть. Это поможет найти в себе силы пережить ситуацию. Приступать к разговору можно тогда, когда ваш внутренний ответ: «Да, я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив в традиционных отношениях, но если сложится не так – это всё равно мой ребенок и я его люблю».

  • Общайтесь максимально спокойным тоном.
  • Узнайте, всё ли у него в порядке и верны ли ваши подозрения.
  • Объясните ребенку, что бывают проходящие эксперименты или случайности, но это не означает, что выбор окончательный.
  • Дайте понять, что вы принимаете ребенка, каким бы ни был его выбор.
Самое важное – это дать ощущение базовой поддержки. Потому что только в этот момент, в момент спокойного разговора, мы можем внести возможность альтернативного пути для ребенка. Только так он сможет понять, что склонность к гомосексуальности – это не клеймо, что выбор всегда остается за ним и он в любой момент может его пересмотреть.

Беседовала Ирина Корнеева

Ваш шестнадцатилетний ребенок приходит к вам за помощью абсолютно во всех вопросах, начиная с иностранного языка в школе и заканчивая дружескими отношениями. Вы можете часами разговаривать о политике, спорте и последнем телевизионном сериале. Вам кажется, что нет ничего, о чем вы не смогли бы с ним поговорить. И это действительно так, пока не наступает тот момент, когда ваш ребенок признается вам, что он гей. Реакция родителей на такое признание может быть разной: кто-то может абсолютно спокойно отнестись к этому, а кто-то может запаниковать, разозлиться, погрузиться в депрессию и так далее. Вот что вам нужно делать, если такой день настанет в вашей семье.

Просветитесь

Читайте книги, просмотрите Интернет, пообщайтесь со школьными консультантами. Точно так же, как вы бы сделали с любым своим ребенком, пообщайтесь с сыном или дочерью открыто о безопасном сексе, в частности о ВИЧ, СПИД и других заболеваниях, передающихся половым путем. Вы и ваш ребенок не одиноки, помощь всегда найдется. Вы всегда можете посетить соответствующие сайты в Интернете, чтобы получить больше информации.

Оставайтесь открытыми

Это критическое время для вашего ребенка. Хотя эти новости могут быть сложными для вашего восприятия, для него это очень эмоциональный момент. Постарайтесь не демонстрировать чрезмерного желания помочь. Позвольте вашему ребенку понять, что вы всегда рядом, но при этом не берите на себя главенство в решении всех его проблем.

Будьте бдительны

Не рассказывайте об этом другим. Берегите его личную жизнь и право на приватность. Решение касательно того, кому рассказывать и когда это сделать, полностью принадлежит вашему ребенку, а не вам. Будьте бдительны касательно его эмоционального, психического и физического здоровья, а также обращайте внимание на признаки депрессии или физического насилия. При необходимости обратитесь за профессиональной помощью.

Будьте терпеливы

Хотя вы определенно будете понимающим родителем, который всегда готов поддержать своего ребенка, ваши чувства могут отличаться от этого. Многие родители чувствуют себя так, как будто они сделали что-то не так, однако в большинстве случаев это эмоциональное состояние быстро проходит.

Будьте адвокатом нетрадиционных отношений

Когда будете готовы, говорите об этом громко. Присоединитесь к местной организации родителей детей нетрадиционной ориентации, принимайте участие в гей-прайдах (акциях, которые являются демонстрацией существования в обществе ЛГБТ). Начните высказываться против гомофобии. Пишите письма в местные, городские и даже государственные учреждения, требуя соблюдения гражданских прав для каждого. Если вы вступаете в гей-сообщество и активно принимаете участие в его деятельности, вы поддерживаете своего ребенка таким, какой он есть, а также показываете ему, как много он для вас значит.

Они сами придумали себе имя - «Дети-404». Название дали по аналогии с «интернет-ошибкой 404». Есть такая функция в интернет-пространстве, когда поисковик выплевывает - «страница не найдена».Так страна узнала о существовании подростков нетрадиционной сексуальной ориентации. И тут же им бросили перчатку другие дети, обозначившие себя «Дети-1488»…Объединившись в соцсетях по сексуальному признаку, подростки объявили друг другу войну в реальности…

Мы хотим рассказать вам историю. Историю про наших детей. Детей, которых мы не знаем. Сами про себя они говорят: «Мы - невидимки. Нас не видят. О нас не знают, но мы есть». Недавно они решили заявить о себе миру.

Если вкратце - сообщество «Дети-404» - это подростки 12–16 лет, которые на весь мир заявили о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Первые - живут тихо и никого не трогают.

Вторые - следуют заветам своего наставника Максима Марцинкевича, известного в народе как Тесак. Однажды, с легкой руки «гуру», эти подростки поклялись «очистить» страну от детей-404. Создали проект «Оккупай-геронтофиляй», цель которого - заманить малолетнего гея в ловушку, высмеять его «пороки» на видеокамеру и выложить сюжет на всеобщее обозрение в Интернет. После такого промоушена - подросток автоматически становится изгоем в школе, во дворе, в кругу друзей...

Но если ранее коллектив «Оккупай-геронтофиляй» выискивал своих жертв наобум, тыча пальцем в небо - на страничку пацана с миловидным личиком, то с появлением сообщества «Дети-404» их шансы на «успех» заметно выросли.

«Мама решила прочистить мне мозги и упекла меня в психушку»

Если у проекта «Оккупай-Геронтофиляй» есть свой учитель, то группа «Дети-404» тоже образовалась не сама по себе. Инициатором выступила девушка Елена Климова. По образованию она журналист. Идея объединить под свое крыло детей нетрадиционной сексуальной ориентации пришла в ее голову случайно.

Однажды я написала текст, где изложила свою позицию насчет гомофобных предрассудков в нашей стране, - начала беседу Климова. - И вскоре мне пришло письмо от некой Нади из Самары. Она лесбиянка, ей 15 лет. Ее травили в школе, дома. Она решила уйти из жизни, но прочитала мой материал и передумала. После этого все и завертелось... Я позвонила Наде, записала ее историю...

Надя стала первым подростком, чьи откровения на скользкую тему просочились в социальную сеть.

А потом подобные истории посыпались как из рога изобилия. На сотом послании Елена Климова поняла: таких, как Надя, немало - и открыла в соцсетях группу «Дети-404». С тех пор сообщество пополняется новыми произведениями ежедневно.

«Я лесбиянка. Православная. Мама растила меня с заботой, водила в церковь. Она - христианка до фанатизма, а папа - расист и гомофоб. Я их очень люблю. И очень люблю N (девушку). Что мне делать? Как отреагируют на это родители? Мне страшно. Я веду разговоры во время ужина, вечером... но папа срывается и приходит в бешенство. Он выпивает... С мамой даже не пытаюсь заговорить. Порой я срывалась. Недавно собиралась покончить с собой»…

Сегодня достоверно известно о пяти случаях, когда подростки прибегали к суициду из-за издевательств и насмешек сверстников или непонимания родителей, - говорит Климова. - Зачастую дети кончают с собой, а родители даже не знают причину. А если знают, то сами родители готовы сделать все, чтобы не вынести сор из избы. Однажды мать довела своего сына до самоубийства, потому что ей было стыдно, что он гей. И рыдала на его похоронах.

Я прочитала порядка 30 историй. На большее меня не хватило. Все эти признания написаны как под копирку. Счастливая развязка - редкость. Может, таким образом дети просто заигрались во взрослую жизнь?

Когда приходят письма от 12–13-летних, я тоже скептически хмыкаю, - продолжает Климова. - Наверняка есть и те, кто просто играет в однополые отношения. В любом случае те, кто просто играет, рано или поздно бросят это, потому что против своей природы не попрешь. Но большинство историй - чистая правда. Которую зачастую страшно слушать. Например, родители, которые узнают про увлечение своего ребенка, ведут себя неадекватно. Многие избивают детей до полусмерти, запирают их дома, ограничивают доступ к Интернету, отбирают телефон, отправляют в психбольницу, водят к «православным психологам», в церковь, пичкают гормонами, на худой конец гонят из дома. Одной девушке даже пришлось бежать из своей страны, потому что мать жестоко била ее и даже грозилась убить.

«Меня зовут Анастасия, мне 15 лет. По своей глупости я заявила родителям, что влюбилась в девушку. После чего провела неделю в психушке. А мама говорила, что это все для того, «чтобы мозги у тебя встали на место». Взяли меня просто. Мама это все преподнесла как «обычное обследование, мне страшно за нее». Меня и не спрашивали, хочу я туда или нет… Палата на 10 человек. Парни и девушки лежат вместе. Выходить из палаты без разрешения нельзя, дверей тоже нет. Подъем в полвосьмого, завтрак, таблетки, в десять уколы. Потом до трех ты лежишь и смотришь в потолок. Затем обед и таблетки, среди которых точно есть снотворное, в семь ужин, таблетки, в десять спать. Иногда в свободное время тебя дергают по врачам. Вот и все.

Врачи же говорили про мой случай, что это извращение, бред в юной голове. Кто-то утверждал, что это неестественно. А психолог сказала, что это нормально. Не лечили. Только уколы, таблетки, «нарисуй три дерева», «нарисуй барашка» и так далее. Во время обследований нашли у меня какое-то расстройство и состояние, близкое к депрессии. С тех пор прошло 2,5 года. Недавно мать опять собралась водить меня по врачам. По ее словам, «это отклонение, которое можно вылечить».

До сих пор на слуху громкая история 16-летнего москвича Ивана, которого отец силой «запихнул» в психиатрическую клинику со словами: «Лучше ты будешь овощем, чем геем...».

В день своего шестнадцатилетия Иван признался родителям в своей ориентации. Отец стал угрожать сыну «сгноить его в психушке», поместить в тюрьму, лишь бы сделать его «нормальным». В итоге подростка заперли в квартире, спрятав его личные вещи и обувь. Отец предложил ему съездить к психологу. Вместо психолога Ивана привезли в клинику Маршака и насильно оставили там.

Через два дня парня навестили друзья и мать. Молодой человек рассказал, что ему дают таблетки и вкалывают что-то, от чего у него «путается память». Он не может вспомнить имена некоторых друзей. Стационарным телефоном пользоваться Ивану запретили. Сняли ручки с окон и дверей, начали запирать его на ночь.

Эта история вызвала широкий общественный резонанс. Подростка спасали всем миром. Подключились депутаты, журналисты, адвокаты. В итоге удержание парня в клинике признали противозаконным. Но отец не принял сына обратно. Семья распалась. А подросток остался жить с матерью.

Родители таких детей чаще всего не подозревают о мыслях своих детей, а дети им ничего не говорят из страха, - уверена собеседница. - В Питере существует отдельная организация для поддержки таких семей. Ведь родители ЛГБТ-детей тоже одиноки, им очень непросто. В нашем обществе не так стыдно иметь сына-алкоголика, убийцу или наркомана, как сына-гея.

Ксения, Таганрог, 17 лет: «В семье трудно. В мой адрес постоянно звучит: «никчемная», «да ты вообще никто». Никогда не забуду ссору с матерью, когда она выкрикнула: «Я родила тебя не для того, чтобы ты с девками …!».

Антон, Екатеринбург, 17 лет: «Отец узнал и избил меня. Сказал, что выставит из дома, если я еще раз заикнусь о таком. После он часто унижал меня: «Да что ты как баба?», «У всех нормальные дети, а у меня урод». Я пытался покончить с собой».

Для детей с подобными «отклонениями» работают анонимные психологические службы. Правда, обращаются к психологам подростки крайне редко.

Иногда дети идут к школьным психологам, - говорит Климова. - Но случалось, когда такой психолог после разговора с «пациентом» пересказывал услышанное его родителям. Ничего хорошего из этого не выходило…

«Мама ворвалась в комнату, начала кричать и оскорблять меня. Я спросил, за что она меня так ненавидит. Она сказала, что я предал самое святое - семью и Бога. Потом сказала, что самая большая ее мечта - чтобы я заразился СПИДом и поскорее умер, только тогда она будет счастлива. Я пошел на кухню, из моих рук вырвали кружку и начали мыть ее с мылом. Отец сказал сухо, что у него нет и никогда не было сына. Сестра поддержала его, крикнула, что я ей не брат. Еще сказала, что если бы не тюрьма, то с удовольствием бы придушила меня сама».

«Нас раздражало его поведение и манеры. Вот мы его и убили. Не сдержались»

Москва - большая деревня. Но тем не менее затеряться в толпе здесь гораздо проще, чем в глухой провинции.

А.И., 15 лет, Таджикистан: «...Работал в Украине моделью. Но потом решил уехать к себе на родину, в Таджикистан. Слежу за собой, хорошо одеваюсь, знаю шесть языков. Но кого это волнует, ведь я - гей. Я выделяюсь из толпы. Это послужило поводом для ненависти и издевательств. Вся школа знает и унижает меня. На улице люди снимают меня на камеру, орут гадости, некоторые пытаются ударить. Недавно я рассказал сестре о своей ориентации. Она заплакала, три дня не спала, потом сказала, что это ненормально и меня нужно лечить. Она сказала, что я не могу жить в Таджикистане, ведь моя семья влиятельная и знаменитая, мол, я буду позором семьи. Зная характер моего отца - он может меня убить или отказаться от меня (когда я выщипал брови, он кинул в меня стулом). Поэтому решил накопить денег и сбежать куда-нибудь. Но куда я пойду один? Я не собираюсь скрывать свою сущность, ибо я не тень».

«Мне 16. Я гей. Осознание этого мне далось очень тяжело. Было все: уходы в себя, истерики, панические страхи. Свою ориентацию я скрываю, потому что живу в маленьком провинциальном городе в центре Татарстана, где однажды уже убили одного парня за то, что он гомосексуален. Пугливость, страх, замкнутость, агрессивная реакция - мое обычное поведение. Боюсь, что обо мне узнают и также линчуют. Иногда так и хочется закричать: «Примите меня таким, какой я есть!». Часто я просто ухожу в себя. Я включаю музыку и просто лежу. В эти моменты я чувствую себя в безопасности».

«Мне 16 лет, я живу в маленьком городе, которого нет на картах. Когда о моей ориентации узнали мои одноклассники, меня затравили, я потеряла всех своих приятелей. Для учителя нормально сказать, что гомосеки будут гореть в аду. У нас в городе считается: избить педика - это жизненная необходимость. Парней избивают за длинные челки, потому что они похожи на геев».

А еще парней с длинными челками, похожих на геев, иногда убивают.

В этом году Волгоград славно отметил 9 мая. Именно в День Победы был зверски убит 23-летний юноша. Ему размозжили камнем голову. А до того - изнасиловали пивной бутылкой. Изрезали половые органы. Человек умер в страшных мучениях. Так 9 мая отметили сторонники национал-социалистических идей. А позже каялись на допросе у следователя: «В такой святой праздник геи должны были сидеть по домам и носа на улицу не высовывать. Гомосексуальная ориентация парня и его вызывающее поведение, наряд задел наши патриотические чувства. Не сдержались…».

Не сдержались… Взяли и убили… Все просто…

А недавно Елене Климовой пришло письмо от одной девушки, которая поведала историю своего приятеля. Его внешний вид и взгляд на жизнь тоже не пришлись по душе окружающим.

«Я знаю того, кого убила гомофобия. Это мой друг Андрей. Мы с ним познакомились, когда нам было лет по девять. Сколько его знала - он был застенчивый, добрый, милый мальчик, правда, закрытый. В четырнадцать лет он доверился мне и рассказал, что его всегда привлекали только парни... В школе никто ничего не знал. Но Андрея все равно дразнили: он был скромным, мало с кем общался и не встречался с девочками. В десятом классе один из одноклассников придумал себе забаву - создал страничку в соцсети от чужого имени, писал знакомым и начинал «приставать»: мол, он гей и ищет свою любовь. Следил за реакцией и веселился. И вот он написал Андрею. Мой друг не сразу, но все-таки ответил взаимностью. На следующий день об этом узнала вся школа.

Андрей перестал ходить на учебу, его не было недели три. Потом он появился. Одноклассники молчали, улыбались - и всё. После уроков они позвали Андрея покурить за гаражи. Там они его избили. Сильно. Мы с одноклассницей ходили курить за эти гаражи и там нашли Андрея. Вызвали «скорую». Его увезли. Тяжелое сотрясение мозга, переломы нескольких ребер, гематомы по всему телу.

Примерно через месяц Андрея выписали. Он сказал, что родители перевели его в другую школу. Пообещал: увидимся вечером. Когда я пришла к нему, мама Андрея открыла мне дверь вся в слезах и сказала, что он утром спрыгнул с крыши 14-этажного дома».

Избили… Унизили… Опозорили… Эти слова несутся из каждого письма подростка с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Казалось бы, кому они мешают?.. Выясняется, мешают многим.

Люба, Хабаровск, 14 лет: «Однажды в школе меня заперли в классе одноклассницы. Их было пятеро, а я одна, вокруг стояли мальчики, но они мне не помогли. Девочки побили меня, даже ничего не объяснив. После этого я лежала в больнице с сотрясением (они ударили меня головой об парту, без сотрясения не обошлось бы...). Еще у меня теперь кривой нос. И смещение шейного позвонка. Что мне делать? Я должна каждую секунду бояться, что из-за угла школы выйдет какая-нибудь девочка и изобьет меня?»

«Хочешь поучаствовать в поимке гея - плати»

А некоторое время назад подлили масла в огонь ненависти к малолетним геям и дети Тесака. Проект «Оккупай-геронтофиляй» буквально взорвал Интернет после того, как координатор движения Филипп Дениц выложил в соцсети видеоролики, где «выводил на чистую воду» молодых людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Сотни и без того запуганных подростков, относящих себя к ЛГБТ, на какое-то время затаились - удалили свои аккаунты из соцсетей и перестали выходить в Интернет.

Когда стартовал проект «Оккупай-геронтофиляй», «мои дети» страшно перепугались, - продолжает Елена. - Они писали мне, что им страшно общаться в Интернете. Некоторым начали приходить угрозы от сторонников «Оккупай». Одного из моих ребят в личной переписке пообещали «расчленить и повесить в видном месте». Мне завалили «личку» оскорблениями. Но недели через две им это надоело и они успокоились.

Успокоились они вовсе не потому, что им надоело. Под давлением общественных деятелей страничку «Оккупай-геронтофиляй» в соцсетях заблокировали, организатору движения сделали жесткое предупреждение.

Случилось это после того, как во время одного «сафари» (так сторонники движения называют процесс охоты на малолетнего гея) предводитель движения 16-летний Филипп Дениц предложил «жертве» сделку. «Я тебя отпущу, ролик удалю при условии, если ты займешься оральным сексом с одним из участников «сафари» - такие слова Дениц произнес на камеру.

Когда перепуганный пацан отказался, Дениц начал его уламывать: «Я понимаю, что ты не хочешь, но это единственный вариант для тебя выйти сухим из воды. Если ролик попадет в Интернет, твои друзья увидят, родители. Ты не первый такой. Человека четыре через это испытание прошли, ни одного ролика мы не выложили. Один раз всего, чуть-чуть»…

На следующий день видео появилось в Интернете.

Насколько нам известно, после того как аккаунт геронтофиляйцев перестал существовать, Филипп бросил клич - разыскать тех, кто накатал жалобу в соответствующие органы, дабы провести с противниками воспитательную работу. Даже объявил вознаграждение - 15 тысяч рублей за поимку «врага», - поведали нам знакомые Деница. - Виновника закрытия сайта не нашли, но через некоторое время в соцсети появилась новая группа - «Дети-1488». Теперь они отлавливают участников проекта «Дети-404».

Вот такое оно, новое увлечение российских школьников. Но так ли на самом деле важна для 14–16-летних подростков цель «очистки» нации? Оказалось, идея такого проекта основана вовсе не на «моральных» аспектах, которые пропагандируют Тесак и его ближайший соратник Дениц. А скорее на материальных…

Ни о каком перевоспитании и борьбе за нравственность речь не идет. Плевать Деницу на этих геев, а Тесаку в свою очередь на педофилов, - рассказали нам на правах анонимности бывшие участники проекта «Оккупай-геронтофиляй». - Ведь на всех этих шоу «сафари» они зарабатывают приличные деньги.

Например, хочешь посмотреть ловлю гея, стать непосредственным участником процесса - плати тысячу рублей. Тесак за свои выступления с ловлей педофилов берет со зрителей по 3 тысячи рублей. Как правило, поглазеть на такие представления собирается порядка 7–10 человек. Вот и считайте. А эти несчастные дети-404 являются своего рода наживкой, ведь только с их помощью Тесак и его команда могут пополнить свою копилку!

Кстати, Дениц еще вымогал деньги со своих «жертв». Мол, хочешь, чтобы не запустили ролик в Интернет, - плати. Также на днях появились еще две группы Тесака - одни ловят спрятавшихся нелегалов, другие - «перевоспитывают» алкоголиков. И для желающих принять непосредственное участие в спектакле «Ловля на живца» Марцинкевич также выставляет цену.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: