Игры развитие мелкой моторики подготовительная. Оформление предметно-развивающей среды

«Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»

1. Развивать двигательную активность пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику пальцев, готовить руку ребёнка к письму.

2. Развивать активный и пассивный словарь детей.

3. Развивать объяснительную и доказательную речь.

4. Развивать темп речи и чувство ритма.

Источники способностей дарований детей – на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – вороны» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Ещё в 1928 году В.А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности тонких пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть N и выше N. М.М.Кольцова (1973г.) доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений пальцев рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения с взрослым. Таким образом, у ребёнка формируется предметное мышление (И.М.Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребёнка, его предметно – манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей рук и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М.Кольцова).

Известно, что онтогенетическое развитее руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая находившиеся вблизи предметы (игрушки) манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свои первые ответы в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается в усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим наряду с ухом и глазом, но и творящим органом.

Дети с ЗРР нередко имеют отклонения в развитии общей моторики, недостаточно точно координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками.

Очень часто нарушениям речи способствуют такие диагнозы: минимальная мозговая дисфункция, минимальная мозговая недостаточность астеневротический и церебрастенический синдромы.

Для коррекции всех этих нарушений нужна работа над мелкой моторикой, так как кинетические ощущения, идущие от пальцев рук несут в кору головного мозга дополнительную энергию. В связи с этим предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Все упражнения задания, игры способствуют воспитанию внимания, произвольному переключению движений, торможению ненужных движений и активизации необходимых. Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, то резко увеличивается согласованная деятельность лобной и височной долей мозга, где расположены двигательный и понятийный центры речи.

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5 – 10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК

1. Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.

2. Сложить руки ладонями и предплечьями вместе перед собой, развести предплечья в стороны, не размыкая ладоней.

3. Руки согнуть, кисти к плечам, сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.

4. Руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки, повторить упражнение из положения руки вверх.

5. Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.

6. Руки вытянуты вперёд, напряжены поочередно сжимать и разжимать пальцы рук в кулак.

7. Руки вытянуты вперёд, пальцы сцеплены, сделать пружинящие движения кистями рук вперёд.

8. Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистью в разные стороны.

9. Поставить руки на локти, выпрямить кисти рук, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони.

10. Руки положить на стол, поочерёдно сгибать пальцы.

В стороны руки ими помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки в замок и назад.

ИГРЫ С ЛАДОНЯМИ

Быстрые ладошки

Научить понемножку, играть в «Быстрые ладошки».

Надо пару подобрать

Да лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки –

Значит можно начинать.

Важно - строго по порядку

Всё быстрее, без оглядки

Так в ладони ударять, чтоб самим на удивленье

Все семнадцать упражнений

Без ошибок показать!

Не прохлопать, не зевнуть,

Так держать к победе путь!

Если здорово играть,

Можно лучшей парой стать!

В состязании проворном,

Интересном и задорном,

Кто точнее и быстрее,

Кто всех лучше и резвее?

Вот она как! Вот как он!

Эта пара – чемпион!

Погреемся

Поиграем-ка немножко,

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем

Их сжимаем, разжимаем.

Играя с ладонями, используются различные потешки, считалки, чистоговорки.

Все упражнения и игры должны быть доступны большинству детей группы. Если кто-то из детей затрудняется в самостоятельном выполнении движений, то он выполняет эти движения пальцами пассивно, т.е. с помощью взрослого. В дальнейшем в результате тренировок пальцевые движения совершенствуются, и дети выполняют их активно, без посторонней помощи. Делать пальчиковую гимнастику можно в любое время – перед занятием, во время занятия, в свободное время.

В качестве упражнений дети изображают с помощью пальцев различных животных (зайца, козу, собаку, волка… – пальчиковый театр) и выполняемые ими действия (зайцы машут ушами, коза бодает, собака бежит…), различные предметы и объекты (стол, крышу, деревья…). Такая необычная игровая деятельность вызывает у дошкольников интерес и положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию их произвольного внимания. Двигательной памяти, воображения и других психических процессов. Разученные пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры и занятия с пальчиками, закрепляя и совершенствуя приобретённые навыки и умения.

Направленность упражнений может быть различной. С помощью одних развивается удержание кисти в определённой позе – статическая координация. Примерами таких упражнений могут быть следующие:

«Заяц»

И.п. – сидя на стуле, локоть руки опирается на крышку стола. Указательный и средний пальцы ведущей руки выпрямлены и разведены в стороны, остальные пальцы сжаты в кулак.

«Коза»

И.п. – тоже. Пальцы тренируемой руки сжаты в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены.

«Собака»

И.п. – тоже. Большой, средний и безымянный пальцы соединены между собой подушечками. Указательный палец и мизинец согнуты и подняты вверх.

Другие упражнения развивают переключение с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную, одинаковую и противоположную) кистей обеих рук – динамическая переключаемость.

Примерами такой направленности являются следующие упражнения:

«Ладонь – кулак»

И.п. – сидя, рука на столе ладонью вниз. 1 – кисть руки приподнять, сжать в кулак. 2 – опустить кулак на стол, 3 – приподнять кисть, сжатую в кулак, распрямить пальцы, 4 – опустить кисть на стол ладонью вниз (двумя руками упражнение может выполняться одновременно и последовательно, с одинаковыми или противоположными движениями).

«Пальчики здороваются»

И.п. – сидя, рука опирается на локоть. Кончик большого пальца поочерёдно (1 – 4) соприкасается с кончиками других пальцев.

«Птичка пьет водичку»

И.п. – левая рука в кулаке, сверху оставлено отверстие (бочонок с водой). Большой и указательный пальцы правой руки распрямлены и соединены в виде клюва, остальные сжаты в кулак («птичка»). 1 – соединённые вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой руки, 2 – и. п., 3 – тоже.

На расслабление мышц пальцев и кистей рук направлены следующие примерные упражнения:

«Кулачки»

И.п. – сидя, руки опираются на локти, пальцы сжаты в кулаки. 1 – пальцы разжать, кисти расслабить, 2 – и.п., 3 – 4 тоже (может выполняться двумя руками одновременно и последовательно).

«Маляры»

И.п. – руки перед собой ладонями вниз, кисти расслаблены. 1 – взмах кистями вверх, 2 – кисти вниз, расслабить, 3 – 4 тоже.

«Весёлый оркестр»

Имитация игры на различных музыкальных инструментах (пианино, дудочка, баян).

КООРДИНАЦИОННАЯ – РЕЧЕВАЯ ИГРА «БУБЕН».

Данная модель многовариантна, что позволяет использовать её в работе с детьми разного возраста.

Перед началом игры детям показывают бубен, демонстрируют, как на нём играют, дать малышам возможность позвенеть бубном, ударить в него и т.д. А потом предложить поиграть на нём правильно. Для этого нужно всем вместе выполнить следующее упражнение:

1 вариант – средняя группа.

Речедвигательная игра без включения инструмента может быть использована в работе с детьми среднего возраста для освоения приёмов игры на нём. Проговаривать текст, имитируя движения рук, используемые в игре на бубне.

«Дили-дили» - встряхнуть перед собой кистью правой руки.

«Дон» - хлопок в ладоши.

Дети повторяют движения.

2 вариант – старшая группа.

Речевая игра с бубном используется для закрепления навыков игры на инструменте.

Проговаривать текст, играя в бубен.

«Дили-дили» - встряхнуть бубен правой рукой.

«Дон» - ударить левой ладошкой.

Дети повторяют движения.

3 вариант – подготовительная группа.

Дети сидят на стульчиках в кругу и держат бубен в правой руке. Все вместе дети проговаривают текст и играют на бубнах.

Бубен весело звенит!

Ребятишек веселит!

Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!

Бубен спой ещё разок!

Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!

Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!

Также со среднего возраста использовать в работе разнообразные игры с пуговицами, шнурками, кубиками, бусинками, мозаикой.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ

Учить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках, (по мере того, как дети взрослеют перейти к кукольным вещам).

ИГРЫ СО ШНУРОВКОЙ

Берётся оргалитовая пластинка, на которой в определённой последовательности сделаны отверстия. Задания могут быть различные, например:
Протянуть шнурок последовательно через все отверстия.
Протянуть шнурок, пропуская одну дырочку.
Протянуть шнурок, пропуская две дырочки и т. д.
Выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.
Завязать узел, бант и т. д.

Выполнению этих заданий предшествует моё объяснение и показ. Учитывая навык ребёнка, можно предложить ему выполнить различные узоры, соблюдая принцип постоянного усложнения задания.

Для развития движений больное значение имена конструкция и размеры игрушек, кубиков. Предметы должны быть такого размера, чтобы ребёнок мог легко взять их в ладошки.

ИГРЫ С КУБИКАМИ

1. Перед ребёнком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребёнок должен самостоятельно поставить один кубик на другой кубик, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

2. Заранее построить башни из больших и маленьких кубиков.

Цель: научить ребёнка по образцу выполнять простейшие операции со строительным материалом.

3. «Дорожка» - выкладывание плашмя нескольких кирпичиков.

4. «Заборчик» - выкладывание на ребро нескольких кирпичиков.

5. «Две дорожки» - соединить поперечными палочками.

6. «Скамеечка» - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

7. «Столик» - делается так же как скамейка, поперечная планка накладывается на один кубик.

8. «Ворота» - кирпичики ставятся перпендикулярно к планке.

Для развития мелких движений использовать различные виды мозаик. Сначала брать материалы более крупного размера, а затем меньшего.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

1.Предложить ребёнку вставить на место в любое отверстие пластинки (количество пластинок произвольное). Порядок расположения материала может быть произвольным.

2.Выложить несколько столбиков одного цвета. Даётся образец, он не убирается.

3.Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный, двуцветный).

4.Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

ИГРЫ С БУСИНКАМИ

Очень нравятся детям игры с бусинками.

На столе бусинки разного размера и одного цвета или одного размера, но разных цветов.

Предложить самостоятельно выполнить несколько вариантов задания, например:

Составить бусы, где чередуются большие маленькие бусинки, красные и синие, красные и белые…

При выполнении этого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и, удерживал в памяти определённую последовательность по цвету или размеру. Если выполнение задания вызывает у ребёнка трудности, тогда задание нужно расчленить, предложить сначала отбирать и нанизывать бусинки одного цвета или одной величины. Все выполненные работы сопровождаются объяснением со стороны ребёнка, почему он сделал так, а не иначе.

Играя, в эти игры у ребёнка развивается не только мелкая моторика рук, но и психические процессы, связанные с речью.

С переходом в старшую группу ко всему выше перечисленному нужно добавить:

1. Игры со счётными палочками - дети выкладывают контуры предметов по схеме – образцу (очень важен не только контур предмета, но и количество счётных палочек, из которых состоит предмет), печатают буквы, слоги; а в подговительной группе слова и предложения.

2. Игры с проволокой – наматывание её на карандаш (изготовление пружинок, спиралей, жуков).

3. Игры с клубками ниток – смотай клубок из двух один, из одного два.

4. Игры с крупами – перебери крупу «Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами рис от гречки отлечу».

5. Игры с песком.

6. Игры с семенами – выложить букву, слог, предложение и т.д.

Особое внимание уделять развитию графических навыков. На индивидуальных занятиях в старшей логопедической группе в тетрадях в крупную клетку выполнять различные задания: рисовать простым карандашом – палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая всё это в клеточках. Затем постепенно переходить к более сложным рисункам. Вся работа должна сопровождаться забавными стихами, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу. Делая тот или иной рисунок, ребёнок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как постепенно заучиваются. И ребёнок уже не произвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Таким образом, идёт оречевление производимых действий.

В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребёнок должен хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом. Если работа вызывает затруднения, точками наметить предстоящую работу. С помощью этой опоры ребёнок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку не стоит переходить до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны.

После овладения играми, развивающими мелкую моторику, добавить игры, развивающие мелкую моторику и связную речь – игры-диалоги.

МЕДВЕДЬ

Ты куда идешь, медведь?

В город, ёлку поглядеть.

Да на что тебе она?

Новый год встречать пора.

Где поставишь ты её?

В лес возьму, в своё жильё.

Что ж не вырубил в лесу?

Жалко. Лучше принесу.

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы глазки помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенёчки оглядели.

Был сапожник?

Шил сапожки?

Для кого сапожки?

Для соседской кошки.

После игр – диалогов, добавить игры позволяющие тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движений. У ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

Нормализация темпа и ритма общих движений, умение быстро воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры помогают ребёнку правильно оформить речь.

ПИЛЬЩИКИ

(упражнение на развитие боковых мышц и точное сочетание речи и движения, выработка ритма и темпа речи).

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала

Начинай сначала.

И.П. –Дети стоят парами лицом друг к другу. Руки скрещенные. Одна нога выставлена вперёд, другая назад.

1- 8 – дети двигают руками вперёд – назад.

9 – 10 – дети опускают броском руки вниз.

11 – 12 – дети меняются друг с другом местами.

В результате изучения современной методической литературы, программы «Радуга», учитывая диагностические данные детей, с нарушениями речи, можно сделать следующий вывод: коррекционная работа над мелкой моторикой даёт положительный результат на развитие их речи, совершенствует психические процессы, связанные с речью: память, мышление, внимание; улучшает усвоение навыков письма будущих школьников.

Наблюдая за деятельностью детей, посещающих 2-ю младшую группу, в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною было выявлено, что многие дети с трудом пользуются ложкой, неуверенно держат карандаш, непростая задача для многих – скатать «колбаску» из пластилина. Также мною было проведено педагогическое исследование с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук детей в группе.

Для проведения исследования были выбраны упражнения, предложенные Ивановой Ю.В. в сборнике: Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.

По результатам исследования выявлено, что при выполнении предложенных упражнений только 19 % детей не испытывали затруднений и выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Из результатов исследования следует, что необходимо проведение работы по развитию мелкой моторики рук у детей данной группы.

Цель комплекса: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3-4 лет через использование игр с предметами, пальчиковых игр.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • улучшить общую двигательную активность;
  • содействовать нормализации речевой функции;
  • развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут служить следующие показатели:

У ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

В играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

При составлении комплекса игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 2-й младшей группы я использовала следующие методические пособия: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство-Пресс, 2014; Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014; Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005; Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014; Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

В основу образовательной программы нашего ДОУ положена примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Согласно программе, образовательный процесс строится по комплексно-тематическому принципу. Данная модель позволяет построить образовательный процесс вокруг одной центральной темы, максимально используя разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому я предлагаю пример комплексов игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет, объединённых определённой темой. В комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребёнка.

В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:

Самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;

Пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;

Дидактические игры с использованием различных предметов.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.

Комплекс игр и игровых упражнений

Тема: «Я и моя семья»
Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж пальчиков «Мышиная семья» Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.

Раз гостила у меня

Вся мышиная семья:

Папа-мышка,

Мама-мышка,

Мышь-дочурка,

Мышь-сынишка

И ещё сынок-мышонок –

Самый маленький ребёнок.

(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)

Вот такая у меня

Раз в гостях была семья!

(круговые движения одной ладошки по другой)

Е. Савельева

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно.

Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки» Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными).
Игра с прищепками «Маленькие помощники» Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов.
Тема: «Осень»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж грецким орехом Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех.

О.И. Крупенчук

Пальчиковая гимнастика «Осень» Ветер по лесу летал,

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой.

Вот последний лист

Ветер бросил на тропинку.

(Укладывают ладони на коленки)

Н. Нищева

Игра-тренажёр «Запасливый ёжик» Познакомьтесь - это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

Игра с фасолью «Золушка» Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку.
Тема: «Домашние животные»
Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных.
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж шестигранным карандашом Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню

(ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая,

(катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я!

(катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)

С.В. Ихсанова

Пальчиковая гимнастика «Наши уточки» Наши уточки с утра -

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда -

Га-га, га-га.

(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными - получится раскрытый клюв)

Наши гуленьки вверху -

Гу-гу, гу-гу.

(поднять руки вверх и помашите кистями)

Наши курочки в окно -

Ко-ко, ко-ко.

(постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)

Игра «Шаловливый котёнок» Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.
Игра «Разрезные картинки» Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.
Тема: «Мамин день»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий.
Название игры / упражнения Содержание игры /
Самомассаж крупными бигуди Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Т. Волгина

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» Кукле кашу я сварю:

(мешаем кашу)

В миску молока налью,

(наливаем молоко)

Положу туда крупу

(насыпать крупу)

И поставлю на плиту.

(поставить на плиту)

Будет каша хороша!

(поднять большой палец вверх)

Кушай, кукла, не спеша.

(пригрозить пальчиком)

Игра «Накорми колобка» Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился».

Игра «Собери бусы» Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

Список литературы.

1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96с.

3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45 с. – (Школа развития).

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.

5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.

6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

Нравится 2 Плохо 1

Программа

развитие мелкой моторики

детей подготовительной группы

«Волшебники»

г. Лабытнанги

ВВЕДЕНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

      Пояснительная записка

      1. Цель и задачи программы

        Принципы коррекционной-развивающей программы

      Планируемые результаты программы

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 . Учебный план.

2.3. Возрастные особенности детей зачисленных в группу «Волшебники»

2.4. Совместная деятельность с педагогами и семьей

III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

      Оформление предметно-развивающей среды

      График работы

      Литература, интернет ресурсы

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики). Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.

В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Проверка уровня развития мелкой моторики ребенка обязательна при поступлении в школу. Ведь овладеть письмом возможно только тогда, когда пальчики хорошо слушаются и могут выполнять тонкие, точные движения. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него на достаточно высоком уровне развиты память и внимание, связная речь. Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего), т.к. безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития мелкой моторики. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

В занятия включаются игры, направленные не только на сжатие пальцев, но и на умение расслаблять кисть, а также на растяжение. В цикл занятий включен раздел по применению массажа кисти с целью развития тактильных ощущений и оказания общеукрепляющего действия на мышечную систему кисти.

Слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

    Пояснительная записка.

        Цель и задачи программы

Цель: оптимизация развития центральной нервной системы и ускорение процесса развития речи ребенка через координированные движения пальцев рук, развитие и укрепление мелкой моторики, устранение неловкости, неточности движений, трудности в переключении движений.

    Задачи:

    формирование практических умений и навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом (развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия, тактильной, кожной чувствительности пальцев рук, формирование кинестетической основы движения, формирование представлений о пространственных признаках и отношениях - понятии «наверху», «внизу», «справа», «слева»);

    развитие речи детей (формирование умения действовать по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения движения с заданным и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями).

        Принципы коррекционно-развивающей программы

Коррекционная деятельность по развитию графо-моторных навыков у детей опирается на следующие педагогические принципы :

    Принцип системности. В работе над формированием пальцевой
    моторики осуществляется постепенный переход от простых заданий к
    сложным.

    Принцип доступности. Упражнения с росчерками отобраны с учетом возрастных физиологических возможностей детей и уровня их развития.

    Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребенка.

    Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.

    Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

    Принцип креативности. Ребенку предлагается лишь схема выполнения упражнения или задания, а он добивается эффективного результата, включая свои творческие способности.

    Принцип смены деятельности. Соблюдение временных пределов увлеченности ребенка.

Развитие точных движений пальцев рук способствует развитию у детей следующих психических процессов :

    Внимания. Упражнения с росчерками требуют от детей концентрации внимания для эффективного результата.

    Конструктивного мышления и творческого воображения. Созданные росчерком фигурки лишь отдаленно напоминают реальные предметы. Ребенку необходимо “включить” фантазию, чтобы увидеть индивидуальность и характерные особенности рисунка.

    Двигательной памяти. Каждое новое движение руки основывается на уже сформированном моторном навыке, что естественно вызывает потребность вспоминать двигательные образы. К тому же детям хочется запомнить росчерки и фигуры для дальнейших игр. При определенном опыте дети создают росчерки не по схеме, а по памяти.

    Визуального и тактильного восприятия. В процессе работы у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными, и перевод их значения в практическую деятельность.

    Речи (грамматического строя речи, связной речи, звуконаполняемости слова, логоритмики, лексики).

В процессе занятий развиваются следующие эмоционально-волевые качества:

    Умение объективно оценивать свою работу.

    Уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях не бывает.

    Усидчивость.

    Целеустремленность.

    Аккуратность.

1.2. Планируемые результаты программы

    Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

    Представлен систематизированный материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей.

    Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.

    в результате планируемой работы у старших дошкольников должны сформироваться:

    продуктивные умения и навыки творческой деятельности;

    практическое умение и навыки;

    подготовка руки ребенка к овладению письмом;

    мелкая моторика пальцев, кистей рук;

    представление о пространственных признаках и отношениях - понятии «наверху», «внизу», «справа», «слева»;

    совершенствование движений рук, развитие познавательных психических процессов (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память);

    развитие речи детей, умения действовать по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения движения с заданным и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями.

      Оценивание качества развивающей деятельности по программе «Волшебники»

В начале учебного года мною педагогам-психологом МАДОУ проводится диагностика готовности детей к школе, те дети, которые нуждаются в дополнительных занятиях по развитию мелкой моторики, зачисляются в кружок «Волшебники».

Диагностика:

    методика «Домик»;

    методика «Дорожки»;

    графический диктант;

    методика «Вырежи круг;

    методика Керна – Йерасека.

II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебный план

Неделя

Тема

Задания

1-я неделя

1.Пальчиковые игры

2.Фигурки из спичек (выложить гриб и пенёк).

3.Игры с Киндер игрушками

5.Игра с волчками (Конкурс)

6. Работа в тетрадях.

2-я неделя

1.Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек (машина везёт урожай с полей).

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

5. Работа в тетрадях.

3-я неделя

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек (стайки птиц)

3. Игра с бобами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).

5. Работа в тетрадях.

4-я неделя

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек (рожица, очки).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

4. Игры с Киндер игрушками.

5. Работа в тетрадях.

1-я неделя

1. Пальчиковая гимнастика

2. вырежи снежинку (работа с бумагой и ножницами)

3. Фигурки из спичек (деревья зимнем лесу)

4. Работа с бумагой и ножницами (снежинки).

5. Работа в тетрадях.

2-я неделя

Наша Родина

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (солнце).

3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)

5. Работа в тетрадях.

3-я неделя

Зимние забавы

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек (санки)

3. Работа с ножницами и бумагой (подготовка к ному году)

4.. Игры в пробковом бассейне.

5. Работа в тетрадях.

4-я неделя

Новый год

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Работа с ножницами и бумагой (игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Работа в тетрадях.

2-я неделя

Рождество

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Работа с бумагой и ножницами (Ангелочки)

4.. Игры в пробковом бассейне

5. Работа в тетрадях.

3-я неделя

Посуда и пища

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"

4. Игра с крупами (из большой посуды в несколько мал.)

5. Работа в тетрадях.

4-я неделя

Одежда и обувь

1. Пальчиковая гимнастика

2. Работа со шнуровками.

3.. Игры в пробковом бассейне.

4. Работа в тетрадях.

1-я неделя

Домашние животные

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (киска)

3. Работа с перловкой (телёнка по контуру)

4. Игры в пробковом бассейне

5. Работа в тетрадях.

2-я неделя

Дикие животные

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из спичек

3. Игры с Киндер игрушками.

4. Самомассаж с гранёным карандашом.

5. Работа в тетрадях.

3-я неделя

Защитники отечества

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3. Работа с рисом (салют на синем картоне)

4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"

4-я неделя

Животные жарких стран и севера

1. Пальчиковая гимнастика

2. Работа с ракушками (выложи животного)

3. Игры с Киндер игрушками.

4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

1-я неделя

Мамин праздник

1.Пальчиковая гимнастика

2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)

3.. Игры в пробковом бассейне

4. Работа в тетрадях.

3-я неделя

1. Пальчиковая гимнастика

2. Работа с бумагой и ножницами.

3. Самомассаж с гранёным карандашом.

4. Работа в тетрадях.

4-я неделя

Профессии

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (дом и ворота)

3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)

4. Самомассаж с шариками.

5. Работа с трафаретами.

1-я неделя

Насекомые

1. Пальчиковая гимнастика

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)

3. Игра с крупами.

4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

2-я неделя

1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы

2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)

3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)

4. Игры с Киндер сюрпризами.

5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.

3-я неделя

Откуда хлеб пришёл

1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"

2. Фигурки из палочек (мельница)

3. Работа с пшеном (хлеб)

4. Тестопластика (крендельки)

5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4-я неделя

День победы

1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты"

2. Фигурки из палочек (танк, флажок)

4. Игры в пробковом бассейне.


Коррекционно- развивающая работа по 22 занятия в год, учебная нагрузка в неделю - 30 минут.

Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной.

Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь не ведущую руку сделать более активной.

Массаж повышает тонус мышц, эластичность и сократительную способность мышц. Рядом с массажем по виду воздействия стоит развитие тактильных ощущений, это такие игры, как «Волшебный мешочек», «Волчки», «Киндер игрушки» и пр. В ходе развития переключаемости движений формируется и переключаемость внимания, а также переключаемость является составной частью артикуляции звуков.

В основной вид деятельности включен раздел по обучению детей обводке и штриховке как подготовительный к обучению письму. Есть раздел, направленный на развитие графических навыков при работе в тетради. Немаловажным в пальчиковых играх является развитие коммуникабельности, обучение общению. Для этого применяются игры в парах. Как правило, пальчиковые игры – это эмоционально насыщенный, позитивно направленный вид работы, с радостью принимаемый всеми детьми. Формируется умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

Обеспечивается: развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием; творческой активности, пространственного мышления, фантазии; формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ; воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду. Осуществляется развитие координации движения, ловкости, фантазии, расширение кругозора.

2.3.Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.

Развитие психических процессов у детей 6-7 лет

Психический

Компоненты

Восприятие

Цвет, форма, величина, свойства предметов, эмоциональные состояния, пространство, время

Зрительная, слуховая, тактильная

Внимание

Объем, концентрация устойчивость, переключение, распределение

Мышление

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация

Воображение

Репродуктивное, с элементами творческого, творческое

Какими умениями и навыками должен обладать ребенок в 6 - 7 лет:

    Хватка во время письма, рисования, использования столовых приборов как у взрослого - внешняя;

    Может касаться большим пальцем поочередно всех остальных, выполнять все упражнения, предусмотренные для более младшего возраста;

    Если за ширмой поочередно дотронуться до большого, указательного пальца, мизинца - может определить какого пальца коснулись (если у ребенка очень хорошо развита мелкая моторика, он сможет определить прикосновение и к среднему, указательному пальцам);

    Может скоординированно работать двумя руками;

    Может подбрасывать предметы вверх и ловить их;

    Может вырезать сложные по конфигурации фигуры;

    Уверенно пользуется ручкой во время письма;

    Ориентируется в тетради, выделяет строку по длине и ширине;

    Хорошо владеет карандашом, нет дрожания, линии не прерываются;

    Может контролировать нажим карандаша;

    Может рисовать (по образцу, по заданной теме, на свободную тему), обводить по контуру, раскрашивать (не выходя за контур, без пробелов); штриховать, рисовать по точкам, рисовать по клеткам; рисовать орнаменты, узоры; может дорисовать симметричный предмет; при рисовании может пользоваться шаблонами, трафаретами;

    Владеет навыками работы с различными материалами - бумага, картон, ткань;

    Уровень развития мелкой моторики позволяет заниматься различными видами ручного творчества - вязать, плести, вышивать, выжигать, выпиливать, заниматься чеканкой, аппликацией, оригами;

    Владеет (легко овладевает) различными техниками лепки из пластилина, глины;

    Самообслуживается - надевает самостоятельно одежду, обувь; застегивает пуговицы, крючки, завязывает шнурки, ленты; пользуется столовыми приборами, может отрезать хлеб и другие продукты, намазать масло;

    Использование орудий труда не вызывает затруднений;

    Конструирует по образцу, по рисунку, по представлению;

    Умеет проводить линии по линейке;

2.4.Совместная деятельность с педагогами и родителями

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Для этого обосновываю необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки ребенка письму, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного отношения ребенка обучению в школе.

Проведение диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, индивидуально беседую с родителями. Цель беседы – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщение диагностических данных. Затем вместе с воспитателями приглашаем на первое родительское собрание.

В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов

Необходимо постоянно взаимодействовать с воспитателями и родителями при выполнении данных заданий с целью закрепления полученных навыков.

Для родителей и педагогов подготовлены консультации по темам:

«Зачем нужна мелкая моторика?»

«Приемы развития мелкой моторики»

III .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством материалами, оборудованием, электронными образовательными и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

  • Киндер игрушки.

    Пластилин.

  • Тетради в клетку.

  • Теннисные мячи.

    Пробковый бассейн.

    "Чудесный мешочек"

    Шнуровки.

    Цветная бумага.

  • Карандаши.

Предметно-пространственная среда МАДОУ обеспечивает условия для психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.

3.2. График работы

Работа по развитию мелкой моторики детей подготовительной группы «Волшебники»

проводится каждую среду во второй половине дня, продолжительность занятия 30 мин.

3.2. Литература, интернет ресурсы.

1. В. Б. Чеснокова «Внимание, память» Москва, Росмэн., 2010.

2. М. И. Чистякова «Психогимнастика». М., 1990.

3. И. А. Андреева «30 уроков развития мелкой моторики руки».

4. О. Н. Громова «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» Москва 2001г.

5. М. М. Миронова «Психология» средний и старший возраст. Изд., Корифей, Волгоград 2006г.

6. О. А. Степанова «Профилактика школьных трудностей» Творческий центр, Москва 2003г.

7. И. А. Андреева «30 уроков для развития творческих способностей и воображения» Минск «Современная школа» 2009г.

8. О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе». ОООО «Издательство Астрель» 2002г.

Приложение КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Приемы развития мелкой моторики Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. 1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. 3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. 4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. 5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. 6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой. 7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. 8. Игра "Разноцветные снежинки" Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы. Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук. 9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки") Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. 10. Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим. 11. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: "У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник". Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: "В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят". Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: "Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли меда всем нам до весны, Чтобы не снились голодные сны?". Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи". Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку". Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех". Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого. 12. Игры - шнуровки Марии Монтессори: - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи; - развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама". Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Влияние мелкой моторики на организм Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца- на сердце. Так же широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. В нашей педагогике созданы игры «Ладушки» «Сорока-белобока» «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования российских физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что манипуляции рук оказывают влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастике Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на владение ребенка простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если ваш ребенок в 4 года не умеет доносить в ладошках воду до лица – значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. В тоже время, если ребенок в 4 месяца может из кулачка вытащить один из пальцев, это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторики, а в дальнейшем о речевом развитии. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой. Упражнения по мелкой моторике можно найти в различной литературе, которой много на полках книжных магазинов. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день. Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая так же способствует развитию мелкой моторики: 1. Застегивание и расстегивание пуговиц 2. Шнурование ботинок 3. Шнуровка на специальных рамках 4. Нанизывание колец на тесьму 5. Мозаика 6. Игры с конструкторами 7. Перебирание круп, зерен 8. И другие… Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма, такие как: 1. Штриховка в разных направлениях 2. Обводки 3. Доведение линий до конца 4. Раскрашивание 5. Прописи 6. И другие… Чем раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, чем раньше родители начнут развивать ее у ребенка, тем в будущем речь у ребенка будет точной и правильной.

    ОрганизацияДиагностический инструментарий.

    Субтест «Вырежи круг»

Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями - внешней и внутренней. Он должен постарать­ся, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать над­рез, показав, как нужно будет работать.

Критерии оценки

Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы - 2 балла.

Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточ­но плавной - 1 балл.

Ребенок не справился с заданием - 0 баллов.

В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, на­сколько уверенно и аккуратно он работает.

3. Интеллектуальная готовность

    Методика “Домик”.

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;

б) замена одного элемента другим;

в) отсутствие элемента;

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

д) сильный перекос рисунка.

    Методика Керна - Йерасека

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

10-9 баллов - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

8-7 баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

6-5 баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4-3 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

1-2 балла - каракули.

    Методика “Дорожки»:

Перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа - карандаш.

В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки - иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.

По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки

    Графический диктант.

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.

Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий;

6-9 баллов - средний;

3-5 баллов - низкий;

0-2 балла - очень низкий.

Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)."

Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.

За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: