Нетрадиционное оборудование в детском саду по физо. Нестандартное оборудование, которое применяется в доу

Здоровье детей всегда должно быть на первом месте. И всем известно, что ничто так не укрепляет его, как занятия физической культурой. Поэтому любовь к ней надо прививать с самого маленького возраста. Чтобы как-то заставить детей больше и, главное, с пользой двигаться, надо их заинтересовать. Нетрадиционное физкультурное оборудование как раз поможет им взглянуть на спорт с другой стороны и превратить занятия в веселую игру. Это значительно разнообразит жизнь ребенка. К тому же можно сделать нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками.

Что это такое

Для детей очень важны различные упражнения, которые помогут развивать мелкую моторику. Это, кроме всего, положительно влияет на их психику и снижает заболеваемость. Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками, фото которого вы можете увидеть в нашей статье, как раз делает акцент на такие упражнения.

Большой плюс в том, что с помощью такого снаряжения можно проводить игры разного характера:

  • тренировочного;
  • развлекательного;
  • состязательного.

В принципе, если подключить фантазию, то можно подготовить даже специальный спектакль с интерактивными вставками (например, как победить Кощея с помощью занятий физической культуры).

Как сделать нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками и дома

Делается такое снаряжение очень легко. Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками изготовляется из подручных средств: бутылок, крышечек, веревок, упаковок от киндер сюрпризов и других вещей, которых можно найти в каждом доме.

На изготовление уходит не так уж и много времени. Можно также подключить детей, чтобы они помогали. Им будет очень интересно. При создании изделий стоит попробовать подключить фантазию и придумать что-то свое. Здесь нет никаких ограничений. Но, конечно, можно воспользоваться и уже известными наработками в этой сфере.

Бильбоке

Всем известна игра, где привязанный к палочке шарик нужно забросить в специальную чашу. Это и есть бильбоке. Изготовить такое нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками из подручных средств проще простого. Для этого понадобится:

  • пластиковая бутылка с крышкой;
  • шерстяная нитка;
  • упаковка от "Киндер-сюрприза";
  • украшения.

Для начала нужно отрезать донышко от пластиковой тары. Желательно это делать так, чтобы не оставалось заостренных концов. В желтом яйце от киндера с помощью шила проделывается отверстие, куда продевается нитка. Чтобы она не выскакивала, на ее конце завязывают узел. Второй конец веревки продевают сквозь горлышко и закручивают вместе с крышкой. Для того чтобы сделать бильбоке более красочным и привлекательным, его надо обклеить яркой лентой. Можно использовать распечатанные картинки, блёстки и бисер.

Игры с бильбоке помогают развивать реакцию и координацию движений.

Мешочек

Казалось бы, как его использовать? Но ему можно найти массу применений. Например, мешочки можно класть на голову, чтобы дети постоянно держали осанку. Так как проблемы с искривлениями позвоночника становятся все более распространенными, то такие упражнения будут очень полезными. Сшить мешочек можно из обычной плотной ткани. Наполнителем послужит соль или песок.

Волшебная бутылочка

Очень простое изделие. Для его создания понадобится прозрачная пластиковая бутылка, трубочка от коктейля, конфетти или фольга.

В крышке надо проделать отверстие. Туда будет просовывать трубочка. В саму бутылку помещают мелкое конфетти, порезанную фольгу или крупные блестки.

Ребенок должен вдыхать через нос, а выдыхать через рот в трубочку. Так он осваивает правильную технику дыхания и следит за веселым «фейерверком» внутри бутылочки.

Воздушный футбол

Очень интересная и простая игра. На создание такого нетрадиционного физкультурного оборудования своими руками не нужно много материалов. Понадобится всего большая крышка от коробки (или просто картон), пластиковый стаканчик, цветная бумага, клей, трубочки и маленький шарик.

Делается он также просто. Крышку от коробки (если ее нет, то можно просто сделать бортики из картона) обклеивают зеленой бумагой с внутренней стороны. Так получится подобие поля. Ворота можно сделать из половинок пластикового стаканчика. Забивают голы на таком поле с помощью трубочек. Надо потоком воздуха загнать шарик в импровизированные ворота.

Тоннель

С помощью него можно устроить целую полосу препятствий. Для создания тоннеля нужен большой кусок ткани и толстая проволока. Сначала сшивается полотно. Затем сверху прикрепляется еще несколько маленьких полосок поперек тоннеля. Они будут скрывать проволоку, чтобы дети не поранились.

Звериные гонки

С помощью обычной ленты, красивой палочки и мягкой игрушки можно сделать увлекательную игру, которая поможет развивать мелкую моторику рук ребенка. С одного конца привязывается мягкая игрушка, а другой конец - к ручке. Важно, чтобы ленты все были одного размера. Задача проста: надо крутить ручку, наматывая на нее веревочку. Так игрушечный зверь потихоньку будет подтягиваться к малышу. Можно устроить целые соревнования.

Робин Гуд

С помощью нетрадиционного оборудования по физкультуре, своими руками можно устроить целый турнир по метанию. Для того чтобы стать настоящим Робин Гудом, не нужен лук и стрелы. Достаточно просто лотка из-под яиц, красок и упаковок от "киндеров". Лоток разукрашиваем так, чтобы он был похож на цель. То есть в центре должен быть маленький квадратик, выкрашенный в красный цвет. Это будет яблочко. Дальше чуть больший желтый круг, а затем зеленый. Вместо стрел метать надо будет упаковки от "киндера". Такая интересная игра помогает развивать координацию движений, точность и ловкость.

Каждому родителю очень важно, чтоб в детском саду ребенок не только проводил время, когда взрослые заняты, но и развивался. Для этого сделаем нестандартное оборудование по физкультуре и наши дети достигнут высоких результатов.

Именно до школьном возрасте в ребенка формируется все жизненно важные процессы в организме. Поэтому занятия физкультурой и детские развивающие игры - имеют большое значения в детском саду. В этой статье вы найдете полезные советы как создать оригинальные предметы для развития детей. Самое главное, что они создаются своими руками из подручных средств, которые найдутся в каждом доме и совершенно безопасны. А самое главное, если вы находчивый и активный родитель, то даже сможете изготовить такие шедевры для развития малыша дома или на даче.




3. Чтоб развивать мелкую моторику. Изготовляют различные палочки-моталки. Это обычные деревянные палочки, куда привязывают один конец веревки или ленты, а с противоположной стороны какую либо безделушку.




4. Для развития ловкости. Можно построить две башенки из стойкого материала и кружки из пластмассовых коробочек от киндеров. Либо изготовить мячики из носков с песком и пластиковые мишени. Главная задача малыша попасть в цель, можно усложнить задания по цветовому назначению. Можно использовать пластиковые бутылки (сделать из них кегли) и те же мешочки с песком для бросков по кеглям.




5. Чтоб развить дыхание изготавливаются бутылочки с трубочкой внутри. В бутылке помещен пенопласт. Когда ребенок будет дуть в трубочку, пенопласт будет подниматься. Либо настольное футбольное поле, для сдувания бумажных шариков в ворота противника.



6. Чтоб развить ловкость и синхронизировать движения используют игру "Поймай мячик". Изготавливают из пластиковой бутылки и мячика (основы от киндера) на шнурочке.




7. Для профилактики нарушения зрения - зрительная дорожка.





8. Для физических упражнений: гантели из пластиковых бутылок, скакалки из бутылочек с под йогурта и шнурков и металлическая дужка.

Нестандартное оборудование по физкультуре при правильном подходе поможет ребенку еще в детском садике развиваться и расти. Сделайте его своими руками и внесите вклад в будущее своих детей.




Растущий организм нуждается в движении. Поэтому основной задачей детского сада является оздоровление, обеспечение разностороннего физического развития ребенка.

Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Наблюдая за детьми, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Поэтому, необходимо:

  • Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности.
  • Поднять эмоциональный настрой детей.
  • Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях и самостоятельной двигательной деятельности с применением нетрадиционного оборудования. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

Предлагаем нестандартное оборудование, которое можно изготовить своими руками и использовать его для проведения игр, игровых упражнений и занятий на свежем воздухе.

Использовать

Цель:

Материал: ленолиум

ШАПКИ-МАСКИ (КОТ, СОБАКА, ЛИСА, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ)

Использовать для подвижных игр

Цель: вызвать у детей желание участвовать в подвижных играх

Материал: нитки, ваше желание.





Можно использовать для прыжков через «ручей».

Цель: , прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.

Материалы: Линолеум, краска, самоклеющая бумага

Можно использовать на занятиях для перешагивания, бега змейкой.

Цель: Развивает устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений.

Материал: банки из-под кофе, самоклеющая бумага, шляпка из поролона


Использовать для выполнения ОРУ, для перепрыгивания, перешагивания

Цель: Упражнение развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.

Материал: папье-маше, гуашь.

ПЧЕЛА «МАЙЯ»

Использовать: для подпрыгивания вверх

Цель: учить подпрыгивать, развивать прыгучесть.

Материал: нитки, крючок, синтепон

Использование: для перешагивания, перепрыгивания, построение в шеренгу, колонну, круг, для игр и забав.

Цель: Развивает мышцы туловища, координацию движений, ловкость, положительные эмоции.

Материал: Капсулы киндер-сюрприз, крышки от пластиковых бутылок.

Использование: Ходьба змейкой между снежками, бросание вдаль правой, левой рукой, перешагивание через мячи, перебрасывание мяча друг другу из разных положений.

Цель: Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции.

Материал: поролон.

Использовать для выполнения ОРУ

Цель: Упражнение развивают координацию движений

Использовать для выполнения ОРУ

Цель: Упражнение развивают координацию движений

Материал: полиэтиленовые кульки разного цвета, скотч

Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.

Цель: стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.

Материалы: линолеум, пробки, клей

НАБИВНЫЕ МЯЧИ – 0.5 – 1кг

Использовать

Цель:

Материал: ткань, синтепон.

(снеговик, щенок Тобик, петрушка, Маша-неумеха)

Использовать: для организации детей младшего возраста на занятии. Дети среднего возраста учат этих героев выполнять разные упражнения, объясняют зачем и как это надо делать.

Материал: нитки, крючок, синтепон.

Использовать для выполнения ОРУ, для перепрыгивания, перешагивания, оббегания «змейкой»

Цель: Упражнение развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, силу.

Материал: ткань, синтепон.

ДОРОЖКИ «ЗДОРОВЬЯ»

Для профилактики плоскостопия.

Материал: 1) линолеум, колеса от детской машинки; 2) линолеум, толстая верёвка, на ней завязаны узлы

ТЕАТР
«ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
(носовой платок, губка, мыло, полотенце, микроб)

Использовать: обучать детей правильно пользоваться туалетными принадлежностями.


Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.

Самоловских Наталья Игоревна
инструктор по физической культуре
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 369» г. Перми Россия, город Пермь

Статья. Из опыта работы воспитателя ДОУ «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях дошкольного образовательного учреждения»


Автор: Кичигина Наталья Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 18 «Детский сад «Ладушки» г. Гай Оренбургская область.
Описание. Предлагаю вашему вниманию статью, которая будет интересна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. В статье рассказывается о том как можно своими руками сделать нестандартное спортивное оборудование и использовать его в повседневной работе с детьми.

От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, гиподинамия, - лишь некоторые факторы, которые агрессивно воздействуют на здоровье дошкольников. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.
Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо:
1.Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
2.Увеличить объём двигательной активности детей;
3.Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности;
4.Поднять эмоциональный настрой детей.
Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности детей с применением нестандартного оборудования. Что же понимается под термином «нестандартное физкультурное оборудование»?
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я решила разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов, так как оно позволяет:
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Конечно к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть:
1.Безопасным;
2.Максимально эффективным;
3.Удобным к применению;
4.Компактным;
5.Универсальным;
6.Технологичным и простым в изготовлении;
7.Эстетическим.
Представляю вашему вниманию оборудование, разработанное и применяемое в работе с детьми нашей группы.
Массажные коврики и дорожки
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы: на основу (пластинки, линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные бусины, крышки от пластиковых бутылок, пенициллиновых пузырьков, камни, пуговицы, карандаши, деревянные палочки и т д.

Задания: ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, скрёстным шагом, прыжки.




Тренажёры «Бильбоке»
Цели:
Материалы: пластиковые бутылки из-под сока, к которым на шнуре прикрепляются мягкие шарики.
Задания: поймать шарик ёмкостью.


Эспандер
Цели: развитие силы и гибкости, улучшение координации движений.
Материалы: пустые катушки от ниток, костяшки от счёт, шнур.
Эспандер называют универсальным тренажером. В некоторых странах растягивание эспандера стало признанным видом спорта (растягивание стальных пружин – «стрейнпулинг»).
Эспандеры используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.



Гантели
Цели: развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материалы: пластиковые ёмкости из под сока (духов), наполненные крупой и соединённые друг с другом.
Задания: различные упражнения.



Султанчики
Цели: развитие дыхательного аппарата (речевого дыхания)
Материалы: на деревянной палочке крепятся полоски полиэтиленового пакета.
Задание: дуть на полоски, усиливая или уменьшая воздушную струю.


Тренажёры для профилактики плоскостопия
Цели: развитие и укрепление мышц стопы, воздействие на биологически активные точки стопы.
Материалы: крышки от пластиковых бутылок, цветные карандаши, фломастеры, цилиндры.




Задание: собирание крышек пальцами ног или перекладывание из одной ёмкости в другую; рисование цветными карандашами на листах бумаги; катание и захватывание цилиндров стопами.



Снаряды для метания «Бомбочки» «Мешочки»
Цель: развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания.
Материалы: мешочки с песком, связанные крючком бомбочки и наполненные поролоном.



Задание: попади в цель; пронеси не урони.



Моталочки
Материал: палки, шнур, упаковки от киндер-сюрпризов, сшитый из ткани круг, веревки.


Цель: Развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества.
Использование: Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанным киндером на палочку.
Игра «Кто быстрей?».


Массаж сосновыми шишками


Сосновые шишки намного грубее (колючие). Берем шишку и хорошо сжимаем в ладони, затем перекладываем в другую ладонь и (повторяем упражнение 3-4 раза). Кладем шишку на ладонь и перекладываем из ладони в ладонь (упражнение выполняем3-4 раза). Катаем «колобки» (упражнение выполняем 5-6 раз). Катаем шишку до локтевого сгиба, меняем руку (выполняем упражнение 5-6 раз).


Тренажёр «Солнышко»
Описание: «солнышко» сделано ткани и набит мягким поролоном. Глаза, нос, рот - из цветной клеящей бумаги.


Цель: Развитие у детей навыка ползания, тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей. Воспитание правильной осанки, внимания.
Основные движения: ползание, перешагивание, прыжки, прокатывание мяча.
Использование: режимные моменты, закаливание после дневного сна, на физкультурных занятиях, индивидуальная работа с детьми.

В нашем детском саду, мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

«Разноцветные канатики»

Цель: совершенствование умения перепрыгивать через предмет

Можно использовать: для перешагивания, перепрыгивания, ползания между канатиками, перебрасывания предметов через канат натянутый на стойки.

Изготовлено из разноцветных пластмассовых пробок, которые нанизываются на леску или шнур. Они могут быть разной длины от 50 см до 2-3 м.

«Попрыгунчики»

Цель: совершенствование умения прыгать с продвижением вперёд, укрепление мышц ног.

Можно использовать: для упражнений в прыжках (прыгать вокруг квадрата, круга; впрыгивать и выпрыгивать в круг, квадрат); в подвижных играх (домики круглые, квадратные, вагончики круглые, квадратные и т.п.); в беге вокруг предметов.

Такие круги и квадраты можно изготовить из плотного цветного картона или клеёнки. Середина вырезается на расстоянии 5 см от края.

Диаметр круга 40-50 см, сторона квадрата 40-50 см.

«Ловишки»

Цель: совершенствование умения подбрасывать предмет вверх или ловить его; развивать глазомер, быстроту реакции.

Можно использовать в свободной игровой деятельности, в индивидуальной работе, в соревнованиях.

Изготовлено: отрезается верхняя часть от пластмассовой бутылки. На веревке с двух сторон крепятся пробки. Одна пробка прикручивается к «горлышку». «Ловишка» – готова!

Высота «ловишки» – 15 см. Длина веревочки – 25-30 см

«Моталки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость, быстроту движений.

Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях. Дети наматывают шнур с привязанным киндером на палочку.

Изготовлено: к одному концу шнура привязывается палочка, а к другому пластмассовая пробка или яйцо от киндера.

«Воздушный футбол»



Цель: развивать дыхание, силу выдоха.

Можно использовать в игровой деятельности.

Берём любую коробку и обклеиваем её самоклеющейся плёнкой. Ворота делаем из любых стаканчиков. Сбоку стадион оформляем рекламными вывесками и зрителями. Мячи делаем из фольги и вооружаемся трубочками.

Ход игры:

Игра устанавливается на столе. С двух сторон располагаются по 1 игроку, вооруженных трубочками. Мячи кладутся в центр игрового поля. Задача игроков — забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки.

Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, соперник получает одно дополнительное очко. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.

Авторы-составители:
Молчанова Светлана Владимировна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Костромина Галина Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27»
Г. Камень-на-Оби, Алтайский край, Россия
Статья размещена в авторской редакции.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: