Игры на тему дружба в начальной школе. I

Классный час « Дружба начинается с улыбки»

Цель: расширение знаний детей о взаимоотношениях людей; о дружбе;

Задачи:

    развивать речь и мышление учащихся;

    воспитывать доброжелательность.

Оборудование:

    музыкальное оборудование;

    фонограмма «Песенки кота Леопольда»;

    памятка «Основные законы дружбы»;

    пословицы о дружбе;

    плакат с нарисованным сердцем, к которому приклеен кармашек;

    цветная бумага;

    ножницы, карандаш.

Ход занятия

Звучит песенки енота « От улыбки…….

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Рада вас увидеть я!

Вот видите, вы улыбнулись. А значит, у вас появилось хорошее настроение? Попробуйте назвать тему нашего классного часа. («Дружба начинается с улыбки».)

Вы готовы со мной отправиться в удивительное королевство?

Мы отправимся в прекрасную сказочную страну. В ней жили звёздочки, поэтому страна называлась…? (Звёздной)

Учитель. Послушаем одну историю…

В одной сказочной стране жили звездочки, поэтому страна называлась Звездной. Звездочки были разные по цвету: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные: жили здесь совсем крохотные звездочки, средних размеров и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки, точь-в-точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство: душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостных на свете злой волшебник, которого так и звали – Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич, и закипела в нем зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир... Никто не воюет, никто не ссорится! И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. «А что же нужно для этого сделать?» – поинтересовались звездочки. «Все очень просто: нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены», – учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать.

Эй, ты, – крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. – Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая… Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи… ха-ха-ха…

Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом, как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.

Эй, громадина, – крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. – Вот разъелась… Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха…

Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звезда Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.

Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок? Зря только небо коптит…

И снова весело расхохотался. От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну.

Первой опомнилась совсем юная белая звездочка. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать? – думала она. – Может быть, подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас, немедленно, иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать. Стала звездочка вместо недостатков находить в других достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде:

Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали!

И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом…

Ура! Получилось... Добрые слова помогают! – ликовала обрадованная белая звездочка. И начала действовать уже увереннее:

Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала!

И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.

Потом белая звездочка заговорила с крошечной Ютой:

Хоть ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает неиссякаемый кладезь всевозможных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.

И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Эту идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо: звездочки вспыхивали одна за одной, как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.

Учитель. О чем эта история? О том, что все мы разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму – любовью или нелюбовью к себе и окружающим, зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал еще хуже, потерял веру в свои силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.

Нельзя безоглядно доверять всем подряд, помните, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела, что бывают в жизни такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации, а порой не торопиться что-то менять, учитесь терпимее относиться друг к другу и еще многому другому.

Эффективное общение невозможно без правильного восприятия людьми друг друга, то есть понимания. Легко или трудно людям понимать друг друга? И да, и нет. Почему?

Вы правильно думаете, что восприятие зависит от воспитания, образования, настроения, обстоятельств, возраста человека. Дети чаще ориентируются на внешность, больше обращают внимания на одежду, ее привлекательные или оригинальные детали, аксессуары. Они распознают эмоциональные состояния других людей, ориентируясь в основном на выражение лица. Взрослые оценивают еще и жесты, мимику, интонацию. Восприятие может зависеть от пола человека и от его профессии.

Вы не хотите, чтобы он прилетел к нам?

Тогда сегодня мы будем обсуждать несколько серьёзных вопросов.

    Как вы понимаете слово «дружба»? (ответы)

    Кто такой друг? (ответы)

    Что значит дружить? (ответы)

    Хорошо ли быть без друзей? (ответы)

Я с вами согласна. Сегодня ещё раз поговорим о дружбе.

Для введения в тему используется игровое упражнение «Найди себе подобного».

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи ).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Займи место в любой группе. Вопрос к группе, к которой подошёл ученик.

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение?

Работа в группах. Запишите на листочках ответы на вопросы, используя 1-слово.

Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

(Можно нарисовать кружочки этих цветов.)

Зачитайте ответы. Каждая группа зачитывает ответы на вопросы.

Вывод: у всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, светлым и т.п.

Итак, что же такое дружба?

Прочитаем в словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Привязанности, общности интересов.

А вот как понимает слово «Дружба» ваш ровесник.

Ученица читает стихотворение «Дружба»

Что такое Дружба?-

Спросила я у птицы.

Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

Что такое Дружба?-

Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

Дружба – что такое?

Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и взрослые, и дети!

Учитель:

Сделайте вывод. (Ответы детей) Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу.

А кого называют настоящими друзьями? (Ответы детей) Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия

С чего начинается дружба?

С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается …(доскажите словечко) с улыбки.

Мимическая гимнастика

Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
Физминутка
(дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга
(обнимаются).

Продолжение беседы

А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

Кого можно назвать другом?

Ученики:

Друг – это интересная книга, которую читаешь.

Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.

Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.

Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.

Друг – это мой непослушный щенок.

Учитель:

Заглянем в словарь Ожегова.

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть? А вы можете объяснить, почему свои отношения называете дружбой?

(Высказывания учащихся)

Учитель зачитывает отрывки из сочинений учащихся о дружбе:

1 ) Дружба –…….

2) Настоящий друг –……..

3) Дружба –……….

Какое надёжное и ёмкое слово – Дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало жизни, мы здесь родились, растём, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: « Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Как вы её понимаете?

А какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

Игра «Найди конец пословицы»

    Не имей сто рублей, а …… (имей сто друзей).

    Человек без друзей, что …..(дерево без корней).

    Друга ищи, а нашёл…..(береги).

    Дерево живёт корнями, а человек….(друзьями).

    Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь).

Учитель: А вот ещё немецкая пословица: «Дружба – это дерево, которое следует поливать». Как вы её понимаете?

Датская пословица: «Дорога к дому друга никогда не бывает долгой».

-Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?

Викторина «Кто с кем дружит?»

    Зелёный крокодил Гена и …..Чебурашка.

    Доверчивый Буратино и ……Мальвина.

    Смешной мишка Винни-Пух и ……Пятачок.

    Друзья-музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали. (Кот, петух, пес, осел)

    Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

    Карлсон бухнулся в кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон ответил: «Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье).

Учитель:

Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. И сейчас в группах вы прочтёте законы дружбы. Но это только некоторые из них надеюсь, вы обязательно их дополните. А пока зачитайте по очереди (у каждой группы по одному закону)

(Учащиеся читают по цепочке и прикрепляют на доску)

Основные законы дружбы

    Один за всех, и все за одного.

    Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.

    Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

    Радуйтесь вместе с друзьями.

    В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний.

    Берегите друзей, ведь друга легко потерять.

    Старый друг лучше новых двух.

Игра "Топай-хлопай"

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.

2. Умей слушать.

3. Оказывай другу помощь и поддержку.

4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.

5. Сохраняй тайны своего друга.

6. Не обсуждай друга в его отсутствие.

7. Радуйся успехам своего друга.

8. Завидуй успехам друга.

9. Никогда не заступайся за друга.

10. Дерись за место за партой.

11. Радуйся неприятностям друга.

12. В лицо говори одно, а за спиной другое.

Тест.

Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

Выполнение теста и анализ его результатов.

Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу) .

3. Ты идёшь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом её (его) отцу… когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему, чтобы в следующий раз он (а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

А- Б- В-

Итак, подведем итог.

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Учитель:

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу. Вы их откроете со своим учителем.

Звучит песня «Дружба».

Дети вырезают из цветной бумаги свои ладошки (или на готовых ладошках)пишут пожелания.

Учитель:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Вот и подошёл наш классный час к концу. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших друзей и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

- Быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Я хочу вручить вам "Правила дружбы" Знайте и выполняйте их.

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде. 2. Умей с другом разделить радость. 3. Не смейся над недостатками друга. 4. Останови друга, если он делает что-то плохое. 5. Умей принять помощь, совет. 6. Не обманывай друга. 7. Не предавай друга. 8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки. - Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно !

А сейчас давайте построим "Мостик дружбы". Дети берутся за руки, поднимают их вверх и делают мостик. (Звучит музыка "Дорогою добра")

Классный час в начальной школе «Ты и твои товарищи»

Цели: познакомить с элементарными правилами товарищества; упражнять в применении правил поведения с товарищами; воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Оборудование : плакат «Один за всех - и все за одного».

Ход классного часа

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Двое учеников читают стихотворение С. Маршака:

ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ

1. День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы -

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень, -

Шли куда попало

В первый теплый день.

Шли куда попало -

Просто наугад,

Прямо и направо,

А потом назад.

2. А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело вернулись

К вечеру домой.

Весело расстались -

Что нам унывать?

Весело друг с другом,

Встретимся опять!

Как можно озаглавить это стихотворение?

Про кого так можно сказать?

С. Я. Маршак назвал стихотворение «Друзья-товарищи».

И сегодня у нас речь пойдет о том, как вы относитесь друг к другу. (На доске плакат с девизом «Один за всех - и все за одного».)

Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другими никто не любит играть? Подумайте, почему это происходит.

Расскажите, кто с кем дружит.

Что ты ценишь в своем товарище? А у кого другая причина?

За что обижаешься иногда на него?

Как часто ты вспоминаешь «волшебные слова», когда говоришь с друзьями?

Ребята, иногда вы внимательны только к тем, кто для вас что-то сделал.

Посмотрите маленькую сценку по рассказу В. Осеевой «Не за то и не за это». Внимательно смотрите и ответьте на вопрос: может быть, Костя неправ? (На доске плакат с изображением скворечника.)

НЕ ЗА ТО И НЕ ЗА ЭТО

Костя сделал скворечник и позвал Вову.

Посмотри, какой птичий домик сделал!

Вова присел на корточки.

Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой, а я тебе за это планер сделаю.

Ладно, - согласился Костя. - Только давай не за то и не за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.. .

Дети, ответьте на поставленный вопрос. А кто прав? Докажите, почему он прав.

Если товарищ что-то у тебя попросит, может быть, и не следует отдавать «за так»?

Чтение рассказа.

НА УРОКЕ ТРУДА

Миша всегда забывал дома, и сегодня не принес на урок труда цветную бумагу. Он сказал об этом вслух. И тут же попросил у соседки лист бумаги. Он был уверен, что Наташа обязательно даст ему бумагу. И вдруг Наташа решительно заявила:

Не дам тебе. Если бы это было один раз, а ты всегда все забываешь. Ты растрепа.

А как в вашем классе дети относятся друг к другу? С кем хочется, с кем приятно вместе работать и играть, а с кем трудно?

Много есть пословиц о дружбе и коллективе. Какие пословицы вы знаете?

Пословицы и поговорки:

Дружба - дело святое.

Верному другу цены нет.

Сам погибай, а товарища выручай.

Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесем.

Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется.

Все считают, что быть ябедой стыдно. Но вот только по- разному думают, кого можно назвать ябедой.

Ребята, а у нас в классе есть такие, которые любят жаловаться?

Вот послушайте стихотворение А. Барто о Сонечке. И ответьте на вопрос: правильно ли поступает Сонечка?

Тронь ее нечаянно -

Сразу: - Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

Голова болит...

Я бы полежала бы —

Мама не велит.

Сговорились мальчики:

Мы откроем счет,

Сосчитаем жалобы,

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка -

И сидит тихонечко.

Да, ребята, не ябедничайте никогда. Если друг в чем-то не прав, скажите ему об этом, остановите товарища, если он занимается чем-то плохим.

Вася вбежал в класс, когда Костя складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.

Начался урок. Зинаида Ивановна и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.

Кто разбил горшок? - спросила Зинаида Ивановна. Все молчали. Вася посмотрел на Костю. Тог молчал.

Тогда Вася встал и сказал:

Это сделал Костя, я видел. Он нечаянно задел, горшок и разбился.

Кто-то из ребят тихо сказал:

Подумайте, кто же ябеда, почему вы так думаете?

Ребята, вы стали большими, учитесь во 2 классе. Расскажите, как вы относитесь к первоклассникам.

А я знаю, есть ребята, которые обижают малышей.

Вот посмотрите на этот рисунок. Что здесь изображено? (Большой мальчик защищает малыша от хулигана.)

Правильно ли поступает мальчик? А почему?

Да, дети. Малышей нужно не обижать, а помогать им, в трудную минуту прийти на помощь. Если малыши поссорились между собой, помирите их. А драчунов разнимите. За это младшие будут уважать вас. Они будут знать, что у них есть надежные старшие товарищи.

А сейчас мы поиграем в игру «Любимое занятие».

Выходят два товарища, они совещаются и молча, при помощи мимики показывают, что они любят делать. Например, кататься на лыжах, читать книгу и т. д.

Остальные отгадывают; кто отгадал, тот выходит со своим другом.

Разные ребята дружат по-разному. Одни любят всегда командовать, другие очень быстро обижаются, третьи готовы во всем уступить другому, лишь бы играть вместе.

Иногда игра и дело не ладятся, потому что ребята не могут договориться друг с другом.

Подумай, дружно ли ты играешь с ребятами. Обсудите, как надо играть вместе, чтобы было весело, интересно.

Прочитаем рассказ Е. Пермяка и узнаем, что может случиться с теми, кто не умеет дружить.

САМОЕ СТРАШНОЕ

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожки строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть.

Оставили его - все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирае т.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Обсудите, почему Вова гордился собой, своим поведением. Хорошо ли, если тебя все боятся?

Придумайте другие вопросы, которые вам было бы интересно обсудить вместе.

В дружбе не все бывает гладко, бывают и ссоры.

Чтение рассказа Н. Калининой.

ДВА ТОВАРИЩА

Коля и Сережа жили в одной квартире, гуляли на одном дворе, ходили в одну школу, сидели за одной партой.

Раз вечером пришли они из школы, взяли санки и вышли во двор. На дворе катались с горы, играли с ребятами в прятки. Потом сделали поезд из санок.

Долго гуляли; все по домам разошлись, а они все по двору бегают. Наконец, Коля говорит:

Сережа, у меня руки замерзли, пойдем домой.

Побежал Сережа к двери, а Коля кричит:

Подожди, надо санки развязать!

Сам развязывай!

У Коли пальцы замерзли — не слушаются. Дверь тяжелая, не открывается. А Сережа сверху кричит:

Я первый! - И смеется.

Прибежал домой. Колина мама спрашивает:

Где Коля?

Сейчас придет.

Идет Коля, санки тащит, обидно ему и холодно. Прошел в свою комнату и заплакал.

Ты что плачешь, с Сережей поссорился?

А Коля говорит:

Я не ябеда.

Посмотрела мама на Колю и сказала:

Не плачь. Вы товарищи. Тебе обидно, а Сереже стыдно. Ему хуже.

Сережа весь вечер из комнаты не выходил. Ни во что не играл, ни на кого не смотрел. Потом достал из ящика толстую бумагу, взял ножницы и вырезал самолет. Самолет раскрасил цветными карандашами, а когда ложился спать, положил рядом с подушкой.

Утром мальчики шли в школу. Под ногами хрустел снег, кружились и падали снежинки. Сережа с Колей догоняли, обгоняли точно таких же ребят, как они сами. Коля нес в одной руке сумку, в другой красивый самолет, а Сережа говорил:

Это - я сделал. Он долетит до самого Солнца!

И оба смеялись, потому что им было весело.

А как ты миришься со своими товарищами?

Подумай, всегда ли ты бываешь прав, когда ссоришься с ребятами?

Навсегда запомните, ребята, простые правила товарищества:

Помогай товарищу, если он попал в беду, помоги ему чем можешь.

Делись всегда с товарищами, если у тебя что-то есть, а у товарища нет.

Останови товарища, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду.

Не ссорься с товарищами: старайся работать и играть с ними дружно. Не завидуй товарищам, радуйся их успехам.

Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

III. Подведение итогов.

Какова тема занятия?

Какие вы знаете правила?

О чем сегодня говорили на классном часе?

Классный час

«Разговор о дружбе»

Выполнила:

Учитель МАОУ СОШ №1

Терентьева Н.А.

Цели :

Расширение знаний детей о дружбе.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «дружба», «друг», «бескорыстная дружба».

2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни, развивать стремление дружить с окружающими.

3.Развивать речь детей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами собрались на классный час, тему которого мы сейчас вместе и определим. А помогут нам вот эти картинки на экране (Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья). Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев? (слайд №2)

Ответы детей.

Учитель. Правильно, это друзья.

III. Беседа.

1. На доске слова: друг, приятель, товарищ.(слайд№4)

– Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?

2. Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?(слайд№5)

Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба?

3. Рассказ учителя.

– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый.

Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

IV. Обсуждение проблемных ситуаций

– А сейчас, ребята, давайте обсудим ситуации: “Как бы я поступил?”.(слайд №6)

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

V.

– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./

Ответы детей.

VI.

О дружбе есть много пословиц. Составь пословицы(разрезные карточки)(слайд №7)

    Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

    Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

    Один за всех …… /и все за одного/.

    Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

    Дерево держится корнями…./ а человек друзьями/

Молодцы с этим заданием справились хорошо.

Физкультминутка .(слайд№8)

« Два Дрозда»

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос

У тебя щеки красные и у меня.

У тебя губки аленькие и у меня.

Мы два друга мы любим друг друга.

Викторина «Кто с кем дружит»? (слайд №9)

1.Чип (и Дел)

2.Доверчивый Буратино (и Мальвина)

3.зеленый крокодил Гена (и Чебурашка)

4.Смешной мишка вини-пух (и Пяточек)

5.Мальчик по имени Малыш (и Карлсон)

6.Кай и (Герда)

7.Дед мороз и(Снегурочка)

8.Белоснежка и (7 гномов)

9.Маша и(Медведь)

Молодцы! Сказки знаете хорошо.

VII.

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Давайте попробуем составить правила дружбы.(слайд №10)

1.Не обзывай и не унижай своего друга.

2.Помогай другу в беде.

3.Не обманывайте друг друга.

4.Умейте признавать свои ошибки и помиритесь со своим другом.

5.Умейте уступать друг другу.

Если вы будите пользоваться этими правилами то на всегда сохраните теплые отношения.

У каждого из вас есть тоже свои достоинства, и хорошие качества. Перед вами лежат листочки. Обведите свою руку и на пальчиках напишите свои достоинства и хорошие качества. Возьмите свои ладошки и подарите тому с кем хотите дружить.(упражнение выполняется под песню « Дружба крепкая»(слайд № 11)

Заключительная часть:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Вот и подошёл к концу наш классный час. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Удачи всем в поисках настоящего друга!

Цели этой беседы: 1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.

4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу. Задачи беседы: 1) показать важность истинных друзей в жизни человека; 2) научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга; 3) научить разделять радости и печали друзей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа о дружбе.

Цели:
1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи: 1) показать важность истинных друзей в жизни человека;

2) научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга;

3) научить разделять радости и печали друзей.

Ход:

Учитель. Ребята, попробуйте из данных букв составить слово. (На доске - буквы, ребята складывают из букв слово «дружба».)

Учитель. Какое слово получилось?

Ученики. Получилось слово «дружба».

Учитель. Наш классный час называется: «Дружба - какое чудесное слово».

(Название вывешивается на доску.)

Как вы понимаете слово «дружба»? (Выслушиваются ответы детей.)

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, одним словом, длительные отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга, помогают друг другу.

А как вы думаете, с чего начинается дружба?(с улыбки -давайте улыбнёмся друг другу)

А ещё с чего начинается дружба? (игры, совместные дела, общение, общие интересы)

Послушайте пожалуйста стихотворение:

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Иметь друга – это настоящий подарок судьбы. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

А кто такой друг? (это тот человек,который помогает, волнуется, переживает и радуется за своего друга.)Дружбу надо ценить.

А у кого из вас есть друзья? (поднимают руки)

Вижу много таких детей.

А с кем вы дружите? (ответы детей)

Расскажите, какие они - ваши друзья?

Для чего нужны друзья?(с ними весело, они готовы оказать помощь в трудную минуту) А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они - ваши друзья?

Ученики. Добрые, веселые, умные и т. д.

А что значит – настоящий друг? (выслушиваются ответы детей).

Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

Учитель. А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу не влечет

Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Итог

Вот и подходит к концу наша беседа о дружбе. Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?
- Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и не обижаться.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: