В чем заключается терапевтическая функция сказок. Определение понятия "сказкотерапия"

Сказки – это не только отличный способ подготовить ребенка ко сну после долгого дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на одном, понятном всем языке. Сказкотерапия является прекрасным способом развития творческих способностей ребенка, который позволит расширить сознание и оптимизировать взаимодействие детей с окружающим миром.

Специалисты, применяющие этот способ лечения, могут избавить ребенка от множества страхов, тиков, проявления агрессии, энуреза и многих других недугов тем, что будут работать не с симптомами, а с причинами, по которым у ребенка возникли те или иные проблемы.

Методика сказкотерапии: функция сказок

Каждый родитель может использовать метод сказкотерапии в воспитании собственного ребенка. Есть прекрасные сказки, созданные авторами именно с целью мягкого воздействия. Они не слишком назидательны, но поучительны за счет своей персонализации. Проект , например, дает возможность взрослым создать с помощью команды профессионалов собственную именную сказку, где в главных ролях будет сам ребенок, его родные и даже, при желании, домашние питомцы. Подробнее .

Сказки обладают несколькими функциональными особенностями:

1. Текст сказок способен вызвать эмоциональный резонанс и у детей, и у взрослых. Сказочные образы воздействуют сразу на 2 уровня психики – сознательный и подсознательный.

2. Как и в истории, основным и наиболее ценным в сказке считается качественно подобранная метафора. Ее идея может заключать в себе описание жизненно важных явлений, постановку целей, жизненно важные ценности или описывать внутренний мир автора, если рассказывается авторская сказка.

3. Сказка несет собой символическую информацию о том, как научиться прощать и как правильно построить отношения с окружающими, как приобрести дружбу и любовь и ценить их, какие этапы придется преодолеть для самореализации девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам, с какими трудностями можно столкнуться по жизни и как научиться их преодолевать, кто создал наш мир и как этот мир устроен, какими ценностями нужно руководствоваться по жизни, а также какие изменения происходят с людьми в разные периоды жизни.

Типы сказок

Принято выделять 6 основных видов сказок , каждые из которых имеют свое предназначение и особое терапевтическое воздействие:

1. Художественная сказка. Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость, которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи, мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Изначально она создавалась вовсе не для лечения, однако сегодня данный тип историй успешно используется огромным числом психотерапевтов.

2. Народная сказка. Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.), персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии.

Сюжет

Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:

  • Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.

  • Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе с подростками.
  • Сказки о превращениях, трансформациях. Все мы знаем грустную историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для работы с теми, у кого занижена самооценка, или же для работы с приемными детьми.

  • Страшные сказки. В этих сказках присутствует разная нечисть – вурдалаки, ведьмы, упыри и прочие. У всех народов в детской субкультуре отводится особое место сказкам-страшилкам, которые позволяют детям самостоятельно лечиться. Такой метод самотерапии предлагает ребенку множество раз воспроизводить и переживать страшную ситуацию в сказке, благодаря чему дети избавляются от накопленного напряжения и овладевают новыми способами реагирования на проблему. Чтобы повысить стрессоустойчивость ребенка и избавить его от напряжения, рекомендуется рассказывать страшилки группе детей и подростков (не младше 7 лет). Однако, проводя такое занятие, необходимо соблюдать 2 важных правила: рассказ должен производиться «страшным» голосом, а конец истории должен быть очень неожиданным и очень смешным.

  • Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и усвоиться информации о духовном развитии личности.

Работа с народными сказками должна оканчиваться тщательным анализом и обсуждением. Как только спрятанные смыслы и мораль будут проработаны и привязаны к реальным жизненным ситуациям, можно начать использовать дополнительные способы работы со сказкой: драматизацию, изготовление сказочных кукол, песочную терапию, рисование.

3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.

4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.

5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:

  • В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
  • В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:

  • Жили-были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3-4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5-6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.
  • И вдруг… Но вот однажды… – происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.
  • Из-за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.
  • Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.
  • Развязка – обязательно положительная.
  • Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.

Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще происходит в его жизни, смысл событий.

Чтобы создать психокоррекционную сказку самостоятельно, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол.

b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить сходства с его собственной жизнью.

c) Создать проблемную ситуацию , в которую попал сказочный герой, при этом она обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания, которые испытывает сам ребенок.

d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию. При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем. Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл происходящих событий. Ваша задача – показать ребенку ситуацию и ее решение с нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения, помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем.

e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь.

Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно ее просто прочитать, предоставив ребенку возможность самостоятельно размышлять над ее смыслом. Таким образом ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у него появятся вопросы или желание обсудить сказку, вы всегда должны быть готовы ответить ему, а при необходимости – проиграть сюжет с помощью рисунков, кукол, фигурок или песочницы.

6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.

Психотерапевтическая сказка порой помогает там, где остальные техники психотерапии будут совершенно бессильны. Их используют, если проблема затрагивает философию взаимоотношений и событий.

Основные методы сказкотерапии

1. Рассказывание и сочинение сказки

Любой сказочный рассказ уже сам по себе обладает терапевтическими свойствами. Причем рекомендуется именно рассказывание сказки, а не ее прочтение. Так как именно во время рассказа у взрослого есть уникальная возможность наблюдать за переживаниями ребенка в процессе занятий с ним.

Сказку можно рассказывать не только взрослому – он может подключить к этому процессу и самого ребенка или даже предложить ему самостоятельно рассказать сказочную историю. Это поможет взрослому узнать о всех спонтанных эмоциональных проявлениях, которые бушуют внутри ребенка и при этом могут совершенно никак не проявляться в его поведении.

Некоторые психологи говорят о том, что если ребенок неожиданно прерывает рассказ и предлагает совершенно необычное окончание, при этом его ответы торопливы, голос понижен, на лице появились признаки волнения (бледность или прилив крови, подергивания), он отказывается отвечать на вопросы, он хочет начать сказку с самого начала или пытается опередить события – все это можно отнести к патологической реакции и может быть четким признаком невротического состояния ребенка.

2. Рисование сказки

После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации. Во время работы с цветным пластилином, картоном, бумагой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения, мысли и чувства. Так он сможет избавиться от беспокойств и тревог.

Здесь совершенно не стоит обращать внимание на качество изображения. Нередко, если детьми обуревают очень сильные чувства, на их рисунках появляются разные чудовища, он рисует темными красками, рисует огонь. После вторичного прочтения сказки и предложения снова порисовать на эту тему, можно заметить, что ребенок будет рисовать уже более спокойно, будут использованы более светлые краски.

3. Изготовление кукол

Этот метод сказкотерапии требует особого внимания. При этом невероятно большую роль играет сам процесс изготовления кукол.

Многие специалисты сходятся во мнении, что любое, даже самое банальное изготовление куклы приравнивается к процессу медитации , потому что в процессе производства (шитья) изделия случается изменение личности. Кроме того, в ходе процесса у детей существенно возрастают способности к концентрации, развивается воображение и мелкая моторика рук.

Во время изготовления куклы у ребенка включается механизм проекции, замещения или идентификации, а это значит, что только сам процесс помогает ребенку добиться невероятных результатов.

С точки зрения психоаналитики кукла выполняет роль предмета, на который выплескивается вся инстинктивная энергия. Еще Фрейд говорил о том, что поведение человека на уменьшение бессознательного напряжения. Поклонники Юнга связывают изготовление куклы с возможностью реализации такой возможности психики, как самоисцеление.

Не только процесс изготовления куклы, но и процесс управления, манипулирования ею позволяет осознать проблему, глубоко подумать над ней, а также найти оптимальное решение. Создание куклы помогает снять нервное перенапряжение.

При воссоздании ситуации при помощи кукол необходимо соблюдать ряд условий:

  • Звуки и речь нужно направлять только ребенку.
  • Голос должен быть достаточно сильным, дикция – четкой.
  • Голос и речь должны быть адаптированы под внутреннюю характеристику героя.
  • Движения взрослого должны соответствовать смыслу произносимых куклой фраз и интонации.

С помощью кукол можно решить целый список проблем, особенно при занятии с опытными специалистами:

  • провести психодиагностику,
  • достигнуть саморегуляции и эмоциональной устойчивости,
  • приобрести необходимые социальные навыки, овладеть опытом социального взаимодействия,
  • развить самосознание,
  • развить коммуникативные навыки, речь,
  • развить мелкую и грубую моторику,
  • разрешить внутренний конфликт,
  • провести профилактику или коррекцию страхов,
  • найти внутренние механизмы сопротивления болезни,
  • откорректировать семейные отношения,
  • способствовать становлению психосоциальной идентичности девочек и мальчиков.

4. Мастер сказок

Здесь работа идет при использовании архетипических карт, в основе которых лежат Универсальные Архетипы. Автором данной методики является психолог Т. Д. Зенкевич-Евстигнеева.

Согласно этой методике, существует 10 основных архетипов , на основе которых можно использовать 50 сюжетов сказок. Эти архетипы представлены в следующем виде:

  • Государство,
  • Дорога,
  • Творец,
  • Помощник,
  • Доброе сердце-холодное сердце,
  • Сезонность,
  • Тело боли,
  • Распутье,
  • Авгиевы конюшни,
  • Божественное вымя.

Собственно, архетипы изображены в виде колоды 50 карт. Каждая карта обладает своим уникальным значением. К колоде прилагается инструкция, которая помогает истолковать общее значение выбранной карты, предлагает вопросы для размышления, дает задания для детей и взрослых.

Сказкотерапевтическая диагностика

Психодиагностику состояния ребенка можно провести, например, с помощью использования определенных кукол и сказок, которые позволяют выявить те или иные проблемы.

Для диагностики семейных отношений психологи рекомендуют использовать гибкие резиновые куклы, потому что статичная кукла может фрустрировать малыша (разочаровать его).

Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол. Для этого можно использовать обычную фольгу.

После знакомства с куклой или ее изготовления нужно проводить диагностическую беседу. Она может представлять собой то же рассказывание сказки ребенком, помещением им куклы в некую ситуацию.

Во время рассказывания истории или сказки ребенок бессознательно объединяет свои мысли с мыслями куклы, вкладывает в нее свои переживания и рассказывает тем самым взрослым. Дело в том, что в большинстве случаев дети не идентифицируют себя с людьми – они склонны к идентификации со сказочным персонажем или животным, потому что в них больше развит образный мир.

Во время рассказа ребенка взрослый может задавать интересующие вопросы, ответы на которые помогут взрослым понять, каково эмоциональное состояние ребенка, его фантазии насчет дальнейшего развития событий.

Песочная терапия

Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы.

Песочная терапия помогает эффективно влиять на психологическое развитие ребенка, а также корректировать отдельные его поведенческие реакции. Этот метод сказкотерапии подходит для работы с детьми любого возраста.

Ребенку предлагается работать с подносом с сухим ил влажным песком, где он может по своему усмотрению размещать маленькие предметы или создавать картины. При помощи контакта с песком ребенок воплощает в физическую форму свои самые глубинные чувства и мысли.

Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение. Этот способ занятий помогает ребенку самостоятельно выстроить связь между бессознательным и сознательным, между эмоциями и разумом, между физическими и духовными явлениями, между невербальным и вербальным.

Песочная терапия помогает не только диагностировать проблемы, но и корректировать их, способствовать развитию и проводить терапию. Ребенок учится с ее помощью самопознанию, самовыражению, самоактуализации, учится снимать напряжение.

Кататимный поход в сказку

Разработчиком этого метода сказкотерапии считается Я. Обухов , который совместил элементы сказкотерапии с символдрамой. Существует 4 фазы, из которых состоит занятие:

  • Предварительная беседа. Длится от 15 до 20 минут. Здесь ребенку предлагают рассказать о своей любимой сказке. Взрослый задает вопросы о том, когда ребенок впервые познакомился с этой сказкой, от кого он про нее услышал, при каких обстоятельствах это происходило, какие моменты вызывают самое большое волнение, как ребенок относится к каждому персонажу сказки.
  • Релаксация. Длится от 1 до 5 минут. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и расслабиться – это и есть основная цель данного этапа занятия.
  • Представление образа. Длится около 20 минут. Взрослый предлагает ребенку увидеть себя в его любимой сказке и рассказать об увиденном.
  • Обсуждение. Длится от 5 до 10 минут. Здесь происходит обсуждение самой сказки, взрослый предлагает ребенку нарисовать представленный образ. Сам рисунок можно обсудить на следующем занятии.

В отличие от предыдущих методов, у этого подхода есть определенные противопоказания . Его нельзя применять с детьми, обладающими острым или хроническим психозом или близким к психозу состоянием, с церебрально-органическими синдромами в тяжелой форме, при недостаточном интеллектуальном развитии детей (при IQ ниже 85 баллов), с недостаточно мотивированными детьми.

Помните о том, что разные сказки подходят для решения разных проблем. А если вы решили самостоятельно заняться этим способом диагностики, корректировки и устранения проблем у ребенка, то помните самый главный принцип: одна сказка – одна проблема. Не стоит в один рассказ закладывать все имеющиеся у ребенка страхи и проблемы, иначе сказка не возымеет никакого действия. Ребенок должен сосредоточиться на одной ситуации, самостоятельно найти из нее выход.

Если у вас есть возможность, потренируйтесь перед началом проведения сказкотерапии с ребенком. Заранее хорошенько продумайте план сказки. По возможности запишите готовую сказку на аудио и прослушайте ее – это поможет вам понять, где в вашей сказке находятся слабые места, которые могут не ускользнуть от внимания умных детей.

Помните также о том, что ваша сказка – это своеобразная поддержка ребенка в сложной ситуации. Таким образом вы даете ему понять, что вы прекрасно понимаете его переживания и чувства в данный момент, что вы всегда готовы помочь ему справиться с ними, но вместе с тем крайне важно научиться решать проблему самостоятельно. А ведь для этого достаточно только направить мысль ребенка в нужное русло!

Для того чтобы начать применять сказкотерапию, необходимо тщательно подготовиться – просто взять и на ходу сочинить историю нельзя, иначе в лучшем случае она может просто не возыметь воздействия на ребенка, в худшем – усугубить проблему, заставить ребенка уйти в себя. Также необходимо тщательно готовиться для того, чтобы уметь толковать полученные результаты правильно.

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка или взрослого человека. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае, например, такие: "Сочини сказку о мальчике пяти лет (возраст ребенка)", "Сочини любую сказку". Затем психолог проводит анализ сказки. Ниже будет приведен пример (алгоритм работы) педагога - психолога и примеры разбора народных сказок

Взрослого человека можно попросить назвать любимую сказку или первую которая пришла на ум. Взрослому обычно задают несколько таких, например, вопросов:

"Почему именно эта сказка?"

"Какой персонаж наиболее симпатичен и какой наименее и почему?"

"Как это похоже на твою жизнь?"

Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы как ребенка, так и взрослого человека. Также сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка или взрослого, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей или как складываются у него отношения с детьми в саду или одноклассниками. Или выявить причину межличностного конфликта у взрослого человека. Через сказку можно проверять множество гипотез, возникающих у терапевта в результате работы Диагностические возможности сказки

Сказкотворчество дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания.

Основные способы психодиагностики взрослого клиента с помощью сказки, применяемые в работе психолога следующие:

Рассказываем сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузить клиента в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок, приемами НЛП.

Психолог должен наблюдать, как клиент реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы, движения, мимику. Кроме комментариев клиента необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Необходимо обращать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания, на комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал человек; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

Просим рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае мы исходим из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе человека, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев.

Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником - идентифицирует себя клиент, можно определить его "программу" на всю сознательную жизнь.

При работе с клиентом психолог исходит из необходимости искать именно тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более мы к ним приближаемся, тем лучше для клиента. Однако когда к психотерапевту обращается взрослый человек, его жизненный сценарий достаточно трудно переделать. Поэтому диагностическую и коррекционную работу начинать желательно как можно раньше (еще с ребенком): когда ребенок только усвоил мифы и сказки, и делает "первые в них шаги". К тому же работа с ребенком легче для психолога еще и потому, что его психологические защиты не стали "закостенелыми", а выражение своих чувств и эмоций не столь сильно сдерживает "родительский контроль", поэтому проекция является более пропорциональной и, следовательно, менее искаженной. Тем не менее использование сказки в психотерапии взрослых не теряет своей эффективности, но соответственно претерпевает некоторые изменения по сравнению с детской сказкотерапией.

Просим клиента придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики.

Тут психологу следует не только отслеживать реакции клиента, но и сделать полный анализ продукта творчества - сказки, которую можно условно отнести к художественному произведению, автор которого комбинирует образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания. Напротив, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логика обусловлена той связью, которую устанавливает произведение между своим миром и миром внимания.

a. Терапевтическая функция сказки в сказкотерапии.

Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь клиенту увидеть, осознать его собственные старые, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие.

Путем сказочной истории до ребенка доносится информация о ситуации, в которой он оказался, и возможных вариантах ее последствия. Смысл подобных сказок в том, чтобы сначала продемонстрировать неэффективное поведение и его результаты, а потом предложить эффективное, показав его преимущество

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния па поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено но возрасту (примерно до 11 - 13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Алгоритм психокоррекционной сказки:

1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что-бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой строны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. "Увиденное в правильном свете, все является благом" - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину "плохого" поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

1. Желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания;

2. Желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях;

3. Желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения;

4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха;

5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать "сказочный урок", проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом при коррекционной работе с детьми.

Анализ сказки.

Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

2) что было бы, если.? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

Сказочные задачи.

Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а учителю позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.

Рассказывание сказки. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть:

1) рассказчик педагог от 3 лица - группе детей

2) Рассказчик педагог - одному ребенку

3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу

4) рассказывание известной и придумывание к ней продолжения

5) рассказчик педагог от первого лица - группе детей

6) рассказывание сказки от 1 лица детьми

7) рассказывание сказки от имени различных персонажей.

Сочинение сказки.

Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в "полной волшебной сказке" тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.

7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета):

1) Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме

2) расставание с родительским домом

3) Выбор пути, проверка на доброе сердце

4) Борьба и победа

5) Возвращение домой, трудности обратного пути

6) Прибытие домой

7) Свадьба, коронование.

Мы описали методы диагностической и коррекционной работы психолога в сказкотерапии при работе со взрослым человеком и при работе с ребенком. Как видно из описания этих двух методов разница между детской, взрослой и подростковой сказкотерапией лишь в проблемах, желаниях и тревогах, которые затрагиваются каждым из этих возрастов. В одной и той же истории каждый человек, как взрослый так и ребенок сможет найти что-то свое, подставить свои образы, избавиться от ненужных тревог и отыскать решения своих проблем. И тем не менее очень важно, чтобы каждая сказка непосредственно относилась к жизненной ситуации определенного человека, к решению его проблем, созданию в его воображении нужных позитивных образов и реализовывала желаемые намерения.

Итак, функции терапевтических сказок:

Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.

Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.

Сказка является символическим "буфером" между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.

Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

Сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение.

Следует отметить, что диагностические и коррекционные, впрочем как прогностические функции сказок тесно взаимосвязаны и в результате разбора одной сказки, как правило, отслеживаются все три ее функциональные направленности.

Прогностическая функция сказки в сказкотерапии

В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария клиента в перспективе.

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, переноса сказочных смыслов в реальность; процесс объективизации проблемных ситуации, активизации потенциала личности, всестороннего образования и воспитания;

терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.

Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день. Трудно представить дату создания первой сказки. Конечно, устное народное творчество, как первый этап сказкотерапии, не имеет временных границ. Оно создается от каменного века до наших дней.

Второй этап - собрание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю. Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др.

Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Бабушки рассказывали притихшим на речке крестьянским ребятишкам сказки, девушки за рукоделием делились с подругами своими историями собирались сказителями и передавались из уст в уста. В сказках передавался от поколения к поколению житейский опыт и запас прочности. И сегодня, рассказывая детям сказки, мы повторяем этот исторический процесс. А еще мы ошибаемся, если считаем что изучение сказок - удел самых маленьких. Мудрость в них черпают люди разных возрастов.

Сущность сказкотерапии как метода в психологии

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основатель метода комплексной сказкотерапии - Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

В рамках сказкотерапии в основном используется следующая классификация.

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

* народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок;

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

4. Психотерапевтические сказки - сказки, направленные на «оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний.

5. Медитативные сказки создаются в основном для снятия психоэмоционального напряжения, создания положительных моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Народные, волшебные сказки являются основой методики сказкотерапии. В них проигрываются переживания и конфликты между персонажами. На этом построен весь сюжет сказки.

Ребенок и взрослый должны по методике сочинять сказку на заданную тему раздельно. Инициативу должен проявлять взрослый. Он ведет сюжет сказки, задает интонацию. Причем, здесь взрослый так же выступает в роли слушателя сочиненной ребенком истории. Ребенок-рассказчик должен подхватить интонацию сказителя.

Таким образом, он приобщается к национальной культуре. Родитель развивает с помощью сочинения сказки его художественно коммуникативные способности, приобщая его к традициям с помощью интонации.

В диалоге взрослый и ребенок должны быть равны. Нужно, чтобы малыш усвоил диалектику взаимоотношений автора и адресата. Он побывает по инициативе родителя во всех возможных коммуникативных позициях, несущих педагогическую и терапевтическую нагрузку. Это и есть психологические предпосылки, сказкотерапии.

С помощью сказкотерапии реализуются потребности в нарушении запретов и правил. Сказка становится посредником между внутренним и внешним миром ребенка. Она является мощным инструментом развития внутреннего мира человека. Отсюда к сказкам повышенный интерес психологов. Но только в ближайшие годы сказкотерапия называется самостоятельно.

Только сказочный язык открывает мир человеческих отношений в понимании психических особенностях дошкольников. Сказка развивает у детей воображение. Учит их видеть не только положительные, но и отрицательные черты характера людей.

Человек является субъектом саморазвития. Постепенно, он повышает уровень развития самосознания, учится управлять своим Я.

Ребенок осознает, что нужно преодолевать свою спонтанную активность развиваться творчески, как личность. И здесь сказка становится развивающим и психотерапевтическим средством за счет метафоричности. Через сюжет сказки малыш проживает собственные психические процессы и вникает в их смысл.

Через сказки люди черпают житейский опыт. У Пушкина мы читаем: «Сказка - ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок».

Но не всякая сказка поучительна. Терапевтически ценной является история, которая позволяет задавать вопрос, наводящий на размышления о смысле жизни, о сделанном выводе. Это есть сказкотерапия.

Язык сказки сближает взрослого и ребенка. Сказка пробуждает творчество в терапевте, у которого развивается интуиция, архетипы на основе первого впечатления. Она несет свободу, в которой происходит трансформация. Именно здесь маленький и слабый ребенок превращается в самодостаточного силача.

Сейчас термин «Сказкотерапия» часто кочует по специальным изданиям. Что же психология трактует под определением « Сказкотерапия»? Ну, прежде всего не только прямое лечение сказками.

Сказкотерапия - это совокупность следующих процессов:

Поиск смысла, расшифровка знаний о мире и система взаимоотношений в нем;

Образование связи сюжета с реальностью и перенос выводов сказки во внешний мир;

Объективная проблема;

Активизация личного потенциала;

Воспитание высокого интеллекта.

Сказка - волшебство и превращение. Отсюда сказкотерапия улучшает внутренний мир и природу. Она лечит особой сказочной обстановкой, которая будит потенциал личности. С её помощью мечта может материализоваться появится чувство защищенности и таинственности…

Метафоры в сказках изучают психология, философия, педагогика. Первые басни были написаны Эзопом, его продолжателями были И. А. Крылов и Лафонтен.

Благодаря использованию метафор текст сказки не является для ребенка однозначным и ограниченным некоторым набором значений. Напротив, любое значение любого сказочного содержания тут же ребенком доосмысляется, обогащается личностными смыслами, интериоризируется.

Например, волшебные способности представлены в виде предметов или существ (золотая рыбка, скатерть-самобранка), конфликты и споры решаются в конкретных действиях, чаще всего соревновательных (кто со Змеем справится, кто дальше стрелу пустит).

Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира.

С одной стороны, метафорические образы делают повествование более ярким, помогают ребенку лучше представить себе происходящее. С другой стороны, метафора обладает таким свойством, как универсальность. Наличие «стандартных» речевых оборотов («Жили-были», «В некотором царстве») позволяет ребенку «додумать» содержание истории, наполнить образы новым содержанием.

Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственным, индивидуальным интерпретациям сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценок, т.е. превращает слушателя их объекта воздействия и субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, эмоциональном переживании сюжета. сказкотерапия психологический воздействие ребенок

Слушая сказку, ребенок представляет себе сказочных героев - как они выглядят, что делают, как взаимодействуют между собой; воображает разные сказочные страны, принцев и принцесс, драконов и рыцарей, их побеждающих. Сказка может просто очаровать ребенка, вдохновить его на создание собственных волшебных историй.

Анекдот это тоже притча или басня, только в короткой форме, построенная на абсурде.

Создание анекдотов это тоже творчество мышления. Героическое содержание повествует о реальных исторических событиях в легендах, былинах, сагах, эпосах. Эти жанры воспитывают патриотизм.

В процессе использования сказкотерапии в работе у психологу следует учитывать следующие психологические механизмы воздействия сказок.

Во-первых, волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения - перехода на иной качественный уровень.

Во-вторых, сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Это может быть непосредственный телесный опыт, связанный с прохождением психофизиологических кризисов. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты Я, в частности, адаптационные механизмы, помогающие преодолеть кризис.

В-третьих, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы.

В-четвертых, образы сказки не только проецируются на реальную жизненную ситуацию слушателя и воспроизводят в метафорической форме моральные нормы и принципы взаимоотношений между людьми, но и включают глубинные механизмы бессознательного за счет непривычных для разума архетипических элементов.

В-пятых, сказка лишь тогда воздействует на человека, когда возникает сходство между семантическим пространством его души и семантическим пространством сказки.

И, наконец, в-шестых, при оценке силы воздействия сказки на слушателя не следует забывать о ее эстетической, художественной стороне. Особенно это касается авторских сказок (народные при внешней скудости используемых эстетических средств потрясающе отшлифованы столетиями использования).

Остается неясным: как, каким образом в процессе работы со сказкой происходит процесс построения границ между мирами - внутренним и внешним, реальным и вымышленным? Ведь вряд ли процесс идентификации себя с главным героем выступает в качестве единственного психологического механизма изменений в отношениях с самим собой и своей жизненной ситуацией.

Для разрешения этого вопроса оказалось продуктивным использование понятия семантического пространства, под которым понимается система функционально оправданных связей между значимыми для некоторого круга лиц семантическими элементами (смыслами и значениями). Семантическое пространство душевного мира человека содержит в себе множество подпространств - тех фрагментов внутреннего мира, которые соответствуют определенным фрагментам внешнего мира и жизненному опыту взаимодействия человека с ними.

Повседневную жизнь человека, согласно Е.Л. Доценко, можно рассматривать как непрерывное путешествие (переходы) из одного семантического пространства в другое - по мере того, как человек относит (идентифицирует) себя к той или иной общности людей, обладающей сходными смысловыми характеристиками: потребностями, интересами, знаниями, привычками, установками и пр.

Фактически, когда создается сказка, содержание которой соответствует особенностям жизненной ситуации человека в данный конкретный момент, два семантических пространства - психолога-сказочника и клиента - должны взаимно отобразиться. То есть определенному содержанию одного из этих двух семантических пространств ставится в соответствие некоторое содержание другого, так что язык каждого из них может быть иносказательно (метафорически) использован для описания содержания другого. Однозначного изоморфного отображения в большинстве случаев, как правило, не происходит, потому что психолог, предлагающий сказку, не может знать о человеке абсолютно все.

Следует обратить внимание на очень важный момент, на который указывает Е. Л. Доценко: задача состоит не в том, чтобы что-то узнать о фактах жизни человека, а понять то, какова эта жизнь в его представлениях. Создаваемая сказка позволяет (даже при недостатке информации) очертить общий контур проблемы, охватить ключевой круг реально работающих метафор, обозначить возможный баланс ресурсов клиента, вскрыть содержательные и динамические моменты, типичные затруднения и привычные стратегии взаимодействия, способы решения возникающих проблем.

В отношении психологических сказок заметим, что их воздействие на самосознание ребенка осуществляется, по-видимому, в соответствии с указанным выше психологическим механизмом.

В психологических сказках, конечно же, не существует прямой аналогии между жизнью ребенка и сказочного героя в силу большей обобщенности сюжета - ведь психологические сказки обычно нацелены не на одного конкретного ребенка, а на широкую группу детей одного возраста, обладающих сходными психологическими характеристиками.

Вместе с тем, прелесть сказок в том и заключается, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные им. Это происходит не только благодаря наполненности сказок архетипическими образами, но и потому, что типичные речевые обороты сказок задают условные ситуации в особом пространстве сказки, в котором происходят события, в той или иной форме имеющиеся в опыте практически любого человека. То, что ребенок взаимодействует со сказкой, сразу и неизбежно задает для него семантическое пространство, насыщенное метафорами. Текст сказки, поэтому не является для него однозначным и ограниченным некоторым набором значений.

Напротив, любое значение любого сказочного содержания тут же ребенком доосмысляется, обогащается личностными смыслами, интериоризируется. Отклик в душе слушателя возникает тогда, когда сказка сконструирована таким образом, чтобы, будучи конкретным, интересным, увлекательным, ярким художественным произведением, оставаться «открытой возможностью» для разнообразных толкований и чтобы между ее семантическим пространством и семантическим пространством детской души возникло взаимное отображение.

А как происходит установление сходства семантических пространств сказки и слушателя? Результат обнаружения этого сходства Е.Л. Доценко предлагает называть семантическим резонансом. Момент его возникновения переживается человеком как узнавание, понятность, сходство. Фактически речь идет о завершении поиска соответствия между актуальной ситуацией и фрагментами жизненного опыта, а механизмом этого поиска выступает семантический резонанс. Если он произошел, слушателя захватывают особые переживания, возникают ощущения значимости материала сказки. В результате становится возможным изменение способа видения мира и себя в этом мире и отношений к себе и к миру.

Можно обозначить следующие важные особенности применения сказкотерапии.

Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя (обычно ребенка), с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но - в первую очередь - его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г. Юнг и его последователи.

Во-вторых, все отдельные функции сказкотерапии (и не только сказкотерапии, кстати, но и других психологических методов) в конечном итоге направлены к одной цели - помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовое условие такого развития - повышение уровня самосознания - надо же иметь представление, что и как развивать в себе.

В-третьих, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В-четвертых, поскольку одной из важнейших задач практической психологии образования в настоящее время принято считать создание оптимальных условий для естественного психического развития детей, то следует помнить о значении социальных взаимодействий ребенка. А значит, в построении эффективного взаимодействия между субъектами образовательной среды - того, над чем приходится работать детскому психологу, - сказкотерапия может оказать неоценимую помощь.

Психологические предпосылки сказкотерапии

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей и через построение сюжета.

Важнейшее место в организации совместно - разделенной деятельности ребенка и взрослого по сочинению сказки должно отводиться собственно коммуникативной, диалогической составляющей (вопросам слушателя - взрослого).

Взрослый ведет сказку, задает интонацию (выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого персонажа). Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок -рассказчик.

Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток художественно - коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не только через структуру художественного текста, но и с помощью особой интонации.

В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной партнерской позиции - не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку). Это и есть психологические предпосылки сказкотерапии.

Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определённой степени наши потребности.

Проанализировав содержание сказок, П.И. Яничев выделил триаду тенденций или потребностей:

1 - потребность в автономности (независимости);

2 - потребность в компетентности (силе, всемогуществе);

3 - потребность в активности;

А также реализуются потребности в нарушении запретов и правил, потребность в абсурде, благодаря которым сказка становится посредником между внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром.

Сказкотерапия – термин, подразумевающий “лечение сказками”. Методы сказочной терапии используют в различных сферах – педагогика, медицина, но в первую очередь в психологии. Сказкотерапия применима как для взрослого поколения, так и для детей. В основном используется при воспитании молодого поколения, при общении с дошкольниками. С помощью данной методики можно эффективно и аккуратно воздействовать на психологический мир ребенка, его мировоззрение.

Суть метода сказкотерапии

Понятие сказкотерапии

Сказкотерапия – это давний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; расширение воображения слушателя; психологической помощь при казалось бы неразрешимой жизненной ситуации.

Сущность сказкотерапии заключается в психологической развитости, решении внутренних проблем человека. При анализе той или иной сказки человек мысленно представляет сюжет в современном свете, анализирует сказочные ситуации, героев. Таким образом он мысленно приходит к пониманию и решению реальных жизненных обстоятельств.

Специалисты выделяют три направления в данном виде терапии:

  • Диагностика. Определяет главные сценарии, используемые человеком при определенных условиях и жизненных ситуациях. Специалист определяет основные черты характера индивидуума, его сильные стороны, умственные способности, таланты, его восприятие окружающей среды;
  • Терапия. Помогает человеку создать свой образ в конкретных условиях, настроиться на определенную модель поведения для достижения поставленных задач;
  • Прогностическое направление сказкотерапии помогает человеку осознать, как его поведение в настоящем времени может повлиять на его жизнь в будущем.

В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры,суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.

Виды сказкотерапии

Сказки делятся на четыре вида. Рассмотрим сказкотерапевтические методы для дошкольников более подробно.

  • Дидактические сказки

Также их называют обучающими. Их активно применяют при поднесении детям учебно-познавательной информации. Ребенок легче воспринимает знания через образы, символы.

  • Психокоррекционные

Часто используются взрослыми для влияния на поведение ребенка. Так, при негативном поведении малыша с помощью психокоррекционных сказок можно постепенно изменить поведение ребенка, изменив его собственный взгляд на свое поведение, научить понимать окружающий мир.

  • Психотерапевтическая сказка

Ее цель – создать в воображении картину окружающей среды. В таких сказках герои переживают различные реальные события, ситуации. Анализируя поведение действующих героев человек начинает осознавать поведение реальных людей со стороны. Ребенок же учится понимать других людей, их характер и человеческие качества.

  • Медитативные

Направлены на избавление человека от тревожного, напряженного состояния, погружение в приятные мысли, мечты и ощущения. В таких сказках есть только хорошие, добрые герои, полностью отсутствует негатив, что позволяет погрузить человека в положительный настрой. Их также используют, чтобы помочь клиенту с помощью его анализа сказки, придумывания дальнейшего сценария, найти решение действительных жизненных проблем.

Психологического уровня является очень эффективным и применимым специалистами в различных областях – как в работе, связанной с детьми, подростками, так и при взаимодействии со взрослыми людьми, для решения внутренней психологической проблемы. Эффективность заключается в восприятии сказок всеми поколениями без исключения. Ведь с самого детства, из поколения в поколение, взрослые рассказывают детям выдуманные истории. Многие малыши часто просят рассказать одну и ту же несколько раз подряд, потому что ее они воспринимают наиболее реально и ярко.

Сказкотерапия является самым легким, воспринимаемым способом повлиять на поведенческую модель человека, его внутренний мир, мышление.

В сказкотерапии используются различные литературные жанры, как народные (мифы, анекдоты, притчи), так и более современные (фэнтези, детективы). В зависимости от психологической проблемы каждому клиенту подбирается соответствующий жанр истории.Основа любой сказки – метафора. Термин определяет применение слов и фраз в переносном смысле, основанных на внешнем сходстве или сравнении.

Функции сказок

В сказкотерапии выделяют следующие функции:

Воздействие сказки направляется на два психологических направления – сознание и подсознание индивидуума.

Цель – донести до индивидуума жизненно важные явления, ценности, помочь установить цель, донести внутренний мир автора (авторская сказка).

Символичность сказки заключается в донесении информации:

  • об устройстве мира, его создании;
  • самореализации в жизни мужчин и женщин;
  • о жизненных препятствиях и их преодолении;
  • о человеческих ценностях;
  • отношения с окружающим обществом (дружба, любовь);
  • отношения между поколениями;
  • прощение.

Типы сказок

Различают несколько типов сказок в зависимости от их цели, способа создания, их функций. Всего выделяют пять основных типов:

  • Художественная

Сюда относят авторские повествования, а также повести, передающиеся из поколения в поколение. Придуманные народами мира в различные временные промежутки, на сегодняшний день они с успехом используются психотерапевтами в психологической коррекции.

  • Народные сказки

Издавна их принято называть мифами, легендами. Это могут быть как истории об отношениях между животными и человеком (для детей), о бытовых ситуациях в отношениях семьи, сказки о перерождении и изменении (например, для людей с низкой самооценкой или детей, попавших в незнакомую, совершенно новую обстановку, например, новую семью), сказки страшилки (для переживания напряжения внутренне и подготовке к стойкому перенесению внешних тревог), сказки о волшебстве и чудесах (духовное развитие).

  • Авторские сказки

Как правило, применяются для тех, кто духовно устал, потерял силы и надежду на что-либо (победу над тяжелой болезнью, примирение с очень важным человеком и другое).

  • Дидактические

Используют для подачи учебного материала школьникам.

  • Психокоррекционные сказки

Обычно имеют определенную последовательность, план развития событий. Сюжет, как правило, немного схож с жизненной ситуацией клиента. В конце рассказ должен иметь мораль, подведение итога.

  • Психотерапевтические сказки

Такие рассказы направлены на жизненные ситуации, чувства, взаимоотношения, имеют глубокий смысл и заставляют задуматься над ним. Это могут быть как самостоятельно сочиненные авторские, так и старинные народные сказания.

Способ воздействия с помощью сказкотерапии

Сказкотерапевт предлагает несколько вариантов работы со сказкой. В любом случае происходит терапевтическое воздействие на сознание клиента. Основная возрастная категория воздействия – дети и подростки. Как правило, терапевт действует по определенному плану:

  • рассказывание сказки специалистом для создания положительного настроения клиента перед дальнейшими действиями;
  • сказкотерапевтическая диагностика (обсуждение рассказанной терапевтом истории, детальное рассмотрение рассказа);
  • самостоятельное сочинение сказки самим клиентом.

Перед этим этапом клиент может нарисовать рисунок или сотворить скульптуру. В дальнейшем это поможет ему оттолкнуться от своего творения и придумать героев и сюжет. В то же время этот этап призван к творчеству, а при творении, как известно, человек выражает цветом и формами свое внутреннее состояние. Так, к примеру, если человек напряжен и переполнен негативом, его рисунок или аппликация будет ярких или темных тонов. В процессе сеанса негативные эмоции останутся в поделке, и мысли уже будут более просветленными. Если в конце занятия попросить нарисовать клиента рисунок, он будет более спокойных тонов, чем первый;

  • подготовка к воплощению сказки в реальность (изготовление кукол для мини-театра). Создание кукол – героев, – помогает осознать внутреннюю проблему;
  • воплощение сказки в реальное действие.

Это может быть как актерское отыгрывание (удобно для группового занятия), так и инсценирование при помощи кукольного театра.

Сказкотерапия для детей

Против чего помогает сказкотерапия

Сказки делятся на различные виды – одни имеют напряженный сюжет, другие действуют умиротворяюще, третьи показывают со стороны жизненные ситуации. Сказкотерапия для детей предполагает решение тех или иных психологических проблем ребенка. Делятся они на несколько разновидностей:

  • Сказки, помогающие побороть внутренние страхи (врачей, темноты, собак и т. д.)
  • Успокаивающие для детей с гиперактивностью.
  • Сказки, призванные на умиротворение агрессии. Актуальны не только в работе с дошкольниками, но и с подростками.
  • Сказки для решения расстройств поведения, при которых проявляются физические проблемы: пропажа аппетита, недержание и другие.
  • Сказки для малышей, переживающих внутрисемейные глобальные изменения – развод родителей, появление нового члена семьи, желание найти другую семью.
  • Сказки для детей, переживших разлуку/потерю важного человека в их жизни, домашнего любимца.

Чего можно добиться различными методами сказкотерапии

Ребенок часто не может выразить дословно свои мысли и желания. На почве невысказанности появляются капризы – “не хочу в детский сад”, “ не буду есть эту кашу”, “не хочу ложиться спать” и другие. Это очень раздражает, особенно молодых родителей.

Создается впечатление, что ребенок намеренно делает все не так, как нужно.Ф В таких ситуациях родители начинают упрекать ребенка, отчитывать. Но нравоучения не помогают ребенку увидеть себя со стороны, понять свои ошибки. Поэтому все замечания взрослых оказываются бесполезными, не достигающими главной цели – повлиять на свое чадо, исправить поведение в лучшую сторону.

С помощью сказки можно отразить реальную ситуацию в глазах ребенка. Слушая рассказ, маленький человечек как бы примеривает на себя роль главного героя, переживает его эмоции и чувства. В то же время он понимает, что это только вымышленный герой, но подсознательно старается ему подражать. Таким образом при сочинении собственной сказки можно вместе с ребенком обдумать несколько вариантов действий главного героя в различных ситуациях и к чему они могут привести, выбрать, какое решение будет более правильным. Так у детей формируется видение хорошего и плохого поступка человека, он учится думать наперед, предполагать ход жизненных событий при совершении определенных действий.

Например, художественные сказки ярко показывают малышам различные черты характера: для хвастунишек подойдет сказка “Заяц-хвастун”, а при отсутствии чувства ответственности можно прочесть “Приключения Незнайки”. После прочтения малышу сказки можно разобрать поведение главных героев и последствия их поступков. Поразмыслив, ребенок найдет схожесть своих поступков и главных героев, сделает выводы и будет стараться исправиться. Выслушав рассуждения чада, родители смогут лучше понять его характер, взгляд на окружающий мир, причину тех или иных поступков, и правильно на них отреагируют в следующий раз. Так два разных поколения смогут понять друг друга, сблизиться духовно.

Общая информация

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании , и в образовании , и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Давайте попробуем отделить их один от другого:

  1. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума . Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях , былинах , притчах . Древнейший способ социализации и передачи опыта.
  2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия , творчество . Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
  3. Сказкотерапия как нарратив . Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство , нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
  4. Сказкотерапия как психотерапия . Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Психотерапия с помощью сказки

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

  • обсуждение уже существующей сказки;
  • самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
  • инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
  • арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый - все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

  1. Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру , сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.
  2. Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.
  3. Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические , психокоррекционные , прогностические.

Литература

  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2003. - 400с.
  • Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. - 224с.
  • Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь,2003. - 146с.

Ссылки

Дмитрий Кудзилов Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии . Архивировано

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 5 ноября 2008.

Роман Кандибур Сказкотерапия в гештальт-подходе. . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 5 ноября 2008.

Иван Шихалдин Сообщество сказкотерапии Сказочная Страна. . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 1 ноября 2009.

Дмитрий Соколов Страничка Дмитрия Соколова . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 5 ноября 2008.

Дарья Селиванова Сказкотерапия. Как правильно лечить сказкой? . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сказкотерапия" в других словарях:

    - (от лат. victima жертва) склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него. Виктимность изучает межотраслевая дисциплина виктимология. Различают также «общественную… … Википедия

    В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление «психология здоровья». Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является наукой об индивидуальном здоровье человека и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

    - (нем. Gestalttherapie) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт терапии внесли также Изедор Фром, Ирвен и Маряма Полстеры,… … Википедия

    - (от англ. art искусство; therapy терапия, лечение, уход, забота) диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в… … Википедия

    Гештальт терапия (от нем. Gestalt фигура, образ, целостность, личность) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории… … Википедия

    Савицкая Светлана Васильевна Род деятельности: журналистка, поэтесса Дата рождения: 10 октября 1963(1963 10 10) (49 лет) … Википедия

    - (иллюстрация Уолтера Крейна) «Умная Эльза» (нем. Die kluge Else) сказка братьев Гримм, представляющая собой фарс о молодой девушке, которая, прослыв «умной», делала массу глупостей, видела будущее в мрачном свете и заражала своими… … Википедия

    Тавале это международный фестиваль практической психологии, духовных практик, искусства и философии. Основан в 2000 году как конференция практической психологии в Харькове. С 2005 года стал крупнейшим на Украине. С 2010 года в течение… … Википедия

    Содержание 1 История 2 Современность 3 Структура 3.1 Младший отдел … Википедия

Книги

  • Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психологов, педагогов и родителей , Строгова Н.А.. Сказкотерапия это метод современной психотерапии, возникший на стыке педагогической науки и психологии. В пособии рассматривается методика применения психотерапевтических сказок для детей…


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: