Главное - играть вместе. Эти-Дети. Возрастная психология, развитие и воспитание детей

Равные с равными схдятся крайне легко.
Цицерон

  • Кто такой сверстник?
  • Могут ли быть старшие или младшие сверстники?
  • Какие отношения существуют между твоими сверстниками?
  • Что тебя привлекает в твоих ровесниках? Что неприятно? Почему?
  • Близкие и друзья. Всегда ли это одни и те же люди?
  • Всегда ли верно выражение: "Скажи мне кто твои друг, и я скажу тебе кто ты"?
  • Как возникает чувство близости? А отвергание?

До сих пор мы говорили в основном о тебе, о том какая ты (или какой), какие места в этом мире ты уже занимаешь, как относятся к тебе окружающие. Поговорили и о самом близком для тебя из миров, о твоем Доме, твоей семье. Но ведь немаловажная часть твоей жизни проходит вне дома. Ты общаешься с одноклассниками, друзьями по двору, товарищами по секции или студии. Ребята, окружающие тебя, какие они? Посмотри, ведь твои товарищи читают эту же книгу. Они также как и ты отвечали на вопросы: "какой (какая) я?", "как ко мне относятся другие". Кто знает, может думая про отношение этих самых других к себе, кто-то думал именно про тебя. А как ты относишься к своим сверстникам? Какими их видишь? Какими бы тебе хотелось их видеть? Кто такие "сверстники"?

Посмотрим, что говорит нам словарь русского языка С.И. Ожегова:

    СВЕРСТНИК - человек одинакового с кем-нибудь возраста.

    РОВЕСНИК - человек одинакового возраста с кем-нибудь.

"Сверстники - это люди, которые одного года рождения". "Мои сверстники - это дети, которые моего возраста. Я, например, учусь в 6-м классе. Мои сверстники тоже учатся в 6 классах и им всем по 11-12 лет". Другие различали значение этих понятий "сверстники" и "ровесники".

"Ровесники - значит равные. То есть те, кто мне равен по годам. Сверстник тоже может быть равен по годам, а может и не быть". "Мои сверстники - это пацаны, с которыми я общаюсь". "Мои сверстники должны быть примерно моего возраста. Своих сверстников я считаю своими друзьями и товарищами. Они должны мне помогать, конечно, в том. в чем смогут, и я им тоже. Мои одноклассники не все являются моими сверстниками, потому что они не все помогают мне во всем, в чем могут, хотя они моего возраста. Вот почему моими сверстниками не могут стать те, кто хочет!"

Итак, твои сверстники. Они могут быть самыми разными: застенчивыми, бойкими, спокойными, крикливыми, общительными, Замкнутыми (можешь продолжить этот список). Но тоже самое можно сказать и о малышах из начальной школы, и о старшеклассниках. Тем не менее, твои сверстники отличаются от них и не только возрастом и количеством полученных знаний. Чем же?

    Из беседы с ребятами.
    - Мои сверстники могут быть разными, совсем разными, но они все равно мне ближе и понятнее, чем старшие или младшие. Даже если этот старший или младший на меня похож.

    У нас и интересы пусть разные, но понятные. Ну, вот, когда мы младше были, да еще в прошлом году, мы все вкладыши собирали. Кто, с машинами, кто с комиксами. Все розное, но все - одно. А начни сейчас кто из нас собирать вкладыши, ну скажут: "Маленький что ли?" или еще что похуже.

    Мне кажется, мы еще думаем одинаково. Нет, не одинаково, мысли-то у всех разные, но они про одно. То, что раньше ни меня, ни моих друзей или просто знакомых еще не волновало. А немного погодя, может это нас уже волновать не будет, где-то другое появится. Хотя мы про это что-то думаем и чувствуем по-разному все.

Так думают о себе твои ровесники. Взрослые тоже много внимания уделяют тому, что называется "подростковый возраст", то есть именно тебе или тем, кто чуть постарше или помладше. Вот что пишет Игорь Семенович Кон:

    "...Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и... потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Напряженная потребность в общении... превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании... Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый - удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.
    Типичная черта подростковых и юношеских групп -чрезвычайно высокая конформность.

Конформизм - (лат., подобный, схожий) приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующего мнения и т.п.

    Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное "Я" нуждается в сильном "Мы", которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то "Они". Страстное желание быть "как все" (а "все" - это исключительно "свои") распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие - когда индивидуальность утверждается через единообразие - может тревожить юношей... Тем не менее, это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто раскует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу".

Как видишь, психологи считают, и, наверное, не без основания, что для ребят твоего или приблизительно твоего возраста, а значит, для твоих сверстников взаимоотношения, общение становятся очень важными и необходимыми.

Какие же отношения существуют в среде твоих сверстников? Вспомни, пожалуйста, составленное тобой недавно поле отношений. Что из этого поля будет характерно для твоего класса или еще какой-то группы ребят (секции, компании, кружка)? Что не свойственно?

Вспомни себя в детском саду или в первом классе. С кем из ребят у тебя прежде всех возникали приятельские отношения. С кем родители познакомят, с кем воспитательница в паре поставит, с соседями по парте или с тем, кто живет в одном доме с тобой. Потом выясняется, что вон тот мальчик или вон та девочка тоже собирает фантики или вкладыши и не прочь с тобой поменяться. Или вы просто по одной дороге домой идете. Да мало ли причин для дружбы у б-7-летних ребятишек.

Как же строятся твои отношения сейчас? По-прежнему зависят от случая, или ты уже действуешь самостоятельно? Сам, сама. Если самостоятельно, то получается ты можешь и изменять отношения. Свое несомненно, а чужое? Можешь ты изменить, повлиять на отношение сверстников к себе? А как? Ведь подойти к человеку и прямо сказать ему о своем хорошем отношении почему-то очень сложно. Сказать: "Ты дурак", "Я тебя терпеть не могу" - куда как проще. А вот сказать: "Будем друзьями" или какие-то другие хорошие слова - страшно. Почему люди так боятся (осторожничают)? Почему так часто в голове появляется это: "А вдруг ко мне в ответ на мое расположение отнесутся плохо?" Кто здесь в выигрыше: тот, кто авансом дарит свое доброе отношение или тот, кто ждет, проверяет и только в чем-то убедившись, отвечает добром? Увы, так и случается, что оба ждут... ждут..

Это задание тебе уже знакомо. "Круги близости". В центре ты, а по окружностям необходимо расположить близких тебе людей, в зависимости от того, насколько они тебе близки.

После выполнения задания тебе, наверное, будет интересно сравнить то, что получилось сейчас с тем, что получилось в прошлый раз. Изменилось ли что-нибудь? Или по-прежнему все те же люди находятся на том же расстоянии от тебя?

Есть ли в твоем окружении сверстники, которые не вошли в круги близости, но тем не менее ты относишься к ним хорошо, с симпатией? Почему они не вошли в эти круги и должны ли они в них входить? А может быть, если близость с ними не возникает, следует и отношение к ним переменить?

    Из жизни авторов. Пришла к нам. однажды в класс новенькая. А так как особо близких подруг среди одноклассниц у меня не было, то решила я с ней подружиться. Девчонкой она была неплохой, характеры у нас оказалась похожи, да и интересы некоторые совпадали. Первое время мы с Наташей почти не расставались, все перемены вместе проводила, после школы еще часа по два на улице болтали. Девчонки в классе, глядя на нас, шутили:
    "Нашли друг друга". Я тоже так думала и очень довольна была. А потом почему-то стала я уставать от этой дружбы. Сейчас уже и не помню почему, то ли разонравилась мне Наташа, то ли закончились у нас темы для разговоров, а только дружба наша внезапно началась и внезапно оборвалась. И даже просто общаться друг с другом мы перестали.
    Если возможны случаи, когда ты чувствуешь расположение к не близкому тебе человеку, то, наверное, возможно и обратное. Есть близкий человек, а ты к нему не расположен. Ты скажешь: "Как же так? Ведь, если он мне близок, я его приближаю, значит должно быть расположение". Но что такое "близкий"?

БЛИЗКИЙ - схожий, похожий; тесно связанный с кем-нибудь или с чем-нибудь; связанный тесным личным общением, дружбой, любовью; о родстве: кровно связанный, непосредственный.

С.И.Ожегов.
Словарь русского языка

    Из жизни авторов. Одна моя надежная поддержка -это мой троюродный брат. с которым я иногда ссорюсь, но не пройдет и двух дней, как я опять уже с нам в мире и дружбе. Кстати, мой брат является моим самым подходящим сверстником и другом, потому что он моего возраста и помогает мне во всем в чем может мне помочь.

У Жени совпало два но понятия слова "близкий". У него с братом двойная близость: близость по родству, по крови и близость по общению, по дружбе. Но такие совпадения бывают далеко не всегда. Посмотри еще раз свои круги близости. Всех ли близких родственников они включают? И вообще кого в твоих кругах больше: родственников или друзей? Кто из них к тебе ближе?

Есть друзья, которых ты может быть знаешь с самого детства, особенно если это твои братья и сестры. Наверное, даже не вспомнишь, как возникла ваша дружба, с какого момента вы стали близкими людьми. Но может быть у тебя есть друзья, которые появились совсем недавно. На первых порах еще не знаешь, как себя вести с новым другом. А потом не заметишь, как и сложились отношения. Вы вроде бы и не договаривались ни о чем, а как будто договор между вами. Зайти друг за другом перед школой или прогулкой, в гости пригласить, заступиться в ссоре. Даже между вами словечки появились свои особенные, только вам понятные. Таким образом, в ваших отношениях возникли нормы, по которым вы теперь живете. И если вдруг что-то нарушится, то это будет "не - нормально" (загляни снова в главу 1, §4), это будет катастрофа одного из твоих миров. Какие же нормы существуют между близкими и друзьями? Наверняка тебе знакома такая поговорка: "Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты"? Что она означает? Что в друзья выбирают похожих на себя? А в чем проявляется эта "похожесть"? Во внешности, характере, взглядах, увлечениях? Или в чем-то еще?

"Крайности сходятся" - Мерсье

"Единомыслие создает дружбу" - Демокрит

Так какой же твой друг? Во всем похожий на тебя или наоборот, полная твоя противоположность? И в чем должна проявляться эта "похожесть" или противоположность?

Если у твоего друга настроение плохое или случилась какая-то неприятность, как ты поступишь? Станешь в тон ему грус тить, разделишь его печаль, словом будешь для друга "отражением в зеркале"? Или напротив, будешь жизнерадостно улыбаться, стараться отвлечь, развеселить друга, словом, добиваться, чтобы он "отразил тебя"? Какой из этих способов, по-твоему, скорее поможет?

Но посмотри внимательно: предлагаемые способы различны и в то же время имеют сходство. И там, и там действует "закон отражения". Вот тебе первая норма близости: "отражение" друг друга. Способность стать таким как друг, разделить его настроение, интерес, мысли.

Есть еще две очень важные нормы приближения: преданность и доверие. Если это друг, близкий человек, то я ему доверяю и знаю, что не предаст, что не воспользуется моим доверием, сказанное останется между нами. И я знаю, что мне так же доверяют и верят. Исчезновение доверия -первый сигнал об исчезновении близости, первый шаг к отчуждению. И такое тоже бывает.

Конечно, у каждого своя степень доверия. Кто-то делится с другом почти всем: мыслями, чувствами, пере-живаниями; кто-то только мыс лями; кто-то только настоя-щим, а иной расскажет Другу все свое прошлое. У тебя с друзьями тоже своя степень до-верия, которой вы придержи-ваетесь и во всех остальных нормах так же: их границы, нормирование определяются в каждом конкретном случае. Ну, например, близкие люди проводят время вместе. Но что значит вместе и какое время? Одни может быть и не видятся месяцами и общаются в письмах или по телефону. Другие регулярно ходят друг к другу в гости. А у третьих принято встречаться где-то на "нейтральной" территории, а друг друга они не посещают. Кто-то из твоих сверстников, а может быть и ты, считает, что друзья должны всегда быть рядом: в школу - вместе, в школе - за одной партой, -на перемене - только вдвоем, домой - вместе, уроки - сообща, гулять - друг с другом. И уже нарушение чего-нибудь из перечисленного -нарушение норм, обида, может быть даже предательство. А для других в порядке вещей сегодня общаться с одним, завтра поболтать с другим. Это не значит, что у таких людей друзей нет или они дружбой не дорожат, просто нормы у них другие.

    Из жизни авторов. Когда-то в школе был у меня друг, Генка. И вот какая однажды вышла история. Нашла у него мама в кармане сигареты. Ясное дело, сразу шум:
    "Ты что куришь? Откуда у тебя это?" А Генка действительно покуривал, и влетело бы ему за это крепко. Он и скажи первое, что в голову пришло, мол, это я ему дал на сохранение, чтобы родители не увидели. Тогда Генкиа мать. как уж он ее не умолял, пошла к моим родителям и выложила им все. Вот призвали меня к ответу, а я и не знаю, что сказать. Сказать: "Да, мои сигареты", - будут неприятности с родителями, главное, ни за что. я ведь не курил. Сказать: "Нет", - тогда Генка пропал вовсе. достанется ему вдвойне и за курево а за вранье...

Прервем ненадолго рассказ.
Как бы ты поступил на месте автора, что бы сделал? Девочкам, наверное, сложно представить себя в такой ситуации, но стоит попробовать. Попытайся. Каким будет твое решение?

    Я все-таки сказал: "Да". Я знал, что Генку за подобное выпарят, а с моими родителями можно поговорить. И действительно, как только Генкина мать ушла, я рассказал правду. Мне поверили. А с Генкой мы так и остались друзьями: я ведь понимал, что он не нарочно меня подставил, просто не ожидал, что так получится".

Нормы близости: преданность, доверие, "отражение"... Нормы отвергания: наверное, в первую очередь, отсутствие преданности, доверия, "отражения"...

Почему возникает отвергание? В каких случаях? Если человек каким-то образом предал тебя. Допустим, вы не были друзьями, но достаточно близкими людьми, и она (или он) нарушила (нарушил) одну из норм, определявшую ваши отношения. Простить это ты никак не можешь, может быть даже пытаешься, а не получается. Не получается доверять этому человеку так как раньше, растет опасение опять быть преданным, растет отчужденность.

Смотри, вот мы перешли к нормам отвергания, вот и они вступили в действие. Есть еще случай возникновения подобных норм. Ты знакомишься с человеком и что-то в нем тебе не нравится. Может быть он напомнил кого-то, доставившего тебе неприятности или просто какая-то черта, манера в нем ассоциируется у тебя с чем-то отрицательным, неприемлемым для тебя. Твой прошлый опыт подсказывает тебе, что с этим человеком нельзя идти на сближение, хорошего не будет, в прошлом было неприятно, обидно, плохо. И тогда ты отвергаешь этого человека, еще не успев принять его, не узнав хорошенько.

    Из жизни авторов. Помню, когда я первый раз увидела Марину, она мне сразу же не понравилась. Кажется, виной был ее модный костюм. Костюм напомнил мне о некоторые одноклассницах, сверх меры обожавших обсуждать одежду на себе и окружающих, и не упускавших возможности отпустить колкое замечание в адрес последних. Доставалось от них и мне. Поэтому я вся внутри себя сжалась и приготовилась к отпору, когда Марана подошла ко мне. В следующую секунду мое мнение сменилось на прямо противоположное, стоило услышать мне ее голос. От человека с таким голосом нельзя было ожидать плохого.
    Год спустя, я мгновенно почувствовала расположение еще к одной девочке: ее голос был почти копией Марининого. А с Мариной мы давно уже близкие подруги.

Мы уже неоднократно говорили, что отношения между людьми не остаются постоянными, они изменяются, усложняются, упрощаются, появляются новые, исчезают старые и тому подобное. Следовательно, вместе с отношениями возникают, изменяются и исчезают нормы. Что влияет на этот процесс?""

Прежде всего во всей культуре человечества существуют определенные нормы общения. Например, отвечать добром на добро.

Затем, в каждом обществе или определенной, сложившейся группе людей есть свои собственные нормы. Скажем, ты приходишь в новый незнакомый тебе класс и первое время только присматриваешься к нему, стараешься действовать как можно осторожнее. Потому что тебе пока неизвестно какие отношения В этом классе, какие нормы здесь существуют, как принято себя вести в этом конкретном обществе. И наконец, есть твои собственные нормы, выработанные тобой. Они возникали случайно в каких-то ситуациях. Но когда подобные ситуации повторялись, у тебя уже был опыт действия. Так постепенно этот опыт закрепился и стал для тебя нормой.

ИТАК. Одним из миров тебя окружающих, является мир твоих сверстников. Он отличается от всех остальных миров своим постоянным стремлением к общению, взаимо-действию. Отношения, как ты знаешь, бывают самые различные и изменяются. Можно отнести их к отношениям близости, можно к отношениям отчуждения. Как ты думаешь, есть ли что-то иное, третье? Любые отношения характеризуются какими-то нормами. Причем нормы эти определяются самими людьми, вступившими в те или иные взаимоотношения. Таким образом, человек сам строит свои отношения и нормы, которыми он руководствуется в этих отношениях. Изменить отношения в худшую сторону проще, чем в лучшую. Почему?

Антонина Федоровна родилась 9 июня 1944 года в деревне Петровка Уватского района. Ровесница нашего региона, она делает небольшую поправку: в день ее рождения эта территория относилась еще к Омской области, и лишь 14 августа стала называться Тюменской.
В ее послужном списке – работа вторым секретарем райкома комсомола, где она отвечала за пионерию и школьную молодежь, райком партии, немного – в районной газете. Но большую часть своей жизни она посвятила образованию: сначала учителем в школе, потом – инспектором в управлении по образованию и более 20 лет – заведующей отделом, а затем председателем районного отдела народного образования. На пенсию Антонина Федоровна ушла в 65 лет, но до сих пор живет проблемами родного района. А когда вспоминает прежние времена, признается:
- Я – счастливый человек. Где бы ни трудилась, мне всегда нравилось работать. Все было по душе, всегда хотелось идти на работу и отдавать ей всю душу. Невольно сравнивая времена, мы единодушны с моими сверстниками: тогда наша жизнь была намного насыщеннее и плодотворнее.
Хотя по уровню материально-технического оснащения наши школы здорово отставали, зато большую часть своего времени учителя проводили не за бумагами, а с ребятами. Я работала классным руководителем и никогда не могла уйти со школы раньше пяти часов вечера. Только закончились уроки – начиналась индивидуальная работа с детьми, потом – воспитательный план… Мне жаль нынешних учителей: сколько ненужной информации и ненужных по сути дела отчетов! А я всегда радовалась: в нашем государстве экспериментируют с сельским хозяйством, с промышленностью, хорошо, что не трогают образование. Но, видимо, сейчас это время настало.

Мне было 24 года, когда я начала работать в школе. Мы проводили «Зарницы», ходили в походы, разводили ночные костры, занимались тимуровской работой – и все время рядом с детьми. Они тогда большую часть своего свободного времени проводили в школе. Может быть, поэтому не было в таком масштабе преступности, наркотиков и курения… Хулиганистые мальчишки были всегда, но серьезных проблем с ними не было. К тому же всех лодырей и отстающих мы всегда тянули, занимались с ними индивидуально, и с нас спрашивали за эту работу. До сей поры вспоминаю: идешь на урок с планом, разделенным на три группы. Это задание и темы - для сильных ребят, это – для средних, это – для слабеньких. По-моему, сейчас уже нет такого… И родители, хоть, в основном, это были безграмотные люди, с большей ответственностью относились к учебе своих детей, школа для них была святым местом.

Когда я пришла работать в управление по образованию, наш район почему-то не пользовался уважением и авторитетом. Помню свое первое посещение облоно (сегодня это – областной департамент образования и науки), что располагалось в здании на берегу Туры, сейчас там резиденция губернатора. Спрашиваю: «Почему к нам в район ничего не поступает: ни мебели, ни наглядных пособий? Если что и бывает, то очень мало!» Мне объясняют: все распределяется по нормам, многое сейчас уходит на север. Но однажды кто-то из специалистов поделился: мы составляем для всех районов одинаковые списки, а когда несем на подпись, почему-то Уватский район вычеркивают, оставляя пустые строчки. Меня, конечно, это так обидело: что это такое?! почему такое отношение?

И мы решили обратить на себя внимание, заслужить уважения, чтобы на нас не махали рукой, не отталкивали. А то ведь в свое время Уватскому району даже запрещали строить школы из кирпича. В обкоме партии так и говорили: у вас там древесина, вот и стройте из дерева. Эти деревянные школы и сейчас стоят.
Коллектив директоров школ и самого аппарата у нас подобрался грамотный, поэтому мы проанализировали обстановку и определили приоритеты. Первая задача – обеспечить школы кадрами. Начался учебный год, а в нашем небольшой районе 50 вакансий, представляете?! Оно и понятно: к нам не хотели ехать – жилья нет, в кабинетах физики и химии невозможно провести даже элементарные опыты. И мы решили переломить эту ситуацию.

Первым делом наладили связь с пединститутом, стали там своими: сами привозили своих выпускников, сами за ними приезжали и устраивали в школы. За первые два-три года построили 20 с лишним квартир для учителей – конечно, в этом нам здорово помогла районная администрация. Юрий Олегович Свяцкевич ни в чем не отказывал системе образования, и в этом смысле нам было легко работать.
Чтобы повысить материально-техническое положение школ, мы стали …изучать их истории и праздновать юбилеи. Использовали этот повод, чтобы привести здание в порядок, оснастить оборудованием. В этом нас поддерживали все организации.

Как инициировала открытие детского дома в 1995 году? Просто с нашего района очень много беспризорных и детей-сирот увозили в другие территории. А в это время в деревне Яр осталось бесхозным недостроенное здание школы-детского сада. И в нашем коллективе зародилась идея: почему бы не достроить здание и не открыть свой детский дом, собрать бы хотя бы маленьких детей?.. Конечно, денег от строительства осталось всего ничего – только на благоустройство. Но мы все равно достроили помещение. А чтобы открыть детский дом, обратились за помощью во все организации района: просто я садилась в машину и планомерно всех объезжала. Кто одеяло дал, кто – постельное белье, кто – телевизор, шторы… С миру по нитке…

До сих пор вспоминаю историю: в один из таких дней едем вместе с сыном в Туртас. Я все время возвращаюсь в машину не с пустыми руками. И вот сын мне говорит: «Мама, мне так стыдно с тобой ездить!» А я ему: «О чем ты говоришь?! Я – что для себя прошу? Для детей же!» Так вот мы и открыли детский дом. Хотя, конечно, были сомнения у многих, нас спрашивали: а вы наберете детей? а кто поедет работать в Яр? Приезжаю в облоно, и там меня напрямую спрашивают: «Ты зачем берешь на себя лишнюю обузу? Тебе это надо?!» Я отвечаю: надо!

Перед тем как заселить детей, мы их приодели, ведь из семей их забирали, как правило, в грязной и рваной одежде. Наши работники принесли вещи из дома: ношеные, но чистые и опрятные. Мы их переодели у себя в методкабинете и отправили в детский дом. А потом кинули клич по району (финансирования-то пока не было, мы же в середине года открылись): детям нужны вещи! И нам поволокли мешками… Я считаю, что наш детский дом процветал. Главное – не было ни одного случая самовольного ухода ребенка. Хотя в конечном итоге его закрыли, детей вновь развезли в другие районы.

Очень интересно мы организовали и детский отдых. Жаль только, что стационарного лагеря у нас так и не появилось, хотя все годы своей работы я вынашивала эту мысль, но у меня не получилось воплотить ее. Поэтому мы открывали тематические или целевые лагеря: военно-спортивный, туристический лагерь, лечебно-оздоровительный лагерь (собирали больных детей из неблагополучных семей и вообще слабеньких по здоровью школьников и размещали их при больницах, где они проходили обследование и лечение). Кроме того, собирали творческих ребят – «Танцующее лето», открывали экологический лагерь… Жаль, но сейчас формы этой работы утрачены…

Антонина Федоровна - победитель четвертого регионального конкурса «Женщина – директор года», удостоена званий «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель Российской Федерации». Является почетным гражданином Уватского района.

Записала: Светлана Петровская

Светить всегда, светить везде, в учебе, спорте и труде".

«Право – это искусство добра и

справедливости».

Древнеримское выражение.

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой».

Ф. Ламенне, французский писатель, философ.

«Где право, там и средство его

защиты».

Древнеримское изречение.

«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».

ёв, русский философ.

Подготовила: Суворина Олеся 8 класс

СЕГОДНЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ

НОМЕРЕ:

2 Специальный выпуск

«В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет».

Ф. Шиллер, немецкий поэт и драматург.

Портрет моего поколения.

Моё поколение смелое, не боится наказаний. Все свободно нарушают правила, не задумываясь о последующих событиях. Дают волю своей речи, могут говорить непристойные выражения не только в обществе сверстников, но и в присутствии старшего и младшего поколений. Они считают это естественным и правильным поведением. По их мнению, это престижно и модно. Но это не правильно. Некоторые осознают ошибку и немного сдерживаются. Чаще всего такое поведение используют для увеличения авторитета . Уже с моего возраста ребята начинают пить, курить и ходить по дискотекам. Это вредит их здоровью, но для них это не повод для прекращения такой бурной жизни. Такие «детки» не нуждаются в общении со сверстниками, ведь жизнь становится интересней с этими привычками. На таких ребят хоть и столь малого возраста обращают внимание более взрослые парни и девушки. Из-за такой яркой жизни некоторые из сверстников бросают учёбу и в дальнейшем становятся менее успешными людьми. Но не все такие безразличные. Среди моих сверстников есть дети, которые заинтересованы в учёбе, их волнует собственное будущее. Каждому ребёнку нравятся какие-либо предметы, отдельные сферы наук. Мне нравятся социально гуманитарные науки : русский язык , литература, история, право, обществознание. Но это мой выбор, а у многих совершенно другой. Мы учимся потому, что нам нравится, нам интересно, мы хотим жить спокойно и быть уверенными за свои знания, за свою жизнь. Моё поколение увлекается фантастической литературой. Многие читали «Гарри Поттера», «Таню Гроттер», «Властелин колец» и т. д. Всё это очень интересно, но также не уступает классической литературе. Я, девочки моего класса увлекаемся романами для подросткового возраста, и я уверена не мы одни такие. Мне кажется, что никто не откажется прочитать произведения поэтов и писателей прошлых веков. Именно в них ярко описана жизнь, проблемы. Из таких книг мы учимся жить, бороться со злом и ложью. Ребята моего возраста стараются читать научную литературу . Это информация и для самого себя и помощь в учёбе. Многие сверстники любят беседы на актуальные, философские темы. Например, психология. Ведь это так интересно: «Как ответить нет?», «Как убедить кого-либо в чем-либо?» и т. д. Разговаривая на такие темы, мы узнаём новое, делимся своими мыслями. Знания накапливаются. У большинства моих сверстников есть компьютеры. Наше поколение растёт во время компьютеров, машин и роботов. То, что может сделать человек, делает компьютер. Поэтому мы должны знать о них всё, уметь с ними работать, пользоваться ими. Что у нас превосходно получается. У каждого третьего есть мобильный телефон. Моё поколение увлекается больше разговором в телефонную трубку, чем в живую, глядя в глаза человеку. Конечно, каждый человек индивидуальная личность со своими отдельными потребностями. Но вместе мы составляем одно целое поколение с общими интересами.

Подготовила: Иванова Екатерина 7 класс


Портрет моего поколения.

Портрет сегодняшнего поколения очень разнообразен. В нём очень много красок и различных оттенков.

Сейчас много детей уже знают, чего хотят в этой жизни. У них есть определённая цель, они идут по жизни широкими шагами, всё ближе и ближе приближаясь к заветной мечте. Другие же не знают, что им нужно, они смотрят на жизнь полузакрытыми глазами, идут по ней спотыкаясь, поворачивая то в одну, то в другую сторону, а то и совсем останавливаясь. Часто дети, которые могут нормально учиться, получают плохие отметки, потому что просто не хотят заниматься, им безразлично, какие у них оценки. Такие дети думают, что учиться им незачем, они хотят пойти работать туда, где большие знания не требуются. Но, наверное, им стоит подумать о том, что жизнь преподнесёт ещё много сюрпризов и знания могут очень понадобиться. Некоторые дети хотят хорошо учиться, но желание куда-нибудь отвлечься, заняться более интересным, на их взгляд, делом в них пересиливает, и они бросают учёбу, а когда одумываются, бывает уже поздно: они не могут понять материала, который не учили, когда нужно было. Это говорит о недостаточной силе воли.

Сейчас дети любят слушать музыку, играть в карты, смотреть телевизор, часами сидеть за компьютером. А другие дети читают интересные для них книги, изучают природу, печатают разные доклады или интересуются живописью.

Получить полный текст

Из всего сказанного следует, что детям необходимо сразу выбрать цель в этой жизни и делать всё, чтобы этой цели достигнуть.

Подготовил: Беляков Антон 7 класс

Портрет моего поколения очень разный. У каждого есть цели, которых он добивается на протяжении всей жизни. Но у некоторых моих сверстников, можно с уверенностью сказать, нет никакой цели. Они курят, пьют, ходят на дискотеки, считают, что все это модно и престижно. Вместо того, чтобы учиться, большинство моих сверстниц думают о мальчиках, некоторые девочки даже уходят с уроков. Но не все такие. Большинство всё же предпочитает добиться своей цели, получить образование, выбрать достойную профессию и устроиться на хорошую работу. Также мои сверстники увлекаются чтением, например, фантастикой. Они прочли известные серии книг «Таня Гроттер» и «Гарри Поттер». Не уступает фантастике и классика. Многие читают Гоголя, Пушкина, Тургенева, Распутина, Лермонтова и многих других русских писателей и поэтов. Наряду с этим пользуются популярностью энциклопедии и книги о животных, например, «Я познаю мир», «Белый клык», «Зов предков» и многие другие. Кто-то любит читать детективы, а кто-то приключения. Нет такого человека, который не прочёл хотя бы одну книгу. Недаром говорят, что книги - источник знаний, из них мы узнаём много нового.

Почти у каждого есть компьютеры. Я думаю, что не все их покупают только для развлечений. Ведь с помощью компьютера мы можем делать доклады, сообщения, презентации для научного общества. Моё поколение живёт в мире, где достаточно много машин. То, что раньше делал человек, сейчас делает машина. Мне кажется, что мы должны научиться ими пользоваться. Ведь если не научимся, то будем отставать в развитии от всего мира.

Подготовила: Иванова Вера 7 класс

http://pandia.ru/text/78/154/images/image017_54.gif" width="218" height="180 src=">

« - Я не занимаюсь политикой. – А знаете, это всё равно что сказать: «Не занимаюсь жизнью».

Ж.. Ренар, французский писатель.

Я и политика

Меня, как гражданина России интересует будущее моей страны. Мне не безразлично, как живут все люди, как живу я, и как будет жить наше молодое поколение. Как будет развиваться страна, её промышленность. Для этого надо идти голосовать на выборы. Так как я ещё несовершенно летний гражданин, то голосовать не могу. Но я, стараясь помочь тем, что заставляю родных идти на выборы. Все отказываются идти на выборы, придумывая различные причины. А когда тот, кого выбрали, ведёт плохую политику, эти люди начинают возмущаться. Тогда почему бы им самим не пойти и не отдать свой голос, ведь, возможно, он решит судьбу родины. Мне не безразлично состояние Росси. Её природа, промышленность, развитие в развитии с другими странами. Наша страна богата полезными ископаемыми , огромными лесами, полями. Но тогда зачем всё загрязняем? Огромное количество вредных газов скопилось в нашей атмосфере. Они выпадают с осадками на землю, на нас, на животных. Появляются новые трудноизлечимые болезни. Мы не можем предоставить охрану лесам. Их беспощадно вырубают в основном гасторбайторы из-за границы. Лес вывозится огромными машинами, как-будто этого не замечают. Некоторые поля превратились в свалки. На них полно мусора, а никто этого не видит. Почему всё так? Возможно, главной проблемой нашей страны является взяточничество . Деньги берут буквально за всё. Приходя в поликлинику, мы чтобы узнать свой диагноз, получить правильное лечение даём деньги врачу. Некоторые берут взятки из-за безысходности, из-за маленькой зарплаты. Но многие это делают в корыстных целях. Некоторые люди, попадая в милицию за серьёзные законо-нарушения, откупаются взятками, которые принимают без слов. Почему сидящие там, на понимают или не хотят этого делать, что если человек совершил преступление, раз и не понёс за это наказание, он сделает то же самое ещё раз. И тогда люди, отпустившие его, заплатят гораздо дороже. Чиновники над которыми нет постоянного контроля деньги выделяемые на зарплату рабочим просто частично оставляют себе. Часть суммы идёт дальше, а часть остаётся у них в кармане. Мы в свою очередь должны помогать преобразованию страны. Я вместе с моими сверстниками, учителями, другими ребятами помогаем улучшению экологии нашего села. Мы регулярно убираем мусор около школы, раз в год идём по селу. Ведь это как - никак маленький, но вклад в улучшение всей страны. Учителя дают России образованных детей, которые нужны стране. Я ещё мала, и не имею права голосовать, но в будущем, получив образование и найдя достойную профессию, я обязательно приму участие в развитии страны.

Подготовила: Иванова Екатерина 7 класс

Что такое политика?

Этот вопрос интересует, вероятно, каждого человека, занимающего активную жизненную позицию.

Я президент детской организации «Ритм», естественно, уделяю огромное внимание этому вопросу, поэтому даю такое определение: Политика – сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства.

Одна из властей общества – политическая власть. Создание различных политических партий даёт надежду обществу на лучшую жизнь. Разрабатывая цели и задачи, эта группа лиц обязана их выполнять. Ведь существует тесная связь между политическими партиями и обществом, пример, природа и человек: природа без человека может существовать, а человек без неё нет; так и здесь: общество без партий может существовать, а партии без общества нет, и поэтому, ставя перед собою цели, партийцы в первую очередь должны учитывать мнение народа. И если Бог создал человека «венцом природы», то и партии должны оберегать и помогать обществу, а не давать пустые обещания. Партийцы обязаны быть совестливыми в первую очередь перед собой, ведь других обмануть можно, а совесть нет. А как выбрать партию, за которую нужно проголосовать?

Получить полный текст

Народ может поверить только той партии, которая красна не словами, а делами. Верь в народ, и народ поверит в тебя. Открой сердце, и народ распахнёт перед тобой душу.

Подготовила: Суворина Юлия 8 класс

«Человек по природе своей есть существо

политическое».

Аристотель, древнегреческий философ.

Я и политика?

Тема «Я и политика» в данный момент, по моему мнению, является самой актуальной в современном обществе, так как второго декабря выборы депутатов в Государственную Думу. Я уверенна, что каждый из нас слышал где–либо разговоры или споры на эту тему.

Я считаю, что выборы являются обязательной частью нашей жизни. Мы с вами исходим из неотъемлемого, свободного российского права самостоятельно определять свою историческую судьбу, распоряжаться национальным достоянием, в том числе природными богатствами, осуществлять развитие в интересах всей нации, а не в угоду отдельным олигархическим группам или силам внешнего влияния. И я думаю, что каждый человек обязан принять участие в выборах, и моя семья тоже со мной согласна, члены моей семьи регулярно ходят на выборы, так как ощущают свою ответственность перед обществом.

А вот как думают об этом наши современники, опрошенные корреспондентами газеты «Новая Тамбовщина». Виктор Александрович Мясницин, герой Советского Союза:

«Приближается второе декабря, день выборов в Государственную Думу. Я, как большинство людей моего поколения, обязательно приду на избирательный участок. Мой многолетний опыт свидетельствует, что – выборы - непросто волнующее событие в жизни государства. Это некий рубеж, и от нашей активности во многом зависит, какой будет жизнь дальше, когда мы этот рубеж преодолеем».

Любовь Мосолова, многодетная мать:

«Наша семья обязательно пойдёт на выборы второго декабря. И нашим детям, хотя они ещё не достигли избирательного возраста и не могут голосовать, мы рассказываем о важности участия в выборах, о том, что каждый человек ответственен за судьбу страны».

Несмотря на то, что люди положительно относятся к выборам, существуют проблемы отделения народа от политической жизни страны. Это, во – первых, связано с невыполнением своих обещаний политическими партиями и недоверием из – за этого к ним людей. Во – вторых, низкая политическая и правовая культура. Для повышения её в обществе, необходимо преодолеть политический и правовой нигилизм.

Политические власти – это объединения функционеров (партийных чиновников), которые созданы для обеспечения успешной выборной компании своих представлений в законодательные органы государства и для занятия ими ведущих постов Правительства.

И всё же надо признать, что люди, которые не ходят голосовать на выборах, показывают своё безразличие не только к жизни России, но и к собственной.

Примером этому является позиция некоторых люде: «Мы не пойдём голосовать! Зачем? За нас и так уже выбрали». Я вообще не могу понять этих людей, это те, кому лень позаботиться даже о себе, не говоря уже о других.

Хотя я ещё не достигла избирательного возраста, не подражая мнению других, имею своё мнение: «Выборы – важное событие в жизни человека!» Мы с вами должны строить свою жизнь сами и сделать нашу страну сильным и процветающим государством».

left " width="714" style="width:535.65pt;background:#DFDFDF;border-collapse:collapse; margin-left:6.75pt;margin-right:6.75pt">

6 Специальный выпуск

«Мы должны быть рабами закона, чтобы стать

свободными…»

Это сочинение про моих современников, а значит, оно о таких же людях, как и я, ведь и я являюсь современником моих ровесников.

Мы довольно часто слышим это слово на уроках истории или литературы, ведь при изучении жизни и творчества, одним из важнейших источников информации являются именно воспоминания и о них - современниках.

Другой вопрос будут ли помнить о нас и вообще, будет ли обо мне или моих сверстниках, что доброго вспомнить? Посмотрев вокруг тяжело сказать много хорошего.

Сейчас наступила эра тщеславия, модного, пафосного поведения, видимости, которые на самом деле пустой пшик. Молодые парни и девчонки интересуются лишь развлечениями, да и то, самом деле не интересуются, а лишь делают видимость интереса. Все чем занимаются мои сверстники, а они же мои современники, они фотографируют и выкладывают в социальные сети все свои действия - проснулись утром, приготовили покушать, выпили кофе, сходили в кафе, посетили театр, погуляли с друзьями и любые другие события мгновенно отображаются в профилях социальных сетей. А помимо этого еще и прилично обрабатываются в фоторедакторах, чтобы все выглядело привлекательнее. Я понимаю, что социальные сети для этого и придуманы, чтобы общаться с другими, показывать свою жизнь, но ведь не в таких масштабах. Ведь все это лишь видимость. В реальной жизни мы мало чем отличаемся друг от друга.

И в этом печальнее всего то, что мои сверстники действительно ничем не увлекаются, кроме глупостей. Лишь якобы смешные видео, отдых, веселье, чтение книг тоже показушное. Никто не хочет читать хороших авторов, на первые места выходят псевдоумные авторы, которые делают свои книги лишь ради денег.

Правда, под понятие современник можно подвести и других людей, которые живут со мной в одно время, а не только одногодок.

Это разные люди, старше и на несколько, и на много лет. Но среди них есть те, которые, не смотря на свой молодой возраст, достигли чего-то в своей жизни и не хвастаются этим.

В принципе, и с моими сверстниками не все так плохо, как я скрасил. Ведь есть люди, которые все же стараются, стремятся к чему, действительно увлечены делом. Просто, очень грустно, что их мало и поэтому, их сложно узнать в общей массе.

У моих современников (и у меня в том числе) есть доступ к множеству книг, фильмов, разной информации для размышлений и много пространства для развития. А поэтому мы должны стараться стать образованными, культурными и развитыми, а также хорошо разбираться в выбранной области. Как же можно отставать от наших родителей, которые, не имея таких широких возможностей, все же достигли много и очень многого?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: