Рисование во второй младшей группе тема профессии. План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: Конспект НОД в младшей группе «Профессии

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности - значит, уже способствовать развитию его творческих способностей....

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Роль семьи в развитии творческих способностей детей

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности - значит, уже способствовать развитию его творческих способностей.

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время - будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.

Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме.

С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно переживать свои поражения и неудачи.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
Первейшая цель каждого педагога - создать условия для выявления и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
Уважаемые родители, я обращаюсь к вам! Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте. Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не жалейте на это время. Долг родителей - создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.

  1. Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность. Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека, ни для общества в целом. Черты характера, способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано. Родителям следует обратить внимание на их развитие.

Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать.

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Задача родителей в этой ситуации – воспринять как - будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребёнка.

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

1) гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».

Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.

Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.

Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы, ответственные за принятие решений, как носители высшего авторитета. А матери, напротив, считаются источником внимания, заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.

Те, кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних, считают, что когда отцы проявляют больше «женских», экспрессивных свойств, а матери – больше «мужского», инструментального, то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Нежные, любящие отцы, много времени уделяющие детям, и матери, воспитывающие независимость, любознательность и гибкость, таким образом, развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты, ведущие к высокопродуктивному творчеству.

Интересно в этой связи отметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.

Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.

2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся учёных, так и преступников и психически больных.

5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений. Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, родителям следует относится с уважением. Более того, родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей, с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным. Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка, но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности.


ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Денисенкова Н.С.

кандидат психологических наук,

доцент каф. социальной психологии развития МГППУ

Уникальность и неповторимость каждого человека во многом определяют его способности. Способности начинают формироваться в раннем детстве и продолжают складываться всю жизнь.

Известный детский психолог О.М. Дьяченко писала, что способности имеют непреходящее значение для человека, они обеспечивают ему успешность в различных видах деятельности и помогают быстро приобретать необходимые знания, умения и навыки. Именно высокий уровень развития способностей позволяет ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные стороны для понимания отношений, находить пути решения через переструктурирование условий, создавать замыслы новых творческих продуктов, выражать свое отношение к окружающим и явлениям жизни в культурно выработанных формах.

Неповторимое сочетание и уровень развития способностей определяются двумя факторами: задатками и воздействиями окружающей среды.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, данные природой при рождении. Немалую роль здесь играет наследственность.

Окружающая среда – понятие более широкое. В него входит вся совокупность условий, в которых мы живем: культура, социум, экология, образование, семья и многое другое. Ученые разных направлений, психологи, педагоги, социологи и др., сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья.

Как показывают исследования (К.Ю.Белая, Н.Е.Веракса, Н.С.Денисенкова, Т.В.Доронова, Л.Б. Шнейдер и др.), в современном российском обществе семья (родители, бабушки и дедушки, другие родственники) проявляет все большую заинтересованность в развитии ребенка.

В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, которую роль играет семья в развитии способностей ребенка, как она влияет на этот процесс, чем может помочь развитии интеллекта и креативности дошкольника.

Можно выделить несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие способностей ребенка:

    Позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него

    Отношение к развитию способностей ребенка

    Стили детско-родительских отношений

    Стиль контроля и руководства ребенком

    Состав семьи и отношения внутри нее

Рассмотрим каждое из этих направлений.

В работах Е.Л. Пороцкой и В.Ф. Спиридонова было выявлено, что значительное влияние на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников оказывают ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАЗВИТИЮ (активная или пассивная) и способы воздействия на него (учитывающие и не учитывающие возрастные особенности, амплификация или акселерация).

Ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольного учреждения. Не менее важно, чтобы члены семьи были направлены на амплификацию развития: учитывали возрастные возможности и особенности дошкольников, их образное мышление, не вполне сложившийся понятийный аппарат, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу. Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, в речи, памяти, внимании. Помимо этого у них высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем, в школе, в дальнейшей жизни.

Если родители активны, но при этом направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, читают с ним, учат писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. Ребенок может демонстрировать высокий уровень осведомленности, много знать, уметь читать и считать, но его способности будут слабо развиваться. По-видимому, это связано с тем, что ребенок уже использует все свои возможности, опираясь на память, в то время как творческие задачи станут ему не по плечу и динамика его развития замедлится. В начальной школе такие дети хорошо успевают, но затем могут стать «твердыми середничками», а в старшей школе часто испытывают трудности.

Исследования Н.С.Денисенковой и Е.А.Клопотовой показали, что познавательная активность у этих детей снижается, им ничего не интересно. При этом страдают как динамический компонент познавательной активности, так и содержательный. Дети не просто задают мало вопросов, но и не стремятся проникнуть в сущность явлений, понять причинно-следственные связи.

Диагностика школьной готовности также свидетельствует о деформации мотивационной готовности. Зачастую такие дошкольники не хотят идти в школу, основной их мотив – получение хороших отметок, а не познание нового. Помимо этого, отмечаются и личностные проблемы. Дети не уверенны в себе, они чувствуют себя больными, усталыми. Сталкиваясь с первыми школьными трудностями, ребенок испытывает настоящий стресс, что часто приводит к невротическим реакциям и проблемам со здоровьем.

Пассивная позиция родителей – нежелание заниматься развитием своих детей, так же приводит к невысокому уровню развития способностей. Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, с удовольствием реализуют себя в игре, что оказывается недостаточным. У них также как и в предыдущем случае слабо развита познавательная активность. Они неуспешны на занятиях, что в свою очередь отталкивает их от дальнейшего развития. При этом, если родители понимают ценность дошкольного возраста, поощряют игры детей, рисование, конструирование, ребенок может успешно творчески развиваться, чувствовать себя эмоционально комфортно и имеет значительные шансы на успешность в школе.

Если же родители не занимаются с ребенком, но при этом ожидают, что он должен читать, писать и учиться по школьной программе, перспективы развития такого малыша могут быть печальны. Он демонстрирует невысокие интеллектуальные показатели, имеет плохое воображение, низкую познавательную активность. Кроме того он не уверен в себе, школа вызывает в нем страх.

Следовательно, наиболее благоприятной для развития способностей дошкольников является активная позиция родителей, учитывающая возрастные особенности ребенка и направленная на расширение возможностей дошкольника.

Наши практические наблюдения близкие к этим данным и могут их дополнить. Они касаются ВЛИЯНИЯ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА . Само отношение родителей к интеллектуальным и творческим способностям ребенка может быть различным: положительным, нейтральным, отрицательным.

При положительном отношении родители всячески поощряют его интеллектуальное развитие, радуются успехам в этой области, поддерживают и творческую активность. В этом случае у ребенка появляется стимул к дальнейшему самосовершенствованию, что положительно сказывается на уровне его умственного развития.

Если же родители никак не выражают своего отношения к способностям ребенка, а тем более, если высказывают недовольство тем, что ребенок отличается от других, то в этом случае у ребенка отсутствует стимул к достижению новых результатов, к стремлению познать, научиться чему-либо новому, а следовательно не происходит активного познавательного развития.

Косвенные подтверждение эти данные получили в исследованиях влияния позиции родителей на развитие одаренных дошкольников (О.М.Дьяченко, Н.С. Денисенкова, К.Тэкэкс, Е.Р.Торренс и др.). Оказалось, что очень значимым для развития как детей, так и подростков является отношение родителей к их одаренности. В случает отрицательного или игнорирующего отношения к одаренности со стороны близких, дети делают вывод, что важнее всего – не выделяться и начинает скрывать свои способности. При определенных обстоятельствах это может негативно влиять не только на умственное, но и на личностное развитие.Длительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и даже психозам (M.A.Dirkes).

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка в этой области помогает дошкольнику развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Другим важным фактором, оказывающим влияние на развитие способностей, является СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (А.В.Варга, В.В. Столин).

Безусловное принятие и любовь – обязательное условие благоприятного интеллектуального, личностного и социального развития ребенка. Этот тип отношений характеризуется тем, что ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Взрослые уважают его индивидуальность, симпатизирует ему. О значении родительской любви писало большинство психологов, педагогов, социологов и даже философов. Мы не будем повторяться и говорить о необходимости принятия, любови и уважения ребенка.

Однако мы не нашли однозначных данных о том, как положительное отношение к ребенку влияет на развитие способностей. Наши собственные исследования показывают, что нет прямой зависимости между принятием родителями ребенка и уровнем развития его способностей. Психологическая и педагогическая практика подтверждает это положение. Нередко встречаются дети, которые очень любимы и обласканы родителями, и при этом не демонстрируют высокого уровня познавательного развития.

Противоположным стилем детско-родительских отношений является отвержение , когда родители воспринимают своего ребёнка плохим, неудачливым, по большей части испытывает к нему злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяет ребенку, не уважает его. Для детей в таких семьях характерны различные эмоционально-личностные проблемы, описанные многими авторами (А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.). Познавательное развитие часто отступает на второй план из-за серьезных личностных и социальных проблем. Такие дети сосредоточены на взаимоотношениях с главными в их жизни людьми, родителями, в следствие чего их познавательная активность и мотивация подавляются.

Открытое непринятие ребенка в практике встречается редко. Однако бывают случаи скрытого отвержения. Такие родители часто говорят, что они прилагают все усилия для того, чтобы вырастить умного и успешного ребенка. Однако им не повезло с сыном или дочерью, он (она) ленив, невнимателен, медлителен и т.д. Этому типу родительского отношения часто сопутствует другой, называемый «авторитарная гиперсоциализация» . Он характеризуется ожиданием безоговорочного послушания и дисциплины, пристальным вниманием к поведению ребенка, требованием социального успеха. Родители много внимания уделяют обучению ребенка, посещают с ним множество занятий, студи, развивающих центров. Он постоянно чем-то занимается, куда-то едет. Часто доходит до того, что ребенку не хватает времени на дневной сон, прогулки, игры. В большинстве случаев эти дети очень перегружены, что приводит к быстрой утомляемости и, как следствие, к снижению успешности. Они начинают чувствовать себя неудачниками, не соответствующим высоким стандартам взрослых, снижается его самооценка, появляются тревожность, мнительность, чувство болезненности. Родители при этом демонстрируют ребенку свое недовольство, тем самым еще больше усугубляя ситуацию.

При этом взрослые искренне полагают, что делают все для ребенка и приносят себя в жертву его будущему: «Не прощу себе, если не сделаю все для развития моей девочки. Не настолько она устает. А как же другие дети все успевают? Что ж ей дома бездельничать?».

Однако выясняется, что они очень мало знают о своем малыше, о его желаниях, мыслях, интересах, увлечениях, о его эмоциональном и физическом состоянии. Ребенок не рассматривается как личность.

Если анализировать более глубоко причины такого поведения, нередко оказывается, что за таким типом родительского отношения стоит скрытое неприятие ребенка, замаскированное под чрезмерную заботу о нем. Ребенок становится средством самоутверждения и реализации амбиций родителей. Для них, прежде всего, важно, чтобы он демонстрировал высокие достижения, им можно было бы похвастаться перед знакомыми. Эмоциональные срывы, плохое самочувствие, подавленное настроение не берется в расчет.

Такой тип отношения к ребенка до определенного возраста может быть эффективным с точки зрения развития интеллектуальных способностей, а также накопления знаний и умений. Дети стремятся сделать все, чтобы порадовать родителей и получить их похвалу. Они очень старательно занимаются, добиваясь высоких результатов.

Однако эти успехи относительны.

Во-первых, такая ситуация неблагоприятно сказывается на развитии творческих способностей. Чрезмерный контроль, высокие требования, игнорирование индивидуальности ребенка в большинстве случаев тормозят развитие воображения.

Во-вторых, стремясь добиться любви близких взрослых, ребенок не задумывается о средствах, с помощью которых он добивается успеха. Такие дети легко списывают, берут без разрешения работу более успешного ребенка, выдавая ее за свою, ябедничают на товарищей, если это будет им полезно. Иными словами нравственное развитие может идти со значительными искажениями. Таких детей не любят ни в детском саду, ни и в школе, они одиноки, не имеют друзей.

В-третьих, с возрастом картина может резко измениться. Взрослея, ребенок пересматривает ценности, предложенные ему родителями, и выстраивает свои собственные. Подростки, которые были примерными учениками в младших классах, неожиданно бросают учебы, отворачиваются от родителей, полностью переключаясь на сообщества сверстников.

Такие случаи встречаются не только в отечественной практике. Американским психологом Дж. Фримен (J. Freeman) было замечено, что излишние родительские амбиции зачастую сопровождаются высоким уровнем скрытой агрессивности у детей. Вырастая, они не избавляются от этого, а все так же испытывают чувство неудовлетворенности отношениями с родителями. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывали, что родители не воспринимали их как личность, а видели только способности и достижения.

Следовательно, можно сделать вывод, что недостаточное принятие ребенка, чрезмерная фиксация на успехах, игнорирование его интересов и потребностей могут привести к личностному и социальному неблагополучию в будущем.

Тип детско-родительских отношений, названый «кооперацией», наиболее благоприятен для развития детских способностей. Для него характерны заинтересованность родителя в делах и планах ребёнка, желание помочь ему помочь ему. При этом ребенку предоставляется значительная самостоятельность в сочетании с ответственностью за свои поступки. Взрослые высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности сына или дочери, испытывают чувство гордости за них, что стимулирует познавательное и творческое развитие детей.

Обобщив выше сказанное, можно сделать следующий вывод. Принятие и любовь, кооперация с ребенком, поддержка его самостоятельности – важные условия развития способностей дошкольников.

Еще одним важным фактором в отношениях ребенка и родителей является СТИЛЬ КОНТРОЛЯ И РУКОВОДСТВА РЕБЕНКОМ.

Ученые и практики единодушны в том, что жесткий контроль, силовое давление и другие формы прямого авторитарного вмешательства не дают возможности для развития способностей ребенка. Особенно показательно в этом плане исследование Д. Боумрина, Р.Д. Хесса и В.С. Шипмана. Они разделили стили руководства и контроля за детьми на императивный и инструктивный .

Родители, предпочитающие императивный стиль ждут от ребенка беспрекословного выполнения их указаний. Их отношения основываются на соблюдении авторитета взрослого, а не сотрудничестве и уважении. Императивный стиль развивает в ребенке пассивность, податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечивает желаемое поведение, но выказывает пассивное сопротивление. Ребенок слушает команды, но выполняет их медленно и неохотно. Дети не вступают в открытый конфликт, но сознательно затягивают выполнение действия, стремятся найти любые отговорки. У таких детей, как правило, наблюдается низкий уровень познавательной активности и невысокий уровень познавательных способностей.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются. Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Ребенок видится им равноправным партнером. Поэтому данный стиль взаимоотношений воспитывает инициативу и твердость. Именно он свойственен родителем, чьи дети обладают высокими интеллектуальными способностями. Такие отношения подталкивают детей к самостоятельному поиску и принятию решения, дает возможность выбора. С одной стороны, при инструктивном стиле родителям гораздо сложнее справится с ребенком, который не боится идти на открытый конфликт и готов оспаривать свою точку зрения. Но, с другой стороны, ребенок, осознанно выполняющий те или иные действия, будет делать их охотнее и быстрее. При таком стиле отношений у детей складывается ориентация не на внешний, а на внутренний контроль, который так необходим при реализации любых задатков. Данный стиль родительского поведения развивает в ребенке независимость и творчество.

Есть также данные о том, что стиль контроля и руководства различается в семьях, где дети больше преуспевают в вербальных дисциплинах, или делают большие успехи в математике и науках, требующих пространственного мышления, различны (Ж. Годфруа).

У детей с высокими способностями к вербальным наукам, как правило, формируются крепкие эмоциональные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы поведения. В этих случаях уже с раннего детства родители уделяют много внимания умственному развитию детей, покупают им познавательные игрушки, позволяют участвовать в своих разговорах. Однако в школьном возрасте такие родители усиливают контроль и давление на ребенка, придавая большое значение успеваемости, жестоко отчитывая за плохие оценки.

Что касается детей с большими способностями в области математических наук и пространственного воображения, то, по-видимому, они значительно свободнее в своих инициативах. Такая относительная независимость учит их работать самостоятельно, взаимодействуя с объектами окружающего физического мира. При этом они могут сосредоточиться на задачах, которые они решают довести до конца, а также развивать пространственные представления и интерес к оперированию числами.

Если проанализировать отношения в семьях, где дети отличаются высокими творческими способностями, то можно увидеть, что родители обычно проявляют авторитарности и чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности. Исследователи, однако, отмечают, что в таких семьях (в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности) наблюдается определенная эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого разлада между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ими.

Следовательно, можно говорить о том, что уважение к личности, тактичное направление поступков ребенка с помощью бесед и разъяснений, а также предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей.

Исследования, посвященные влиянию СОСТАВА СЕМЬИ И ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ НЕЕ на развитие способностей дошкольников, довольно разрознены. Ученые рассматривают, как состав семьи, в том числе количество в ней детей; отношения между братьями и сестрами, внуками и прародителями (бабушками и дедушками), ребенка с родителями противоположного пола; психологические характеристики самих родителей на становление способностей ребенка.

Обращаясь к вопросу состава семьи , большинство ученых сходится во мнении, что полнота семьи, т.е. наличие обоих родителей, и их совместное проживание, не определяет само по себе развитие способностей. Важным фактором здесь становится материальное и психологическое благополучие членов семьи. Разведенные родители, положительно относящиеся друг к другу и к ребенку могут дать больше для его познавательного развития, чем живущие вместе мама и папа, находящиеся постоянно на грани развода.

Исследования, посвященные влиянию братьев и сестер на развитие интеллекта и креативности показали следующие интересные зависимости. Р.Б. Зайонца и его сотрудников обнаружили связь интеллектуального развития от количества детей в семье (R.B. Zayonc, G.B. Markus). Они установили, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Было выявлено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Разница IQ между этими крайними группами составляла 10 баллов. Скорее всего, это происходит из-за того, что младшие дети имеют меньше возможностей общаться со взрослыми.

Творческие способности, по-видимому, не связаны с этим фактором. Для развития воображения важно, чтобы у ребенка был младший брат или сестра с небольшой разницей в возрасте. В этом случае хуже всего приходится последнему ребенку, родившемуся намного позже остальных и не имеющему возможность придумывать игры для младшего брата или сестры (B. Miller, D. Gerard).

Обращаясь к содержательной стороне взаимоотношений между родственниками, многие ученые отмечают значительное влияние, оказываемое на детей родителями противоположного пола . Различные исследования (J. Freeman, S. L. Bem) говорят о том, что одаренным людям, добившимся успеха, свойственна андрогиния, т.е. сочетание женских и мужских черт характера и поведения. Такая гибкость и многоплановость дает им возможность осваивать самые разнообразные сферы деятельности. Многие из них в автобиографических отчетах писали о том, что основную поддержку и влияние на них оказывали родители противоположного пола. Особенно это касалось отцов одаренных дочек.

Обследуя детей, с высоким уровнем способностей, мы также обнаружили, что в своих рисунках они отражают близость к родителям противоположного пола. Из опросов членов семьи следовало, что родители противоположного пола больше внимания уделяют детям, чем родители того же пола. Мамы больше времени уделяли мальчикам. Отцы больше занимались с девочками, помогали им в освоении традиционно мужских видов деятельности, то же можно сказать и о бабушках и дедушках.

Для развития ребенка большое значение имеет жизненная позиция самих родителей . Положительное, активное отношение к жизни, открытость миру оказывает стимулирующее влияние на развитие способностей детей. Обследование родителей детей, демонстрирующих высокие показатели познавательного и творческого развития, показало, что большинство взрослых в свободное время предпочитают посещать театры, выставки, часто путешествуют. Эти семьи характеризуются открытостью, разнообразными социальными связями. У них часто бывают родственники или друзья. Хотя бы раз в месяц к ним приходят знакомые с детьми, или они сами ездят в гости.

Таким образом, можно говорить о том, что социально активная и открытая позиции всей семьи, взаимодействие ее членов, участие в воспитание ребенка не только родителей, но и других родственников, общение с родителем противоположного пола оказывают положительное влияние на развитие способностей детей.

Завершая нашу беседу, хочется еще раз сказать о том, что семья, где - стремление ребенка к развитию не только одобряются, но и членами семьи прилагаются значительные усилия для активного развития его способностей,

Маленький человек воспринимается как самоценная личность со своими индивидуальными и возрастными особенностями,

Контроль и руководство им осуществляется на основе уважения и ответственности,

такая семья имеет все шансы воспитать способного, интересного, творческого человека открытого для познания окружающего мира.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение

«Образовательный центр «ДИВО»

РЕФЕРАТ

«Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей»

Выполнила: педагог по творчеству

Саладаева Наталия Николаевна

Нижний Новгород 2014

Введение

1. Теоретические основы изучения развития творческих способностей у детей.

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития способностей

1.2 Понятие «творческие способности» и развитие творческих способностей

1.3 Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства

2. Взаимодействия с родителями, как основа развития творческих способностей детей.

2.1 Особенности взаимодействия с родителями

2.2 Формы взаимодействия с родителями

Заключение

Библиографический список

Введение

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования -- от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ребенка.

В законе РФ «Об образовании» (статья 18) говорится, что родители - первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, а дошкольные образовательные учреждения созданы в помощь семье. Внедрение федеральных государственных стандартов второго поколения предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей в процессе развития ребенка, т.е. родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Однако родители ориентированы дать детям знания, научить их читать, писать и считать, вместо способности чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность, что обуславливает особую актуальность нашего исследования.

В «Концепции дошкольного воспитания» указано, что «Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно».

Анализ научно-теоретических источников показал, что особое внимание уделяется развитию творческих способностей, как центрального психического новообразования детства. Это имеет под собой серьезную научную основу в работах психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Т.А.Репиной, Е.Е.Кравцовой, В.Т.Кудрявцева, Е.Е.Сапоговой и др.

Это положение и определило тему нашей работы: «Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей».

Цель работы : на основе опыта обобщить формы взаимодействия с родителями, как основы развития творческих способностей детей.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Уточнить и конкретизировать понятия «способности» и «творческие способности».

3. Изучить закономерности развития творческих способностей

4. Обобщить формы взаимодействия педагога с родителями, с целью развития творческих способностей детей.

1 . Теоретические основы изучения развития творческих способностей у детей.

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития способностей

В отечественной психологии проблемой способностей занимались такие видные ученые, как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, А. Н. Леонтьев и др.

Слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии и педагогике, многими авторами трактуется неоднозначно.

Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам :

· Под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности».

· Под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

· Способности -- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами :

1) способности - это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности не сводимы к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

В науке известны различные классификации. Так, Д.Н. Завалишина, выделила :

· Общие способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, свойственные для большинства людей.

· Специальные способностями, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.

Помимо разделения способностей на общие и специальные, В.А.Крутецкий разделяет способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые -- к конкретным практическим действиям.

Существует также деление на учебные и творческие способности, предложенное А.В. Маклаковым :

· Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков,

· Творческие способности определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Однако, развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности -- это, прежде всего, общие способности, а творческие -- специальные, определяющие успех творчества.

Способности также делят по уровню их развития :

Одаренность - это называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения

Мастерство - совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Талант - высокая степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающихся достижениями наиболее высоких результатов.

Гениальность - это высшая степень одаренности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

1.2 Понятие «творческие способности» и р азвитие творческих способностей

Таким образом, творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Все способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, но для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. дошкольный творческий родители педагогический

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным .

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей .

1.3 Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства

Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности -- творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н. Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста . По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение -- психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения -- опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями .

Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение состоит в восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию.

Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения -- это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности.

Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности .

Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер -- ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием .

2 . В заимодействия с родителями, как основа развити я творческих способностей детей

2.1 Особенности взаимодействия с родителями

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса.

Новые подходы в системе современного образования к взаимодействию педагогов и родителей заключаются в переходе от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности.

Взаимодействие предполагает безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие принципы взаимодействия с родителями:

· Принцип позитивного безоценочного принятия. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.

· Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, учитывать личный опыт родителей.

· Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

· Динамичность. Педагог должен учитывать образовательные потребности родителей и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы педагога с родителями.

2.2 Формы взаимодействия с родителями

Анализ психолого-педагогической литературы, наши наблюдения показали, что, как правило, родители ориентированы на развитие навыков детей (письмо, чтение, счет), а развитие творческих способностей считают второстепенной задачей.

Порой родители даже не знают, как тактично, правильно относится к продуктам детского изобразительного творчества (позволяют шутки, нелестные высказывания, грубые реплики, неприятные сравнения), что, в конечном счете, может привести к неудовлетворенности ребенка результатами своего творчества, пассивности, нежеланию включаться в творческий процесс. «Я не умею. Я не хочу» - могут стать для ребенка девизом.

В связи с чем мы считаем важным установить взаимообратную связь между ребенком, педагогом и родителем. А также необходимо научить родителей осознанно относится к детскому творчеству через различные формы совместной работы.

Таблица 1 Формы взаимодействия с родителями

Формы взаимодействия

Беседа по итогам каждого занятия

Обсуждение с родителями целей и задач занятия, использованных методов и техник

Открытые занятия

Присутствие родителей на занятиях по творчеству. Знакомство родителей со структурой занятия. Включение родителей в процесс творческой деятельности.

Мастер-классы для родителей

Знакомство родителей с нетрадиционными техниками творческой деятельности.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Индивидуальные выставки творческих работ родителей

Привлечение внимания родителей и детей к различным видам творческой деятельности.

Учет личного опыта родителей и детей

Индивидуальные выставки творческих работ детей

Спецкурсы для детей с привлечением участия родителей

Создание условий для совместного творчества детей и родителей.

Совместное приобретение опыта

Разработка памяток для родителей

Повышения психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития творческих способностей детей

Индивидуальные беседы с родителями

Как видно из таблицы деятельность по взаимодействию с родителями имеет несколько направлений:

· Просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической культуры в вопросах творческого развития детей (памятки для родителей, групповые и индивидуальные беседы, индивидуальные выставки творческих работ).

· Развивающая деятельность, направленная на создание условий для совместного творчества детей и родителей (открытые занятия, мастер-классы, спецкурсы).

Следует отметить, что развивающая деятельность, основанная на открытых занятиях и мастер-классах, где идет тесное общение и взаимообмен мнением, позволяет родителям понять всю хрупкость и ранимость души ребенка. Оказываясь в ситуации творческого процесса, взрослые сами начинают испытывать чувство сомнения: получится или нет? Как лучше сделать? Что еще придумать? Какие средства и материалы выбрать? Ребенок становиться им ближе и его переживания оказываются более понятными.

Выполненная вместе с родителями работа доставляет детям искреннюю радость и восторг, желание сделать что-то еще. А эти эмоции, в свою очередь, являются важным стимулом развития творческих способностей дошкольников.

Заключение

Таким образом, изучив проблему развития творческих способностей можно сделать выводы:

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Развитие способностей зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования.

Согласно мнению Б.П. Никитина, существует определенное время и определенные условия для наиболее эффективного развития способностей. Развиваться начинают у ребенка только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Если у ребенка нет необходимых видов деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей.

Дошкольный возраст -- благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе -- способности и склонности.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.

Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет все средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Однако педагогическая установка родителей, в первую очередь дать детям знания, превращает развитие творческих способностей ребенка во вторичную ценность. Поэтому основную задачу в деятельности педагога составляет организация взаимодействия с родителями, с целью повышения психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития творческих способностей детей, что является основой для формирования зрелой и успешной личности.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М.

2. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2005. - 54 с. Библиогр.: 53 с.

3. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. -- 128 с. -- (Библиотека Воспитателя).

4. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. [Текст] / Е.Е. Кравцова. М., 1996. 118 с.

5. Кудрина, Г.А., Ковалева, Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалева Иркутск, 2000. - 350 с. Библиогр.: 338-348 с.

6. Кузин, М. В. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / М. В. Кузин. - 2е изд. - Ростов н / Д: Феникс, 2006. - 253 с.

7. Маклаков А.Г. Общая психология СПб.: 2008 - 583 с.

8. Межиева, М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет [Текст] / М.В. Межиева. - Ярославль, 2002.

9. Немов, Р.С. Психология. Книга 2: Возрастная психология. Педагогическая психология. [Текст] / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 2003. - 442 с.

10. Поддьяков Н. Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста. Волгоград, 1994., 1991.

11. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Правдов. - М.: Канон+, 2006. - 183 с. - Библиограф.: 182 с.

12. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. [Текст] / Под.ред. В.А. Петровского.М.: Аспект Прес, 1995.152с.

13. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина М.: Академия, 2005. - 248 с. Библиогр.: 238-246 с.

14. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир. [Текст] / Е.В. Субботский М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

15. Фадеева, Е.М. Дифференцированный подход в методической работе ДОУ [Текст] / Е.М. Фадеева // Управление ДОУ. - 2006. №7. - С.70-76.

16. Швайко, Г.С. Совет педагогов [Текст] / Г.С. Швайко // Ребёнок в детском саду. - 2004. №1. - С. 24-29.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Оптимальные сроки начала развития творческих способностей. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Эстрадная музыка как сфера проявления музыкально-творческих способностей. Психолого-педагогические основы развития музыкально-творческих способностей. Организация и руководство процессом развития творческих способностей участников эстрадного коллектива.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2013

    Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

    магистерская работа , добавлен 15.01.2012

    Теоретические аспекты развития творческих способностей. Природа творческих способностей и сущность творческого процесса. Подходы к определению творческих способностей. Развитие творческих способностей школьников при использовании математической газеты.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2010

    Рассмотрение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников. Выявление уровня развития способностей детей. Разработка комплекта творческих заданий по рисованию; формирование предпосылок учебной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству. Этапы формирования творческой деятельности дошкольников. Развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по лепке.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2014

    Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка. Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по проблеме развития творческих способностей у детей. Система работы по развитию творческих способностей в изодеятельности.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2011

    Проблема развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте. Психологические факторы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Содержание системы творческих заданий. Программа развития творческих способностей.

    реферат , добавлен 10.06.2014

    Психологические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Виды нетрадиционных художественных техник и их использование. Технология работы с детьми по развитию творческих способностей средствами художественных техник.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Компоненты творческих способностей. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. Развитие творческого мышления и воображения.

Конспект НОД в младшей группе на тему «Профессии»

Тема: Профессии

Цели:

Познакомить детей с профессиями повара, врача, полицейского, строителя, продавца;

Учить детей работать с наглядным материалом и правильно отвечать на вопросы.

Материал:

Картинки с изображениями профессий;

Костюм повара, врача, атрибуты повара и врача для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня я хочу вас познакомить с профессиями. Для начала послушайте стихотворение:

Без профессий в наше время

Ни туда и ни сюда,

Чтобы в жизни ты не делал,

Везде профессия нужна!

Воспитатель: Давайте посмотрим на первую картинку, кто на ней изображен?

Дети : Полицейский!

Воспитатель: Правильно, полицейский!

Кто придёт всегда на помощь

Если вдруг пришла беда?

Это храбрый полицейский

Нам поможет без труда!

Воспитатель: Ни для кого не секрет, что когда человек попадает в беду, к нему на помощь приходит полицейский. Например, если вы потеряли дорогу домой, или не знаете, как перейти дорогу, нужно позвать на помощь полицейского. Он нас охраняет от плохих людей. Он следит за правилами дорожного движения, штрафует нарушителей. Давайте вспомним, на какой сигнал светофора нужно переходить дорогу?

Дети: На зеленый!

Воспитатель: Молодцы! Помните это всегда, чтобы не попасть в беду.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на вторую картинку. Кто на ней изображен?

Дети: Повар!

Воспитатель: Ну конечно это повар!

Что за дивный аромат,

Чьи кастрюльки там гремят?

Это повар молодец,

Он готовить просто «спец.»!

Воспитатель: У нас в детском саду тоже работает повар, который утром варит нам вкусные каши, готовит изумительно вкусные супы, и печет нам румяные булочки. Повара всегда очень стараются приготовить для нас самое вкусное блюдо. Мы должны уважать труд поваров. Скажите ребята, а какая одежда у повара?

Дети: Ответы детей (колпак, передник… .)

Воспитатель: А кто знает, в чем повар варит суп?

Дети: В кастрюле!

Воспитатель: А чем разливают суп по тарелкам? (ответы детей) А кто знает, из чего готовят вкусный компот? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку, кто на ней изображен?

Дети: Доктор!

Воспитатель: Конечно, это добрый доктор!

Если вдруг настиг недуг,

Заболело там и тут,

Нужно к доктору сходить,

Чтоб болезни излечить!

Воспитатель: Каждый из нас хотя бы раз был на приеме у доктора. Доктор следит за нашим здоровьем, лечит нас, когда мы болеем, выписывает нам лекарства. Давайте посмотрим, во что одет доктор?

Дети: Белый халат, колпак с красным крестиком, чемоданчик с медицинскими предметами…

Воспитатель: Правильно, а еще на шее у доктора висит фонендоскоп. Кто знает, для чего он нужен?

Дети: Чтобы слушать (ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете, какие медицинские предметы находятся в чемоданчике у доктора?

Дети: Бинт, вата, зеленка, градусник, перчатки, лекарства ….

Воспитатель: Давайте взглянем на следующую картинку, кто здесь изображен?

Дети: Строитель!

Воспитатель: Да это строитель!

Раз кирпичик, два кирпичик,

Вот тебе высотный дом!

Очень трудиться строитель,

Что бы люди жили в нем.

Воспитатель: Профессия у строителя очень трудная. Нужно быть очень терпеливым, чтобы из маленьких кирпичиков, построить огромный дом, ведь на это уходит очень много времени. Давайте посмотрим, во что у нас одет строитель и что у него на голове?

Дети: Каска!

Воспитатель: Правильно каска! А кто знает, для чего она нужна?

Дети: Чтобы защищать (ответы детей)

Воспитатель: Ну и последняя картинка, которую мы сегодня рассмотрим, кто здесь изображен?

Дети: Продавец!

Воспитатель: Да это продавец!

За прилавком возле касс,

Продавец встречает нас,

Сыр, сгущенку, хлеб и масло,

Он продаст нам в тот же час!

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что делает продавец?

Дети: Продает товар, взвешивает, упаковывает, пробивает чек….

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы многое сегодня узнали, очень хорошо отвечали на вопросы! А теперь давайте с вами поиграем в очень веселую игру, которая называется «Найди нужный предмет».

Игра «Найти нужный предмет»

Выбираем двух детей, одного наряжаем в костюм повара, а другого в костюм доктора. Перед детьми ставим два столика. Остальных детей делим на две команды. Команда доктора и команда повара. Между ними ставим ящик с атрибутами. Ящик накрываем, плотной тканью. По команде воспитателя, двое детей из первой и второй команды, должны выбрать на ощупь, не подглядывая в контейнер, атрибут соответствующие своей команде (повара или доктора). И принести на столик своей команды. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся в ящике предметы. Выигрывает та команда, которая правильно разложит предметы, соответствующие своей профессии.


Сценарий проведения организованной образовательной деятельности

Тема: «Профессии» /младшая группа /
ОО «Познавательное развитие»
(Формирование целостной картины мира)
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно - исследовательская.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Возраст детей: вторая младшая группа
Формы организации: подгрупповая
Задачи:
образовательные:
- расширять знания об окружающем мире;
- расширять знания детей о профессиях людей;
- закреплять словарь детей за счет слов, обозначающих названия профессий, орудий труда, глаголов-действий;
- развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями;
- развивать память, внимание, мышление.
воспитательные:
- воспитывать уважение и любовь к сотрудникам детского сада;
- вызвать интерес к труду взрослых разных профессий;
- сформировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде;
- вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться добросовестно.
Методические приемы: рассматривание предметных картинок, дидактическая игра «Кто что делает?», загадки о профессиях, дидактические игры «Предметы - помощники», подвижная игра «Иголка с ниткой».
Материал: картинки с изображениями профессий врача, повара, учителя, парикмахера, продавца, художника, швеи, дворника; игрушки: молоток, разводной ключ, отвертка, весы, корзинка с фруктами, фен, расчески, ножницы, фонендоскоп, шприц, грелка, газеты, журналы, сумка почтальона.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук.Воспитатель: Ребята, скажите, куда ходят каждый день ваши родители?
Дети: на работу.
Воспитатель: для чего люди ходят на работу?
Дети: отвечают.
Воспитатель: а все ли вы знаете, где работают ваши родители?
- Где, Соня, работает твоя мама? Кем?

А у тебя, Андрей, где и кем работает папа?
- Молодцы, вы хорошо уже знаете, где работают ваши родители. Я вам, ребята предлагаю совершить путешествие в страну Профессий. Но что бы нам туда попасть, надо разгадать «Кто что делает?». Я называю профессию а, вы указываете, что делает человек этой профессии.
Врач – лечит, учитель – учит, продавец – продает, строитель – строит, художник – рисует, швея – шьет, писатель – пишет, повар – готовит, парикмахер – стрижет.
- Молодцы, вы все готовы и я приглашаю вас в очень уютный дом, проходите, занимайте места. В этом доме работают люди разных профессий. Отгадайте мои загадки, кто они:
1. Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (повар)

2. Ранним утром на зарядку
В зал спешим мы по порядку.
Занимаемся с желанием
Физическим воспитанием. (инструктор по физкультуре)
3. С малышами я вожусь
С ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
С ними я хожу гулять,
Их укладываю спать.
И, конечно же, люблю
Я профессию свою.(воспитатель)

4. Мне нужны такие вещи:
Молоток, отвертка, клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка.(Слесарь)

5. Если заболело ухо,
если в горле стало сухо.
Не волнуйся и не плач –
Ведь тебе поможет …(врач)

6. Разгребает снег лопатой,
подметает двор метлой,
догадались вы ребята,
кто следит за чистотой?(дворник)
- Все загадки мои вы отгадали. А где же работают все эти люди? Да, этот дом называется детским садом. Какие еще профессии есть в детском саду? (Младший воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, методист, завхоз, заведующая, слесарь, сторож).
- Да много людей работает в детском саду. Какими должны быть люди, работающие в детском саду? (Заботливые, добрые, ласковые, внимательные, любящие детей, терпеливые, умные, умелые).
- Да, этими качествами обладают люди, работающие в детском саду. А мы продолжаем дальше наше путешествие на улицу «Ненужные предметы».
Я предлагаю вам разные профессии: парикмахер, слесарь, продавец, почтальон, врач. Выберите себе любую. На столе у меня разные предметы - помощники – выберите себе предметы, помогающие вам трудиться.
Парикмахер – фен, ножницы, расческа.
Слесарь – молоток, разводной ключ, отвертка.
Врач- фонендоскоп, шприц, грелка.
Продавец - весы, корзинка, продукты.
Почтальон – журналы, газеты, сумка почтальона.
- Составьте предложение о человеке своей профессии (дети составляют предложения и объясняют, зачем им необходимы эти предметы, с небольшой помощью воспитателя).
- Скажем предметам спасибо, которые помогают трудиться профессионалам, и продолжим путешествие. На улицу «Портных».
- Правильно ее шьют при помощи иголки и нитки. Давайте поиграем в игру «Иголка с ниткой». Кто-то из вас сыграет роль иголки, а остальные дети будут длинной ниткой, встав друг, за другом держась за руки. Иголочка будет нас вести из угла в угол, а ниточка не должна порваться. А кто будет иголочкой мы определим при помощи считалочки.
«На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей
- Понравилось. Молодцы.
- Дети, а кто из вас скажет, где мы сейчас были? Что мы там делали? Что вам больше всего запомнилось? А что понравилось? Что же такое профессия?
Это труд, которому человек посвящает всю жизнь, поэтому профессия должна приносить радость и самому человеку и людям.
Вы все молодцы. Спасибо.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: