Несвободные мужчины. Психология женатого мужчины влюбленного вновь

Hебольшой провинциальный французский городок Нанси, 1890 год. Доброжелательный, отзывчивый 32-летний фармацевт ежедневно общается с десятками горожан, которые приходят в его аптеку за помощью. Эмиль Куэ знает каждого клиента, историю его жизни и течение болезни. Это помогает ему понять, почему так по-разному воздействует на людей одно и то же лекарство. Позитивный эффект как-то связан с силой воображения больных, понимает Куэ и начинает изучать метод лечения с помощью внушения, разработанный в середине XIX века французскими врачами Амбруазом-Огюстом Льебо и Ипполитом Бернгеймом (Ambroise-Auguste Liebault, Ippolit Bernheim). Позже, практикуя гипнотерапию, он замечает, что гипноз не оказывает лечебного воздействия даже на легковнушаемого человека, если больной остается безучастным к тому, что с ним происходит (то есть не задействует самовнушение). Куэ предположил, что внушение, направленное на самого себя, – это универсальный и очень эффективный способ влияния на психику, на бессознательное человека.

Свою гениальную догадку он подтвердил неожиданным способом. Эмиль Куэ стал предлагать клиентам новое болеутоляющее средство, которое изготавливали только в его аптеке. Но, принимая его, необходимо было произносить (не задумываясь, легко) простую фразу: «С каждым днем мне становится легче…» Эффект от лечения «таблетками Куэ» был поразителен – больные переставали чувствовать боль, хотя на самом деле принимали таблетки глюкозы. Так фармацевт случайно открыл то, что позже назвали «эффектом плацебо». Он смог доказать реальную силу самовнушения: человека исцеляла уверенность в том, что он обязательно поправится.

Об этом

Книги Эмиля Куэ

  • «Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения» ЛКИ, 2007.
  • «Сознательное самовнушение как путь к господству над собой» ИЦ «РОССАЗИЯ», 2007.

Почти 15 лет Эмиль Куэ разрабатывал метод, который назвал «сознательным самовнушением». Благодаря ему тысячи людей смогли изменить качество своей жизни: самовнушение не заменяло лечения у врача, но значительно уменьшало страдания. «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше» – эту фразу стоит произносить легко, по-детски, без малейшего усилия, – писал Куэ. – Лучше повторять ее ровным тоном, без выражения. Постепенно это внушение станет частью вашего бессознательного и начнет влиять на вас, на ваши действия, поступки, ощущения» (см. «Об этом»). Повторять эту фразу (или любую другую позитивную установку) нужно в тот момент, когда мы находимся в сновидном состоянии сознания (между явью и сном – вечером, засыпая, или утром, пробуждаясь), тогда наше бессознательное наиболее восприимчиво к информации, мы настраиваемся на позитивный лад.

Открытие Куэ было так ошеломительно просто и эффективно, что его признали и до сих пор используют врачи и психотерапевты разных стран. В России идею терапии самовнушением развивал невролог и психиатр Владимир Бехтерев.

А Эмиль Куэ вплоть до своей смерти в 1926 году выступал с лекциями по всему миру, повторяя: «Я не чудотворец и не целитель, я только показываю людям, что в их силах помочь самим себе».

Как действовать?

Вот один простой пример, который может позволить нам разобраться, как именно действует метод Эмиля Куэ.

Ситуация: мне предстоит выступить перед большой аудиторией, но я боюсь не справиться с волнением.

Предварительное (постороннее) внушение (некоторым из нас, считал Куэ, необходима поддержка со стороны): я звоню другу (мы вместе работаем уже несколько лет), и он уверяет, что мне всегда удается собраться в нужный момент.

Оценка : я обдумываю ситуацию и говорю себе: да, я способен справиться с волнением.

Сознательное самовнушение : спокойно, не задумываясь, без всякого усилия я повторяю: «Я могу справиться с собой, я могу не волноваться».

Подключение бессознательного : каждый день (до выступления) перед сном и пробуждаясь я повторяю четко сформулированную позитивную установку: «Я могу справиться с собой и быть спокойным».

Визуализация : несколько раз в день я мысленно представляю (воображаю), как я захожу в аудиторию, уверенно приветствую слушателей и произношу первые слова…

Результат : в назначенный день я иду на встречу, чувствуя себя спокойно и уверенно.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

ЭМИЛЬ КУЭ

Предисловие

Сознательное и бессознательное «Я»

Воля и воображение

Внушение и самовнушение

Применение самовнушения

Как научиться применению сознательного самовнушения?

Применение внушения для лечебных целей

Как практически применять сознательное самовнушение?

Преимущества метода

Как действует внушение?

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.

Несколько случаев излечения

Заключение

Что достигается самовнушением?

Наблюдения

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ

Мысли и изречения Эмиля Куэ

Советы и указания ученикам и последователям

На «сеансах» у Эмиля Куэ

Все обо всем!

Чудо внутри нас

Каким должно быть воспитание детей?

ЭМИЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

САМОВНУШЕНИЕ

КАК ПУТЬ

К ГОСПОДСТВУ НАДСОБОЙ

с французского и предисловие

Мих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача – сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, – во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате – благодаря извращенному толкованию и неправильному применению – подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода – его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, – он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, – но, во всяком случае, сам метод, как таковой, – с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов – заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, – повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, – продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода – быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ – совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, – Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал – и продолжает давать – на десятках тысяч – примеров

доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель – помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время – свыше 15 лет – Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко – в кругу близких друзей и родных, – потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.

Расцветом его славы было появление в 1918-19 гг. книги профессора Ш.Бодуэна. Выдающийся ученый, профессор Женевского института Жан-Жака Руссо, он собрал в своем труде все достижения нового метода, подверг строгому научному анализу его основные предпосылки и установил его взаимоотношение с другими видами психотерапии. Книга проф. Бодуэна имела огромный успех: ее переводы на английский и другие языки вызвали большую литературу. Имя Куэ стало сразу популярным в Старом и Новом Свете.

Характер деятельности Куэ должен был, естественно, измениться. Аудитория в Нанси стала притягательным пунктом для представителей всех рас и народов. С другой стороны, мировая слава заставляет Куэ очень часто покидать маленький французский городок: его живую проповедь можно услышать сейчас нередко и в Женеве, и в Риме, в Канзасе, в Лондоне, в Амстердаме, в Нью-Йорке. И повсюду – в десятках центров – образовались теперь ячейки его верных учеников и последователей, – институты его имени, продолжающие его дело и работающие теоретически и практически над развитием и совершенствованием метода самовнушения.

Из этих институтов – как самостоятельное научное учреждение – следует особо отметить основанное проф. Бодуэном в Женеве Общество Психологии и Психотерапии, насчитывающее в своих рядах целый ряд видных ученых, представителей медицинской, психологической, философской и др. наук. Упомянем хотя бы имена профессора Бове, профессора А.Адлера, д-ра П.Жане, д-ра К.Юнга и нашего соотечественника профессора Б.Вышеславцева. Эмиль Куэ состоит почетным членом этого общества.

***

Мы указывали уже, что предлагаемая книжка преследует чисто практические цели. Её задача – ознакомление с новым методом, преподание практических указаний и демонстрация многочисленных примеров.

В этом отношении задача осуществлена автором блестяще. Перед тем, кому выпала на долю большая радость присутствовать на одном из публичных сеансов в Нанси, встает картина того общего воодушевления, большого психического подъема и редкой по своей напряженности атмосферы доверия и веры, в которой звучит для всех многочисленных слушателей «проповедь» Эмиля Куэ. Там, в его аудитории, которую внешне справедливо сопоставляют с Лурдом, слова «учителя» приобретают особый смысл и значение: они падают на уготовленную этим психическим подъемом почву и воочию творят большое чудо душевного перерождения.

Естественен поэтому вопрос, который должен встать перед каждым читателем предлагаемой книжки: может ли самостоятельное ознакомление с методом почитаться достаточным для правильного его применения и для достижения успешных результатов?

На вопрос этот следует ответить с величайшею осторожностью. В своей живой речи в своей книге Куэ настойчиво и неоднократно подчеркивает: «я не чудотворец и не целитель, – я никого не исцеляю и не лечу, – я только учу людей, каким образом они сами могут себя исцелять и лечить». Принципиально – по существу самого метода – это вполне справедливое и в высшей степени важное указание. Весь метод зиждется целиком и исключительно на обнаружении и развитии психической самодеятельности человека. Но недаром на страницах этой книжки читатель найдет на каждом шагу упоминание о «руководителе», о наставнике, об его роли в проведении подготовительных опытов, в производстве предварительного внушения и т. п.

Необходим ли такой руководитель? И возможно ли достижение благоприятных результатов одним лишь самостоятельным применением метода?

Мы уже знаем, что основными элементами: метода являются два положения: с одной стороны, преобладающая роль самовнушения, и, с другой, необходимость развития и воспитания воображения (в противоположность воле), как рычага и двигателя всего нашего психического, а в конечном итоге и физического бытия. Но самовнушение в том сознательном и намеренном его применении, которое способно пробудить в человеке всемогущую способность «овладения собой», всегда необходимо предполагает наличность какого-то толчка извне, какого-то руководящего начала. Таким толчком может быть или сильное эмоциональное переживание: напряженный аффект, или большой душевный подъем, какой мы наблюдаем в аудитории в Нанси, – или же хотя и более длительная, но, несомненно, более активная и целесоответственная методическая подготовка, – постепенное развитие способности самовнушения. С другой стороны, такого же внешнего воздействия требует и воспитание воображения. Самый процесс самовнушения, требующий, как увидит читатель, наивозможно более полного выключения волевых функций, предполагает развитие в субъекте способности концентрации, способности подвергать себя в более или менее полное пассивное состояние, и нуждается, следовательно, тоже в соответствующей подготовке.

То и другое достигается наиболее целесообразно при помощи предварительного внушения. Понятно поэтому, почему проф. Бодуэн в последнем издании своей книги указывает на то, что «постороннее внушение в процессе развития самовнушения играет зачастую необходимую и, во всяком случае, всегда полезную роль. Тот факт, что некоторые лица оказываются способными к самовнушению без предварительной подготовки, подтверждает вполне теоретическое положение, что главным и основным моментом является именно самовнушение. На практике же отнюдь не следует умалять значения постороннего внушения... так как оно является, в конечном счете, наиболее простой и существенной формой подготовки и упражнения».

Это постороннее внушение, играющее в методе Куэ столь значительную роль, должно соответствовать, однако, своему назначению. Прежде всего, оно должно производиться в бодрственном состоянии, без усыпления пациента. Гипнотическое внушение противоречило бы принципу развития самодеятельности и было бы возвратом к старым методам психического воздействия. Во-вторых – и это наиболее важно – постороннее внушение не должно быть самодовлеющим, не должно ограничиваться одним лишь устранением тех или иных болезненных проявлений. Такое воздействие было бы временным, непрочным и весьма ограниченным по результатам. Целью подготовительного внушения может и должно быть, по словам проф. Бодуэна, «исключительно развитые способности самовнушения».

Ясно, таким образом, что в огромном большинстве случаев предварительная подготовка неизбежна и необходима. Она требует со стороны руководителя добросовестного, чуткого и осторожного отношения к пациенту, некоторого технического навыка и в первую очередь основательного изучения метода.

Специальные познания при такого рода руководительстве не являются – как общее правило – непременным условием. Необходимо настойчиво подчеркнуть мысль, проводимую всеми последователями Э. Куэ, что подготовка к правильному применению метода – задача в неизмеримо большей степени педагогического, нежели терапевтического характера.

Это отнюдь не исключает, конечно, желательности и необходимости осуществления ее врачами. Никто, конечно, в такой мере не знает психики пациента, как именно врач. И врач может поэтому достичь наиболее разительных результатов. Не отрицая, тем не менее, принципиально права и возможности каждого культурного добросовестного последователя нового метода быть его практическим проводником, мы подчеркиваем еще раз, что нормальным развитием метода в будущем должно быть его теснейшее соприкосновение с научной медициной.

***

Значение и роль метода самовнушения велики и бесспорны. Помимо его благотворного, а порою и чудесного воздействия на физическое и душевное здоровье человека, он выполняет свою высокую задачу воспитательного характера. Пробуждая в человеке новую, неизведанную в своих возможностях способность, вызывая к жизни целый ряд дремлющих сил, он, прежде всего, создает внутри нас твердую опору, надежный рычаг для руководства всем нашим внутренним мироощущением и нашим активным проявлением самих себя во вне. Устраняя болезненные прирожденные и благоприобретенные препоны к свободному самоопределению нашей воли, самовнушение создает в нас органическую гармонию и цельность. Развивая в нас веру в самих себя и доверие к нашим собственным силам, оно дает нам возможность быть активными творцами нашей собственной жизни.

Этим сознанием большой ценности метода Эмиля Куэ и обуславливается наша скромная попытка первого ознакомления с ним русских читателей.

МИХ. КАДИШ

Нашими поступками управляет не воля, а воображение.

Внушение или, точнее, самовнушение – понятия, на первый взгляд, совершенно новые, – на самом же деле они стары, как мир.

Новы они потому, что до настоящего времени их мало изучали, а вследствие этого мало и знали; стары же они потому, что существуют с первого дня появления на земле человека. И действительно: самовнушение есть орудие, присущее нам от рождения. Это орудие или, вернее говоря, эта сила обладает невероятным, совершенно непостижимым могуществом, которое, в зависимости от тех или иных обстоятельств, порождает чрезвычайно печальные последствия. Изучение этой силы полезно для каждого из нас, – особенно же необходимо оно врачам, судьям, адвокатам и педагогам.

Уясняя себе возможность сознательного применения самовнушения, человек, прежде всего, избегает опасности вызывать в окружающих его людях дурные самовнушения, последствия которых могут быть опасны и гибельны; наряду с этим он приобретает возможность сознательно способствовать возникновению благих самовнушений, благодаря которым выздоравливают страдающие телесными недугами, обретают душевное равновесие неврастеники, больные духом и вообще все жертвы бессознательных самовнушений и возвращаются на путь истинный морально заблудшие.

Сознательное и бессознательное «Я»

Кто хочет правильно понять явления внушения или, точнее говоря самовнушения, тот должен уяснить себе, что в нас заложены одновременно два существа, коренным образом отличающиеся одно от другого. Оба эти существа разумны; но в то время как одно из них сознательно, другое – бессознательно. Именно поэтому наличности этого второго существа мы обычно не замечаем.

Между тем убедиться в этом вовсе не трудно: достаточно присмотреться поближе к некоторым явлениям и немного над ними подумать. Приведем хотя бы несколько примеров.

Всем известно, что такое сомнамбулизм; все знают, что сомнамбул, лунатик, не будучи разбужен и сам не проснувшись, встает посреди ночи с постели, иногда одевается, иногда же неодетым выходит из комнаты, спускается по лестнице, идет куда-нибудь по длинному коридору, что-то там делает, исполняет иногда даже большую работу, – возвращается затем к себе в комнату, ложится вновь спать, а на утро приходит в изумление, находя неожиданно законченной работу, которую он прервал накануне вечером. Работа исполнена фактически им, хотя он сам и не имеет об этом ни малейшего представления. Какой же силе повиновалось его тело, если не силе бессознательной, если не его же бессознательному «я»?

Возьмем далее весьма частые, к сожалению, случаи delirium tremens у алкоголиков. В припадке бешенства больной хватает первое попавшееся орудие, нож, молоток, или топор и яростно обрушивается на каждого, кто по несчастной случайности оказывается подле него. Как только после такого припадка человек вновь приходит в себя, его охватывает чувство омерзения при виде кровавого зрелища, предстающего перед его взором; он совершенно не помнит, что только что сам был его виновником. Разве и здесь этим несчастным могло руководить что-либо иное, как не его бессознательное «я»?

При сравнении нашего сознательного «я» с бессознательным оказывается, что сознательное обладает очень часто дурной, ненадежной памятью, в то время как память, присущая «я» бессознательному, превосходна и непогрешима: она, совершенно незаметно для нас, с величайшей точностью отмечает все самые незначительные события и факты нашей жизни. С другой стороны, эта память чрезвычайно легковерна и без всякой критики воспринимает все, что ей говорят. Так как, однако, наше бессознательное «я» при посредстве мозга оказывает решающее влияние на деятельность всех наших органов, то в результате мы наблюдаем явление, кажущееся нам на первый взгляд совершенно невероятным: нашему бессознательному «я» достаточно вообразить, что тот или иной орган функционирует правильно или неправильно или что то мы испытываем то или иное ощущение, как действительно этот орган начинает работать соответствующим образом и мы действительно получаем то или иное, представленное нашим бессознательным «я», ощущение.

Бессознательное «я» заведует не только отправлениями всех наших органов, но и управляет всеми нашими поступками, чем бы они ни вызывались.

Мы называем его воображением, и оно то именно, вопреки установившемуся мнению, служит двигателем всех наших поступков, – даже вопреки нашей воле и как раз особенно в тех случаях, когда между обеими этими силами возникает конфликт.

Воля и воображение

В энциклопедических словарях понятие «воля» определяется обычно, как «способность свободного самоопределения к тем или иным действиям». Мы принимаем это определение за непогрешимую истину. На самом же деле оно совершенно неправильно, ибо воля, в которую мы так незыблемо верим, неминуемо терпит поражение всякий раз, как только вступает в конфликт с воображением. Этот закон непреложный, не знающий никаких исключений.

Это кощунство! это парадокс! скажете вы. Нисколько. Это истина, чистейшая истина, отвечу я вам.

Если вы хотите в ней убедиться, откройте глаза, взгляните вокруг себя и постарайтесь уяснить себе то, что вы видите. Вы поймете тогда, что мое утверждение – не теория, взятая из воздуха или порожденная больным мозгом, а лишь простое выражение того, что имеется в действительности.

Предположим, что перед нами на полу доска в 10 метров длины и в 25 сантиметров ширины. Само собой разумеется, каждый легко пройдет по ней с одного конца до другого и при этом ни разу не оступится. Изменим, однако, условия нашего опыта и допустим, что та же доска соединяет в виде мостика две башни высокого собора.

Разве сумел бы кто-нибудь сделать по такому мостику хотя бы несколько шагов? Найдется ли среди моих слушателей хоть один, кто отважился бы на такой подвиг? Конечно, нет. Вы не сделаете и двух шагов, как вас охватит дрожь, и, несмотря на все напряжение вашей воли, вы неминуемо упадете.

Почему же, однако, вы не падаете, когда доска лежит на полу, и почему вы должны непременно упасть, если она прикреплена высоко над землей? Просто-напросто потому, что в первом случае вы представляете себе, воображаете, что вам вовсе не трудно пройти с одного конца доски до другого, тогда как во втором случае в вашем воображении возникает представление, что вы этого сделать не можете.

Заметьте себе, что у вас было желание пройти по доске: достаточно было вам, однако, вообразить, что вы пройти не можете, как это действительно становится для вас абсолютно немыслимым.

Кровельщики и плотники ходят свободно по доскам, расположенным на большой высоте, – но именно: потому, что у них развивается представление об этой возможности.

Ощущение головокружения вызывается только нашим представлением о том, что мы можем упасть. Это представление превращается мгновенно в действительность, несмотря на все напряжение нашей воли; это превращение совершается тем более быстро, чем сильнее мы боремся с нашим представлением.

Возьмем человека, страдающего бессонницей. Когда он не производит усилий, чтобы уснуть, он лежит в постели совершенно спокойно. Чем больше, однако, он будет хотеть, стараться уснуть, тем это ему будет труднее и тем больше он будет возбуждаться.

Всякий из нас наблюдал, вероятно, что когда мы забываем чье-нибудь имя и ломаем себе голову, стараясь его вспомнить, оно ни за что не приходит нам на ум; как только, однако, мысль: «я забыл», мы заменяем; другой: «я сейчас вспомню», – так спустя самое короткое время, без всякого напряжения с нашей стороны, имя действительно всплывает в нашем сознании.

Если среди вас есть велосипедисты, пусть они вспомнят, как они учились ездить. Они садились на велосипед, судорожно сжимали обеими руками руль и были всецело во власти боязни упасть. Заметив неожиданна посреди дороги небольшой камень или едущий на ветру экипаж, они старались избегнуть препятствий, но чем больше употребляли для этого усилий, тем неизбежнее было для них столкновение.

А кому из нас не приходилось испытывать приступа смеха? И разве не замечали мы, что смех становится все сильнее и сильнее, чем больше мы стараемся от него удержаться?

Что же происходит в нас во всех этих случаях? Я не хочу упасть, но не могу, удержаться; я хочу уснуть, но не могу; мне хочется вспомнить имя этого человека, но я не могу; я хотел бы избегнуть препятствия, но не могу; хотел бы удержаться от смеха, но не могу.

Совершенно очевидно, что, во всех этих конфликтах, всякий раз без исключения воображение берет верх над волей.

Разве – по аналогии с этим – не наблюдаем мы постоянно, что командир, становящийся во главе отряда, легко увлекает его за собою в атаку, – между тем как один только крик: «Спасайся, кто может!» – почти неминуемо вызывает неудержимое бегство? Чем же это объясняется? Исключительно тем, что в первом случае у солдат пробуждается представление, что они должны идти вперед, в атаку, тогда как во втором случае воображение говорит им, что они побеждены и только поспешным бегством могут спасти себе жизнь.

Панург, несомненно, учитывал заразительное действие примера, точнее говоря, влияние воображения, когда во время плавания на корабле, желая отомстить одному ехавшему с ним вместе купцу, купил у него самого большого барана и бросил его в море: он знал, что все стадо тотчас же кинется следом за ним.

Нам, людям, тоже в большей или меньшей степени присуще это стадное чувство. Вопреки своему желанию, мы неминуемо следуем чужому примеру, только потому, что представляем себе, будто иначе поступить мы не можем.

Я мог бы привести еще тысячу таких же примеров, но боюсь утомить ваше внимание. Тем не менее, я не могу обойти молчанием еще одного факта, который наглядно покажет вам, каким невероятным могуществом обладает воображение, иначе говоря, наше бессознательное «я» в его борьбе с нашей волей.

Есть много алкоголиков, которым очень хотелось перестать пить, но которые не в силах удержаться от вина. Порасспросите их, – они вам совершенно искренне скажут, что у них большое желание начать трезвый образ жизни, что вино им просто-напросто противно, но что их неудержимо тянет к вину, вопреки их воле, вопреки тому, что они прекрасно сознают, какой вред им оно причиняет.

Точно так же и многие преступники совершают преступления помимо своей воли, и если вы их спросите о мотивах, они вам ответят: «Я не мог удержаться, меня толкало что-то, что было сильнее меня».

И алкоголики, и преступники говорят чистейшую правду: они вынуждены делать то, что они делают, и при этом только потому, что их воображение говорит им, что они удержаться не могут.

Как бы не гордились мы нашей свободною волей, как бы твердо не верили в то, что мы вольны в своих действиях, – на самом деле мы только жалкие марионетки в руках нашего воображения. Но как только мы научаемся управлять нашим воображением, так сейчас же приходит к концу эта наша печальная и ничтожная роль.

Внушение и самовнушение

После всего нами сказанного мы можем сравнить воображение с бурным потоком, который неудержимо увлекает попавшего в него, несчастного человека, несмотря на все его старания достичь спасительного берега. Поток этот кажется нам неукротимым. На самом же деле нам достаточно его изучить и узнать те законы, которые им управляют: тогда мы сумеем направить его в другое русло, сумеем поставить на нем турбину и превратить его силу в движение, в тепло, в электричество.

Если этот пример вас не удовлетворяет, мы можем сравнить воображение с диким конем без узды и без повода. Что остается всаднику, как не отдаться на волю такого коня и мчаться, куда тот захочет? Очень часто, конечно, он может при этом сломать себе шею и очутиться во рву. Но достаточно всаднику наложить узду на коня, как роли тотчас же меняются. Уже не конь несет всадника, а всадник направляет коня, куда хочет. Уяснив себе огромную силу нашего бессознательного «я» или, что то же, нашего воображения, вы убедитесь сейчас из моих слов, что эта, на первый взгляд, неукротимая сила поддается так же легко обузданию, как бурный поток или бешеный конь.

Но для этого, прежде всего, необходимо дать точное определение двум понятиям, которые очень часто употребляются без достаточного понимания их истинного значения. Эти понятия – внушение и самовнушение.

Что такое, в сущности, внушение? Мы могли бы определить это понятие, как «процесс внедрения определенной мысли в мозг другого человека». Но существует ли такой процесс в действительности? В сущности говоря, нет. В качестве самостоятельного процесса внушения не существует: его необходимейшей предпосылкой, без которой оно вообще немыслимо, служит то, чтобы оно у лица, поддающегося внушению, превратилось в самовнушение. Последнее же понятие мы определяем, как «внедрение определенной мысли нами самими в нас же самих». Мы можем сделать человеку внушение, но если бессознательное «я» этого человека внушения не воспримет, если оно его, так сказать, не «переварит», превратив его при этом в самовнушение, то внушение, как таковое, ни малейшего результата не достигнет.

«Надейтесь не на меня, а на самих себя, ибо в вас самих скрыта сила, которая вас исцелит.» Эмиль Куэ

В конце XIX века молодой француз Эмиль Куэ, в 21 год получив ученую степень фармакологии, стал работать аптекарем. Будучи человеком наблюдательным, он обратил внимание на тот факт, что одно и то же лекарство могло по разному влиять на разных людей с одним и тем же заболеванием. И зависела эффективность лечения от того, насколько пациент верил в то, что лекарство ему поможет. Молодой аптекарь пришел к выводу, что одной из основных причин большинства болезней является человеческое воображение.

Куэ, отпуская лекарства, стал говорить каждому из клиентов, что лекарство очень хорошее и обязательно поможет. Когда же человек во время очередного визита рассказывал, что ему действительно стало лучше, аптекарь отвечал, что с каждым днем самочувствие будет только улучшаться.

Как-то раз в его аптеку явилась дама, которая требовала, чтобы ей продали препарат, который не разрешалось отпускать без рецепта. Женщина упорствовала, и тогда Куэ во избежание конфликта, пошел на небольшую уловку: под маркой более эффективного лекарства, он предложил даме флакончик с обычной дистиллированной водой. Через несколько дней женщина заглянула в аптеку и поблагодарила аптекаря за чудесное лекарство, благодаря которому она совершенно поправилась.

Куэ был настолько воодушевлен результатами своих наблюдений, что занялся изучением методов прикладной психологии. В результате им был разработан метод, который он назвал «сознательным самовнушением».

В 1910 году Эмиль Куэ открыл клинику психотерапии, руководителем которой оставался до конца жизни. Вкратце суть метода Куэ заключается в следующем:

  • человек с помощью врача составляет для себя так называемую «формулу самовнушения» (сейчас мы их называем аффирмациями) – фразу (максимум 3-4 короткие фразы), состоящую из простых , без частиц «не» (формулировка «я не болен» неправильная, правильно будет «я здоров»). Чем проще формула, тем она более эффективна. Слова могут относиться как к отдельному органу («с каждым днем мой слух улучшается»), так и ко всему организму в целом («с каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях»).
  • По мнению Куэ, не имеет значения, соответствует ли эта «формула» действительности, так как она адресуется не сознанию, а подсознательному, которое, по его словам, «отличается легковерием».
  • Очень важно, чтобы самовнушение происходило просто, равнодушно, несколько отстраненно, без каких-либо волевых усилий, поэтому самым подходящим временем для таких сеансов считается время полудремы – утром, сразу после просыпания и вечером, перед отходом ко сну. Это пограничное состояние между сном и явью еще называют «альфа –состоянием», когда на стыке бодрствования и сна устанавливается связь между сознанием и подсознанием.
  • «Формулу» нужно произносить не менее 20 раз, а для счета можно использовать шнурок с завязанными на нем узелками, которые можно перебирать как четки. С помощью многочисленных экспериментов было установлено, что около 20 повторений приводит к желаемому результату. Многократное повторение «формулы» создает усыпляющий эффект, вводит в легкий транс и внушение легче проникает в бессознательное.
  • Лечение по методу Куэ рекомендуется проводить на протяжении 6-8 недель, каждый сеанс занимает 3-4 минуты и повторяется 2-3 раза в день.

Куэ сравнивал бессознательное с необъзженным конем. И задача человека – найти способ обуздать, усмирить этого коня, суметь направить его в нужную сторону.

В свое время метод Эмиля Куэ имел много противников и многократно подвергался критике, однако сейчас его эффективность доказана, метод имеет много последователей (аффирмации Луизы Хэй, исцеляющие настрои Георгия Сытина и пр.), и самовнушения успешно используется и как самостоятельный способ оздоровления, и как вспомогательное средство при различных заболеваниях и психологических проблемах.

Длительные отношения с женатым мужчиной отличаются особенной страстью или нежностью. Он, уставший от домашних обязанностей и скандалов, с радостью принимает вашу любовь и взамен отдаёт немало. Кажется, это счастье. Но у каждого счастья есть финал, а у всех поступков имеются последствия, и не всегда они положительные.

Быть любовницей легко только тогда, когда вы – самодостаточная женщина, которая получает удовольствие от экстремальных авантюр и секса, а также старается не влюбляться в своих партнеров. Но женской натуре сложно не влюбиться в того, с кем спишь, и кто относится к тебе с нежностью и пониманием. В этом и загвоздка.

Быть любовницей любимого мужчины страшнее всего. Это явная дорога к нервному срыву, ведь угнетают ревность и надежда на счастливый исход. Увы, зачастую мужчины не готовы оставлять семью и уютное гнездышко, предпочитая держать около себя и любовницу.

В итоге приходится рассчитывать на три варианта развития событий:

  1. Он уходит от жены, и вы строите свою семью (маловероятно – 10%).
  2. Он бросает вас, отдавая предпочтение семейному теплу и стабильности (вероятность 65%).
  3. Он затягивает отношения, и вы встречаетесь до тех пор, пока про связь не узнает жена (вероятность 25%).

Жена, скорее всего, сделает всё от неё возможное, чтобы вам хотя бы какое-то время жилось несладко. Будет сложно пережить предательство любимого человека и натиск со стороны его официальной второй половины. Это одна из причин, по которой психологи рекомендуют не общаться с благоверной любовника и держать вашу связь в секрете.

Последствия отношений с женатым мужчиной на самое ближайшее время

Первое время всё будет просто поразительно. Парень готов целовать ваши руки и ноги, постоянно шептать о любви, дарить подарки и задабривать историей о том, как вы встретите какой-нибудь важный праздник вместе, в общем доме. Он делает так, чтобы крепче «приклеить» вас к себе, а также убедить себя, что всё делает правильно.

Существует два типа мужчин, которые идут на длительные отношения с любовницей:

  1. Нежные романтики, желающие найти новый объект любви и вдохновения.
  2. Ловеласы, доказывающие таким образом своё превосходство. Им нужно, чтобы в любой момент их ждали, желали всем телом и душой. Мало кого любят, кроме себя, поэтому иногда заводят даже несколько любовниц.

Отношения с первым типом приятны, и, если жена не узнает про них, будут иметь только положительные последствия. А внебрачный союз со вторым принесет только слёзы и нервы, причем, в ближайшее время. На таких не стоит надеяться, хотя влюбиться в них особенно легко, ведь девушки обожают «плохишей».

Попробуйте как можно быстрее осознать, с кем имеете дело. Но не стоит отдавать всю себя ловеласу, лишь расставание станет наилучшим решением для обоих.

Какие последствия могут быть от связи замужней женщины и женатого мужчины?

Наихудший вариант – отношения между замужней женщиной и женатым мужчиной. Постоянная нервотрепка, необходимость скрываться и лгать, особенно, если у обоих есть дети, просто сводит с ума. Оно может того стоить, только если вы влюблены и готовы ради этого терпеть все проблемы. Если же между вами исключительно секс, лучше задумайтесь - имеет ли смысл данная авантюра?

Самое ужасное, что может произойти – о ней узнают ваши половинки. И часто оказывается так, что даже если вы оба клялись, что они вам не нужны и любите друг друга, всё равно расстаетесь, возвращаясь к супругам. Некоторые даже понимают, что прощение со стороны законной половинки открыло глаза на спрятанные в глубине души чувства именно к ней.

Порой отношениям нужна разрядка в виде измены, чтобы начать ценить стабильность, покой и уют.

Случается и так, что законные половинки не прощают, и вы остаётесь без семей, вдвоем. Изначально это может показаться неплохой идеей, но со временем появляется ненависть к тому, кто лишил вас нормальной жизни и заставил пережить развод, истерики, оскорбления. Хорошо, когда вы поддерживаете друг друга в такой момент. Ужасно, если всё не так. Значит, вы не были нужны друг другу по-настоящему, лишившись семей ни за что.

Психологи советуют женатым людям выбирать лишь один из двух вариантов:

  1. Иногда заниматься любовью без каких-либо обязательств (это помогает отвлечься от проблем по дому и ссор с супругами).
  2. Сойтись и строить свою семью, рассказав об этом супругам.

Не может быть промежуточных вариантов, так как они самые болезненные и принесут в жизни многих людей только разочарование.

Любовная связь несвободных людей - это грех?

Если смотреть с точки зрения библейских законов, то связь несвободных людей – настоящий грех. Все помнят про заповедь «Не возжелай жену ближнего своего».

В некоторых религиях можно найти упоминания о том, что встречи с женатым мужчиной не являются грехом. В исламе, к примеру, разрешено многоженство. А вот про связь с замужней женщиной говорится мало и всегда отрицательно. Девушка должна поддерживать уют в доме, оставаться хорошей женой и матерью, а также верной супругу в любых ситуациях. Измена мужу в некоторых странах наказывается смертной казнью.

В цивилизованном обществе этого, конечно, не происходит, но измена жене всё же более допустима. Считается, что парни полигамны от природы, а у девушек роль играет банальная распущенность. В эмансипированном мире стараются уравнять эти права, но на подсознательном уровне любовная связь несвободных людей всё же осуждается.

Негативные последствия связи с женатым мужчиной по знаку Зодиака

Если вы верите в астрологию, можно обратиться к звездам за помощью. Узнайте знак Зодиака любимого мужчины, и сможете увидеть, какие последствия вашей связи наиболее вероятны.

Овен

Упрямый овен будет до последнего с вами, рассказывая байки про счастливую совместную жизнь. Скорее всего, супруге он тоже повествует о любви. Будьте с ним осторожны и держите на расстоянии.

Лев

Львы при помощи подобных связей доказывают свою неповторимость, тешат эго. Они любят играть с людьми ради своего удовольствия. Не позволяйте себе влюбиться в обладателя этого знака, иначе он украдет ваше сердце и веру в любовь. Лучше отстраняйтесь, позволяя завоёвывать вас.

Стрелец

Стрелец точно понимает, чего хочет. Он никогда не изменит на ровном месте – решение обдумано сотни раз. Скорее всего, он любит вас и не обменяет страсть на семейный уют с женой. Впрочем, такие вопросы сугубо индивидуальны.

Телец

Романтичный телец отдаст вам всего себя, одарит подарками и очарует невероятным сексом. Тельцы редко когда лгут, но делают это искусно. Существует большая вероятность того, что мужчина будет предан вам, но уйти из семьи для него слишком сложное решение. Он понимает, что ответственен перед родными.

Дева

Дева не любит изменять и делает это только в порядке острой необходимости, когда всё до предела надоело. Данный факт позволяет верить в истории про ужасную супругу и скорый развод. Но не слишком надейтесь.

Козерог

Козероги, как и львы, относятся к ловеласам, о которых упоминалось выше. У них может быть по нескольку любовниц, но ни к одной они не будут испытывать истинных чувств. Конечно, и козерог порой влюбляется – он же человек. Поэтому для начала выясните, что именно испытывает к вам представитель данного знака Зодиака.

Близнецы

Близнецы часто ведут двойной образ жизни. Им нравится скрываться и врать, казаться другим человеком и словно любить другую. Для них отношения на стороне являются игрой и разрядкой от семейного быта. Не стоит полностью доверять и навязываться близнецам. Они всегда могут найти новый объект для игры в другого человека.

Весы

Весы трезво взвешивают все «за» и «против» прежде чем изменить. Не обязательно дома у них должны быть проблемы. Возможно, новая пассия просто выгоднее жены, поэтому ей отдаётся предпочтение. Связь с представителем знака Весы будет полной удивительных моментов, но вряд ли она продлится дольше года.

Водолей

Водолей ищет вторую половинку для души. Изменяет он обычно в том случае, когда жена отдалилась и связь между ними сошла на нет. Ему важно делиться новостями, чувствовать себя любимым. Если вы дадите это, он будет носить вас на руках. Правда, из семьи уходить не станет, но точно подарит незабываемые моменты.

Рак

Рак очень верен, потому отношения с любовницей имеют оттенок любви – он не станет изменять только ради физической выгоды. Представитель данного знака скорее бросит жену, чем любой другой, так как испытывает к вам настоящие и глубокие чувства.

Скорпион

Скорпиону важен качественный секс, ради которого он готов пойти на измену. В отношениях с любовницей именно этот момент играет ключевую роль. Если вы дадите ему то, чего в силу каких-либо убеждений и принципов не даёт жена, отношения продлятся долго. Но счастливого финала ждать не стоит.

Рыбы

Рыбы добры и не любят причинять боль кому-либо. Обычно они терпят в угоду другим, стараясь скрывать свои эмоции. Отношения на стороне заканчивают быстро и просто, даже если потом всю жизнь сожалеют. Дайте представителю знака всё, в чем он нуждается – лишь так вы задержите его около своей персоны на длительный срок.

Встречаться с женатым мужчиной способны слабые девушки, всей душой желающие быть любимыми, или же девушки, находящиеся в поиске финансового спутника жизни. Самодостаточные и серьёзные особы вряд ли пойдут на столь мрачную авантюру, не предвещающую ничего хорошего.

Вас всё же поглотила пучина страстей? Тогда послушайте советы психологов:

  1. Не критикуйте супругу. Старайтесь не спрашивать о ней и вообще на время, когда находитесь рядом с мужчиной, забудьте про неё.
  2. Не пытайтесь связаться с родными любимого, а, тем более, женой, если дорожите мужчиной. Это может стать финалом отношений.
  3. Не устраивайте скандалов и не просите выбирать одну из вас, давление только приведет к расставанию.
  4. Не изменяйте «в ответ». Преданность представители сильного пола ценят превыше всего, даже если звучит абсурдно.
  5. Не навязывайтесь и выполняйте просьбы. Не стоит звонить, если любимый попросит не делать этого, пока он с семьёй. Терпеливо ждите, когда наберет сам.

Единственный вариант, когда стоит побороться за отношения – когда мужчина уже разводится с благоверной.

На время развода станьте для него лучшей на свете и создайте «райский уголок», куда он будет приходить с радостью. Тогда он уверится в том, что сделал верный выбор, и вы – его настоящая вторая половинка.

Цените такого мужчину, ведь ради вас он бросил самое дорогое, что может быть в жизни – семью и стабильность. Помогите снова обрести это, не жалея об утраченном.

Продолжение. . .

Моя жизнь - это:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: