Как принимать сложные решения

15 комментариев

Как принять сложное решение? 10 вопросов для самокоучинга

  • Уволиться с работы или остаться?
  • Закрыть бизнес или попытаться выстоять, несмотря на кризис?
  • Переехать жить в другой город или нет?
  • В какую школу отдать ребёнка?
  • И т.д.

В жизни мы неоднократно сталкиваемся со сложными вопросами, которые без преувеличения можно назвать судьбоносными . Ведь от их решения зависит, как будет складываться вся наша дальнейшая жизнь. И не только наша… Перемены, которые за ними следуют, — глобальны, последствия – непредсказуемы, цена ошибки — велика. Осознавая это, мы не знаем, как поступить. Топчемся на перепутье, растерянно оглядываясь по сторонам. Что делать в подобной ситуации? Как принять сложное решение?

Рекомендаций по этому поводу масса, но далеко не все они подходят для солопроцессинга (последнее время люблю употреблять это слово, так что простите, если кому-то резануло ухо). Сегодня я расскажу об инструменте, воспользоваться которым вы сможете самостоятельно. Это 10 вопросов для самокоучинга, ответы на которые помогут принять вам сложное решение. Данный метод я периодически использую в своей практике. И зачастую одного его бывает достаточно, чтобы человек понял, по какому пути ему лучше пойти.

Итак, что за волшебные вопросы такие?

Минутку терпения.))) Сначала немного «разомнемся» и примем . Это очень важно, поскольку только из состояния равновесия можно и нужно принимать сложные решения. Иначе никакие вопросы не помогут.

Итак, в ыделите достаточно времени на процесс самокоучинга: не мене часа, а лучше – два. Останьтесь наедине с собой, в удобном для вас месте, где вас никто и ничто не побеспокоит. Про мобильные телефоны и прочие гаджеты, думаю, напоминать не стоит.

Запаситесь бумагой и ручкой. Займите удобное положение. Подышите глубоко несколько раз. Лучше животом. Послушайте релаксирующую музыку, если требуется. Или воспользуйтесь любым другим, известным вам . Это ваш основной ресурс. Гото вы? Тогда приступаем.

10 коучинговых вопросов для принятия сложных решений:

  1. Подумайте несколько минут о вашей ситуации.

В чем суть вопроса? В чем сложность?

  1. Каково самое оптимальное решение в этом случае для меня?

Да, вот так сразу. Просто кратко запишите вариант, который на текущий момент видится вам оптимальным. Именно его мы будем рассматривать в качестве основного решения. Перечитывайте его каждый раз перед ответом на очередной вопрос. Внимание: на все вопросы отвечаем письменно!

Будьте готовы к тому, что ваше мнение об оптимальности выбранного решения может поменяться. Озарение может случиться в любой момент. Так что держите ручку наготове, чтобы записать свои мысли и ощущения на этот счет.

  • Будет ли это решение полезно для моего тела?
  • Буду ли я хорошо себя чувствовать эмоционально?
  • Будет ли это решение полезно для меня в интеллектуальном плане?
  • Является ли решение оптимальным в краткосрочной перспективе? А в долгосрочной?

Как вы поняли, здесь важно «проконсультироваться» не только с логичным рационалистом внутри себя (интеллектом ), но и с телом и эмоциями . Прислушайтесь к тому, как все три «консультанта» реагируют на ваше решение. Все они имеют равные права на голос. Как показывает мой опыт, чаще всего люди забывают выслушать свое тело.

Поэтому обратите на его реакции особое внимание. Что говорит вам ваш тело, когда вы произносите вслух выбранное оптимальное решение? Становится ли оно легким? Готово ли оно порхать, радостно выкрикивая «да!»? Или скукоживается и с ужасом бормочем «нет-нет-нет!».

Ответ на этот вопрос стоит учитывать при принятии любых личных решений. Он помогает осознать ваши ценности и приоритеты. Речь о фундаменте, на котором строится вся ваша жизнь. Естественно, очередной «этаж» стоит возводить именно на нём, чтобы «дом» от вашего решения не покосился.

Вопрос на засыпку.))) Помогает снять «повязку» с глаз. Но не расстраивайтесь, если это не получится сделать с первого раза. Озарение может накатить позже. Просто периодически задавайте себе этот вопрос-провокатор.

Помогает посмотреть на ситуацию с разных сторон. А также понять, готовы ли вы учитывать интересы других людей и в каком объеме.

  1. Если бы в этой ситуации оказался другой человек, что я бы посоветовала ему?

Сразу скажу, что я — не сторонница прямых советов. Дело это неблагодарное и зачастую даже вредное. Но в данном контексте – совсем другое дело. Ведь в итоге вы советуете самой себе.

Вспомните любую ситуацию, когда кто-то делился с вами своими проблемами. У вас, как правило, сразу появлялось решение, простое и очевидное. Верно? Возможно, вы даже озвучивали его вслух. Возможно, даже когда вас об этом не просили.))) Пора воспользоваться этой особенностью нашего мышления на благо себе, задав вопрос №7.

Какие имена и образы возникают у вас, когда вы читаете этот вопрос? Принимаются любые варианты, даже самые нелепые. От Танюшки-подружки до президента Российской Федерации.))) Возможно, вы увидите и вовсе виртуальных помощников: героев любимых фильмов или книг. В этом все равно скрыт некий смысл. Подумайте, какой именно. Пишите всех, кто может вас поддержать словом или делом. Возможно, в ваш список попадут профессиональные консультанты и другие специалисты, к которым вы ранее никогда не обращались.

Мой самый любимый вопрос.))) Ведь, так или иначе, все мы стремимся к состоянию, которое принято обозначать словом «счастье».

Для проверки можете написать список источников большой радости в вашей жизни. Хотя бы из 3-5 пунктов. Посмотрите на него. Зафиксируйте свои эмоции и ощущения в теле.

А теперь взгляните на то решение, которое формулировали в самом начале. Ну как? Те же эмоции, те же ощущения в теле? Независимо от ответа на этот вопрос, переходим к завершающему этапу самокоучинга.

Поздравляю! Вы справились со всеми вопросами. Теперь необходимо, что называется, отпустить ситуацию и отвлечься. Это может быть что угодно: кружка чая, заваренного по всем правилам, просмотр захватывающего фильма или прогулка с детьми… Ваша задача – какое-то время не думать о своей сложной ситуации. И если вы все правильно сделали, скоро наилучшее решение придет к вам само собой . Останется только претворить его в жизнь!

Итак, вместо заключения еще раз кратко список из 10 вопросов для принятия сложного решения .

  1. В чем суть проблемной ситуации?
  2. Каково возможное решение?
  3. Пойдет ли мне это решение на пользу?
  4. А что для меня по-настоящему важно?
  5. Чего я НЕ вижу в этой ситуации?
  6. Какие стороны вовлечены в эту ситуацию? Чьи интересы я готова учитывать?
  7. Если бы в этой ситуации оказался другой человек, что можно было бы ему посоветовать?
  8. Кто мне может помочь, поддержать в этой ситуации?
  9. Делает ли меня счастливой это решение?
  10. Какое простое действие я могу сейчас предпринять, чтобы отвлечься от этой ситуации и решения?

Была ли эта статья полезна для вас? Напишите, пожалуйста, в комментариях и поделитесь с подругами в соц.сетях. Ваше мнение очень важно для меня.

Искренне ваша, Просветова Наташа.

Рано или поздно все мы сталкиваемся со сложными решениями. Сложными я называю те решения, которые вызывают сильный дискомфорт и сомнения. Смена работы, переезд в другое место, решение пойти на языковые курсы, да даже звонок новому человеку — все это может вызвать стресс. А наш организм стресс не любит. Он любит, когда все хорошо и спокойно. Как ленивый кот на солнышке, ему подавай комфорт и тишину. Как же принимать сложные решения?

В ситуации принятия сложного решения, мне кажется, ключевым фактором , является время . Чем больше вы раздумываете, тем больше уровень стресса, страха и сахара в крови (а сахар — зло для меня, об этом я писала . И это все настолько усложняет принятие решения, что, зачастую, от него совсем отказываются, хотя оно и было нужным.

Как же не допустить этого? Рассмотрим ситуации, когда решение ограничивается выбором — сделать или не сделать, то есть решиться на что-нибудь или нет. Если решение, которое вам необходимо принять, действительно нужно вам для развития, для достижения чего-то, о чем давно мечтали, да просто для радости, то мой вам совет — не думайте долго. Сомнения и длительные размышления окончательно подавят решимость. За собой я заметила, что мне легче приниматься за реализацию решения на этапе, когда я считаю, что еще ничего не решила. Такой вот самообман на благо. Как это работает? Расскажу на примере написания вот этой статьи. Хожу я по квартире, а в голову приходит идея для материала, но писать-то совсем не хочется, выходной и все дела. Тогда я просто говорю себе, что я и не буду писать, но идею же статьи надо записать, иначе потом забуду. Вот и все. Дальше я нахожу себя уже на середине материала. Один маленький шажочек, который, в общем-то, ни к чему не обязывает. Обманите: скажите себе, что вы просто позвоните по объявлению, ведь это ни к чему вас не обязывает. Или просто посмотрите на вещи в шкафу, разберете их. Это ведь еще не переезд! И так далее. Но, даже если за этим ничего и не последует, вы уже будете на один маленький шажочек впереди, чем были бы, если бы просто сидели и размышляли. А. значит, вы уже приняли свое решение.

Есть еще один довод в пользу быстрого принятия решения. Недавно я прочитала статью, в которой говорилось, что чем больше информации о решении у вас есть, тем меньше вероятность, что вы его примите. В данном случае знания выступают в негативном свете.


Конечно же, вам надо продумать основные моменты, но чем больше информации у вас будет, тем больше проблем в реализации решения вы сможете разглядеть. А чем больше проблем вы будете видеть, тем меньше желания их решать у вас будет. Такое вот уравнение.

Еще один способ — это рассказать нескольким близким людям о решении в контексте, как будто вы уже решились, хотя это может быть и не так. Уверенно проговаривая ситуацию в утвердительной форме, вы даете мозгу сигнал начинать работать именно в направлении действий, а не сомнений и метаний. Мозг как компьютер — для поиска решений ему необходима четкая постановка задачи, в противно случае он буксует, а вместе с ним буксуете и вы. Именно это происходит, когда вы медлите и сомневаетесь.

Почаще напоминайте себе, ради чего вам это надо. Будь то жизнь в более комфортных условиях, новое увлечение, стройная фигура, новые знакомства — вспоминайте об этом почаще. Помните, что решение, которое вам приходится принимать, может быть и сложное, но без него у вас ничего желаемого не появится. Пересиливают ли эти мысли ваши сомнения и страхи? Надеюсь, что да. У меня всегда пересиливают 🙂

Ну а если это не сработало, то вот вам отличный инструмент из психологии . Называется он квадратом Декарта.


Честно ответьте на следующие вопросы, связанные с обдумываемой ситуацией (это вольный перевод вопросов с картинки — не все их понимают:D).

  1. Что самое хорошее произойдет, если я решусь?
  2. Что хорошего произойдет, если все останется как есть?
  3. Что плохого произойдет, если все останется как есть?
  4. Что плохого может произойти, если я решусь?

К последнему вопросу я добавила бы еще один. Написав список плохого, спросите себя, что действительно реально из этого. Ведь нет, земля не взорвется и не поглотит вас, если кто-то, скажем, откажется пойти с вами в кино. Правда ведь? 🙂

Но что же делать, если в сложившейся ситуации есть несколько вариантов решений? Тут нам снова пригодятся вопросы и, конечно же, ответы на них. В первую очередь, определите все задействованные в личности — жена/муж, друзья, начальник, котопес и так далее.

Теперь возьмите лист бумаги и запишите интересы каждого в контексте данной ситуации. Например, если жена хочет, чтобы вы пошли с ней в кино, начальник ждет от вас отчет к утру, друг зовет в бар. Запишите их интересы и не забудьте о своих. Даже не так. Сначала запишите свои и потом уже их.


Теперь запишите последствия каждого из решений. Например, вы проведете вечер с женой. Друг, наверняка, найдет кого-то еще для компании. Критично это? Вроде, нет. Вы не сделаете отчет, который важен для выполнения проекта А, что может негативно сложиться на прогрессе работы и т.д. Критично ли это? И так далее.

Ну а теперь запишите, как это решение скажется на долгосрочной перспективе. А потом изучите со всех-всех сторон. Решение должно уже более явно выступить вперед. Конечно, пример достаточно банален, но, надеюсь, свою роль он выполнит 🙂

Не бойтесь принимать сложные решения. Именно они выстраивают вашу жизнь и ваш путь по ней.

А какой совет для принятия сложного решения дали бы вы?

Педагогические ситуации

Ситуация 1.

Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.

Ваши действия.

Вариант 1.

Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.

Вариант 2.

Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.

Вариант 3.

Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

Вариант 4.

Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).

Вариант 5.

Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

Ситуация 2.

  • Мальчик, 7 лет.

С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

Ваши действия.

Вариант 1.

Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2.

Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Вариант 3.

Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Ситуация 3.

Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребенка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у нее хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребенка из детского сада. Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.

Как быть?

Вариант 1.

Расспросить ребенка:

Саша, чья это машинка? Нужно ее отдать хозяину.

Я ходил в гости к Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша.

Сходи завтра к малышам и верни машинку.

Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,- упрямиться мальчик.

Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, - убеждает мама.

Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться, скажет, что я украл, нет, мне стыдно.

Саша, давай завтра вместе сходим к Нине Ивановне и отдадим машинку, хорошо?

Вариант 2.

Убедить ребенка вернуть машинку, предварительно обсудив ситуацию с педагогом.

Вечером, прежде чем забрать ребенка, Ольга Петровна заходит к Нине Ивановне, рассказывает о случившемся и предупреждает, о своем приходе с сыном. Нина Ивановна поддерживает линию поведения мамы и когда ребенок возвращает машинку, обрадовано говорит:

Ой, Саша, ты нашел Димину машинку! А мы ее весь день ищем, Дима плачет, иди скорее, отдай ее Диме, спасибо тебе большое.

Вариант 3.

Маме самой взять машинку и отнести её Ольге Петровне. Объяснить ей ситуацию. Но предварительно побеседовать с сыном о том, что нехорошо брать чужие вещи.

Ситуация 4.

Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Ситуация 5.

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вариант 1.

Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.

Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Вариант 2.

Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Вариант 3.

Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

Ситуация 6.

Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой.

Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: « Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».

Как отреагировать маме?

Решение:

1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду.

2. Поддержать дочку: «Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа – давай вместе узнаем / возможные источники информации/».

3. Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки

вызвала неуверенность в первых неудачах.

Ситуация 7.

Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Решение:

Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».

Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа).

Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Если родители осознают проблему, то предложить посетить с ребенком практические занятия у психолога по формированию волевой сферы. Дать рекомендации «Формирование сдержанности у дошкольников», «Сферы применения способности быстрого, объемного запоминания» (шахматы, шашки, ГО).

Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам формирования адекватной самооценки.

Ситуация 8.

Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами .

Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»

С чем связано подобное явление?

РЕШЕНИЕ. Подобное явление связано с несовершенством владения грамматическим строем речи. Ребенок может придавать какому-либо новому слову ту форму, которой он овладел. Элементы осознанного владения ребенком этой формы вызывают детской словотворчество.

Ситуация 9.

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня - самая красивая».

А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»

Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

■ Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама - негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное.

Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.

Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.

Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.

Ситуация 10.

. Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»

А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»

В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.

Другие же матери - наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я - плохой!»)

Ситуация 11.

. «Мой сын Миша (7 лет), - пишет мама, - почти совершенство. Но в своей группе на людях всегда молчит. Я старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома - все в порядке. А на людях - замыкается. Посоветуйте, что делать?»

Дайте совет маме.

РЕШЕНИЕ. Постарайтесь объяснить Мише, что застенчивость часто воспринимается как недружелюбие, и чтобы нравиться людям, надо быть более общительным.


Мне часто приходят письма от коллег с просьбой разрешить сложную ситуацию, помочь с выбором или дать экспертный совет. Я, конечно, помогаю и стараюсь дать как можно более правдивый и лаконичный совет. Но все равно по описанию сложно понять всю глубину проблемы выбора.

«Сотрудничать ли с этим человеком, переезжать ли в другую страну, открывать ли бизнес, порвать отношения или сохранить, брать ли кредит» — все эти вопросы регулярно задают себе миллионы людей. И, думаете, они легко находят ответы на них? Отнюдь. Все люди в той или иной степени сомневаются в правильности своих решений и боятся сделать ответственный шаг.

Правда, иногда доходит до абсурда: одна моя знакомая не может ходить по магазинам, так как не способна в одиночку выбрать даже гель для душа.

Для кого-то это будет простым решением, кто-то будет мучатся и не спать ночами.

Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора. Тот, кто отказывается от выбора, отказывает себе в праве называться человеком, и в его жизни воцаряется все перемалывающий хаос иррациональности – но он сам выбрал это.Айн Рэнд. Атлант расправил плечи

Что же делать в тех ситуациях, когда действительно сложно сделать выбор? У меня на этот случай есть 10 базовых инструментов, которые мне помогают принять правильное решение.

Возьмите ручку и бумагу и вылейте все сомнения, используя следующие 5 способов принятия сложного решения .

Следовать разуму

  • Списки за и против

Этот старо, как мир: есть аргументы «за», есть аргументы «против», и только вам решать, какие доводы будут стоять в какой колонке. Расчертите лист на две половинки и напишите все

  • Декартовы координаты

Более подробный и действенный метод анализа — декартовы координаты. Ниже на картинке указано, как расчертить лист и вопросы, которые помогут вам принять правильное решение.


  • Анализ исходных данных/ситуации

С помощью этого способа можно легко определить вашу начальную точку и точку, в которой вы хотите находиться, выйдя из ситуации.

Просто нарисуйте прямую линию со стрелкой вправо, в точке «ноль» напишите всё, с чем вы оказались в такой ситуации. А в точке 1 (там, где стрелка) напишите 3-5 пунктов желаемого результата. Так вы поймете, как дойти до финиша, имея определенные данные. Чисто математический подход.

  • Анализ результата или 10/10/10

Метод 10/10/10 подразумевает принятие решений сквозь призму трех разных временных рамок:

  • Как вы будете относиться к этому спустя 10 минут?
  • Что будете думать об этом решении спустя 10 месяцев?
  • Какова будет ваша реакция на это через 10 лет?
  • Точка опоры / ценности

Сделайте упор на более базовый уровень — взгляните на ваше решение под углом ваших ценностей. Проанализируйте свою жизнь: что для вас важно, от чего вы готовы отказаться, а с чем не расстанетесь ни при каких условиях.

Выбор с привязкой к ценностям дает нам взглянуть на вещи более осознанно и здраво.

Следовать чувствам

В бизнесе особенно тяжело женщинам. Мы подвержены эмоциям гораздо больше мужчин. Поэтому предлагаю вам еще 5 способов сделать правильный выбор.

  • мечты

Мечтать не вредно… А очень даже полезно! Вот и помечтайте! Желательно письменно и во всех красках. А теперь прочувствуйте, насколько вы хотите попасть в эту сказку. Наши мечты — это наш главный мотиватор. Хочешь — значит, получишь.

А теперь вернитесь к выбору (решению, проблеме, вопросу). Что вам говорит ваше подсознание?

  • цели


Вы составляли список целей на год, пять, 10 лет? А на 20? Как соотносится ваше сегодняшнее решение с этими целями? Как повлияет ваш выбор на дальнейшую жизнь и насколько вы приблизитесь (или отдалитесь) к своей цели, если примите это решение?

  • коучинговые вопросы
  • Мое решение улучшит мои отношения?
  • Это добавит новизны в мою жизнь?
  • Во что мне обойдется это решение?
  • Когда я взвешиваю все «за» и «против», что я чувствую?
  • Это решение изменит меня в лучшую сторону?
  • Это поможет мне прожить полную жизнь?

Выполните это упражнение письменно.

  • утренние страницы

Как только вы просыпаетесь, ваш мозг еще сохраняет связь с подсознанием, и в это время как раз хорошо спросить себя еще раз: а чего я на самом деле хочу, каков будет мой выбор. Скорее всего, подсознание выдаст вам верный и единственно верный ответ.

  • интервью у самого себя

Представьте, что вы и «Вы» — два абсолютно разных человека. Поговорите с собой, задавая неудобные вопросы, будто разговариваете с посторонним человеком. Или спросите совета как у незнакомого, ответы «не знаю» и «затрудняюсь ответить» не принимаются.

Ты выбрала, и значит, ты права. Выбирающий всегда прав. А сомневающийся всегда в убытке.Г.Л.Олди

На самом деле, наш мозг, а точнее подсознание, уже давно сделал всю работу — принял верное решение, только вот сознательная часть вас не может «принять» этот выбор, ему — рациональному мозгу — нужны аргументы, подтверждение правильности выбора, оправдания в конце концов.

Чего не делать

Вот такие «вредные советы» выдали мне несколько сайтов по психологии по запросу «как принять решение». Учитесь на ошибках и не повторяйте такое. Решение, принятое нижеприведенными способами, результата это не даст (по скромному опыту автора этой статьи).

  • Опрос знакомых (и незнакомых) Ответ на важный вопрос касается только вас и больше никого вокруг (кроме ситуаций, когда вы не один участник, а конфликт только внутри вас)
  • Кидать монетку — даже не в силах это комментировать…
  • Следовать знакам свыше — может, кто-то и посчитает этот способ правильным, но верить знакам судьбы и полагаться на мудрость Вселенной то же самое, что перекладывать ответственность за свою жизнь на других.
  • Плыть по течению — ага, зачем что-то менять… Тогда не жалуйтесь, что ваши мечты не сбываются.
  • Перекладывать ответственность — думаете, кто-то примет решение за вас? Ну да, так же легче жить! См. предыдущий пункт.
  • Откладывать принятие решения — нежелание делать выбор — это тоже выбор. Решитесь, наконец, и возьмите ответственность за это выбор на себя.
  • Принимать решение «под горячую руку» — уберите все спонтанные эмоции и принимайте решение взвешенно, используйте методы «разума» из этой статьи.
  • Следовать сиюминутному порыву — «Сделаю, как Бог велит» или «А вот возьму и …» — не самый лучший вариант принятия решения. Только потом придется скорее всего пожалеть о таком решении.

И еще несколько советов напоследок:

  • не бывает одного истинно правильного решения, есть просто ваш выбор, и он либо удачный в этой ситуации, либо не очень.
  • решение никогда, никогда не устроит всех вокруг, поэтому возьмите на себя ответственность за это решение. Оно ваше и только ваше.
  • если результат вашего решения затрагивает кого-то другого, обязательно возьмите в расчет этого «другого», а лучше принимайте решение сообща, обсудив вместе все детали.
  • посмотрите на ситуацию шире: возможно, сейчас вам и кажется, что есть только «белое» и «черное», но в реальной жизни не всегда все так однозначно, поищите еще варианты решения проблемы.

Пример из моей жизни

В моей жизни было несколько действительно сложных ситуаций мучительного выбора. Об одной из них я расскажу. Тематика моего блога — репетиторский бизнес, поэтому не буду вас утомлять рассказами о личном, а приведу реальный рабочий кейс.

В 2013 году, когда мы открывали филиал Учебного центра в Харькове, нам казалось, что все предельно ясно и понятно: есть работающая модель бизнеса, бери и масштабируй. Но не тут-то было: спустя месяц работы (снят офис на 100 м2, штат из 4 сотрудников, закуплена мебель, компы, проведен тренинг…) мы поняли, что не туда куда-то плывем. Ни одного звонка. Ни одного. Дали еще рекламу. Тихо. А время идет, з/п капает, аренда тоже. Тогда мы решили подождать еще месяц, дать еще рекламу в интернете, наладить работу офиса.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: