Надо трудиться. Конспект занятия «Зачем нужно трудиться? Что они об этом думают

Ты очень занятая девушка, столько всего успеваешь. Есть секрет, как быть успешной в карьере и при этом счастливой в личной жизни?
(Смеется.) Тебе правду? Боюсь расстроить, это очень тяжело! Я все время на чемоданах. Мои друзья привыкли, что мы общаемся только по Skype или WhatsApp. Чтобы хватало времени на личную жизнь, надо ставить ограничения, работать меньше или вообще прекращать.(Задумывается.) Или можно выбрать такого мужчину, который будет везде за тобой следовать по миру. Но социальные роли в такой паре переворачиваются.

А он разве будет тебе интересен?
Встречаются вдохновляющие примеры среди знакомых. У меня самой были отношения с писателем, он мог ездить куда угодно. Но все равно при моей профессии и постоянных перемещениях кто-то из двоих вынужден приносить свои интересы в жертву.

Давай поговорим о карьере. Твой рецепт эффективности?
Опять же, никаких чудес. Надо просто трудиться как каторжный. Рано вставать, сразу начинать заниматься делами, всегда куда-то бежать, поздно ложиться и мало спать. В сутках только 24 часа. И давать себе отдых можно только во время сна.

Как планировать дела, когда их так много?
Я вообще control freak. Каждый день перед сном записываю в ежедневник все дела на следующий день. Пока пишу, вспоминаю все новые и новые пункты. И список растет и растет. Мне важно делать графики, отмечать все встречи в календаре, составлять расписание на день. Люблю точно знать, что меня ждет завтра. Мне не нравится заниматься делами в последний момент. Чемодан и тот начинаю собирать за неделю до вылета. Уже знаю по себе, что много чего забуду, если начну закидывать вещи прямо перед выходом.

Как выглядит твой обычный день?
Пока я на съемках, приходится вставать в четыре утра. И до четырех утра следующего дня находиться на площадке.

Вот это график! А мы еще жалуемся на свой ненормированный рабочий день. На спорт время остается?
Когда снимаешься в боевиках, физической нагрузки хватает. А так я лучше лишний час посплю, чем пойду в фитнес-клуб.

Тебе нравится жизнь в формате вечного марафона?
Всем кажется, что хорошо там, где нас нет. Одна моя подруга вышла замуж, родила детей и живет очень красивой жизнью. Когда я говорю ей, что тоже так хочу, она отвечает, что, наоборот, мечтает иметь работу, как у меня. Она была очень успешной моделью, а теперь ее карьера закончилась. Невозможно делать два дела одновременно. Хотя есть суперженщины, которые все успешно совмещают.

Может, надо просто уметь делегировать задачи?
Если в твоем распоряжении есть команда, которая все сделает за тебя, то почему бы и нет. Но в моей профессии это невозможно. Я не могу привести на сцену кого-то, кто за меня сыграет. Вот если ты глава какой-то фирмы, то твои сотрудники делают основной массив работы, а ты руководишь общими процессами. Благополучно владеешь акциями. Но это не мой случай. Работа актера — реальный физический труд. Это далеко не сказка.

А как же время только для себя любимой?
Пока мы снимали« Импульс»(фильм выйдет в 2015 году) в ЮАР, мне пару раз удавалось выбраться в спа на массаж. А еще мы ходили в походы, карабкались по горам. Это, конечно, трудно, но с другой стороны — релакс. Дышишь свежим воздухом, отвлекаешься. Кроме того, ездила на сафари смотреть на животных в естественной среде обитания. Очень люблю зверей. Меня медом не корми, дай только понаблюдать за дикой природой. В общем, я пытаюсь делать то, что мне доставляет радость и расслаб-ляет. Когда случаются каникулы, стараюсь много гулять.

Помимо« основной нагрузки» ты недавно еще попробовала себя в качестве дизайнера. Расскажи о проекте Baileys By Оlga Кurilenko.
Я придумала дизайн платка. Мне нужно было разработать узор. Это было сплошное удовольствие! Я как раз всегда рисую какие-то там каракули.

По-моему, орнамент совсем не похож на каракули. Скорее, рисунок ар-деко. Что тебя вдохновило?
Бутылочка ликера очень способствует творчеству.(Смеется.) На самом деле просто сидишь, думаешь, что может гармонировать с заданным предметом. Как видишь, из моих завитушек вышел толк.

Начнем, правда, все-таки с денег. Сколько ни иронизируй насчет «презренного металла», 77% работающих признают, что лучше всего их мотивирует хорошая оплата труда. Но значение заработанных денег для нас этим отнюдь не исчерпывается.

Что интересно - трудовые доходы имеют для нас иную «стоимость», нежели деньги, доставшиеся нам каким-то другим образом. «Современная западная культура различает «профанные» и «сакральные» деньги в зависимости от их происхождения, - объясняет психолог Анна Фенько. - Например, неожиданный выигрыш в лотерею, наследство, гонорар или премия рассматриваются как «особые» деньги, которые обычно тратятся не на повседневные нужды, а на покупку особых предметов или необычных переживаний».

Вместе с тем «профанные», заработанные нами деньги могут оказаться и ловушками. Одна из самых типичных - когда мы считаем, что наши заработки - это мерило успешности. По сути это означает, что суммы, которые я получаю, показывают, сколько я стою.

«Люди часто отождествляют себя с тем делом, которым они занимаются, - комментирует психотерапевт и бизнес-коуч Наталья Тумашкова. - Это закладывается еще в детстве, когда ребенку говорят: «Ты зачем это сделал? Ты плохой!» И он усваивает: оценка моих дел - это оценка моей личности».

Мы стремимся оставить след в мире

Когда-то философ Ханна Арендт описала два вида работы. Один из них необходим для поддержания жизни, но в процессе такой работы мы не производим того, что останется надолго. К этому типу относятся приготовление еды, стирка, уборка и прочие наши повседневные заботы, в которых нет ничего специально человеческого, и поэтому человек в этом случае выступает как animal laborans, «работающее животное». Второй тип работы, который человечество всегда ценило больше, - это производство объектов, которые нас окружают, от чашек и стульев до домов, мостов и самолетов.

«Человек творящий» не может больше пощупать то, что он производит, поэтому ему трудно радоваться делу своих рук

Мы живем не на лоне природы, а в окружении предметов, созданных нашими руками. Накопление этих предметов создает наш мир и придает ему постоянство. Именно созидание делает человека человеком - Арендт называет его homo faber, «человек творящий». Сегодня этот высший род работы - работа-созидание - стремительно размывается. Среди нас все больше тех, кто ничего не производит руками, а лишь разговаривает и стучит по клавиатуре. Так работают финансисты, страховщики, программисты, консультанты... Все они порождают, обрабатывают и перенаправляют потоки информации.

От нас требуется много знаний, усилий, креативности и воли, чтобы добиться результата, но плоды такого труда эфемерны, они не остаются в мире, не придают ему устойчивости. «Человек творящий» не может больше пощупать то, что он производит, поэтому ему трудно радоваться делу своих рук. Возможно, поэтому многие профессионалы в середине жизни чувствуют тягу к ручному труду, мечтают печь хлеб, расписывать посуду или завести собственную ферму...

Мы хотим развиваться

Зато в современном мире все более важной становится самореализация. Это слово вошло в обиход не так давно, и разные люди вкладывают в него разный смысл. Связана ли она с интересной, любимой работой? Высоким профессионализмом? С творчеством? Может быть, она зависит от того, воплотил ли человек свою мечту?

Пожалуй, проще зайти с другой стороны и описать ее через наши эмоции. Мы чувствуем себя реализованными, когда раскрываем наш внутренний потенциал, когда в работе задействованы наши способности, знания и умения. «Это ощущение себя на своем месте и удовольствие от того, что делаешь, - говорит Наталья Тумашкова. - Иногда от результата, иногда от процесса, или от того и другого вместе».

Что нас больше всего нас мотивирует в работе?

  • 77,1% - зарплата
  • 37,9% - возможность карьерного роста
  • 37,3% - масштабные и интересные задачи
  • 36,5% - комфортная атмосфера в компании
  • 17,6% - профессионализм коллег
  • 17,6% - возможности обучения

По данным компании KELLY, 2014.

Самореализация подразумевает умение работать, совершать усилия, вкладываться в свой труд. «Это как в любовных отношениях: чтобы их построить, мы должны в них вкладываться, - объясняет психоаналитик Мария Тимофеева. - С работой то же самое. А для этого человеку нужна внутренняя наполненность - тогда ему есть что инвестировать. По сути, это и есть либидо - понимаемое в широком смысле, как способность к любви, которую мы можем направить на разные объекты. Те, у кого есть этот внутренний ресурс, способны много и трудно работать. Но они получают такую отдачу - удовлетворение, удовольствие, радость, - что этот ресурс не иссякает, а только пополняется».

Самореализация не требует карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян

А как же быть со стереотипом, что нам дает больше удовлетворения творческая работа? «Я думаю, что самореализация - это всегда про творчество, - рассуждает Наталья Тумашкова. - Только творить можно по-разному. Есть такая притча. В пустыне путник встречает человека, катящего тяжелый камень, и спрашивает: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, толкаю камень, мучаюсь». Другого такого же встречает: «Что ты делаешь?» - «Зарабатываю в поте лица на свою семью». Третьего встречает наш путник и задает ему тот же вопрос. Тот улыбается и говорит: «Я строю Храм». Это как раз про самореализацию».

Так что самореализация не требует непременного карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян.

«Скоро 20 лет, как я работаю учителем, - рассказывает Сергей. - Мне не раз предлагали стать завучем, а там - кто знает - может, дорос бы и до директора. Но я терпеть не могу административную работу. Мое дело учить. С детьми невозможно работать на голом профессионализме, они не дают тебе застыть на месте, постоянно заставляют искать, пробовать. С каждым новым классом я открываю в себе что-то новое».

Учиться новому, лучше узнавать себя, расширять свои возможности, осознавать свое мастерство и вместе с тем чувствовать, что еще есть куда расти, - в общем-то, это значит жить полной жизнью.

Мы нуждаемся в признании

Представим, что на работе нас без конца критикуют, а слов одобрения мы вообще не слышим. Если наш труд, наши усилия, иногда очень серьезные, не оценены, у нас попросту опускаются руки. С другой стороны, несколько одобрительных слов в самый напряженный момент работы, когда силы уже на исходе, могут волшебным образом окрылить нас и зарядить новой энергией.

Почему нам важно, чтобы нас признавали? «В самом общем смысле признание удовлетворяет наше глубокое, всем знакомое желание почувствовать собственную важность для окружающих, - говорит психоаналитик Элен Веккьяли. - Оно подтверждает, что мы - полноправные члены группы, часть целого, более того, без общественного признания невозможно самоуважение».

Однако с самоуважением не все так просто. «Признание сработает на самоуважение, когда ты сам знаешь, что его заслужил, - предупреждает Наталья Тумашкова. - Если же оно незаслуженно, то эффект может быть обратным. И наконец, если ты сам себя не ценишь, то похвала, особенно начальственная, может стать наркотиком, и нам потребуются все новые и новые дозы».

Мы должны быть озабочены не тем, насколько мы креативны, умелы и умны, а тем, получилась или не получилась у нас работа

Мария Тимофеева считает, что зависимость от похвалы свидетельствует о нашем нарциссизме, этой болезни века.

«Далеко не всегда мы способны опираться на собственную оценку. По идее, мы должны быть озабочены не тем, насколько мы замечательны, креативны, умелы, умны (за этим кроются гордыня и тщеславие), а тем, получилась или не получилась у нас работа. В этом случае мы опираемся на собственную оценку и испытываем радость не от похвалы, а от плодов своего труда».

Зато если оценили не нас, а красоту, полезность, оригинальность или точное соответствие стандартам нашего «произведения», мы всегда сможем опереться на это достижение, чтобы двигаться дальше.

Нам нравится делать общее дело

Рядом с коллегами мы проводим времени не меньше (а иногда и больше), чем с семьей и друзьями. Неудивительно, что хороший коллектив мы считаем подарком судьбы. Мы можем делиться радостями и проблемами, получать необходимую поддержку и помощь. «Коллеги - это наша референтная группа, - говорит Наталья Тумашкова. - И поэтому так важна обратная связь, которую мы от них получаем».

Вовремя встать, доеxать до работы, пообщаться с коллегами - все это поддерживает людей, поскольку дает ощущение постоянства

Работа хороша еще и тем, что позволяет нам чувствовать принадлежность к чему-то большему, чем мы сами: профессии, команде, решению задач государственной важности или исследованиям, которые изменят будущее. Кто-то из нас работает эффективней, если ему есть с кем соревноваться.

«В каком-то смысле эти люди берут энергию от соперника. Нет соперника - и работать неинтересно. Ведь соревноваться со временем труднее, чем с сильным конкурентом», - объясняет Наталья Тумашкова.

В командной работе возникает эффект синергии (когда целое оказывается больше суммы составных частей). Мозговые штурмы, когда мы обмениваемся идеями и вместе придумываем нечто новое, общие победы или поражения, которые мы вместе переживаем, - все это сильные коллективные эмоции, которые дорогого стоят.

Нам важно ощущение постоянства

Ну и наконец, нам просто важно ходить на работу. По крайней мере тем из нас, у кого есть сложности с самодисциплиной.

«Вовремя встать, привести себя в порядок, проделать путь до места работы, пообщаться с коллегами за обедом - все это сильно людей поддерживает, поскольку дает ощущение постоянства, - объясняет Мария Тимофеева. - Необходимость ходить на работу заводит часовой механизм нашей жизни. Когда работаешь дома, на самоорганизацию уходит очень много энергии. А тут все уже сделано за тебя».

Возможно, кто-то подумал, что удаленная работа в недалеком будущем лишит нас этих плюсов? «Как бы ни развивался интернет, общение лицом к лицу, в том числе и с коллегами, незаменимо, - возражает Наталья Тумашкова. - Иначе зачем было придумывать скайп?»

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем, для чего ему нужна работа. Мы рождаемся и воспитываемся родителями, получая с малых лет установку - трудиться необходимо. А для того чтобы карьерная лестница взлетала в небеса от головокружительного успеха, нужно учиться. Поэтому в статье мы попробуем ответить на вопрос: «Зачем человек трудится?»

Древние времена

С самого начала истории наши древние предки работали. Труд составлял неотъемлемую часть их жизни. Тогда в основном он был направлен на собирательство, охоту и прочие способы добывания пищи. И лишь значительно позже, с развитием земледелия и одомашниванием животных, труд стал образом жизни. Он крепко привязывал людей к одному месту. Но зачем человек трудится? Как это отражается на потомках, обществе в целом и что будет, если жить без работы? Об этом мы и поговорим.

Выживание

Для полноты картины нужно упомянуть и фактор чистого выживания. Дело в том, что без труда или работы крайне сложно выжить в любом обществе, будь оно цивилизованное, где рабочий процесс вознаграждается деньгами, либо первобытное, в котором его результатом становится найденная или пойманная еда. И дело не только в личной сытости. Если снова посмотреть, например, на далёких предков, то там человеку для завоевания благосклонности женщины нужно было её чем-то одаривать. А позже, с развитием социального строя, и кормить своих детей. Но зачем человек трудится ещё?

Творчество

Ещё в эпоху Ренессанса стало ясно - никакое нормальное развитие общества без культуры и искусства невозможно. Конечно, на первый взгляд, связь между ними не так очевидна, но на самом деле они имеют огромное значение. Кстати, первые музыкальные инструменты и фигурки животных, найденные при раскопках, имеют возраст примерно 70-73 тысячи лет. Так что человек, который пишет портеры и книги или сочиняет стихи, выполняет не менее важную работу, чем землепашец или рабочий завода. Теперь мы поняли, зачем человек трудится. Он создаёт красоту, воспитывая в других чувство эстетики.

Наука

Её не зря называют двигателем прогресса. Во все времена рождались люди, которые хотели познавать тайны природы и мироздания, а не ловить всю жизнь рыбу. Значение науки переоценить сложно, пусть и некоторые её аспекты или открытия не всегда понятны и, на первый взгляд, особого значения не имеют. К примеру, конкретное и практическое применение одной из сторон теории относительности Эйнштейна нашли лишь спустя десятилетия. Она помогла понять, почему время на искусственных спутниках земли постоянно, пусть и немного, но опережает то, что существует на Земле. И дело не в банальной ошибке часов. Так что государство без какой-либо научной программы развиваться не может. Вклад в науку своим трудом вносят даже обычные лаборанты.

Любимая работа. Бывает ли такое?

Вопрос этот популярен. Он часто не даёт покоя людям. Ведь мир устроен так, что непосредственным развитием науки, общества и какими-то прочими открытиями, имеющими большое значение, занята лишь малая часть населения. А остальная вынуждена трудиться просто для того, чтобы иметь средства к существованию. Увы, изменить это сложно. И часто людям приходится мириться с этим фактом или же искать новые виды деятельности, к которым лежит душа. Желание человека трудиться подпитывается и таким немаловажным фактором, как хорошая плата, получаемая прибыль.

Как гласит одно изречение: «Сделайте так, чтобы любимое занятие приносило деньги, и тогда вы будете счастливы». Оно абсолютно верное. Но проще сказать, чем сделать. Ведь даже в чьей деятельности заинтересованы другие, к примеру, художникам и писателям, порой сложно добиться признания. Вернее, иногда им трудно сделать так, чтобы их труды продавались и пользовались спросом. Так что любимая работа - это мечта, которой достичь очень сложно. И чем старше человек, тем это проблематичнее. Поэтому гораздо разумнее выбирать ещё в молодости тот вид деятельности, который будет оплачиваться и приносить радость.

Отказ от общества

Сейчас приобретает широкое распространение такое явление, как от социума со всеми вытекающими последствиями. К примеру, дауншифтинг и подобные явления, когда человек покидает душный офис, увольняется и начинает заниматься фрилансом. Или вообще живёт на проценты от заработанного ранее капитала. Думая над тем, зачем человек трудится, мы часто рассуждаем о том, что в современном мире работа отнимает слишком много времени. Культ потребления и личного обогащения на самом деле лишает индивида многих факторов радости, проще говоря, делает его несчастным. И нужно отказаться от длинного рабочего дня в угоду личным интересам и всестороннего развития.

В школах также часто проводиться тематический урок. Зачем люди трудятся - объясняет ученикам педагог. Кроме очевидного ответа о зарабатывании денег на существование, разбирается также немаловажный фактор - это социализация. Без общения и прочих элементов взаимоотношений, индивид имеет свойство терять навыки жизни в обществе. Пусть и не фатально, но всё же.

Но часто можно увидеть и такую картину: к примеру, человек, который не особо нуждается в деньгах или с независимым доходом, всё равно ходит на какую-то необременительную работу. Желание трудиться у него обусловлено не только привычкой. Дело в том, что без постоянного конкретного занятия, которое приносит плоды и демонстрирует наглядный результат, люди быстро теряют интерес к жизни. И даже тот факт, что они всем обеспечены и о пропитании думать нет необходимости, ничего не меняет.

Дискуссия на тему «Зачем человек трудится?» может длиться бесконечно. Главное, мы определили самые важные факторы, стимулирующие индивида к активной деятельности: обогащение, выживание, самореализация, развитие и собственное удовольствие.

Татьяна Малкова
Конспект занятия «Зачем нужно трудиться?»

Цели : сформировать позитивные установки и уважительное отношение к труду . Формировать представления о социальной роли труда .

Материалы : иллюстрации с различными видами профессий, поздравительные открытки, цветные салфетки, клей, кисти, влажные салфетки.

Ход занятия.

Восп-ль : Сегодня мы поговорим о том, что является важным в жизни каждого человека. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему и приносящее пользу людям. Скажите, пожалуйста, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей) . Профессии связаны с трудом . Люди придумали немало пословиц о труде . Как вы их понимаете?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Что сделано наспех, то и сделано насмех.

По труду и награда .

Умелые руки не знают скуки.

Было бы терпенье - будет и уменье.

За много дел не берись, а в одном отличись.

А сейчас поиграем в игру " Доскажи словечко"

Правила движения знает без сомнения,

Вмиг заводит он мотор, на машине мчит. (шофёр)

Тёмной ночью, ясным днём он сражается с огнём.

В каске, словно воин славный, на пожар спешит. (пожарный) .

Кирпичи кладёт он в ряд, строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель, дом нам выстроит. (строитель) .

Кто плывёт на корабле к неизведанной земле?

Весельчак он и добряк. Как зовут его?. (моряк) .

Стук летит из-под колёс, мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист, не пилот, а. (машинист) .

В фильмах трюки выполняет, с высоты на дно ныряет.

Подготовленный актёр - быстрый, смелый. (каскадёр) .

Молодцы, ребята, продолжаем наше занятие . Сейчас подумайте и скажите, что будет, если :

Повара перестанут готовить еду?

Врачи не будут лечить людей?

Учителя не станут учить детей?

Строители не захотят строить дома?

Водители откажутся сесть за руль?

Дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?

(Ответы детей) .

- Назовите мамину профессию : продавец- продавщица, актёр -. , ткач -. , певец., художник -. , учитель -. , спортсмен -. , официант -. .

А сейчас, ребята, давайте попробуем сами стать мастерами. (Дети садятся за большой стол, на котором лежат поздравительные открытки). Посмотрите, какие красивые, праздничные открытки! Есть такие профессии дизайнер-график и художник-иллюстратор, которые оформляют книги и журналы, делая их яркими; открытки, которые мы дарим друг другу по праздникам; создают смешных и интересных персонажей. И мы сейчас с вами попробуем стать художниками и изготовим поздравительную открытку, сделаем на ней воздушные шарики. Если на улице плохая погода, яркие шарики поднимут настроение вам и вашим близким. Когда выглянет солнце, шарики засияют цветами радуги. Начнётся истинное волшебство! (Дети вместе с воспитателем выполняют сюжетную разноцветную аппликацию - дизайн открытки " Винни-Пух с шарикам". Скатанные в шарики кусочки цветных салфеток приклеивают на лист с изображением воздушных шаров.)

Молодцы, ребята! Какая красивая,яркая, праздничная получилась наша открытка! Мы неплохо потрудились ! Так, скажите : для чего нужно трудиться ? (Ответы детей) .

Воспитатель :

Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны, и актуальны и и нужны .

И ты скорее подрастай - профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить!

Публикации по теме:

Трудовое воспитание-является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Цели: 1. Обеспечить детям.

Конспект занятия «Я люблю трудиться» Программное содержание: развивать трудовое воспитание, как процесс интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления.

Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Провела: Голяшова Е. О. Дата.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?» Цель: Дать представление о роли воды в природе, о.

Открытое занятие «Это нужно не мертвым - это нужно живым», посвященное 70-летию Победы Цель: Активизировать знание детей о ВОВ, продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашей страны. Задачи: Продолжать знакомить детей.

Как научить детей трудиться? Многим родителям непросто решить этот вопрос. Мы знаем, что об этом надо говорить, но на практике оказывается, что «правильных» слов недостаточно, чтобы убедить ребенка.

«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься» – преподносимая таким образом мысль, хоть и верная по сути, обычно бывает не слишком действенной. «Я непрерывно говорю сыну, что каждый человек должен трудиться, а он мне отвечает: «Меня это так достало!» – жалуется 39-летняя Валентина. «Ошибка в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо, – говорит детский психолог Татьяна Бедник. – Особого понимания, а тем более энтузиазма такое объяснение не вызывает, так как в нем нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен человеку приносить».

Усилия и удовольствие

Знакомство с тем, что такое труд и для чего нужны усилия, начинается очень рано. «Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать в конце концов поставленную задачу, им не стоит надеяться, что когда-нибудь это умение придет к ребенку само собой», – поясняет школьный психолог Наталья Евсикова. «Вопреки тому что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка что-то само собой разумеющиеся – это сложная в психическом отношении операция, – уточняет Татьяна Бедник. – Она подразумевает сразу несколько важных вещей: человек осознает то, что надо сделать; находит в себе достаточное желание это сделать; решает претворить свое желание в действие; представляет себе те операции, которые для этого нужны; обладает технической способностью выполнить эти действия и психологической, чтобы поддерживать усилия, необходимые для их выполнения».

Твердость – качество позитивное

Установить твердые правила в отношении уроков или домашних обязанностей некоторым родителям мешает страх оказаться в глазах детей слишком жесткими. Но ребенок и подросток, которым взрослые уступают во всем, от этого только проигрывают: при первых же затруднениях они будут склонны бросить начатое дело, даже не пытаясь довести его до конца. «Такими детьми движет неосознанное желание найти себе занятие, обучение которому совершалось бы как по волшебству, без всяких усилий, – объясняет Татьяна Бедник. – И это опасно: если никто не объяснит ребенку, что времена волшебников давно миновали, этот безнадежный поиск может затянуться на всю жизнь». Важно устанавливать правила и границы дозволенного – те, на которые родители ориентируются сами.

Возможность думать и действовать

Иными словами, чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, желать и действовать. И все это в течение более или менее продолжительного времени, чтобы довести дело до конца. Всем ли это дано? «Все дети при рождении обладают необходимым потенциалом, – говорит Наталья Евсикова, – но развитию способностей нередко мешает родительская гиперопека: такой ребенок просто не чувствует необходимости думать или делать что-то самостоятельно. Какой бы вопрос ему ни задали, он непременно оглянется на мать, ожидая, что ответит она». Точно так же ребенок протянет матери свое пальто, чтобы его одели, хотя умеет одеваться сам.

Интеллект и моторные навыки здесь ни при чем – такому ребенку просто не дают возможности самостоятельно «думать» и «делать», взрослые «думают» и «делают» все за него. Ребенку, к примеру, не скажут: «Начинай готовить домашние задания и позови меня, если тебе понадобится помощь». Вместо этого ему продиктуют, какие действия нужно выполнить: «Садись. Покажи мне свою тетрадь». В результате он начинает вести себя пассивно, а родители называют это ленью. «Увы, борьба с такой „ленью“ не только не решает проблемы, но и лишает ребенка уважения к себе, – говорит Татьяна Бедник. – Это несправедливо вдвойне, потому что на самом деле он в этой ситуации в гораздо большей степени жертва, нежели виновник: ребенок не понимает смысла своих усилий и не может приобрести опыта удовольствия от вложенного труда и успеха».

Маруся, Дима, Вася, Настя, Никита, Анжела, Женя – им от 7 до 11 лет. Мы пригласили детей в редакцию Psychologies, чтобы узнать их точку зрения.

  • «Работа детей – ходить в школу и учиться на пятерки. Но у некоторых школьников есть и настоящая работа, если, например, они выступают в цирке».
  • «Надо подучиться, а уж потом работать».
  • «В семье должен быть человек, который работает, и тот, который не работает. Лучше работать, конечно, папе – у него больше сил».
  • «Для настоящей работы нужно закончить школу и институт. А вот когда станешь студентом, тут нужно думать о работе и выбирать ее по душе».
  • «Мне нравится, что мои родители ходят на работу, мне нравится быть дома одному. Когда родителей нет дома, у детей есть шанс проявить самостоятельность».
  • «Чем раньше ты пойдешь на работу, тем быстрее станешь отвечать за что-то сам».

Не знать не стыдно

Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего возраста давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия. «В год сражаясь с кольцами пирамидки, в два – с липучками ботинок, в три – с пуговицами пальто (при условии, что взрослые всегда рядом, чтобы научить, поддержать или помочь), ребенок усваивает важные истины.

Во-первых, «нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться». «Ребенку можно объяснить, что вполне успешные взрослые когда-то тоже многого не знали и не умели, но постепенно научились, – советует Татьяна Бедник. – Это очень важно, потому что дети воображают, что взрослые всегда знали и умели то, чем владеют теперь. Страх оказаться неумехой (то есть хуже родителей) и испытать из-за этого унижение отбивает у многих детей желание прилагать усилия».

Во-вторых, «если очень стараться, то в конце концов обязательно получится».

В-третьих, «добиться успеха – это большое удовольствие». Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.

Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Так он становится предприимчивым и… трудолюбивым. «Опираясь на желание ребенка и его потребность получить удовольствие, родители добьются гораздо большего, нежели принуждая, подавляя, морализируя или дрессируя его», – говорит Татьяна Бедник.

Итак, приучение к труду и усилиям начинается очень рано и не ограничивается наставлениями взрослых. Оно опирается на желание и чувство удовольствия, которые испытывает каждый ребенок с самого раннего детства. Но как быть с тем, что приходится делать, не испытывая ни малейшего желания и не получая от этого удовольствия? На что же опираться в этом случае?

Обязанности есть у каждого

Здесь вступает в действие „закон“ – совокупность обязательств, которым подчинены люди в силу того, что живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место. Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Он должен понять три вещи.

  • Кем бы ты ни был, в жизни невозможно делать только то, что хочется;
  • У всех есть обязанности; когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (Зидан никогда не стал бы Зиданом, если бы не тренировался);
  • Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие.

Чтобы помочь ребенку усвоить эти истины, родителям понадобятся не только нужные слова, но постоянная бдительность и настойчивость: ограничивать себя не хочется никому, и дети здесь не исключение. «Взрослые должны сопровождать их, а иногда и вести твердой рукой до тех пор, пока приобретенный опыт не позволит им самим понять необходимость ограничений, – подчеркивает Татьяна Бедник. – Роль родителей в этом основополагающая; так же важен и пример, который они подают, потому что ребенок бессознательно идентифицирует себя с ними.

От того, что чувствуют взрослые, во многом зависит, как именно их дети будут воспринимать свою работу – как прискорбную необходимость или реальную возможность включиться в жизнь и что-то в ней изменить».

Что они об этом думают

  • Настоящая работа – это…«Место, где ты выкладываешься на все сто и обеспечиваешь себя на всю оставшуюся жизнь».«Там, где ты трудишься, зарабатываешь деньги и осуществляешь свою мечту».
  • Когда родители на работе«Конечно, это необходимо для всей семьи: надо же покупать конфеты, жвачки и другие важные вещи. Жаль, правда, что я редко с ними вижусь, – они рано уходят и поздно приходят».
  • Работа детей интереснее«Нам проще и интереснее, у нас разные уроки, есть труд, рисование, математика, а родители целыми днями только бумаги подписывают».«Дети учатся в свое удовольствие, а взрослые делают это по необходимости».«Школы и работы бывают разные – обычные и творческие. Если творческие, то может быть хорошо и детям, и взрослым».
  • Работать лучше по силам«Если работа нравится, если она тебе по душе, ты можешь работать много, если же работа не нравится или ты от нее устаешь, нужно работать мало».«Чем больше ты работаешь, тем больше зарабатываешь и сам себя хвалишь».«Самое главное – делать это по своим силам».«Мне кажется, нужно работать поменьше и больше времени уделять семье».
  • Тот, кто не работает…«Тот, кто ничего не делает, потом понимает, что совершил ошибку, а тот, кто работал, будет на пенсии спокойно отдыхать».«Тому, кто не работает, скучно: он сидит на диване, смотрит телевизор, а время течет медленно».
  • Когда хочется учиться«Когда учительница все объясняет, а потом не ругается».«Приятно, когда думаешь, что завтра можно рассказать приятелям что-то новое».«Хороший учитель каждый раз рассказывает истории про то, что мы изучаем. Это вызывает желание узнавать новое».


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: