История праздника новый год для детей кратко. Проект «Скоро, скоро Новый год

Интересная и полезная информация о празднике Новый год.

Из истории праздника Новый год

Наши предки-славяне вели счёт годам по сезонам. Год начинался в первый день весны — 1 марта, когда оживала природа и надо было думать о будущем урожае. В X веке Древняя Русь приняла христианство, византийское летоисчисление и юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им названия, связанные с явлениями природы. Началом нового летоисчисления считали 1 марта.

В 1348 году в Москве состоялся Собор, на котором приняли положение начинать год с сентября, а не с марта. А с 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю). Но только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР было обычным рабочим днём. А с 1947 года 1 января стало праздничным и выходным днём. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее — только 1-е и 2-е) и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня — выходные длятся 10 дней.

Если тебя спросить, какой твой самый любимый праздник после дня рождения, ты наверняка ответишь: Новый год. Это праздник, когда тебя не заставляют рано ложиться спать, а сажают за стол вместе со взрослыми. Это праздник, когда ты с нетерпением ждёшь окончания боя курантов, чтобы броситься под ёлку и посмотреть, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз. Новый год — это каникулы вместе с мамой и папой, это конфеты и мандарины, это зимние забавы. Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые и дети. Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой. Мы долго ждём его, а когда 31 декабря в полночь бьют куранты, радуемся наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий год.

Первый день года — один из главных праздников у многих народов. В странах Европы новый год начинается 1 января. В странах, где принят лунный или лунно-солнечный календарь, Новый год приходится на разные даты солнечного года.

Новогодние традиции разных стран

А теперь давай посмотрим, как справляют этот весёлый праздник в других странах.

Англия. Кроме ёлки, дом украшают веточками омелы. Английский Дед Мороз называется Санта-Клаус.

Италия. Под Новый год принято избавляться от старых вещей, старой мебели и другого хлама. Новый год — символ обновления.

Франция . Французский Дед Мороз — Пер Ноэль — оставляет подарки не под ёлкой, как наш, а в башмаках, висящих и стоящих у камина. На Новый год запекают в пирог боб. А тот, кому он достаётся, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.

Швеция . Накануне Нового года дети выбирают королеву света Люцию. Её наряжают в белое платье и корону с зажжёнными свечами. Люция приносит подарки детям и лакомства домашним животным.

Болгария. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют «минутами новогодних поцелуев», тайну которых сохраняет темнота.

Куба. Перед наступлением нового года жители страны наполняют все кувшины, вёдра, тазы и миски, которые есть в доме, водой. В полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого, как вода, пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо съесть 12 виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь год.

Япония. Здесь в новогоднюю ночь ю8 раз звонят в колокола. Каждый удар колокола соответствует одному из пороков. По мнению японцев, их шесть: жадность, глупость, злость, легкомыслие, нерешительность и зависть, однако у каждого порока есть 18 различных оттенков. Это в сумме и составляет 108 ударов колокола.

Новогодние традиции России

Традиций празднования Нового года в России довольно много. От времён славянского язычества нам достались ряженые, скоморохи и шуты. Эпоха Петра Первого и последующие столетия внесли в традиции праздника новогоднюю ёлку с игрушками, фейерверки и новогодний стол с салатом оливье, винегретом, фаршированным гусём или уткой, Деда Мороза со Снегурочкой, обязательное шампанское с мандаринами на столе и бой курантов на Спасской башне Кремля.

В вашем доме, скорее всего, о новогоднем столе позаботится мама или бабушка. Будет неплохо, если и ты примешь посильное участие в подготовке праздничного стола. А уж участвовать в украшении новогодней ёлки и комнаты — огромное удовольствие. При украшении ёлки на неё первым делом вешают электрическую гирлянду с лампочками (но не самодельную — с огнём не шутят!), потом — игрушки: сначала крупные, затем маленькие. Не стоит вешать рядом одинаковые по форме и цвету украшения. В последнюю очередь надевают на верхушку ёлки шпиль и раскидывают блестящий «дождик».

Новогодняя ёлка. История

Когда появилась на Руси первая ёлка, точно неизвестно. Но, вероятнее всего, первые ёлки появились в середине XIX века в домах петербуржских немцев. Живя на чужбине, они не забыли своих традиций и привычек, обрядов и ритуалов.

Следом за немцами в русских домах петербуржской знати также начали ставить для детей ёлки. Их украшали восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками и конфетами. Первоначально в Новый год ёлка стояла один день, затем эти сроки всё- более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца Святок. Был период в нашей истории, когда ёлку даже запрещали. Но с 31 декабря 1935 года она вновь вошла в дома россиян и по сей день является символом «радостного и счастливого детства в нашей стране».

Ёлочные игрушки своими руками

Тебе понадобятся : иголка с нитками, ножницы, шило, клей (лучше взять ПВА — высыхая, он становится прозрачным), блёстки, цветная бумага, обёрточная бумага, краски и кисточки, фломастеры, ватные шарики, нитки, скрепки, разноцветные шерстяные нитки.

Гирлянду «Падающий снег» можно сделать из ваты. Для этого к длинной тонкой нитке привязывают через небольшие интервалы короткие ниточки. На каждую короткую нитку нанизывают ватные шарики. Внизу, чтобы шарики не соскользнули, нитку смазывают клеем. Такую гирдянду можно повесить прямо на окно или в дверной проём.

Замечательные игрушки получаются из яичной скорлупы . В вымытом сыром яйце толстой иглой или шилом аккуратно проделываем отверстия с двух сторон. Содержимое яйца выдуваем в миску. Скорлупу промываем проточной водой и просушиваем. Теперь её можно использовать для изготовления игрушек. Яйцо можно раскрасить краской или фломастерами, можно приклеить к нему различные детали, вырезанные из бумаги: лапки, ушки, хвостики и шапочки, — превратив его в забавную зверюшку или человечка: зайца, цыплёнка, рыбку, матрёшку, гномика, пингвина. Чтобы удобнее было расписывать яичную скорлупу красками, прилепите на блюдечко кусочек пластилина и аккуратно поставьте на него яичную скорлупу. Чтобы краска не пачкалась, по окончании работы посыпьте игрушку блёстками и обрызгайте лаком для волос.

Если ёлочка небольшая, не стоит перегружать её громоздкими игрушками.

Размер украшений от нижних ветвей к верхним постепенно уменьшается. Не стоит вешать на ёлку и слишком много украшений — это выглядит безвкусно.

В старину на ёлку вешали разные съедобные украшения. Почему не возродить этот обычай?

Попробуй украсить ёлку съедобными игрушками — мандаринами, яблоками, конфетами в ярких обёртках, грецкими орехами, обёрнутыми золотой фольгой, шоколадными медальками и другими фигурками из шоколада.

Теперь попробуем украсить веточки ёлки и шишки снегом. Для этого на тёрке натираем пенопласт, смазываем прозрачным клеем веточки ели, сосны и шишки на них и посыпаем крупинками пенопласта.

Расставляем ветки в вазы по всей комнате.

Вот и создана атмосфера сказочного зимнего леса.

Новый год — самый древний праздник, который справляли многие языческие народы.

Празднование Нового года у древних народов раньше приходилось не на зиму, а на весну. Новый год принято было отсчитывать с марта, он совпадал с началом возрождения природы. Древние также одаривали друг друга подарками в эти дни. В Древнем Риме, например, дарили друг другу фрукты, оклеенные позолотой, медные монеты. В Древнем Египте Новый год праздновали вообще летом (в середине июля), с восходом священной звезды Сириус. В это время разливалась река Нил и затапливала поля. Начинался первый сезон древнеегипетского года — «ахет». Разлив Нила для египтян был настоящим праздником, ведь засуха была страшным бедствием. При праздновании Нового года древние египтяне наполняли специальные сосуды «святой водой» из разливающегося Нила, которая считалась чудодейственной. Фараоны отменяли все работы в это время, и египтяне отправлялись в гости к друзьям и родственникам.

Славяне начинали отсчет Нового года со дня зимнего солнцестояния 22 декабря или с 1 марта. Они связывали начало Нового года с божеством Колядой и отмечали начало весны. Непременным атрибутом этого праздника был огонь костра, изображающий и свет солнца. Дети ходили по дворам, пели колядки, наряжались в козу, корову и других животных, воплощавших плодородие. Главным блюдом языческого Нового года считался каравай.

Древние кельты встречали Новый год, когда заканчивались работы в поле, после сбора урожая, осенью (с 31 октября по 1 ноября). Свой Новый год кельты называли «Самайн» или «Самхейн» и праздновали его ночью. Сегодня этот праздник носит название Хеллоуина и отмечается в то же время. Кельты верили, что в эту ночь открывается граница между обычным миром и миром духов. Только в эту ночь духи могут прийти в мир людей, а люди — попасть в мир духов. Духи враждебно относились к людям, поэтому древние кельты считали, что в эту ночь никому нельзя быть одному. Они собирались все вместе, пировали, пели, пытаясь смехом, шумом, музыкой и огнями отогнать призраков.

Окончательно обычай праздновать Новый год зимой установился в Европе только в XVII в. Во Франции с 1654 г. по приказу короля Карла IX стали считать началом года 1 января. В других европейских странах это произошло в XVI в. (в Германии) и XVIII в. (в Англии). В России традиционно началом года считали первый весенний месяц — март, тогда и отмечали Новый год. По Указу Петра Великого был введен европейский календарь, по которому Новый год стал начинаться с 1 января. Поэтому самым коротким был 1699 г. Царь Петр приказал своим подданным праздновать Новый год, как в Голландии и других странах Западной Европы: наряжать елки в домах, украшать еловыми и можжевеловыми ветками ворота своих домов, поздравлять друг друга, палить из пушек и устраивать пиршества.

Однако в России есть еще один праздник — Старый Новый год. Откуда появилась эта традиция? После Октябрьской революции в феврале 1918 г. Россия перешла на григорианский календарь, после 1 февраля в календаре сразу же перескочили на 14 февраля. Получилось, что старый стиль отставал от нового на тринадцать дней. И когда прошло тринадцать дней после Нового года по новому календарю, кто-то решил еще раз отпраздновать Новый год по старому стилю. Традиция прижилась, и праздник назвали Старым Новым годом. Такой праздник существует только в нашей стране.

Любой Новый год не обходится без Деда Мороза, наряженной елки и подарков. Откуда же появился этот сказочный персонаж? Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III в. в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье. Этот человек решил посвятить себя служению богу и стал епископом. Николай был богатым человеком и всегда помогал бедным, больным, несчастным и особенно заботился о детях. Рассказывали, что однажды Николай помог одной очень бедной семье, в которой было три девочки. Они жили так бедно, что их отец хотел отдать девочек чужим людям на воспитание. Николай услышал об этом и пожалел детей. Однажды ночью он пробрался в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. У печки сушились штопаные чулочки девочек и их старые башмаки. Проснувшись утром, девочки увидели свои чулки и башмачки, наполненные золотыми монетами. После смерти Николая стали считать святым, христиане рассказывали про него множество удивительных историй. С тех пор сложился обычай в канун Рождества: дети на ночь ставят свою обувь за порог, вешают чулки у кровати или камина в ожидании подарков от святого Николая. Позже святой превратился в Санта Клауса для американских детишек (американский художник Томас Найт в 1860 г. украсил Деда Мороза пышной белой бородой, с тех пор появился его привычный для всех образ), Пэр Ноэля для французских детишек и Деда Мороза для русской детворы.

В те времена все самое модное приходило из Франции, и обычай праздновать Новый год с Дедом Морозом проник в Россию оттуда. У нашего Деда Мороза появилась внучка Снегурочка в конце XIX в. благодаря пьесе-сказке А. Н. Островского. Только у драматурга Снегурочка — дочка, а в народной традиции она — внучка Деда Мороза. У Дедов Морозов даже есть официальное место жительства. Так, наш Дед Мороз живет в Великом Устюге, где находится его резиденция. А вот жители Скандинавских стран считают, что их Санта Клаус проживает в Лапландии в маленьком городке Раманиеми на самом Полярном круге. Лапландия в 1984 г. официально объявлена Землей Санта Клауса. Письма международному Деду Морозу нужно отправлять по адресу: Финляндия, 96930, Полярный круг.

Новогодние традиции

У каждого народа есть свои традиции и обычаи встречи Нового года. В разных странах мира к Новому году относятся по-разному. Так, в Европе не во всех странах принято отмечать Новый год. Например, Великобритания празднует только Рождество, потому что оно считается самым значительным событием года. На Новый год гостей англичане не приглашают, но если кто-то приходит, его встречают очень приветливо и доброжелательно, особенно если он принес с собой полено. Да-да, обыкновенное полено. Это как пожелания дому мира, тепла, добра.

А вот шотландцы, не в пример англичанам, очень любят отмечать Новый год. Там даже есть необычная традиция: с первыми звуками часов хозяева распахивают двери дома настежь и закрывают ее только с последним ударом. Считается, что в это время старый год покидает дом, а Новый год приходит. По поверью, если в дом первой в Новый год вошла женщина, — жди неудач и бед. Поэтому шотландцы сразу же отправляются к друзьям, чтобы со своим приходом принести в дом праздник, добро, благополучие.

В Финляндии подарки раздает не Дед Мороз, а рождественский козел, который приходит на праздник в красной лохматой шубе и с волшебной книгой, где записаны все детские проказы и шалости.

На Кубе нет снега, там не растут елки, но Новый год празднуют. В этой теплой стране существует обычай встречать Новый год водой. Перед Новым годом всю посуду в доме принято наполнять водой, а сразу после полуночи всю приготовленную воду выплескивают на улицу. И бегущие ручейки знаменуют собой радостный и удачный год. А пока бьют куранты, кубинцы непременно должны съесть 12 виноградинок — на счастье!

В Италии очень своеобразно принято отмечать Новый год. В этот день из домов выбрасывают всю старую мебель. Это делается для того, чтобы не брать с собой в новый год старые неприятности, несчастья. Хлам выкидывают прямо из окон на улицу: чем больше старья выброшено, тем больше счастья будет в новом году. А подарки детям дарит фея Бефана. Она, как и Санта Клаус, проникает в дом через печную трубу и оставляет детям подарки, которые подкладывает в туфельки и чулки. Непослушные дети получают только горсточку золы.

Всегда сдержанные австрийцы в новогоднюю ночь превращаются в детей, верящих в предсказания и гадания. По традиции в новогодний вечер все от мала до велика покупают оловянные фигурки, расплавляют их в ложке на огне свечи и выливают расплавленное олово на маленькую тарелку. Затем все внимательно рассматривают фигурки, которые получились из расплавленного олова, и узнают, что ждет их в новом году. Лучше всего, если удастся рассмотреть солнце или остроконечную шляпу — это хорошее предзнаменование. Самым плохим знаком считается цифра «13». Увидел цифру — жди неприятностей.

В Болгарии с последним ударом часов на 3 минуты выключается свет. Это — время новогодних поцелуев.

В Норвегии перед боем часов вся семья пишет свои новогодние пожелания на бумажках. Первый удар часов — сигнал! Тут уж нужно не мешкать и поджечь бумажки! Если они сгорят до последнего удара, то каждый целует того, кто ему нравится, а сам поцелуй остается тайной для всех остальных людей.

В Камбодже принято в Новый год строить холмики из песка. Каждая песчинка холмика — прощение одного дурного поступка.

Жители острова Пасхи считают, что Новый год приносит яйцо ласточки. Тот из жителей острова, кто первый найдет его, торжественно объявляет: «Новый год пришел». В этот день жители острова бросают все свои дела и устремляются на поиски заветного трофея.

В Австралии нет снега и тем более елок, и местный Дед Мороз появляется на самом большом пляже Сиднея не на оленьей упряжке, а на украшенном новогоднем серфе (доске для плавания по волнам). Из традиционных атрибутов Санты у него белая борода и красная шапочка с помпончиком на конце. Загорелый Дед Мороз в ярких разноцветных плавках — зрелище экзотическое.

Забавная традиция праздновать Новый год у бельгийцев из провинции Намюр. Этот праздник они встречают за... игрой в карты, похожей на нашего дурака. Играют везде: в кафе, закусочной, ресторанчике. Победителю достается очень аппетитная большая плюшка из сдобного теста в форме ангелочка. Плюшка покрыта глазурью и сахарной пудрой. Иногда вместо плюшки в награду вручается шоколадное полено длиной 30 см.

Во многих странах существуют традиционные новогодние блюда. Например, во Франции праздник не праздник, если к столу не подана жареная индейка в белом вине, паштет из гусиной печенки, шампанское и сыр. В Дании к праздничному столу подают гуся (или утку), фаршированного яблоками. В Австрии, Венгрии, Югославии, наоборот, не подают птицу к новогоднему столу. Считается, что птицу есть в этот вечер нельзя, — улетит счастье. Новый год в Голландии не обходится без соленых бобов. А в Австрии, чтобы счастье сопутствовало весь год, за новогодним столом непременно надо съесть кусок мяса, а чтобы не переводились деньги, нужно отведать зеленый горошек, а если все блюда приправлять хреном, то никакие болезни в этом году вам не страшны. Но ни в коем случае на столе не должно быть раков! Их необычный способ передвижения — задом наперед — не принесет удачи в новом году.

Во многих странах новогодний стол не может обойтись без винограда. Виноград, орехи, чечевицу подают в новогоднюю ночь и в Италии, как символ долголетия, здоровья и благополучия.

В Польше на Новый год принято готовить двенадцать блюд, но при этом не должно быть ничего из мяса. Гвоздь программы — карп, символ процветания и благополучия.

В Румынии, Австралии, Болгарии хозяйки пекут новогодние пироги с сюрпризом (монеткой, орешком, стручком перца).

В Японии готовят специальные новогодние холодные закуски «о-сечи-риори». Считается, что сочетание холодной фасоли, риса, рисовых пирожных, свежих и консервированных овощей принесет в дом достаток и процветание. Длинные макароны — это олицетворение долголетия, рис — символ изобилия.

В Китае обязательно подают цзяо-цзы (это что-то вроде наших пельменей) и юй (рыбу). В Камбодже праздничный новогодний стол устанавливают возле окна, чтобы Баба Жара (камбоджийский Дед Мороз) мог попробовать сладости.

В Норвегии перед Новым годом принято позаботиться о меньших братьях. Малыши перед сном в новогоднюю ночь вешают за окно кормушки, полные пшеничных зерен, а в ясли для лошади или жеребенка ставят миску с овсянкой. В Норвегии считают, что подарки от Деда Мороза приносит гномик, он должен подкрепить свои силы лакомствами, оставленными детьми.

Сколько народов, столько и обычаев. Главное — то, что во всем мире люди любят этот замечательный праздник - Новый год.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №32»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Новый год»

Продолжительность проекта: месяц (декабрь 2012 год)

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий

Участники проекта (взрослые, дети): дети старшей группы, педагоги, родители.

Возраст детей: 5-6 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Приближается праздник Новый год, а дети мало знают о истории празднования, об отличиях Деда Мороза от Санта Клауса, о способах изготовления подарков и поздравлений родных и близких.

Цель проекта:

Использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта;

Создание условий для детского творчества;

Ознакомление детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах;

Формирование навыков праздничной культуры.

Задачи проекта:

Для детей:

Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику и его проведению;

Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности;

Закладывать основы праздничной культуры;

Вызвать эмоционально положительное отношение к его подготовке;

Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать к его подготовке;

Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками;

Познакомить с празднованием Нового года в разных странах мира.

Для педагогов:

Применять различные формы и приёмы в творческой деятельности детей;

Совершенствовать взаимодействие с семьями воспитанников;

Для родителей:

Познакомиться с историей празднования Нового года в разных странах;

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Развлечение для детей

Название итогового мероприятия проекта.

«Новогодние чудеса»

Продукты проекта:

Для детей:

Для педагогов:

Проект «Новый год»

Для родителей:

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

Дети должны узнать о том, что Новый Год не сразу праздновался зимой; уметь отличать деда Мороза от Санта Клауса; должен знать, что Снегурочка есть только в России. Уметь изобразить новогодние символы: ёлку, Деда Мороза, Снегурочку; изготавливать простые подарки родным.

Для педагогов:

Повышение знаний детей о праздничных традициях; совершенствование навыков в художественной деятельности детей;

Для родителей:

Стремление к активному участию в подготовке и участию в праздниках группы и детского сада.

Воспитатель_____________Каменская Н.В.

Этапы проекта

Действия

Действия педагогов

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Заучивание стихов о Новом годе.

Рассматривание иллюстраций на новогоднюю тематику

Изучение, подготовка материала по теме: беседы с детьми, памятки для родителей, украшения для интерьера своими руками.

Подбор детской художественной литературы для чтения.

Подбор дидакт ических игр по теме.

Подготовка компьютерной презентации для детей старшего дошкольного возраста.

Участие в украшении группы, помогают в оформлении дидактических игр

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

    «Новый год в городе»

Цель: рассказать и показать красоту зимнего города перед праздником.

    «Сны Деда Мороза»

Цель: пофантазировать на тему планов Деда Мороза.

    «Зимние забавы»

Цель: вспомнить с детьми зимние виды спорта.

    «Дед Мороз и Снегурочка»

Цель: рассказать о истории появления девочки Снегурочки, о том, что она есть только в России.

    «Как поздравить родных?»

Цель: рассказать детям о способах поздравления родных и близких.

Рассказывание по картине «Новогодний карнавал»;

Рассказывание из опыта «Деду Морозу закажем подарок»;

«Письмо Деду Морозу»;

Разучивание стихотворения «Ёлка» Е.Трутнева;

Составление описательного рассказа «Демонстрация новогоднего костюма»;

Составление рассказа из опыта «Новогодние чудеса».

Чтение художественной литературы:

Н. Некрасов «Мороз-Воевода»;

В.Степанов «Ночь»;

В.Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза»;

Н.Сладков «Почему год круглый»;

С.Маршак «Двенадцать месяцев»;

С.Есенин «Черёмуха»;

П. Бажов «Серебряное копытце»

- «Морозко» в обработке А.Н.Толстого;

А.Островский «Снегурочка»;

В. Бианки «Книга зимы»;

- «Мороз Иванович» В.Одоевский;

Н.Носов «На горке»; Э. Мошковская «Лежебока»;

Е.Трутнева «Ёлка» (поэзия);

К. Фофанова «Нарядили ёлку» (поэзия);

С.Маршак «Песня о ёлке» (поэзия).

2 . Сюжетно – ролевые игры:

- «Магазин игрушек»; - «Семья готовится к встрече нового года»

- «Мастерская Деда Мороза»;

Подвижные игры:

- «Мороз Красный нос»

Физкультминутки: «Снежинки»; «Наша ёлка».

Рисование:

- «Большие и маленькие ели (предметное рисование)»;

- «Снеговик и ёлочка» (по представлению);

- «Снегурочка» (Цель: учить рисовать женский портрет);

- «Что мне больше всего понравилось на Новогоднем празднике»;

- «Наряд для Снегурочки (декоративное рисование)»;

Лепка: «Девочка Снегурочка»

Аппликация: «Снеговик-почтовик»; - «Варежки для Деда Мороза»;

- «Новогодняя ёлочка» (объёмная аппликация).

Ручной труд:

- «Украшения для ёлки - фонарик»;

- «Трон для Дедушки Мороза» (конструирование из бумаги)

Слушание:

- «Зима» (муз. П.И.Чайковского);

- «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского);

Чтение стихотворения К. Фофанова «Нарядили ёлку»;

1. Оформление игротеки дидактических игр на новогоднюю тематику :

- «Времена года»;

- «Что бывает зимой»;

- «Новогодняя ёлка»;

- «Ставим слова на место»;

- «Братья месяцы»;

- «Какое время года в лесу?»;

- «Кто где зимует?»;

- «Зимующая или перелётные»;

- «Чьи следы?»;

- «Птица на кормушке»;

- «Что бывает зимой?»;

- «Выпал беленький снежок»;

- «Что лишнее?»;

- «Назови ласково»;

- «Сделай снеговика»;

-«В лесу родилась ёлочка»;

- «Один-много»;

- «Украсим ёлку к празднику»;

-«Что на ёлке, кто под ёлкой?»;

-«Какие дрова?»

Консультации для родителей;

- «Откуда пришёл праздник Новый год»;

- «Традиции празднования Нового года в странах мира»;

- «Безопасность детей в праздничные дни»;

- «Правила поведения родителей на утренниках» - брошюра).

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Составление рассказа об игрушке «Подарок от Деда Мороза»;

Составление творческих рассказов «Что такое Новый год» по впечатлениям о прошедшем празднике.

Презентация проекта «Новый год»

Дети познакомились с историей праздника, формы речевой работы позволили им обогатить словарь, развить монологическую и диалогическую речь. В художественной деятельности дети с интересом выражали своё отношение к празднику, свои представления о том, что такое Новый год.

Игровая деятельность в сюжетно-ролевых играх стала источником новых коммуникационных умений и навыков.

Ожидание новогодних чудес” принесло ребятам много положительных эмоций. Подготовка к праздникам в рамках проектной деятельности позволит знакомиться с фольклором и традициями разных стран соответственно возрасту детей, усложнятся вопросы в беседах, повысится уровень сложности поделок в художественно-творческой деятельности.

Родители воспитанников очень любят праздники, которые проходят в детском саду. Новый год они ждут с особым нетерпением - стараются помочь украсить группу, готовят своим детям карнавальные костюмы. Им было очень приятно и неожиданно узнать, что же хотят их детки получить в подарок от Деда Мороза, это помогло им в выборе подарков под ёлочку дома. Возросла заинтересованность родителей в участии и подготовке и участию в праздниках группы.

Пословицы и поговорки о снеге

    Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.

    Как ни мойся, белее снега не будешь.

    Снега надует - хлеба прибудет; вода разольется - сена наберется.

    Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.

    Белый снег на черную землю и то к лицу.

    Снег глубок - год хорош.

    Был бы снежок - так скатаем комок.

    Белее белого.

    Снегу нету и следу нету.

    Одержишь снег на полях зимой - будешь с хлебом осенью.

    Снежком все прикроет.

    Снег холодный, а от стужи укрывает.

    Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.

    Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

    Снег земле-кормилице - теплый кожух.

НОВОГОДНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Е.Михайлова

Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.

К.Чуковский

Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.

Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!

Т.Волгина

Что такое Новый год?
Это дружный хоровод,
Это смех ребят веселых
Возле всех нарядных елок.

Что такое Новый год?
Всем известно наперед;
Это дудочки и скрипки,
Шутки, песни и улыбки.
Тот, кто хочет, чтоб веселым
Был бы этот Новый год,
Пусть сегодня вместе с нами
Песню звонкую поет!

С.Маршак

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!

С.Маршак

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до макушки
Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют - двенадцать раз.


Трутнева Е. - "Ёлка"

Вырастала ёлка
В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре.

У неё на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.

Жил под ёлкой зайка
С зайчихой своей.
Прилетела стайка
Чечёток с полей.

Приходили к ёлке
И волки зимой...
Увезли мы ёлку
Из лесу домой.
Нарядили ёлку
В новый наряд -
На густых иголках
Блестки горят.

Началось веселье -
Песни да пляс!
Хорошо ли, ёлка,
Тебе у нас?

К.Фофанов

Нарядили елку в праздничное платье:

В пестрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, елка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится елке вечер, месячный и звездный,

Снежная поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезятся им елка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

И.Токмакова

На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!

И.Черницкая

Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
- Дед Мороз на елке нашей
Самый главный из гостей!

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

(к проекту «Новый год»)

    Дидактическая игра «Новогодняя елка»
    Педагог просит детей ответить на вопрос, подобрав к существительным нужные прилагательные:
    Новогодняя елка какая? (
    Блестящая, праздничная, пушистая, живая, искусственная, нарядная, колючая, зеленая, стройная, большая, маленькая, свежая, ветвистая, пахучая )
    Что делает для нас новогодняя елка? (
    Сияет, светится, блестит, стоит, пахнет )
    Как появляется праздничная елка в доме или детсаду? (
    Ее купили, срубили, принесли, поставили, установили, украсили )

    Дидактическая игра «Ставим слова на место»
    Малыши с необходимой помощью воспитателя составляют предложения из заданных слов и расставляют слова в правильном порядке.
    Года, вскоре, праздник, Нового, наступит. (
    Вскоре наступит праздник Нового года )
    К, готовятся, малыши, нему, все. (
    Все малыши готовятся к нему )
    Елки, уже, украсили, мы, новогодние. (
    Мы уже украсили новогодние елки )
    Мальчики, стишки, песни, девочки, изучают, и. (Мальчики и девочки изучают стишки и песни)
    Ждут, Деда, с, Мороза, все, нетерпением. (
    Все с нетерпением ждут Деда Мороза )
    Хорошие, Мороз, малышам, принесет, дед, подарки. (
    Дед Мороз принесет малышам хорошие подарки )

    Дидактическая игра «Братья-месяцы»
    Воспитатель читает детям группы месяцев года и предлагает определить, где «лишний» месяц, соответственно объяснив это.
    Март, апрель, октябрь. (
    Лишний октябрь, поскольку это осенний месяц, а остальные месяцы – весенние )
    Декабрь, июль, январь. (
    Лишний июль, потому что это летний месяц, а остальные – зимние )
    Апрель, октябрь, ноябрь. (
    Лишний апрель, потому что это весенний месяц, а октябрь и ноябрь – осенние )
    Июнь, июль, сентябрь. (
    Лишний сентябрь, ибо остальные месяцы летние, а сентябрь – осенний )

    Дидактическая игра «Какое время года в лесу?»
    Воспитатель зачитывает малышам ряд слов и предлагает детям назвать то время года, отношение к которому заданные слова имеют, например:
    Подснежник (
    весна ), земляника ( лето ), ручьи ( весна ), снег ( зима ), первоцвет ( весна ), орехи ( осень ), ежевика ( лето ), мороз ( зима ), птенцы ( лето ), иней ( зима ), листопад ( осень ), паутинки ( осень ), проталины ( весна ), жара ( лето ), тишина ( зима ), позолота ( осень ), опята ( осень ).

    Дидактическая игра «Кто где зимует?»

Воспитатель бросает мяч детям и называет животное. Ребёнок ловит мяч и называет место его зимовки.

    Дидактическая игра «Зимующая или перелетная?»

Воспитатель бросает мяч и называет птицу, а ребёнок – ловит мяч и говорит какая это птица – зимующая или перелетная. И наоборот.

    Дидактическая игра «Чьи следы?»

Воспитатель показывает изображенные на картинках следы, а ребёнок говорит, кому они принадлежат.

    Дидактическая игра «Птицы на кормушке».

Воспитатель называет птицу. Дети выбирают ей корм и называют его.

    Дидактическая игра «Что бывает зимой?»

Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

    Дидактическая игра «Выпал беленький снежок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:

Выпал беленький снежок -

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

    Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель:

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.

    Дидактическая игра «Назови ласково» ( с существительными данной темы)

снег - снежок лед - ледок

сосулька - сосулечка санки - саночки

горка - горочка лопата – лопатка

13. Дидактическая игра «Сделай снеговика»

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Оборудование: три белых кружка разной величины.

Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

14. Дидактическая игра «В лесу родилась елочка»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме,

Оборудование: настоящая или искусственная елка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка - это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка».

15. Дидактическая игра «Один - много » (с существительными по теме)

елка - елки ветка - ветки

иголка – иголки шишка - шишки

16. Дидактическая игра «Украсим елку к празднику»

Цель расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.

Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).

17. Дидактическая игра «Назови ласково» (с существительными по теме)

елка - елочка иголка - иголочка

ветка - веточка шишка - шишечка

шар - шарик

18. Дидактическая игра «Что на елке, а что (кто) под елкой?»

Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.

19. Дидактическая игра «Сложи елочку»

Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.

Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.

Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).

20. Дидактическая игра «Какие дрова?»

Воспитатель бросает мяч и называет дерево. Ребёнок ловит мяч и говорит, как называются дрова, которые из него получаются. И наоборот.

РАССКАЗЫ ДЕТЯМ ПРО НОВЫЙ ГОД

Георгий Скребицкий «Зимняя стужа»

В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи - ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Я выхожу на лесную поляну. За поляной - густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.

Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты - природные северяне! Им не страшны наши морозы.

Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.

Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.

Любуясь клестами, я вдруг увидел, как один из них, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещерку. И тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому проверить.

Крадучись, я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Острые иглы царапали лицо и руки, но я карабкался всё выше и выше.

Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет.

Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел то самое, чего уже не надеялся найти: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нём, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка - самочка клеста.

Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.

Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев старой ели, будто уже наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.

Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. Легко спрыгнул в снег, огляделся, и зимний лес уже не казался мне, как прежде, угрюмым и безжизненным.

Стоя под деревом, я тёр закоченевшие в шерстяных варежках руки, посмеивался над собой и всё думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа.

Путешествие с Дедом Морозом

Миша прогуливался по заснеженному лесу и неожиданно увидел свежие следы. Они заинтересовали его чрезвычайно: кто- то совсем недавно прошёл здесь в огромных-преогромных сапогах.

- Кто бы это мог быть? Неужели Дед Мороз!

И действительно, вскоре мальчик увидел вдалеке Деда Мороза.

- Ты удивлён, малыш, тем, что я оказался здесь? - спросил Дед Мороз подбежавшего Мишу. - Но у меня же есть волшебное быстроходное облако, которое в один миг переносит в любое место. Хочешь полетать на нём со мной?

Вот это да!!! Да кто же откажется от такого заманчивого предложения?! Дед Мороз усадил мальчика рядом с собой на облако, и они полетели в синеве ночи над заснеженными горами и долинами. Облако то взмывало ввысь, к ярким звёздам, то опускалось, касаясь верхушек пушистых ёлок. Какое же это было необыкновенное путешествие!

Вскоре внизу засверкали огоньки большого города. Все дети уже давно нарядили ёлки и теперь сидели по домам и ждали подарков от Деда Мороза. Только вот все каминные трубы, к сожалению, оказались закрыты. «Как же проникнуть в дома, чтобы оставить подарки? Неужели малыши так и не дождутся их?» - занервничал Миша.

- Не переживай, лучше внимательно смотри, как я всё ловко сделаю, - сказал Дед Мороз, словно прочитав мысли мальчика, и разбросал с облака множество маленьких разноцветных парашютиков с подарками. К каждому из них был привязан листочек с именем девочки или мальчика. Парашютики медленно опускались на город...

- Не волнуйся, - снова успокоил Мишу Дед Мороз, - внизу все парашютики встретят домовые и разнесут подарки детям.

Мише очень хотелось продолжить это замечательное путешествие с Дедом Морозом... но тут он неожиданно... проснулся и понял, что всё это ему, к сожалению, только приснилось.

- А где же мой подарок? Успел ли домовой принести его? - вскричал Миша, вспомнив свой незабываемый сон.

Вскочив с кроватки, малыш подбежал к ёлке: какое счастье! Подарок в блестящей бумаге уже лежал на своём месте.

«А ведь кто знает, - подумал довольный Миша, - может быть, то, что я видел ночью, вовсе и не было сном?!»

Дед Мороз

Как-то одним зимнем днем катались маленький Павлик и его подружка Катя в лесу на лыжах. Уже начало смеркаться, и они заторопились домой, как вдруг среди сосен малыши заметили освещённый большой и красивый дом. «А что, если здесь живёт сам Дед Мороз?» - щёлкнула у Кати неожиданная мысль, и девочка тут же поделилась ей с Павликом.

- Давай проверим, это не займёт много времени, - продолжил мальчик, и дети незамедлительно двинулись в сторону большого дома.

Павлик не знал дома ли Дед Мороз, поэтому решил сначала заглянуть в окошко.

- Пойдём посмотрим! - предложил он Кате.

Подкрались дети потихонечку к окошку и видят: сидит в комнате старичок, весь в красном и с густой белой бородой, и упаковывает подарки. Настоящий Дед Мороз! Павлик получше протёр заиндевевшее стекло, и друзья увидели столько игрушек, сколько никогда не видели ни в одном магазине.

Дети потихонечку отошли от окна, чтобы не помешать Деду Морозу, и поспешили домой писать ему письма: ведь надо помочь старенькому дедушке, а то он не знает, кто какой подарок хочет получить на Новый год.

В новогоднее утро Павлик первым делом побежал к камину. И замер в удивлении: перед камином стоял маленький столярный столик, а на нём лежал набор столярных инструментов! Вот это да! Вот так подарок! И не беда, что игрушек не было, ведь теперь Павлик сможет делать их сам, а это гораздо интереснее! Он смастерил так много игрушек, что хватит не только ему, но и всем его друзьям!

ФИЗМИНУТКИ. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ.

    «Снежок» Н.В.Нищеева

Раз, два, три, четыре,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили -

(«лепим», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показываем круг, сжимаем ладони вместе, гладим одной ладонью другую)

И совсем- совсем не сладкий.

(грозим пальчиком)

Раз – подбросим,

(подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем,

(ловим воображаемый снежок)

Три – уроним

(роняем воображаемый снежок)

И …сломаем

(топаем ногой).

2 «Снежинки»

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок.
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

3 « Наша ёлка»

"Наша елка велика"
(круговое движение руками),
Наша елка высока (вставать на носочки),
Выше мамы, выше папы
(присесть и встать на носки),
Достает до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!

«ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА …»

ДЕД МОРОЗ (Морозко) - могучий русский персонаж русских легенд, в славянских сказаниях - олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.


Морозко.


Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

На праздник приходит со своей божественной внучкой - Снегурочкой. Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не извечтно..

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза - после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения - воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.
Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров.

Развлечение с детьми старшего возраста «Новогодние чудеса»

Цель: Вовлечение детей в коллективный разговор, побуждение высказываниям на тему из личного опыта, задавать вопросы и отвечать на них. Формирование умения составлять небольшой последовательный рассказ на предложенную тему.

Оборудование: наглядная картина «Зима», елка, Дед Мороз, мяч, «волшебная» палочка, шкатулка, конфеты

Словарная работа: чудеса, Великий Устюг, волшебник, новогодняя ночь.

Ход:

1. Организационный момент

Воспитатель: Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение и я хочу подарить вам свою улыбку. А вы не желаете улыбнуться мне радостно, тогда и в группе нашей станет светлей. Ребята вы ничего не замечаете необычного в нашей группе?

Дети осматривают группу и подходят к картине «Зима» Н.С. Крылова

2. Беседа по картине

Ребята, какое время года изображено на этой картине?

Что позволяет вам об этом говорить?

Зима. Крыши домов покрыты снегом, деревья стоят голые, вокруг много снега

3. Загадывание загадки

Предлагаю отгадать загадку:

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга,

До весны легли снега,

Только месяц наш пройдет

Наступает Новый год! (Декабрь)

4. Беседа

Какие чудеса происходят в декабре месяце?
Предлагаю рассмотреть иллюстрации и выбрать ту, на которой изображены увлекательные истории- новогодние чудеса.

В преддверии Нового года- принято в домах наряжать елку- это тоже новогоднее чудо. А какая новогодняя ёлка?
В декабре длинные ночи, дни короткие, в конце месяца наступает Новый год дети отбирают картинки с изображением: Дед Мороза, Новогодней елки и т.д.

Новогодняя, красивая, наряженная, сверкающая, праздничная, волшебная

5. Физкультминутка

6. Беседа

Что вы можете рассказать про Деда Мороза?

Что бы вы сделали, если бы вы были Дедом Морозом? Не забудьте про то, что он волшебник.

А кто еще с Дедом Морозом приезжает к вам на Новый год?
Откуда приезжает к нам Дед Мороз?

Ребята, кто из вас хочет написать письмо Деду Морозу?

Дед Мороз веселый, добрый, он любит с нами играть, он детям дарит подарки: Дед Мороз – «волшебник»

Если бы я был Дедом Морозом, то сделал бы так, чтобы все люди на земле не болели (ответы детей)

Вместе к нам приезжает Снегурочка – его внучка

Из Великого Устюга, у него там дом и дети пишут ему туда письма

7. Дидактическая игра «Спроси у друга»

А вы хотите написать письмо, мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Спроси у друга»

Дети становятся в круг, кидают мяч друг другу и при этом задают вопрос: «Что ты хочешь написать Деду Морозу?»

8. Составление рассказа «Новогодние чудеса»
звучит спокойная музыка

Сейчас взгляните на эту палочку – она волшебная. И для того, чтобы произошло волшебство, надо закрыть глаза. (взмах палочкой). Раз – два, раз – два, чудо ты приди…

Таинственный голос: Вы превратились в елочные игрушки, которые висят на елке, и все видят, что происходит вокруг них, а там наступила волшебная, новогодняя ночь, где происходят разные чудеса: стали оживать столы и стулья, свечи стали разговаривать с часами из щелей в полу вылезают гномики и сказочные человечки и вдруг…

Что же там произошло? Как вы думаете?

Рассказы детей (3-4 рассказа)


Для детей дошкольного возраста

Вид проекта: информационно – практический.

Сроки реализации проекта: 4 недели (с 1 декабря – 26 декабря), краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Доминирующая область: познавательное развитие.

Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность : Всем известно, что самый любимый праздник детей - Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, подарки под елкой, веселый праздник- все это не сравнится с Днем Рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателем в группе, выяснилось, что не только дети, но и взрослые, их родители, мало знают историю возникновения праздника и его традиций, традиции празднования Нового года в других странах. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этом, а также украсить группу к Новому году. Не секрет, что малышам сложнее всего ждать, а тем более ждать праздника. Поэтому, одной из моих задач было сделать это ожидание веселым, приятным и полезным для детей.

Цель проекта: расширение знаний детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года в разных странах, о символах Нового года.

Задачи проекта:

  • формировать представление у детей о празднике Новый год, о новогодних обычаях и традициях в разных странах мира;
  • создать условия для сознательного изучения детьми истории Нового года;
  • способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей;
  • оформить мини - музей «Ёлочка - красавица»;
  • создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника, развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
  • активизировать работу с родителями, привлечь их к участию на основе сотрудничества.

Задачи работы с родителями:

  • ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;
  • подготовить консультативный материал для проведения бесед с детьми;
  • мотивировать к ресурсному обеспечению проекта;
  • побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта.

Ожидаемый результат:

У детей сформированы обширные знания о празднике Новый год, об истории новогодней ёлки, о традиции встречи праздника в разных странах;

Оформлен мини музей «Елочка красавица»;

Педагоги, дети и их родители активно сотрудничают в процессе проектной деятельности;

Предметно пространственная среда в группе способствует к изучению традиции Нового Года;

У детей и их родителей создано праздничное настроение.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (ноябрь 3-4 недели):

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  2. Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта.
  3. Составление плана реализации основного этапа проекта.
  4. Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
  5. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр.
  6. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  7. Изготовление «Календаря ожидания Новогоднего праздника».

Практический этап (декабрь 1-4 недели):

Цель: ознакомление детей с праздником Новый год, расширение знаний детей о традициях празднования нового года в разных странах.

Дата Содержание работы с детьми Содержание работы с родителями Создание предметно развивающей среды

1 неделя декабря

Тема недели «Зимушка зима в гости к нам пришла »

Формы работы

Беседы: «Пришла зима», «Зимние виды спорта», «Чем опасен сильный мороз», «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках».

НОД: «Зима. Жизнь животных зимой».

Экспериментирование: «Превращение воды в лед».

«Что быстрее растает снег или лед?».

К. Бальмонт «На дворах и домах», А. Яким «Первый снег», И Суриков «Стали дни короче», «Зима» Г. Скрибицкая «Кто как зимует?», А. Челуров «Трудно птицам зимовать».

Разучивание стихотворения о зиме: А.Усачев "Снежинки". Отгадывание загадок о зиме.

Пальчиковая гимнастика : «Снежок.

Продуктивная деятельность : «Снежинка» (рисование), «Зима в лесу» (аппликация).

Прослушивание музыкального произведения «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (музыка П.И. Чайковского)

Подвижные игры : «Заморожу», «Кто быстрее соберет снежинки», спортивная игра «Хоккей». Физкультминутка : «Зимой».

Дыхательная гимнастика : «Подуем на снежинку».

Оформление информационного уголка для родителей «Зимушка зима» (Нищева Н.В. «Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке.)

Проведение акции «Подари книгу детскому саду» о зиме, о празднике новый год.

Памятка для родителей: "Правила поведения и безопасности детей на льду в зимний период».

Консультации для родителей: «Семейный досуг зимой».

Участие в общесадовой выставке – конкурсе «Зимний букет».

Внести в группу «Календарь ожиданий Новогоднего праздника».

Выставка репродукций картин, иллюстраций по теме «Зима».

Выставка художественной литературы по теме «Зима».


2 неделя декабря

Тема недели: «Что такое новый год?»

Формы работы:

Беседа : «Новый год у ворот».

Чтение художественной литературы : В. Сутеев «Елка», С.Козлов «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год», В.Усачёв «Новогоднее поздравление снеговика».

Отгадывание загадок про Новый год.

Пальчиковая гимнастика : «Новый год».

Продуктивная деятельность: «Открытка к новому году».

Просмотр мультфильма про Новый год: «Новый год и снеговик».

Просмотр презентации о традициях празднования Нового Года в разных странах «Новый год - праздник каждый год».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья: семейный праздник Новый год».

«Письмо Деду Морозу» (сочинение текста письма и выбор открыток, рисунков для Деда Мороза).

Анкетирование родителей: «Праздник новый год в семье».

Информационно-наглядные материалы для родителей: «Что за праздник Новый год?».

Мастер класс: "Какие поделки сделать на Новый Год!!!".

Выставка художественной литературы по теме «Новый год».

Подготовка к украшению группы на Новый год (сбор елочных игрушек, новогодних украшений).


3 неделя декабря

Тема недели «Елочка красавица»

Формы работы:

Беседа: «Опасные огоньки».

Чтение художественной литературы: А. Барто «К деткам елочка пришла», Г.Х. Андерсен «Ёлка», Н. Телегина «Сказка о маленькой ёлочке».

Пальчиковая гимнастика :

Разучивание стихотворения : С. Вышеславцева «Возле елки».

Дидактические игры : «Сделаем бусы на елку», «Найди лишний предмет на елке».

Сюжетно-ролевая игра : «Магазин новогодних игрушек», « Нарядим елочку».

Продуктивная работа: «Елочка» (лепка), «Наша елка» (аппликация из вырезанных ладошек).

Прослушивание и разучивание песен : З. Петрова «Наша елка велика», Р. Кудашова «В лесу родилась елочка».

Конкурс поделок «Ёлочка -красавица».

Памятка для родителей о мерах пожарной безопасности в новогодние праздники: «Дед Мороз и Снегурочка предупреждают!».

Выставка художественной литературы по теме. « Елочка красавица»

Украшение группы результатами поделок детей и украшение новогодней елки.

Оформление выставки поделок детей с родителями «Елочка красавица».


4 неделя декабря

Тема недели «Дед Мороз и Снегурочка»

Формы работы:

Интервью детей : «Какой подарок ты хочешь получить на Новый год?».

Беседа : «Родина Деда Мороза и Снегурочки», «День рождения Деда Мороза».

Чтение художественной литературы: М.Москвина «Как дед Мороз на свет появился», В. Сутеев «Подарок», Е.Благинина «Дед Мороз бумажный».

Разучивание стихотворения : З.Александрова «Шел по лесу Дед Мороз».

Пальчиковая гимнастика : «Дед мороз».

Продуктивная деятельность : «Дед Мороз и Снегурочка» (рисование), «Рукавичка для Мороза» (аппликация).

Разучивание хоровода : Н.Вересокина «Шёл весёлый

Дед Мороз».

Проведение утренника «Новогодняя сказка».

Консультации для родителей: «Как написать письмо Деду Морозу вместе с ребенком», «Как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза ".

Оформление «мешочка желаний» (информация для родителей о желаниях ребенка на праздник Новый год).

Приглашение родителей к участию в новогоднем утреннике.

Выставка художественной литературы по теме.

Украшение группы результатами поделок детей.

Внести в музыкальный уголок тексты песен на тему «Новый год».

Заключительный этап:

  1. Выставка мини - музея «Ёлочка красавица».
  2. Показ презентации «Новый год - праздник каждый год».
  3. Участие во Всероссийском конкурсе презентаций «Праздник Новый год».
  4. Проведение утренника «Новогодняя сказка».

«История возникновения праздника «Новый год»

Задачи: активизировать знания детей о времени года «Зима», закрепить знания дней недели, упражнять в счете в пределах 20, познакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год», словарная работа со словом «посох», упражнять в сгибании бумаги гармошкой, актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье; создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование: песня «Серебристые снежинки», «Песня о елочке»; перекидной календарь, портрет Петра I , презентация «Откуда этот праздник «Новый год»?», куклы Дед Мороз и Снегурочка, стеклянная елочная игрушка, набор картинок (летние, осенние, зимние развлечения), 2 корзины, снежки по количеству детей, наборы цветной бумаги для изготовления открытки.

Ход занятия:

    Песня «Серебристые снежинки» (дети заходят в группу и встают в круг)

    Разминка

На поляну, на лужок Тихо падает снежок. Улеглись снежинки,

Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок. Закружился снежок, Пляшут все пушинки, Белые снежинки.

    Воспитатель : Ребята, какое сейчас время года? Любите ли вы это время года? Почему? (ответы детей)

Воспитатель : У нас сегодня необычное занятие! Мы перенесемся с вами во времени и пространстве на 13 дней вперед! (дети подходят к календарю). Скажите, пожалуйста, какое сегодня число на нашем календаре? (рассматривание перекидного календаря).

Воспитатель: А какой сегодня день недели?

Ответы детей: Вторник.

Воспитатель: Давайте теперь отсчитаем на календаре 13 страниц! (счет вслух от 1 до 13). И перевернем с вами эти страницы! Итак, ребята! В какое число мы с вами попали? (ответы детей). Правильно, 31 декабря. Какой день недели? Кто знает, какой праздник отмечают в этот день? Правильно, Новый год! Каждый день мы будем начинать с того, что будем переворачивать по одной странице.

Скажите, кто-нибудь из вас знает историю этого праздника?

    Рассказ воспитателя об истории возникновения праздника «Новый год»

Давным-давно праздновали Новый год 1 марта. Так, как наступала весна, и природа просыпалась ото сна. Затем начало года было перенесено на 1 сентября. Это было связано с окончанием сбора урожая. А с 1700 года по указу императора Петра 1 велено встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января (поместить на доску портрет Петра I ).

Ребята, скажите, что является главной деталью праздника? (ответы детей)

Правильно, это елка. А вы знаете, почему мы наряжаем именно елку, а не другое дерево?

Рассказ воспитателя о елке : не всегда новогодний праздник украшала елка. Раньше вносили в свои жилища цветущие вишневые деревья. Новый год в то время праздновали 1 марта, и он был приурочен к пробуждению природы от зимнего сна.

Существовала такая легенда: когда родился младенец Иисус, все деревья пришли на него посмотреть. Маленькая елочка шла с севера и пришла позже всех, но не могла пробиться к младенцу – ее загораживали большие деревья. И тогда с неба посыпались звезды и украсили маленькую елочку. Она вся засияла и стала краше всех. С того момента люди и стали украшать елки для праздника.

Ребята, как вы думаете, чем раньше наряжали елку? (ответы детей)

Воспитатель: сначала праздничные деревья оформляли живыми цветами и фруктами. Затем вешали сладости, орехи и другую еду.

Однако такое большое количество украшений деревце выдержать не могло, и немецкие стеклодувы стали производить стеклянные елочные игрушки (показать стеклянную елочную игрушку).

А теперь ребята посмотрим с вами отрывки из известных мультфильмов. И убедимся с вами в том, что елку можно наряжать и старыми вещами, и конфетами (отрывок из «Щелкунчика» 14 мин 58 сек – 16 мин 45 сек, «Зима в «Простоквашино» 48 мин 28 сек – 49 мин 09 сек).

Ребята, как называются мультфильмы, которые мы просмотрели? Кто их авторы? Назовите их.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто является главным гостем на Новый год? (ответы детей). Правильно, Дед Мороз.

Знаете, ли вы откуда появился Дед Мороз?

Рассказ воспитателя о Деде Морозе

Раньше верили, что есть хозяин зимы и холода Мороз или как его часто называли Морозко. Считалось, что он ходит по лесам своим волшебным посохом стучит по земле, отчего начинаются сильные морозы. Это был старик с длинной бородой. С ноября по март месяц мороз был занят дозором по полям и лесам, помогал животным и растениям пережить холодную зиму.

На Руси зимой часто стояли лютые морозы. Чтобы Мороз не погубил посевы, его старались чем-нибудь угостить. В новогодний вечер глава семьи брал ложку овсяного киселя и звал: «Мороз! Мороз! Иди киселя отведать! Не ешь овёс!». После чего на дворе выставлялась миска с овсяным киселём.

А вы знаете, где он живет?

Рассказ воспитателя о том, где живет наш Дед мороз с показом презентации.

Российский Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг (слайды с 1 по 6).

Ребята, кто знает, из чего состоит костюм Деда Мороза?

Слайд 15 Облик Деда Мороза. Словарная работа со словом «посох» ( особого вида и назначения. Считается, что в древности посохи наделялись определённой силой для различных целей. Длинная и толстая палка с заострённым опорным концом ).

Ребята, а кто все время сопровождает Деда Мороза? (ответы детей)

Правильно, Снегурочка? А что знаете о ней? (ответы детей)

Рассказ воспитателя о Снегурочке

В стихах и старых сказках говорится о холодном сердце внучки Деда Мороза. А доброй волшебницей, помогающей дедушке во всех новогодних делах, Снегурочка стала совсем недавно.

Слайд 16 Облик Снегурочки

Ребята, назовите, что нам необходимо для создания праздничной обстановки в группе? (ответы детей). Правильно, елка, Дед Мороз и Снегурочка (воспитатель достает елку, игрушку дед мороз и снегурочку).

Какие новогодние традиции были в России?

    Хоровод возле елки

    Ребята, а какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей)

Катание на лыжах, на санях, катание на коньках

На столе выложены картинки с разными играми (лето, осень, зима). Нужно выбрать те, которые относятся к зиме, и поместить их на магнитную доску (картинки по количеству детей).

    Проведение игры

«Лови снежок»

У воспитателей в руках две корзины.

У детей снежки из бумаги или из ваты. По сигналу участники начинают бросать снежки в пакет (снежки по количеству детей).

Воспитатель: Скажите ребята, а что обычно дарят люди друг другу на новый год? (ответы детей)

Сегодня мы с вами сделаем новогоднюю открытку своими руками.

Изготовление новогодней открытки (звучит «Песня о елочке»)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: