Из истории иллюстраций

Книга - одно из самых значительных явлений культуры. Наряду с авторами литературного текста книгу создают художники, которые определяют ее архитектонику, разрабатывают шрифты, вносят декоративные и изобразительные элементы, обозначаемые понятием книжной графики.

Насчитывающая многовековую историю, в искусстве нашей страны книжная графика заняла особое место в XX в. Это объясняется многими причинами. Литературоцентризмом, проявившимся в русской художественной культуре предшествующего столетия. Стремлением к характерному для России рубежа XIX-XX вв. синтезу искусств, трудноосуществимому в монументальных формах и реализованному по преимуществу на театральной сцене и на книжных страницах. В советское время вместе с книгой в целом книжная графика была призвана выполнять просветительскую, во многом агитационно-пропагандистскую роль. Однако именно в книге художники нередко находили убежище от догм социалистического реализма, уходя в мир вечных гуманистических ценностей, обращаясь к эзоповому языку иносказаний, к формальным экспериментам, не допускавшимся в других видах искусства.

Первая книга для детей родилась у путешественника и странника Яна Каменского в 1658 году и называлась «Мир в картинках». Она была снабжена проникновенным поясняющим текстом и имела множество подражателей. С этого момента началась революция в сознании. В Англии появляется первый детский издатель Джон Ньюбери. Он снабжает свои книги очень остроумными названиями с которыми даже самые дешёвые издания пользуются успехом у публики.

По началу детская книга иллюстрировалась гравированными картинками. Гравировальное искусство к началу 18 столетия достигло уже очень высокой степени развития и давно уже стало самостоятельною отраслью искусства. Но для детских книг считалось достаточным простое, незамысловатое исполнение, и художественно иллюстрированных детских книг до первой половины 18 века мы не знаем. Только дальнейшее развитие детской литературы привлекает, наконец, к ней внимание настоящих художников и заставляет их приняться за более тщательное и художественное иллюстрирование книги, предназначенной для детей. К 40-м годам 19 века относится появление в Германии одной книжки с картинками, не отличающейся ни художественными, ни литературными, ни педагогическими достоинствами, - тем не менее ставшей одной из самых распространенных детских книг в Германии и не замедлившей перейти к нам. Это знаменитая книга «Степка-Растрепка», принадлежащая перу не художника, а д-ра медицины Гофмана, родилась в Германии в 1845 году.

«Степка-Растрепка», иллюстрации Гофмана

К 60-м годам 19 века иллюстрация становится уже совершенно необходимою принадлежностью детской книги, а в книге для детей младшего возраста иллюстрация в красках скоро выходит на первый план. Появляются новые издательские фирмы, делающие своей специальностью издание таких книг, - с 60-х годов за это дело берутся Вольф, Исаков, Колесов и Михин в Петербурге, позже Битепаж и Бернд в Одессе.

А между тем на Западе гораздо раньше в этой области началось новое движение. Был поставлен вопрос о воспитании эстетического чувства детей, о литературе для детей - произведениях, рассчитанных на детское восприятие. Были созданы все условия, чтобы детская книга превратилась в прекрасную принцессу. Это движение возникло в Англии под влиянием Рёскина и его ближайших последователей.

Наиболее известными, выдающимися художниками для детей были Рандольф Кальдекот и Вальтер Крэн. Детская книга из Англии перекочевала в Германию, Францию, Впервые детская аудитория стала подразделяться на возрастные группы - малыши и подростки - всё это находило отражение в ассортименте. Стихи и песенки, басни о животных, сказки - Шарль Перро, Братья Гримм, Андерсен, а так же многочисленные азбуки - всё это издавалось в Европе с мыслью, что глаз является главным органом для восприятия мысли. Наконец, в плохих репродукциях и переводах образцы детской книги нового поколения появляются в России, на нашем книжном рынке в изданиях Вольфа, Сытина, Гроссмана, Кнебеля и других.

Первая детская книга, иллюстрированная настоящими русскими художниками называлась «Сказки Кота Мурлыки». Эта книга вышла впервые в 1872 году со снимками с рисунков, специально для нее исполненных художниками Зичи, бар. Клодом, Волковым и др.

Переворот в области детской книги в России начался с того момента, когда литографическое искусство у нас поднялось настолько, что могло уже соперничать с иностранными образцами.

Появились первые художественные хромолитографии. И вслед за этим родилось художественное издание серии русских народных сказок, рисунки к которым были исполнены художником Билибиным. Его поддержали многие именитые художники - Васнецов, Малютин, Рябушкин, Бенуа.

В 20-е годы ХХ столетия книжная иллюстрация испытывает влияние новейших течений в искусстве (кубизм, футуризм, декоративно - прикладное искусство, фотография, плакат). Язык изображения упрощается, заимствуются технические и пластические приёмы, такие как коллаж, фотомонтаж и пр. Страница книги постепенно становится полем для игры, где слово и изображение взаимодействуют, взаимопроникают и комбинируются.

Появляются малоформатные книги для игр, вырезания, раскрашивания, театрального действия.

Следующий подъём в детском книгоиздании можно отнести к периоду возникновения издательства «Детская литература». Его история - это история русской детской книги - со своим расцветом, триумфальным периодом и временем упадка и полной моральной деградации.

Расцвет этого издательства безусловно приходится на период творчества художников - шестидесятников. Возникновению великолепной плеяды мастеров иллюстрации способствовали оранжерейные условия их роста. Издательство было одним из немногих на всю страну и издавало книги миллионными тиражами. Художники имели возможность подолгу работать над книгой и работать с огромной творческой ответственностью, руководствуясь прежде всего соображениями эстетической целесообразности, а не угождением низкопробных вкусов оптовых покупателей. На этих книгах и на этих иллюстрациях выросло не одно поколение читателей - это иллюстрации Лебедева, Каневского, Чарушина, Владимирского, Митурича, Токмакова, Монина, Чижикова, Устинова, Калиновского, Попова и др.

Сегодняшняя деградация нравов в книгоиздании напоминает ситуацию в Германии второй половины 19 века, когда поток дешёвой продукции, создаваемый бесплатными и бездарными рисовальщиками был обрушен на покупателей жаждущими сверхприбылей книжными дельцами. Быстрота и дешевизна - вот смертельная инъекция для книги. Под этими лозунгами всё неизменно приходит к последней черте упадка. Возрождение художественной книги тогда целиком легло на плечи самих художников.

Раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений, называется компьютерной графикой.

В 1978 году компьютерную графику называли «средством от неизвестной болезни». Сейчас ее рассматривают как «средство от всех известных болезней», которое обеспечивает мощную взаимосвязь между человеком и компьютером, заставляя компьютер говорить с человеком на языке изображений. Прошло несколько лет, пока компьютерная графика стала основным средством связи между человеком и компьютером, постоянно расширяющим сферы своего применения.

Можно считать, что первые системы компьютерной графики появились вместе с первыми цифровыми компьютерами. Проект WHIRLWIND («вихрь») Массачусетского технологического института был отмечен как начало эры компьютерной графики.

В 1961 году программист С. Рассел возглавил проект по созданию первой компьютерной игры с графикой. Создание игры «Spacewar» («Космические войны») заняло около 200 человеко-часов. Игра была создана на машине PDP-1.

В 1963 году американский учёный Айвен Сазерленд создал программно-аппаратный комплекс Sketchpad, который позволял рисовать точки, линии и окружности на трубке цифровым пером. Поддерживались базовые действия с примитивами: перемещение, копирование и др. По сути, это был первый векторный редактор, реализованный на компьютере. Также программу можно назвать первым графическим интерфейсом, причём она являлась таковой ещё до появления самого термина.

В середине 1960-х гг. появились разработки в промышленных приложениях компьютерной графики. Так, под руководством Т. Мофетта и Н. Тейлора фирма Itek разработала цифровую электронную чертёжную машину. В 1964 году General Motors представила систему автоматизированного проектирования DAC-1, разработанную совместно с IBM.

В 1968 году группой под руководством Н.Н. Константинова была создана компьютерная математическая модель движения кошки. Машина БЭСМ-4, выполняя написанную программу решения дифференциальных уравнений, рисовала мультфильм «Кошечка», который для своего времени являлся прорывом. Для визуализации использовался алфавитно-цифровой принтер.

Существенный прогресс компьютерная графика испытала с появлением возможности запоминать изображения и выводить их на компьютерном дисплее, электронно-лучевой трубке.

Разработки в области компьютерной графики сначала двигались лишь академическим интересом и шли в научных учреждениях. Постепенно компьютерная графика прочно вошла в повседневную жизнь, стало возможным вести коммерчески успешные проекты в этой области.

Каждый человек, использующий компьютер в своей профессиональной деятельности, должен научиться графической работе на компьютере.

Компьютерная графика обеспечивается соответствующими программными средствами, получившими название графических редакторов.

Компьютерную графику принято классифицировать по следующим признакам.

1. По размерности (2-и 3D-графика).

2. По способу формирования изображения.

От иллюстраций кодексов до гравюр и книгопечатания.

Месса, около 1416 (Национальная библиотека, Париж).
Изображение деталей внутреннего помещения готической церкви решает интересную художественную задачу; в такой же манере писали в Северной Европе.

Книжная иллюстрация

«От страниц книги исходит свет» - так писал в десятой главе «Чистилища» Дайте Алигвери (1265–1321). Воистину, произведения средневековой книжной миниатюры подобны драгоценностям высочайшей пробы. Вначале это было привилегией узкого круга элиты - священников и ученых. Такая традиция повелась со времен поздней античности и сохранилась до раннего Средневековья.

Технические детали

Прообразом современной книги были «кодексы» (от латинского «дощечка для письма»), ранние образцы которого относятся ко II в. н. э. Материалом для книги служили наряду с папирусом, который сворачивали в свитки, сначала пергамент, а потом бумага. Распространению пергамента с IV в. н.э. способствовало усиление влияния христианства. Пергамент более удобен в обращении, позволял писать на обеих сторонах листа, он долговечнее, нежели древние свитки. Пергамент делали из кожи овец и коз, которую опускали в известковый раствор, очищающий кожу от всех лишних веществ, и затем обрабатывали пемзой. Чтобы чернила не растекались по пергаменту, кожу покрывали тонким слоем мела. В завершение процесса кожу разрезали на части, соответствующие необходимому размеру страниц книги. Так появился пергамент, на котором можно было писать, и рисовать, и который трудно уничтожить. Именно пергаменту мы обязаны тем, что многие бесценные книги, которые написаны в раннем и среднем Средневековье, сохранились до сегодняшнего дня, невзирая на многочисленные войны, пожары, чудовищные разрушения. Поражает разнообразие красок, которые получали тогда из минеральных и растительных веществ. При необходимости их закрепляли рыбьим клеем. Писали в те времена гусиными перьями, а рисовали кисточками из волоса белок и куниц. Если использовали листовое золото, то на грунт наносили так называемую «подкладку» - смесь мела, рыбьего клея и меда.


Исцеление парализованного (1045–1046).
Сцены из Евангелия от Марка относятся к почти 120 иллюстрациям так называемого Золотого кодекса. Генрих III приказал закончить его для передачи салийскому императорскому собору Шпейр в монастыре Эхтернах.

Из-за дороговизны письменных принадлежностей и пергамента в начале Средневековья книги расписывали только в скрипториях - придворных школах при больших монастырях. Там царствовала vita contemplativa, или созерцательная жизнь, требующая бесконечного терпения и вдумчивости, чтобы вручную написать и проиллюстрировать книгу. Мы точно не знаем, являлись ли монахами те художники, которые расписывали книги при дворе Карла Великого (742–814) для императорских монастырей. Как бы то ни было, мастерские по росписи книг возникают по всей Европе, они притягивают к себе художников и писцов из разных областей, городов, стран. Возможно, что в дворцовой школе Карла Великого и встретились римско-византийские, германские и ирландские художники. При дворе Карла Великого наряду с Библией, текстами проповедей, псалмов и Евангелием иллюстрировали и светские книги. Это сборники, в которых наряду с античными образцами давались всевозможные знания в области гомеопатии, а также знания по астрономии и военному делу.


Четверо евангелистов (Сокровищница кафедрального собора, Аахен).
Эта миниатюра - великолепный образец искусства книжной миниатюры эпохи Каролингов.

История

Во времена правления императора Оттона, то есть в конце X – начале XI века, возникли новые значительные центры книжной иллюстрации. На островах Райхенау, в Кельне, Регенсбурге, Зальцбурге, а также во Франции, Англии и Испании появились богато оформленные книги. Связь между школами осуществлялась через художников, переходивших из монастыря в монастырь. В позднее Средневековье круг тем, используемых в книгах, расширился за счет новой светской литературы. Появились французские рыцарские романы, немецкие эпические поэмы. Для «Божественной комедии» (1307–1321) Данте было создано большое количество миниатюр и захватывающих дух иллюстраций. Следующего пика развития книжная миниатюра достигает в период готики. Тогда миниатюры сочетали изысканный блеск красок, совершенство форм и орнамента, характерные для больших витражей кафедральных соборов, а также для скульптуры. Вероятно, именно поэтому появившиеся нововведения в композиции книжного искусства оказали значительное влияние на станковую живопись и искусство Средневековья в целом.


Рисунки в книге - иллюстрации - являются одним
из первых произведений искусства, с которыми
встречается ребенок в дошкольном детстве,
а также важным средством эстетического
воспитания и эмоционального развития
подрастающего человека в школьном
возрасте.

Познакомимся немного с историей искусства книжной иллюстрации, назовем только основные периоды и направления ее развития, имена тех художников, которые сыграли особую роль в становлении этого вида искусства.
До нас дошли богато иллюстрированные миниатюрами еще в XI веке рукописные книги Древней Руси, которые выполнялись только в одном экземпляре. Появление в конце XIV - начале XV века печатной книги явилось переворотом и в области иллюстрации. Гравюры вытеснили из книги рисованные миниатюры. Вначале иллюстрации резались на одной доске с текстом, они были лаконичны и хорошо гармонировали со шрифтом. Они так же, как и текст, печатались черной краской.
Первой иллюстрированной детской книгой в России был знаменитый "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным, вышедший в Москве в 1692 и 1694 годах. В нем имелись прекрасные рисунки, которые сопровождали текст.
Каждой букве отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда название "Лицевой букварь").
Листы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, построек, предметов быта. Среди них можно было увидеть историка, держащего в руках раскрытую книгу и чернильницу, звездочета со зрительной трубой и многое другое.
Занимательные и высоко художественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.
...С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы. Сколько выдумки и изобретательности они проявили, какие неожиданные художественные техники стали использовать, работая над иллюстрациями! Широко известный цикл рисунков Е. А. Кибрика к драме " Борис Годунов" А.С. Пушкина сделан чернилами для авторучки. "Усатый полосатый" выполнены цветными карандашами, которые наилучшим способом передают мягкую шерстку котенка. А.П. Пластов многие иллюстрации выполнял в технике масляной живописи. Выбор материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е.Репин, В.И. Суриков. М.В.Нестеров и др. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.
Именно с этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела только для неё характерный облик, особую структуру. Отличительными особенностями книг для маленьких стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали основные события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям. Именно эти особенности сохраняются в дальнейшем в качестве одной из отличительных черт детской книги.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Обучение книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики

Похожие рефераты:

Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства: специфика средств художественной выразительности в работах художни-ках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге. Методика ознакомления детей с творчеством художников и иллюстраторов.

Интегрированный урок чтения для 1 класса. Формирование навыков правильного, осознанного, беглого выразительного чтения на материале учебника "Азбуки". Интегрированный урок истории для 3 класса. Этапы становления Москвы как отдельного государства.

Главная цель преподавания ИЗО в школе – формирование духовной культуры личности учащегося, ознакомление с народным, национальным и мировым художественным наследием, развитие потребности в постоянном общении с произведениями искусства и в посильном художественном преобразовании мира. Значительную рол...

Изобразительные навыки: от образа до внутреннего смысла. Художественный образ как основа эстетического развития. Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Золотая осень в гости к нам пришла".

Жизненный путь Е.И. Чарушина, его детство и факты творческой биографии, его анималистическое искусство. Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина. Занятия-знакомства детей с животными на базе его творчества.

Московский педагогический государственный университет Факультет дошкольной педагогики и психологии Развитие графического образа в рисунках детей

Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным для развития познавательной активности и творческих способностей. Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс. Способность к воссозданию образа соответствующей эпохи.

Обучение в период первобытнообщинного строя. Воспитание и обучение в Киевском государстве. Воспитание и образование при Петре I. Образование женщин в XIX веке. Характеристика учебных заведений для девушек. Понятие роли женщины в обществе.

Применение компьютерных технологий в обучении как одно из устойчивых направлений развития образовательного процесса. Использование компьютерной техники при изучении музыки в общеобразовательной школе. Основные мультимедийные ресурсы для уроков музыки.

Психолого-педагогические условия изображения сюжетных композиций в рисунках средних дошкольников: образная выразительность и специфика средств художественной выразительности. Знания, умения и навыки при композиционном построении рисунка дошкольником.

Основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства. Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора. Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.

Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников. Педагогические условия обучения изобразительному искусству. Импровизация в изодеятельности. Игра как форма коллективной работы, ее значение в системе обучения. Разработка игровых занятий.

Искусство детской книги. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей. Восприятие детьми книжных иллюстраций. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией.

Актуальной проблемой совершенствования учебного процесса является разработка программного обеспечения для его проведения. Очевидным пробелом является почти полное отсутствие средств обучения основам программирования.

Способность воспринимать музыку как искусство. Воспитание любви и интереса к сказочным произведениям в литературе и музыке. Развитие творческих способностей и расширение представления детей о связи музыки с жизнью, ее изобразительности и выразительности.

Значение книжной графики в художественном воспитании детей. Предназначение детской книги. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций. Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством. Формирование способности эстетического восприятия.

Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства. Технология ознакомления детей с натюрмортом и иллюстрацией.

Занятие по обучению творческому рассказыванию тема "Я - волшебник". Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ. Занятие по обучению детей творческому рассказыванию. Придумывание продолжения и завершения рассказа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: