Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту. Нод "путешествие по русским народным сказкам" для детей старшего дошкольного возраста

Описание работы : Экологические сказки предназначены для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Цель данных сказок - научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде - источнику всего живого, научить любить свой край (Прихоперье).

Надеюсь, будут полезны для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Предыстория

В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было

услышать его грустную песню:

«Я Водяной, я Водяной.

Никто не водится со мной.

В моём пруду - болото,

Пришёл бы ну хоть кто-то

Вокруг меня жестянки,

Бумага, банки, склянки..

Давно я без лягушек -

Покинули подружки.

Эх, жизнь моя…»

Услышали печальную песню дети:

Как это? Почему в пруду склянки? А куда исчезли лягушки?

Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно. От воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:

Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.

Жалко стало детям несчастного Водяного.

Без чистой воды он погибнет, - решили ребята. - Нужно вернуть этому месту былую чистоту и красоту.

А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.

История одной Капли (грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов - кабан со своим выводком - был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? - с ужасом подумала Капля. - Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

Как тут красиво! - подумала Тучка, глядя вокруг. - Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

Как тут красиво! - вновь подумала Тучка. - Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

Как тут красиво! - в очередной раз подумала Тучка. - Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного - голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного - ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась - дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

Ах, так! - воскликнул Лягушонок. - Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама - Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. - Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Разве озеро - свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду - пришёл невод с тиной тёмною.

Он в другой раз закинул свой невод - пришёл невод с мусором,

и было его тут видимо-невидимо.

В третий раз закинул он невод - показалась

из воды старая автомобильная шина.

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

а такого ни разу не лавливал.

Раньше-то всё рыбка попадалась».

Хотел уж было Старик

воротиться к своей Старухе,

да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою - еле живою.

«Спаси, старче, озеро наше,

сохрани живым для потомков».

Задумался Старик:

«Жил я у озера тридцать лет и три года

и не ведал,

что творится у самого моего порога.

Уничтожали озеро постепенно,

сваливая мусор у берегов,

забрасывая его в прозрачную воду

и не думая о том,

что губят озеро и его обитателей».

Отбросил Старик невод,

собрал вдоль берегов банки, бутылки,

бумагу и целлофановые пакеты,

выкатил из воды автомобильные шины.

Стал он кликать Рыбку.

Приплыла к нему Рыбка,

но ничего не сказала,

лишь хвостом по воде плеснула

и ушла в глубокое озеро.

И с тех пор приходит Старик к озеру,

но не рыбачить,

а охранять покой Рыбки,

ведь очень сильно обидели её люди,

ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.

Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)

История этого родника началась очень давно. Ещё в 1827 году.

На пологом берегу Хопра много деревьев наросло, кустарников. И вот одна девчушка набрела как-то раз на кустик, а на нём висела странная дощечка с рисунком. Девочка рассказала о находке местному священнику. Когда люди пришли на берег за дощечкой, её не было на месте. Пропала! Только после молитвы вновь оказалась странная дощечка на месте. И это была не просто дощечка, это была икона Божьей Матери. Иконку назвали Явленной, потому как явилась она людям на радость.

Так гласит легенда.

Но есть у легенды продолжение с тех времён и по сию пору.

На месте находки появился из земли родничок. Он был маленький, но живой. Нашёл он маленькую ямку и наполнил её водой чистой, прозрачной, студёной. Жил родник, радовал путников и паломников, которые часто стали приходить к этому святому месту.

Но не долгим оказалось безоблачное существование родника.

Пришли злые люди, которые завидовали, что есть на земле Хоперской такое чудесное место, засыпали родник землёй, чтобы не посмел на свет показаться. Но пробился упрямый родничок сквозь преграду, показался на радость людям из земли.

Тогда злые люди пришли снова к роднику и заковали его в бетон. Только напрасно. Родничок так любил жизнь, что никакой бетон не удержал его. Просочился через бетон и забил радостным фонтанчиком. Не посмели больше злые люди обижать родник. Ведь оказался он сильнее зла и зависти.

Цель урока – дать детям понятие «птица», уточнить знания об основных внешних признаках птиц, стадиях развития птиц.

1. Сказки про Никтошку.

Может , я птица?

Цель: Дать детям понятие “птица”, уточнить знания об основных внешних признаках птиц, стадиях развития птиц.

- Какая интересная корзиночка висит, залезу и посмотрю, что же в ней? Здесь есть мягкая подстилочка из сухих травинок, кусочков мха, пуха, перьев. А еще тут лежат два овальных камешка.

Осторожнее ты мне лапку придавил! – пропищал кто-то маленький с желтым клювом.

Извини, пожалуйста, я не знал, что ты здесь. А куда я попал?

Это мой дом, а называется – гнездо. Я – птенец. А ты кто?

Я не знаю кто я, я – Никтошка.

Такого не бывает, у всего есть название. Например, когда я вылупился из яйца, моя мама мне сказала, что я – птенец, мой дом – гнездо. А вот эти два овальных камешка – яйца, из которых скоро вылупятся мои братья или сестры. Они тоже будут птенцами. Моя мама – птица, мой папа – птица, а когда я вырасту, то тоже буду взрослой птицей. Почему твоя мама тебе не сказала, к какому роду ты принадлежишь?

К сожалению, я, наверно, просто потерялся, и никто не сказал мне - кто мои родственники. В этом гнезде так мягко и уютно, разреши мне побыть птицей, - стал просить Никтошка.

Тут прилетела мама-птица. Пожалела бедного Никтошку и разрешила пожить в гнезде вместе со своими птенцами. Весть о госте птичьего гнезда быстро облетела весь лес. Первой прилетела любопытная сорока и затрещала:

Ну какая же из него птица, у него нет перьев!

Мама-птица попросила других птиц подарить по перышку для Никтошки. Шилонос помог маме-птице сшить платье из перьев.

Ура! Теперь я – птица, - радовался Никтошка, любуясь собой.

Посмотрела сорока и опять осталась недовольна:

Перья есть, но на птицу все равно не похож.

Ну, конечно, - догадался птенец, - у всех птиц есть две лапки с пальцами.

Добрый птенец отыскал две палочки и помог сделать лапки Никтошке. Какие замечательные получились лапки. Можно на них прыгать, держаться за веточки деревьев и кустов.

Но сорока все равно не успокаивается:

Перья – есть, лапки есть, а клюва – нет.

Тут уж и другие птицы стали помогать мастерить Никтошке клюв из веточек. Пока мастерили клюв, сорока где-то раздобыла осколок зеркала.

Прелестно, прелестно, таким клювом можно только мошек ловить да комаров. Чтобы лакомиться лягушками и рыбешкой, как моя подруга цапля, такой клюв не годиться. Уж про семена и косточки и разговора быть не может. Вот и выбирай себе пищу по клюву, - трещит сорока.

Никтошка тем временем в осколок зеркала себя разглядывает. И так повернется, и эдак. Что-то, все-таки, еще есть у птиц, а у него нет.

Дети, как вы думаете, чего еще не хватает?

Тут непоседа сорока взмахнула крыльями и улетела. Никтошка сразу догадался, что ему не хватает, чтобы быть похожим на птицу. Это – крылья. Из остатков перьев мама-птица сделала Никтошке крылья.

Теперь я настоящая птица! У меня есть перья, две лапки, хвост, клюв и крылья. Я хочу летать! - обрадовался Никтошка.

Осторожнее, не все птицы умеют летать, - хотела предупредить Никтошку мама-птица. Но любопытное “чудо в перьях” уже выскочило из гнезда и угодило в большую лужу под деревом.

Между водой и землей

Цель: Дать представления детям о классе земноводных, стадиях развития, способах питания.

Не получилось у Никтошки стать птицей. Попробовав летать, он свалился в лужу и теперь намокшие перья тянули Никтошку вниз под воду.

Спасите! Помогите! – стал звать на помощь Никтошка. Он понял, что не умеет не только летать, но и плавать.

Из-под воды показались два больших желтых глаза и начали вращаться, рассматривая нарушителя спокойствия. Затем, на шее у большеглазого надулся мешок, а из огромного рта послышалось:

Куа-а-а, кто-о-о здесь шумит и пугает моих деток. Они пока только икринки. Но через некоторое время из икринок в воде вылупятся личинки-головастики. Их так называют, потому, что сначала у них есть только голова и хвост. Постепенно у головастика вырастут задние ноги, потом передние, а хвост рассосется. Головастик станет похожим на лягушонка. Лягушонок, в отличии от головастика, уже не сможет дышать под водой. Все лягушки питаются на земле, но должны смачивать тело в воде, и откладывать икру в воде. Лягушки - жители и воды, и земли, поэтому их называют земноводными животными.

Спасите! – опять завопил Никтошка.

Что за крикун непонятливый, - заквакала лягушка,- греби лапами, как я, может быть, ты научишься плавать.

Вот глупая лягушка, нет у меня таких широких лап, как у тебя, да и воздух при нырянии задерживать не умею. Тут лягушка схватила Никтошку за шиворот и вытащила на берег.

Спрячься под листочек и сиди тихо, не то или цапля съест, или ежик. Но Никтошке опять не сидится:

Лягушка, лягушка я кушать хочу!

Что за несносное создание, смотри, как есть надо. Видишь мошка летает, следи за ней глазами, когда поближе подлетит, то ты языком ее хвать и рот. Понял? Все, приятного аппетита. А мне пора, моя кожа высыхает и становится трудно дышать, надо искупаться. И лягушка, зашлепав по мелководью, с бульканьем нырнула в воду.

Теперь Никтошка точно знал, что не только к птицам, но и к земноводному роду он не принадлежит. Придется дальше искать своих родственников и узнать, как их называют, где они живут, что едят.

В поисках насекомых

Цель: Познакомить детей с классом насекомых. Дать представление об общих признаках насекомых, некоторых особенностях строения, стадиях развития.

А) Хочу прыгать, как кузнечик!

Цель: Дать представление детям о некоторых внешних особенностях кузнечиков.

Прекрасным летним утром молодой кузнечик весело прыгал среди душистых трав на зеленом лугу. В поисках подружки кузнечик громко стрекотал своими резными крылышками. Никтошка наблюдал за кузнечиком из-под листика. Прыжки были такими захватывающими, стрекотание таким веселым, что Никтошке очень захотелось с кузнечиком познакомиться.

Э-ге-гей! Зеленая лягушка-попрыгушка, давай дружить!

Но не так-то просто найти зеленых кузнечиков в зеленой траве. Прыгнул кузнечик на другое место, и Никтошка его потерял. Опять прыг - потерял. Такие вот “прятки” получаются. Устал Никтошка за кузнечиком бегать, сел в травку отдохнуть.

Тут и кузнечики заинтересовались незваным гостем, осторожно подскакали к Никтошке.

Ой, - удивился Никтошка, - на лягушку вроде не похожи, на птицу - тоже.

Мы кузнечики. А ты нас не съешь? – прострекотал кузнец.

Нет, я не знаю, что люблю есть. Вас зовут - кузнечики, а я думал, что вы мокрые зеленые лягушки-попрыгушки. Кузнечики, кузнечики, а как вы меня нашли в такой высокой траве? – удивился Никтошка.

Посмотри, у нас на голове есть красивые усики, мы можем ими шевелить. Только они не для красоты, усиками мы можем чувствовать, что нас окружает. А еще на передних коленках у кузнечиков есть дырочки, такие ушки, которыми мы услышали твое шуршание в траве.

Кузнечики, кузнечики, а научите меня также прыгать высоко, - просит Никтошка.

Мы можем так высоко прыгать потому, что у кузнечиков, и наших ближайших родственников - саранчи, сверчков, есть задние удлиненные прыгательные ноги. Тело у нас легкое, без косточек, но снаружи мы покрыты твердой корочкой, которая называется – хитин.

Кузнечики, кузнечики, а зачем вам еще четыре ноги, вы и на двух прекрасно прыгаете, - любопытствует Никтошка.

А это, чтобы поддерживать наше тело в устойчивом положении, четыре передние ноги помогают лазать по растениям. Передними ногами мы можем усики чистить, удерживать пищу при поедании.

Кузнечики, кузнечики, а зачем вам крылья, ведь летать вы не можете? – не унимается Никтошка.

А это, чтобы подружек привлекать, песенку для них крыльями стрекочем.… Кажется, дождь собирается, пора убежище себе искать, - кузнечики прыг и где-то под растениями исчезли.

Тут полил веселый летний ливень. Никтошка остался один под раскидистым деревом. Листва дерева немного задерживала капли. А любопытный Никтошка сладко спал под шум дождя.

Интересно, что же нового еще он сможет узнать, когда проснется?

Б) Встреча с муравьиной семьей.

Цель: Дать представление о “насекомых”, уточнить представления детей об общих признаках насекомых.

Проснулся Никтошка, а вокруг кипит работа. Целая компания очень похожих на кузнечиков существ, с усиками на голове, шестью ногами на туловище, дружно переносила веточки, хвоинки, песчинки в одну большую кучу. Никтошка тоже захотел помочь. Он взял веточку побольше и положил на кучу. Да не тут-то было, мирно работающие создания вдруг рассердились на Никтошку. Стали дружно кусать и брызгать Никтошку жидкостью, от которой стало щипать. Бросился бежать Никтошка, еле ноги унес от такой дружной компании.

И как это они, ни о чем не договариваясь, так дружно на меня напали?- вслух размышлял Никтошка.

Привет, Никтошка! Это я – кузнечик! Ты повстречался с муравьями. Они общественные насекомые, договорились муравьи между собой с помощью усиков. Они живут одной семьей и очень не любят, когда им мешают. Дом у них так и называется - муравейник.

Но муравьи похожи на тебя, кузнечик! - рассуждает Никтошка.

Конечно, похожи, ведь мы – насекомые. Все взрослые насекомые бегают, прыгают на шести ногах, у нас нет костей, а тело покрыто корочкой – хитином, на голове усики, глаза, у некоторых из нас на теле еще есть крылышки.

Насекомые с шестью ногами, понятно. Значит вы не мои родственники, у меня всего этого нет. Пойду искать в другие края. До свидания, кузнечик.

Четвероногий друг

Цель: На примере отдельного вида познакомить с особенностями внешнего строения, поведения млекопитающих.

Идет Никтошка по лесной тропинке, через корни деревьев перелезает, большие лужи обходит, муравьиные дома его тоже больше не привлекают. Осторожнее стал Никтошка. В лесу неизвестно, что еще опасное попадется. Ну вот, только о неизвестном подумал, как провалился в какую-то дыру в земле. Страшно Никтошке, темно в дыре. Рядом кто-то пищит: пи-пи-пи. Потрогал Никтошка – мягкое, пушистое, теплое. Пока не страшное, не щиплет, не кусает.

Я – мышонок, живу в норе. Сейчас моя мама мышь сама зернышек, корешков поест и придет, покормит меня молоком.

Это наверно очень вкусно, ты так чмокаешь. А как ты выглядишь? В темноте мне ничего не видно, давай вылезем из норы.

Ползи за мной, а то заблудишься. В маминой норе много ходов, чтобы от врагов убегать и прятаться. Впереди светло, значит близко выход.

Ура, солнышко. Какой мышонок ты серенький, пушистый. У тебя всего четыре лапки, глаза, усики, гладкий хвост. Зачем ты меня обнюхиваешь?

Мы узнаем других животных по запаху,- пропищал мышонок.

Сколько всего разного на свете. Птицы покрыты перьями, у земноводных кожа гладкая и мокрая, насекомые покрыты корочкой - хитином, а у тебя мышонок какие-то волосики на теле.

Эти волосики называются – шерсть.

Понятно, понятно. У птиц две лапки, у насекомых – шесть, а у тебя как у лягушки всего четыре лапы.

Будешь обзываться лягушкой, я покажу тебе, что у меня еще и зубы есть, и пасть. И вообще мы на лягушек не похожи. Наше тело теплое, мама-самка рождает детенышей, похожих на взрослых животных и кормит их сначала молоком. Наш род, поэтому, называется млекопитающие. И мыши, и зайцы, и лисы, и волки, и медведи - все млекопитающие.

Какой ты мышонок умный! Давай с тобой дружить. Будем вместе новое про наш мир узнавать!

2. Сказка для детей старшего дошкольного возраста. Чудо света.

  1. Дать понятие детям о световом потоке, состоящем из частиц.
  2. Объяснить детям некоторые свойства облаков – при столкновении разрядов: сверкает молния и гремит гром, а также участии ветра в этом процессе.

В давние, давние времена в неведомых краях появилась золотая планета.

Жили на той планете чудесные существа – искорки. Целыми днями они трудились – мыли, чистили до блеска, ухаживали за золотой планетой. Да только все равно золотая планета была недовольна. С каждым днем планета становилась все ворчливее и сварливее, а от этого все более распалялась и, в конце концов, так разгорячилась, что искоркам от этого жара стало совсем невмоготу.

Что делать! Видно такова наша судьба, - решили искорки. - Пора нам покинуть родные края, белый свет посмотреть, себя показать.

Слово сказано, так и сделали. Собрались искорки в путь-дорогу. День идут, другой идут. Встает перед ними непреодолимая преграда. Посмотришь издали – как будто стена. Потрогали искорки стену – не твердая, не гладкая. Протянешь руку, и тонет, исчезает рука в стене.

Чудеса, да и только, - подумали искорки. Захотели поиграть с волшебной стеной в прятки. Играли, играли, устали и легли спать.

Раным-ранехонько проснулись на самой заре. Стали думать: как же волшебную стену преодолеть. Попробовали перелезть – не получается. Войти в стену – страшно. Решили искорки пойти вдоль преграды, может, дверь или окошко увидят. Долго ли шли, коротко ли. Вдруг видят - великан. Длинные седые космы развеваются, борода до пояса. Пригляделись искорки – великан волшебные стены передвигает. Только великан зазевается, стены сталкиваются, да так, что вспыхивает молния и раздается сильный гром. Любопытно стало искоркам, что это за великан такой. Немного притомился великан, присел отдохнуть. Тут и подбегают к нему искорки.

Эй, великан! Не вели казнить, вели слово молвить! Мы искорки по белу свету ходим, на мир смотрим.

Зачем пришли?

Да вот так и эдак, расскажи, что за диво дивное – эта стена волшебная, да кто сам таков.

Про то история длинная, а день клонит к вечеру. Знать время нам всем отдыхать. А сказку завтра досказать.

Отдохнул великан и опять двигать белые стены принялся. Искоркам великан рассказал, что великан – это ветер, а волшебные стены – облака. Тут уж искоркам стало страсть как интересно и любопытно, что же дальше за облаками.

Взялись искорки друг за дружку, чтобы не потеряться и получился лучик света. Как только великан облако отодвинул, то лучик света – “хоровод искорок” проскользнул в щелочку между облаками, навстречу новым приключениям.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект занятия на тему "Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды" | познавательная деятельность | сказки | русские сказки | для | детей | дитя | старшего | порно постарше | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка методиста | Познавательные сказки для детей старшего дошкольного возраста Детский сад

Петрыкина Анджела
Сказка для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный лес»

"Волшебный лес "

Однажды летним солнечным утром на лесной опушке встретились медведь, волк, заяц и лиса. Все они были грустные, медведю не захотелось обижать волка, волк не хотел ссориться с лисой, а лисе не хотелось пугать зайца. Что же случилось?

И стали лесные звери рассказывать друг другу о своих бедах. Вот вздохнул тяжко медведь :

Трудно стало жить мне в лесу, берлогу разрушили лесорубы. Теперь я и не знаю где мне зимушку-зиму перезимовать. А построить новый дом негде.

Да, братцы мои, - молвила лисица, – и я думу думаю, где же мне спрятать моих лисят от злых браконьеров. Лес становится редким, нет кусточков, нет деревьев, остаются одни пенечки.

Заяц плакал и возмущался всем своим заячьим сердцем :

Права ты голубушка – лисичка. А у тебя волчок, какая беда?

Лесные пожары гонят меня из родного леса, - ответил грустно волк. – Что же нам теперь делать, и как дальше жить?

Думали лесные звери до позднего вечера и решили утром пойти за помощью к Человеку. Легли они спать около пенечка и крепко уснули. Во сне им снился волшебный лес , в котором им уютно, сытно и не страшно.

И вот настал момент, когда они подошли к дому Человека, им было немного страшно, но все равно они постучались в дверь. Человек вышел на крыльцо :

Зачем пожаловали? – спросил он.

Лесные звери стали наперебой рассказывать о своих горестях и бедах.

Помоги нам добрый Человек, - хором молвили звери.

А почему я должен вам помогать? – задумчиво спросил Человек. – Какая мне польза от каждого из вас?

Я могу быть санитаром леса, - сказал волк .

А я враг вредных грызунов и насекомых, - ответила лисица.

Жизнь моя, - сказал заяц и заплакал , - цепочка бед, нужды и страданий, чтобы избежать их, я стараюсь быть бдительным и осторожным, но все-таки самым верным средством спасения остается мой заячий страх, над которым так все смеются. Даже и не знаю, какая тебе Человек от меня польза.

Долго думал медведь, что ответить Человеку, а затем грустно молвил :

Я хороший рыболов! Вот и вся, наверное, ненужная польза для тебя Человек! Но мы все просто хотим жить!

Задумался Человек, и подумал о том, что каждый зверь, каждая травинка, деревце – это все живое, как и он сам, - и все важны на планете «Земля» .

Наверное, никто не сможет вам помочь, звери лесные, кроме меня. Поселю я вас в волшебном лесу , где много деревьев, кустарников , ягод, грибов, там, где журчат прозрачные ручьи, чистые реки, в которых очень много рыбы. Ты медведь сможешь построить себе большую берлогу, ты лисичка не будешь бояться за своих лисят, так как в этом лесу не будет злых браконьеров. Отныне волк не погонят тебя лесные пожары из родного леса. А тебе заинька будет сытно и не придется больше плакать. Этот волшебный лес будет вашим домом под названием «Заповедник» . А я буду всегда охранять всех зверей и все живое, что находиться в волшебном лесу . И теперь зовите меня просто Лесничий – хранитель леса.

Поклонились медведь, волк, лиса и заяц Лесничему, от счастья им хотелось смеяться. И с той поры стали лесные звери в заповеднике жить – поживать да лиха не знать.

Публикации по теме:

Сценарий 8 марта для детей старшего дошкольного возраста «Карлсон и волшебный цветок» Сценарий 8 марта для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальные руководители: Горина М. А., Шевченко С. В. д/с №247 Дети стоят друг.

Дидактическая игра по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный домик» Дидактическая игра «Волшебный домик» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах, в составлении из этих звуков новых слов;.

Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка» (для детей старшего дошкольного возраста) Актуальность темы. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей.

Цель: Прививать познавательный интерес к математике. Задачи: 1. Закреплять знания детей: счёт в пределах 10 (количественный и порядковый).

Музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста «Кто сказал мяу?» Музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста «Кто сказал мяу?» Цель: Развитие эмоционально-образного мышления, воображения.

Музыкальная сказка в стихах для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказки В. М. Гаршина "Лягушка-путешественница". Авторы: музыкальный.

Развлечение на воде для детей старшего дошкольного возраста «Морская сказка» Задачи: учить передавать образы морских обитателей, используя полученные раннее плавательные навыки; закреплять умение свободно ориентироваться.

Хочется затронуть именно сказочную тематику для этого возраста, так как именно сказка считается первым серьёзным литературным произведением, с которым знакомят ребёнка. При выборе сказки для малыша мы учитываем не только возрастные особенности, что немало важно, но и индивидуальные. Например, если ребёнок очень активный, легковозбудимый, или как говорится «трудный ребёнок», то не следует подбирать сказки со злыми героями, где ярко прослеживается жестокость мира, описываются плохие поступки, и те сказки, которые вызывают отрицательные чувства. Вообще любые дети любят сказки волшебные, где добро побеждает зло, с хорошим финалом. Сказки должны нести воспитательное значение, учить добру, отзывчивости. При восприятии сказки дети должны научиться чему-то. Определённые сказки носят и терапевтический эффект, тогда мы будем говорить о сказкотерапии.

В старшем дошкольном возрасте сказки играют не меньшую роль в воспитании ребёнка. В этом возрасте ребёнок способен устанавливать причинно-следственные связи, поэтому можно подбирать длинные, богатые по содержанию сказки, состоящие из нескольких глав. Такие сказки можно растянуть на длительный период времени. Они несут не только воспитательное значение, но и развивают речь, мышление, внимание и память ребёнка. При чтении таких сказок важно напоминать краткое содержание предыдущих глав. Для детей этого возраста реже читаются русские народные сказки, чаще повествуются авторские сказки писателей.

Например, можно читать сказки Толстого для детей этого возраста. Самые известные из них: «Золотой ключик или приключения Буратино», «Иван Царевич и серый волк», «Сорочьи сказки», «Война грибов с ягодами», «Мальчик с пальчик» и т.д. А.Н. толстой не только писал сказки для детей, но и переводил и обрабатывал иностранные сказки и русские народные.

Очень хорошим средством воспитания являются стихотворные сказки. Самым ярким представителем такого рода жанра являются сказки А.С. Пушкина. Эти произведения – просто шедевр русской классики для детей. Для старшего дошкольного возраста рекомендуют «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Солтане …». Другие сказки Пушкина А.С. подходят для более старшего возраста, их проходят уже в школе.

Нельзя не упомянуть сказки Носова Н. Кроме детских рассказов он писал и сказки, которые полюбились детям. Не могу не отметить, что Носов Н. мой любимый детский писатель. Детей знакомят с его сказками «Бобик в гостях у Барбоса» и «Приключения Незнайки и его друзей» и другие части Незнайки.

Хороша для детей сказка Ершова П. «Конёк – Горбунок». Она так же относится к стихотворным сказкам. Несёт в себе воспитательное значение. Заканчивается хорошо, добро и справедливость торжествуют над коварством и завистью.

Можно вспомнить ещё несколько сказок, с которыми неплохо было бы познакомить ребёнка: Паустовский К. «Тёплый хлеб», Одоевский «Городок в табакерке», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Шварц Е. «Сказка о потерянном времени» и т.д.

Неплохо так же упомянуть и сказки зарубежных авторов: Г. Андерсена, А. Линдгрен, братьев Гримм, В. Гауфа, Дж. Родари, Ш. Перро и т.д. Не забудьте только, оставить сказки ребёнку для самостоятельного чтения.

Читайте детям с удовольствием и не забывайте, что книга – это источник знаний!

Как читать сказки младшим дошкольникам:

Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит - сказку нужно читать, пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать ее. А поэтому: большие по объему сказки (сказки с продолжением) заканчиваем читать на самом интересном месте, чтобы у ребенка было большое желание узнать, что же случится дальше и продолжить слушание.

Если ребенок устал и не хочет слушать книгу, то лучше всего не заставлять. Вместо этого пойти на прогулку или поиграть, сменить вид деятельности. Насилием интерес к книге не воспитать.

Перед чтением назовите ребенку жанр, автора и название сказки. Например: «Давай почитаем сказку Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Называние жанра — это маленький шажок к культуре чтения, к знанию особенностей разных жанров литературы (Позже - к 6-7 годам Ваш ребенок сможет уже точно определять жанр и отвечать на вопрос: «Что это за произведение - сказка, рассказ или стихотворение?» « Это колыбельная или считалка?» и давать обоснование своего мнения). Жанр называйте всегда точно, правильно - не «стишок», а «стихотворение», не «сказочка», а «сказка». Если сказка народная - то можно сказать так: « Я расскажу тебе украинскую народную сказку «Рукавичка».

Прежде чем читать сказку ребенку, желательно взрослым ознакомиться с ее текстом и иллюстрациями. Это нужно и для того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить внимание на выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. И еще по одной причине - которая возникла в последнее время в книгоиздании для детей. Очень важной причине.

Покупая книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине, т.к. сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы известных сказок и переводы, которые отнюдь не отличаются художественностью. Такие тексты очень вредно читать детям. Увы, я тоже попалась. Расскажу, чтобы Вы не повторили мою ошибку.

В декабре этого года мы купили красивые детские книжки с русскими сказками в подарок на Новый год (книги-панорамы). Уже дома я с удивлением обнаружила, что текст сказок совершенно другой, куцый, совершенно невыразительный, да еще и сокращен в три раза! Из текста были выброшены все характерные для русской речи фразеологизмы и сказочные обороты - язык сказки в результате просто «никакой», такой язык ничего не может дать ребенку! Встречаются в современных переводах и сцены насилия, и грубая речь. Теперь я очень внимательно смотрю при выборе книги со сказками не только на название, автора и иллюстрации, но и на фамилию переводчика или автора обработки каждой сказки. Эти фамилии известных мне авторов качественных переводов и обработок сказок я указала в списке рекомендованных для детей сказок -обратите внимание. Обработка сказки и перевод - это ОЧЕНЬ ВАЖНО.

- Очень часто малыши просят несколько раз читать одну и ту же сказку. Что делать - читать ее или предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую малыш выбрал и просит повторить. Дети дошкольного возраста очень любят повторения сказок, они каждый раз заново проживают одни и те же ситуации с таким же удовольствием, как будто слушают сказку в первый раз. Потом они начинают исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при чтении, знают сказку почти наизусть, но всё равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии ребенка как будущего читателя.

По моим наблюдениям, у каждого ребенка или у каждой группы детей есть одна такая любимая книжка, которая зачитывается до дыр. Очень важно, чтобы такая книга — сказка несла в себе общечеловеческие нравственные ценности, имела художественный язык, несла положительные сценарии поведения и жизненные сценарии. Мы не знаем, в какую книгу из прочитанных вдруг «влюбится» Ваш ребенок, какая захватит его внутренний мир и станет спутником по жизни, на кого из сказочных героев он захочет стать похожим, поэтому к каждой книге для детей предъявляются очень высокие требования.

Прочитать одну и ту же сказку можно и сегодня, и завтра, и послезавтра, и на следующей неделе, потом сделать перерыв и снова повторить. Каждый раз сказка открывает перед нами всё новые пласты смысла, мы начинаем видеть в ней то, что раньше не замечали. Потом Вы сами увидите, как ребенок к сказке «остыл» и сам предложил послушать другую.

Дети любят инсценировать сказки. Никогда не вырезайте для театра фигурки из книжки. Этим мы продемонстрируем свое неуважение к книге. Где взять картинки для игр - инсценировок:

А) сделать цветной ксерокс страниц книжки и наклеить фигурки на картон,

Б) сделать фотографии картинок из книги, распечатать их и вырезать,

В) в Интернете есть варианты картинок по сказкам, которые тоже можно использовать. Причем очень удобно комбинировать персонажей из разных сказок для сочинения своих собственных.

Играя в сказку, ребенок может изменять ее сюжет, вводить новых персонажей, новые диалоги. Это нормально, нельзя его останавливать или тем более ругать, что «плохо слушал, в сказке такого не было». Разрешите малышу творить, придумывать, сочинять. Это замечательно! Ведь сказка и игра- инсценировка — это творчество, живая речь, а не заученный заранее наизусть текст. И творческие театрализованные и режиссерские сказки (игры по сюжетам сказок) - это очень важная часть жизни ребенка, необходимая для его полноценного развития.

Если малышу не интересны книги, не расстраивайтесь. Интерес к книге воспитывается, развивается - это не врожденное качество. В этом случае начинайте с небольших произведений, заканчивая чтение до момента усталости малыша.

Сказка или мультик — какой вариант из двух лучше? Вариант 1 - сначала посмотреть с ребенком мультик по сказке, а потом прочитать эту сказку. Или вариант 2 - сначала прочитать сказку, а потом посмотреть по ней мультфильм?

Отвечаю: лучше второй вариант. И вот почему. При слушании сказки ребенок более активен, он сам придумывает - воссоздает в своем воображении образы героев сказки. У него нет перед глазами мелькающих картинок на экране, а поэтому он более внимательно вслушивается в слова сказки. При просмотре мультика малыш пассивен, образы героев уже созданы режиссером и художником. Разумеется, что ничего страшного не будет, если малыш сначала увидит мультфильм, а потом Вы прочитаете сказку. Но если есть выбор - то лучше выбрать второй вариант.

Не бойтесь читать детям не говорящим или плохо говорящим сказки с ярким художественным языком, со сложными синтаксическими конструкциями, не упрощайте язык сказки «под уровень речи ребенка». Пусть малыш еще говорит плохо - но он всё впитывает и всё понимает! Наоборот, даже плохо говорящим детям очень нужно и очень важно ежедневно и часто читать высокохудожественные сказки, давая образец литературной речи. Эта та «питательная среда», в которой и будет постепенно формироваться и развиваться богатая выразительная речь ребенка. Иначе он так и останется на уровне примитивной мысли и примитивной речи. Не обедняйте литературную жизнь и язык Ваших малышей! Закладывайте задел на будущее!

Детям младшего дошкольного возраста народную сказку лучше рассказывать, а не читать по книге (если есть такая возможность). Или хотя бы просматривать текст сказки «вперед» глазами по книге, а потом повторять ее вслух малышу, глядя ему в лицо и наблюдая за его реакцией.

Когда Вы рассказываете сказку, глядя на ребенка, Вы видите его реакции, Вы можете в нужный момент сделать паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос. Маленькому ребенку трудно и совсем не интересно слушать сказку, если взрослый уткнулся в текст и не обращает внимание на малыша.

Какие сказки читать детям 3 лет?

Народные русские сказки:

Колобок (в обработке К. Ушинского)

Волк и козлята (в обработке Л. Толстого)

Кот, петух и лиса (в обработке М. Боголюбской)

Гуси - лебеди

Снегурочка и лиса

Бычок - черный бочок, белые копытца (в обработке М. Булатова)

Лиса и заяц (в обработке В. Даля)

У страха глаза велики (в обработке М. Серовой)

Теремок (обратите внимание - в обработке Е. Чарушина!)

Рукавичка

Маша и медведь

Три медведя

Лиса и тетерев («Тетерев сидел на дереве», в обработке Л. Толстого)

Маша и Даша (в пересказе Л. Елисеевой, из сборника сказок «Наливное яблочко»)

Рукавичка (украинская, в обработке Е. Благининой)

Коза - дереза (украинская, в обработке Е. Благининой)

Храбрец - молодец (болгарская, перевод Л. Грибовой)

Два жадных медвежонка (венгерская, в обработке А. Краснова и В. Важдаева)

Пых (белорусская, обработка Н. Мялика)

Упрямые козы (узбекская, в обработке Ш. Сагдуллы)

Лесной мишка и проказница Мышка (латышская, обработка Ю. Ванага, перевод Л. Воронковой)

У солнышка в гостях (словацкая, перевод С. Могилевской и Л. Зориной)

Петух и лиса (шотландская, перевод М. Клягиной - Кондратьевой)

Свинья и коршун (народы Мозамбика, перевод Ю. Чубкова)

Лиса - нянька (финская, перевод Е. Сойни)

Е. Бехлерова. Капустный лист (перевод с польского Г. Лукина)

Д. Биссет. Лягушка в зеркале (перевод с английского Н. Шерешевской)

Л. Милева. Быстроножка и Серая Одёжка (перевод с болгарского М. Маринова)

А. Милн. Три лисички (перевод с английского Н. Слепаковой)

Д. Мамин - Сибиряк. Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост

С. Маршак. Сказка об умном мышонке. Тихая сказка

Б. Поттер. Ухти - Тухти (перевод с англ.)

С. Прокофьева. Маша и Ойка. Когда можно плакать. Сказка о невоспитанном мышонке (из книги «Машины сказки»)

В. Сутеев. Три котенка. Кто сказал «мяу» и другие сказки

Й. Чапек. Кукла Яринка (из книги: Приключения песика и кошечки (обратите внимание на перевод - нужен перевод с чешского Г. Лукина, без сокращений!)

К. Чуковский. Краденое солнце, Мойдодыр. Айболит.

Г. Цыферов. Про цыпленка, солнце и медвежонка (цикл)

Какие сказки читать детям 4 лет

Русские народные сказки:

Война грибов с ягодами (в обработке В. Даля)

Петушок и бобовое зёрнышко (в обработке О. Капицы)

Сестрица Аленушка и братец Иванушка (в обр. А. Толстого)

Зимовье (в обработке И. Соколова - Микитова)

Жихарка (в обр. И. Карнауховой)

Про Иванушку - дурачка (в обр. М. Горького)

Лисичка - сестричка и волк (в обработке М. Булатова)

Лиса и козел (в обработке О. Капицы)

Лиса - лапотница (в обработке В. Даля)

Привередница (в обработке В. Даля)

Снегурушка и лиса

Лисичка со скалочкой (в обработке М. Булатова)

Журавль и цапля (в обработке В. Даля)

Чудесные лапоточки (в обработке Н. Колпаковой)

Небывальщина (в обработке Н. Колпаковой)

Кот, петух и лиса.

Народные сказки других стран:

Колосок (украинская, в обработке С. Могилевской)

Три поросенка (перевод с англ. С. Михалкова)

Заяц и ёж. Из сказок братьев Гримм (перевод с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака)

Красная Шапочка. Шарль Перро (перевод с франц. Т. Габбе)

Бременские музыканты (перевод с нем. В. Введенского)

Как собака друга искала (мордовская, в обработке С. Фетисова)

Врун. Ивовый росток (японские, в переводе Н. Фельдмана)

Т. Александрова. Светофорчик.

Н. Абрамцева. Сказка о двух Снах.

Э. Аттли. Про маленького поросёнка Плюха (главы из книги в переводе К. Румянцевой, И. Баллод)

А. Баллинт. Гном Гномыч и Изюмка (главы из книги в переводе с венгерского Г. Лейбутина)

Д. Биссет. Про мальчика, который рычал на тигров. Про поросенка, который учился летать и другие сказки (в пер. Н. Шерешевской).

Э. Блайтон. Знаменитый утенок Тим (пер. с англ. Э. Паперной)

М. Горький. Воробьишко.

Й. Лада. О хитрой Куме- Лисе (перевод с чешского П. Клейнер)

Д. Мамин - Сибиряк. Сказка про Комара - Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост.

А. Милн. Винни-Пух и все-все-все. Главы из книги в переводе Б. Заходера

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей (главы из книги)

В. Осеева. Волшебная иголочка

М. Потоцкая. Острое поросячье произведение, показывающее в форме сказки, «что такое хорошо и что такое плохо»

А. Прёйсен. Веселый Новый год

Д. Самойлов. У слонёнка день рождения.

Р. Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках

Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья (главы из книги в переводе О. Образцовой)

К. Чуковский. Телефон. Муха - Цокотуха. Федорино горе. Айболит. Айболит и воробей.

Б. Шергин. Рифмы

Г. Цыферов. Сказки («Муравьишкин корабль» и другие)

Хогард Э. Мафин и его друзья (главы из книги в переводе О. Образцовой и Н. Шанько)

Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Отпуск Крокодила Гены. Дадя Федор, пес и кот.

Т. Эгнер. Приключения в лесу Елки - на - Горке (главы из книги в переводе с норвежского Л. Брауде). Не все знают эту книжку, но если Вы ее прочтете - то она наверняка станет одной из самых любимых! В нашем детстве нам ее читали.

Сказки для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Если в 3-4 года чаще взрослые выбирают, что прочитать детям, то в 5-7 лет дети уже более самостоятельны в выборе сказок, очень ярко видны индивидуальные предпочтения. Дети с удовольствием обсуждают сказки, представляют себя на месте героя (отвечая на вопрос: «Как ты думаешь, что дальше сделал мальчик? А как бы ты поступил на его месте? Почему?»), малыши придумывают своё окончание к сказке. Они могут сравнить разные жанры литературы (сказка и рассказ, сказка и докучная сказка). Они сравнивают одинаковые по теме произведения разных авторов (например, «Мороз Иванович» — русская сказка и «Госпожа Метелица» — немецкая сказка), сопоставляют иллюстрации к одной сказке разных художников — иллюстраторов, им интересны биографии писателей и художников - иллюстраторов. Именно в этом возрасте закладываются основы культуры чтения, воспитывается умения вслушиваться в текст, анализировать его, понимать подтекст, совершать литературные открытия.

Очень советую найти в детской библиотеке (или скачать и распечатать) книгу для совместного чтения взрослых и детей — Л.П. Стрелкова «Уроки сказки» (издавалась в издательстве «Педагогика» с замечательными иллюстрациями). В этой книге Вы найдете очень интересные игры и приемы ознакомления детей со сказками. Вы вместе с героем книги мальчиком Данилкой будете путешествовать по разным сказкам и выполнять задания.

Книга помогает малышам понять эмоции, мотивы поступков сказочных героев, прочувствовать ситуации из сказок и получить очень важные уроки человечности. Я выросла на этой книге, сейчас читаю ее детям, она у нас уже потрепанная, но всё так же любимая. Переиздания книги не видела - если Вы видели ее где-то, то прошу написать об этом в комментариях к статье.

Отличная идея: Для детей старшего дошкольного возраста очень рекомендую взять в библиотеке одну и ту же сказку с иллюстрациями разных художников и дома в спокойной обстановке рассмотреть и сравнить иллюстрации. Вас ждет очень много интереснейших открытий! И у Вас получится замечательная развивающая беседа с ребенком. Оказывается, каждый художник видит своё, индивидуальное в одном и том же отрывке сказки! Кроме того, иллюстрации к сказке отражают историю вещей вокруг нас.

Например, очень советую взять в библиотеке сказку К.И. Чуковского «Телефон» в разном оформлении - с иллюстрациями разных художников. Вы рассмотрите с ребенком телефоны разных эпох, сравните их с Вашим домашним телефоном и мобильным телефоном. Когда малыш увидит на картинке старинные телефоны, которыми пользовались его прабабушка и прадедушка- он будет в восторге и очень заинтересован. А потом вместе с детьми придумайте телефон будущего - какой будет телефон через 100 лет? Дайте волю фантазии!

Вот ориентир — фамилии художников — иллюстраторов сказки «Телефон»: ранние издания К. Рудаков (старинный телефон), В. Винокур (также телефон времен прабабушек наших детей), В. Конашевич (телефон детства бабушек современных деток), Л. Якшис, В. Сутеев (телефоны нашего детства, в том числе телефонные аппараты на улицах - помните такие?), современные издания сказки (современные телефоны).

Так же можно сравнить иллюстрации и к другим сказкам - как изображены одни и те же персонажи разными художниками, что изображено вокруг них и о чем нам могут рассказать эти детали?

Для детей старшего дошкольного возраста также очень рекомендую брать в библиотеке книги одного автора и устраивать «книжные тематические недельки» любимых ребенком писателей и поэтов. Дома у нас редко есть возможность иметь разные произведения одного автора (квартиры всё-таки у нас маленькие), и библиотека здесь - отличный помощник. Сделайте дома в доступе ребенка на полочке небольшую мини-выставку книг одного автора и читайте его книги ребенку в эту неделю, расскажите интересные факты биографии этого автора. Можно сделать тематическую выставку сказок о природе, сказок А.С. Пушкина с иллюстрациями разных художников, морских сказок или лесных сказок, сказок определенного народа (английских сказок, белорусских сказок). Библиотекари с удовольствием Вам помогут в подборе книг - им это в радость! Это уже более высокий уровень, чем простое чтение сказок, уровень очень интересный, глубокий и развивающий!

Если Вы живете в Москве, то у Вас есть потрясающая возможность записать ребенка в главную библиотеку нашей страны — Российскую государственную детскую библиотеку. Используйте ее! Это дворец Книги, в который малыши входят, затаив дыхание, и который воспитывает любовь к книге только просто входом в него! Библиотека находится рядом с метро «Октябрьская». В дни школьных каникул в этой библиотеке проходят экскурсии (за символическую оплату или бесплатно), в том числе и для малышей-дошколят. А еще - советую побывать на занятиях в Комнате сказок. В ней проводятся сказочные занятия (например, по сказке «Городок в табакерке» В. Одоевского и другим). Если Вы педагог - то можно договориться о занятиях с группой Ваших деток или с семейной группой (родители + дети). В читальный зал библиотеки можно записать ребенка с двух лет. В библиотеке работают литературная студия для дошкольников и студия воспитания будущего читателя, проводятся БЕСПЛАТНЫЕ литературные занятия для детей 3-6 лет.

Если Вы живете в другом городе - не грустите, что Вы далеко от Российской детской библиотеки, зайдите в Вашу детскую библиотеку, и Вы удивитесь, узнав, сколько интересных мероприятий для деток там проходит. Используйте эту возможность приобщиться к миру книг! Тем более что занятия с детьми и мастер-классы в библиотеках чаще бесплатные, либо стоят символические деньги (например, мы платили 40 рублей!).

В ходе чтения сказки ребенку старше 5 лет можно делать паузы и спрашивать: «Как ты думаешь, как поступил Вася? А ты как бы поступил на его месте? Что дальше может произойти? А теперь давай узнаем, что случилось дальше на самом деле». Это очень важно - обсуждать с ребенком мотивы поступков героев, помогать малышу почувствовать себя на месте героя сказки, научить делать в трудных жизненных ситуациях нравственный выбор и показать последствия выбора.

В сказках для детей старшего дошкольного возраста часто встречаются новые, непонятные для дошкольников слова. Что делать - объяснять их смысл или нет?

Если слово важно для понимания смысла текста, то нужно его объяснить до чтения сказки, чтобы потом не прерываться. Если же слово не влияет на понимание прочитанного, малыш не задал вопрос о смысле данного слова - то прерывать чтение сказки не нужно. Либо ребенок узнает смысл данного слова позже, на следующей возрастной ступени, либо Вы объясните ему значение слова позже - например, на следующей день (покажите этот предмет на картинке в книге, назовете его, объясните, зачем он нужен). Если же во время чтения сказки Вы будете постоянно прерываться, объясняя подробно каждое новое слово (обедня, глашатай и т.д.), то эмоциональное восприятие сказки и ее воздействие на ребенка будет сведено на «нет».

Какие сказки читать детям 5 лет?

Русские народные сказки:

Лиса и кувшин (в обработке О. Капицы)

Крылатый, мохнатый да масляный (в обработке И. Карнауховой)

Хаврошечка (в обработке А. Толстого)

Заяц - хвастун (в обработке О. Капицы)

Заяц -хваста (в обработке А. Толстого)

Царевна - лягушка (в обработке М. Булатова)

Сивка - Бурка (в обработке М. Булатова)

Финист - Ясный Сокол (в обработке А. Платонова)

Никита Кожемяка (из сборника А. Афанасьева)

Лень да Отеть.

Жар-птица и Василиса - царевна.

По щучьему велению.

Иван-царевич и серый волк.

Петушок и бобовое зернышко.

У страха глаза велики.

Народные сказки других стран:

Златовласка (перевод с чешского К. Паустовского)

Как братья отцовский клад нашли (молдавская, в обработке М. Буланова)

Кукушка (ненецкая) (в обработке К. Шаврова)

О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром (индийская, в переводе Н. Ходзы)

Чудесные истории про зайца по имени Лек (сказки народов Африки, в переводе О. Кустовой и В. Андреева) - это сказки о зверях Саванны, можно найти их тексты в Интернете в свободном доступе.

Три золотых волоска Деда - Всеведа (перевод с чешского Н. Аросьевой, из сборника сказок К. Я. Эрбена)

Желтый аист (китайская, в переводе Ф. Ярлина)

Старый Мороз и молодой Морозец (в обработке М. Булатова)

Н. Абрамцева. Чудеса, да и только. Новогодние подарки.

Т. Александрова. Домовенок Кузька. Катя в игрушечном городе. Хрюшка и чушка.

Ф. Баум. Удивительный волшебник из страны Оз.

П. Бажов. Серебряное копытце. Малахитовая шкатулка.

Т. Белозеров. Лесной плакунчик.

В. Бианки. Сова. Лесной колобок - колючий бок и другие сказки о природе.

А. Волков. Волшебник изумрудного города (главы из книги).

М. Гаршин. Лягушка — путешественница

Б. Заходер. Серая звёздочка. Русачок. Ма-Тари-Кари.

В. Катаев. Цветик - семицветик.

Р. Киплинг. Слоненок (перевод с английского К. Чуковского).

Ю. Коваль. Сказка в три блина длиной.

С. Козлов. Сказки (Как ослику приснился страшный сон. Зимняя сказка и другие)

А. Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше (перевод со шведского Л. Лунгиной)

Д. Мамин - Сибиряк. Сказочка про Козявочку.

С. Маршак. Двенадцать месяцев (словацкая сказка в пересказе С. Маршака)

М. Москвина. Что случилось с крокодилом? (замечательная сказка, она есть в свободном доступе на разных сайтах в Интернете, прочитайте сами - я бы сказала, что в первую очередь это сказка для мам и пап!, а уже во вторую - для детей) - очень рекомендую прочитать!

Х. Мякеля. Господин Ау (перевод с финского Э. Успенского)

Н. Носов. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Приключения Незнайки и его друзей.

В. Одоевский. Городок в табакерке. Мороз Иванович.

Г. Остер. Котенок по имени Гав (Одни неприятности, Хорошо спрятанная котлета и другие сказки из этого цикла). Зарядка для хвоста.

М. Пляцковский. Как щенок Тявка учился кукарекать и другие сказки

Б. Поттер. Сказки о кролике Питере.

О. Пройслер. Маленькая Баба - Яга (перевод с немецкого Ю. Коринца)

С. Прокофьева. Великие холода

А. Пушкин. Сказки

М. Раскатов. Пропавшая буква (наконец книгу переиздали в знакомой нам с детства обложке!, это любимейшая книга моей сестры и моя, зачитанная в детстве до дыр)

Дж. Родари. Сказки из книги «Сказки, у которых три конца» (перевод с итальянского И. Константиновой) Приключения Чиполлино

Г. Сапгир. Как лягушку продавали. Сказка - шутка.

В. Сутеев. Палочка - выручалочка. Под грибом и другие сказки.

Н. Телешов. Крупеничка.

А. Усачев. Про умную собачку Соню

Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.

Д. Харрис. Сказки дядюшки Римуса.

В. Чирков. Что натворило Р? (замечательная сказка для речевых занятий и игр - звуки Р и Л)

Т. Янссон. Шляпа волшебника (в переводе В. Смирнова), О самом последнем в мире драконе (в переводе Л. Брауде). Муми- тролли.

Какие сказки читать детям 6 лет?

Многие дети шести - семи лет либо уже читают, либо учатся читать. Означает ли это, что с этого возраста не нужно читать им книги, чтобы «простимулировать» к самостоятельному чтению. Конечно же, нет. Слушание сказок в исполнении взрослых - это особый процесс восприятия художественной литературы - глубокий, эмоциональный, затрагивающий душу ребенка и душу взрослого. И лишать ребенка такого восприятия - это не верно.

Нужно понимать, что главное в обучении чтению и приобщении ребенка-дошкольника к литературе - не техника чтения, а умение вдумываться - вчитываться в сказку или любое другое литературное произведение, находить в нем скрытые смыслы, совершать настоящие литературные открытия.

Русские народные сказки:

Белая уточка (из сборника А. Афанасьева)

Василиса Прекрасная (из сборника А. Афанасьева)

Волк и лиса (в обработке И. Соколова - Микитова)

Снегурочка.

Семь Симеонов - семь работников (в обработке И. Карнауховой)

Сынко-Филипко (в пересказе Е. Поленовой)

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться (в обработке К. Ушинского)

Чудесное яблочко (в обработке Л. Елисеевой)

Марья Моревна.

Волшебное кольцо.

Сказки других народов:

Кот в сапогах (французская, обратите внимание - это важно - в переводе Т. Габбе, именно в этом переводе лучше всего читать детям сказки Ш. Перро)

Мальчик - с пальчик (перевод Б. Дехтерева)

Самый красивый наряд на свете (японская, в переводе В. Марковой)

Айога (нанайская, в обработке Д. Нагишкина),

Каждый своё получил (эстонская, в обработке М. Булатова)

Голубая птица (туркменская, в обработке А. Александровой и М. Туберовского)

Беляночка и Розочка (в переводе с нем. Л. Кон)

Джек - покоритель великанов (в переводе К. Чуковского)

Как лисичка бычка обидела (эскимосская)

Н. Абрамцева. Сказки об осеннем ветре.

С. Аксаков. Аленький цветочек.

Г.Х. Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утенок. О том, как буря перевесила вывески. Свинопас. Новое платье короля. Огниво (сказки в переводе с датского А. Ганзен)

Д. Барри. Питер Пэн.

Ю. Вяземский. Про девочку Настю и злую Невидимку (прочитайте эту сказку сначала сами, она есть в Интернете в свободном доступе - ведь эта сказка не только о детях, но и о нас — о наших семьях, об обидах и прощении, о мире и ладе в семье)

В. Губарев. Королевство Кривых Зеркал.

В. Даль. Старик - годовик. Девочка Снегурочка.

Е. Данько. Побежденный Карабас (продолжение «Золотого ключика» — первое издание книги вышло в 1941 году)

К. Драгунская. Лекарство от послушности.

Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина. Волшебная школа. А также В. Постников Приключения Карандаша и Самоделкина.

П. Ершов. Конек - горбунок.

Ф. Зальтен. Бемби (в переводе Ю. Нагибина).

К. Коллоди. Пиноккио.

А. Кума, С. Рунге. Вторая тайна золотого ключика (еще одно продолжение известной сказки, первый выпуск книги - 1975 год, ее можно найти в детских библиотеках)

С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

М. Мэйпс. Серебряные коньки (это важно - только в переводе М. Клягиной - Кондратьевой, другие переводы некачественные), книга для детей ближе к 7 годам и старше.

Л. Лагин. Старик Хоттабыч.

А. Линдгрен. Принцесса, не желающая играть в куклы (перевод со шведского Е. Соловьевой). Пеппи Длинный чулок

С. Маршак. Кошкин дом (пьеса для инсценирования и чтения в лицах)

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

К. Паустовский. Теплый хлеб

А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.

А. Пушкин. Сказки.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

И. Токмакова. Может, нуль не виноват? Аля, Кляксич и буква А.

А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

С. Топелиус. Три ржаных колоска (в переводе со шведского А. Любарской)

П. Трэвэрс. Мэри Поппинс

Э. Успенский. Вниз, по волшебной реке. Дядя Федор, пёс и кот.

К. Ушинский. Слепая лошадь. Ветер и солнце.

Г. Цыферов. Сказки старинного города.

Л. Чарская. Чудесная звездочка.

К. Чуковский. Приключения Бибигона. Е. Шварц. Пьесы: Красная Шапочка. Снежная королева. Сказка о потерянном времени.

М. Энде. Бесконечная история (очень философская книга - волшебная история, больше подходит по возрасту для детей ближе к 7 годам и младших школьников и даже для взрослых, хотя часто ее читают и пятилетним детям) Очень важен качественный перевод этой книги - будьте внимательны при покупке. Есть переводы, в которых потеряны все художественные особенности текста и текст сокращен на половину. Рекомендовать могу перевод Т. Набатниковой или Л. Лунгиной. Сами будете читать с удовольствием.

Конечно же, этот список сказок для чтения детям - ориентировочный и далеко не полный. Если Вы его дополните в комментариях, расскажете о любимых сказках Вашего ребенка и Вашей семьи - я буду очень Вам благодарна

Документы для скачивания:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: