Этика интересные факты. Интересные факты, неизвестные и забытые, об этикете

28.04.2014 - 09:18

Цветы вручаются мужчине (помимо дня его рождения) после премьеры фильма, который он снял или в котором сыграл, премьеры концерта с его участием, на презентации написанной им книги или опубликованной важной статьи, вручения премии или свидетельства о совершении им серьезного открытия, на пьедестале после установления им спортивного рекорда.

[ ]

28.04.2014 - 09:19

У рукопожатия тоже есть свои законы этики. Первым положено подавать руку старшему по возрасту, учителю (наставнику), начальнику, а младшему, ученику и подчиненному соответственно – принять рукопожатие. При этом нужно смотреть в глаза и слегка улыбнуться, что справедливо будет расценено как дружеское расположение.

[ ]

28.04.2014 - 09:19

С женщинами здороваться за руку не принято. Но уж если она подала ее первой – обязательно пожать. Сила рукопожатия при этом должна быть тщательно рассчитана. Конечно, не такой «гидропресс», как при чисто мужском рукопожатии. Но и не слабее, чем пожала женщина. Твердое рукопожатие от нее – важный сигнал: и доверие, и намек на то, что она в отличной физической форме.

[ ]

28.04.2014 - 09:19

Телесериал за телесериалом учат мужчин вульгарному поведению, а женщин – потворству этому. Можно сбиться при подсчете сцен, в которых женщина встает из-за стола, а ее визави продолжает сидеть. Запомните: когда женщина выходит из-за стола, мужчина должен вставать! Всегда! Исключений из этого правила нет.

[ ]

28.04.2014 - 09:20

Как вести себя за столом в ресторане – тоже проблема. Кое-как мы еще помним, что вытирать рот рукой и говорить с набитым ртом неприлично. Так же и с использованием салфетки, вместо того, чтобы облизывать пальцы. То, что большие куски нужно разрезать на мелкие, откусывать по чуть-чуть при еде руками и не дуть на горячую еду, а терпеливо ждать, пока она остынет, - это вспоминается уже с трудом.

[ ]

28.04.2014 - 09:20

А скажите, на милость, куда нужно наклонять тарелку с первым блюдом? Миллионы уверенно произнесут: «К себе» - так их воспитали с детства. С точки зрения этикета – грубейшая ошибка! Причем в обоих трактовках. Потому что одни знатоки безапелляционно утверждают, что тарелку с супом, борщом и т.п. нужно наклонять только от себя, а другие заявляют, что тарелку нельзя наклонять вообще.

[ ]

28.04.2014 - 09:21

В ресторане посетитель должен овладеть системой особых знаков, составляемых из тарелки, вилки и ножа. Опытный читает их с лету, как водитель – дорожные знаки. Приборы всегда располагаются на тарелке. Вилка слева, нож справа, положены друг к другу под прямым углом – клиент взял паузу, блюда пока подавать не нужно. Вилка в центре вертикально, нож горизонтально острием влево, образуя правильный крест - клиент ждет второе блюдо.

[ ]

28.04.2014 - 09:21

Вилка и нож параллельно вертикально – клиент закончил трапезу и ждет счет. Вилка и нож горизонтально, остриями вправо – клиент считает трапезу превосходной. Вилка и нож, как в знаке «Пауза», но острие ножа пропущено между вторым и третьим зубьями вилки - клиенту трапеза не понравилась, прощай, чаевые…

[ ]

28.04.2014 - 09:21

Во время разговора с кем-либо случается так, что очень сильно тянет отвлечься на циферблат наручных часов, или другое современное электронное устройство. Особенно сильно – если вы устали, или собеседник не ахти, и вам стало скучно. Ни в коем случае не делайте этого! Вы продемонстрируете верх невоспитанности.

[ ]

28.04.2014 - 09:22

Лестница, согласно законам этикета, преодолевается так. При подъеме мужчина идет впереди женщины. При спуске – позади ее (и впереди, если лестница слишком узка, с крутыми ступеньками или плохо освещена). Женщина всегда идет по стороне с перилами, даже если это выглядит как нарушение правостороннего движения. Движение мужчины по лестнице должно быть синхронным с женщиной, чтобы она всегда находила в нем достаточную опору.

1. Если Вы в Норвегии-уступать пожилому человеку место, считается за оскорбление. Таким образом, Вы показываете, что физически Вы более здоровы.
2. В Америке, если Вы заплатите за женщину, тем самым оскорбите её. Равноправие полов. Сначала спросите её разрешение.
3. Чавкать у китайцев-признак, что Вам очень понравилось то, чтобы они не приготовили.
4. Комплименты в Финляндии делаются только один на один.
5. В гостях у греков не стоит хвалить всё, что находится у них дома. По обычаю им придётся Вам это подарить, а Вам нельзя уже отказываться.
6. Многие народы воспринимают поднятый большой палец, как будто Вы их обманули.
7. В Монголии, Бурятии обязательно важна отрыжка- иначе Вас закормят до смерти.
8. В Японии не принято сморкаться при всех.
9. Цветы в Японии и в Норвегии на похороны несут огромное количество.
10. В Индии в кругу семьи никто и никогда друг друга не благодарит.
11. В Китае "обходят стороной" цифру 4. Нет даже 4 этажа.
12. В Китае дарят "мёртвые цветы"живым людям, и, наоборот, чтобы не завяли.
13. Не допивайте бокал в Грузии. Иначе Вам будут его доливать.
14. В Турции, Китае, Корее рукопожатие должно быть вялым, иначе Вас примут за грубияна.
15. В Китае, Камбодже, Таиланде вместо приветствия спрашивают: "А Вы уже поели риса?"
16. Древние римляне ели руками, а руки вытирали о волосы рабов.
17. Таиланд. Нельзя класть еду на вилке в рот. КУШАЙТЕ ПАЛОЧКАМИ!
18. Япония. Не нужно втыкать палочки в рис. Кладите рядом.
19. Средний Восток, Индия. НЕЛЬЗЯ КУШАТЬ ЛЕВОЙ РУКОЙ!
20. Италия. Пить капуччино принято только до полудня.
21. В Китае не принято переворачивать рыбу, если Вы скушали одну сторону. Это к неудаче.
22. Чили. Ничего нельзя кушать руками. Есть вилки, ложки, ножи.
23. В Корее, если пожилой человек предложил Вам выпить, бокал необходимо брать у него двумя руками.
24.
зонт необходимо только закрытым.
25. Моветон.....не стоит в пакетах носить, кроме покупки. Они-одноразовые.
26. Женские сумочки носят только женщины. Правила этикета. Подержать недолго, конечно, пожалуйста.
27. В помещении женщина может оставаться в шляпе, а шапку нужно снимать всегда.
28. На женщине может быть не более 13 украшений, включая пуговицы.
29. В лифт первым всегда заходит мужчина. Выходит тот, кто ближе.
30.
ВСЕМИРНО незнакомым людям, которым уже 12 лет говорите "ВЫ"!!!

Правила этикета рождаются обычно необходимости. То, что когда-то было обязательным к исполнению, то, что диктовалось простейшими правилами выживания со временем превращается в забытую традицию. Но именно традиции позволяют нас считать себя причастными некоторому обществу, а значит – приходится придерживаться правил этикета .

1. Поход в гости – дело не простое, также как и прием гостей. гласят, что в гости являются желанными лишь если они пришли по предварительной договоренности. Если вы не приглашали гостей, они вас посетили по собственной инициативе, то должны быть готовы к виду хозяйки в бигуди, отсутствию угощения и полному беспорядку. Незваный гость вторгается в чужое пространство со всеми вытекающими для него последствиями. Кстати заставлять гостя разуваться на входе в квартиру- неприлично, это может быть лишь инициативой самого пришедшего. Особенно если он прошелся по слякоти, а у хозяев на всю гостиную белый пушистый ковер.

2. Оказывается, по правилам этикета просушка зонта осуществляется только в закрытом положении, в идеале на специальной подставке. Кстати такой вариант сушки и самому зонту предпочтительнее, ткань купола лучше сохраняется.

3. Женская сумочка – страшная вещь. Про то, что в ней можно найти все – знает каждый. Но правила этикета диктуют и способы обращения с ними. Так маленький клатч или вечернюю сумочку можно положить на стол. Большую сумку стоит повесить на спинку стула, поставить не специальный стульчик или просто на пол. Однозначно на полу устраивается портфель. А вот ставить сумку на свой стул или на колени категорически запрещено.

4. У нас целлофановые пакеты это нечто повседневное, с ними ходят и в магазин, и на работу и на учебу. Но по правилам этикета это упаковка, которая допустима лишь для транспортировки покупок из магазина. Во всех остальных случаях – моветон.

5. Для мужчины табу носить женскую сумочку (какого бы размера она не была). Да и женское пальто, например, мужчина может транспортировать только до раздевалки.

6. Домашней одеждой по правилам этикета являются удобные приличного вида брюки или юбка и подходящий к ним верх – джемпер, свитер. А вот халаты и пижамы являются одеждой для спальни, максимум в них можно прогуляться утром до ванной, а вечером из ванной в кровать.

7. Это правило в большинстве наших домов трудноосуществимо, но все же. Как только ребенок переселяется в отдельную комнату, родители должны стучать, входя к нему. Это правило дисциплинирует всех – тогда и малыш не войдет в неподходящий момент без стука.

А вот по поводу стука в офисные кабинеты до сих пор нет единого мнения - кто-то говорит, что стучатся не нужно, так как офисы - это не личное пространство. А есте люди, которые кроют это тем, что у человека может быть конфиденциальный разговор, например, поэтому обязательно нужно стучаться.

Приемы и методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников

Уже давно доказано, что моральные мотивы человека руководят его нравственными поступками, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель должен постоянно вести целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А потому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Основными приемами и методами, посредством которых учитель направляет и организует деятельность младшего подростка, являются обычно задания или проблемные ситуации, которые он ставит перед учеником. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и замыслом учителя, воспитателя2.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания со стороны родителей). Учителю, совместно с родителями ученика, важно добиться сформированное у ребенка внутреннего контроля, т. е. осознанного и самостоятельного принятия решения.

Педагогический смысл деятельности учителя по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуются самостоятельность принятия решения и нравственный выбор самого ребенка.

В педагогической практике существуют самые различные приемы и методы нравственного воспитания младших школьников. Их так много, что сложно представить единую классификацию.

Наиболее последовательной представляется классификация Г.И. Щукиной, в которой выделяются следующие группы методов:

Разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в Интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) учеником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов, так как трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ библейских притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, примеры, анализ известных для школьников ситуаций, разрешение совместно со взрослыми ситуативных задач, встречи с уважаемыми людьми и т. д.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему . Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. При этом надо помнить, рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на обучающихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Разъяснение применяется только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить.

Не малую роль играет и внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения.

В работе с младшими школьниками широко применяется этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

Пример этического поступка воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а живое слово — второй. Пример этического поступка или действий дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Но данный метод в современной школе более эффективен только в начальных классах.

В последнее время становится популярным и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

Учитывая психофизические особенности младших школьников, одним из эффективных методов остается наглядность . В условиях использования информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе метод наглядности приобретает иной смысл: учитель должен учитывать увлечение большинства младших школьников компьютерными играми, возможностью использования Интернета, просмотра телепередач различной тематики. Поэтому уже с начальных классов некоторые телевизионные передачи уместно обсуждать со школьниками, использовать специализированные компьютерные программы в учебно-воспитательном процессе.

Наглядность предполагает и использование возможностей театра, кино, музеев, выставочных галерей и т. д. Не в каждой местности есть такие возможности, но совершение экскурсий по селу (городу), в природу, проведение творческих встреч с уважаемыми людьми — это под силу любому учителю начальных классов.

Итак, мы проанализировали только некоторые методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. Учителю важно помнить, что только комплексное использование различных методов, единство действий школы и родителей может дать позитивные результаты воспитания младших школьников.

Правила делового этикета педагога, или Размышления об авторитете учителя

Словарь педагогических терминов так трактует понятие воспитанность — умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях. Отсюда и воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. Воспитанность подразумевает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности, которая проявляется по отношению к людям, животным, окружающей природе.

Обратимся только к некоторым общепринятым нормам этики.

Этические правила знакомства и представления.

Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим. Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой, кроме исключительных случаев, например, женщина — студентка, а мужчина — профессор. Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в глаза с доброжелательной улыбкой. В случае представления первым подает руку человек, которому представили другого; женщина протягивает руку мужчине, старший — младшему. Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с пожилым и уважаемым мужчиной. В обществе (в гостях, театре, на работе) людей знакомит хозяйка (хозяин) дома или руководитель предприятия или офиса (директор). При приветствии в компании ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Если вы пришли с женой, то, как правило, вас должна представить жена, а не вы ее. Она также первой здоровается с хозяйкой и хозяином. Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию. Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

Правила обращения . Всегда помните, что способ обращения к собеседнику может сыграть решающую роль в дальнейшем поддержании ваших взаимоотношений. Обращение может быть:

— официальным (товарищ, гражданин, господин, по фамилии, имени, отчеству);

— интимным (дорогой Сергей, милая Оля);

— доверительным (уважаемые коллеги, друзья);

— шуточным (детское прозвище или безобидная кличка).

Тут все зависит от конкретных обстоятельств. И в первую очередь от того, в каких отношениях вы находитесь с данным человеком. Обращение на «вы» в любых случаях свидетельствует о вашей собственной культуре. Это вежливое местоимение чаще всего употребляется при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми, в официальной обстановке, при общении в офисе, педагогов с родителями (и наоборот), с особо уважаемыми или официальными лицами. Обращение «на ты» допустимо только среди хорошо знакомых людей, ровесников или хороших друзей, в непринужденной доверительной беседе старшего по возрасту с младшими.

Правила приветствия. Международный этикет приветствий, как правило, одинаков: в разной форме разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, трудовых успехов, добра и благополучия. Формулу приветствия выбирайте ту, что наиболее подходит к данной ситуации. В приветствии постарайтесь выразить доброжелательность и симпатию. Слова произносите четко, не спешите. Не забудьте об улыбке во время приветствия, если в данной ситуации она уместна. Первым здоровается мужчина с женщиной, более молодой — со старшим, проходящий — со стоящим на месте. Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчин, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщиной. Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном. В современном обществе приветствие и прощание с сопровождением пожатия руки одобряется только в официальных случаях. Но если эта форма приветствия вам нравится, помните: рукопожатие не должно быть ни излишне крепким (особенно с женщиной), ни безжизненным. Подавайте руку свободным и уверенным жестом. Рукопожатие должно быть коротким. Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием с одним человеком, этикетом предполагается обязательно протянуть руку и всем остальным. При встрече на улице женщина, здороваясь, может не снимать перчатку (варежку снимают все), мужчина обязательно должен это сделать. Когда мужчину представляют женщине, она первой предлагает ему руку. Старшим по возрасту и женщинам кланяются, слегка наклоняясь и привстав с кресла. Если вы находитесь в обществе дамы, привставать не надо. Нарушением этикета считаются шумные приветствия.

Искусство вести беседу . Этим искусством учителю надо владеть в совершенстве. Во-первых, научитесь слушать вашего собеседника, не перебивая его. Слушая собеседника, старайтесь смотреть ему в глаза или на предмет, на который он сам обращает ваше внимание. Подтверждайте свой живейший интерес к чьим-либо высказываниям легкими кивками головы или какими-ни- будь словами-замечаниями. Ни в коем случае не спешите возражать и спорить, не выслушав говорящего до конца. Никогда не следует обрывать или перебивать говорящего, отворачиваться от него, смотреть на часы, зевать, рыться в карманах или сумке, вступать параллельно в разговор с другим человеком. Если собеседник злоупотребляет вашим вниманием, можно вежливо извиниться и сказать, что вы сейчас, к сожалению, заняты и разумнее перенести разговор на другое время. В случаях, где в беседе участвуют несколько человек, тема должна быть интересной и понятной для каждого из собеседников. Не следует затрагивать в подобных ситуациях специальные вопросы. Не считается вежливым рассказывать в обществе сенсационные, но не достоверные новости. Некрасиво говорить намеками, понятными лишь отдельным собеседникам. Не стоит предаваться длительным воспоминаниям о прошлом, увлекаться бесконечными монологами. Избегайте замечаний, которые могут ранить чувства собеседника, не злоупотребляйте колкостями. Очень важно следить за тем, как собеседник реагирует на ваши слова. Ведь обидеть можно не только текстом, но и подтекстом. В спорах тщательно выбирайте формулировки, доказательные факты. Аргументированность, выдержанность, ровный тон диалога, отсутствие нервозности и повышенного тона — залог успеха в споре или дискуссии. Старайтесь соблюдать элементарное уважение к собеседнику в любой ситуации. Беседы во время еды не должны портить аппетита окружающим. Говорите всегда по существу вопросов, наблюдайте, слушает ли вас собеседник. Неплохо иногда похвалить его рассуждения. Некрасиво перебивать собеседника, особенно если он преклонного возраста. Не стройте из себя всезнайку. Если возможно, постарайтесь заранее подготовиться к намеченной беседе, поинтересуйтесь увлечениями вашего собеседника. Не следует в целях поддержания разговора забрасывать собеседника вопросами анкетного характера. Испытанным средством снятия напряжения в споре или простой беседе является юмор. Однако помните, что излишний юмор, остроты и анекдоты не всегда уместны. Помните, что затянувшаяся беседа по одной проблеме мало эффективна, цените свое время и время собеседника.

Нормы поведения на улице . Выходя из дому, проверьте, взяли ли вы с собой все необходимые вещи, оглянитесь на квартиру (комнату или дом) — все ли в порядке? Осмотрите свой костюм, проверьте, все ли у вас в порядке. Главное правило поведения на улице — не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. Находясь на улице, держитесь правой стороны. Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих. Не ходите по тротуару против движения. Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу, т. е. держите их в правой руке и идите в этом случае справа. Не следует часто оборачиваться и оглядываться вслед проходящим женщинам (случайным знакомым), тем более если вы идете с дамой. Не останавливайте приятеля, который идет не один. Старайтесь не курить на улице. Не ходите большой компанией. Если вы торопитесь и вам необходимо обогнать идущего впереди, то обходят его слева, при этом не забудьте произнести: «Позвольте пройти», «Будьте добры», «Извините». Если вам необходимо остановиться на улице со знакомым человеком, отойдите в сторону. Недопустимо протискиваться сквозь толпу, работая локтями. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, вежливо извинитесь. Будьте внимательны на улице, чтобы не попасть в неловкое положение, не заметив знакомых, не ответив на их приветствие, а, кроме того, не забывайте о правилах дорожного движения. Если вас на улице о чем- то спросят, отвечайте вежливо, коротко и ясно. Двигаясь в людном месте, неприлично жевать (даже если это будет жевательная резинка). Нельзя входить с мороженым в автобус, троллейбус, трамвай, метро. Назначив кому-нибудь встречу — никогда не опаздывайте. Старайтесь не чихать в общественных местах — в крайнем случае воспользуйтесь носовым платком (чихнув, извинения не просят). Будьте аккуратны на улице — не сорите. Не привлекайте внимания окружающих слишком громким разговором. Невежливо делать замечания в адрес прохожих по поводу их внешнего вида. Как можно интеллигентнее старайтесь вести себя в присутствии детей — любой из взрослых людей, желает он того или нет, влияет на поведение находящегося рядом с ним ребенка.

Поведение в учебном заведении . Всегда помните, что вокруг вас не только дети, но и подростки, взрослые люди. Не стоит быстро ходить по коридору, излишне бояться представителей администрации. Будьте собраны, вежливы и учтивы.

Существует несколько общих правил делового этикета педагога:

1. Пунктуальность. Нужно уметь рассчитывать время, необходимое для того, чтобы вовремя приезжать (приходить) на работу. Учителю, как правило, желательно это делать не позже чем за 15-20 минут до начала урока.

2. Собранность и аккуратность. Ритм педагогического труда требует от учителя особой сосредоточенности, порядка на рабочем столе, в деловом портфеле (сумке).

3. Не говорите лишнего. В любой организации есть свои секреты, а в педагогической аудитории принято вести себя учтиво, но без лишних разговоров (обсуждений, возмущений и т. д.).

4. Хороший язык общения. Помните, что именно учителя характеризует чистая и грамотная речь.

5. Умение общаться. Это искусство, а в учебном заведении со своими коллегами, обучающимися и их родителями — искусство вдвойне!

6. Внешний вид учителя. Помните, на вас ежеминутно смотрят десятки глаз людей самого разного возраста: уважайте «в себе самого себя», но и не забывайте, что вы просто женщина или мужчина (стройность, походка, внешний вид, умение себя преподнести и т. д.). В любой ситуации вы должны выглядеть должным образом. И все же, педагогическая этика подразумевает особые требования к одежде учителя (но не уподобляйтесь «человеку в футляре»).

Авторитет учителя — особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т. п. Истинный авторитет — это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть младшими товарищами учителя.

Немаловажную роль при этом играют высокий уровень профессиональной компетенции педагога, глубокая интеллигентность, личная гражданская позиция.

В общем, когда слова А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» сочетаются с высоким профессионализмом и человеколюбием, тогда педагог и может рассчитывать на педагогический авторитет.

Афоризмы об этике, нравственности и этикете

Как я люблю сочетание приятного с полезным (Н. Богословский).

Всего одно правило этикета может запирать будущее или вдруг пропустить в него. У каждого свое. Почему все сразу думают об умении пользоваться столовыми приборами? (Е. Ермолова).

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного (Ян Амос Каменский).

Качают все свои права, столетия спешат смениться. Но, если дама не права, мужчина должен извиниться (А.В. Иванов).

Манеры до некоторой степени указывают на характер человека и служат внешней оболочкой его внутренней природы (Н. Шелгунов).

Многословие всегда неприятно (М. Сервантес).

Наши манеры, как и наши лица, пусть даже самые прекрасные, должны отличаться друг от друга (Антони Эигли Купер Шефтсбери).

Не переделать насмешника, хитреца, лгуна, крючкотвора, интригана (Хуан Юнъ-Цзяо).

Не спрашивайте воспитанного человека, что он о вас думает: не заставляйте его лгать (Е. Кащеев).

Нужно очень немногое, чтобы отличаться утонченностью манер, и очень многое, чтобы отличаться утонченностью ума (Жан де Лабрюйер).

Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов (С. Смайлс).

Только человек благородный по происхождению или хорошо воспитанный способен хранить тайну (Жан де Лабрюйер).

Уважение других дает повод к уважению самого себя (Р. Декарт).

Уважения мы оказываем ровно столько, сколько его требуют (С. Джонсон).

Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность (Жан де Лабрюйер).

Хорошее воспитание — это способность переносить плохое воспитание других (Пшекруй).

Хорошие манеры — лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд).

Больше слез было пролито из-за невоспитанности мужчин, чем из-за их безнравственности (X. Хатауэй).

В получении наград не будь впереди других. В совершении добрых дел не будь позади других. Получая от других, не бери больше положенного тебе. В добрых делах не делай меньше доступного тебе (Хун Цзычен).

Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания (К. Ушинский).

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы (А. Чехов).

Все люди судят о нас по нашей наружности и манерам и только немногие — по нашим душевным качествам (Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд).

Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других (М. Мон- тенъ).

Дурные манеры: есть без ножа и разговаривать вилкой (Леонард Луис Левинсон).

Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях (Б. Мандевиль).

Если ты невоспитан и молчишь, то воспитан, если же воспитан и молчишь, то прекрасно воспитан (Теофраст).

Если ты неуч и молчишь, то ведешь себя умно, если же учен и молчишь, то глупо (Теофраст).

Если человек в состоянии существовать без пугала, значит он по-настоящему благовоспитан и умен (У. Хэзлитт).

Гармония важна и в правилах хорошего тона (Л. Сухорукое).

Ведите себя так, чтобы вам не смогли испортить настроение (Г. Александров).

Есть умная, есть глупая манера разговора. Одно и то же сказано, одни и те же произнесены слова, а сразу видно — умница или глупец [И. Шевелев).

Нравственность — это разум сердца (Г. Гейне).

Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов (Д. Дидро).

Нравственность — основа всех человеческих ценностей (А. Эйнштейн).

Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни, где разъятые доселе способности могли бы соединиться (Ф. Ницше).

Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Жан-Жак Руссо).

Высочайшая возможная стадия нравственной культуры — когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли (Ч. Дарвин).

Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности (В. Соловьев).

Главное условие нравственности — желание стать нравственным (Сенека Младший).

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне (И. Кант).

Если ваши нравственные устои вгоняют вас в тоску, знайте: ваши нравственные устои никуда не годятся {Роберт Льюис Стивенсон).

Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что ее нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной (И. Кант).

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное (В. Белинский).

Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек (Д. Дидро).

Желание иметь этику тем настойчивее понуждает к своему удовлетворению, чем настойчивее потерянность человека, будь то очевидная, будь то утаиваемая, разрастается до неизмеримости (М. Хайдеггер).

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник — стало быть, надо для жизни нравственное занятие (Ф. Достоевский).

Закон материального мира — равновесие; закон мира нравственного — справедливость (В. Гюго).

Интерес к вопросам этики — свидетельство запоздалого умственного развития (О. Уайльд).

Каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренилось в его душе (Э. Роттердамский).

Абстракция — это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни (Л. Швейцер).

Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек (В. Белинский).

Без нравственного смысла все правила нравственности ненадежны (Н. Пирогов).

Без совести и при большом уме не проживешь (М. Горький).

В многообразии и жестокости этических запретов проявляются крайняя моральная неразборчивость и ханжество (Гилберт Кит Честертон).

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их (В. Ключевский).

Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами (А. Швейцер).

Каждый человек должен быть блюстителем нравственности — но только своей, а не чужой (Б. Тойши- беков).

Конечная цель морали должна заключаться в том, чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы (Жан Мари Гюйо).

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель).

Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль (Клод Адриан Гельвеций).

Мораль и этика — это садовые ножницы, которыми мы можем облагораживать хаотично растущие кусты наших страстей и желаний (С. Клюев).

Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность (А. Швейцер).

Не надо быть чересчур нравственным, иначе ты рискуешь предаться самообману. Твоя цель должна быть выше нравственности. Надо быть не просто хорошим, а хорошим ради чего-нибудь (Г. Торо).

Никакие благодеяния не могут укротить дурной нрав (Эзоп).

Никакое возмещение морального ущерба не может компенсировать моральную ущербность (С. Янковский).

Общая культура — это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве — как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими (Ланжевен).

Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может (Дюамель).

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании (Дистервег).

Душа культуры — это культура души (Гофмиллер).

Русские пословицы и поговорки о морали, нравственности и вежливости

Из всех страстей зависть самая отвратительная.

Жадный сам себе покоя не дает.

Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Говорить без дела, что по воде писать.

Гол, да не вор, беден, да честен.

Бедность крадет, а нужда лжет.

Бедность учит, а счастье портит.

Биться, драться — не ума набираться.

Бог видит, кто кого обидит.

Вор, что заяц: и тени своей боится.

Всяк правды ищет, да не всяк ее хранит.

Говорит по секрету, а выдает всему свету.

Как вор ни ворует, а тюрьмы не минует.

Ленивые руки не родня умной голове.

Лесть да месть дружны.

Лучше свой кусок, чем чужой пирог.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Законы святы, да законники супостаты.

Почитай старших — сам будешь стар.

Пословицы и поговорки русского народа о приличии, вежливости и обычаях

Не осуди в лаптях: сапоги в санях.

Невежа и бога гневит.

Не дорого ничто, дорого вежество.

Не в том дело, что жена спесива, а в том, что муж не вожеват (не радушен).

С поклону голова не заболит.

Поклоном поясницы не переломишь.

Поклониться — вперед пригодится.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

Честное слово и буйну голову смиряет.

Чин чина почитай, а меньшой садись на край!

Что в людях ведется, то и у нас не минется.

Ни от чего человеческого не отрекаются.

Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

Не умеет к ставцу (чашке) лицом сесть.

Как витютень (дикий голубь), ни очей, ни речей.

Я не отпел, а ты не отслушал. Я не отпел, а ты шапку надел.

Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

Не лезь наперед: не стать бы назади.

Не суйся, буки, наперед аза! Не лезь наперед отца в петлю!

На пороге не стоят. Через порог руки не подают.

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

В чужом доме не указывают.

Гость — невольный человек, где посадят, тут и сядет.

Шей по росту: полы отопчешь, подол обобьешь.

Хорошо кресло старому, колыбель малому.

Когда играют, тогда и пляши. Когда торг, тогда и с возом.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Женатые на посиделки не ходят.

Женатого с посиделок веретеном гонят.

Не пой худой песни при добрых людях.

Не к лицу бабке девичьи пляски.

Старого учить, что мертвого лечить.

Цветы и женщины – это так естественно! Красота к красоте – вообще хорошая примета. Гораздо реже упоминаются цветы, которые подходят для подарка мужчине. Букеты для него можно составлять из роз, хризантем, гвоздик, тюльпанов, калл, лилий, ирисов и даже подсолнухов. В цветовой гамме должны присутствовать белый, бордовый, зеленый, синий, фиолетовый. Зеленые или изумрудные каллы прекрасно подходят для подарка начальнику.

Цветы вручаются мужчине (помимо дня его рождения) после премьеры фильма, который он снял или в котором сыграл, премьеры концерта с его участием, на презентации написанной им книги или опубликованной важной статьи, вручения премии или свидетельства о совершении им серьезного открытия, на пьедестале после установления им спортивного рекорда.

У рукопожатия тоже есть свои законы этики. Первым положено подавать руку старшему по возрасту, учителю (наставнику), начальнику, а младшему, ученику и подчиненному соответственно – принять рукопожатие. При этом нужно смотреть в глаза и слегка улыбнуться, что справедливо будет расценено как дружеское расположение.

С женщинами здороваться за руку не принято. Но уж если она подала ее первой – обязательно пожать. Сила рукопожатия при этом должна быть тщательно рассчитана. Конечно, не такой «гидропресс», как при чисто мужском рукопожатии. Но и не слабее, чем пожала женщина. Твердое рукопожатие от нее – важный сигнал: и доверие, и намек на то, что она в отличной физической форме.

Телесериал за телесериалом учат мужчин вульгарному поведению, а женщин – потворству этому. Можно сбиться при подсчете сцен, в которых женщина встает из-за стола, а ее визави продолжает сидеть. Запомните: когда женщина выходит из-за стола, мужчина должен вставать! Всегда! Исключений из этого правила нет.

Как вести себя за столом в ресторане – тоже проблема. Кое-как мы еще помним, что вытирать рот рукой и говорить с набитым ртом неприлично. Так же и с использованием салфетки, вместо того, чтобы облизывать пальцы. То, что большие куски нужно разрезать на мелкие, откусывать по чуть-чуть при еде руками и не дуть на горячую еду, а терпеливо ждать, пока она остынет, — это вспоминается уже с трудом.

А скажите, на милость, куда нужно наклонять тарелку с первым блюдом? Миллионы уверенно произнесут: «К себе» — так их воспитали с детства. С точки зрения этикета – грубейшая ошибка! Причем в обоих трактовках. Потому что одни знатоки безапелляционно утверждают, что тарелку с супом, борщом и т.п. нужно наклонять только от себя, а другие заявляют, что тарелку нельзя наклонять вообще.

В ресторане посетитель должен овладеть системой особых знаков, составляемых из тарелки, вилки и ножа. Опытный официант читает их с лету, как водитель – дорожные знаки. Приборы всегда располагаются на тарелке. Вилка слева, нож справа, положены друг к другу под прямым углом – клиент взял паузу, блюда пока подавать не нужно. Вилка в центре вертикально, нож горизонтально острием влево, образуя правильный крест — клиент ждет второе блюдо. Вилка и нож параллельно вертикально – клиент закончил трапезу и ждет счет. Вилка и нож горизонтально, остриями вправо – клиент считает трапезу превосходной. Вилка и нож, как в знаке «Пауза», но острие ножа пропущено между вторым и третьим зубьями вилки — клиенту трапеза не понравилась, прощай, чаевые…

Самые распространенные ошибки, которые можно допустить, не зная правил этикета. Читайте, обучайтесь и становитесь культурнее - интересные правила этикета.

  • НИКОГДА НЕ ПРИХОДИТЕ в гости без звонка. Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить». Добавлю о гостях: не следует предлагать снять обувь, это дурной тон. Гость должен об этом догадаться сам (если ковер белый и пушистый, а на улице слякоть.)
  • ЗОНТ НИКОГДА НЕ СУШИТСЯ в раскрытом состоянии – ни в офисе, ни в гостях. Его нужно сложить и поставить в специальную подставку или повесить.
  • СУМКУ НЕЛЬЗЯ ставить на колени или на свой стул. Маленькую нарядную сумочку, клатч можно положить на стол, объемную сумку повесить на спинку стула, или поставить на пол, если нет специального стульчика (такие часто подают в ресторанах). Портфель ставят на пол.
  • ЦЕЛЛОФАНОВЫЕ ПАКЕТЫ допустимы только по возвращении из супермаркета, также как и бумажные фирменные пакеты из бутиков. Носить их потом с собой в качестве сумки – жлобство.
  • МУЖЧИНА НИКОГДА не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
  • ДОМАШНЯЯ ОДЕЖДА – это брюки и свитер, удобные, но имеющие приличный вид. Халат, пижама предназначены, чтобы утром дойти до ванной, а вечером – из ванной в спальню.
  • С ТОГО МОМЕНТА, КАК РЕБЕНОК поселяется в отдельной комнате, приучитесь стучать, заходя к нему. Тогда и он будет поступать так же, прежде чем войти в вашу спальню.
  • ЖЕНЩИНА МОЖЕТ не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.
  • ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УКРАШЕНИЙ по международному протоколу не должно превышать 13 предметов, причем сюда включаются ювелирные пуговицы. Поверх перчаток не надевают кольцо, но браслет позволителен. Чем темнее на улице, тем дороже украшения. Бриллианты раньше считались украшением для вечера и замужних дам, однако в последнее время стало позволительно носить бриллианты и днем. На молодой девушке серьги-гвоздики с бриллиантом около 0,25 карат вполне уместны.
  • ПРАВИЛА ОПЛАТЫ заказа в ресторане: если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», – это значит, вы платите. Если женщина приглашает делового партнера в ресторан, платит она. Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», – в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
  • МУЖЧИНА ВСЕГДА первым входит в лифт, но выходит первым тот, кто ближе к двери.
  • В АВТОМОБИЛЕ наиболее престижным считается место позади водителя, его занимает женщина, мужчина садится рядом с ней, и когда он выходит из машины, то придерживает дверцу и подает даме руку. Если мужчина сидит за рулем, женщине тоже предпочтительнее занять место за его спиной. Однако, где бы вы не сидели, мужчина должен открыть перед вами дверцу и помочь выйти. В деловом этикете в последнее время мужчины все чаще нарушают эту норму, пользуясь девизом феминисток: «В бизнесе нет женщин и мужчин».
  • ГОВОРИТЬ ВО ВСЕУСЛЫШАНИЕ о том, что вы сидите на диете – дурной тон. Тем более нельзя под этим предлогом отказываться от блюд, предложенных гостеприимной хозяйкой. Обязательно похвалите ее кулинарные таланты, при этом вы можете ничего не есть. Также следует поступать с алкоголем. Почему вам нельзя пить – это ваши проблемы. Попросите белого сухого вина и слегка пригубите.
  • ТЕМЫ-ТАБУ для светской беседы: политика, религия, здоровье, деньги. Неуместный вопрос: «Боже, какое платье! Сколько вы заплатили?» Как реагировать? Мило улыбнитесь: «Это подарок!» Переведите разговор на другую тему. Если собеседник настаивает, мягко скажите: «Я не хотела бы об этом говорить».
  • К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ, достигшему 12 лет, полагается обращаться на «вы». Отвратительно слышать, как наша «элита» говорит «ты» официантам, или шоферам. Даже к тем людям, с кем вы хорошо знакомы, в офисе лучше обращаться на «вы», на «ты» – только наедине. Исключение – если вы сверстники или близкие друзья. Как реагировать, если собеседник упорно «тыкает» вам? Сначала переспросите: «Простите, вы ко мне обращаетесь?» Если не помогло, оглядываетесь недоуменно: «Простите, вы меня имеете в виду?» Следующий этап – нейтральное пожатие плечами: «Простите, но мы не переходили на «ты».
  • ОБСУЖДАТЬ ОТСУТСТВУЮЩИХ, то есть попросту сплетничать, недопустимо. Непозволительно говорить плохо о близких, в частности обсуждать мужей, как это у нас принято. Если муж плох – почему ты с ним не разведешься? И точно также непозволительно с презрением, с гримасой говорить о родной стране. «В этой стране все жлобы…» – в таком случае вы тоже относитесь к этому разряду людей.

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: