Типы неправильного воспитания в дисфункциональных семьях. Эдмонд Эйдемиллер, В. Юстицкис - Психология и психотерапия семьи. Правила трех «не»

А.Е. Личко – известный отечественный психиатр, выделил следующие типы неправильного воспитания в семье.

ГИПОПРОТЕКЦИЯ. Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще недостатком опеки и контроля за поведением ребенка, недостатком внимания, заботы и руководства, отсутствием интереса родителей к его делам, увлечениям. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом.

Отдельные занятия с подростками проводятся в виде семейных сеансов, чтобы позволить терапевту создать благоприятные отношения с подростком и действовать как посредник между родителем и ребенком. Терапия иногда включает представителей внесемейных систем, таких как школа и испытательный персонал, а также сверстники.

Подросткам предлагается выявить и сформулировать свои собственные проблемы и цели для терапии и предпринять шаги для их достижения. Родителям бросают вызов слушать своих подростков и позволять отношениям между родителем и ребенком развиваться в одно взаимное уважение, балансируя родительские задачи руководства с поддержкой. Это включает в себя обвинение как подростка, так и родителей в ответственности за изменения, в то же время выражая ясное ожидание того, что семья может прийти к этой точке примирения.

ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки.

ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. В крайнем проявлении потворствующая гиперпротек­ция получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Это - стремление освободить «любимое чадо» от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания, что культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих.

Что свойственно дисфункциональной семье

Кроме того, более тяжелое употребление психоактивных веществ снижалось с каждого месяца до нуля. Из тех, кто уменьшил свое употребление психоактивных веществ, 30 процентов приняли решение о полном воздержании. Кроме того, в 68 процентах подростков наблюдалось снижение связанных расстройств поведения, при этом в школьной деятельности наблюдались значительные улучшения. Наиболее примечательно, что эти положительные результаты остались на следующем году.

Институт медицины рекомендовал включить в программу лечения кратковременную парную терапию для всех пациентов, злоупотребляющих алкоголем, особенно для тех, кто по-прежнему испытывает проблемы с легкой до умеренной. Основываясь на их обзоре литературы по результатам лечения, Эдвардс и Штейнсалл пришли к аналогичному выводу.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ. При этом виде воспитания ребенок или подросток посто­янно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой - брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»). Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не призна­ются в том, что тяготятся сыном или дочерью.

Семья как фактор развития и самореализации личности

Краткий подход к семейной терапии, рассмотренный выше, показал положительные долгосрочные результаты в контролируемых клинических испытаниях. Вместе эти подходы демонстрируют потенциал для краткой семейной терапии при лечении злоупотребления психоактивными веществами.

Вовлечение членов семьи или заинтересованных лиц в семейную терапию может иметь ряд преимуществ. Динамика семьи уже является фактором, влияющим на поведение пациента в сложных и уникальных отношениях. Таким же образом семья может участвовать в положительном опыте лечения и восстановления.

УСЛОВИЯ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Эти условия нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться открыто - суровыми расправами за мелкие проступки. Или проявляется, когда в семье превалируют душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи.

Продолжительность терапии и частота сеансов

Большая часть семейной терапии проводится на краткосрочной основе, за некоторыми исключениями. Предпочтительная временная шкала для семейной терапии - это не более двух сеансов в неделю, чтобы позволить время практиковать новое поведение и переживание опыта. Продолжительность терапии может составлять от 6 до 10 сеансов в зависимости от цели и целей вмешательства.

Факторы образования неблагополучной семьи

В рамках программы лечения на дому семейная терапия может проводиться различными способами в зависимости от дизайна программы и продолжительности пребывания. Некоторые программы имеют «семейные недели» в сочетании с индивидуальным лечением. Другие могут потребовать от клиентов привлечения значительного другого от одного до двух ночей в неделю для совместной работы по вопросам восстановления. Программы лечения подростков иногда связаны с семьей непрерывно во время лечения.

Система жестоких взаимоотношений может культиви­роваться также между воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и делинквентных.

ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень-очень многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребенка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи.

Некоторые формы семейной терапии были разработаны для достижения высокого воздействия за более короткий период времени. Цель состояла в том, чтобы позволить семьям поддерживать постоянную трезвость их бывших членов, зависящих от вещества. Семейные роли были переделаны, так что каждый член семьи мог взять на себя другую роль, например, кто принимал бы семейные финансовые решения. Были заключены новые соглашения между членами семьи. Постоянное изменение часто приводило к мотивированным семьям.

Типичное открытие для семьи, в которой член имеет расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, может включать следующее. Терапевт воспитывает семью в том, что необходимо для эффективного участия в терапевтическом процессе и для понимания ключевых биосоциальных проблем, связанных с злоупотреблением психоактивными веществами. Терапевт дает отзывы семье о том, что было сказано, демонстрируя, чьи цели похожи или разные. Затем терапевт может перейти к определению приоритетов для изменений или, если направление достаточно ясное, начните работу. Некоторые терапевты просят семью участвовать в «контракте», который определяет направление терапии и определяет приверженность каждого участника процессу. В начале практикующие из разных теоретических моделей сделают выбор в отношении того, на что они будут сосредоточены и как действовать, например.

Потворствующая гипопротекция. Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношением их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслужен­ного наказания.

Терапевты, которые практикуют терапию, ориентированную на решение, будут уделять больше времени сбору информации и утверждению членов семьи на первой сессии, что, вероятно, завершится назначением задач, предназначенных для проверки возможности изменения областей, где изменения кажутся осуществимыми. Терапевты, применяющие терапию Эриксоном, спрашивая членов семьи, что они хотят, могут спросить: «Как вы узнаете, когда вы доберетесь туда?» Следующий вопрос будет следующим: «Есть ли какая-то причина, по которой вы можете думать, почему бы не туда попасть?» Этот вопрос проверяет сопротивление и любые ограничения, такие как возможность насилия в семье, что может препятствовать открытому и честному общению. Тогда терапевт попытается что-то сделать с этим ограничением, чтобы создать безопасность. Терапевты, использующие стратегическую модель Института психического исследования, рассматривали бы решения, которые уже были предприняты, поскольку большинство семей с членом, борющимся с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, пробуют множество решений, которые не работали до формального лечения. Решение семьи может рассматриваться как проблема. . Терапевты должны планировать наблюдение и поддержку в рамках процесса прекращения.

Воспитание в атмосфере культа болезни . Преувеличенные заботы о здо­ровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доми­нирующей гиперпротекции.

Противоречивое воспитание. Члены семьи в таких случаях (отец и мать, родители и дед или бабка и т. п.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порою противоречивые требова­ния. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.

Например, жилые программы могут содержать группы поддержки, которыми управляют выпускники или консультанты, которые доступны еженедельно для членов семьи, которые хотят присутствовать на добровольной основе по мере необходимости. Некоторые практикующие обращаются к клиенту и членам семьи с просьбой позвонить им через 6 месяцев или 1 год для последующего разговора. В зависимости от потребностей семьи терапевт может обеспечить укрепление без дальнейших встреч или может предложить одну или две последующие сессии для решения возникающих проблем.

Воспитание вне семьи.

Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наобо­рот, для подростка даже полезно на некоторые периоды времени расставаться с семьей и жить среди сверстни­ков - это способствует развитию самостоятельности. Временная изоляция от семьи бывает полезной в случаях тяжелых конфликтов.

Коренные американцы в краткой семейной терапии

Как минимум, клиенты должны быть уверены, что при необходимости могут позвонить терапевту. 26-летний индейский мужчина искал лечения от злоупотребления алкоголем. В условиях стационарного лечения терапевт узнал, что отец клиента был фанатически религиозным бывшим пьяницей, который пытался заставить своего сына пойти в церковь. В результате клиент начал сильно пить по воскресеньям, чтобы избежать к клиенту. Клиент был разорван между культурным убеждением, что он должен уважать своих старших и его собственное стремление к независимости.

Отрицательным психогенным фактором являются встречающиеся еще недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений. Особенно неблаго­приятно сказывается сочетание чрезмерно строгого режи­ма, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой без­надзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

Типы деструктивных семей

Терапевт поощрял отца и сына выражать как свое негодование, так и их признательность друг другу в письмах, прочитанных вслух друг другу. Благодаря этому процессу клиент начал вспоминать, как его отец был как алкоголик, и видел, что ему самому угрожает совершить ту же ошибку. Это побудило клиента совершить воздержание и выехать из дома своего отца в чтобы создать свое домашнее хозяйство.

Кто же виноват? И что делать?

Важно, чтобы семейный терапевт понимал этническое и культурное происхождение семьи. Несоблюдение этого может частично отвечать за большой уровень отсева этнических меньшинств после первой сеанса терапии. Чтобы успешно продвигать изменения в семейной системе, терапевт потребуется разрешение семьи делиться своими тайными секретами. Однако подход терапевта должен варьироваться в зависимости от культурного фона семьи. Работая с филиппинской семьей, недавно поселившейся в Соединенных Штатах, один терапевт должен был запросить письмо от семейного старейшины на Филиппинах, чтобы позволить членам выявить семейные проблемы аутсайдера.

Перечисленные типы неправильного воспитания оказываются особенно пагубными для ребенка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Ребенок оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к «ахиллесовой пяте» его типа акцентуации характера.

Именно поэтому воспи­тание в гармоничной семье, дополненное, расширенное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте.

Однако, когда семья открылась, терапевт был замечен как «старший», и ему было оказано уважение, которое ему необходимо для содействия позитивным изменениям. В другом примере терапевт, работающий с клиентом, который принадлежал южно-баптистское фундаменталистское движение обнаружило, что клиент был обездвижен позором, который окружал пищу в ее семье и трудностью говорить об этом. Клиент обратился к министру семьи, чтобы помочь создать ситуацию, чтобы семья могла столкнуться с проблемой вместе и найти решение.

Правила трех «не»

Язык, используемый для описания динамики внутри семейной системы, зависит от конкретного культурного значения. Например, если клиент принадлежит к культуре, которая ценит пожизненную взаимозависимость между членами семьи, терапевту было бы плохо советовать поощрять большую независимость от семьи. Тем не менее, терапевт может побудить клиента стать более эффективным в своей семье и объяснить пути, которые позволили бы некоторой свободе в культурных параметрах семьи. Аблон и Кауфман и Границы обратили внимание на важность этнических и культурных различий для понимания и лечения семей с проблемами злоупотребления психоактивными веществами.

Практикум 1.

Обсудите на занятии следующие вопросы:

1. Приведите свои примеры на каждую из разновидностей групп (см. классификацию).

2. В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой?

3. Имеет ли практическое значение для врача знание о наличии внутри коллектива, в котором он работает, неформальных групп? Если не имеет значения, то почему? Если имеет значение, то в чем оно заключается?

Бэнкса и опубликована Колледжем учителей колледжа. Проблема с «Культурой бедности» и другими стереотипами о людях, живущих в бедности, Пол. Он твердо отвечает на мои проблемы: Это не стереотип. Женщины - плохие водители. Он, как правило, прилагает к этой защите общий рефрен: «Кроме того, в стереотипах есть намек на правду; иначе, почему так много людей верят им?». Как тревожно, как его отношение может быть, Фредерик не одинок в своем взгляде или в своей склонности видеть кого-то из его гендерной группы, который оскорбил его чувства как отшельник, рывок, интерпретируя женщину-преступницу как представителя всех женщин.

4. В группе обычно есть лидер, который может быть официальным руководителем, а может и не быть. Чем он психологически отличается от назначенного или даже избранного группой официального руководителя?

5. Чем отличаются формальные и неформальные групповые нормы?

Дискуссия на принятие решений в подгруппах на тему: «Психологические качества, необходимые для работы в коллективах (больных, медицинского персонала)» с последующим анализом поведения участников. Другие возможные темы: «профессионально важные качества врача», «сообщать ли тяжело больному его диагноз?», «машина времени» и др.

Обозначить проблему и поставить вопрос: «Что делать?»

Выслушать все мнения (как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие);

Сталкивать разные, близкие к истине мнения, обостряя дискуссию и стимулируя тем самым коллективную мысль;

Достигнув единодушного (или поддержанного большинством) мнения (логически безупречного вывода), предложить формулировку заключения (решения, общего мнения)

Практикум 2

1. Каково значение различных типов воспитания в семье?

2. Какой стиль взаимоотношений с детьми был принят в вашей семье?

3. Побеседуйте с вашими родителями и на основании их воспоминаний восстановите вашу семейную историю (свое генеалогическое дерево).

4. Какие семейные сценарии и сюжеты в ней просматриваются?

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные отличия малых и больших групп.

2. Каковы основные параметры малой группы?

3. В чем принципиальное различие между понятиями «сплоченность» и «совместимость»?

  1. Какими могут быть способы реагирования на давление группы?

5. Дайте определение понятию семья.

6. При каком типе воспитания проявляется недостаточный контроль за поведением ребенка?

7. Назовите 2 варианта проявления воспитания по типу повышенной моральной ответственности.

8. Как называется стиль воспитания, при котором родители предъявляют различные и противоположно направленные требования к ребенку?

9. Как может проявляться скрытое эмоциональное отвержение ребенка? Приведите пример.

10. В чем отличие доминирующей и потворствующей гиперпротекции? Есть ли у этих стилей общая черта?

Контрольные вопросы
1. Обязательной характеристикой малой группы являются:

1) контакты между ее членами;

2) взаимные симпатии;

3) взаимодействие ее членов «лицом к лицу»;

4) психологическая совместимость.

2. В качестве примера социальной категории можно назвать такую совокупность лиц как:

2) трудовой коллектив;

3) студенты вузов;

4) пассажиры купе вагона.

3. Социализация - это:

1) формирование социальных норм в группе;

2) выражение социальных потребностей группы;

3) усвоение личностью норм и ценностей определенной социальной среды;

4) социальная регуляция взаимоотношений в группе.

4. Однородность группы по социально-демографическим признакам:

1) приводит к разделению группы на несколько подгрупп;

2) способствует хорошим контактам между ее членами;

3) препятствует сплочению группы;

4) приводит к появлению неформального лидера.

5. Лучше всего задача решается в группе тогда, когда:

1) имеется одинаковое число активных и пассивных членов группы;

2) все ее члены стремятся к лидерству;

3) имеется определенное сочетание числа активных и пассивных членов группы;

4) один член группы имеет больше информации, чем другие.

6. Групповые нормы возникают на основе:

1) официальных приказов, инструкций и т. п.;

2) контактов между членами группы;

3) врожденных потребностей;

4) стремления некоторых членов группы к лидерству.

7. Под конформностью имеется в виду:

1) некритическое подчинение личности давлению группы;

2) противодействие личности давлению группы;

3) сотрудничество между личностью и группой;

4) стремление личности к доминированию в группе.

Неправильное воспитание способствует возник­новению патохарактерологических реакций и неврозов, формированию психо­патического развития. Оно же утяжеляет конституциональные и органические психопатии и может играть роль провоцирующего и преципитирующего фактора для эндогенных психических болезней. Некоторые виды неправильного воспи­тания, какими они предстают перед психиатром, были описаны Н. И. Озерецким, Г. Е. Сухаревой, О. В. Кербиковым.

Личко А. Е. было подчеркнуто значение следующих видов неправильного воспитания подростков (с акцентуациями характера) в семье.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недо­статком опеки и контроля, а главное - истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Лишь иногда гипопротекция простирается до такой сте­пени, что подросток оказывается совершенно заброшенным - ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых бытовых условиях. Обычно же в наши дни в усло­виях всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удов­летворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком вни­мания, заботы, руководства. В духовной жизни подростки оказываются полнос­тью предоставленными самим себе.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним фор­мализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут в отноше­нии его лишь тяжкие для них обязанности, что на деле они бы рады от них осво­бодиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скры­тым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчиво­му, гипертимному и конформному типам. Такие подростки быстрее других ока­зываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют там праздный, полный поисков увеселений образ жизни.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каж­дым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему посто­янных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достига­ющего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозмож­ность принять когда-либо собственное решение путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротек­ция не позволяет с ранних лет учиться на собственном опыте пользоваться свобо­дой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответ­ственности и долга, ибо если за подростка все решают и всегда ему указывают, как поступить, то он приходит к убеждению, что он сам может ни за что не отве­чать. У гипертимных подростков доминирующая гиперпротекция еше в младшем или среднем подростковом возрасте приводит к резкому обострению реакции эмансипации. Почувствовав возмужание, такие подростки подымают бунт про­тив «притеснения» и в какой-то момент напрочь рвут все родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «все можно», то есть в асоциальную уличную компанию.

На подростков с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациями доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие - усили­вает их астенические черты: несамостоятельность, неуверенность в себе, нере­шительность, неумение постоять за себя и свое дело. Эти недостатки дают себя знать при вступлении в самостоятельную жизнь, то есть в старшем подростковом и послеподростковом возрасте.

Потворствующая гиперпротекция. В крайнем проявлении речь идет о том, что ребенок и подросток становятся «кумиром семьи». Здесь дело не столько в посто­янном контроле/сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освобо­дить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанно­стей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением дей­ствительных способностей. Такие дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются. Это культивирует эгоцентрическое же­лание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легко­стью, без особого труда.

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематиче­скому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подрост­ка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лиди­ровать среди сверстников, пользоваться их вниманием, вызывать у них восхище­ние, а с другой стороны - полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе, руководить другими.

При истероидной акцентуации потворствующая гиперпротекция толкает к психопатическому развитию по этому же типу. Однако она также способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже при шизоид­ной и эпилептоидной акцентуации характера.

Потворствующая гиперпротекция в случае эпилептоидной акцентуации пре­вращает подростков в жестоких семейных тиранов, способных избивать родите­лей (синдром «избитых родителей», по Harbin H. Т., Madden D. J.). Родите­ли же готовы все прощать, скрывать нанесенные побои, обелять и выгораживать своих тиранов, все изображать в лучшем свете; отцы в таких семьях обычно спо­койно взирают, как сын или дочь бьет мать.

Потворствующая гипопротекция. Этот вид неправильного воспитания описан А. А. Вдовиченко (цит. по: Личко А. Е.) у делинквентных подростков. Здесь сочетается недостаток родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пре­небрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его проступки, переваливают вину на других. Выгораживают своего сына или дочь, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Такое воспитание культивирует и не­устойчивые, и истероидные черты. Попав в воспитательные учреждения, особен­но в условиях строгого дисциплинарного режима, и оказавшись без привычной потворствующей защиты, такие подростки при малейших трудностях и конфлик­тах обнаруживают склонность к истерическим реакциям (суицидальные демон­страции и т. п.).

Воспитание «в культе болезни». Такое воспитание описано Е. С. Ивановым у детей и подростков с церебральными параличами. По нашим наблюде­ниям, его приходится встречать также при хронических соматических заболева­ниях (например, при бронхиальной астме) или физических дефектах. Болезнь ребенка и подростка становится центром, на котором фиксировано внимание всей семьи. Подросток привыкает к мысли, что болезнь дает ему многие права, из-за нее все должны идти навстречу всем его желаниям, от всех неприятностей ограж­дать, от вполне посильных обязанностей освобождать, проступки прощать и по­зволять то, что не дозволено другим. Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и определенные установки, завышенные притязания.

При столкновении с трудностями в жизни наиболее универсальной становит­ся истерическая реакция с уходом в болезнь, ипохондризацией.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы легче, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляет­ся, когда рядом есть кто-то другой - брат или сестра, отчим или мачеха, кто го­раздо дороже и любимее (положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подоб­ную мысль, возмущаются, если кто-либо им укажет на это. Силами разума и воли подавленное эмоциональное отвержение обычно гиперкомпенсируется подчерк­нутой заботой, утрированными знаками внимания. Однако ребенок и особенно подросток чувствует искусственную вымученность такой заботы и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Эмоциональное отвержение тяжело сказывается на лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, усиливая черты этих типов. Однако явное эмоциональное отвержение может заострять также черты эпилептоидной акцен­туации. При сочетании эмоционального отвержения с гипопротекцией лабиль­ные подростки ищут эмоциональных контактов в уличных компаниях - в итоге на лабильное ядро могут наслоиться черты неустойчивости.

Условия жестоких взаимоотношений . Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто - суровыми рас­правами за мелкие проступки и непослушание или тем, что на ребенке, как на существе слабом и беззащитном, срывают зло на других. Но жестокие отношения в семье могут быть скрыты от посторонних взоров. Душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, полное пренебрежение интересами и нуждами других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчиты­вать только на себя, не ожидая ни помощи, ни участия, - все это может быть без громких скандалов, без драк и без избиений. И тем не менее такая атмосфера ду­шевной жестокости не может не отразиться на подростке.

Жестокие отношения могут также культивироваться между воспитанниками в некоторых закрытых учебных заведениях, особенно для трудных и делинквентных подростков, несмотря на материальную обеспеченность и строго регламен­тированный режим. Тирания вожаков, издевательство сильных над слабыми, рас­правы за неподчинение, раболепие одних и мучения других - все это особенно легко расцветает, если работа воспитателей отличается формализмом.

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе акцентуа­ции конформной.

Условия повышенной моральной ответственности. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что родители от него ждут многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи (Сухарева Г. Е.).

Почти все подростки обнаруживают большую устойчивость в отношении воз­вышенных родительских экспектаций или возложенных на них трудных обя­занностей. Несостоятельность и промахи не производят надламливающего дей­ствия. Исключение составляет психастеническая акцентуация, черты которой резко заостряются в условиях повышенный моральной ответственности, при­водя к психопатическому развитию или к затяжному обсессивно-фобическому неврозу.

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабки и деды могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей, со­четать несовместимые воспитательские подходы, осуществлять разные виды не­правильного воспитания. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гипер­протекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональ­ное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со сто­роны бабки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для под­ростка, создавая большой риск для удара по слабым сторонам его характера.

Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправиль­ного воспитания, которое адресуется к ахиллесовой пяте его типа акцентуации.

Воспитание вне семьи. Само по себе воспитание вне семьи, в условиях ин­терната, в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, для подростков бывает даже полезным расставаться с семьей на определенные отрезки времени и жить среди сверстников - это спо­собствует развитию самостоятельности, умению устанавливать контакты, вы­работке навыков социальной адаптации. Временное отделение от семьи быва­ет особенно полезным, когда нарушения поведения связаны с тяжелой семей­ной ситуацией.

Отрицательными психогенными факторами являются недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений - сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открываю­щим отдушину для скрытой безнадзорности, дурных влияний, жестоких взаимо­отношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей. Устранить все эти дефекты в интернате гораздо труд­нее, чем в гармоничной семье. Именно поэтому воспитание в такой семье, дополненное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личнос­ти, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте. Описанные типы неправильного воспитания связаны с теми тенден­циями, которые в какой-то мере оказываются присущими ряду современных се­мей.

Литература: Личко А. Е. Дисгармоничная семья как психогенный фактор. Виды неправильного воспитания в семье // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007. – С. 30-37.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: