В сказке есть зачин и еще что. Зачин в сказке - это особенность русских сказок

Зачин
-Вымысел
- Повторы
-Сказочные герои
-Сказочные события
-Сказочные предметы
Чтобы определить сказка это или другой жанр литературы, надо выявить наличие сказочных « примет» .

Сказочные приметы:

1. Зачин (начало сказки)

Зачин может быть следующим: « Жили-были» , « В некотором царстве…» .

2. Троекратный повтор.

Число «три» считается «магическим» в сказках. Трижды происходят походы за тридевять земель, три героя, три испытания и т. д.

3. Сказочные персонажи, события, предметы.

(преимущественно в волшебных сказках)

4. Наличие устаревших слов, устойчивых выражений.

(устаревшие слова нас переносят в те далекие времена, создают атмосферу прошлого, придают сказке народный характер)

5. Концовка сказки.

(в сказках всегда хороший счастливый конец, победа добра над злом.)

В сказках ценилось и сейчас ценится доброта, смелость, верность, настойчивость, трудолюбие, ум. Ведь каждый хочет отыскать любовь, счастье.

В сказках огромную роль играет цвет. Это «живопись» , которая помогает отличить зло от добра. Черный цвет- злые духи, злые персонажи, светлый- все доброе.

^ 3. Герои сказок.

В каждой сказке есть свои герои. Одни добрые, смелые, честные, им мы сопереживаем, симпатизируем. Это положительные герои.

Обязательно есть отрицательные герои- злые силы, те, которые хотят плохого положительным героям.

Герои, которые помогают- герои-помощники.

А те, кто никак себя не проявили, и не помогали, но и не мешали- нейтральные герои.

^ 4. Виды сказок.

Существует четыре основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские.

Волшебная сказка

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!

^ Бытовая сказка

Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической. Появилась она гораздо позднее волшебной.

Она точно передает быт, обстоятельства народной жизни.

^ Сказки о животных

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми.

Сказки разных народов мира имеют свои особенности, но сходны тем, что все они- сказки. У каждого народа своя культура, свой язык, свои традиции. Каждая сказка дает представление о жизни того или иного народа.

Народные сказки стали источниками литературных сказок. «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-горбунок» Ершова написаны на основе народных мотивов.

Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют "фантастическая книга", "фантастическая повесть", "фантастический рассказ", "современная литературна. Большие и малые мечты осуществляются в мире сказки. Иными словами, мы как бы реализуем свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

3. Заключение.

Слушая или читая сказку, постигаешь ее неповторимый, волшебный мир. Чем лучше у человека развита фантазия, тем богаче и ярче его собственный сказочный мир. Многие талантливые писатели и поэты через годы пронесли впечатления от сказок, услышанных в детстве.

Сказка - это основной жанр фольклора. С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок - воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.

История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них существуют в нескольких вариантах.

Сказка и ее жанровые разновидности

Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:

1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц - трусливость и т. д.

2. Волшебная сказка. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это непременное условие, которое выражает мораль, основную мысль и идею.

3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.

4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.

Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.

Структура сказки

Сказка начинается с зачина. После него начинаются основные события. Герой попадает в необыкновенную ситуацию. Затем в сказке происходят перипетии - действия. Герои пересекаются друг с другом. Наступает самый ответственный момент - кульминация. После кульминации идет спад событий, а впоследствии - развязка.


Такова структура обыкновенной истории.

Немного о зачине

Зачин в сказке - это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например "жил да был крестьянин".

Зачин в сказке - это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:

1. Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку. Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.

2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку "Премудрый пескарь" начинает со слов: "Жил-был пескарь".

Таким образом, зачин - это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.

Зачины в русских сказках

Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.

Большинство сказок начинаются со слов "жили-были...", "жил-был...". Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.

Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов "в некотором царстве, в некотором государстве...". Похожий зачин - "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве...". Такие вступления свойственны волшебным сказкам.

Иногда сказки открываются поговорками со словом "зачин", например "зачин дело красит" или "каждое дело имеет начало, каждый сказ - зачин". После такого вступления непосредственно начинается сама история.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин - это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как элемент композиции сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Сказка доходит до читателя разными путями. Сказочник может придумать сюжет, кому-то рассказать, а его слушатель что-то добавить и передать следующему – и так далее. В результате получается народная сказка, когда уже трудно бывает установить, кто же…

Сказки начинаются не одинаково. Особенно разнообразны начала авторских сказок. Однако можно проследить определенную тенденцию в написании зачинов. Возможно, корни многих из них уходят в известные всем слова «жили-были…». Начальные…

Лингвистическая сказка - это очень интересный вид обучения, который лучше всего себя зарекомендовал для учеников младших и средних классов. С ее помощью можно увлекательно рассказать о правилах русского языка, членах предложения, различных частях…

Сказки привлекают детей своими сюжетами, необычными историями, чудесами и превращениями. Чем младше ребенок, тем реже он отличает сказку от реальности и воспринимает ее сюжет как историю, рассказанную о его жизни. Становясь старше, дети…

Сказка складом красна - гласит народная мудрость. Особое мироощущение, что заложено в этом удивительном повествовании, магически вбирает в себя нереальность, волшебство и скрытую за иносказаниями правду жизни. Понятие сказки глубоко и многогранно.…

Сказка – это один из видов фольклора, т.е. устного народного творчества. Часто термином «сказка» называют совершенно разные виды прозы: от рассказа о животных до сатирических анекдотов. Поэтому возникает необходимость определить сказку…

Волшебная сказка - отличный жизненный учитель человека с самого раннего возраста. В ней содержатся основные культурные традиции народа, передаваемые из поколения в поколение. Волшебные сказки не только интересно читать, но и сочинять самостоятельно.…

Любимая всеми фраза «Это только присказка, сказка впереди» может трактоваться двояко. И как дальше все будет интереснее и интереснее, или это только цветочки, ягодки дальше пойдут. И как обещание, и как угроза. Это при бытовом…

Фольклор русского народа самобытен и необычайно многообразен. Чего только стоят известные на весь мир русские народные сказки! Наша Баба-Яга и Иванушка-дурачок знамениты во многих странах. Мы ответим вам на один из часто возникающих вопросов: что…

В русских сказках особенности человеческого характера проявляются во всей широте. Вообще сказка каждого народа характеризуется национальными особенностями. Так что, несмотря на то что многие сюжеты сказок разных стран схожи между собой, герои сугубо…

Тип урока: комбинированный.

Цели учебного занятия:

  • продолжение знакомства с волшебной сказкой, особенностями ее художественного мира;
  • овладение учащимися художественными образами и выразительными свойствами сказки;
  • обучение приемам сочинительства сказок;
  • развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли;
  • развитие связной речи учащихся;
  • развитие творческого потенциала школьников;
  • воспитание лучших человеческих качеств на примере положительных сказочных героев;
  • воспитание интереса к предмету.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, учебник–хрестоматия по литературе под ред. В.Я.Коровиной, тетради по литературе.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Изучение материала.

Мы с вами закончили изучение интересного жанра устного народного творчества – сказки. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Сегодня вам самим предстоит выступить в роли добрых сказочников. На этом уроке мы будем с вами учиться приемам сочинительства волшебных сказок. И вновь поможет нам в этом презентация “Что за прелесть эти сказки!”. Приложение 1

1) Знакомство с особенностями построения волшебной сказки.

(Во время работы с отдельными слайдами презентации учащиеся параллельно делают записи в тетрадях по литературе)

а) Признаки волшебных сказок .

– Напомните, пожалуйста, признаки волшебных сказок. (Ответы учащихся)

Просмотр слайда 12

Признаки волшебных сказок:

  • особая композиция;
  • сказочные сюжеты;
  • троекратное повторение;
  • положительные и отрицательные герои;
  • сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;
  • чудесные превращения;
  • “сказочный” язык;
  • добро побеждает зло.

б) Сюжет волшебных сказок

Слово учителя: Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.

Просмотр слайда 14

(комментирование пунктов плана и запись в тетрадь)

Сюжет волшебных сказок

  1. Исходное существование запрета.

Учитель: Древний человек пытается уйти от враждебных сил, соблюдая все эти правила. Запрещение накладывались на отдельные действия человека, на прикосновение его к отдельным предметам.

  1. Герои нарушают запрет.

Учитель: Нарушение запрета влекло за собой, по мнению первобытных людей, опасные последствия, человек становился жертвой сверхъестественных сил.

Приведите примеры.

Учащиеся: “Гуси-лебеди” – запрет покидать дом. Сестра нарушает запрет, братца уносят гуси-лебеди;

“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – Иванушка нарушил запрет взрослых, выпил из лужицы и стал козлёночком.

  1. Последствия нарушения. (Возмездие неизбежно).
  2. Поиск спасительной магии.
  3. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить.
  4. Добрые герои борются со злыми.
  5. Герою приходят на помощь животные.
  6. Спасение.
  7. Герой возвращается домой с наградой.

в) Сказочные композиционные элементы .

Слово учителя: У народной сказки есть свои композиционные элементы, без них и сказка не будет сказкой. Они не только украшают сказку, помогают её запомнить, но и сохраняют важную её особенность – напевность. Что это за элементы? Вспомните. (Присказки, зачины, концовки, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, ритм, рифма и др.)

Просмотр слайда 15

– С какой целью сказочники вводят присказки, зачины и концовки? (Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности).

Присказки

Слово учителя: Сказители любят начинать рассказ забавными присказками. Очень часто используются присказки-небылицы, например: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”. Какие вы помните присказки? (Ответы учащихся)

Просмотр слайдов 16-17

(запись в тетрадь понравившихся присказок для использования в сочинении).

  1. Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  2. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  3. Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  4. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  5. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  6. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
  7. На море, на океане,
    На острове Буяне
    Стоит дуб зелёный,
    Под дубом стол
    золочёный,
    Садись, кушай,
    мою сказку слушай.
  8. А было это, голубчики, в старину,
    Когда задумал дед Архип залезть на Луну;
    Тогда сказки по воздуху летали,
    Друг друга за крылышки хватали,
    А я за ними на золотом коне скакала
    Да в мешок эти сказки собирала.
  9. Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать – не мешай.

Слово учителя: Чем будет в сказке “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”? Что изменится, если вместо слов “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...” мы скажем: “В некотором царстве жил царь...” или “В государстве жил царь...”? (Это зачин. Зачин в сказке необходим. Без него начало сказки стало менее интересным, менее загадочным. Нарушился сам жанр сказки).

Какие зачины вы знаете? (Ответы учащихся)

Просмотр слайда 18

(запись в тетрадь понравившихся зачинов для использования в сочинении).

  1. За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
  2. В некотором царстве, в некотором государстве…
  3. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  4. Жили-были…
  5. В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  6. В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Концовки

– Приведите примеры концовок.(Ответы учащихся)

Просмотр слайда 19

(запись в тетрадь понравившихся концовок для использования в сочинении).

  1. Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  2. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  3. Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  4. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  5. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  6. Стали жить-поживать – добра наживать.
  7. И сейчас живут – хлеб жуют.
  8. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

г) Особенности сказочного языка

Слово учителя: Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична. Давайте вспомним особенности сказочного языка, для того чтобы и ваша сказка была музыкальна и поэтична.

Просмотр слайдов 22-23

Антитеза (противопоставление) – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Гипербола (преувеличение) – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт.

Постоянные эпитеты

Дворец – белокаменный
Лес – тёмный, частый
Меч – острый
Лук – тугой
Мост – хрустальный
Терем – высокий
Горница – светлая
Земля – сырая .
Постель -пуховая
Молодец – ?
Девица – ?
Травушка – ?

– На протяжении всей сказки мы все время будем чувствовать особый ритм, в некоторых случаях – рифму, которая поможет читать и сказывать эти сказки:

Рифма – Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером.

“Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить...”

Синонимы – Не бросай меня, товарищ , друг , не покинь.

Сравнения – Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой.

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции – “На столбу написано: “В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать”;

“Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули – морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье”.

Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Много ли, мало ли времени…

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

Инверсия (обратный порядок слов в предложении) – “Появилось на небе Солнышко , и зазеленели поля , и нежилась Земля …” “Собрался народ честной да зверь лесной”.

2) Чтение образцов волшебных сказок. Приложение 2

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание: написать сочинение (волшебную сказку).

Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Беломестных О.Б., М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: “ВАКО”, 2003, 416 с.
  3. Тумина Л.Е. Кружок “Сочини сказку”. – М.: УЦ “Перспектива”, 1995.-373 с.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: