Что такое устойчивые выражения. Крылатые выражения в сказках А.С.Пушкина

Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил: - А я не вижу оснований, чтобы мне по

собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны! Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. А если не умеете, - не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят! Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует, еще не научились и злости настоящей в нас маловато. А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, - тогда и повернется немец задом на восток, понятно? Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня - шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! А ты и хвост поджал и слезой облился: "Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!" Прах его возьми, этого проклятого немца! Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? Если уж сейчас отступаем и бьем, - то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! Как только повернутся задом на восток, - ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие, - не ровен час, еще поцарапаю тебя...

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы

давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной... АНАЛИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ГЛАВЫ ИЗ РОМАНА ТУРГЕНЕВА ОТЦЫ И ДЕТИ!

На этот раз рассмотрим фразеологизмы из сказок А.С. Пушкина .

В данном случае фразеологизмы сгруппированы по произведениям , а не по темам. А теперь перейдем к самим фразеологизмам (крылатым выражениям) из сказок Пушкина.

Фразеологизмы из «Руслана и Людмилы»

  • Там русский дух, там Русью пахнет
  • Дела давно минувших дней
  • Еду, еду, не свищу, а как наеду, не спущу
  • И струны громкие Баянов не будут говорить о нем!

Фразеологизмы из «Сказки о золотом петушке»

  • Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
  • Я, конечно, обещал, но всему же есть граница

Фразеологизмы из «Сказки о рыбаке и рыбке»

  • Остаться у разбитого корыта
  • Ну теперь твоя душенька довольна?

Прочие фразеологизмы из сказок Пушкина

  • Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка («Сказка о царе Салтане...»)
  • Щит на вратах Цареграда («Песнь о вещем Олеге»)

Сказки Александра Сергеевича Пушкина так органично слились с русскими народными сказками, так глубоко вошли в русское национальное сознание, что их можно назвать авторскими народными сказками .

Правда, в связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: а содержат ли эти ставшие народными сказки авторские фразеологизмы , или же они построены на «канонических» речевых оборотах исконных народных сказок.

Как это часто бывает, истина находится где-то посередине : в сказках Пушкина авторских фразеологизмов значительно меньше, чем, например, фразеологизмов в драме «Борис Годунов» , но все же они имеются.

Причем некоторые из них достаточно активно используются в современной живой речи. Это, например, такие устойчивые выражения как «остаться у разбитого корыта» или «дела давно минувших дней».

По-прежнему актуально звучит крылатое выражение «я, конечно, обещал, но всему же есть граница» из «Сказки о золотом петушке». Прекрасный пример псевдообоснования снятия с себя этических обязательств.

Основная же часть «сказочных» фразеологизмов Пушкина с трудом различима с лучшими фразеологическими оборотами русских народных сказок, например, - «сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».


  1. Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников // Возрастные особенности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1999. – С. 305-309.

  2. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1999. - 342 с.

  3. Вальчук Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе: Пособие для учителя. - М., 1989. - 90 с.

  4. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами как способ развития речи младших школьников. – Начальная школа плюс До и после. – 2003. - № 3. – С. 57-58.

  5. Горбушина Л.А. Фразеологизмы в русском языке // Начальная школа – 1974. - № 8. - С. 76-80.

  6. Измайлова Р.Г. Некоторые аспекты работы над фразеологизмами в начальных классах. – Начальная школа. – 2010. - № 6. – С. 41-44.

  7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

  8. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с.

  9. Львов М.Р. Теория развития речи. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 211 с.

  10. Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3-м (1-3) и 4-м (1-4) классах начальной школы. - СПб., 1994. - 208 с.

  11. Сысоева С.В. Лексико-фразеологическая работа в аспекте речевого развития младших школьников // Теория и практика современной методики преподавания русского языка и литературы: Сборник научных трудов. М., 2003. – С. 94-101.

  12. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. Новосибирск, 1999. – 448 с.

  13. Шевлякова Е.Д. Работа по фразеологии в начальном обучении русскому языку - Л., 1969. - 37 с.

Приложение к опыту


  1. Приложение №1 – Конспект урока по теме «Знакомство со сказкой «Летучий корабль».

  2. Приложение №2 – Конспект урока по теме «Словосочетания».

  3. Приложение №3 – Задания, используемые на констатирующем этапе эксперимента.

  4. Приложение №4 – Задания, используемые на контрольном этапе эксперимента.

Приложение 1

Тема урока : Знакомство со сказкой «Летучий корабль»

^ Тип урока : Подготовка к изложению

Класс 3

Материалы и оборудование урока : книга со сказкой, тетрадь

Цели и задачи :

1.работа над языком произведения, содержанием и образами сказки;

2.работа над единством формы и содержания;

3.развивать устную связную речь учащихся;

6.обогащение фразеологического запаса учащихся;

7.воспитывать культуру речевого общения.

Ход урока

I.Орг.момент

II.Первичное чтение текста

Перед чтением сказки учитель дает детям задание: читая, подчеркнуть встречающиеся в сказке устойчивые выражения, это облегчит дальнейший лексико-фразеологическую работу над текстом.

Специфика использования фразеологических оборотов в народных сказках проявляется:

1) в сочности характеристик персонажей, их взаимоотношений, поступков, поведения;

2) в метком определении различных обстоятельств действий;

На основе этого и будет строиться работа над лексикой и фразеологией сказки.

^ III.Работа со сказкой «Летучий корабль»

1. Работа над образами Ивана и братьев.

Сказка строится на противопоставлении Ивана и его братьев. Учитель предлагает учащимся нарисовать их образы, отвечая на вопросы и заполняя при этом таблицу. Вопросы были следующие:

1. Найдите в тексте характеристики братьев и Ивана.

2. Как характеризуется отношение братьев и Ивана к работе? Объясните выражение на ум нейдет, используя различные приемы объяснения значения фразеологизмов. О каком качестве братьев и Ивана сказано этими устойчивыми выражениями?

3. Как относились родители к братьям и к Ивану? А братья к Ивану? Обижался ли на них Иван?

4. Как отреагировали родители на решение старших сыновей идти на царский пир? А на просьбу Ивана отпустить его?

5. С какой целью отправились на царский пир братья?

6. Найдите в тексте слова, точно передающие то, как родители собирали в дорогу братьев и Ивана?

7. Как ответили братья на просьбу старика покормить его? А что сказал Иван?

8. Найдите в тексте строчки, в которых описывается, как строили летучий корабль братья и Иван.

В результате работы у учащихся в тетрадях по фразеологии получилась следующая таблица:


вопр.

Образы братьев

Образ Ивана

1

ленивые

Как бы принарядиться

Попить-поесть сладко

Поспать долго


тихий, смирный и работящий, обновок не просил, ходил в братниных обносках пил-ел что придется вставал раньше всех, а ложился последним

Работал с утра до вечера

Отец с матерью над Иваном посмеивались

Братья прозвали Иваном Запечным

Он на то не обижался отец с матерью рассердились, стали сына бранить

сунула мать в котомку...

Рад бы я всей душой накормить...

Три дня и три ночи рук не покладал и глаз не смыкал


2

работа им на ум нейдет

3

старик и старуха умными-разумными почитали, души в них не чаяли

4

слова поперек не сказали

5

у царя попируем, себя покажем да на людей поглядим

6

стали сыновей в путь снаряжать

7

Проваливай, откуда пришел!

8

Спали-спали выстроить ничего не могли

Среднему брату работать и вовсе не хочется

В заключение работы над образами Ивана и братьев учащимся было предложено рассказать об этих персонажах, пользуясь составленной таблицей.

^ 2. Работа над образом старика.

Найдите и выпишите в тетради устойчивые выражения, которые помогают нарисовать образ старика.

Замените другими словами эти обороты и вставьте их в текст сказки. Что получилось?

Какие из этих выражений обозначают одно и то же: внезапное появление старика? Запишите их.

Обыкновенный ли это был старик? Почему? Докажите строчками из текста.

Какими словами передано удивление Ивана после того, как он развязал котомку? (Глазам не верит)

- Как вы понимаете слова старика: "Коли работы не боишься, да за сном не гонишься .

Почему старик помог Ивану, а братьям не помог?

Перескажите близко к тексту встречи старика с братьями и с Иваном.

^ 3. Работа над образом царя.

А теперь давайте нарисуем портрет царя. Ответы на вопросы находите в тексте сказки и записывайте в тетради.


Вопросы

Образ царя

1. Как отреагировал царь на известие о том, что летучий - корабль построил Иван?

2. Поверил ли царь, что Иван выстроил корабль? Как вы понимаете это выражение?

3. Каково дальнейшее поведение царя?

4. Как повел себя царь, когда Иван выполнил его указание и принес заморскую птицу?

5. Какое решение принял царь, увидев перед дворцом войско?


... руками замахал, ногами затопал, бородой затряс, раскричался на сватов

Что вы надо мной насмехаетесь?

Ни в жизнь не поверю.

Грозный стоит

Сказал: - Станем пир пировать да царевну к венцу справлять.

А сам с боярами думу думают:

Как бы нам Ивана со света сжить?

В ярость пришел, кинул корону оземь, разбушевался

Беды не миновать - надо дочь с мужиком обвенчать!.. Впереди времени много - изведу я его.

Какие черты характера присущи царю?

Объясни смысл пословицы: "Слово давать, так слово держать". Соотнеси ее с содержанием сказки.

^ 4. Работа над образом царицы.

С помощью каких устойчивых оборотов нарисован образ царицы? (Слезами залилась, нашу белую лебедушку берегли пуще глазу, заплакала пуще прежнего)

- Как вы думаете, если мы скажем так: "Взглянула царица на жениха, всплеснула руками, заплакала..." (вместо слезами залилась), что-то изменится?

Как вы понимаете выражение берегли пуще глазу! Какое похожее выражение есть в русском языке? (Беречь как зеницу ока)

^ 5. Лексико-фразеологические упражнения на материале сказки.

Много ли народу собралось "в стольном городе" на царский пир? Докажите это словами из текста (народу видимо-невидимо собралось). Найдите далее в тексте синонимичное этому выражение (народу глазом не окинуть).

- Давайте составим синонимический ряд со значением "много" не только из фразеологизмов, но и из слов (много, полно, уйма, тьма; полным-полно, видимо-невидимо, хоть пруд пруди, хоть отбавляй, непочатый край, без числа, глазом не окинуть, конца и краю не видать).

- Найдите в тексте синонимичные устойчивые выражения со значением "пропал" (скрылся из виду; будто ветром сдунуло; скрылся, будто и не бывало). Давайте подберем еще синонимы к этим выражениям (след простыл, и был таков, поминай как звали, как сквозь землю провалился, только его и видели, как в воду канул, корова языком слизала).

- А теперь найдите в тексте сказки противоположное выражению как сквозь землю провалился устойчивое сочетание (будто из-под земли вырос).

^ 6. Ознакомление с устойчивыми тавтологическими сочетаниями.

Наблюдения показывают, что в художественных произведениях (особенно в сказках), изучаемых в начальной школе, часто встречаются так называемые тавтологические словосочетания типа видимо-невидимо, слыхом не слыхано, чудо чудное и т.п. Сказка "Летучий корабль" изобилует такими выражениями, поэтому считаем целесообразным остановиться подробнее на их изучении.

Перед тем, как предложить учащимся найти устойчивые тавтологические сочетания в сказке "Летучий корабль", учитель знакомит их с понятием тавтологии (учитель может употребить этот термин, но запоминание его детьми не требуется). Приведем вариант такой беседы.

"Речевые ошибки бывают разные. Иногда и неумелое употребление слов-родственников становится речевой ошибкой. Например, правильно ли будет сказать: "Можно спросить вопрос?" Ведь в глаголе спросить уже содержится значение задать вопрос. Слово вопрос в этом случае - лишнее. Такие сочетания в речи порождают многословие, это серьезный недостаток речи. Нужно избегать употребления таких сочетаний, как покрасить краской, рассказать рассказ, посахарить сахаром, посолить солью. Но иногда употребление однокоренных слов неизбежно, так как по другому и не скажешь. Например, постелить постель, написать письмо. Всем знакомы народные выражения типа криком кричит, битком набит, черным-черно, грусть-тоска. Эти сочетания очень образны, они оживляют речь. Поэтому к речевым ошибкам их отнести нельзя. Однако всему свое место. Эти сочетания могут использовать писатели, поэты. Но в повседневной речи такие народно-поэтические выражения часто бывают неуместны. Вы же не скажете, например: "Мне хорошо знакома путь-дороженька от школы домой" или "У Пончика грусть-тоска на лице, потому что он проголодался"? Народно-поэтические выражения особенно характерны для произведений устного народного творчества. В сказке "Летучий корабль" такие выражения встречаются очень часто. Найдите их".

Дети находят выражения: клич кличут, умными-разумными почитали, отправляться в путь-дорогу, старый-престарый старик, спал-почивал, как звать-величать, народу видимо-невидимо, заплата на заплате, пир пировать, думу думают, натопить-накалить, нет и нет, шел, шел и дошел, живы-живехоньки, шутки шутить, убирайся подобру-поздорову.

Широкое употребление тавтологических устойчивых сочетаний в русских народных сказках дает основание считать, что эта тавтология коренится глубоко в природе русского языка, свидетельствует о его богатстве, самобытности и выразительности.

^ 7. Стилистическая работа.


  • Найдите в сказке обороты, которые характерны только для сказочной речи (жили-были; себя покажем да на людей поглядим; долго ли, коротко ли; близко ли, далеко ли; за тридевять земель, в тридесятом царстве; не вели казнить, позволь слово молвить).
^ IV.Итог урока

Дети высказывают свое мнение о значении фразеологизмов в авторской речи. Они приходят к выводу, что использование их не случайно и направлено главным образом на то, чтобы подчеркнуть те или иные индивидуально-психологические качества персонажей. А если значение фразеологических единиц понимать недостаточно, то нераскрытым останется и образ персонажа.

Приложение 2

ПЛАН-КОНСПЕКТ

^ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-м КЛАССЕ

Тема урока: Словосочетания.

Цель урока: 1) ознакомить учащихся с синонимией фразеологизмов, с особенностями употребления фразеологизмов в художественных произведениях; 2) развивать умение использовать фразеологизмы в своей речи; 3) развивать интерес к происхождению фразеологизмов.

Оборудование: таблицы с фразеологизмами, проектор.

Ход урока:

^ 1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Что общего у фразеологизмов и слов и чем они различаются?

Докажите, что выражения калачом не заманишь и яблоку негде упасть являются

Фразеологизмами.

Что общего у фразеологизмов и похожих на них словосочетаний и чем они

Различаются? Привести примеры.

Какие слова являются синонимами и антонимами? Приведите примеры слов

Синонимов и докажите, что они являются синонимами.

^ 2. Объяснение нового материала .

(Учитель использует наблюдение с помощью таблицы).

Учащиеся устанавливают, что одно и то же действие «плохо работать»

Обозначают не только слова-синонимы бездельничать, лентяйничать, лодырничать, но и фразеологизм бить баклуши; одно и то же действие «важничать» обозначают как слова- синонимы задаваться, зазнаваться, кичиться, так и фразеологизм задирать нос.

^ 3. Самостоятельная работа .

Умение устанавливать синонимические отношения между словами и фразеологизмами формируется при выполнении упражнения из учебника. При объяснении правильности выполнения задания ученики должны не только назвать синонимы – слова и фразеологизмы, но и указать их общее значение, например: до конца – от корки до корки – синонимы, так как они обозначают одно и то же, т.е. «полностью».

^ 4. Игра «Подбери фразеологизм – синоним».

В русском языке есть фразеологизмы синонимы, например: в ус не дует, горя мало; хоть плачь, хоть караул кричи; есть фразеологизмы – антонимы, например: за тридевять земель – рукой подать; заварить кашу – расхлебывать кашу.

Дать нагоняй, разделать под орех, снять стружку, намылить голову – сделать выговор, наказать.

С три короба, хоть пруд пруди, куры не клюют, вагон и маленькая тележка, непочатый край – очень много.

Ни зги не видно, тьма кромешная, хоть глаз выколи – очень темно.

От корки до корки, от доски до доски – до конца.

^ 5. Работа над изменением формы стержневого слова фразеологизма .

В составе фразеологизмов есть стержневое слово, которое может изменяться:

Склоняться, если оно является существительным; спрягается, если оно является глаголом. Благодаря этим свойствам фразеологизм в предложении меняет свою форму, например: Мальчик бил баклуши; Ты бьешь баклуши и т.д. Если стержневым словом является наречие или деепричастие, то фразеологизм грамматически не меняется.

^ 6. Закрепление нового материала .

Используйте фразеологизмы в нужной форме. Поставьте стержневое слово данных фразеологизмов в форму 2-го лица, единственного числа:

Задирать нос – валиться с ног -

Сесть в калошу- держать язык за зубами-

Намылить голову- выводить на чистую воду-

Определите синтаксическую форму фразеологизмов. Для формирования данного умения используется упражнение из учебника, которое применяется как диктант с подготовкой (упр.85).

^ 7. Игра для закрепления знаний фразеологизмов .

Определите значение следующих фразеологизмов.

Дети делятся на две группы, значение фразеологизмов определяется на скорость, какая группа больше зарабатывает очков, та и выигрывает.

На доске запись:

Сломя голову – выбиться из сил -

Сердце ушло в пятки – во весь дух -

Пятки засверкали – от зари до зари -

Засучив рукава - собираться силами –

^ 8. Итог урока.

Какие свойства фразеологизмов в речи позволяют им придавать речи выразительность?

9. Задание на дом:

1) повторить определения всех лексических понятий; 2) подготовиться ответить на вопросы в учебнике; 3) запомнить правописание слов в рамке.

^ ПЛАН – КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4-м КЛАССЕ

Тема: Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».

(А.А.Филимонова, «Начальная школа»-2006,№8,58-60с.)

Цели: 1) Научить учащихся анализировать содержание былины, наблюдать использование в былине устойчивых сочетаний, которые придают яркость и выразительность восприятия героев.

Развивать умение использовать в своей речи меткие слова и выражения на основе пересказа содержания прочитанного.

Оборудование: плакаты с изображением отрывков из сказок и былины.

^ 1.Орг.момент. Вступительная беседа .

Ребята, если бы мы не прочли былину, мы смогли бы по названию догадаться, о чем она?

Но мы с вами прочли былину и знаем, что самым главным событием в ней является… Как вы думаете, что? (Бой между Добрыней и Змеей.)

С какой целью люди, создавшие эту былину, захотели поведать о таком страшном и жестоком событии? Какова главная мысль былины?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, подумаем вот над чем: сколько героев в былине? (Два: Добрыня и Змей.)

Почему же вы не назвали мать Добрыни Мамелфу Тимофеевну, Владимира- князя, Забаву Путятишну? (Они не главные герои.)

^ 2.Беседа по содержанию.

Как вы думаете, главные мысль былины будет связана с главными или неглавными героями?) С главными.)

Какие они цели преследуют? (Добрыня – добрый, Добрынюшка: статен, высок, грамоте обучен, в бою смел, на пиру весел; песню сложит, на гуслях сыграет, умное слово скажет; нрав у Добрыни спокойный, ласковый; никого он не заругает, никого зря не обидит; прозвали «Тихий Добрынюшка». Змей – плохой, злой, Горыныч; страшный змей о трех головах, о семи когтях, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят; голос громом гремит; убивает людей, съедает их, в плену держит; проклятый обманщик.)

Зачем же эти герои нужны былине, какую мысль они помогают раскрыть? (Добро побеждает зло.)

Действительно, ребята, эту мысль помогают нам понять не только характеристики героев, их действия, но даже и имена. Вслушайтесь: Добрыня побеждает Змея, добро побеждает зло!

Оказывается, если быть очень внимательным к языку произведения, ко всем его словам, то можно очень легко понять, о чем идет речь и зачем нам рассказывается та или иная история.

^ 3. Пересказ событий учащимися .

А теперь, ребята, подумаем вот над какими вопросами. Когда мы с вами читали былину, вы хорошо представляли героев, бой? Опишите внешний вид героев, перескажите эпизод боя. Благодаря чему мы смогли увидеть рассказанную в былине историю «живой»? Мы скажем: благодаря нашему воображению, но оно-то благодаря чему «оживило» все картины? (Герои и бой хорошо описаны.)

А какими словами пользуются авторы, описывая героев и бой, какой часть речи? Смотрите и перечитывайте текст. (В описании Добрыни больше прилагательных; Змей называется страшным, тоже используется прилагательное; а в описании боя очень много глаголов.)

Что мы с вами знаем о прилагательных и глаголах? (Прилагательное означает признаки предметов, глаголы – действия.)

Как изменилось описание героев и боя, если бы мы «перепутали» слова и использовали вместо глаголов прилагательные, и наоборот? Давайте устно дадим описание боя, используя прилагательные.

(Задание выполняется с большим трудом, и учащиеся вместо 11 предложений, описывающих бой, смогли составить только три).

Какой же вывод можно сделать? (То, что используется в произведении, нельзя заменять ничем другим; все, что есть в произведении, помогает понять его смысл.)

^ 4. Работа с плакатами.

А теперь, ребята, очень сложное задание: на плакатах вы видите фрагменты из незнакомых вам произведений: рассказа, сказки и былины. Найдите, пожалуйста, текст былины.

(Работа идет очень активно, дети спешат высказаться вслух, но часто ошибаются; прекращаем обсуждение и предлагаем вновь обратиться к былине «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», чтобы выявить признаки, отличающие былину от произведений других жанров, а затем на их основе выявить былинный текст на плакатах.)

Отмечаем с детьми, что былина, как и сказка начинается со слов жила-была (начальная формула); в былине встречаются «сказочные герои» (Змей Горыныч – фантастический образ), но другие герои вполне реальные, как в рассказе; и имена у них «сказочные», хотя и не встречающиеся теперь: Мамелфа Тимофеевна, Добрыня Никитич, Забава Путятишна; дается название реального города Киева. Следовательно, эти признаки не то, чем следует руководствоваться в поисках нужного плаката.

Обращаем внимание детей на наличие в былине эпизодов, имеющих по своему содержанию как бы реальную основу, но художественно преувеличенную.

^ 5. Ознакомление детей с гиперболами .

Такое понятие «гиперболы» очень характерно именно для жанра былин, сейчас мы отправимся на их поиски в тексте.

Ухватил Добрыня шляпу греческую, насыпал в нее песку желтого – ни много ни мало – пять пудов – да как ударит шляпой Змея Горыныча – и отшиб ему голову.

В третьем стойле дверь не открывается, не под силу нам была дверь дубовая.

Стоит Бурка в стойле пятнадцать лет не обиженный.

От плетки у Бурушки силы прибыло, стал он высоко скакать, за версту камешки откидывать…

Горы Сорочинские посыпались, дубы с корнями вывернулись, трава на аршин в землю ушла…

Бьются они три дня и три ночи.

Хлынула из Змея черная кровь, разлилась к Востоку и Западу, залила Добрыню до пояса.

Трое суток стоит Добрыня в черной крови, стынут его ноги, холод до сердца добирается.

А там видит людей несметное число с сорока земель, с сорока стран, в два дня не сосчитать.

А кругом народу и счету нет.

Дети убеждаются, что в тексте былины очень много гипербол. Другим ярким признаком, характерным для былин, является наличие «общих мест» (художественных формул). Знакомим детей с этим понятием и выявляем эти места в тексте.

Надел Добрыня платье дорожное, покрылся высокой шляпой греческой, взял с собой копье да лук со стрелами, саблю острую да плеточку. Сел на доброго коня, позвал с собой молодого слугу да в путь и отправился…

^ 6. Итог урока.

Итак, на уроке мы поработали с произведением какого жанра? (Былина).

Какие самые яркие признаки отличают былину от произведений других жанров? (Сочетание реального и фантастического; гиперболизация; наличие «общих мест»).

Какую работу выполняют в произведении выразительно- изобразительные средства? (Они придают яркость изображению, делают его «живым» и выражают чувства и эмоции.)

^ 7.Домашнее задание.

Дома вдумчиво прочесть еще раз былину и Добрыне Никитиче и Змее Горыныче, обращая внимание на изображение отношений между Добрыней и его матерью Мамелфой Тимофеевной. Продумать, какой урок можно вынести из этих отношений.

Приложение 3

Задания, используемые на констатирующем этапе эксперимента

1. Прочитайте. Выпишите устойчивые выражения.

^ Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте, как вкопанные, но все-таки они живые.

Лесничий целый день ходил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своем участке знал он по имени.

^ Ты даешь мне слово?

У Старшего сжалось на миг сердце, он сделал шаг к двери.

Мальчик с горя заснул, как убитый.

Старший побежал, изо всех сил оберегая младшего брата.

2. Замените целостные обороты словом или развернутым описанием.

Например, капля в море – мало.

Навострил уши, башмак просил каши, как жар горя, дух захватило бить тревогу, в двух шагах.

3. Замените свободные словосочетания устойчивыми оборотами, близкими по значению.

Например, мало - кот наплакал.

стоять совершенно неподвижно

двигаться с очень большой скоростью

кричать очень громко

спать очень крепко

рано утром

близко

4. Составьте предложения, употребив в них данные устойчивые обороты.

от всей души, только его и видели, день за днем, откуда ни возьмись, ни свет ни заря, не в своей тарелке.

Приложение 4

^ Задания, используемые на контрольном этапе эксперимента

1. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.

^ За тридевять земель Хоть пруд пруди

Повесить голову Взять себя в руки

С гулькин нос Воспрянуть духом

Выйти из себя Рукой подать

2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

^ Держать … востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)

С … нос (голубиный, гулькин)

Делать из … слона (комара, мухи)

Не в своей … (чашке, тарелке)

3.Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

^ Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

4. Замените выражения словами, которые отвечают на вопрос как?

Капля в море (мало)

В темпе (быстро)

Без сучка и задоринки (хорошо)

День за днем (постепенно)

Как снег на голову (неожиданно)

В одну минуту (быстро)

Всей душой (сильно)

Все время (постоянно)

Как по маслу (легко)

Рука об руку (вместе)

На скорую руку (быстро)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: