Как нас выдает манера разговора. Как взаимосвязаны речь и характер человека

Один из психологов, имя которого для меня, к сожалению, так и осталось неизвестным, провёл интересное наблюдение разницы манеры разговора и общения у мужчин и у женщин . Суть его заключается в следующем.

Способы общения со сверстниками у мальчиков и девочек имеют в корне различные организационные структуры и диалоговые нормы, и подобные нормы устанавливаются с детства на всю дальнейшую жизнь.

Для женщин интимность – это ткань отношений, а разговор – нить, из которой её ткут. Маленькие девочки создают и поддерживают дружбу, обмениваясь тайнами; точно так же женщины расценивают беседу как краеугольный камень дружбы. Таким образом, женщина ожидает, что её муж или мужчина будет новой и улучшенной версией лучшего друга. Не столько важно, какие темы были обсуждены, а важен сам смысл близости, интимности, которая появляется, когда люди озвучивают друг другу их мысли, чувства и впечатления.

Взаимодействие между мальчиками базируется больше на совместном выполнении дел, и мальчики не предполагают, что разговор может являться цементом, который связывает отношения. Поэтому мужчины не обращают внимания на то, какого разговора хотят женщины, и не особо удручены, если подобного разговора не происходит.

Группы мальчиков являются бoльшими по размеру и более иерархическими; таким образом, мальчики должны изо всех сил пытаться избежать зависимого положения в группе. Они чётко знают, кого они признают над собой лидером, а кого – нет. Отсюда и женские жалобы, что мужчины не слушают их. Некоторые мужчины действительно не любят слушать, потому что роль слушателя заставляет их чувствовать себя подчинённым – как ребёнок, слушающийся взрослых, или как работник, выслушивающий босса.

Но часто, когда женщины говорят мужчинам «ты меня не слушаешь», в своём протесте «нет, я слушаю» мужчины правы. Впечатление от невыслушивания является результатом разной механики беседы. Дело в том, что во время разговора девочки и женщины находятся лицом друг к другу, и они постоянно смотрят друг на друга.

Но в любом возрасте мальчики и мужчины, разговаривая друг с другом, находятся под некоторым углом друг к другу и смотрят в другое место, лишь время от времени глядя друг на друга. Во время беседы они могут прохаживаться, даже поворачиваясь ненадолго спиной к собеседнику. И если присмотреться, то явно видно, что они вовлечены в беседу, поскольку часто отражают движения друг друга. Но тенденция «отворачивания» мужчин создаёт у женщин впечатление, что их не слушают, хотя на самом деле это не так.

Есть ещё более простые причины женского ощущения, что мужчины их не слушают. Женщины обычно производят больше шума в качестве слушателя, типа: «м», «ух ты» и «да ты что», постоянно показывая что «я – с вами». Мужчины редко используют междометия, демонстрируя «тихое» внимание. Женщины, которые ожидают поток шума слушателя, интерпретируют тихое внимание, как отсутствие внимания вообще.

Женские диалоговые привычки являются столь же раздражающими для мужчин, как мужские – для женщин. Мужчины, которые ожидают тихого внимания, интерпретируют поток шума слушателя как чрезмерную реакцию или нетерпение, или, того хуже, принимают это за попытку отвлечь от темы. Кроме того, когда женщины говорят друг с другом в близкой, удобной обстановке, они часто заканчивают предложения друг друга и ожидают то, что другая собирается сказать. Это «активное слушание» часто воспринимается мужчинами как прерывание, вторжение и нехватка внимания.

Мужчины в беседе используют конфронтационные, оппозиционные форматы; таким образом, обсуждение становится дебатами, а разговор – как соревновательный спорт. Даже если мужчина в принципе согласен с утверждениями собеседника, он, бывает, начинает играть роль оппонента, чтобы потом более уверенно прийти к выводу.

Женщины же воспринимают беседу как ритуальное средство установления связи. Когда женщины говорят друг с другом, они предполагают, что собеседник должен выразить соглаcие и поддержку. А мужчины видят их диалоговую обязанность как указание на другую сторону аргумента. Это женщинами воспринимается как нелояльность и как отказ в необходимой поддержке. Не то чтобы женщины не хотят видеть другие точки зрения, но они предпочитают их видеть выраженными в качестве предположения или предложения, а не в качестве прямого указания.

Именно на этом и базируются различные ожидания от общения в паре из мужчины и женщины , и, тем более, в семье. Для женщин разговор создаёт близость. Семья – оргия близости: они хотят описать свои чувства и мысли и ещё больше любить. А мужчины живут в иерархическом мире, где разговор поддерживает независимость и статус. Они всегда начеку, чтобы защитить себя от того, чтобы быть подавленными другими. И партнёры по браку – не важно, официальному или нет – должны обязательно учитывать эти различия, чтобы поддерживать нормальный уровень общения друг с другом;

15.1. О доверии. Сколько наблюдаю за обсуждением женщинами темы взаимоотношений с мужчиной, постоянно присутствует особо акцентированное понятие «доверие». Идёт ли речь о любви ли, о ревности ли, и даже, оказывается, в контексте сексуальных отношений опять-таки понятие «доверие» является одним из ключевых требований со стороны женщины.

Мне как мужчине это не очень понятно. Может быть, женщины вкладывают в это слово более широкое значение, чем мужчины это понимают? И каким образом мужчина может обеспечить к себе должный уровень доверия со стороны его женщины?

У женщины есть внутренняя потребность, обусловленная женской природой, – «довериться», «отдаться». Естественно – тому мужчине, которому она доверяет настолько, чтобы доверить себя, своего ребёнка, тому мужчине, которому она подарит ребёнка, или доверяет своё здоровье, если беременность в настоящий момент нежелательна. Поэтому женщины и выдвигают понятие «доверие» как основное требование в отношениях с мужчиной . Проявляется это доверие, с точки зрения женщин, в первую очередь в разговоре, в открытости тем для обсуждения, вплоть до самых интимных: о своих чувствах, мечтах, фантазиях, или страхах и проблемах. Поэтому, кстати, женщины ожидают и со стороны мужчин аналогичного особого доверия к ним.

А мужчины это недопонимают, так как у них нет такой потребности «отдаться» или «довериться». Потому что он, как раз наоборот, обладает своей женщиной. Поэтому в понятие «доверять» мужчины вкладывают несколько иное значение, соответственно, недопонимаемое женщинами. Понятие «доверие» в сознании мужчины мало связано с отношением к женщине и, тем более, с разговором, так как мужчина доверяет, прежде всего, дело.

Ну, а уж, кто как умеет или способен обладать женщиной – это уже отдельные частные случаи, предлагаю о них не спорить;

15.2. Разговоры о чувствах. Сколько вижу, женщины часто советуют друг другу поговорить откровенно на тему чувств и отношений с мужчиной. Если речь идет об уже сложившихся отношениях внутри пары, то такая инициатива со стороны женщины воспринимается мужчинами совершенно нормально. Хотя, насколько я себе представляю, речь скорее пойдет о проблемах в отношениях. (Иначе женщины в советах подруг не нуждаются). Уж как они решатся - это отельная тема, но если таковой разговор назрел, он должен состояться.

Зато если женщина по своей инициативе начнет разговаривать о чувствах и желаемых отношениях с мужчиной, с которым только намерена поближе познакомиться... то у меня есть основания для сомнений в эффективности такого шага со стороны женщины.

Дело в том, что если мужчина не готов к разговору о чувствах, если чувства в нём не созрели настолько, то мужчина никак не ждёт от женщины такого разговора. Мало того, если у него имелась хотя бы симпатия, то после такого форсирования событий со стороны женщины, что станет с той симпатией? Трудно сказать. Ощущения тут у мужчин двойственные. Я не знаю на каком это уровне сидит - подсознательном или генетическом - но «мужчина предлагает, а женщина выбирает!».

А при таком разговоре мужчина чувствует себя в женской роли, т.е. не в своей тарелке. Кроме того, преждевременное высказывание женских чувств может восприниматься мужчинами как попытка «захомутать», «окольцевать» - что изначально вызывает в мужчинах протест и сопротивление. В результате одни просто станут избегать общения, другие дадут отказ, а третьи могут просто попользоваться ситуацией, получив себе игрушку-любовницу.

И лишь немногие из мужчин обрадуются подобной инициативе с женской стороны. Я слышал про такие случаи, но лично таких не встречал. Меня еще заставляет сомневаться тот момент, что оценка событий в таких случаях происходит задним числом . Т.е. уже взрослые люди выясняют для себя, что могли бы быть вместе и счастливы вот уже лет 15-20, если бы она подошла тогда и призналась бы в чувствах... Легко оценивать пошедшие события. А вот как бы сложилась их судьба, если бы она тогда подошла и призналась? Кто же знает?

Бывает, что мужчины долго сомневаются и не решаются подойти в понравившейся женщине. Ждут от неё первых шагов, знаков внимания. Дело в том, что действительно влюбленные мужчины боятся получить отказ, быть отвергнутыми. (Это ловеласы лезут на рожон, и не боятся отказов).

Но ждут мужчины в этом случае никак не признания в любви, а просто каких-либо женских шагов и знаков, что она не против знакомства, что он ей симпатичен. Обычно, женщины этого добиваются скрытой инициативой, «провоцируют». К обоюдному удовольствию.

Да даже просто подойти и заговорить первой - ничего зазорного в этом нет. Вот только не о чувствах же с признаниями! Даже будучи в паре, подталкивайте его к мысли: «Я именно та, которая тебе нужна!» - так, чтобы он и сам это понял. А почетное право признаваться в чувствах первым - лучше оставьте мужчине.

Однако все должно иметь разумные пределы. Ведь бывает так, что женщины никак не могут добиться к себе внимания понравившегося мужчины. На определенном этапе стоит прекратить безуспешные попытки. А то женщины в своих иллюзиях могут накручивать себя до очень болезненных переживаний. Ну, нет у него к вам интереса! Почему? Вот этим вопросом даже не задавайтесь! Всё-равно ответ не угадаете. Допустим, вдруг случится чудо, и угадаете правильный ответ - что вы будете делать с этой информацией? Она вам не нужна.

Раз женщины так ждут откровений о чувствах и желаниях со стороны мужчины, то полагают, что и мужчины тоже ждут подобного разговора со стороны женщины... А мужчины, это все-таки не подружки, чтоб секретами делиться - они по другому устроены!

Зато вот мужчинам как раз стоит с женщинами разговаривать откровенно о чувствах, мыслях, желаниях и намерениях. И делать это регулярно. Женщины таких откровений действительно ждут. И бывает, очень расстраиваются: «Ведь знаю-вижу, что он меня любит, почему он не говорит мне о любви?!». Ведь кроме того, что «любят ушами», женщины очень переживают от сомнений и неясности в чувствах к ней, предпочитая расставленные точки над «i». Даже если расстановка этих «точек» не совсем её устраивает, для неё это лучше, чем сомнение и неясность.

Но ждут не вечно - всякое желание, связанное с внутренними переживаниями, оставшись не реализованным, перегорает. Так что тут можно и опоздать;

15.3. Глаза – это зеркало души , как заметил классик нашей литературы А.П. Чехов. Как я замечаю, женщины чаще смотрят в это зеркало, придают ему большее значение, чем это делают мужчины. И, бывает, обижаются на мужчин, почему те во время разговора не смотрят в глаза? Особенно когда говорят ласковые слова, а тем более, если признаются в любви или делают предложение быть его женой.

Для мужчин не характерно по долгу задерживать взгляд на глазах собеседника. Смотрим, конечно, но коротко и с некоторыми промежутками времени. Женщины же могут это истолковать как неискренность, а то и вообще попытку обмана. Так вот, если попытка обмана действительно будет иметь место, то кроме избегания взгляда в глаза будут и иные признаки лжи: манера речи, спорные мотивировки, мимика, жесты и т.д.

Исследования, проведённые в торговых центрах Стокгольма, доказали, что мужчины смотрятся в зеркало не меньше, чем женщины. Но есть принципиальное различие – женщины по долгу смотрят в зеркало, чтобы поправить причёску, проверить макияж, или посмотреть, как на них сидит обновка. В то время как мужчины смотрят в зеркало просто так, любуясь своим отражением, но не задерживаясь у зеркала. Иногда вообще на ходу или на бегу.

Уж не знаю, насколько именно «любуясь собой», но факт зафиксирован. Однако это исследование лишний раз подтверждает мою мысль, если сравнивать обычное зеркало с «зеркалом души». И это связано с тем, что хотят увидеть?!

Ведь мы выражаем глазами одновременно два вида информации: мысли и чувства. Мужчины хотят увидеть в глазах собеседника мысли, а женщины – чувства. Поэтому и не видят в глазах друг друга того, что ожидают, так как женщины и выражают глазами в основном чувства, а мужчины по большей части – мысли. Чтобы увидеть в глазах собеседника подтверждение мыслей, нужно в них смотреть коротко и периодически. Мыслей-то много, и в процессе разговора одна быстро перетекает в другую. А для того, чтобы увидеть чувства, как впрочем, и чтобы выразить их, нужен долгий взгляд. Чувство-то одно, и оно большое.

Вот интересно, кто из мужчин подолгу заглядывается в глаза своей любимой, при условии, что у неё есть и ещё на что посмотреть? Как-то раз в баре я услышал диалог парня и девушки:
– Какие у тебя красивые глаза!
– Глаза – выше!

А ведь он честно посмотрел на её глаза, но к окончанию своей фразы смотрел уже на другую часть её тела, тоже достойную комплимента.


Прекрасное, как и полезное, имеет свое разумное основание.


Звуки голоса украшают или обедняют, искажают или передают наш личностный портрет без нарушений. По еле уловимым нюансам звуков речи мы судим о личности других. То же самое можно сказать об окружающих. По манере говорить мы мгновенно получаем представление друг о друге. Голос является одной из самых важных характеристик экспрессивного стиля самовыражения. Первое впечатление во многом зависит от привлекательности и непривлекательности голоса!

Задумывались ли вы над тем, почему голос одного собеседника нас зачаровывает, завораживает своей красотой, в то время как звуки речи другого вызывают сплошное напряжение? Почему манера речи одних собеседников ласкает наш слух, в то время как речь других лишь неприятно режет слух?

Мы редко сознательно прислушиваемся к тембру голоса, колориту и характерным особенностям речи. Тем не менее звуки речи одних производят на нас приятное впечатление, в то время как звуки речи других – отталкивающее. Тембр голоса первых потрясает своей красотой! Звуки приятного голоса покоряют наше сердце! Тембр речи последних вызывает у нас недоумение, раздражение, навевает скуку… От чего зависит впечатление, возникающее от звуков голоса?

Что влияет на наше восприятие речи собеседников? Какое впечатление производит на собеседников наша речь? Каким образом звуки голоса украшают и обедняют наш личностный портрет? Как сделать манеру говорить выразительной и приятной?

Первое впечатление о манере говорить

Юлия: Какие личностные особенности отражаются в манере говорить?

Алена: Манера говорить отражает состояние личности. Будь то душевное состояние или состояние ума, уровень самооценки или саморуководства, индивидуальный шарм, личностное обаяние – все глубинные составляющие нашего Я мгновенно отражаются в звуках голоса. Причем непроизвольно! Подчиняясь лишь законам Природы!

Анна: Какое впечатление создает невыразительный голос?

Алена: Чары внешней привлекательности, внешнего имиджа рассеиваются при первых же звуках невыразительной речи! Непривлекательный голос звучит неубедительно, фальшиво. Хотим мы того или нет, наши глубоко личностные особенности то и дело заявляют о себе в звуках нашей речи! Причем в манере говорить отражаются не только наши личностные достоинства, но и недостатки, комплексы…

Вера: Каким образом в манере говорить отражаются наши личностные комплексы?

Алена: Личностные комплексы в мгновение ока превращаются в речевые дефекты, говоря языком профессионалов по сценической речи, речевые зажимы. Дефекты внешности мы вполне можем скрыть с помощью косметики и одежды, удачного сочетания цвета и формы. С голосом же дело обстоит гораздо сложнее!

Речевые дефекты невозможно спрятать, затушевать, скрыть с помощью оптических иллюзий. Их можно только исправить!

Естественный женский шарм

Алена: Личностные особенности! Последние наполняют голос особым очарованием! Красиво звучащий голос придает особый шарм всему внешнему образу! Выразительный голос придает имиджу женщины неповторимое своеобразие! При красивом звучании голоса усиливаются чары внешней привлекательности!

Природа невероятно мудра! Она позволила человеку даже форму своей фигуры изменять искусственным образом, но на голос ее милость никак не распространяется!

Вера: Как это понять?

Алена: Природа предусмотрительно ограничила диапазон искусственного вмешательства человека в коррекции дефектов голоса. Ни виртуозы косметологи, ни талантливые хирурги не в состоянии исправить дефекты звучания речи того или иного человека, желающего увеличить выразительность речи! Красота и гармония голоса может быть открыта только самой его обладательницей, непосредственно Хозяйкой голоса, благодаря личным усилиям. Добиться привлекательного звучания голоса возможно только при свободном волеизъявлении!

Даша: Каким образом этого можно достичь?

Алена: Красиво звучит только голос, свободный от форсирования! Голос невозможно сделать выразительным без желания говорить, но и форсированный голос звучит неестественно, напряженно! О красивом голосе говорят, что он "течет свободно и легко". Привлекательный голос течет плавно и естественно! В свободном течении голоса заключается его красота!

Педагоги по выразительности речи и психологи разработали методики по «освобождению» красоты голоса, но без повседневной практики методики так и остаются всего лишь советами и рекомендациями специалистов.

Алена: Природа проявила еще одну хитрость в отношении человеческой речи. Для развития вокальной выразительности одной природной предпосылки оказывается крайне недостаточно!

Алена: Красивый голос – это искусство! Следовательно, нужны определенные дополнительные усилия по его совершенствованию! Звучание голоса каждого человека может быть прекрасным, но при одном условии – естественную красоту звучания речи необходимо в себе открыть! Природный колорит голоса нуждается в освобождении! Красота голоса нуждается в раскрытии!

Игра по освобождению природной красоты голоса

Алена: Именно одну из таких игр мы сейчас и освоим! Мы уже обучились нескольким развивающим играм, освоим еще одну, которая называется "Распознавание индивидуальной мелодии речи".

Игра по распознаванию мелодии речи научит нас более внимательно относиться как к звукам речи своих собеседников, так и к собственному вокальному самовыражению. Игра позволит нам выявить свои голосовые недостатки и наглядно продемонстрирует, каким образом наши личностные характеристики отражаются в звучании речи.

Даша: Какую роль мы освоим в этой игре?

Алена: Мы освоим роль Заинтересованных Слушателей и Собеседников, обладающих приятным голосом. Благодаря этой игре, мы получим еще одно представление об индивидуальных особенностях друг друга. В данном случае – особенностях голоса и речи. Игра покажет, как наши личные особенности дают о себе знать в характерной манере говорить.

Галина: Я никогда не придавала особого значения звучанию голоса!

Марина: Я тоже… Главное – передать смысл! Я больше придаю значение мимике собеседника, а не голосу.

Алена: Обычно в общении мы больше уделяем внимание смыслу сказанного, оцениваем мимику собеседников, выражение глаз и прочие невербальные сигналы поведения. Мелодия же речи проходит своеобразным фоном, вторым планом. Тем не менее этот второй план зачастую говорит о нас… в первую очередь!

В этой игре, немного изменив привычный способ получения впечатления о собеседниках, мы приобретем навык оценивания второго плана – звучание речи и ее выразительности.

Итак, освоим роль Заинтересованных Слушателей.

Кто хочет примерить на себе эту роль первой?

Ольга: Мне интересно поучаствовать в этой игре. Я с удовольствием научилась бы распознавать личностные особенности собеседников по звучанию их речи. Может быть, эта игра научит меня относиться более внимательно и к своей речи! У меня всю жизнь с голосом проблемы. Они мне уже порядком поднадоели. Я хочу, чтобы мой голос звучал красиво и ласкал слух собеседников.

В чем заключается моя роль в игре?

Алена: Мы продолжим разговор, а ты закроешь глаза и попробуешь распознать голос каждой из нас. Сконцентрируй внимание не на сути слов, а на тембре речи, высоте, мелодии, богатстве оттенков голоса каждой из участниц тренинга.

Еще раз напомню, что смысл этой игры заключается в смещении фокуса внимания со смысла сказанного: "Что сказано?" – на манеру говорить: "Как сказано? Каким голосом?" Во время игры внимание сконцентрировано на голосе – вслушиваемся, чтобы распознать личностные особенности собеседников. В повседневном общении внимание рассеянно – мы слушаем, чтобы понять смысл сказанного.

Когда все побывают в роли Заинтересованного Слушателя, мы обменяемся полученными впечатлениями.

Индивидуальная мелодия речи

Ольга: Поразительно, как отчетливо слышишь голоса, когда глаза закрыты. Как будто включаются дополнительные слуховые каналы или усилители звука…

Алена: Когда мы закрываем глаза, срабатывает физиологический закон компенсации – все остальные наши чувства обостряются, как бы просыпаясь от привычного полудремотного, пассивного восприятия действительности. Слух, тактильные ощущения, чувства вкуса и обоняния активно включаются в процесс оценивания сигналов, поступающих извне. В результате такой мобилизации органов чувств, наши ощущения обостряются, полученные впечатления оказываются четкими и ясными, лишенными стереотипного влияния зрительных образов. Аналогичное состояние обостренного внимания или высокой заинтересованности, возникают у нас в повседневном общении, когда что-то в происходящем для нас стало крайне важным, невероятно значимым.

Нелли: Меня тоже приятно удивило, как ясно вырисовываются наши "личностные звуковые портреты". Иногда полезно на время закрыть глаза и прислушаться к мелодии речи собеседников в реальных ситуациях.

Рита: Я так играю на своей работе постоянно. Как редактору книжного издательства, мне приходится довольно часто общаться по телефону с незнакомыми людьми, вести переговоры с заказчиками, договариваться о встрече с будущими авторами. Иногда приходится принимать важные решения, руководствуясь лишь полученным впечатлением по телефону. Как вы понимаете, распознавание личности собеседников по манере говорить, в том числе и по телефону, для меня крайне важно. Я по звучанию голоса составляю портрет своего собеседника, а потом при личном знакомстве проверяю, насколько он удачен.

Рита: Я заметила, что у человека с красивым голосом и внешность привлекательная. Прекрасный голос бывает у людей рассудительных, которые думают о том, что говорят. Обычно мне приятно и легко общаться с такими собеседниками. Они приятны во всех отношениях! Говорят не спеша, внятно и доходчиво. Ценят твое и свое время! Чего никак не скажешь о тех, у кого в интонациях речи слышатся металлические или дребезжащие нотки. Неприятное впечатление производят также те, кто торопится высказаться или тихо бубнит что-то невнятное себе под нос…

Юлия: Почему?

Рита: Переспросишь один раз, второй, третий, а потом махнешь рукой! У меня создается впечатление, что те, кто торопится высказаться или бубнит невнятно, себе под нос, только морочат мне голову! Они и сами себя не уважают, и к другим относятся невнимательно. По-моему, такие люди недостаточно заинтересованы в самом предмете разговора.

Ирина: Почему ты так думаешь?

Рита: Тот, для кого действительно важно быть услышанным, уделяет внимание и самой речи, и ее звучанию!

Индивидуальные особенности голоса

Алена: Что конкретно вы можете сказать об особенностях мелодии речи друг друга?

Какие личностные особенности, черты характера отражаются в звуках речи? Какими особенностями обладает голос каждой из нас?

Вера: Неожиданно для меня голос Ирины оказался мягким и глубоким. Первое впечатление о ней было абсолютно другое… Вначале Ирина показалась мне отстраненной и высокомерной. Теперь я все больше и больше убеждаюсь, что она просто беззащитна. Чтобы скрыть свою беззащитность, Ирина надевает «маску» Неприступности.

Нелли: Почему ты так считаешь?

Антонина: Даше сложно управлять интонацией, тембром. Как будто она существует сама по себе, а ее голос – сам по себе. Словно вовсе ей не принадлежит! Дашу явно не назовешь Хозяйкой своего голоса. Наверное, так же сложно ей управлять своим душевным состоянием…

Даша: Это точно! В неловких ситуациях я вообще теряю дар речи… Не могу выдавить из себя даже слова… Ужасно страдаю от этого!

Антонина: Глубины и… колорита, мягкости тембра. Даше обязательно необходимо стать Хозяйкой своего голоса.

Алена: Даша, как ты думаешь, что мешает твоему голосу?

Даша: Мой страх общения! Мне нужно поскорее избавиться от своей застенчивости! Моя неуверенность в себе отражается во всем! Даже в манере говорить!

Впечатление о личности по звукам речи

Алена: Какие еще впечатления вы получили?

Рита: Образ Анны у меня получился какой-то противоречивый. В ее голосе временами появляются режущие слух металлические нотки. У меня от такого тембра голоса возникает напряжение. Анна по характеру человек добрый и чуткий, очень привлекательная женщина! Но из-за неприятного звучания голоса она кажется холодной и черствой.

Анна: Я сама замечаю за собой это противоречие… Когда впервые услышала запись своей речи, то сама себя не узнала! Подумала: "Как неприятно иметь такой голос! Он звучит сухо, слишком официально!" К сожалению, мне не удается говорить иначе… В процессе игры я подумала, что звучание речи Галины напоминает мне мой собственный голос.

Алена: Что конкретно ты заметила в манере Галины говорить? Как ты описала бы ее голос?

Анна: В интонациях речи Галины я различила пренебрежительно-осудительные нотки: "Не отнимайте моего драгоценного времени! Если уж вы вызвали меня на откровение, то теперь слушайте и не прерывайте! Не отвлекайте меня своими глупыми разговорами!" В ее интонациях явно слышится: "Я человек крайне занятой. Зря меня не беспокойте!" Возможно, я и ошибаюсь…

Галина: Твои описания близки к истине… Я говорю "через силу". Вообще не очень-то большой любитель говорить. Предпочитаю слушать других. Разговор дается мне с трудом. Может быть, от этого в мелодии моей речи появляются металлические нотки. Когда мне приходится много говорить, мой голос становится болезненным, как после простуды. Я человек дела! Предпочитаю все сделать самой, чем что-то кому-то объяснять!

Юлия: Анне тоже нужно научиться выражать себя свободно и не бояться разнообразить свою речь эмоциями. Создается впечатление, что ее голос «зажат». Что-то мешает голосу литься легко и свободно. Я не могу точно сказать, что именно, но четко ощущаю какое-то препятствие …

Анна: Скорее всего, этим препятствием является отсутствие желания говорить… Я, как и Галина, не очень-то стремлюсь выразить себя в общении. Возможно, мне уже пора изменить свое отношение к общению. Я не хочу, чтобы мой голос звучал холодно и сухо!

Внутреннее зрение

Нелли: Когда я слушала голоса других, в моем сознании сразу же вырисовывался образ конкретного человека. Причем образ возникал чувственный и слегка измененный, отличный от зрительного впечатления, полученного ранее. Я четко «видела» особенности характера того или иного человека. У меня даже возникла мысль, что с закрытыми глазами я становлюсь в каком-то смысле более зрячей. Начинаю отмечать скрытые от поверхностного взгляда личностные достоинства и скрытые проблемы того или иного человека. Это было довольно забавно!

Алена: Опиши нам, что конкретно ты таким образом «увидела», почувствовала в характере Антонины?

Нелли: Временами голос Антонины становится тихим, а временами – пронзительным, будто она заставляет себя говорить, как бы выталкивает звуки… У меня, как собеседника, невольно создается впечатление, что она устала от беседы и хочет поскорее закончить наше общение. Так сказать, "закруглить разговор" и "замять его суть"… Как будто ей безразлично общение и она всего лишь делает собеседнику одолжение: "Если вы настаиваете, я останусь! Мне все равно!" Если бы Антонина в таком тоне разговаривала со мной до наших занятий, я бы поторопилась оставить ее в покое…

Антонина: Почему? Из-за неприятных ноток в голосе?

Нелли: Не совсем… Я бы почувствовала себя обременительной. Посчитала бы себя лишней, обузой. Я болезненно отношусь к пренебрежительному отношению к себе. Если моему собеседнику общаться со мной неинтересно, то стоит ли общение продолжать? Интересно, проявляется ли это в моей манере говорить?

Убедительный и неубедительный голос

Вера: Голос Нелли звучит неубедительно. Словно она постоянно сомневается: "Выразить мне свое мнение вслух или лучше оставить его при себе?" Я еще на предыдущих занятиях заметила, что после того, как Нелли все-таки решается высказаться, тут же обводит всех вопрошающим взглядом, как бы ища поддержки: "Правильно я сказала или нет? Не станет ли кто-то надо мной подсмеиваться? Не выгляжу ли я глупо?" Я тоже часто веду себя так же. Боюсь осуждения и не уверена в себе, боюсь сказать какую-нибудь глупость.

Нелли: Я сомневаюсь в себе постоянно! Да, в себе крайне не уверена. Но никогда бы не подумала, что моя неуверенность отражается в манере говорить!

Алена: Какие еще личностные особенности отражаются в звуках речи?

Ирина: Ольга – человек жизнерадостный и отзывчивый, компанейский, но мне показалось, что она спешит поскорее высказаться, как будто боится, что ее вот-вот прервут… Словно боится остаться невыслушанной, обойденной вниманием. Из-за этой спешки ее голос иногда становится слишком резким и высоким. Иногда Ольга говорит очень громко.

Галина: Я обратила внимание, что у Юлии голос звучит как-то жалобно. Мне кажется, что плаксивые нотки в голосе сильно портят впечатление о ней. Человека с таким голосом так и хочется пожалеть, успокоить, но уважения плачущая манера говорить никак не вызывает!

Марина: Я профессиональный переводчик, много говорю. Устаю "от говорения". С этим ничего не поделаешь!

Мелодия голоса

Когда слышишь чей-нибудь голос, перед глазами неизменно возникает образ этого человека. К своему же голосу мы настолько привыкли, что практически не обращаем внимание на его звучание. Зачастую мы даже и не подозреваем о многих особенностях своей речи. Нам даже не приходит в голову, что некоторые оттенки произносимых звуков создают о нас не совсем лестное впечатление. Красивая, то есть приятная для слуха, окраска звучания речи связана с согласованностью разума и эмоций. В этом случае и возникает покоряющий сердца неповторимый индивидуальный тембр! Если же в мелодии голоса преобладает "холодный разум" или же вся власть отдается на откуп "горячего нрава", то в речи появляются металлические или пронзительно-визгливые нотки, неприятно режущие слух. Некоторые особенности характера, связанные с самовыражением, легко определить именно по тембру речи. В манере говорить, как нигде, проявляется наше чувство меры. Так какая же мелодия слышится в звуках вашей речи? Как бы вы охарактеризовали свой голос?

Такая мелодия характерна для человека, только-только приступившего к пробе своих сил в искусстве самовыражения. Возможно, вы находитесь в подростковой фазе своего развития. И резкие перепады голоса отражают ломку привычных с детства способов адаптации при вашем столкновении с новыми жизненными ситуациями.

Другая версия – вы человек крайне неустойчивый, легко поддающийся смене настроения. Ваш голос резко колеблется то вверх, то вниз, подобно всей вашей жизни – с воодушевляющими взлетами и катастрофическими падениями. Вы остро реагируете как на первое, так и на второе, хотя, по-видимому, акцент все-таки делаете на неудачах. Судя по всему, у вас определенные проблемы с саморуководством.

Слушая вашу речь, невольно вспоминаешь о том, что всем нам не мешало бы быть более организованными и собранными. Но найдется немного желающих так же серьезно и сосредоточенно, как вы, поупражняться в тренировке волевых качеств. понятие «самоконтроль» вы понимаете буквально – "как способность контролировать свой каждый вдох и выдох".

С вами хорошо иметь дело по работе, но не очень – в личной жизни. И совсем не из-за отсутствия отзывчивости – вы вполне надежный и ответственный человек, на которого можно положиться. Просто в вашем общении не хватает душевного тепла. Порой собеседник, оказываясь рядом с вами, чуть ли не умирает от скуки. Вы явно экономите на экспрессивном самовыражении. Будь выв душе самым развеселым и компанейским человеком, в вашем обществе невольно испытываешь дискомфорт. Невольно создается впечатление, что дисциплиной и сверхусердием вы можете замучить до смерти не только себя…

Обратите внимание на состояние мышц шеи и плеч. При эмоциональном напряжении плечи поднимаются и напрягаются мышцы шеи, в результате чего дыхание затрудняется, а голос теряет опору и естественное звучание. Кстати, почему вы все время находитесь на пике возбуждения? Кажется, вы вот-вот сорветесь в бездну неконтролируемых импульсов.

Откуда это известно? Ваш голос звучит столь высоко, будто через секунду-другую оборвется. Поэтому находиться рядом с вами как-то тревожно, а может, и опасно. Если вдруг от страха и волнения вы "свалитесь вниз", то увлечете за собой и всех, кто в этот момент оказался рядом. Нет никаких гарантий, что шквал эмоций не затронет и тебя. Остается только молиться, что все образуется и каким-то чудом ваш разум возобладает. Хотя бы на некоторое время.

Кто говорит слишком тихо и невнятно, производит впечатление человека, напуганного собственным голосом. Это на самом деле так! Из-за неразборчивой речи даже вам становится неинтересно слушать себя. Что же говорить о других? Нужно иметь редчайший острый слух, чтобы разобрать ваш невнятный шепот. Или научиться распознавать слова по движению губ.

Вы слишком часто подчиняетесь любви к самосозерцанию и непомерно потакаете ей. Не дай бог нарушится комфорт! Понятно, что вы – человек сентиментальных чувств, а не активных действий. Но где же отыщешь охотников действовать за вас?

В вашем голосе чувствуется энергия и воля, способные сломить самое отчаянное сопротивление. Будь вы трижды добрым и отзывчивым человеком, от вашего режущего слух голоса мурашки пробегают по коже – так и хочется пулей броситься прочь.

Кому же понравится подвергать свои нервы жутким испытаниям? Неужели вы на самом деле так холодны и нечувствительны, каким кажетесь по голосу?

Ноющий голос не только отталкивающе действует на собеседника, но и оказывает пагубное влияние на настроение своего обладателя. А ваше эмоциональное состояние и без этого крайне неустойчиво. При звуках столь капризного голоса благорасположение окружающих мгновенно улетучивается. Теперь понимаете, почему близ вас никто надолго не задерживается? Ваш писклявый голосок напоминает, что имеешь дело, скорее, с ребенком, чем со взрослым. Нет надобности вслушиваться в содержание вашей речи. По интонации ясно, что вам нечего высказать, кроме вечных претензий, обид и недовольства.

Чего еще можно ожидать от человека, смысл бытия которого – в безоглядном бегстве от трудностей? Жизнь, по-вашему, кроме опасностей и разочарований, ничего не обещает.

Громовым гласом вы характеризуете себя как человека, скрывающего криком свою слабость. Говорящий слишком громко кажется агрессивным человеком – это во-первых. Во-вторых, вряд ли, демонстрируя мощь голосовых связок, можно снискать славу сильной личности.

Кто-то тратит силы, стараясь перекричать грохот Небесной Колесницы, а кто-то проявляет активность в более полезных делах. На то и другое одновременно ресурсов явно не хватит.

Умеренная речь дает немало возможностей для самовыражения – и вы это прекрасно понимаете. Умеренность в самоподаче позволяет варьировать ее глубиной и выразительностью. Вы выработали определенный стиль взаимоотношений с миром и хотите без путаницы, четко и ясно заявить о себе. Вы делаете ставку на саморуководство и, по всей вероятности, добились благодаря ему немалых успехов. Что и говорить, вы человек дисциплинированный.

Однако и у этого благородного качества есть оборотная сторона – нудноватость. Иногда при общении с вами не покидает ощущение, будто вы произносите заранее отрепетированную речь. Ни намека на волнение, ни оттенка смущения, ни нотки досады. Имейте в виду, можно быть виртуозом в выражении мыслей и при этом абсолютным дилетантом в выражении чувств.

Вы не претендуете на внимание окружающих и настолько боитесь показаться навязчивым, что на самом деле становитесь обузой. Кому же охота общаться с неинтересным человеком, ненавидящим самого себя? Вы так и норовите спрятать свою пассивность за чужой инициативой. Не потому, что Природа не дала вам силы, а потому, что вы ни за какие коврижки не отважитесь раскрыть свой потенциал.

Когда-то, давным-давно, вы встретились с непониманием и, отчаявшись найти с кем-либо общую точку соприкосновения, дали зарок впредь не напрашиваться на неприятности. С тех пор прошло много лет, но по-прежнему удача улыбается вам крайне редко… и только потому, что вы никак не решитесь распрощаться с прежней неудачей.

Грудной голос еще называют бархатным, оттого что он так же ласкает слух, как и этот чудный материал ласкает руки при прикосновении. Оказавшись однажды зачарованным волшебной мелодией бархатистой речи, возвращаешься к вам снова и снова, не в силах расстаться с проникновенной чуткостью и наивной, почти детской непосредственностью. Ваша чувственность естественна, как сама Природа! Кажется, что ваш голос идет из самых глубин души! Даже когда вы сморозите глупость, на вас невозможно обидеться – дитя тоже не ведает, что творит!

Ваши мысли так же естественны, как и голос. Так стоит ли удивляться, что вы то и дело попадаете в щекотливые ситуации. Чего вам не занимать, так это желания покрасоваться собой и, разумеется, бархатистой речью. Словно ребенок, вы жаждете восхищения. Да разве можно вас за это винить? Ведь создание гармонии всегда и во всем составляет суть вашей жизни!

«Я ненавижу свой голос!» – или История Юлии

Юлия: Мне всегда стыдно за свою манеру говорить. Я тоже застенчива и не уверена в себе. Высказать свое мнение для меня мучительно. Когда меня спрашивают о чем-либо, то я моментально теряюсь – краснею, бледнею и не могу произнести ни слова. Иногда непроизвольно говорю что-нибудь язвительное. Затем переживаю и корю себя за свое косноязычие… Положение бывает крайне невыносимым. Мне хочется спрятаться, отгородиться от всех и вся, от всего мира! Для меня говорить – страшное мучение!

Свой голос я просто ненавижу. Я на дух не выношу его звуков! Мне трудно общаться не то что с незнакомыми, но даже с друзьями. Особенно мне тяжело дается общение со всевозможными начальниками. В общении с ними чувствую себя полным ничтожеством! Чиновников боюсь как огня! Оказываясь в официальных учреждениях, я не могу связать даже несколько слов. В голове возникает хаос, мысли путаются, на душе становится муторно…

Антонина: Что тебя так пугает в общении?

Юлия: Мне становится просто физически больно от мысли, что собеседник в душе смеется надо мной. Иногда я начинаю всех подряд ненавидеть. Из-за этого даже боюсь смотреть людям в глаза. Завидую тем, кто чувствует себя комфортно в любой ситуации и умеет спокойно общаться с разными людьми…

Когда мне приходится говорить в небольшом кругу людей, выступать публично, я чувствую себя ужасно скованно. И так волнуюсь, что оказываюсь не в состоянии ясно выразить свои мысли. Что там выразить! Я их не могу собрать, не могу сосредоточиться, забываю, что хотела сказать… Мое лицо становится красным, бросает в жар. Я вообще теряю дар речи. Голос становится каким-то тоненьким и сюсюкающим, словно говорит не взрослая женщина, а пятилетняя девочка. Меня по сто раз переспрашивают, отчего я тушуюсь еще больше. Короче говоря, выгляжу абсолютной дурочкой.

«Я прихожу в ужас от необходимости говорить!»

Рита: Ты заметила, когда начала так болезненно реагировать на звучание своего голоса?

Юлия: Началось это тогда, когда я впервые услышала свой голос, записанный на магнитофон. Это был именно такой тип голоса, который мне всегда казался отвратительным. Мне всегда было неловко общаться с теми, кто так разговаривал. Мне становилось смешно, когда другие говорили детскими голосами с визгливо-сюсюкающими нотками.

Нелли: Ты пробовала как-то изменить звучание голоса?

Юлия: Нет! По сей день я искренне верила, что одни рождаются с красивыми голосами, а другие – с отвратительными. Как у меня! Считала, что мне на роду написано приходить в ужас от звуков собственной речи и всю жизнь от этого страдать… Я считала, что голос не исправить! Отсюда и моя жуткая неуверенность в себе, и ощущение ущербности. Как я могу нравиться другим с такой визгливой речью?! И уже примирилась с мыслью, что мне всю жизнь придется только завидовать тем, у кого голос звучит красиво и естественно… Я обожаю глубокий и проникновенный голос! В нем столько душевности и теплоты!

Алена: Не спеши примиряться с тем, что тебя не устраивает! Примирение с дефектами слишком дорого нам обходится. Завистью тоже делу не поможешь!

Каждому человеку вполне под силу «освободить» красоту своего голоса. Дефекты звучания речи исправить вполне возможно. Коррекция потребует времени и дополнительных усилий, но они окупаются с лихвой!

Юлия: Желание исправить свою «детскую» речь у меня огромное! Я настолько устала от своих страхов и стыда, что могу днем и ночью делать всевозможные упражнения.

Алена: Днем и ночью заниматься коррекцией речи – это уж слишком! Тем не менее предпринять некоторые усилия действительно необходимо.

Голос как индикатор душевного состояния

Зоя: Мне тоже мой голос не нравится, у меня даже настроение ухудшается, когда я слышу свою речь… Когда впервые услышала себя со стороны, во времяпрослушивания магнитофонной записи, мне было ужасно стыдно за себя. Мой голос был какими-то монотонным, тихим и неразборчивым. Одним словом, мой голос был ужасно занудным. Я бы очень хотела исправить свои дефекты, сделать голос более приятным.

Алена: Существует множество великолепных упражнений, которые нам в этом помогут.

Научившись управлять голосом, его тембром и высотой, мы не только приобретаем красиво звучащий голос, но и власть над своим эмоциональным состоянием. Мы часто не замечаем, что, даже находясь в хорошем настроении, по привычке говорим вялым, ноющим голосом. Заунывная мелодия речи не только отталкивающе действует на собеседника, но и оказывает пагубное влияние на нас самих.

Ирина: Каким образом?

Алена: Хорошее настроение, «зараженное» пониженным тонусом голоса, улетучивается само собой.

Искренний голос

Нелли: Мне сложно распознать «дефекты» своего голоса. Как понять, что именно нуждается в коррекции?

Алена: Для анализа характерных особенностей звучания своего голоса можно использовать приведенные ниже шкалы. Вначале оценим общее впечатление от голоса, затем приступим к оценке его непривлекательного звучания.

К тому же улыбка и положительные эмоции в буквальном смысле разглаживают морщины! Так что хмуриться не выгодно в любом случае! Куда полезнее встречать каждый день очаровательной улыбкой!

Ласкающая слух мелодия приятного голоса оказывает на собеседников незабываемое впечатление! Живая игра естественно звучащего голоса придает всему выразительному образу женщины особый шарм, особое очарование! Улыбка же делает это очарование магическим!

Говорят, что в глубине глаз отражается человеческая душа. По аналогии с этим голос можно назвать отражением характера. С помощью интонации можно придать речи теплые нотки радости и даже сделать так, чтобы другой человек вновь поверил в свои силы. В голос можно внести оттенки эгоизма и даже высокомерия. Женский голос и манера разговаривать — поэтому предельно важно адекватно оценивать не только суть своих слов, но также и то, каким образом звучит ваш голос для окружающих.

Распространена поговорка, согласно которой любить ушами присуще именно женщинам. Однако для мужчины тоже имеет огромное значение, как звучит голос его собеседницы. Если речь льется, словно приятная мелодия, то это не может оставить равнодушным никого.

По этой причине приятный тембр голоса может стать прекрасным дополнением к образу. Мужчины разные женские голоса воспринимают неоднозначно. Какая-то манера говорить будет сильнее привлекать мужчину, а какой-то голос может родить в мужской голове мысль, что лучше бы походила на немое кино.

Считается, что мужчинам приятнее слышать довольно мягкий и низкий голос. Как говорил один знаменитый писатель, мужчины не перестанут восхищаться той из женщин, голос которой словно бархатный. И на самом деле, влюбиться в женщину с низким голосом нетрудно.

Низкий тембр голоса словно насыщает речь самодостаточностью, уверенностью и силой. Внешне такие женщины могут казаться недоступными. Но именно такое качество и пробуждает в мужчинах инстинкт завоевателя. Если мужчина относительно долго общается с такой особой, то у него непременно появляется огромное желание сделать ее своей «добычей».

Очень сексуальным мужчины считают такую манеру разговаривать, когда слова произносятся словно с придыханием. И о чем бы конкретном ни разговаривала в такой манере женщина, ее слова, переплетаясь с дыханием, будут словно сообщать мужчине, что он ей очень интересен как сексуальный партнер. Можно с некоторой оговоркой считать, что тем женщинам, которые обладают высоким голосом, повезло несколько меньше.

У мужчины очень высокие и пронзительные нотки совершенно неосознанно будут ассоциироваться с детством, незрелостью или капризностью. Мужчина сразу решит, что в отношениях ему придется играть роль отца. Но есть, однако, немало и таких мужчин, которые как раз и видят себя в этой роли, если речь идет об отношениях с женщиной.

Данный «вариант» окажется подходящим для тех из мужчин, которые продолжают всю жизнь оставаться детьми. В женщинах, говорящих в подобной манере, инфантильные мужчины видят нужную им в жизни опору.

Заинтересовать сильного мужчину без особых сложностей сможет очень кроткая девушка. И если она хочет обрести защиту в таком мужчине, то выразить такое желание она может при помощи мелодии своего голоса. При первой встрече рекомендуется говорить с мужчиной тихо и максимально размеренно. Обязательно выдерживайте смысловые паузы, исключите из речи резкие обороты и слова.

Почаще используйте метафоры и разные прилагательные. Следите также за своими жестами и мимикой. Такие элементы должны стать гармоничным дополнением речи. На мужчин хорошо действует несколько притупленный взгляд, очень плавные движения руками. Однако не делайте свой голос совсем уж безжизненным. Привлечь мужское можно и при помощи легкой эмоциональности в речи.

Если вам важно покорить сердце покладистого мужчины с мягким характером, тогда в голосе должна иметься сила. Говорить в таком случае нужно четко, предельно ясно и с некоторой эмоциональностью. Ваш взгляд при этом обязательно должен излучать уверенность.

Всегда помните о том, что невербальные средства, используемые в общении, не должны вступать в противоречие с мелодией вашего голоса. Так, если вы говорите очень сексуально, а ваш голос по-настоящему завораживает, тогда не стоит жестикулировать резко и ходить так, словно вы опаздываете на деловое совещание. Беседуя с мужчиной, следите за временем.

Всегда соблюдайте логические паузы. Установлено, что мужчины внимательно способны слушать женскую речь не более двадцати секунд. Все сказанное позднее мужчина либо пропустит мимо внимания, либо вовсе начнет раздражаться. Единственное, что мужчины готовы слушать всегда и сколь угодно долго, так это комплименты в свой адрес, произносимые сексуальным и очень мягким женским голосом.

Довольно сложно будет завоевать внимание мужчины, если девушка в себе не уверена или привыкла в разговоре жаловаться на собственную жизнь. Интонация помимо желания человека может выдать все его проблемы. Мужчину будет раздражать очень невнятная речь, наполненная протяжными звуками или постоянными запинками. Такая манера разговаривать будет словно сообщать мужчине, что девушка нуждается в постоянной заботе о себе.

Раздражает мужчин и явная напористость в голосе, которая постепенно переходит в агрессию. Почти всегда отрицательные эмоции у мужчин вызывают «стальные», командные нотки в женском голосе. Мужчины ищут в женщине, а значит и в ее голосе, заботу и нежность. Напряжение у мужчины будет вызывать слишком активная быстрая речь и голос, наполненный жесткими нотами.

Настоящие мужчины всегда тяготеют к мягким и покладистым женщинам, речь которых очень пластична и нежна. Можно даже сказать, что если при такой манере разговаривать женщина обладает еще и низким голосом, то все мужчины будут в ее власти. Если вы хотите научиться разговаривать сексуально, то можно попрактиковаться на следующих упражнениях.

Настоящим заточением для свободного потока мягкого голоса можно считать черезчур скованное тело. Поэтому начинать работу по выработке мягкого бархатного голоса нужно с устранения любых зажимов. Вы должны позволить собственному телу максимально полно раскрыться. От этого и ваша внутренняя сексуальная энергия обретет свободу и начнет струиться вверх.

Голос в результате наполнится нежностью и станет очень привлекательным. Снять оковы с тела можно при помощи занятий танцами. Сделав тело более пластичным и гибким, более сексуальным сделается и ваш голос. Уроки вокала тоже имеют значение в выработке эротичного голоса. Возьмите несколько уроков у опытного педагога. Он непременно покажет вам, как нужно правильно дышать.

Правильное дыхание удалит зажимы, которые выступают помехой к тому, чтобы голос звучал мелодично. Начинать день рекомендуется с озвучивания какой-нибудь нежной песни. А можно и станцевать под звучание своего голоса. При помощи интонации мы можем точнее донести до собеседника свои мысли.

Вспомните, как вам бывает трудно слушать очень монотонную речь. Вас при этом не хватит надолго, чтобы адекватно воспринимать информацию. Поэтому манеру разговаривать на ряду с интонацией тоже нужно тренировать. Тренировка может сводиться к тому, что в течении нескольких минут вы должны читать отрывки из книг.

Громкость голоса влияет на то, каким образом вас воспримет собеседник. По этой причине отрегулировать стоит и данный параметр. Можно применить такое упражнение. Проговорите числа от единицы до десяти. Делать это нужно с разной громкостью. Затем постарайтесь оценить, какое именно звучание будет для вас оптимальным. Ваша речь будет более приятной, если вы научитесь четко формулировать собственные мысли. Именно через такое умение человек производит впечатление очень уверенного в себе.

Можно репетировать , находясь перед зеркалом. Но при этом следите за жестами, взяв их под контроль. Ведь даже, если вы будете говорить предельно ясно и четко, двигая руками суетливо, вы выставите свое сомнение напоказ. Понаблюдайте за тем, как двигаются кошки. Именно кошка для всех мужчин выступает наиболее привлекательным образом.

Вы тоже должны почаще представлять себя в образе кошки. От этого ваши жесты наполнятся особой грациозностью и плавностью. Если вы хотите сделать свой голос нежным, обволакивающим, мягким и сексуальным, то разрешите себе иногда мурлыкать или даже мяукать словно кошка. Это несомненно приблизит вас к заветной цели.

Ы; ж. [франц. manière] 1. (обычно с инф.). Образ или способ действия М. резко говорить. М. держаться высокомерно. М. постоянно шутить. // Обыкновение, привычка. М. томно закрывать глаза. М. долго пить чай. М. ходить, размахивая руками. 2. только… … Энциклопедический словарь

манера - ы; ж. (франц. maniere) см. тж. манерный 1) а) обычно с инф. Образ или способ действия Мане/ра резко говорить. Мане/ра держаться высокомерно. Мане/ра постоянно шутить. б) … Словарь многих выражений

Надпись на кансай бэне: «Приставать нельзя! Абсолютно нельзя! (яп. チカンはあかんで。ゼッタイあかんで。 … Википедия

- (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… … Философская энциклопедия

Синфест (англ. Sinfest Праздник Греха) веб комикс, который сочиняет и рисует художник Тацуя Исида (Tatsuya Ishida), американец японского происхождения. Первый эпизод появился в интернете 17 января 2000 года. Изначально новые… … Википедия

Ы, ж. 1. Образ или способ действия. Вообще эта резкая манера подчеркивать правду вначале несколько ошеломляла. Вс. Иванов, Пархоменко. Манера говорить у Сергея была такая, что не поймешь, то ли он шутит, то ли говорит серьезно. Солоухин, Мать… … Малый академический словарь

И; ж. [лат. declamatio] Выразительное чтение художественных произведений; искусство выразительного произнесения стихов и прозы. // Напыщенная, искусственно приподнятая манера говорить; напыщенные слова, речи. ◁ Декламационный, ая, ое. * * *… … Энциклопедический словарь

Расовые исследования - (Rassenforschung), этнологическая дисциплина, введенная по распоряжению Гитлера для обязательного преподавания в школах и университетах Третьего рейха в соответствии с нацистской расовой доктриной. Степень научности этого предмета можно понять из … Энциклопедия Третьего рейха

декламация - 1) Выразительное чтение художественных произведений; искусство выразительного чтения стихов и прозы; 2) перен. напыщенная, искусственно приподнятая манера говорить; напыщенные слова, речи. лат. declamatio «упражнение в красноречии;… … Историко-этимологический словарь латинских заимствований

I (Stál) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Распутин. Почему? , . Целых 14 лет, с 1946-го по 1960 год дочь Григория Распутина Матрена, бежав из России, писала эту книгу, так и не решившись опубликовать ее. "Весь мир отца, его поведение, манера говорить, сам…
  • Распутин. Почему? Записки об отце , Распутина, Матрена Григорьевна. Целых 14 лет, с 1946-го по 1960 год дочь Григория Распутина Матрена, бежав из России, писала эту книгу, так и не решившись опубликовать ее… "Весь мир отца, его поведение, манера говорить, сам…

К невербальным средствам самовыражения, используемым при коммуникации, относится и манера говорения ее участников. Она тоже предоставляет материалы для некоторых выводов об их личностных свойствах и состояниях.

Умение говорить обычно высоко ценится. Оно является одним из самых эффектных средств произвести положительное впечатление или просто понравиться противоположной стороне.

Сама манера говорения производит на окружающих неодинаковое впечатление - она может нравиться, не нравиться или быть нейтральной.

Если ей присущи меткость и уместность слов, доброжелательность и остроумие, у такого общающегося есть шанс произвести благоприятное впечатление и, следовательно, положительно решить свой вопрос или добиться от других необходимой информации или реакции.

Иногда утверждают, что использованная при коммуникации ее участниками тональность имеет для нее почти такое же значение, как и информационное содержание говорения. Это, конечно, преувеличение, но отрицать ее значение нет оснований.

Прислушиваясь к ним, с большей или меньшей степенью вероятности можно определить возраст человека, которому они принадлежат, его физическое состояние, пол, настроение и т. д.

Манера говорения также позволяет сделать некоторые выводы о социальном и правовом статусе участника коммуникации, об его культурном уровне, отношении к нормам морали, профессии…

Для этого обращают внимание на то, как он произносит слова, делает в них ударения, какие использует словесные конструкции, какова его лексика, правильное ли семантическое значение он придает используемым словам, редуцирует ли безударные гласные, не глотает ли последние слоги в словах. Тон голоса - важный показатель для понимания чувств говорящего. Обращая внимание на него, нетрудно обнаружить печаль и гнев, а вот наличие ревности и нервозности проявляется не так ярко.

Чаще всего для выражения недоверия, радости и энтузиазма общающимися используется высокая голосовая тональность.

А вот для выражения усталости, горя и печали такая тональность мало уместна. Они передаются мягким и приглушенным голосом с понижением тональности к концу каждого предложения.

Высокая тональность используется и тогда, когда есть стремление верховодить в разговоре, навязать свое мнение окружающим, продемонстрировать им свое неуважение или просто их оскорбить.


Высокий или резкий тон вообще мало приятен для слухового восприятия и сам по себе, независимо от содержания говорения, не вызывает восторга у слушателей.

Для коммуникации предпочтительнее всего спокойный, уверенный тон, который невольно вызывает симпатию и благорасположение противоположной стороны.

Чтобы манера говорения производила на других благоприятное впечатление и была, следовательно, результативной, нужно при общении руководствоваться определенными правилами.

Долгий беспрерывный односторонний монолог ослабляет внимание и восприятие партнера, утомляет и может вызвать у него скуку. Поэтому стараемся говорить недолго, но часто.

Тех, кто страдает «недержанием речи», люди мало уважают и стараются не затягивать с ними коммуникацию. Кроме того, «болтуна» обычно мало и невнимательно слушают.

Тот, кто много говорит в обоснование своей позиции, далеко не всегда достигает этим позитивного результата.

Не очень разумно поступает и тот, кто, общаясь с другими, много и часто ведет речь о себе любимом или несчастном, о своих делах, здоровье, достижениях, родственниках и знакомых.

Не следует увлекаться употреблением трудных для понимания сложных синтаксических конструкций, обилием придаточных предложений. Лучше использовать короткие и легкие для восприятия фразы.

Человек, который при общении больше молчит, чем говорит, не всегда остается в проигрыше. Хотя о нем обычно думают, что он или осторожен, или скромен, или «себе на уме», или что у него извилины «не те».

Это дает ему возможность лучше понять других, осмыслить складывающуюся ситуацию и в подходящий момент приступить к говорению.

Молчание также позволяет дозировать степень своей открытости, постепенно раскрывать свои карты. Однако им не следует излишне увлекаться, поскольку это не всегда бывает уместно, может породить в коммуникации скуку и недоброжелательное отношение к молчуну.

Преувеличенность в выражениях часто бывает неуместной и может породить у слушателей совсем не те эмоции, на появление которых рассчитывает говорящий.

Задавать вопросы общающимся не возбраняется, но проявлять при этом особую прыть вряд ли стоит. Они, прежде всего, должны быть уместными.

Скорость говорения - тоже объект внимания, поскольку она может отражать чувства говорящего.

Колебания в его скорости обычно присущи для легко возбудимых, неуверенных в себе или недостаточно уравновешенных людей.

Скорость речи увеличивается, когда человек взволнован, обеспокоен или говорит о своих личных проблемах, которые его очень волнуют. Это же имеет место, когда нас хотят в чем-либо убедить или уговорить.

Об угнетенном состоянии, горе, усталости или высокомерии обычно свидетельствует медленный темп речи.

Когда человек недостаточно уверен в себе, это тоже сказывается на темпе его речи - он с трудом подбирает слова, чтобы выразить свои мысли.

Иногда проявляющиеся при говорении недостатки свидетельствуют об эмоциональном стрессе или о том. что собеседник пытается вас обмануть.

Характер произношения - тоже повод для размышлений в процессе коммуникации. Четкое произношение нередко отличительная черта внутренне дисциплинированных людей.

А нечеткое является основанием для вывода о том, что партнер имеет изъяны в культуре речи или недостаточно критически к себе относится.

Когда же хотят продемонстрировать уверенность в своих силах и решительность, произношение становится подчеркнуто отчетливым.

У многих разозленных людей учащается дыхание, и они пропускают воздух через ноздри с такой силой, что это сопровождается малоприятными звуками, напоминающими храп.

Покашливание может быть не только следствием простуды, но и прочищением горла в состоянии нервозности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: