Грудной ребенок 3 месяца развитие. Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост

Итак, вашему малышу уже три месяца, и все домашние уже привыкли к тому, что буквально ежедневно вас ожидают приятные новости. Каждый раз, как вы наклоняетесь к кроватке, можно видеть, что ребенок радуется вам и любому предмету. Это неудивительно — ведь к этому возрасту ускоряется нервно-психическое и физическое развитие. Поведение малыша становится более осознанным, зрительные, слуховые и осязательные ощущения уже более осмысленны и перестали быть инстинктивными.

Ребенок может сделать паузу, и вы прекрасно это поймете. Его улыбка стала постоянным спутником – он радуется знакомым лицам и предметам, осознанно машет ручками и ножками, стали более подвижны его туловище и шея. Он постоянно ищет новые образы, обследует пространство, задерживает взгляд на интересных предметах. На четвертом месяце самой интересной игрушкой для малыша является он сам. Очень нравится ему рассматривать собственные ручки.

Кажется, что малыш напряженно пытается узнать о себе все — кто он, где, что чувствует. Ощупать ротик, носик, подбородок, личико и похлопать, пощипать или даже поцарапать. Физиологический тонус постепенно исчезает, и движения становятся мягкими и расслабленными, или энергичными и активными. Малыш на третьем месяце стал тяжелее на 700-800 граммов, вырос на 2, 5 см. Кстати, обязательно измеряется и объем грудной клетки. Так вот, у девочек на 3 месяце эти показатели в среднем меньше — 40 см, когда как у мальчиков – 41,5 см.

Развитие ребенка в 3 месяца (что должен уметь)

Кроме рассматривания своих ручек, в этом возрасте малыши открывают их и с другой стороны – они сжимают и разжимают пальчики, наблюдают за движением руки. Он начинает осознавать, что это его собственная рука, и он может ею управлять. Он трогает, хватает, удерживает погремушки, шарики, колечки и пытается подносить их ко рту. Все вещи в руках он воспринимает как продолжение тела, а не как отдельные предметы и не беспокоится, когда они выпадают из руки. Попытки все трогать означают развитие тактильных ощущений, укрепление пальчиков, познавательный интерес.

Также он меняет способ сосания – теперь он способен вертеть головкой в поисках соска, затем ухватывает его губами. Все что оказывается него во рту, он начинает сосать — собственный пальчик, мамину одежду, пеленку или погремушку. Но для малыша очевидна разница — утоление голода или простые сосательные движения. Он охотно сосет пустышку в сытом виде, но выплевывает ее, если голоден. В возрасте 3 месяца малыши начинают контролировать движения головы, хорошо держат головку на руках у взрослых, слегка поворачивают ее в стороны. Лежа в кроватке, они переворачиваются с боку на бок, пытаются сгибать колени – первые попытки ползания.

Малыш легко поднимает над головой ручки. Большинство детей этого возраста осознают то, что они слышат и видят. Например, они поворачиваются на звук колокольчика, чтобы увидеть его. Зрительные и слуховые способности продолжают совершенствоваться. При возникновении незнакомых звуков он сначала замирает, но потом начинает двигаться. Он различает телефонные звонки, шорох при движении, даже шелест занавесок. Ладошками он исследует окружающие вещи, замечая разницу между твердым и мягким предметом. Ему нравится, если в ладонь попадает что-то мягкое. Так постепенно накапливается информация об окружающем мире.

Уход за ребенком в 3 месяца

1. Умывание. Уход за малышом начинается с ежедневных гигиенических процедур. Каждое утро нужно умывать малыша — протирать тампоном, смоченным в простой теплой воде. Меняйте тампоны, потирайте ему глазки — у малыша уже работают слезные железы.

2. Чистите ватными жгутиками ушки и носик. Остригайте ногти по мере вырастания, закругляйте х, чтобы малыш не царапался.

3. Купание. Процедуры должны проводиться ежедневно до кормления, при температуре 36 – 37 градусов, с мылом нужно мыть только 1-2 раза в неделю.

4. Проводите закаливающие процедуры и массаж, обтирания, обычно с такими упражнениями знакомят в детской поликлинике.

Питание ребенка в 3 месяца

Если малыш находится на грудном вскармливании, проследить количество съедаемой пищи трудно, примерно это должно составлять 800 — 850 г. При 6-разовом кормлении это 120 — 140 г. за один раз. Необходимое количество молока рассчитывается таким образом: вес ребенка делится на шесть. Если есть необходимость, ребенка нужно докормить, используя специальные молочные смеси. Дополнительно назначается витамин Д.

Нельзя кормить малыша молоком или кефиром из обычного магазина — там слишком много микробов. Лучше обратиться на молочную кухню, и обязательно проконсультироваться у педиатра. В 3 месяца начинается первый прикорм – 1 ложечка фруктового пюре и сока, после кормления, 2 раза в день. Сок вводить по капелькам и внимательно следить за состоянием ребенка. Начинать прикорм рекомендуется с яблочного пюре.

Режим дня ребенка в 3 месяца

После третьего месяца малыш уже живет по режиму дня и бодрствования, спит 16 — 17 часов в сутки, дневной сон 4 раза по 1,5 — 2 часа. Количество кормлений остается прежним — 6 — 7 раз в сутки. Ребенок должен много времени проводить на свежем воздухе — 5- 6 часов в день с ним необходимо гулять на улице. За исключением морозов выше 10 градусов.

Солнечные лучи укрепляют организм и в нем вырабатывается витамин Д, который просто необходим для повышения иммунитета и профилактики рахита и анемии. В крайнем случае, выносите коляску на балкон или лоджию, только следите, чтобы не попадали прямые солнечные лучи или дождь. Особенно тщательно предохраняйте малыша от сквозняков.

Занятия с ребенком в 3 месяца (как развивать)

Трехмесячный малыш стремится все потрогать, подвигать кистью, и в этом скрывается большой развивающий момент. Это и укрепление мышц пальчиков, тренировка тактильных ощущений. Чтобы был простор для такой деятельности — помогите ему.

1. Используйте подвижные игрушки, но укрепите их между прутьями кроватки. Малыш с удовольствием будет задевать их ножками или ручками, чтобы услышать знакомый приятный звук.

2. Тактильные ощущения развивайте, вкладывая в ручку разные ткани — мягкие, шершавые, жесткие. Можно скрепить кусочки бархата, вельвета, мешковины бельевой прищепкой. На разной высоте развесьте твердые и мягкие предметы.

3. Развивайте и зрительное восприятие — наденьте крохе манжетки или носки на одну ногу или руку, затем поменяйте, и наконец, оденьте на ноги и руки.

4. Подражайте звукам ребенка, глядя ему в глаза. Пойте ему песенки во время купания, упражнений.

5. Физические упражнения — укрепляйте ножки и ручки младенца. Положите его на спинку, и двигайте ножками (упражнение велосипед), ребенок сам начнет подталкивать ваши руки! Удерживая за ножки, приподнимайте малыша. Подтягивайте его за ручки – это первые навыки садиться.

Игры и игрушки для детей в 3 месяца (как развлекать)

Трехмесячный ребенок примерно 3-5 минут может воспринимать стишки или музыку. Игрушки и привлекают его, он тянется к ним, пытается схватить. Играйте с ним, давайте ему в руки предмет и тяните, будто забираете. Рассказывайте ему на прогулке все, что происходит вокруг, если он не спит. Очень любят малыши потешки, которые достались нам в наследство от бабушек — например, «сорока-белобока».

Смастерите двухстороннюю куклу-тарелку, на которой с разных сторон нарисуйте рожицы с разным выражением лица. Малыши любят наблюдать за сменой рожиц, когда вы поворачиваете тарелку перед глазами. Он должен видеть и печальные и радостные выражения. Эта игрушка будет очень интересна малышу. Показывайте ребенку картинки, называйте предметы, сопровождайте звуками животных их изображения. Помните главные правила — чистые игрушки и отсутствие острых краев.

Медицинское наблюдение в 3 месяца

В три месяца врач должен внимательно осмотреть ребенка и оценить развитие органов и систем. Малыш приподнимается на локтях, удерживает головку, оживляется при приближении к нему. Отчетливо сосредотачивается, прислушиваясь, гулит. Кроха захватывает кисти и подолгу рассматривает свои руки. Если к окончанию третьего месяца малыш не интересуется своими руками — сообщите об этом педиатру – это повод провести дополнительные исследования.

Врач осматривает соответствие развития, дает рекомендации, при необходимости направляет к другим специалистам. Обсуждается проведение прививок и лечебно-оздоровительных мероприятий (массажа, упражнений). Если вы по каким-то причинам не можете посетить врача (например, из-за болезни), врач может сам прийти к вам и провести необходимые измерения.

Маленький член семьи уже более трех месяцев живет в доме, и родители могут расслабиться и забыть о том, что ребенок еще совсем маленький, плохо воспринимает шум и большое количество людей. Помните, что нервная система малыша еще не окрепла и не стоит устраивать шумные вечеринки и включать очень громко музыку или телевизор. Повышенная возбудимость может выражаться в плаксивости, изменении мышечного тонуса. Но гостей все же приглашать стоит и лучше, если одним из них будет такой же малыш. Они обязательно заметят друг друга, к тому же интересно будет пообщаться и обменяться опытом.

В возрасте 3 месяца время ночного сна составляет около 6 часов. Что делать, если малыш плохо спит, часто просыпается, плачет? Саму маму это может очень угнетать, так как она не высыпается, чувствует себя постоянно уставшей. Некоторые укладывают детеныша спать рядом с собой — это успокаивает его и облегчает контроль. Прекрасно, если малыш при этом успокаивается.

На самом деле беспокойный сон может иметь причину.
— Боли в животе, колики. Особенно обостряются во время перехода к искусственному вскармливанию.
— Прорезывание зубов.
— Аллергия на пот — ребенок ощущает зуд при потнице.
Простудные заболевания. Нужно померить температуру и потрогать лоб.

Если какая-то из причин не проходит – нужно вызывать врача. Иногда малыш капризничает только потому, что ему холодно или жарко. Чтобы определить, что он замерз, потрогайте носик и складочки на ногах и руках — если они теплые, ребенку не холодно. Слишком кутать также не рекомендуется, так как могут возникнуть опрелости и потница, с которыми придется бороться длительное время.

Каждый новый день ваш малыш приобретает не только массу неповторимых впечатлений, но и необходимые навыки в развитии. Поэтому родителям так важно знать что должен уметь ребенок в три месяца?

На протяжении первых месяцев ребенок привыкал к самостоятельной жизни. Он уже адаптировался в новой среде и начинает осознанно себя вести.

Родителей интересует, какого же уровня достигает развитие ребенка в третий месяц жизни, правильно ли происходит формирование маленького организма.

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка - это совокупность морфофункциональных особенностей организма, отражающих процессы биологического созревания малыша. Это позволяет определить выносливость и работоспособность крохи.

На протяжении первых месяцев жизни происходит существенная прибавка в росте и в весе. Параметры у мальчиков и девочек имеют сходные значения.

Малыши должны проходить ежемесячный профосмотр у педиатра, на котором врач измеряет антропометрические показатели. К третьему месяцу вес увеличивается в среднем на 850г, рост на 4см.

Эти данные имеют непосредственное отношение к нормальному физическому развитию ребенка в три месяца. Если значения идут на убыль, то врач-педиатр назначает комплекс лечебно-диагностических мероприятий.

ВАЖНО! Если у ребенка маленькая прибавка в весе, не спешите переводить его на смесь. Нужно проанализировать качество кормления грудью , и устранить ошибки!

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие - это собирательное понятие, отражающее уровень интеллекта и двигательной активности младенца. Показатели подбираются в зависимости от врожденных и приобретенных навыков малыша и его возраста. То, что должен делать ребенок в три месяца, разбивается на соответствующие категории:

  1. Грубая моторика - это движения, затрагивающие работу крупных мышц тела:
  • если младенца положить на живот, то он вытянет ручки вперед, образовав прямой угол в локтевом суставе;
  • симметрично опираясь на предплечья, голова и грудь фиксируется на весу;
  • ноги распрямляются, таз опускается до уровня поверхности, смещая за собой центр тяжести;
  • переворачивается со спины на бок, читайте как научить ребенка переворачиваться >>>;
  • малыш устойчиво лежит на спине;
  • не заваливаясь на бок, он может оторвать ноги от опоры или свести кисти к средней линии;
  • если младенца подтянуть за руки, ноги, согнутые в коленных суставах, подтянутся к животу;
  • в положении лежа, ненадолго приподнимает и удерживает голову,узнайте, когда ребенок начинает держать голову >>>;
  • пропадают рефлексы опоры и автоматической ходьбы;
  • при попытке поставить младенца, ничего не получится, ноги останутся согнутыми.
  1. Тонкая моторика:
  • в состоянии покоя кисть находится в раскрытом положении;
  • большой палец приведен к ладони;
  • если поднести к руке малыша игрушку, он ее захватит и будет некоторое время удерживать.
  1. Перцепция:
  • следит за перемещением погремушки, поворотом головы или только фиксируя взглядом;
  • изучает собственные пальчики, следит за их действиями;
  • движения рук в сторону игрушки или к маме выполняются под зрительным контролем;
  • издает гласные звуки, после звуковой стимуляции родителем, читайте также: когда ребенок начинает агукать >>>
  1. Речевое развитие:
  • фиксация взгляда в ответ на голос взрослого, с радостным эмоциональным окрасом;
  • интонационная выразительность издаваемых звуков;
  • первые нечеткие слоговые комбинации, отражающее настроение;
  • «гуление».
  1. Социальное поведение, эмоциональное и коммуникативное развитие:
  • на появление человеческого лица, ребенок реагирует улыбкой, подробнее о том когда ребенок начинает улыбаться >>>
  • не различает своих и чужих;
  • при общении со взрослым может смеяться в голос (активно выраженный «комплекс оживления»). Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает смеяться ?
  1. Развитие мышления:
  • придерживая грудь рукой, младенец активно кушает;
  • при насыщении, язычком выталкивает сосок из своего рта;
  • появление простых ассоциаций и формирование причинно-следственной связи.

Родителям важно знать особенности психомоторного развития ребенка в три месяца. Отслеживая умения младенца, при обнаружении отклонений следует проконсультироваться по этому поводу с педиатром. Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков.

Психическое развитие

Психическое развитие ребенка в три месяца постоянно корректируется в зависимости от окружающей его обстановки. Если малыш находится в состоянии, которое доставляет ему дискомфорт, он будет плакать. При испуге, недовольстве или при проявлении черт своего характера, гневный рев младенца будет обращен в сторону родителей.

ВАЖНО! Капризы ребенка стоит отличать от признаков беспокойства. В 3 месяца рано говорить об избалованности.

В трехмесячном возрасте ребенок радостно общается с использованием продолжительных звуковых цепочек. Он нуждается в общении, поэтому старается любой ценой привлечь внимание взрослых. Меняя интонацию и жестикулируя руками, младенец принимает полноценное участие в беседе. Что делает ребенок в три месяца, смотрите в этом видео:

Формирование навыков

Малыш изучает окружающий мир с помощью рук, поэтому желание все потрогать способствует развитию у ребенка третьего месяца жизни следующих навыков:

  1. укрепляются мышцы фаланг пальцев;
  2. развиваются хватательные рефлексы, подробнее о них и других рефлексах новорожденного >>>;
  3. закладываются умственные способности;
  4. формируется тактильное восприятие действительности.

ВАЖНО! Не стоит беспокоиться, если отклонения от стандартной схемы незначительны, ведь ребенок - это живой организм, развивающийся по своей собственной программе.

Но, несмотря на собственную индивидуальность малыша, родители не должны пропустить отклонение в развитии. Стоит насторожиться, если не приобретены следующие навыки у ребенка в три месяца:

  • Отсутствует зрительная реакция на какие-либо громкие звуки. Не поворачивает голову в сторону источника шума. Узнайте как и когда новорожденный начинает слышат ь>>>;
  • Ни в каком положении ребенок не может даже кратковременно удержать голову навесу;
  • Не интересуется предметами, которые его окружают. Не разглядывает и не тянет в рот свои ручки;
  • При общении со взрослым не происходит ответной реакции. Малыш не улыбается и не издает гласных звуков при контакте с родителями;
  • Взглядом не следит за перемещением вокруг него предметов.

Если родитель считает перечень, что умеет ребенок в 3 месяца, уже пройденным этапом в его развитии, значит необходимо ориентироваться на более старшие показатели. Ни в коем случае не прекращать занятия с малышом, продолжать расширять его возможности и уровень познания.

Особенности развития недоношенного ребенка

К категории недоношенных относятся дети, рожденные раньше срока, функционально незрелые, имеющие вес меньше 2,5кг и длинной тела не более 45см. С анатомо-физиологической точки зрения, такие новорожденные отличаются непропорциональным телосложением, не сомкнутыми швами черепа, гиперемией кожных покровов и другим. Малыши требуют более тщательного ухода и оптимально повышенных условий окружающей среды.

Вес при рождении (г) <1000 1001-1500 1501-2000 >2500
Прибавка

в три месяца

рост (см) 600-700 600-700 700-800 700-800
вес (г) 2,5 4,2 3,6 3,6

ВАЖНО! Разница в освоении навыков по отношению к зрелым детям составляет около двух месяцев, в зависимости от степени недоношенности младенца.

Характерными особенностями развития недоношенного ребенка в три месяца являются:

  1. Преобладающими действиями являются сон и еда. Очень важно равномерно распределять нагрузки на кости черепа. Для этого необходимо укладывать голову малыша на разную сторону, постоянно чередуя;
  2. Изменение настроения проявляется сменой выражения лица;
  3. Малыш уже умеет фиксировать взгляд на родителях, поднимать и удерживать голову;
  4. Улыбка отсутствует, но мимически реагирует на тактильный контакт;
  5. Формируется хватательный рефлекс;
  6. Выраженное визуальное и акустическое сосредоточение.

Для правильного развития недоношенного ребенка в три месяца необходимы ежедневные занятия с младенцем. Гимнастика, массаж, купание, ласковое общение, все это пойдет только на пользу малышу, и он сможет догнать своих сверстников по всем показателям.

Развитие грудничка на первом году жизни проходит стремительно. За три месяца рост малыша увеличивается на 6-9 см, а вес на 1,2-2,4 кг. Он уже значительно окреп, научился улыбаться, реагировать на людей и предметы. Установился примерный режим дня ребёнка в 3 месяца.

Иногда мамам кажется, что никакой последовательности в жизни малыша этого возраста ещё нет. Но здесь речь идёт не о конкретном строгом режиме по часам, а о примерно одинаковой ежедневной смене периодов сна и бодрствования.

Физиология

Трёхмесячный ребёнок – это уже не абсолютно беспомощный «свёрток», который родители привезли из роддома. Малыш в этом возрасте уже умеет:

  • Хорошо держать головку. Если положить 3-х месячного ребёнка на живот, он поднимет её, будет увлечённо рассматривать всё вокруг.
  • Управлять своими ручками и ножками. Он реагирует на погремушки, играет с ними, тянет в рот пальцы. Если взять ребёнка, которому идёт третий месяц, за ручки, он попытается подняться. Но присаживаться ещё нельзя, его спина не готова. Если положить на ножки малыша мячик, он захочет поднять его. Взяв карапуза за подмышки и поставив на твёрдую поверхность, вы обнаружите, что он упирается и пытается шагать.
  • Обычно малыши этого возраста уже умеют переворачиваться на бочок со спины или живота и обратно. Родителям нужно быть очень внимательными, не оставлять ребёнка одного даже на короткое время. Любознательный малыш легко может совершить несколько поворотов и оказаться на полу.

Чтобы развитие зрения и слуха новорождённого проходило нормально, нужно подвешивать над кроваткой яркие движущиеся под музыку игрушки, давать ему в ручки небольшие мячики, погремушки. Он будет рассматривать предметы, познавать их, открывать для себя невидимые связи.

Дневной распорядок

Примерный режим ребёнка в 3 месяца приведён в таблице.

1 вариант 2 вариант
Пробуждение, утреннее кормление 6 утра 8 утра
Умывание, игры С 6 до 7.30 С 8 до 8.30
Сон С 7.30 до 9.30 С 8.30 до 10.30
Еда 9.30 10.30
Игры С 9.30 до 11 С 10.30 до 12.30
Сон (на улице на прогулке) С 11 до 13 С 12.30 до 14.30
Еда 13 14.30
Игры С 13 до 14.30 С 14.30 до 16
Сон (желательно тоже на улице) С 14.30 до 16.30 С 16 до 18
Еда 16.30 6 вечера
Игры С 16.30 до17.30 С 6 до 7 вечера
Сон С 17.30 до 19.30 С 19 до 20.30
Купание, переодевание С 19.30 до 20 С 20.30 до 21
Еда 8 вечера 9 вечера
Сон (ночной) С 20.30 до 6 утра С 21.30 до 8 утра
Еда 23.30 В полночь
Еда В 2 или 3 ночи В 3 или 4 ночи

Приведённый распорядок дня ребёнка в 3 месяца обычно устанавливается сам. В этом можно легко убедиться, если в течение нескольких дней фиксировать график, то есть записывать время кормления новорождённого, игр, сна. 3-дневный мониторинг позволит сделать выводы.

Развитие малыша в 3 месяца таково, что он уже не спит постоянно между кормлениями, как в первый месяц. Ребёнку нужно двигаться, ему всё интересно. Но он ещё не достаточно силён, чтобы очень долго бодрствовать. Более продолжительный сон трёхмесячного ребёнка по сравнению с периодами активности – нормальное явление. После часа игр дети спокойно отдыхают в два раза дольше.

Таблица – это ориентир. Каждый ребёнок индивидуален, и его завтрашний день вполне может отличаться от вчерашнего. Иногда малыш спит 4 раза по 2 часа. А может уснуть на три в обед, а вечером на 1,5. Или в какой-то день спать не 4, а 5 раз. Все эти варианты возможны и абсолютно нормальны.

Маме стоит самой пытаться немного корректировать режим дня ребенка в 3 месяца. В будущем это поможет наладить чёткую схему питания и сна по часам. Если, например, малыш проснулся раньше положенного на полчаса, не нужно сразу его кормить. Пусть немного полежит, рассмотрит окружающие предметы. Но если малышу некомфортно, он плачет, хочет кушать, нужно конечно взять его на руки, даже если время приёма пищи не пришло.

Распорядок дня ребёнка 3 месяцев отроду – это последовательная смена основных действий:

  • отдых (сон);
  • кормление;
  • бодрствование.

Отдых

Дневной распорядок ребёнка 3 месяцев предполагает около 8 часов ночного сна и столько же дневного. Полноценный отдых очень важен для детей. Во сне вырабатывается гормон, отвечающий за рост малышей, позволяющий им развиваться. В это время маленький человек восстанавливает силы, потерянные при бодрствовании. Игры, лежание на животе, движения ножками и ручками – утомительный труд.

Если ребёнок спит мало (не больше часа), может быть, он не достаточно устал во время бодрствования. Нужно стараться, чтобы игры были более активными. Чаще давать малышу лежать на животе, делать с ним гимнастику, например, на фитболе. Когда ребёнок находится на руках, рекомендуется показывать и называть окружающие предметы, давать дотронуться до них. Можно ставить малыша на ножки, поддерживая, пусть учится шагать. После таких игр он обязательно уснёт крепко и надолго.

Чтобы развитие проходило нормально, малышу обязательно нужен качественный отдых достаточной продолжительности. Иногда сон ребёнка в 3 месяца может быть нарушен, например, кишечной коликой, скопившейся в носу слизью, жарким сухим воздухом, шумом. Он может мешать сам себе, махая ручками.

Родители должны обеспечить оптимальные условия для сна малыша:

  • Проветривать комнату предварительно.
  • Следить за влажностью. Это особенно актуально зимой, когда от системы отопления воздух пересушивается. Решить проблему помогут специальные приборы-увлажнители или простое развешивание по комнате (можно на батареях) влажных полотенец.
  • Обеспечить тишину. Часто можно услышать советы приучать ребёнка спать при шуме. Это в корне неправильно. Ведь ни один взрослый не хочет спать при посторонних звуках. Зачем принуждать к этому малыша? Более того – добиться хорошего результата не получится. Можно ребёнка 3 месяца приучать к шуму, но это лишь навредит ему. На первых порах малыш может не реагировать на звуки, но по мере роста шум мешает ему хорошо отдыхать и высыпаться.
  • Если малыша беспокоит колика, перед сном нужно сделать массаж животика, дать специальное средство для устранения боли. Такая проблема с кишечником – временное явление, пока он привыкает к новой пище. Обычно к 3-4 месяцам колика проходит.
  • Чтобы малыш не просыпался от собственных движений (иногда дети во сне резко взмахивают ручками, бьют себя по голове), можно использовать нетугое пеленание.

Чтобы малыш хорошо уснул, уже сейчас можно ввести в режим 3-х месячного ребёнка ритуал – повторяемые каждый раз действия, которые настраивают на отдых, успокоение. Это может быть тихая колыбельная песенка, поглаживания по спинке, сказка перед сном. Со временем малыш привыкнет, ритуал станет сигналом к быстрому засыпанию. Благодаря повторяющимся действиям можно установить достаточно чёткий режим сна ребенка в 3 месяца.

Кормление (еда)

Полноценное питание – ещё одно важное условие, без которого невозможно нормальное развитие. 3 месяца – возраст, когда уже нужно приучать ребёнка есть по графику, с трёхчасовыми промежутками.

Причины этому две:

  • Если кормления будут более частыми, уже достаточно сильный малыш может высосать из груди намного больше молока, чем необходимо ему для гармоничного развития. По этой причине может появиться лишний вес или аллергическая реакция в виде сыпи. Мама думает, что это из-за чего-то съеденного ею. Начинает ограничивать свой рацион. В результате страдают оба: малыш, не получающий необходимых веществ из-за скудного питания матери, и женщина, которой приходится себя лишать желаемого.
  • Если новая порция молока попадает в желудок раньше, чем через три часа, в нём может ещё оставаться непереваренное предыдущее. Всё индивидуально и зависит от скорости процессов в организме ребёнка, от состава, жирности материнского молока. Если такое происходит, малыш чувствует дискомфорт, у него начинает болеть живот.

Поэтому режим дня 3-месячного ребёнка и предполагает трёхчасовые промежутки между едой. Если не получается выдержать 3, морить голодом плачущего малыша, конечно, не нужно. Но можно постараться отвлечь его, поиграть, посмотреть с ним в окошко, рассказать стихотворение.

Если ребёнок кормится смесью, нужно выдерживать промежуток 4 часа. Это время, за которое полностью переваривается искусственное молоко. Таким детям между едой нужно давать воду. При питании грудью в этом нет необходимости, так как малыши в достаточном количестве пьют жидкое «переднее» молоко.

Бодрствование

Режим дня, обеспечивающий гармоничное развитие ребёнка в 3 месяца, предполагает обязательные прогулки на воздухе. Они исключаются, если из-за болезни это мероприятие запретил врач, или на улице сильный ветер, дождь, мороз (больше 15 градусов), жара (выше 35).

Распорядок дня предполагает сон в коляске. Но малыш обычно не засыпает сразу. Сначала он увлечённо рассматривает всё вокруг. Нужно помочь ему. Взять на руки, показать и назвать птичек, травку, деревья, людей. Это утомит малыша, и он быстро уснёт в коляске. Шум может помешать, поэтому стоит переместиться в тихое место: сквер, парк, подальше от скопления людей и машин.

Игры во время бодрствования дома – это описанные выше занятия с игрушками, изучение мира. Соблюдая режим дня трехмесячного ребенка, родители делают жизнь малыша стабильной, а поведение предсказуемым.

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.

2 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Поздравляем, вашему малышу исполнилось уже три месяца. За это короткое время дети научились многому, так как развитие ребёнка в 3 месяца происходит очень стремительно. Адаптационный период к новым условиям после внутриутробной жизни окончился успешно и малыш готов познавать окружающий мир, а родители, в свою очередь обязаны в этом помочь.

Изменения физиологии малыша

Физиологические изменения ребенка видны невооруженным глазом, грудничок интенсивно набирает вес, выглядит округлым, появляются милые складочки на ножках и ручках. Изменения касаются всех сфер, о ни подробно дальше.

Рост и вес

До достижения ребенком годовалого возраста, родители обязаны ежемесячно посещать педиатра с профилактическими визитами и для измерения антропометрических данных ребенка. Это уже третий ваш визит, такой же волнительный, как и два предыдущих. Родители переживают, соответствуют ли показатели роста и веса нормам, активно ли набирает ребенок вес, достаточно ли молока получает малыш.

Сразу стоит оговориться, что данные нормы довольно условны, так как все новорожденные прибавляют по-разному, не по плану, в зависимости от физиологических особенностей, типа питания и генетической предрасположенности. Также не стоит забывать, что недоношенные детки находятся в группе риска и развиваются с задержкой, а, следовательно, и вес набирают хуже. Тем не менее, есть таблица с нормативными значениями, для оценки развития ребенка:

Зрение

По сравнению с двухмесячным возрастом, зрение малыша заметно развилось. Вы можете наблюдать, как дети с удовольствием следят за игрушкой в руке, внимательно изучая предмет. Это говорит о том, что активно развивается предметное восприятие, а именно, малыш начинает осознавать, что предмет – это не продолжение маминой руки, а целый комплекс различных свойств, это то, что должен делать ребенок в 3 месяца. Не удивляйтесь, если малыш сразу захочет облизнуть или попытаться укусить предмет, так он подсознательно хочет получить о нем больше информации.

Старайтесь не разрешать детям в таком возрасте смотреть телевизор, особенно перед сном. Это пагубно влияет, как на зрение, так и на психическое развитие детей.

Слух

Значительные изменения коснулись и слуха малыша. Он способен разделять приятные и неприятные звуки, оличает чужие и родные голоса. А наиболее знакомый и родной голос мамы заставит повернуть в ее сторону головку, и беззубый ротик ребенка расплывется в улыбке. Вот почему так важно общаться как можно больше с детьми, а особенно – петь им мелодичные песенки, включать тихую музыку.

Еще, касаемо, слуха, дети в трехмесячном возрасте с легкостью выделяют заинтересовавшие звуки из фона, а также определяют источник, который их издает.

Рефлексы в три месяца

В трехмесячном возрасте младенец еще не способен управлять до конца своими движениями, в этом ему пока помогают еще оставшиеся некоторые рефлексы и инстинкты.

К примеру, рефлекс Моро – один из рефлексов, направленный на самосохранение и выработанный для защиты малыша от падения, например, с дивана. Он выражается во вскидывании рук и растопыривании пальцев во время укладывания на спинку или когда вы приподнимаете ножки младенца над поверхностью.

Но наиболее важные и ярко выраженные рефлексы – это сосательный рефлекс и рефлекс ползанья, хотя навыками ползанья дети в трехмесячном возрасте не владеют, так же как и не умеют вставать.

Как меняется питание и сон

К счастью для матери, в семье начинает появляться некий режим дня. Трехмесячные дети все еще основное время проводят за двумя занятиями – питанием и сном. Но со вторым вырисовывается какая-то определенность, малыш ночью спит больше, чем днем, а часы сна и бодрствования становятся, более ли менее, одинаковыми изо дня в день.

Особенности сна ребенка 3-х месяцев

Что качается вопроса, сколько должны спасть трехмесячные дети – эта цифра до сих пор велика, нормой считается 16-17 часов в сутки. Причем более половины сна (9-10 часов) должно приходится на ночное время суток, а оставшееся — распределяется на 3-4 дневных отдыха, как минимум два – во время прогулки. Если малыш плохо засыпает, стал нервный, часто кричит как резанный, но при этом трет глазки, то, во-первых, пересмотрите свое меню, возможно, вы съели что-то, что вызывает у малыша дискомфорт при пищеварении, а может ему просто неудобно в спать в одежде. Во-вторых, старайтесь больше гулять на свежем воздухе, чтобы малыш мог спать во время прогулки, читайте ребенку детские книги и не забывайте о благотворном влиянии музыки на развитие ребенка.

Ньюансы питания

Питание детей – один из самых волнующих родителей вопросов, так как младенец не в состоянии сказать, голоден он или сыт. Здесь ничего не меняется, как и предыдущих двух месяцах жизни малыша: если малыш находится на грудном вскармливании – кормить его следует по требованию, если же ребенок искусственник – то стоит следовать рекомендациям изготовителей конкретной смеси. Очень важно правильно выбрать продукт. При выборе смесей, ориентируйтесь на отзывы о продукте, цену, качество, состав и то, подходит ли она по возрасту ребенка. После кормления, после 30-40 минут вы можете предложить малышу пить.

Ваша первостепенная задача, при грудном вскармливании сохранить лактацию как можно дольше, постоянно прикладывая ребенка к груди. Даже, несмотря на излишнюю беспокойность ребенка во время кормления грудью или отсутствие приливов, старайтесь не паниковать и отказаться от докорма ребенка смесью. Помните, что этот критический период необходимо просто пережить, и длится он может всего несколько дней. Педиатры рекомендуют максимально отложить все домашние дела, доверив их вашим помощникам, и посвятить всю себя своему малышу и налаживанию грудного питания, предотвратив раннее введение прикорма и переход на искусственное кормление.

Развитие психики и эмоциональной сферы

Главным достижением в эмоциональном развитии – это улыбка, малыш постепенно учится показывать свои положительные эмоции, радость от того, что ему тепло и сухо, что любимая мама рядом, когда малыш просыпается. Теперь, ваш мальчик или девочка будут одаривать вас более 70 видами улыбок и, поверьте, со временем вы сможете их различать. Плач теперь становится индикатором физического недуга или психологического дискомфорта.

Что может быть лучше улыбки? Конечно же, смех, именно это умение ваше чадо освоит к своим трем месяцам. Детский смех – искренний, заливистый, сколько удовольствия он доставляет новоиспеченным родителям.

В то же момент, во время отрицательных эмоций, кроха способен выразить свое негодование громким криком, тем самым просигнализировав маме, что он нуждается в ее помощи.

Но не всегда крик 3-х месячного ребенка говорит о том, что что-то произошло, бывает и так, что дети просто капризничают, а в этом возрасте они уже знают, что это такое. Причиной капризов может быть банальная скука. В таком случае успокойте ваше чадо, взяв его на руки, спойте песенку или расскажите любимую потешку.

Мало кто может подумать, что с 3-х месячным младенцем можно вести диалог? Да, это вполне возможно, ведь в этом возрасте ребенок начинает гулить. А если вы проворкуете ему в ответ, ваше общение перерастет в настоящую «дискуссию», наполненную эмоциями и приятными чувствами. Забавно, что во время «общения» малыш обычно задействует все тело, активно размахивая ручками и ножками.

Какие новые умения у малыша в 3 месяца

К основным навыкам трехмесячных детей следует отнести следующие:

  • Переворачивается со спины на животик
  • Поднятие головки и плеч с опорой на предплечье

Также к 12-ти неделям малыш делает грандиозное открытие, у него есть две замечательные руки и две ноги. После этого его конечности, притом и верхние и нижние, будут очень частыми гостями у него во рту. А руки малыша будут тренировать ловкость, пытаясь попасть по игрушкам, расположенным над кроваткой или коляской. Вы не успеете оглянуться, как увидите, что ваше чадо самостоятельно берет игрушки.

Некоторые младенцы в возрасте 3-х месяцев способны перекатываться, с помощью сгибания ножек, отталкиваясь ручками и ножками, например, от бортика кроватки. Восторг вызывает мяч, расположенный в ножках ребенка, который так весело пинать ножками, а родителям весело за этим наблюдать.

После знакомства с ручками и ножками, малыш открывает для себя и остальные части своего и вашего тела. Уже в трехмесячном возрасте рассказывайте и показывайте ребенку, где его и ваш носик, глазки, ротик. Вы можете начать применять первое в вашей жизни логопедическое упражнение – высовывание языка и надувание щек. Данные движения очень важны для раннего развития речевой активности.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

В трехмесячном возрасте большинство рефлексов новорожденного исчезают. Но наличие описанных ниже рефлексов свидетельствует о проблемах и должно стать причиной посещения педиатра:

  • поисковый рефлекс – ребенок открывает рот и поворачивает головку, реагируя на поглаживание уголка губ
  • хоботковый рефлекс – когда вы дотрагиваетесь до верхней губы, ребенок вытягивает губки трубочкой
  • рефлекс Бабкина – при воздействии пальцем на ладошку ребенка, рот открывается, и голова подается вперед.

В некоторых случаях нужно обращаться к более узким специалистам, например, пройти обследование у невропатолога или хирурга, которые назначают лечение.

Также волноваться стоит, если ребенок в три месяца плохо держит головку, вдруг перестал агукать и гулить, пытается встать на носочки, когда вы держите его в вертикальном положении или становится на мостик, опираясь на затылок.

Домашние методы раннего развития

Наблюдать за тем, как растет и развивается ваше чадо – одно удовольствие. Если ребенок развивается быстро, то ваша гордость за него не имеет границ. Но в случае, если малыш начинает отставать по каким-то показателям от детей ваших знакомых, то даже самые хорошие родители начинают паниковать и искать упущения в развитии. Для того чтобы предотвратить такие ситуации, следует заниматься развитием своего ребенка, а помогут в этом развивающие игры. Гимнастику необходимо выполнять только в период бодрствования малыша, когда он находится в хорошем расположении духа. Действия должны быть плавными, не причиняющими боль ребенку.

Что вы можете сделать в домашних условиях, чтобы помочь вашему малышу гармонично развиваться, овладеть необходимыми навыками и не отставать от его сверстников? Педиатры рекомендуют воспользоваться предложенными методами, выполняя комплекс несложных упражнений.


Отправить

В первую очередь, выполняйте стандартную зарядку для новорожденных, ее вариации можно увидеть на интернет форумах, на видео профессиональных детских массажистов. К трем месяцам ее можно немного разнообразить упражнение для стимулирования переворота. Ребенок на кровати или на пеленальном столе, лежа на спине, вы поднимаете его правую ножку и аккуратно отводите влево, как бы пытаясь перекинуть через тело. Тем самым вы создаете импульс для переворачивания, обучая малыша самостоятельному движению.

Уже через несколько дней после успешного самостоятельного переворота, дите может начать пробовать сесть самостоятельно. Но поощрять сидение нельзя, так как костная ткань ребенка еще только развивается. Есть определенные этапы и стадии физического развития маленького человека и не нужно торопить события.

Еще одно упражнение направленно на то, чтобы научить малыша поднимать головку. Для этого вам понадобятся несколько игрушек или яркие картинки, а в идеале – специализированный развивающий коврик. Выложите ребенка на животик, разложив перед ним его игрушки или расположив детское зеркальце напротив личика. Карапуз с удовольствием будет изучать себя, лежа на животе и будет стараться отрывать головку от поверхности.

Обучающие занятия 3-х месячного возраста

Наблюдать за тем, как растет и развивается ваше чадо – одно удовольствие. Если ребенок развивается быстро, то ваша гордость за него не имеет границ. Но в случае, если малыш начинает отставать по каким-то показателям от детей ваших знакомых, то даже самые хорошие родители начинают паниковать и искать упущения в развитии. Для того чтобы предотвратить такие ситуации, следует заниматься развитием своего ребенка, а помогут в этом развивающие игры. Гимнастику необходимо выполнять только в период бодрствования малыша, когда он находится в хорошем расположении духа. Все действия должны быть плавными, не причиняющими боль ребенку.

Учимся удерживать взгляд

Упражнение направлено на побуждение к фокусированию взгляда на движущихся и неподвижных объектах. Вам понадобится яркий предмет, например, красный шарик. Перемещайте его в разные стороны, но не слишком быстро, давая ребенку возможность на нем сфокусироваться, при этом проговаривая «Где же наш шарик? Вот он. А где сейчас шарик? и т.д.». Для упражнения подойдут игрушки со звуковыми эффектами. Они задействуют не только зрительное восприятие, но и звуковое.

Во время занятия, не препятствуйте ощупыванию предмета или попыткам, не запрещайте попробовать его на вкус. Пусть малыш возьмет игрушку в руки, ощупает ее, хорошо, если предмет будет фактурным, а форма разнообразной каждый раз. Если ребенок мычит, произносит звуки «агу», «а-а-», «о-о», «абу » и т.п. обязательно повторите их за ребенком. Это придаст малышу уверенности в себе.

Игра в «прятки»

Эта игра, которую любят все дети, без исключения. Накройте голову непрозрачным платком и задайте малышу вопрос «А где же мама?» Затем скиньте платок со словами «Вот она!». Смысл игры в том, чтобы ребенок понимал, что мама никуда не делась, просто временно стала невидимой из-за платка. Затем повторите те же манипуляции с ребенком, набросьте ткань на голову ребенка и спросите: «Где моя Таня?», затем весело «найдите» чадо. Эта игра приносит массу удовольствия, как взрослым, так и детям.

Развитие движений ребенка

Следующее упражнение направлено на развитие у ребенка в 3 месяца мышечной активности и избавлению от младенческого гипертонуса. Уложите чадо на спинку, а сбоку от малыша расположите его любимую яркую игрушку. Ребенок непременно захочет завладеть ею как можно быстрее, а вы помогите ему осторожно перевернуться со спинки на животик.

Игра «Забавные пяльцы»

Для занятия понадобятся пяльцы и колокольчики или бубенцы. Сперва закрепите колокольчики к пяльцам, затем установите их над кроваткой младенца на такой высоте, чтобы он мог до них дотянуться. Ребенка непременно заинтересует необычный звук, издаваемый пяльцами, и уже совсем скоро он сам будет захватывать пальчиками колокольчики.

А для того, чтобы детская ладошка раскрылась, нужен разминающий массаж, который может делать любой взрослый в домашней уютной обстановке. Разнообразьте упражнение с помощью лирической песни в мамином исполнении.

Упражнение «Пасем гусей»

С 100-го дня жизни малыш способен поднимать голову, лежа на животе. Для стимулирования этого умения поднимайте любимую игрушку перед личиком чуть выше уровня глаз, заставляя ребенка следить за ней, отрывая голову от поверхности. Но важно понимать, что шейная мускулатура у новорожденного крайне слаба, поэтому главное не переусердствовать и не превышать время выполнения упражнения, рекомендовано заниматься не более одной минуты.

Нет ничего более интересного и умилительного, чем наблюдать, за развитием и ростом детей. Развитие ребенка в 3 месяца стремительно и каждый новый день приносит что-то новое. Ваша задача — быть рядом, окружив вашего ребенка уходом, любовью и заботой. А еще, вы можете помочь малышу, зная теперь, как развивать его умения и способности, делая массажи и выполняя несложные упражнения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: