Что должен знать родитель о ду. Материал на тему: Что должны знать родители? Подкуп может иметь неприятные последствия

Мамы и папы, желающие знать, правильно ли они воспитывают детей, тонут в потоке литературы, написанной как профессиональными педагогами, так и демагогами широкого профиля. Общая беда большинства таких книг – опора на ветхозаветные принципы педагогики, а не на современные исследования. Мы выбрали 5 научных публикаций, в которых психологи подтверждают или, напротив, опровергают некоторые расхожие представления о воспитании детей.

1. Быть хорошим родителем полезно

C. Ashton-James, K. Kushlev, E. Dunn «Parents Reap What They Sow Child-Centrism and Parental Well-Being». Social Psychological and Personality Science, 2013.

2. Строгие родители наносят вред своему ребенку

Даже в США, где грубое обращение с детьми легко может превратиться в предмет судебного разбирательства, около 90% родителей хотя бы один раз «строили» ребенка при помощи брани, высмеивания или даже насилия. Между тем строгая дисциплина не полезна для детей.

Часто родители считают, что ребенок простит им строгость, когда вырастет и поймет, что они были суровыми из любви к нему, но это не так

Исследование, в котором приняли участие 967 американских семей, показало, что суровая дисциплина может принести прискорбные плоды в будущем. Если вы кричите на 13-летнего подростка, заставляя его делать уроки или не болтаться по улице, он, возможно, вас и послушает. Однако в ближайшие годы он с куда большей вероятностью превратится в бунтаря, чем те его сверстники, родители которых не стремятся наладить железную дисциплину.

«Представление о том, что суровая дисциплина никак не отразится на дальнейшей жизни ребенка, неверно. Часто родители считают, что ребенок простит им строгость, когда вырастет и поймет, что они были суровыми из любви к нему. Однако в действительности никакая любовь родителей не спасает поведение детей от этих последствий вербальной дисциплины», – заключают авторы исследования.

M. Wang, S. Kenny «Longitudinal Links Between Fathers’ and Mothers’ Harsh Verbal Discipline and Adolescents’ Conduct Problems and Depressive Symptoms». Child Development, 2014.

3. Распорядок дня влияет на умственное развитие ребенка

А вот вовремя отправлять ребенка в кровать, даже если ему совсем не хочется спать, – вовсе не прихоть сурового родителя, а жизненная необходимость: правильный график влияет на нормальное развитие мозга ребенка.

Психологи исследовали 11 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет и обнаружили влияние суточного режима на формирование когнитивных функций мозга. Те дети, которым в 3 года родители разрешали прыгать по комнате после полуночи, как правило, отличаются заметно худшими способностями к чтению, арифметике и даже базовыми навыками движения. Эта закономерность наблюдалась независимо от пола ребенка.

Исследователи отмечают, что трехлетний возраст особенно критичен для правильного развития мозга, и советуют как можно раньше приучать ребенка к определенному распорядку дня.

Y. Kelly, J. Kelly, A. Sacker «Time for bed: associations with cognitive performance in 7-year-old children: a longitudinal population-based study». Journal of Epidemiology & Community Health, 2013.

4. Петь вместе с ребенком – лучший способ наладить контакт

Дети любят, когда мамы и папы голосят хором вместе с ними. Как выяснили психологи, это куда больше, чем просто приятная забава, – мальчики и девочки, чьи родители любят такое пение, чувствуют себя счастливее и ощущают более тесную связь со своими родителями, чем дети родителей, которые этого не делают. Кроме того, хоровое пение помогает приучать ребенка к домашней работе.

Будет нелишне вспомнить, что ритмичные коллективные действия – пение, танцы и тому подобное – лежат в основе многих ритуалов, направленных на сближение группы людей. Такого рода обряды встречаются не только у народов, находящихся на доисторической стадии развития, но и в современных обществах – вспомним хоровое исполнение гимна, принятое на торжественных событиях.

A. Galovan et al. «Father Involvement, Father–Child Relationship Quality, and Satisfaction With Family Work». Journal of Family Issues, 2014.

5. Отстраняя отца от ребенка, мать вредит своей психике

Опросив 180 женщин, у которых есть дети до 5 лет, психологи выяснили, что наличие депрессии тесно связано с их отношением к участию мужа в процессе воспитания ребенка.

Женщины, которые стараются внушить детям идею «только мамочка позаботится о тебе», испытывают депрессию чаще

Матери, которые сознавали, что отцы – такие же полноценные участники процесса воспитания и ребенок должен слушаться их и любить не меньше, нежели свою мать, как правило, не страдали от депрессии и обозначали свой уровень стресса как минимальный. А вот те женщины, которые старались внушить детям идею «только мамочка позаботится о тебе», испытывали депрессию куда чаще.

С этой идеей часто ассоциировалось и желание самопожертвования ради ребенка: женщины подсознательно запрещали себе жить собственной жизнью и обедняли свои отношения с супругом, что разрушало гармонию в их семьях и вызывало у них повышенный уровень стресса. Заботиться о ребенке, как мы сказали выше, полезно не только для его, но и для вашей психики. Однако если вы начинаете воспринимать заботу как жертву со своей стороны, дело добром не кончится.

K. Rizzo, H. Schiffrin, M. Liss «Insight into the Parenthood Paradox: Mental Health Outcomes of Intensive Mothering». Journal of Child and Family Studies, 2013.

Основной целью и предназначением бракосочетания является рождение детей, и, следовательно, самая важная задача будущих родителей заключается в том, чтобы вырастить их воспитанными людьми. Это обстоятельство следует учитывать как родителям будущих супругов, так и самим вступающим в брак. Мужчине следует выбрать мать своих будущих детей, которая бы отличалась своим благочестивым нравом и религиозностью, поскольку в хадисах говорится, чтобы мужчины искали для своего потомства праведных женщин.

Еще большее внимание необходимо уделять родителям невесты кандидатуре жениха. Очень важно, чтобы жених был богобоязненным и соблюдающим требования Ислама, не употребляющим алкоголь и наркотики. Имам аль-Газали в своей книге «Ихья" ‘улюм-ид-дин» пишет, что если отец, должным образом не обдумав и не приняв во внимание поведение и нравственность будущего зятя, выдаст свою дочь замуж за недостойного мужчину, то он является человеком, проявившим вероломство по отношению к ней. Поэтому родителям необходимо подходить к этому вопросу, проявив максимум ответственности.

По мере возможности необходимо провести бракосочетание в наиболее благоприятное время, соблюдая весь вышеуказанный этикет данного процесса. Важнейшим фактором, влияющим на воспитание и характер будущих детей, является проведение свадебных торжеств в соответствии с установленными Шариатом нормами.

Одним из самых достойных способов проведения свадеб является практикуемое ныне многими мусульманами чтение мавлидов. Благодать проводимых мавлидов, несомненно, снизойдет и на новобрачных, и на будущих детей. А некоторые вместо того, чтобы выражать благодарность Всевышнему за оказанную Им Милость, устраивают свадьбы, на которых совершают поступки, вызывающие Гнев Аллаха и радующие сатану. До самого утра мужчины и женщины танцуют вместе, забыв о наступившем времени намаза, поют запретные песни, устраивают драки, спорят, нецензурно выражаются и т.п.

Молодожены и их родители, являющиеся виновниками подобного сборища, ответственны за все совершаемые там плохие поступки и впадают в большой грех. Кроме того, последствия этого непременно скажутся и на будущих детях. Нередко в брачную ночь жених отправляется к невесте в нетрезвом состоянии. И после всего этого они еще хотят, чтобы у них были хорошие и благодарные дети, имеющие понятие о стыде, совести и вере.

Не перестаем удивляться Милости Аллаха , Который безграничен в Своей Милости даже по отношению к таким людям и не губит их. Ведь и в брачную ночь, и другое время супруги должны уединяться, как мы отметили, обращаясь с мольбами к Аллаху и выражая Ему благодарность за этот дар. А в момент сближения должны сердцем и мыслями поминать Аллаха. Потому что, в зависимости от того, в каком состоянии находились супруги в момент зачатия ребенка, будет во многом определяться то, каким будет и ребенок. Так сказано в книгах известных алимов.

Также с момента зачатия ребенка и до самого его рождения родителям нужно просить Аллаха, чтобы Он одарил их праведным, добрым ребенком. Жена должна употреблять пищу, приобретенную только на честно заработанные (халяль) деньги и которая не содержит запретное (харам). Ведь тем же самым питается и ребенок в утробе матери. По мере возможности, супругам необходимо стремиться как можно больше поминать Аллаха, и лучшим образом совершать Ему служение.

Сразу после рождения ребенка ему в правое ухо читают « », чтобы, как сказано в хадисе, сатана не смог навредить ребенку. Также в правое ухо желательно прочесть и следующий аят:

وِإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ .آل عمران : 36

А в левое ухо младенцу читают «икаму». Затем богобоязненный, добрый человек протирает десна младенца разжеванной мякотью спелого финика. Можно доверить это и честной, праведной женщине, если рядом не оказался такой мужчина.

После этих процедур ему отрезают пуповину, оставив часть с размером в четыре пальца, и завязывают ее в узелок. Затем, в целях укрепления организма новорожденного, его тело протирают соленой водой (если ребенок мальчик, то можно воду подсолить немного больше), после чего осторожно массируют ягодицы и часть ближе к анальному проходу, чтобы он раскрылся. Желательно также, очень нежно массируя, подвигать его конечности и другие части тела, после чего завязывают его голову чем-либо и укладывают спать в мало освещенном месте.

На седьмой день от рождения за младенца режут животное ("акика). При рождении мальчика предпочтительно резать две овцы, а за девочку одну. В этот же день ребенку дают имя. Выбрать ребенку красивое имя является Сунной. В хадисе сказано, что самые любимые Аллахом имена – это ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман. Желательно также давать имена пророков, святых людей (авлия) для того, чтобы их благодать и заступничество достались детям. А девочкам можно дать имена жен нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ведь имя непосредственно влияет на будущую жизнь и судьбу ребенка. Кроме того, в мы будем вызваны на Отчет теми именами, которые нам дали родители, и мы встанем именно с теми людьми, у которых схожие с нашими имена.

На седьмой день также сбривают и волосы на голове ребенка. Собрав волосы, их взвешивают, и соответствующее весу волос золото или серебро раздают в качестве милостыни. Это также является Сунной. Затем волосы можно закопать в чистом месте.

Одним из обязательных обрядов в Исламе является обрезание. Есть множество хадисов о необходимости совершения обрезания и о его пользе. Совершить обрезание мальчику можно и на седьмой день после рождения, можно и позже. Большинство ученых мужей отмечают, что его надо совершить до совершеннолетия ребенка.

Если ребенок плачет, необходимо выяснить, чем это вызвано: хочет ли он пить или есть, холодно ему или жарко, или же он плачет по какой-то другой причине. Следует быстро разрешить эту проблему и успокоить ребенка.

Чтобы ребенок окреп и развивался, крайне необходимы два фактора: постепенно побуждать его к движению и давать ему слушать чтение Корана. Очень полезно давать ему слушать чтение Корана нараспев. Это хорошо развивает умственные способности, память и имеет лечебное воздействие на организм человека.

Самая полезная и полноценная еда для ребенка – это молоко матери. Кормить грудью ребенка обычно принято до двух лет. За это время у него вырастает большая часть зубов, крепнет организм, а к концу этого срока кормление грудью следует постепенно прекращать.

В течение периода кормления ребенка грудью, мать должна стараться совершать омовение перед тем, как накормить его и начинать кормление с произнесением формулы "Басмала" (т.е. "Бисмилляхи-ррахмани-ррахим"). Имам аль-Газали пишет, что женщина, которая кормит ребенка своим молоком, должна быть праведной, хорошего поведения, придерживающейся религии, употребляющей в пищу только дозволенное. В молоке, полученном от употребления запретного (харам), не бывает благодати, и ребенок, питающийся таким молоком, вырастает с плохим нравом и многими недостатками.

«Что должны знать родители?»

Основа всего государства состоит

в правильном воспитании юношества.

Цицерон

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Статья 38.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статья 43.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке

Учимся сотрудничать

Семья – это маленький коллектив, который основан на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Дети понимают, что их благополучие зависит от отцов и матерей, а родители счастливы, когда их сыновья и дочери успешны в учебе и работе.

Коллективная деятельность эффективна тогда, когда присутствует и партнерское сотрудничество, и взаимопомощь, и требовательность, и принципиальность, и доверие, и взаимоуважение в отношениях между людьми. Формирование личности возможно при единстве мнений семейного коллектива, в первую очередь, взрослых, по основным вопросам поведения и воспитания младших.

Известно, что родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей и они все больше надеются на воспитательные функции школы.

Ребенок «впитывает» дух и быт родной семьи, все нравственные нормы, которые отражены в поведении окружающих.

В интересах родителей быть достаточно бдительными в этом смысле. Народная мудрость по этому поводу говорит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества – это наши приоритетные ценности. Обучая детей общению и сотрудничеству, мы научим их учиться. Умение учиться предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников.

Соединение усилий учителей и родителей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Педагог наблюдает ученика в общении со сверстниками в ситуациях, большей частью недоступных наблюдению родителей. Но учитель не знает домашней жизни ребенка, не видит его в общении с близкими и самим собой. Поэтому у него нет целостной картины развития. Школьное воспитание не заменит полноценного контакта с отцом, матерью, другими членами семьи.

Тенденции в развитии современной семьи

  • сокращение количества детей;
  • уменьшение доли многопоколенных семей;
  • распространение национально-смешанных браков;
  • распространение социально-смешанных браков;
  • снижение стабильности семейно-брачных отношений;
  • рост числа неполных семей.

Типы семей

Благополучные семьи:

Общие духовные интересы и потребности

Отношения строятся на любви, общности интересов, уважении друг к другу

Творческий подход к семейному воспитанию

Формально-благополучные семьи:

Нацеленность на благосостояние, внешнее благополучие

Отсутствие уважения между членами семьи, духовной близости

Формальный подход к семейному воспитанию

Неблагополучные семьи:

Отсутствие духовных интересов, семейных традиций

Безразличное отношение к семейным обязанностям

Беспорядок в ведении хозяйства

Типы семейных взаимоотношений

Диктат

Проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Виды воздействия: приказ, насилие, нажим, принуждение, угрозы. Результат - серьезные проблемы формирования личности ребенка.

Опека

Система отношений, где родители, удовлетворяя все потребности ребенка, ограждают его от забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Виды воздействия – забота, ограждение от трудностей. Результат: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива.

Сосуществование - система отношений в семье, строящаяся на признании возможности независимого существования в семье, целесообразности тактики «невмешательства». В основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений предполагает построение межличностных отношений в семье на основе общих целей и задач совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья становится группой высокого уровня развития – коллективом.


Дисциплинировать детей необычайно сложно. Именно поэтому родители обращаются за помощью к психологам, много времени посвящают чтению специализированной литературы и обмениваются опытом с другими людьми. Однако не стоит ожидать, что для вашего ребенка подойдут стандартные советы воспитания, описанные в пособиях. Поэтому вместо того, чтобы пытаться использовать те или иные методы, попробуйте отыскать индивидуальный подход. Дисциплина - это то, что вы будете прививать своему ребенку, ориентируясь на его личностные качества. И этот опыт для вас обоих будет совершенно непредсказуемым.

Дисциплина и наказание - это разные вещи

К сожалению, родители путают дисциплинарные меры и наказание, так как эти два понятия часто пересекаются друг с другом. Уловите четкую разницу: наказание выступает в качестве мгновенной реакции в ответ на нарушение правил или проступок. Дисциплина ориентирована на более длительный отрезок времени и требует последовательности. Например, вы можете отучить ребенка вступать в драку, применяя наказания каждый раз, как только это происходит. Но дисциплина заставляет детей воздерживаться от неподобающих действий, что позволит им избежать наказания.

Необходимо учитывать несколько факторов

Все дети обладают разным темпераментом и разными личностными характеристиками. Именно поэтому послушание нельзя назвать точной наукой. Если бы сценарий всегда развивался по предсказуемому шаблону, мы бы, имея два элемента, получали конкретную реакцию. Но, как вы уже поняли, поведение детей в разных ситуациях нельзя предсказать с определенной точностью. Если вы удаляете малыша на тайм-аут, вы не можете знать наверняка, что в следующий раз эта мера сработает. Такие факторы, как усталость, голод, плохое настроение, темперамент, могут изменить реакцию ребенка на ваши действия. И если один раз это сработало безупречно, не ждите, что в следующий раз вы усмирите капризы за несколько минут. Мудрые родители всегда будут принимать в расчет время, место и состояние малыша. Они адаптируют свои воспитательные меры с поправкой на внешние условия.

Подкуп может иметь неприятные последствия

Взяточничество, обещание подарков и подкуп могут иметь неприятные последствия. Об этом предупреждает эксперт по вопросам воспитания - писательница Энн Морган Джеймс: «Родителям легко попасть в сети неправильной модели воспитания. Они говорят ребенку: "Если ты успокоишься, я куплю тебе шоколадку". Просто представьте, что отныне ваши дети будут реагировать только на взятки и подарки. Пока они маленькие, вы можете заинтересовать их конфетами и игрушками. Но что будет, когда они станут подростками? Ставки возрастут. Взяточничество может быть легким способом, избавляющим вас от проблем на данный момент. Но как воспитательная мера, направленная на долгосрочную перспективу, подкуп является совершенно бесперспективной идеей».

Намного труднее научить свое чадо вести себя хорошо, не ожидая ничего взамен. Хорошая дисциплина - это нечто большее, чем те пять минут спокойствия, которого вы добились от ребенка в магазине с помощью соглашения «хорошее поведение в обмен на подарок».

Избегайте излишней суровости

В воспитании существует такое понятие, как переплата, когда наказание используется, как способ научить ребенка дисциплине. Научитесь оценивать ситуацию в более широком смысле. Например, если ваш ребенок бегает на улице, вы наказываете его, потому что боитесь, что он попадет под колеса выскочившей из-за угла машины. Просто объясните, что для подвижных игр существуют специально отведенные места. А проезжая часть - это опасный участок, который следует переходить, посмотрев налево, а затем направо. Наказание за то, что ребенок не знаком с правилами дорожного движения, в этом случае будет неуместным, ведь вы должны спросить прежде всего с себя. К тому же, наказывая за то, чего ребенок не знает или не может знать, вы уменьшаете важность этой дисциплинарной меры. Применяя строгие меры лишь в особых случаях, вы сможете добиться большего эффекта. Убедитесь, что наказание соответствует проступку. Некоторые вещи могут быть непонятными для ребенка (например, когда дело касается безопасности или щедрости).

Один из лучших дисциплинарных методов не предусматривает никакого наказания

Научное исследование, результаты которого были опубликованы в «Журнале клинической детской и подростковой психологии» в 2009 году, демонстрирует, что так называемая предупредительная дисциплина (перенаправление или предотвращение конфликта с вашим ребенком) - один из наиболее эффективных способов заставить малыша вести себя хорошо. Эту меру можно сравнить с регулярным обращением к врачу, когда вы хотите удостовериться в том, что с вашим здоровьем все в порядке. Осталось лишь научиться различать триггеры, которые заставляют вашего ребенка вести себя плохо. Зная об этих раздражителях, вы можете работать с ними. Например, отвлекать ребенка чем-то, что поможет избежать возникновения неприятной ситуации.

Каждый ребенок индивидуален

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему строгий тон родителей останавливает от баловства одного ребенка и еще более раззадоривает другого? Это потому, что дети отличаются друг от друга, а воспитательные меры, которые подходят для одного, совершенно бессмысленны для другого. Ваша родительская работа заключается в том, чтобы дойти до сути и разобраться в вещах, которые ценит именно ваш малыш. Это может быть похвала, ваше внимание или время, проведенное с вами, материнская нежность и объятия. Нет ничего плохого в том, чтобы использовать эти наблюдения в своих интересах в качестве дисциплинарной меры.

Будьте последовательны и непреклонны

Никто не сказал, что воспитание дисциплины будет легким занятием. Ваше сердце будет разрываться в тот момент, когда вы увидите своего малыша глубоко несчастным. Отступив от собственных правил, вы позволите маленькому сорванцу запрещенные конфеты. Но мудрый родитель знает, что основные правила, ведущие к здоровой и счастливой жизни, нельзя нарушить. Умейте говорить нет и будьте последовательны. Это поможет вашему ребенку легче ориентироваться в реальном мире, когда он станет старше.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: