4 й месяц жизни. Развитие ребенка в четвертый месяц жизни

Доброго времени суток уважаемые читатели. Летний сезон закончен, и большинство женщин оставили диеты в прошлом. С одной стороны оно верно: отпуск только через год, купальный сезон закрыт, а все недостатки фигуры можно скрыть под плотными одеждами.

Но неужели не жалко тех результатов, которых женщины упорно добивались кровью и потом? Неужели они готовы снова набрать все те килограммы, которые покинули тело еще пару месяцев назад? Однозначно нет и конечно же хочется сохранить полученные результаты, а некоторые даже в надежде его улучшить. И сегодня я расскажу, как аквааэробика для похудения поможет это осуществить.

Задайте себе вопрос: а вдруг отпуск будет не через год, как планируется, а, например, зимой? Тогда придется снова оголять свое тело, чтобы им насладиться в полной мере. В таком случае надо уже сейчас начинать подготовку к летне-зимнему сезону.

Я просмотрела услуги фитнесс-центов и физкультурно-оздоровительных комплексов: в основном они предлагают силовые тренировки и растяжку. Но все это подходит скорее молодым людям, которые не имеют заболеваний. Поэтому выбор пал на аквааэробику.

Аквааэробика – это ритмичные движения на воде. Она предполагает выполнения комплекса упражнений и обладает рядом привлекательных сторон, о которых я напишу ниже.

Аквааэробика уникальна уже по той причине, что практически не имеет противопоказаний, и поэтому подходит большой категории людей. Даже если вы не умеете плавать, это не значит, что аквааэробика вам не подходит. Все занятия проходят на глубине, которая сантиметров на 30 меньше роста человека, при этом она не предполагает плавание как таковое.

Если же оно предусмотрено программой, то используют специальное оборудование в виде гантелей, палок нудолс, манжетов и другого инвентаря, необходимого для занятия. Все оборудование сделано из поролона, что позволяет человеку оставаться на плаву вне зависимости от уровня плавательных навыков.

Занятия аэробикой в воде обладает рядом положительных сторон:

  • Не имеет ограничений по возрасту и по половой принадлежности: ей могут заниматься как молодые девушки и юноши от 16 лет, там и дамы, и мужчины солидного возраста вплоть до самой старости;
  • Помогает сохранять эластичность кожи тела;
  • Помогает избавиться от лишних килограммов;
  • Формирует правильную осанку;
  • Улучшает подвижность суставов;
  • Улучшает кровообращение;
  • Улучшает работу сердца;
  • Улучшает работу нервной системы;
  • Улучшает работу иммунной системы;
  • Способствует борьбе с ;
  • Способствует активации обменного процесса.

В некоторых случаях врачи назначают своим пациентам именно аквааэробику, т.к. она помогает справиться с целым рядом заболеваний:

  • Вегето-сосудистой дистонией;
  • Ожирением на ранней стадии;
  • «Застойными» болезнями: отечностью, тяжестью в ногах.

Вы, наверное, сейчас задаетесь вопросом: «А что лучше: плавание или аквааэробика? ». С легкостью отвечу, и то, и другое. Разница лишь в том, что в отличие от плавания аэробикой в воде могут заниматься люди без специальной физической подготовки, которая необходима в первом случае. Помимо этого, плавание предполагает наличие навыков правильного выполнение техники, которой обладают исключительно профессионалы.

При неправильном выполнении вы рискуете получить проблемы со здоровьем. В это же время в аквааэробике освоить технику выполнения упражнений крайне просто и, главное, быстро. Не верите? Тогда предлагаю посмотреть видео с частью занятия:

Одним из преимуществ выбора такого вида нагрузок является полное отсутствие мышечной боли после занятий, т.к. благодаря постоянному водному массажу, создаваемому за счет выполнения упражнений, молочная кислота не успевает скопиться в мышечной ткани.

Польза от занятий аквааэробикой точно есть. Но было бы не честным утаить от вас противопоказания к занятиям. Запрещены занятия или проведение занятий должно проходить в особых температурных условиях или со сниженной физической нагрузкой:

Перед первым занятиям абсолютно все должны пройти терапевта для получения медицинского допуска в бассейн. Людям, имеющим вышеперечисленные проблемы со здоровьем, в этот момент стоит попросить лечащего врача дать рекомендации по физическим нагрузкам в воде, ведь кто, как не он, знает досконально заболевание и его стадию развития.

За счет чего можно похудеть на занятиях аквааэробикой?

Вы, наверное, мне не поверите, но аквааэробика помогает похудеть без употребления дополнительных средств для похудения, лекарств, волшебных чаев и чудо биологических добавок.


Потеря лишних килограммов на занятиях аквааэробикой возможно:

  1. За счет интенсивных движений, при выполнении которых тело человека встречает сопротивление воды и мышцы начинают работать активнее;
  2. За счет изменения температурного режима. Температура воды в бассейне минимум на 80С ниже температуры здорового человека. При погружении в воду организм человека начинает расходовать энергию на сохранение температуры тела, тем самым используя ранее приобретенные калории;
  3. За счет ускорения обмена веществ в организме.

В это сложно поверить, но за 1 час интенсивных занятий можно сжечь около 500 килокалорий. Количество сжигаемых калорий за час занятий аквааэробикой сравнимо со скоростной лыжной гонкой.

А теперь задайте себе вопрос «Что проще: индивидуальная скоростная экстремальная езда на с возможным последующим травматизмом или безопасные приятные и несложные упражнения в воде под наблюдением инструктора по спорту?

Я думаю, ответ очевиден.

Из чего состоит занятие?

Как я уже говорила ранее, аквааэробика – это не одно упражнение, а целый комплекс, в котором задействованы все части тела.

В течение занятия инструктора дают упражнения, рассчитанные на похудение в области:

  • Живота;
  • Бедер;
  • Ягодиц.

Из личной спортивной копилки поделюсь парой упражнений, которые используются во всех программах занятий аквааэробикой, способствующих похудению.

Упражнения для живота

  • Выставите ноги на ширине плеч и начинайте прыгать, поворачивая корпус тела поочередно то вправо, то влево. Бедра должны оставаться неподвижными.
  • Выполнять упражнение стоит по 2 подхода по 30 раз в каждую сторону.
  • Подойдите к стенке бассейна, прижмитесь к нему спиной. Локти положите на бортик. Согните ноги в коленях и начинайте поднимать, стараясь максимально приблизить их к грудной клетке. Спина должна оставаться прижатой к стенке бассейна.

Выполнять упражнение стоит по 3 подхода, 10 раз каждый.

Если вы чувствуете, что этой нагрузки стало не хватать организму – повторите упражнение, но уже с прямыми ногами.

Количество подходов и повторов оставить таким же.

Упражнения для бедер и ягодиц

  • Принимаем положение у бортика как в упражнении №2. Поднимаем ноги на 900 и начинаем выполнять с детства знакомый «велосипед».

Длительность выполнения: каждый подход по 30 секунд.

  • Самое эффективное упражнение для ягодиц – приседания. При выпрямлении тела, старайтесь как бы немного подпрыгнуть, при этом стопы ног оставляйте неподвижными.

На первый взгляд все эти упражнения кажутся простыми в выполнении, в действительности же сделать их гораздо труднее.

Советую первые занятия провести под руководством инструктора или тренера, чтобы он помог освоить методику выполнения комплекса упражнений. Немного позже его можно будет выполнять самостоятельно.

Что можно есть после аквааэробики?

Одним из плюсов аквааэробики является активация обмена веществ, а это значит, что после занятий большинство будет испытывать чувство голода. Наступает момент, когда на чашах весов по разные стороны оказываются:

  • разумное желание отказаться от еды после тренировки (ведь зачем тогда тренировался?!);
  • неутолимое чувство голода.

Уважаемые читатели, здесь я вас обрадую: есть можно. Но не все и исключительно в разумных количествах. Лучшим ужином после занятия станут:

  • Овощи
  • Орехи (только не грецкие) в количестве 10-15 штук;
  • Кефир пониженной жирности или обезжиренный йогурт;
  • Нежирная рыба.

Подводя итог хочу сказать, что можно долго рассуждать о пользе аквааэробики и описывать более действенные упражнения для похудения. Но, согласитесь, все же лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. А еще лучше сходить и попробовать! Заниматься ей надо постоянно, пропускать занятия можно только по очень уважительным причинам, иначе результат будет еле заметен.

Эффективность занятий аквааэробикой в качестве «средства» для похудения доказывают многочисленные положительные отзывы людей разных возрастов: это и молодые девушки, которые хотели скинуть несколько килограмм, и женщины за 40 лет, которые старались сохранить свои параметры тела, не набирая лишних килограммов.

И, раз уж заговорили о результатах, предлагаю посмотреть на фото людей, похудевших с помощью занятий аквааэробикой и относящихся к серии «До и после».


А вот этой девушке занятия аквааэробикой помогли после родов похудеть и убрать обвисший животик:


Дорогие подписчики, а вы пробовали заниматься аквааэробикой? Достигли того результата, к которому стремились? И был ли он вообще? Поделитесь своим мнением и опытом. Буду рада обсудить эту тему.

Традиционно считается, что бассейн можно посещать всем без исключения, а плавание - оптимальный вид физических нагрузок даже при беременности. И это действительно так, ведь занятия в бассейне совмещают положительное влияние на организм физических упражнений и свойств воды. Полезно плавание и будущей маме - конечно, при отсутствии противопоказаний и соблюдении разумных ограничений.

Акваэробика при беременности: почему это полезно?

Одно из положительных воздействий воды на наше тело - это снятие нагрузки с позвоночника и суставов, что особенно актуально во время беременности, в условиях постоянно растущего веса женщины. Кроме того, в воде улучшается венозный отток крови. Все эти положительные моменты обусловлены гидростатическим давлением воды. Это происходит, даже если вы находитесь в состоянии покоя, но интенсивность этого процесса выше во время выполнения упражнений. Поэтому занятия в воде особенно рекомендуются для профилактики и лечения варикозной болезни, которая развивается у подавляющего большинства беременных женщин.

Во время занятий в воде организм расходует больше тепла, а значит - энергии, т.к. теплопроводность воды выше, чем воздуха. За счет этого активизируются некоторые биохимические процессы, в частности ускоряется обмен веществ, увеличивается доставка кислорода к тканям и удаление продуктов распада. Плод получает большее количество питательных веществ. Для того, чтобы двигаться в воде, требуется большее усилие, чем на суше, поэтому даже медленные движения в воде обладают большим тренирующим эффектом. Положительные эмоции, которые испытывает будущая мама во время занятий, способствуют выработке гормонов радости - эндорфинов, помогающих снять нервное напряжение и расслабиться. Занятия в воде полезны и для ребенка. Когда, ныряя, вы задерживаете дыхание, малыш проходит своеобразное испытание кислородной недостаточностью, которую ему предстоит пережить во время родов.

Если вы профессионально занимались спортом, то интенсивность нагрузок следует значительно снизить. Продолжительность тренировок должна быть сокращена до 40 - 60 минут ежедневно, при благополучном течении беременности.

О бассейне и не только...

Беременной женщине нужно очень придирчиво выбирать бассейн для занятий. Особое внимание следует обратить на качество воды. Лучше, если вода обеззараживается современными методами, без использования хлора (озонирование, ионизация) и регулярно меняется. Оптимальная температура воды - 26-30° С, при этом она должна быть не ниже 24° С и не выше 32° С.

Бассейн должен быть оборудован специальными поручнями вдоль бортика, чтобы вам было удобно держаться во время занятий. Хорошо, если помимо обычной навесной лестницы в бассейне есть ступеньки или нескользкий пологий спуск. Лучше находиться в бассейне в специальных прорезиненных плавательных тапочках, чтобы не поскользнуться.

При беременности заниматься аквааэробикой нужно с осторожностью

И спортсменкам, и будущим мамам, решившим во время беременности заняться аквааэробикой или плаванием, надо помнить, что некоторые состояния являются абсолютным противопоказанием для любых физкультурных упражнений, в том числе и для этих.

Перед началом занятий вам необходимо проконсультироваться с врачом, ведущим беременность. Каждый случай индивидуален, но есть противопоказания, общие для всех. Воздержитесь от занятий: при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний,напримерпригриппе, ОРВИ, обострении гастрита;

при повышенном тонусе матки, кровянистых выделениях из половых путей, угрозе прерывания беременности;

  • при резко выраженном токсикозе (неукротимой рвоте);
  • при гестозе беременности, проявляющемся повышением артериального давления, появлением белка в моче, отеков;
  • при наличии выкидышей в прошлом;
  • при многоводии;
  • при систематически появляющихся схваткообразных болях после занятий.

Для того чтобы снизить риск травматизма, старайтесь ходить на занятия в «непиковые» часы, когда в бассейне немного людей, и избегайте тех дорожек, где занимаются спортивным плаванием. Что касается плавания в природных водоемах, то здесь все решается индивидуально. Лучше не плавать в озерах и реках, т.к. пресная и особенно стоячая вода является источником инфекции. Морская вода, напротив, не только не повредит, но и окажет положительное влияние на организм женщины.

Плавание или аквааэробика: что выбрать при беременности?

Выяснив у врача, что заниматься вам можно, и выбрав бассейн, вы задаетесь вопросом о том, что лучше: просто плавание или аквааэробика? Однозначного ответа нет. С одной стороны, эффективность занятий аквааэробикой выше. Как уже было сказано, в этом случае происходит эффект суммации положительной > влияния движения и воды. С другой стороны, вы должны быть уверены в грамотности проведения занятий. Однозначно запрещается заниматься классической аквааэробикой. Следует предпочесть специальные занятия для беременных женщин, при этом желательно, чтобы женщины были разделены на группы, в зависимости от срока беременности, т.к. продолжительность занятий и сами упражнения отличаются в зависимости от триместра. Скорректировать тренировки всоответствии с этими параметрами должны профессиональные пловчихи.

Как заниматься будущей маме?

Если вы выбрали аквааэробику, частота занятий - в среднем - 3 раза в неделю.

Во время первого триместра беременности продолжительность занятия - 15-20 минут.

В дни, соответствующие предполагаемой менструации, продолжительность занятий надо сократить до 10-12 минут или отказаться от них вовсе. То же касается и занятий плаванием. Предпочтительный стиль - брасс, плавать нужно медленно.

Основные задачи занятия на этом этапе:

Женщинам рекомендуются простые упражнения на большие группы мышц; упражнения выполняются в медленном и среднем темпе по 4-6 раз. Во вводной части занятия упражнения выполняют, стоя у бортика. Это движения стопами и кистями (их сгибание и разгибание, круговые движения), сгибание и разгибание ног и рук в коленных и локтевых суставах, дыхательные упражнения. В основной части выполняют дыхательные упражнения, упражнения для укрепления мышц тазового дна и брюшного пресса, овладевают техникой плавания кролем на спине, брассом. В заключительной части выполняют общеукрепляющие, дыхательные упражнения, а также упражнения на расслабление.

Во втором триместре продолжительность занятия возрастает до 30-40 минут.

Основные задачи тренировок:

  • укрепить мышцы живота и промежности;
  • увеличить подвижность позвоночника;
  • укрепить мускулатуру;
  • увеличить адаптацию сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.

В этот период выполняются все упражнения, рекомендованные для первого триместра, и вводятся дополнительные: упражнения с задержкой дыхания на вдохе; повороты и наклоны туловища у бортика; попеременное сгибание и разгибание, отведение и приведение прямой и согнутой ноги; выгибание и сгибание спины; выпады и полуприседания с опорой одной ногой на ступеньку лестницы. Во второй половине второго триместра для борьбы с отеками половина упражнений выполняется ногами, повышенное внимание уделяется укреплению мышц спины. Ограничиваются упражнения на задержке дыхания, с одновременным подъемом коленей к груди, «велосипед» в вертикальном положении (только лежа на воде, держась руками за бортик).

В третьем триместре продолжительность занятия составляет 20-30 минут.

Основные задачи этого периода:

  • профилактика отеков;
  • стимуляция дыхания и кровообращения;
  • поддержание достигнутого уровня физической активности;
  • доведение до автоматизма и сохранение глубокого ритмичного дыхания при выполнении упражнений;
  • выработка двигательных навыков, необходимых при родах.

В третьем триместре происходит постепенное уменьшение нагрузки за счет снижения количества повторов. Включается больше упражнений на произвольное расслабление, дыхательные (особенно глубокое ритмичное или «грудное» дыхание). Продолжают укрепляться мышцы спины, брюшного пресса, таза (с обязательным расслаблением), мышцы свода стопы. Применяются упражнения в горизонтальном положении, подныривания с выдохом в воду, любые движения на глубине: погружение в воду до груди и плеч помогает уменьшить отеки. Изменения в дыхательной системе могут затруднять плавание на поздних сроках; в таком случае выполняются только упражнения у бортика.

Ура! Прошло бессонное время ночных колик!!! Теперь малыш уже более спокоен, а, как следствие - Вы выспавшаяся и счастливая мама! Теперь, когда отпала проблема больного животика, младенец проявляет гораздо больший интерес к миру и событиям окружающей его жизни.

Привыкайте к новому состоянию вашего ребенка - “я познаю мир”. Помогайте вашему малышу получить новые впечатления. Но и тут нужно действовать осторожно - нагрузка на нервную систему малыша может оказаться слишком большой, поэтому возможна и быстрая утомляемость, и усталость. Если малыш закапризничал - возьмите его на руки, прижмите к себе, слегка покачайте и успокойте. Улыбнитесь, посмотрите крохе в глаза - зрительный контакт не менее важен, чем тактильный.

Наверное, Вы уже поняли - в 4 месяца улыбка ребенка уже не рефлекторная, как раньше, а вполне осмысленная. Более того, он не только улыбается - но и смеется! Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

И наоборот, если кроха капризничает - это также имеет эмоциональный подтекст . Научитесь его понимать - ведь для него плач - пока единственный доступный способ самовыражения. Малыш уже испытывает любопытство и радость, страх и разочарование. Только стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми - может обеспечить нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.

Заметьте - как только Вы подходите к кроватке малыша - он сразу начинает улыбаться и двигаться! Это происходит потому, что ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, а вовсе не из-за того, что он просто копирует Ваши действия (как было раньше). Психологи назвали этот феномен - "комплексом оживления" . Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если Вы надолго исчезаете из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. Это происходит из-за того, что возникает нарушение "обратной связи", или, как говорят ученые, нарастает "тревога распада" в системе "мать и дитя".

Каких только способов понимать "язык эмоций" не существует! К примеру, о многом может вам рассказать язычок младенца. Нет, конечно, не в прямом смысле, ведь разговаривать Ваш кроха пока не умеет. Просто при общении - наблюдайте за позицией его языка:

В момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок,
. в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ.
. в момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.

Развитие ребенка на 4-ом месяце жизни

Игра и игрушка

В этом возрасте Вашему ребенку пригодятся:

  • Подробнее о том, как правильно выбрать погремушку, какие у нее бывают виды, как правильно ею играть , и какие надо знать правила безопасности и гигиены - читайте в статье -
  • Развивающие коврики,

О том как играть в вышерепечисленные игрушки Вы можете узнать по ссылкам из персональных статей о них.

Развиваем слух ребенка

Кроха уже умеет локализовать звук в пространстве. Он поворачивает головку в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Познаем мир звука

Очень полезно для ребенка, если Вы будете постоянно комментировать, что именно видит малыш. Это должно войти в Вашу привычку.Например, вы заметили, что он услышал часы в комнате, повернул голову - скажите ласково: “часики, тик-так, тик-так”.
Или на прогулке кроха услышал ворону, смотрит на нее - объясните ему: “ворона, кар-кар”.
Так, со временем, Вы сформируете для ребенка понимание, что разные звуки издаются разными предметами или существами.

Поверьте, когда ребенку интересно, он впитывает информацию как губка. На примере своей дочки я наблюдала, что все эти мои рассказы про окружающий мир были не зря. Ведь как только малышка научилась говорить, она поразила меня знанием окружающих ее предметов, животных и тому подобное.

Музыка - воспитываем слух и ритм

Ребенок в возрасте 4 месяцев уже по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Например, колыбельную слушает спокойно, внимательно смотрит на поющего, практически не двигаясь.

Включите ритмичную музыку! Малыш оживится, задвигает в такт ножками и ручками, улыбнется, и, быть может, даже запоет! После окончания пения еще некоторое время его оживление некоторое время сохраняется.
Устраивайте почаще такие “музыкальные занятия” - так Вы воспитаете в малыше слух и ритм.

Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Конечно, тут очень важно не "переборщить". Если вы заметили, что ребенок устал, не дожидайтесь слез, выключите музыку, возьмите его на ручки, ласково поговорите с ним, постарайтесь сменить обстановку.
Если Вы так будете переключать ребеночка на другие занятия, он останется в хорошем расположении духа. И потом, уже не будет впадать в истерики, чтобы его выслушали или просто обратили внимание.

Развиваем речь ребенка

В 4 месяца большинство младенцев уже активно «разговаривают», нужно только научиться их понимать. Обычно первая речь крохи начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Теперь малыш научился «подключать к процессу» губки и язычок. Он уже может произносить согласные звуки: «п», «б», «м». Скоро, в конце пятого, на шестом месяце появятся и первые слоги.

Давай поговорим…

…по-взрослому…

Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах в доме, и слушайте, что он вам отвечает. Хорошо, если Вы включаете крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимаете его обучающими игрушками. Но, не менее важно для него сейчас - вместе разглядывать яркие несложные картинки и слушать ваши рассказы о том, что там нарисовано.

Рассказывайте малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку. Любые свои действия сопровождайте словами. Например: когда кормите кроху, говорите "Открой ротик", когда одеваете - "Дай ручку", при игре - "Возьми зайку" и так далее. Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

… по-детски…

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте «разговор» крохи, выделяйте произнесенные им звуки и повторяйте за ним. Присоединившись к гулению малыша, через некоторое время Вы увидите - что и он начинает повторять звук уже за вами! Это действительно веселое и полезное времяпрепровождение! Так у ребенка никогда не пропадет интерес к развитию речи!

Попросите мужа, бабушку (или кого то из близких) присоединиться к вашей беседе. Пусть они произносят по очереди один и тот же звук, например, длинный гласный "а". И хотя каждый повторяет звук по-разному, кроха постепенно поймет, что это тот же самый звук, что говорит он и мама. Потом это пригодится ему для понимания речи других людей, а не только мамы.

Со временем усложните задачу - введите в ваши «диалоги» новые звуки (для начала акцентируясь на гласных).

… меняя тембр…

Во время разговоров с крохой иногда меняйте тембр голоса. То Вы говорите басом, то высоким голоском, то напевами. Это тоже важно для предречевого развития.

…мимикой, жестами…

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. Ребенку, как и вам тоже доступен язык мимики, жестов, различных действий. Например, если малыш не хочет спать, будьте уверены - свое нежелание он Вам всем своим видом продемонстрирует.

… и поёёёёём!

Пойте малышу песенки! Если кроха поет - подпевайте ему!
Хорошо, если в Вашей песенке доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, обратите внимание на книгу А. Усачева - «Звукарик». Эти коротенькие стишки легко можно переложить на любую мелодию. Все эти песенки будут заканчиваться неожиданным для крохи образом, определенными звуками. Послушав песню несколько раз, ребенок уже будет ожидать в ее конце «сюрприз». Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Развиваем координацию движений

Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Хваталки-щупалки

Натяните над кроваткой веревочку, на которой очень крепко привязаны разнообразные предметы, имеющие разные формы, цвета и поверхности. Это могут быть: тряпочки и мешочки, набор разных пуговиц на леске, детали от конструктора, кусок клеенки, металлические ключи, деревянные ложки, пластмассовые и деревянные погремушки, резиновые игрушки и т.д.). В общем - все, что попадется Вам под руку!

Пусть малыш хватает и ощупывает и гремит - он будет очень доволен новым занятием.
Иногда обновляйте самодельную композицию новыми предметами - и тогда интерес крохи не пропадет.
Только не забывайте про безопасность и гигиеничность игрушек. Следите за тем, чтобы их нельзя было оторвать и проглотить.

Тренируем захват предметов разной формы (развитие мелкой моторики)

Предлагаем Вашему вниманию пальчиковую игру, направленную на обучение ребенка захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Пальчиковая игра «Колобки и пеньки»

Для игры Вам потребуются разноцветные кубики (с гранью примерно 4 см) и небольшие шарики (способные уместиться в руку малыша) - всех по три штуки.
Положите кроху на животик (для его удобства можно подложить ему под грудь небольшой валик).
Положите перед ребенком шарик и весело скажите:

«Колобок, колобок,
Отчего ты одинок?
Тесто бабушка месила,
На один всего хватило!»

Ребенок берет в шарик - следите, чтобы он правильно распределил пальчики по всей поверхности шарика. Затем положите перед ним еще один и продолжите:

«Нет, хватило теста ей!
Вот второй!
Так веселей!»

Малыш взял второй шарик? Возможно, он выпустит из руки первый - ничего страшного в этом нет. Теперь выложите третий шарик:

«Вот и третий колобок!
До чего румяный бок!»

А теперь положите перед малышом в кубик, при этом читая:

«Колобочки-колобки,
Пенек один, а вас-то три!»

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика - так легче его ухватить.
Для усложнения игры научите ребенка тянуться к предмету двумя руками, при этом кисти его ручек должны быть раскрыты.

Пальчиковая игра «Пианист»

Если Вы поняли, что Ваш малыш уже достаточно хорошо умеет управлять своими ручками - то предложите ему эту игру.
Она заключается в стимулировании у ребенка попыток нажимать на клавиши игрушечного музыкального инструмента, пока не удастся извлечь звук. Для игры потребуется игрушечное пианино или синтезатор.

Ваш кроха лежит на животе (чтобы избежать перенапряжения, под грудь положите валик), перед ним - «музыкальный инструмент». Поиграйте для начала с клавишами сами. Затем помогите малышу понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой. При этом можно приговаривать потешку:

«Вот какой у нас артист, знаменитый пианист!
Заиграет он сейчас, пустит всех в веселый пляс!»

Разнообразьте игру - помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу, разожмите его пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Развиваем тактильные ощущения и мелкую моторику

Мокро, сухо, твердо, мягко….

Правой ручкой ребенка гладьте вафельное полотенце, а левой - шлепайте по воде в тазике. Затем поменяйте ручки и продолжите занятие.
Используйте разнообразные вариации: полотенце можно поменять на горох в миске, а воду в тазике на большую пищащую игрушку. Ребенку понравится - вот увидите!

Волшебные мешочки

Сшейте разноцветные мешочки разной формы, размера и типа поверхности ткани. Например: из вафельного и махрового полотенца (фланели, плюша, шелка...). Наполнить их можно разным материалом: рисом, манкой, горохом, вермишелью, ватой, бумагой и т.п. Пусть малыш ощупывает их (какие они разные на ощупь), трясет (и шумят по разному!).

Пальчиковые игры
Для развития мелкой моторики очень полезно играть в пальчиковые игры. Например: "Сорока-белобока".

Развиваем обоняние

Сшейте подобные мешочки (см. Волшебные мешочки). Наполните их разными ароматическими травами: мята, валериана, душица, мелисса, лимонник. Также в качестве наполнителя можно использовать пропитанную в аромамасле бумагу (лаванда, корица, и все вышеперечисленное).

Малышу очень понравится их нюхать, ощупывать, к тому же эти ароматы успокоят его, так как обладают прекрасными тонизирующими свойствами.

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется - об этом в статье Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самых первых месяцев жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

Физическое развитие ребенка на четвертом месяце первого года жизни

Оттачиваем физические навыки малыша

Возможно, Вы уже изучаете всевозможные календари развития ребенка на первом году жизни, и понимаете, как много еще требуется успеть Вашему малышу. Но, не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не "дорос" в СВОЕМ развитии. Каждый малыш индивидуален, и Вы обязаны учитывать индивидуальность своего крохи! Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.
Не надо выполнять упражнения насильно, нужно внимательно следить за самочувствием и настроением крохи. Помните - Вы лишь должны помочь сделать необходимые действия ему САМОМУ, а не ЗА него.

Гимнастика и массаж

Также специально для Вас мы подготовили для детей на 4-6-ых месяцах жизни.

Закаливание

А чтобы узнать рекомендации педиатров о том, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте статьи: « », « », « ». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Екатерина Комар

Врач-неонатолог,

НИИ акушерства и педиатрии,

г. Ростов-на-Дону

Неделя тринадцатая

В течение тринадцатой недели - первой во втором триместре - отмечается интенсивный рост плода за счет удлинения костей скелета. Начинают из-меняться пропорции тела: размеры головки плода уже не так велики по отношению к размерам всего тела, удлиняются как верхние, так и нижние ко-нечности. Происходит дальнейшее формирование пальцев кистей и стоп. Веки еще сомкнуты, глаза крепко закрыты. Примечательно, что на этой неделе завершает-ся формирование молочных зубов плода, кото-рые находятся под слизистой оболочкой верхней и нижней челюстей. В это же время начинается ин-тенсивный рост мышечной ткани: растут и разви-ваются мышцы конечностей, что приводит к уси-лению двигательной активности плода, однако еще не ощущаемой матерью в силу незначитель-ных размеров плода и достаточно свободного его положения в полости матки.

Продолжается развитие центральной и пери-ферической нервной системы. На этом этапе осо-бенно заметны изменения, которые претерпевает кора головного мозга: происходит дальнейшее формирование извилин, увеличивается их глубина, что способствует увеличению площади поверхности коры головного мозга. Дальне развитие периферической нервной системы водит к тому, что на этой неделе становятся более развитыми рефлекторные движения плода, такие как глотание и сосание, а также сжимание пальцев кистей в кулак в ответ на раздражение ладони.

Иногда на этом сроке можно наблюдать, как плод кладет большой палец в рот, если ему позволяет это сделать длина его ручек, которая к этому моменту составляет от 2,5 до 3 см.

Очень важные события происходят в процессе развития желудочно-кишечного тракта. Кишечник плода, продолжая расти в длину, укладывается внутри брюшной полости в петли, заполняя ее пространство. Слизистая оболочка кишечника покрывается очень сложным по своей структуре ворсинчатым эпителием, который в дальнейшем будет играть первоочередную роль в процессе пищеварения - обеспечивать всасывание питательных веществ в кишечнике. К концу тринадцатой недели развития длина плода составляет 10- 11 см, а его масса - около 30 г.

Неделя четырнадцатая

Поджелудочная железа на протяжении четырнад-цатой недели развития достигает очень значи-тельных размеров. Начинают функционировать ее клетки, вырабатывающие инсулин - гормон, при-нимающий непосредственное участие в обмене веществ, а именно - в обмене углеводов.

Продолжается рост и развитие почек. Их струк-тура еще очень незрелая и радикально отличается от строения почек взрослого человека, однако со-всем скоро они начнут функционировать.

В течение четырнадцатой недели продолжается процесс роста костей - они становятся более проч-ными. Изменяются пропорции тела, становясь более привычными, приближаясь к таковым ново-рожденного.

На этой неделе начинают функционировать поч-ки плода, выделяя мочу. Поскольку к этому момен-ту уже завершено формирование мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, моча плода выде-ляется и смешивается с околоплодными водами. Таким образом, в процесс выделения продуктов жизнедеятельности плода включаются и почки, но по-прежнему основную роль в этом продолжает играть плацента, и так будет до рождения ребенка.

Идет развитие мышечной системы плода, его двигательная активность усиливается. Он совер-шает плавающие движения, изгибается, повора-чивается - эти упражнения способствуют укрепле-нию мышц и суставов, которые совершенствуются с каждым днем. Рефлекторные движения посте-пенно становятся все более сложными и коорди-нированными.

На этой неделе происходит чрезвычайно важ-ное событие в процессе формирования организма плода и становления его жизненно важных функ-ций: плод начинает совершать ритмичные дыха-тельные движения. Разумеется, это нельзя назвать собственно дыханием: первый настоящий вдох ребенок совершит только в первую минуту после рождения. Но для развития легких и дыхательной мускулатуры такие «тренировочные» дыхатель-ные движения очень важны: они способствуют оптимальному созреванию легочной ткани. Эти дыхательные движения совершаются плодом при частично закрытой голосовой щели, поэтому в мо-мент вдоха в дыхательные пути, а затем и в легкие попадает небольшое количество амниотической жидкости (околоплодных вод), которое в момент выдоха выталкивается обратно.

Интенсивнее функционируют клетки поджелу-дочной железы, вырабатывающие инсулин - гор-мон, регулирующий обмен глюкозы. К концу че-тырнадцатой недели начинают функционировать и клетки гипофиза - железы внутренней секреции -- одного из органов, вырабатывающих гормоны - активные вещества, принимающие непосред-ственное участие в регуляции обмена веществ. Внутренняя секреция играет чрезвычайно важную роль в жизни организма в целом: она вырабатывает гормоны, регулирующие не только обменные процессы и процессы роста организма, но и также гормоны, регулирующие деятельность остальных желез вну-тренней секреции.

Все более отчетливо формируется лицо плода: становится выраженной переносица, появляются щеки. Примерно в этот же срок начинают появляться пушковые волосы - лануго. Они покрывают все тело плода, выполняя своеобразную защитную функцию - удерживают особую смазку, которая присутствует на поверхности кожи. На голове так-же появляются волосы, еще чрезвычайно тонень-кие и прозрачные. На четырнадцатой неделе отмечаются изме-нения со стороны половых органов и девочек, и мальчиков. У девочек яичники перемещаются в полость таза, где они и будут оставаться впредь, а у мальчиков формируется предстательная желе-за (мышечно-железистый орган, вырабатывающий вещество, входящее в состав спермы) - простата. Плод уже имеет длину 12- 13 см, а его масса воз-росла до 40- 45 г.

Неделя пятнадцатая

Пятнадцатая неделя развития плода характеризу-ется тем, что все достижения предшествующих не-дель закрепляются и совершенствуются. Темпы роста туловища и конечностей начинают опережать темпы роста головы. Но она все еще вы-глядит достаточно большой по сравнению с осталь-ными частями тела. Сердцебиение плода на этом этапе уже очень хорошо определяется, его можно теперь зарегистрировать не только при УЗИ, но и во время обычного осмотра врача при помощи стетоскопа. Частота сердечных сокращений плода примерно в два раза чаще, чем пульс матери.

На протяжении всего четвертого месяца разви-тия плода происходит совершенствование крове-носной системы. Артерии и вены растут в длину, обеспечивая кровоток в постоянно растущем ор-ганизме, кроме того, укрепляются стенки сосудов, формируются кровеносные системы отдельных органов - комплексы артерий и вен с их много-численными разветвлениями и капиллярами, обе-спечивающие питание и снабжение кислородом мозга, сердца, легких, желудка и кишечника - всех без исключения органов.

Продолжается увеличение массы головного моз-га. Извилины и борозды коры больших полуша-рий все больше углубляются, увеличивается число нервных клеток. Периферические нервные волок-на растут в длину и оплетают как внутренние органы, так и все кости и мышцы плода - таким образом, обеспечивается поступление нервных импульсов от головного мозга к периферии, обе-спечивается и обратная связь - поступление ин-формации от органов и мышц к головному мозгу плода. Совершенствуется плацента, растет ее роль в обеспечении защиты плода от проникнове-ния инфекции, токсинов из организма матери и в обеспечении плода необходимым питанием и кислородом. Проникают через плаценту от ма-тери к плоду и иммуноглобулины - защитные антитела, которые несут информацию об инфек-циях, перенесенных матерью до наступления беременности, и являются для плода своеобраз-ной «прививкой» от них до момента созревания собственной иммунной системы (происходит это в возрасте от одного года до трех лет). В середине четвертого месяца развития у плода уже можно определить групповую принадлежность крови, а также ее резус-фактор. Группа крови и резус-фактор предопределяются в момент зачатия, когда сливаются хромосомные наборы материна яйцеклетки и отцовского сперматозоида. Однако иммунологические факторы, несущие эту информацию (антигены эритроцитов и сыворотки крови), реализуются только теперь.

Костный мозг начинает выполнять функцию кровообразования - продуцировать красные клетки крови (эритроциты). Прежде эту функцию выполняла печень, а также желточный мешок (внезародышевый орган, осуществляет резервное питание эмбриона до момента образования плаценты), который к этому моменту исчезает.

К концу пятнадцатой недели развития плод начинает заглатывать околоплодные воды. С одной стороны, это является тренировкой глотательного рефлекса, обеспечивает функционирование желудочно-кишечного тракта, а с другой - дает возможность развитию вкусовых ощущений г да, что не только является составной частью формирования органов чувств, но и во многом определяет формирование психики будущего ребенка. В результате постоянных глотательных движений плод ежедневно проглатывает около 400 амниотической жидкости,- которая, продвигаясь по пищеводу, попадает в желудок плода и далее в кишечник, где жидкая часть ее всасывается в кровеносное русло. Имеющиеся в амниотической жидкости частички эпидермиса кожи плода остаются в кишечнике, наполняя его. Постепенно количество кишечного содержимого становится достаточно велико: клетки эпидермиса кожи, смешавшись с желчью (которая выделяется желчным пузырем в просвет тонкого кишечника), образуют первородный кал (меконий).

Желчный пузырь уже достаточно активно функционирует. К концу пятнадцатой недели полностью сформированы пальцы кистей и стоп, подушечки пальцев имеют собственный неповторимый рисунок, формируются ногтевые пластины. Начинает вырабатываться пигмент, определяющий цвет волос. Если раньше волосы на голове, а также брови и ресницы приобретают ту или иную окраску. К этому сроку рост плода составляет 13-14, а его масса уже приближается к 70- 80 г.

Неделя шестнадцатая

Шестнадцатая неделя завершает четвертый месяц внутриутробного развития плода. На этом сроке его лицо уже достаточно хорошо сформировано. Плод впервые открывает глаза. У него есть крошечные брови и ресницы, представленные нежным пушковыми волосами. Такими же волосками крыта и головка плода, и все его тело. Кожа плода очень тонкая, полупрозрачная. Еще совсем отсут-ствует подкожный жировой слой, поэтому сквозь тонкую кожу просвечивают кровеносные сосуды. Кожа имеет ярко-розовый, почти красный цвет и покрыта белой густой смазкой.

Ушные раковины, закладываясь на более ранних сроках развития достаточно низко - практически на уровне шеи, теперь постепенно поднимаются все выше и приближаются к тому месту, на кото-ром мы привыкли их видеть. Ногтевые пластины уже достаточно хорошо сформированы, но еще не покрывают ногтевую фалангу, край их не доходит до кончиков пальцев плода - это произойдет ближе к моменту родов. Движения плода становятся все более интенсив-ными, координированными, но они все еще на-столько нежны и кратковременны, что мать не мо-жет их ощутить. Закрепляются приобретенные рефлекторные движения.

К шестнадцатой неделе формируются мимиче-ские мышцы, и плод начинает их «тренировать» - при УЗИ можно зарегистрировать некоторые гри-масы - подобие улыбки, нахмуривание бровей. Почки плода функционируют все активнее, это и понятно, ведь плод заглатывает до 400-500 мл око-лоплодных вод в сутки. Приблизительно каждый час из мочеиспускательного канала в околоплодные воды выделяется небольшая порция мочи. К концу шестнадцатой недели длина плода со-ставляет 16 см, а его масса - около 120 г.

За четвертый месяц своего развития плод при-обретает несколько очень важных навыков: у него появляется и закрепляется ряд рефлекторных дви-жений, которые в последующем составят основу важнейших рефлексов - сосательного и глотатель-ного. Он впервые начинает тренировать дыхатель-ную мускулатуру, которая будет обеспечивать бес-перебойную работу легких на протяжении всей его жизни. Этот месяц знаменуется началом рабо-ты таких важных органов, как почки, железы вну-тренней секреции, кишечник. К концу четвертого месяца плод уже полностью сформирован - у него есть все без исключения ор-ганы и ткани. Его скелет имеет все отделы, сформированы все суставы. Начался длительный процесс окостенения - укрепления костей, который закон-чится только с завершением полового созревания.

Лицо плода сформировано, появились мимиче-ские мышцы, волосы, брови и ресницы. На этом же сроке уже достаточно хорошо видны наружные половые органы плода, что позволяет определить пол будущего ребенка при УЗИ. Формирование органов и тканей завершилось, и на протяжении оставшихся до родов недель будет идти процесс созревания, подготовки плода к внеутробному существованию.

Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет Валерия Вячеславовна Фадеева

4-й месяц

Режим дня

В среднем ребенок кушает 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите грудью по требованию, то больше).

Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа.

Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 4 раза.

Помните о прогулках.

Заботы и дела для родителей

Старайтесь не стеснять движения малыша, пусть он двигает ручками и ножками сколько хочет. Это необходимая физическая нагрузка. Регулярно делайте крохе легкий массаж. Если врач назначил лечебный массаж, стоит самим освоить его приемы.

Устраивайте малышу 20-минутные воздушные ванны во время занятий гимнастикой, перед купанием. Эго отличная профилактика пеленочного дерматита, который возникает из-за раздражающего действия мочи и кала на детскую кожу.

Особое внимание уделяйте туалету ребенка, делайте ванны с отварами ромашки, череды, дубовой коры. Мойте малыша теплой водой, а затем промокайте пеленкой. Почаще оставляйте попку «проветриваться».

Некоторые детишки все еще страдают от приступов колик. При этом кроха безутешно плачет, краснеет, сучит ножками. Нежно помассируйте его животик по часовой стрелке, положите на область пупка теплый носовой платок, прогретый утюгом.

Обратите внимание на детскую одежду. Возможно, пора переодеть малыша во что-нибудь более подходящее, так как он очень вырос (почти удвоил свой вес с момента рождения). Слишком тесные ползунки, рубашки, носки сковывают движения и мешают росту ребенка.

Чем взрослее и активнее становится ваш ребенок, тем огромнее у вас желание постоянно его удивлять чем-нибудь новеньким, дарить ему все больше и больше новых игрушек. Предлагайте ему их по очереди. Получив новую игрушку, малыш должен иметь достаточно времени, чтобы ее исследовать. Если вы предложите ему сразу несколько новых предметов, то поставите его перед сложным выбором. Внимание малыша будет рассеиваться, а в итоге и совсем затихнет. Поэтому уберите «лишние» игрушки на антресоли. Время летит быстро, и ваш 2-летний ребенок будет очень рад музыкальному паровозику или мягкой обезьянке, которые не произвели на него впечатления в младенчестве.

Из книги Мы ждем ребенка. Книга для будущих родителей автора Г. В. Цветкова

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ В конце шестого месяца беременности у развивающегося ребенка заметны пальцы рук и ног, отделяются веки и открываются глаза. Его рост уже около 33 см, вес – 910 г (рис. 13). Кожа у него блестящая и содержит немного жира в подкожной ткани. В случае преждевременных

Из книги Планируем ребенка: все, что необходимо знать молодым родителям автора Нина Башкирова

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ В конце восьмого месяца ребенок может видеть и слышать. Почти все системы его организма (кроме легких) хорошо развиты. Особенно интенсивно в этот период растет мозг. В этом сроке беременности длина тела ребенка составляет примерно 45 см, вес – 2500 г. В случае

Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ К концу девятого месяца беременности ребенок уже полностью сформировался. Он весит более 3 кг, имеет длину тела около 50 см, должен лежать головкой вниз и меньше двигаться, так как ему уже не хватает места в матке (рис. 16). Если по результатам анализов или

Из книги Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Девятый месяц К этому времени ребенок занимает правильное положение, поворачиваясь головкой к выходу из родовых путей. Он прибавляет около 5 см роста и примерно 1 кг веса. Теперь он занимает так много места в матке, что ему почти негде двигаться и его активность заметно

Из книги автора

Дитя в 1 месяц Кормление. Ест он шесть раз в сутки, из них раз, а то и два раза ночью. Часы кормления становятся всё более постоянными. Те, что ночью понемногу отодвигаются к утру. Количество выпитого молока не постоянно.Движения. Во сне руки и ноги всё ещё согнуты. Спит на

Из книги автора

1-й месяц Первое обследование новорожденногоРебенок в первые часы своей самостоятельной жизни испытывает сильнейший шок. После 9-месячного пребывания в раю – теплом, укромном, надежном месте – в животе матери, появляясь на свет, он сразу попадает совершенно в другой мир.

Из книги автора

3-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите малыша грудью по требованию, то возможно и больше в зависимости от желаний крохи).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа. Сон после бодрствования – 1,5–2 часа. Днем

Из книги автора

4-й месяц Режим дня?В среднем ребенок кушает 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите грудью по требованию, то больше).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 4 раза.?Помните о прогулках.Заботы

Из книги автора

5-й месяц Режим дня?В среднем малыш питается 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа (3 раза в день). Малыш подрастает, и его дневной сон становится более чутким. Это не значит, что

Из книги автора

6-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза.?Массаж и гимнастику лучше проводить в период второго бодрствования.?Помните о

Из книги автора

7-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза.?Массаж и гимнастику проводите, как и ранее, в период второго бодрствования.

Из книги автора

8-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в день каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Очень важно соблюдать режим дня, так как его нарушение может привести к разладу.

Из книги автора

9-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2–3 раза. Если вы поздно уложите малыша на дневной сон, не удивляйтесь, что вечером он

Из книги автора

10-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок по-прежнему спит 2–3 раза.?Проводите гимнастику во второй период бодрствования примерно

Из книги автора

11-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и

Из книги автора

12-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и дела для



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: