Психологическое сопровождение семьи с ребенком овз. Публикация "психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья"". Основные направления работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье для «перевод

«Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» Обоснование: Общепризнанным фактом является то, что помощь проблемному...»

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение семей,

воспитывающих детей с ограниченными возможностями

здоровья»

Обоснование:

Ответы разочарованы терапией из мифа, что они часто пользуются, и классифицировать его как нормальность - принадлежность к повседневной жизни пострадавшего ребенка. Не Там не отрицает, что дети друг друга наиболее интересные и наиболее эффективных учителей, так как большинство детей основаны на их любимых подружками. Таким образом, имитация и модельное обучение детей оказывают очень мотивирующее влияние друг на друга. Основываясь на этих соображениях, заслуживают особого внимания процессы поощрения личности в детской группе.

Отрицание и подавление негативных чувств о ребенке

Родительская работа считается одним из координаторов качества процесса. В основе родительской работы лежит идея родительского партнерства как основа для совместной рефлексии и педагогической деятельности. В них они сильно зависят от информации и поддержки со стороны родителей. Поэтому они быстро осознают, что родители являются экспертами.

Общепризнанным фактом является то, что помощь проблемному

ребенку должна оказываться комплексно, с участием различным

специалистов. К сожалению, в практике часто забывают о том, что

необходимым звеном всей системы коррекционной работы является активное

участие в ней семьи. В течение многих лет акценты в сотрудничестве ДОУ с

Это включает в себя понимание того, что родители могут быть опечалены и подавлены в отношении того, что их ребенок был инвалидом, и с чувством и терпением сопровождать их во время этой тяжелой работы. Как скромно описывает Стенгель-Рутковский, горе вызвано потерей ее воображаемых желаемых детей, которые жили в своем воображении во время беременности, которые были там любимы и не имели изменений генов, сравнимых с внезапной потерей любимого человека смертью.

Воспитание также означает обращение родителей за пределами дневного центра к группам самопомощи, родительским группам и местам встреч, где они могут разговаривать с другими родителями или специалистами по конкретным темам. Родители как наиболее важные и уважаемые контактные лица испытывают результаты общего образования в родительских разговорах, описаниях прогресса развития, в отчетах о развитии и о родительских вечерах.



семьей были расставлены таким образом, что в результате родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе. Взаимодействие в основном строилось на монополии педагогов на знания о том, как нужно воспитывать, обучать, развивать ребенка. Из-за отсутствия специальных, знаний большинство родителей не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемами детей. Исходя из этого, возникает острая необходимость отхода от устаревших форм, штампов в работе не только с детьми, но и родителями.

Спит песня во всех вещах. Сны продолжаются и продолжаются. И мир начинает петь. Вы только поражаете волшебное слово. Здесь создаются учебные места и жилые помещения, в которых целостность и способность к разнообразию могут быть испытаны и быть разными, считается «редкой чертой», которая не подлежит какой-либо оценке. Если они хотят играть и учиться вместе, дети и взрослые должны говорить и думать вместе. В этом диалоге вы можете обнаружить, что каждый способен проектировать, давать и принимать, как в следующем детском саду.

Дети поют забавную песню. Они смеются и пытаются «поговорить» с ним, пока они продолжают петь счастливо. В этом маленьком эпизоде ​​происходят самые разнообразные процессы: опыт, который он понимает и воспринимает серьезно в своей детской группе. Музыка и пение стимулируют его, мотивируют его слушать внимательно. Различные ритмы и лирика требуют от него отличия.

В настоящее время нужны более привлекательные, интересные формы активизации и образования родителей, которые были бы для них привлекательными и востребованными.

Другая проблема заключается в том, что родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают и сами множество трудностей социального, соматического и психологического характера. К сожалению, в нашем небольшом городе отсутствуют психологические центры, общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы они могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или специальной литературой.

Другим детям нравится пение, которое уже не самоочевидно даже с маленькими детьми сегодня. Они испытывают это и как диалоги с А. возможны. Они изучают структуры предложений и речевые узоры, пение песен за пределами доступа к музыке; их память для текстов и звуковых последовательностей обучается; они сопровождают песни с помощью жестов и движений и любят работать вместе.

Что может ребенок пения делать с родителями? Может быть, воспоминания о собственном детском времени с веселыми песнями, которые поощряют гул. Таким образом, культурное наследие может ожить. Черри Ишук, Стейнак Гудрун. Иллюзия идеальной нормальности. Вместе Лебен - журнал интегративного образования, Лухтерханд, Нойвид.

Задачи:

1. Актуализировать имеющие у педагогов-психологов знания по проблеме сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

2. Выделить этапы и направления психологического сопровождения семьи Методы: лекция, показ презентаций, Время: 2 часа Выступление педагога-психолога структурного подразделения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования ГБОУ СОШ №21 г. Сызрани Кочеткова М.С.

Экспертные советы по образованию «Некоторые подталкивают своего ребенка к роли партнера»

Гештальт-терапия с инвалидами, под ред. Когда «детский сад для всех детей» является «хорошим» учреждением? Основание одного из первых интегрированных детских садов в Баварии. Если ежедневная рутина с ребенком должна управляться только одним родителем, перегрузка может также повлиять на отношения с ребенком. Психотерапевт Маттиас Франц дает советы о том, какие знаки должны искать родители, где они могут найти поддержку и что особенно опасно.

Большинство родителей-одиночек, большинство из которых женщины, работают полный рабочий день и имеют самостоятельность: через два года после распада их родителей половина отцов не связана с ребенком. Профессор Маттиас Франц разработал обучение для родителей, особенно для одиноких родителей, и подчеркивает, насколько важно, чтобы дети сохраняли позитивный образ отцов.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости.

У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого»

Однако одиноким родителям обычно приходится справляться с повседневной жизнью с детьми без посторонней помощи. Что беспокоило этих матерей и отцов в частности? Маттиас Франц: Некоторые люди хорошо ладят с ситуацией. Но есть большая подгруппа, страдающая от недостатка средств и одиночества. Добавьте к этому единственную ответственность, стресс от работы на полный рабочий день и постоянное давление времени. Некоторые из них еще не обработали отделение от партнера. Все это означает, что одиноким родителям нужно продвигать свои пределы - и дальше.

ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Они делают то, что требуется, по крайней мере, для двух взрослых, если не для всей деревни. Как это давление влияет на матерей? Их здоровье часто является физическим, но также психически нарушено. Например, их риск депрессии в три раза выше, чем у матерей в партнерстве. Такое бремя может повлиять на ребенка: мальчики чаще проявляют признаки дефицита внимания, девочки склонны к депрессивному уходу. Проблемы детей, в свою очередь, усложняют повседневную жизнь однополых семей, создавая порочный круг потребности и переутомления.

К сожалению, одиноких родителей обычно оставляют в покое. Но есть поддержка со стороны властей. Но эти средства не структурированы и активно предлагаются. Было бы идеально, если бы были официальные контактные лица для одиноких родителей в муниципалитетах. Город Дормаген предлагает очень успешную цепочку профилактики: офисы, педиатры и учреждения, такие как детские сады, работают вместе и продолжают информировать матерей о возможных предложениях. Существует также кредитная бабушка, в настоящее время перегруженные родители-одиночки предоставляют важную свободу.

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические подходы были в значительной степени утеряны.

Как возможно, чтобы одинокие родители не имели внешней поддержки? Некоторые одинокие и нуждающиеся одинокие родители бессознательно подталкивают своего ребенка к роли партнера. Но матери должны быть осторожны, когда ребенок начинает утешать их и брать на себя работу, для которой он все еще слишком мал для матери или даже лечить их. Если мать передает: «Я нуждаюсь в вас, если вы не останетесь со мной, у меня больше не будет», тогда ребенку будет препятствовать его собственное развитие и автономия.

Мать должна также получить помощь на благо ребенка. Есть крайние случаи, когда 15-летние дети все еще спят в постели со своей матерью, которая боялась отказа и не позволяла отношениям ребенка с отцом. Это уже эмоциональное насилие. Где женщины получают помощь, когда они боятся чего-то в отношениях между матерью и ребенком, происходит неправильно?

Ситуация коренным образом изменилась в 90-е годы ХХ столетия.

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.

Часто помогают беседы с друзьями или учителями детских садов. Кроме того, родители-одиночки должны выяснить, какие муниципалитеты оказывают помощь, а какие социальные организации, например, имеют центры семейного консультирования. Возможно, это имеет смысл, есть и специальные для детей. Прежде чем отправиться в офис по делам молодежи, никто не должен бояться, родители могут обратиться за конкретной помощью для образования, от консультирования до дневной группы для детей.

Разве не было бы больше смысла для родителей использовать эту помощь, как только они поймут, что они должны воспитывать своего собственного ребенка? Конечно, это было бы желательно, по крайней мере, после первой фазы острого разделения. Тогда, например, очевидные провокации детей не будут неверно истолковываться как личные нападки или поведенческие расстройства ребенка, но признаны как крики о помощи - а связь между матерью и ребенком вообще не пострадает. Было бы идеально, если бы мать и отец сознательно отправились к родителям за советом, чтобы в будущем они могли продолжать существовать для ребенка.

(Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 г). В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям.

Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию.

Основные направления работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье для «перевода» ее в состояние психологического благополучия

В конечном счете, мама будет более рада, если ребенок проведет выходные с отцом. К сожалению, есть много глубоко пострадавших мужчин, которые также уходят в отставку после перерыва с ребенком и не понимают, что отношения со своим ребенком - это что-то свое, самое важное. От отцовского отступления дети могут выдержать психические шрамы на всю жизнь. И даже мужчины пропускают что-то незаменимое.

«Разделение - это возможность»

У миллионов детей есть один или несколько гомосексуальных родителей и лесбиянок. Для некоторых это не имеет значения. Для других факт принадлежности к семье, которая отличается от подавляющего большинства, может быть трудной. Быть другим по-разному может вызвать путаницу, разочарование и даже страхи. Но важно то, что дети могут разговаривать со своими родителями о том, что они чувствуют, и что в семье есть любовь и поддержка.

Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 21 “Детский сад № 57” компенсирующего вида города Сызрани осуществляет образовательную, воспитательную и коррекционную деятельность для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Детский сад посещают 77 детей в возрасте от 1г.6м. до 7 лет, из них 11 детей, имеющих инвалидность. Это дети с такими заболеваниями как ДЦП, органическое поражение ЦНС, с хроническими заболеваниями внутренних органов, синдром Дауна.

Исследования показали, что дети, у которых есть геи-родители или матери-лесбиянки, так же счастливы с собой и своим собственным полом, как и их друзья, у которых есть гетеросексуальные родители. Дети гомосексуальных родителей не проявляют никакой разницы в выборе своих друзей, деятельности или интересов по сравнению с детьми, чьи родители гетеросексуальны. Когда они взрослые, их профессиональный выбор и образ жизни похожи на их детей, воспитываемых гетеросексуальными родителями.

Исследования, сравнивающие детей, выращенных гомосексуальными родителями, с теми, которые рождаются гетеросексуальными родителями, не определили никакой разницы в развитии интеллекта, психологической адаптации, социальной адаптации или популярности среди их знакомых. Дети, воспитанные гомосексуальными родителями, могут иметь и, по сути, иметь удовлетворительные отношения со своими друзьями, а также романтические отношения позже.

Дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками. Коррекционная помощь по заявлению родителей и заключению Психолого-медико-педагогической комиссии оказывается и в группе кратковременного пребывания («Об организации. В дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 №129/23-16). Ее посещают дети, для которых недоступно посещение детского сада полный день, в связи с состоянием здоровья (например, дети с эпилептическим синдромом).

Вероятно, у ваших детей разные сомнения и вопросы в зависимости от их возраста, личности и семейных решений. Дети и подростки могут быть заинтересованы в том, чтобы иметь родителей одного пола, если они состоят в браке или объединены в гражданскую церемонию.

Дети заинтересованы и обеспокоены мышлением, чувствами и решениями своих родителей. Важно, чтобы вы честно отвечали на вопросы своих детей, принимая во внимание уровень развития ребенка и то, что ему нужно на разных этапах его жизни. Дошкольники часто очень любопытны в своей семейной истории, поэтому они могут задавать много вопросов о матери или отце, которых они не знают или редко видят. Будьте готовы ответить на другие вопросы, поскольку ребенок придумывает новые идеи. Дети школьного возраста больше осознают, что их семья отличается, и они могут больше узнать о своей семейной истории. Поскольку они знают других детей с разными обстоятельствами, они могут начать задавать больше вопросов. Старшие дети и подростки прекрасно понимают, что они разные. Некоторые подростки, которые ранее не беспокоились в этом отношении, могли стать более самосознательными и даже смущены из-за своих родителей. Некоторые подростки могут беспокоиться о своей собственной сексуальной ориентации, но могут отказаться разговаривать с другими, опасаясь насмешек или критики. Это может быть подходящее время, чтобы больше поговорить о вашей собственной сексуальной ориентации и образе жизни. Лучше четко и честно отвечать на ваши вопросы. . Ниже приведены способы, которыми родители могут поддерживать своих детей.

Мы понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми и что не все могут переступить через «барьер» и привести ребенка в детский сад, но мы стараемся помочь родителям в этой проблеме:

публикуем статьи в районных газетах и журналах о работе нашего детского сада;

сотрудничаем с социумом (общество инвалидов, детская поликлиника) участвуем в районных семинарах-практикумах для педагогов района;

–  –  –

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия, для полноценного развития ребенка.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома. В детском саду создана предметно-развивающая среда, способствующая коррекции и развитию детей с ограниченными возможностями. Для индивидуальных занятий и подгрупповых занятий с детьми изготовлены ручные тренажеры, оборудование для освоения детьми основных движений, для познавательного и речевого развития имеются развивающие и дидактические игры.

Ежедневно с детьми занимаются специалисты ДОУ: учитель-дефектолог, учитель- логопед, педагог–психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Медицинские работники: массажист, врач терапевт, инструктор ЛФК, старшая медсестра осуществляют наблюдение за состоянием здоровья детей, организуют лечебно-профилактические мероприятия.

Работа всех специалистов в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка и его семьи определяется не правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной схеме и в определенной последовательности. Находясь “наиболее близко” к ребенку, педагог-психолог является наиболее “ярым” защитником его прав, поэтому именно педагог-психолог становится выразителем интересов ребенка и, следовательно, возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом.

Целью психолого-педагогического сопровождения является:

получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.

Анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи.

Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе

–  –  –

деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Основные этапы процесса психологического сопровождения 1 этап Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.

Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.

Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социальнопсихологической карты семьи).

2 этап Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).

3 этап Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Принципы работы Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции»

каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом, воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Принцип конфиденциальности – вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Методы и формы работы с детьми Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетноролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, использование сухого бассейна.

Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Для детей с ОВЗ, которые по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в саду организуется кратковременное пребывание.

В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время.

Работа с родителями не ограничивается консультациями по поводу развития и обучения ребенка, учитываем и такой аспект как – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе.

Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма.

Беседы с воспитателями, дефектологом, социальным педагогом и психологом

– это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.

Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Сотрудники детского сада помогают родителям принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть.

Часто оказывается, что в основе заявляемых проблем лежит внутренний страх, неуверенность, поэтому работа проводится очень деликатно.

В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. При работе с такими родителями мы стараемся нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения.

Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи.

Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка.

Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Мы считаем, что наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителям, и всегда призываем к этому всех работников нашего учреждения.

Выделяют следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии:

1. Родители стесняются неполноценности своего ребенка, постоянно опекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок начинает развиваться медленно, не чувствует себя спокойно и в безопасности, он замкнут, неуверен в себе.

2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.

3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Часто такие родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его на попечение государства. Если ребенок продолжает воспитываться в семье, то его либо обижают, либо перестают обращать внимание. У ребенка появляется негативизм, подавленное состояние, немотивированное упрямство.

4. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.

5. Родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и правильном семейном воспитании. Максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:

Раннее начало коррекционной работы,

Благоприятная семейная обстановка,

Взаимодействие детского сада с семьей,

Медицинское сопровождение.

Для полноценного воспитания в семье необходимо соблюдать основные принципы коррекционной работы, поэтому родители должны самообразовываться, чтобы помочь ребенку с особыми образовательными потребностями.

Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.

В своей деятельности, взаимодействуя с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья мы руководствуемся следующими задачами:

Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохранённых ресурсов положительного развития (как ребенка, так и семьи) на основе партнерства;

Содействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;

Информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий её оказания;

Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи, поддержки.

В работе с родителями считаем особо важным, помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспечить «запуск» рефлексивного мышления, что позволяет понять причины трудностей в развитии и поведении ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент собственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как нерефлексивное и активное выслушивание, информирование, перефразирование, резюмирование, отражение чувств.

Формы и методы работы с родителями:

Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.

Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Деловые игры.

Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.

Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.

Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

Совместные тренинги для родителей по оптимизации детскородительских отношений. («Связующая нить» Н. Григори, «Учимся понимать своего ребенка» - гиперактивный ребенок) Использование информационных стендов для родителей: стенды, папкипередвижки, тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.

Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров.

Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке, где родители и педагоги фиксируют свои наблюдения, с целью выявления динамики развития ребенка.

Использование современных устройств для общения с родителями:

виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.

Организация выставок книг и игрушек, способствующих развитию ребенка в домашней обстановке.

Размещение информации на сайте учреждения;

При работе с родителями используем следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е.

прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко.

Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются.

Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем?

Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафе, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку:

"Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

В родительском уголке или в качестве заключительной части родительских собраний предлагаю иногда родителям выслушать стихотворные строки или высказывания, позволяющие задуматься родителей о своих взаимоотношениях с детьми.

В работе с родителями важным аспектом считаем и информирование родителей о других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями и их родителями, активно сотрудничаем с центом социальной помощи семье и детям «Семья», Центром диагностики и консультирования, Центр ранней диагностики и консультирования, обществом инвалидов Для того чтобы родители поверили в своих детей, развивали их творческие способности, таланты - привлекаем их к активному участию в различных конкурсах – «Поверь в мечту», конкурсы рисунков, музыкальнотанцевальные конкурсы «Фасолька», где дети занимают даже призовые места и получают грамоты и призы за участие.

По рекомендациям специалистов родители организуют посещение детьми развивающих центров «Теремок», «Умный малыш»; музыкальной школы – группы «Дошколенок», учатся играть на музыкальных инструментах; кружки в ДК «Строитель», «Горизонт». Благодаря содействию общества инвалидов дети с ДЦП посещают танцы для инвалидов – колясочников.

Даже после выпуска детей мы отслеживаем их успехи, приглашаем на праздники в детский сад. (День инвалида в декабре, выпускные вечера) Широкий спектр вариантов общения с родителями позволяет решить педагогам и специалистам основную общую задачу: выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка с особыми потребностями, оптимизировать социальные контакты семьи и ребенка, наладить доверительные партнерские отношения «педагог-родитель».

Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты - пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.

Выступление учителя-логопеда структурного подразделения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования ГБОУ СОШ №4 г. Сызрани Ивановой Н.В.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями, дефектологом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.

При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи:

Формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

Развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

Развитие детско-родительских отношений;

Совершенствование коммуникативных форм поведения;

Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Во время индивидуальных консультаций мы предоставляем родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.

Дети, имеющие проблемы в развитии, – сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. У родителей необходимо формировать правильное понимание особенностей развития ребенка с ОВЗ.

Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.

Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Конечной целью комплексной, системной работы с семьей коллектив считает создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыша и полноценное развитие его личности в дошкольный период.

Комплексное сопровождение семьи ребёнка с ОВЗ решает множество важных задач:

Установление партнёрских отношений с семьёй, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и практической взаимопомощи друг другу;

Повышение компетентности родителей в области коррекционной педагогики, пробуждение интереса и желания заниматься со своим особым ребёнком;

Формирование навыка наблюдения за ребёнком и умения делать выводы, видеть проблемы и маленькие «победы» своего малыша;

Помощь в усвоении родителями уверенного, доброжелательного, спокойного стиля общения с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, поддержки в домашних условиях;

Воспитание потребности у родителей обращаться за квалифицированной помощью к специалистам в вопросах коррекции и воспитания, социальной защиты, медицинской и юридической поддержки семьи ребёнка - инвалида.

1. Значение слова сопровождать Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т.

Ф. Ефремова.

сопровождать 1) а) Идти, ехать вместе с кем-л. в качестве спутника, провожатого. б) Следовать вместе с кем-л., чем-л. для охраны, конвоирования, указания пути. в) Быть, находиться всегда вместе с кем-л., чем-л.; сопутствовать кому-л., чему-л. 2) а) Провожая, напутствовать кого-л.

б) Провожая, следуя за кем-л., выражать как-л. свое отношение идущему, едущему. в) Звучать, раздаваться вслед кому-л., чему-л. 3) а) Производить, совершать какое-л. действие одновременно с чем-л., вслед за чем-л.;

соединять с каким-л. сопутствующим действием. б) Происходить, совершаться, иметь место одновременно с чем-л., вслед за чем-л. 4) Прилагать к чему-л., дополнять чем-л. 5) Аккомпанировать.

Cловарь синонимов Н. Абрамова Сопровождать, провожать, сопутствовать, идти рука об руку, следовать за кем, конвоировать; вторить, подыгрывать, аккомпанировать.

Аккомпанировать кому на скрипке.

Сам факт рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья делает семью «особой». Семья ребенка с нарушением развития имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на типы семейного воспитания и на психологические проблемы родителей. Традиционно проблемы таких семей рассматривались исключительно через призму проблем ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам.

В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, часто возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке.

Всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социальнопсихологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. При адекватно построенной семейной атмосфере, отношении к своему ребенку функционирование семьи сохраняется.

Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.

Положительной тенденцией современного мира является активная реализация идеи толерантности нашего общества к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – так называемым «особым детям».

Наше образовательное учреждение посещают более ста воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют со стороны взрослых особого внимания, заботы, любви, ласки, понимания. Это дети с нарушениями речи, с нарушениями зрения, слуха, + УО, ЗПР, эмоциональноволевыми нарушениями. Значительное количество из них (15 % от общего числа воспитанников) являются детьми-инвалидами.

В нашем дошкольном учреждении проводится работа по комплексному коррекционно – развивающему сопровождению своих воспитанников в течение всего дошкольного детства. НО Практика показала, что в комплексном сопровождении специалистов и педагогов нуждаются не только малыши с ОВЗ, но и их родители, вся семья.

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей стал детский сад. Только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребенка, уважая его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.

д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не остается в стороне, она направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Позитивная динамика связана с вовлечением родителей в коррекционно-педагогическое воздействие, с ростом их активности и повышением педагогической компетентности.

В данной модели родитель выступает как активный субъект, выполняя роль «проводника» для ребенка на всех этапах консультивно-коррекционной технологии, а также является гарантом его комфорта и безопасности, посредником в общении с окружающим.

Многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

Сопровождение семьи «особого ребёнка» в нашем детском саду это комплекс педагогических, коррекционных, психологических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой организованное тесное взаимодействие сопровождающих (специалисты детского сада, воспитатели, медицинские работники, администрация ГБОУ) и сопровождаемых (дети с ОВЗ, их родители или законные представители) Данные формы психокоррекционной и педагогической помощи семьям позволяют научить преодолевать внутриличностные конфликты, создавать благоприятные предпосылки для формирования в сознании родителей новых мировозренческих позиций и установок, способствующих дальнейшему развитию их детей.

В нашем детском саду эффективно используются следующие формы работы с родителями: информационные стенды («Компетентные родители», «Ответственное родительство»); печатная информационная литература детского сада (журналы «Большие права маленького человека», «Без жестокости к детям», сайт детского сада «Аленький цветочек»;

тематические выставки специальной коррекционной, психологопедагогической литературы («Семейное воспитание», «Родители и педагоги:

учимся сотрудничеству», «Помогите малышу заговорить»); родительские собрания (в форме педагогического лектория, круглого стола, дискуссионного клуба по конкретной проблеме с привлечением специалистов города – юристов, социальных работников, детских врачей);

индивидуальные и групповые беседы, консультации («Особый ребёнокособое отношение», «Как объяснить ребенку слово «нельзя»?», «Приемный ребенок. Этапы адаптации»); заседания родительского клуба «Планета Детства»; видеосалон для родителей (показ организованной и свободной деятельности детей с последующим анализом, комментариями специалистов); тренинги, практикумы (обучение элементарным коррекционным и психологическим технологиям); индивидуальные встречи со специалистами детского сада по интересующим вопросам; участие родителей в заседаниях ПМПк, в разработке и реализации Индивидуальной образовательной программы своего ребёнка; анкетирование, тестирование;

участие родителей в коллективных делах ДОУ, праздничных мероприятиях;

посещение педагогами семей воспитанников.

Живя в современном мире, мы не обходимся без внедрения инновационных технологий. Так родители и дети СОВМЕСТНО принимают активное участие в разработке и реализации проектов, создании фотоколлажей и поделок для тематических выставок (КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ,

СКВОРЕЧНИКИ НЕДЕЛЯ ДОБРА, ФОТО БУКВЫ СВОИМИ РУКАМИ), в

развлечениях (в том числе и для жителей микрорайона) Совместная с образовательным учреждением деятельность помогает преодолеть сопротивление, недоверие, нежелание сотрудничать со стороны родителей, постепенно повысить авторитет педагогов и специалистов детского сада, родителям стать ближе к детям, найти свободную минутку для общения, повысить мотивацию участия в совместной работе путем нахождения общих интересов и реализации общих задач.

Похожие работы:

«Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 11 «Березка» Октябрьского района Программа предадаптации детей к детскому саду «Шаг за шагом» Педагог-психолог Фоминова Марина Николаевна Содержание. Пояснительная записка.. 3 1. Цель и задачи программы.. 2. Принципы программы.. 3. Используемые технологии.. 6 4. Планируемые результаты.. 5. Содержание программы.. 6. План-конспект игровых сеансов.. 7. Приложение 8. Пояснительная записка....»

« А.С. Пушкина» (далее – Институт) являются: общие вопросы народного образования и педагогики (код по ГРНТИ 14.01); общие вопросы языкознания (код по ГРНТИ 16.01), статистика в области культуры (код по ГРНТИ 13.01). Научно-исследовательская работа в Институте в 2014–2015 гг. направлена: на описание современного состояния русского языка и...»

«Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области «Центр дополнительного образования детей» Программа рассмотрена на Утверждаю заседании педагогического совета Директор ГОУ ДО ТО «ЦДОД» ГОУ ДО ТО «ЦДОД», протокол № J"~ Н.А.Макарова ОТ « y S y 20 г. г. № ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Солнечные краски» Срок реализации: 1 год Уровень реализации: дошкольное образование Направленность: художественная Составитель: педагог дополнительного образования...»

«v":** УТВЕРЖДАЮ Ректор У О «Мозырскйй 1. Шамякина»" 1J. ВВ. Валетов ПРОГРАММА НА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1 Мозырь 2015 -j П О Я С Н И ТЕЛ ЬН А Я ЗАПИСКА Программа вступительного испытания по русской литературе для абитуриентов УО МГПУ им. И.П. Шамякина разработана согласно Правил приема лиц для получения высшего образования I ступени (Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.2014 № 130), Порядку приема в УО «Мозырский государственный...»

«ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Московского административного района Санкт-Петербурга «Принято» «Утверждено» на заседании Совета педагогов № _ и.о.заведующей ГДОУ детский сад № 7 от «_»_20_г Московского района протокол № от «_»20_г г.Санкт-Петербург _/С.В.Волкова/ «Согласовано» «_»20г Методист НМЦ // «_»20г ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...»

«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ) Институт гуманитарных наук Программа вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих на направление 44.04.01 «Педагогическое образование» Программа подготовки «Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе» Москва Пояснительная записка Необходимость введения магистерской...»

«Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _ А.Н. Лебедев «»2013 г. Регистрационный № УД-/р. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ Учебная программа для специальности: 1-02 05 05 Информатика 1-02 05 05-01 Информатика. Иностранный язык(английский) Факультет физико-математический Кафедра информатики и МПИ Курс 3, Семестр 5,6, 7,8 Лекции Экзамен 138 7, 8 Практические (семинарские) Занятия Зачет 5,...»

«Согласовано: Принято АППО, кафедра специальной Советом Образовательного Учреждения (коррекционной) педагогики шк. –инт.(VIII вида) № 18 Зав.кафедрой: Невского района Санкт Петербурга Н.Н. Яковлева Председатель: « 08» февраля 2011год. _Н.Н. Григорьева « 03 » февраля 2011 г Утверждено приказом директора №13/1 от 10.02.2011г. шк. –инт.(VIII вида) № 18 Невского района Санкт-Петербурга Директор: _Е.М. Клигман « 10 » февраля 2011 г Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей,...»

«Аннотация к рабочей программе. Рабочую программу педагогов первой младшей группы №1 разработала воспитатель Зыкова М.В. Она определяет модель организации образовательного процесса в группе, ориентирована на личность воспитанников группы и основывается на ФГОС ДО. Цель программы создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Рабочая...»

«Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду Л. г. Голубева ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ САМЫХ МАЛСНЬКИХ К вНЯ Я! ШЯ Я Н Ш Для занятий с детьми от рождения до трех лет Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду JI. Е Г о л у б е в а Гимнастика ш массаж для самых маленьких Пособие для родителей и воспитателей Для занятий с детьми от рождения до трех лет Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006 ББК74.100.5 Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» Под...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа бакалавриата Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Квалификация (степень) бакалавр Форма...»

«Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена ПРОГРАММА Международной молодежной конференции «НАУКИ о ЗЕМЛЕ и ЦИВИЛИЗАЦИЯ» в рамках фестиваля науки 18-22 октября 2012г. Санкт-Петербург ХРОНОГРАФ КОНФЕРЕНЦИИ 18 октября, четверг Регистрация участников, 9.30 представление материалов Наб.р.Мойки, д.48, корп. конференции 4 (Клуб), Голубой зал 11.00 Открытие конференции. 11.30 Пленарное заседание 15.00 Обед Корп.4 (Клуб) Голубой 16.00 Секционные заседания зал, Корп. 12...»

«ПРОГРАММА вступительного экзамена по образовательным программам высшего образования– программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки – 44.06.01 Образование и педагогические науки (очная и заочная форма обучения) направленность (профиль): 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования Содержание вступительного экзамена. № Наименование раздела п/п дисциплины Содержание Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики Педагогика как...»

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1468 ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол Управляющего совета Протокол № 1 от 28.08.201 от 29.08.2014 № УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ приказом директора от 01.09. 2014 № 25 Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ ЦО №1468 Москва №п стр. /п Целевой раздел I Пояснительная записка 1 5-10 1.1 Цели, задачи, принципы и подходы к формированию основной образовательной...»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №1» Принята тренерско Принято на «Утверждаю» педагогическим педагогическом совете Директор школы советом МБОУ ДОД «ДЮСШ _ /Е.В. Петрова/ № 9» Протокол № 15 от 02.09.2013 г. Протокол № 1 Приказ № 26 от «28» августа 2014 г. от «3» сентября2014 г. Рабочая программа кружка « Шахматы» на 2014/2015 учебный год программа подготовки детей в возрасте от 7 до 14 лет 5 лет обучения I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ...»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Маргуцекская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО учителей Заместитель директора по УВР: Директор МБОУ естественных наук. «Маргуцекская СОШ»:Руководитель ШМО: / /Н.Г. Сидоренко/ В.Ю. Коренева/ Приказ № 25пр «10» сентября «3» сентября 2015 г. 2015 г. Протокол № 5 «28» августа 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА. ОБЖ, 10 класс составил: Желонкин Игорь Константинович, учитель ОБЖ 20142015...»

« States Agency for International Development of the Private Voluntary Organizations Initiatives for the Newly Independent Stales Projcct I World Learning Inc. 1992 1097 I I I I World Learning Inc. Вторая Ежегодная Конференция Уорлд Лернинг Агентство США по Международному Развитию Инициативы НКО в Новых Независимых Государствах I I РАЗВИТИЕ...»

«Программа учебной практики студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050100.62 Педагогическое образование 1 курса, с профилями Русский язык; литература Формы проведения учебной практики: Практика существует в двух формах: полевая (или учебно-ознакомительная) и организованная на ее основе архивная (при наличии в вузе диалектологического или фольклорного архива). Cроки проведения практики Продолжительность практики – 1 курс, 3 недели в конце второго семестра после окончания...»

«Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 Московского района Санкт-Петербурга «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Протокол педагогического Заведующий ГБДОУ №38 совета №3 от 02.02.2015 Драницын А.Ф. _ 02 февраля 2015г. Рабочая программа второй младшей группы (от 3 до 4 лет) на 2014-2015 учебный год Программа разработана воспитателями: Сазоновой Г.С. Михайловой С.В. г. Санкт-Петербург 2015г. Содержание ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1. Пояснительная записка 1. Цели и задачи...»

««Согласовано» «Утверждаю»Заместитель директора по УВР МОУ Директор МОУ «Октябрьская СОШ»: «Октябрьская СОШ»: Ярцев А.В. /_/ Афлаторлы А.С. // «»20_г. Приказ № от «»_20_г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ТКАЧЕВОЙ ЭЛЬВИРЫ ФАИЛЬЕВНЫ, I кв.кат. _ Ф.И.О., категория ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 5 КЛАССА по_ предмет, класс и т.п. Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от «»20_ г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основании: Закона РФ «Об образовании»...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Учебные, рабочие программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях.

Личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром:

  • Неприятие личности ребенка;
  • Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
  • Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
  • Страх ответственности;
  • Вера в чудо;
  • Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.

Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство» , поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель)

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, с целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья нами была разработана программа «Сотрудничество» . Мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Основными задачами программы по взаимодействию с семьей являются:

  1. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.
  2. Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
  3. Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
  4. Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.
  5. Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

Первый этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях.

Второй этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности с семьями воспитывающих детей с ОВЗ.

Третий этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в себя следующие направления:

  • теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого-педагогического просвещения родителей
  • практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию. В рамках этого направления применяем наиболее эффективные формы работы с родителями – наглядно-информационные, познавательные и досуговые:

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

Наглядно-информационные формы работы:

Оформление родительских уголков, изготовление памяток, буклетов, консультации и беседы, материал на сайте ДОУ, в раделе «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов» .

Познавательные и досуговые формы работы:

Родительские собрания, круглые столы, психологические игры, упражнения, занятия для родителей, практикумы, решение педагогических ситуаций, совместные мероприятия детей и родителей.

Темы групповых консультаций: «Развитие познавательных процессов детей» , «Секреты психологического здоровья» , «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции , «Особенности детей с ОВЗ» , «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка» и др.

В результате такой работы: формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, появляется интерес родителей к работе ДОУ, повышается компетентность родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: