Состояние когда невозможно спокойно сидеть хочется двигаться. Гиперактивный ребенок

Подобные отношения подразумевают измену не одного из партнеров, а сразу двух. Следовательно, щекотливость ситуации становится гораздо ощутимей, чем при классическом любовном треугольнике.

Сложиться озвученная интимная геометрическая фигура может по множеству причин, но психологи выделяют среди них пять основных факторов-провокаторов:

  • Семейная рутина . Особенно данный момент касается пар, которые имеют солидный срок совместного проживания. О разводе никто из партнеров не думает, поэтому ищет любовника на стороне с минимальным пакетом предъявляемых требований. В этом случае друг другу идеально подходят люди, которые уже имеют свою вторую половинку.
  • Возникшая взаимная симпатия . Никто не застрахован от того, что ему может понравиться окольцованный представитель противоположного пола. Очень часто служебные романы начинаются именно между несвободными людьми, которые приглянулись друг другу. Развитие такой связи зависит от многих факторов, и предугадать их бывает весьма проблематично.
  • Поиск родственной души . Особенно в молодом возрасте пара вступает в брак исключительно из-за внешней привлекательности партнера. С возрастом приходит понимание ошибки и появляется желание общения с человеком, который имеет схожие интересы с разочаровавшимся в семейной жизни человеком.
  • Общий круг общения . Ничто так не сближает людей, как компания близких по духу личностей. Именно в таких группах часто начинаются интрижки между представителями противоположного пола, которые состоят в гражданском или законном браке. Чаще всего подобный роман начинается, если в такой компании нет общих знакомых с законной половинкой.
  • Двойная месть . В некоторых случаях обманутые люди могут сблизиться, чтобы отомстить коварным изменщикам. Случается подобное скорее из-за отчаяния, чем от внезапно вспыхнувшей страсти. Месть - блюдо, которое подают холодным, поэтому толку от таких действий будет мало.
  • Брак по расчету . Если не вдаваться во все тонкости подобного поступка, то можно с уверенностью сказать, что озвученные отношения напоминают колосса на глиняных ногах. Человек устроен таким образом, что при отсутствии настоящих чувств к своему законному супругу он начинает искать утешение на стороне. Если оба внебрачных партнера узаконили отношения в прошлом исключительно из корыстных побуждений, то их связь становится закономерным явлением.
  • Гостевой брак . Пресловутый любовный четырехугольник может возникнуть и по озвученной причине. Подобный фактор для кого-то является обыденным явлением, а некоторые люди считают его серьезным испытанием для своих зарегистрированных отношений. Находясь вдалеке друг от друга, супруги способны начать кратковременные отношения с также несвободными партнерами во избежание лишних проблем в будущем.
  • Проблемы в сексуальной сфере . В некоторых случаях кривя душой, а иногда и от чистого сердца любовники, которые находятся в браке, сетуют на этот аспект в их личной жизни. У мужчины оказывается или фригидная, или болеющая всеми возможными недугами жена. У ищущей приключений дамы в разговорах фигурирует несостоятельный в плане интима супруг. Разбираться в правдивости информации никто не спешит, потому что оба партнера не свободны и не всегда мечтают что-либо изменить в сложившейся ситуации.

Обратите внимание! Существует большое количество причин возникновения любовного четырехугольника, от которого не застрахована ни одна пара. Однако в семье, где царит доверие и уважение друг к другу, подобная ситуация бывает крайне редко.

Разновидности создавшихся пар из женатого и замужней


В данном случае следует сделать четкое разграничение образовавшихся связей на стороне, когда не свободны оба изменщика. Роман женатого и замужней часто можно охарактеризовать по следующей схеме:
  1. Необременительная связь по согласию . Никто в этой паре никому и ничего не должен, что обговаривается обеими сторонами изначально. Романтики в таких отношениях обычно мало, но подобное совместное времяпровождение не напрягает никого. Главное в данном случае для людей с озвученной моделью поведения - конспирация, что придает дополнительную остроту тайным встречам.
  2. Семейные люди на отдыхе . В некоторой степени процесс флирта таких курортников схож с необременительной связью по согласию. Разница в этих двух факторах заключается в том, что во время раздельного досуга от своих семей несвободные люди четко понимают термин их приятного совместного времяпровождения на время отпуска.
  3. Пара с ностальгией по прошлому . Очень часто первая любовь заканчивается разрывом образовавшейся связи, потому что молодые люди не готовы к притирке друг к другу. Со временем они обзаводятся семьями, но при встрече с бывшим предметом страсти между ними снова пробегает искра. Итог - начало тайных встреч, которые могут развиваться по различному сценарию.
  4. . Подобное явление происходит или при поиске острых ощущений истосковавшегося по приключениям субъекта, или под воздействием горячительных напитков. Несвободные люди вступают при этом в интимную связь, которая все же иногда имеет свое неожиданное продолжение. Особенно данный фактор касается впечатлительных особ, которым пришелся по вкусу сексуальный опыт случайного партнера.
  5. Служебный роман между несвободными коллегами . Большое количество времени мы проводим на рабочем месте, где порой существует множество соблазнов для людей в браке. Внешне привлекательная коллега и обаятельный сослуживец вполне могут стать любовниками, не разрушая при этом свои семьи.
  6. Пара с платонической любовью . Не всегда любовь между женатым и замужней подразумевает интимные отношения. В некоторых случаях эта связь была в прошлом, но в настоящем главные участники четырехугольника остаются физически верны своим законным половинкам.

Перспективы развития отношений между женатым и замужней


Любовная коллизия подобного рода может закончиться как мирным путем, так и проблемами для всех участников происходящих событий. В большинстве случаев интимный четырехугольник имеет такой финал, который часто является ожидаемым практически для всех пострадавших сторон:
  • Разрушение всех семей . Если один из любовников решит изменить свою жизнь и начать новые отношения с тайным партнером, то это автоматически сказывается и на его второй половинке. В очень редких случаях подобным вердиктом довольны все, потому что всегда будет существовать человек, которому нанесли душевную травму.
  • . Уйти из семьи, громко хлопнув дверью, - несложно. В этом случае вспоминается любовный четырехугольник «Анастасия Заворотнюк - Дмитрий Стрюков - Сергей Жигунов - Вера Новикова». Многие люди в тот период времени внимательно следили за развитием отношений новой пары, которая оставила своих супругов. Итог - Прекрасная няня оставляет своего Шаталина, а тот, разочаровавшись в партнерше, возвращается к бывшей жене.
  • Счастливое разрешение ситуации . Справедливости ради стоит отметить тот факт, что есть редкие исключения, когда любовники создают новую пару, не причинив при этом боль своим бывшим супругам. Случается это, когда существуют параллельные внебрачные отношения у вторых законных половинок, которые их вполне устраивают. Следовательно, разрыв происходит цивилизованно и по согласию всех участников жизненной перипетии.
  • Риск побоев . Как ни по-варварски это звучит, но подобная перспектива вполне может стать исходом событий при разоблачении похождений на сторону тайных партнеров. Любовник при раскрытии обмана становится жертвой ревнивого мужа, а новой даме сердца стоит остерегаться мести со стороны обманутой и разгневанной супруги. К тому же оба любителя приключений и острых ощущений могут пострадать и от своих законных вторых половинок, которые узнают об измене.
  • Осуждение родителей детьми . Ребенок всегда очень остро чувствует негативные перемены, которые происходят в его семье. При желании одного из родителей развеяться с другим партнером может сильно пострадать психика еще незрелой личности. В итоге дети начинают или демонстративно показывать свое недовольство создавшейся ситуацией, или надолго замыкаются в себе.

Важно! Разрушить старое - легко, но построить на его руинах новое становится в большинстве случаев сложным процессом. Следует тщательно разобраться во всех возможных последствиях своего поведения, чтобы не остаться у разбитого корыта и без перспектив на семейное счастье в будущем.

Любовный четырехугольник: варианты выхода из лабиринта

Желание расставить все точки над «Ё» и разорвать ненужную связь может возникнуть как у одного из партнеров, так и обоих участников возникшей мелодрамы. Во втором случае все произойдет быстро и безболезненно для всех актеров мыльной оперы. Хуже дело обстоит в том случае, если один из тайных партнеров хочет получить свободу от ненужных ему больше отношений, а второй категорически против такого решения.

Самостоятельные действия по разрыву существующей связи


В некоторых случаях человек сам способен выйти из замкнутого круга, который сам же себе и создал. Если один из главных участников любовного четырехугольника твердо решил закончить внебрачную связь, то ему следует предпринять следующие меры:
  1. Прекращение межличностного контакта . Сказать всегда легче, чем исполнить намеченное действие. Однако иногда лучше полностью порвать отношения с партнером, чем долгое время тешить его беспочвенными иллюзиями. Крайне осторожно следует вести себя при условии, когда любовник является нервной и истеричной особой. Такие субъекты из мести готовы даже при наличии собственной семьи существенно навредить близким инициатора расставания.
  2. . Ничто так не влияет на психику человека, как разумное и подкрепленное фактами слово. Отношения между замужней женщиной и женатым мужчиной изначально подразумевали образование любовного четырехугольника. Следовательно, тайные партнеры в ответе не только за эмоции, которые испытывают друг к другу, но и к членам своей семьи. В непростом по своей сути разговоре необходимо делать упор именно на этот фактор, который во многих случаях срабатывает.
  3. Отказ от гиперответственности . Нельзя быть хорошим исключительно для всех, поэтому инициатору уничтожения интимного четырехугольника стоит быть последовательным в своем решении. Ведь при зарождении таких запутанных отношений он не размышлял о том, что может причинить боль своей законной второй половинке. Следовательно, в поставленной цели необходимо идти до конца, если внебрачные отношения стали тяготить.

Советы психологов по выходу из любовного четырехугольника


Специалисты не оставили без внимания озвученную проблему, потому что с ней сталкивается довольно большое количество людей. В качестве помощи бедолагам, которые стремятся к разрыву отношений на стороне, они разработали ряд рекомендаций следующего плана:
  • Определение с выбором . Метаться в этом случае с мыслями «нужно - само решится - может, обождать» является худшим из зол при возникшей ситуации. Психологи советуют четко расставить все приоритеты, чтобы как можно быстрее разрубить гордиев узел.
  • Метод «сценарий дальнейших отношений» . Во время доверительного разговора можно предложить уже нежеланному любовнику вслух озвучить финал существующей связи вне законного брака. Некоторые люди, которые против прекращения необременительной связи на стороне, теряются при таком предложении. У них машинально включается механизм оценки перспектив, которые не всегда выглядят радужными.
  • . Звучит подобное действие немного фантастически, но очень часто срабатывает по отношению к человеку, который упорно старается сохранить ненужные отношения вне брака. Психологи советуют в данном случае предложить упрямцу откровенный разговор всей дружной четверкой, которые поневоле стали связаны интимными отношениями. Адекватный человек откажется от такого экстремального эксперимента и может задуматься о целесообразности дальнейшей связи с генератором подобных безумных идей.
Смотрите видео об отношениях несвободных людей:


Психология отношений между женатым мужчиной и замужней женщиной - тонкая связь, которая требует серьезного к себе отношения. Человек всегда вправе сам вершить свою судьбу, но нельзя использовать в корыстных целях других людей. Чтобы не стать в дальнейшем игрушкой в чужих руках, необходимо избегать возможности самому превратиться в манипулятора по отношению к сексуально привлекательному объекту в браке.

Моя ситуация не похожа ни на одну. У нас любовный ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК. Мы познакомились на корпоративке, он клиент нашей компании. Нам почти по 40 лет, у каждого из нас семья, дети... Сразу скажу - я очень люблю своего мужа, любила всегда, просто я такая легкомысленная... Эти 5 дней пролетели как один миг, танцы, разговоры по душам, секс. Расставание в аэропорту для меня было банальным, без эмоций, пока я не посмотрела ему в глаза, прежде чем пойти на паспортный контроль. Этот взгляд мне засел в душу. Не успели мы появиться на работе (живем в разных городах), как он вышел со мной на связь с аське, и буквально на 2-3-й день мне стало понятно, что он в меня влюблён, он писал мне стихи, хотя до меня даже не читал их никогда... И я начала с ним играть в игру, в игру взаимности. Дней через 10 его жена вычислила, и к ней попала наша переписка, в т.ч. про интим. Они разругались, но с его слов ругались они постоянно из-за разных причин, несколько раз он уходил из дома и потом возвращался... Его жена начала меня то шантажировать, то просить - чтобы Я полностью прекратила с ним общение. Но я не могла, я уже успела к нему привыкнуть, да и тем более что он будучи в ссоре с женой нуждался в моей поддержке. А он буквально сох по мне, во сне разговаривал со мной, произнося моё имя, ссоры с женой были всё хлеще. Через 2 недели после той корпоративки он сказал жене, что едет ко мне, и приехал за 500 км. Мы провели день просто как хорошие знакомые, а он не сводил с меня взгляда, вечером я тихо похныкала у него на плече, тогда ещё не осознавая что мои слёзы и взгляд уже не игра, а искренние чувства. Через неделю я приехала к нему, это был незабываемый день и вечер, расставались со слезами на глазах и с признаниями в вечной любви. Переписка и созвоны наши не прекращались, он периодически уходил из семьи и снова возвращался... Месяца через 1,5 его жена повела к ворожее, там с ними проводили всяческие процедуры, он не воспринимал их всерьёз, но цель была конечно же отвернуть его от меня. На первый взгляд, ворожейка "не сработала". А через пару недель я узнала, что у моего любимого МУЖА ровно параллельно развитию моих отношений развиваются свои с другой женщиной. Это всё перевернуло в моей душе, я 3 дня не могла ни есть, ни пить. И к кому же я побежала со своей болью? Конечно же, к этому другу, он всячески меня подержал, давал советы, как мне быть с мужем, чтобы муж остался со мной, а ту женщину скорее забыл. Я всё делала, как он говорил. Через буквально 3-5 дней мой муж мне сказал, что он принял решение быть со мной. И по его отношению ко мне я поняла, что с той у него ничего нет, всё закончилось довольно быстро. Но после этой истории друг стал ко мне относиться более холодно, а прошло всего пару недель... сказал, что не хочет мешать моему семейному счастью, да и понимает, что со мной ему свою жизнь никогда не связать, поэтому решил строить свою семью с женой и детьми заново. Меня наизнанку вывернуло от его таких слов, я не могла позволить ему вот так вот просто меня оставить, да и чувства к нему у меня в тот момент уже были. Его хватило ненадолго, в скором он снова начал писать мне про чувства, я советовала, как ему лучше вести себя в семье, чтобы всё наладить и восстановить, он советовал мне, как мне не потерять моего мужа заново, т.к. его пассия вела недвусмысленную активность. Через 3 месяца после того первого моего приезда к нему я приехала снова, на 2 дня. Это были незабываемые 2 дня, любовь, секс, признания, слёзы... Через месяц я приехала снова, снова то же, что и в предыдущий раз... Через пару недель после последнего приезда я начала замечать, как его письма ко мне стали охладевать, их стало меньше и в них больше не было слов любви, это задело меня до глубины души. Потом я уехала в отпуск на 2 недели с мужем, приехав, я почувствовала ещё большую холодность со стороны друга, потом он уехал в отпуск на 2 недели с женой, приехав оттуда, стал общаться со мной как малознакомый приятель. Я ничего не понимала и потребовала объяснений - что произошло? Он мне сказал, что так больше не может продолжаться, всё должно быть как есть. Меня разрывала буря чувств и обид, я не понимала, что произошло, почему ещё месяц назад он клялся мне в вечной любви, а тут даже смайлик в аське не пришлёт с поцелуйчиком... Я добилась от него признания в том, что он меня любит так же сильно, как раньше. Но надо жить и строить каждому свою жизнь и семью... при этом сказал, что всегда рад общению со мной и готов мне помочь, если надо. И вот уже месяц мы с ним общаемся не пойми как кто... Я пишу ему стихи, свои душевные переживания, а он мне просто сухо отвечает, будто совсем чужой. Я вся горю от любви, я не знаю, как мне быть и что делать? Хотя при этом с мужем у меня всё просто замечательно, его я тоже очень сильно люблю, и муж меня тоже. Но друга того забыть не могу. Знаю, что надо, что обоим так будет лучше. Но не могу. Хочу общаться с ним каждый день, вижу его зелёную ромашку в аське и с трудом сдерживаюсь, чтобы написать ему. И вот что мне делать? Как его забыть? Как не стать рабыней своих чувств? Как избавиться от униженного состояния брошенной женщины?

Lioness, Уфа, 39 лет

Ответ психолога:

Здравствуйте, Lioness.

Это все больше напоминает какое-то паническое бегство от других важных ситуаций, задач в Вашей жизни. Вы хотите видеть "зеленую ромашку", чтобы не видеть, не чувствовать, не знать чего-то другого. Вы стремитесь регрессировать и стать 15-летней девочкой, которая запуталась и растворилась в своих молодых людях, которая играет, познает, фантазирует. Зеленый цвет этой пресловутой ромашки и в омут с головой - все это Вы пытаетесь удержать всеми способами, несмотря ни на что, и как можно дольше, чтобы не быть с тем, что есть ЗА ПРЕДЕЛАМИ всего этого. Что же там такого тяжелого, ужасного, пугающего, от чего Вы закрываете глаза как ребенок и не желаете знать.

С уважением, Липкина Арина Юрьевна.

Решил все-таки написать исповедь о своей истории из жизни… Год назад я уехал в командировку в г. Тюмень, сначала думал на месяц, в итоге получился целый год. Когда я через 2 недели пребывания в командировке сообщил жене о том, что я остаюсь здесь надолго, она была в истерике, но уехать ко мне не могла, т.к. только недавно устроилась в хорошую фирму и у нее были хорошие перспективы, тем более я знал, что в любом случае вернусь. В общем, поругались мы с ней очень сильно.

Как-то вечером я зашел поужинать в ресторан, там познакомился с очень красивой и приятной девушкой, причем очень даже не глупой, она мудра не по годам. И в какой-то момент я почувствовал себя очень хорошо рядом с ней. Мы встретились еще раз и в итоге наша страсть взяла свое, она переехала сайт ко мне через неделю знакомства, причем я ее предупредил, что женат и что жена живет в другом городе, но она сказала, что все в порядке. Так я с ней провел супермесяц в моей жизни, но, как это всегда бывает, хорошее просто так не может долго продолжаться, и мы в итоге расстались из-за какой-то мелочи. Просто поругались, она обиделась, а я как гордый мужчина решил прощения не просить. И все. Возможно, это было связано с тем, что я все-таки общался со своей женой, поддерживал контакт, т.к. понимал, что скоро вернусь домой и, скорее всего, помирюсь с ней.

Прошло еще 2 месяца. Я уже можно сказать стал забывать ту девушку, с которой прожил один месяц, она очень глубоко запала мне в душу. И тут на организованном корпоративе я познакомился с очень прикольной веселой девушкой, она не так красива, но зато очень веселая и с ней совершенно легко и не скучно (назовем ее Вероника). В общем, был у нас секс в течение месяца, что в итоге привело к сайт беременности… У нас с женой детей пока нет, то есть это будет мой первый ребенок. Я ей сказал, что женится, конечно, не собираюсь на ней, а вот ребенка помогать воспитывать буду в любом случае. Вероника сказала, что обязательно оставит ребенка и если меня это напрягает, то ничего страшного, воспитает сама, благо она из обеспеченной семьи. Тем не менее, все это время до окончания моей командировки, исключая последний месяц, я провел с Вероникой.

Вот тут самое интересное и началось. Однажды я вечером заехал в магазин за продуктами и там встретил ту самую, кстати, забыл ее представить, звать ее Марина. Очень хорошо пообщались, договорились встретиться на днях, поужинать. Короче хорошо поужинали – весь последний месяц перед отъездом у нас опять был незабываемый и я почувствовал, что действительно ее люблю, причем она ответила взаимностью.

Прошел месяц и я уехал, Веронике сказал, что приеду на роды, а Марине сказал, что заберу ее, а сам не знал еще, что делать с женой. Приехал домой, помирился с женой, и все у нас сайт стало опять прекрасно, но я никак ей не могу ничего сказать, ни про ребенка, ни про девушку в которую влюблен по уши. А тут скоро наступает час Х, когда родит Вероника и когда пора забирать Марину, как и обещал. Вот.

Что делать в такой ситуации совершенно не понимаю. Одно только знаю точно, что, оказывается, очень хочу подержать в руках своего будущего ребенка – просыпаются, видимо, отцовские чувства, все ж таки первенец. Как быть? Что делать? Понять никак не могу. Останусь с женой – потеряю связь с ребенком и потеряю свою любовь. Останусь с Вероникой – потеряю жену и годы семейного счастья, которое я испытал с ней, а также любовь в лице Марины. Останусь с Мариной – опять же потеряю ребенка и вышесказанные прожитые годы с женой, но зато обрету счастье в лице возлюбленной и, возможно, с ней у меня будут и дети, и долгие годы семейной жизни. Собственно все рассказал.

Счастливые невесты могут купить свадебное платье в специализированном интернет-магазине e-svadba.com.ua.

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» – значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижный», «импульсивный», «шустрик», «энерджайзер», «вечный двигатель», «живчик», «вулканчик». Некоторые авторы используют и такие словосочетания, как «моторный тип развития», «дети с повышенной активностью», «дети с повышенной аффективностью». По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс, и много подводных камней на пути к полному восстановлению. Вот что рассказала завуч одной подмосковной школы о таком первокласснике.

Хорошо подготовленный мальчик пришел в гимназический класс обычной средней школы. Однако учиться в этом классе он не смог. Причина проста: излишняя агрессивность гиперактивного ребенка вызывала постоянные конфликты со сверстниками. Однажды пострадала одноклассница, получив достаточно серьезную травму. Родители взбунтовались и атаковали завуча: «Уберите этого ребенка из нашего класса, мы боимся за своих детей!» Пришлось ребенка перевести в другой класс. Но и там возникли те же проблемы. Ученики в новом классе оказались хитрее предыдущих. Дети быстро смекнули, что если вчера мальчик задел одного, сегодня стукнул другого, то надо объединиться и действовать против него сообща. Что ж, нормальная реакция на постоянное раздражение... Но однажды это неравное противостояние закончилось следующим образом: одинокий мальчик, вооруженный лыжной палкой (очевидно, после стычки в классе), в страшном возбуждении и гневе бегал по школе и не давал никому подойти к нему. Учителя и вызванные на подмогу ребята-старшеклассники не смогли приблизиться к нему и хоть как-то успокоить ребенка.

Часто после этого случая он, будучи доставленным на порог школы своим отцом, совсем не спешил в свой класс, а болтался по коридорам или сидел в кабинете у завуча.

Пыталась ли школа как-то помочь ребенку? Как могла... Были и беседы с психологом, и учителя старались найти к нему подход, и родителей неоднократно вызывали в школу. Выяснилось, что ребенка воспитывает отец, родители развелись. Мать живет отдельно, и, по ее словам, она даже не в состоянии брать сына к себе на выходные: она очень устает от общения с собственным ребенком. Ну, а отец, вероятно, допустил излишнюю жесткость в воспитании сына, подхлестывая агрессивность гиперактивного ребенка. Детский психиатр, обследовав мальчика, дал заключение о том, что уровень интеллекта у ребенка выше среднего, и рекомендовал домашнее обучение со школьными учителями с посещением отдельных предметов в присутствии отца. Но до конца учебного года оставалось немного времени, и организацию домашнего обучения отложили до осени. А пока предложили поучиться в специальном санатории для гиперактивных детей.

Что же такое гиперактивность и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами.

Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей :

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Ребенок не может спокойно сидеть на месте, когда от него этого требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Много болтает.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;
– импульсивность;
– отвлекаемость-невнимательность.

Диагноз считается правомерным, если наличествует по меньшей мере восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и, будущей или настоящей учебной деятельности.

У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или девочек?

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков – 22%, среди девочек – около 10%.

Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?

Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».

Гиперактивные дети и проблемы их обучения

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми.

Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.

Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.

Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4–6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная.

Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствуют малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня.

Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.

Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет функциюне столько регулирования, сколько санкционирования для ребенка, так как увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы.

Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития. Система предъявления учебного материала в школе представляет собой прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны прежде всего визуальные и тактильные опоры в получении информации. Таким образом, можно говорить и о несоответствии способов предъявления учебного материала (его недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного ребенка.

И еще одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя комфортно – это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними. Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

Коррекция в семье

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Не опускайте рук! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или которые были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок – помогите ему: все в ваших руках.

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: