Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте. Развитие когнитивных психических процессов в раннем детстве Когнитивное развитие в раннем детстве кратко

Теории Ж. Пиаже

Интересно будет рассмотреть основные теории Ж. Пиаже о интеллектуальном развитии ребенка. О том, как он описывал в раннем возрасте дооперациональное мышление, детский эгоцентризм, анимизм.

Теория дооперационального мышления

Это теория применима к детям от 2,5 лет. Дооперациональное мышление - это время, когда ребенок постепенно овладевает систематическим, логическим мышлением. Ребенок от сенсомоторной стадии переходит постепенно к дооперациональному мышлению, в процессе которого формируются у ребенка более координированные действия, осмысленные и соответствующие общественному опыту. Умственные операции, по Пиаже, - это интериоризованные формы тех действий, которыми ребенок уже овладел в практической форме при сравнении, комбинировании и разделении предметов физического мира. В раннем детстве мышление не вполне логично, ребенок может многократно повторять одно и тоже движение, не достигая успеха выполнение какого-то задания. Поэтому ребенок нуждается в систематизации и взаимной координации. Ключевой чертой мышления дошкольника, согласно Пиаже, является то, что он способен держать в фокусе внимания только один наиболее заметный признак или свойство проблемной ситуации. Пиаже утверждает, что ребенок находится во власти непосредственной видимости вещей, вследствие чего его мышление остается на дологическом уровне.

Это можно показать на задаче Пиаже предлагаемой ребенку. Эта задача проверяет способность ребенка размышлять одновременно о части и целом. Ребенку показывают ожерелье из 10 деревянных бусинок, семь из которых окрашены в коричневый цвет, а три - в белый. Пиаже спрашивал ребенка: «Чего больше - коричневых бусинок или бусинок?» Ребенок обычно отвечает, что коричневых бусинок больше, чем бусинок. Пиаже считает, что ребенок только сравнивает часть с частью, но не часть с целым, потому что его мышление представляет собой ряд последовательных узко направленных фиксаций на предметы, что мешает рассуждениям об отношениях между ними. Это и многие другие задания убедили Пиаже, что у дошкольников еще недостаточно скоординированы логические процессы, необходимые для систематического рассуждения.

Подтверждение отсутствия системности в мышлении также можно считать, предоставляя вниманию идею об эгоцентризме. Эгоцентризм это взгляд на мир только со своей позиции или по-другому неспособность различать свою собственную и иные возможные точки зрения. Ребенок не различает субъективное (т.е. частное или личное) и объективное (т.е. общественное знание относительно которого мы уверены, что оно правильно). Это определение ясно показывает, что эгоцентризм не имеет отношения к эгоизму как черте личности. Ребенок просто не осознано принимает только свою точку зрения. Говоря о речи, Пиаже первоначально считал ее эгоцентричной и социализируется она только в процессе когнитивного развития. Поэтому разговоры детей раннего возраста больше походят на монологи, чем на диалоги. В теории Пиаже язык и общение зависят от развития мышления.

Ж. Пиаже доказывает, что ребенок эгоцентрически ассимилирует то, что он не понимает, с тем, что ему уже понятно. Хороший пример содержится в работе Пиаже об анимизме, который может быть определен как приписывание одушевленности неодушевленным объектам. Пиаже думает, что такое смешение эгоцентрично, потому что основано на неспособности различать живую и неживую природу. Анимизм считают одной из характеристик детского мышления до приблизительно 10-летнего возраста. Пиаже полагал, что дети видят в активности безусловный критерий жизни и, следовательно, приписывают намерения всему, что может двигаться, даже неодушевленным объектам, таким, как гроза, пламя свечи. Ребенок не способен провести четкую границу между тем, как вещи выглядят, и тем, чем они реально являются. Ребенок на дооперациональной стадии, убежден Пиаже, просто не в состоянии различать видимость и реальность. Так как восприятие ребенка обеспечивает ему прямой контакт с реальным миром, и познавательное развитие ребенка будет напрямую зависеть от того, что он воспринимает.

В заключении можно сказать, что мышление ребенка весьма неоднородно и часто наивно. Пиаже, пытавшийся описать универсальные стадии развития, подчеркивает недостаточную стройность логических конструкций ребенка, его трудности в принятии точки зрения других людей, в суждениях о видимости и реальности, о причине и следствии. Он считает, что в основе всех этих трудностей лежит детский эгоцентризм.

В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому их успешность целиком определяется их привлекательностью для ребенка. Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка. К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы по отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более точным и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств. Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление – выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) – отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление. Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств. Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал. Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание – результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого возраста.

Социальная ситуация развития на 1-м году жизни складывается из 2 моментов:

1. Младенец даже биологически – беспомощное существо. Он не может самостоятельно удовлетворить даже базовые жизненные потребности и жизнь его целиком зависит от ухаживания за ним взрослого (питание, перемещение в пространстве, даже переворачивание с боку на бок и т.п.). Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом (его отношение к действительности изначально социально).

2.Ребенок лишен основного средства общения – речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности.

Поворотный момент – между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности.

Первым специфическим актом поведения ребенка является «комплекс оживления » - форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос).

Компоненты «комплекса оживления»:

1. Улыбка : первые улыбки могут фиксироваться на 1-й недели 2-го м..ж. В опытах М.И.Лисиной установлено, что с возрастом улыбка может меняться. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и оживленной мимикой.

2. Вокализация : ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает на встречу взрослому.

3. Двигательные реакции , оживление : открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки. В развитом «комплексе оживления» отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками доброжелательность («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек.

Стадии комплекса оживления: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка – в мимику, гуление – в речь, двигательное оживление – в хватание.

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего 1-го года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский назвал «Мы».


Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него, Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто малыш понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. Взрослый как бы приписывает младенцу понимание своих действий. И в результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка – деятельности общения, где предметом становится другой человек (М.И.Лисина). Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Общение детей первых лет жизни подробно изучалось в лаборатории М.И.Лисиной.

Критерии возникновения потребности в общении:

Внимание и интерес ребенка ко взрослому (направленность на познание взрослого, который становится объектом особой активности ребенка);

Эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому (оценка взрослого ребенком);

Инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого;

Реакция ребенка на отношение к нему взрослого.

К 2,5 месяцам у детей оформляется потребность в общении.

Общение в 1-м полугодии носит непосредственную, эмоционально-личностную форму. Оно носит ситуативный характер, т.к. осуществляется в данной конкретной ситуации и по ее поводу.

Данная форма считается сложившейся, когда:

Ребенок смотрит в глаза взрослому;

Отвечает улыбкой на улыбку; инициативные улыбки (побуждающие)

Двигательное оживление + вокализация; стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым, т.е. ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого.

Функцию общения выполняет « комплекс оживления» (с 4-6 нед.).

Общение младенца со взрослым протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность этого возраста.

С развитием хватания, манипулирования предметами (с 5-6 мес.) ситуативно-личностное общение начинает изживать себя. Теперь общение протекает в процессе совместной со взрослым деятельности на фоне манипуляций по поводу предметов (ситуативно-деловая форма общения). Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понимания речи взрослого.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 мес.- 2 года) разворачивается в процессе совместных со взрослыми манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребёнка – в сотрудничестве. На первый план выступают деловые мотивы. Взрослый рассматривается ребёнком как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребёнок выражает своё стремление к сотрудничеству позами, жестами. Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребёнка и взрослого, оно включено в предметную деятельность. Просьба о помощи, приглашение взрослого к совместным действиям, обращение за разрешением помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, т.к. она оказывает влияние на усвоение действий с предметами, способствует развитию речи.

Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Социальная ситуация развития в раннем детстве - это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок - предмет - взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова).

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.

Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная.

Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

    Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.

    Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды - игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Центральные новообразования - развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

Прямохождение

Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.

Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.

Речь

В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:

    совершенствуется понимание речи взрослых;

    формируется собственная активная речь.

Особенности развития речи в раннем возрасте. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.

Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.

Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.

Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.

Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.

Восприятие

Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций - восприятие, мышление, память, внимание - доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

По мысли Л. С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение . Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

Развивается зрительное и слуховое восприятие.

Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX века образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле психоанализа, культурно-исторического, социологизаторского, бихевиаристического подходов. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно это относится к направления, связанным с развитием личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности. Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры присущими, особенностями материнского поведения.

Вывод. Существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сферы ребенка, которые обеспечили бы сответствие развития ребенка именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери можно назвать видитипичными, а вторую - конкретно-культурными.

Под категориями понимаются предельно широкие понятия, в которых отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. Они реальны для любых проявлений умственной активности, какие бы объекты ее не поглощали.

Категория отражения обозначает свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности. Характер отражения 7 зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе. Простейшие формы отражения служат предпосылкой развития более сложных форм; включающих как сенсорные, так и умственные образы реальности, которые позволяют воспроизводить ее пространственно и причинные связи, придавая поведению все более адаптивный и активный характер.



Категория психики. Психика (от греч.- душа) - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов, в форме психики становится возможным осуществление действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым - выживание испытывающего в них нужду организма, его поисковая и надситуативная активность. Отсюда следует, что^ определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в" которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворение потребности в контактах с нею. Тем самым психика выступает как единая цикличная система, имеющая рефлекторный характер. Рефлекторность - это первичность объективных условий жизни организма и вгоричность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их "обратное" влияние на образ. С переходом к человеку психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики.

организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный);



эмпирические способы добывания научных данных (обсервационные методы – наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы – лабораторный, полевой, естественный, формирующий психолого-педагогический; психодиагностические методы – тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа; праксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); метод моделирования – математическое, кибернетическое и др.; биографические методы – анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека;

приемы обработки данных(методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;

интерпретационные методы (генетический и структурный метод).

Основными исследовательскими методами в психологии - как и в естествознании в целом - являются наблюдение и эксперимент. Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Метод эксперимента является одним из основных методом психологии. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса.

Рассмотрим два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.

К объективным методам психологии относится также тестирование, используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью).

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных.

Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. С.Л.Рубинштейн отмечал, что "данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира".

Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний - природный и социальный - мир.

Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции.

Среди психокоррекционных методов можно выделить различные психотерапевтические методики (аутогенную тренировку, рациональную психотерапию, групповые формы и т.д.).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: