Психологические особенности детей 1 2 лет

: познание окружающего мира

Понаблюдайте за 2-летним малышом. Ему все интересно, все хочется взять в ручки, попробовать «на зубок», послушать, как звучит каждый предмет, какой он на ощупь, что с ним можно сделать. Не мешайте маленькому исследователю! Не отнимайте у него все подряд, запрещая трогать чашку, бусы, книгу, газету и т. д. Если в доме есть предметы, действительно опасные для малыша (спички, зажигалка, нож и т. п.), - просто заранее уберите их в недоступные для его рук и глаз места.

Посвятите какое-то время участию в исследованиях вашего первооткрывателя. Заодно и малыш будет под вашим присмотром, а вы сможете вовремя пресечь нежелательные действия. Ребенок открыл тумбочку, начал вытаскивать из нее мамин крем, папин гель для бритья, квитанции? Пусть рассмотрит, ведь он тоже здесь живет и хочет ориентироваться в домашних вещах!

Малыш проник на кухню, заинтересовался крупами, солью, сахаром? Отлично, насыпьте всего по чуть-чуть в блюдечко, пусть попробует! А как интересно пересыпать гречку или рис из одной баночки в другую! Не отбирайте у ребенка возможность приобрести новые знания и навыки, поистине бесценные для него. Слово «нельзя!» должно произноситься только в самых крайних случаях, а совсем не на каждом шагу.

Занимаясь воспитанием ребенка 2 лет, вы начинаете замечать, что ему вполне достаточно уже одного «тихого часа» в день - после обеда. Все остальное время посвящено познанию окружающего пространства и, конечно, играм. Игрушками для малыша служат часто не столько зайчики, куклы и машинки, сколько предметы, с точки зрения взрослых, совершенно непригодные для игры: тарелки, газеты, молоток, целлофановые пакеты, пуговицы. Постарайтесь сдержаться и не отбирать у ребенка новые «игрушки», лучше понаблюдайте за тем, чтобы он не проглотил пуговицу или не стукнул молотком по пальчикам. Все это - развитие новых навыков и умений.
Падаем и снова встаем

В этом возрасте все без исключения дети много падают. И те родители, которые немедленно бросаются им на помощь, допускают ошибку: задача малыша - научиться самостоятельно падать и вставать. Не волнуйтесь, эти падения не грозят ничем серьезнее шишек и синяков: ведь у малышей очень пластичные косточки, которые практически не боятся переломов в этом возрасте. Каждое падение и последующее вставание - прекрасная тренировка для мышечной системы и вестибулярного аппарата. Более того, для правильного развития ребенка 2 лет частые падения просто необходимы: малыш учится ориентироваться в пространстве, поддерживать равновесие.

Не спешите поднимать своего маленького сына или дочку. Сдержитесь и понаблюдайте: кряхтя, ребенок успешно поднимается сам, хватаясь за тумбочку, кресло, диван. Такой опыт учит малыша справляться с трудностями, а ведь их на жизненном пути таится немало, и вы не сможете оберегать ребенка от всего. Пусть учится!
Как научить ребенка есть самостоятельно?

Большинство детей вполне способны сносно управляться с ложкой и кашей уже в год. Не отнимайте у малыша ложку, а поощряйте его стремление к самостоятельности. Пусть даже первое время после каждого приема пищи вам придется наводить порядок на кухне и стирать детские вещи , путь каша оказывается не столько во рту, сколько на личике ребенка и на полу, рано или поздно все эти неудобства прекратятся, а ваш малыш научится есть самостоятельно.

А вот с чем надо бороться - так это с дурной привычкой ребенка шалить за столом, отвлекаться от еды. Чтобы сразу дать понять ребенку, что этого делать нельзя, попробуйте забрать у него тарелку с кашей. Он сразу поймет, что баловство наказуемо. А если проделать это еще раз или два, баловство прекратится.
Выбираем игрушки : для каждого возраста - свои!

Для правильного развития ребенка 2 лет очень важно подбирать соответствующие возрасту игрушки. Понятно, что в полтора – два года вряд ли малыша увлечет сложный конструктор или краски. То есть краски его, конечно, увлекут, но не так, как вы думаете: красками можно не только рисовать в альбоме, ими можно расписывать обои, мебель, телевизор и даже себя! Так что спрячьте пока это все добро подальше, пусть ваш ребенок дорастет до него. А пока самыми лучшими игрушками могут стать кубики, резиновые зверята, небольшие мягкие медвежата и зайцы, игрушечная посуда, мячики


А теперь - одеваться!

Обычно дети, достигшие полутора – двух лет, уже могут самостоятельно снимать свою одежду. Не спешите им помогать: пусть привыкают делать это сами. А вот с одеванием несколько труднее. Что ж, придется набраться терпения. Главное, когда надеваете на ребенка какую-то вещь, не спешите и не нервничайте, не ругайте малыша. Он всему научится, если будет спокойно наблюдать за вашими неторопливыми действиями.

Иногда может случиться небольшой каприз: кроха отказывается надевать колготки, кофточку или носки. Не нужно ругаться и кричать, просто отвлеките ребенка чем-нибудь: расскажите ему новый стишок, спросите, с какой игрушкой он хочет идти гулять, пообещайте, что на прогулке поиграете с ним в прятки - а пока он вас внимательно слушает, наденьте то, что нужно.
Изучаем шкафы. Что внутри?

Как бы вы ни старались, все предметы в доме от малыша 1,5–2 лет спрятать не удастся. Ребенок в этом возрасте очень подвижен, что вполне естественно. Что же делать? Ругать, наказывать, отнимать? Ни в коем случае! Просто заранее уберите из его поля зрения все то, что действительно нельзя: опасные, бьющиеся и хрупкие предметы, документы, деньги и т. д. Если вы опасаетесь, что ребенок доберется до отцовских бумаг - спрячьте их в ящик стола и заприте его. Если не хотите, чтобы он повредил ваше любимое платье - уберите его «с глаз долой». Еще один выход - загородить подступы к письменному столу креслом или диванчиком, который станет для маленького шалуна непреодолимым препятствием. Все остальное оставьте малышу для исследований. Пусть рассматривает содержимое шкафов, ящиков и тумбочек, даже если все из них вскоре окажется на полу - не беда, соберете, зато ребенок провел время с пользой. Кстати, собирая все, что вытащил малыш, вы можете наконец-то навести порядок в тех ящиках, куда уже давно собирались добраться, но не было времени. Вот и получится двойная польза. Разбирая и складывая, можно попутно объяснять малышу, как называется та или иная вещица.
Разговариваем вместе с малышом

Как уже было сказано, годовалый ребенок начинает потихоньку выговаривать первые слова. Когда же возраст малыша подходит к полутора годам, это умение совершенствуется, и родители уже могут слышать первые связные предложения. Причем чем чаще и больше родители разговаривают с ребенком, тем быстрее их чадо научится произносить фразы и тем лучше будут построены фразы.

Распространенная ошибка родителей, когда они в разговоре с малышом намеренно коверкают слова, очень вредна. Ведь ребенок именно у вас учится правильности выговора, и вы, сами того не желая, можете «подарить» собственному малышу косноязычие. Именно после коверканья звуков родителями дети начинают шепелявить, картавить, и эту привычку очень сложно искоренить. Другая ошибка - встречать каждую сказанную ребенком фразу взрывом смеха, передразнивать его. Малыш решит, что смеются над ним, и может замкнуться, перестать разговаривать вообще.

Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников - мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

Наступило время активного общения. Теперь ребенку уже недостаточно самостоятельно изучать этот мир - он жаждет пообщаться. С вами, с другими детьми, с зеркалом, с игрушками - неважно. Это опять-таки совершенно естественно: каждому человеку необходимо общение. От вас требуется не кричать поминутно: «Замолчи!», а стараться поддерживать беседу. Уделяйте этому как можно больше времени, и вы окажете своему ребенку неоценимую услугу: поможете развить его интеллект, пополнить словарный запас, научите правильно выговаривать звуки. Разговаривайте с ним все время: пока готовите обед и моете посуду, во время прогулки, перед сном, за игрой и уборкой комнаты.

Воспитание ребенка до 2 лет включает еще один важный момент: обеспечьте малышу общество таких же, как он, карапузов. Если ребенок посещает ясли - общество ему подобных он и так имеет. Если же малыш «домашний» - познакомьте его с детьми во дворе, на детской площадке, почаще ходите с ним в гости или приглашайте к себе подруг с детьми. Ваши усилия не пропадут даром: речевое развитие пойдет семимильными шагами.

В два года ребенок уже уверенно ходит и бегает. При этом часто страдает, спотыкаясь или налетая на разные предметы, мебель, стены. Малышу пока еще сложно координировать свои движения. Помогите ему снизить опасность травматизма. Уберите из комнаты лишние предметы, создайте простор. Ходите на прогулки, причем не по магазинам, а на стадион, на полянку или лужайку, в парк или сквер - одним словом, туда, где можно вволю побегать, а если даже упадешь, то на траву или на землю, и будет не очень больно.

Привлекайте малыша к «взрослым» занятиям, чтобы он мог получить определенные навыки. Если вы заняты чисткой картошки - пусть подает вам клубни, а очищенные бросает в воду; убираете квартиру - предложите ему навести порядок «на своей территории»; стираете - малыш тоже может прополоскать в теплой водичке платочек или маечку.

Что там говорить, воспитание ребенка 2 лет, уже не так сложно, чем, скажем, годовалого. В этом возрасте с ним уже можно договориться, объяснить, почему что-то надо делать, а что-то – нет.

Правда, в этот период у ребенка во всей красе просыпается характер, причем, не всегда его лучшие качества. Это, конечно, не способствует воспитанию ребенка 2 лет. Но мы же взрослые люди, и должны знать, где надо уступить, где проявить твердость, где пойти на хитрость.

Не стоит ломать маленькому человеку характер, подминать его под себя. Давайте ребенку право выбора, не давите на него. Исключение – это опасные для жизни ситуации, где достаточно совершить запрещающее для ребенка действие и твердо сказать «нельзя».

Ну а если есть выбор, то почему бы и нет? Если ребенок хочет обуть именно эти сандалии, а не другие, что в этом плохого? А вот если идет дождь, а он хочет сандалии, то надо объяснить, почему лучше надеть такую обувь, и что в сапожках мама разрешит ему пройтись по неглубокой лужице.

Если малыш упрямится, то надо чем-нибудь заинтересовать его. Если не хочет ложиться спать, то, раздевая ребенка, расскажите, чем вы планируете заняться после сна, куда пойдете, что будете интересного делать. Это ведь совсем просто и гораздо приятней, чем приказ «ложись спать». И, согласитесь, больше сопутствует воспитанию ребенка 2 лет.

Таким образом, воспитание ребенка 2-х лет уже подразумевает какой-то определенный результат. И если ребенок что-то сделал не до конца, плохо, надо уже обращать на это его внимание. В тактичной мягкой форме подсказать, как надо сделать, чтоб получилось лучше.

И конечно, не забывайте хвалить вашего непоседу. Но старайтесь делать это искренне, по поводу. Уделяйте воспитанию ребенка 2 лет как можно больше времени, и тогда к 3-м годам он будет полностью готов к детскому саду.


Возрастные особенности детей 1,5-2 лет

Воспитание ребенка 2 лет : познание окружающего мира

Понаблюдайте за 2-летним малышом. Ему все интересно, все хочется взять в ручки, попробовать «на зубок», послушать, как звучит каждый предмет, какой он на ощупь, что с ним можно сделать. Не мешайте маленькому исследователю! Не отнимайте у него все подряд, запрещая трогать чашку, бусы, книгу, газету и т. д. Если в доме есть предметы, действительно опасные для малыша (спички, зажигалка, нож и т. п.), - просто заранее уберите их в недоступные для его рук и глаз места.

Посвятите какое-то время участию в исследованиях вашего первооткрывателя. Заодно и малыш будет под вашим присмотром, а вы сможете вовремя пресечь нежелательные действия. Ребенок открыл тумбочку, начал вытаскивать из нее мамин крем, папин гель для бритья, квитанции? Пусть рассмотрит, ведь он тоже здесь живет и хочет ориентироваться в домашних вещах!

Малыш проник на кухню, заинтересовался крупами, солью, сахаром? Отлично, насыпьте всего по чуть-чуть в блюдечко, пусть попробует! А как интересно пересыпать гречку или рис из одной баночки в другую! Не отбирайте у ребенка возможность приобрести новые знания и навыки, поистине бесценные для него. Слово «нельзя!» должно произноситься только в самых крайних случаях, а совсем не на каждом шагу.

Занимаясь воспитанием ребенка 2 лет, вы начинаете замечать, что ему вполне достаточно уже одного «тихого часа» в день - после обеда. Все остальное время посвящено познанию окружающего пространства и, конечно, играм. Игрушками для малыша служат часто не столько зайчики, куклы и машинки, сколько предметы, с точки зрения взрослых, совершенно непригодные для игры: тарелки, газеты, молоток, целлофановые пакеты, пуговицы. Постарайтесь сдержаться и не отбирать у ребенка новые «игрушки», лучше понаблюдайте за тем, чтобы он не проглотил пуговицу или не стукнул молотком по пальчикам. Все это - развитие новых навыков и умений.
Падаем и снова встаем

В этом возрасте все без исключения дети много падают. И те родители, которые немедленно бросаются им на помощь, допускают ошибку: задача малыша - научиться самостоятельно падать и вставать. Не волнуйтесь, эти падения не грозят ничем серьезнее шишек и синяков: ведь у малышей очень пластичные косточки, которые практически не боятся переломов в этом возрасте. Каждое падение и последующее вставание - прекрасная тренировка для мышечной системы и вестибулярного аппарата. Более того, для правильного развития ребенка 2 лет частые падения просто необходимы: малыш учится ориентироваться в пространстве, поддерживать равновесие.

Не спешите поднимать своего маленького сына или дочку. Сдержитесь и понаблюдайте: кряхтя, ребенок успешно поднимается сам, хватаясь за тумбочку, кресло, диван. Такой опыт учит малыша справляться с трудностями, а ведь их на жизненном пути таится немало, и вы не сможете оберегать ребенка от всего. Пусть учится!
Как научить ребенка есть самостоятельно?

Большинство детей вполне способны сносно управляться с ложкой и кашей уже в год. Не отнимайте у малыша ложку, а поощряйте его стремление к самостоятельности. Пусть даже первое время после каждого приема пищи вам придется наводить порядок на кухне и стирать детские вещи , путь каша оказывается не столько во рту, сколько на личике ребенка и на полу, рано или поздно все эти неудобства прекратятся, а ваш малыш научится есть самостоятельно.

А вот с чем надо бороться - так это с дурной привычкой ребенка шалить за столом, отвлекаться от еды. Чтобы сразу дать понять ребенку, что этого делать нельзя, попробуйте забрать у него тарелку с кашей. Он сразу поймет, что баловство наказуемо. А если проделать это еще раз или два, баловство прекратится.
Выбираем игрушки : для каждого возраста - свои!

Для правильного развития ребенка 2 лет очень важно подбирать соответствующие возрасту игрушки. Понятно, что в полтора – два года вряд ли малыша увлечет сложный конструктор или краски. То есть краски его, конечно, увлекут, но не так, как вы думаете: красками можно не только рисовать в альбоме, ими можно расписывать обои, мебель, телевизор и даже себя! Так что спрячьте пока это все добро подальше, пусть ваш ребенок дорастет до него. А пока самыми лучшими игрушками могут стать кубики, резиновые зверята, небольшие мягкие медвежата и зайцы, игрушечная посуда, мячики

А теперь - одеваться!

Обычно дети, достигшие полутора – двух лет, уже могут самостоятельно снимать свою одежду. Не спешите им помогать: пусть привыкают делать это сами. А вот с одеванием несколько труднее. Что ж, придется набраться терпения. Главное, когда надеваете на ребенка какую-то вещь, не спешите и не нервничайте, не ругайте малыша. Он всему научится, если будет спокойно наблюдать за вашими неторопливыми действиями.

Иногда может случиться небольшой каприз: кроха отказывается надевать колготки, кофточку или носки. Не нужно ругаться и кричать, просто отвлеките ребенка чем-нибудь: расскажите ему новый стишок, спросите, с какой игрушкой он хочет идти гулять, пообещайте, что на прогулке поиграете с ним в прятки - а пока он вас внимательно слушает, наденьте то, что нужно.
Изучаем шкафы. Что внутри?

Как бы вы ни старались, все предметы в доме от малыша 1,5–2 лет спрятать не удастся. Ребенок в этом возрасте очень подвижен, что вполне естественно. Что же делать? Ругать, наказывать, отнимать? Ни в коем случае! Просто заранее уберите из его поля зрения все то, что действительно нельзя: опасные, бьющиеся и хрупкие предметы, документы, деньги и т. д. Если вы опасаетесь, что ребенок доберется до отцовских бумаг - спрячьте их в ящик стола и заприте его. Если не хотите, чтобы он повредил ваше любимое платье - уберите его «с глаз долой». Еще один выход - загородить подступы к письменному столу креслом или диванчиком, который станет для маленького шалуна непреодолимым препятствием. Все остальное оставьте малышу для исследований. Пусть рассматривает содержимое шкафов, ящиков и тумбочек, даже если все из них вскоре окажется на полу - не беда, соберете, зато ребенок провел время с пользой. Кстати, собирая все, что вытащил малыш, вы можете наконец-то навести порядок в тех ящиках, куда уже давно собирались добраться, но не было времени. Вот и получится двойная польза. Разбирая и складывая, можно попутно объяснять малышу, как называется та или иная вещица.
Разговариваем вместе с малышом

Как уже было сказано, годовалый ребенок начинает потихоньку выговаривать первые слова. Когда же возраст малыша подходит к полутора годам, это умение совершенствуется, и родители уже могут слышать первые связные предложения. Причем чем чаще и больше родители разговаривают с ребенком, тем быстрее их чадо научится произносить фразы и тем лучше будут построены фразы.

Распространенная ошибка родителей, когда они в разговоре с малышом намеренно коверкают слова, очень вредна. Ведь ребенок именно у вас учится правильности выговора, и вы, сами того не желая, можете «подарить» собственному малышу косноязычие. Именно после коверканья звуков родителями дети начинают шепелявить, картавить, и эту привычку очень сложно искоренить. Другая ошибка - встречать каждую сказанную ребенком фразу взрывом смеха, передразнивать его. Малыш решит, что смеются над ним, и может замкнуться, перестать разговаривать вообще.

Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников - мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

Наступило время активного общения. Теперь ребенку уже недостаточно самостоятельно изучать этот мир - он жаждет пообщаться. С вами, с другими детьми, с зеркалом, с игрушками - неважно. Это опять-таки совершенно естественно: каждому человеку необходимо общение. От вас требуется не кричать поминутно: «Замолчи!», а стараться поддерживать беседу. Уделяйте этому как можно больше времени, и вы окажете своему ребенку неоценимую услугу: поможете развить его интеллект, пополнить словарный запас, научите правильно выговаривать звуки. Разговаривайте с ним все время: пока готовите обед и моете посуду, во время прогулки, перед сном, за игрой и уборкой комнаты.

Воспитание ребенка до 2 лет включает еще один важный момент: обеспечьте малышу общество таких же, как он, карапузов. Если ребенок посещает ясли - общество ему подобных он и так имеет. Если же малыш «домашний» - познакомьте его с детьми во дворе, на детской площадке , почаще ходите с ним в гости или приглашайте к себе подруг с детьми. Ваши усилия не пропадут даром: речевое развитие пойдет семимильными шагами.

В два года ребенок уже уверенно ходит и бегает. При этом часто страдает, спотыкаясь или налетая на разные предметы, мебель, стены. Малышу пока еще сложно координировать свои движения. Помогите ему снизить опасность травматизма. Уберите из комнаты лишние предметы, создайте простор. Ходите на прогулки, причем не по магазинам, а на стадион, на полянку или лужайку, в парк или сквер - одним словом, туда, где можно вволю побегать, а если даже упадешь, то на траву или на землю, и будет не очень больно.

Привлекайте малыша к «взрослым» занятиям, чтобы он мог получить определенные навыки. Если вы заняты чисткой картошки - пусть подает вам клубни, а очищенные бросает в воду; убираете квартиру - предложите ему навести порядок «на своей территории»; стираете - малыш тоже может прополоскать в теплой водичке платочек или маечку.

Что там говорить, воспитание ребенка 2 лет, уже не так сложно, чем, скажем, годовалого. В этом возрасте с ним уже можно договориться, объяснить, почему что-то надо делать, а что-то – нет.

Правда, в этот период у ребенка во всей красе просыпается характер, причем, не всегда его лучшие качества. Это, конечно, не способствует воспитанию ребенка 2 лет. Но мы же взрослые люди, и должны знать, где надо уступить, где проявить твердость, где пойти на хитрость.

Не стоит ломать маленькому человеку характер, подминать его под себя. Давайте ребенку право выбора, не давите на него. Исключение – это опасные для жизни ситуации, где достаточно совершить запрещающее для ребенка действие и твердо сказать «нельзя».

Ну а если есть выбор, то почему бы и нет? Если ребенок хочет обуть именно эти сандалии, а не другие, что в этом плохого? А вот если идет дождь, а он хочет сандалии, то надо объяснить, почему лучше надеть такую обувь, и что в сапожках мама разрешит ему пройтись по неглубокой лужице.

Если малыш упрямится, то надо чем-нибудь заинтересовать его. Если не хочет ложиться спать, то, раздевая ребенка, расскажите, чем вы планируете заняться после сна, куда пойдете, что будете интересного делать. Это ведь совсем просто и гораздо приятней, чем приказ «ложись спать». И, согласитесь, больше сопутствует воспитанию ребенка 2 лет.

Таким образом, воспитание ребенка 2-х лет уже подразумевает какой-то определенный результат. И если ребенок что-то сделал не до конца, плохо, надо уже обращать на это его внимание. В тактичной мягкой форме подсказать, как надо сделать, чтоб получилось лучше.

И конечно, не забывайте хвалить вашего непоседу. Но старайтесь делать это искренне, по поводу. Уделяйте воспитанию ребенка 2 лет как можно больше времени, и тогда к 3-м годам он будет полностью готов к детскому саду.

Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность - основные достижения данного возраста. Овладение речью - главное новообразование раннего возраста.

Ребенок в 1,5 - 2 года должен уметь: ходить самостоятельно; нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать; поднимать ногу на ступеньку; строить из 2-4 кубиков пирамидку; самостоятельно кушать; частично развеваться без помощи взрослых; «подражать» действиям взрослых (читать книгу, разговаривать по телефону; смотреть телевизор и т.д.)

Как развивается ребенок 1,5 – 2 лет:

  • Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением;
  • До 1,6-1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;
  • На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»;
  • К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком;
  • К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов;
  • Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют;
  • На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания;
  • К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени.

Вам как его родителям важно:

  • Разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи;
  • Чётко и ясно проговаривайте свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок;
  • Развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА 2-3 ЛЕТ

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер . Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

  • Много двигаться , потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство;
  • Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи;
  • Как можно шире осваивать речь , поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых;
  • Играть , поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия;
  • Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе»;
  • Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2-3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи;
  • Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать . Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам как его родителям важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок - это естественно, хотя временами утомительно . Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом , читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

Предоставлять возможности для самых разных игр , в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности , поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного . Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать , что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее . И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА 3-4 ЛЕТ

Три года - эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью , малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте - потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности - игра.

В этом возрасте у вашего ребенка:

  • Происходит формирование «противо-воли» , что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
  • Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители , и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
  • Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов . Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
  • Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками . Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
  • Игра становится все более коллективной . Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10-15 минут , потом ему хочется переключиться на что-то другое.
  • Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей . Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
  • Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Вам как его родителям важно:

  • С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности . Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
  • Помнить, что так называемое упрямство - это реакция ребенка , который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались .
  • Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания , за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании . Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
  • Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером - то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
  • Бережно обращаться с чувствами ребенка . Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
  • Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
  • Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье . Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА 4-5 ЛЕТ

Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья.

Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются :

  • Стремление к самостоятельности . Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях , попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире;
  • Этические представления . Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия , воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают;
  • Творческие способности . Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове . В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания;
  • Страхи как следствие развитого воображения . Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи ;
  • Отношения со сверстниками . У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Активная любознательность , которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам как его родителям важно:

  • Понять, каковы в вашей семье правила и законы , которые ребенку не позволено нарушать . Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить;
  • По возможности вместо запретов предлагать альтернативы , формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест;
  • Говорить ребенку о своих чувствах , чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки . Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку;
  • Не перегружать совесть ребенка . Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины , страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива;
  • Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти , потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами;
  • Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения . Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество;
  • Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры , осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития;
  • Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится , и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее;
  • Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением , превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА 5-6 ЛЕТ

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками . Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

  • Продолжает активно познавать окружающий мир . Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру , который для него пока сложен и малообъясним;
  • Желает показать себя миру . Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого , поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками;
  • С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет;
  • Готов общаться со сверстниками , познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением , проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль - со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом - каждый самого себя;
  • Стремится к большей самостоятельности . Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно;
  • Очень хочет походить на значимых для него взрослых , поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной;
  • Может начать осознавать половые различия . По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов;
  • Начинает задавать вопросы, связанные со смертью . Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

  • С уважением относиться к его фантазиям и версиям , не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения;
  • Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению , позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества;
  • Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать;
  • Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками , помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы;
  • Постепенно снижать контроль и опеку , позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи;
  • Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность . Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую;
  • По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов . Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему;
  • На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями . Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность;
  • Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться» . Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА 6-7 ЛЕТ

Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:

  • Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок , как правило, в состоянии воспринять новые правила , смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе ;
  • Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать ;
  • Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок . Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет;
  • Способен сосредотачиваться не только на деятельности , которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием . К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное;
  • Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости , к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35-40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам;
  • Очень ориентирован на внешнюю оценку . Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Вам как его родителям важно:

  • Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу . По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться;
  • Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным , ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе;
  • Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки . Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс;
  • Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности , постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам;
  • Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку . Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами;
  • Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления , в противовес мотивации избегания;
  • Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.

Раннее детство особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. Ни в каком периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность.
Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным (позиция «Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.

Ходить самостоятельно, нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать; поднимать ногу на ступеньку;

строить из 2-4 кубиков пирамидку; самостоятельно кушать;

частично раздеваться без помощи взрослых;

«подражать» действиям взрослых

Воспитатель А.Н. Щелкунова

Возрастные особенности детей 1,5 – 2 лет .

Прямо хождение, речевое общение и предметная деятельность - основные достижения данного возраста. Овладение речью - главное новообразование раннего возраста.

Ребенок в 1,5 -2 года должен уметь: ходить самостоятельно; нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать;

поднимать ногу на ступеньку;

строить из 2-4 кубиков пирамидку;

самостоятельно кушать;

частично развеваться без помощи взрослых;

смотреть телевизор и т.д.)

Как развивается ребенок 1,5 – 2 лет Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух -трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением; До 1,6-1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;

На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»; К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком; К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов; Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют; На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания; К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени.

Главные цели взрослого в отношении ребенка раннего возраста:
— организовывать предметную деятельность;
— обеспечивать полноценное физическое, в том числе двигательное развитие;
— формировать речь.
Ведущая деятельность — предметная
Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.


Психологические особенности детей 1,5 – 2 лет

Дети 1,5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень

короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее

значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут

использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами .

Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно- развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка,

т.е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи :

к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны

быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только

существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.

Формируется фразовая речь;

к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие

ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет

быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память,

восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.

Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное . Он может выделить в

предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся

второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка.

Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3

лет ребенок способен различать:

5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),

цвет (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый,

оранжевый).

Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и

ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е.

привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.

Поведение ребенка также непроизвольное , дети не могут сразу прекратить

что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Дети раннего возраста очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения» : если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность,

ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать

свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы,

настроение подвержено частой смене.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: