Можно ли детям в 2. Кризис двухлетнего возраста

Как только ребенок начинает активно передвигаться по квартире, у родителей наступает период страхов и беспокойства: нужно постоянно следить, чтобы не ударился, ничего на себя не перекинул, никуда не влез. Для годовалого малыша расширяется круг запретов: нельзя открывать, вываливать вещи из шкафа, нельзя рассыпать сахар, муку, нельзя разбрасывать игрушки, нельзя отбирать чужие игрушки, нельзя драться, орать, истерить.

Иногда уставшая мама, не сдерживая чувств, начинает повышать голос, ругать ребенка.

Правильно ли это? Как правильно ругать ребенка ясельного возраста: 1 год, 2 года, 3 года?

Можно ли ругать ребенка ясельного возраста?

Психологи утверждают, что взрослые ругают маленького ребенка не за его поступки, а за свои страхи, упущения. В возрасте до года, 1,5 - 2 лет маленький человек просто не может понять, почему на него кричат, шлепают по попе. Он только пугается, испытывает страх, начинает кричать, плакать или воспроизводить модель поведения взрослого, бить тех, кто рядом, - маму, папу, деток на площадке.

Как реагировать на «плохие» поступки годовалого или двухлетнего ребенка?

Эксперты советуют спокойно объяснить опасность, которая может исходить от определенного предмета, например, утюга, кипящей кастрюли, чашки с горячим чаем.

Можно приложить ручку ребенка к батарее и сказать «Горячо, нельзя», прикоснуться его пальцем к горячему (несильно) утюгу, дать попробовать пальчиком достаточно горячую воду, повторив эти слова. При этом у ребенка возникает стойкий ассоциативный ряд, так называемый «якорь»: слово и ощущение. После указанную фразу можно использовать для предупреждения малыша, который крутится возле горячего утюга, кухонной плиты.

  1. В возрасте 1-2 года главное не ругать ребенка, учить его избегать опасности, объяснять свойства вещей, их возможное негативное воздействие, потенциальный вред для его здоровья, здоровья окружающих. По возможности, каждый запрет должен сопровождаться альтернативным разрешенным вариантом: «Горячий утюг трогать нельзя, можешь погладить скатерть своим, специальным детским».
  2. С 1,5-2 лет следует объяснять малышу причины существования запретов, последствия его поступков: почему нельзя драться, отбирать игрушки на детской площадке, разбрасывать еду, падать в лужу, бросаться разными предметами, орать, топать по квартире, хватать ножи, ножницы. Необходимо четко очертить границы личной безопасности ребенка, безопасности других деток. Это тяжело, для взрослых легче просто выплеснуть эмоции, не разбираясь с ситуацией, задействованными предметами, лицами.
  3. Детям ясельного возраста родители обязаны обеспечить максимально безопасную окружающую среду, тогда поводов для ругательств, наказаний будет намного меньше.

Нужно ли ругать ребенка? Как правильно это делать?

Трёхлетний малыш уже полностью может понять, что он поступает неправильно и может быть наказан.

В указанном возрасте важным является тесный контакт малыша с родителями, которые способны понять причину его поведения, адекватно отреагировать на его проступок. Главное объяснить малышу причинно-следственную связь его поступков, чтобы он полностью понял эту цепочку, четко знал, что его ожидает, каким может быть наказание.

Каждый из нас наблюдал такую картину: малыш подрался с другим малышом за игрушку, за место в песочнице, мама его отругала, повысив голос, а он тут же начинает драться с другим ребенком. Очевидно, что малыш не понял, за что был наказан.


Как правильно наказать малыша за проступок, но так, чтобы он понял, что сделал неправильно?

Психологи советуют не ругать, а объяснять. Необходимо, чтобы ребенок точно услышал взрослого. Есть несколько методов, как этого достичь.

Вот один из них.

С ребенком необходимо установить зрительный контакт «глаза-в-глаза». Взрослый должен присесть на уровень глаз ребенка, чтобы смотреть на него не сверху вниз, а на равных, посмотреть в глаза, взять малыша за руку, начать говорить. Объясняя, в чем был малыш неправ, следует акцентировать внимание именно на том, что этот поступок является плохим, а сам ребенок не плохой, он хороший.

Разговор нужно обязательно завершить тем, что так делать в дальнейшем нельзя, уточнить, понял ли ребенок.


Ругать или наказывать?

Поднимая вопрос, нужно ли ругать маленького ребенка, в большинстве случаев родители имеют в виду именно эмоциональную реакцию на поступок малыша. Психологи едины: крик, ор, оскорбления, выражения злости, агрессии со стороны взрослого недопустимы. Указанной реакцией можно запугать малыша, развив в нем комплексы, страхи, либо вызвать ответную агрессию. Но оставлять плохой поступок без адекватного реагирования нельзя. Нужно разобраться в причинах случившегося, исходя из увиденного, услышанного, понять, нужно ругать, наказывать ребенка либо его вины в случившемся нет.

На улице часто наблюдается картина, когда мамы ругают малышей за испачканную одежду, промокшую в луже обувь. Но ведь детка таким образом познает мир, нужно ли ругать за стремление к знаниям? Нельзя, задача родителей обеспечить такую одежду, обувь, чтобы ребенок без проблем мог ходить по лужам, ковыряться в грязи. Если указанной возможности нет, нужно четко обозначить рамки: если ребенок испачкается, промокнет, он сразу идет домой, лишается прогулки. Взаимосвязь поступка и наказания в этом случае понятна родителю и ребенку.

Есть ситуации, в которых ребенок создает опасность для себя или окружающих. Такие поступки должны пресекаться взрослыми, ребенок должен четко понимать, что он может понести за них наказание.

Как правильно отругать, наказать ребенка в ясельном возрасте?

Отчитывая малыша за проступок, взрослые должны сохранять спокойствие, не повышать голос, не оскорблять, не унижать его. Важно свести критические замечания к минимуму, найти другие точки воздействия. Альтернативным вариантом является наказание в виде лишения ребенка на определенное время просмотра мультфильмов, некоторые эксперты советуют отвести его в другую комнату, просто усадить на стульчик, сказать, что он наказан за определенное плохое поведение.


Ругать ребенка? Досчитайте до 5!

Часто реакция взрослого на проступок малыша бывает мгновенной: разбил он стакан, вазу, мама - раз и по попе или накричала. Родителям, как и малышу, нужно научиться вести себя правильно. Вот 5 простых действий, которые нужно сделать прежде, чем ругать или наказывать малыша.

  1. Успокоиться взрослому.
  2. Установить контакт с ребенком.
  3. Выяснить причину поступка.
  4. Объяснить последствия, почему так поступать нельзя.
  5. Решить, должно ли быть наказание, озвучить его. Рекомендуется проговорить с ребенком, почему он наказан, за какое действие: «Ты сегодня без мультиков, потому что ударил Сашу, так делать нельзя, Саше больно».

Учите своих детей, разговаривайте с ними, тогда ругать их вам не придется!

С точки зрения моторики малютка 2-х лет проявляет невероятно высокую физическую активность. Нельзя подавлять это стремление и пытаться удержать его в «жёстких рамках» – ведь для нормального развития двухлетнему ребёнку нужно много и часто двигаться. Умение ходить совершенствуется и малыш уже неплохо держит равновесие. Умеет бегать и, если на более раннем этапе своего развития он уже пытался бежать, то сейчас у него должно получаться гораздо лучше.

Что умеет ребёнок в 2 года?

  • Хорошо ходит, умеет бегать, но ещё иногда падает.
  • Поднимается и опускается по ступенькам, ступая ногой на каждую ступеньку.
  • Многие дети в 2 года самостоятельно ходят на горшок или просят родителей посадить их.
  • Активно разговаривает, может строить простые предложения, состоящие из 2–3 слов. Использует прилагательные и местоимения.
  • Можно заметить, что ребёнок в 2 года начинает отдавать преимущество доминирующей руке: правша – правой, левша – левой.
  • Двухлетний карапуз вполне осознанно стремится добиться родительского одобрения, ради чего готов выполнить посильную просьбу. Очень огорчается, если не получает заслуженной похвалы.

Одно из главных умений малыша в 2 года – понимание абстрактных вещей. В этом возрасте он начинает строить простые предложения, использует прилагательные. Понимает смысл слов «потом», «завтра», «больше», «меньше». Отличает живых животных от игрушек, их изображающих. Например, понимает, что игрушка в виде кошки – предмет, а сама кошка – это живое существо. Любит слушать истории, произошедшие в прошлом, сознаёт, что это такое. Ребёнок и раньше любил слушать читаемые мамой вслух детские рассказы, сейчас же он стал достаточно взрослым, чтобы понимать их содержание и, увлёкшись рассказом, будет ждать, когда услышит продолжение.

Развитие в 2 года

Если несколькими месяцами ранее ребёнок был беспомощным, то теперь вы сами можете почувствовать беспомощность, пытаясь угнаться за ним. Детки в 2 года подвижны и очень активны, отдавая предпочтение самому быстрому способу передвижения – бегу. Координация движений довольно хорошая, однако иногда случаются падения и даже травмы, чаще всего несущественные. Кроха с удовольствием лазает по дивану, креслам, стульям, перебегает от стены к стене, путешествует по всей доступной ему площади квартиры или дома. Малыш в 2 года уже научился отодвигать отделения в шкафу, подставлять стулья, чтобы залезть повыше, открывать и зарывать за собой двери. Поэтому, если вы хотите, чтобы он не проник в комнату, где можно пораниться или что-нибудь повредить – лучше закрыть ведущую туда дверь на замок.

В 2 года ребёнок начинает отдавать предпочтение доминирующей руке, поэтому внимательные мамы могут определить, правша он или левша. Так называемая мелкая моторика становится более развитой, кроха умеет составлять пирамидки, сооружать «замки» из кубиков, брать карандаш и рисовать линии на бумаге. Большая моторика ребёнка проявляется в виде улучшившейся координации при беге, умении перешагивать через препятствия, залазить на большие предметы. Согласованность движений стала намного лучше, что можно увидеть в перешагивании через небольшие препятствия во время ходьбы.

Двухлетние детки помогают взрослому одевать себя: поднимают ножки, чтобы обуться, подставляют руки или даже стараются просунуть их в рукава. Могут самостоятельно надеть шапку или носочек. В состоянии частично раздеться без посторонней помощи. Контролируют физиологические потребности организма, знают, для чего нужен горшок, просят посадить их на него или даже садятся сами.

Уход в 2 года

Питание уже почти не отличается от меню взрослого. К 2 годам постепенно уменьшалась доля материнского молока и теперь можно полностью отказаться от его употребления. А чтобы малыш продолжал хорошо расти и успешно развиваться, его меню должно быть разнообразным, содержащими все необходимые продукты. Несмотря на то, что ребёнок 2-х лет ещё довольно мал, в сутки его организм должен получать около 1 500 ккал за четыре приёма пищи. Блюда, которые будет кушать кроха, теперь не нужно подвергать тщательной механической обработке, превращая в однородную кашеобразную массу – приучайте его пережёвывать пищу самостоятельно.

Продолжайте следить за гигиеной . Умывайтесь по утрам, регулярно чистите с ним зубы специальной детской пастой, мойте ручки перед каждым приёмом пищи. Учите его самостоятельно следить за собой. Объясните, что грязные руки – это плохо, а если не чистить зубы – они со временем могут испортиться.

Не забывайте и гулять – свежий воздух очень полезен для растущего организма, поэтому не пропускайте ни одного дня. Одевайтесь всегда по погоде, не переохлаждайте детский организм и не допускайте перегрева.

Сон

Многие мамы задаются вопросом: сколько спит ребёнок в 2 года ? Сон в этом возрасте составляет примерно 12 часов в сутки. На ночной сон приходится 10 часов, дневной сон всего один, обычно во второй половине дня, длительностью примерно 2 часа. Старайтесь соблюдать одинаковый режим дня: кормить малыша, гулять с ним, купать и укладывать в одно и то же время.

Занятия и игры для двухлеток

Рисуем. Благодаря рисованию развивается мелкая моторика, что способствует умственному и творческому развитию, восприятию формы и цвета. Вначале у малыша будут появляться только каракули, но сам процесс увлекает детей и со временем из линий и чёрточек начинают складываться осмысленные рисунки.

Заучиваем цвета. Ваш двухлетний карапуз наверняка уже знает названия 1–2 цветов. Игра увеличивает словарный запас и способствует умственному развитию. Возьмите различные предметы одного цвета: кубики, мячики, листы бумаги. Покажите ребёнку, например, жёлтую игрушку, назовите её цвет, дайте потрогать, подержать в ручках. Потом повторите то же самое со следующим жёлтым предметом. Когда вы проделаете эту процедуру 4–5 раз, скажите: «а теперь поищем жёлтый цвет. Где жёлтый цвет?» Вместе ищите жёлтый цвет в комнате. Когда ребёнок покажет вам 2–3 жёлтых вещи, попробуйте игру с другим цветом.

Немного усложните игру. Теперь предлагайте взять жёлтый кубик и поставить на него красный. Выложите в ряд жёлтые кубики, затем красные, сверху можно использовать, к примеру, зелёные.

Активные игры на свежем воздухе. Какой малыш не любит прогулок! Но бегать по аллеям в парке одному не так весело, как играть с мамой или папой! А если ещё найти компанию сверстников, будет вообще здорово! Можно поиграть в догонялки, летом игры на свежем воздухе с ребёнком великолепно разнообразят водяные пистолеты, зимой же можно вылепить снежную бабу.

Игры в песочнице подарят крохе нескрываемое удовольствие, а заодно потренируют мелкую моторику, разовьют внимание и подключат детское воображение!

Любая мама - это настоящий комок переживаний и волнений, когда разговор заходит о её ребенке. Казалось бы, что может заботить мать двухлетнего малыша? Ведь ещё толком ничего не умеет. Но эта точка зрения в корне неправильная: как раз эти первые годы жизни малыша очень важны, поэтому матерям не нужно спустя рукава пускать развитие ребенка на самотек. Нужно тщательно следить за этим процессом, чтобы вовремя внести коррективы, если они понадобятся. В статье: «Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года?» мы расскажем вам о том, на что нужно обращать внимание мамочкам двухлетних малышей.

4 203601

Фотогалерея: Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года

На этот животрепещущий вопрос: «Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года?» нельзя дать ювелирно точный ответ. Почему? Да потому что все детки разные, и развитие их происходит по-разному - это доказанный факт, здесь даже нечего обсуждать. Однако всё же есть основные моменты, навыки и умения, которые должны быть в частом употреблении детей того или иного возраста - вот о них мы и хотим с вами поговорить.

Чтобы определить уровень развития вашего чада и понять, соответствует ли он тому уровню, который устанавливают для 2-х-летних малышей педиатры, нужно внимательно проследить за крохой на протяжении нескольких дней. Вы сразу поймете: умеет ли он делать всё то, что должен уметь делать малыш в 2 года.

Правильно будет оценивать не только практические умения ребенка, а и оценить, например, уровень его социального и физического развития. Только в случае, если все параметры будут отличными (однако, опять же, не забывайте, что ваш ребенок может просто «не дорасти» до чего-то, а где-то, в то же время, «перерасти»), то можно будет сказать, что кроха развивается правильно и закономерно для своего возраста.

Физические параметры 2-летнего ребенка

Итак, малышу уже исполнилось два года, какие же характеристики физического развития вы должны наблюдать?

Если у вас сынишка, то его вес на данный момент в среднем должен составлять около 12,7 кг. Если же вы - мама маленькой принцессы, тогда это число снижается до 12,2 кг. Что касается роста, то обычно мальчишки в два года достигают 88 см, а девчушки - 86 см, хотя это больше всего зависит от наследственности.

Малыш в два года должен быть очень активным, его весьма увлекают подвижные задорные игры, ребята хотят как можно больше бегать, скакать. Ходят они уже умело, их не остановит препятствие, даже если оно в высоту достигает 20 сантиметров! При этом он даже не притормозит, чтобы переступить препятствие одной ногой, а сделает это, как взрослый человек. Кажется, что запас энергии и сил у малыша просто неиссякаемы! Вот уже и мамочка, и отец, и бабушки с дедушками утомились, а ребенок всё скачет, падает, поднимается и снова, снова скачет!

Однако это вовсе не значит, что вы должны его изводить длительными прогулками - нужно нагружать малыша в соответствии с его возрастом, чтобы, не дай бог, не переусердствовать и не навредить неокрепшему организму.

Обычно в этом нежном возрасте ребята могут частично сами себя одеть. У них отлично получается управляться с шапками и колготками, без труда они обуют и ботинки на ножки, правда, если они застегиваются на липучку, а не затягиваются шнурками.

О нервно-психическом развитии

Двухлетний малыш достаточно понятлив, он легко воспринимает несложные рассказы взрослых - например, вы можете рассказать ему о событиях вчерашнего дня - и он прекрасно поймет. Его речь становится всё более связной, в предложениях выстраиваются в логически обоснованный ряд по три слова. Он учится использовать существительные и прилагательные.

В играх тоже отмечается определенная логика, правда, она ещё примитивна, но ведь это только начало! Та, малыш с видимым удовольствием выстраивает башенки из кубиков, или быстро и правильно слаживает пирамидку.

Если вы будете с младых ногтей прививать ребенку любовь к литературе и читать ему много коротких простых стишков, то, скорее всего, к двум годам он уже запомнит некоторые из них и сможет с легкостью их воспроизвести.

Мир вокруг малыша пестрит разными цветами, и он уже знает, как выглядят и называются основные из них.

Скорее всего, мамочка двухлетнего ребенка уже не испытывает трудностей во время кормления. Ей не нужно пританцовывать и петь, тряся игрушками, чтобы засунуть в рот любимому чаду очередную ложку манной каши. Он прекрасно справляется с ложкой и может кушать сам. Так же легко малыш пьет из своей чашечки.

Также ребенок, возраст которого перевалил за двухлетнюю черту, может похвастать прекрасно развитой моторикой. Малыши в этом возрасте просто обожают рисовать, хотя у них это не особо получается. Но ведь как интересно наблюдать за тем, как на чистом листике внезапно появляются разные линии и пятнышки! Карандашик или фломастер ещё не занимают правильного положения в руке, кроха держит его всем кулачком.

Особый интерес проявляют малыши и к книгам. Правда, каждый по-своему. Однако чаще всего это выражается в безудержном желании малыша схватить страницу и скомкать шелестящую бумагу. Тут нужно проявить твердость и объяснить малышу, что книга - это не игрушка, ломать и рвать её нельзя.

Вас наверняка подчас раздражает то, что малыш лезет во все уголки и щели дома, что он не слушается вас и продолжает всё делать по-своему. Конечно, вы можете поднажать и установить над ним тотальный контроль и власть. Но нужно ли это? Помните, что сейчас ваш малыш развивается семимильными шагами, очень ускоренным темпом. Нужно ли сбивать его с этого пути своими постоянными запретами? Ведь ем так нужно до конца понять мир, в котором он живет. Поэтому лучше запаситесь терпением и помогайте малышу познакомиться с тем, что его окружает.

Есть несколько основных стоп-сигналов, заметив которые у собственного ребенка, вы должны забить тревогу или как минимум заволноваться.

  1. Если ваш малыш не может произнести даже трёх слов, не показывает жестом как минимум двоих близких ему людей или не знает наименований хотя бы трёх предметов, находящихся в комнате, где он проводит много времени.
  2. Если кроха не может сам присесть или встать с ножек.
  3. Если вы замечаете, что малыш плохо контактирует с окружающим миром (например, если он не понимает, когда с ним говорят ласково, а когда - строго и категорично, когда можно, а когда нельзя).
  4. Если вы проводите мимо малыша какой-то предмет, и он не следит за ним глазками и не пытается его взять и рассмотреть поближе.
  5. Если в то время, когда вы играете в игру, которая должна сопровождаться детским нетерпеливым ожиданием (например, ожидание: когда же появится мамино лицо во время игры в «кукушку») - это тоже тревожный сигнал.
  6. Если вы ещё кормите малыша самостоятельно или помогаете ему в этом, а кроха не пытается установить с вами зрительно-эмоциональный контакт.

Малыш и общество: о социальном развитии

Вы наверняка не раз с огорчением и удивлением замечали, что в возрасте двух лет ваш малыш совершенно не желает находить общий язык со своими сверстниками. Детки не хотят уживаться рядом, а уж тем более устраивать коллективные игры - они скорее будут толкаться и забирать друг у друга игрушки. Всё дело в том, что малыш в этом возрасте очень эгоцентричен, и он просто не может понять, как можно учитывать желание или потребность другого человека.

Хотя сказать, что двухлетний ребенок асоциален нельзя, у него могут появляться даже друзья - те детки, которые ему приятны, игры с которыми доставляют ему наибольшее количество положительных эмоций. Обычно друг до боли похож на вашего малыша: у него такой же темперамент и характер. Однако полноценной дружбой это назвать нельзя - она сможет возникнуть между ребятами только спустя три-четыре года. Тогда их игры приобретут иной характер, они не будут просто играть рядом друг с другом, а начнут взаимодействовать и получать от этого истинное удовольствие.

Развитие речи малыша

Словарный запас ребенка резко возрастает в период между полутора и двумя годами. Обычно когда крохе уже исполнилось 2 годика, в его словарном запасе присутствует 100-300 слов (количество зависит от внешних факторов). Слова эти ребенку наиболее понятны и доступны, он слышит их и пользуется предметами, которые они обозначают, изо дня в день. Поэтому этими словами обычно становятся названия любимых игрушек, предметов, которые его окружают. Он уже понимает, что такое - разные размеры, и в его речи уже можно встретить слова, описывающие величину тех или иных предметов по отношению к другим объектам (например, «мишка большой», а «зайка - маленький»).

Чем больше вы общаетесь с ребенком, читаете ему книги, рассказываете стишки и сказки - тем большим будет и словарный запас малыша. Поэтому когда вы слышите, что кроха заговорил на своем, не понятном вам, языке - не смейтесь над ним, а попытайтесь понять и подправить чадо. Пытайтесь с самого детства учить ребенка правильному произношению.

Малышу ещё тяжело произносить согласные со всей необходимой твердостью, поэтому он умильно смягчает эти звуки (вместо «дай» говорит «дяй», а вместо «танк» - «тяньк»). В связи с тем, что его артикуляционный аппарат ещё не готов к большим нагрузкам, в речи малыша вы пока что не сможете услышать шипящих звуков или согласных «р» и «л».
Помимо того, что кроха, как может, упрощает свой детский язык, он ещё и зачастую сокращает длинные и неудобные к произношению слова. Например, вместо слова «молоко» он может постоянно говорить «ко», или «моко». Также зачастую двухлетний ребенок долго не может определиться с тем, как ему произносить то или иное слово, поэтому он может постоянно произносить его по-разному, выкидывая их него то один сложный звук, то другой.

Даже если ваше чадо умеет громко и пронзительно пищать, всё же слабые голосовые связки и нетренированный речевой аппарат не позволят ему разговаривать очень громко. Голос малыша всегда немного приглушенный, тихий. Эта же причина порождает частую замену звонких согласных - глухими (например, вместо четкого «бом-бом», ребенок произносит «пом-пом»).

Детская речь в два года уже богата интонационно. Малыш знает, что если он чего-то хочет, нужно обратиться к маме требовательным голосом. А если у него что-то болит, то интонация вмиг «съезжает» на жалобные нотки.

Весь второй год ребенок будет совершенствовать свои речевые навыки и наверняка преуспеет в этом. Ведь он уже не глуп, и понимает, что только с помощью логически связанных слов он сможет удовлетворять некоторые из своих потребностей (так как об их исполнении нужно уметь попросить). Но до взрослой и грамотной речи малышу ещё очень далеко! Он по-прежнему не может похвастаться богатым словарным запасом и частенько облегчает себе труд, заменяя сложные слова простыми сочетаниями слогов (вместо «кушать» он просто скажет «ам-ам»). Кроме того, в речи ребенка сейчас вы сможете услышать только те названия предметов, с которыми малыш непосредственно сталкивается во время игры или исследования квартиры. Естественно, ждать от крохи какой-то грамматической связности предложений нет никакого смысла. Он ещё не знает о волшебной силе предлогов и союзов, он не умеет правильно поставить окончание того или иного слова. Ну и, конечно, его ещё будет с головой выдавать неправильное, искаженное произношение большинства слов. Он будет менять местами слоги или вовсе выкидывать их из слов ещё не одну неделю.

Развиваемся, играя…

Ещё не пришло то время, когда развитием вашего малыша будут заниматься непосредственно те люди, которые знают, как это организовать - то есть, педагоги. Пока что главный стимул и «толкатель» умственных процессов малыша - это вы, поэтому вам нужно уметь правильно организовать досуг так, чтобы во время игры ребенок параллельно учился и развивался. Это поможет «догнать» ваших сверстников по всем параметрам, если вам кажется, что вы с малышом где-то немного отстали.

Итак, в какие же игры можно поиграть с двухлетним малышом?

Игра первая: Учим Цвета

Для этой игры вам нужно будет отобрать несколько однотипных игрушек разных цветов и найти бумажные листики таких же расцветок. Вы можете взять, например, машинки или резиновые пищалки в форме зверей.

Разложите этот инвентарь на полу и устройтесь с малышом рядом поудобнее. Поиграйте отдельно с каждой выбранной игрушкой, имитируя её настоящее поведение. Например, если у вас собраны зверушки, то покажите малышу, как квакает и прыгает жабка, как рычит и прыгает грозный лев, как чирикает маленькая птичка.

После этого возьмите заготовленные листики и разложите их прямо на полу перед малышом. На каждую бумажечку поставьте игрушку такого же цвета и объясните малышу, что это - домик для ваших зверушек (или гаражи для машинок - смотря что вы выбрали для игры). Каждый раз, когда ставите игрушку на тот или иной листик, вслух проговаривайте о том, какого же они цвета и почему вы ставите игрушку именно на эту бумажку. После этого можно перемешать игрушки и предложить ребенку самостоятельно подобрать домик каждому зверьку.

Игра вторая: Что поплывет, а что - утонет?

Приготовьте для игры большой таз, налейте туда немного воды (не стоит наливать полный тазик, так как в процессе вы можете забрызгать, а то и залить весь пол вокруг). Возьмите три-четыре предмета, которые изготовлены из разных материалов и имеют разные характеристики плавучести. Например, подойдет пробка из-под вина или шампанского, металлическая ложечка, небольшая веточка и детская пластмассовая чашечка. Много предметов не набирайте - малыш может просто в них запутаться.

Теперь пригласите малыша в игру и поинтересуйтесь: как он думает, какие из предметов будут держаться на воде, а какие - утонут? Вполне вероятно, что ответ ребенка будет неправильным, однако не расстраивайтесь - он ведь ещё не знаком со свойствами тех или иных предметов и ваша цель - обучить его этому.

После того, как ребенок высказал свои предположения на счет того, что утонет, а что будет плавать, бросьте все эти предметы в тазик с водой и дайте крохе вдоволь наиграться с предметами.

Пока ребенок увлечен «купанием» предметов, вы параллельно в игровой форме рассказывайте ему о его свойствах. Например: «Малыш, это - пробка, она сделана из очень легкого, воздушного материала, поэтому она не тонет в водичке, а плавает на поверхности». Или так: «А это - ложечка, она сделана из металла. А так как металл очень тяжелый, то ложечка не может плавать - и сразу же тонет».

Не забудьте о том, что после каждой игры нужно приучать ребенка убирать за собой. Поэтому когда вы закончите, предложите ему вытащить все предметы из водички и вытереть насухо чистым полотенцем.

Благодаря этой простой и увлекательной для малышей игре, детки научатся понимать. Какими свойствами может обладать тот или иной предмет.

В этой игре вы будете разучивать с малышом голоса птиц и зверей. Поэтому вам понадобятся либо игрушки, либо картинки, на которых будут изображены попарно мамы-зверушки и их детки. Лучше всего выбирать тех зверей, с которыми малыш уже знаком: например, мышку и серого мышонка, утку и крохотного утенка, лягушку и её зеленого детеныша, корову и теленка, кошка и котенка, собачку и щенка, курочку и цыпленка.

Сначала вам нужно будет каждую зверушку (или картинку) тщательно рассмотреть и рассказать ребенку, какие звуки производит то или другое животное. В обязательном порядке отметьте, что у взрослых зверушек голоса погрубее, громче, зычней. А у их детенышей голосок тонкий, писклявый. Малыш должен понять, что голос взрослого животного (равно как и взрослого человека) отличается от голоска детеныша (или ребенка).

Возьмите кошку в руки, погладьте её и громко мяукните: «Мяу!». Спросите у малыша: «А кто это у нас так громко мяукает? А кто говорит «мяу» тоненьким звонким голоском? Правильно, это ребеночек мамы-кошки. А как называют её ребеночка? Да, котёнок. А как котёнок мяукает?».

Мы только что рассказали вам о подготовительном, ознакомительном этапе игры. Теперь перейдем непосредственно к обучающей забаве.

Итак, вы уже определили и запомнили, какое животное издает какой звук, как называются их детеныши - теперь можно начать игру.

Разложите на полу перед ребенком все игрушки или картинки со зверятами. Теперь попросите кроху отвернуться, а сами в это время сымитируйте голос какого-то животного, например, громко мяукнете. Малыш должен угадать, во-первых, голос какого животного только что прозвучал и, во-вторых, была ли это взрослая кошка, или маленький котенок? Попросите своё чадо показать вам картинку с изображением той зверушки, которая только что подала голос.

Теперь поменяйтесь ролями - отворачивайтесь сами, а ребенок пусть издает голоса животных. Вы тоже угадывайте и хвалите своего, когда у него особенно точно получается сымитировать голос.

Это очень хорошая и добрая игра, с помощью неё вы сможете показать ребенку и закрепить его знания о том, какие животные существуют, как называются их детки и какие у них голоса, чем отличается взрослый голос от тонкого детского голоска. Отличное упражнение для развития памяти!

Вот такими нехитрыми способами вы сможете проверить, насколько соответствует уровень развития вашего двухгодовалого чада принятым педиатрами и детскими психологами нормам. Однако, как мы уже говорили, не стоит равняться исключительно на эти нормы, все детки идут по своему собственному пути развития и могут где-то отставать от сверстников, но в то же время в чем-то их опережать. Просто не забывайте: в этом возрасте ребенок хватает всё на лету, нужно лишь успевать давать ему все эти знания. Поэтому правильно организованный совместный отдых с играми и развивающими занятиями помогут вам вырастить настоящего вундеркинда!

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

Физиологические особенности

Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:


Психология малыша

Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.

Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.

Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.

Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:

  • Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
  • Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
  • Разлитую жидкость может вытирать губкой.
  • Густую пищу ест самостоятельно.
  • Поливает цветы.
  • Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.

Базовые навыки и умения

Особенности развития ребенка 2 лет таковы:

Особенности организации жизни

Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.

Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.

Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.

Работа над моторикой

Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.

Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.

Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.

Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию

  • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
  • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
  • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
  • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
  • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.

Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.

Сенсорика

  • Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
  • Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
  • Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
  • Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.

Ребенок 2 года. Развитие речи

Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

  • Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
  • Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
  • Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
  • Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
  • Слушайте и пойте песни.
  • Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
  • Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
  • При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.

Задания для детей, еще не освоивших речь

А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:


Чему учится малыш

Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.

В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.

Особенности поведения

Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.

На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.

Главная задача родителей

Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).

Заключение

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: