Физическое развитие младенца. Особенности физического и нервно-психического развития детей грудного возраста от момента рождения до года

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руки и т.п. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первыефункциональные действия , позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.

Тем не менее к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно сделать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте

Возраст в месяцах

Когда у ребенка на глазах прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий.

Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого.

Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место.

Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком.

Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком.

Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком.

Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах.

Память . Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым является узнавание . Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в его поле зрения; 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Эмоциональное развитие . Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы. Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением . Во втором полугодии возникает лепет , в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

    КРИЗИС 1 ГОДА

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или не понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Разумеется ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный момент оно приобретает особую актуальность.

Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь , называемая Л.С.Выготскимавтономной . Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличаются от них.

Маленький ребенок вкладывает в слова совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными .

Еще одна особенность автономной речи – своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства – жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающая непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.

В первые 12 месяцев жизни у ребенка происходит стремительное формирование основных навыков, предпочтений. Его психоэмоциональное и физическое развитие в значительной степени зависит от родителей. Важно иметь представление об этапах взросления грудничка.

Особенности развития по месяцам

С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.

Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.

Возраст Навыки
1 месяц В это время малыша считают новорожденным, происходит его адаптация к новым условиям. Все реакции построены на рефлексах, направлены на сохранение и обеспечение жизни. На четвертой неделе можно увидеть первую улыбку ребенка.
2 месяц Начинается активное психическое развитие, возникает интерес к происходящему и окружающим, особенно к маме. Появляется осознанная потребность в телесном контакте.
3 месяц Малышей, чаще на ИВ, сильно беспокоят боли в животе, колики, связанные с формированием кишечной флоры и ферментной системы пищеварения. Развивается мимика, реакция на собеседника, ребенок может хмуриться, активно улыбается, поворачивает головой.
4 месяц Активная двигательная активность: попытки перевернуться, развитие умения держать предметы. Ребенок выражает радость, недовольство мимикой, улыбкой, плачем. Постепенно начинает воспринимать речь.
5 месяц Первые попытки произносить звуки, садиться, пробовать окружающие предметы на вкус. Грудничок узнает родных, реагирует на них смехом, улыбкой.
6 месяц Повышается двигательная активность, мышечное развитие. Ребенок делает попытки вставать, тянется за предметами и хватает их. Появляются первые молочные зубы, начинается прикорм.
7 месяц Малыш самостоятельно сидит, начинает ползать. Много лепечет, произнося сочетания звуков. Пытается подражать поведению взрослых.
8 месяц Активно ползает, встает, может ходить с помощью мамы. Расширяется эмоциональный диапазон, появляются первые слова.
9 месяц Чаще пытается проявить самостоятельность в еде, при одевании. Понимает значение многих слов и реагирует на них («дай», «иди», «сиди»), формирует свой язык, понятный близким.
10 месяц Развлекает себя сам, играет, стоит без опоры, пытается ходить. Проявляет больший интерес к мелким предметам, называет вещи или животных, части тела.
11 месяц Может сам пройти небольшое расстояние, пытается выражать свои желания пальчиком, взглядом, словом. Ярко реагирует на все новое, незнакомых людей.
12 месяц Многие активно ходят, даже бегают, общаются со сверстниками. Различают назначение некоторых предметов, обладают словарным запасом в 10-15 слов.

Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.

Физическое развитие

Новорожденные малыши не способны контролировать свои движения, держать голову. Первые недели они спят, прижимая ручки, ножки к животику, как во время внутриутробного развития. При бодрствовании движения конечностей непроизвольные. К 4-й неделе ребенок держит головку, к 2-3 месяцам осознанно двигает конечностями. Рефлексы опоры, ползания и хождения являются врожденными. Можно развивать их для раннего формирования этих навыков:

  • При постановке малыша на опору он выпрямляет туловище, начинает стоять на согнутых ножках;
  • При наклоне туловища вперед во время стояния ребёнок делает шаговое движение;
  • Переложенный на животик, он пытается ползти. Если к ступням поставить ладони, грудничок отталкивается для ускорения движения.

В водной среде малыши чувствуют себя свободнее, можно учить их плавать. Многие боятся и ограничиваются активным купанием ребенка для укрепления мышечной системы, важной для правильного формирования двигательных навыков.

Чувствительность кожи

Защитный роговой слой и кислотная оболочка формируются постепенно, воздействие патогенных микроорганизмов на детски организм опаснее, чем на взрослый. Высокое содержание воды в коже обеспечивает ей упругость, но из-за низкой развитости сальных желез она склонна к сухости.

Зарастание родничка

Постепенное сращивание черепных костей, повышение их прочности. происходит примерно в 4-8 недель, большого – к годовалому возрасту. Сроки индивидуальны, в редких случаях наблюдается очень раннее зарастание из-за патологических процессов в организме.

Зубы

Стремительное развитие – большая нагрузка на организм, способная влиять на обмен веществ, приводить к , при недостатке необходимых минеральных веществ.

Таблица физического развития

К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:

  • Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
  • Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
  • Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
  • Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
  • Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.

Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:

Возраст (мес) Длина тела (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
При рождении 49-54 2,6-4 33-37 31-35,9
1 52-55 3-4,3 35,8-37,2 34-36
2 55-57 4,5-5 37,5-38,5 36-38
3 58-60 4-6 38-40 36-39
4 60-63 4,5-6,5 38-40 36-40
5 63-67 6,5-7,5 37,5-42,2 37-42
6 65-69 7,5-7,8 42-43,8 42-45
7 67-71 8-8,8 43,8-44,2 45-46
8 71-72 8,4-9,4 44,2-45,2 46-47
9 72-73 9,4-10 45,2-46,3 46,5-47,5
10 73-74 9,6-10,5 46-47 47-48
11 74-75 10-11 46,2-47,2 47,5-48,5
12 75-76 10,5-11,5 47-47,5 48-49

При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.

Развитие нервной системы и психики

Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.

Особенности нпр грудничка, по месяцам.

Возраст Навыки
1 месяц При обращении речью или жестами малыш приоткрывает рот, проявляя внимание. Пытается уследить за движущейся игрушкой, фиксировать взгляд на лицах родных, расположенных близко, иногда появляется временное косоглазие. Может сосредоточиться на пару секунд при появлении нового звука, из-за сильного шума чаще моргает. Пробует произнести звуки, напоминающие «г», «к».
2 месяц Чаще улыбается во время общения с родными, пытается рассмотреть мамино лицо, следит за игрушками, двигающимися по горизонтали. Поворачивается в сторону звука, активно гулит.
3 месяц Реагирует улыбкой на яркие предметы, появление родителей, отвечает голосом или движениями на их действия. Исследует свои ручки, фокусирует внимание на конкретном предмете, лежа на животике, следит за ним, совмещая движение глаз с поворотом головки. Реагирует на шум, пробует повторять интонацию, появляется мелодичное гуление.
4 месяц Начинает громко смеяться, проявляет испуг, различает голоса близких. Рассматривает предметы, в т. ч. отдаленные, тянется при виде игрушки. Если кричит, пытается прислушаться к себе.
5 месяц Различает родных и чужих, настороженно реагирует на новые предметы и людей, проявляет испуг и радость. Переключает внимание при виде разных движущихся предметов, способен найти вещь, если видит ее часть. Интересуется мелодией, произносит слоги, общается с родными и игрушками, меняя интонацию.
6 месяц Наблюдается адекватная реакция при изменении выражения лица у взрослых. Младенец внимательно изучает все окружающее, распознает отдельные жесты, голоса родных. Появляется разная реакция на отличные по происхождению звуки – движение глазками, головой, приподнимание. Ребенок активно использует предметы в своей деятельности, может вести длительные монологи.
7 месяц Новые события вызывают заинтересованность вместо испуга, появляется способность различать интонации похвалы от неодобрения. Ребенок узнает больше разных людей, даже друзей семьи. Следит за падающими и летающими вещами, пытается оценить их размер для определения требуемых на захват усилий. Появляется лепет, похожий на неизвестный язык.
8 месяц Контактирует с родителями во время игры, может сам себя занять изучением предметов, ползанием, разговором. Пока с интересом кидает игрушки, умеет складывать пирамидку. Проявляет удивление, интерес при виде нового предмета, способен фиксировать снимание сразу на двух вещах. Понимает значение «дай», «на», обладает слоговой речью, активно лепечет.
9 месяц Проявляет разные эмоциональные реакции, пробует использовать жесты в общении. Пытается выявлять взаимодействие вещей во время игры. Постоянно следит за близкими, проявляет реакцию на их выражение лица, жестикулирование, пробует выполнять словесные задания («где игрушка»). Говорит слова, многие неточно, но они близки по звучанию.
10 месяц Выражает негативную реакцию, подражает разговору взрослых и повторяет слова. Может занимать себя играми до 30 минут, различать несложные мелодии, показывает названные предметы.
11 месяц Останавливается, если слышит «нельзя», проявляет индивидуальные предпочтения в игрушках, еде. В незнакомом помещении, рассматривает все вокруг. Старается рассказывать что-нибудь взрослым, мешая нормальные слова со «своими».
12 месяц Учится сопереживанию, охотно общается с детьми. Подражает звукам, узнает изображения предметов. Постоянно запоминает новые слова и улучшает произношение.

Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.

Оценка нервно-психического развития

При плановых осмотрах специалист выясняет у родителей сформированность умений ребенка и сам проверяет некоторые реакции. Если в 5-месячном возрасте ребенок обладает навыками только на уровне 3 месяцев, это воспринимается как задержка в развитии на 2 эпикризных срока.

Показатель не критичен, зависит от многих факторов. При регулярных занятиях с ребенком он способен догнать сверстников по владению определенными навыками. Отклонение на 2-3 эпикризных срока считается отставанием в развитии, а более 3 – отставанием в глубокой степени.

Задержка в развитии может быть в одном направлении (речи) или общая. Следует обратиться к врачу при появлении у малыша следующих характеристик:

  1. В 3 месяца. Малыш страдает косоглазием, не способен провожать взглядом двигающийся предмет, не проявляет реакцию на голос собеседника, при сильном шуме. Он не проявляет интерес и не интересуется своими руками, не держит голову;
  2. В полгода. Отсутствует реакция гуления при общении со взрослым, нет попыток схватить предметы, тянуть их в рот. Не пропал рефлекс Моро, в виде отведения рук в ответ на сильный испуг. Сохранение шейного тонического рефлекса, помогающего грудничку перераспределить мышечную нагрузку при изменении положения тела. Он заключается в сгибании рук, разгибании ног при наклоне подбородка к груди. Другой вид рефлекса проявляется при повороте головы вправо или влево. Он вызывает разгибание руки, ноги со стороны того плеча, куда направлен взгляд, и их сгибание с противоположной;
  3. В год – не произносит звуков, не делает попыток повторять движения, не стоит без помощи взрослого.

Данные признаки говорят об осложнениях, отклонении в развитии малыша. Врач поможет найти причины и назначит мероприятия для улучшения состояния.

Рост и всестороннее развитие ребенка грудного возраста зависит от многих факторов, большую роль играет участие родителей, полноценное питание и здоровый образ жизни.

Родные должны больше заниматься с малышом, помогать ему активно познавать мир. При недостатке внимания, напряженной обстановке в семье психика грудничка может страдать, приводя к отставанию в развитии.

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация . Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица - Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица - Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов - роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Физиологические состояния новорожденных

Оставлен Bardin птн, 24/06/2011 - 09:46

Период новорожденности - это период адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни, длительность которого составляет 28 дней с момента рождения.

После появления на свет условия жизни ребенка радикально изменяются, он сразу попадает в другую окружающую среду, где значительно понижена температура (по сравнению с внутриматочной), появляются зрительные, звуковые и другие раздражители. Ребенку необходимо приспособиться к новому типу дыхания и способу получения питательных веществ, что сопровождается изменениями практически во всех системах организма.

Состояния, реакции, отражающие процесс приспособления к родам, новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными или физиологическими) состояниями новорожденного. Для них характерно появление в родах или после рождения, затем проходят. Пограничными эти состояния называются не только потому, что они возникают на границе двух периодов жизни (внеутробного и внутриутробного), но и потому, что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях (некомфортные условия внешней среды после рождения, дефекты ухода) могут приобретать патологические черты. Например, дети с низкой массой при рождении более чувствительны к перепадам температуры окружающей среды, что может стать причиной большой потери массы тела и развития патологических состояний.

К пограничным состояниям новорожденных детей относят:

1.Синдром «только что родившегося ребенка» связан с выбросом большого количества гормонов в процессе родов в организме ребенка и обилием внешних и внутренних раздражителей. Сразу после рождения ребенок делает глубокий вдох, громко кричит и принимает характерную сгибательную позу. В течение 5–10 минут после рождения он активен, ищет сосок и энергично сосет, если приложить его к груди. Спустя некоторое время малыш успокаивается и засыпает.

2. Изменения кожных покровов отмечаются практически у всех новорожденных детей на 1-й неделе жизни:

    Простая эритема - краснота кожи, проявляющаяся после удаления первородной смазки, наиболее яркая на 2-е сутки после рождения, полностью исчезает к концу 1-й недели жизни.

    Шелушение кожных покровов - возникает на 3–5 день жизни, чаще бывает на животе, груди. Особенно обильное шелушение отмечается у переношенных детей. Лечения это состояние не требует, однако участки шелушения лучше после купания смазывать увлажняющим детским кремом или косметическим молочком.

    Токсическая эритема - пятнистая сыпь с серовато-желтыми уплотнениями в центре, которая располагается чаще всего на разгибательных поверхностях конечностей вокруг суставов, на груди. Самочувствие малышей при этом не нарушено, температура тела нормальная. В течение 1–3 дней могут появляться новые высыпания, через 2–3 дня сыпь исчезает. Лечения обычно не требуется, но при обильной токсической эритеме рекомендуется дополнительное питье, иногда врач назначает антигистаминные (противоаллергические препараты).

3. Потеря первоначальной массы тела при рождении возникает вследствие голодания из-за дефицита молока в первые дни установления лактации. Максимальная убыль массы тела обычно отмечается на 3–4 день жизни и составляет у здоровых новорожденных от 3 до 10% веса при рождении. У недоношенных детей первоначальная потеря массы тела зависит от соответствующего показателя при рождении и восстанавливается лишь ко 2–3 неделе жизни, причем сроки восстановления веса тела находятся в прямой зависимости от зрелости ребенка. Восстановление массы тела у доношенных новорожденных обычно наступает к 6–7 дню жизни у 60–70% детей, к 10-му - у 75–85% и ко 2-й неделе жизни у всех здоровых доношенных детей. Залогом хорошей прибавки веса у новорожденного ребенка является раннее прикладывание к груди, свободный режим вскармливания. Потеря более 10% массы тела при рождении может привести к ухудшению состояния ребенка. В этом случае в индивидуальном порядке врач решает вопрос о дополнительном выпаивании ребенка или докармливании смесью.

4. Физиологическая желтуха кожных покровов определяется повышением уровня билирубина в крови и отмечается у 60–70% детей. Билирубин в небольшом количестве содержится в крови у каждого взрослого и ребенка, однако в период новорожденности уровень этого вещества может повышаться, и связано это с особенностями новорожденного ребенка:

    Повышенное образование билирубина происходит при распаде эритроцитов - красных кровяных телец, в которых содержится основной переносчик кислорода в организме - гемоглобин. Внутриутробно в эритроцитах ребенка содержится так называемый фетальный гемоглобин, отличающийся по своей структуре от гемоглобина взрослого. После рождения начинается активный процесс распада эритроцитов с фетальным гемоглобином и синтез эритроцитов с гемоглобином взрослого.

    Незрелые ферменты печени новорожденного не справляются с большим количеством билирубина.

    Транзиторная желтуха кожных покровов появляется на 2–3 день жизни ребенка, достигает максимума на 3–4 день, исчезает к концу первой недели. Однако появление желтухи в первый день жизни или интенсивное желтое окрашивание кожи являются тревожным признаком и требуют проведения дополнительного обследования.

5. Нарушения теплового баланса возникают у новорожденных вследствие несовершенства процессов регуляции и нестабильности температуры окружающей среды. Новорожденные легко перегреваются и охлаждаются при некомфортных для них внешних условиях. Основными особенностями процесса теплорегуляции у у младенцев являются:

    Способность детей легко терять тепло при некомфортных условиях (снижение температуры окружающей среды, мокрые пеленки);

    Сниженная способность отдавать тепло при повышении температуры окружающей среды (например, при перекутывании ребенка, расположении кроватки в непосредственной близости от батареи отопления или под прямыми солнечными лучами).

    Все это приводит к тому, что в первые 30 минут после рождения у ребенка начинается процесс снижения температуры тела. Для профилактики переохлаждения сразу после появления из родовых путей малыша укутывают в стерильную пеленку, осторожно вытирают и помещают на подогреваемый пеленальный столик. Учитывая перечисленные выше особенности новорожденных детей, необходимо поддерживать комфортную температуру окружающей среды (для доношенного ребенка это 20–22 °). При этом необходимо избегать возможного перегревания. Так как очень редко, у 1% родившихся детей, на 3–5 сутки может развиваться временная гипертермия - повышение температуры тела до 38–39 °.

6. Гормональный криз новорожденных связан в основном с действием гормонов мамы на ребенка и встречается у доношенных новорожденных. У недоношенных детей данные состояния бывают достаточно редко. Половой криз включает несколько состояний:

    Нагрубание молочных желез, которое начинается на 3–4 день жизни, достигает максимума на 7–8 день и затем постепенно уменьшается. Иногда из молочной железы отмечаются выделения молочно-белого цвета, которые по составу приближаются к молозиву матери. Увеличение молочных желез встречается у большинства девочек и у половины мальчиков. Это состояние не требует лечения, однако в ряде случаев - при выраженном нагрубании - педиатр рекомендует применять специальные компрессы. Кроме того, родителям можно порекомендовать накладывать на грудь ребенка специальную мягкую повязку, которая предотвратит возможное дополнительное травмирование одеждой кожи молочной железы. Ни в коем случае нельзя выдавливать у ребенка секрет молочных желез из-за опасности нагноения.

    Десквамативный вульвовагинит - обильные слизистые выделения серовато-белого цвета из половой щели, появляющиеся у 60–70% девочек в первые три дня жизни. Выделения бывают 1–3 дня и затем постепенно исчезают. Характер влагалищных выделений также может быть кровянистым - это не повод для беспокойства. Такое состояние терапии не требует.

    Милиа - беловато-желтые узелки размером 1–2 мм, возвышающиеся над уровнем кожи, локализующиеся чаще на крыльях носа и переносице, в области лба, подбородка. Это сальные железы с обильным секретом и закупоренными протоками. Встречаются у 40% новорожденных и не требуют лечения.

    Водянка оболочек яичек (гидроцеле) - встречается у 5–10% мальчиков, проходит без лечения в период новорожденности.

7. Переходные изменения стула - расстройства стула, наблюдающиеся у всех новорожденных на первой неделе жизни. В первые 1–2 дня у всех новорожденных детей отходит первородный стул (меконий) -густая вязкая масса темно-зеленого цвета. Отсутствие мекония может быть признаком серьезного заболевания, например, кишечной непроходимости, что требует дополнительного обследования и лечения. На 3–4 день жизни, появляется переходный стул - негомогенный по консистенции и окраске (комочки, слизь, участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми и желтыми). К концу первой недели жизни стул у большинства новорожденных детей устанавливается в виде желтой кашицы.

В этом обзоре мы перечислили основные состояния, которые могут наблюдаться в период новорожденности. На самом деле их значительно больше. Как видите, маленький организм новорожденного ребенка - очень сложный. Именно поэтому наблюдением и лечением младенцев занимаются специальные врачи - неонатологи. Каждый день из 28 дней неонатального периода - это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.

"Физиология и патология периода новорожденности. Основные синдромы адаптации"

Неонатальный период - от рожденья до 28 дня жизни. 1-6 день - ранний неонатальный.

 Первые 30 мин- ранняя кардиореспираторная адаптация

 Первые 5 минут синдром только что рождённого ребёнка

7-28 день поздний неонатальный. Пограничный период

Критерии живорожденности.

 Пульсация пуповины

 Сердечные сокрацения

 Самостоятельные дыхания

 Мышечные сокращения

Группы детей.

 Недоношенные дети - менее 37 недель.

 Доношенные 38-42 недели.

 Переношенные дети 42 недели.

Факторы влияющие на здоровья новорожденного.

 Возраст родителей (генетические заболевания) После 35 лет и до 18 лет

 Разница в возросте родителей Отец намного старше..

 Соматичекие заболевания матери. (гипертония, анемия, хр заб сердца, органов дыхания, почек)

 Вредные внешние воздействия

 Вирусно-бактер заболевания матери во время беременности.

1. Патология беременности. Первичная и вторичная плацентарная недостаточности.

2. Гестоз

3. Угроза прерывания беременности.

Зрелость - состояние, характеризующееся готовностью органов и систем к обеспечению внеутробной жизни.

 Функциональная зрелость.

 Морфологическая зрелость.

Морфологические критерия зрелости.

 Пропорции тела и его размеры

 Степень развития хрящей (форма и твёрдость ушной раковины)

 Рсположение пупочного кольца.

 Состояние грудных желёз (диаметр и выраженность сосков и ареол)

 Позрачность кожи.

 Состояние ногтей

 Складки на подошве (первые после 30 нед)

 Волосяной покров (распространённость, лануго)

 Состояние гениталий.

Фунуциональные критерии зрелости.

 Крик. (звучноть, эмоциональность)

 Поза (флексии, полуфлексии)

 Физиологические рефлексы.(транзиторные рефлексы, координация сосания, глотания, дыхания)

 Мышечный тонус

 Зрелость всех органов и систем.

Недоношеные дети.

Менее 37 нед. или на 37Степени недоношенности.

1. 35-37 недели

2. 32-34 недели

3. 29-31 недели

4. 28 или меньше (24)

Морфологические признаки недоношенности.

 Кожа тонкая багрово-красная

 Нет ПЖК

 Податливые кости черепа

 Швы и роднички открыты

 Хрящи мягкие

 Яички не опущенные в мошонку Большие половые губы не прикрывают малые

 Ногтевые пластины не прикрывают ногтевое ложе

Функциональные признаки недоношенного ребёнка.

 Трудности самостоятельного дыхания.

 Незрелость сосательных и глотательных рефлексов

 Мышечная гипотония

 Сниженная двигательная активность

 Плохо держит тепло.

 Более длительная и выраженная желтуха.

Более выраженна потеря массы тела.

Пупочное кольцо несомкнуто.

Маловесные дети.

Весовое соответствие сроку гестации

ЗВУР

- доношеные и переношенные с низкой массой- недоношенные с меньшей массой тела

ЗВУР:

1. Гипопластическому типу.

2. По гипотрофическомутипу

3. По диспластическому типу.

Социально-биологические факторы риска, ведущие к ЗВУР.

Низкий социальный и образовательный уровень матери.

Юный возраст матери

Профессиональные вредности.

Экологические условия.

Материнские факторы риска ведущие к ЗВУР.

Хронические заболевания сердца, лёгких и почек

Дефицит питания

Вредные привычки

Патология репродуктивной сферы.

Патологии беременности.

Плацентарные факторы риска, ведущие к ЗВУР

Малая масса

Аномалия расположения и строения плаценты

Плацентит

Инфаркты плаценты

Кальциноз и фиброз плаценты.

Плодовые факторы риска, ведущие к ЗВУР.

Многоплодная беременность

Хромосомные и геномные мутации

Врождённые пороки развития.

Генерализованные внутриутробные инфекции. (Цитомегаловирус, хламидиоз, микоплазмоз)

Пограничные состояни периода новорожденности.

Простая эритема (физиологический катар кожи)

Физиологическое шелушение кожи

Токсическая эритема.

 Физиологическая желтуха (гипербиллирубинемия) Смена гемоглобина, несовершенная функция печени. Конец вторых, начало 3 суток - проходят к 10 суткам.

Физиологическая убыль массы. Дегидратация связанная с дыханием.

Половой криз.

Транзиторная олигурия, мочекислый инфаркт почек.

Дисбактериоз и катар кишечника.

Нарушение теплового баланса.

Гипервентиляция лёгких.

Перестройка кровообращения.

Полицитемия, гиперволемия

Гиперфункция надпочечников, гипофиза, щитовидной железы

Гипофункция паращитовидных желёз

Катаболическая направленность обмена

Ацидоз

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Есть несколько основных показателей, на которые обращают внимания врачи при ежемесячном осмотре грудничка. Это:

  • Длина тела или рост
  • Масса тела или вес
  • Окружность головы
  • Окружность груди.
Давайте разбираться с каждым из них.

Особенности роста

После того, как малыш родился, у него происходит замедление показателей роста. Только иногда можно наблюдать скачки в прибавке длины тела. Еще одной особенностью можно считать то, что нижние части тела растут быстрее верхних. Как пример, стопы вырастают больше и быстрее, нежели голени и так далее. Это все влияет на общие пропорции тела грудничка.
Также особенностью можно считать то, что маленькие дети растут быстрее старших. Так ребенок в 2 месяца вырастет на 3-5 см, а в 7 месяцев на 1-2 см.
Первый год жизни – самый активный по росту всех показателей.

Особенности набора веса

Что касается веса, то он растет по тому же принципу, что и длина тела. Так меньший ребенок будет прибавлять больше, нежели малыш постарше.
Для того чтобы понимать достаточно ли набирает вес грудничок, можно воспользоваться формулами.
В первые 6 месяцев – это:
  • Вес при рождении + 800*n – где n – месяц после рождения малыша.
С 6-12 месяцы – это:
  • Вес при рождении + то, что прибавили в первые полгода + 400*(n-6) – где n – возраст в месяцах.
Это лишь ориентировочные цифры. Каждый малыш развивается по-своему и показатели веса и роста могут отличаться. Есть таблицы ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), которые более обширно показывают возможные колебания веса грудничков.

Как меняется окружность головы?

Физическое развитие можно проследить за тем, как меняется окружность головы малыша. Она не только отображает общее развитие ребенка, но и дает возможность сразу определить, как развиваются кости черепа и есть ли такие заболевания, как микро- и гидроцефалия.
Грудничок рождается с окружностью головы 34-36 см. В первые несколько лет она активно растет, после этого значительно замедляются процессы ее роста.
Касательно показателей окружности также есть много таблиц с примерными цифрами согласно возрасту грудничка.
Как изменяется окружность груди?
Окружность груди показывает, насколько хорошо развивается грудная клетка. Так при рождении ребенка она составляет 32-34 см. Она немного меньше, чем окружность головы, но в 4 месяца они становятся одинаковыми. А в последующие месяцы окружность груди значительно начинает превышать показатели головы.
Как видите, каждый показатель рассказывает врачам, правильно ли происходит физическое развитие детей грудного возраста . Поэтому необходимо вовремя реагировать на малейшие отклонения от нормы.

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех - окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.


Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» - улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц - пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц - самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев - может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Грудничковое плавание с рождения. . Читайте в нашей следующей статье.

Распечатать и на стену! Физическое развитие детей до 1 года в таблице.

​А вы знаете, как должен развиваться малыш до года? Скачайте удобную таблицу физического развития ребенка, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!​



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: