Ток-шоу на тему: «почему ребенку нужна игра? Почему ребенку нужна игра? Почему маленький ребенок любит играть психоанализ.

Мы постараемся привести ряд доводов, совершенно очевидных, но возможно все же стоит поговорить о них отдельно.

Часто приходится слышать о том, что дети играют потому, что им это нравится. Это действительно так. Детям правда нравятся физическая и эмоциональная составляющие игры. Со своей стороны, мы можем оказать им содействие в том, что будем предоставлять для этого все необходимое, а также какие-то новые идеи. Но мне кажется, что лучше с этим не переборщить, так как дети способны сами находить себе самые разные объекты и с легкостью придумывать новые игры. Они правда это очень любят.

Обычно принято считать, что дети как-то «отреагируют ненависть и агрессию» в игре, как если бы агрессия была чем-то нехорошим, от чего можно избавиться. Отчасти это действительно так, поскольку сдерживаемые чувства и последствия негативного опыта могут восприниматься ребенком, как нечто отрицательное у него самого. Но более важным будет обратить внимание на следующий существенный момент. Для ребенка действительно ценно то, что свою ненависть или агрессивные импульсы он может проявлять в знакомом для него окружении, когда это окружение не ответит ему тем же (ненавистью и насилием). Хорошее окружение - и ребенок это почувствует - должно уметь выдерживать агрессивные чувства, если они выражаются в более или менее приемлемой форме. Следует признать то, что агрессию испытывают все дети, и ребенок почувствует определенную ложь, если это будет как-то скрываться и отрицаться.

Агрессия может доставлять удовольствие, но она неизбежно связана с реальным причинением боли кому-либо или же это происходит в воображении, так что ребенок не сможет избежать определенных последствий агрессии. Отчасти это происходит с самого начала, когда ребенок должен следовать определенным правилам, выражая агрессивные чувства в игре, а не только в те моменты, когда он испытывает злость. Другим способом выражения агрессии может быть деятельность, имеющая, в конечном счете, некую конструктивную цель. Но все это достигается лишь постепенно. Также следует отметить и то, как это может восприниматься другими людьми, если ребенок будет выражать свои чувства в игре, а не в те моменты, когда он испытывает гнев. Нам, конечно же, могут не нравиться какие бы то ни было проявления злости или же если как-то иначе нам причиняют боль, но мы не должны игнорировать всего того, что лежит в основе самодисциплины, если говорить о злости.

То, что ребенок играет ради удовольствия, ни у кого не вызывает сомнений. Гораздо сложнее увидеть в игре ребенка то, что таким образом он пытается справиться с тревогой или же с чем-то таким, что может привести к тревоге, если это не контролировать.

Тревога всегда является очень важным моментом в игре ребенка, и зачастую это существенный момент. Чрезмерная тревога часто приводит к компульсивной и однообразной игре или же искусственному поиску удовольствий, которые ребенок пытается получить в игре. И если тревога очень сильна, тогда игра превращается в явное отреагирование тех чувств, с которыми ребенок не справляется.

Мы не будем здесь подробно останавливаться на том, что многие детские игры связаны с тревогой. Нам важно посмотреть, как это происходит на практике. Разница лишь в том, что если ребенок играет ради удовольствия, то мы можем попросить его прерваться, но если игра связана с тревогой, мы не можем вывести ребенка из игры, не причинив ему страданий. И тогда тревога может проявиться с еще большей силой или же появятся какие-то иные способы защиты против тревоги (например, мастурбация или фантазирование).

Через игру ребенок получает некий опыт. Игра представляет собой значительную часть его жизни. Вообще игра - это огромная часть жизни ребенка. У взрослого может быть богатый внешний и внутренний опыт, ребенок же все это получает в основном из игры и фантазий. Так же как в процессе жизни формируется личность взрослого, точно так же это происходит и у детей через их игру, а также благодаря всевозможным выдумкам в игре других детей и взрослых. В игре ребенок обогащается и постепенно учится видеть все многообразие внешнего реального мира. Игра есть некое постоянное подтверждение креативности, что говорит о жизненных силах ребенка.

Взрослые могут также посодействовать этому процессу, признавая то огромное место, которое занимает игра, а также обучая детей всевозможным традиционным играм, при этом никоим образом не ограничивая или не нарушая изобретательности самого ребенка.

Сначала ребенок играет один или с матерью. Другие дети ему пока не нужны как товарищи по игре. В значительной степени именно через игру, в которой другим детям отводятся заранее определенные роли, ребенок соглашается с тем, что эти другие люди так же независимы, как и он. У детей все происходит в общем-то так же, как и у взрослых. Одни с легкостью заводят себе друзей и имеют много врагов, в то время как другие могут годами оставаться одни, и единственный вопрос, который иногда может у них возникать, почему же их никто не замечает. В игре у детей появляются друзья и враги, в то время как вне игры им не так легко заводить себе новых друзей. Игра - это некая организация, в которой зарождаются эмоциональные отношения и развиваются всевозможные социальные контакты.

Игра, как и всевозможные игровые формы и религиозные практики, так или иначе способствует некоему объединению и общей личностной интеграции. Так, например, в игре нетрудно увидеть связь человека с внутренней реальностью, которая связана и с реальностью внешней.

Если же посмотреть на этот невероятно сложный вопрос иначе, то мы увидим, что именно в игре ребенка можно увидеть некую связь между его идеями и телесным выражением. В этой связи мне кажется целесообразным проследить корни мастурбации или отметить какие-то иные проявления и сравнить все это с истинной игрой, в которой осознаваемые и бессознательные импульсы, наряду с соответствующим телесным выражением, либо временно приостанавливаются, либо ребенок как-то приспосабливает их к игровому контексту.

Когда мы видим мастурбирующего ребенка, в компульсивности которого совершенно точно нет никаких фантазий или же, с другой стороны, перед нами ребенок, в компульсивном фантазировании которого явно отсутствует какое-то локализованное или общее телесное возбуждение, мы это относим к вполне естественным проявлениям, которые можно видеть в игре, объединяющей в себе эти два важнейших аспекта (телесное функционирование и всевозможные фантазии). Игра является некой альтернативой выражению чувств, когда ребенок пытается сохранить некую целостность. Хорошо известно, что когда тревога достаточно высока, в чувствах можно увидеть некую компульсивность, и тогда игра становится невозможной.

Точно так же, как и в случае с ребенком, у которого связи с внутренней реальностью рассогласованы с реальностью внешней, - иными словами, в личности которого можно увидеть серьезное расщепление, - нормальная игра (подобно тому, как мы вспоминаем свои сны, а потом их рассказываем) является тем, что может привести к личностной интеграции. Ребенок с таким серьезным расщеплением личности не может играть или не может играть в те игры, в которые играют обычные дети. На сегодняшний день (1968 г.) я бы добавил к этому следующие комментарии:

  1. по своей сути игра представляет собой нечто креативное;
  2. игра всегда интересна, поскольку она связана с некими неопределенными границами между субъективным и объективным;
  3. игра происходит в потенциальном пространстве между ребенком и его материнской фигурой. В этом потенциальном пространстве необходимо учитывать различные изменения, когда ребенок, который находится в слиянии с матерью, в то же самое время начинает отделяться от нее;
  4. игра развивается в этом потенциальном пространстве, когда ребенок должен пережить сепарацию без сепарации как таковой, а это становится возможным, потому что данная ситуация, когда он находится в состоянии слияния с матерью, заменяется адаптацией матери к потребностям ребенка. Иными словами, игра имеет отношение к некоему жизненному опыту ребенка, который начинает доверять материнской фигуре.

Игра может выполнять функцию самовыражения точно так же, как и одежда у взрослых. Игра так же, как и речь, выдает наши мысли - я имею в виду более глубинные вещи. Известно, что подавленное бессознательное мы стараемся по возможности скрыть, но во всем остальном бессознательное - это нечто такое, что любому человеку не помешало бы знать, а игра, как и сновидения, выполняет функцию самораскрытия.

В психоанализе маленьких детей коммуникация через игру используется вместо бесед со взрослыми. Часто можно видеть, насколько велика вера трехлетнего ребенка в то, что мы поймем его, так что психоаналитику порой бывает сложно оправдать ожидания ребенка. И тогда разочарование ребенка может быть огромным. Поэтому психоаналитик должен сделать все возможное, чтобы попытаться понять, что же ребенок пытается донести до нас через игру.

Надо сказать, что более старшие дети уже утратили иллюзии, поэтому какое бы то ни было недопонимание не будет иметь для них такие серьезные последствия. Тем не менее, все дети (и даже некоторые взрослые) так или иначе продолжают верить в то, что их поймут. В своей игре мы всегда стремимся найти выход к бессознательному. У маленьких же детей мы сталкиваемся с наивной честностью, что сначала вызывает наше умиление, а потом дает более зрелые ростки.

В возрасте от года до полутора малыш начинает внимательно изучать вещи, которые его окружают. Ребенок играет с предметами, бросает их на пол, пробует на вкус, рассматривает. Тут все имеет значение, поскольку каждое из этих маленьких открытий необычное и захватывающее.

Через некоторое время, малыш отойдет от такого экспериментирования к вдумчивому и осмысленному обращению с вещами и игрушками. Он все постигает методом проб и ошибок, вследствие чего, как известно и рождается опыт. Ведь на ложке, например, не написано, как ей пользоваться. Поэтому сначала ребенок постучит ею по мебели, будет размахивать, бросать, а потом уже, по примеру старшего поколения, попробует ею принимать пищу.

Период первых открытий

В возрасте от года до полутора лет малыши учатся приспосабливаться к новому миру. В этот период ваш ребенок осуществит первое открытие типа, как можно протянуть игрушку сквозь узкую щель или как открыть дверь шкафа, если ручка слишком высоко или еще что-то в этом роде. И ежедневно таких открытий будет становиться все больше. Если в прошлом ребенок просто производил определеные действия, изучая, что происходит с предметом, то теперь он все чаще фантазирует и изобретает новые способы обращения с предметами.

От полутора до двух лет ваш ребенок обреете еще много новых навыков: он впервые начнет, запомнив действия, которые принесли ему удовольствие, снова и снова воспроизводить их. Ребенок без устали будет раз за разом давать вам мнимое невидимое лакомство, чтобы в следующий раз услышать слова благодарности. Малыш уже умеет воображать определенные вещи и взаимодействовать с этими мнимыми образами.

Теперь малыш осваивает подчас достаточно сложные задания не методом проб и разочарований, а с помощью мыслительного процесса. Ребенок активно развивается и познает окружающую среду. И наилучший для этого метод - это игровой процесс. Через нее ваш ребенок открывает свойства окружающих предметов и усваивает систему социальных ролей, учится владеть своим телом, устанавливает количественные и качественные соотношения между, осваивает навык представления себя в пространстве и др.



Игровой процесс

Игра - это наилучший метод воспитания и учебы ребенка. Если вы хотите развить его способности, научить думать, понимать язык взрослых, фантазировать, обращаться с разными предметами, - играйте с малышом как можно чаще.
А какие предметы для этого нужны? Прежде всего, это "традиционный" набор игрушек, которыми играли и вы в детстве: кубики, пирамидки, мозаика. Они помогают развитию восприятия, внимания, мышления, речи ребенка. Через них ребенок начинает усваивать понятие формы (круглый, квадратный), соотношения размеров (большой - маленький, больший, меньший, самый маленький), учится различать цвета.
Пирамидка. Ее разновидность необходима тем сложнее, чем старше малыш. Научите ребенка играть ею. Покажите, что кольца можно снять и одеть обратно на стержень. Желательно, чтобы вы комментировали свои действия вслух.

Кубики. Кубики - прекрасный строительный материал для башен. Их можно возводить, разрушать, строить опять. Знаете ли вы, насколько это трудно, когда тебе год или полтора! И кубики также могут быть разной величины и цвета, как и кольца пирамидки. Со временем учите ребенка использовать их для строительства кукольных домиков, ступенек, кроватей или стульев. Покажите, как можно играть куклой и мебелью из кубиков.

Картинки. К концу второго года малыш уже узнает изображение знакомых предметов на рисунках. Вы можете воспользоваться открытками или рисунками с изображениями животных, сюжетами сказок. Для этого наклейте картинку на картон и разрежьте на несколько частей одинаковой формы. Пусть малыш сложит картинку, подобрав пару из 3-4 половинок других. А еще можно отгадывать, что нарисовано на картинке, воспользовавшись теми же таки половинками. Так ваш ребенок будет осваивать навык сопоставлять целое и части.

Юлия Чайкина
«Почему ребенку нужна игра?»

«Игра не пустая забава . Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Д. В. Менджерицкая

Цель : повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи : показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка ; рассмотреть правила организации игровой деятельности; обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры ; дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка ; заинтересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи .

Форма проведения : встреча строится по типу телевизионных аналогичных программ, в ней принимают участие педагоги, психологи, родители.

Присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения, подключиться к дискуссии, проанализировать ситуации," высказать мнение специалистов и сделать собственный вывод.

Ведущий. Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них , чем сами дети? Это не случайно.

Когда одного ученого спросили : «Что вы станете делать, если начнется конец света?» , - он ответил : «Играть » . Заметьте : не плакать, не спасаться, не молиться, а играть ! Да, взрослое человечество играет . Самозабвенно и азартно играет на биржах , на стадионах, на сценах, в конференц-залах и казино. Взрослые играют в политику , в деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослым и ребенком - в цене игрушек .

Помните, во что играли вы в своем детстве ?

(отвечают родители)

К сожалению, современные дети, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть . Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки - летать?

Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше , а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры : она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.). А зачем ребенку нужна игра ?

Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи. (Озвучивает утверждения и вывешивает их на видное место.)

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин) ;

" «Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев) ;

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Ведущий Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребенок не любит играть . Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа» , «детский сад» , «больница» , «куклы» , «война» и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка .

Отец. Моя дочка все время играет . Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги» , перекладывает их с места на место. Разве это помогает ее развитию?

Ведущий Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни : врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета, собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

Ведущий О значении игры в развитии ребенка сказано очень много . Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка .

Вопрос :

В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка ?

Ведущий предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.

Ведущий : Давайте рассмотрим такую ситуацию

Ситуация для анализа

На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору : одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними ? - обращается к ребенку воспитатель .

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает :

Не-е-е. Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих .

За что же ты их хочешь расстрелять? - снова обращается к мальчику педагог.

А так, ни за что. Я разбойник! Сейчас совершу на них на-. лет! - В голосе недружелюбные нотки.

Ему бы только стрелять да в войну играть , - жалуется вечером мать воспитателю.

Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери. Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.

А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм , например.

А зачем? - недоумевает женщина. - Пусть играет во что хочет . Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы :

Какое значение, по вашему мнению, в становлении личности имеют те роли, которые берет на себя ребенок ?

В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Комментарий воспитателя

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества : волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитив-ный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Комментарии психолога

На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Вопрос :

Есть ли другие точки зрения о значении детской игры? (Желающим предлагается высказаться.)

Значение игры порой недооценивается. В первые годы Советской власти считалось, что игра ребёнку не нужна - это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его. К обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок , какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу» , палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля, Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности - верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам - настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку , играющему в больницу : «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать» , или напомните «водителю» , что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку» , «как будто» , «по правде» . Действия, недоступные им в реальной жизни, они. Выполняют именно в игре, «понарошку» . Играя , ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионные передач.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером , если не будет других соблазнов - телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство - это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ведущий При подготовке нашего собрания мы провели опрос детей и анкетирование родителей старших групп.

Родители в своих ответах" на вопросы «Играете ли вы с ребенком , «Играете ли вы с ним вместе , «Ваш ребенок любит играть вместе с вами ответили положительно.

А дети на вопрос «С кем вы играете дома ответили, что играют : в одиночестве - 64,3%; с братьями и сестрами - 35,7%.

Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Исходя из полученных результатов, можно предположить, что родители действительно стараются создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимают участие в детских играх .

Интервьюирование детей показало, что все опрошенные дошкольники любят играть . Но одни предпочитают играть в детском саду (56%, другие - на улице (13%, третьи - везде (6%, а дома любят играть 25% детей . На вопрос «Почему ты любишь играть основной вариант ответа был «интересно» .

Действительно, игра в силу своей природы не направлена на достижение иной цели, кроме той, которая заложена в ней самой. Она начинается по инициативе самих играющих и требует , чтобы играющие были активно вовлечены в нее. Детская игра связана со всеми сторонами жизни ребенка , содействует адекватному психическому развитию, росту творческих способностей дошкольников.

Дошкольники предпочитают играть в следующие игры («Во что ты любишь играть ):

В войну, гонки, пиратов, машины, летчиков - 21%;

В «дочки-матери» , мягкие игрушки - 29%;

В подвижные игры - 15%;

В строительные игры - 15%;

В сюжетные игры - 10%;

В компьютерные игры - 4%;

Вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби, которыми они просто манипулируют, - 20%;

Не могли назвать ни одну игру - 5%.

Ситуация для анализа

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью :

Можно я буду играть с вами ? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возразила :

Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

И пить вино - это плохо, - добавляет Женя.

Это почему же плохо ? Мой папа всегда так делает. - убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил : - Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Вопросы :

Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?

Почему , по вашему мнению, она сложилась?

Ведущий : Наше собрание подходит к концу. Хотелось бы узнать Ваше мнение, заполните, пожалуйста, анкету.

1. Какие вопросы в рамках данного собрания Вас заинтересовали?

2. Что в ходе собрания Вас не устраивало?

3. О чем бы Вы хотели услышать дополнительно?

4. Что Вам показалось наиболее удачным?

5. Ваши пожелания.

Ведущий : А. де Сент-Экзюпери писал : «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за отражение!»

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните : игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка . Совместная игра ребенка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребенком ! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребенка .

То, с чем играет твой ребенок, может определить его судьбу. Стоит ли отнимать у мальчика помаду и автомат Калашникова?

Гай Серегин

Пока остается открытым вопрос: выбирает ли ребенок игрушки исходя из собственных, пока скрытых, предпочтений или эти предпочтения возникают как раз оттого, что ему чаще всего покупают игрушки именно данного вида.

Психологи в целом дают утвердительный ответ на оба варианта. С их точки зрения, человек составляет представление об окружающем мире и своем месте в нем довольно рано: к пяти-шести годам его мировоззрение уже фактически сформировано. Это именуется термином «импринтинг». Именно благодаря импринтингу большинство людей так консервативны. Вот как все происходит.

Новорожденный появляется на свет совершенным инопланетянином и доверчиво принимает условия новой игры. «Ах, вот как у вас тут все интересно устроено! Собачка говорит «ав-ав», киса говорит «мяу-мяу», а папа говорит «Дайте мне яду и пять минут покоя». По небу плывут белые подушки, в лесу растут елки и живут медведи, дворник дядя Петя смешно пахнет, а девочек нужно бить лопаткой по голове, потому что они дуры и ябеды». Пять-шесть лет знания о мире текут в нашу голову широким потоком, после чего мы говорим: «Ну хватит, я понял все ваши странные правила, давайте же теперь играть по-настоящему!» Отныне все новые идеи с трудом будут встраиваться в прочную систему базовых, импринтинговых знаний. Роль, которую в этих базовых знаниях исполняют детские игрушки, огромна. Именно их дети используют в качестве моделей для проверки поступающих сведений. Катая зайку на паровозике или расстреливая огнедышащих мокрожаборогов из лазерной рогатки, ребенок создает сценарии своих действий в любой возможной в будущем ситуации. Так что весь этот разноцветный хлам с отломанными ногами в его комнате - это огромная лаборатория, в которой дитя конструирует свою биографию.

Теоретически (учти, гарантий мы не даем!) ты можешь повлиять на этот процесс, приобретая ребенку те игрушки, которые будут вести его в желаемом тебе направлении. Чтобы было понятно направление, мы провели от каждой игрушки стрелочки в сторону того, кем может стать твой ребенок, если он увлекается именно этой штукой. Заметь, мы проявили гуманность: в целом положительных вариантов развития событий у нас несколько, а неприятный приговор - только один.

Машинка

Любовь ко всему, что на колесиках и умеет быстро делать «вжик-вжик», появляется неспроста. Это ответ на внутренний протест, который ребенок испытывает из-за необходимости существовать в столь жалком, медлительном и неуклюжем теле. Это тело не умеет летать, ему нужно то какать, то писать, а если оно врежется в стенку с разбега, то потом долго будет плакать. Кроме того, оно такое маленькое, а все взрослые вокруг здоровые и крутые. Новость о том, что мы умеем совершенствовать наши чахлые тела при помощи машин, приводит ребенка в восторг: отныне он может часами ползать по полу, катая перед собой самосвал размером с крысу и издавая звуки ревущего мотора (очень похожие). Известный американский детский психолог Джон Холт советует родителям маленьких автолюбителей уделять больше внимания детскому спорту . Такой «комплекс физической неполноценности», если машинки сами с ним не справятся, может привести к ряду психологических проблем во взрослом возрасте. Например, к маниакальному стремлению накачать гору мышц или прокачать своего виртуального супердвойника до 80-го уровня. Кстати, любовь к машинкам с детства - это чисто мужское. Девочки куда спокойнее относятся к игрушечным автомобильчикам, потому что большинство из них не слишком беспокоится о недостатке собственной мощи, а спокойно сидит на ручках у папы и показывает пальчиком, что нужно сделать, кого достать со шкафа и какую бяку прогнать.

Оружие

Не важно, шпага это из швабры, лук из березы или настоящий огнемет из лучшего китайского пластика. В любом случае это волшебная палочка для мгновенного уничтожения проблем. Нервные мамы очень любят рассказывать по телевизору, какая это глупость - дарить детям оружие, пусть даже игрушечное, и развивать в невинных крошках агрессию. Их можно успокоить: агрессивным детям оружие ни к чему . Агрессивные дети дерутся кулаками и первыми подвернувшимися под руку предметами, не воображая, что табуретка у них в руке, - это пылающий магический Эскалибур. Больше всего игрушечное оружие любят как раз дети неагрессивные, зато обладающие богатой фантазией, которая мгновенно переносит их из детской на далекие планеты, в криминальные районы или в кровавое прошлое, где они играют в борьбу за выживание. Как и машинки, пистолетики и пулеметики свидетельствуют о том, что ребенок не очень уверен в том, что выиграл бы в такой борьбе, случись она по-настоящему. В будущем он не будет ввязываться в проблемы, зато с удовольствием понаблюдает за ними со стороны, рассуждая, как это все можно было бы замечательно решить.

Солдатики

Глядя, как твой сын расставляет свои многотысячные полки (от былинных дружинников на правом фланге до дивизии «Мертвая голова» в арьергарде, по соседству с индейцами), не торопись гордо думать, что у тебя растет будущий Суворов. Вероятнее всего, у тебя растет будущий бухгалтер. Чтобы расстрелять всю эту орду за минуту из пластмассовой пушки, ее нужно битый час расставлять. Но в этом-то и вся прелесть. Склонность к систематизированию фактов, к собирательству и коллекционированию, к различению объектов по мельчайшим деталям и объединению их в группы по различным характеристикам говорит об уме последовательном, стремящемся к накоплению сведений. Эти качества полезны и в науке, но особенно они востребованы в юриспруденции, статистике, управлении финансами и т. д. Правда, имей в виду, что без достаточных мотиваций (допустим, в виде кучи родительских денег, потраченных на его образование) такой систематизатор вполне может удовлетвориться карьерой отливщика серийных болванок на каком-нибудьзамшелом заводе. Лишь бы они получались такими восхитительно аккуратными.

Кукла

Это одна из самых сложных, важных и даже в чем-то опасных для ребенка игрушек. Мальчики обычно редко любят ими играть, особенно потому, что с младенчества им внушают: эта штука только для девчонок, а мужчине возиться с куклами стыдно. Тем не менее, если твой сын восхищенно застыл перед стойкой с Барби или пупсиками, не спеши бежать за валерьянкой.

«Ошибочно считается, что девочками, играющими в куклы, движет материнский инстинкт, - пишет сследовательница детской психологии, автор книги «Окна в мир ребенка» Вайолет Оклендер. - Девочка, беседующая с куклой, занимается прежде всего самоанализом, исследованием своей сущности и природы человека вообще». Кукла - это модель человека, в том числе самого ребенка. И именно поэтому куклы-девочки вызывают меньше интереса у мальчиков своей явной половой неидентичностью.

Зато мальчик проводит подобные психологические манипуляции с солдатами, бравыми космонавтами и отважными ковбоями. Поэтому очень желательно, чтобы у него были в детской куклы-мужчины не самогомелкого размера. Оживляя куклу и наделяя ее частью сознания, ребенок, кроме того, обучается важнейшейфункции нашего вида - общению с себе подобными, контакту и передаче информации от личности к личности. «Именно общаясь с куклой, ребенок формулирует нормы поведения, эмоциональные оценки, свои первые общие этические тезисы, - продолжает Оклендер. - Кукла - это всевидящий и всеслышащий, все понимающий объект, который одновременно полностью покорен своему обладателю». Говоря проще, кукла для ребенка - это бог, раб, друг и одновременно это его собственное отражение. В отличие от живого человека - брата, приятеля или родителя, она не обладает собственной волей, что делает ее незаменимым объектом для всякого рода психологических тренировок.

Кстати, частично функции кукол могут исполнять домашние животные, особенно собаки, которые при всей своей нечеловекообразности обладают достаточным разумом, чтобы стать подходящим, на все согласным собеседником.

Плюшевый мишка

Или зайка, собака, лошадка - не важно. Во-первых, дети, которые предпочитают в качестве наперсника модель не человека, а животного и при этом не любят кукол, демонстрируют довольно развившееся чувство видовой самоидентификации. Они с подозрением и даже неприязнью относятся ко всему, что похоже на человека, но человеком не является. Этот важный механизм встроен в большинство живых существ природой с целью регулирования сексуальных контактов со схожими, но непригодными для размножения видами. Объект, по внешним признакам похожий на «своего», но имеющий ряд «чужих» характеристик, вызывает отторже-ние, страх или брезгливость. Кстати, это свидетельствует о здоровом желании продолжения своего рода. Такие дети часто стесняются смотреть на обезьянок, испытывают отвращение к клоунам , боятся людей с физическими нарушениями или представителей других рас. Куклы кажутся им неприятной пародией на человека, поэтому они избегают играть с ними. Во-вторых, важной особенностью игрушечных (да и живых) зверьков являются их мягкость и пушистость, которые очень важны для детей, по какой-либо причине часто испытывающих страх. Прикосновение к мягкому мы воспринимаем как успокаивающее и защищающее, переносящее нас в далекое первобытное младенчество, когда мы спасались от опасностей, крепко вцепившись в роскошные гривы или шерсть наших матерей.

Конструктор

Не торопись закупать литературу о малолетних гениях, посмотрев на собранный из «Лего» Нотр-Дам и действующий «Феррари», свинченный из тех жутких железных пластинок с дырочками, которыми ты сам в детстве только пулял из рогатки в голубей, имевших неосторожность пролетать мимо твоего окна. Большинство малолетних гениев весьма скептически отнеслись бы к перспективе просидеть полдня, вкручивая, согласно инструкции, деталь А в отверстие Б. Недаром конструктор - любимая игрушка детей-аутистов, которых больше всего восхищает, когда из пяти кружочков получается пирамидка, но которые способны впасть в истерику, если кто-нибудь подсовывает туда кружочек неправильного диаметра и портит всю логическую и единственно верную композицию. Удовольствие от того, что все идет по плану, удовлетворение от ожидаемых результатов кропотливой работы свойственно детям-консерваторам, которые могут блестяще показать себя в тех профессиях, где важны собранность, аккуратность, въедливость и строжайшее следование протоколу. Ребенок же с ярко выраженными творческими способностями скорее сложит из разноцветных кубиков уродливую башню, обмажет ее кетчупом, замурует в ней кота и попытается поджечь всю эту конструкцию с целью отправки ее на Луну.

Неигрушки

В два года, когда понятие частной собственности еще недоступно ребенку, он играет с чем попало. Самое главное в предмете для него - новизна и необычность. Но уже в три года ребенок учится понятиям «мое» и «чужое» и начинает рассматривать свои игрушки как законную часть себя. Он предпочитает играть именно с ними и совершает набеги на чуждые владения, только если там завелось что-то ужасно интересное - типа папиного нового ноутбука, который наверняка будет отлично плавать в ванне, если налить туда побольше шампуня. Но некоторые дети, к отчаянию их родителей, продолжают отвергать игрушки, развлекая себя с помощью предметов бытового обихода. В сотый раз упав в обморок при виде рассыпанной по полу муки с красиво выложенным на ней узором из маминых противозачаточных таблеток, родители обычно тащат младенца на прием к психотерапевту, который и объясняет, почему это происходит: от глубокого недоверия к окружающим. Ребенок подозревает, что ему, как маленькому и слабому, подсовывается дрянь (положа руку на сердце, в чем-то этот мелкий скептик прав), а самые клевые вещи родители, конечно, оставляют себе. С однойстороны, такое отрицание собственности может сделать из ребенка будущего борца за свободу и братство во всем мире. Но также не исключено, что вырастет патологический клептоман. Так что почаще приглашай к ребенку гостей, чтобы он, увидев, как пришельцы захватывают его самолетики и заводных лягушек, понял их ценность.

Лет до пяти-шести можно вообще не показывать ему целенаправленно картины других художников, не обучать даже азам техники, потому что стать подражателем и копировщиком он всегда успеет, а в детском творчестве куда важнее абсолютная свобода самовыражения. Если ребенок болтает, когда рисует; если он сопровождает порчу бумаги рассуждениями вроде «А тут наши подлетают - тра-та-та! Бух! Убит и падает», то все идет правильно, фантазия зарождается, образы сменяют друг друга, юный демиург создает воображаемые миры. Даже если эти миры заканчиваются большими бурыми закаляками на весь лист, удержись от критических замечаний. Ты просто не видишь, какое кипение жизни происходит там, внутри, под всеми этими кляксами и загогулинами.

Перевод: Ирины Гифт.

Чтобы защитить детей, мы должны позволить им играть в то, что считается "опасным".

Многие думают, что страх – это негативное переживание, которого нужно по возможности избегать. Однако те, у кого есть дети или кто сам был ребенком, знают, что дети любят играть в рискованные игры – игры, сочетающие в себе радость свободы и некоторую долю страха, производящие будоражащее чувство.

Шесть категорий рискованной игры

Эллен Сэндсетер, преподаватель норвежского Университета королевы Мод (Queen Maud University) в городе Тронхейм, выделила шесть категорий рискованной игры, которая привлекает детей по всему свету. Это:

Большая высота.

Дети лазают по деревьям и разным конструкциям на пугающем расстоянии от земли, где они могут получить обзор мира с высоты птичьего полета и захватывающее чувство покорения вершины.

Большие скорости.

Дети качаются на канатах, веревках или на качелях на детской площадке; катаются на санках, лыжах, коньках или с горок во дворе; спускаются по быстрым рекам на бревнах и лодках; а также катаются на велосипедах, скейтбордах и других приспособлениях, достаточно быстрых, чтобы вызвать захватывающее чувство, когда практически, но не полностью теряешь контроль.

Опасные инструменты.

В зависимости от культуры дети играют с ножами, луками и стрелами, сельскохозяйственными аппаратами (тут сочетается работа и игра) или другими инструментами, которые могут быть потенциально опасными. Конечно, дети чувствуют большое удовлетворение от того, что им доверили такие инструменты, но также и захватывающее чувство контроля над ними, зная, что ошибка может привести к травме.

Опасная среда.

Дети любят играть с огнем и в глубоких водоёмах или рядом с ними, что представляет некоторую степень угрозы.

Куча-мала.

Дети по всему миру гоняются друг за другом и устраивают игровые драки, и обычно они предпочитают быть в самой уязвимой позиции – того, кого догоняют, или того, на кого нападают в драке, – положение, влекущее наибольшую степень риска и требующее больше всего навыков, чтобы его преодолеть.


Исчезнуть/потеряться.

Дети помладше играют в прятки и испытывают захватывающее чувство временного, пугающего разделения с товарищами по игре. Дети постарше отправляются куда-то подальше от взрослых, в места для себя новые и наполненные воображаемыми опасностями, включая опасность потеряться.

Эволюционная ценность рискованной игры

Детеныши других млекопитающих также получают удовольствие от рискованной игры . Козлята бегают вдоль крутых обрывов и неловко подпрыгивают в воздух, делая приземление затруднительным. Детеныши обезьян играючи качаются с ветки на ветку – достаточно далеко, чтобы проверить свои способности, и достаточно высоко, делая возможное падение болезненным. Молодые шимпанзе любят бросаться с высоких ветвей на более низкие, едва не падая на землю. Молодняк большинства видов млекопитающих, не только нашего, проводит много времени, гоняясь друг за другом и устраивая игровые драки, и они тоже предпочитают быть в уязвимой позиции.

С точки зрения эволюции вопрос о рискованной игре очевиден: зачем она нужна? Она может стать причиной травмы (хотя серьезные травмы редки) и иногда (очень редко) смерти, почему тогда она уцелела в результате естественного отбора? Тот факт, что она уцелела, служит доказательством того, что ее преимущества перевешивают риск. Каковы эти преимущества? Наблюдения за лабораторными животными дают нам некоторые подсказки.


Ученые нашли способ лишить крысят игры в течение критической фазы их развития, не лишая их общества соплеменников. Крысята, взращенные таким образом, вырастают эмоциональными инвалидами . Когда их помещают в новую среду, они чрезмерно пугаются и не могут адаптироваться и изучить обстановку, как сделала бы обычная крыса. Когда их помещают с незнакомым сверстником, они либо оказываются парализованы страхом, либо срываются в неуместную, неэффективную агрессию. Подобные открытия были сделаны и в более ранних экспериментах по лишению игры с детенышами обезьян (хотя показатели в этих экспериментах были не такими явными, как в последующих экспериментах с крысами).

Эти открытия дополнили теорию регуляции эмоций в игре: теория заключается в том, что главная задача игры – научить молодняк млекопитающих регулировать страх и гнев. В рискованной игре молодежь дозировано получает то количество страха, с которым может справиться, и тренируется сохранять присутствие ума и адаптироваться к этому страху. Они узнают, что они могут справиться с этим страхом, преодолеть и пережить его. В играх типа "куча-мала" они могут испытывать гнев, потому что один игрок случайно может причинить другому боль. Но для того, чтобы продолжить играть, продолжить развлекаться, они должны преодолеть этот гнев. Если они сорвутся, игра окончена. Таким образом, согласно теории регуляции эмоций, игра, среди всего прочего, – это способ для молодняка млекопитающих научиться контролировать страх и гнев таким образом, чтобы они могли справиться с реальной опасностью и тесно взаимодействовать друг с другом, не подвергаясь отрицательным эмоциям.

Вредоносные последствия лишения игры в современной культуре

На основе этого исследования Сэндсетер в 2011 году написала в своей статье в журнале "Эволюционная Психология": "Мы можем наблюдать увеличение уровня неврозов и психопатологии в обществе, если детям не дают участвовать в соответствующей их возрасту рискованной игре". Она написала это в качестве предсказания на будущее, но я проанализировал данные – в своей книге "Свобода обучения" (Free to Learn) и других работах , – которые показывают, что будущее уже давно наступило.

Если вкратце, доказательство состоит в следующем. За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Вернитесь к списку из 6 категорий рискованной игры. В 1950-е годы даже маленькие дети регулярно играли всеми перечисленными способами, и взрослые ожидали и разрешали подобную игру (хотя им и не всегда это нравилось). Сегодня таких родителей, которые разрешают подобные игры, соседи, а то и государственные органы, обвинят в пренебрежении.

Вот – признаюсь, ностальгическое отступление – лишь несколько примеров моих собственных игр в 1950-е:

– В возрасте 5 лет я ездил на велосипеде со своим 6-летним другом через весь поселок, в котором мы жили, и по его окрестностям. Наши родители устанавливали границы, к какому времени мы должны вернуться, но не ограничивали наши передвижения. (Естественно, тогда у нас не было сотовых телефонов, никаких средств связи на случай, если мы потеряемся или получим травму.)

– С 6 лет я и все мальчишки, которых я знал, носили с собой перочинный нож. Мы использовали их не только для вырезания, но и для различных игр, где мы бросали нож в цель (но никогда – друг в друга).

– Помню, в возрасте 8 лет я и мои друзья проводили перемены и перерыв на обед в школе, устраивая борьбу в снегу или на траве на берегу реки возле школы. Мы организовывали поединки. Никто из учителей или других взрослых не обращал внимания на нашу борьбу, а если и обращали, никогда не вмешивались.

– Когда мне было 10-11, мы с друзьями на весь день ходили в походы на коньках или лыжах на 8-километровое озеро рядом с нашим поселком в штате Миннесота. У нас с собой были спички, и время от времени мы, изображая храбрых исследователей, останавливались на островах, чтобы развести костер и согреться.

– Кроме того, в возрасте 10-11 мне разрешали управлять большим опасным ручным печатным станком в печатной мастерской, где работали мои родители. На самом деле, по четвергам я часто пропускал уроки в школе (в 5-6 классе), чтобы напечатать еженедельную газету нашего городка. Учителя и школьная администрация никогда не возражали, по крайней мере, я никогда об этом не слышал. Я думаю, они понимали, что в печатной мастерской я получаю более ценные уроки, чем мог бы получить в школе.


Такое поведение не было исключением в 1950-е годы. Мои родители были несколько более доверяющими и терпимыми, чем большинство родителей, но не намного. Сколько из этого было бы допустимо для родителей и других взрослых из госорганов сегодня? Вот показатель того, как далеко мы ушли: по результатам недавнего опроса тысяч родителей в Великобритании 43% считают, что детей до 14 лет не нужно отпускать куда-то одних, другая половина считает, что эту свободу не стоит предоставлять им до 16 лет! Могу предположить, что примерно такие же цифры были бы и в результате опроса родителей в США. Приключения, раньше нормальные для 6-леток, теперь не позволены даже многим подросткам.

Как я уже сказал, за тот же период, за который мы наблюдали такой значительный спад в свободе детей играть, а особенно в свободе рисковать, мы наблюдали такой же значительный подъем в разного рода умственных отклонениях у детей. Лучшее доказательство этого можно найти в анализе показателей стандартных клинических опросников, которые даются без изменений нормативным группам детей и молодых людей на протяжении нескольких десятилетий. Подобный анализ говорит о том, что по сегодняшним стандартам в 5-8 раз больше молодых людей страдают от значительного, с врачебной точки зрения, уровня тревожности и депрессии, чем в 1950-е. Рост детских психопатологий был таким же неуклонным и постепенным, как и снижение детской свободы рисковать.

Эта история столь же иронична, сколь трагична. Мы лишаем детей свободной, рискованной игры якобы, чтобы защитить их от опасности, но, поступая так, мы создаем условия для развития умственного отклонения. Дети созданы природой таким образом, чтобы самим научиться эмоциональной устойчивости, играя в рискованные игры, затрагивающие эмоции. В итоге, ограничивая подобные игры, мы создаем большую опасность, чем если бы их позволяли. Кроме того, мы лишаем их развлечения.

Чтобы игра была безопасной, она должна быть свободной, а не сдерживаемой, управляемой или навязанной взрослыми

Дети очень мотивированы играть в рискованные игры, но они так же прекрасно знают собственные возможности и избегают риска, который не могут вынести физически или эмоционально. Дети значительно лучше нас знают, что они могут вынести. Если взрослые давят или даже поощряют детей рискнуть, когда они к этому не готовы, результатом может стать травма, а не захватывающее чувство риска. Дети, даже одинакового возраста, комплекции и силы, очень разные. Что захватывает одних, травмирует других. Когда учителя на уроках физкультуры требуют от всех учеников лазить по канату или по шесту к потолку, некоторые дети, для которых это слишком большая нагрузка, испытывают эмоциональную травму и стыд. Вместо того, чтобы научить их карабкаться и испытывать чувство высоты, такой опыт навсегда отвращает их от подобных приключений. Дети знают свою меру страха, с которой они могут справиться, и чтобы использовать это знание, они должны сами быть ответственными за свою игру. [В скобках хочу отметить, что относительно небольшой процент детей склонны переоценивать собственные способности и регулярно травмируются в рискованной игре. Таким детям нужна помощь, чтобы научиться самоограничению.]

Ирония состоит в том, что дети с большей вероятностью могут травмироваться в спорте под руководством взрослых, чем в самостоятельно выбранной и направляемой ими самими игре. Это происходит потому, что поощрение взрослых и их соревновательный азарт заставляют детей рисковать – травмировать себя и других,- как они бы не стали делать по собственной воле. Кроме того, в таких видах спорта их поощряют специализироваться на чем-то одном и поэтому чрезмерно использовать определенные мышцы и суставы. Согласно недавним данным из Центра США по контролю и предовращению болезней более 3,5 миллионов 14-летних детей в год лечатся от спортивных травм. Это 1 из 7 ребят, занимающихся спортом. Благодаря взрослым, которые поощряют молодых бейсболистов бросать мяч с такой силой, что они могут вывихнуть локоть, поощряют молодых игроков в американский футбол сталкиваться настолько сильно, что у них происходит сотрясение мозга, поощряют молодых пловцов тренироваться так часто и усиленно, что им требуется операция плечевых суставов, – благодаря им спортивная медицина для детей стала большим бизнесом. Дети, играющие ради собственного удовольствия, редко концентрируются на чем-то одном (им нравится разнообразная игра), и они останавливаются или меняют игру, когда им больно. Кроме того, поскольку они играют ради удовольствия, они стараются не причинять боль товарищам по игре. Взрослые, захваченные соревновательным азартом или надеждой на дальнейшую спортивную стипендию*, идут против природного механизма предотвращения травм.

Итак, мы лишаем детей собственной, выбранной ими захватывающей игры, считая ее опасной, хотя на самом деле она таковой не является, а ее преимущества перевешивают мнимую опасность. Когда же мы поощряем детей специализироваться в соревновательных видах спорта, опасность получить травму действительно довольно велика. Пора нам пересмотреть свои приоритеты.

* Спортивная стипендия в США дает возможность покрыть полностью или частично стоимость обучения, проживания, питания, страховки и других расходов студентов, поэтому ее получение может быть весьма желательным для родителей.

Sandseter, E. (2011). Children’s risky play from an evolutionary perspective. Evolutionary Psychology, 9, 257-284.
Spinke, M., Newberry, R., & Bekoff, M. (2001). Mammalian play: Training for the unexpected. The Quarterly Review of Biology, 76, 141-168.
Например, Pellis,S., & Pellis, V. (2011). Rough and tumble play: Training and using the social brain. In A. D. Pelligrini (Ed.), The Oxford handbook of the development of play, 245-259. Oxford University Press.
LaFreniere, P. (2011). Evolutionary functions of social play: Life histories, sex differences, and emotion regulation. American Journal of Play, 3, 464-488.
Gray, P. (2011). The decline of play and the rise of psychopathology in childhood and adolescence. American Journal of Play, 3, 443–463.
Referenced in Burssoni, M., Olsen, L., Pike, I., & Sleet, D. (2012). Risky play and children’s safety: Balancing priorities for optimal development. International Journal of Environmental Research and Public Health, 9, 3134-3148.
Прекрасный пример того, какой вред наносят взрослые детям, занимающимся спортом, – книга Until It Hurts, автор Mark Hyman.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: