Что такое хорошо

Известно, что все в нашем мире двойственно, и человек — не исключение. В каждом из нас есть плохое и хорошее, недостатки и достоинства, черное и белое. Однако часто кого-то мы называем однозначно хорошим (добрым, «белым и пушистым», ангелом во плоти), а другого считаем исключительно плохим, источником зла. Значит ли это, что человек способен являть собой лишь положительные качества или, наоборот, только отрицательные? Куда при этом девается плохое у хорошего человека и хорошее у плохого? И кто задает человеку критерии хорошего и плохого? Попробуем разобраться.

Не подумайте, что я плохой
Если воспитание ребенка строилось главным образом на том, довольны ли им другие люди, то он вырастает с внутренним убеждением, что должен нравиться окружающим. Должен проявлять хорошие качества, должен совершать хорошие поступки — и делать это не ради себя, а для того, чтобы считаться хорошим. Заметим, что образ хорошего человека достигается через отказ от своих результатов. Хотел поступать в театральный, но пошел на экономический (родителям так спокойнее), хотел жениться, но не женился (маму бы это огорчило), хотела рожать, но не родила (что люди скажут), хотела уехать в другую страну, но отказалась (папа бы этого не понял). Отказываясь от возможностей, которые дарит ему жизнь, человек надеется получить награду в другом месте. «Я наступил себе на горло, отказался от своей мечты, и моя жертва должна быть оценена по достоинству», — рассуждает он. Но кто может оценить эту жертву? Только тот, кому она была принесена. Например, родитель. Он будет доволен вашим решением, похвалит вас, возможно, даже поблагодарит. Но может ли родитель вернуть ребенку любимого человека, любимую профессию или возможность иметь детей? И вправе ли человек спрашивать с родителя?
Каждый раз, когда человек идет против себя, желая сохранить доброе имя в глазах кого-либо, он перечеркивает себе дорогу и сам лишает себя результата. Его единственное приобретение — это звание хорошего человека (послушного сына, образцовой дочери, прекрасного семьянина, терпеливой жены и т. п.). Выражаясь образно, жизнь говорит человеку: вот тебе любовь, профессия, успех, ты только двигайся, шагай в этом направлении. А тот уклоняется и возражает, мол, мне не надо, а то еще подумают, что я плохой.

Под маской хорошего
Когда человек стремится проявлять вовне только хорошие качества, все плохое скрывается внутри. К примеру, если он хочет казаться добрым, то в душе накапливается обида. Если старается казаться весельчаком, то внутри собирается печаль. Существует простая закономерность: чем больше усилий человек направляет на то, чтобы выглядеть в глазах других как можно лучше, тем неувереннее он себя чувствует. Намеренно демонстрируя, что у него все хорошо, он сам при этом живет с ощущением, что у него все плохо.
Скрытые негативные чувства проявляются негативными обстоятельствами жизни. Какими именно — зависит от особенностей личности, но касаются они двух основных аспектов: жизненных трудностей (судьба будто нарочно посылает одно испытание за другим) и болезней. Поскольку негативность скрыта, болезнь часто носит скрытый характер и выявляется тогда, когда помочь человеку уже невозможно. Всегда, когда у вас возникает недоумение — мол, такой хороший человек, почему жизнь так к нему несправедлива и посылает ему столько недугов, — знайте, что перед вами личность, которая боится проявить свою негативность, и за нее это делает тело.
Другое проявление негативности у хорошего человека — внезапный выплеск отрицательности. Такие примеры описаны в романах Агаты Кристи, и, кстати, взяты они из реальной жизни. Примерная жена, добропорядочный священник или уважаемый доктор неожиданно для всех оказываются убийцами, которые на людях играли роль хорошего человека, а сами долгие годы жили с ненавистью в сердце и вынашивали планы мести. В тихом омуте черти водятся: чем дольше человек сдерживал свою негативность, не давая ей вырваться наружу, тем ярче будет ее проявление, накопленное за прошедшее время. Достигнув критической черты, она становится несовместима с жизнью. Не выплесни человек свою ненависть наружу, она разъела бы изнутри его самого.
Причина накапливания негативности внутри себя одна — это страх. Хороший человек боится показаться плохим и постоянно переживает, достаточно ли он хорош. Единственный момент, когда он может расслабиться и не переживать, — когда все ему хлопают в ладоши, явным образом подтверждая, что он хороший. Потребность в одобрении у него столь велика, что ему приходится полностью ориентироваться на других, соответствовать их ожиданиям и угождать им. Из-за этого он не понимает себя и не разделяет потребности на свои и чужие. Ему кажется, что если счастливы все, то и он должен быть счастлив. И он удивляется, когда испытывает прямо противоположные чувства: все вокруг довольны, и только он один остался без результата.
Вот весьма распространенный пример. Приглашая в дом гостей, жена вкладывает в подготовку столько сил, что сама наслаждаться праздником уже не в состоянии. Гости повеселились на славу, наелись от души, а она к концу вечера падает без сил, изможденная и недовольная. Еще и муж с детьми бегают от нее, не желая помочь и разделить с ней всю тяжесть прошедшего веселья. Чаще всего случается ссора, и вечер заканчивается взаимными обидами.
Еще пример из жизни. Одни наши клиенты, молодая пара, обратились к нам на грани развода. Всего два года назад они были совершенно счастливы, сыграли свадьбу, собрались строить дом. Потом подумали и решили, что дом нужен не только им, но и родственникам, причем как с одной стороны, так и с другой. Подумали еще и пришли к выводу, что родственникам дома нужней, чем им самим. В итоге взялись за строительство сразу двух домов в разных местах, а возведение своего отложили. За следующие два года дома для род­ственников были почти достроены, но о своем доме пришлось забыть, так как на работе у мужа начались финансовые проблемы, а отношения в паре ухудшились настолько, что встал вопрос о том, будут ли они вместе. Родные, разумеется, и не подозревали об их проблемах. Между тем потеря результата, материального и душевного, закономерна. Ведь именно за счет отказа от своих возможностей (иметь дом для себя, наслаждаться праздником самой) и достигается образ хорошего человека в глазах других людей.


На лицо ужасные, добрые внутри
В жизни хорошего человека может наступить момент, когда потери от такой модели поведения становятся для него очевидны. Тогда он бунтует, заявляет, что не намерен больше терять себя ради довольства других людей, начинает силой отвоевывать свои результаты и… становится плохим. Ему все равно, что подумают о нем окружающие, чужие проблемы его не заботят, главное, чтобы ему было хорошо. Он ведет себя как эгоист и шагу не ступит без того, чтобы получить для себя хоть какую-то выгоду. У кого-то это случается в подростковом возрасте, у кого-то гораздо позже, к 30 или 40 годам.
Такая модель приносит свои плоды. По сравнению с хорошим человеком плохому легче достигать и удерживать результаты, в особенности материальные. Ведь его не гложет чувство вины, и он способен наслаждаться всеми благами жизни, не беспокоясь о других. К тому же плохой человек в целом здоровее хорошего, потому что всю имеющуюся негативность моментально выплескивает вовне, не боясь прослыть невежливым. Именно этим объясняется расхожее мнение, будто хорошего человека Бог забирает быстрее, а какая-нибудь редкостная сволочь знай себе живет да живет.
На этом, однако, преимущества плохого человека исчерпываются. Его эгоизм не позволяет ему достичь главного — нормального человеческого общения, понимания, душевной теплоты. Плохой человек привык действовать через борьбу и силой добиваться своего. Он конфликтует с окружением и со временем превращается в изгоя или тирана, с которым невозможно договариваться, сотрудничать на равных, дружить.
Как и в случае с хорошим человеком, когда вовне проявляется что-то одно, противоположное остается скрытым. Чем хуже человек выглядит в глазах окружающих, тем больше хорошего спрятано внутри. Как чудовище от любви красавицы превращается в прекрасного принца, так и плохой человек рядом с любящим сердцем способен проявлять самые лучшие человеческие качества.

Двоечник и отличник
Хорошего и плохого можно сравнить с отличником и двоечником. Хороший человек — это отличник, который все делает на пятерку. Он старается понравиться, получить одобрение и всегда опирается на оценку окружающих, своего мнения у него нет. Как известно, отличников любят учителя, зато среди однокласс­ников они как белые вороны. То же правило работает и во взрослой жизни. «Отличника» ценит начальст­во (где еще найдешь такого исполнительного сотрудника), но в коллективе он своим не становится. У него по-прежнему нет веры в себя, и, как и в детстве, идти против мнения авторитетного лица он боится.
Двоечники — головная боль для школьных учителей. А у взрослых «двоечников» конфликт переносится на начальство и органы власти. Им постоянно предъявляют претензии, в чем-то обвиняют, пытаются наказать. Жизнь большого «двоечника» состоит из борьбы и непрерывного отстаивания своих интересов. Если «двоечник» еще в школьные годы научился завоевывать авторитет среди ровесников, то и во взрослом состоянии он сумеет заставить себя уважать или хотя бы бояться. Но его взаимодействие с людьми строится на подчинении. Ни партнерства, ни дружбы при таком подходе сложиться не может.
Если присмотреться, становится понятно, что повзрослевшие «двоечники» и «пятерочники» находятся в детс­ких моделях и действуют не так, как хотелось бы им, а так, как того требует от них подсознательная модель. «Двоечник» реализует протест­ную модель, характерную для подросткового возраста, и беспрестанно доказывает, что он прав и добьется своего вопреки всему. «Отличник» пока не дошел до подросткового бунтарства и все еще находится в модели, при которой он должен получать свои пятерки и нравиться окружающим. Негативным моментом, помимо оговоренных выше, для обоих является то, что ими легко манипулировать. Зная их слабые стороны, ими управляют родители, дети, супруги или окружение.

Как быть
«Двоечнику» для выхода из этой модели необходимо, по сути, только одно: начать проявлять свои хорошие качества. До сих пор они были скрыты, так как, стоило ему дать слабину, этим тут же пользовались окружающие. Уделишь кому-то полдня — он уже претендует на все твое время, поможешь ему однажды — он уже не слезает с твоей шеи, уступишь в чем-то — он уже требует поблажек во всем. Из-за этого человек становится неуступчивым, жестким, эгоистичным. Ему кажется, что все от него чего-то хотят. Но если он поймет, что сам несет в себе это представление, которое и притягивает к нему только таких людей, то увидит возможность другого типа взаимоотношений. Такого, когда люди не только берут, но и дают взамен, когда партнерство становится обоюдно выгодным. Это касается и материальности, и сферы чувств.
Задача здесь — не превратиться из плохого в хорошего, а выйти из образа плохого и далее вообще из связки «плохой —хороший». Для этого надо проявлять разные качества, как негативные, так и положительные. Например, быть где-то жестким, где-то мягким, в чем-то требовательным, в чем-то великодушным, для кого-то толстокожим и непробиваемым, для кого-то чутким и ранимым и т. д.
Хорошему человеку необходимо, напротив, проявлять свои плохие качества и не бояться выглядеть плохим в глазах других. Страх чьего-либо неодобрения восходит к детскому страху перед недовольством родителя. Надо понимать, что взрослый человек — это не маленький ребенок, он не нуждается в одобрении родителя и не обязан пытаться заслужить любовь, жертвуя своими желаниями. Как и в случае с плохим человеком, хорошему важно выйти из оценки «плохой — хороший», но его путь лежит через образ плохого. Так как до сих пор он жертвовал своими интересами и действовал вопреки себе, ему предстоит научиться отстаивать свое мнение, действовать в противовес желаниям других, говорить «нет». Все это неизбежно вызовет неодобрение окружающих и, как следствие, звание плохого. Практика показывает, что труднее всего человеку перестроить отношения с родителем или фигурой, его замещающей. Отказать жене или отодвинуть в сторону желания мужа для людей, как правило, сложности не представляет. А вот сказать «нет» матери или пойти против мнения отца в случае, когда дело касается личных интересов человека, куда труднее. Между тем именно этому и следует учиться, ведь модель «плохой — хороший» изначально закладывается между человеком и его родителем, а не будущим партнером. А в паре уже проигрывается то, что взято из родительской семьи. Однако этап бунтарства — всего лишь переходный период, и в нем не следует задерживаться надолго. Необходимо двигаться дальше, к новой модели, в которой человек сможет проявлять и хорошее, и плохое, не накапливая негативность внутри себя.

Когда каждое качество имеет возможность проявляться в человеке наряду со своей противоположностью, он освобождается от надуманной обязанности проявлять себя односторонне. Свобода выражать себя по-разному дает свободу в действиях и неизменно приносит результаты. Человек выходит за рамки детских представлений о хорошем и плохом. Мир перестает быть белым и черным, люди не делятся на добрых и злых, а жизненные ситуации — на милость и гнев божий. В других людях, как и в себе самом, человек видит светлое и темное и понимает, что не существует ни хорошего, ни плохого. Просто у всего в этом мире есть обратная сторона.

Существует распространенное мнение, что хорошим людям живется труднее и хуже, чем плохим. Но не всем понятно, почему так происходит и почему наделенный честностью, преданностью и добротой человек почти всегда обречен на тяжелую судьбу.

В данной статье мы расскажем, почему хорошим людям плохо в жизни.

Основные причины трудностей

Во-первых, хорошие люди привыкли творить добро. Они не идут по головам к поставленным целям и не руководствуются принципом “цель оправдывает средства”. В выборе этих средств они честны и не стремятся достичь желаемого за счет неудобств других людей. Естественно, плохие люди не столь щепетильны и не гнушаются подлыми методами. В итоге они быстрее и легче достигают своих целей, а совесть у них, как правило, остается спокойной. Получается, что хорошие люди реже добиваются карьерных и финансовых высот: человеческий фактор для них важнее упорства и амбиций.

Кроме того, многие плохие люди продвигаются в жизни именно за счет хороших. Последних проще обмануть, склонить к действиям, которые помогут для достижения собственных целей, уговорить и попросить. Они чаще отзываются на всяческие просьбы и готовы помогать другим. Этим и пользуются остальные. И поскольку известно, что человек судит обычно по себе, когда хороший человек обнаруживает, что его просто использовали, ему становится очень плохо. Хорошие люди хуже других приспособлены к жизни и суровой действительности. Они очень тяжело переживают несправедливость и людскую подлость.

Даже в личных отношениях им приходится трудно. Они готовы отдавать больше, чем требуется, но по наивности ожидают благородства и должного отношения и к себе. Когда они его не получают, то замыкаются в себе и сильно страдают. Берегите и цените хороших людей: их сегодня не так уж много!

Ченрези - воплощение Сострадания Будды.


Сколько я ни искал ответа на этот вопрос в христианстве, не мог найти. Одно только «неисповедимы пути господни…» Более того, наиболее продвинутые православные даже злятся на меня и стращают всевозможными наказаниями «за такие вопросы». Неправильные, мол, я вопросы задаю, не о том спрашиваю. И тут же записывают меня во «враги православия» и самого Господа Бога.

А в буддизме на этот вопрос отвечают легко и просто.

На вопрос, зачем мы живем на свете, непалец ответит: «Чтобы люди, которые, будут жить после нас, меньше страдали». Это люди, которых мы не знаем, но будем присутствовать в них, после того как умрем. Вернее не мы сами (как личность), а первоначальная энергия жизни, которая есть в каждом из нас, перейдет к ним по наследству (в буддизме это называется реинкарнацией, или перевоплощением).

Совершая добрые поступки и очищая свои мысли, мы улучшаем жизнь этих будущих, неведомых нам людей. Неважно, в какой они будут жить стране и через сколько лет.

Нам самим за совершенное добро не будет никакого вознаграждения. Наоборот, одни только неприятности. Но эти неприятности - ничто по сравнению с теми, от которых мы спасаем тех, кто будут жить после нас. Например, совершив доброе дело, мы вскоре можем захворать, потерять деньги или порвать любимую одежду. Но не сделай мы этого, кто-то в будущем понес бы тяжелую утрату или заболел страшной болезнью, испытал нестерпимые муки. А теперь ему это не грозит.

Мы избавили его от этого.

Это называется «созреванием кармы». Вместо того чтобы проявиться в будущем, в чьей-то чужой жизни, она проявляется раньше срока, уже в нашей жизни, но в менее драматичной форме.

Этим объясняется тот факт, что добрым людям выпадает больше невзгод, чем людям недобрым, их преследуют неприятности и неудачи, им не везет. В Непале это хорошо знают и уважают таких людей. Значит, человек хорошо очищает карму и по-настоящему добродетелен, раз ему так не везет!

ВЭТОМСМЫСЛДОБРА.

Совершая его, мы добровольно навлекаем на себя неприятности, чтобы они не выпали на долю других.

Многие европейцы, узнав это, быстро охладевают к буддизму. Кому же хочется страдать за других! На Западе такого человека немедленно запишут в рядовые неудачники, оплюют и подвергнут осмеянию. Потому что нет ничего страшнее на Западе, чем прослыть неудачником.

Ведь мы привыкли жить по принципам «лови момент» и «после нас хоть потоп». А тут даже не родственники, а вообще неизвестно кто…

Это и есть сострадание, без которого невозможно постижение буддизма.

И вот этих людей, имеющих такие убеждения, исповедующих такую религию, американцы и англичане смеют высокомерно называть дикарями! Ну, как же, они сами-то ведь «сверхчеловеки»! Я видел, как они ведут себя там, и мне было стыдно, что я принадлежу к одной с ними расе.

Однако есть люди, которые зацикливаются на своих переживаниях: они постоянно недовольны, несчастны и печальны, у них в жизни все плохо, а даже если хорошо - то это просто какое-то недоразумение и станет еще хуже.

Как общаться с такими людьми? Почему они себя так ведут? Нужно ли их пожалеть и попытаться понять? Возможно ли их «поменять», показать лучшее будущее?

Lamcdn.net

Фактрум вместес Ольгой Голубицкой , психологом и «сказкотерапевтом», делится с вами моделями поведения таких личностей и методами общения с ними.

1. Манипуляция с целью получить подтверждение - «все плохо»

Как часто Вам встречались люди, которые приходили на дружескую встречу и она превращалась в черную беспросветную полосу? Друг (подруга) вначале нехотя, а потом с нарастающей амплитудой эмоций, говорил(а) о том, что «выхода нет». И это продолжалось от встречи к встрече. В какой-то момент начинаешь думать, что-то тут не так. На все предложения и варианты решения проблемы, человек, не попробовав, сразу говорит «нет». «Ты не понимаешь», «да я похожее пробовал», «это не поможет» - фразы, как круговорот, завлекают, и ты ловишь себя на желании убежать куда подальше. Часто эта мысль «читается» на лице и собеседник говорит: «о, как я тебя замучил(а), извини, я не хотел(а)» - и тут же просыпается чувство вины за свои «недостойные» мысли.

Почему это происходит?

Этот друг (подруга), чаще всего бессознательно, получают внимание и разрешение на бездеятельность. Так как сознание есть у всех и в какой-то момент уединения человек начинает понимать, что он просто не делает ничего со своей жизнью, и что решение проблемы требует слишком больших усилий.

Пообщавшись с Вами и получив подтверждение, что «все-таки плохо», «друг» может спокойно идти домой и без угрызений совести жить дальше по своему сценарию. Попутно рассказчик «слил» вам весь накопленный негатив, «подзарядился» энергией и вполне сносно может жить дальше.

2. Манипуляция с целью самоутверждения

Знакомый(ая) встречается с Вами и расспрашивает про жизнь. В какой-то момент Вы расскажете про свой успех, достижение или что-то положительное, произошедшее в жизни. И тут появляются фразы: «видишь, как тебе везет», «видишь, как тебе помогают», «видишь, какой у тебя муж (жена, друг, отец)», «везет тебе, у тебя жилье (работа, машина, дом и т. д.)». Вы начинаете чувствовать себя виноватым. За что? Почему? В результате таких бесед становится страшно делиться своей жизнью и начинаешь поневоле вспоминать, что же у тебя плохо, чтобы не выделяться.

Почему это происходит?

Снова, чаще всего неосознанно, человек пытается Вам показать, что Ваши победы и достижения - незаслуженные. Таким способом он утверждает свое «Я», подкрепляет теорию «глобальной несправедливости» и снимает с себя ответственность за личную жизнь и позицию в ней.

3. Манипулятор по имени «плохой»

Такая личность весьма интеллектуально одарена, она не позиционирует себя открыто как жертва, и более того, обидится на такое обращение по отношению к ней. Часто, в разговоре, человек реагирует на любое замечание или просьбу фразой «я ж плохой(ая), что ты от меня хочешь?». В отношениях такой партнер может говорить «со мной ничего не получится, я испорчен(а)», «вот видишь, теперь ты обиделся(ась), я же говорил(а)», «мне лучше быть одному(одной), никто не сможет полюбить такого(ую) как я», «я не нормальный(ая)» и т. д. И вы тут же пытаетесь разубедить человека: «нет-нет, тебя просто недооценили, недолюбили» и т. д., твой партнер просто был «дурак (дура)», а я смогу тебя понять».

Почему это происходит?

Этот человек чаще всего себя позиционирует как жертву несчастной любви, обстоятельств, плохих отношений родителей. Он открыто не претендует на жалость, агрессивно реагирует на откровенное сочувствие, и тем не менее постоянно повторяет, что «плохой». Таким образом он получает подтверждение своей уникальности, особенности, и опять же, снимает с себя полностью ответственность за отношения. Ведь он сразу говорил, что он плохой! Что с него взять? Вы сами виноваты. Сами связались. Вас предупредили. И в каком-то смысле он прав, он действительно предупредил.

Как же вести себя с такими людьми?

Последний случай очень хорошо демонстрирует игры в рамках так называемого Треугольника Карпмана - модели взаимодействия между людьми. Согласно этой теории, общение проходит по распределенным ролям: спасатель - преследователь - жертва. Если вы общаетесь с «жертвой», значит, Вы берете на себя роль «спасателя», а общество, жизнь, обстоятельства становятся «преследователем».

Чтобы разрешить ситуацию, важно признать свою роль и желать выйти из этой игры. Модель Треугольника опасна тем, что спасатель часто становится преследователем, жертва спасателем, преследователь жертвой и.д. Значит, если человек перед вами жертва - где-то он преследователь, а где-то спасатель, и у него есть все ресурсы решить проблему. Ваша «спасательская» позиция чаще всего делает Вас жертвой этого же человека, так как в результате манипуляций Вы теряете свою уверенность, энергию или уважение.

Если Вы готовы перестать играть в эти игры, тогда ответьте себе на вопросы:

  • зачем мне нужен этот человек?
  • что я получаю от этого общения?
  • как бы мне хотелось общаться с этим человеком?
  • насколько возможно реализовать это общение по-другому?
  • готов(а) ли я тратить свои силы на решение проблемы другого человека?
  • зачем мне нужно слушать его историю?

Главное в таком общении - это честность перед самим собой. Только признавшись себе в своих желаниях «спасателя» (например), возможно снять роль и освободиться от сценария.

Обязательно ли рвать отношения с этим человеком? А если это близкий родственник или партнер? Тогда важно понимать, что вы не несете ответственность за жизнь другого, если это не ваш ребенок до 18 лет. У каждого человека есть своя жизненная задача и Вы не вправе решать ее вместо него, даже если вам кажется, что вы лучше знаете решение.

Если от общения нельзя отказаться, тогда задавайте собеседнику прямые вопросы:

  • чем я могу тебе помочь - конкретно?
  • что ты готов сам(а) делать?

Помните, наша жизнь - это наш выбор, и мы, и только мы несем за нее ответственность.

ПОЧЕМУ ПЛОХИЕ ВЕЩИ
СЛУЧАЮТСЯ С ХОРОШИМИ людьми

Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми? - вопрос, на который я ещё раз недавно наткнулся в книге одного журналиста, который описывает свой уход от веры во Христа. Для него это, пожалуй, не было главным - но это вопрос, который многие ставят. Некоторое время назад в авиакатастрофе погибла почти в полном составе хоккейная команда "Локомотив". Среди погибших был и капитан команды Иван Ткаченко. Вскоре выяснилось, что он тайно переводил на лечение больных раком значительные суммы денег. Последний перевод - 500 тысяч рублей- он сделал в день своей трагической смерти. Такие вещи происходят постоянно - известная благотворительница, работавшая с больными раком детьми, умирает от рака. В семье хороших, благочестивых людей рождается ребёнок с тяжёлыми врождёнными нарушениями. Семья усердных, ревностных христиан разбивается в автокатастрофе. Несчастья и беды, страдания и смерть валятся, кажется, на всех без разбора - хороших и плохих, нечестивых и благочестивых. Где же Бог, Который наказывает злых и покровительствует добрым?

Этот вопрос ставится ещё в глубинах Ветхого Завета - но там у него несколько другой оттенок. Почему Бог допускает, что плохие люди процветают? Где же справедливость?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто его ставит. Человек, который страдает - от боли, от скорби по близким - вряд ли нуждается в богословском трактате. Он нуждается в чём-то другом - в надежде, в утешении, в присутствии других людей, которые разделяют с ним его боль и его надежду. Но объяснения могут быть полезны человеку в другой ситуации - скептику, который смотрит на чужую боль со стороны и видит в ней основание для неверия. Вот со скептиком мы сейчас и поговорим.

Для начала важно сделать одно уточнение. Ведёт ли вера и послушание Богу к каким-то благам в земной жизни? Вообще говоря, да. Существует популярная кое-где ересь, называемая "теологией процветания", которая полагает, что "благочестие служит для прибытка", и благочестивый человек будет непременно богат и здоров. Это неправда; и Библия, и повседневный опыт говорит о том, что благочестивые, даже святые люди (начиная со святого апостола Павла) могут быть бедны и больны.

Но эта ересь эксплуатирует одну частичную истину - грех производит явное разрушение не только в духовной сфере нашей жизни, но и во вполне материальной. Прекращая явное противление Богу, мы избавляемся от многих бед. Как говорит Апостол, например, о грехе сребролюбия, корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (l Тим 6: 10). Люди, уклонившиеся от веры, навлекли на себя беды, которые вполне могли бы их миновать. Иногда это просто бросается в глаза - когда люди убивают себя алкоголем или наркотиками, когда они избирают образ жизни, который ведёт их к явному саморазрушению. Покаяние в этом случае ведёт человека к спасению, которое проявляется уже здесь и сейчас. Мне доводилось присутствовать на собраниях Анонимных алкоголиков - людей, которые, как правило, обратились к Богу в виду перспективы скорой смерти под забором. Некоторые из них приезжали на собрание на своих машинах - хотя за несколько лет до этого они ошивались около магазинов, выпрашивая мелочь у прохожих. Бывают преступники, мыкавшиеся по тюрьмам, которые, покаявшись, сделались законопослушными гражданами, так что перестали быть источниками несчастья для себя и для других.

Бывает несчастье и менее заметное - но более глубокое. Как недавно сообщалось, в одной чрезвычайно богатой семье сестра судится с братом, требуя ещё денег. Счастливы ли эти люди? Едва ли. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть (Притч 15:17). Бывает, что люди богатые и знаменитые умирают от наркотиков, которыми пытаются забить свою внутреннюю боль; самоубийств среди люди по-мирски успешных не меньше, а больше, чем среди бедняков.

Мы живём в культуре, которая уверяет нас, что счастье - это богатство, здоровье, престиж. Но это не так, причём проверяемо не так. Исследования, которые должны были выяснить, что влияет на уровень счастья, проводились неоднократно и в разных странах. На человеческое счастье как раз богатство не влияет - как не влияет и молодость. Влияют больше всего отношения с другими людьми и с Богом - те, у кого есть семья и друзья, счастливее одиноких, люди Церкви счастливее неверующих.

Статистика показывает, что люди, живущие активной церковной жизнью, более счастливы, здоровее физически и психически, значительно менее склонны к злоупотреблению алкоголем и самоубийствам и, что неудивительно, живут в среднем дольше.

Поэтому нельзя сказать, что несчастья валятся на всех одинаково - верующие, послушные Богу люди избегают многих бед, которые порождает грех.

Но никак нельзя сказать и того, что верующие застрахованы от несчастий. Евангелие не обещает такой страховки. Более того, в мире будете иметь скорбь (Ин 16:33), многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22), да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим 3:12), и так далее. Мне самому хотелось бы, чтобы Евангелие обещало земное благополучие - но посмотрим, наконец, в Книгу: оно его не обещает. Довод "хорошие люди страдают, следовательно, христианская вера ошибочна", был бы истинен, если бы наша вера обещала, что хорошие люди не будут страдать. Но она не обещает ничего подобного. Христианская вера никогда не была хорошим способом сделаться богатым и здоровым - а не редко была (а в некоторых странах является сейчас) способом сделаться бедным, гонимым и жестоко убитым. Христианин может быть богатым, здоровым, успешным и благополучным по мирским меркам - само по себе это ещё не отторгает его от спасения. Но образец христианина - это мученик. Евангелие - это история Страстей и Воскресения, а не история благополучия и успеха.

Ужас ереси "теологии процветания" в том, что она подразумевает, что Бог отвернулся от тех, кто страдает от нищеты или болезни - в то время как дело обстоит ровно наоборот - но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет 4: 13).
Но это может вызвать другой вопрос: хорошо, Евангелие не обещает земного благополучия, но почему? Почему бы Богу не оградить Своих верных от рака, от несчастных случаев, от злодеев?

почему все эти беды часто выглядят такими неприцельными - к землетрясение или ураган, губящие и обездоливающие праведных и нечестивых, чтущих Бога и равнодушных к Нему? Ингода Бог отвечает на молитвы - но увы, не всегда. Бывает так, что за человека горячо молятся - а он всё равно умирает.

Человек жертвует сотни тысяч на благотворительность - а всё равно попадает в катастрофу. Бог как-то неправильно управляет им миром... Кабы я был Господом Богом... то что? Я бы немного приторговывал страховками от несчастного случая? Взнос на благотворительность гарантировал бы от смерти в авиакатастрофе? Скажем, внесение 100 тыс. рублей снижает вероятность на треть, 250 тыс. вполовину 500 - премиум , полная гарантия , обращайтесь к авторизованным реселлерам ?

Но тогда доброе дело не было бы добрым , не было бы актом любви к ближнему - оно было бы просто покупкой определенных благ себе . Приобретение добрыми делами себе видимых благ сделало бы простую любовь к ближнему невозможной - это всегда была бы покупка. Если бы добродетель окупалась - причем явно , уже в этой жизни - она бы уже не была добродетелью . Я сам хотел бы купить у Бога страховку - от рака , от увечья , от крушения , от страдания вообще - и если бы мне сказали , что за такие - то добрые дела её можно приобрести , я бы тут же ринулся их творить . Но для Бога и для нашей вечной радости важно , чтобы мы ревностно творили их по совсем другим мотивам .

Небесная страховка от всех несчастий навсегда закрепила бы наши отношения с Богом на уровне раба , максимум - наемника . Я боюсь пострадать , я хочу удовольствий и комфорта . Надавив на эти мои страхи и стремления, меня можно было бы сделать послушным . Но Бог этого не хочет - он ищет Себе сынов и дочерей . Чёткая связь между послушанием Богу и чисто земными благами сделала бы сыновние отношения с Богом невозможными . Как невозможна была бы и добродетель вообще - предпочтение добра потому , что это добро , а не потому , что я получу от этого какие - то удовольствия и избегу неудовольствий.

Чтобы обрести ту вечную радость, для которой мы созданы , мы должны стать по благодати Божией хорошими людьми - то есть добродетельными , любящими Бога и ближних , а гарантия от бед за послушание и обязательное явное наказание за непослушание сделали бы это невозможным .

Есть известная мусульманская притча о том , как некий человек совершал намаз в мечети . Служитель , надзирающий за порядком , счёл , что он делает это неправильно , и потребовал от него повторить все положенные действия , угрожая ему палкой . Человек подчинился, но потом сказал , что Всевышний принял только первую молитву «Почему?»- спросил служитель. «Первую я совершил , потому что боялся Его , а вторую - потому что боялся твоей палки». Чтобы молитва была молитвой , соблюдение заповедей - проявлением любви и веры , необходимо , чтобы мы делали это , боясь Бога , а не той или иной палки , и ища угодить Ему , а не приобрести какие - то блага для себя .

Поэтому вера - это не гарантия от болезни или несчастного случая . Нам не обещано , что страдания обойдут нас стороной; нам обещано , что они содействуют нашему вечному спасению .
А на той стороне земные ужасы и скорби обернутся чем - то немыслимо , невыразимо прекрасным - как ужас Страстной Пятницы обернулся Воскресением . Такова наша вера .

о мудрости и УМЕ

Одна из особенностей , отличающих людей от всех остальных живых созданий - это способность чувствовать (и отсчитывать ( ход времени . Как говорит К . С . Льюис , мы достаточно приподняты над временем , чтобы чувствовать , как оно уходит . Все человеческие культуры так или иначе - в разное время , с разными обычаями - празднуют наступление Нового года , все как - то исчисляют время .

Псалмопевец говорит : Научи нас так счислять дни наши , что - бы нам приобрести сердце мудрое (Пс 89:12 ) . Библия много говорит о поиске мудрости ; Бог особенно одобряет Соломона за то , что из всех даров он просит у Него именно мудрости : даруй же рабу Твоему сердце разумное , чтобы судить народ Твой и различать , что добро и что зло (3Цар 3:9. ). Книга Притчей говорит : Главное - мудрость : приобретай мудрость , и всем имением твоим приобретай разум (Притч.4:7). Эта мудрость опирается на благоговейный страх Божий : Начало мудрости - страх Господень ; разум верный у всех , исполняющих заповеди Его (Пс110:10).

Что же такое мудрость ? В наше время в словарях рядом с этим словом вот - вот появится пометка " устар. " , хуже того , значение , в котором оно всё ещё используется , уже довольно далеко от библейского .

Мы живём в цивилизации , которая , как ни одна до неё , восхваляет разум ; в то же время она невероятно уничижает разум - и так низко человеческий разум , пожалуй , не ставили ещё никогда . Все традиционные цивилизации - и христиане тут оказываются по одну сторону пропасти с эллинами , древними китайцами и индийцами , египтянами и практически всем людским родом - полагали главной целью человеческого разума видеть космический порядок , смысл и предназначение мироздания и отдельной человеческой жизни . Разум , способный увидеть этот порядок , должен был отличать добро от зла , правильный путь от неправильного , видеть , в чём состоит наш долг и наша надежда .

С эпохи просвещения (более конкретно , с шотландского мыслителя Дэвида Юма) разум лишился функции определения главных целей в жизни и стал рассматриваться только как инструмент наших желаний . Мы хотим тех или иных вещей - достатка или безопасности , или власти , или удовольствий - и мы используем разум для того , чтобы достигнуть этих целей . Как выражал эту идею сам Дэвид Юм , " разум является и должен быть рабом страстей и никогда не должен притворяться , что может не только подчиняться и служить им. " Такое техническое понимание разума глубоко укоренилось в нашей культуре , и у нас называют " умным " человека , знания и интеллектуальные способности которого позволяют ему добиваться своих целей - чаще всего власти и денег .

При этом сами цели определяются не разумом : в современном словоупотреблении мы в самом лучшем случае , если эти цели благи будем говорить о " совести " или " воспитании ". Нельзя не отметить , что Юм - и его сознательные или неосознанные последователи - как раз чрезвычайно сужают область применения разума . Если для традиционных мыслителей разум стоял безусловно над желаниями и человеку следовало подчинять их разуму , то для Юма разум стоит под страстями и им служит , и иначе быть не может . Почему ? Потому что Юм - атеист . В атеистической картине мира мироздание бессмысленно ; как недавно это сформулировал известный атеистический публицист Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра , ни зла , ни цели , ни замысла , ничего , кроме слепого и безжалостного безразличия». Мудрость в таком случае просто невозможна - вы не можете понять порядок , цель , предназначение вселенной и человеческой жизни просто потому , что ни порядка , ни предназначения , ни цели у них нет . «Мудрое сердце», способное отличать добро от зла , в такой картине мира не может существовать , потому что никакого объективного добра или зла нет , а могут быть только предпочтения людей и их групп , никак не соотносящиеся ни с какой объективной реальностью .

Мало кто продумывает своё мировоззрение до конца - чаще всего люди просто неосознанно следуют тем или иным культурным влияниям , и наша культура , увы , переживает серьёзное влияние взглядов , при которых мудрость просто невозможна - а возможен только чисто инструментальный разум , обслуживающий страсти . Именно такое понимание разума и имеется в виду , когда говорят о «конфликт» разума и веры . Разум понимается как способность понять , как работает материальная вселенная и как мы можем использовать это в наших целях . Вера понимается как ещё один источник , претендующий на то же самое - научить нас , как вращаются шестерни мироздания , чтобы мы могли обратить их вращение к выполнению наших желаний . Однако цель веры - как и подлинная цель разума - вовсе не в этом , а в том , чтобы дать нам познание того , для чего создана вселенная , для чего мы явились на свет , как нам следует поступать и где нам искать подлинное счастье . Объяснить это бывает трудно , потому что само представление о предназначении и о мудрости , которая его открывает , для многих наших современников кажется почти инопланетным .

В наше время можно быть умным , образованным и при этом катастрофически немудрым . Такой " умный " по мирским меркам человек может глубоко разбираться во многих областях знания , читать много толстых книг , быть подкованным экспертом в различных дисциплинах - и быть в библейском смысле глупцом невеждой . У него - мощная , скоростная , обустроенная по последнему слову техники машина , но он несётся на ней в пропасть.

Другой человек может быть откровенно простоват и необразован - но мудр в библейском смысле ; он знает , зачем он живет , какие цели он себе ставит . Он идёт пешком - но идёт в Отчий Дом, к вечной жизни и вечной радости . Лучше всего , конечно , быть мудрым , умным и образованным одновременно . Но если уж выбирать , то быть мудрым - гораздо важнее .

Потому что общечеловеческая интуиция , что вселенная осмысленна , что в ней есть добро , и цель , и замысел , и любовь , свидетельствует нам об истине , и истине бесконечно важной ; разум и откровение даны нам затем , чтобы познать эту Истину - и возрадоваться ей во веки .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: