Возможность получения информации и ее использования. Закон «Об информации». Интересные моменты

Работа любого «айтишника» неразрывно связана с обработкой информации. Однако, если попробовать поинтересоваться у того же «любого айтишника» его познаниями в информационном законодательстве, то результат будет, скорее всего, печален. В копирайте этот же сферический айтишник в вакууме будет разбираться значительно лучше. Можно предположить, что такое отсутствие интереса вызвано несколькими причинами.

Во-первых, основной «информационный» закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» носит декларативный характер, никакой ответственности за нарушения он не устанавливает. Поскольку для большинства неюристов «закон» – это «Уголовный кодекс», то ясно, что читать его никто не будет. Во-вторых, написан он довольно непонятным языком, так что, даже тот, кто читать все-таки будет, вполне возможно, не осилит до конца. В общем, закон этот, хотя и является основным при регулировании правоотношений, связанных с информацией, читается редко и немногими.

Сейчас мы попробуем провести нашего «сферического айтишника в вакууме» через «информационный» закон, выделив в нем наиболее важное.

Первый вопрос, ответ на который мы выясним – что же, собственно, такое эта «информация ». Несмотря на кажущуюся простоту, ответ на него будет неочевиден. Это понятие определяется в законе (ст. 2) как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Наш абстрактный айтишник, привыкший к делению компьютерной информации на «программы » и «данные », вероятно, очень удивится, обнаружив, что закон под «информацией» понимает только «данные». Да, дела обстоят именно так. Однако, и для программ в законе тоже нашлось место. Правда, опосредованно, путем ввода в закон понятия «информационных технологий»: «информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».

Так что наш «информационный» закон распространяется не только на сведения, но и на то, как их обрабатывают: «применение информационных технологий » явно указано в его первой статье в качестве одной из сфер регулирования. К таким «технологиям» может быть отнесено не только ПО, но и вообще все, с помощью чего обеспечиваются указанные методы, например, организационные меры, служебные правила обработки информации, и тому подобное. Если помнить об этом делении, читать и понимать закон становится гораздо легче. Вдобавок, можно заметить довольно важные вещи, которые обычно пропускаются. Например, в третьей статье закона, описывающей основные принципы правового регулирования отношений в сфере информации, последним, восьмым пунктом, идет вот что: «недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами».

Если помнить о том, что в состав «технологий» входит программное обеспечение, то можно прийти к выводу о том, что в этом абзаце просто запрещается требовать использования каких либо-программ в подзаконных нормативных актах. Такие требования должны содержаться только в законах. Многие сейчас, наверно, вспомнили те программы, которые требуют использовать различные государственные органы для обмена данными с ними. Зачастую качество их не выдерживает никакой критики: писались они явно на медные деньги какими-нибудь голодными студентами или разработчиками, особо приближенными к государству. К тому же, иногда за них еще и заплатить требуют. Но главное – не это: требование таким ПО пользоваться практически всегда содержится не в законах, а в постановлениях, приказах и прочих подзаконных актах, множество которых было принято до вступления в силу закона «Об информации...». Изменять их, похоже, никто не собирается.

Существует и противоположный подход, когда нормативным актом описывается формат данных, и пользователю предоставляется право самому решить, в чем их обрабатывать – главное, чтобы эти данные соответствовали описанию формата. В последнее время для этих целей все больше используется XML . Разумеется, такую практику можно только приветствовать: она не только удобнее для конечного пользователя, но еще и не противоречит закону. Что же касается уже существующих «программ для сдачи данных» и тех нормативных актов, которые требуют их использования, то борьба с ними обещает затянуться. Чтобы расчистить эти Авгиевы конюшни, может потребоваться с десяток лет…

Еще одна из наиболее распространенных ошибок, которые совершаются при обсуждении законодательства об информации – путаница между «информационными » и «авторско-правовыми » правоотношениями. Одним из небезобидных следствий такой путаницы стало массовое применение в делах о нарушении авторских прав «компьютерных» статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за «несанкционированный доступ к информации» (). Поговорим о том, почему это неправильно, а также о том, чем вообще отличаются произведения, охраняемые авторским правом, от «сведений», которые понимаются под «информацией».

Авторское и информационное право регулируют разные отношения, у них совершенно разный предмет регулирования. Один и тот же файл может рассматриваться и как «произведение», охраняемое копирайтом, и как «информация». Те действия, которые нарушают авторские права, вполне могут быть разрешены законом «Об информации...», и наоборот. Точно так же на одного человека, выступающего в разных ролях, могут распространяться совершенно разные законы, за нарушение которых предусмотрена совершенно разная ответственность. А что в случае с компьютерным файлом действует тот же принцип – вот об этом постоянно забывают.

Действительно, в самом законе «Об информации...» (часть 2 статьи 1) говорится следующее: «Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.» В свою очередь, в четвертой части ГК (пункт 6 статьи 1259) говорится, что авторским правом не охраняются «сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)». Таким образом, законодатель в явной форме отделил информацию от «закопирайченного» контента. Для того, чтобы произведение попало под охрану авторского права, оно должно существовать в какой-то «объективной форме». Проще говоря, быть записанным, сыгранным, нарисованным, и так далее: то, что вы придумали и просто держите в голове, копирайтом не охраняется. И именно на форму произведения распространяется эта охрана.

Если два человека создадут два разных произведения, в которых опишут одни и те же факты, ни один из них не нарушит прав другого: сообщения о фактах можно пересказывать совершенно невозбранно. Нарушение начнется только тогда, когда кто-то возьмет чужое произведение и начнет его перерабатывать, сохраняя элементы формы (отрывки, либо еще какие-то части, которые можно идентифицировать). А вот законодательство об информации распространяется именно на ее содержание. Это – еще один важный момент, который необходимо учитывать, имея дело как с законом «Об информации...», так и с четвертой частью ГК.

Доступ и обработка

Как уже было сказано, к настоящему моменту распространилась практика привлечения к уголовной ответственности за «пиратство» с одновременной квалификацией действий «пирата» по статьям УК, предусматривающих ответственность за неправомерный доступ к информации (статье 272). Если же используются так называемые «кряки», то есть, программы, предназначенные для обхода средств защиты авторских прав, то вменить могут еще и , предусматривающую ответственность за создание и использование «вредоносных программ для ЭВМ». При этом под «вредоносными» понимаются любые программы, «способные принести вред» кому-либо, хотя сама статья к таковым причисляет только те, которые способны «к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ».

Некоторые особо сообразительные следователи умудряются привлекать к ответственности по статье 273 за файлы с серийными номерами. Появилась даже формулировка «информация, вредоносная для правообладателя» – это о «серийниках». По такой логике любое изменение произведения (чаще всего программы), которое не разрешено правообладателем – это не только нарушение авторских прав, но и «несанкционированный доступ к информации». Между тем, ответственность за «кряки» по закону может быть только гражданской, она предусмотрена статьями и Гражданского кодекса. Статья 272 УК предусматривает ответственность за «неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». О том, что такое «доступ к информации», мы сейчас и поговорим.

Закон «Об информации...» во второй статье определяет «обладателя информации» – это «лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам». Как мы видим, таких «обладателей» может быть больше одного. В то же время, в уголовных делах, в которых неправомерно применяются статьи 272 и 273, следствие производит подмену «обладателя информации» на «правообладателя», то есть, обладателя исключительных прав на произведение. После этого все действия с этим произведением, не разрешенные правообладателем, объявляются «несанкционированными». Но, как уже было сказано, информационное законодательство не распространяется на «интеллектуальную собственность». Поэтому, даже если «пират» незаконно скопировал программу, он нарушил только авторские права, но не информационное законодательство. О преступлении, предусмотренном статьей 272 УК, можно будет говорить только тогда, когда для копирования наш «пират» начнет взламывать чей-то компьютер.

Есть в законе «Об информации...» и еще одна роль – это «оператор информационной системы », под которым понимается «гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных». Если вы держали в голове деление на «информацию» и «информационные технологии», то можете заметить, как оно продолжается и в этом распределении ролей: «обладатель» контролирует собственно информацию, а «оператор системы» – ее обработку, в том числе применение «информационных технологий». Деление логичное и, самое главное, понятное нашему «абстрактному айтишнику». В тринадцатой статье закона «Об информации...» говорится о том, кто «по умолчанию» считается «оператором»: «Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы». Проще говоря, владелец компьютера или другого устройства (то есть, «информационной системы») по закону является «оператором» этой «системы», и может обрабатывать всю информацию, которая в это устройство попала. Ограничить какие-то действия с такой информацией оператору может только ее обладатель, и, если он этого не сделал, то все те действия, которые «оператор» выполняет на своем собственном компьютере, будут абсолютно правомерными.

В то же время, на практике при «навешивании» статей 272 и 273 за нарушение авторских прав, следствие исходит из того, что любые действия с информацией, не разрешенные ее обладателем, считаются незаконными. Это – один из основных принципов авторского права: в лицензионном договоре на использование произведения должны быть явно указаны все права, которые по такому договору переданы, а те права, что не указаны – считаются не переданными. Однако, в информационном законодательстве такого принципа нет. В соответствии с законом, обладатель информации ограничивать может только «доступ» к ней, под которым понимается «возможность получения информации и ее использования». Как только пользователь этой возможностью воспользовался – все, «доступ» закончился, началась обработка информации. А наказания за «неправомерную обработку» УК не предусматривает…

Статья 2.

Информация

Информационные технологии –

Информационная система –

Обладатель информации –

Доступ к информации –

Предоставление информации –

Распространение информации –

Электронное сообщение –

Статья 5.

ОБЩЕДОСТУПНУЮ
ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

1. Обладателем информации

Статья 7. Общедоступная информация.

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной ПО ЕГО РЕШЕНИЮ , вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Статья 8. Право на доступ к информации.

  1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим ФЗ и другими федеральными законами.
  2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

4. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕН ДОСТУП К:

1) НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТАМ, ЗАТРАГИВАЮЩИМ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, А ТАКЖЕ УСТАНАВЛИВАЮЩИМ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРАГНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ;

2) ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ;

3) ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) ИНФОРМАЦИИ, НАКАПЛИВАЕМОЙ В ОТКРЫТЫХ ФОНДАХ БИБЛИОТЕК, МУЗЕЕВ И АРХИВОВ, А ТАКЖЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ИНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ, СОЗДАННЫХ ИЛИ ПРЕДНАЗНАЧЕНННЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН (физических лиц) и организаций такой информацией;

Статья 9.

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ,

Осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющих КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ, СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ РАЗГЛАШЕНИЕ.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ТАЙНУ , может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с СОГЛАСИЯ гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. ЗАПРЕЩАЕТСЯ требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо ВОЛИ гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Статья 10.

1. В РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя ДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправления и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

4. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

5. ЗАПРЕЩАЕТСЯ распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за РАСПРОСТРАНЕНИЕ которой ПРЕДУСМОТРЕНА УГОЛОВНАЯ или АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность.

Уголовный Кодекс РФ.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Органы государственной власти и должностные лица, определяющие перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1. Палаты Федерального Собрания;

2. Президент РФ;

3. Правительство РФ;

4. органы государственной власти РФ;

5. органы государственной власти субъектов РФ;

6. органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий;

7. органы судебной власти.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1. Сведения в военной области: стратегические и оперативные планы, планы строительства Вооруженных Сил РФ; вопросы, касающиеся ядерных боеприпасов; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения; данные по режимным и особо важным объектам.

2. Сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки РФ к военным действиям, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; об объемах запасов, добычи, передачи, потребления стратегических видов полезных ископаемых, платины, металлов платиновой группы, природных алмазов РФ.

3. Сведения в области внешней политики и экономики, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничавших или сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи; о шифрах, о разработке, изготовлении шрифтов и обеспечении ими, о методах и средства анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности государства; о подготовке кадров, обеспечивающих мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Органы защиты государственной тайны:

БЕЗОПАСНОСТЬ СВЯЗИ

Способность связи противостоять несанкционированному получению или изменению передаваемой информации. Защита систем связи от технических средств разведки должна исключить или затруднить получение ими сведений о системах управления и связи. Она достигается: разведзащищенностью от радио-, телевизионной, акустической, радиолокационной, лазерной, инфракрасной и др. технических видов разведки; широким применением аппаратуры засекречивания; проведением мероприятий по исключению утечки информации при обработке, передаче и хранении сообщений; высоким уровнем подготовки и постоянной бдительностью должностных лиц узлов и подразделений связи; своевременным вскрытием и принятием мер по пресечению нарушений правил пользования связью.

Разведзащищенность – способность системы связи противостоять разведке противника. Подразделяется на оперативную и специальную. Оперативная –комплекс мероприятий проводимых с целью защиты от радиоразведки противника истинных намерений по организации связи. Ее объем и содержание определяются замыслом оперативной защищенности. Она организуется и проводится согласованно по цели, месту и времени с др. видами оперативной защиты. Основными способами обеспечения оперативной разведзащищенности являются радиоимитация и радиодезинвормация. Радиоимитация – работа радио- и радиорелейных средств в ложных районах расположения пунктов управления и на ложных маршрутах передислокации спасательных формирований. Она достигается: установлением связи меджлу ложными пунктами управления, а также между ложными и реальными пунктами управления; установлением на ложных пунктах управления таких режимов работы средств связи и обмена информацией, которые не отличаются от реальных условий функционирования органов управлений и ввода противника в заблуждение. Радиодезинформация – передача специально разработанной для введения в заблуждение противника ложной информации, рассчитанной на перехват ее радиоразведкой противника. Специальная разведзащищенноси – комплекс организационных и техничксих мероприятий, направленных на достижение безопасности связи.

Достигается сокращением времени работы радиосредств на передачу за счет сверхбыстродействия и применением для передачи информации формализованных боевых документов; работой радиосредств минимально необходимыми мощностями; применением направленных антенн, правильным выбором частот связи, на которых ведение радиоразведки противника затруднено; размещением радиосредств за пределами пунктов управления; выбором способов организации связи и назначения радиоданных, повышающих скрытность использования средств связи; выявлением и устранением демаскирующих признаков в организации связи, боевом использовании средств связи и в характеристиках их излучений; скрытием местности, важности, времени и характера оперативного обмена, применением маскирующего обмена; закрытием каналов утечки секретных сведений и применением аппаратуры засекречивания и средств предварительного шифрования (кодирования), а также строгим соблюдением требований скрытого управления, правил ведения связи и использования аппаратуры засекречивания.

Защита элементов системы связи от электронных, телевизионных, лазерных, инфракрасной. Акустической и т.д. средств разведки противника организуется с целью скрытия мест их расположения и оперативной принадлежности, режимов работ и основных характеристик. Она достигается использованием маскирующих свойств местности и укрытием средств связи; применением средств защиты от радиолокационной разведки; соблюдением светомаскировки; ограничением движения личного состава и автотранспорта в районах расположения узлов связи, обеспечением имитостойкости и криптостойкости системы связи. Имитостойкость - способность системы связи противостоять вводу в нее ложной, в т.ч. и ранее переданной информации и навязыванию ей ложных режимов работы. Она достигается: применением эффективных способов паролирования, позволяющих надежно установить принадлежность корреспондента, применением имитостойких кодов и шифров, а также спец.аппаратуры повышения имитостойкости; строгим соблюдением правил безопасности засекреченной связи; одновременной передачей одного и того же сообщения по независимым направлениям; проверкой подлинности полученных сообщений путем обратного запроса-подтверждения. Криптостойкость - способность системы связи обеспечивать заданный уровень криптографической защиты и противостоять раскрытию противником смыслового содержания передаваемой информации. Достигается специальным кодированием передаваемой информации.

Проводится постоянный контроль за использованием связи. Это – основное средство пресечения нарушений требований безопасности, которые могут привести к утечке сведений, составляющих государственную и военную тайну. Выполнение задач контроля возлагается на нештатные группы (посты) контроля, создаваемые за счет сил и средств узлов и подразделений связи, а также главные станции радио- и радиорелейной связи. На группы контроля возлагается контроль за выполнением мероприятий разведзащищенности; выявление демаскирующих признаков в использовании и излучениях средств радио- и релейной связи; пресечение нарушений установленных режимов работы, правил установления и ведения связи, использование аппаратуры засекречивания и исключения возможных каналов утечки секретной информации при ее обработке, передаче и хранении. Контроль организуется управлениями МЧС России и начальниками узлов связи.

Непосредственное планирование и руководство контролем возлагается на офицера по безопасности связи. План контроля разрабатывается в соответствии с созданной системой связи, наличием сил и средств контроля за безопасностью связи и указаний должностных лиц по безопасности.

Учебник под ред. Михайлова Л.А. стр. 320-346

Статья 1.

Статья 2.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

Информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

Обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

Доступ к информации – возможность получения информации и ее использования;

Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ без согласия ее обладателя;

Предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

Распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

Электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель;

Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Статья 5.

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения
2.Информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на: ОБЩЕДОСТУПНУЮ
ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА
3.Информация, в зависимости от порядка ее предоставления или распространения, подразделяется на: А. Свободно распространяемую
Б. ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ по соглашению лиц.участвующих в соответственных отношениях
В.Которая в соответствии с федеральными законами, ПОДЛЕЖИТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ или РАСПРОСТРАНЕНИЮ
С.Распространение в Российской Федерации ОГРАНИЧИВАЕТСЯ или ЗАПРЕЩАЕТСЯ
4. Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Статья 6. Обладатель информации.

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан :

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Статья 2.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

Информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

Обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

Доступ к информации – возможность получения информации и ее использования;

Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ без согласия ее обладателя;

Предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

Распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

Электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель;

Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Статья 5.

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения
2.Информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на: ОБЩЕДОСТУПНУЮ
ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА
3.Информация, в зависимости от порядка ее предоставления или распространения, подразделяется на: А. Свободно распространяемую
Б. ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ по соглашению лиц.участвующих в соответственных отношениях
В.Которая в соответствии с федеральными законами, ПОДЛЕЖИТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ или РАСПРОСТРАНЕНИЮ
С.Распространение в Российской Федерации ОГРАНИЧИВАЕТСЯ или ЗАПРЕЩАЕТСЯ
4. Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Статья 6. Обладатель информации.

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан :

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: