Обществознание

Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Факты включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. знание в форме утверждения, достоверность которых нельзя оспорить..

Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Например, может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.

Оценочные суждения содержат оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».

Предложение А носит фактический характер (банк отозвал лицензию)

Предложения Б, В, Г носят характер оценочных суждений, это видно по стилистике предложения «внимательнее отнестись», «лучше проверять», «вне всякого сомнения».

Предложение Д носит теоретический характер, представляет собой определение банка как важнейшего кредитно-финансового института.

Ответ: 1 2 2 2 3.

Вистунова Ирина Алексеевна

Характер оценочных суждений — это субъективная оценка прошлых, настоящих и будущих событий. Обычно она выражается в форме личного отношения или прогноза.

Все суждения по своему характеру делятся на три части.

  1. Фактические. Так принято называть реальные свершившиеся события. Факт — это то, что фиксируется группой людей или приборами. Факт может быть запечатлен в виде рукописного, печатного документа, а также как фото и видео. Суждение фактического характера может быть основано на собственном опыте или почерпнуто из иных средств информации. Суждение фактического характера можно привязать к конкретному месту и измерить временными характеристиками. Часто к фактическому суждению относят и события, не происходившие в реальности. Они описаны в литературных произведениях и показаны в кинофильмах. Например, то, что Хоббит сходил туда и обратно, — это факт. Такой же фактический характер носит и суждение о том, что Гарри Поттер учился в школе волшебства. Вторая реальность — это тоже реальность.
  2. Оценочные суждения всегда носят субъективный характер, даже в том случае, если высказываются от имени группы людей или целой страны. В таких суждениях всегда содержится оценка факта.
  3. Теоретическое суждение — это описание предмета или явления, основанное на знаниях, полученных предыдущими поколениями или современниками. При этом субъект этого суждения может не иметь никакого отношения к науке, но основывает свои высказывания на знаниях именно научного характера.

Для уточнения следует дать определение научного знания. Это факты, модели, теории, описанные и сформированные по определенным методикам и с помощью специального инструментария. Знания только тогда становятся научными, когда они опубликованы, то есть тиражированы в специальных изданиях.

Не следует путать теоретическое утверждение и фактический характер. Факт может быть научным, но он все равно остается фактом, а теория описывает модель процессов в соответствии с разработанной картиной мира.

Виды оценочных суждений

Отличительным признаком оценочных суждений является их субъективность.

Человек всегда оценивает сам, даже если эта оценка ему навязывается общественным мнением, авторитетом другого человека или привычкой. Однако, несмотря на это, оценочные суждения могут быть:

  • правильными;
  • неправильными:
  • адекватными;
  • неадекватными;
  • оптимальными;
  • неоптимальными.

Это деление основано на анализе субъективных оценочных суждений. Для того, кто высказал суждение, оно всегда правильное и адекватное. При этом субъект может искренне заблуждаться, а может покривить душой, убедив себя в том, что так и должно быть, поскольку очень хочется, чтобы так было.

Под адекватностью в этом случае понимается соответствие фактам, под правильностью — наличие причинно-следственных связей между оценочным суждением и логикой развития событий.

Неадекватность и неправильность суждений можно определить, сопоставив их с фактами. Это может сделать и субъект суждения, что послужит основой для принятия другого оценочного суждения.

Оптимальность оценочных суждений — это степень их полезности для субъекта высказывания. Часто в таких суждениях может содержаться откровенная ложь. То, что это ложь, понимает и сам субъект. Однако его цель заключается не столько в обмане окружающих людей, сколько в обмане самого себя.

Как ни странно, такой самообман может быть оптимальным, поскольку настраивает человека на достижение определенной цели.

Например, случилось какое-нибудь печальное событие: человека уволили с работы или исключили из вуза. Казалось бы, здесь нет места положительной оценке. Однако сильный стресс заставляет человека менять отношение к событию.

Он может оценивать его фразой: «Ну и ладно, нет худа без добра, живут же люди без диплома, причем живут неплохо». Применительно к потерянной работе человек может радоваться тому, что не будет больше видеть вредного начальника.

Такое неадекватное суждение выполняет важную функцию: самообман может привести к подъему самооценки и достижению ранее недостижимых целей.

Функция оценочного суждения


Формируя оценку всему сущему и происходящему, человек управляет миром, а главное, собой. Слушая своих собеседников, мы часто удивляемся их неадекватности и откровенной ложности высказываний. Однако к тому же выводу могут прийти и те, кто выслушивает ваши суждения. В результате правы все и неправы тоже все.

Развивая мысль Марка Твена, можно сказать, что есть еще одна форма лжи: оценочное суждение. Его функция заключается не только в поиске истины и правды, в оправдании своих поступков.

Любая оценка — это анализ и прогноз, в соответствии с которым человек строит стратегию своей жизни, поведения и поступков. Мало того, она влияет на собственное отношение к чему-либо, то есть на будущую оценку. Людям со здоровой психикой свойственно завышать свою самооценку. Оценивая себя выше среднего, человек получает шанс оставаться хотя бы на среднем уровне. Речь не идет о гипертрофированных формах, перерастающих в манию величия, когда слишком высокая самооценка выбрасывает человека из общества в разряд психически ненормальных.

Эта функция нереалистического оптимизма, как ни странно, свойственна не только отдельным людям, но и обществу, в том числе всему человечеству. Впрочем, неадекватность оценочных суждений на глобальном уровне уже не самообман во спасение, а марш слепцов в пропасть.

Каждому человеку свойственно желание быть как все. В такой позиции он ощущает себя более защищенным. Это широко тиражированное желание влияет на оценочные суждения и ими же подкрепляется. В них отражается не столько собственное мнение субъекта, сколько мнение толпы или политического лидера.

Таким образом, функция оценочных суждений заключается в самоидентификации, самоуправлении и управлении как на уровне самой личности, так и, в конечном итоге, на уровне общества.

Подробности Создано: 15.05.2014 18:30 Просмотров: 3852

Задание В5

Выполнение заданий группы В требует от выпускников не только теоретических знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям.

Задание В5 содержит в качестве условия небольшой комплекс взаимосвязанных суждений. У выпускников проверяется умение различать в любых сообщениях социальной направленности объективные констатации и субъективно-оценочные составляющие.
Правильное выполнение этого задания оценивается следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида социальных фактов:

Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт.

Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).

Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания:

Примерами оценочных суждений могут служить:

Возникли

Считается, должны

Включают

С точки зрения исследователей

Цифры – (объем)

По-видимому

Решают

Думается

Предназначаются

На наш взгляд

Это – (какой-то факт)

Представляется

Во все времена была

Необходимо признать

Обеспечивают

По мнению ряда исследователей

Поэтому (утверждение)

С нашей точки зрения

Принята, утверждена

Скорее всего

Однако… (какой-то факт)

По нашему мнению

Имеют форму

Согласно другой точке зрения

Признает

Можно предположить

Запрещает (утверждение)

Преуменьшение…неоправданно

Поставила (свершившийся факт)

Идет довольно активно (какой-то процесс)

Вошла в десятку

Однако…

Связывают

Имеет уверенную тенденцию к сохранению

Состоялся

Заявили о слиянии

Что-то сегодня находиться в упадке

Окончила институт

Все это самым губительным образом отражается на…

Много тратит времени

Это величайшее завоевание цивилизации

Все больше пользуются

В этом году он получил злободневную направленность

Поставлен диагноз

Уровень существенно возрос

Специалисты зафиксировали

Это вызвало значительный рост

Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»

Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна

Вряд ли акции будут стабильны

В исследовании приняли участие 30000 мужчин

Она правильно поступает

Дата

Привычка может привести

Фактически свершилось

Он получил злободневную направленность и стал более современным

Произошло

Уровень представленных работ существенно возрос

Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым

Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье

Это мнение может объясняться низким уровнем образования

Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.

Примеры заданий В5

№1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой . (А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей.

№ 2.
(А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

№ 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения.

№ 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

№ 5.
(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Пре­уменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

№ 6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.
(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки деста­билизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

№ 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся жела­нием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним. № 8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, не­возможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется осно­вой стабильного развития общества. № 9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявля­ется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг (Б) Рост цен в стране Z в зимние месяцы ока­зался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (В) Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

№ задания

А

Б

В

Г

Д

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Насколько вероятен сегодня дождь? Подходит ли данный человек на неко-
торую должность? Каковы шансы любимой футбольной команды победить
в решающем матче? Насколько я уверен в правильности принятого реше-
ния? Какова реальная цена данного автомобиля, не слишком ли много зап-
рашивает за него продавец? Опасно ли ходить по ночам в этом районе го-
рода? Какова вероятность поступить в этот в вущ на этот факультет? В ка-
кой мере можно доверять этому человеку?

Каждому из нас часто приходится отвечать на подобные вопросы. Отве-
тами на них являются оценочные суждения (в англоязычной литературе -
judgment). Оценочное суждение представляет собой субъективное, или пси-
хологическое, измерение. Вынося оценочное суждение, человек классифи-
цирует, ранжирует, приписывает определенные числовые значения объек-
там, событиям или людям. Например на вопрос о том, подходит ли данный
претендент для работы в данной должности, можно ответить «да» или «нет»,
можно сравнить его с другими претендентами, а можно оценить степень со-
ответствия должности в процентах. В первом случае это будет простая клас-
сификация на пригодных и непригодных к должности, во втором - проце-
дура ранжирования, а в третьем - приписывание числового значения. Но
во всех этих случаях мы имеем дело с оценочным суждением.

Оценочные суждения можно с полным правом отнести к категории ког-
нитивных процессов или процессов переработки информации. Однако
оценочные суждения имеют определенную специфику. Суть ее состоит в
том, что они стоят (если можно так выразиться) на «краю» множества ког-
нитивных процессов. С одной стороны, в оценочных суждениях исполь-
зуется все то, что приобретено на первичных этапах обработки информа-
ции - сенсорном и перцептивном; с другой - именно оценочными суж-
дениями завершается процесс информационной подготовки действия,
именно на их основе и под их непосредственным влиянием развертыва-
ются так называемые регулятивные процессы: принимаются решения, осу-
ществляется целеполагаение и планируется поведение. В силу указанной
(«краевой») специфики оценочные суждения в большей степени, чем, ска-
жем, ощущения и восприятие, «привязаны» к мотивационным и эмоцио-
нальным процесам. В оценочных суждениях отражаются не только (а иног-
да и не столько) реальность, но и потребности и цели самого индивида.


Глава 11. Оценочные суждения

Психологическое исследование оценочных суждений началось в 50-х го-
дах XX века в рамках проблем принятия решения. В 1954 г. Ворд Эдварде
опубликовал обзор исследований принятия решения, про-
веденных экономистами, математиками и философами. В 1955 г. другой из-
вестный исследователь Герберт Саймон сформулировал прин-
цип ограниченной рациональности,
суть которого состояла в том, что в силу
ограниченности когнитивных способностей человека его оценочные сужде-
ния и решения существенно отличаются от рациональных, они неоптималь-
ны и полны ошибок. С тех пор усилия психологов, работающих в области
исследования оценочных суждений, были направлены на то, чтобы выявить
все новые и новые ошибки в субъективных измерениях. Ошибкой при этом
считалось все то, что не соответствует нормативной модели - математической
модели принятия решения, разработанной математиками или экономиста-
ми. Дело дошло почти до трагического накала страстей. Все более и более
крепла уверенность в том, что человеческие оценочные суждения имеют
весьма нестабильный, непоследовательный и нечеткий характер, они зло-
веще искажают реальность, их рациональность неизбежно нарушается мно-
жеством различных факторов: спецификой задачи, контекстом, индивиду-
альными качествами человека, выносящего оценочное суждение, его эмо-
циональным состоянием и т. д. . Картина получалась такая, что
человек в своих оценках реальности и решениях- практически полностью
иррациональное существо. Ситуация сложилась парадоксальная. С одной
стороны, мы имеем рациональные, нормативные модели, теории, предпи-
сывающие человеку то, как ему надо поступать, с другой стороны, нераци-
ональное поведение человека. Причем автором как первого (теорий), так и
второго (реального поведения) было все то же человечество.


Данная ситуация привела к перелому в трактовке рационального пове-
дения. Это произошло примерно в середине 90-х годов. В этом смысле ха-
рактерным является обзор по оценочным суждениям и принятию реше-
ния, опубликованный в 1998 г. . Авторы об-
зора отмечают, что психологи все больше стали осознавать ограниченность
традиционного подхода к исследованию оценочных суждений.

В чем же по существу состоял этот подход и что в нем требует пересмотра?
Единственным критерием оптимальности оценочного поведения была его пра-
вильность.
При этом под правильностью понималось то, насколько точно в оце-
ночном суждении отражается реальность. Если, например, человек считает, что
его шансы устроиться на работу в данном городе равны 25%, и специальные
объективные данные подтверждают эту оценку, то суждение можно считать
правильным. Если человек систематически переоценивает (или недооценива-
ет) свои шансы устроиться на работу, то такого рода оценочные суждения с пол-
ным правом можно считать ошибочными, а значит, неоптимальными.

Однако многолетние исследование убедили психологов в том, что пра-
вильность не является единственным критерием, которым руководствуется
человек при вынесении оценочного суждения. Если вам нужно купить од-
норазовую зажигалку, то вы не будете тратить долгие часы на изучение тех-
нических характеристик этих весьма недорогих устройств, на опрос опыт-


Нереалистический оптимизм

ных пользователей и структурированные интервью с продавцами. Пусть вы
ошибочно посчитаете одну из зажигалок более надежной и удобной в
пользовании, пусть ваше оценочное поведение и последующий выбор бу-
дут неправильными в строгом смысле слова, зато они будут оптимальны-
ми с точки зрения критерия экономии, или минимизации, усилий. Пусть
футболисты перед игрой переоценят свои шансы на победу, пусть их оце-
ночные суждения будут неправильными, зато они будут оптимальными с
точки зрения качества предстоящей игры, поскольку тем самым они как
бы запрограммируют себя на победу. Пусть они даже не выиграют, но на-
верняка будут играть лучше, чем если бы изначально ожидали поражения.
Пусть вы ошибаетесь, думая, что, не поступи в этот вуз и не получили
именно это образование, вы всю жизнь мучились бы от того, что занимае-
тесь не своим делом. Пусть с точки зрения «абсолютной» истины это со-
всем не так, зато на душе у вас не скребут кошки, говоря более строгим язы-
ком, оценивая свое прошлое как относительно благоприятный исход, вы
обеспечиваете себе комфортное эмоциональное состояние.

Итак, как ни парадоксально это звучит, оценочное суждение может быть
неправильным, но оптимальным. Точность отражения реальности не являет-
ся единственным критерием оптимальности оценочных суждений. Современ-
ные исследования оценочного поведения позволяют выделить по крайней
мере еще три критерия. Это экономия, или минимизация, когнитивных усилий
(см., например, ); повышение эффективности пос-
ледующего действия; улучшение эмоционального состояния
(см., например,
). Критерий оптимальности представляет собой по сути когни-
тивную метацель, или, проще говоря, то, ради чего, во имя чего оценочное
суждение выносится. Поведение вообще можно считать оптимальным, если
оно максимизирует, способствует достижению критерия оптимальности. Ана-
логично оценочное поведение оптимально, если оно способствует достиже-
нию когнитивной метацели или согласуется с критерием оптимальности.

Объяснить многие, если не все, так называемые отклонения (biases) оце-
ночных суждений от реальности можно тем, что субъект использует в своем
оценочном поведении, наряду с критерием точности отражения реальности
критерии минимизации когнитивных усилий, повышения эффективности
последующего действия или критерий улучшения эмоционального состояния.

Далее будут рассмотрены основные факты, полученные при исследовании
оценочных суждений, а также возможные их интерпретации в терминах кри-
териев оптимальности, используемых субъектом оценочного поведения.

Посаженникова Анна Олеговна

В статье рассматривается проблема развития уровней морального сознания в связи с социально-психологическими особенностями формирования личности в ранней юности. Анализируются теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению различных аспектов морального сознания. Представлены результаты, полученные в ходе исследования уровней развития моральных суждений подростков. Показано наличие связи уровней развития моральных суждений с особенностями ценностно-мотивационной сферы у представителей исследуемых социальных групп. Описываются гендерные особенности становления моральных суждений.

Скачать PDF

К вопросу о своеобразии нравственных суждений младших подростков

Веденеева Галина Ивановна

Рассматривается своеобразие нравственных суждений младших подростков. Предложено распределение качеств личности по трем группам: качества-поступки, качества-мотивы и немотивированные качества. Прослеживается динамика изменения числа выборов у младших подростков по сравнению с младшими школьниками в пользу качеств-мотивов, что указывает на интерес подростков к внутреннему миру окружающих людей.

Скачать PDF

Специфика моральных суждений современной молодежи Дагестана

Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Закарьяева Баху Абдулмуслимовна

Проведено исследование моральных суждений современной дагестанской молодежи. Показано, что дагестанская молодежь оперирует моральными ценностями и принципами, практически не распространенными в других культурах.

Скачать PDF

Интеграция противоречивой информации о внешности и поведении в суждениях о феминности

Зорина Светлана Валерьевна

В статье показано, что внешность и поведение учитываются в интегративном суждении о феминности женщины в разной степени при наличии рассогласования между степенью феминностью / маскулинностью в используемой информации.

Скачать PDF

Ошибки воспроизведения оценочных суждений при противоречивой обратной связи

Козлов Дмитрий Дмитриевич, Агафонов Андрей Юрьевич, Шалаева Наталья Юрьевна

Статья посвящена изучению условий возникновения ошибок воспроизведения оценочных суждений при наличии противоречивой обратной связи. Показано, что ошибки воспроизведения оценочных суждений связаны с уровнем доверия к получаемой информации и не зависят от таких личностных особенностей, как самооценка и уверенность в собственных суждениях.

Скачать PDF

Оценка способности к нравственному суждению с помощью диагностического комплекса Оникс: апробация и

Козырев Федор Николаевич

Описан авторский диагностический комплекс ОНИКС, позволяющий производить стандартизованную количественную оценку способности субъекта к нравственному суждению. Комплекс представляет собой продукт дальнейшего усовершенствования стандартизованной версии метода дилемм Л. Кольберга, разработанной в свое время Г. Линдом и известной за рубежом как MJT. Результаты апробации показали высокую степень пригодности комплекса для мониторинга в области нравственного развития и воспитания школьника.

Скачать PDF

Изучение реализации потребности суждения в Сети при помощи факторного анализа

Черная Екатерина Евгеньевна

Статья посвящена результатам исследования, проводимого с целью выявить особенности реализации потребности суждения в Интернете. Основным методом обработки данных послужил факторный анализ, выполненный посредством компьютерной программы SPSS, предназначенной для статистической обработки данных. В результате нами были выделены три группы респондентов. Каждая из групп имеет специфическую форму активности внутри интернет-среды, которая согласуется с определенными личностными качествами. Стоит отметить, что основными сферами, коррелирующими с различными аспектами высказывания своего мнения в Сети, стали сферы коммуникации и механизмов защиты психики. В данной работе можно увидеть, что выражение своего мнения в виртуальном пространстве может быть как самоцелью, так и средством для удовлетворения других типов потребностей. Обнаруженные взаимосвязи между спецификой вынесения суждений и психологическими характеристиками личности были проанализированы нами в двустороннем порядке. Мы проследили как влияние виртуальной активности на психологический склад индивида, так и наоборот. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности психологов, в частности при работе с клиентами, подверженными интернет-зависимости. Проведенное исследование также расширяет теоретические знания об изучаемой нами стороне реальности.

Скачать PDF

Различия суждений о морали, идентичности и толерантности студентов, будущих юристов

Колиниченко Ирина Александровна

Статья посвящена оценке суждений о морали, категорий идентичности и толерантности в представлениях студентов, будущих юристов, по критериям уровня образования, конфессиональной принадлежности и пола. На достоверном уровне значимости показано: нарушения морали оцениваются с позиций групповых норм, характерных для членов коллективистских культур. По конфессиональному признаку выявились различия желательности личностных и общих категорий, а также различия по полу в отношении морали у юношей, которые уверены, что «есть вещи, ради которых можно отступить от норм морали». Не обнаружены ожидаемые различия в понимании суждения «основу морали составляет свод уголовных и гражданских законов» как не вызывающий разногласия факт для будущих юристов.

Скачать PDF

Влияние локальной и конфигуративной обработки лицевой информации на социальные суждения

Зорина Светлана Валерьевна, Камзина Оксана Анатольевна

В статье представлены результаты исследования влияния того, как конфигуративная обработка, в большей степени обусловленная низкочастотной информацией, и локальная обработка, извлекающая высокочастотную информацию, влияют на социальные суждения. Испытуемые оценивали мужские и женские лица с различным уровнем физической привлекательности с преобладанием высоких или низких частот. Конфигуративная обработка лиц определила рост приписываемой опасности посредством атрибуций качеств, связанных с низкой надежностью и снижением межличностной привлекательности. Физическая привлекательность способна вмешаться в информационный процессинг уже на ранних стадиях формирования образа (обработки низкочастотной информации), увеличивая социально желательные оценки красивого человека и снижая менее красивого. Таким образом, эффекты социальной перцепции (физической привлекательности и оценки надежности) связаны с общими закономерностями обработки лица как специфического объекта.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: